Абсолютное вето: что это такое, описание и особенности

Абсолютное вето: что это такое, описание и особенности

Относительным вето являются «сильное» и «слабое» вето.

Слабое вето подразумевает, что парламент обязуется повторно заняться рассмотрением законопроекта. Для его преодоления хватит такого же большинства, как и для того чтобы принять обычный закон. Так президенты Франции и Италии наделены слабым суспензивным вето.

Сильное вето можно преодолеть лишь квалифицированным большинством, порой придерживаясь усложнённой процедуры. Например у Президента США есть сильное вето. Стоить заметить, что вето дает возможность блокировать принятие решения и останавливать изменения, но его никак нельзя использовать для проведения каких-либо реформ. Вето – это механизм поддержания статуса-кво, а не возможность формировать политику.

Право вето в виде общественного института появилось в Древнем Риме. Римская республика славилась тем, что каждый из двух консулов имел право заблокировать принятое военное или гражданское решение другого консула. Кроме того, каждый трибун обладал правом единолично отклонить закон, который был принят Сенатом.

Практика применять право вето очень пестрая и сложно поддается однозначной оценке, потому что она притерпевала многократные изменения в зависимости от политической ситуации и соотношения сил партий в государстве. Первые семь президентов США не использовали право вето вовсе. После же Дж.А.Гарфилда ни один Президент не отказал себе в удовольствии использовать свое конституционное право, некоторые из них и не по одному разу.

Преодоление вето

Вето Президента в России можно преодолеть в единичных случаях, это можно объяснить как необходимое условие нормального функционирования системы разделения властей. В случае когда процедура, которая действует может позволить парламенту с легкостью преодолеть возражения президента, то у депутатов может возникнуть соблазн, чтобы навязать ему свою волю.

Большинство законов, которые отклонил глава государства, дорабатывается с учетом его замечаний. Для достижения этой цели Государственная Дума создает специальные комиссии, в составе которых имеются и представители главы правительства. Российская практика знала случаи, когда Б.Ельцин, не имея желания обострять отношения с парламентом, все таки шел на поводу у парламента и подписывал законы, которые, по его мнению, содержали положения, которые противоречили Конституции.

Стоит отметить, что конституционный механизм реализации права вето в России очень похож на американский, а не западноевропейский. Но при этом есть и свои особенности. Первое, политическая практика США не знает случаев неподписания или не опубликования законов главой государства, поскольку после преодоления президентского вето “законопроект становится законом”. В России такие случаи были, это бесспорно являлось явным нарушением Конституции (Закон о реституции ценностей). К сожалению, в Россия не обладает механизмом, обеспечивающим действие закона,который не подписан Президентом.

Другая особенность – это отсутствие у российского Президента “карманного вето”. А если бы глава государства был наделен подобным правом это было бы очень полезным для России, которая в последние дни сессий парламента принимает по несколько десятков законов в одно чтение. Это, бесспорно, не может не сказаться на их качество.

Право вето в Европе

В отличие от США Президент Германии не имеет право вето. Конституция наделяет его только правом оформления законов при помощи контрассигнации. Это нельзя назвать чисто техническим действием, потому как глава государства может проверить соответствует ли этот закон на Конституции. Но так как на Федеральный конституционный суд возложена роль за тем, чтобы следить, чтобы не нарушалась Конституция, необходимости чтобы реализовывать указанное право у Президента обычно не возникает. Но все таки, не имея права вето и возможности отклонить уже вступивший в силу закон, Президент Германии все же может предотвратить его действие применив отказ от оформления. Решиться на подобный шаг президента могут побудить весомые сомнения, грубые ошибки, которые содержатся в законе.

Злоупотребления, которые могут исходить со стороны Президента, в данной ситуации исключены, потому что уже сам его отказ оформить закон проверяет Конституционный суд. Поэтому авторы немецкого курса государственного права назвали оформление закона Президентом ФРГ так называемым государственно-нотариальным действием, в котором глава государства засвидетельствует подлинность текста.

Во Франции Законы обнародуются декретом Президента. Глава государства может потребовать чтобы в течение 15 дней закон или его части были повторно обсуждены. Основанием для этого требования мугут быть технические причины или проявление политического несогласия.

На практике процедура повторного обсуждения закона в V Республике, в отличие от IV Республики, была применена лишь несколько раз. Правительство пытается решать спорные проблемы на стадии рассмотрения закона, а не промульгации. Президент Ф.Миттеран (1981-1995) лишь два раза использовал это право (Закон о Всемирной выставке 1989 года). Конституция предусматривает невозможность отказа Президента от подписания декрета о промульгациии после нового обсуждения закона или истечения 15-дневного срока.

Карманное вето

Кажется, что наиболее совершенной конструкцией реализации права вето обладает Конституция Республики Беларусь, потому что глава государства обладает постатейным и “карманным” вето. Президент имеет право вернуть на повторное голосование не только весь законопроект со своими возражениями, но и отдельные части этого закона. В таком случае закон подписанный главой государства с оговоркой о несогласии с отдельными его частями и вступает в силу. Не вступают в силу лишь те положения по которым имеются возражения.

Читайте также:
Денежный знак: что это такое, описание и особенности

Реализация “карманного вето” имеет большие отличия от США. Глава Беларуси в таких случаях и после истечения 14-дневного срока принимает окончательное решение: либо подписывает закон, либо возвращает его, внеся свои возражения в Палату представителей, после этого он рассматривается, беря начало не с первого чтения, а придерживаясь особой процедуры рассмотрения возражений Президента . Эта практика является весьма позитивной, потому что позволяет добиться процессуальной экономии законодательной деятельности. К тому же законодательство Беларусь, в отличие от российского, налагает на главу государства обязательство подписать закон, который принят парламентом после преодоления президентского вето. Все это может способствовать более тесному сотрудничеству властей в законодательном процессе и исключать их конфронтацию.

Мы коротко рассмотрели понятие вето, виды вето, право на вето. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Право вето в России

Президент России обладает правом вето, реализуемое им довольно часто. Около 30% общего количества законов попадают под вето главы государства. Если зарубежная практика во главу угла президентского вето ставит политические и экономические основания, то в России реализованы правовые. Так к примеру, Президент Ельцин обосновывал это те что законы имеют низкое юридическое качество, часто противоречат Конституции, федеральным законам, а также часто отсутствуют заключения правительства по законопроектам, которые требуют дополнительных ассигнований из федерального бюджета.

Наряду с юридически-техническими огрехами и упущениями в принятых законах встречаются сложные правовые коллизии. Часто они затрагивают различные интерпретации Президента и парламента ключевых положений Конституции. Среди них принцип разделения властей, правовые основы организации государственной власти, полномочия федеральных органов законодательной и исполнительной властей.

Применение вето весьма противоречиво и непоследовательно. Отсутствие традиций разрешения споров политического характера заводит иногда процесс создания законов в тупик. Иногда причинами применения вето являются совершенно непонятные факторы, которые носят очень уж общий характер. И все таки, по мнению российских ученых, право вето может стимулировать повышение качества законов, которые принимаются, а его частое использование может быть оправдано на этапе становления профессионального парламента, когда остро недостает квалифицированных юристов.

Кроме отклонения закона с его последующим повторным рассмотрением в парламенте (это метод называют отлагательным вето), Президент России может возвратить закон в парламент не рассматривая его по существу, если нарушены требования Конституции к принятию таких актов. Это право не предусматривается Конституцией. Если Президент усмотрит в процессе принятия или одобрения федерального закона нарушение какого то условия или процедуры, он не подпишет его, а это автоматически сделает закон не принятым.

Право вето президента

В 60-70-х годах право вето президенты стали использовать намного реже, чем в 30-50-х годах, что, в целом, является отражением эволюции во взаимоотношениях Президента и Конгресса. Сейчас же глава государства все чаще стал заручаться предварительной поддержкой парламента прежде чем притворять в жизнь свои законодательные программы. Кроме того Конгресс старается ограничивать возможности Президенту пользоваться данным правом.

Кроме уже упомянутого “наездника”, парламент иногда регулирует законодательный процесс таким образом, чтобы не дать Президенту возможности применить “карманное вето”.

Стоит отметить, что право вето – это очень эффективное средство, потому что Конгресс в итоге преодолевает всего только около 7%. Законопроекты, которые подверглись данной процедуре, часто подвергаются пересмотру парламентом и затем принимаются в варианте, который приемлем Президенту. Особенно эффективно использовать вето главы государства во время блокирования бюджетных инициатив Конгресса, именно поэтому в США парламент занимается приемом бюджетного закона дважды. Первый раз – билль, который санкционирует издание бюджетного закона, второй раз – закон об ассигнованиях. Это дает возможность президенту воспользоваться правом вето дважды.

Часто сама угроза применения вето может оказать на конгрессменов необходимое воздействие. Однако, по замечанию профессора А.А.Мишина, право вето – это прежде всего оборонительное, негативное оружие, при помощи которого глава государства может только сорвать законодательную инициативу Конгресса, однако не может реализовать свою. “Президенту, который имеет позитивную программу законодательных мер, право вето мало чем может помочь”. Поэтому “вето или даже угроза его применения это часть сложного процесса политических уступок, в котором Президент располагает существенными полномочиями”.

Абсолютное вето: что это такое, описание и особенности

Слово вето (или вето ) происходит от латинского языка и буквально означает « я против» . Он используется для обозначения того, что лицо или часть группы имеет право в одностороннем порядке отменить совместное решение.

Резюме

  • 1 Правописание
  • 2 Общие
  • 3 В мире и в истории
    • 3.1 Древний Рим
    • 3,2 Соединенное Королевство и Содружество
    • 3.3 Современная Европа
    • 3,4 США
    • 3,5 Франция
      • 3.5.1 Королевское вето
      • 3.5.2 Президентское вето
      • 3.5.3 Сенатское вето
    • 3.6 Организация Объединенных Наций
    • 3,7 Польша
  • 4 Злоупотребление вето
  • 5 Примечания и ссылки
  • 6 См. Также
    • 6.1 Библиография
      • 6.1.1 Словари
      • 6.1.2 Другое
    • 6.2 Статьи по теме

Написание

Начиная с орфографической реформы 1990 года , рекомендуется использовать скрипт вето .

Общий

В конституционном праве , то право вето или право вето может быть определен как «власть , чтобы предотвратить » от главы государства , прерогатива главы государства , чтобы выступить против вступления в силу ранее принятых законов.

Читайте также:
Бюджетные правоотношения: что это такое, описание и особенности

Происхождение этого права лежит в «праве королевского согласия», осуществляемом в форме права «отказа от санкции».

Следуя Жан-Жаку Шевалье , классическая доктрина различает абсолютное вето, отлагательное вето и трансляционное вето. Различия заключаются в следующем:

  • абсолютное вето : запрещает парламентариям голосовать за закон
  • приостанавливающее вето : приостанавливает действие закона на период или до выполнения условия
  • переводное вето : по словам Ива Нау, «право на то, чтобы избиратели урегулировали крупный спор между главой государства и парламентом, оба из которых заявляют, что пользуются доверием населения для защиты своей точки зрения и, в частности, содержания законодательного акта. действовать “
  • частичное вето : относится к части данного закона

В широком смысле вето включает «право требовать нового обсуждения» закона.

В мире и в истории

Древний Рим

Вето было дано в начале Римской республики в трибун плебса противостоять какому – либо решению другого судьи , независимо от его ранга, в том числе против другого трибуна плебса, или к решению римского сената .

Соединенное Королевство и Содружество

В Вестминстерской системе и в большинстве конституционных монархий право вето осуществляется путем приостановления королевского соглашения, которое в принципе является последней властью, редко используемой монархом или его представителем.

Современная европа

С XVI – го века до 1903 года , короны Франции , тем Священной Римской империи (тогда Австрия ) и Испания были в состоянии выдать подошву против одного или нескольких кандидатов на папский престол . Например, кардинал Фабрицио Паолуччи , государственный секретарь, был любимым кандидатом на престол Климента XI в 1721 году , но он был слишком благосклонен к французским позициям, и император Карл VI Габсбург использовал свое право вето, чтобы помешать своему избранию. . Таким образом, конклав завершился избранием не скомпрометированного кардинала Микеланджело Конти, который принял имя Иннокентий XIII . После смерти последнего в 1724 году Паолуччи снова стал одним из любимых кандидатов на папский престол; но снова он не был избран из-за имперского вето.

Соединенные Штаты

В Соединенных Штатах , то президент может наложить вето на закон , принятый Конгрессом Соединенных Штатов , но это право не является абсолютным. Большинство в две трети каждого собрания может иметь преимущественную силу. Впервые право вето было применено президентом Джорджем Вашингтоном на 5 апреля 1792 г. и Конгресс преодолел один 3 марта 1845 г. .

Франция

Королевский ветеринар

Во Франции , в рамках революции , то Учредительное собрание предоставляет Louis XVI в правом отлагательного вето. Это действительно для следующих двух законодательных органов (один законодательный орган на 2 года), т.е. максимум на шесть лет ( 11 сентября 1789 г. и утвержден в Конституции 1791 г.).

В 11 сентября 1789 г. , принцип королевского вето принят подавляющим большинством голосов: 733 голоса за , 143 против , 76 воздержавшихся; затем отлагательное вето с меньшим большинством: 673 голоса за , 325 против , 11 воздержавшихся. В глазах монархов ( Жан-Жозеф Мунье ) это способствовало ослаблению исполнительной власти по сравнению с законодательной. Это принесло Людовику XVI прозвище «Месье Вето».

  • то 12 ноября 1791 г. , вопреки постановлению 9 ноября относящиеся к эмигрантам;
  • то 19 декабря 1791 г. , вопреки постановлению 27 ноября в отношении присяжных священников;
  • то 20 января 1792 г. , вопреки постановлению 29 сентября 1791 г. ;
  • то 7 июня 1792 г. об образовании 20-тысячного лагеря под Парижем;
  • то 12 июня 1792 г. , вопреки постановлению 27 мая относящиеся к непокорным священникам.

Под Реставрацией , Луи XVIII воздерживается от использования своего права вето.

Под Июльской монархии , Луи-Филипп I эр не использует свое право вето.

Президентский ветеринар

Под V – й Республики , в статье 10 , пункт 2 , в Конституции 4 октября 1958 г. совещается на президенте Республики права на приостановить на принятие закона , принятый парламентом , задавая последнюю для «нового обсуждения» всех или части его статьи. Это традиционная прерогатива главы государства, которая иногда анализируется как дающая ему право приостанавливающего вето.

Под V – го , Франсуа Миттеран фактически использовать дважды: во- первых, 13 июля 1983 г. , чтобы позволить парламенту отозвать закон о Всемирной выставке из 1989 г. ; второй, 9 августа 1985 г. , чтобы позволить парламенту пересмотреть закон о развитии Новой Каледонии . Жак Ширак однажды использовал его, 4 апреля 2003 г. , чтобы дать возможность парламенту пересмотреть статью 4 закона, касающуюся выборов региональных советников и представителей в Европейский парламент, а также общественной помощи политическим партиям .

Сенатский ветеринар

Под V – й Республики, некоторые прерогативы сената считаются придав ему право вето. Это касается органических законов, касающихся Сената, и законов о пересмотре Конституции .

Организация Объединенных Наций

В Совете Безопасности ООН пять постоянных членов ( США , Россия , Китай , Франция , Великобритания ) имеют право вето . Если одна из этих стран проверяет предложение, оно обязательно отклоняется. Можно привести в пример кризис Суэцкого канала (1956 г.) или резолюцию 1976 г. по Коморским Островам . Американское вето также помогло обеспечить лучшую политическую поддержку израильскому образованию, предотвратить принятие любого решения Совета Безопасности, вынуждающего Израиль прекратить оккупацию палестинских территорий и насилие против палестинского народа, или провал любой резолюции, осуждающей чрезмерные действия Израиля. Применение силы, особенно во время войны в Ливане в 2006 г. и в Газе в конце 2008 г., вызвало сомнения в надежности ООН из-за вето США.

Читайте также:
Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания

Польша

В XVII – го и XVIII – го веков, польский Сейм был применен принцип , известный как Liberum Вето , «свобода не для согласия.» Депутату достаточно было крикнуть на заседании: liberum veto, чтобы прервать заседание и признать недействительными все ранее принятые решения. Все, что для этого требовалось, – это один голос, и это не обязательно должен был быть конкретный член парламента: любой мог заблокировать любое законодательное действие. Этот обычай, постепенно трансформировавшийся в закон, был следствием принципа, согласно которому для принятия законов, казалось, требовалось полное единогласие.

Очень быстро это вето стало проявлением параноидального чувства абсолютного равенства и привело к анархии и краху польского государства. Самый незначительный (или самый коррумпированный) депутат мог заблокировать работу сотен других и поставить под угрозу будущее польского народа. Не Liberum Вето стал символом глубокого внутреннего кризиса этого государства , которое, де – факто , уже не существовало в течение 120 лет.

В нынешней политической системе президент Республики Польша имеет право вето на тексты, принятые парламентом, что может противодействовать ему голосованием, принятым большинством 3/5 голосов парламента .

Злоупотребление вето

Обычно вето применяется ко всему законодательному акту. Несколько штатов в Соединенных Штатах предоставили своим губернаторам дополнительное право вето на эту линию. Его самый известный злоупотребление вмешались , когда губернатор штата Висконсин , Томми Томпсон , запрещенный отдельные буквы в тексте , представленном на него, который дал иной смысл текста.

Абсолютное вето: что это такое, описание и особенности

Добавлено в закладки: 0

Что такое вето? Описание и определение термина.

Вето – это (лат., от veto– запрещаю) право, которым обладает лицо или группа лиц и дает им возможность на отмену в одностороннем порядке принятого уже решения. Выделяют абсолютное и относительное вето. Абсолютным вето называют право на полный и всеобъемлющий запрет принятия или исполнения какого-либо решения или действия. Что касается относительного вето, то оно бывает «слабым» и «сильным». Слабым вето называют право, которое дает возможность повторно пересматривать принятие решения, чтобы его утвердить будет достаточно согласия большинства. Чтобы преодолеть сильное вето нужно использовать квалифицированное большинство, при этом принятие решения должно проходить по усложненной процедуре.

Вето (от лат. veto — запрещаю) — это право, которое означает полномочие лица или группы лиц в блокировке в одностороннем порядке принятия того или иного решения.

Вето бывает абсолютным (например, Совет Безопасности ООН, постоянные члены которого имеют право заблокировать любое решение, которое принято Советом), или суспензивным (отлагательным) (как Законодательная система США, где Палата представителей США и Сенат США имеют право собрав две трети голосов преодолеть вето Президента.)

Сильное и слабое вето

Относительным вето являются «сильное» и «слабое» вето.

Слабое вето подразумевает, что парламент обязуется повторно заняться рассмотрением законопроекта. Для его преодоления хватит такого же большинства, как и для того чтобы принять обычный закон. Так президенты Франции и Италии наделены слабым суспензивным вето.

Сильное вето можно преодолеть лишь квалифицированным большинством, порой придерживаясь усложнённой процедуры. Например у Президента США есть сильное вето. Стоить заметить, что вето дает возможность блокировать принятие решения и останавливать изменения, но его никак нельзя использовать для проведения каких-либо реформ. Вето – это механизм поддержания статуса-кво, а не возможность формировать политику.

Право вето в виде общественного института появилось в Древнем Риме. Римская республика славилась тем, что каждый из двух консулов имел право заблокировать принятое военное или гражданское решение другого консула. Кроме того, каждый трибун обладал правом единолично отклонить закон, который был принят Сенатом.

Практика применять право вето очень пестрая и сложно поддается однозначной оценке, потому что она притерпевала многократные изменения в зависимости от политической ситуации и соотношения сил партий в государстве. Первые семь президентов США не использовали право вето вовсе. После же Дж.А.Гарфилда ни один Президент не отказал себе в удовольствии использовать свое конституционное право, некоторые из них и не по одному разу.

Право вето президента

В 60-70-х годах право вето президенты стали использовать намного реже, чем в 30-50-х годах, что, в целом, является отражением эволюции во взаимоотношениях Президента и Конгресса. Сейчас же глава государства все чаще стал заручаться предварительной поддержкой парламента прежде чем притворять в жизнь свои законодательные программы. Кроме того Конгресс старается ограничивать возможности Президенту пользоваться данным правом.

Кроме уже упомянутого “наездника”, парламент иногда регулирует законодательный процесс таким образом, чтобы не дать Президенту возможности применить “карманное вето”.

Стоит отметить, что право вето – это очень эффективное средство, потому что Конгресс в итоге преодолевает всего только около 7%. Законопроекты, которые подверглись данной процедуре, часто подвергаются пересмотру парламентом и затем принимаются в варианте, который приемлем Президенту. Особенно эффективно использовать вето главы государства во время блокирования бюджетных инициатив Конгресса, именно поэтому в США парламент занимается приемом бюджетного закона дважды. Первый раз – билль, который санкционирует издание бюджетного закона, второй раз – закон об ассигнованиях. Это дает возможность президенту воспользоваться правом вето дважды.

Читайте также:
Арендная плата: что это такое, описание и особенности

Часто сама угроза применения вето может оказать на конгрессменов необходимое воздействие. Однако, по замечанию профессора А.А.Мишина, право вето – это прежде всего оборонительное, негативное оружие, при помощи которого глава государства может только сорвать законодательную инициативу Конгресса, однако не может реализовать свою. “Президенту, который имеет позитивную программу законодательных мер, право вето мало чем может помочь”. Поэтому “вето или даже угроза его применения это часть сложного процесса политических уступок, в котором Президент располагает существенными полномочиями”.

Право вето в Европе

В отличие от США Президент Германии не имеет право вето. Конституция наделяет его только правом оформления законов при помощи контрассигнации. Это нельзя назвать чисто техническим действием, потому как глава государства может проверить соответствует ли этот закон на Конституции. Но так как на Федеральный конституционный суд возложена роль за тем, чтобы следить, чтобы не нарушалась Конституция, необходимости чтобы реализовывать указанное право у Президента обычно не возникает. Но все таки, не имея права вето и возможности отклонить уже вступивший в силу закон, Президент Германии все же может предотвратить его действие применив отказ от оформления. Решиться на подобный шаг президента могут побудить весомые сомнения, грубые ошибки, которые содержатся в законе.

Злоупотребления, которые могут исходить со стороны Президента, в данной ситуации исключены, потому что уже сам его отказ оформить закон проверяет Конституционный суд. Поэтому авторы немецкого курса государственного права назвали оформление закона Президентом ФРГ так называемым государственно-нотариальным действием, в котором глава государства засвидетельствует подлинность текста.

Во Франции Законы обнародуются декретом Президента. Глава государства может потребовать чтобы в течение 15 дней закон или его части были повторно обсуждены. Основанием для этого требования мугут быть технические причины или проявление политического несогласия.

На практике процедура повторного обсуждения закона в V Республике, в отличие от IV Республики, была применена лишь несколько раз. Правительство пытается решать спорные проблемы на стадии рассмотрения закона, а не промульгации. Президент Ф.Миттеран (1981-1995) лишь два раза использовал это право (Закон о Всемирной выставке 1989 года). Конституция предусматривает невозможность отказа Президента от подписания декрета о промульгациии после нового обсуждения закона или истечения 15-дневного срока.

Право вето в России

Президент России обладает правом вето, реализуемое им довольно часто. Около 30% общего количества законов попадают под вето главы государства. Если зарубежная практика во главу угла президентского вето ставит политические и экономические основания, то в России реализованы правовые. Так к примеру, Президент Ельцин обосновывал это те что законы имеют низкое юридическое качество, часто противоречат Конституции, федеральным законам, а также часто отсутствуют заключения правительства по законопроектам, которые требуют дополнительных ассигнований из федерального бюджета.

Наряду с юридически-техническими огрехами и упущениями в принятых законах встречаются сложные правовые коллизии. Часто они затрагивают различные интерпретации Президента и парламента ключевых положений Конституции. Среди них принцип разделения властей, правовые основы организации государственной власти, полномочия федеральных органов законодательной и исполнительной властей.

Применение вето весьма противоречиво и непоследовательно. Отсутствие традиций разрешения споров политического характера заводит иногда процесс создания законов в тупик. Иногда причинами применения вето являются совершенно непонятные факторы, которые носят очень уж общий характер. И все таки, по мнению российских ученых, право вето может стимулировать повышение качества законов, которые принимаются, а его частое использование может быть оправдано на этапе становления профессионального парламента, когда остро недостает квалифицированных юристов.

Кроме отклонения закона с его последующим повторным рассмотрением в парламенте (это метод называют отлагательным вето), Президент России может возвратить закон в парламент не рассматривая его по существу, если нарушены требования Конституции к принятию таких актов. Это право не предусматривается Конституцией. Если Президент усмотрит в процессе принятия или одобрения федерального закона нарушение какого то условия или процедуры, он не подпишет его, а это автоматически сделает закон не принятым.

Преодоление вето

Вето Президента в России можно преодолеть в единичных случаях, это можно объяснить как необходимое условие нормального функционирования системы разделения властей. В случае когда процедура, которая действует может позволить парламенту с легкостью преодолеть возражения президента, то у депутатов может возникнуть соблазн, чтобы навязать ему свою волю.

Большинство законов, которые отклонил глава государства, дорабатывается с учетом его замечаний. Для достижения этой цели Государственная Дума создает специальные комиссии, в составе которых имеются и представители главы правительства. Российская практика знала случаи, когда Б.Ельцин, не имея желания обострять отношения с парламентом, все таки шел на поводу у парламента и подписывал законы, которые, по его мнению, содержали положения, которые противоречили Конституции.

Читайте также:
Административный арест: что это такое, описание и особенности

Стоит отметить, что конституционный механизм реализации права вето в России очень похож на американский, а не западноевропейский. Но при этом есть и свои особенности. Первое, политическая практика США не знает случаев неподписания или не опубликования законов главой государства, поскольку после преодоления президентского вето “законопроект становится законом”. В России такие случаи были, это бесспорно являлось явным нарушением Конституции (Закон о реституции ценностей). К сожалению, в Россия не обладает механизмом, обеспечивающим действие закона,который не подписан Президентом.

Другая особенность – это отсутствие у российского Президента “карманного вето”. А если бы глава государства был наделен подобным правом это было бы очень полезным для России, которая в последние дни сессий парламента принимает по несколько десятков законов в одно чтение. Это, бесспорно, не может не сказаться на их качество.

Карманное вето

Кажется, что наиболее совершенной конструкцией реализации права вето обладает Конституция Республики Беларусь, потому что глава государства обладает постатейным и “карманным” вето. Президент имеет право вернуть на повторное голосование не только весь законопроект со своими возражениями, но и отдельные части этого закона. В таком случае закон подписанный главой государства с оговоркой о несогласии с отдельными его частями и вступает в силу. Не вступают в силу лишь те положения по которым имеются возражения.

Реализация “карманного вето” имеет большие отличия от США. Глава Беларуси в таких случаях и после истечения 14-дневного срока принимает окончательное решение: либо подписывает закон, либо возвращает его, внеся свои возражения в Палату представителей, после этого он рассматривается, беря начало не с первого чтения, а придерживаясь особой процедуры рассмотрения возражений Президента . Эта практика является весьма позитивной, потому что позволяет добиться процессуальной экономии законодательной деятельности. К тому же законодательство Беларусь, в отличие от российского, налагает на главу государства обязательство подписать закон, который принят парламентом после преодоления президентского вето. Все это может способствовать более тесному сотрудничеству властей в законодательном процессе и исключать их конфронтацию.

Мы коротко рассмотрели понятие вето, виды вето, право на вето. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Президентское вето. Суть права вето

2.4. Президентское вето. Суть права вето

Право вето является важной формой участия президента в законо­дательном процессе. Значимость этого права возрастает в силу того, что оно принадлежит президенту и является одним из традиционно закрепляемых за ним полномочий.

В большинстве демократических государств, имеющих президента с полномочиями главы государства, существует право вето как эффективное средство воздействия на деятельность парламента. Таким правом президента наделяют конституции президентских, полупрезидентских (смешанных), а также некоторых парламентских республик.

Право вето — это право главы государства не согласиться с законом, принятым парламентом, и еще не вступившим в силу. Право вето используется главой государства на стадии подписания закона или промульгации.

Конституционное право, выделяет две основные разновидности вето: абсолютное (или резолютивное) и относительное (или отлагательное). Аб­солютное, или резолютивное, вето состоит в том, что отказ главы государ­ства утвердить (подписать) закон, принятый парламентом, является окончательным и не может быть преодолен. Относительное, или отлага­тельное, вето представляет собой такой запрет, налагаемый главой госу­дарства на закон, принятый парламентом, который может быть парламентом преодолен. В настоящее время абсолютное вето практически не применяется (в Англии последний случай абсолютного вето датируется 1707 г.), хотя формально и не исключается. Абсолютное вето непосредственным образом связано с понятием санкционирования закона, которое своими корнями уходит во времена борьбы между монархами и парламентами. Развитие конституционного права привело к тому, что глава государства утратил право по своему усмотрению отвергать принятый парламентом закон, а вето стало относительным (отлагательным). Ныне термин «санкционирование» сохранился в сравнительно немногих конституциях, и большинство из них говорит о подписании или о промульгации[43].

Как правило, вето распространяется на законопроект в целом, и не может распространяться на отдельные его положения. Это создает часто неудобства, так как президенту приходится либо одобрять законопроект целиком с неугодными ему статьями, либо опротестовывать весь законопроект по причине присутствия в нем статей, с которыми президент не согласен.

В России вето трудно назвать выборочным, поскольку Конституция говорит о праве Президента отклонить закон, не уточняя это право в отношении его отдельных положений и статей. Вместе с тем, как показывает практика реализации этого президентского полномочия, Президент может не согласиться как с законом в целом, так и с каким-либо его отдельным положением.

Конституции, не указывая подробных оснований для отклонения президентом закона парламента, при этом могут содержать требования об обоснованности и мотивированности президентского вето. Конституция РФ 1993 г. также не закрепляет перечня оснований для отклонения. Вместе с тем на практике наиболее частыми причинами отклонения Президентом РФ принятых Федеральным Собранием законов являются: несоответствие Конституции, неясность источников финансирования. Так, нередко выявляется несоответствие отдельных статей и положений закона статье 72 Конституции РФ (в части разделения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами), статьям 10 и 73 Конституции, когда наблюдается вторжение в компетенцию других ветвей власти или в компетенцию субъектов Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению.

Читайте также:
Можно ли получить квартиру, если стаж в МВД 10 лет

Процедура преодоления вето в основных чертах закреплена в конституциях. Конституционные положения, регулирующие эту процедуру в разных странах, являются сходными по своей сути и, как правило, закрепляют следующее: конституционное право вето президента на стадии промульгации, заключающееся в отказе подписать закон, принятый парламентом, и возвращении его в парламент с мотивированными возражениями (относительное вето); срок, в течение которого президент может использовать право вето (применяются разные сроки, как правило, в пределах от 30 до 10 дней); право повторного рассмотрения парламентом возвращенного президентом закона; основной способ преодоления президентского вето в парламенте квалифицированным (в две трети, реже — в три четверти) большинством голосов либо простым большинством голосов (как правило, на пленарном заседании); наконец, конституционную обя­занность президента подписать закон в установленный срок, если вето преодолено парламентом. Подробно процедура преодоления вето в парламенте регулируется нормами регламентов.

Принятый парламентом закон направляется для подписи главе го­сударства, который в установленный срок (иногда этот срок точно не определен) может либо подписать его, либо отказать в санкции (подписи), т.е. наложить вето. Сам акт наложения вето состоит в том, что глава государства составляет послание, в котором излагаются его мотивированные возражения против закона. «Опротестованный» закон вместе с посланием направляется главой государства парламенту, который может поступить двояко:

а) принять возражения главы государства и внести соответствующие изменения в закон, вновь отправив его для получения санкции;

б) отклонить возражения главы государства, для чего необходимо повторное одобрение закона, как правило, квалифицированным большинством голосов[44].

Однако, если в течение 10-дневного срока окончится сессия Конгресса, то все, не подписанные Президентом билли, считаются отклоненными. Такая форма отклонения носит название «карманного вето». Подобные случаи возникают, если Конгресс направляет Президенту закон менее чем за 10 дней до окончания работы своей сессии, а Президент не хочет его утверждать, то тогда глава исполнительной власти намеренно задерживает его у себя и не возвращает со своими возражениями в Конгресс. У Конгресса не остается времени для проведения повторного голосования по данному биллю, в результате чего он отклоняется, по крайней мере, до следующей сессии Конгресса. В этом случае карманное вето приобретает определенный эффект абсолютного вето.

В России подписание и обнародование принятого федерального закона является конституционной обязанностью Президента Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации после одобрения Советом Федерации федерального закона, последний в течение пяти дней направляется Советом Федерации Президенту. Также Президенту направляются и те, принятые Государственной Думой федеральные законы, которые не были рассмотрены Советом Федерации в четырнадцатидневный срок. Однако Президент не должен подписывать федеральные законы в обязательном порядке, у него всегда имеется возможность отклонить феде­ральный закон, еще раз вернув депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации к его рассмотрению. Согласно статье 107 части третьей Конституции Российской Федерации, если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. В этом случае Президент использует свое право отлагательного вето. Конституция Российской Федерации, впрочем, как и ряд других конституций, термин «вето» не употребляет. Вместе с тем по существу это право вето предусмотрено частью третьей статьи 107. При повторном рассмотрении Федеральное Собрание может согласиться с доводами Президента, изменить закон или вообще отказаться от его принятия. Если же Федеральное Собрание настаивает на своем первоначальном решении, оно может преодолеть вето Президента, но для этого нужно квалифицированное большинство голосов, т.е. не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Если при по­вторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Из Конституции Российской Федерации не следует, что Президент может возвращать в палаты Федерального Собрания законы, принятые с соблюдением требований Конституции и предусмотренных ею условий и процедур, без рассмотрения, а значит, и без мотивов отклонения.

В то же время в случае нарушения установленного Конституцией порядка принятия федерального закона, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона, Президент Российской Федерации вправе в силу части 2 статьи 80 и части 1 статьи 107 Конституции РФ вернуть его в соответствующую палату, указав на конкретные нарушения названных конституционных требований. Президент РФ не может использовать свое право вето в отношении федеральных конституционных законов. Вместе с тем отсутствие такого права не означает, что в случае обнаружения в переданном на подпись федеральном конституционном законе несоответствия конституционным нормам Президент не вправе обратиться к палатам Федерального Собрания с предложением рассмотреть спорные вопросы. Президент в этом случае выступает как гарант Конституции Российской Федерации. Однако юридической силой вето такое обращение не обладает. Окончательно спор в подобных случаях должен быть решен Конституционным Судом Российской Федерации.

Читайте также:
Апелляционная жалоба: что это такое, описание и особенности

Абсолютное вето: что это такое, описание и особенности

Вето (латинский veto — «не позволяю, запрещаю»), такой акт лица, облеченного государственной властью, посредством которого оно в силу своего свободного усмотрения может остановить временно или навсегда какой-либо акт других государственных властей, лиц или учреждений. Оно может применяться одинаково в области законодательства, суда и управления, иметь различные формы и вести за собой самые различные последствия для опротестованного или приостановленного акта. Право вето применялось еще в древней Греции. Так, по учреждению Солона афинский ареопаг, в качестве верховного суда, обладал правом вето против всех тех постановлений совета (Βουλη) и народного собрания, которые, по его мнению, противоречили существующим законам или общественному благу. Такое же право принадлежало и спартанскому эфорату, коллегии высшего суда и надзора. Особенного развития достигло право veto в древнем Риме, где оно сделалось главным орудием в руках народных трибунов (см.) для защиты массы населения от облеченного в законные формы насилия и угнетения со стороны высших классов (так наз. intercessio). Право вето было предоставлено в Риме не только трибунам, но в известных пределах и цензорам, сенату, преторам и авгурам. Средним векам понятие вето также не осталось неизвестным. Таково, например, вето императора Священной Римской империи по отношению к постановлениям имперского сейма или рейхстага. Таково же его вето по отношению к выборам римского папы. Помимо вето императора средним векам известно и вето сословий, или даже отдельных членов их. Таково, например, польское «liberum veto», принадлежавшее каждому члену сейма или сеймика (см. Польша). В новое время в государствах абсолютного типа особенно вырабатывается право вето в области судебно-административной (протест или вето прокуратуры против решений судебных коллегий, вето административных властей относительно постановлений органов самоуправления), но в специальном, техническом смысле слова термин «вето» применяется в настоящее время к области законодательства и обозначает право определенного государственного органа останавливать временно или окончательно обращение в закон того или иного законопроекта, одобренного народным представительством. Будучи по своей природе только правом протеста или приостановки определенного акта без права самостоятельного его перерешения или видоизменения, вето остается таким же и в области законодательства. Оно является необходимым результатом современной государственной системы, построенной на примирении различных враждебных интересов и классовых противоречий. Такое государство, будучи лишено внутреннего единства, нуждается в средствах внешнего, чисто механического уравновешивания своих частей, и одним из таких средств является вето. Неудивительно поэтому, что наиболее яркое выражение право вето получило в теории Монтескье, которая в духе новейшего конституционализма строит теорию равновесия властей. Здесь вето присвояется исключительно исполнительной власти против народного представительства. «Если, – говорит Монтескье (Дух законов, книга XI, глава VI), – исполнительная власть не будет иметь права останавливать действия законодательного собрания, то последнее впадет в деспотизм, так как, имея возможность предоставить себе любую власть, которая представится его воображению, оно уничтожит все прочие власти». В настоящее время право вето, в зависимости от силы и значения отдельных государственных факторов (монарха, представительства, народа), сложилось в следующие формы; оно бывает окончательным, или абсолютным, и отлагательным (условным), или суспенсивным. В первом случае вето влечет за собой окончательную остановку постановления палат, во втором — временную. Понятие вето в новом смысле слова родилось в Англии и произошло из резолюций, которые полагались собственноручно королем на петиции парламента. Так образовалась осторожная формула «Le roi s’avisera» (король подумает) — в случае его несогласия издать соответствующий закон. Эта старая формула, пережиток эпохи, когда официальным языком был французский, осталась навсегда в английском праве. На практике право королевского вето в Англии осуществлялось лишь до начала ХVІІІ века, когда королева Анна в 1707 году отказала в своем согласии на билль о шотландской милиции; с тех пор вето больше не применялось и в настоящее время считается вышедшим из употребления, поскольку дело идет о законопроектах, принятых обеими палатами метрополии. Однако, убеждение в праве вето короны держалось до половины XIX века: еще в 50-х годах этого столетия два раза возникал вопрос о необходимости применения королевского вето, — конечно, за ответственностью кабинета министров. В противоположность метрополии, вето короны до сих пор сохранилось на практике по отношению к законодательству различных автономных колоний вроде Канады, Каплэнда и Австралии. Здесь, несмотря на самый широкий парламентаризм колониальных демократий, английским генерал-губернаторам принадлежит право безусловного вето относительно постановлений колониальных парламентов, которое дополняется правом королевского вето (обыкновенно в течение 1-2-годичного срока) относительно тех даже постановлений колониальных палат, которые пропущены генерал-губернаторами; ежегодно таким путем погибает, во всех автономных колониях вместе взятых, 3-4 акта. Иногда в Англии говорят еще о вето палаты лордов по отношению к биллям, принятым палатой общин, в частности — финансовым биллям (бюджету), которые верхняя палата вправе целиком отвергнуть, но не изменять (см. Бюджетное право и Великобритания). В других государствах вето развилось следующим образом. Во Франции по хартии Людовика XVII (1814 г.) было установлено абсолютное вето (ст. 22). Это же начало было принято в статье 18 хартии Людовика-Филиппа (1830 г.) и в статье 10 конституции Людовика-Наполеона (1852 г.). Во всех этих законах говорится об «утверждении и обнародовании» законов. В отличие от этого абсолютного вето мы находим вето отлагательное, или суспенсивное, в конституции 1791 года, по которой (гл. III, разд. III, ст. I и след.) в случае вето со стороны короля закон, три раза принятый последовательными легислатурами, становится законом, несмотря на вето; в конституции VIII года (ст. 21), где охранительный сенат по представлению консулов мог отменить «неконституционные» акты трибуната; в действующем праве французской республики, где (закон 16 июля 1878 года, ст. 7) президент республики мотивированным посланием к палатам может отказать в опубликовании закона и требовать его нового рассмотрения, причем, в отличие от Соединенных Штатов, для вторичного принятия такого закона достаточно простого большинства. Абсолютное вето находим мы в следующих государствах. В Германской империи вето принадлежит Союзному совету, как представителю объединенных немецких правительств, по отношению ко всем постановлениям общего имперского представительства (рейхстага). В составе самого Союзного совета Пруссия пользуется правом вето по вопросам изменения конституции и военного дела. В отдельных немецких государствах решения ландтагов подлежат вето монархов. В Австро-Венгрии императору принадлежит право вето относительно решений общего для всей страны представительства (делегаций), относительно постановлений австрийского рейхсрата и венгерского парламента, так же как относительно постановлений отдельных земских сеймов (ландтагов) коронных земель и территорий. Абсолютное вето монарха существует далее в конституциях Бельгии, Дании, Швеции, Испании, Италии, Голландии, Румынии, Болгарии, Греции, Сербии, Турции и Японии. Надо, однако, заметить, что на практике вето во всех этих монархических государствах осуществляется до крайности редко. В истории ряда государств, начиная с полусамодержавной Пруссии и кончая парламентарной Италией, не было ни одного случая отказа в санкции постановлениям палат. Только в истории Бельгии, Швеции и Австрии бывали подобные случаи, причем в Бельгии они имели место вследствие перехода власти из рук одной партии в руки другой, а в Швеции и Австрии — вследствие противоречия между интересами составных частей государства и его общими целями. Во всех странах, где принято абсолютное вето, оно приводит к практике предварительных соглашений между короной и представительными камерами и делает излишним самое осуществление вето. Что касается вето суспенсивного, то оно достигло особенного развития в североамериканских Соединенных Штатах. По федеральной конституции президенту предоставляется право наложить вето на всякий принятый конгрессом билль и вернуть его со своими возражениями в ту палату, от которой он исходил. Если билль будет затем вновь принят не менее как двумя третями сената и палаты представителей, то он этим самым получает силу закона. Если представленные президенту билли в течение десяти дней им не опротестовываются, то они и без повторного голосования палат становятся законом и в подписи президента для этого не нуждаются. Замечательно, что в республиках центральной и южной Америки, при заимствовании североамериканской конституции с разделением властей, президентское право вето подверглось значительным видоизменениям. Так, в Панаме введено неограниченное право вето, в Никарагуа это право удержано лишь для некоторых законов, в Мексике оно, подобно французскому, влечет за собой только вторичный пересмотр закона и принятие его простым большинством, наконец, в Венесуэле вето совершенно устранено. Североамериканские штаты дают и наибольшее количество случаев применения вето. Так, при 22 650 биллях, прошедших через палаты, мы встречаем не менее 433 вето, из которых 387 приходятся на более новое время (1865-1889 г.). Из монархических государств одна Норвегия не предоставляет своему королю абсолютного вето: здесь законопроект, отвергнутый королем, но принятый тремя последовательно созываемыми стортингами, считается законом и без королевского согласия.

Читайте также:
Административная юрисдикция: что это такое, описание и особенности

Совершенно особый тип вето представляет собой право вето, которое было присвоено в Швейцарии не представителю исполнительной власти, а самому народу: это так называемый vetoreferendum (см. референдум). В России по действующему праву монарху принадлежит решительное или абсолютное вето, и «без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения» (ст. 9 Основного закона).

См. Bompard, «Le Veto du Président de la République et la Sanction Royale» (1906); Mason, «The veto power» (1890); Ковалевский, «Происхождение современной демократии» (т. II).

Экономический словарь

Смотреть значение Абсолютное Вето в других словарях

Вето — нескл., ср. (латин. veto – запрещаю) (книжн.). право приостанавливать или отменять решения законодательных органов (право). Иметь право вето. || Запрещение. Произнести, наложить.
Толковый словарь Ушакова

Вето Ср. Нескл. — 1. Запрет, налагаемый на какое-л. решение уполномоченным на то органом или лицом (в государственном и международном праве). 2. Запрещение чего-л.
Толковый словарь Ефремовой

Вето — неизм.; ср. [от лат. veto – запрещаю] В государственном и международном праве: запрет, налагаемый на какое-л. решение уполномоченным на это органом или лицом. Наложить в. на.
Толковый словарь Кузнецова

Вето — (от лат. veto -запрещаю) – запрещение какого-либо решения, принятого полномочным органом, но не совпадающего с волей органа или лица, который обладает этим правом. В политической.
Политический словарь

Абсолютное Право — – субъективное право, носителям которого противостоит неопределенное число обязанных лиц. Обязанность, соответствующая А.п., всегда состоит в воздержании от совершения.
Юридический словарь

Абсолютное Преимущество — возможность государства благодаря его природным особенностям и производственному потенциалу производить товар с минимальными издержками производства и обращения.
Юридический словарь

Вето — Заимствование из латинского языка, где veto (“вето”) – единственно число первого лица настоящего времени от глагола vetare (“запрещать, не разрешать”); veto, таким образом, на.
Этимологический словарь Крылова

Вето — (лат. veto – запрещаю) – акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения к.-л. органа. Особенно важное значение имеет предоставляемое главе государства.
Юридический словарь

Читайте также:
Государственные преступления: что это такое, описание и особенности

Вето Президента Российской Федерации — – закрепленное в Конституции РФ право Президента РФ отклонить принятый Федеральным Собранием федеральный закон и направить его палатам для повторного рассмотрения.
Юридический словарь

Законодательное Вето — – в конституционной практике США содержащееся в совместных резолюциях палат Конгресса – парламента США (или резолюции одной из палат) заявление (решение) об отмене полномочий.
Юридический словарь

Карманное Вето — – в конституционной практике США особый прием, к которому может прибегнуть президент, чтобы не допустить вступления в силу неугодного ему законопроекта. Согласно Конституции.
Юридический словарь

Либерум-вето — (лат. liberum veto, от liberum – свободное и veto – запрещаю) – в феодально-шляхетской Польше XVI- XVIII вв. конституционная традиция, представлявшая собой право любого члена сейма своим.
Юридический словарь

Народное Вето — – в отдельных странах институт непосредственной демократии, разновидность отклоняющего референдума. Представляет собой проводимый по инициативе избирателей (для.
Юридический словарь

Бесплодие Женское Абсолютное — (s. feminina absoluta) Б. ж. в тех случаях, когда полностью исключена возможность беременности (отсутствие или крайняя степень гипоплазии матки, отсутствие яичников, уродство половых органов и др.).
Большой медицинский словарь

Голодание Абсолютное — (i. absoluta) Г. при полном отсутствии пищи и воды.
Большой медицинский словарь

Вето — (от лат. veto – запрещаю) – 1) в государственном праве запрет,налагаемый одним органом государственной власти (главой государства) нарешения другого государственного органа.
Большой энциклопедический словарь

Недержание Мочи Абсолютное — (i. urinae absoluta) постоянное Н. м., при котором моча не накапливается в мочевом пузыре; обусловлена тотальной эписпадией или экстрофией мочевого пузыря.
Большой медицинский словарь

Поле Зрения Абсолютное — (с. visionis absolutus) см. Поле зрения физиологическое.
Большой медицинский словарь

Либерум Вето — (лат. liberum veto – от liberum – свободное и veto -запрещаю), право любого члена сейма Речи Посполитой своим протестомликвидировать постановление (для его принятия требовалось единогласие)сейма.
Большой энциклопедический словарь

Абсолютное Оружие — Термин, подразумевающий оружие, от которого нет защиты. Впервые пущен в оборот гитлеровской пропагандой накануне краха Третьего рейха с целью поднять моральный.
Исторический словарь

Вето — — запрет, право главы государства приостановить действие закона, принятого парламентом, принцип единогласия постоянных членов Совета Везопасности ООН, основанный.
Исторический словарь

Либериум Вето — — право любого члена сейма Речи Посполитой своим протестом ликвидировать постановление. Для его принятия требовалось единодушие сейма. Впервые применено в 1652, отменено в 1791 гг.
Исторический словарь

Либерум Вето — (от leberum – свободное и veto – запрещать; т.е. свобода запрета) – в феодальной Польше XVI – XVII вв. право каждого посла (депутата) своим “вето” приостанавливать деятельность шляхетского.
Исторический словарь

Право Вето — – право короля (или парламента) не давать хода закону или решению, с которым он не согласен.
Исторический словарь

Абсолютная монархия

  • Имитационная демократия
  • Либеральная демократия
  • Представительная демократия
  • Прямая демократия
  • Буржуазная демократия
  • Идеократия
  • Изократия
  • Клептократия
  • Коммуна
  • Коммунизм
  • Корпоратократия
  • Критархия
  • Критократия
  • Марионеточное государство
  • Матриархат
  • Меритократия
  • Милитократия
  • Абсолютная монархия
  • Самодержавие
  • Всемирная монархия
  • Выборная монархия
  • Конституционная монархия
    • Дуалистическая монархия
    • Парламентарная монархия
  • Сословно-представительная монархия
  • Феодальная монархия
  • Вотчинная монархия
  • Раннефеодальная монархия
  • Ханство (каганат)
  • Царизм
  • Народная республика
  • Парламентская республика
  • Президентская республика
  • Смешанная республика
  • Советская республика

Абсолютная монархия (от лат. absolutus — безусловный) — разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

Содержание

История

Монархия — форма правления, которая исторически предшествует диктатуре и республике. Её пережили практически все существовавшие до XVIII в. государства (исключением являются, например, Сан-Марино и некоторые кантоны Швейцарии, всегда бывшие республиками). Многие историки рассматривают её как естественную фазу исторического развития. В широком смысле монархией называется форма правления, при которой власть правителя наследуется [источник не указан 895 дней] . В узком смысле монархией называют лишь такую наследственную форму правления, при которой власть государя ограничена [источник не указан 895 дней] , например, представительными органами (земские соборы в России, кортесы в Испании, генеральные штаты во Франции и т. д.). Однако даже при неограниченной монархии государям приходилось так или иначе считаться с мнением подданных, часто выражавшемся через рекомендации советчиков, народные восстания, угрозу дворцовых переворотов и цареубийств. В марксизме неограниченную монархию называют по-разному в зависимости от общественно-экономической формации: для азиатского способа производства используют термин «деспотия», а для эпохи перехода от феодализма к капитализму — «абсолютная монархия».

Читайте также:
Аттестация судей: что это такое, описание и особенности

В эпоху Просвещения такая форма правления впервые получила своё идеологическое подкрепление. Этой форме государственного устройства благоприятствовали богословы, приписывающие верховной власти божественное происхождение, и римские юристы, признававшие за государями абсолютную власть древних римских императоров. Замечательно сформулировал смысл абсолютной монархии Людовик XIV в своей афористической фразе «Государство — это я». (фр. «L’Etat c’est moi» )

На протяжении всего девятнадцатого века, после Великой Французской Революции происходит процесс постепенной демократизации и ограничения власти монарха. Однако этот процесс проходил неравномерно, например в России абсолютная монархия просуществовала вплоть до двадцатого века.

Особенности

При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII—XVIII вв. В России абсолютизм существовал в XVIII — начале XX веков С формально-юридической точки зрения при абсолютизме в руках главы государства — монарха сосредотачивается вся полнота законодательной и исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами.

Социальной опорой абсолютизма является дворянство. Обоснованием абсолютизма стал тезис о божественном происхождении верховной власти. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет.

На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер: боролся с сепаратизмом феодальной знати, подчинял церковь государству, ликвидировал остатки феодальной раздробленности, вводил единые законы. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговой и промышленной буржуазии. Новые экономические ресурсы использовались абсолютизмом для укрепления военной мощи государства и ведения завоевательных войн.

В той или иной степени черты абсолютной монархии, или стремление к ней, проявились во всех государствах Европы, но наиболее законченное воплощение они нашли во Франции, где абсолютизм проявляется уже в начале XVI века, а свой расцвет пережил в годы правления королей Людовика XIII и Людовика XIV Бурбонов (1610—1715).

В Англии пик абсолютизма пришёлся на правление Елизаветы I Тюдор (1558—1603), но на Британских островах он так и не достиг своей классической формы: сохранялся парламент, не было постоянной армии, мощного бюрократического аппарата на местах.

Сильная королевская власть установилась в Испании, но слабое развитие местной экономики не позволило формироваться классу предпринимателей, и испанский абсолютизм выродился в деспотию.

В Германии абсолютные монархии складывались не в общенациональном масштабе, а в рамках отдельных княжеств.

Особенности абсолютизма в различных странах определялись соотношением сил дворянства и буржуазии. Во Франции, и особенно в Англии влияние буржуазных элементов на политику было значительно больше, чем в Германии, Австрии и России. Характерным явлением для Европы второй половины XVIII века стал просвещенный абсолютизм, тесно связанный с идеями и практикой эпохи Просвещения. В целом абсолютистская система управления усиливала ощущение государственной общности у представителей различных сословий и социальных групп, способствуя тем самым формированию нации.

По мере развития и усиления капитализма в европейских странах принципы существования абсолютной монархии, которая консервировала архаичные феодальные порядки и сословные перегородки, стали приходить в противоречие с потребностями изменившегося общества. Жесткие рамки протекционизма и меркантилизма ограничивали экономическую свободу предпринимателей, вынужденных производить лишь товары, выгодные королевской казне. Кардинальные изменения происходят внутри сословий. Из недр третьего сословия вырастает экономически мощный, образованный, предприимчивый класс капиталистов, имеющий собственное представление о роли и задачах государственной власти. В Нидерландах, Англии и Франции эти противоречия были решены революционным путём, в других странах происходила постепенная трансформация абсолютной монархии в ограниченную, конституционную.

Современность

В настоящее время в мире осталось только 5 государств, форму правления в которых можно безо всяких условностей назвать абсолютной монархией — это Ватикан, Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Катар. В них власть безраздельно принадлежит монарху.

Объединенные Арабские Эмираты — федеративное государство, состоящее из семи эмиратов — абсолютных монархий.

В Тонга официальная форма правления – конституционная монархия, но до 2010 года король имел большой контроль над парламентом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: