Абстрактная гипотеза: что это такое, описание и особенности

Гипотеза правовой нормы

Гипотеза – указание конкрет­ных фактических жизненных обстоятельств (события, дей­ствия людей, совокупность действий, т.е. фактические со­ставы),при которых данная норма вступает в действие. Гипотеза (предположение) – это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руко­водствоваться данным прави­лом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности.

Устанавливая обстоятельства и сферу действия нормы, ги­потеза одновременно очерчи­вает круг участников (субъек­тов) регулируемых отноше­ний, которых диспозиция «связывает» взаимными пра­вами и обязанностями. Тем самым посредством гипотезы предусмотренный диспози­цией абстрактный вариант по­ведения приурочивается к конкретным лицам, к тому или иному жизненному слу­чаю, событию или действию, месту, времени, возрасту и другим конкретным жизнен­ным обстоятельствам.

Гипотеза может быть выра­жена в общей (абстрактной) или в конкретной (казуисти­ческой) формах. Абстрактная гипотезаопределяет условия применения нормы общими, родовыми признаками, казуи­стическая – частными, специ­альными. Абстрактная гипо­теза, указывая на условия дей­ствия нормы, акцентирует внимание на их общих, родо­вых признаках. Абстрагируясь от частного, она вместе с тем связывает осуществление нормы с наступлением кон­кретных отношений опреде­ленного вида в качестве пред­мета правового регулирова­ния. Отсюда следует, что аб­страктная гипотеза, как и все абстрактное, является тем же конкретным, но взятым в его типичных чертах и проявле­ниях. Преобладание в право­вой системе норм с абстракт­ными гипотезами объясняется тем, что это способствует ра­зумным пределам объема и стабильности нормативного материала. Будучи историче­ски первичной, казуистиче­ская гипотезав настоящее время практически исчезла из нормотворчества. Ее недос­татки очевидны: ее употреб­ление ведет к чрезмерному увеличению числа юридиче­ских норм и одновременно не дает возможности добиться полноты юридических опре­делений.

В части 1 статьи 130 УК РФ содержится запрет совер­шать преступление, заклю­чающееся в оскорблении, т.е. унижении чести и достоинства другого лица, выраженном в неприличной форме, и опре­деляет наказание за его нару­шение. Гипотеза этой нормы носит абстрактныйхарактер. Это проявляется в том, что данная гипотеза не указывает на частные обстоятельства, конкретные формы и способы унижения чести и достоинства личности, не детализирует возможные проявления «не­приличной формы выраже­ния».

Гипотеза не просто учиты­вает жизненные обстоятель­ства, она превращает их в юридические факты. Напри­мер, юридические факты на­чинаются, если имеется вза­имное согласие лиц, желаю­щих вступить в брак, достиг­нут ими брачный возраст, от­сутствуют родственные отно­шения, препятствующие браку, не имеется душевных болезней или слабоумия у брачующихся, отсутствует у брачующихся другой брак, то только тогда можно вступить в брак. Это гипотеза и юридический состав..

Гипотеза может быть про­стой, когда устанавливается одно условие, с которым свя­зывается действие правила поведения, сложной, когда та­ких условий два и более. На­конец, гипотеза может быть альтернативной, когда пра­вило поведения, действует в зависимости от одного или другого обстоятельства

Гипотезы могут различаться и по степени их определенно­сти. С абсолютно определен­ной гипотезой мы сталкива­емся тогда, когда сама норма определяет обусловливающие ее факты, если, например, ус­танавливается, что договор займа на сумму свыше должен быть заключен в письменной форме. Абсолютно неопреде­ленная гипотеза встречается тогда, когда сама норма не включает определений фак­тов, обусловливающих ее применение. Она предостав­ляет какому-нибудь органу власти делать это самому «в необходимых случаях». В чем заключаются названные «не­обходимые случаи», никоим образом не раскрывается.

Относительно определенная гипотеза имеет место тогда, когда закон ограничивает применение юридической нормы не абсолютно, а огова­ривает ее действие каким-либо условием. Например, це­лый ряд нормативных актов вступает в действие лишь в случаях эпидемии, военного положения, введения чрезвы­чайного положения и т.д.

Иногда гипотезы подразде­ляют на односторонние и дву­сторонние. Односторонней является гипотеза, которая в качестве основания примене­ния нормы называет только правомерные, или, напротив, неправомерные обстоятель­ства. Например, все нормы Особенной части УК РФ имеют односторонние гипо­тезы. Двусторонние гипотезы включают в себя указание как на правомерные, так и на не­правомерные обстоятельства, приводящие в действие дан­ную юридическую норму.

Разновидностью сложной гипотезы является альтерна­тивная гипотеза. Ее сходство с другими сложными гипоте­зами состоит в том, что она также предусматривает два или несколько условий осу­ществления правовой нормы. Однако согласно альтернатив­ной гипотезе – и в этом ее от­личие – для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоя­тельств

47. Диспозиция правовой нормы.Главным элементом, сердце­виной юридической нормы, заключенного в ней правила поведения является диспози­ция. Только в результате систем­ного объединения, целостного единства трех частей – диспо­зиции, гипотезы и санкции, – обладающих относительной самостоятельностью и своими особенностями, образуется целостное, качественно новое правило поведения.

Без гипотезы норма бессмысленна, без дис­позиции немыслима, без санк­ции бессильна.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспо­зиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Блан­кетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъ­екта реализации к другим пра­вовым нормам.

Диспозиция также может быть простой – указание на тот или иной однозначный ва­риант поведения. Может быть и описательной, когда систе­мой оценочных понятий, раз­личных характеристик и при­знаков формулируется пра­вило поведения. В теории права выделяют также ссы­лочную диспозицию. В этом случае в самой норме права не излагается правило поведения, а адресат отсылается к пра­вилу поведения, содержаще­муся в другой норме.

Выделяют и бланкетную (от­крытую) диспозицию, т.е. та­кое правило, которое может быть воспринято нормой права из других источников права. Бланкетная диспозиция не оп­ределяет признаков преступ­ления, а предоставляет уста­новление их специально ука­занным органам. (нарушение правил охраны окружающей среды, устанавливаемых экологиче­ским законодательством госу­дарства).

Именно диспозиция заключает и себе модель пра­вомерного поведения.

В зависимости от формы вы­ражения диспозиции подраз­деляются на управомочиваю­щие, обязывающие и запре­щающие,

Управомочивающие диспо­зиции предоставляют субъек­там право на совершение пре­дусмотренных и них положи­тельных действий( «вправе», «имеет право», «может»)

Обязывающие диспозиции возлагают на субъектов обя­занность совершения опреде­ленных положительных дей­ствий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения. («обязан», «должен», «подлежит»)

Запрещающими называются диспозиции, содержащие за­прет совершения определен­ных противоправных дейст­вий (или бездействия). Запре­щающая диспозиция – требо­вание воздерживаться от оп­ределенного варианта отрица­тельного поведения, которое законом признается правона­рушением.

Анализ диспозиций юриди­ческих норм позволяет вы­явить достаточно много их разновидностей.

Как и гипотезы, диспозиции подразделяются на казуаль­ные и абстрактные. Первая перечисляет конкретные предписываемые, разрешае­мые или запрещаемые дейст­вия, а вторая предусматривает определенный тип поведения. Так, Российское Уложение о наказаниях, в ко­тором применялись казуаль­ные гипотезы, содержало 2034 статьи, в то время как совре­менный УК РФ, знающий только абстрактные диспози­ции, – лишь около 400.

Читайте также:
Административная юрисдикция: что это такое, описание и особенности

Абстракция — что это такое и как абстрактное мышление (абстрагирование) помогает увидеть суть

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вспомните скучные уроки в школе или университете, на которых вам хотелось спать. Что в них было общего? Обилие научных понятий, общих тезисов (что это такое?) и размытых формулировок.

Вводный теоретический урок предполагает работу с абстракциями. Из-за них он такой обобщённый, как бы оторванный от предмета.

Что такое абстракция? Зачем она нужна? И как она связана с другими сложными понятиями: абстрагированием, абстрактным мышлением? В этой статье мы разберём все вопросы по полочкам. Поехали!

Абстракция и абстрагирование — это упрощение реальности

Абстракция – это мысль, которая родилась в процессе абстрагирования (процесса исключения и отделения несущественного в данный момент, чтобы увидеть главное). Разочарованный читатель, наверное, подумал: «Ну вот, опять нет чёткого определения, а только размытая фраза». Наберитесь терпения, до истины (что это?) осталось совсем чуть-чуть.

У слова «abstractio» три варианта перевода с латыни:

  1. отвлечение;
  2. исключение;
  3. отделение.

Это мыслительные операции, которые проводит мозг над объектами реального мира в процессе абстрагирования. И появляются абстракции.

Вот несколько примеров для понимания.

    Вы вышли на улицу и посмотрели вверх. О чём подумали? «Газовая оболочка из пяти слоёв с водяным паром, содержит 78% азота, 21% кислорода и так далее». Да так и с ума сойти можно!

Чтобы этого не произошло, вы отвлекаетесь от несущественных сторон, свойств и связей объекта. Выбрасываете из головы слои атмосферы, химический состав и формируете общую мысль – «небо».

Так вот, «небо» — это и есть абстракция. Вы можете пойти дальше и выделить другие существенные признаки объекта: цвет, погоду, время суток. Тогда возникнут такие абстрактные понятия: «голубое небо», «пасмурное небо», «ночное небо».

В конце месяца вы сняли с банковской карты зарплату. Теперь ваша общая мысль – «деньги». Это тоже абстракция. В процессе абстрагирования вы мысленно исключили (отделили) несущественные связи объекта.

Например, связи с банковским учреждением и работодателем. Разве вам интересно, какой длинный путь прошли титульные знаки перед тем, как оказались в вашем кошельке? Вряд ли. Важно то, что это деньги.

Таким образом, вы постоянно занимаетесь абстрагированием и порождаете абстракции. Без этого процесса голова бы просто лопнула от мыслей.

Тогда почему так трудно высидеть на скучных лекциях?

Абстрактные понятия — это высшая форма абстракции

Обобщать можно не только объекты реального мира, но и сами абстракции. Так формируются абстракции высокого порядка – абстрактные понятия. Ими оперируют фундаментальные и точные науки, чтобы описывать сложные закономерности.

Рассмотрим упрощённый пример того, как рождается абстрактное понятие.

На землю выпали атмосферные осадки из кристалликов льда. Это снег. Небо полностью закрыто облаками. Небо и снег белые. На улице белизна.

«Белизна» — это абстрактное понятие. Попробуйте его обобщить. Не получится. Другие примеры абстрактных понятий: истина, справедливость, время, вещество, информация.

От простой абстракции до её высшей формы иногда проходит так много мыслительных этапов, что абстрактное понятие оказывается сильно оторванным от реальности и сложным для восприятия.

Поэтому так трудно слушать теоретические лекции преподавателя.

Виды абстракций

Абстрагирование – это мыслительный процесс, который преследует определённую цель. Вычленить какой-то существенный признак, получить общую картину явления или выработать идеальную схему.

В зависимости от цели абстрагирования выделяют три вида абстракций.

  1. Изолирующая.
    Цель – выделить существенный признак объекта и сосредоточить на нём внимание. На столе лежит апельсин. Вы замечаете, что фрукт оранжевый или сладко-кислый.
  2. Обобщающая.

Цель – получить общую картину явления. Для этого вы отвлекаетесь от частных признаков. Пример обобщающей абстракции – это математические уравнения. Они решаются по определённым правилам. Нет смысла мысленно «дробить» математические уравнения на цифры, плюс, минус, знак равенства, переменную.

Вы, наверное, замечали, что успех в решении любой математической задачи зависит от умения посмотреть на проблему как бы сверху, увидеть общую картину.
Идеализация.

Цель – выработать идеализированную схему объекта, отбросив несущественные реальные атрибуты. Идеализация – это метод познания, без которого не обходятся точные и естественные науки. Вспомните пресловутого «сферического коня в вакууме».

В реальности нет изолированных точек, прямых линий, времени. В отрыве от конкретного объекта их нельзя потрогать, измерить. Это абстракции, которые используются в математике и физике для описания закономерностей реальных явлений.

Что такое абстрактное мышление

Если абстрагирование – это процесс выработки абстракций, то абстрактное мышление – это оперирование ими.

Строгий экзаменатор критикует молодого человека, отвечающего слишком пространно: «Давайте ближе к предмету билета».

Почему студент так бросается умными фразами? Чтобы скрыть пробелы в знаниях, а то и полное их отсутствие. И в этом кроется суть абстрактного мышления.

Знания человека о реальном мире не являются полными, исчерпывающими, конкретными. Но ему нужно как-то ориентироваться среди неизвестных явлений и вещей, поэтому он мыслит абстрактно.

Если бы не было понятия времени, то как бы люди договаривались о встречах? Как бы учёные описывали новые галактики, не имея представления о форме, расстоянии, скорости, веществах? А как бы без общих понятий взаимодействовали науки?

Абстрактное мышление – это форма познания, которая позволяет выйти из интеллектуального тупика, хотя бы на обобщённом уровне описать неизвестные явления. С его помощью строят догадки и видят проблему с разных углов.

Вы стали свидетелем семейной ссоры. Вашему другу на телефон звонит жена, плачет, кричит, ругается. Какие выводы делает мозг?

  1. Конкретное мышление: жена друга – истеричка;
  2. Абстрактное мышление: возможно, друг обижал жену, она долго терпела, но теперь не может сдерживать эмоции.

Краткое резюме

Итак, если говорить совсем уж простым языком, то термин, вынесенный в заголовок этой статьи, представляет из себя общую мысль, которая приближает нас к сути объекта (явления).

Абстракция – это посредник между человеком и сложным миром с его тайнами, законами.

Глупо противопоставлять конкретные понятия абстрактным, потому что без последних невозможен сам процесс познания.

Автор статьи: Наталья Белоусова

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (8)

Спасибо за развернутую и крайне понятную подачу материала, выручили!

Незнаю как поблагодарить за такое ясное определите слова . Вы просто супер.такими простыми словами объяснили. Спасибо искренне.

Так абстракция может быть реальным миром и нет? Ведь допустим такой пример : смотрю в книгу , вижу фигу-абстракция же?! Но она в реальном мире уже не существует (фига) -это образное высказывание , но по сути она же является абстракцией.

И ваш пример в начале статьи с небом -это уже реальность. Т.е. абстракция не обязательно должна быть реальна(существовать)? Как это сложно работает , но в целом мне ваша статья понравилась , спасибо , сделал некоторые пометки .

Автор статьи явно молодец.

Абстрактное мышление может быть очень полезно при решении любых задач, причем как теоретических, так и практических. Жаль только, что в школах и других учебных заведениях толком не учат правильным и эффективным методикам.

Мы можем мыслить абстрактно, чтоб объяснить для себя некоторые неосязаемые категории, однако дальше этого, навыки мышления идут редко.

Это всё здорово, но вот когда так называемый художник выплескивает на полотно свои абстрактные идеи, вот тут не по себе становится. Одно дело создание абстракции для решения задач, совсем же другое, когда абстракция создается ради самой абстракции или для подтверждения бредовых идей.

Что такое абстрактное мышление: как и зачем его развивать

Что такое абстрактное мышление

Абстрактное мышление — это мышление об объектах, принципах и идеях, которых нет в физическом мире. С помощью абстрактного мышления мы связываем разные явления между собой и выстраиваем их в общую картину, чтобы использовать полученные выводы на практике.

При абстрактном мышлении объекты заменяют символами, метафорами и аналогиями. Например, чтобы понять неопределенные понятия свободы, счастья или любви — вещей, которых не существуют физических. По-другому такое мышление называют обобщенным: когда перед нами нет четкого набора знаний или данных, мы предполагаем, догадываемся и делаем общие выводы.

Абстрактное мышление помогает отойти от границ и четких определений и мыслить шире существующих понятий.

При конкретном мышлении мы оперируем существующими предметами: деревом, столом или человеком. При абстрактном — используем общие термины, например «неопределенная переменная X». Абстрактное мышление помогает обобщать и комбинировать информацию, которую мы собираем на уровне чувств, и устанавливать ее связь с окружающим миром.

Пример из жизни. Представим, что создаем проект с нуля. Конкретное мышление поможет составить план действий, смету и расписать конкретные инструменты, которые пригодятся в работе. Абстрактное мышление будет отвечать за творческую сторону вопроса. Поможет объяснить инвестору зачем такой проект нужен людям и как он пригодится в будущем. В большинстве случаев человеку следует пользоваться сразу двумя типами мышления и менять их в зависимости от поставленной цели.

Зачем нужно абстрактное мышление

Абстрактное мышление развивает творческую сторону человека. Креативность нужна людям любых профессий. Она помогает придумывать новые идеи, проекты, искать неожиданные инструменты для выполнения сложных или повседневных задач. Креативный подход улучшает общее качество жизни человека и повышает его эффективность. Абстрактное мышление считают продвинутым навыком.

Люди, которые умеют мыслить абстрактно:

  • успешно сдают тесты на развитый интеллект;
  • решают сложные проблемы;
  • расположены к разным видам искусства;
  • генерируют новые идеи и направления;
  • смотрят на проекты в перспективе;
  • мыслят вне установленных рамок;
  • находят несоответствия.

Объясним абстрактное мышление через юмор. Комики наблюдают за собой и окружающим миром, собирают, анализируют информацию и превращают ее в стендапы и миниатюры. Их шутки часто строятся на неочевидных связях, подмеченных при помощи абстрактного мышления. Люди других профессий могут пользоваться этим инструментом, чтобы привносить в свою работу идеи из смежных или далеких областей.

Человек, который использует абстрактное мышление, оперирует набранными знаниями и складывает их в определенную систему. Например, применяет забытые навыки из детства во взрослой жизни, слушает исторические подкасты и внедряет новые знания в технической профессии. Грубо говоря — совмещает несовместимое и получает из этого выгоду.

Формы абстрактного мышления

Абстрактное мышление состоит из понятия, суждения и умозаключения. Когда человек начинает мыслить абстрактно, он последовательно проходит через все три формы и в результате приходит к общему выводу.

Понятие. Помогает объединять общие свойства предметов или явлений. Свойства могут различаться по предназначению, но принадлежать к одному кластеру вещей. Например, хрущевка, дуплекс, высотка и таунхаус. Все они относятся к зданиям, но в некоторых живут люди, в других расположены офисы, в третьих — открывают кафе.

Суждение. Это мысль, которая утверждает что-либо о предмете. Суждение бывает правдивым или ложным, простым или сложным. Например, утверждение «Дом стоит на поверхности» — будет простым. Сложный вариант — «Дом стоит на поверхности, потому что у него есть фундамент». Оба утверждения — правдивые.

Суждения становятся ложными, когда мы руководствуемся личным интересом или собственными доводами, а не объективной действительностью. Пример такого суждения — «Дом стоит на поверхности, потому что его держат черепахи».

Умозаключение. Это мысль, которая сформировалась из нескольких суждений. Умозаключение состоит из предпосылки, вывода и заключения. Предпосылка — это суждение о понятии. Вывод состоит из логических размышлений о суждении с добавлением мыслей о других суждениях. Заключение становится результатом абстрактного мышления. Например:

«В доме есть окна» + «В доме нет сквозняка» → «В окнах дома нет щелей»

Как развить абстрактное мышление

Швейцарский психолог Жан Пиаже утверждал [1], что абстрактное мышление формируется в человеке в самую последнюю очередь — в возрасте от 11 до 16 лет. У одаренных детей раньше. При этом часть абстрактного мышления доступна детям, даже если они не могут выстраивать сложные логические цепочки. Например, такие дети делают абстрактные выводы о добре и зле на основе сказок.

Часть психологов утверждают, что абстрактное мышление — не естественная стадия развития. Абстрактное мышление не относится к основным способностям человека, а формируется на почве набранных знаний, опыта и окружающей культуры. При этом абстрактное мышление возможно развить и во взрослом возрасте. Такая работа улучшит креативность и творческую сторону сознания.

Вот несколько способов развить абстрактное мышление.

Решайте головоломки. Пазлы и логические задачи помогут найти неожиданные решения.

Исследуйте оптические иллюзии. Смотрите на вещи под разными ракурсами.

Импровизируйте. Запишитесь в импровизационный театр или создайте такой в кругу друзей. Импровизация развивает воображение и помогает мыслить абстрактно.

Делайте поделки. Исследование PNAS [2] доказывает, что декоративно-прикладное искусство развивает креативность у людей из инженерных, математических и технологических областей.

Если у вас есть дети, займитесь поделками вместе. Например, сделайте гоночные болиды из пластиковых бутылок и катушек от ниток. Посмотрите, как организовать такое обучение дома:

Играйте со словесными оборотами. Метафоры, сравнения и аналогии стимулируют абстрактное мышление. Подумайте, как называть предметы по-другому. Например, вместо зеленой стены представьте стену цвета кактуса или мха.

Придумывайте ассоциации. Начните с одного слова и по цепочке выстраивайте линию ассоциаций с каждым последующим. Здание → дом → уют → семья → счастье. Упражнение укрепит умение искать неожиданные связи между предметами и понятиями.

Когда абстрактное мышление не поможет

Чрезмерно развитое абстрактное мышление может привести к негативным последствиям. Творческие люди часто говорят о своих проблемах с ментальным здоровьем, а люди с сильно развитым конкретным мышлением считают подобные высказывания напускными.

Человек с развитым воображением может представлять худшие сценарии развития событий или катастроф, усугубив свое психическое состояние. Или обобщать предметы, между которыми нет связей. Например, считать себя неудачником после одного незначительного промаха. Абстрактное мышление может усилить беспокойство [3], симптомы депрессии или обсессивно-компульсивного расстройства.

Чтобы избежать подобных последствий оставайтесь в балансе между абстрактным и конкретным мышлением. Такой подход поможет смотреть на мир творчески, но при этом оставаться в рамках реальности и не подрывать психологическое состояние.

Что еще почитать об абстрактном мышлении

Книги о развитии абстрактного мышления:

Виды гипотез правовой нормы.

Гипотезы правовых норм классифицируются по различным основаниям:

1. По характеру содержания различают общие и кон­кретные гипотезы.

Общая (абстрактная) гипотеза определяет условия действия норм общими родовыми признаками.

Конкретная (казуистическая) гипотеза устанавливает частные специальные условия действия нормы. Например, гипотеза нормы уголовно-процессуального кодекса, где по пунк­там перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается.

2. По степени определенности общая гипотеза может быть абсолютно определенной, абсолютно неопределенной либо относительной.

Абсолютно определенная гипотеза только указывает факты, которые обуславливают действие нормы, например, сроки дав­ности.

Абсолютно неопределенная гипотеза не указывает никаких фактов, с которыми связано ее действие, а предоставляет право органам власти в необходимых случаях применять правовую норму.

Относительно определенная гипотеза содержит указание на ог­раничительные условия действия нормы, например, применение нормы в военное время.

3. В зависимости от основания применения пра­вовой нормы гипотезы подразделяются на односторонние и дву­сторонние.

Односторонняя гипотеза в качестве основания применения нормы предусматривает только правомерное либо неправомерное поведение.

Двусторонние гипотезы содержат указание как на правомерное, так и на неправомерное поведение, приводящее в действие пра­вовую норму. При этом предусматривается, что последствия за­висят от характера поведения, например, при повторной неявке в суд по гражданскому делу, если причина уважительная, судебное разбирательство откладывается; если причина неуважительная, то суд оставляет иск без рассмотрения.

Виды диспозиций правовой нормы.

Диспозиции норм права классифицируются по следующим основаниям:

1. По способу описания различают диспозиции простые, описательные, бланкетные и отсылочные.

Простая диспозиция содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков, так как они достаточно очевидны. Например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии.

Описательная диспозиция содержит признаки правомерного либо неправомерного поведения. Например, закон характеризует кражу как: а) незаконное, б) безвозмездное, в) изъятие, г) чужого имущества, д) совершенное тайным способом.

Отсылочная диспозиция вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта, на­пример, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы.

Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой норматив­ный акт либо указывает на незаконность действий и таким обра­зом отсылает правоприменителя к соответствующему закону.Например, закон устанавливает обязанность соблюдать правила дорожного движения, но какие конкретно правила станут в этом случае обязательными по закону будет определяться набором из правил дорожного движения.

2. По своей юридической направленности выделяют представительно-обязывающие, обязывающие, управомочивающие, рекомендательные, ограничительные и закрепительные дис­позиции.

Представительно-обязывающие диспозиции содержат двусто­ронние правила поведения, например, продавца и покупателя.

Обязывающие диспозиции указывают вид и меру поведения обязанного лица, например, должника по договору займа.

Управомочивающие диспозиции содержат указание на вид и ме­ру возможного поведения, например, собственника имущества.

Рекомендательные диспозиции указывают на желательность ли­бо нецелесообразность определенного поведения.

Ограничительные диспозиции ограничивают поведение строго определенными рамками, например, нормы Трудового кодекса ог­раничивают продолжительность труда несовершеннолетнего.

Закрепительные диспозиции закрепляют общие принципы и за­дачи деятельности государственных органов.

Виды санкций правовой нормы.

Санкции правовых норм классифицируются по следующим основаниям:

1. По характеру последствий различают позитивные и негативные санкции.

Позитивные санкции предусматривают меры поощрения (сти­мулирующие санкции) и меры восстановления субъективных прав (правовосстановительные санкции).

Негативные санкции предусматривают виды и меры наказания (карательные санкции) и возможность признания деяний недей­ствительными (санкции ничтожности).

Карательные меры в литературе иногда называют полными санк­циями, а санкции ничтожности именуются неполными, так как они не сопровождаются наказанием нарушителя.

2. По степени определенности и вариантности выделяют несколько видов санкций: абсолютно-определенные, от­носительно определенные, альтернативные, кумулятивные и ком­бинированные:

– абсолютно-определенная санкция содержит указание на точно зафиксированное последствие, например, смертная казнь;

– относительно-определенная санкция содержит указание на ниж­ний и верхний пределы наказания, например, в случае лишения свободы — от 2 до 5 лет, от 8 до 15 лет;

– альтернативная санкция содержит указание на несколько видов возможных наказаний и тем самым предоставляет пра­воохранительным органам право выбора, например, за ряд пре­ступлений могут быть применены лишение свободы или испра­вительные работы;

– кумулятивная санкция предусматривает возможность сложе­ния нескольких видов наказаний. К примеру, смертная казнь мо­жет сочетаться с конфискацией имущества, а лишение свободы — с лишением определенного права;

– комбинированная санкция представляет собой комбинацию относительно-определенных, альтернативных и кумулятивных санкций.

Итоги:

Взаимосвязанность гипотезы, диспозиции, санкции охватывается формулой «если-то-иначе». «Если» – это условие действия нормы права, «то» – само правило поведения, «иначе» – это те неблагоприятные последствия, которые возникают у правонарушителя.

Виды норм права

Классификация норм права проводится по различным основа­ниям:

1. По предмету правового регулирования, т.е. по виду тех общественных отношений, которые регулируются нормой, разли­чаются государственно-правовые (конституционные), администра­тивные, гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые, уго­ловно-правовые нормы и нормы других отраслей права.

2. По специфике правового регулирования от­раслевые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы права закрепляют права и обязанности участников правоотношений, указывают, “что делать”.

Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации прав и обязанностей, процедуру оформления и защиты прав, установленных материально-правовыми нормами, порядок и последовательность действий государственных органов и должностных лиц, применяющих правовые нормы, указывают, “как делать”.

3. По целевому содержанию предмета регулирования правовые нормы делятся на нормы частного и нормы публичного права. К частному праву относятся нормы гражданского, семейного, трудового и других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества. Публичное право включает государственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другие отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов и должностных лиц. К публичному праву относится также большинство норм уголовного права.

4. По характеру содержания выделяют нормы-декла­рации, нормы-дефиниции, нормы-правила.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели и за­дачи. В Уголовном кодексе РФ декларативными являются нормы, закрепляющие задачи уголовного законодательства, принципы уго­ловного права и цели наказания.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных (легальных) определений правовых понятий. В Уголовном кодек­се РФ дефинитивными являются нормы, определяющие понятия преступления, покушения на преступление, соучастия в преступ­лении, невменяемости и другие уголовно-правовые понятия.

Нормы-правила содержат правовые предписания в форме прав и обязанностей либо в форме правовых запретов.

5. По способу воздействия на субъектов права нормы-
правила делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъектов обязанности. Основная цель обязывающих норм – определение требуемого (должного, обязательного) поведения. Таковы нормы, определяющие гражданские, трудовые, семейные, административные, процессуальные и другие обязанности.

Запрещающие нормы налагают запрет на совершение определен­ных действий. В нормах уголовного и административного права, которые указывают наказуемые действия, запрет на совершение та­ких действий подразумевается. С помощью запретительных норм осуществляется охрана правопорядка, предупреждение и пресечение деяний, вредных или опасных для общества.

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам опреде­ленные правомочия. Социальный смысл управомочивающих норм – предоставление гражданам и другим субъектам права определенной возможности поведения, гарантированной соответствующими обязанностями других лиц. К ним относятся, например, нормы о праве на трудовую деятельность, на вознаграждение, на отдых, на образование, на материальное обеспечение, нормы о правах автора, об имущественных правах и др.

6. По степени обязательности выделяют императивные и диспозитивные нормы.

Императивные (категорические) нормы содержат категорические предписания, которые могут быть изменены по усмотрению субъектов права.

Диспозитивные нормы предписывают определенный вариант по­ведения, но при этом предоставляют субъектам возможность дого­вориться о правах и обязанностях. В тех случаях, когда субъекты не в состоянии достигнуть соглашения, они должны осуществить свои права и обязанности в соответствии с предписанным вариантом поведения. Диспозитивные нормы характерны для гра­жданского права, которое предусматривает равноправие субъек­тов, их автономность и возможность соглашения сторон.

7. По сфере действия юридические нормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.

Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются федеральные правовые нормы, выраженные в нормативных актах федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

Нормы ограниченного действия – это общие предписания, пределы реализации которых связываются с определенными пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. К данному виду правовых норм относятся: все региональные нормы; нормы, адресованные специальным субъектам (например, работникам определенных министерств и других федеральных ведомств, военнослужащим).

Локальные нормы выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, определенного общественного объединения.

8.По функциональному назначению нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы определяют модель поведения субъектов, охранительные нормы определяют средства защиты прав и закон­ных интересов от нарушений.

9. По кругу субъектов различаются общие и специальные нормы. Общие нормы распространяются на всех граждан, независимо от профессиональной деятельности и условий, в которых они на­ходятся. Специальные нормы распространяются только на определенные категории лиц (пенсионеры, студенты, военнослужащие и так далее).

10. По юридической силе (зависимости от субъекта правотворчества) нормы подразделяются на федеральные и региональные законодательные нормы, обладающие в пределах своей компетенции высшей юридической силой, и федеральные и региональные подзаконные нормы, выраженные в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.

Федеральные законодательные нормы подразделяются на нормы, содержащиеся: в Конституции РФ; федеральных конституционных законах; федеральных законах.

Региональные законодательные нормы делятся на нормы, содержащиеся: в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) и законах указанных субъектов в составе РФ.

Федеральные подзаконные нормы подразделяются на нормы, выраженные: в нормативных указах Президента РФ; постановлениях Правительства РФ; приказах и инструкциях федеральных министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти Российской Федерации. Соответственно разграничиваются и региональные подзаконные нормы, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ.

Замечание:

Любая классификация имеет условный характер, но помогает профессионально точно и грамотно осуществлять правовое регулирование.

Абстрактное мышление: основные понятия о форме умственной активности. Пути развития, особенности применения

Мышление в общем представляет собой способность человеческой психики к развернутому отражению реальности, объектов, явлений, а также существенных связей между ними. Это типичная для человеческого разума черта, которая стала результатом длительных эволюционных изменений. Возможность умственной деятельности позволяет эффективно заниматься самыми разными формами активности: от познавательной до творческой, преобразовательной.

Абстрактное мышление выступает основной формой когнитивных способностей, играет наибольшую роль в деле использования логики, формальной логики, иных ее форм, познавательной деятельности, изучения окружающего мира и описания его в виде непротиворечивых концепций.

Что значит абстрактное мышление? Простыми словами, под ним понимается способность описывать предметы, явления в обобщенном виде, с помощью специального условного инструментария. То есть понятий. Определять связи между ними посредством суждений. Выделять новое знание из уже известных посылок посредством умозаключений. Это мощнейшие способны определения истины, систематизации мира во всем его многообразии с помощью стандартных умственных операций. Подобная возможность присутствует только у человека, как разумного вида.

Отсутствие развитого абстрактного мышления считается нормальным до определенного возраста. Активное формирование абстрактного теоретического мышления происходит в период с 5 до 12-13 лет. В этом время человек учится оперировать формальными, отвлеченными категориями и в полной мере понимать их суть. Скорость развития разнится от человека к человеку. Развить способность подобным образом думать можно в любые годы, есть группа упражнений.

О формах абстрактного мышления

Когнитивные возможности неоднородны по внутреннему составу. Классификация проводится по преимущественной операции и виду, который применяется в каждой конкретной ситуации, при решении определенной задачи. Наиболее точно формы определяются с помощью методов и инструментов формальной логики. Всего называют три основных типа.

Понятие

Наиболее универсальная категория. Посредством понятийного аппарата человек имеет возможность определить любое явление, любой объект, процесс, все предметы окружающего мира во всем многообразии. Понятие отражает наиболее существенные признаки описываемой структуры, потому акцентирует внимание на отличительных чертах. Это позволяет отграничить объекты друг от друга. Например, понятно, почему яблоко — это яблоко, а не арбуз, а автомобиль — не холодильник. Понятие разнятся по объему, наглядно их можно представить в виде кругов Эйлера. Есть несколько типов соотношений объемов в рамках определения понятийного аппарата:

  1. Одно понятие включает в себя другое. Например, фрукты, персики. Первая категория будет более общей по сравнению с другой. Потому она изображается в форме круга, заключающего в себя второй круг. И таких кругов может быть множество, поскольку помимо персиков можно формализовать понятия прочих фруктов.
  2. Понятия частично совпадают. Это скорее контекстуальные ситуации. Например, когда определены предметы, имеющие специфические черты и одновременно в чем-то схожие. Как вариант. Студенты, играющие в шахматы и студенты, играющие в футбол. Совпадение в понятиях будет в части студентов, играющих одновременно в шахматы и в футбол.
  3. Полное несовпадение. Когда понятия не имеют общего объема. Автомобили и слоны. Люди и груши.

Понятие должно быть четко определено, это основное требование. Поскольку без выделения существенных черт явления не может быть четкого определения сути. Дефиниция должна включать в себя основные признаки, те, которые позволяют вычленить объект из группы других и придать ему обобщенные моменты.

Суждение

Это некое предложение, в котором что-либо утверждается или отрицается. Истинность сказанного в данном случае должна быть достаточной, чтобы в дальнейшем применять суждения для мыслительных и логических операций. Например, все люди любят кататься на велосипеде. Только в том случае, если истинность сказанного будет доказана, можно применять такое утверждение для получения нового знания.

Суждение определяется объемом. Так, возможно утверждение относительно целого пласта объектов (определяется префиксами «все», «никто» или же местоимениями «я», «ты», которые также имеют признак целостности в контексте формальной логики). Также использование части объектов («некоторые», «те» и пр.). В зависимости от типа суждения определяется и дальнейший способ оперирования таковыми.

Умозаключение

Третья элементарная форма названного способа умственной активности. Считается способом получения новых знаний из уже известных. Присутствует несколько типов такового. Классический случай — силлогизм. Когда имеются две посылки, то есть два суждения, из которых можно сделать некие новые выводы. Как пример:

  • все машины — механизмы;
  • все механизмы работают на топливе;
  • следовательно, все машины работают на топливе.

В этом случае человек получает знания опосредованно, с помощью простого инструментария. Можно опустить суть явления, довести его до абсурда, суть останется той же:

  • все люди — груши;
  • все груши любят спать;
  • следовательно, все люди любят спать.

В формальной логике существуют схемы, определяющие конечный вывод из посылок. Так называемые фигуры силлогизма. Всего их четыре, по числу возможных исходных суждений (отрицающие все или в части, утверждающие все или в части).

Существуют и другие способы получения нового знания. Например, леммы и др. Они являются производными от основных и имеют собственные законы разрешения. Также индуктивные и дедуктивные умозаключения, которые исходят из других исходных суждений-посылок.

Абстрактное мышление напрямую связано с формальной логикой и математическими способностями. Развивая одно, параллельно развивается и другое.

Таким образом, к формам абстрактного мышления относится понятие, суждение и как способ получения нового знания — умозаключение.

Характерные черты абстрактного мышления

Для данного типа мыслительной активности типична группа специфических характеристик.

Отвлеченность, отсутствие связи с единым конкретным объектом

Продолжая названные выше примеры. Если говорят о яблоке. Имеется в виду класс фруктов, разновидность, а не какое-либо конкретное яблоко. Однако объектом может быть и конкретное яблоко, если относительно него делается какой-либо вывод. Например: «Яблоко лежит на столе. Я не клал его на стол. В комнате со мной только мой сосед. Следовательно, яблоко на стол положил он». Путем нехитрого умозаключения человек логически приходит к выводу о действиях другого человека. Яблоко в этом контексте — всего лишь предмет, который используется в качестве конкретного понятия для получения конкретного знания, но абстрактными методами.

Обобщенность

То есть максимальная отвлеченность от незначительных моментов при получении нового знания. Нет необходимости акцентировать внимание на несущественные факты. Не важно, положил ли сосед яблоко левой или правой рукой, если говорить утрированно. При решении сложных задач такая обобщенность позволяет отказаться от множества моментов, которые не имеют никакого смысла в контексте решаемой задачи.

Оперирование с формальными единицами, понятиями, суждениями, умозаключениями

Человек при применении методов, названных выше, использует логические структуры. Они имеют четкие рамки. Это очень удобно, поскольку позволяет сконцентрироваться на методах, исключает возможные ошибки и дает возможность четко структурировать получаемую информацию.

Присутствие явного вербального компонента

Хотя и не во всех случаях он есть на раннем этапе. Речь идет о конечном продукте. Абстрактное мышление всегда имеет конечную фазу, продукт, который используется в рамках теоретизации или же выдвижения гипотез. Потому необходимо облекать выводы в словесную форму. Более того, обычно в письменную для дальнейшего анализа и использования конечного результата как отправной точки для дальнейшей активности. Однако в процессе промежуточные результаты могут быть в виде мысли, не имеющей словесного выражения.

Описанные черты типичны для абстрактно-логического мышления. И только для него.

В каких случаях наблюдается нарушение нормальных когнитивных способностей и можно ли это исправить

Абстрактное мышление является типичной чертой человеческой личности, психики. Оно развивается не в один момент. Требуется некоторое время. Обычно в полной мере способности формируются к подростковому возрасту, возможны варианты с задержкой развития или его ранним складыванием. Развитие абстрактного мышления у человека заканчивается к 15-16 годам. В психологии и в нейропсихологии есть некоторые разночтения по этому вопросу, но несущественные. Отклонения нужно рассматривать как потенциальный симптом психопатологии.

Нарушение абстрактного мышления может быть результатом врожденных патологий генетического профиля, центральной нервной системы. К ним относят олигофрению в разных видах, синдром Дауна. Это основные диагнозы. Есть и прочие. Их объединяет выражено слабоумие, отсутствие способности к логическому мышлению. Почти в 100% случаев страдают и прочие формы умственной активности. Наблюдается падение коэффициента интеллекта до критически низких отметок. При легкой степени олигофрении, дебильности, есть возможность совершения простых операций. При достаточной компенсации изменения минимальные.

Абстрактное отвлеченное мышление является мишенью при шизофрении. Особенно злокачественной или длительно существующей. Интеллект формально остается на нормальном уровне, но пациент не в силах пользоваться инструментарием, потому начинается подобие слабоумия. Это разновидность дефекта, так называемая негативная симптоматика. Обычно такие состояние не подлежат обратному развитию или какой-либо коррекции. Однако же, современные психотропные средства имеют свойство бороться с негативными проявлениями патологического процесса.

Есть диагнозы, при которых нарушения имеют временный характер. Хотя могут быть существенно выражены. К таковым относят, например, депрессивные состояния, маниакально-депрессивные психозы, реактивные психозы.

Скорость абстрактного мышления падает при применении алкоголя, приеме наркотиков. Или же умственные способности серьезно ослабевают.

Вариантов может быть несколько. Вопрос диагностики — это уже не сфера психологии. Задача решается психиатрами, психотерапевтами, в некоторых случаях неврологами в тандеме со специалистами по психическому здоровью.

Справиться с этими проблемами можно не всегда. Все зависит от диагноза. Наиболее качественно коррекция проводится при устранении депрессий, алкогольных нарушений, последствий приема наркотиков.

Какие инструменты использует абстрактное мышление: виды и примеры

Формальные методы используют три основных способа мыслительной активности. Однако этим все не исчерпывается. Чтобы получить более глубокие знания о предмете исследования используется масса вспомогательных инструментов.

Анализ

Процесс умозрительного разделения целого объекта, явления или процесса на составные части. В зависимости от применяемого подвида, далее возможно исследование каждого отдельного компонента или выделение наиболее значимых черт. В качестве примера первого – понятие преступления в праве. Включает в себя объективную и субъективную стороны, объект и субъект. Возможно разделение вполне реального объекта при анализе, физическое отделение частей. При исследовании механизмов, человеческих органов, тканей в рамках анатомии, патанатомии и т. д.

Если говорить о втором подвиде, типичнейший пример — это разработка определения понятия, выведение дефиниции. Например, человек. Какие свойства можно выделить? Ходит прямо, имеет две пары конечностей, глаза, органы слуха, разумен, обладает способностью к мышлению и речи и т. д. При анализе второго типа нужно выделять только существенные черты. Что в таком случае существенно? Способность к речи, умственная активность, прямохождение. В таком ключе эта методика и используется.

Синтез

Обратное анализу явление. Процесс объединения составных частей в целое. Особенно активно используется в научной практике, при применении правовых норм специалистами в области юриспруденции, врачами при проведении диагностики и составлении единой клинической картины (далее выдвигаются гипотезы относительно заболевания). Мыслительные операции тесно соприкасаются с повседневной жизнью.

Систематизация (или классификация)

Распределение группы понятий или реальных объектов по классам. Имеет формальное основание — то есть та черта, по которой проводится разграничение. Пример – геометрические фигуры. Критерий — количество углов. Отсутствуют — овалы, эллипсы, круги. Три — треугольник. Четыре — квадрат, параллелограмм, прямоугольник. И так далее. Наиболее продуктивно использование классификации в научной практике, статистике.

Сравнение или компаративистский анализ

Заключается в сравнении двух структур, предметов. В выявлении схожих черт, различий. Имеет смысл только тогда, когда объекты действительно похожи. Нет смысла сравнивать людей и фрукты, это абсурдно и не принесет никаких новых знаний, поскольку суть и так хорошо понятна. А вот сравнение человека и приматов, человека и животного и так далее вполне имеет смысл в контексте эволюционных концепций, биологических, анатомических знаний.

Конкретизация

Или же дедуктивный метод. Основан на переходе от общего знания к частному случаю существования такого же явления. Если брать пример: в странах Европы летом жарко. Украина — страна Европы. Следовательно, в Украине летом жарко. По сути это разновидность умозаключения.

Индукция

Есть и обратное явление. Когда от частного знания проводится движение к общему знанию. Тут справедливо будет привести такой вариант. В Украине летом жарко. Украина — часть Европы. Следовательно, в странах Европы летом жарко. Тут возникает большая проблема. Если дедуктивные умозаключения в большинстве своем истинны, то индуктивные могут быть с большой вероятностью ложными. Поскольку нарушается закон достаточного основания. Обобщения проводятся с большой осторожностью, и требует подтверждения эмпирическими методами.

Аналогия

Переведение свойств одного объекта на другой. Такой перенос также требует осторожного подхода, поскольку не всегда имеет место истина. Однако, это смелая методика, она позволяет по-новому взглянуть на привычные вещи. Применяется не только в научной деятельности, но и в прикладных сферах. По такому принципу были определены некоторые законы аэродинамики, сконструированы летательные средства и т. д. Базой были исследования жизнедеятельности птиц, биологических существ.

Указанные инструменты при правильном применении дают множество информации. Позволяют добиться качественных результатов в исследованиях и практической деятельности. Сферы могут быть самими разными. Формы абстрактного мышления в таком контексте также выступают инструментами, только более общими.

При анализе становится понятна разница между абстрактным и конкретным мышлением. Если первое имеет дело с логическими конструкциями и следует четким законам, второе стихийно и основывается на опыте, работе с конкретными объектами здесь и сейчас (хотя и логическая разновидность может иметь дело с конкретными предметами, если они имеют значение в рамках ситуации).

Способы проверки степени развития когнитивных способностей

Проверка степени развития абстрактного мышления не представляет больших трудностей. С ней справляются, в том числе и психологи. Каким именно образом удается исследовать способности? Применяется группа тестов:

  1. Стандартный тест на абстрактное мышление — тест Айзенка. Позволяет исследовать интеллектуальные возможности. Дополнительно могут применяться и прочие тесты, в зависимости от ситуации.
  2. Абстрактно-вербальный стиль мышления можно оценить по результатам беседы с человеком. Дополнительно может быть представлена ситуация или тема, выводы по которой должен сделать обследуемый. Это даст больше информации, чем простой устный опрос.
  3. Возможно использование специальных логических задач. Они позволяют исследовать скорость абстрактного мышления, его качество, направленность, возможность быстро переключаться с задачи на задачу, с процесса на процесс.

Человек может проверить себя и сам. Однако, лучше, когда в деле участвует опытный психолог.

Можно ли развить абстрактное мышление, каким образом и сколько времени на это уйдет

Как развить абстрактное мышление и вообще можно ли это сделать? Да, можно. Методики существуют. Однако, это не быстрый процесс. По разным оценкам, потребуется от нескольких месяцев до года, чтобы добиться качественного результата. Развить у взрослых людей такие способности проще всего. У детей — смысла не много, нужно дождаться окончательного формирования логических способностей и только потом начинать. То есть в подростковые годы. Методики:

  1. Устные упражнения. Рассуждения на конкретные темы с выводами и прочие. Позволяют развить еще и вербальный стиль мыслительной активности.
  2. Решение логических задач. Как можно больше. Желательно с постепенным повышением сложности и четким описанием хода размышлений. Догадки и простые совпадения должны быть исключены.
  3. Написание эссе по определенным темам. С высказыванием доводов за, против, собственной позиции и выводами по вопросу. Это позволяет развить не только абстрактное, но и критическое мышление.

ГИПОТЕЗА – что это. Суть, понятие и виды гипотезы

Гипотеза – это довод о том или ином явлении, который основывается на субъективном взгляде человека, направляющего свои действия в какую-нибудь установленную сторону. Если результат человеку пока неизвестен, то создается обобщенное предположение, а проверка его позволяет скорректировать общую направленность работы. Это и есть научное понятие гипотезы. Можно ли упростить значение этого понятия?

Объяснение «не научным» языком

Гипотеза – это способность предугадывать, прогнозировать результаты работы, и это важнейшая составляющая фактически каждого научного открытия. Она помогает просчитать будущие ошибки и промахи и понизить их количество в разы. При этом гипотезу, рожденную непосредственно во время работы, можно доказать частичным образом. При известном итоге в предположении нет смысла, и тогда гипотезы не выдвигаются. Вот такое простое определение понятия гипотезы. Теперь можно говорить о том, как она строится, и обсудить самые интересные ее виды.

Как рождается гипотеза?

Создание довода в человеческой голове – непростой мыслительный процесс. Исследователь обязан уметь создавать и обновлять полученные знания, а также он должен отличаться такими качествами:

  1. Проблемное видение. Это способность показывать пути научного развития, устанавливать его главные тенденции и связывать разобщенные задачи воедино. Складывает проблемное видение с уже полученными навыками и знаниями, чутьем и способностями человека в исследовательском деле.
  2. Альтернативный характер. Эта черта позволяет человеку делать интереснейшие выводы, находить совершенно новое в известных фактах.
  3. Интуиция. Этот термин обозначает бессознательный процесс, и он не основывается на логических доводах.

В чем состоит суть гипотезы?

Гипотеза отражает объективную действительность. В этом она сходна с разными формами мышления, но она также и отличается от них. Главная специфика гипотезы состоит в том, что она отображает в материальном мире факты в предположительном ключе, она не утверждает категорически и достоверно. Потому гипотеза – это предположение.

Всем известно, что при установлении понятия через ближайший род и отличие потребуется указать еще и на отличительные признаки. Ближайшим родом для гипотезы в виде какого-либо результата деятельности является понятие «предположения». В чем же отличие гипотезы от догадки, фантазии, предсказывания, угадывания? Самые шокирующие гипотезы не строятся на одних домыслах, у всех них есть определенные признаки. Чтобы ответить на этот вопрос, потребуется выделить существенные признаки.

Признаки гипотезы

Если говорить об этом понятии, то стоит установить его характерные признаки.

  1. Гипотеза – это особая форма развития научных знаний. Именно гипотезы позволяют науке переходить от отдельных фактов к определенному явлению, обобщению знаний и познанию законов развития того или иного явления.
  2. Гипотеза строится на выдвижении предположений, что связано с теоретическим пояснением определенных явлений. Это понятие выступает в качестве отдельного суждения или же целой линейки взаимосвязанных суждений, закономерных явлений. Суждения – это всегда проблематично для исследователей, ведь в этом понятии говорится о вероятностном теоретическом знании. Случается, что гипотезы выдвигаются на основе дедукции. В пример можно привести шокирующую гипотезу К. А. Тимирязева о фотосинтезе. Она подтвердилась, но изначально все началось из предположений в законе сохранения энергии.
  3. Гипотеза – это обоснованное предположение, которое строится на каких-то конкретных фактах. Потому гипотезу нельзя назвать хаотичным и неподсознательным процессом, это вполне логически стройный и закономерный механизм, который позволяет человеку расширить свои знания для получения новой информации – для познания объективной действительности. Опять же можно вспомнить шокирующую гипотезу Н. Коперника о новой гелиоцентрической системе, в которой раскрывалась идея о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Все свои идеи он изложил в труде «О вращении небесных сфер», все догадки опирались на реальную фактическую базу и показывалась несостоятельность тогда еще действующей геоцентрической концепции.

Эти отличительные черты, взятые вместе, позволят отличать гипотезу от иных видов предположения, а также установить ее сущность. Как видите, гипотеза – это вероятностное предположение о причинах того или иного явления, достоверность которого сейчас не может быть проверена и доказана, однако это предположение позволяет объяснить некоторые причины явления.

Важно помнить, что термин «гипотеза» всегда употребляется в двояком значении. Под гипотезой понимают предположение, которое поясняет какое-то явление. Также о гипотезе говорят как о приеме мышления, выдвигающем какое-то предположение, а после строящем развитие и доказательство этого факта.

Гипотеза частенько строится в виде предположения о причине минувших явлений. Как пример можно привести наши познания о формировании Солнечной системы, земного ядра, о рождении Земли и так далее.

Когда гипотеза прекращает существовать?

Подобное возможно лишь в паре случаев:

  1. Гипотеза получает подтверждение и превращается в уже достоверный факт – становится частью общей теории.
  2. Гипотеза опровергается и становится только ложным знанием

Подобное может произойти во время проверки гипотез, когда накопленных знаний достаточно для установления истины.

Что входит в структуру гипотезы?

Строится гипотеза из следующих элементов:

  • основание – накопление разных фактов, утверждений (обоснованных или нет);
  • форма – накопление разных умозаключений, что приведут от основания гипотезы к уже предположению;
  • предположение – выводы из фактов, утверждений, которые описывают и обосновывают гипотезу.

Стоит отметить, что гипотезы всегда одинаковы по логической структуре, но они различаются по содержанию и выполняемым функциям.

Что можно сказать о понятии гипотезы и видах?

В процессе эволюции знаний гипотезы начинают различаться по познавательным качествам, а также по объекту исследования. Остановимся детальнее на каждом из этих видов.

По функциям в познавательном процессе различают гипотезы описательные и объяснительные:

  1. Описательная гипотеза – это высказывание, в котором говорится о присущих исследуемому объекту свойствах. Обычно предположение позволяет ответить на вопросы «Что представляет собой тот или иной предмет?» или же «Какими свойствами наделен предмет?». Данный тип гипотезы может выдвигаться для того, чтоб выявлять состав или структуру объекта, раскрывать его механизм действия или особенности его деятельности, определять функциональные особенности. Среди описательных гипотез встречаются экзистенциальные гипотезы, которые говорят о существовании какого-то объекта.
  2. Объяснительная гипотеза – это высказывание, построенное на причинах появления того или иного объекта. Такие гипотезы позволяют объяснить, почему произошло определенное событие или же каковы причины появления какого-либо предмета.

История показывает, что с развитием знаний появляется все больше экзистенциальных гипотез, которые рассказывают о существовании конкретного объекта. Дальше появляются описательные гипотезы, которые рассказывают о свойствах тех объектов, а уже в завершении рождаются объяснительные гипотезы, которые раскрывают механизм и причины появления объекта. Как вы видите, происходит поэтапное усложнение гипотезы в процессе познания нового.

Какие гипотезы бывают по объекту исследования? Различают общие и частные.

  1. Общие гипотезы помогают обосновать предположения о закономерных связях и эмпирических регуляторах. Они выполняют роль своеобразных строительных лесов в развитии научных познаний. Как только гипотезы доказаны, они становятся научными теориями и вносят свой вклад в науку.
  2. Частная гипотеза – это предположение с обоснованием о происхождении и качестве фактов, событий или явлений. Если было единичное обстоятельство, которое стало причиной появления иных фактов, то познание обретает форму гипотез.
  3. Есть еще такой вид гипотезы, как рабочая. Это выдвигаемое на первых порах исследования предположение, которое является условным допущением и позволяет скомбинировать факты и наблюдения в единое целое и придать им первоначальное пояснение. Главная специфика рабочей гипотезы состоит в том, что она принимается условно или временно. Исследователю крайне важно систематизировать полученные знания, данные в начале исследования. После их потребуется обработать и наметить дальнейший путь следования. Рабочая гипотеза как раз и нужна для этого.

Что такое версия?

Понятие научной гипотезы уже выяснили, но вот существует еще один такой необычный термин – версия. Что это такое? В политическом, историческом или социологическом исследовании, а также в судебно-следственной практике часто при пояснении тех или иных фактов или их совокупности выдвигается ряд гипотез, которые по-разному могут объяснить факты. Вот такие гипотезы называются версиями.

Версии бывают общими и частными.

  • Общая версия – это предположение, которое рассказывает о преступлении в целом в виде единой системы из определенных обстоятельств и действий. Данная версия отвечает не на один, а на целый ряд вопросов.
  • Частная версия – это предположение, которое объясняет отдельные обстоятельства какого-то преступления. Из частных версий строится уже одна общая.

Каким нормам обязана отвечать гипотеза?

Само понятие гипотезы в нормах права должно отвечать некоторым требованиям:

  • она не может иметь несколько тезисов;
  • суждение обязано быть оформлено понятно, логично;
  • довод не должен включать в себя суждения или понятия двусмысленного характера, которые еще не могут быть разъяснены исследователем;
  • суждение обязано включать метод решения проблемы, дабы стать частью исследования;
  • при изложении предположения запрещается использовать ценностные суждения, ведь гипотеза должна подтверждаться фактами, после она будет проверяться и применяться к широкому кругу;
  • гипотеза должна отвечать заданной теме, предмету исследования, задачам;
  • все предположения, неестественно привязанные к теме, отсеиваются;
  • гипотеза не может противоречить уже имеющимся теориям, однако есть и исключения.

Как разрабатывается гипотеза?

Гипотезы человека представляют собой мыслительный процесс. Конечно же, представить общий и единый процесс построения гипотезы трудно: все из-за того, что условия для разработки предположения зависят от практической деятельности и от специфики той или иной проблемы. Однако возможно все же выделить общие границы этапов мыслительного процесса, которые приводят к появлению гипотезы. Это:

  • выдвижение гипотезы;
  • развитие;
  • проверка.

Теперь потребуется рассмотреть каждый этап возникновения гипотезы.

Выдвижение гипотезы

Для выдвижения гипотезы потребуется иметь некоторые факты, относящиеся к определенному явлению, и они должны обосновывать вероятность предположения, пояснять неизвестное. Поэтому вначале происходит сбор материалов, знаний и фактов, относящихся к определенному явлению, которое будет в дальнейшем поясняться.

На основании материалов высказывается предположение о том, что же представляет собой данное явление, или, другими словами, формулируется гипотеза в узком смысле. Предположение в данном случае представляет собой некое суждение, которое высказывают в результате обработки собранных фактов. Факты, на которых сделана гипотеза, можно логически осмыслить. Вот так появляется основное содержание гипотезы. Предположение должно отвечать на вопросы о сущности, причинах возникновения явления и так далее.

Развитие и проверка

После выдвижения гипотезы начинается ее развитие. Если предполагать выдвинутое предположение правдивым, то должен появиться ряд определенных следствий. При этом логические следствия нельзя отождествлять с выводами причинно-следственной цепи. Логическими следствиями являются мысли, которые поясняют не только обстоятельства явления, но и причины его возникновения и так далее. Сопоставление фактов из гипотезы с уже установленными данными позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Такое возможно только в результате проверки гипотезы на практике. Гипотеза всегда порождается практикой и только практика может решить вопрос о том, является ли гипотеза правдивой или ложной. Проверка на практике позволяет трансформировать гипотезу в достоверное знание о процессе (ложный он или истинный). Потому не стоит сводить истинность гипотезы к определенному и единому логическому действию; при проверке на практике применяются разные методики и способы доказательства или опровержения.

Видео: Почему теория эволюции – это теория, а не гипотеза?

Подтверждение или опровержение гипотезы

Гипотеза работы в научном мире применяется часто. Этот способ позволяет подтвердить или опровергнуть отдельные факты в юридической или экономической практике через восприятие. Примерами можно назвать открытие планеты Нептун, обнаружение чистой воды в озере Байкал, установление островов в Ледовитом океане и так далее. Все это когда-то было гипотезами, а сейчас – научно установленные факты. Проблема состоит в том, что в некоторых случаях с практикой трудно или же невозможно действовать, и проверка всех предположений не является возможной.

К примеру, сейчас есть шокирующая гипотеза о том, что современный русский язык глуше древнерусского, но проблема в том, что сейчас услышать устную древнерусскую речь невозможно. Нереально проверить на практике, постригался ли в монахи русский царь Иван Грозный или нет.

В случаях выдвижения прогностических гипотез нецелесообразно ожидать их непосредственного и прямого подтверждения на практике. Потому в научном мире пользуются таким логическим доказательством или опровержением гипотез. Логическое доказательство или же опровержение протекает опосредованным путем, ведь познаются явления из прошлого или сегодняшнего времени, недоступные для чувственного восприятия.

Главные пути логического доказательства гипотезы или ее опровержения:

  1. Индуктивный путь. Более полное подтверждение или опровержение гипотезы и выведение из нее некоторых следствий благодаря аргументам, которые включают в себя законы и факты.
  2. Дедуктивный путь. Выведение или опровержение гипотезы из ряда других, более общих, но уже доказанных.
  3. Включение гипотезы в систему научного знания, где она согласуется с другими фактами.

Логическое доказательство или опровержение может протекать в прямой или косвенной форме доказательства или опровержения.

Важная роль гипотезы

Раскрыв проблему сущности, структуры гипотезы, стоит отметить еще и ее важную роль в практической и теоретической деятельности. Гипотеза – это необходимая форма развития научных знаний, без нее невозможно понять что-то новое. Она играет важную роль в научном мире, служит фундаментом при формировании фактически каждой научной теории. Все существенные открытия в науке возникали далеко не в готовом виде; это были самые шокирующие гипотезы, которые порой не желали даже рассматривать.

Интересные гипотезы и их опровержение

Все всегда начинается с малого. Вся физика была построена на бесчисленных шокирующих гипотезах, которые подтверждались или опровергались благодаря научной практике. Потому стоит упомянуть некоторые интересные идеи.

  1. Некоторые частицы движутся из будущего в прошлое. У физиков есть свой свод правил и запретов, которые принято считать каноном, но вот с появлением тахионов, казалось бы, все нормы пошатнулись. Тахион – это частица, которая может нарушать все принятые законы физики сразу: масса ее мнимая, а двигается она быстрее скорости света. Была выдвинута теория о том, что тахионы могут двигаться обратно во времени. Ввел частицу теоретик Джеральд Фейнберг в 1967 году и объявил, что тахионы – это новый класс частиц. Ученый утверждал, что это фактически обобщение антиматерии. У Фейнберга была масса единомышленников, и идея прижилась на долгое время, впрочем, опровержения все же появились. Тахионы не ушли из физики совсем, но их все же никто не сумел обнаружить ни в космосе, ни в ускорителях. Если бы гипотеза была верной, люди бы могли связываться со своими предками.
  2. Капля водяного полимера может уничтожить океаны. Эта одна из самых шокирующих гипотез говорит о том, что воду можно трансформировать в полимер – это компонент, в котором отдельные молекулы становятся звеньями большой цепи. При этом свойства воды должны меняться. Гипотезу выдвинул химик Николай Федякин после эксперимента с водяным паром. Гипотеза долгое время пугала ученых, ведь предполагалось, что одна капля водного полимера может превратить всю воду планеты в полимер. Впрочем, опровержение самой шокирующей гипотезы не заставило себя ждать. Опыт ученого повторили, подтверждений теории не нашлось.

Подобных самых шокирующих гипотез была масса в свое время, однако многие из них не подтверждались после ряда научных экспериментов, но о них не забывали. Фантазия и научные обоснования – вот два главных компонента для каждого ученого.

Видео: Цель и задачи исследования, гипотеза

АБСОЛЮТНЫЕ ПРАВА В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чертова Н.М.

В представленной статье анализируются подходы к определению места абсолютных прав в системе гражданских правоотношений , делается вывод об оправданности классификации гражданских правоотношений на абсолютные и относительные.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чертова Н.М.

Текст научной работы на тему «АБСОЛЮТНЫЕ ПРАВА В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ»

396 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

«холдинг» и «группа компаний», а также единое систематизированное регулирование предпринимательской деятельности в данной сфере.

В итоге данного анализа настоящего состояния холдингов и групп компаний можно говорить о том, что отсутствие системного правового регулирования холдингов и групп компаний не является основанием для ограничения, а также запрета на осуществление предпринимательской деятельности объединений виде холдингов и групп компаний.

Поэтому представляется целесообразным доработка существующего законодательства в указанной сфере. Так же результативным видится принятие единого законодательства в данной сфере. При этом более результативным видится принятие единого закона регулирующего деятельность холдингов и групп компаний, включающего в себя нормы частного и публичного права.

1. Письмо президента РФ от 20 июля 2000 г. № Пр-1504.

2. Указ президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий».

3. Федеральный закон № 395-1 от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности».

АБСОЛЮТНЫЕ ПРАВА В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Южно-Российский институт-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону

В представленной статье анализируются подходы к определению места абсолютных прав в системе гражданских правоотношений, делается вывод об оправданности классификации гражданских правоотношений на абсолютные и относительные.

Ключевые слова: абсолютные права, гражданские правоотношения, правовая связь, универсальный запрет.

В теории гражданского права еще со времен римского права сложилась устойчивая система классификации гражданских правоотношений на абсолютные и относительные.

Традиционно под относительными понимают гражданские правоотношения, в которых строго определенному управомоченному лицу противостоит

* Аспирант кафедры Гражданского и предпринимательского права. Научный руководитель: Ломидзе О.Г., доцент кафедры Гражданского и предпринимательского права, доктор юридических наук.

строго определенное обязанное лицо. Примером таких правоотношений являются многочисленные обязательства, в которых обе стороны четко определены, их права и обязанности взаимно корреспондируют, а сущность обязанности по общему правилу заключается в совершении активных действий.

Абсолютными называются гражданские правоотношения, в которых упра-вомоченному лицу противостоит неопределенный круг обязанных субъектов. К абсолютным правоотношениям относят вещные правоотношения. Так, в отношении собственности собственнику противостоят все неуправомоченные лица, обязанные не препятствовать ему в осуществлении его права, перед собственником должен отвечать каждый, кто нарушил его право. Возможность наложения такой ответственности предполагает, что каждый связан определенным правоотношением с собственником еще до правонарушения [7, с. 77].

В практическом аспекте вышеуказанное разделение гражданских правоотношений играет существенную роль в выборе одного из двух самостоятельных блоков гражданско-правовых мер защиты: предназначенного для защиты абсолютных прав и предназначенного для защиты относительных. «При нарушении абсолютного права меры защиты и ответственности могут быть применены к любому нарушителю, а при нарушении относительного права может отвечать только строго определенное лицо, обязанное своими действиями» [1, с. 131].

Однако, несмотря на то что система классификации гражданских правоотношений на абсолютные и относительные является традиционной и достаточно устойчивой, в цивилистике имеет место спор по поводу сущности абсолютных правоотношений и оправданности их выделения. Речь идет о давнем дискуссии: существует абсолютное субъективное право в правоотношении или вне его.

Авторы, не признающие абсолютные правоотношения, основывают свою позицию на том, что абсолютное право опосредует отношения между субъектом и объектом, создавая между ними определенную правовую связь, но не образовывает отношения между субъектами права. К представителям такого подхода следует отнести И.А. Покровского, В.М. Хвостова, Д.М. Ген-кина, Лапача, К.И. Скловского, Л.В. Щенникову и других. Так, например, В.А. Лапач указывал на то, что «явление, именуемое «абсолютным правоотношением» и характеризуемое неопределенным кругом обязанных лиц, лишь в силу традиции именуется правоотношением и должно быть отнесено к способам непосредственного осуществления права, минуя правоотношения . сущность таких прав состоит в установлении определенного рода правовой связи непосредственно между субъектом права и его (права) объектом» [2, с. 94]. По мнению К.И. Скловского «вещное право предоставляет лицу власть непосредственно над вещью. В теории иногда конструируют довольно сложную схему, дополняющую эту власть также обязанностью неопределенного круга третьих лиц воздерживаться от нарушения вещного права. . Однако эта конструкция представляется излишней» [6, с. 78]. Щен-

398 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

никова Л.В. указывает: «Представляется, что такая конструкция абсолютного правоотношения есть плод искусственного теоретизирования, причем пустого. В ней нет смысловой нагрузки, как нет и не может быть реальной правовой связи собственника с любым и каждым живущим в данный момент на земле» [8, с. 64].

По нашему мнению, следует не согласиться с аргументами противников абсолютных правоотношений ввиду следующего.

Общепризнано, что вещное право устанавливает связь между лицом и вещью, выражается в осуществлении господства лица над нею. Однако такая связь не определяет статус субъекта, находящегося в сфере межсубъектных взаимосвязей. Правовая связь между лицом и вещью заключается в том, что другие члены общества обязаны признавать господство лица над вещью и не нарушать данную правовую связь. Субъективному праву должны корреспондировать субъективные обязанности других субъектов общественных отношений для того, чтобы данное субъективное право получило свою реализацию. Не вызывает сомнения тот факт, что осуществление субъектом права любых значимых действий с неизбежностью приводит к взаимодействию с другими участниками социума. Субъективное вещное право представляет собой именно общественное отношении, то есть отношении между людьми по поводу вещи, в котором управомоченному лицу противостоят в качестве обязанных все прочие неуправомоченные лица. Вне общества, субъективное право теряет всякий смысл. По этой причине абсолютные права являются составным элементом правоотношения, а не существуют вне его.

Кроме того, вещное право всегда принадлежит точно определенному лицу и имеет своим объектом конкретную индивидуально-определенную вещь. Обязанность всех третьих лиц заключается в воздержании от вмешательства в осуществление управомоченным своих правомочий именно в отношении данного объекта. В силу неопределенности состава обязанных лиц одно абсолютное правоотношение отличается от другого определенностью субъекта и определенностью объекта права [4, с. 135].

В научной среде также отсутствует единство мнений относительно четкого критерия классификации гражданских правоотношений на абсолютные и относительные, что приводит к многочисленным спорам об обоснованности такого традиционного деления, а также об отнесении тех или иных типов правоотношений к одной из данных классификационной категории.

Преобладающей среди исследователей является позиция, определяющая ключевым критерием для дифференциации абсолютных и относительных гражданских прав количественный состав обязанных управомоченному лицу субъектов. Относительными являются гражданские правоотношения, в которых строго определенному управомоченному лицу противостоит строго определенное обязанное лицо. Абсолютными же являются гражданские правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит неопределенный круг обязанных субъектов [3].

Однако представляется, что подход, основанный на признании способа удовлетворения интереса управомоченного лица определяющим критерием разграничения абсолютных и относительных гражданских прав, является наиболее приемлемым для целей такой классификации в силу того, что в основе субъективного права лежит именно интерес управомоченного лица. Субъективное право, в котором удовлетворение интереса достигается действиями самого управомоченного лица, является абсолютным, а субъективное право, в которых такое удовлетворение возможно лишь при помощи иных лиц, является относительным. Круг обязанных лиц является лишь следствием существующего способа удовлетворения интереса [см.: 5, с. 47].

Интерес управомоченного лица в абсолютных правах защищается общерегулятивной обязанностью неуправомоченных лиц не препятствовать осуществлению принадлежащих гражданину прав, установленной универсальным запретом посягать на такое право, адресованным любому и каждому неуправомоченному лицу, в относительных же правах интерес управомоченного лица защищается позитивными обязывающими нормами.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что абсолютные права могут существовать только как элементы правоотношения. Соответственно, классификации гражданских правоотношений на абсолютные и относительные является обоснованной и целесообразной. При этом в относительном правоотношении субъективному праву корреспондирует четко определенная обязанность. В абсолютном правоотношении право уполномоченного лица уравновешивается универсальным запретом посягать на такое право, адресованного любому и каждому неуправомоченному лицу.

1. Гражданское право: учебник: в 4 т. Т. 1 / Под ред. Е.А. Суханова. – М., 2006.

2. Лапач В.А. Субъективные гражданские права и основания их возникновения // Журнал российского права. – 2001. – N 10.

3. Левченко О.С. К вопросу о делении гражданских правоотношений на относительные и абсолютные // Адвокат. – 2008. – N 8 // СПС «Консультант-Плюс».

4. Рыбалов А.О. Абсолютные права и правоотношения // Правоведение. -2006. – N 1.

5. Рыбалов А.О. Проблемы классификации гражданских отношений: дисс. . канд. юр. наук. – СПб., 2007.

6. Скловский К.И. Применение гражданского законодательства о собственности и владении. Практические вопросы. – М.: Статут, 2004.

7. Толстой Ю.К. К теории правоотношения. – Л., 1959.

8. Щенникова Л.В. Вещное право: учебное пособие. – Краснодар, 2004.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: