Ад референдум: что это такое, описание и особенности

Что такое референдум

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Жизнь в демократическом обществе требует от каждого человека политической активности.

Она выражается в различных формах политического участия от митингов и обращений в органы власти до выборов главы государства.

Одна из них — референдум, который служит высшей формой прямого волеизъявления народного мнения по наиболее важным проблемам жизни социума.

Референдум — это.

Референдум (лат. Referendum) — это одна из форм прямого выражения мнения (всенародное голосование) граждан по ключевым вопросам государственного, регионального и местного значения.

Представляет собой основной институт прямой демократии и одновременно выступает как инструмент правотворчества граждан, так как его результаты нередко приобретают законодательную силу.

Условия организации и порядок проведения референдума прописываются в Основном законе государства и иных нормативных актах.

Есть ли отличие от плебисцита

Очень близким по значению к референдуму выступает термин плебисцит.

Во время существования древнеримской цивилизации этим словом называли решения, которые принимали собрания плебеев (простого народа).

Ряд исследователей полагает, что плебисцит характеризуется голосованием в сфере отношения к деятельности государственной власти и ее политической линии.

В российском законодательстве понятие «плебисцит» отсутствует и полностью заменено на референдум.

Виды референдумов

В соответствии с характером вопроса, способом организации и сферой применения выделяют несколько видов референдума:

  1. конституционный — обеспечивает принятие нового варианта Основного закона или поправок к нему;
  2. законодательный — связан с голосованием граждан по проекту закона.

Если результаты референдума имеют юридическую силу и его итоги поддерживаются большей частью политических сил, то он считается признанным. В противном случае голосование приобретает статус частично признанного или непризнанного.

В отдельных странах проводятся консультативные опросы, которые осуществляются в формах, тождественных референдуму. Они не имеют правовой силы, но точно отражают настроения общества.

Подобный опрос был проведен в Каталонии осенью 2017 года, когда свыше 90% его участников высказались за отделение региона от Испании.

Отличие референдума от выборов

Что такое референдум будет проще понять, если сравнить его с выборами. Волеизъявление народа в форме референдума не имеет заданной периодичности и проводится по мере возникновения проблемных ситуаций, требующих народного волеизъявления.

Предмет референдумов гораздо шире и может охватывать любые вопросы от получения суверенитета до смены наименования региона. Выборы же ограничены задачей формирования власти.

Период действия решений референдума не ограничен, а полученные в результате выборов властные полномочия имеют конкретный срок. Инициатором референдума может выступить практически любой гражданин, а выборы проводятся в установленном законом порядке.

Условия проведения референдума

Порядок проведения референдума в России регулирует №5-ФКЗ от 28.06.2004 года. В соответствии с этой нормой на народное голосование не может выноситься вопрос, противоречащий Конституции и направленный на умаление или ограничение прав и свобод граждан.

В п.5 ст.6 №5-ФКЗ перечислены остальные вопросы, которые не выносятся на референдум:

  1. об изменении срока полномочий главы государства и депутатов;
  2. об изменении статуса регионов;
  3. о принятии/корректировке госбюджета;
  4. об амнистии (что это?) или помиловании и другие.

Российское законодательство не допускает организацию и проведение референдума в условиях введения чрезвычайного или военного положения, во время проведения избирательной кампании на всей территории РФ, а также в последний год полномочий Президента и Госдумы.

Инициировать организацию референдума могут:

  1. Граждане РФ — не менее 2 млн человек, обладающих правом на участие в голосовании, при этом на территории одного субъекта должно проживать не больше 50 тысяч из них;
  2. Конституционное Собрание — в порядке, предусмотренном п.3 ст.135 Основного закона.
  3. Федеральные органы госвласти.

О порядке организации референдума в России можно посмотреть тут:

Самые резонансные референдумы

В марте 1991 года состоялся референдум о сохранении Советского Союза (СССР). Он был проведен централизованно не во всех республиках, но жители крупнейших из них — РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана свое мнение высказали. В итоге свыше 76% граждан пожелали и дальше жить в СССР, но он все равно через несколько месяцев распался.

В марте 2014 года прошел референдум в Крыму по вопросу присоединения к РФ. По данным местного избиркома, свыше 96% жителей республики и более 95% севастопольцев одобрили присоединение к России.

Голосование противоположной направленности прошло в сентябре этого же года в Шотландии. Но к разочарованию его организаторов только 44,7% граждан поддержали идею выхода из состава Великобритании.

Читайте также:
Акцептный кредит: что это такое, описание и особенности

В августе 1934 года большинство немецких граждан после смерти президента Германии фон Гинденбурга проголосовали за объединение поста главы государства и канцлера. На эту должность был назначен Адольф Гитлер, развязавший через 5 лет Вторую мировую войну.

За всю историю суверенной России было проведено два общегосударственных референдума (на местном и региональном уровне значительно больше).

    Первый прошел 25 апреля 1993 года в самый разгар противостояния тогдашнего парламента Верховного Совета с президентом. Граждане должны были ответить на 4 вопроса, связанные с деятельностью этих органов госвласти. В результате большинство участников посчитало необходимым переизбрать парламент и выразила доверие политике главы государства.

Заключение

Референдум в демократическом государстве — это эффективный инструмент решения проблем, который может использовать социум в случае бездействия власти или проведения ею политики, противоречащей интересам общества.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

С одной стороны, референдум — это хорошо, ведь есть возможность простому народу высказать своё мнение и что-то изменить в обществе. Но с другой стороны, если этот народ подняли, взбунтовали искусственно какие-то враждебные, посторонние силы, вот тут большой вопрос и последствия могут быть необратимыми.

На самом деле, с референдумом не все так просто, как кажется на первый взгляд! Очень часто, в странах, где отсутствует демократия, референдумы используют для манипуляции.

Ведь вопросы можно составить таким образом, что народ проголосует за то, что выгодно власти. Хороший способ снять с себя ответственность. Но если в стране демократия, то референдум, это действительно полезный инструмент.

К сожалению, демократия — это как сферический конь в вакууме (хорошо только в изолированной от внешнего мира стране). Это своеобразное размягчение внешней оболочки страны, позволяющее алчным соседям при случае запустить туда свои алчные ручёнки.

Под предлогом ее нарушения (именно предлогом, а не поводом) можно творить с нарушителями демократия любые страшные вещи (бомбить, морить голодом, травить, притеснять, дискредитировать, поливать грязью, убивать). А потом говорить, что эти миллионы невинноубиенных людей погибли за то, чтобы они жили в истинной демократии.

Поэтому не путаем цинизм и алчность, с демократией. Последнее в современном мире не реализуемо, ибо сразу погибает под натиском первых двух.

Что такое референдум и для чего он проводится?

Самые важные вопросы, относящиеся к общественной или политической жизни государства, могут быть вынесены на референдум. Так называется форма волеизъявления граждан, выраженная в виде голосования.

Подобный способ узнать мнение жителей страны используется достаточно редко, поэтому многие люди даже не знают, что такое референдум и для чего он необходим.

Что означает слово «референдум»?

Термин «референдум» связан с латинским глаголом refero, который переводится как «то, что следует вернуть». Он имеет тот же смысл, что и плебисцит, и в современном понимании ведет свою историю от существования Римской республики, в которой проводились так называемые Плебейские советы.

В наше время «референдум» и «плебисцит» обычно используются как синонимы, хотя в некоторых странах эти два термина имеют разные обозначения в зависимости от их правовых последствий.

Что такое референдум?

Референдум – это всенародное голосование и важный демократический институт, который указывает на прямое правотворчество жителей данного государства. Он позволяет гражданам стать непосредственными участниками в принятии решений, касающихся судьбы страны в целом и каждого человека в отдельности.

Условия проведения референдума закреплены в Конституции и нормативных актах, а его характер может быть обязательным (императивным), принимаемым к исполнению законодательными органами, или в форме опроса (консультативным) – для выяснения позиции граждан.

Иногда бывает так, что волеизъявление народа не исполняется властью. Например, во время референдума в 1991 году, когда решался вопрос о сохранении Советского Союза, 76% жителей страны высказались за его дальнейшее существование, однако правящая верхушка СССР не посчитала необходимым выполнить народную волю на законодательном уровне.

Какие бывают виды референдума?

В зависимости от вопроса, который выносится на голосование, референдум бывает двух видов – законодательный и конституционный. Во время законодательного опроса людям предлагают выразить свое мнение относительно каких-либо проектов законов.

Читайте также:
Аграрное законодательство: что это такое, описание и особенности

При конституционном референдуме граждане должны выразить свою волю в отношении поправок в действующую Конституцию или принятия ее нового проекта. В частности, в России подобное голосование проходило в 1993 году, в результате чего более 58% жителей государства поддержали новый Основной закон.

Согласно российскому законодательству, дополнительно на референдум могут выноситься вопросы, касающиеся досрочного прекращения либо продления полномочий президента, принятия срочных мер по безопасности граждан, изменения состава органов власти в федеративных округах и некоторые другие.

Исходя из места проведения выделяют общенациональный референдум, в рамках которого вопрос задается всем жителям страны, и местный, относящийся только к проживающим на определенной территории – в федеративном округе, области, другой административной единице.

В последнем случае свое волеизъявление могут выражать только те люди, которые являются жителями именно этого субъекта государства. Так, примером местного референдума вступает голосование в Крыму в 2014 году, во время которого решался будущий статус полуострова.

Независимо от вида голосования, вопрос, который задается на референдуме, должен быть четко сформулированным и не подразумевать двоякого ответа.

Для чего проводится референдум?

Часто бывает так, что правящие власти разделяются во мнениях относительно дальнейшей жизни страны. В этом случае точку в вопросе может поставить народ.

Иногда референдум позволяет избежать спекуляций со стороны отдельных политиков, особенно если на голосование ставятся вопросы, касающиеся органов исполнительной и законодательной власти.

Конституционный референдум обеспечивает чистоту и прозрачность Основного закона, а это, в свою очередь, гарантирует его исполнение жителями страны. Кроме того, референдум дает возможность добиться согласия в обществе, ведь граждане государства сами определяют, как они хотят жить.

Референдум: понятие и статус. Организация и проведение референдума

Понятие и статус референдума

В ми­ровой практике референдум — это осуществляемое путем тайно­го голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или не­согласие) с теми или иными действиями парламента, главы госу­дарства или правительства.

Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.

Другой распространенный повод проведения референдума — же­лание государственной власти получить одобрение какого-то сво­его акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

Исход референдума может иметь императивное значение, и тогда следует утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства и т. д. Такие референдумы, если они предусмотрены конституциями, иногда называют «контрольны­ми».

Разновидностью референдума является плебисцит , который применяется для легитимизации того или иного государственно­го лидера или действий органов власти. Часто так называют оп­рос населения с целью определения судьбы какой-либо террито­рии. По своей процедуре плебисцит практически не отличается от референдума. К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добивавшиеся поддержки народа.

Инициатива референдума может исходить и от избирателей (Италия, США) или субъектов федерации (Швейцария). В этих случаях он часто приобретает антиправительственную направлен­ность. Возможна ситуация, когда референдум носит чисто фа­культативный характер.

Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. Первый такой закон был принят в 1995 г. Ныне действует Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ “О референдуме Российской Федерации”.

Референдум РФ (далее также – референдум) – всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Ре­ферендум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Организация и проведение референдума

Принципы проведения референдума (ст. 2 ФКЗ):
  1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании.
  2. Граждане РФ имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
  3. Граждане РФ участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.
  4. Гражданин РФ голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.
  5. Участие гражданина РФ (далее также – гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
  6. Голосование на референдуме (далее – голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина РФ, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.
Читайте также:
Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных

Федеральным конституционным законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум.

Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум

Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ.

На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором РФ. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором РФ.

Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоре­чить Конституции РФ, ограничивать или отменять общепризнан­ные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

На референдум не могут выноситься вопросы:
  1. об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;
  2. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
  3. об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;
  4. о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  5. об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  6. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  7. отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.

Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума (ст. 7 ФКЗ):
  1. военное или чрезвычайное положения, введенное на территории РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения;
  2. введение в отдельных местностях РФ военного или чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом;
  3. последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ на основании решения уполномоченного федерального органа;
  4. период между официальным опубликованием решения о назначении референдума и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов.

Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов.

Указанный в настоящей статье перечень обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, является исчерпывающим и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

При подготовке и проведении референдума используется русский язык как государственный язык РФ, а в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, используются и государственные языки республик в составе РФ, а также языки народов РФ на территориях их компактного проживания.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

Подготовка и проведение референдума осуществляются открыто и гласно . Государство обеспечивает информирование граждан РФ о порядке и сроках подготовки и проведения референдума, ходе кампании референдума, об итогах голосования и о результатах референдума.

Читайте также:
Дисбурсментские расходы: что это такое, описание и особенности

Государство гарантирует гражданам РФ, политическим партиям и иным общественным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, инициативным агитационным группам свободу проведения агитации по вопросам референдума в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению референдума, не допускается.

Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением референдума устанавливается международными договорами РФ, настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами, федеральными законами.

Инициатива проведения референдума принадлежит:
  1. не менее чем 2 миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, – при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них;
  2. Конституционному Собранию – в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции РФ;
  3. федеральным органам государственной власти – в случаях, предусмотренных международным договором РФ и настоящим Федеральным конституционным законом.
Назначение референдума

Референдум назначает Президент РФ . Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии КонституцииРФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту РФ. Решение Конституционного Суда РФ подлежит незамедлительному опубликованию.

Если Конституционный Суд РФ признал инициативу проведения референдума соответствующей КонституцииРФ, Президент РФ не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда РФ назначает референдум.

При назначении референдума Президент РФ определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если в период реализации инициативы проведения референдума, выдвинутой одной инициативной группой по проведению референдума, другая инициативная группа по проведению референдума выдвинула инициативу проведения референдума по иному вопросу (иным вопросам), голосование по вопросам референдума, инициированного указанными группами, может быть назначено на один день.

Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории РФ.

Референдум в РФ: понятие, виды, особенности.

Референдум – одна из высших форм непосредственного народовластия в РФ.

Референдум РФ – голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного и местного значения, основанное на всеобщем, равном и тайном голосовании.

В зависимости от содержания законопроекта, вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы:

В зависимости от времени проведения референдумы делятся на:

1. превентивный (дозаконодательный);

2. утверждающий (послезаконодательный).

По порядку проведения могут быть референдумы:

Виды референдума в зависимости от территории:

1. всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ);

2. референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом);

3. местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).

Особенностью референдума РФ является то, что он проводится по особо важным вопросам для государства (принятие новой Конституции).

Порядок проведения всероссийского референдума устанавливается ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изменениями от 27 сентября 2002 г.).

Субъекты РФ вправе в своих конституциях (уставах) установить круг вопросов, подлежащих обязательному вынесению на референдум субъекта РФ, за исключением следующих вопросов, отнесенных к исключительной компетенции федеральных органов власти:

Читайте также:
Бражная тюрьма: что это такое, описание и особенности

1. досрочного прекращения или продления срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, приостановления осуществления ими своих полномочий, а также проведения досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо отсрочки этих выборов;

2. персонального состава органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления;

3. избрания депутатов и должностных лиц, утверждения, назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, а также дачи согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

4. принятие или изменение бюджета субъекта, исполнения и изменения финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;

5. принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Муниципальные власти вправе в своих уставах указывать перечень вопросов, по которым может проводиться местный референдум. К этим вопросам могут быть отнесены только вопросы местного значения.

Местный референдум проводится по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

Вопросы, вынесенные на референдум (общероссийский, субъекта РФ или местный), должны быть построены таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т. е. на него можно было бы дать только однозначный ответ («да» или «нет»).

73. Порядок назначения, подготовки и проведения референдума РФ.

В соответствии со ст. 84 Конституции РФ отношения по проведению референдума Российской Федерации должны быть урегулированы федеральным конституционным законом. Таким законом является Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Отдельные, не урегулированные указанным федеральным конституционным законом вопросы проведения общероссийского референдума регламентируются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Закон определяет референдум Российской Федерации как всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Закон ограничивает круг вопросов, которые могут быть вынесены на общероссийский референдум, указанием на то, что они не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации, и путем перечисления тех вопросов, которые не могут быть предметом всенародного голосования.

На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:

1) изменения статуса субъектов Российской Федерации;

2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);

3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

6) амнистии и помилования.

Референдум Российской Федерации не может проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум Российской Федерации не проводится в течение года после официального опубликования результатов референдума Российской Федерации с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Процесс подготовки и проведения референдума Российской Федерации (референдумный процесс) включает несколько стадий :

1) выдвижение инициативы проведения референдума и сбор подписей в ее поддержку;

2) назначение референдума;

3) образование участков референдума, формирование комиссий референдума, составление списков участников референдума;

4) проведение агитации;

5) голосование и определение результатов референдума;

6) вступление в силу решения, принятого на референдуме.

Субъектами права инициативы проведения референдума Российской Федерации являются:

1) не менее двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право участвовать в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них;

2) Конституционное Собрание в случае, если оно примет решение вынести разработанный им проект новой Конституции РФ на всенародное голосование.

Субъекты права инициативы не могут использовать свое право в период между назначением референдума Российской Федерации и официальным опубликованием его результатов.

Читайте также:
Изменение имени: что это такое, описание и особенности

Реализация права инициативы граждан Российской Федерации происходит через образование инициативных групп численностью не менее 100 человек. Инициаторами образования инициативной группы могут быть гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме Российской Федерации, а также общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован Минюстом Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцы до обращения с инициативой о проведении референдума.

Инициативная группа после проведения собрания обращается в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает большинство членов инициативной группы, с ходатайством о регистрации, в котором указывает формулировку вопроса ( вопросов ), предлагаемого для вынесения на референдум Российской Федерации. Избирательная комиссия в течение 15 дней принимает решение о регистрации инициативной группы и выдачи ей регистрационного свидетельства либо об отказе в регистрации в случае нарушения инициативной группой положений Конституции РФ и иного законодательства Российской Федерации.

После получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе собирать подписи в поддержку инициатив проведения референдума. Срок действия регистрационного свидетельства, а следовательно, и срок сбора подписей составляет три месяца. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации.

По окончании сбора подписей инициативная группа представляет подписные листы, сброшюрованные по субъектам Российской Федерации, в которых собирались подписи, в соответствующие избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, которые проверяют соблюдение требований законодательства при сборе подписей и выносят по результатам проверки постановление. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение 15 дней направляет подписные листы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (ЦИК). Подписные листы с подписями граждан Российской Федерации, проживающих за пределами Российской Федерации, брошюруются по каждому иностранному государству, удостоверяются соответствующими консульскими убеждениями Российской Федерации и представляются непосредственно в ЦИК.

ЦИК в течение 15 дней со дня поступления подписных листов проверяет соответствие документов требованиям законодательства Российской Федерации и направляет их со своим заключением Президенту РФ либо выносит постановление об отказе в проведении референдума, если число действительных подписей меньше двух миллионов. В случае, если документы оформлены ненадлежащим образом, ЦИК может вернуть их для исправления инициативной группе, при этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен не более чем на 15 дней.

Конституционное Собрание реализует свое право инициативы проведения референдума путем принятия большинством голосов от общего числа его членов решения о вынесении на референдум Российской Федерации проекта новой Конституции РФ. Это решение направляется Президенту РФ.

Следующей стадией референдумного процесса является назначение референдума Российской Федерации. Правом назначения референдума Российской Федерации обладает только Президент РФ. В течение 10 дней после поступления ему из ЦИК Российской Федерации документов Президент РФ направляет их с соответствующим запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, который проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в течение месяца направляет Президенту РФ соответствующее решение. В случае положительного решения Конституционного Суда Президент РФ назначает референдум в течение 15 дней после поступления к нему решения Конституционного Суда, а в случае отрицательного решения – референдумный процесс прекращается.

Президент РФ издает указ о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения. Голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа.

Следующим этапом подготовки референдума является образование участков референдума, комиссий по проведению референдума Российской Федерации и составление списков участников референдума. Участки референдума образуются главами местных администраций по согласованию с территориальной комиссией по проведению референдума из расчета не более 3 тысяч граждан на каждый участок. Участки должны быть образованы не позднее чем за 45 дней до дня голосования, а перечень их должен быть опубликован не позднее 35 дней до дня голосования.

Территориальные (районные, городские) комиссии референдума образуются не позднее 10 дней после издания указа о назначении референдума. Участковые избирательные комиссии образуются не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляются соответствующими участковыми комиссиями на основании сведений, представляемых главами местных администраций. Основанием для включения гражданина в список по конкретному участку референдума является факт его проживания на территории данного участка референдума. Гражданин может быть включен в список только на одном участке референдума. Списки граждан представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня голосования, после чего граждане могут обращаться с заявлениями о не включении в список, о любой ошибке или неточности в списке.

Читайте также:
Золотая оговорка: что это такое, описание и особенности

После принятия решения о назначении референдума Российской Федерации граждане Российской Федерации, а также общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию:

1) за или против проведения референдума Российской Федерации;

2) за или против участия в референдуме Российской Федерации;

3) за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации.

Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню голосования.

Голосование по законопроекту (закону) или иному вопросу, вынесенному на референдум Российской Федерации, производится с 8 до 22 часов по местному времени в помещениях участковых комиссий по проведению референдума. Каждый гражданин голосует лично. Заполненный бюллетень для голосования гражданин опускает в ящик для голосования.

По истечении времени голосования участковая комиссия осуществляет подсчет голосов на участке, о чем составляется соответствующий протокол. Протокол направляется участковой комиссией в территориальную комиссию по проведению референдума Российской Федерации. Территориальные комиссии направляют протоколы об итогах голосования на соответствующей территории в комиссии субъектов Российской Федерации, а те, в свою очередь, в ЦИК РФ. На основании протоколов об итогах голосования комиссий субъектов Российской Федерации, протоколов участковых комиссий, образованных за пределами Российской Федерации, ЦИК РФ путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет результаты референдума Российской Федерации.

Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, обладающих правом на участие в референдуме Российской Федерации. Решение, которое выносилось на референдум, считается принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.

Принятое на референдуме решение и итоги голосования в целом по Российской Федерации подлежат официальному опубликованию (обнародованию) не позднее трех дней после определения результатов референдума.

Решение, принятое на общероссийском референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации.

Если для реализации решения, принятого на референдуме Российской Федерации, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта.

Понятие, классификации, виды и практика применения референдумов

Исследуем понятие, классификации, виды и практику применения референдумов.

Понятие референдума

Референдум (от лат. слова «referendum» – то, что должно быть сообщено) – это голосование избирателей, при помощи которого принимается определенное решение на уровне государства, региона, муниципалитета.

Его родиной считают Швейцарию, где подобная форма народного волеизъявления практикуется с XV века.

Выносимые на альтернативное голосование вопросы или совокупность предлагаемых вариантов вопросов и ответов называют формулой референдума.

Его вопросы предполагают положительный или отрицательный ответ человека, а также выбор из нескольких вариантов решений. Принимается решение, собравшее наибольшее количество голосов относительно других вариантов.

Существует общее правило в практике применения, согласно которому формула референдума не должна включать следующие вопросы:

– чрезвычайного и безотлагательного характера (принятие срочных и экстраординарных видов мер по обеспечению безопасности и здоровья населения);

– требующие специальных знаний (исполнение либо изменение внутренних финансовых обязательств государства, принятие и изменение бюджета);

– ответ на которые заранее известен (снижение различных видов налогов и сборов, повышение заработной платы).

Не выносятся на голосование вопросы о формировании состава органов власти, об их персональном составе, амнистии или помиловании осужденных.

К участию в референдуме допускаются все лица, которые обладают активным избирательным правом.

Читайте также:
Архивное право: что это такое, описание и особенности

Классификации и виды референдумов

В литературе существуют различные подходы к классификации и видам референдумов.

1. В зависимости от территориального признака бывают следующие виды референдумов: общенациональный, региональный, местный. Вопросы региональных и местных голосований не должны предусматривать превышения той компетенции, которая предоставлена им положениями конституционных норм.

2. В зависимости от содержания законопроекта различают конституционный и обыкновенный виды референдумов. На конституционном референдуме рассматриваются вопросы, которые связаны с принятием новой конституции или внесением поправок в действующий Основной закон. На обыкновенном референдуме устанавливаются ответы на иные вопросы, которые не имеют конституционного значения.

3. В зависимости от необходимости проведения они бывают обязательными и факультативными. При обязательном виде референдума конституция определяет, что решение по определенному вопросу может быть принято лишь путем проведения всенародного альтернативного голосования. На факультативном виде референдума рассматриваются вопросы, решение по которым может быть принято без его проведения, а вынесение его на всенародное голосование не является обязательным.

4. В зависимости от характера выносимого решения референдумы делят на следующие виды:

императивные (решение голосования является окончательным) и консультативные (голосование выявляет мнение избирателей, которое учитывается либо не учитывается парламентом, например, при рассмотрении закона);

утверждающие (закрепляется решение органа власти) и отвергающие (отменяется ранее принятое решение).

Вышеуказанные виды референдумов нередко переплетаются: один и тот же референдум одновременно может быть общенациональным, обыкновенным, факультативным и консультативным.

Практика применения референдумов

В практике их применения встречаются случаи, когда они проводятся по ключевым вопросам внешней политики. Так, в 1995 году избиратели Финляндии и Австрии путем проведения альтернативного голосования выступили за вступление этих государств в Европейский Союз. В 2001 году в Швейцарии большинство её граждан высказались против ускоренного вступления страны в ЕС.

Законодательство о референдумах предусматривает запрет на организацию и проведение всенародных голосований в условиях чрезвычайного или военного положения.

Согласно общему правилу референдум не проводится дважды по одному и тому же вопросу. Однако он может быть проведен повторно по тому же вопросу через определенный промежуток времени (например, в Венгрии – через 2 года, в Испании – через 3 года, в Канаде – через 10 лет).

Референдум обычно признается состоявшимся, в случае если в нём приняли участие большинство от общего количества зарегистрированных избирателей. Решение считается одобренным или принятым, если за него отдало свои голоса большинство пришедших на голосование.

Принятое на референдуме решение является общеобязательным и не требует дополнительного утверждения. Однако практически все принятые решения находят отражение в актах конституционного и текущего законодательства.

Референдум

Рефере́ндум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — в государственном праве принятие избирательным корпусом решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопросам.

Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума — проект закона), обязательный референдум или факультативный.

При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем избирательным корпусом (например, в США проект поправки к конституции США должен быть одобрен во всех 50 штатах).

Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдум — один из элементов так называемой непосредственной демократии .

В Германии референдумы законодательно запрещены после Второй мировой войны — это связано с тем, что гитлеровский режим был утверждён посредством плебисцитов.

Референдум – это один из способов участия общественности в принятии решений , важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомленностью (информированностью) по данному вопросу.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти так называемые консультативные референдумы юридической силы не имеют.

Содержание

  • 1 Древний Рим
  • 2 Конституция СССР
  • 3 Российские референдумы
  • 4 Конституция Российской Федерации
  • 5 Закон о референдуме
  • 6 Практика проведения референдумов в современной России
  • 7 См. также

Древний Рим

В Древнем Риме референдум (плебисцит) — постановление, принимаемое собраниями плебеев (до 417 года до н. э. по куриям, потом по трибам).

Читайте также:
Затонувшее имущество: что это такое, описание и особенности

Возник в начале V века до н. э. в период сословной борьбы патрициев и плебеев. Плебисцит не утверждался сенатом, и сначала его соблюдение было обязательным только для плебеев.

Превращение плебисцита в постановление, обязательное для всего народа, связывают с законом Валерия и Горация ( 449 год до н. э. ), с законом Публия ( 339 год до н. э. ) или с законом Гортензия ( 287 год до н. э. ).

С III века до н. э. понятие «плебисцит» постепенно выходит из употребления и заменяется понятием «закон» .

Конституция СССР

Впервые понятие всенародного референдума появилось в Конституции СССР 1936 года — в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР… производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.

Российские референдумы

В тот же день — 17 марта 1991 года прошёл всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09 % граждан России, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом РФ был избран Борис Ельцин .

25 апреля 1993 года, во время противостояния президента и Верховного совета РФ, прошёл референдум, на который были вынесены четыре вопроса. В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» — 53,04 %. За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов — 67,16 % от числа проголосовавших, но менее половины от общего числа избирателей. В итоге внеочередных выборов не проводилось, а Верховный Совет РФ был распущен 21 сентября 1993 года указом президента Ельцина.

12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло «всенародное голосование» по проекту Конституции РФ. Этот плебисцит был назван всенародным голосованием, чтобы обойти требование действовавшего на тот момент закона «О референдуме РСФСР» об изменении Конституции лишь большинством от общего числа избирателей. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.

Конституция Российской Федерации

Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).

Конституция не ограничивает применение референдума определённым кругом вопросов. Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их конституциями и уставами. Однако сами уставы не должны приниматься путём референдума, так как это противоречит статье 66 Конституции РФ. В главе о конституционных поправках и пересмотре Конституции предусмотрена возможность референдума для принятия новой Конституции (статья 135, часть 3).

Закон о референдуме

В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн. граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.

Референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины избирательного корпуса. Результаты определяются по большинству голосов участников референдума.

На референдумы не могут выноситься вопросы изменения статуса субъектов федерации, досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ и палат Федерального Собрания; принятия и изменения федерального бюджета; введения или отмены налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер безопасности; амнистии и помилования. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Читайте также:
Безналичные расчеты: что это такое, описание и особенности

Практика проведения референдумов в современной России

На федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации референдумов не проводилось. Различные политические силы – коммунисты, правые, экологи – выдвигали инициативы проведения референдумов по различным вопросам, но все эти инициативы были остановлены на стадии выдвижения.

Вместе с тем, после принятия Конституции Российской Федерации референдумы регионального и местного уровня проведены во многих субъектах Российской Федерации. Так, в 2003 – 2007 в ряде регионов прошли референдумы об объединении регионов .

См. также

  • Агитация по вопросам референдума

bg:Референдум bs:Referendum ca:Referèndum cs:Referendum da:Folkeafstemning de:Referendum en:Referendum eo:Referendumo es:Referéndum et:Referendum fa:همه‌پرسی fi:Kansanäänestys fr:Référendum gd:Barail-fhuasgladh gl:Referendo he:משאל עם hu:Népszavazás id:Referendum is:Þjóðaratkvæðagreiðsla it:Referendum ja:住民投票 li:Referendum lt:Referendumas nl:Volksraadpleging no:Folkeavstemning pl:Referendum pt:Referendo ro:Referendum sh:Referendum simple:Plebiscite sk:Referendum sl:Plebiscit sr:Референдум sv:Folkomröstning sw:Kura ya maoni tr:Referandum vi:Trưng cầu dân ý yi:רעפערענדום zh:公民投票 zh-min-nan:Kong-bîn tâu-phiò

Аграрный рынок. Особенности аграрного рынка

Понятие рынка и предпосылки его формирования и функционирования. Классификация рынков.

Развитие товарного производства в с/х предопределяет объективную необходимость установления рынка. Рынок представляет собой систему экономич.отношений, обеспечивающих эффектив.функционирование экономики на основе заинтересованности товаропроизводителей конечных результатов деятельности. Рынок всегда представлен парным отношением «продавец-покупатель», которое выражает внутренние связи и противоречия между производством и потреблением. Эти связи характеризуются спросом и предложением. Спрос-это форма выражения потребности, представленная на рынке и обеспечивающая соответствующими денежными средствами.

Предложение-объем предложенного товара на рынке.

Все рынки, исходя из различных критериев, могут быть классифицированы:

1) по экономич.назначению объектов рыноч.отношений:

  • Рынок потребительских товаров и услуг;
  • Сырьевой рынок;
  • Рынок ценных бумаг;
  • Рынок труда и т.д.

2) по степени ограничения конкуренции:

  • Свободный;
  • Монополистический;
  • Смешанный и т.д.

3) по географическому положению:

  • Местный;
  • Национальный;
  • Региональный;
  • Мировой.

4) по характеру реализуемых товаров и продукции:

  • Оптовый;
  • Розничный.
  • Нефтяной;
  • Промышленный;
  • с/х сырья;
  • авторынок.

Аграрный (товарный) рынок включает в себя три сектора: рынок сельскохозяйственной продукции, рынок сельскохозяйственного сырья и продовольственный рынок.

На рынке сельскохозяйственной продукции осуществляется сбыт продукции, потребляемой в свежем виде (например, виноград, овощи и т.д.). Причем рынки могут быть специализированными (плодово-ягодный, овощной и т.д.) и универсальные, на которых реализуются многие виды сельскохозяйственной продукции.

На рынке сельскохозяйственного сырья реализуется продукция, предназначенная для промышленной переработки (например, виноград для виноделия).

Продовольственный рынок охватывает все экономические отношения, связанные со сбытом пищевой продукции, полученной от переработки сельскохозяйственного и другого сырья.

Аграрному рынку отводится ключевая роль в экономике страны, и он составляет единое рыночное пространство. В его основе функционирования лежат общие принципы рыночного хозяйствования (ориентация на потребителя, свобода выбора, свобода производителя и конкурентный характер отношений).

Аграрный рынок имеет особенности, которые учитываются всеми его участниками, они оказывают большое влияние на состояние экономики страны и вынуждают государство принимать соответствующие меры по его регулированию. Для такого рынка характерна непрерывность спроса населения на продукты питания. Он может снижаться или повышаться, но он постоянно и ежедневно имеет место, так как удовлетворяет физиологическую потребность человека в пище. Емкость агропродовольственного рынка определяется предельной границей потребления продуктов питания человека для удовлетворения физиологической потребности. После насыщения рынка продуктами питания в соответствии с потребностями населения товаропроизводители особое внимание уделяют повышению качества продукции, более глубокой переработке сельскохозяйственного сырья и т.д.

Агропродовольственный рынок является динамичным и нестабильным. Неустойчивость рыночной конъюнктуры объясняется неравномерным, сезонным поступлением многих видов сельскохозяйственной продукции на рынок в течение года. Это связано с сезонностью самого сельскохозяйственного производства. Фазы развития сельскохозяйственных культур следуют в определенной очередности и происходят в определенные календарные сроки, а рабочий период не совпадает с периодом производства. Нестабильность самого рынка усиливается и неравномерным поступлением сельскохозяйственной продукции по годам из-за колебания погодных условий.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: