Административная ссылка: что это такое, описание и особенности

административная ссылка

(англ. administrative exile) – в Российской империи удаление во внесудебном порядке в фиксированные места проживания (обычно в отдаленные губернии) лиц, характер деятельности которых не соответствовал законодательству, требованиям властей, общества и др. Система А.с. формировалась с XVII в. В XVIII в. ссылка служила средством пресечения политического противодействия властям. Основаниями А.с. являлись распоряжения царя, губернаторов, приговоры крестьянских и др. обществ, распоряжения помещиков. В XIX в. А.с. осуществлялась на основании Высочайших повелений, в 1881 г. она получает законодательное закрепление в Положении о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия (14.08.1881 г.). Порядок отправки в А.с. и правовое положение административных ссыльных определялись в Положении о полицейском надзоре (12.03.1882 г.) и др. Срок А.с. устанавливался от 1 года до 5 лет, с 1887 г. по окончании срока она могла быть продлена до 10 лет.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

  • административная ответственность
  • административная юрисдикция

Смотреть что такое “административная ссылка” в других словарях:

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ССЫЛКА — 1) в царской России удаление без суда в отдаленные губернии по распоряжению царя, некоторых губернаторов (с 1850 х гг.), органов Министерства внутренних дел (с 1860 х гг.).2) Советским законодательством административная ссылка не… … Большой Энциклопедический словарь

Административная ссылка — в царской России удаление без суда в отдаленные губернии по распоряжению царя, некоторых губернаторов (с 1850 х гг.), органов Министерства внутренних дел (с 1860 х гг.); советским законодательством административная ссылка не предусматривалась,… … Политология. Словарь.

Административная ссылка — (англ. administrative exile) в Российской империи удаление во внесудебном порядке в фиксированные места проживания (обычно в отдаленные губернии) лиц, характер деятельности которых не соответствовал законодательству, требованиям властей, общества … Энциклопедия права

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ССЫЛКА — в царской России отправка без суда в отдаленные губернии по распоряжению царя, некоторых губернаторов (с 1850 х гг.), органов МВД (с 1860 х гг.). Советским законодательством А. с. не предусматривалась, однако применялась в нарушение законности … Юридический словарь

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ССЫЛКА — в дореволюционной России удаление граждан без суда в отдаленные губернии по распоряжению Царя, некоторых губернаторов (с 1850х гг.), органов Министерства внутренних дел (с 1860 х гг.). Советским законодательством А.с. не предусматривалась, однако … Юридическая энциклопедия

административная ссылка — в Российской империи отправление без суда в отдалённые губернии по распоряжению императора, некоторых губернаторов (с 1850 х гг.), органов Министерства внутренних дел (с 1860 х гг.). * * * АДМИНИСТРАТИВНАЯ ССЫЛКА АДМИНИСТРАТИВНАЯ ССЫЛКА, 1) в… … Энциклопедический словарь

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ССЫЛКА — в дореволюционной России удаление граждан без суда в отдаленные губернии по распоряжению Царя, некоторых губернаторов (с 1850 х гг.), органов Министерства внутренних дел (с 1860 х гг.). Советским законодательством А.с. не предусматривалась,… … Энциклопедический словарь экономики и права

ссылка — 1. ССЫЛКА, и; мн. род. лок, дат. лкам; ж. 1. к Сослать ссылать. Приговорить к ссылке в Сибирь. Это преступление каралось ссылкой на каторжные работы. 2. Пребывание на поселении в качестве ссыльного; время такого пребывания. Отбывать ссылку. Место … Энциклопедический словарь

ССЫЛКА АДМИНИСТРАТИВНАЯ — АДМИНИСТРАТИВНАЯ ССЫЛКА … Юридическая энциклопедия

ССЫЛКА — вид уголовного наказания, состоит в удалении осужденного из места его жительства с обязательным поселением в определенной местности. В России применялись по суду или в административном порядке (см. Административная ссылка), главным образом в… … Юридический словарь

Административные процедуры: понятие, виды, сроки осуществления

Административная процедура – это понятие, которое довольно часто встречается в юридической практике. Что это такое? Какие бывают виды административных процедур и каковы их особенности? Рассмотрим это далее более детально.

Общее понятие

Что подразумевает под собой понятие “административная процедура”? Законодатель приводит его четкое толкование, которое определяет, что под ним подразумевается установленный определенными нормами, предписанными в регламентах, порядок осуществления полномочий властного характера. Их действие всегда направлено на разрешение хода определенного административного дела, а в некоторых случаях – на исполнение функций управленческого характера.

Таким образом, если выразить данное понятие административной процедуры несколько иными словами, то под ним следует подразумевать установленные алгоритмы конкретного типа действий, которые подлежат исполнению государственной администрацией для осуществления решения по какому-либо делу.

Задачи и цели

Как и любое другое понятие в праве, процедуры административного характера имеют определенные задачи, на решение которых направлено их воздействие. Так, в первую очередь их воздействие направлено на обеспечение максимальной эффективности деятельности органов, попадающих под категорию публичной власти В число таковых структур также входит и публичная администрация.

Во-вторых, административные процедуры преследуют задачу создания наиболее положительных условий, в которых гражданам будет удобно участвовать в публичных отношениях, а также заниматься их организацией.

Что касается целей таких процедур, то их воздействие, прежде всего, направлено на создание равного правового положения субъектов двух различных характеров: властного и невластного. Кроме этого, данные действия способствуют превращению прав каждого представителя органов публичной администрации в некие обязанности и, кроме этого, предоставлению субъектам невластного характера определенных дополнительных прав.

Читайте также:
Договор буксировки: что это такое, описание и особенности

Свойства

Всем административным процедурам из перечня, представленного ниже, присущи два основных свойства. Первое из них касается детальности проведения действий. Так, чем более детальной она является, тем более крупными будут материальные затраты, которые потребуются для ее осуществления. Причем в данном случае затраты будут производиться как со стороны самой администрации, так и представителей гражданской общественности.

Из вышесказанного можно выделить и другое свойство процедуры данного характера. Оно заключается в том, что чем большее значение имеет ее предмет, тем более детальной будет сама процедура и, как следствие, более затратной.

Значение

Административные процедуры – это действия, которые имеют определенное значение в юридической практике. В чем оно заключается? Рассмотрим это далее.

В первую очередь следует понимать то, что их действие существенным образом способствует уменьшению риска отклонений от цели, которую преследуют правоотношения. Так, если, например, конкретное правоотношение преследует целью наличие факта установления разрешения на ношения оружия, то для этого потребуется исключительно только то, что понадобится для его реализации.

Кроме этого, действия данного вида отлично снижают уровень усмотрения. Это означает, что существует определенный, установленный законодательством срок административной процедуры (30 дней), который не может быть нарушен в большую сторону по усмотрению конкретного органа.

Многие административные действия имеют еще одно немаловажное значение – они обеспечивают направленный и довольно эффективный контроль за той деятельностью, которую совершают органы публичной администрации. Следует отметить, что данный контроль осуществляется в двух видах: с внешней и с внутренней стороны. Он осуществляется привлеченными к этому судебными органами, а также институтами, которые занимаются защитой законных интересов и прав всего гражданского общества.

Все процедуры, которые имеют административный характер, имеют еще одно ценное свойство и, как следствие, значение – они придают всей практике по применению норм права единообразие. На деле, когда присутствует однообразный характер ситуаций, все они решаются по одной схеме, что довольно удобно.

Еще одно значение данных действий заключается в том, что все они способствуют приданию правоотношениям административного типа гласности. Это означает, что абсолютно каждый участник гражданского общества осведомлен в четкости поэтапного проведения каждой процедуры.

Стороны

Что касается участников процедур рассматриваемого характера, то ими могут выступать лица, которые наделены определенным правомочием осуществления функций публичного типа, а также простые граждане или организации.

Что касается первого вида субъектов, то к их числу относятся различные муниципальные учреждения, а также государственные органы. В некоторых случаях субъектами властного типа могут выступать и другие организации или учреждения, но это возможно лишь в том случае, если они были наделены на то специальными правами.

Что касается стороны, с которой выступают простые граждане и физические лица, то они относятся к группе неправомочных субъектов. Это означает, что их обязанности и реализация предусмотренных законом прав будут напрямую зависеть от тех решений, которые принимают должностные органы.

Все стороны имеют определенные обязанности и права, которые должны не только соблюдаться, но и уважаться взаимно.

Когда используется процедура, имеющая административный характер

Следует отметить то, что далеко не во всех правоотношениях могут быть применены в действии административные процедуры. В каких они просто необходимы и возможны?

В первую очередь к числу таковых можно отнести те ситуации, когда производится урегулирование обязанностей юридического характера и субъективных прав как отдельных граждан, так и целых организаций в процессе проведения взаимоотношений с публичной властью. В данном случае вытекает то, что за неимением проведенной процедуры, носящей административный характер, не будет возможности реализовать законное право.

Осуществление административных процедур также необходимо тогда, когда создаются отношения, в рамках которых определенные органы, имеющие властные полномочия, осуществляют определенные меры воздействия на граждан. К числу таковых мер можно отнести те, которые подразумевают принуждение или, например, произведение надзора, контроля.

Определенные процедуры, производимые органами администраций, публичного характера также обязательны для исполнения. Они требуются в то время, когда производятся процедуры нормотворческого характера (издания актов, законов и т.п.), закрепления прав отдельных представителей администрации, а также принятия особенно важных решений.

Законодательное регулирование в России и в соседних государствах

Все моменты, связанные с осуществлением процедур данного характера, регламентированы отдельными нормативными актами и регламентами. Что касается закрепления как самого понятия, так и его особенностей на общегосударственном уровне, то это производится в Законе “Об административных процедурах”, а также в Указе № 200 с одноименным названием.

Кроме этого, порядок совершения данных действий прописан в различных регламентах для специализированных органов.

Что касается регулирования действий данного рода в иных странах, то оно также производится на основании нормативных документов. Так, например, административные процедуры в РБ (Республика Беларусь) производятся на основании положений, предписанных законом, название которого полностью совпадает с российским. Если говорить об Украине, то в законодательной базе данного государства предусматривается целый спектр актов, которые предусматривают их совершение в разных сферах деятельности государственных органов.

Читайте также:
Аграрное право: что это такое, описание и особенности

Реализация прав путем совершения обращений в органы государственной власти

Это один из видов административных процедур. Они очень часто применяются на практике. Данная группа закрепляет в своем составе целый набор прав и специальных возможностей. К числу таковых относятся возможности подачи заявлений и ходатайств, отзывы представленных ранее заявлений, а также подача дополнительных документов.

Что касается обязанностей в данном виде правоотношений, то они заключаются в необходимости предоставления определенного рода документов, получении согласований, даче пояснений по ходу конкретного события или, например, совершения явки в определенный орган.

Контрольно-надзорные

Данный вид административных процедур предполагает проведение мероприятий контрольного характера, которые осуществляются специально уполномоченными на то органами. Если говорить о правах и обязанностях, что возникают между сторонами в процессе их исполнения, то та сторона, в отношении которой проводятся все контрольные действия, должна быть заранее уведомлена о предстоящих событиях. Кроме этого, уведомление должно осуществиться в установленном законом порядке. Данная сторона имеет право присутствовать при процессе осуществления контрольных мероприятий, ознакамливаться со всеми составленными по ходу дела документами. Что касается обязанностей, то в их число входит невмешательство в процесс проведения работы контролирующими органами, а также максимально возможное способствование обеспечению доступа к необходимым материалам.

Процедуры разрешения споров

В юридической практике встречаются ситуации, когда просто необходимо разрешение спора в отношении какого-либо предмета. Особенность данного вида процедур состоит в том, что при их осуществлении у сторон отсутствуют обязанности как таковые. Однако, несмотря на это, они имеют определенные права. В частности, они заключаются в том, что сторона может заявлять ходатайства или отводы, предоставлять определенный ряд доказательств, которые имеют прямое или косвенное отношение к предмету спора. Кроме всего этого, стороны разбирательства имеют право присутствовать на процессе рассмотрения ситуации по существу, а также ознакамливаться со всеми документами, которые были составлены в процессе, в том числе и с заключительным решением.

Конкурсные процедуры

К данному перечню административных процедур также относятся и аукционные. Что касается данного вида действий, то стороны, которые принимают в них участие, имеют одну общую обязанность – соблюдать все требования, которые предписаны для участников самого процесса. Что касается прав, которыми обладают участники, то их спектр более широк. В частности, в их число входит право на своевременное информирование относительно сроков порядков проведения конкурсов. Кроме этого, они могут присутствовать при вынесении решения, а также знать те причины, по которым был сделан именно такой выбор. Перед началом и в течение самого процесса производства данного типа процедуры стороны могут ознакамливаться с основными этапами проведения конкурса, а также со всеми особенностями, связанными с ходом всей процедуры.

Регистрационные

Данный вид процедур также очень популярен, если оценивать статистику применения на практике всех действий данного характера. Данные действия, как правило, связаны с производством регистрации особого акта, имеющего правовой или нормативный характер. Кроме этого, на основании Указа № 200 “Об административных процедурах” действия данного рода могут быть произведены и по поводу регистрации конкретных прав (например, на недвижимость) или юридических лиц.

Сроки

Как и многие другие действия, применяемые в юридической практике, все процедуры по административным правонарушениям и относительно остальных обязательных вопросов, по которым они проводятся, должны быть осуществлены в определенные сроки. Основное правило, которое свойственно для действий данного характера, – ограниченность в сроках.

В Указе “Об административных процедурах” говорится о том, что на проведение определенного действия должно отводиться ровно такое количество времени, за которое оно фактически может быть произведено. Так, например, если на процедуру рассмотрения законодатель отводит 15 рабочих дней, то в случае необходимости осуществления его дополнительной проверки процедура должна быть осуществлена суммарно за 45 дней.

Что касается стандартного срока, отведенного на рассмотрение заявки и совершение действий по ней, то он, в соответствии с положениями Указа № 200 “Об административных правонарушениях” составляет 30 дней. Однако, как показывает практика, он нередко смещается в большую сторону, что связано с частым возникновением необходимости проведения дополнительных действий.

Решения

По итогу проведения процедуры, имеющей административный характер, обязательно должно быть принято определенное решение, которое выносится специализированным органом, в производстве которого находится дело. Такие решения могут быть двух видов: итоговые и промежуточные.

Что касается промежуточных решений, то они, как правило, принимаются в ходе совершения определенных этапов. Это свойственно для сложных процедур, которые требуют поэтапного рассмотрения ситуации. В некоторых случаях промежуточное решение требуется тогда, когда рассмотрение ситуации по факту переходит от одного лица (или органа) к другому. В случае приостановления хода рассмотрения дела в связи с необходимостью выяснения обстоятельств также следует сделать промежуточное решение.

Читайте также:
Бортовой коносамент: что это такое, описание и особенности

Итоговое решение принимается на финальном этапе совершения административной процедуры. Из понятия становится понятно то, что данное решение является окончательным, в нем должны быть выражены все выводы, которые были сделаны в ходе рассмотрения отдельных этапов сложной ситуации, а также в конце проведения одноэтапного действия.

Все решения, в том числе и итоговое, должны быть отражены в конечном акте. Данный документ считается действительным только при наличии подписи должностного лица.

Значение словосочетания «административная ссылка»

Значение слова «административный&raquo

АДМИНИСТРАТИ́ВНЫЙ , –ая, –ое. Прил. к администрация. Административная должность. Административное взыскание. В административном порядке (распоряжением органов исполнительной власти). (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «ссылка&raquo

ССЫ́ЛКА 1 , -и, род. мн.лок, дат.лкам, ж. 1. Действие по знач. глаг. сослать—ссылать.

ССЫ́ЛКА 2 , -и, род. мн.лок, дат.лкам, ж. 1. Действие по знач. глаг. сослаться—ссылаться 2 . (Малый академический словарь, МАС)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: публицист — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «административный&raquo

Ассоциации к слову «ссылка&raquo

Синонимы к словосочетанию «административная ссылка&raquo

Предложения со словосочетанием «административная ссылка&raquo

  • Но ссылка на поселение – это совсем не та административная ссылка, которой я был подвергнут в первый раз.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «административная ссылка»

  • — Лоскутов был в чем-то замешан… Понимаете — замешан в одной старой, но довольно громкой истории. Да… Был в административной ссылке , потом объехал всю Россию и теперь гостит у нас. Он открыл свой прииск на Урале и работает довольно счастливо… О, если бы такой человек только захотел разбогатеть, ему это решительно ничего не стоит.

Сочетаемость слова «административный&raquo

  • административное правонарушение
    административные здания
    административное право
  • за совершение административного правонарушения
    предмет административного права
    отдел административных органов
  • применить административный ресурс
  • (полная таблица сочетаемости)

Сочетаемость слова «ссылка&raquo

  • перекрёстные ссылки
    сибирская ссылка
    почётная ссылка
  • в ссылку на остров
  • место ссылки
    срок ссылки
    годы ссылки
  • отправить в ссылку
    находиться в ссылке
    отправиться в ссылку
  • (полная таблица сочетаемости)

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Как правильно пишется слово «административный»
  • Как правильно пишется слово «ссылка»
  • Разбор по составу слова «административный» (морфемный разбор)
Значение слова «административный&raquo

АДМИНИСТРАТИ́ВНЫЙ , –ая, –ое. Прил. к администрация. Административная должность. Административное взыскание. В административном порядке (распоряжением органов исполнительной власти).

Значение слова «ссылка&raquo

ССЫ́ЛКА 1 , -и, род. мн.лок, дат.лкам, ж. 1. Действие по знач. глаг. сослать—ссылать.

ССЫ́ЛКА 2 , -и, род. мн.лок, дат.лкам, ж. 1. Действие по знач. глаг. сослаться—ссылаться 2 .

Предложения со словосочетанием «административная ссылка&raquo

Но ссылка на поселение – это совсем не та административная ссылка, которой я был подвергнут в первый раз.

Административная ссылка на основании закона о положении усиленной охраны применялась зато довольно широко ко всем видам противоправительственной агитации.

Она долгое время предоставляла место для административной ссылки; немалое число местных крестьян в разное время из неё угодили в более отдалённые места.

Административно-правовые отношения: понятие, особенности, виды, структура

Понятие и особенности административно-правовых отношений

Общественные отношения, находящиеся в сфере гос. управления, регулируемые при помощи административно-правовых норм, субъекты которых выступают как носители взаимных прав и обязанностей относятся к административно-правовым отношения.

Основанием и обязательным условием зарождения административных правоотношений выступают нормы административного права. Отсутствие административно-правовых норм исключает появление административно-правового отношения, но при этом возможно существование административно-правовой нормы самой по себе, без вызывания до определенного времени административных правоотношений.

Административно-правовые нормы, касающиеся чрезвычайных положений и реквизиций существуют, но не вызывают административно-правовых отношений до наступления конкретных обстоятельств и наличия определенных условий.

Особенности административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения могут обладать как универсальными для любых правоотношений свойствами, так и своеобразными, характерными отдельной отрасли атрибутами. Главным отличием в ряду других правоотношений является их содержание. Административные правоотношения необходимы для опосредования сферы организационной государственной деятельности и должной организации и организационного обеспечения функционирования гражданского общества.

Существование административно-правовых отношений характеризуется исключительно как правовое, в отличии от семейных, товарообменных, трудовых и др., объективно существующих в независимости от существования норм права, их регулирующих. Функция государства заключается в их опосредовании, направлении в нужное русло с помощью норм отраслей частного права. Если говорить об административно-правовых отношениях, то их существование обуславливается наличием регулирования с помощью норм админ. права.

Читайте также:
Именная стипендия: что это такое, описание и особенности

Среди отличительных особенностей административно-правовых отношений стоит выделить также то, что они обладают огромным многообразием и всеобъемлющим характером. Буквально со дня рождения все граждане вступают в административные правоотношения. Дальше происходит постоянное расширение и углубление их административной правосубъектности. И после смерти граждан для оберегания памяти возникают административные правоотношения, которые регулируют специальные нормы, такие как законодательство о погребении, порядок ликвидации мест захоронения, перезахоронения и тд.

Виды административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения классифицируются на основании различных факторов и оснований.

Исходя из характера взаимоотношений административные правоотношения разделяются на отношения материального и процессуального характера.

На основе характера взаимоотношений между субъектами выделяют:

  • вертикальные административные правоотношения, где субъектами выступают: министерство и подведомственная организация или же руководитель и подчиненный;
  • горизонтальные административные правоотношения, где в качестве субъекта выступают: два или более министерств со структурными подразделениями органа исполнительной власти в процессе внутренних взаимоотношениях;
  • диагональные административные правоотношения, в которых субъектами выступают, к примеру, государственный санитарный или пожарный инспектор, а также должностные лица объектов, подлежащих контролю.

По характеру юридических фактов, порождающих отношения, выделяют:

  • административные правоотношения, порожденные на основании правомерных действий. Такого рода отношения направленны на реализацию положений нормы права;
  • административные правоотношения, порожденные в результате неправомерных действий, и направленные на реализацию правовых санкции.

По времени действия нормативно-правовые отношения разделяют краткосрочные, бессрочные и срочные.

Исходя из объема и места в административно-правовой системе регулирования выделяют отношения общего, отраслевого и межотраслевого уровня, а также отношения на федеральном, региональном или местном уровнях.

Структура административно-правовых отношений: субъекты, объекты и юридические факты

Структура административно-правовых отношений представляет собой комплекс обязательных элементов, связанных между собой, таких как: субъекты, объекты, права и обязанности субъектов отношений и условия, приведшие к возникновению отношений такого типа, то есть юридические факты.

Субъекты административно-правовых отношений

Субъектом административных правоотношений могут выступать органы государственной власти, а также их структурные подразделения; должностные лица, служащие предприятий, учреждений и других организаций; граждане и объединения граждан.

В обязательном порядке одной из сторон административных правоотношений должны выступать гос. органы или же их структурные подразделения и служащие. Существование административных правоотношения между двумя и более гражданами или их общественными объединениями невозможно, так как в этом случае ни одна из сторон не наделена императивными государственными полномочиями.

Объекты административно-правовых отношений

В качестве объектов административных правоотношения выступают действия, обстоятельства и предметы, то есть все, что привело к возникновению и развитию такого рода отношений. Объектами могут служить:

  • конкретные действия и поведение лиц;
  • личное, общественное или государственное имущество в процессе регистрации, конфискации, изъятия, приватизации и т.д.;
  • предметы, относящиеся к области духовного наследия;
  • права, свободы и обязанности, являющиеся базой административно-правового статуса граждан и их взаимоотношений с государственными органами;

Замечание 2

Большое количество объектов является можно считать отличительной особенность административно-правовых отношений в ряду других.

Каждый участник административных правоотношений наделен и субъективными правами, и обязанностями юридического характера, которые обеспечены защитой на государственном уровне и несут за собой право на применение санкций. По отношению к участникам административно-правовых отношений могут применятся разнообразные методы:

  • рекомендационный метод, дающий субъекту, которому направленны рекомендации, право их принятия, изменения согласно своих потребностей или оставления без последствий;
  • метод согласований, предполагающий взаимное согласование позиций всех субъектов взаимоотношений;
  • метод взаимной ответственности всех участников административных правоотношений;
  • административно-договорной метод, получающий все большее распространение в современных административных правоотношениях.

Юридические факты

В качестве основного условия для появления административно-правового отношения выступают юридические факты.

Под юридическим фактом подразумевается обстоятельство, приведшее к возникновению, изменению (развитию) или прекращению конкретных административных правоотношений.

Административно-правовые нормы вступают в действие только в результате наступления условий или событий, предусмотренных данной нормой, или конкретных действий юридического или физического лица. События и действия различны тем, что наступление и развитие событий не зависит от воли человека, а действия всегда характеризуются ясно выраженной направленностью. В независимости от того, было действие правомерным или неправомерным, оно всегда порождает административные правоотношения, если ему законодательно присвоен статус юридического факта. Еще одной характерной чертой административных правоотношений служит тот факт, что большинство из них возникают в результате правомерных действий, в отличии от отношений уголовно-правового характера.

Состав административного правонарушения включает в себя

Административное правонарушение, по своей сути, не опасное для общества деяние человека или организации. Если действие лица подпадают под одну или несколько статей Кодекса об административных правонарушениях, то его могут привлечь к ответственности.

Что такое административное правонарушение

Четкое определение административного правонарушения приведено в статье 2.1 КоАП РФ. Так называют любые действия или бездействия лиц, которые нарушают действующие нормы права, а за совершение данного деяния предусмотрена ответственность.

Важно! До того времени, как вина человека или организации не доказана, по отношению к нему нельзя применить какие-либо санкции.

Также, статья 2.1 КоАП поясняет, в каких случаях можно привлечь к ответственности юридическое лицо. Для этого должны соблюдаться следующие условия:

  • присутствует состав правонарушения;
  • юридическое лицо обладало возможностью соблюдать нормы действующего законодательство;
  • организация не предприняла никаких мер по соблюдению законов.
Читайте также:
Денежный аккредитив: что это такое, описание и особенности

То есть, если юридическое лицо докажет, что не могло действовать в рамках закона по независящим от него причинам, то его не привлекут к административной ответственности.

Надо отметить, административное наказание несет не только организация в целом, но и физическое лицо, которое участвовало в нарушении права.

Административное правонарушение и его признаки

Чтобы отличить административное правонарушение от иных видов деяний, нужно обратить внимание на ряд признаков.

  1. Противоправность. То есть, лицо совершает деяние, которое нарушает действующее законодательство.
  2. Виновность. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, умышленно или по своей неосторожности нарушило право.
  3. Наличие субъекта. Данный признак объясняется тем, что для привлечения к ответственности обязательно нужно найти виновное лицо, соответствующее определенному возрасту.
  4. Наказуемость. То есть, за совершение данного деяния предусмотрено наказание в соответствии с КоАП.

Умышленно совершенным деянием является действие или бездействие лица, если при его осуществлении человек либо организация осознавало то, что нарушает законодательство, а также знало, к каким последствиям приведут его поступки.

Такого понятия, как «неумышленное административное правонарушение» не существует. Однако если человек нарушил нормы действующего законодательства, но не думал и не ожидал, что его действия приведут к подобным последствиям, то его все равно привлекут к ответственности. Но квалифицировать деяние будут не как умышленное, как действие или бездействие, совершенное по неосторожности.

Важно! К административной ответственности нельзя привлечь человека, который не достиг шестнадцати лет.

Еще хочется отметить тот факт, что лица без российского гражданства несут административную ответственность в полном объеме. То, что они являются иностранцами, не считается основанием для совершения ими противоправных деяний.

Что такое состав административного правонарушения

Если действие или бездействие лица не имеет состава правонарушения, то его нельзя привлечь к ответственности, даже при наличии таких признаков, как противоправность, виновность и наказуемость.

Согласно действующему законодательству РФ составом административного правонарушения признается совокупность признаков, согласно которому за совершение деяние наступают юридические последствия.

В перечень признаков, определяющих состав преступления, входят следующие критерии:

  • объект – отношения, охраняемые согласно закону;
  • объективная сторона – набор факторов, указывающих на то, что совершение правонарушения можно было избежать;
  • субъект – лицо, совершившее противоправное деяние;
  • субъективная сторона – моральное отношение лица к совершенному деянию.

Если все вышеуказанные признаки соблюдаются, то можно сказать, что у правонарушения есть состав. В таком случае, виновное лицо привлекается к административной ответственности. К нему применяются санкции, согласно КоАП.

Важно! Наказать административного правонарушения можно не только согласно КоАП, но и в случае совершения деяния, нарушающего законы, принятые на региональном уровне.

Что включает в себя состав административного правонарушения

Как уже было сказано ранее, если состав административного правонарушения не содержит в себе совокупность признаков, то привлечь к ответственности виновного нельзя. Он должен включать в себя объект, субъект, объективную и субъективную сторону.

Чтобы понять, когда состав правонарушения присутствует, нужно разобрать каждый признак подробнее.

Объект

Объектом административного правонарушения признаются отношения, которые охраняются действующим законодательством РФ и законами субъектов. Если говорить простым языком, то объект – это вид деяния, совершенного правонарушителем. Например, если человек оскорбил другого гражданина, то объектом считается нарушение прав гражданина, его чести и достоинства.

Как правило, в ходе разбирательства выделяют родовой и непосредственный объект. Первым называют отношения, которые возникают в одной в одной из сферы. Например, в случае оскорбления лица, родовым объектом считаются права человека, а в случае превышения скорости движения на автотранспорте – ПДД.

Непосредственным объектом административного правонарушения являются конкретные отношения. К примеру, если гражданин оскорбил другого человека, то непосредственным объектом считается унижение чести и достоинства лица.

Объективная сторона

Объективной стороной называют само действие, которое совершило лицо. То есть, в отношении чего его будут привлекать к ответственности. Например, если водитель ехал с высокой скоростью, выше чем предусмотрено действующим законодательством, то объективной стороной считается именно превышение скорости.

Объективная сторона административного правонарушения характеризуется не только последствиями, но и причинно-следственными связями. Допустим, человек превысил ограниченную скорость движения. В таком случае, нужно выяснить, что подвигло правонарушителя к совершению данного деяния, а также к чему это привело или могло привести.

Субъект

Субъектом административного правонарушения признается лицо, нарушившее нормы действующего законодательства.

К ответственности можно привлечь, как человека, так и организацию. Если правонарушение совершило юридическое лицо, то санкции применяются не только по отношению к компании, но и к человеку, ответственному за правомерное выполнение данных операций.

К административной ответственности нельзя привлекать человека, если его возраст меньше 16-ти лет. Также, применять санкции нельзя по отношению к не вменяемым людям, признанными таковыми судом на основании медицинского заключения. Для этого проводится судебная экспертиза. В ходе нее группа специалистов обследуют пациента и выявляют степень его вменяемости, осознания им последствия совершенного деяния.

Читайте также:
Бланковая надпись: что это такое, описание и особенности
№ п.п. Вид субъекта административного правонарушения Описание
1 Общий Граждане РФ и иностранные граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста.
2 Специальный Зависит от статуса правонарушителя, например должностное лицо, автовладелец, несовершеннолетний и пр.
3 Особый Правонарушитель, который обладает особым статусом, например военнослужащий, полицейский и другие лица, имеющие звания.

Если правонарушение совершил ребенок, которому еще не исполнилось 16 лет, то к ответственности могут привлечь его родителей, например, за ненадлежащий присмотр за детьми и попустительство к воспитанию.

Субъективная сторона

Субъективной стороной административного правонарушения признают совокупность признаков, которые определяют отношения правонарушителя к совершенному им деяния. В состав подобных критериев входит:

  • мотив к совершению деяния, то есть из-за чего лицо решилось на нарушение права;
  • осознание наступления правовых последствий;
  • осуществление противоправных действий по собственному желанию, воле;
  • наличие умысла или его отсутствие, то есть совершение правонарушения по неосторожности.

Важно! Субъективная сторона в обязательном порядке должна характеризоваться наличием вины.

Состав правонарушения и примеры

Состав административного правонарушения может быть материальным и формальным. Первый характеризуется тем, что действия правонарушителя привели к негативным последствиям. Например, человек управлял транспортным средством в алкогольном опьянении и совершил наезд на пешехода. Пострадавший получил тяжелые травмы. В таком случае объектом правонарушения считается управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, следствием – наезд на пешехода, результатом – нанесение пострадавшему физического вреда здоровью.

Чаще всего правонарушителей привлекают к административной ответственности, имеющей формальный состав. В таком случае действия лица не приводят к наступлению негативных последствий. Учитывается лишь сам факт совершения противоправного деяния.

№ п.п. Статья КоАП Пример административного правонарушения, имеющего формальный состав
1 12.1 Езда на не зарегистрированном соответствующим образом автомобиле.
2 12.7 Езда на автомобиле без прав
3 12.5 Управление неисправным транспортным средством
4 12.9 Превышение ограничений скорости во время движения на авто транспорте
5 12.8 Езда на автомобиле в пьяном виде

Не зависимо от вида состава правонарушения, если он присутствует, то правонарушителя привлекают к ответственности. Надо отметить тот факт, что санкции по отношению к виновному лицу могут быть применены не только на основании решения суда, но и других уполномоченных органов, например по постановлению старшего участкового полиции.

Административная ссылка: что это такое, описание и особенности

ГОСТ Р 7.0.97-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу

Требования к оформлению документов

System of standards on information, librarianship and publishing. Organizational and administrative documentation. Requirements for presentation of records

____________________________________________________________________
Текст Сравнения ГОСТ Р 7.0.97-2016 с ГОСТ Р 6.30-2003 см. по ссылке.
– Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2018-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным бюджетным учреждением “Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела” (ВНИИДАД) Федерального архивного агентства

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 191 “Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело”

6 ИЗДАНИЕ (февраль 2019 г.) с Изменением N 1, утвержденным в мае 2018 г. (ИУС 7-2018)*

* Настоящее издание заменяет все предыдущие издания данного стандарта.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации”. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе “Национальные стандарты”, а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы: уставы, положения, правила, инструкции, регламенты, постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, договоры, акты, письма, справки и др. (далее – документы), в том числе включенные в ОК 011-93 “Общероссийский классификатор управленческой документации” (ОКУД), класс 0200000.

Настоящий стандарт определяет состав реквизитов документов, правила их оформления, в том числе с применением информационных технологий; виды бланков, состав реквизитов бланков, схемы расположения реквизитов на документе; образцы бланков; правила создания документов. Положения настоящего стандарта распространяются на документы на бумажном и электронном носителях.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 7.0.8 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения

ГОСТ Р ИСО 15489-1 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования

Читайте также:
Арендное предприятие: что это такое, описание и особенности

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Общие требования к созданию документов

3.1 Документы могут создаваться на бумажном носителе и в электронной форме с соблюдением установленных правил оформления документов.

3.2 При создании документа на двух и более страницах вторую и последующие страницы нумеруют.

Номера страниц проставляются посередине верхнего поля документа на расстоянии не менее 10 мм от верхнего края листа.

Допускается создание документов на лицевой и оборотной сторонах листа. При двустороннем создании документов ширина левого поля на лицевой стороне листа и правого поля на оборотной стороне листа должны быть равны.

3.3 Для создания документов необходимо использовать свободно распространяемые бесплатные шрифты.

Для оформления документов рекомендуется использовать размеры шрифтов N 12, 13, 14.

При составлении таблиц допускается использовать шрифты меньших размеров.

3.4 Абзацный отступ текста документа – 1,25 см.

Заголовки разделов и подразделов печатаются с абзацным отступом или центрируются по ширине текста.

Многострочные реквизиты печатаются через один межстрочный интервал, составные части реквизитов отделяются дополнительным интервалом.

Текст документа печатается через 1-1,5 межстрочных интервала.

Если документ готовится для издания с уменьшением масштаба, текст печатается через два интервала.

Интервал между буквами в словах – обычный.

Интервал между словами – один пробел.

3.5 Текст документа выравнивается по ширине листа (по границам левого и правого полей документа).

Длина самой длинной строки реквизита при угловом расположении реквизитов не более 7,5 см.

Длина самой длинной строки реквизита при продольном расположении реквизитов не более 12 см.

3.6 Нормативными актами организации может быть предусмотрено выделение реквизитов “адресат”, “заголовок к тексту” или “подпись”, а также отдельных фрагментов текста полужирным шрифтом.

3.7 Нормативные акты организации, а также иные многостраничные документы могут оформляться с титульным листом. Титульный лист документа оформляется в соответствии с приложением А.

4 Реквизиты документа

При подготовке и оформлении документов используют реквизиты, определения которых приведены в ГОСТ Р 7.0.8.

01 – герб (Государственный герб Российской Федерации, герб субъекта Российской Федерации, герб (геральдический знак) муниципального образования);

03 – товарный знак (знак обслуживания);

04 – код формы документа;

05 – наименование организации – автора документа;

06 – наименование структурного подразделения – автора документа;

07 – наименование должности лица – автора документа;

08 – справочные данные об организации;

09 – наименование вида документа;

10 – дата документа;

11 – регистрационный номер документа;

12 – ссылка на регистрационный номер и дату поступившего документа;

13 – место составления (издания) документа;

14 – гриф ограничения доступа к документу;

16 – гриф утверждения документа;

17 – заголовок к тексту;

18 – текст документа;

19 – отметка о приложении;

20 – гриф согласования документа;

23 – отметка об электронной подписи;

25 – отметка об исполнителе;

26 – отметка о заверении копии;

27 – отметка о поступлении документа;

29 – отметка о контроле;

30 – отметка о направлении документа в дело.

5 Оформление реквизитов документов

5.1 Герб (Государственный герб Российской Федерации, герб субъекта Российской Федерации, герб (геральдический знак) муниципального образования) воспроизводится на бланках документов в соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ “О Государственном гербе Российской Федерации”, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными актами органов местного самоуправления.

Изображение герба (Государственного герба Российской Федерации, герба субъекта Российской Федерации, герба (геральдического знака) муниципального образования) помещается посередине верхнего поля бланка документа над реквизитами организации – автора документа на расстоянии 10 мм от верхнего края листа.

5.2 Эмблема организации, разработанная и утвержденная в установленном порядке, размещается в соответствии с нормативными правовыми актами на бланках: документов федеральных органов государственной власти (за исключением случаев, предусматривающих использование изображения Государственного герба Российской Федерации), территориальных органов федеральных органов государственной власти, государственных и негосударственных организаций. Изображение эмблемы помещается посередине верхнего поля бланка документа над реквизитами организации – автора документа на расстоянии 10 мм от верхнего края листа.

Читайте также:
Законы крума: что это такое, описание и особенности

5.3 Товарный знак (знак обслуживания), зарегистрированный в установленном законодательством порядке, воспроизводится на бланках организаций в соответствии с уставом (положением об организации). Изображение товарного знака (знака обслуживания) помещается посередине верхнего поля бланка документа над реквизитами организации – автора документа или слева на уровне наименования организации – автора документа (допускается захватывать часть левого поля).

Наряду с товарным знаком (знаком обслуживания) на бланках документов может указываться коммерческое обозначение юридического лица.

5.4 Код формы документа проставляется на унифицированных формах документов в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД) или локальным классификатором, располагается в правом верхнем углу рабочего поля документа, состоит из слов “Форма по” (наименование классификатора) и цифрового кода.

Тема 10. Административные правонарушения и административная ответственность

Цели и задачи:

Ознакомившись с данной темой, Вы будете:

Оглавление

10.1. Предмет и источники административного права

Административное право – это публичная отрасль российского права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления.

Признаки административного права:

  • предмет регулирования – отношения, возникающие в связи реализации исполнительной власти, и обладает внутренней структурой;
  • метод правового регулирования – императивный, имеет нормативную базу.

Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами.

Виды отношений, представляющих предмет административных отношений

1) общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях;

2) внутригосударственные отношения, возникающие во всех государственных органах;

3) функционирование общегосударственного контроля;

4) деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях;

5) общественные отношения, возникающие в деятельности исполнительных органов местного самоуправления, а также общественных объединений, которым государство передало некоторые свои права государственно-властные полномочия.

Способы защиты административно-правовых отношений, т. е. создание и наличие определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. Основные способы защиты административно-правовых отношений: административный * , судебный * , договорно-согласительный * .

Источники административного права и его виды. Источниками административного права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти, содержащие административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления. Источники 1 административного права отличаются друг от друга не только по правовым свойствам, но и формами: кодексы, уставы, положения, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности (регламенты, концепции и т. д.). Все формы источников административного права определяются внутренней структурой, характером, содержанием правовых норм.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права:

1) Российское законодательство,

2) международные договоры и соглашения,

3) действующие акты СССР и РСФСР,

4) Административные договоры.

Административное право связано с другими отраслями, огромно по своему объему, разнообразно и довольно непостоянно, поэтому его кодифицировать невозможно.

Единого административного кодекса нет, и его невозможно создать.

Во-первых, потому, что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которого требует правовое регулирование управления.

Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.

Так, например, административная ответственность регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 2 . № 195-ФЗ (КоАП) с последующими редакциями и изменениями. Административный порядок рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04. 1968 г. Таким образом, по существу кодифицирован только один институт – административные правонарушения. Существуют три формы (виды) систематизации административного законодательства: кодификация, инкорпорация, хронологическая систематизация.

Административное право – целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и социальных. А в целом отрасль создает специфический административно-правовой режим регулирования.

10.2. Административные правонарушения и административная ответственность

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ).

Кроме КоАП РФ, административное правонарушение и ответственность закреплена в других федеральных законах, законах субъектов РФ.

Так, например, ст. 1.3 КоАП РФ определяет, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Читайте также:
Игорный бизнес: что это такое, описание и особенности

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

К компетенции субъектов РФ относится установление административной ответственности за нарушение субъектов РФ, например Областной закон Ленинградской области от 02.07.03 № 47-оз (ред. 08.07.05) «Об административных правонарушениях», закон Санкт-Петербурга от 20.10.05 N 493-75 «Об административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за попустительство нахождению несовершеннолетних в игорных заведениях», закон Санкт-Петербурга от 12.01.04 № 793-2 (ред. от 06.04.05) «Об административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на территории Санкт-Петербурга».

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Признаки административного правонарушения в совокупности образуют сложный юридический состав.

1. Деяние – в форме действия или бездействия.

Действие – это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение конкретного запрета, правила, стандарта. Бездействие – пассивное поведение, выражающее в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было бы и могло бы совершить в силу лежащих на нем обязанностей. Например, непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации – ст. 15.19 КоАП РФ.

Действие – физическое воздействие на предметы внешнего мира и людей; воздействие – в форме жестов, слов.

2. Общественная опасность – деяние причиняет вред интересам личности, общества, государства. Единственным отличием административного правонарушения от преступления является степень общественной опасности.

3. Противоправность деяния – юридическое выражение признака общественной опасности, то есть деяние нарушает нормы, которые были доведены до всеобщего сведения, причем нормы не только административного, но и других отраслей права, например трудового, налогового.

4. Виновность деяния – деяние совершено умышленно 3 или по неосторожности 4 . Неосторожная вина может проявляться в двух формах: легкомыслия или небрежности. Административное правонарушение, совершенное по неосторожности, менее опасно по сравнению с правонарушением, совершенным умышленно. Ст. 2.1. КоАП РФ впервые введено понятие вины юридического лица.

В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, и подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

5. Административная наказуемость – за совершение деяния назначается административное наказание. Данный признак связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности (например, совершение повторного однородного административного правонарушения – является обстоятельством, отягчающим административную ответственность).

Юридическим составом административного правонарушения является установленная законом совокупность объективных и субъективных признаков (элементов), при наличии которых за совершенное общественное деяние физическому или юридическом лицу может быть назначено административное наказание.

Элементы состава административного правонарушения:

  • объект;
  • субъект;
  • объективная сторона;
  • субъективная сторона.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

В КоАП РФ выделены: общие, специальные и особые субъекты административного правонарушения.

В соответствии со ст. 2.3. КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Причем УК РФ предусматривает в некоторых случаях уголовную ответственность с 14 лет, т. е. законодательство дифференцирует административную ответственность за правонарушения, совершаемые физическими лицами вне связи с исполнением ими служебных обязанностей и должностными лицами. Понятие «должностное лицо» сейчас унифицировано для УК и КоАП РФ. Ст. 2.4 КоАП РФ дает такое толкование – лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Некоторые особенности административной ответственности установлены для военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (ст. 2.5 – 2.6 КоАП РФ).

Читайте также:
Игорный бизнес: что это такое, описание и особенности

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. При этом физическое лицо должно представлять юридическое лицо, действовать от его имени. Законодательство устанавливает особый порядок применения административной ответственности юридического лица. Например, в случае его реорганизации – в форме слияния нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо и наступает ответственность независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации (ст. 2.10 КоАП РФ).

Также особенностями основания административной ответственности имеют родители и лица, их заменяющие. Например, при совершении мелкого хулиганства подростком от 14 до 16 лет на родителей могут налагать штрафы.

Основания для освобождения правонарушителя от административной ответственности.

Малозначительность совершенного административного правонарушения

Судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием

Совершение административного правонарушения лицом в возрасте от 16 до 18 лет

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Добровольное обращение в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Добровольная сдача приобретенных без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ (а также их аналогов)

Направляются согласия указанных лиц на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждения

Ст. 6.9. и ст. 6.8 КоАП

Законодательством предусмотрены также:

    Обстоятельства, исключающие административную ответственность:

1) крайняя необходимость (ст. 2.7 КоАП РФ);

2) недостижение установленного законом возраста (ст. 2.3. КоАП РФ);

3) издание акта амнистии (п. 4. ст. 24..5 КоАП РФ.);

4) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (п.8. ст. 24.5 КоАП РФ);

5) невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ);

6) пропуск срока привлечения правонарушителя к административной ответственности;

7) совершение правонарушения определенными лицами (военнослужащими, сотрудниками ОВД и д.т.) – ст. 2.5. КоАП РФ;

8) отмена закона, установившего административную ответственность (п. 5 ст. 24.5 КоАП РФ)

Таким образом, можно определить основные цели и принципы административной ответственности.

Основные цели административной ответственности

Принципы административной ответственности

Воспитание правонарушителя в духе уважения законов

Предупреждение совершения новых (повторных правонарушений)

Ответственность за вину

Административное наказание правонарушителя

Равенство всех перед законом

Защита интересов личности, общества и государства

Индивидуализация мер ответственности

В связи с тем, что существует огромное многообразие административных проступков, единый критерий классификации не существует и можно выделить комплексный критерий.

  • Административные правонарушения, посягающие на права граждан.
  • Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
  • Административные правонарушения в области охраны собственности.
  • Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
  • Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике.
  • Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. Административные правонарушения на транспорте Административные правонарушения в области дорожного движения.
  • Административные правонарушения в области связи и информации.
  • Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.
  • Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.
  • Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).
  • Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.
  • Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
  • Административные правонарушения против порядка управления.
  • Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
  • Административные правонарушения в области воинского учета.

10.3. Виды административных наказаний

Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершенное административное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении административного наказания орган, налагающий взыскание, учитывает следующее:

  • характер совершенного правонарушения;
  • личность правонарушителя;
  • степень вины правонарушителя,
  • имущественное положение правонарушителя;
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Кроме этого законодательством предусмотрены основные и дополнительные наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказания.

Виды административных наказаний установлены ст. 3.2. КоАП РФ:

Применяются к физическим лицам

Устанавливается и применяться только в качестве основных административных наказаний

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: