Административная юрисдикция: что это такое, описание и особенности

5.11 Особенности административной юрисдикции

Административные правоотношения

Административное право регулирует правоотношения, возникающие в сфере государственного управления и осуществления исполнительной власти. Отличительной особенностью данной отрасли является неравноправие сторон. Одной стороной административных правоотношений является должностное лицо органа государственного управления, наделённое властью, а другой лицо, находящееся в подчинении. Таким образом, административное право регулирует властно-подчинительные общественные отношения, к примеру, отношения между сотрудником ГИБДД и водителем, отношения между налоговыми органами и гражданами, отношения между паспортно – визовой службой и гражданами и т.д.

Административные правоотношения бывают двух видов:

  • между соподчинительными сторонами, в которых одна сторона имеет преимущественные властные полномочия, например, министерство образования и управление образования; директор школы и учитель.
  • между не соподчиненными сторонами, например, между министерством образования и министерством спорта.

Основным источником административного права является Кодекс об административных правоотношениях, который закрепляет виды административных правонарушений и правила назначения административных наказаний. Деятельность органов государственного управления (судов, полиции, Комиссии по делам несовершеннолетних, налоговых органов, инспекций труда, пожарных инспекций и других) и их должностных лиц по разрешению административных дел называется административной юрисдикцией.

Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях включает в себя административно – правовые нормы и деятельность уполномоченных органов по применению административного наказания и состоит из следующих стадий:

  • возбуждение административного дела;
  • рассмотрение административного дела;
  • принятие решения и постановления об административном деле.

Участниками производства по административному делу являются:

компетентные органы и должностные лица,

нарушитель и потерпевший, если они несовершеннолетние, то и их законные представители (родители, усыновители, опекуны или попечители),

свидетели, понятые, эксперты, переводчики и другие специалисты.

Основаниями возбуждения административного дела являются:

  • обнаружение уполномоченным лицом факта совершения административного правонарушения;
  • жалобы граждан.

Административное дело возбуждается при наличии признаков административного правонарушения:

  • противоправность деяния;
  • виновное действие или бездействие (вина возможна в форме умысла, например, агитация за кандидата в день голосования или в форме неосторожности, например, выезд на обгон по встречной полосе, повлекший аварию);
  • посягательство на общественный порядок, порядок управления, экологию, собственность, исторические и культурные памятники и др.;
  • деяние влечёт к ответственности по КоАП.

На практике, порой, бывает сложно определить то, каким является правонарушение, уголовным или административным. Их отличие в степени вреда, в административных правонарушениях он не такой существенный и опасный как в преступлениях. К примеру, нарушение требований об охране объектов культурного наследия влечёт к административной ответственности, а их повреждение или уничтожение к уголовной ответственности. Распространёнными примерами административных правонарушений являются нарушения правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, надписи на скамьях или зданиях, появление в нетрезвом состоянии в общественных местах, безбилетный проезд, сопротивление распоряжениям сотрудника полиции, проведение несанкционированного митинга, предвыборная агитация за сутки до дня голосования и др.

Административная ответственность возникает с 16 лет. Если административное правонарушение совершено лицами от 14 до 16 лет, то ответственность несут родители. А лицо, совершившее правонарушение будет передано под контроль Комиссии по делам несовершеннолетних (КДН).

Мерами административного воздействия (ответственности) являются предупреждение, штраф, конфискация орудия правонарушения, лишение водительского, охотничьего и других специальных прав, дисквалификация, арест до 15 суток, арест до 30 суток. Законодательство предусматривает для иностранных правонарушителей или лиц без гражданства выдворение за пределы России. По отношению к несовершеннолетним правонарушителям от 16 до 18 лет применяются меры, предусмотренные Положением о КДН, это принесение извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, наложение штрафа, передача под надзор родителей, передача в специализированное воспитательное учреждение.

При назначении наказания учитывается личность виновного, его имущественное положение, характер и обстоятельства правонарушения.

Исключают административное наказание такие обстоятельства, как:

крайняя необходимость, когда человек находился в опасности и был вынужден совершить правонарушение во избежание ещё большего вреда;

невменяемость нарушителя, когда он не осознавал противоправность своего поведения, из-за нарушений психики;

Читайте также:
Залог имущества: что это такое, описание и особенности

решение суда, если правонарушение признано малозначительным;

решение Комиссии по делам несовершеннолетних, если правонарушителем было лицо от 16 до 18 лет.

Деятельность по разрешению административных дел должна соответствовать принципам:

  • законности,
  • гласности,
  • презумпции невиновности,
  • оперативности и экономичности (разрешение дела в сжатые сроки и при минимальных затратах),
  • права нарушителя на защиту (доказывание невиновности или приведение смягчающих наказание обстоятельств) и др.

Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Административная юрисдикция в РФ»
Интеллект-карта по обществознанию №73

👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто – то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 здесь или 👉 здесь

Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»

© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

Административная юрисдикция

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие административной юрисдикции

Административная юрисдикция, по существу, является подведомственностью рассмотрения дел об административных правонарушениях, которая закреплена третьим разделом КоАП РФ По данной теме мы уже выполнили статью Усеченные составы в КоАП подробнее , а также рассмотрения и урегулирования управленческих споров, в необходимых ситуациях восстановления нарушенных прав и применения к виновным санкций уполномоченными на то органами, должностными лицами, в порядке и на основании, которые определены:

  • законами субъектов РФ;
  • федеральными нормативно-правовыми актами.

Основные черты административной юрисдикции

Административная юрисдикция в своем основании содержит рассмотрение и урегулирование дел об административных правонарушениях и индивидуальных дел об административных правовых спорах в порядке и объеме, которые определенны административными процедурами и административно-процессуальными нормами.

Сторонами административно-правовых споров могут являться органы исполнительной власти, к примеру, споры разнообразных субъектов РФ либо споры между субъектом РФ и Федеральным органом исполнительной власти По данной теме мы уже выполнили реферат Федеральные службы исполнительной власти России подробнее . При разрешении подобных споров Президент РФ может применить согласительные процедуры.

В базисе административно-правовых споров традиционно пролегает правовое урегулирование должностным лицом, уполномоченным органом индивидуальных споров, которые по своей природе обладают субъективным характером, то есть таких, когда одна сторона делает попытки по восстановлению либо защите своего субъективного или так называемого мнимого права, либо возможно ущемленного интереса.

Готовые работы на аналогичную тему

Порядок и правила рассмотрения и урегулирования процедурных, административно-правовых, (в целом управленческих) дел и споров об административных правонарушениях регламентируются административно-процессуальными правовыми нормами.

Нормы административного права не только регулируют управленческие отношения – в процессе государственно-властной деятельности они формируют базис для особенных административно-правовых отношений.

В некоторой мере административная юрисдикция является взаимосвязанной и взаимозависимой совокупностью разновидностей административных производств, которые обладают некой целостностью в последовательности порядка реализации стадий производства.

Административная юрисдикция обладает своими специфическими особенностями по уполномоченным субъектам, которые ее осуществляют.

Административная юрисдикция, помимо этого, реализует широчайший диапазон правоохранительных функций в различных правовых отраслях (жилищных, финансовых, водных, земельных, трудовых и пр.).

Разновидности органов, в юрисдикцию которых включено рассмотрение административных дел

Кодекс об административных правонарушениях По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Производство по делам об административных правонарушениях подробнее определил три главных разновидности органов и должностных лиц, которые уполномочены на рассмотрение дел этой категории. К ним относятся:

  • судьи, мировые судьи;
  • коллегиальные правовые органы при городских, районных, районных в городах исполнительных органах, к которым относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав этой группы населения;
  • федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения, учреждения и территориальные органы, а также другие органы государства в соответствии с их задачами, полномочиями и функциями, которые возложены на них федеральным законодательством или нормативно-правовыми актами Правительства либо Президента РФ.
Читайте также:
Бондовый склад: что это такое, описание и особенности

Органы административной юстиции – это должностные лица и органы, которые уполномочены заниматься рассмотрением дел об административных правонарушениях (жалобы граждан).

Система органов административной юстиции устроена по территориально-отраслевому принципу.

Согласно КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются:

  1. Судьями;
  2. Комиссией по делам несовершеннолетних По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Преступность несовершеннолетних. подробнее ;
  3. Федеральными органами исполнительной власти и их структурными подразделениями (полиция);
  4. Учреждениями и участково-исполнительной системы;
  5. Органами, осуществляющими федеральный надзор и государственный надзор за оборотом драгоценных камней;
  6. Органами исполнительной власти субъектов РФ в случае передачи им соответствующих полномочий.

Особенности административной юрисдикции

Административная юрисдикция представляет собой специфическую отрасль, занимающуюся урегулированием конфликтов либо споров административно-правового характера.

Особенностью ее можно считать тот факт, что подобную юрисдикцию нужно оценивать с правовой стороны спора меж сторонами. Это и будет главным критерием, обеспечивающим законное и справедливое разрешение спора. Еще одной особенностью считается необходимость использования мер дисциплинарного или административного взыскания к виновной стороне.

По результату рассмотрения всех особенностей административной юрисдикции, нельзя не отметить следующий факт, что подобная юрисдикция образуется во внесудебном порядке, и требует урегулирования споров, в установленном законом порядке.

Функции административной юрисдикции

Охранительная функция состоит в ее принадлежности к правоохранительной деятельности. Юрисдикция самим своим назначением призвана к осуществлению данной функции.

Регулятивная функция – юрисдикция в форме правоприменительной деятельности принимает участие в индивидуальном правовом урегулировании. Она исполняет функционал регулятора при помощи перевода нормативных предписаний в реальные субъектные действия, в правовые отношения.

Воспитательная функция – весь процесс направлен на воспитание уважения к действующему законодательству. Исходя из этого, важным значением обладает четкая и правильная культура и организация административного разбирательства.

Особенности административной юрисдикции

Содержание:

Под термином административная юрисдикция следует понимать деятельность государственных органов управления и уполномоченных ими должностных лиц, по регулированию и применению санкций в отношении лиц, совершивших правонарушение в отношении государственного и муниципального управления.

Понятие и виды административной ответственности

Административная юрисдикция предусматривает административную ответственность, которая в свою очередь является одним из видов юридической ответственности. Административная ответственность наступает в результате административного правонарушения, под общим обозначением (проступок) в разных сферах общественной жизни. Проступок это виновное действие или бездействие лиц в отношении установленных органами власти правил поведения субъектов права (людей, в том числе должностных лиц) и иных охраняемых законом объектов (культуры, природы, религии и т.п.).

Таким образом, можно сказать, что субъекты права и охраняемые законом объекты указывают на видовые группы проступков, за которые законом (Кодексом об Административных правонарушениях РФ) предусмотрена соответствующая ответственность в виде денежного штрафа.

Какие виды проступка существуют в административном праве?

Все административные правонарушения (проступки) делят на группы в зависимости направления посягательств:

  • На личность;
  • Против собственности любого вида;
  • На установленный законом порядок в обществе;
  • Против объектов окружающего мира.

Административное нарушение прав в отношении личности могут быть разными в зависимости от сферы регулирования. Так, например, они часто совершаются в трудовых и земельных отношениях. Проступок могут совершить люди, посягающие на имущество юридических лиц, за которые отсутствует уголовная ответственность.

Однако традиционно большую часть норм административной ответственности составляют противозаконные деяния, совершенные в отношении установленного властью общественного порядка и объектов окружающего мира. Это, прежде всего нормы конституции касающееся прав собраний, обязательных регистраций и порядка пребывания, а также нарушение правил ПДД. В качестве проступка направленного на объекты окружающего мира, чаще всех фиксируют правонарушения против памятников, природы и религий.

Отличие проступка от уголовного правонарушения?

Очень важно понимать отличие административного правонарушения от уголовного. Уголовным правонарушением признается преступление, а формально они отличаются набором характерных признаков фактически совершенных действий и последствий.

Читайте также:
Изъятие документов: что это такое, описание и особенности

Проступок по степени общественной опасности причиняет наименьший вред, чем уголовное преступление. Поэтому штрафные санкции, применяемые в случае его совершения, не несут сурового наказания.

Юридическая ответственность обладает собственными признаками:

  1. Отсутствие судимости у привлеченных к ней субъектов права;
  2. Находится в компетенции исключительно государственных органов власти;
  3. В качестве субъектов правонарушений могут быть физические и юридические лица;
  4. Упрощенный порядок применения;
  5. Всегда имеем полный и ясный перечень норм и санкций за их нарушения.

Процессуальные особенности административных дел

Административная юрисдикция распространяется на всех лиц, чья незаконная деятельность наносит ущерб общественному порядку и конституционному строю страны, в пределах назначенных законом санкций. Она предусматривает упрощенный процесс разбирательств по административным делам, и все же ей свойственны все те же признаки, что и при рассмотрении гражданских и уголовных дел.

При рассмотрении и разбирательствах участвуют пострадавшие и обвиняемые, свидетели и уполномоченные лица государственных и органов местного самоуправления. Для того чтобы возбудить и иметь возможность расследовать административные нарушения прав существует ряд мер обеспечительного характера. Это контрмеры конкретно уполномоченных органов власти:

  • Доставление, задержание и ограничение свободы подозреваемых и обвиняемых в совершении проступка;
  • Досмотр вещей и личности, а также их освидетельствование;
  • Арест личности, товаров и транспорта.

Каждая такая мера должна быть обоснована законом, с учетом особенностей личности правонарушителя и характера проступка. Например, временное задержание несовершеннолетнего не должно превышать трех часов подряд, обязательно в присутствии его представителей. Еще пример при повторном задержании за один и тот же проступок может дойти и до ареста.

Как правило, административное дело проходит три этапа: расследование, рассмотрение, пересмотр, если есть возражение. После чего дело передается в суд на исполнение.

Административные наказания

По степени причиненного вреда личности и обществу за совершение проступков КоАП предусматривает различные виды наказаний: предупреждение, штраф, конфискация орудия проступка, лишение специального права, обязательные работы, арест, выдворение с территории РФ, дисквалификация, приостановление и запрет деятельности лиц и органов.

Административно-юрисдикционные производства

Административная юрисдикция и ее принципы

Самостоятельным видом административного процесса является административно-юрисдикционное производство, подразделяющееся, в свою очередь, на две основные ветви: административную юрисдикцию, осуществляемую в административном порядке, и административную юрисдикцию, осуществляемую в судебном порядке. Принципы административной юрисдикции

1. Принцип подведомственности. Он выражается в обязанности государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях только те дела, которые они им подведомственны.

2. Принцип уполномоченности. Когда производство дела об административном правонарушении осуществляет только уполномоченный на эти действия конкретное должностное лицо. Так, уполномоченность составления протокола (возбуждение дела об административном правонарушении) определяется непосредственно федеральный орган исполнительной власти. Например приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» конкретизировано сотрудники ОВД

Административно-процессуальные нормы, определяющие порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, требуют самостоятельного законодательного регулирования, которое закреплено в разделе IV КоАП РФ «Производство по делам об административных правонарушениях».

Цель административно-юрисдикционного процесса

Имеются следующие различия административно-юрисдикционного процесса и административно-процедурного процесса.

Административно-юрисдикционный процесс имеет своей целью не позитивное управленческое регулирование, а разрешение спорной ситуации либо применение санкций. Он связан либо с негативными последствиями для одной из сторон спора, либо с применением в отношении субъекта мер административной ответственности, других принудительных мер. Обстоятельства применения следующие:

  • в ситуациях, когда необходимо разрешить административно-правовой спор;
  • в ситуациях, когда необходимо применить меры административного принуждения.

Административно-правовой спор — спор, возникший из правоотношений, урегулированных нормами административного права.

Особенности административно-правового спора

Особенности административно-правового спора. Спор возникает в ситуациях, когда гражданин или организация обжалуют нормативный правовой акт либо действие (бездействие) или решение органа государственного управления.

Споры разрешаются в судебном и внесудебном порядке. Результатом разрешения споров является удовлетворение жалобы и, следовательно, признание действия (решения) незаконным с вытекающими последствиями в виде отмены нормативного правового акта (решения органа государственного управления), совершения восстановительных мероприятий, компенсирования причиненного вреда и т.д. Спор возможен в ситуации выяснения конституционности нормативного правового акта, являющегося источником административного права, а также в ситуации выявления объема компетенции федеральных и региональных органов исполнительной власти. Такие споры рассматривает Конституционный Суд РФ.

Читайте также:
Земская грамота: что это такое, описание и особенности

Споры могут возникать между органами государственного управления по их инициативе с применением согласительных процедур, созданием специальных согласительных органов. Такого рода споры разрешаются внутри системы государственного управления, поскольку инициированные органами государственного управления споры с гражданами и организациями разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Особенности административно-юрисдикционного процесса

Характерные черты административно-юрисдикционного процесса:

1) деятельность по рассмотрению и разрешению индивидуального административного дела, сущность которого составляет либо спор о праве, вытекающем из норм административного права, либо возможность (необходимость) применения в отношении субъекта административного права мер административного принуждения;

2) содержание деятельности в рамках административно-юрисдикционного процесса составляет правовая оценка совокупности фактов, имеющих отношение к рассматриваемому индивидуальному административному делу;

субъект административно-юрисдикционного процесса — орган государственной власти, принимающий властное решение в рамках собственной компетенции. Таким органом является не только суд, но и (в большинстве случаев) орган исполнительной власти, иное уполномоченное лицо;

отношения участников административно-юрисдикционного процесса приобретают особый процессуальный характер, связанный с наделением участников процесса особыми правами и обязанностями. В частности, при рассмотрении индивидуального дела судом стороны находятся в равном процессуальном положении;

результат административно-юрисдикционного процесса в правовом плане — принятое властное решение о разрешении спора либо применении (отказе от применения) мер административного принуждения;

при осуществлении административной юрисдикции принуждение — возможный результат разрешения административно-правового спроса. Свое выражение оно находит в применении к виновной стороне соответствующих мер административной или иной юридической ответственности;

цель административно-юрисдикционного процесса — правоохрана, охрана административно-правовых отношений от нарушений. Разрешение споров и применение принудительных мер в рамках административно-юрисдикционного процесса служит целям защиты основ правопорядка, установленных административным законодательством.

Виды административно-юрисдикционных производств

1. Исполнительное производство — это деятельность по принудительному исполнению судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

2. Дисциплинарное производство. Осуществляется в служебных отношениях и применительно к последним, в то время как служебные правоотношения сродни отношениям трудовым. Следовательно, и само дисциплинарное производство, заключающееся в совокупности процессуальных действий по применению к подчиненному по службе лицу мер дисциплинарной ответственности, заимствовано по большей части из трудового права.

Всегда инициируется и осуществляется лицом, являющимся вышестоящим по отношению к служащему, в отношении которого производство ведется. Таким образом реализуется власть начальника над подчиненным в служебных правоотношениях.

Процедура дисциплинарных производств, как правило, традиционна. Должностной проступок может быть наказан, если дисциплинарное взыскание наложено в течение месяца со дня обнаружения проступка.

Обнаружение проступка в любом случае не может повлечь применение дисциплинарного взыскания по истечении шести месяцев (в отдельных случаях — одного года) после совершения административного проступка.

3. Производство по жалобам. Виды производств по жалобам:

  • производство, осуществляемое судами в рамках реализации конституционного права граждан на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
  • сугубо административное производство, осуществляемое вышестоящими должностными лицами (органами государственного управления) в отношении обжалуемых решений и деяний нижестоящих органов и лиц.

В настоящее время судебное обжалование осуществляется на основе Федерального закона от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.1, ст. 6 которого устанавливает, что жалоба гражданина рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом некоторых особенностей.

Читайте также:
Назначение наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении

Административный порядок производства урегулирован Федеральным законом от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». Данный закон регулирует порядок рассмотрения не только жалоб, но и других видов обращений, таких как заявление и предложение.

Обязанности государственных органов и должностных лиц при рассмотрении жалоб:

  • внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса;
  • принимать обоснованные решения по предложениям, заявлениям, жалобам, обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;
  • сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по предложениям, заявлениям, жалобам, а в случаях их отклонения — указывать мотивы; по просьбам граждан разъяснять порядок обжалования;
  • систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы, содержащиеся в них критические замечания в целях своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы государственных органов.
  • три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
  • один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданин не получил на нее письменного ответа.

Криминология и административная юрисдикция полиции

Административная юрисдикция: понятие и содержание

Проблемы административной юрисдикции, а также административно-юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти исследуются учеными на протяжении многих лет. В юридической теории к настоящему времени сформировались определенные традиции, а также научные направления, однако говорить о том, что проблемы административной юрисдикции окончательно разрешены, пока не приходится. Кроме того, развитие административного законодательства, а также досудебных форм разрешения публично-правовых конфликтов открывает новые возможности и горизонты для исследования административно-юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти. Данная деятельность имеет достаточно сложную конструкцию, а также особые формы реализации, которые, как подсказывает практика, требуют своего научного анализа.

В теории права под юрисдикцией обычно понимают установленную законом (или нормативным актом) совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т.е. оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности, применять юридические санкции к правонарушителям.

Многие правоведы, занимающиеся разработками общетеоретических проблем права, юрисдикцию определяют как «деятельность компетентных органов, управомоченных на рассмотрение юридических дел и на вынесение по ним юридически обязательных решений» 1 Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994. С. 148. .

А.Ф. Виноградов административную юрисдикцию рассматривает как вид государственной, подзаконной, правоприменительной, правоохранительной, административной деятельности специальной системы государственных органов исполнительной власти, выражающейся в компетенции по рассмотрению и разрешению по существу дел об административных правонарушениях, жалоб и протестов по ним в установленных законом формах и порядке 2 См.: Виноградов А.Ф. Административная юрисдикция органов внутренних дел: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М.. 1996. С. 21. .

А.П. Шергин административную юрисдикцию определяет как вид правоохранительной деятельности органов государственного управления и других компетентных органов, охватывающих рассмотрение дел об административных правонарушениях и принятие решений по ним в установленных законом формах и порядке.

С.В. Комлев административную юрисдикцию также определяет как особый вид государственной правоприменительной правоохранительной деятельности, носящей процессуальный характер, осуществляемой специально уполномоченными на то органами в судебном и внесудебном порядке и состоящей в рассмотрении дел об административных правонарушениях и принятии решений но ним, а также в исполнении этих решений 3 См.: Комлев С.В. Административно-юрисдикционный процесс: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2008. С. 9. .

Односторонние исследования юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти привели к отсутствию в науке общепризнанного понятия «юрисдикция». Под юрисдикцией также подразумевают подведомственность, подсудность разрешаемых дел, полномочия разрешать дела и применять санкции; также ее отождествляют с правоохранительной (праворазрешительной) деятельностью государства и общественности 4 См.: Александров Н.Г. Теория государства и права. М., 1968. С. 491. .

Читайте также:
Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных

Неоднозначному толкованию понятия «юрисдикция» способствовал и не совсем удачный перевод этого термина с латинского языка (jurisdictio — суд, судопроизводство), хотя на латинском языке этому понятию соответствует слово justitio 5 См.: Поникаров В.А. Основы административно-юрисдикционной деятельности в уголовно-исполнительной системе. М., 2007. С. 11. .

В советских энциклопедических словарях, юридических словарях (юридических энциклопедиях) юрисдикция определялась как круг полномочий суда или административных органов по правовой оценке конкретных фактов, в том числе по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций. Из такой трактовки юрисдикции просматривается неоправданно расширенное ее содержание, в связи с чем становится неясным отличие юрисдикционной деятельности от неюрисдикционной.

Существует и точка зраения о том, что термин «юрисдикция» образован от сочетания латинских слов jus и dicere и переводится как разрешение конфликта или применение подлежащей властью установленных правил 6 См.: Перетерский И.С. Всеобщая история государства и права. М., 1945. С. 74. .

В основе юрисдикционной деятельности лежат рассмотрение и разрешение спорных вопросов применения материальных правовых норм, правовая оценка поведения тех или иных лиц, применение в необходимых случаях при негативной оценке поведения данных лиц предусмотренных действующим законодательством мер государственного (юридического) принуждения.

В теории административного права юрисдикция рассматривается большинством ученых-административистов в качестве самостоятельного вида правоохранительной деятельности органов государственного управления, охватывающей рассмотрение дел об административных правонарушениях и принятие решений по ним.

Вместе с тем неверно рассматривать административную юрисдикцию только как деятельность по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях.

Под административной юрисдикцией следует понимать:

• рассмотрение и разрешение индивидуальных дел в случае возникновения спора о праве в сфере государственного управления (исполнительной власти);

• рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях.

В юридической литературе иногда рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях называют административно-наказательной (или карательной) юрисдикцией 7 См.: Стайнов П. Особенности юрисдикции в области административного права. София, 1956. С. 21-24. .

Более точное название юрисдикционного производства по делам об административных правонарушениях — административно-деликтная юрисдикция .

В научной литературе имеет быть место точка зрения, согласно которой в составе административной юрисдикции выделяют:

  • производство по жалобам;
  • производство по делам об административных правонарушениях;
  • согласительное производство.

О.В. Чекалина в содержании административной юрисдикции выделяет:

  • производство по делам об административных правонарушениях;
  • производство по административно-правовым спорам;
  • дисциплинарное производство 8 См.: Чекалина О. В. Административно-юрисдикционный процесс: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2005. С. 19. .

А.Ф. Виноградов отождествляет административную юрисдикцию лишь с производством по делам об административных правонарушениях и в содержании названного производства выделяет:

  • обычное (полное) производство;
  • ускоренное (упрощенное) производство;
  • расширенное производство;
  • производство, связанное со случаями отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения;
  • производство по возмещению имущественного ущерба;
  • производство в органе второй инстанции.

И.М. Серебрякова в содержание административно-юрисдикционной деятельности включает:

  • производство по делам об административных правонарушениях;
  • разрешение административно-правовых споров;
  • применение мер административно-юрисдикционного обеспечения 9 См.: Серебрякова И.М. Административно-юрисдикционная деятельность милиции Республики Беларусь: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Минск, 1998. С. 4. .

По мнению В.А. Поникарова, в содержание административной юрисдикции входят производства:

  • по делам об административных правонарушениях;
  • по дисциплинарным проступкам;
  • по жалобам;
  • материальное производство.

О.В. Гречкина в содержании юрисдикционной деятельности таможенных органов выделяет производства:

  • по делам об административных правонарушениях и рассмотрению таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц;
  • по осуществлению дисциплинарного производства в отношении должностных лиц таможенных органов 10 См.: Гречкина О. В. Административная юрисдикция таможенных органов Российской Федерации: теоретико-прикладное исследование: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 22. .
Читайте также:
Игровой автомат: что это такое, описание и особенности

Таким образом, содержание административно-юрисдикционной деятельности, реализуемой в налоговой сфере, весьма насыщено. Административная юрисдикция но объему разрешаемых дел, по широте и многообразию затрагиваемых вопросов государства, общества и граждан, количеству осуществляющих ее субъектов является одной из самых значительных, и в условиях деформации экономических отношений административно-юрисдикционная деятельность налоговых органов приобретает все большее значение 11 См.: Будылева М.В. Атминистративно-правовая организация ответственности за совершение налоговых правонарушений: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Хабаровск, 2004. С. 13. .

Кроме того, исследование вышеназванных производств, реализуемых в рамках административно-юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти, позволяет сделать следующий вывод: в ходе реализации данных производств осуществляется принудительное воздействие на соответствующих участников юрисдикционного отношения. «. Административная юрисдикция связана, прежде всего, с принудительным способом правоприменения, с правоохранительной деятельностью органов государственного управления».

Специфичность административной юрисдикции проявляется в том, что она осуществляется во внесудебном порядке органами государственного управления и должностными лицами, обладающими квазисудебными полномочиями. Административная юрисдикция имеет много сходного со стадией судебного рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел, именуемой судебной юрисдикцией . Юрисдикция как государственно-властная деятельность полномочного органа (органа управления, органа правосудия) состоит в применении закона к юридическим конфликтам и принятии по ним правовых индивидуальных актов (актов юрисдикции).

Основным признаком юрисдикционной деятельности является наличие в конкретном деле правового спора или признаков правонарушения, что требует властного вмешательства компетентного органа для разрешения конфликтной ситуации и восстановления правопорядка в соответствии с предписанием закона.

Итак, учитывая сложившиеся представления о понятиях «юрисдикция» и «административная юрисдикция», следует определить данную дефиницию следующим образом:

административно-юрисдикционная деятельность — это осуществляемая в определенной процессуальной форме деятельность, носящая правоохранительный, государственно-властный характер, состоящая в рассмотрении и разрешении юридических конфликтов в досудебном порядке, дел об административных правонарушениях, включающая также производство по жалобам, дисциплинарным проступкам, а также производство по применению мер административного принуждения, осуществляемого в рамках соответствующего административно-юрисдикционного производства уполномоченными на то органами исполнительной власти и их должностными лицами.

Вышеизложенное даст возможность сделать вывод, что

административно-деликтная юрисдикция — это подведомственность, а также компетенция по осуществлению и само осуществление правоприменительной, правоохранительной, государственно-властной, квазисудебной деятельности по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях.

Таким образом, административно-деликтная юрисдикция является составной частью административной юрисдикции. Кроме того, если учитывать, что «сердцевиной» производства по делам об административных правонарушениях являются рассмотрение и разрешение дела, т.е. непосредственно осуществление юрисдикционной деятельности, из этого следует, что административно-деликтная юрисдикция является и составной частью производства по делам об административных правонарушениях, а также производства по делам о применении принудительных мер в сфере управления и в целом административного процесса.

Административно-юрисдикционная деятельность федеральных органов исполнительной власти в налоговой сфере включает совокупность административных производств:

  • по принятию правовых (нормативных) актов государственного управления;
  • по рассмотрению в аппарате управления обращений государственных и общественных объединений;
  • по рассмотрению предложений и заявлений граждан (в порядке реализации принадлежащих им субъективных прав в сфере государственного управления);
  • по жалобам и спорам, в том числе жалобам граждан на действия должностных лиц органов управления;
  • по делам о применении мер поощрения к гражданам и организациям в сфере государственного управления;
  • по делам о применении принудительных мер в сфере налогового администрирования.

Административная юрисдикция

13 декабря 2016

Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности “Экономист-менеджер”. Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Такая юрисдикция полностью занимается регулированием процесса деятельности органов судебной системы и представительных лиц при рассмотрении дел различных административных нарушений и правонарушений. Сюда же можно отнести и регулирование процесса применения различных санкций и штрафов при совершении административных правонарушений.

Регулирование административных правонарушений

Регулированием правонарушений административных занимается кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, а также различные НПА (акты, правового характера).

Читайте также:
Двусторонняя сделка: что это такое, описание и особенности

Юрисдикция административная, в основном, применяют во внесудебном порядке. Но в некоторых случаях, при разногласиях, данная юрисдикция принимает судебный характер.

Существуют различные органы, регулирующие подобные правонарушения:

  • КДН или комиссия по делам несовершеннолетних;
  • различные административные комиссии;
  • государственные инспекции по безопасности дорожного движения;
  • различные органы судебной власти.

Целью административной юрисдикции является решение любых проблем законным путем с возможным применением санкций.

Задачей административной юрисдикции является рассмотрение споров и принятие решения по нему, соответствующему всем нормам, решение публично-правовых споров.

Особенности административной юрисдикции

Юрисдикция административная является специфической отраслью – разрешения конфликта или спора административного правового характера.

Особенностью можно назвать и тот факт, что такую юрисдикцию необходимо оценивать с правовой стороны спора между сторонами. Это и будет основной стороной, которая обеспечит справедливое и законное решение спора. Еще одной особенностью можно назвать необходимость применения мер административного или дисциплинарного взыскания к виновной стороне.

По итогу рассмотрения всех особенностей юрисдикции административной, необходимо отметить следующий факт, что такая юрисдикция возникает во внесудебном порядке и требует разрешения споров в законном порядке.

Формы и виды

являются:

  • возбуждение производства по делам об административных правонарушениях;
  • производство дисциплинарное;
  • производство по жалобам;
  • производство согласительное.

Становимся более подробно на каждом виде.

Дисциплинарное производство

Производство дисциплинарное – это применение мер дисциплинарного характера за совершение различных дисциплинарных проступков, предусмотренных НПА Российской Федерации. Если говорить о муниципальных служащих, то это, например, ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.

Меры дисциплинарного взысканию обычно накладываются на руководителей того или иного учреждения. К дисциплинарному производству часто относят и нарушение трудового распорядка в учреждении.

Производство по жалобам

Такое производство возникает при поступлении жалобы в соответствующие органы о незаконных действиях другой стороны. Такую жалобу необходимо рассмотреть, изучить документы и дать ответ положительный либо организованный или отрицательный.

Решение по такой жалобе должно быть направлено гражданину в строго установленные сроки. В дальнейшем должностные лица обязаны систематизировать, анализировать и обобщать подобную информацию, устанавливать закономерности и причины возникновения той или иной конфликтной ситуации.

Если же гражданина такой ответ не устроит, он имеет право обратиться в судебные органы. При несвоевременном ответе на такую жалобу, могут накладываться меры дисциплинарного взыскания на должностное лицо.

Исполнительное производство

Под исполнительным производством понимается решение проблем через судебные органы путем возбуждения исполнительного производства с принудительным изъятием денежных средств или имущества в пользу государства.

Согласительное производство

Согласительное производство – это пока еще новый термин в административной юрисдикции и пока является не регламентированным.

Формы административной юрисдикции

Принято выделять следующие формы административной юрисдикции:

  • Производство дела в органе юрисдикции первой инстанции, здесь рассматриваются самые простые дела. Такое производство ведется из данных протокола и является самой популярной формой в РФ;
  • Ускоренное производство применяется, если правонарушение признается малозначительным;
  • Специальное производство применяется при рассмотрении дел, не представляющих опасности для общества, оно применяется для замены уголовного наказания административным;
  • Производство дела в органе юрисдикции второй инстанции начинается, если решение по делу обжалуется в вышестоящем органе.

Функции и методы

В целом, понятие функции означает обязательность, работа, проявление свойств объекта в общей системе правоотношений.

При административной юрисдикции выделяют следующие функции: регулятивная, превентивная, охранительная и воспитательная.

  1. Охранительная функция заключается в охране строя государства, прав и свобод общества, предупреждение различных правонарушений, строгое соблюдение всех норм действующего законодательства и другие. Охранная функция, в первую очередь связана через взаимодействие с правоохранительными органами.
  2. Воспитательная функция заключается в правильном воспитании граждан и всего общества в правильном поведении и соблюдении всех норм законодательства. Эта функция проявляется при решении административных дел соответствующими органами законно и с соблюдением всех этических норм.
  3. Регулятивная функция проявляется в применении норм законодательства на практике.
  4. Превентивная функция заключается в проведении мероприятий контрольными органами, направленных на реализацию мер по предупреждению правонарушений.
Читайте также:
Балансовый трансферт: что это такое, описание и особенности

Реализация функций административной юрисдикции

Все функции административной юрисдикции реализовываются при помощи соответствующих методов.

принято считать ее предмет. Понятие метода означает путь, прием, который помогает достичь желаемых целей.

Существуют так называемые универсальные методы, применяемые к любому виду деятельности: убеждение и принуждение.

При убеждении самыми популярными формами являются беседы, как индивидуального характера, так и коллективного. Они могут выражаться беседами, установление шефства и другими способами. На практике чаще всего используют беседы. Они бывают административные, ознакомительные, профилактические, воспитательные.

Принуждение выражается в прямом воздействии на объект, для достижения поставленных целей.

Органы, уполномоченные в рассмотрении дел

Кодексом об административных правонарушениях установлены следующие органы, уполномоченные в рассмотрении дел:

  • судебные органы;
  • органы при районных исполнительных органов, уполномоченные комиссии по делам несовершеннолетних;
  • органы власти федерального уровня, уполномоченные решать подобные вопросы.

Судебные органы занимаются вопросами в пределах своей компетенции.

Районные комиссии по делам несовершеннолетних занимаются подростками в возрасте от 16 до 18 лет.

Принципы административной юрисдикции

Как мы выяснили выше, что юрисдикция административная делится на административную юрисдикцию в судебном порядке и административную юрисдикцию, которая осуществляется в административном порядке.

Выделяют следующие принципы юрисдикции:

  • Подведомственности. Он означает, что все дела рассматриваются по подведомственности уполномоченным органом и никак иначе.
  • Уполномоченности. Этот принцип означает, что, например, составлением протокола занимается ответственное должностное лицо, уполномоченное совершать подобную процедуру в соответствии с законодательством.
  • Законности. Такой принцип за основу берет нормативные правовые акты, действующие на территории РФ. Он устанавливает правомерное и законное поведение всех членов общества.
  • Гласности. Все споры должны рассматриваться открыто, в присутствии всех сторон конфликта. Исключением лишь может являться тот факт, что лицо заявило о рассмотрении дела без его присутствия.
  • Презумпция невиновности. Этот принцип означает, что лицо считается невиновным до тех пор, пока решение и приговор суда не вступит в силу. Гражданин, который обвиняется в проступке, не обязан доказывать свою невиновность.
  • Экономичности и оперативности. Этот принцип выражается в довольно коротком промежутке времени между поступлением жалобы и вынесением решения по ней. Это позволяет свести к минимуму затраты на данное мероприятие.
  • Право на защиту. Означает, что обвиняемая сторона имеет полное право знакомиться со всеми материалами дела, привлекать адвоката или эксперта в момент рассмотрения дела.
  • Равенства граждан.
  • Ответственности. Означает, что любое должностное лицо, рассматривающее подобные споры должно принимать решения в соответствии с законодательством и никак иначе.

Все принципы довольно тесно взаимосвязаны друг с другом.

Во многих странах такая юрисдикция, решаемая через судебные органы, занимает приоритетное положение, чем решение споров во внесудебном порядке. В основном к таким странам относятся страны запада. В Российской Федерации данная практика пока еще находится в процессе становления и не развита до уровня других стран.

Рассмотрение дел напрямую связано с таким понятием, как юрисдикция. Эффективное и четкое использование всех норм права зависит от компетенции должностных лиц, их знаний и правильному применению их на практике.

История России до 1917 года

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ССЫЛКА

1) в Российской империи — удаление без суда в отдаленные губернии на определенный срок или без срока по распоряжению властей лиц, чья деятельность вызывала подозрение. Во 2-й половине 19 — начале 20 вв. применялась для борьбы с революционным и общественным движением. 2) Советским законодательством А. с. не предусматривалась, но широко применялась с начала 1920-х гг. до 1980-х гг. к явным и мнимым «врагам советской власти» (ссылка А. Д. Сахарова в Горький в 1980 и др.).

В российской правовой системе ссылке в административном (несудебном) порядке принадлежала особая роль. Во время своего наивысшего расцвета к концу XIX в. она применялась к лицам, признанным политически неблагонадежными по непосредственному усмотрению администрации; как последствие исправительных наказаний (заключения в исправительных арестантских отделениях); в случаях непринятия сельским или мещанским обществом членов, подвергшихся ранее наказаниям по судебным приговорам, связанным с лишением всех особенных прав и преимуществ; наконец, к лицам, удаленным из сельских или мещанских обществ «за порочное и развратное поведение» по приговорам этих обществ.

Читайте также:
После перевода меня уволили без объяснений, не выплатив зарплату

Две последние категории составляли подавляющее большинство в общей численности административно-ссыльных в Сибири. По данным министра юстиции Н.В. Муравьева за 1899 г. лишь «ничтожная часть», 1704 чел., были сосланы по распоряжению властей «за порочное поведение» (в основном, бродяги и злостные нарушители паспортного режима) или по делам политического характера, в то время как подавляющую часть административно-ссыльных, 98,8% (или 49,1% от всех сибирских ссыльнопоселенцев за исключением каторжан), составляли «люди, извергнутые крестьянскими и мещанскими обществами из своей среды частью по предоставленному им законом непосредственному усмотрению, частью за непринятием обратно в эту среду за отбытием наказаний, сопряженным с ограничением прав».

Поэтому можно утверждать, что к концу XIX в. административная ссылка в России фактически являлась ссылкой по приговорам сельских и мещанских обществ и выступала «комплексным» объектом правовой политики Российской империи и самостоятельным — для таких ее направлений, как сословная, экономическая, правоохранительная, уголовно-правовая, административно-правовая, карательная и проч. Вплоть до крушения монархии ведущая роль в выработке приоритетов правовой политики принадлежала императору, высшим правительственным кругам и, отчасти, губернским руководителям. Несмотря на преобладание консервативных и даже реакционных характеристик в правосознании высшего чиновничества, его отношение к правовым ценностям и институтам не было однородным и не оставалось неизменным, реагируя на требования времени.

Одним из ярких показателей особенностей эволюции правовой политики Российской империи является изменение правительственных взглядов на институт административной (внесудебной) ссылки по приговорам мещанских и сельских обществ. В этом процессе можно выделить три этапа: 1) 1760-е гг. — первая половина XIX в.; 2) 1860-е — 1880-е гг.; 3) рубеж XIX-ХХ вв. и до падения монархии.

Политзаключенные в камере Александровского централа

Массовая ссылка в Сибирь внесудебным порядком возникла во второй половине XVIII в. как результат реализации прав, предоставленных Екатериной II в 1760 г. помещикам, городским и сельским обществам, освобождаться от неугодных крепостных и дворовых, составлять «приговор» об устранении из своей среды лиц «дурного поведения». До этого времени, с конца XVI в. ссылка применялась, главным образом, в целях заселения восточных окраин России. До середины XVIII в. власти берегли необходимое для колонизации ссыльное население Сибири, стимулируя его укоренение и хозяйственное развитие на новом месте, но такими методами существенных успехов в развитии сибирского края можно было бы достичь только много веков спустя. Во второй половине XVIII в. было решено значительно расширить масштабы колонизации Сибири. Осуществить эту цель без принудительных мер было невозможно, но возлагать принуждение на судебную систему было бессмысленно: она захлебнулась бы от обилия мелких дел, поскольку только дополнительное введение множества санкций за маловажные правонарушения могло увеличить ряды ссыльных (забегая вперед отметим, что вместо юридической разработки новых составов правонарушений и соответствующих им санкций, законодатели ограничились введением весьма размытой юридической формулы «дурное поведение», все возможные разновидности которого могли караться удалением из общества по мирскому приговору). Наделять таким правом чиновников было опасно в силу отсутствия возможности осуществлять должный контроль, потому субъектами права административной ссылки стали помещики и общества горожан и свободных крестьян (чиновники некоторых ведомств получили это право только в XIX в.), поскольку только податное население империи могло обеспечить наполнение этого канала сибирской колонизации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: