Административная юстиция: что это такое, описание и особенности

Административная юстиция

Административная юстиция — система специализированных органов или специальных судов по контролю за соблюдением законности в системе государственного управления, в узком значении — особый процессуальный порядок разрешения административно-правовых споров между гражданином или организацией с одной стороны и органом государственного управления с другой стороны. Во многих государствах мира такая система создана. В России её пока нет. Административная юстиция, как правовой институт, выполняет в обществе и государстве функцию судебного контроля при помощи судебного административного иска (жалобы), который рассматривается по правилам административного судопроизводства, для обеспечения соблюдения исполнения законов и правил должностными лицами исполнительной власти (органами государственного управления, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими) в любом цивилизованном государстве.

Литература

  • Десницкий С.Е. Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи.// Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века. М.,1952. -Т.1.- С.300-311.
  • Куплеваский Н.О.Административная юстиция в Западной Европе. Харьков,
  • Куплеваский Н.О.Административная юстиция во Франции. Харьков, 1879.
  • Коркунов Н.М. Очерк теории административной юстиции. // Журнал гражданского и уголовного права. 1885.-Кн.1, 8, 9.
  • Тарасов И.Т. Организация административной юстиции. //Юридический вестник.1887.-Т.ХХVI, кн.1.
  • Лазаревский Н.И. Административное усмотрение. // Право. СПб.,1900.- №41-42.
  • Ивановский В.В. Учебник административного права. Казань, 1907. – С.171-173.
  • Загряцков М.Д. Административная юстиция.// Критическое обозрение. 1908. -Вып.II(VII)- С.79-83.
  • Корф С.А. Административная юстиция в России. Кн.2-3. СПб.,1910. – С.1-388.
  • Гаген В.А. Административная юстиция: Конспект лекций. Ростов. 1916.
  • Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. М.,1964.- С.139-152.
  • Боннер А.Т. Буржуазная административная юстиция.// Правоведение. Л.,1969.-№1.- С.99-108.
  • Петухов Г.Е. Административная юстиция в Германской и Австро-Венгерской империях (60-е годы XIX столетия — 1918 г. // Проблемы правознавства. Киев,1971.- Вып.19.- С.51-60.
  • Жданов А.А. Жалоба в буржуазном административном процессе.// Правоведение. Л., 1971.-№9.-С.68-75.
  • Чечот, Д.М. Административная юстиция (теоретические проблемы). Л.,1973.
  • Петухов Г.Е. Административная юстиция в царской России. //Правоведение. Л.,1974.-№5.- С.72-80.
  • Лесницкая Л.Ф., Хаманева Н.Ю. Гражданин обратился с жалобой. М., 1990;
  • Рязановский В.А. Единство процесса. М., 1996. -.37-44.
  • Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М.,1997.-С.76-99.
  • Старилов Ю.Н. Административная юстиция: Проблемы теории. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1998. — 197 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Административная реформа Юстиниана I
  • Административно-процессуальное право

Полезное

Смотреть что такое “Административная юстиция” в других словарях:

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ — система специальных органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного управления, а также вболее узком смысле особый процессуальный порядок разрешения административно правовых споров между гражданином либо организацией с… … Финансовый словарь

Административная юстиция — система специальных судебных органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного управления, а также особый процессуальный порядок рассмотрения административных дел и разрешения административно правовых споров между гражданином … Политология. Словарь.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ — система специальных судебных и квазисудебных органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного управления, а также (в более узком смысле) особый процессуальный порядок рассмотрения административных дел и разрешения… … Юридический словарь

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ — АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ, в ряде зарубежных стран особый порядок разрешения административно правовых споров. Судебные или другие специальные государственные органы (например, Государственный совет во Франции) рассматривают жалобы граждан на… … Современная энциклопедия

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ — особый порядок разрешения административно правовых споров, при котором судебные или др. специальные государственные органы рассматривают жалобы на действия органов государственного управления и выносят соответствующие решения. В Российской… … Большой Энциклопедический словарь

Административная юстиция — (англ administrative justice) 1) система специальных органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного управления; 2) в более узком смысле особый процессуальный порядок разрешения административно правовых споров между… … Энциклопедия права

Административная юстиция — АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ, в ряде зарубежных стран особый порядок разрешения административно правовых споров. Судебные или другие специальные государственные органы (например, Государственный совет во Франции) рассматривают жалобы граждан на… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ — в административном праве особый порядок разрешения административно правовых споров, при котором судебные или иные государственные органы рассматривают жалобы на действия органов государственного управления и выносят обязывающие эти органы решения … Юридическая энциклопедия

административная юстиция — особый порядок разрешения административно правовых споров, при котором судебные или другие специальные государственные органы рассматривают жалобы на действия органов государственного управления и выносят соответствующие решения. В Российской… … Энциклопедический словарь

Административная юстиция — особый процессуальный порядок разрешения административно правовых споров между гражданами или организацией, с одной стороны, и органом государственной исполнительной власти с другой. Административная юстиция сформировалась как необходимый элемент … Теория государства и права в схемах и определениях

Административное судопроизводство и административная юстиция

Д.Н. Бахрах, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки.

Конституция Российской Федерации закрепляет правовые основы политической, экономической, социальной жизни страны. В ее тексте используется много понятий, которые не фигурировали в ранее действовавших российских конституциях. Интерпретация, доктринальное обоснование содержания таких понятий имеет большое значение для законодательства и правотворческой деятельности вообще, а также для правоприменительной практики.

Читайте также:
Иммунитет государства: что это такое, описание и особенности

Доктринальное толкование смысла конституционных положений с учетом существующих в нашей стране условий очень важно для уяснения смысла многих конституционных положений гражданами России, в том числе юристами.

Ю.Н. Старилов в ряде работ пытается раскрыть содержание таких закрепленных Конституцией РФ понятий, как административное судопроизводство, административное дело, и обосновать идею необходимости создания в России самостоятельных административных судов в рамках системы судов общей юрисдикции .

См.: Старилов Ю.Н. От административной юстиции к административному судопроизводству. Воронеж, 2003; Он же. Административные суды в России. Новые аргументы “за” и “против”. М., 2004; Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М., 2004.

“Одним из важнейших теоретических выводов, – утверждает он, – становится отказ от термина “административная юстиция”, его замена понятием “административное судопроизводство”. А через несколько строк предлагается заменить понятие административной юстиции “административным производством, понимаемым как административный процесс”.

Сомнительно, что главный теоретический вывод может состоять в замене терминов. Но главное в том, что Ю.Н. Старилов ставит знак равенства между административной юстицией и административным судопроизводством. И на этом ученый не останавливается. “Судебный контроль за управлением, – утверждает он, – в Российской Федерации принято называть административной юстицией (или административным судопроизводством)”.

А дальше автор находит еще один синоним: “Представляется, что российский законодатель 10 лет назад в ст. 118 Конституции РФ назвал административным судопроизводством производство по делам об административных правонарушениях”. Полагаем, что эти понятия отражают близкие по содержанию, но разные явления российской правовой системы.

“Юридический процесс, с нашей точки зрения, – пишет Ю.Н. Старилов, – это процессуальная форма функционирования судебной власти”. Предположим, автор не согласен с позицией В.М. Горшенева, В.Д. Сорокина, И.А. Галагана и многих других ученых, которые понимают юридический процесс иначе. Но нельзя не учитывать наличие бюджетного процесса, регламентируемого ч. 3 Бюджетного кодекса РФ.

За последнее десятилетие в стране сформировался и активно развивается избирательный процесс . А как можно игнорировать широко распространенное мнение о значении и содержании законодательного процесса?

См.: Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный процесс в Российской Федерации // Государство и право. 1997. N 8; Кукушкин М.И., Югов А.А. Понятие и структура избирательного процесса // Теория и практика избирательного процесса. 1998. N 1; Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М., 1999.

В ходе глубинных политических реформ в России декларативный порядок принятия законов СССР и союзных республик превратился в сложный, активно используемый в Федеральном Собрании РФ, в представительных органах субъектов Федерации законодательный процесс. Он регулируется Конституцией РФ, многими федеральными законами, законами и кодексами субъектов Федерации. Отрицая существование законодательного, бюджетного, избирательного, административного процессов, автор воспроизводит господствовавшее в советской юридической науке вплоть до 1960-х годов мнение о том, что юридический процесс – это только судопроизводство.

Взяв за основу своих теоретических исследований узкое, ущербное, устарелое понимание юридического процесса, Ю.Н. Старилов пришел к выводу, что “на институт административного процесса нужно посмотреть как на административное судопроизводство (административную юстицию)” , “главный смысл административно-процессуальной деятельности заключается в административном судопроизводстве”, “судебная деятельность по осуществлению нормоконтроля, а также по рассмотрению административно-правовых споров и должна считаться административным процессом”.

Государство и право. 2004. N 6. С. 5, 6.

Создатель этих сырых выводов правильно утверждает: “Д.Н. Бахрах считает невозможным приравнивание термина “административная юстиция” к терминам “административный процесс” и “административное судопроизводство”. Однако четких и ясных критериев автор не называет.

Ю.Н. Старилов провозглашает: “Одним из важнейших теоретических выводов (!) в складывающихся условиях развития института административной юстиции становится отказ от термина “административная юстиция” и его замена понятием “административное судопроизводство”. Читателя пытаются убедить, что замена терминов является важным теоретическим выводом. А если говорить по существу, то необходимо отметить, что такая замена необоснованна, поскольку это разные, не идентичные понятия.

Правда, автор стремится говорить о развитии института административной юстиции (его монография, изданная в 2003 году, так и названа: “От административной юстиции к административному судопроизводству”; в ней он обосновывает переход от первой ко второму, а значит, исходит из того, что это разные явления). Но в 2004 году эти понятия (термины?) уже отождествляются: “. Становление теории административной юстиции (административного судопроизводства). “, – пишет он на одной странице; “административное судопроизводство или административная юстиция” – на другой .

Под административной юстицией принято понимать рассмотрение и разрешение в судебном порядке споров граждан и юридических лиц с субъектами публичной власти (административными органами) по вопросам их властной деятельности. Можно сказать иначе: административная юстиция – это рассмотрение судами жалоб граждан и юридических лиц на властные деяния субъектов публичной власти.

Читайте также:
Игорный бизнес: что это такое, описание и особенности

Возможны и иные определения. Но подавляющее большинство ученых называет следующие признаки административной юстиции:

  1. это правосудие, т.е. деятельность судов в процессуальной форме;
  2. она состоит в рассмотрении и разрешении споров между гражданами, юридическими лицами и субъектами административной власти;
  3. это споры по поводу законности и обоснованности властных действий (бездействия).

В России в основном административная юстиция осуществлялась и осуществляется сейчас по нормам гражданско-процессуального права. В судах общей юрисдикции эта деятельность регламентируется подразделом 3 “Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений” раздела 2 ГПК РФ (статьи 245 – 261). В этих случаях административная юстиция осуществляется в гражданско-процессуальной форме, является гражданским судопроизводством. А административное судопроизводство осуществляется в порядке, регламентируемом нормами административного права.

В ряде стран административная юстиция осуществляется в порядке гражданского, а в иных – в порядке административного судопроизводства. И основное отличие между административной юстицией и административным судопроизводством состоит в том, что первая может быть и гражданским (арбитражным), и административным судопроизводством.

Ю.Н. Старилов прав, когда утверждает, что Россия переходит к административному судопроизводству, в частности, рассмотрение жалоб на постановления о привлечении к административной ответственности с 1 июля 2002 г. производится в судах общей юрисдикции по нормам КоАП РФ, а не по нормам ГПК РФ, как это было раньше. Конечно, хотелось бы, чтобы такой переход происходил быстрее. Но можно прогнозировать, что еще многие годы в нашей стране административные дела будут рассматриваться судами и в порядке гражданского судопроизводства.

Второе отличие административной юстиции от административного судопроизводства состоит в том, что последнее включает и споры между субъектами публичной власти, например между прокуратурой и областной думой, правительством области и главой муниципального образования, двумя органами исполнительной власти. Такие споры не могут быть отнесены к административной юстиции.

Третье отличие: в рамках административного судопроизводства мировые судьи, судьи районных судов рассматривают в порядке, установленном КоАП РФ, дела об административных правонарушениях. В Федеральном законе от 17.12.1998 N 188-ФЗ “О мировых судьях в Российской Федерации” (в ред. от 05.04.2005) четко сказано, что судьи осуществляют правосудие и по делам об административных правонарушениях. Конституционный Суд РФ в ряде своих постановлений отметил, что рассмотрение судами дел об административных правонарушениях является (должно быть) частью административного судопроизводства независимо от того, осуществляется оно судом общей юрисдикции или арбитражным судом. Очевидно, что, привлекая граждан, юридических лиц к административной ответственности, суды не занимаются административной юстицией.

Четвертое отличие: рассмотрение конституционными и уставными судами жалоб граждан на незаконность ограничивающих их права нормативных актов – тоже разновидность административной юстиции. Но это конституционное, а не административное судопроизводство.

Можно привести и иные аргументы, позволяющие утверждать, что научное понятие “административная юстиция” и легальное понятие “административное судопроизводство” не равны по объему, а соответствующие термины не идентичны. Но представляется, что и названные выше отличия весьма убедительно подтверждают это.

К последнему десятилетию истории российского законодательства Ю.Н. Старилов относит становление теории административной юстиции. Но материалы хрестоматии научных трудов по административной юстиции конца XIX – начала XX вв. (подготовленной под его редакцией) приводят к другому выводу: основные теоретические положения по этому вопросу были разработаны в европейских странах еще в XIX веке, а российские ученые обосновали ее необходимость еще до революции 1917 года .

См.: Административная юстиция. Конец XIX – начало XX вв.: Хрестоматия. В 2 т. Воронеж, 2004.

Конечно, теория административной юстиции развивалась в работах П.Ф. Елисейкина, А.Т. Боннера, Д.М. Чечота, Н.Г. Салищевой, И.А. Жеруолиса и многих других советских юристов, но и эти, и работы российских ученых после 1991 года лишь развивают теорию административной юстиции, становление которой следует отнести ко второй половине XIX – началу XX вв.

Представляется полезным рассмотреть также соотношение понятий судебного контроля за функционированием субъектов административной власти (за органами исполнительной власти, публичной администрацией) и административной юстицией. Последняя – часть первой. Судебный контроль – это более широкое понятие. Административная юстиция – это прямой судебный контроль за действиями (бездействием) субъектов публичной власти (правотворчеством и правоприменением). Осуществляя его, суд не только констатирует в мотивировочной части решения незаконность действий (бездействия), решений, но и постановляет в резолютивной части решения, что такие акты признаются незаконными (не соответствующими закону, иному юридическому акту большей юридической силы, специальному, позднее принятому) и признает не действующими (не влекущими юридических последствий) полностью или частично. При прямом контроле в судебном разбирательстве, в решении суда главное – выявить законность административного акта.

Такой вывод был сделан много лет тому назад. “Административной юстицией, – писал М.Д. Загряцков еще в 1920-х годах, – мы называем особый порядок рассмотрения жалобы на незаконные административные акты, осуществляемый с участием жалобщика как стороны и имеющий своим последствием отмену или исправление актов” .

Читайте также:
Избирательная квота: что это такое, описание и особенности

Загряцков М.Д. Административная юстиция и право жалобы в теории и законодательстве // Административная юстиция. Конец XIX – начало XX вв.: Хрестоматия. Т. 1. С. 240.

Рассмотрение жалоб граждан и юридических лиц на действия публичной власти – основная, но не единственная разновидность прямого судебного контроля. Этот контроль осуществляется также по протестам прокуроров, по заявлениям одних субъектов публичной власти о признании неправомерными действий, решений других субъектов публичной власти. Например, в соответствии со ст. 36 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации” (в ред. от 05.04.2005) основанием рассмотрения в нем дела может быть противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочий в спорах о компетенции.

В п. 2 ст. 251 ГПК РФ сказано, что с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части, в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и другие субъекты публичной власти. Сходную норму закрепляет и п. 2 ст. 192 АПК РФ.

Широко осуществляется и косвенный судебный контроль. Во-первых, это оценка законности административных деяний при рассмотрении дел о юридической ответственности за неисполнение норм права, властных предписаний, за злоупотребление властью, халатность и т.д. Рассматривая такие уголовные и административные дела, суд может решить вопрос о наличии в действиях гражданина, должностного лица состава правонарушения только после того, как он признает правомерным нормативный, правоприменительный акт.

Во-вторых, рассматривая гражданские дела о восстановлении на работе, отказе в выплате военнослужащему определенных сумм, об имущественной ответственности за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу субъектами публичной власти, суд прежде всего должен определить, были ли законными действия (бездействие) администрации. И на основе такого вывода решить вопрос о восстановлении на работе, взыскании соответствующих сумм и т.д.

В-третьих, при рассмотрении дел о привлечении виновных к административной или уголовной ответственности суд проверяет, правильно ли в ходе досудебного расследования квалифицированы действия виновного, соблюдены ли соответствующие процессуальные нормы.

Выводы, к которым суд приходит при осуществлении косвенного надзора, используются:

  1. при принятии решения (приговора) по делам о восстановлении на работе, привлечении к ответственности, оправдании и др. Так, суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь п. 2 ст. 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств;
  2. для внесения в соответствующие организации частных определений (ст. 226 ГПК РФ), представлений (ст. 29.13 КоАП РФ).

При косвенном контроле незаконность акта констатируется в мотивировочной части судебного приговора, решения, а в резолютивной части об этом ничего не говорится. Косвенно своим решением о взыскании, восстановлении на работе, об оправдании и т.д. суд признает акт публичной власти не действующим, не подлежащим применению.

Административная юстиция

Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности административной юстиции

Административное судопроизводство (административная юстиция) — это судебный контроль за управленческими действиями органов исполнительной власти и их служащих.

Административная юрисдикция — это совокупность правомочий судов, государственных органов и органов местного управления, установленная законом, по рассмотрению административно-правовых дел и исполнению принятых при рассмотрении дел решений.

Характерные черты административной юстиции:

  1. Наличие правового спора (управленческого, административно-правового), возникшего в сфере управленческой деятельности. Рассмотрение спора проводится при применении норм частного и публичного права. Административный спор является разновидностью юридического конфликта, имеет публично-правовой природы. Юридическая коллизия возникает между субъектами права (с одной стороны) и государственными органами, органами местного управления, должностными лицами (с другой стороны) вследствие осуществления противозаконного административного нормотворчества, нарушения публичных субъективных прав юридических и физических лиц. Административные правовые споры разрешают суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Судебный контроль выступает процессуально-правовой формой разрешения правового спора.
  2. Разрешение спора в рамках реализации правосудия.
  3. Основная цель административной юстиции — это правовая защита публичных прав личности.
  4. Органы административной юстиции (квазисудебные органы) относительно независимы от других органов управления (ветвей власти), судов общей юрисдикции. Органы административной юстиции осуществляют внешний контроль за работой органов управления.
  5. К специальным субъектам «административно-юстиционного» правоотношения относятся органы публичного управления, должностные лица, граждане, субъекты исполнительной власти. Судьи обладают специальной квалификацией и знаниями в сфере деятельности органов исполнительной власти.
  6. Административные споры подведомственны общим судам и специальным административным судам.

Адинистративно-правовые споры рассматриваются по строго установленным процессуальным законодательством правилам, предоставляющим субъектам правового спора процессуальное равенство. При рассмотрении дела должны соблюдаться принципы административного процесса (законность, гласность, состязательность, непосредственность и т. д.).

Юридический результат процесса — признание судом незаконности (законности) или недействительности (действительности) принятых административных актов, совершенных действий (бездействия) органами управления и их должностными лицами.

Административная юстиция в системе судебной деятельности

Административная юстиция является одним из основных средств обеспечения и защиты публичных интересов (ч. 2 ст. 118 Конституции).

Читайте также:
Агент финансовый: что это такое, описание и особенности

Гражданский процесс подразумевает осуществление судами правосудия, включая дела, вытекающие из административно-правовых отношений. ГПК не содержит понятия «административное судопроизводство». Нормы, относящиеся к предмету оспаривания административных актов, называются административным судопроизводством. Законодатель не использует понятия «дела, возникающие из административных правоотношений». Они по умолчанию содержатся в ГПК (подраздел III «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений»).

Готовые работы на аналогичную тему

КоАП РФ устанавливает понятие «производство по делам об административных правонарушениях», при этом отсутствует понятие «административное судопроизводство». Задачи и производства по делам об административных правонарушениях сводятся, главным образом, к полному, всестороннему, своевременному и объективному выяснению обстоятельств дела об административном правонарушении, его разрешению в соответствии с законом, выявлению условий и причин, способствующих возникновению административных правонарушений, обеспечению исполнения постановления.

Дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи, судьи районных, арбитражных судов, гарнизонных военных судов (ст. 23.1 КоАП).

Развитие института административной юстиции тесно связано с проведением судебной реформы. В Конституции (ст. 118) присутствует идея формирования административного судопроизводства как формы осуществления судебной власти. Согласно Конституции, административное производство — это рассмотрение дел, возникающих из административно-правовых и других публично-правовых отношений.

Подведомственность дел арбитражным судам

При распределении подведомственности дел арбитражным судам выделяют положения, относящиеся к административному судопроизводству:

  • подведомственность экономических споров и возникающих из административных и публичных правоотношений;
  • административное судопроизводство — форма разрешения дел, связанных с осуществлением гражданами и организациями предпринимательской и другой экономической деятельности;
  • рассмотрение арбитражными судами споров об оспаривании нормативных актов, затрагивающих права заявителя в сфере предпринимательской (другой экономической) деятельности, если федеральное законодательство относит его к компетенции арбитражного суда.

К рассмотрению арбитражными судами относятся дела об оспаривании ненормативных правовых актов, принятых органами государственной власти РФ и субъектов Федерации, органов местного самоуправления, их действий (бездействия) и решений; о взыскании с граждан и организаций, осуществляющих предпринимательскую (иную эконмическую) деятельность, штрафов и обязательных платежей.

Арбитражный суд при рассмотрении споров об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия), решений государственных органов в процессе судебного заседания:

  • проверяет оспариваемый акт, его отдельные положения;
  • устанавливает наличие соответствующих полномочий у органа или должностного лица, принявших решение, оспариваемый акт или совершивших противоправные действия;
  • определяет соответствие акта и его положений закону, другому нормативно- правовому акту;
  • выявляет, нарушают оспариваемый акт, действия или решения права заявителя в сфере экономической (предпринимательской) деятельности.

Если арбитражный суд установит, что права заявителя были нарушены, то он принимает решение признать ненормативный правовой акт недействительным, а решения и действия (бездействия) — незаконными.

Административная юстиция Понятие административной юстиции

Термин “административная юстиция” используется в двух основных значениях. В широком смысле под административной юстицией понимается деятельность как обычных судов, так и специальных административных судов и “квазисудебных” органов по разрешению административных споров, возникающих в связи с обжалованием частными лицами неправомерных действий и решений органов исполнительной власти, нарушающих их права, свободы и законные интересы. Административная юстиция в узком (собственном) смысле слова – это деятельность специальных административных судов по разрешению в особом процессуальном порядке споров, возникающих между частными лицами и публичной администрацией по поводу правомерности административных действий или решений.

Административная юстиция в собственном смысле слова как деятельность специальных административных судов в России находится в стадии становления. Государственной думой принят к обсуждению проект Закона “О федеральных административных судах в РФ”, внесенный Верховным судом РФ 1 .

Концепция этого закона исходит из принципа внутренней специализации судов общей юрисдикции и относит к федеральным административным судам:

-Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РФ;

-федеральные окружные административные суды;

– судебные коллегии по административным делам верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, которые образуют по мере необходимости;

– федеральные межрайонные административные суды.

К подведомственности административных судов относятся административные дела, связанные исключительно с рассмотрением административных споров.

Кроме того, в настоящее время научной общественностью обсуждается проект Кодекса административного судопроизводства, подготовленный рабочей группой во главе с Первым заместителем Председателя Верховного суда РФ В.И. Радченко.

Административная юстиция в том виде, в каком она сложилась к настоящему времени в России, являет собой определенный механизм разрешения административных споров посредством общих и арбитражных судов, а также коллегиальных квазисудебных органов. Под квазисудебными органами в административном праве принято понимать юрисдикционные учреждения, которые действуют в рамках исполнительной власти и разрешают административные споры в как бы судебном порядке. Они не могут называться судом, поскольку являются неотъемлемой частью исполнительной власти и лишь в силу закона или иного нормативно-правового акта наделены правом осуществлять административную юрисдикцию. Юрисдикционные полномочия этих органов не относятся к судебной власти и называются как бы судебными, квазисудебными. Решения квазисудебных органов имеют некоторые признаки судебных решений, но не все. Разрешая административные споры, они не осуществляют правосудия, поскольку правосудие – это функция суда. Юрисдикция квазисудебных коллегиальных органов ограничена разрешением административных споров определенного вида.

Читайте также:
Административный процесс: что это такое, описание и особенности

В России к такого рода органам относятся:

– Межведомственная комиссия по рассмотрению обращений граждан РФ в связи с ограничением их права на выезд из РФ;

– Высшая патентная палата Российского агентства по патентам и товарным знакам;

– Комиссия для разрешения разногласий Федеральной энергетической комиссии;

– Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Министерства по антимонопольной политике;

– Городская жилищно-конфликтная комиссия при Правительстве Москвы и т.д.

Административная юстиция в современной России выступает как административно-правовой институт, который:

– включает определенную совокупность правовых норм, принципов и средств, позволяющих частным лицам оспорить неправомерные акты органов исполнительной власти и защитить субъективные права и законные интересы;

– предназначен для разрешения споров, возникающих из отношений “власть-подчинение”;

– функционирует на базе общих и арбитражных судов, осуществляющих административное судопроизводство, и квазисудебных учреждений. В компетенцию общих и арбитражных судов входят вопросы и частного, и публичного права. Им подсудны споры как между частными лицами, так и частных лиц с государственной администрацией;

– предполагает разбирательство административных споров по процессуальным правилам, установленным Законом “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” 1993 г., КоАП РФ, ГПК РСФСР, АПК РФ, а в квазисудебных органах – в соответствии с Положением об их учреждении;

– служит средством судебного и квазисудебного контроля за законностью деятельности государственной администрации;

– разрешает административные споры путем признания незаконности, недействительности (действительности) или отмены оспариваемого административного акта.

Правовые нормы института административной юстиции делятся на материальные и процессуальные.

– Материальные нормы устанавливают полномочия судебных и квазисудебных органов по разрешению административных споров, состав суда, формируемый для их рассмотрения, правовой статус и организацию квазисудебных учреждений и т.д.

– Процессуальные нормы регулируют производство по рассмотрению административных споров в судебных и квазисудебных органах, особенности разбирательства отдельных категорий дел и т.д.

В систему источников права, регулирующих институт административной юстиции, входят: Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные акты, законы и подзаконные акты субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 46) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Действия и решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Статья 118 Конституции устанавливает, что судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В своем Постановлении от 12 мая 1998 г. № 14-П Конституционный суд РФ отнес к предмету административного судопроизводства все дела, возникающие из административно-правовых отношений и установил, что судопроизводство по этим делам “должно быть административным судопроизводством, независимо от того, осуществляется ли оно судом общей юрисдикции или арбитражным судом” 7 , а к процессуальному законодательству в этой сфере относит КоАП РФ, ГПК РФ и АПК РФ.

Таким образом, можно говорить о существовании в современной России административной юстиции в широком смысле слова, осуществляемой в порядке административного судопроизводства общими и арбитражными судами, а также в порядке квазисудебного юрисдикционного производства – различными коллегиальными квазисудебными учреждениями. Одновременно идет процесс становления административной юстиции в собственном смысле слова, который получит свое завершение с созданием административных судов и принятием закона, регулирующего осуществление административного судопроизводства. Предметом административной юстиции как в узком, так и в широком смысле, являются споры, возникающие из административно-правовых отношений.

Административная юстиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 12:45, реферат

Краткое описание

Административная юстиция – самостоятельная система специальных органов судебной власти, осуществляющих контроль в сфере государственного управления, а также защиту субъективных прав граждан в случае их нарушения незаконными действиями (бездействиями) или решениями администрации.
Следовательно, основной целью административной юстиции является урегулирование конфликтов между гражданами и органами государственного управления.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Административная юстиция.doc

Административная юстиция – самостоятельная система специальных органов судебной власти, осуществляющих контроль в сфере государственного управления, а также защиту субъективных прав граждан в случае их нарушения незаконными действиями (бездействиями) или решениями администрации.

Следовательно, основной целью административной юстиции является урегулирование конфликтов между гражданами и органами государственного управления. Иными словами, большая угроза правам отдельного гражданина исходит от органов государственного управления, возможные злоупотребления которых подлежат контролю со стороны административного судьи.

Исходя из общих задач административной юстиции (разрешение споров, возникающих между гражданином и исполнительной властью), некоторые ученые считают важнейшей предпосылкой эффективного государственного управления справедливый баланс интересов между государством, с одной стороны, и гражданами – с другой.

Исторически в западных странах сложились две основные системы административной юстиции: континентальная и англо-американская.

Читайте также:
Авиационные работы: что это такое, описание и особенности

Например, в Италии административная юстиция образует самостоятельную систему во главе с Государственным советом, который является одновременно и консультативным, и судебным органов. Совет контролирует законность актов правительства и министерств и рассматривает апелляционные жалобы на решения нижестоящих областных административных трибуналов. Административный судья, при этом, обладает способностью не только аннулировать любой акт административного органа, но и потребовать от администрации принятия нового акта.

Современное состояние административной юстиции в таких странах как США и Великобритания, характеризуется определенной спецификой (созданы специальные законы, где все виды административной деятельности и стадии административного процесса подробно регламентированы).

Выделение в предмете административного права административно- юстиционных отношений обусловлено стремительным развитием в настоящее время таких крупных и важных институтов общего административного права, какуправленческий процесс (принятие административных актов) и административная юстиция – контроль за правовым качеством административных актов (нормоконтроль), а также за деятельностью государственных и муниципальных органов, их должностных лиц.

Правовые системы зарубежных стран включают в себя несколько типов (или моделей) административной юстиции. Однако наиболее предпочтительной моделью организации административной юстиции является административное правосудие, осуществляемое специальными судами. Оно характеризуется формированием системы органов судебной власти (например, административных судов), которые рассматривают в порядке административного судопроизводства (административного правосудия) публично-правовые споры или административные дела. Наличие в системе административного права института административного правосудия позволяет констатировать, что данная отрасль права в полной мере соответствует общепризнанным стандартам современного правового государства. Именно в такой системе административное право приобретает демократическую форму установления и обеспечения управленческих отношений, так как речь идет об определенной законом системе органов исполнительной власти (публичного управления), совершении управленческих действий, административных процедурах, административных договорах (т. е. управленческом процессе) и порядке рассмотрения судом административных споров граждан и органов публичной власти, органов государственного управления и их должностных лиц (административный процесс в узком смысле слова). Если административное право включает административно -деликтное право, то оно не может не включать и административный процесс, призванный обеспечить гражданам правовую защиту от неправомерных (или нарушающих права и свободы граждан) действий субъектов, реализующих принудительные («полицейские») функции. Современная правовая государственность предъявляет к структуре административного права новые требования — оно должно содержать нормы, которые обеспечивали бы законность государственного управления.

Административная юстиция имеет вековую историю становления и развития. Еще в середине XIX в. она создавалась для борьбы с «всевластием» и «неограниченными» функциями и полномочиями полиции, полицейских учреждений и их должностных лиц. Административные учреждения, полицейские органы и другие субъекты публичной власти могут применять в отношении частных лиц меры административного принуждения, которые порой существенно ограничивают права и свободы граждан. Поэтому в случае нарушения его прав и свобод гражданин должен иметь возможность использования их эффективной правовой защиты. Важнейшим правовым институтом, позволяющим восстановить нарушенное субъективное право, является административная юстиция, историческое развитие которой происходило параллельно изменениям представлений о государстве, его функциях и роли в обществе.

Административно-юстиционные отношения – это отношения, складывающиеся в процессе функционирования органов административной юстиции по защите субъективных публичных прав гражданина, законных интересов физических и юридических лиц.

Этот вид административно-правовых отношений, в строго формальном смысле слова, включает в себя нормы различных отраслей права. Главным образом в сфере российской административной юстиции действуют в настоящее время нормативные положения, установленные административным законодательством, а также нормы гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права.

Административная юстиция выполняет в системе административно-правового регулирования правозащитную, обеспечительную и нормоконтрол ьную функции. Административно-юстиционные отношения характеризуются следующими основными чертами:

они формируются в связи с появлением нарушений законности, прав и свобод граждан, возникновением административно-правового спора (нарушение избирательных прав граждан; применение должностными лицами налогового органа мер налоговой ответственности);

создаются специальные органы административной юстиции, правомочные рассматривать административно-правовые споры (например, административные суды (в России функции административной юстиции осуществляют суды общей юрисдикции и арбитражные суды));

создается процессуальная форма разрешения возникающих в административной практике противоречий и устранения нарушений (процессуальный порядок рассмотрения соответствующих административных правовых дел и споров). Например, в Украине с 1 сентября 2005 г. действует Кодекс административного судопроизводства Украины.

Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» устанавливает право граждан в судебном порядке выявлять степень соответствия законам осуществляемых должностными лицами, государственными или муниципальными служащими действий (бездействия), а также принимаемых ими решений.

Осуществляемый судами нормоконтроль является внешним контролем по отношению к правовым актам государственной администрации. Посредством использования нормоконтролирующей деятельности обеспечивается законность (правомерность) административных правовых актов. Формой нормоконтроля выступает судебное оспаривание правовых актов управления, в результате которого в необходимых случаях акты управления могут признаваться недействующими в соответствии с правилами, установленными в АПК РФ и ГПК РФ

Порядок обжалования нормативных правовых актов
и иных решений, принятых государственным органом

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд.

Читайте также:
Изобретательское право: что это такое, описание и особенности

В статье 1 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» определено, что каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов нарушены его права и свободы.

I. Порядок оспаривания нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
(далее – ГПК РФ)

Согласно пункту 2 части 1 статьи 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ)верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

Заявления об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части рассматриваются по правилам, установленным главой 24 ГПК РФ «Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части». Отдельные аспекты рассмотрения дел данной категории указаны в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

«Статья 251. Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов

1. Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

2. С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

3. Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном настоящей главой, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

4. Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 настоящего Кодекса. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.

5. Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 настоящего Кодекса, и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

6. К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

7. Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

8. Судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, по основаниям, указанным в заявлении».

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
(далее – АПК РФ)

В соответствии со статьей 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 23 АПК РФ «Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов».

Статья 191. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов

1. Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

2. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.

3. Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

Читайте также:
Инкассирование чека: что это такое, описание и особенности

Статья 192. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим

1. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

2. Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления , иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

3. Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.

Статья 193. Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим

Органы юстиции: задачи, основные направления деятельности

Министерством юстиции называются ведомства, отвечающие за разработку и осуществление законного регулирования, касаемо исполнения уголовных наказаний, оформления документов различных структур, обеспечивающие соблюдение порядка работы судов и реализации судебных решений, проверку прохождения регистрационных этапов для организаций.

Что такое органы юстиции Российской Федерации?

Это одна из важнейших структур, принимающих участие в организации нормативно-правового регулирования в стране. Функции данного подразделения власти достаточно широки. Органы юстиции являются правоохранительной системой, обеспечивающей исполнение судебных решений и имеющей большое значение в создании надлежащих предпосылок для функционирования множества государственных структур. Они тождественны судебным органам и применяют предписанные законом санкции относительно противоправных действий юридических или физических лиц.

История возникновения органов юстиции

Министерство юстиции образовано 8.09.1802 г. на базе верховного апелляционного суда Российской империи (криминальные и общественные дела). В том же году впервые был введен пост министра юстиции, который давал право действовать на основании предписаний генерал-прокурора. Окончательно органы юстиции завершили процесс формирования в 1811 г.

Образование департамента данного ведомства произошло в 1803 году. В это же время подразделение получило право на составление законопроектов и делало это вплоть до создания Госсовета. Далее органы юстиции вели проверку деятельности всех судов в Российской Империи, кроме военно-морских и церковных.

Министр юстиции выполнял полномочия генерал-прокурора Главного сената. В процессе Верховного суда он выступал в роли прокурора, а с 1864 г. функции министра пополнились обязанностями Главы прокуратуры. Помимо этого, чиновник занимался смещением, установлением и изменением должностей в органах суда.

К 1870 году Правительством Российской империи было принято решение передать юстиции соблюдение земельного порядка и надзора.

Функционирование Минюста

Функции органов юстиции России включают в себя:

  • проверку современных законопроектов на отсутствие противоречий Конституции и уже имеющихся ранее принятых законов;
  • трактовку нормативно-правовой документации, с юридической точки зрения;
  • учет и узаконивание общественных ведомств и формирований;
  • произведение контроля за нотариатом;
  • контролирование судов, прокуратуры;
  • улучшение правовых знаний граждан страны.

Состав Минюста

Система органов юстиции – это структурированный строй правительственных учреждений власти России, которые проводят регулирование работы исполнительного порядка и выполняют контроль во всех направлениях, подчиненных юстиции.

В данную структуру входят:

  • Министерство юстиции РФ;
  • Федеральная регистрационная служба.
  • ФСИН;
  • УФССП;
  • территориальные органы юстиции.

Все эти ведомства выполняют предписанные им поручения и распоряжения со стороны правительства во взаимодействии друг с другом.

Главные задачи Минюста

Задачи органов юстиции:

  • осуществление политики страны в пределах деятельности юстиции;
  • проверка соблюдения прав человека и державы в целом;
  • осуществление защиты прав интеллектуальной собственности;
  • надзор за функционированием судебных ведомств;
  • проверка исполнения установленных судом решений и актов;
  • наблюдение за выполнением уголовных наказаний.

Контроль за работой Минюста производит президент России.

Какие права входят в сферу деятельности Министерства юстиции?

Полномочия органов юстиции:

  • осведомление президента и правительства России о созданных законопроектах;
  • разработка графика функционирования органов юстиции и прогнозирование ее результатов, включая деятельность подструктур и государственных структур, имеющихся в подчинении;
  • соблюдение и исполнение Конституции, законов, международных соглашений России в областях, контролируемых органами юстиции;
  • введение правовых актов относительно работы всех органов власти, находящихся в подчинении;
  • разработка мероприятий по улучшению показателей работы Минюста;
  • выполнение юридической экспертизы законов;
  • учет государственных документов, разъясняющих права, свободы и обязанности граждан РФ;
  • выполнение юридического аудита правовых актов всех регионов РФ на согласованность с ФЗ и Конституцией;
  • ведение учета всей правовой документации регионов России;
  • утверждение форм регистрационных реестров функционирования нотариального аппарата;
  • определение порядка создания и управления реестрами, регулирует ведение данных документов региональными юристами;
  • контролирование работы судебно-экспертных учреждений Минюста;
  • подведение итогов деятельности и результатов функционирования, создание способов по их усовершенствованию;
  • контролирование соответствия заключений ведомств, подчиненных органам юстиции, законам Российского государства;
  • организация и проведение проверок территориальными органами юстиции;
  • выполнение прочих предписаний в установленной форме.
Читайте также:
Двухпалатный парламент: что это такое, описание и особенности

Полномочия Министра юстиции

Главой органов Минюста является министр юстиции Российской Федерации, которого назначает президент РФ (он же назначает заместителей). Глава юстиции непосредственно несет ответственность за выполнение всех полученных поручений, а также реализацию политики государства.

К его полномочиям относятся:

  • распределение обязанностей между заместителями министров, разделение полномочий среди чиновников;
  • утверждение положений о функциональных филиалах Министерства;
  • утверждение ежегодного графика работы и прогнозируемых показателей функционирования государственных структур, составление отчетов об их работе;
  • внесение на рассмотрение администрации президента РФ и демонстрация непосредственно главе государства проектов положений о подчиненных структурах, об их регламенте, возможной численности и об оплате труда рабочих этой сферы;
  • утверждение списка филиалов главного управления Министерства Российской Федерации, его региональных ведомств и учреждений;
  • утверждение на должность и освобождение от нее должностных лиц главного управления, если это не противоречит ФЗ;
  • внесение в Госдуму проектов концепции о подчиненных ведомству государственных органах;
  • отмена противоречащих Конституции РФ и законодательству нормативов правовой документации;
  • осуществление планирования функционирования юстиции;
  • издательство новых правовых актов, включая документы, разработанные коллегиально с руководством иных федеральных структур;
  • присвоение работникам ФСИН первых специальных званий за службу;
  • образование научных, экспертных и консультационных ведомств;
  • прочие полномочия, установленные для министра вышестоящим начальством.

Федеральная служба исполнения наказаний

На основании Указа Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314, ФСИН представляет собой национальную госструктуру исполнительных органов власти, выполняющих правоохранительные действия, контроль за следованием предусмотренного порядка при выполнении уголовного взыскания. Что касается осужденных, данная служба производит ряд мер по содержанию задержанных, которые находятся под охраной, и проверяет деятельность обвиняемых.

Задачи Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской федерации:

  • выполнение согласно законодательству РФ уголовного взыскания и арест людей, которых подозревают или обвиняют в участии противозаконных действий;
  • мониторинг действий осужденных, получивших условное наказание;
  • защита прав и свобод находящихся под арестом обвиняемых;
  • соблюдение порядка в организациях, где происходит заключение осужденных, в СИЗО; контроль за безопасностью как самих заключенных под стражу, так и работников этой сферы деятельности;
  • транспортировка обвиняемых до необходимого места пребывания;
  • выполнение всех необходимых условий для содержания заключенных, согласно правилам международных прав и ФЗ России;
  • помощь осужденным для социальной адаптации;
  • регулирование деятельности территориальных центров ФСИН Российской Федерации и подведомственных учреждений.

Основные полномочия ФСИН Российской Федерации:

  • обеспечение порядка и соблюдения законодательства РФ в СИЗО и местах лишения свободы;
  • транспортировка осужденных к местам, где они будут пребывать все время, назначенное для них судом;
  • подготовка документов, которые нужны для того, чтобы подать прошение о пересмотре дела, и выполнение юридической экспертизы;
  • взаимодействие со всеми территориальными учреждениями ФСИН в стране, контролирование их работы;
  • создание, ликвидация и дифференциация структур, исполняющих предписанные уголовные наказания.

Нотариат как структура

Минюст Российской Федерации занимается структурированием, контролем и регулированием многих сфер народной деятельности, включая и нотариальную.

Нотариат – госструктура, выполняющая функции сохранности прав и потребностей граждан и юридических организаций РФ.

Нотариальные органы юстиции удостоверяют сделки, которые, согласно установленному законодательству, обязательно должны иметь нотариальную форму (завещание, доверенность). А также выдают свидетельство о праве государственной регистрации собственности, заверяют копии документов, подписей и переводов.

Кто такие нотариусы?

Вышеуказанной деятельностью в нашей стране занимаются нотариусы. Местом их работы являются нотариальные органы юстиции.

В процессе своей деятельности нотариус должен быть неподкупным и справедливым, руководствоваться исключительно законами Российской Федерации, Конституцией и иными правовыми актами.

Он должен уведомлять обратившихся клиентов о последующем исходе в процессе нотариальной работы. Нотариусу предписано сохранять втайне информацию, известную ему вследствие исполнения своих должностных обязанностей. Он вынужден отказывать в сотрудничестве лицам, если таковое противоречит законодательству. Индивидуально практикующий нотариус возлагает на себя личную ответственность, если его действия привели к причинению ущерба.

Нотариальная палата – что это?

Общественная организация, которая включает в себя специалистов, имеющих членство в коллегии нотариусов и практикующих индивидуально, называется нотариальная палата.

Нотариальная палата считается юридической структурой, которая основывается на самоуправлении. Она представляет и защищает интересы членов своей организации, оказывая им помощь в успешном продвижении частных дел, стажирует людей, желающих стать нотариусами, проводит повышение квалификации и многое другое. Члены палаты платят взнос для её финансовой поддержки и функционирования и передают сведения о своих нотариальных процессах.

Читайте также:
Биржевой аукцион: что это такое, описание и особенности

Судебная экспертиза

Судебная экспертиза — это процедура, основанная на законодательстве Российской Федерации и включающая в себя ряд исследований и составление заключений экспертом по тем задачам, которые были поставлены перед назначением экспертизы.

В неразрешимых ситуациях, когда нужна помощь профессионала и присутствуют сомнения относительно тех или иных судебных дел, человек обращается в центр судебной экспертизы. Подобных организаций очень много в России.

Центр судебной экспертизы выполняет свою службу согласно законодательству Российской Федерации. Кроме того, ведомство руководствуется Федеральным Законом № 73 и Инструкцией по организации работы судебных экспертиз в государственных экспертных ведомствах системы Минюста.

Таким образом, органы юстиции РФ исполняют колоссальный перечень поручений, которые они должны реализовать в различных областях деятельности соответственно законодательству и Конституции РФ при помощи территориальных филиалов.

Административная юрисдикция: понятие, основные черты, виды

Под административной юрисдикцией понимается установленная административным законодательством деятельность судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также правовое рассмотрение и разрешение управленческих споров уполномоченными органами, должностными лицами, а в необходимых случаях восстановление нарушенных прав и применение в административно-процессуальном порядке юридических санкций к виновным.

Административная юрисдикция — это, по существу, подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях закрепленная в 3-м разделе КоАП РФ, а также рассмотрение и разрешение управленческих споров, в необходимых случаях восстановление нарушенного права и применение к виновным юридических санкций уполномоченными на то органами, должностными лицами, на основании и в порядке, определенном федеральными нормативно-правовыми актами и законами субъектов РФ.

Основные черты (признаки) административно-юрисдикционной деятельности:

1. Юрисдикционная деятельность в своей основе содержит рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях и индивидуальных дел об административно-правовых спорах в объеме и порядке, определенном административно-процессуальными нормами и административными процедурами.

2. Сторонами административно-правового спора могут быть и органы исполнительной власти, например, споры различных субъектов Российской Федерации или спор субъекта РФ с Федеральным органом исполнительной власти. При решении таких споров Президент РФ может использовать согласительные процедуры

3. В основе административно-правовых споров как правило, лежит правовое разрешение уполномоченным органом, должностным лицом индивидуально-конкретных споров, которые по своей природе имеют субъективный характер, то есть одна из сторон пытается восстановить или защитить свое субъективное или так называемое мнимое право или возможно ущемленный интерес.

4. Правила и порядок рассмотрения и разрешения административно-правовых, процедурных (в целом управленческих) споров и дел об административных правонарушениях регламентированы административно-процессуальными нормами. Процессуальные нормы устанавливают определенную процедуру рассмотрения и разрешения этой категории дел, порядок принятия по ним решений, предусматривают осуществление права на обжалование и обеспечивают исполнение принятых решений, осуществляют одновременно правоохранительные функции.

5. Нормы административного права не только регулируют управленческие отношения (точнее воздействуют на поведение субъектов их реализующих эти отношения), в процессе юрис-дикционной (государственно-властной) деятельности они создают также основу для особых административно-правовых отношений

6. В определенной мере административная юрисдикция как система представляет собой взаимосвязанную и взаимозависимую совокупность видов административных производств, обладающих некоторой целостностью порядка и последовательности осуществления стадий производства.

7. Административная юрисдикция (подведомственность) имеет свои специфические особенности по уполномоченным субъектам, ее осуществляющим

8. Юрисдикционная деятельность, кроме этого, осуществляет широкий диапазон правоохранительных функций в различных отраслях права (финансовых, жилищных, земельных, водных, трудовых и др.).

Кодекс об административных правонарушениях определяет три основных вида органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела этой категории:

1) судьи (мировые судьи);

2) коллегиальные юрисдикционные органы при районных, городских, районных в городах исполнительных органах, к которым относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы в соответствии с их полномочиями, задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента или Правительства РФ.

Органы А юстиции – органы и доджн.лица, уполномоченные рассматривать дела об А правонарушениях (жалобы граждан)

Система орагнов А юстиции построена по территориально-отраслевому принципу.

В соотв.с КоАП дела об А правонаруш., предусмотр.КоАП рассматриваются

· Судьями (мировые 23.1)

· Комиссией по делам НСЛ и защите их прав

· Фед.органами ИВ + их структурными подразделениями (полиция)

· Органы и учреждения участково – исполнительной системы

· Органы, осущ.фед…. надзор и гос.надзор за оборотом драгоц.камней

· Органы ИВ субъектов РФ в случае передачи им соответств.полномочий

· Дела об А правонаруш., предусмотренных законодат-ом субъектов федерации рассматриваются:

· Комиссиями по делам НСЛ и защите их прав

· Уполномоч.органами и учреждениями органов ИВ субъектов федерации

· А комиссиями и иными коллегиальными органами, кот.создаются в соотв.с законодат-ом субъектов федерации

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: