Административно-территориальная единица: что это такое, описание и особенности

Административно-территориальное устройство субъектов РФ

Понятие об административно-территориальном устройстве, основные принципы

Одним из основных атрибутов государства является административно-территориальное устройство. Если унитарное государство подразделяется на административно-территориальные единицы, то государство федеративного устройства включает в себя субъекты, территория которых, в свою очередь, состоит из административно-территориальных единиц.

Правовая основа административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации – Конституция РФ, законодательные и иные нормативно-правовые акты федерального уровня, устав субъекта Федерации, закон об административно-территориальном устройстве субъекта Российской Федерации.

Административно-территориальное устройство субъектов РФ – это обоснованное разделение территории на административно-территориальные единицы, согласно которым выстраивается система государственных и муниципальных органов с учетом исторических и культурных традиций, а также хозяйственных связей и имеющейся инфраструктуры.

Граница территориально-административной единицы – линия, которой определены пределы территории административно-территориального образования, то есть пространственный предел функционирования соответствующих государственных и муниципальных органов, установленный в законодательном порядке.

Как правило, границы административно-территориальных единиц в субъектах Российской Федерации идентичны границам соответствующих муниципальных образований.

Классификация принципов разделения административно-территориальных единиц

Подразделение на административно-территориальные единицы основано на определенных принципах. Основным принципом административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации является экономический принцип. Согласно этому принципу, должен осуществляться следующие действия:

  • Осуществление учета естественных рубежей, экономической направленности территории;
  • Реализация контроля численности и плотности населения, принадлежностью населенных пунктов к определенным экономическим центрам;
  • Определение направлений и характера путей сообщения, развития средств связи;
  • Формирование экономических и организационных условий для эффективно действующих государственных и муниципальных органов.

Следующий принцип – сопоставление исторически сложившейся системы расселения и тенденций развития таковой системы.

Национальном принципом подразумевается проведение учета национального состава населения, его характерных особенностей, создание условий для компактного проживания в границах определенной административно-территориальной единицы. Целевое назначение национального принципа – развитие культур различных национальностей, культурно-бытовых традиций, а также различных видов деятельности национальных и этнических групп народов с малой численностью населения, которые проживают на территории субъекта Российской Федерации.

К принципам административно-территориального устройства субъекта РФ также следует отнести приближение к населению государственного и муниципального аппарата.

Важнейшим принципом является учет мнения местного населения при решении вопросов организации новых или уже существующих административно-территориальных единиц.

Характеристика различных административно-территориальных единиц

Административно-территориальная единица – это часть территории субъекта Российской Федерации в определенных границах, которая устанавливается с целью реализации функций государственного управления, которая была образована при административно-территориальном делении субъекта РФ, имеющая статус и наименование, установленные законодательными актами.

Основными административно-территориальными единицами являются сельские районы и города.

Сельский район представляет собой административно-территориальное образование, которое не входит в состав иных административно-территориальных образований, которое включает в себя несколько сельских советов, поселковых советов и городов районного значения и имеющее единый административный центр

Одним из видов сельского района является национальный район, на территории которого проживают граждане Российской Федерации, который относит себя к определенной этнической общности, которая находится в ситуации национального меньшинства на территории субъекта Российской Федерации.

На территории Алтайского края находится Славгородский немецкий национальный район.

Город областного (республиканского) значения – административно-территориальная единица, которая включает в себя город и административно подчиненный один или несколько населенных пунктов вместе с землями, которые прилегают к их территории и являются необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов.

В городе областного значения населения должно составлять не менее 50 тысяч человек. В свою очередь, крупные города подразделяются на внутригородские районы.

Внутригородским районом называется – административно-территориальная единица, которая входит в состав областного (республиканского) значения, и состоит из части его территории и административно подчиненного ему населенного пункта в совокупности с землями, прилегающими к ним, которые являются необходимыми для развития города и населенных пунктов.

Помимо городов областного значения, территория субъекта Российской Федерации включает в себя также город районного значения.

Городом районного значения называется административно-территориальная единица, которая входит в состав сельского района и состоит из города и земель, прилегающих к нему, которые необходимы для развития городской инфраструктуры. Численность населения города районного значения должна составлять не менее 11000-15000 человек. Численность регулируется законодательными актами об административно-территориальном устройстве каждого российского субъекта по различным критериям.

Отдельными случаями предусмотрено определение меньшего по численности населения города, но имеющего важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, к категории «город районного значения».

Сельский район включает в себя такие административно-территориальные единицы, как поселок и село.

Читайте также:
Избирательное право: что это такое, описание и особенности

Поселком городского типа называется единица, на территории которой размещены промышленные предприятия, строительные объекты, узлы железнодорожного сообщения и иные объекты промышленной инфраструктуры или основное назначение которой – это предоставление санитарных услуг или организация летнего отдыха для населения, численность которого более 3000 человек.

Отдельными случаями предусмотрено определение населенных пунктов с меньшим количеством населения, но имеющих перспективу развития экономики и демографического роста населения.

Сельским населенным пунктом называется село, деревня и иные населенные пункты сельского типа, основной деятельностью жителей которого является сельскохозяйственное производство.

Сельское поселение – территориальная единица, включающая в себя несколько сельских населенных пунктов, объединенных общей территорией, границы которой совпадают с границами муниципального образования, имеющего статус сельского поселения.

Предусмотрено наличие на территории Российской Федерации закрытого административно-территориального образования.

Закрытое административно-территориальное образование – образование, в границах которого располагаются промышленные предприятия военной отрасли – разработка, изготовление, ранение, утилизация оружия массового поражения; переработка радиоактивных материалов; военные и иные объекты, которые обладают особым режимом безопасного функционирования и ораны государственной тайны, в частности специальные условия проживания граждан на этой территории.

Московская область включает в себя три ЗАТО – г. Краснознаменск, поселок Восход и поселок Молодежный.

В качестве административного центра административно-территориального образования выступает городской или сельский населенный пункт, находящийся в пределах территории соответствующего образования, определяемый в качестве местонахождения органов государственной или муниципальной власти.

Новый тип административно-территориальных единиц

В последнее время начинают формироваться нетрадиционные административно-территориальные единицы.

Территории города Москвы подразделена на округа, а округа, в свою очередь, на городские районы.

При объединении некоторых субъектов, бывшие субъекты приобрели положение, называемое «административно-территориальная единица с особым статусом».

Федеральным законом, принятого 14 октября 2005 года №6 «Об образовании в составе Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского автономного округа и Эвенкийского автономного округа», а именно частью 1 статьи 5 регламентировано создание административно-территориальной единицы с особым статусом в границах Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов.

Данный особый статус установлен федеральным законодательством, Конституцией РФ и законодательными актами нового субъекта Российской Федерации.

Под особым статусом административно-территориальных единиц предполагается сохранение территории, которой им уже принадлежала на момент объединения с иными субъектами России. Уставами вновь образованных российских субъектов устанавливаются специальные правовые нормы об этнических меньшинствах, которые проживают на территории административно-территориальных единиц с особым статусом. В состав государственных органов исполнительной власти входит специальный орган по делам населения административно-территориальной единицы с особым статусом.

В Пермском крае создано Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа, руководителем которого является префект – представитель края на территории округа.

В Пермском крае Законодательное собрание включает в себя 60 депутатов, 2 из которых представляются квотой, закрепленной за Коми-Пермяцким округом. Такая же норма распространена и на Красноярский край. Иные административно-территориальные единицы не имеют подобного представительства.

Вопросы по административно-территориальному устройству относятся к компетенции законодательных и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. К вопросам в сфере административно-территориального устройства законодательных органов государственной власти субъекта России относятся следующие:

  • Формирование, объединение, преобразование, ликвидация административно-территориальных единиц;
  • Установление и изменение границ административно-территориальных единиц;
  • Определение и перенос административных районных центров;
  • Рассмотрение предложений о присвоении административно-территориальным единицам, их переименовании.

Ведение органа исполнительной власти субъекта (глава администрации, губернатор) включает в себя такие действия, как:

  • Формирование, объединение, преобразование, ликвидация городов районного значения, дачных или рабочих поселков, сельских населенных пунктов (села, деревни, хутора и иные виды населенных пунктов сельского характера);
  • Внесение проектов нормативно-правовых актов в орган законодательной власти по вопросам в сфере административно-территориального устройства;
  • Подготовка материалов с предложениями присвоения наименований и в переименовании административно-территориальных единиц;
  • Присвоение имен государственных или общественных деятелей, представителей культуры, науки, улицам и иным элементам населенных пунктов;
  • Регистрация, учет, и структурирование административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.

О понятии административно-территориальной единицы *

Коломеец Нелли Евгеньевна, аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

В статье рассматриваются теоретические аспекты определения понятия административно-территориальной единицы в контексте теории федерализма, территориального устройства государства. Дано его авторское определение.

Ключевые слова: административно-территориальное устройство, субъекты Российской Федерации, административно-территориальная единица, территориальная организация местного самоуправления.

The article covers theoretical problems to giving the definition of administrative-territorial unit in the context of the theory of federalism. The author’s definition of the administrative-territorial unit is presented.

Читайте также:
Аналитический учет: что это такое, описание и особенности

Key words: administrative-territorial entities, subject of Russian Federation, administrative-territorial unit, local self-government’s territorial organization.

Понятие административно-территориальной единицы (далее также – АТЕ) необходимо рассматривать через понимание термина “административно-территориальное устройство” (далее также – АТУ), которое, в свою очередь, рассматривается исследователями как в широкой (в рамках теории федерализма, когда его элементы отождествляются с политико-территориальными единицами), так и в узкой (в рамках административного права, понимая под АТУ пространственное деление в пределах субъектов Федерации) трактовках. Последней мы будем придерживаться далее.

См.: Замышляев Д.В. Национальный фактор в организации территорий государства // Международное публичное и частное право. 2004. N 3. С. 56; Шишков М.К. Территориальное устройство России: проблемы и перспективы. М.: Научный эксперт, 2008. 1080 с.
Андриченко Л.В. Проблемы правового регулирования территориальной организации местного самоуправления и административно-территориального устройства субъектов РФ // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. М.: ИЗиСП, 2008. Вып. 4. С. 41; Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2005. С. 253; Чертков А.Н. Территориальное устройство Российской Федерации. Правовые основы. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2009. С. 37 – 38.

Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) подразделяет объекты административно-территориального деления на три уровня классификации в соответствии с административной подчиненностью. В каждый уровень включаются объекты, непосредственно подчиненные объектам предыдущего уровня. Если первый уровень классификации включает субъекты Российской Федерации, то соответственно в их подчинении находятся объекты второго уровня классификации. К ним ОКАТО относит автономные округа, в составе края или области; районы республики, края, области, автономной области, автономного округа, входящего в состав Российской Федерации, внутригородские районы, округа города федерального значения, города республиканского, краевого, областного значения (подчинения), поселки городского типа краевого, областного подчинения. В подчинении названным объектам административно-территориального деления второго уровня находятся объекты третьего уровня классификации. Это внутригородские районы, округа города республиканского, краевого, областного значения (подчинения); города районного значения (подчинения); поселки городского типа районного подчинения; сельсоветы.

В документе указано, что обозначение “поселок городского типа” распространяется на рабочие, курортные, дачные поселки, а в ряде субъектов Российской Федерации взамен категории “сельсовет” введены такие понятия, как “сельский округ”, “волость”, “сельская администрация”, “сомон” и др., что к сельским населенным пунктам относятся поселки сельского типа, хутора, кишлаки, аулы и т.п., входящие в состав сельсоветов или подчиненные администрации области (города, района, округа) .

Изменение 50/2001 ОКАТО – Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95 (утв. Госстандартом РФ) // Государственные стандарты. 2002. N 3.

Отметим, что во введении оговаривается: ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие. Таким образом, ОКАТО не устанавливает административно-территориальные единицы, а исходит из того, что уже сложилось в АТУ субъектов. В 2006 г. во введение был добавлен абзац, согласно которому “обоснованием для формирования первого и второго разделов ОКАТО и вносимых в них изменений являются законодательные акты субъектов Российской Федерации об их административно-территориальном устройстве” .

Приказ Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 312-ст “О принятии и введении в действие Изменения 103/2006 ОКАТО к Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95” // ИУС “Национальные стандарты”. 2007. N 3 (изменение 103/2006 ОКАТО).

Содержание понятия “административно-территориальная единица” исследовалось рядом ученых , отражено в энциклопедических и юридических словарях , используется в законодательстве.

См.: Саломаткин А.С. Административно-территориальное устройство Российской Федерации (вопросы теории и практики). М.: Манускрипт, 1995. С. 261; Гейн Е.А., Матейкович М.С. Проблемы конституционно-правового регулирования административно-территориального устройства Российской Федерации и ее субъектов: Монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009. С. 47; Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. проф. В.А. Крепсов. М., 2002. С. 320.
Большая юридическая энциклопедия (БЮЭ): более 30 000 терминов и определений / Авт. и сост. А.Б. Барихин. М.: Книжный мир, 2010; Юридическая энциклопедия (ЮЭ) / [Л.В. Тихомирова, М.Ю. Тихомиров]. М.: Тихомиров, 2009.

В науке не сложилось единого комплексного перечня признаков административно-территориальной единицы. Наиболее распространенные определения АТЕ включают следующие характеристики: это структурная часть административно-территориального устройства, часть территории унитарного государства или часть территории субъекта Федерации, которая имеет границу, название, статус, установленные законом. Формирование и деятельность органов публичной власти в ее пределах регулируется актами законодательства публичной власти вышестоящего уровня.

Читайте также:
Залог имущества: что это такое, описание и особенности

Критически проанализировав предлагаемые рядом авторов отличительные признаки АТЕ, А.Н. Чертков предлагает, “не претендуя на исчерпывающий характер”, следующий перечень признаков:

“1. Территориальная единица унитарного государства или субъекта Федерации, сформированная для осуществления публичной власти органами не менее двух ее ветвей.

  1. Территория и правовой статус административно-территориальной единицы установлены нормативными правовыми актами вышестоящего уровня территориального устройства, определяющими сферу компетенции органов публичной власти разных ветвей, но одного уровня ее осуществления.
  2. Система органов власти, функционирующая на территории административно-территориальной единицы, выступает “агентами” центральных (в федеративных государствах региональных) органов власти по вопросам осуществления государственной власти, одновременно действуя в интересах территориального сообщества (сообществ), проживающего на данной территории. Даже если речь идет об органах местного самоуправления, отделенных от системы органов государственной власти, при осуществлении государственных полномочий они действуют как “агенты” вышестоящего уровня.
  3. Административно-территориальная единица даже при наличии минимума прав самоуправления является частью политико-территориального устройства государства (либо как территориальная основа регионального самоуправления территориального сообщества, либо как основа для территориальной организации местного самоуправления).

Таким образом, административно-территориальная единица – территориальная единица унитарного государства или субъекта Федерации, сформированная для осуществления публичной власти в интересах территориального сообщества (сообществ) граждан органами не менее двух ее ветвей, сфера и территориальные пределы компетенции которых, как и правовой статус административно-территориальной единицы, установлены нормативными правовыми актами вышестоящего уровня (уровней) осуществления публичной власти, и являющаяся территориальной основой регионального (местного) самоуправления” .

Чертков А.Н. Территориальное устройство Российской Федерации. Правовые основы. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2009. С. 67.

В законах субъектов Российской Федерации, регулирующих вопросы АТУ, формулировки, определяющие АТЕ, достаточно разнообразны. Это разнообразие может быть технико-юридическим, когда в разных формулировках заключается сходное содержание, а может заключаться в отличном понимании сути определяемого объекта.

К содержательно сходным отнесем следующие определения административно-территориальной единицы, в числе которых есть неоправданно краткие:

“часть территории Приморского края в фиксированных границах, имеющая собственное наименование” (ст. 1);

“часть территории Кемеровской области, имеющая установленные наименование, правовой статус и границы” (ст. 2);

“часть территории Вологодской области в фиксированных границах, имеющая собственное наименование, статус, присвоенные в установленном действующим законодательством порядке” (ст. 3);

“часть территории Республики Мордовия (район, город, рабочий поселок, сельсовет) в установленных границах, имеющая наименование и соответствующий статус” (ст. 1).

А есть достаточно развернутые, например:

“часть территории Республики Башкортостан в установленных границах с одним или несколькими населенными пунктами, полученная в результате административно-территориального деления Республики Башкортостан, имеющая официально установленные статус и наименование” (ст. 3);

“часть территории Удмуртской Республики, предусмотренная Конституцией Удмуртской Республики в установленных границах с одним или несколькими населенными пунктами, определенная в результате административно-территориального деления Удмуртской Республики, имеющая официально установленные статус и наименование” (ст. 3);

“часть территории Алтайского края в фиксированных границах, включающая один или несколько населенных пунктов, имеющая собственное наименование и правовой статус, на которой находятся органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления” (ст. 5);

“часть территории Калужской области в фиксированной границе (в том числе – населенные пункты), определенная в результате административно-территориального устройства Калужской области, имеющая установленный законодательством статус и наименование” (ст. 3).

В определении АТЕ, содержащемся в Законе об АТУ Иркутской области , опорной единицей выступает “населенный пункт” – это “часть территории области в определенных границах, представляющая собой населенный пункт области, либо объединение населенных пунктов области с прилегающей территорией, либо часть населенного пункта области и имеющая собственное наименование” (ст. 2).

Закон Иркутской области от 21.06.2010 N 49-ОЗ “Об административно-территориальном устройстве Иркутской области” (принят Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 26.05.2010 N 21/15-ЗС) // Ведомости ЗС Иркутской области. 22.06.2010. N 21 (т. 1).

В ряде субъектов Российской Федерации в определение административно-территориальной единицы включаются цели ее формирования:

“территориальное образование Омской области, выделенное органами государственной власти Омской области в целях реализации своих полномочий, а также для обеспечения деятельности органов государственной власти Российской Федерации, их структурных подразделений и должностных лиц, органов местного самоуправления Омской области, их структурных подразделений и должностных лиц, имеющее фиксированные границы, официальное наименование и статус” (ст. 1);

“часть территории Московской области в фиксированных границах, установленная для осуществления функций государственного управления, полученная в результате административно-территориального деления Московской области, имеющая установленный законодательством статус (район, город областного подчинения, закрытое административно-территориальное образование) и наименование” (ст. 3);

Читайте также:
Игровой стол: что это такое, описание и особенности

“часть территории Брянской области (район, город областного значения), предусмотренная Уставом Брянской области, служащая территориальной основой для создания и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, имеющая закрепленные в установленном законодательством порядке границы и наименование” (ст. 2);

“часть территории области с закрепленными законодательством Российской Федерации и законодательством Кировской области границами, наименованием, статусом и территорией, в границах которой исполняют свои полномочия органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления” (ст. 2);

“территориальное образование Омской области, выделенное органами государственной власти Омской области в целях реализации своих полномочий, а также для обеспечения деятельности органов государственной власти Российской Федерации, их структурных подразделений и должностных лиц, органов местного самоуправления Омской области, их структурных подразделений и должностных лиц, имеющее фиксированные границы, официальное наименование и статус” (ст. 1).

В Законе об АТУ Республики Алтай АТЕ определяется перечислением типов муниципальных образований: “городской округ, муниципальный район (аймак), сельское поселение, границы, статус и название которых устанавливаются законом Республики Алтай” (ст. 2). В Законе об АТУ Астраханской области обнаруживаем следующее определение: “Административно-территориальная единица – городской округ, муниципальный район, городское поселение, сельское поселение в границах и с наименованием, установленными Законом Астраханской области от 6 августа 2004 г. N 43/2004-ОЗ “Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом сельского, городского поселения, городского округа, муниципального района” (ст. 2), а в Законе об АТУ Воронежской области – “Административно-территориальная единица Воронежской области (далее – административно-территориальная единица) – часть территории Воронежской области в фиксированных границах, совпадающих с границами муниципального образования. Административно-территориальными единицами являются муниципальный район, городской округ, городское поселение, сельское поселение” (ст. 2).

Таким образом, в Законах об АТУ Республики Алтай, Астраханской, Воронежской областей административно-территориальное устройство не только увязывается, но и предопределяется территориальным устройством местного самоуправления. На наш взгляд, такие определения административно-территориальных единиц некорректны, так как могут возникнуть ситуации, когда территория муниципального образования может включать несколько административно-территориальных единиц.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 24 января и от 3 ноября 1997 г., Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 5 февраля 2002 г. и других определениях устанавливают, что “местное самоуправление жестко не может быть связано с административно-территориальным делением” .

Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.1997 N 1-П; Постановление Конституционного Суда РФ от 03.11.1997 N 15-П; Определение Верховного Суда РФ от 05.02.2002 N 53-Г01-1.

При определении административно-территориальной единицы представляется необходимым исходить не только из научных наработок по этому вопросу, но также использовать богатейший опыт нормотворчества в субъектах Российской Федерации.

В определении АТЕ, на наш взгляд, должны найти отражение следующие моменты:

  1. В федеративном государстве, каким и является Россия, административно-территориальная единица – это часть территории субъекта РФ.
  2. АТЕ образуется решениями государственных органов федерального или регионального уровня.
  3. АТЕ образуются с целью реализации в их границах полномочий органов государственной власти.
  4. В границах АТЕ может находиться один или несколько населенных пунктов с прилегающими к ним территориями либо часть населенного пункта.
  5. АТЕ имеет установленный законом статус, границы, наименование.
  6. АТЕ может иметь административный центр.

Таким образом, АТЕ образуется в соответствии с федеральным либо законом субъекта Российской Федерации на части территории субъекта Российской Федерации для реализации полномочий государственных органов, включает один или несколько населенных пунктов с прилегающими территориями либо часть населенного пункта, имеет законодательно установленные статус, границы, наименование. Может иметь административный центр.

На основании изложенного можно сделать вывод о весомом количестве факторов, которые целесообразно учитывать при проведении “нарезки” АТЕ. Это эффективность использования ресурсов, создание условий для удовлетворения социально-экономических и иных прав; в их числе можно выделить и широкую проблематику национально-культурной автономии .

Замышляев Д.В. Основные пути оптимизации политико-территориального устройства Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. М.: Юрист, 2004. N 3. С. 31.

Административно-территориальная единица: что это такое, описание и особенности

Ключевые слова конспекта: административно-территориальное устройство (деление), федеративное устройство, федеральные округа и их центры.

Административно-территориальное деление (административно-территориальное устройство) — это разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Такое деление обусловлено природными, политическими, экономическими, этническими, национальными и иными факторами.

Административно-территориальное деление (устройство) присуще также и субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются унитарными государствами. В отличие от унитарных государств территориальное устройство федераций характеризуется федеративным устройством.

Читайте также:
Консолидированный долг: что это такое, описание и особенности

В России применяется два вида территориального деления:

  • административно-территориальное устройство — для упорядоченного осуществления функций государственного управления (см. коды ОКАТО),
  • муниципальное устройство — для организации местного самоуправления (см. коды ОКТМО)

Выделяют два основных подхода к соотношению административного и муниципального деления:

  1. совмещение двух видов деления — границы муниципальных районов совпадают с границами административных районов.
  2. юридическом разведении двух видов деления — границы административных и муниципальных единиц могут меняться независимо, в границах административного района могут действовать два муниципальных района или муниципальный район и городской округ.

Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например, с точки зрения муниципального деления Москва делится на 146 «внутригородских территорий города федерального значения». А административно Москва делится на: 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления.

Федеративное устройство Российской Федерации.

Российская Федерация (Россия) – суверенная демократическая республика, имеет федеративную форму государственного устройства. Россия состоит из 85 субъектов федерации (с 18 марта 2014 года) – 22 республики, 9 краев, 3 автономных округа, входящие в состав областей, 1 автономный округ, не входящий в состав области, 1 автономная область, 46 областей и 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).

Территория страны разделена на 8 федеральных округов. Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическими районами, но не совпадали с их количеством и составом (за исключением совпадения состава и названия Дальневосточного федерального округа с одноимённым экономическим районом). Наибольшим округом по количеству субъектов и численности населения является Центральный округ, по размерам территории — Дальневосточный округ.

Федеральные округа и их центры.

1) Центральный федеральный округ (18 субъектов): Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, город федерального значения Москва. Центр федерального округа – г. Москва. Территория — 650 205 км² (3,8 % от РФ). Население — 39 250 960 чел. (26,85 % от РФ, 2021г.)

2) Северо-Западный федеральный округ (11 субъектов): Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, город федерального значения Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа – г. Санкт-Петербург. Территория — 686 972 км² (9,85 % от РФ). Население — 13 941 959 чел. (9,54 % от РФ, 2021г.)

3) Южный федеральный округ (8 субъектов): Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Республика Крым, город федерального значения Севастополь. Центр федерального округа – г. Ростов-на-Дону. Территория — 447 821 км² (2,61 % от РФ). Население — 16 482 488 чел. (11,28 % от РФ, 2021г.)

4) Северо-Кавказский федеральный округ (7 субъектов): Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Ставропольский край, Чеченская Республика. Центр федерального округа – г. Пятигорск. Территория — 170 439 км² (1 % от РФ). Население 9 967 301 чел. (6,82 % от РФ, 2021г.)

5) Приволжский федеральный округ (14 субъектов): Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область. Центр федерального округа – г. Нижний Новгород. Территория — 1 036 975 км² (6,06 % от РФ). Население — 29 070 827 чел. (19.89 % от РФ, 2021г.)

6) Уральский федеральный округ (6 субъектов): Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа – г. Екатеринбург. Территория — 1 818 497 км² (10,62 % от РФ). Население — 12 329 500 чел. (8,43 % от РФ, 2021г.)

7) Сибирский федеральный округ (10 субъектов): Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область. Центр федерального округа – г. Новосибирск. Территория — 4 361 727 км² (25,47 % от РФ). Население: 17 003 927 чел. (11,63 % от РФ, 2021г.)

Читайте также:
Иммиграционный контроль: что это такое, описание и особенности

8) Дальневосточный федеральный округ (11 субъектов): Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ. Центр федерального округа – г. Владивосток (с 2018 г). Территория — 6 952 555 км² (40,6 % от РФ). Население: 8 124 053 чел. (5,56 % от РФ, 2021г.)

Это конспект по теме «Административно-территориальное устройство России». Выберите дальнейшие действия:

Статья 4. Виды административно-территориальных единиц

Статья 4 . Виды административно-территориальных единиц

1. К видам административно-территориальных единиц относятся:

1) город областного значения – административно-территориальная единица, не входящая в состав других административно-территориальных единиц, состоящая из города с численностью населения не менее 50 тысяч человек с прилегающими к нему землями, необходимыми для его развития и обслуживания, либо указанного города и административно подчиненных ему одного или нескольких сельских населенных пунктов с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания данных населенных пунктов. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, в состав города областного значения может входить город с меньшей численностью населения;

2) закрытое административно-территориальное образование – административно-территориальная единица, не входящая в состав других административно-территориальных единиц, особенности создания (преобразования), реорганизации и статус которой определяются федеральным законодательством;

3) район – административно-территориальная единица, не входящая в состав других административно-территориальных единиц, состоящая из территориально и экономически связанных между собой сельсоветов, поселков городского типа, городов районного значения;

4) город районного значения – административно-территориальная единица, входящая в состав района, состоящая из города с прилегающими к нему землями, необходимыми для его развития и обслуживания, либо города и административно подчиненного ему одного или нескольких сельских населенных пунктов с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания данных населенных пунктов;

5) поселок городского типа – административно-территориальная единица, входящая в состав района, состоящая из рабочего поселка с прилегающими к нему землями, необходимыми для его развития и обслуживания, либо рабочего поселка и административно подчиненных ему одного или нескольких сельских населенных пунктов с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания данных населенных пунктов;

6) сельсовет – административно-территориальная единица, входящая в состав района, состоящая из одного или нескольких территориально и экономически объединенных сельских населенных пунктов вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания данных населенных пунктов;

7) населенный пункт – территория Астраханской области, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы, служащая постоянным местом проживания населения;

8) внутригородской район – административно-территориальная единица, входящая в состав города областного значения, являющаяся частью его территории.

2. Категориями населенных пунктов являются:

1) городские населенные пункты;

2) сельские населенные пункты.

3. Видами городских населенных пунктов являются:

1) город – населенный пункт с численностью населения не менее 10 тысяч человек, являющийся экономическим и культурным центром, имеющий важное промышленное, социально-экономическое, историческое значение, перспективы дальнейшего экономического развития и роста численности населения и с долей занятых вне сельского хозяйства не менее 85 процентов трудоспособного населения.

В исключительных случаях к городам могут быть отнесены населенные пункты с меньшей численностью населения, но имеющие важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения;

2) рабочий поселок – населенный пункт с численностью населения не менее 3 тысяч человек, на территории которого имеются промышленные предприятия, железнодорожные узлы, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты и с долей занятых вне сельского хозяйства не менее 85 процентов трудоспособного населения.

В отдельных случаях к рабочим поселкам могут быть отнесены населенные пункты с меньшей численностью населения, имеющие важное социально-экономическое значение, перспективы дальнейшего экономического развития и роста численности населения.

4. Сельским населенным пунктом является населенный пункт, не отнесенный к категории городских населенных пунктов, при обозначении которого учитываются местные национальные и исторические традиции, жители которого заняты преимущественно сельскохозяйственным производством.

К видам сельских населенных пунктов относятся поселки, села, станицы, поселки железнодорожной станции, хутора, а также иные населенные пункты, не отнесенные к городским населенным пунктам.

>
Границы административно-территориальных единиц
Содержание
Закон Астраханской области от 4 октября 2006 г. N 67/2006-ОЗ “Об административно-территориальном устройстве Астраханской.
Читайте также:
Биржевая цена: что это такое, описание и особенности

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Понятие административно-территориального устройства

Содержание

1.Понятие административно-территориального устройства. 4

2.Административно-территориальные преобразования. 8

Административно-территориальный процесс. 8

3.Проблемы административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации. 14

Введение

За последнее десятилетие Россия прошла большой и сложный путь от тоталитаризма к демократической общественно-политической системе. В стране формируются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новое государство, признающее приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для произведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.

Современное конституционное право – это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе – значит понять, кто ведёт страну по пути прогресса, а кто тянет назад.

Данная работа представляет собой попытку рассмотреть проблемные вопросы административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации. Эта тема незаслуженно забыта в свете ажиотажа по поводу проблем федерализма. В работе проведен анализ действующего законодательства.

Понятие административно-территориального устройства

Элементом территориальной организации Российской Федерации, дополняющим её федеративное устройство, является административно-территориальное устройство субъектов Федерации.

Административно-территориальное устройство (деление) – разделение территории унитарного государства или территории субъектов федеративного государства на определённые части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов государства. Административно-территориальное устройство обычно отражает естественноисторические, национальные и социально-экономические особенности данного государства. Административно-территориальное устройство может быть двухзвенным (например, США), трёхзвенным (Великобритания, Франция), четырёхзвенным (ФРГ). В самых малых государствах (например, Мальта, Бахрейн) Административно-территориального устройства вообще не существует. В Российской Федерации Административно-территориальное устройство определяется субъектами Российской Федерации самостоятельно.[1]

Современная территориальная организация России включает 1863 административных района, 650 городов областного (краевого, республиканского, окружного) значения, 318 городских районов и округов, свыше 400 городов районного подчинения, 2000 посёлков городского типа, 24200 сельсоветов и волостей (данные на 2003 год).

Стоит заметить, что термин “Административно-территориальное деление” не в полной мере характеризует и внутреннее устройство субъектов Федерации. Во-первых, в составе некоторых из них находятся другие субъекты – автономные округа. Во-вторых, местное самоуправление отделено от государственной власти и соответственно территориальное размещение муниципалитетов может и не совпадать с “нарезкой” административно-территориальных единиц. В связи с этим представляется более предпочтительным при характеристике внутреннего устройства субъектов РФ использовать термин “территориальное устройство”[2].

Административно-территориальное устройство как система административно-территориальных единиц (административно-территориальная единица – структурная часть (элемент) административно-территориального устройства. Административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью и находятся в определённом соподчинении между собой. В Российской Федерации наиболее распространёнными видами административно-территориальными единицами являются: район, район в городе, город районного подчинения, город областного (краевого и т.д.) подчинения[3]) выступает основой иерархии органов государства, местного самоуправления. Административно-территориальные единицы служат пространственной сферой деятельности названных органов. Как только та или иная часть субъекта Федерации оформляется в административно-территориальную единицу, она приобретает возможность иметь органы власти, быть носителем прав, обязанностей, выступать в качестве субъекта права. При этом субъектом права является не просто поселение или сельская территория, а именно административно-территориальная единица. Последняя также обеспечивает участие граждан в управлении государственными и общественными делами, использование природных и материальных ресурсов, удовлетворение социально-экономических, политических и духовных потребностей населения.

Всякая часть территории, будучи признанной административно-территориальной единицей, неизбежно получает и организационное оформление. Оно проявляется в ряде обязательных признаков: наличие ограниченной определёнными пределами территории; право населения данной территории образовывать свой орган публичной власти; компактность и непрерывность территории; обеспечение наиболее оптимальной организации управления народно-хозяйственной жизнью; экономическая целостность территориального образования; обеспечение повседневного участия граждан в решении государственных и общественных дел и др.[4]

Как сложная система административно-территориальное устройство включает в качестве составных частей:

а) административно-территориальное деление (членение территории субъекта Федерации по политическому признаку);

б) ведомственно-территориальное деление (разделение территории субъекта Федерации на зоны действия или влияния по производственному признаку);

Читайте также:
Изъятие документов: что это такое, описание и особенности

в) национально-территориальное деление (выделение) административно-территориальных единиц по национальному признаку (районы, сельсоветы, волости и т.д.);

г) отношения подчинённости между разными административно-территориальными единицами.

Административно-территориальные единицы участвуют в выполнении целого комплекса властных функций. Среди них: контроль центра над местами, сбор налогов и управление объектами государственной собственности, размещение органов власти, организация почтовой, пограничной, санитарной, пожарной служб, развитие местного самоуправления, обеспечение выборов. Выполнение этих функций требует строгой иерархии административно-территориальных единиц, пропорции между ними в численности населения и экономическом потенциале.

Следует особо подчеркнуть, что административно-территориальное деление – способ оптимальной организации территории, средство управления политическими и иными процессами. Удачное проведение административных границ содействует достижению целей управления, нормальной жизнедеятельности людей.[5]

Конституционное право России

Населенные пункты. Виды административно-территориальных единиц

В административно-территориальном устройстве следует разграничивать административно-территориальные единицы и населенные пункты; Без населенного пункта (поселения) не может быть административно-территориальной единицы.

Населенным пунктом является часть застроенной для проживания населения территории, получившая такой статус в установленном законом порядке и располагающая в своих границах соответствующие органы или службы органов государственной власти или местного самоуправления, а также предприятия, учреждения и организации.

Градостроительный кодекс РФ установил (ст. 5), что. поселения подразделяются на городские (города и поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки, др.).

В зависимости от численности населения выделяются:

  • сверхкрупные города (численность населения свыше 3 млн. человек);
  • крупнейшие города (численность населения от 1 млн. до 3 млн. человек;
  • крупные города (численность населения от 250 тыс. до 1 млн. человек);
  • большие города (численность населения от 100 тыс. до 250 тыс. человек);
  • средние города (численность населения от 50 тыс. до 100 тыс. человек);
  • малые города и поселки (численность населения до 50 тыс. человек);
  • крупные сельские поселения (численность населения свыше 5 тыс. человек);
  • большие сельские поселения (численность населения от 1 тыс. до 5 тыс. человек);
  • средние сельские поселения (численность населения от 200 человек до 1 тыс. человек);
  • малые сельские поселения (численность населения менее 200 человек).

Поселения, имеющие временное значение, непостоянное население, являющиеся объектами служебного назначения в соответствующей отрасли экономики (железнодорожные будки, дома лесников, полевые станы и т.п.), а также одиночные дома находятся в ведении муниципальных образований, с которыми указанные поселения связаны в административном, производственном или территориальном отношениях.

В Законе Челябинской власти об административно-территориальном устройстве в качестве критериев отнесения населенных пунктов к городским и сельским поселениям закреплены: численность и плотность населения; экономический и социально-культурный профиль территории, национальный состав и особенности быта населения, тяготение его к определенным экономическим и культурным центрам; характер путей сообщения и связи; объем бюджета; природные и материальные условия; доступность органов государственной власти и местного самоуправления к населению; реальность самообеспечения и самоуправления территории и др.

К сельским населенным пунктам в Челябинской области относятся село, поселок сельский, деревня, хутор. Город — это населенный пункт, получивший данный статус в установленном законом области порядке, позволяющем его отнести к категории городского поселения областного или районного значения.

С момента регистрации населенного пункта гражданам предоставляется право требовать открытия в нем соответствующих учреждений и организаций или их филиалов, отделений, пунктов социальной сферы, а также образования служб органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Населенный пункт как государственно-правовой институт может входить в состав административно-территориальной единицы, муниципального образования, быть муниципальным образованием, отдельной административно-территориальной единицей, иметь административно-территориальные единицы в своем составе, а также быть административным центром.

Административный центр — населенный пункт, являющийся центром административно-территориальной единицы (района, сельсовета, волости).

Города как населенные пункты (поселения) делятся на города областного (республиканского, краевого, окружного) и районного значения.

Город по-прежнему остается важным элементом в системе административно-территориального устройства, местного самоуправления, а также территориального, народно-хозяйственного разделения труда, обеспечивая имеющимися трудовыми и другими ресурсами выполнение организациями различных отраслей своих непосредственных функций.

С развитием местного самоуправления город уже не может выступать в роли «придатка» организации, расположенной на его территории. В нем возникают собственные сложные муниципальные проблемы: обустройство территории, обеспечение доступности ее различных частей, создание условий для нормального труда, быта, учебы и отдыха жителей.

Город — не только застроенная и доступная для своих жителей территория, не просто функционирующая социально-экономическая система, это еще и особая социальная среда, предоставляющая своим жителям широкие возможности выбора условий труда, быта и отдыха. И если первые два свойства характерны для любого поселения, то третье в своем развитом виде присуще лишь субъектным городам (республиканского, краевого, областного и окружного значения).

В Законе области «Об административно-территориальном устройстве Челябинской области» установлено, что город областного значения — населенный пункт (муниципальное образование), являющийся экономическим и культурным центром, имеющим развитую промышленность, с численностью населения свыше 30 тыс. человек. В отдельных случаях к этой категории городов могут быть отнесены населенные пункты с меньшей численностью населения, но имеющие важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения.

Согласно законодательству Челябинской области в состав муниципального образования города областного значения могут быть включены не входящие в состав города другие муниципальные образования или населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. Населенные пункты, включенные в состав города, теряют свою самостоятельность и становятся частью города.

Читайте также:
Зарегистрированная преступность: что это такое, описание и особенности

К городам областного значения относятся и так называемые города с территориальным районом. Ранее города областного значения с территориальным районом как административно-территориальные единицы создавались исключительно по решению Президиума Верховного Совета РФ, которым в подчинение городских властей передавались сельские районы.

В этих случаях городские Советы и их исполкомы, а затем местная администрация руководствовались в своей деятельности Законом РСФСР «О районном Совете народных депутатов». В современных условиях данный вопрос относится исключительно к компетенции субъектов Федерации.

В Челябинской области город с территориальным районом — административно-территориальная единица, представляющая собой объединение территории города и района, включающее сельсоветы, поселки, города районного значения, имеющие единый административный центр, единые органы местного самоуправления, расположенные в городе и распространяющие свою деятельность на город и район.

Район в городе имеет специфику. Его следует рассматривать как внутригородскую административную единицу, часть территории города субъектного значения, выделенную в целях эффективного управления городским хозяйством, улучшения обслуживания населения, деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и участия граждан в управлении государственными городскими делами.

Вопросы образования, объединения, преобразования или упразднения внутригородских районов, установления или изменения их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города.

К категории городов районного значения (малые города) отнесены населенные пункты, имеющие промышленные предприятия, коммунальное хозяйство, муниципальный жилищный фонд, сеть учебных, культурно-просветительных, лечебных и торговых учреждений и насчитывающие установленное законодательством субъекта Федерации число жителей.

В законе Челябинской области об административно-территориальном устройстве сказано, что к категории городов районного значения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения свыше 12 тыс. человек.

Район (в юридической литературе его иногда называют административным, или сельским) — административно-территориальная единица с единым административным центром, создаваемая для организации управления частью территории субъекта Федерации, функционирования представительств, иных служб органов федеральной власти или власти субъекта, органов местного самоуправления.

При определении размеров районного звена учитываются такие объективные условия, как состояние экономики района и перспективы ее развития, численность и плотность населения, наличие сети социально- культурных и бытовых учреждений, транспорта и средств связи, доступность пользования ими и др.

Рабочий поселок — населенный пункт с определенной численностью населения, на территории которого имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты.

Курортный поселок — населенный пункт в местности, имеющей лечебное значение, при численности приезжающих граждан ежегодно Для лечения и отдыха, как правило, не менее половины или трети от Количества постоянно проживающего местного населения.

Дачный поселок — населенный пункт, основным назначением которого является обслуживание отдыха граждан.

Сельсовет (сельский округ, волость) является административно- территориальной единицей с единым административным центром, созданным для управления частью территории района или города с территориальным районом, имеющего в составе сельские населенные пункты (села, деревни, поселки, хутора). Как правило, в территорию сельсовета входит несколько сельских населенных пунктов с окружающими их землями, используемыми для агропромышленного производства.

Юридическая характеристика административной юстиции

Судебный контроль за управлением (управленческими дей­ствиями органов исполнительной власти, должностных лиц, го­сударственных и муниципальных служащих) в Российской Фе­дерации принято называть административной юстицией (или административным судопроизводством), реже правосудием по административным делам.

В рамках традиционного подхода административная юсти­ция характеризуется следующими общими чертами.

Читайте также:
Иммиграционный контроль: что это такое, описание и особенности

1. Наличие правового спора (административно-правового, управленческого спора) о публичном праве, возникшего в свя­зи с реализацией публичного управления, исполнительной вла­сти, управленческой деятельности государственных и муници­пальных служащих, должностных лиц, т. е. в сфере управленче­ской деятельности. Однако рассмотрение возникшего спора происходит при применении норм не только публичного, но и частного права. Административно-правовой спор имеет пуб­лично-правовую природу. Он является одним из видов юриди­ческого конфликта. Административно-правовой спор (в смысле административной юстиции) представляет собой юридический конфликт (или юридическую коллизию), возникший между госу­дарственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами (с одной стороны) и иными субъектами права (с другой стороны) в связи с нарушением субъективных публичных прав физических или юридических лиц, осуществ­лением противозаконного административного нормотворчест­ва. Административно-правовые споры разрешаются судами об­щей юрисдикции и арбитражными судами в рамках установ­ленных правовых процедур, обеспечивающих реализацию в полном объеме установленного административно-правового статуса субъектов права, свободы и права которых нарушены. Таким образом, судебный контроль является процессуально- правовой формой разрешения административного правового спора.

2. Разрешение административно-правового спора в рамках осуществления правосудия, т. е. административная юстиция — это судебная власть.

3. Правовая защита субъективных публичных прав граждан как одна из главных целей административной юстиции.

4. Органы административной юстиции могут быть в извест­ной мере независимы как от других ветвей власти (иных орга­нов управления), так и от судов общей юрисдикции. Они осу­ществляют также внешний контроль за исполнительной вла­стью, т. е. судебный контроль за работой органов управления и их должностных лиц. Часто эти органы называются квазисудеб­ными, так как их деятельность отличается от общих судов, рас­сматривающих дела в рамках традиционного гражданского про­цесса.

5. Существование специальных субъектов «административ- но-юстиционного» правоотношения (граждане, органы публич­ного управления, субъекты исполнительной власти, должност­ные лица). Должностные лица (судьи), рассматривающие спо­ры в области управления, обладают специальными знаниями и квалификацией в конкретных областях функционирования ор­ганов исполнительной власти.

6. Административно-правовые споры (т. е. споры граждан и других субъектов права с публичной властью) подведомственны либо общим судам, либо специальным административным су­дам, отделенным от общих судов, либо так называемым квази­судебным органам.

7. Административные споры рассматриваются по установ­ленным процессуальным законодательством правилам, обеспе­чивающим участникам правового спора формальное (процес­суальное) равенство, т. е. в рамках специально созданных про­цедур рассмотрения жалоб (или исков). При рассмотрении административного дела должны соблюдаться все принципы административного процесса (гласность, устность, законность, состязательность, непосредственность и т. д.).

8. Юридическим «результатом» административно-юстицион- ного процесса является признание административным судом (общим судом, квазисудебными органами) незаконности или недействительности (или, наоборот, законности и действитель­ности) принятых органами управления (должностными лица­ми) административных актов или совершенных ими действий (бездействия).

В странах Западной Европы термин «административная юс­тиция», сыгравший позитивную роль в создании правовой за­щиты граждан от действий и решений публичного управления и его органов, получил широкое распространение еще в XIX в., когда судебный контроль за деятельностью администрации вы­делился в отдельную сферу государственной проверки и про­цессуальных действий. В Российской Федерации и в настоящее время термин «административная юстиция» используется в тех случаях, когда идет дискуссия об обжаловании (оспаривании) в суд действий и решений органов публичного управления (должностных лиц, государственных служащих и других субъ­ектов права), о возможности создания в России самостоятель­ной системы административных судов или выделения в судах общей юрисдикции специализации (или коллегии) по админи­стративным спорам.

В начале XX в. так же, как и сегодня, существовали два подхода к практической организации административной юсти­ции, которые отражали два противоположных взгляда на этот правовой институт: первый подход заключался в подчинении вопросов публичного права компетенции общих судов (док­трина единой юстиции), а второй — в подчинении вопросов публичного права компетенции администрации в виде особых судебно-административных коллегий, которые учреждались бы в ведомстве управления (доктрина специальных администра­тивных судов). Этим двум направлениям теоретической мысли соответствовали две системы организации административной юстиции на практике: единая административная юстиция соз­давалась в Англии, Северо-Американских Штатах, Швейца­рии, Дании, Норвегии, Бельгии; система специальных колле­гий была установлена в ведомстве управления во Франции, Испании, Португалии, а также в Пруссии и других германских государствах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: