Административно-территориальное устройство: что это такое, описание и особенности

Административно-территориальное устройство субъектов РФ

Понятие об административно-территориальном устройстве, основные принципы

Одним из основных атрибутов государства является административно-территориальное устройство. Если унитарное государство подразделяется на административно-территориальные единицы, то государство федеративного устройства включает в себя субъекты, территория которых, в свою очередь, состоит из административно-территориальных единиц.

Правовая основа административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации – Конституция РФ, законодательные и иные нормативно-правовые акты федерального уровня, устав субъекта Федерации, закон об административно-территориальном устройстве субъекта Российской Федерации.

Административно-территориальное устройство субъектов РФ – это обоснованное разделение территории на административно-территориальные единицы, согласно которым выстраивается система государственных и муниципальных органов с учетом исторических и культурных традиций, а также хозяйственных связей и имеющейся инфраструктуры.

Граница территориально-административной единицы – линия, которой определены пределы территории административно-территориального образования, то есть пространственный предел функционирования соответствующих государственных и муниципальных органов, установленный в законодательном порядке.

Как правило, границы административно-территориальных единиц в субъектах Российской Федерации идентичны границам соответствующих муниципальных образований.

Классификация принципов разделения административно-территориальных единиц

Подразделение на административно-территориальные единицы основано на определенных принципах. Основным принципом административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации является экономический принцип. Согласно этому принципу, должен осуществляться следующие действия:

  • Осуществление учета естественных рубежей, экономической направленности территории;
  • Реализация контроля численности и плотности населения, принадлежностью населенных пунктов к определенным экономическим центрам;
  • Определение направлений и характера путей сообщения, развития средств связи;
  • Формирование экономических и организационных условий для эффективно действующих государственных и муниципальных органов.

Следующий принцип – сопоставление исторически сложившейся системы расселения и тенденций развития таковой системы.

Национальном принципом подразумевается проведение учета национального состава населения, его характерных особенностей, создание условий для компактного проживания в границах определенной административно-территориальной единицы. Целевое назначение национального принципа – развитие культур различных национальностей, культурно-бытовых традиций, а также различных видов деятельности национальных и этнических групп народов с малой численностью населения, которые проживают на территории субъекта Российской Федерации.

К принципам административно-территориального устройства субъекта РФ также следует отнести приближение к населению государственного и муниципального аппарата.

Важнейшим принципом является учет мнения местного населения при решении вопросов организации новых или уже существующих административно-территориальных единиц.

Характеристика различных административно-территориальных единиц

Административно-территориальная единица – это часть территории субъекта Российской Федерации в определенных границах, которая устанавливается с целью реализации функций государственного управления, которая была образована при административно-территориальном делении субъекта РФ, имеющая статус и наименование, установленные законодательными актами.

Основными административно-территориальными единицами являются сельские районы и города.

Сельский район представляет собой административно-территориальное образование, которое не входит в состав иных административно-территориальных образований, которое включает в себя несколько сельских советов, поселковых советов и городов районного значения и имеющее единый административный центр

Одним из видов сельского района является национальный район, на территории которого проживают граждане Российской Федерации, который относит себя к определенной этнической общности, которая находится в ситуации национального меньшинства на территории субъекта Российской Федерации.

На территории Алтайского края находится Славгородский немецкий национальный район.

Город областного (республиканского) значения – административно-территориальная единица, которая включает в себя город и административно подчиненный один или несколько населенных пунктов вместе с землями, которые прилегают к их территории и являются необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов.

В городе областного значения населения должно составлять не менее 50 тысяч человек. В свою очередь, крупные города подразделяются на внутригородские районы.

Внутригородским районом называется – административно-территориальная единица, которая входит в состав областного (республиканского) значения, и состоит из части его территории и административно подчиненного ему населенного пункта в совокупности с землями, прилегающими к ним, которые являются необходимыми для развития города и населенных пунктов.

Помимо городов областного значения, территория субъекта Российской Федерации включает в себя также город районного значения.

Городом районного значения называется административно-территориальная единица, которая входит в состав сельского района и состоит из города и земель, прилегающих к нему, которые необходимы для развития городской инфраструктуры. Численность населения города районного значения должна составлять не менее 11000-15000 человек. Численность регулируется законодательными актами об административно-территориальном устройстве каждого российского субъекта по различным критериям.

Отдельными случаями предусмотрено определение меньшего по численности населения города, но имеющего важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, к категории «город районного значения».

Сельский район включает в себя такие административно-территориальные единицы, как поселок и село.

Поселком городского типа называется единица, на территории которой размещены промышленные предприятия, строительные объекты, узлы железнодорожного сообщения и иные объекты промышленной инфраструктуры или основное назначение которой – это предоставление санитарных услуг или организация летнего отдыха для населения, численность которого более 3000 человек.

Отдельными случаями предусмотрено определение населенных пунктов с меньшим количеством населения, но имеющих перспективу развития экономики и демографического роста населения.

Сельским населенным пунктом называется село, деревня и иные населенные пункты сельского типа, основной деятельностью жителей которого является сельскохозяйственное производство.

Читайте также:
Группа лиц: что это такое, описание и особенности

Сельское поселение – территориальная единица, включающая в себя несколько сельских населенных пунктов, объединенных общей территорией, границы которой совпадают с границами муниципального образования, имеющего статус сельского поселения.

Предусмотрено наличие на территории Российской Федерации закрытого административно-территориального образования.

Закрытое административно-территориальное образование – образование, в границах которого располагаются промышленные предприятия военной отрасли – разработка, изготовление, ранение, утилизация оружия массового поражения; переработка радиоактивных материалов; военные и иные объекты, которые обладают особым режимом безопасного функционирования и ораны государственной тайны, в частности специальные условия проживания граждан на этой территории.

Московская область включает в себя три ЗАТО – г. Краснознаменск, поселок Восход и поселок Молодежный.

В качестве административного центра административно-территориального образования выступает городской или сельский населенный пункт, находящийся в пределах территории соответствующего образования, определяемый в качестве местонахождения органов государственной или муниципальной власти.

Новый тип административно-территориальных единиц

В последнее время начинают формироваться нетрадиционные административно-территориальные единицы.

Территории города Москвы подразделена на округа, а округа, в свою очередь, на городские районы.

При объединении некоторых субъектов, бывшие субъекты приобрели положение, называемое «административно-территориальная единица с особым статусом».

Федеральным законом, принятого 14 октября 2005 года №6 «Об образовании в составе Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского автономного округа и Эвенкийского автономного округа», а именно частью 1 статьи 5 регламентировано создание административно-территориальной единицы с особым статусом в границах Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов.

Данный особый статус установлен федеральным законодательством, Конституцией РФ и законодательными актами нового субъекта Российской Федерации.

Под особым статусом административно-территориальных единиц предполагается сохранение территории, которой им уже принадлежала на момент объединения с иными субъектами России. Уставами вновь образованных российских субъектов устанавливаются специальные правовые нормы об этнических меньшинствах, которые проживают на территории административно-территориальных единиц с особым статусом. В состав государственных органов исполнительной власти входит специальный орган по делам населения административно-территориальной единицы с особым статусом.

В Пермском крае создано Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа, руководителем которого является префект – представитель края на территории округа.

В Пермском крае Законодательное собрание включает в себя 60 депутатов, 2 из которых представляются квотой, закрепленной за Коми-Пермяцким округом. Такая же норма распространена и на Красноярский край. Иные административно-территориальные единицы не имеют подобного представительства.

Вопросы по административно-территориальному устройству относятся к компетенции законодательных и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. К вопросам в сфере административно-территориального устройства законодательных органов государственной власти субъекта России относятся следующие:

  • Формирование, объединение, преобразование, ликвидация административно-территориальных единиц;
  • Установление и изменение границ административно-территориальных единиц;
  • Определение и перенос административных районных центров;
  • Рассмотрение предложений о присвоении административно-территориальным единицам, их переименовании.

Ведение органа исполнительной власти субъекта (глава администрации, губернатор) включает в себя такие действия, как:

  • Формирование, объединение, преобразование, ликвидация городов районного значения, дачных или рабочих поселков, сельских населенных пунктов (села, деревни, хутора и иные виды населенных пунктов сельского характера);
  • Внесение проектов нормативно-правовых актов в орган законодательной власти по вопросам в сфере административно-территориального устройства;
  • Подготовка материалов с предложениями присвоения наименований и в переименовании административно-территориальных единиц;
  • Присвоение имен государственных или общественных деятелей, представителей культуры, науки, улицам и иным элементам населенных пунктов;
  • Регистрация, учет, и структурирование административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.

Административно-территориальное устройство: что это такое, описание и особенности

Ключевые слова конспекта: административно-территориальное устройство (деление), федеративное устройство, федеральные округа и их центры.

Административно-территориальное деление (административно-территориальное устройство) — это разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Такое деление обусловлено природными, политическими, экономическими, этническими, национальными и иными факторами.

Административно-территориальное деление (устройство) присуще также и субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются унитарными государствами. В отличие от унитарных государств территориальное устройство федераций характеризуется федеративным устройством.

В России применяется два вида территориального деления:

  • административно-территориальное устройство — для упорядоченного осуществления функций государственного управления (см. коды ОКАТО),
  • муниципальное устройство — для организации местного самоуправления (см. коды ОКТМО)

Выделяют два основных подхода к соотношению административного и муниципального деления:

  1. совмещение двух видов деления — границы муниципальных районов совпадают с границами административных районов.
  2. юридическом разведении двух видов деления — границы административных и муниципальных единиц могут меняться независимо, в границах административного района могут действовать два муниципальных района или муниципальный район и городской округ.

Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например, с точки зрения муниципального деления Москва делится на 146 «внутригородских территорий города федерального значения». А административно Москва делится на: 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления.

Федеративное устройство Российской Федерации.

Российская Федерация (Россия) – суверенная демократическая республика, имеет федеративную форму государственного устройства. Россия состоит из 85 субъектов федерации (с 18 марта 2014 года) – 22 республики, 9 краев, 3 автономных округа, входящие в состав областей, 1 автономный округ, не входящий в состав области, 1 автономная область, 46 областей и 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).

Читайте также:
Динамика преступности: что это такое, описание и особенности

Территория страны разделена на 8 федеральных округов. Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическими районами, но не совпадали с их количеством и составом (за исключением совпадения состава и названия Дальневосточного федерального округа с одноимённым экономическим районом). Наибольшим округом по количеству субъектов и численности населения является Центральный округ, по размерам территории — Дальневосточный округ.

Федеральные округа и их центры.

1) Центральный федеральный округ (18 субъектов): Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, город федерального значения Москва. Центр федерального округа – г. Москва. Территория — 650 205 км² (3,8 % от РФ). Население — 39 250 960 чел. (26,85 % от РФ, 2021г.)

2) Северо-Западный федеральный округ (11 субъектов): Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, город федерального значения Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа – г. Санкт-Петербург. Территория — 686 972 км² (9,85 % от РФ). Население — 13 941 959 чел. (9,54 % от РФ, 2021г.)

3) Южный федеральный округ (8 субъектов): Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Республика Крым, город федерального значения Севастополь. Центр федерального округа – г. Ростов-на-Дону. Территория — 447 821 км² (2,61 % от РФ). Население — 16 482 488 чел. (11,28 % от РФ, 2021г.)

4) Северо-Кавказский федеральный округ (7 субъектов): Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Ставропольский край, Чеченская Республика. Центр федерального округа – г. Пятигорск. Территория — 170 439 км² (1 % от РФ). Население 9 967 301 чел. (6,82 % от РФ, 2021г.)

5) Приволжский федеральный округ (14 субъектов): Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область. Центр федерального округа – г. Нижний Новгород. Территория — 1 036 975 км² (6,06 % от РФ). Население — 29 070 827 чел. (19.89 % от РФ, 2021г.)

6) Уральский федеральный округ (6 субъектов): Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа – г. Екатеринбург. Территория — 1 818 497 км² (10,62 % от РФ). Население — 12 329 500 чел. (8,43 % от РФ, 2021г.)

7) Сибирский федеральный округ (10 субъектов): Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область. Центр федерального округа – г. Новосибирск. Территория — 4 361 727 км² (25,47 % от РФ). Население: 17 003 927 чел. (11,63 % от РФ, 2021г.)

8) Дальневосточный федеральный округ (11 субъектов): Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ. Центр федерального округа – г. Владивосток (с 2018 г). Территория — 6 952 555 км² (40,6 % от РФ). Население: 8 124 053 чел. (5,56 % от РФ, 2021г.)

Это конспект по теме «Административно-территориальное устройство России». Выберите дальнейшие действия:

Административно-территориальное устройство Российской Федерации

  • Что такое административно-территориальное устройство
    • Федеративная
    • Унитарная
    • Конфедеративная
  • Принципы административно-территориального устройства
    • Социально-экономический
    • Географический
    • Демографический
    • Национально-исторический
    • Политический
  • Административно-территориальное устройство РФ
    • Республика
    • Край
    • Область
    • Город федерального значения
    • Автономная область
    • Автономный округ
  • Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
  • Правовое регулирование административно-территориального устройства субъектов РФ

Что такое административно-территориальное устройство

Административно-территориальное устройство государства — это деление территории страны на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Различают следующие формы административно-территориального устройства стран.

Федеративная

Федерация — это страна, состоящая из государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью в рамках такой страны.

Эти гособразования называются субъектами Федерации.

Субъекты Федерации наделены рядом полномочий во внутренней политике страны (например, принимают законы по ограниченному кругу полномочий, сами устанавливают систему региональных и местных органов власти), однако государственным суверенитетом не обладают.

  • Россия (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ);
  • США;
  • Мексика;
  • Канада.

Унитарная

Унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью, т. е. таких, которые сами не заключают международные договоры, не имеют собственных органов управления, не подчиненных центральному управлению.

Читайте также:
Бессрочное пользование: что это такое, описание и особенности

В унитарном государстве едино все: конституция, законодательство, система управления, соподчиненная центру. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм, в рамках одной налоговой и финансовой политики.

Унитарные государства по признаку централизации бывают:

  • Централизованными. В них региональные органы власти возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра. К таким государствам относятся Великобритания, Швеция, Дания и др.
  • Децентрализованными. Региональные органы формируются независимо от центральных. Например, Франция, Италия, Испания.

По признаку наличия автономий унитарные государства дифференцируются:

  • На простые. Либо в принципе не делятся на административно-территориальные единицы (например, Мальта, Бахрейн), либо делятся, но в их составе отсутствуют автономии (например, Польша, Франция, Колумбия).
  • Сложные. Имеют в своем составе хотя бы одну автономию. Например, Дания, Испания и т. д.

Конфедеративная

Конфедерация признается формой государственного устройства во многих источниках. Однако надо признать, что эта форма:

  • нестабильна и носит временный характер;
  • ближе к союзу государств, чем к единому государству.

Конфедерация создается для решения конкретных задач, в связи с этим у каждой из ее составляющих свое законодательство, бюджет, армия, валюта. Может быть ряд общих государственных органов.

  1. Сенегамбия — объединение Сенегала и Гамбии с 1982 по 1989 год (была общая армия и силы безопасности), затем распалась.
  2. Конфедерация в США в период 1781–1878 годов (общая Конституция и конгресс, который не имел права принимать законы по важнейшим вопросам вроде налогов и пошлин), преобразовалась в Федерацию.

Важно! Некоторые авторы называют в качестве формы госустройства содружество, сообщество стран, ассоциацию, союз и др. Однако эти организационные формы не являются именно формами государственного устройства, т. к. это объединения отдельных стран.

Принципы административно-территориального устройства

В каждой стране есть свои особенности деления территории на административные единицы. Тем не менее общие тенденции сохраняются для подавляющего большинства государств. В т. ч. принципы административно-территориального устройства РФ и субъектов РФ тоже построены на перечисленных ниже закономерностях.

Перечислим главные принципы административно-территориального устройства.

Социально-экономический

На основе этого критерия административно-территориальное деление территории страны производится с учетом особенностей экономики данной местности и специфики традиционной занятости населения, в т. ч. численности и плотности населения, его тяготения к определенным экономическим центрам, направления и характера путей сообщения, размещения производственных сил и т. д.

Географический

Границы административно-территориальных единиц определяются с учетом рельефа местности, наличия тех или иных природных ресурсов и угодий, размера территории и иных природных особенностей.

Демографический

С учетом динамики численности населения субъекта страны происходит изменение границ и количества административно-территориальных единиц.

Национально-исторический

Административно-территориальные единицы выделяются на основе особенностей традиций, быта, хозяйственного профиля компактно проживающих групп населения. Данный принцип используется для того, чтобы одноименные народы не были искусственно и против их воли разделены по различным административно-территориальным единицам.

Политический

Принцип используется для того, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему местного самоуправления.

Административно-территориальное устройство РФ

Как мы уже отметили выше, территория России делится на такие административно-территориальные единицы, как субъекты Федерации.

Действующую форму административно-территориального устройства РФ можно охарактеризовать совокупностью следующих признаков:

  • государственная целостность РФ, обеспечение неприкосновенности российской территории (ч. 3 ст. 4 Конституции);
  • единство системы государственной власти в России;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами госвласти РФ и субъектами РФ в регулировании территориальных вопросов;
  • учет национального фактора в территориальной организации государства;
  • установление равноправия субъектов РФ (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ);
  • единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ);
  • местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий (ст. 12 Конституции РФ).

В настоящий момент в состав РФ входят следующие субъекты (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ):

  • 22 республики;
  • 9 краев;
  • 46 областей;
  • 3 города федерального значения;
  • 1 автономная область;
  • 4 автономных округа.

Таким образом, в составе РФ сейчас 85 субъектов Федерации.

Входящие в состав государства субъекты Федерации имеют собственные предметы ведения, свои полномочия, собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и собственное административно-территориальное устройство, то есть территорию и границы.

Вопросы административно-территориального устройства решаются субъектами РФ самостоятельно. Все изменения административно-территориального устройства осуществляются только с учетом мнения проживающего на данной территории населения.

Границы между граничащими субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.

Дальнейшее территориальное деление (т. е. уже внутри субъекта РФ) регламентируется законами субъектов РФ.

Важно! Одной из основных гарантий, обеспечивающих целостность российской территории, является тот факт, что Конституция РФ не предусматривает право субъектов Федерации на односторонний выход из состава государства.

Республика

Республика в составе РФ — одна из разновидностей субъектов РФ. При этом республики (ч. 1 ст. 66, ч. 2 ст. 68 Конституции РФ):

  • Принимают собственные конституции (Конституция РФ все равно имеет главенствующее значение). Дополнительные сведения по этому вопросу вы найдете в статье «Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА».
  • Могут устанавливать свои государственные языки (при этом русский язык обязательно остается в числе государственных языков в любой республике РФ).
  • Имеют свои столицы.
Читайте также:
Безопасность авиационная: что это такое, описание и особенности

Несмотря на вышеперечисленные полномочия (как у самостоятельного государства), республики в составе РФ не имеют собственного государственного суверенитета.

Край — наименование еще одного из видов субъектов РФ. При этом различия между правовым статусом края и области в составе РФ на законодательном уровне не регламентированы (в т. ч. Конституцией РФ). Наименование «край» (а не область, например) по большей части обусловлено историко-географическими факторами.

Область

Существенных различий между правовым статусом области и края в составе субъектов РФ законом не утверждено. И край, и область (как и другие субъекты РФ) имеют свои органы управления, могут принимать свои законы, но, например, не могут устанавливать свои государственные языки или иметь свои конституции (такие правомочия на данный момент есть только у республик).

Город федерального значения

Город федерального значения — город со статусом субъекта РФ. Основным отличием от прочих видов субъектов РФ является особая форма организации местного самоуправления. Так, в городах федерального значения выделяются внутригородские муниципальные образования, а сами города при этом муниципальными образованиями не являются.

Автономная область

Автономии в РФ (к автономным округам это также относится) создавались с учетом особенностей национального состава населения, которое проживало на соответствующей территории. Виды автономии (область или округ) были образованы в зависимости от ряда признаков, в т. ч. численности населения, перспектив и уровня развития экономики и прочих факторов.

Автономный округ

По правовому статусу автономный округ в составе РФ не слишком отличается от автономной области. Автономные округа отличаются от автономных областей огромной территорией при относительно небольшой численности населения.

Статус и автономной области, и автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта РФ (ч. 2 ст. 66 Конституции РФ). По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области или автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области или автономном округе (ч. 3 ст. 66 Конституции РФ). Автономный округ может входить в состав области или края.

Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации

Административно-территориальное устройство субъектов РФ — территориальная организация субъекта Федерации, в соответствии с которой строится и функционирует система его органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Административно-территориальная единица — часть территории субъекта РФ в фиксированных границах, установленная для осуществления функций госуправления, полученная по итогам административно-территориального деления субъекта РФ, имеющая установленный законодательством статус и наименование.

Административно-территориальное устройство субъекта РФ обычно основывается на базовых принципах, таких как:

  • соблюдение гарантий местного самоуправления;
  • повышение эффективности управления;
  • обеспечение благоприятного развития территории;
  • учет исторических, национальных, бытовых особенностей жизни населения и его интересов;
  • ресурсная достаточность для самостоятельного функционирования и социально-экономического развития территории.

Общую схему административно-территориального устройства Российской Федерации уровня субъекта Федерации можно представить таким образом:

  • Автономные округа. Имеются далеко не в каждом субъекте (есть, например, в составе Тюменской области).
  • Города районного значения.
  • Муниципальные образования внутри субъектов РФ: городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
  • Межселенные территории — территории муниципального района, находящиеся вне границ поселений.
  • Закрытые административно-территориальные образования, в пределах которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых федеральными органами госвласти устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан (например, г. Озерск Челябинской области). Имеются не во всех субъектах.
  • Административно-территориальные единицы с особым статусом — территория бывшего субъекта РФ, утратившая статус такового при объединении с другим субъектом РФ (например, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский районы в составе Красноярского края).

Границы административно-территориальных образований в субъектах РФ обычно совпадают с границами соответствующих муниципальных образований.

Решение вопросов административно-территориального устройства отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта РФ.

Правовое регулирование административно-территориального устройства субъектов РФ

Правовую основу административно-территориального устройства субъекта РФ составляют:

  • Конституция РФ;
  • Конституция субъекта РФ (например, конституция Республики Тыва);
  • федеральное законодательство (например, закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, указ Президиума ВС РСФСР «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР» от 17.08.1982);
  • устав субъекта РФ (например, устав Тюменской области);
  • закон об административно-территориальном устройстве субъекта РФ (например, закон Краснодарского края «Об административно-территориальном устройстве Краснодарского края и порядке его изменения» от 02.07.2009 № 1765-КЗ);
  • закон об административно-территориальных единицах с особым статусом (например, закон Красноярского края «Об административно-территориальных единицах с особым статусом» от 24.12.2015 № 9-4110) и др.
Читайте также:
Арбитражное соглашение: что это такое, описание и особенности

Итак, сегодня мы изучили зависимость форм правления и административно-территориального устройства государств в современном мире. Выделяют следующие виды административно-территориального устройства: унитарное государство и федерация.

Россия относится к государствам с федеративным типом административно-территориального устройства.

Еще ответы на вопросы по конституционному праву:

Административно-территориальное устройство России – форма и особенности (9 класс)

  • Зачем необходимо такое устройство
  • Уровни административного деления РФ
  • Особенности статуса различных типов субъектов Федерации
  • Что мы узнали?

Зачем необходимо такое устройство

Административное деление государства необходимо для:

  • Обеспечения гражданам возможностей доступа к образованию, культуре, спорту, медицине. Так, в каждом из федеральных округов имеется Государственный Федеральный Университет. К системе административных субъектов привязаны транспортные схемы, сети медицинских центров, культурные и спортивные учреждения. Как правило, эти объекты располагаются в столицах округов, краев, республик или областных центрах;
  • Планирования путей развития каждого региона с учетом его особенностей: климатических, социальных, природных и других;
  • Эффективного управления. Регионами России управляют региональные парламенты и губернаторы.

Рис. 1. Карта субъектов РФ.

Автономные округи – созданы по национально-территориальному принципу, их 4 (Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский), являются субъектами Федерации, имеют свои парламенты и законодательство. А федеральные округи: созданы как территории, куда назначается ответственный представитель Президента РФ, не имеют собственного управляющего аппарата и законодательства, объединяют в себе несколько субъектов Федерации при этом сами такими субъектами не являются. Их 8: Центральный, Южный, Северо-Западный, Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский, Северо-Кавказский.

Уровни административного деления РФ

Насчитывается 85 субъектов территориального деления России. К ним относятся:

  • 22 республики;
  • 9 краев;
  • 46 областей;
  • 1 автономная область (Еврейская АО);
  • 4 автономных округа;
  • 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург).

Рис. 2. Распределение субъектов Федерации по типу.

Такая форма административно-территориального устройства России обусловлена большой площадью государства и его многонациональностью. Во главе субъектов стоят губернаторы или главы.

Особенностями каждого субъекта Российской Федерации являются:

  • собственное законодательство (Конституция или Устав);
  • собственные властные структуры;
  • свой столичный город;
  • право иметь свой флаг, герб, гимн.

Республика Саха ( Якутия) является самой большой в мире административно-территориальной единицей. Ее площадь больше площади Франции в 6, а Великобритании – в 13 раз. Она расположена в 3 часовых поясах и занимает 18% территории России.

Особенности статуса различных типов субъектов Федерации

Общим для всех 6 типов субъектов является их непосредственное подчинение федеральной власти при наличии определенного уровня самостоятельности. Субъектам предоставлены права: иметь по 2 своих представителя в Совете Федерации, управлять своей территорией в рамках свободы, предоставленной федеральным законодательством, иметь свои властные и судебные структуры. Все субъекты РФ равноправны.

Рис. 3. Герб Краснодарского края.

Республики сформированы по национальному признаку и названы по титульной нации. Они имеют право давать свое гражданство, иметь Конституцию, вводить обязательное изучение своего языка в учебных заведениях и использовать его наравне с общегосударственным в оформлении документов и деловой переписке.

Автономные округи тоже созданы по национальному признаку, но не имеют своего гражданства и Конституции (только Устав), не используют в государственных учреждениях языков кроме русского. Большинство автономных образований (кроме Чукотского автономного округа и Еврейской автономной области) входят в состав какого-либо края или области.

Область – это исторически (с Х века) сложившиеся регионы России, ранее они назывались волостями. Области имеют свою столицу, Устав, властные структуры.

Край – по статусу практически не отличается от области.

Существует тенденция к укрупнению регионов. Так, за последние 15 лет в результате слияния областей и автономных округов в России были созданы 3 новых края: Пермский, Забайкальский, Камчатский.

Что мы узнали?

На сегодняшний день в России насчитывается 85 административно-территориальных единиц, относящихся к 6 различным типам. Все субъекты равны между собой в юридическом смысле. Подразделение государства на отдельные единицы необходимо для облегчения управления территориями, создания возможностей для их развития и повышения уровня обеспеченности населения транспортными, медицинскими и другими услугами.

Современное-административно территориальное деление России

Административно-территориальное устройство – одна из важнейших на сегодняшний день составляющих организации общества в территориальном отношении. На его основе выстраивается система органов местного самоуправления, государственной власти, совокупность рыночных институтов, система различных общественных объединений. Роль политико-территориального деления в условиях России особенно важна из-за обширности территории этой страны, из-за разнообразия географических, экономических, национальных, природных

и демографических особенностей. Это обеспечивает актуальность данной темы.

В сегодняшнем обществе политико-территориальное устройство – не просто перечень названий, а сложный механизм, связанный с общественной и государственной формой управления. Он является базой для политической, экономической, организаторской, идеологической деятельности субъектов и государства в целом.

Принципы, положенные в основу устройства Российского государства

В настоящее время можно считать, что административно-территориальное деление России характеризуется принципиально новым уровнем. Наша страна из союзной республики, находившейся в составе СССР, превратилась в независимое государство. Россия – уникальная, самобытная федерация, строение которой основано на правовом договорно-конституционном фундаменте. Это находит отражение в 1-й статье принятой в 1993 году Конституции РФ.

Читайте также:
Ассоциированное лицо: что это такое, описание и особенности

Механизмом самостройки и регулирования федеративных отношений служат двусторонние договоры, заключенные между субъектами и органами федеральной власти о разграничении полномочий и предметов ведения. Немало проблем и особенностей порождает противоречивость 2-х принципов, заложенных изначально в основу устройства Российского государства. Первый из них – национально-территориальный (автономные округа и области, республики). Второй принцип – административно-территориальный (города федерального значения, области, края). Кроме того, Российская Федерация по количеству субъектов занимает 1-е место в мире. Наличие большого их числа может привести к трудностям управления ими.

Количество субъектов РФ и их особенности

Рассмотрим особенности административно-территориального деления России более подробно. Российская Федерация в административном отношении состоит из 89 субъектов (регионов). Они равноправны. Среди них есть области, края, республики, автономные округа, а также 2 города федерального значения (Санкт-Петербург и Москва) и одна автономная область. Эти субъекты сильно отличаются по экономическому потенциалу, численности населения, территории (в тысячи раз). Однако все они относятся к одному уровню районирования, так как обладают одним и тем же правовым статусом.

Каждый регион (кроме Санкт-Петербурга и Москвы) делится, в свою очередь, на административные районы. Административно-территориальное деление России, кроме того, включает городские округа и районы, города, волости, сельсоветы, поселки городского типа.

Экономические и политические обязанности и права субъектов РФ

РФ, как и другие федерации, единое, а не союзное государство. Следовательно, республики, которые находятся в ее составе, не могут подписывать межгосударственные договора с ней на равных с зарубежными странами основаниях. Другое дело – двусторонние и многосторонние соглашения РФ и субъектов ее о распределении между ними полномочий. Договор от 31.03.1992 г. является именно таким соглашением. Он разграничивает полномочия и предметы ведения между федеральными органами и органами суверенных республик, находящихся в составе РФ. При этом формальное равенство всех субъектов обеспечивается тем, что у них есть признаки, общие для всех. К ним относятся следующие.

1. Административно-территориальное деление России характеризуется тем, что как в целом государство, так и субъекты (государствоподобные образования) имеют собственное население и территорию, на которой они проживают. Территория РФ включает земли отдельных регионов. Федерация при этом не имеет права менять по собственному усмотрению границы субъектов. Это можно сделать лишь с их взаимного согласия.

2. У субъектов есть свой высший закон (уставы в областях, конституции в республиках).

3. У них имеется свой законодательный орган.

4. У субъектов есть право принимать собственные законы, которые действуют на их территории, если они не противоречат общефедеральным и Конституции РФ.

5. У них имеется своя система исполнительной власти и их главы – высшие должностные лица (президент – в республиках, губернатор – в областях, мэр – в городах федерального значения).

6. У субъектов есть собственные судебные органы, которые призваны защищать их статус.

7. Они обладают особыми формальными признаками. Центром субъекта является город (административный центр – в областях, столица – в республиках). У субъектов есть государственная символика (гимн, герб, флаг). Ниже представлен флаг Ярославской области.

История административно-территориального деления России в дореволюционный период

Наша страна – государство, имеющее богатую историю. Поэтому административно-территориальное деление России нельзя рассматривать, не оглядываясь в прошлое. Так, в дореволюционный период существовали единицы, которые после прихода большевиков были упразднены. Это уезды, волости, генерал-губернаторства и губернии.

Волости

В Древней Руси волостью считалась вся территория некоторой земли (княжества), подчиненная городу сельская территория, полусамостоятельный удел. С конца 14 века она начинает рассматриваться как часть уезда, а с 1861 года становится единицей сословного крестьянского управления.

Уезды

С 13 века уездом считалась совокупность волостей, которые тяготели к тому или иному центру. Он управлялся наместниками князя, а начиная с 17 века – воеводой. С 18 века уезд входил в состав губернии. В нем с 1775 года осуществлялась исправником полицейско-административная власть, это была низшая финансовая, судебная и административная единица.

Губернии

Административно-территориальное деление России было отмечено тем, что основной единицей с 1708 года была губерния. В ее состав входили уезды. При этом некоторые губернии объединялись, формируя генерал-губернаторства. В России к 1917 году было 78 губерний. Из них 25 перешли к Прибалтийским государствам, Финляндии, Польше.

Генерал-губернаторства

В России генерал-губернаторства существовали с 1775 по 1917 год. В состав их входила одна или несколько областей или губерний. Управлялись они генерал-губернатором.

Особенности устройства СССР

Понять сущность административно-территориального деления России можно, только обратившись к устройству СССР. Отметим, что число уровней в иерархиях экономически процветающих и политически стабильных государств составляет не более трех, в крайнем случае четырех. Увеличение их количества приводит, как правило, к конфликтам между различными уровнями. В СССР число их составляло пять в республиках, имевших районное деление (поселение – город – район – республика -СССР) и шесть в республиках, имевших областное деление (поселение – район – город -область(край) – республика – СССР). Распад Советского Союза, как и регионализацию современной России, можно воспринимать как деформацию структуры иерархий устройства политико-территориального, которая сопровождалась уменьшением числа уровней.

Читайте также:
Государственные преступления: что это такое, описание и особенности

Административный район и город

Административный район в 5-уровневой структуре может быть “старше”, чем город. Это влечет за собой значительные различия в свойствах системы государства в целом, в их политическом поведении. Это свойство деления политико-территориального является не структурным, а функциональным. Дело в том, что в городах находились промышленные предприятия республиканского и союзного подчинения, которые были с точки зрения Центра более значимыми. Однако в районах базировались этноспецифичные производства, более важные для руководства республик. В целом в СССР политико-территориальное деление было таким, чтобы имелась возможность минимизировать типы и количество конфликтов, которые можно решить на низших уровнях иерархии. Это, в общем, было весьма логично. В представительных органах власти были институализированы конфликты, которые решались более-менее успешно.

Особенности современного административно-территориального деления России

РФ отличается рядом особенностей по сравнению с другими федерациями. Обычно они образуются с помощью объединения в союзное государство двух или нескольких ранее независимых. Формирование РФ, однако, шло совершенно иным путем. Наша страна – это не федерация как объединение государств. Ее образование является результатом создания в составе страны ряда национально-государственных автономных образований, населяющих территорию России народов, а также формирования автономных государств. Они и признаны сегодня ее субъектами. Поэтому РФ с самого начала была как национальным государством народа русского, который составляет большинство населения, так и объединившим в своем составе различные народы, то есть основанным на автономии.

Необычная федерация

Порядок образования РФ говорит о том, что эта федерация с самого возникновения носила договорной или договорно-конституционный характер, так как она была сформирована не путем заключения договора между входящими в ее состав субъектами, а на основе Конституции, которая провозгласила ее создание.

Россия, не имеющая классических признаков государства федеративного, в качестве такового вызывала множество споров. Но основным аргументом в защиту статуса федерации служили не ее формальные признаки, а воля народов, которые выразили желание свое государство рассматривать как федеративное.

РФ и РСФСР

Как вы видите, особенности современного административно-территориального деления России не позволяют в полной мере считать ее федерацией. Однако РФ сегодня в большей степени похожа на нее, чем РСФСР – ее предшественник. Субъектами современной РФ являются не только настоящие или бывшие автономии, но и края, области, а также города федерального значения. Следовательно, сегодня не часть, как раньше, а вся территория государства складывается из территорий входящих в ее состав субъектов. Несмотря на то что многие черты изменились, Российская Федерация как была федерацией конституционно-правовой, так и осталась ей.

Сходство устройства современной России с устройством СССР

Можно считать, что единицы административно-территориального деления России во многом схожи с единицами СССР. Сохраняются и отношения, приведшие к распаду Советского Союза. Прежде всего это различие между областями, которые являются аналогами республик СССР с делением на области; и республиками, аналог которых – республики СССР, имевшие районное деление. Кроме того, наблюдается специфическое несоответствие иерархий этих единиц между уровнями “район-город”. Эта система деления досталась нашей стране в “наследство”. Она не обеспечивала необходимого устойчивого развития государства в новых экономических условиях.

Реформирование системы

Необходимость изменения административно-территориального деления России недавно была осознана. Современный этап отмечен кардинальным ее реформированием. Относительно недавно был сделан первый шаг в данном направлении, которым стал Указ президента РФ, изданный 13 мая 2000 года. В нем говорилось о создании семи федеральных округов, а также об утверждении Положения и необходимости учреждения полномочных представителей президента РФ в федеральных округах.

Созданные федеральные округа современное административно-территориальное деление России в корне не меняют. Однако они являются стратегической формой упрочения вертикали власти в нашей стране. Федеральные округа в дальнейшем будут являться основой, на которой будет строиться административно-территориальное деление России. Перспективы их развития, по крайней мере, на сегодняшний день именно такие.

Административно-территориальное устройство России

Урок 34. Подготовка к ЕГЭ по географии

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Административно-территориальное устройство России”

Сегодня на уроке вы узнаете, что такое административно-территориальное устройство, рассмотрите административно-территориальное устройство России, разберётесь с экономическими районами и федеральными округами на территории страны. Приступим.

Россия, будучи многонациональной республикой, по своему государственному устройству является федерацией, построенной по национально-территориальному принципу. 31 марта 1992 года заключён Федеративный Договор, который вошёл позже в Конституцию РФ как самостоятельная часть. Согласно этому договору к субъектам РФ относятся: республики, автономные области, автономные округа, административные области и края, а также города федерального значения.

Читайте также:
Заключение договора: что это такое, описание и особенности

Все субъекты Федерации имеют равные права и полномочия и несут равные обязанности в социальных и культурных областях.

Административно-территориальное деление Российской Федерации базируется на следующих принципах федеративного устройства страны, изложенных в ст. 5 Конституции Российской Федерации.

Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равны.

Административно-территориальное устройство России было определено Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года. В последствии и не раз в административно-территориальном делении России происходили изменения.

С 18 марта 2014 года территория России состоит из 85 субъектов Федерации: 22 республики, 9 краёв, 3 автономных округа, входящие в состав областей, 1 автономный округ, не входящий в состав области, 1 автономная область, 46 областей и 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).

Перечислим все субъекты Российской Федерации.

Автономные республики: Адыгея (столица — Майкоп), Алтай (Горноалтайск), Башкортостан (Уфа), Бурятия (Улан-Удэ), Дагестан (Махачкала), Ингушетия (Назрань), Кабардино-Балкария (Нальчик), Калмыкия (Элиста), Карачаево-Черкесия (Черкесск), Карелия (Петрозаводск), Коми (Сыктывкар), Крым (Севастополь), Марий Эл (Йошкар-Ола), Мордовия (Саранск), Саха (Якутия) (Якутск), Северная Осетия (Владикавказ), Татарстан (Казань), Тыва (Кызыл), Удмуртия (Ижевск), Хакасия (Абакан), Чечня (Грозный), Чувашия (Чебоксары).

Края: Краснодарский, Ставропольский, Пермский, Алтайский, Красноярский, Забайкальский, Камчатский, Хабаровский, Приморский.

Автономные округа: Ненецкий (в составе Архангельской области), Ямало-Ненецкий (в составе Тюменской области), Ханты-Мансийский (в составе Тюменской области), Чукотский.

Автономная область: Еврейская автономная область (Биробиджан).

Области: Московская, Смоленская, Тверская, Ярославская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Костромская, Ивановская, Орловская, Брянская, Калужская, Курская, Белгородская, Воронежская, Липецкая, Тамбовская, Пензенская, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Нижегородская, Кировская, Мурманская, Архангельская, Вологодская, Ульяновская, Самарская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская, Ростовская, Свердловская, Челябинская, Оренбургская, Курганская, Тюменская, Омская, Томская, Новосибирская, Кемеровская, Иркутская, Амурская, Сахалинская, Магаданская, Калининградская.

Традиционно региональный обзор России даётся в разрезе экономических районов, формирование которых происходило на протяжении длительного времени под воздействием различных природных, экономических и социальных условий.

Первые схемы экономического районирования были предложены ещё в 18-19 веках. В советский период экономические районы рассматривались в качестве основных единиц директивного планирования экономического развития страны.

Экономический район — это территория страны, состоящая из нескольких субъектов (областей, республик, краёв), которые отличаются от других своей специализацией. Всего на территории России выделяют 12 экономических районов:

По масштабам, специализации и структуре производства экономические районы существенно различаются. Наиболее крупным индустриальным потенциалом обладают Уральский, Центральный, Западно-Сибирский и Поволжский районы (на них приходится более 50 % производства всей промышленной продукции России). По масштабам сельского хозяйства выделяются Центрально-Чернозёмный, Уральский, Поволжский, Северо-Кавказский и Западно-Сибирский районы (2/3 сельскохозяйственной продукции).

Принципиально новым этапом регионализации России стало образование федеральных округов. Основная цель их создания – укрепление федеральной власти на уровне регионов. Разберёмся с этим подробнее.

Как вы знаете, главой государства России является президент. Основная законодательная власть принадлежит Федеральному собранию, состоящему из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Основная исполнительная власть принадлежит правительству. Основные положения Конституции предусматривают разграничение полномочий между Российской Федерацией и её субъектами.

К ведению федеральных органов государственной власти отнесены такие функции, как принятие и изменение Конституции страны; защита прав и свобод человека; определение основ федеративной политики и осуществление государственных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, национального и культурного развития России; установление правовых основ единого рынка; финансовое регулирование, управление федеральной собственностью, бюджетом, внешняя политика и международные отношения; оборона и безопасность России; защита государственных рубежей.

Субъекты Федерации наделяются правами для самостоятельной хозяйственной деятельности. В совместном ведении Российской Федерации и её субъектов находятся вопросы владения и пользования землёй, природными ресурсами, охраны природы, координации международных и внешнеэкономических связей, установления общих принципов налогообложения.

В 2000 году по Указу Президента РФ для укрепления власти все субъекты РФ были объединены в 8 федеральных округов, в каждом из которых назначены представители Президента.

Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическими районами, но не совпадали с их количеством и составом (за исключением совпадения состава и названия Дальневосточного федерального округа с одноимённым экономическим районом).

Нанесём федеральные округа и их центры на карту России:

Читайте также:
Аварийный взнос: что это такое, описание и особенности

Центральный федеральный округ (административный центр – Москва);

Северо-Западный федеральный округ (административный центр – Санкт-Петербург);

Южный федеральный округ (административный центр – Ростов-на-Дону);

Северо-Кавказский федеральный округ (административный центр –Пятигорск);

Приволжский федеральный округ (административный центр – Нижний Новгород);

Уральский федеральный округ (административный центр – Екатеринбург);

Сибирский федеральный округ (административный центр – Новосибирск).

Дальневосточный федеральный округ (административный центр –Хабаровск).

Наибольшим округом по количеству субъектов и численности населения является Центральный округ, по размерам территории — Дальневосточный округ.

Уральский и Центральный округа не имеют среди своих субъектов республик (хотя первый имеет автономные округа в составе одного субъекта-области, а второй вообще представлен исключительно областями и городом федерального значения).

В Северо-Кавказском округе нет ни одной области (хотя есть один край), кроме того, данный округ — единственный, в котором не имеют абсолютного большинства населения округа этнические русские, доля которых наивысшая в Центральном округе.

Все округа имеют сухопутные границы с другими государствами. Центральный, Приволжский и Северо-Кавказский округа не имеют выхода к Мировому океану (хотя второй и третий выходят на «международное» море).

Приволжский округ является крупнейшим по доле промышленного и сельскохозяйственного производства в экономике России; Уральский округ даёт наибольшие налоговые отчисления, формирующие федеральный бюджет.

Подведём итоги урока.

Согласно Конституции, Россия состоит из субъектов Федерации. Россия состоит из 85 субъектов Федерации: 22 республики, 9 краёв, 4 автономных округа, 1 автономная область, 46 областей и 3 города федерального значения.

В современной России используется несколько типов территориального деления. На территории России выделяют 12 экономических районов и 8 федеральных округов.

Административная территориальная единица государства

Любому государству присуще разделение на отдельные части всей его территории. Это необходимо для создания местного самоуправления, осуществления управленческой деятельности. Административная территориальная единица формирует структуру государства. Это формальные регионы, которые имеют политический и экономический смысл.

Совокупность таких единиц составляет административно-политическое деление страны. Причем процедуру деления можно рассматривать и как процесс создания определенной структуры, и как его конечный результат. При этом образуются различные административные единицы.

Общая характеристика

Административно-территориальной единицей является часть государства, которая формирует политическую административную карту страны. В соответствии с таким разделением строится система местного самоуправления. Это частный случай районирования, которое проводят органы государственной власти.

Деление территории суверенного государства на отдельные регионы обусловлено политическими, природными, этническими и прочими факторами. Федеративные государства также имеют подобные единицы местного самоуправления, так как подобные страны являются унитарными. Их устройство является особым.

Подобные государства характеризуются федеративным устройством. Каждый их субъект имеет унитарное устройство, но они могут также являться отдельными федерациями. Административные единицы управляются органами местного самоуправления. Их права регулируются законодательством.

Особенности разделения стран

Деление территории страны на отдельные части имеет древнее происхождение. Это было присуще множеству государств в прошлом и настоящем. Отличие заключается только в сложности такого устройства.

Не во всех странах существует такая категория, как административная территориальная единица. Так, например, в Монако подобной практики нет. Площадь страны разделена на 3 коммуны. Однако они не признаются отдельными единицами.

В некоторых странах при их распаде границы областей могут формировать отдельные государства. В этом случае возможно возникновение множественных территориальных споров.

Особенности разделения в РФ

Административно-территориальные единицы России формируются под воздействием законодательной деятельности представительных органов. Существуют определенные принципы, по которым происходит подобный процесс. Законодательство регулирует полномочия органов местного самоуправления.

Взаимоотношения между государством и его регионами имеют несложную форму. Поэтому правительство может менять районирование без процедуры одобрения местными властями таких решений.

Принципы формирования регионов в РФ

Российские территориально-административные единицы формируются по нескольким принципам. К ним относятся территориальный, национальный и смешанный подход. В первом случае предполагается выделение территориальной единицы при наличии значительной площади и проживающего здесь большого количества людей. Этот принцип положен в основу формирования области, края, города.

По национальному принципу формируются субъекты РФ, в которых проживает определенная этническая группа населения. Если на конкретной небольшой территории проживает определенный народ, входящий в состав федерации, эту область также выделяют в отдельную единицу.

Смешанный принцип имеет черты национального и территориального разделения. Признаками субъекта является отсутствие государственного суверенитета, отсутствие возможности самостоятельно менять границы или выходить из состава государства. Население, живущее в таких районах, наделяется одинаковыми правами. Все проживающие являются гражданами РФ. Все субъекты имеют равные права.

Факторы разделения

Существует несколько основных факторов, по которым формируется каждая основная административно-территориальная единица. Это происходит под воздействием природно-географических, этнических, культурных, социальных и экономических особенностей развития. В связи с этим можно выделить несколько групп факторов. Они определяют формирование системы.

Этнокультурные факторы определяют территориальную структуру в многонациональных государствах. Такие области обладают четко выраженными на местности объектами. Чтобы избежать сепаратизма национальных меньшинств, правительство редко определяет границы области по этому принципу.

Исторические факторы сложились много веков назад. Сохранившись и по сей день, они могут формировать карту страны. Система расселения (демографический фактор) также может влиять на этот процесс. В некоторых случаях территориальные единицы формируются под воздействием природных (географических) факторов.

Читайте также:
Выборная монархия: что это такое, описание и особенности

Важным сегодня является экономический фактор. Он определяет разделение территории по профилю производства, направления хозяйственной деятельности.

Типы территориальных единиц

Чтобы понять, как называется территориальная административная единица в РФ, необходимо рассмотреть существующие их виды. Они бывают первичными и базовыми. К первой категории субъектов относятся районные города, ПГТ, поселки. Ко второй категории субъектов относят районы, города республиканского или областного подчинения.

Районом называется составляющая часть края, автономного округа или области. Это многоотраслевая экономическая структура. В нее входят коммунально-бытовые, сельскохозяйственные, торгово-закупочные предприятия.

Городом называется важная для культурной, политической и хозяйственной деятельности страны единица. Они разделяются на виды в зависимости от ряда организационных факторов. Бывают города республиканского, краевого, областного, окружного, районного значения. Городские районы являются их частью, наименьшей структурной единицей.

Поселки также считаются отдельной частью территориальной системы. Они отличаются от городов меньшими размерами. Бывают дачные, курортные и рабочие поселки.

Формат подчинения

Административно-территориальные единицы страны могут отличаться различной степенью подчинения государственным властям. В зависимости от этого выделяют несколько форматов организации структурных элементов.

Автономный регион отличается повышенным политическим статусом. Их уровень самоуправления высок. Чаще всего подобные единицы выделяют по этнокультурному признаку.

Ко второму типу подчинения относятся регионы, в которых присутствует особый порядок управления. К таким структурным единицам могут относиться регионы с особой геополитической ситуацией. Чаще всего они живут в условиях жесткого контроля со стороны централизованной власти.

Третьей формой являются области с пониженным политическим статусом. Такие регионы могут не обладать совсем или только частью признаков субъектов. Они имеют небольшое количество жителей или малый размер.

Столичные округа характеризуются наличием крупного города, которые обладают некоторой автономией или особыми правами.

Экстерриториальные территории выделяют по этническому признаку. Также существуют заморские территории, которые образовались после распада колоний. Их принято называть владениями. Также существуют неконтролируемые регионы.

Название структурной единицы

Чтобы разобраться, какая административно-территориальная единица функционирует в регионе, следует рассмотреть особенности их топономики. Различают наименования и названия подобных структурных элементов государств. Под наименованием подразумевают синонимы формальных регионов. Они могут быть общими для многих стран или встречаться исключительно в одном государстве.

Условно для определения понятия территориальной административной единицы в любой стране можно использовать слово «провинция». Остальные формы считаются производными от нее.

В большинстве государств применяется одно наименование для структурных единиц. Однако для сложных федераций возможно применение более сложной организации. В этом случае именования могут формироваться в результате исторических факторов, размера территории и т. д.

Название же устанавливается для конкретной территории, обладающей уникальными характеристиками.

Уровень дробности

Административная территориальная единица входит в структуру из определенного количества элементов. Их число определяет уровень дробности государства. Оптимальные параметры этого понятия связаны с выбором адекватной управляемой структуры.

Показатель дробности зависит от числа жителей в стране, ее размерами и степени ее расчлененности в соответствии с различными признаками. Для каждого государства существует оптимальное число структурных единиц. Причем оно не зависит от размеров территории и количества жителей. Каждый структурный элемент должен иметь высокую управляемость.

Количество структурных единиц для среднестатистического государства составляет около 18 штук. Это исторически сложившийся оптимальный уровень. Однако это не означает, что любое государство должно формировать свою структуру в соответствии с этим значением.

Административный центр

Административно-территориальная единица государства имеет такой элемент, как центр. Для полноценного управления значение имеет его месторасположение, а также его столичность. Последний принцип имеет несколько типов.

Доминирующий центр является в регионе самым крупным городом. Он имеет большое влияние на остальные структурные единицы. Доминирование определяется концентрацией в нем населения относительно всего региона, а также экономический потенциал.

Конкурентно-доминирующий центр представляет собой столицу, которая является одним из нескольких крупных городов в регионе. Функциональный центр может быть небольшим, но он выполняет административные функции.

Еще одной формой столичности считается исторический центр. Город может быть некрупным, но он выполняет административные функции уже множество веков.

Закрытые образования

Административная территориальная единица в РФ может быть закрытой. К таким образованиям относятся структурные элементы, которые имеют органы самоуправления и промышленные предприятия по производству оружия массового поражения, переработке радиоактивных отходов и т. д.

Это тоже территориальная административная единица. Ее границы определяются в соответствии с действующим режимом безопасности, а также потребностями его развития.

Рассмотрев основные принципы выделения административно-территориальных единиц, можно глубже вникнуть в принципы государственного деления и подчинения регионов в РФ и других странах мира.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: