Администрация не кладет асфальт: куда жаловаться

Как отремонтировать прилегающую территорию многоквартирного дома?

К каждому жилому дому прилегает территория, которая, в соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ, является общим имуществом, принадлежащим на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

На прилегающей территории, как правило, расположены дороги, тротуары, прилегающие площадки и пешеходные дорожки. Зачастую, состояние этих объектов оставляет желать лучшего, и перед владельцами встает вопрос: кто это все должен ремонтировать и как этого ремонта добиться!?

Обеспечение сохранности благоустроенной территории является беспрекословным правом и одновременно обязанностью жителей многоквартирного дома.

Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества.

Исходя из этого, жители сами должны выделять средства для ремонта своей долевой собственности – то есть оплачивать ямочный ремонт. Как правило, условие по ремонту долевой собственности включено в договор с управляющей компанией в части оплаты жильцами обслуживания и текущего (капитального) ремонта. Следовательно, жильцы регулярно вносят средства на содержание придомовой территории, как того требуют нормативные предписания.

Но, несмотря на это, добиться даже ямочного ремонта асфальтового покрытия дворовых дорог на практике оказывается очень сложно.

Для того, чтобы добиться ремонта придомовой территории, необходимо соблюсти следующую процедуру:

1. Написать заявление в двух экземплярах в управляющую компанию на имя её руководителя о необходимости проведения ремонта асфальтового покрытия внутренней прилегающей к дому территории. Заявление должно быть подписано не менее чем 50% жильцов дома. В заявлении коротко указать суть проблемы, примерные объемы работ, продолжительность текущего состояния дорожного покрытия, по возможности – причины развития проблемы. Один экземпляр передается в управляющую компанию (далее – УК), на втором ставится отметка о принятии с указанием даты, подписью и расшифровкой принявшего сотрудника (желательно, указать его должность).

2. В случае, если в течение месяца не будут проведены работы или от УК не последует ответ – необходимо обратиться в надзорный орган с жалобой на действия УК с приложением копии заявления, поданного в УК, а также желательно приложить фотографии территории, подлежащей ремонту.

В данном случае, УК нарушает нормативы на содержание дорог. Нормативы регламентируются ГОСТ Р номер 50597-93, согласно которому срок ликвидации ям и выбоин на дорогах группы “В” при предельной площади повреждений 7 квадратных метров на 1000 кв. м должен составлять не более 10 суток с момента обнаружения дефекта.

Если действия не принесли желаемого результата и УК не выполнила ремонтные работы – отремонтировать дворовые дороги можно самостоятельно.

Для этого следует вызвать независимого эксперта для оценки текущего состояния конкретной придомовой территории и приблизительной стоимости ремонта. Собирая деньги с жильцов дома, регистрируйте каждый взнос специально созданной комиссией в составе от трех человек под председательством домового комитета. Для проведения ремонта желательно обратиться в организацию, занимающуюся ремонтом дорожных покрытий. При этом не стоит заказывать самый дорогой ремонт, достаточно, чтобы были соблюдены все стандарты и требования. Собирайте все договоры и квитанции об оплате услуг как экспертов, так и строителей, все записи о сборе денег и протоколы собраний жильцов.

Для приемки выполненных нанятой фирмой работ опять же следует обратиться к эксперту, чтобы он проконтролировал качество и выдал вам независимое заключение о приемке работ, где должно быть указано, что все характеристики отремонтированного покрытия соответствуют ГОСТам и СНиПам. Не следует подписывать самостоятельно, даже созданной комиссией, состоящей из собственников квартир, никаких актов! Все должны делать специалисты.

После завершения работ, необходимо направить заявление в УК с требованием возмещения всех понесенных расходов, с приложением копий всех указанных выше документов.

В случае отказа в возмещении или бездействия УК в течении месяца с момента обращения, следует также обратиться в надзорный орган с требованием о привлечении УК к ответственности и для защиты своих интересов и возмещения всех понесенных расходов.

Также у Вас есть право самостоятельно обратиться в суд для взыскания понесенных расходов с УК.

Отсутствие дороги на улице

Проживаем в сельской местности, по улице проходит грунтовая дорога без покрытия. Каждую весну и осень она становится непригодной для проезда, что создает угрозу жизни и здоровью жителей улицы. Все попытки договориться или заставить власти сделать дорогу (хотя бы отсыпать щебнем) заканчиваются тем, что власти ссылаются на то, что дорога относится к 5-й категории и не подразумевает ремонта и твердого покрытия, а только грейдирование. Как можно добиться ремонта дороги?

Читайте также:
Отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

– приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

– приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

– соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно п. 4 ст. 6 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:

– принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

– участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района;

– ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление указанных полномочий на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта РФ, а также на межселенной территории.

К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:

– принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

– ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий;

– участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Таким образом, обеспечение проведения мероприятий, направленных на безопасность дорожного движения на дорогах местного значения, к которым относятся и грунтовые дороги сельского поселения, возлагается на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся данные дороги.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 “Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля”, утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 N 1245-ст, устанавливает сроки проведения мероприятий по устранению дефектов дорожного покрытия, в том числе для дорог 5-й категории.

Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (приняты письмом Росавтодора от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис) содержат основные положения по организации и выполнению работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, искусственных сооружений и элементов их инженерного обустройства, обеспечению безопасности дорожного движения.

Читайте также:
Цена иска: что это такое, описание и особенности

В соответствии с приказом Минтранспорта России от 16.11.2012 N 402 “Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог” установлен состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог. Классификация предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного проихзводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Таким образом, для решения вашей проблемы необходимо направить письменный запрос в местную администрацию с требованием приведения дорожного покрытия дороги в надлежащее состояние, обеспечивающее безопасность дорожного движения. Желательно предварительно заказать проведение независимой экспертизы дорожного покрытия.

В случае получения отказа его можно обжаловать в порядке ч. 1 статьи 218 КАС РФ.

Ремонт асфальтового покрытия во дворе дома: обязанные лица и ответственность управляющей организации

Дороги являются извечной проблемой России. Сказанное справедливо и к придомовой территории, асфальтное покрытие которой часто содержится в ненадлежащем состоянии. Ямы и выбоины во дворе дома не только портят вид, но также способны привести к получению травм в период наледи или распутицы. Собственники требуют проведения данного ремонта от управляющей организации, а управляющая организация часто ограничивается отписками, ссылаясь на нехватку денег. Разбираемся, кто прав, а кто неправ в данной ситуации.

Ремонт асфальтового покрытия как часть работ по содержанию общего имущества управляющей организации

При эксплуатации общего имущества мы сталкиваемся со следующими основными проблемами дорожного покрытия на придомовой территории:
– ямы и выбоины, возникающие из-за просадки грунта, естественного износа асфальто-дорожного покрытия, требующие точечного текущего ремонта
– разрушение асфальта и бордюрного камня в результате действий ресурсоснабжающих организаций, ведущих ремонтные работы во дворе дома
– необходимость проведения капитального ремонта всего дорожного покрытия земельного участка из-за его существенного износа
– необходимость ремонта (точечного или капитального) тротуара или пешеходных дорожек.

Прежде всего, отметим, что ни Минимальным перечнем услуг и работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 (далее – Правила № 290), ни Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491) – не предусмотрена обязанность для управляющей организации осуществлять ремонт асфальта на придомовой территории.
Работы по содержанию придомовой территории в холодный период года и в теплый период года сводятся лишь к уборке мест общего пользования с учетом климатических особенностей (п. 24 и 25 Правил № 290).

Одновременно требование п. 1 ст. 161 ЖК РФ о том, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме – также не содержит прямой отсылки к обязанности ремонтировать асфальт во дворе.

Однако судебная практика идет по иному пути: если в результате ненадлежащего состояния асфальтного покрытия житель получает какую-либо травму, то вред полежит взысканию с управляющей домом организации (Апелляционное определение Ульяновского областного суда по делу № 33-4408/2014 от 11.11.2014 г.).

Какие виды ремонта асфальта обязана делать управляющая организация

Прежде всего назовем ситуацию, когда управляющая организация не обязана ремонтировать асфальт на придомовой территории. Единственное исключение из правил – земельный участок у многоквартирного дома отсутствует или не сформирован. Факт наличия или отсутствия земельного участка можно проверить по данным Публичной кадастровой карты https://pkk.rosreestr.ru/

Читайте также:
Следственные и согласительные ко миссии

Если земельному участку присвоен кадастровый номер, то в 99% случаев он относится к составу общего имущества в силу п. 1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана его надлежащим образом содержать и эксплуатировать.

Помимо общих норм, изложенных в ЖК РФ, а также Правилах № 290 и № 491, есть специальные технические нормы и регламенты. Речь идет про Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170).

Некоторое время назад у коллег по цеху была дискуссия о том, правомерно ли использование управляющими организациями Правил № 170. С учетом Постановления Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.09.2010 № 6464/10, а также с учетом решения суда кассационной инстанции по делу № А84-1499/2020 от 14.01.2021 г. суды указывают на то, что требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, которые определены Правилами № 170, являются обязательными для исполнения управляющими организациями.

В соответствии с п. 4.1.7 Правил № 170, просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
При этом, в соответствии с п. 17 приложения 7 к Правилам № 170, ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников относится к работам по текущему ремонту.

В такой ситуации в условиях отсутствия надлежащего ремонта дорожного покрытия сотрудники жилищной инспекции выдают управляющей организации предписания на проведение ремонтных работ. А суды как правило отказывают в отмене данных предписаний, указывая, управляющая организация, приняв на себя обязательства по договору с собственниками жилых помещений и являясь коммерческой организацией, несет риск, связанный с осуществлением коммерческой деятельности, и не может ссылаться на отсутствие средств для осуществления такой деятельности либо иные обстоятельства, приведшие к неисполнению им своих обязанностей перед жильцами.

Так, в решении Арбитражного суда Владимирской области по делу № А11-10626/2013 суд указал, что факт отказа собственников жилых помещений от дополнительного финансирования соответствующих работ по ремонту асфальта не является основанием для непроведения данных работ управляющей организацией.

В решении Арбитражного суда Тульской области по делу № А68-9606/2014 суд указал, что управляющая организация осуществляя управление многоквартирным домом, обязана обеспечить надлежащее состояние асфальтового покрытия придомовой территории.

В другом случае (где также оспаривалось предписание на проведение ремонтных работ по асфальту) суд указал, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющей компанией независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме (дело № А43-17219/2015).

Нормы Госстроя СССР от 23.11.1988 № ВСН 58-88 (р)

Нормами Госстроя СССР от 23.11.1988 № ВСН 58-88 (р) утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее – Положение).

Данное Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий (п. 1.2 Положения).

Приложение № 4 данного нормативного акта в числе работ, выполняемых при подготовке зданий к эксплуатации в весенне-летний период указан ремонт просевших отмосток, тротуаров, пешеходных дорожек.

Несмотря на то, что в 2021 году Положению исполнится 33 года, а принято оно было еще в СССР, оно является действующим и надзорные органы им руководствуются.

Ищем компромисс с жителями

Полностью отказаться от ремонта асфальтового покрытия на придомовой территории нельзя. С другой стороны, проведение капитальных работ по ремонту асфальтового покрытия за счет средств и тарифа на текущее содержание – также невозможно.

Читайте также:
Уклонение от уплаты таможенных платежей

В таком случае график мелкоямочного ремонта стоит утвердить на общем собрании, либо согласовать с советом многоквартирного дома. Планирование ремонта снимет лишние вопросы к управляющей организации от жителей и позволит уменьшить потенциальное недовольство от проблем асфальтного покрытия придомовой территории.

Должна ли УО ремонтировать проезды и тротуары во дворах домов

Мы часто пишем о судебных спорах, в которых управляющая организация пытается оспорить предписание органа ГЖН, выданное после проверки. Сегодня читайте о доводах судов, рассматривавших иск УО из Североморска, которая считала незаконным требование надзорного ведомства отремонтировать внутриквартальную дорогу возле МКД.

УО несёт ответственность за надлежащее содержание общего имущества в доме

Судебное дело № А42-8289/2019 началось типично: жительница многоквартирного дома в Североморске пожаловалась в орган ГЖН на плохое состояние дороги во дворе и невыполнение УО своих обязательств по надлежащему содержанию общего имущества собственников.

Ведомство провело внеплановую проверку в отношении сразу 8 домов, которые находились в управлении компании, и вынесло предписание с требованием отремонтировать проезды и тротуары на придомовых территориях: восстановить повреждённые участки.

Управляющая организация не согласилась с таким предписанием и подала в суд иск о признании его недействительным. Компания указала, что у неё нет такой обязанности: в силу закона этим должен заниматься муниципалитет. Проезды и тротуары, которые орган ГЖН требует отремонтировать, не являются общедомовым имуществом, и их восстановление не предусмотрено договором управления. К тому же надзорное ведомство провело проверку и выявило нарушения без соблюдения национального стандарта и без замеров.

Проезды и тротуары на придомовой территории относятся к общему имуществу собственников в МКД

Суд первой инстанции рассмотрел дело, разобрав два основных вопроса:

  1. Должна ли УО в силу своих обязательств ремонтировать проезды и тротуары у домов, которыми она управляет.

Согласно пп. «е, ж» п. 2 ПП РФ № 491, в состав общего имущества собственников включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учёта, вместе с элементами благоустройства и озеленения.

В утверждённом перечне автомобильных дорог общего пользования Североморска от 28.12.2015 № 1362 спорных дворовых проездов нет, следовательно, у муниципалитета нет обязанности по их содержанию.

В силу ч. ч. 2, 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ, земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении такого права на землю не требуется. При этом, как установил суд, участки под МКД сформированы и проезды с тротуарами находятся в их границах.

Следовательно, они относятся к общему имуществу собственников помещений в МКД, а за их состояние отвечает управляющая организация. Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведён в приложении № 7 к Правилам № 170: в п. 17 говорится о надлежащем состоянии внешнего благоустройства путём проведения ремонта и восстановления разрушенных участков, в том числе тротуаров и проездов.

  1. Проведена ли проверка и фиксация нарушений в рамках законодательства.

Согласно п. п. 5.1.3, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, покрытие тротуаров, пешеходных дорожек не должны иметь отдельных разрушений площадью более 0,2 кв.м, а покрытие проезжей части – дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более.

Суд сделал заключение, что не всякое повреждение дороги и тротуара может быть признано недостатком в их состоянии и содержании. При этом в силу п. п. 9.1.1, 9.1.2 ГОСТ Р 50597-2017 контроль характеристик эксплуатационного состояния дорог и улиц осуществляют приборами, включёнными в Государственный реестр средств измерения и прошедшими поверку в установленном порядке.

Согласно представленным в деле документам, орган ГЖН при проведении проверки:

  • не устанавливал отклонения покрытии дорог и тротуаров от нормативных требований;
  • не использовал какие-либо измерительные приборы, имеющие поверку и сертификат;
  • не проводил фотофиксацию, позволяющую наглядно оценить повреждения дорожного полотна;
  • не описал повреждения.

Суд заключил, что представленные материалы проверки не являются достаточными и не позволяют суду сделать однозначный вывод о наличии в действиях УО факта ненадлежащего состояния элементов благоустройства придомовых территорий. Следовательно, у органа ГЖН нет фактических оснований для принятия предписания.

Читайте также:
Уставный капитал: что это такое, описание и особенности

Документ был признан недействительным. Орган ГЖН подал жалобу в апелляционный суд, но тот не нашёл оснований для изменения решения первой инстанции.

УО отвечает за содержание и ремонт дорог и тротуаров на сформированном земельном участке под МКД

Надзорное ведомство направило жалобу в кассационный суд, указав, что значительность повреждений покрытия дороги свидетельствует о неисполнении УО своих обязанностей на протяжении длительного периода. Недостатки дорожного полотна возможно установить при визуальном осмотре, без проведения замеров специальными измерительными приборами.

Кассационный суд, согласившись с выводами о том, что УО отвечает за содержание придомовой территории, в том числе за проезды и тротуары, занял иную позицию по вопросу доказанности нарушений в действиях компании. Согласно п. 9.4.2 ГОСТ Р 50597-2017, контроль параметров дефектов, не требующих измерений, осуществляют визуально.

Спорные проезды и тротуары не относятся к автомобильным дорогам общего пользования в понимании ГОСТ 32825-2014. Поэтому проведение замеров повреждённых участков специальными приборами не обязательно. Очевидность и значительность повреждений спорных участков описаны в акте проверки и зафиксированы в фототаблицах.

Размер повреждений покрытия влияет не на принятие решения о необходимости его восстановления, а на срок устранения таких повреждений. Таким образом, как отметил суд, предписание органа ГЖН выдано при наличии достаточных фактических и правовых оснований и является правомерным. Аналогичная позиция поддержана в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.05.2020 по делу № А42-8286/2019.

Суд кассационной инстанции отменил решения коллег и отказал УО в признании предписания недействительным.

Запомнить

Внутриквартальные проезды и тротуары, находящиеся на сформированной придомовой территории МКД, – зона ответственности управляющей домом организации, поскольку являются частью общего имущества собственников. Управляющим организациям и ТСЖ не всегда хватает средств на их содержание и ремонт, ведь в самом доме, особенно если это старый жилфонд, нужно решить немало проблем.

Однако УО и ТСЖ следует помнить, что неудовлетворительное состояние внутриквартального проезда или тротуара у МКД могут стать причиной жалобы жителей, а затем – привлечения к административной ответственности за нарушение лицензионных требований и штрафам по ст. 14.1.3 КоАП РФ до 300 тыс. рублей.

Асфальтирование улицы

В краснодарском крае с.Архипо-Осиповка есть много не асфальтированных улиц. Так, в 2014 году частично с конца асфальтировали ул.Северная, сказано из бюджета (т.е. около 50% средств выделили жители домов на этой улицени каких чеков и договоров нет конечно, и 50%-администрация из бюджета). Вопрос: почему жители должны сдавать деньги на асфальтирование улицы? Почему начали асфальтирование с конца улицы (от гостиницы главы администрации) и не до конца?

Говорят есть закон, предполагающий асфальтирование и/или отсыпку дороги к жилым домам, если улица внесена в генплан города. Как узнать какой это закон? Должны ли сделать освещение улицы?

Как добиться асфальтирования улицы в деревне.

Такая ситуация-была асфальтирована дорога по улице, до конца улицы осталось буквально 20 метров, асфальтирование до конца не довели как раз до моего дома. Я думаю такого быть не должно?

Пожалуйста как правильно и грамотно составить просьбу на асфальтирование улицы в частном секторе!

Есть образец письма с просьбой об асфальтировании улицы микрорайона с частными домами?

Предусмотрено ли законодательством обязательство асфальтирования улицы или просто можно обойтись щебенкой, чтобы дороги были в должном состоянии? Проблема такая, в слободе никогда не было дороги и жители улицы хотят написать коллективное заявление администрации о дорожном покрытии, чтобы положили асфальт на улице. Или это заявление будет бессмысленно?

На нашей улице напрочь отсутствует асфальт. Дорога ужасная, особенно в осенне-весений период! Хотелось бы знать-реально ли добиться от местных властей асфальтирования нашей улицы? Как правильно оформить заявление, на что ссылаться и к кому обращаться?

Я приобрёл дачный участок в начале сентября 2012 г. в СНТ на моей линии в прошлом году положили асфальт прошлый хозяин участка деньги не сдавал ссылаясь на то что не приезжает на дачу. Старший по улице просит что бы я внёс деньги за асфальт.

Вопрос. Должен ли я сдавать деньги за асфальтирования улицы если я стал собственником участка через год после асфальтирования?

Читайте также:
Сепаратный мир: что это такое, описание и особенности

Какие документы и куда надо предоставить для асфальтирования улицы в поселке ведущей к социально-значимым объектам.

Хочу чтоб рассмотрели заявления по асфальтировании улиц города Владикавказа.

Куда обращаться по поводу асфальтирование дорог, заасфальтировали улицу даже не улицу а только от дома 1 до 11 а прописано в тендере в документе что до дома 15 , может есть какая то горячая линия и толщина асфальта сомнительная и ширина, хотя по этой улице каждые пол часа проезжает автобус.

Отказали в детском пособии так как муж не работает. Куда жаловаться и как правильно оформить претензию?

Меня интересует еще один вопрос. Асфальтирование улицы. Наш участок улицы не асфальтирован, но в последние два года заасфальтировали вокруг нас все улицы. На нашей улице стояла вся техника пока они работали. Я ходила и писала жалобы в администрацию, была на приеме у депутата. Сказали пока нет финансирования. Мне знакомая сказала что по документам наша улица заасфальтирована. У меня имеются фотографии нашей улицы, в непогоду у нас не может проехать машина, и сами ходим в резиновых сапогах. Как правильно оформить заявление, я думаю идти в прокуратуру. Согласна привлечь СМИ по этому вопросу.

Можно ли предъявить возмещение морального ущерба юридическому лицу за некачественно проведенные работы по асфальтированию улицы, помимо исправления дефектов? Администрация села.

У нас улица состоит из 10 4 х квартирных одноэтажных домов. Перед каждой квартирой отгорожен участок 25 кв. м., через который осуществляем выход на улицу В одминистрации города собрались разрабатывать проект асфальтирования улици с проезжей частью 6 м. и тратуаром 1,5 м. со сносом участков, ссылаясь что это дорога общего пользования. Насколько это законо и какая минимальная площадь придомового участка, либо можно ограничиться дорогой 3 м?

Спасибо за ответ.

Кто отвечает за асфальтирование дорог в городе и куда обращаться, если улица не имеет асфальта и находится в безобразном состоянии.

Обращались в Администрацию г. Новороссийска по поводу асфальтирования дороги по ул. Щедринской Г. НОВОРОССИЙСК. проезд на этой улице не возможен. После наводнения улицу размыло и образовались глубокие ямы, огромные камни мешают проезду машин.

Что нужно для того чтобы повлиять на администрацию г. Новороссийска и Краснодарского края?

Мне нужен образец заявления на имя мэра по поводу асфальтирования дороги на нашей улице. Сил уже нет эту грязь месить.

Как правильно поступить и с чего начать, ситуация следующая, по документам наша улица асфальтирована, на самом же деле асфальта никогда и не было со дня основания улицы, старший по улице писал в администрацию, губернатору области и в Народный фронт и ото всюду приходил ответ, что дорога у вас нормальная асфальтированная, но сил уже нет месить эту грязь, дети в школу приходят по колено в грязи, можно ли как-то опротестовать документы, свидетельствующие об асфальтировании дороги, можем ли мы жители пригласить какую-то комиссию?

Благоустройство и асфальтирование дорог в нашем селе проходило в 2008 году.

Обращаемся повторно в районную администрацию – положить асфальтное покрытие на нашей улице. Мы обращались в 2014 году и получили ответ, что нет денег в бюджете. Никаких мер принято не было: мы всё также не имеем должного подъезда к собственным домам, ввиду отсутствия асфальтированного покрытия дороги. В осенний и весенний периоды ситуация усугубляется. Благоустройство и асфальтирование дорог в нашем селе проходило в 2008 году. На половине улицы асфальтное покрытие положили, а ту часть улицы, где мы проживаем, по непонятным причинам оставили, это небольшой участок дороги протяжённостью 200 метров. Также мы обращаем Ваше внимание на то, что жители нашей улицы в основном пенсионного возраста, в их числе ветеран ВОВ Черкашина Евдокия Ивановна, которой 91 год, она постоянно нуждается в помощи социальных работников и в медицинской помощи. Но самое интересное, по документам дорога есть.

В моем селе на одной из улиц нет асфальта. По рассказам жителей, на вопросы об асфальтировании дороги глава села ответил, что по документам асфальт уже есть. Дело было давно, глава сменился, больше эти вопросы не обсуждают вообще. Можно как-то узнать, есть ли по документам асфальт на этой улице или нет?

Читайте также:
Переход прав на ценные бумаги

Куда можно обратиться на счет асфальтирование дорог? Нам обещают положить асфальт уже много лет, ну так и не чего нет. Не возможно жить когда пыль стоит столбом на улице. У нас дети на улице есть маленькие о они дышат этой пылью, куда обращаться?

4 года назад на нашей улице заасфальтировали пешеходную дорожку по одной стороне улице, другую сторону только частично. Подавали заявление в администрацию на асфальтирование, но каждый раз приходит отказ т.к. по их документам асфальт уже лежит. Можно ли подавать заявление в прокуратуру и как дальше действовать?

Я ип. Улица на которой я живу требует ремонта (асфальтирования), администрация города на обращения отвечает, что года через 4, не ранее. Могу я за свой счет сделать эту работу и тем самым не платить налоги,

Обращаемся повторно в районную администрацию – положить асфальтное покрытие на нашей улице. Мы обращались в 2014 году и получили ответ, что нет денег в бюджете. Никаких мер принято не было: мы всё также не имеем должного подъезда к собственным домам, ввиду отсутствия асфальтированного покрытия дороги. В осенний и весенний периоды ситуация усугубляется. Благоустройство и асфальтирование дорог в нашем селе проходило в 2008 году. На половине улицы асфальтное покрытие положили, а ту часть улицы, где мы проживаем, по непонятным причинам оставили, это небольшой участок дороги протяжённостью 200 метров. Также мы обращаем Ваше внимание на то, что жители нашей улицы в основном пенсионного возраста, в их числе ветеран ВОВ Черкашина Евдокия Ивановна, которой 91 год, она постоянно нуждается в помощи социальных работников и в медицинской помощи.

Наш СНТ находится в городской черте г.Екатеринбурга, от центральной улицы Караванная до СНТ примерно 800 метров. Эта дорога соединяется с районом Елизавет. Многие по этим ямам и ухабам объежают пробки. Летом стоит не имоверная пыль садоводы жалуются. Кто должен сделать эту дорогу. Существуют какие-то программы по асфальтированию дорог.

У нас четырехквартирный дом с отдельным выходом каждой квартиры вся улица такая по плану бти 1993 года есть границы земельного участка но земля не оформлена в собственность, сейчас администрация готовит проект асфальтирования нашей улицы и по плану дорогу расширяет за счет нашей придомовой территории от входа в дом до дороги будет метр. Напротив дом получил свидетельство на право общедомовой собственности земли, их не трогают. Вопрос какое расстояние должно быть от входа до дороги, что нашему дому делать куда обратится, чтобы прекратить этот беспредел.

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

Суд подтвердил право требовать от чиновников ремонта грунтовых дорог

Граждане вправе подавать иски к местным администрациям, требуя ремонта проселочных дорог. Ссылки чиновников, мол, рядом есть трасса получше, не принимаются.

Такое принципиально важное разъяснение сделал Верховный суд России в своем обзоре судебной практики. Поводом стал судебный спор в Татарстане, где сельские чиновники наотрез отказались ремонтировать грунтовую дорогу. А нижестоящие суды поддержали поселковую администрацию в ее нежелании бороться с ухабами.

Длина вопроса – 2,1 километра, ширина – 3,5 метра. Дорога официально значится на генеральном плане муниципалитета и находится на балансе поселения. Для жителей она важна, так как связывает два села. Вроде бы невелико расстояние. Но мы еще из сказок знаем, что иногда прямая дорожка бывает длиннее и опасней окольной.

Особенно если прямую дорожку не содержать в порядке.

“Указанная выше дорога относится к категории местных дорог, никогда не ремонтировалась и не приводилась в состояние, соответствующее требованиям технических регламентов, в зимний период от снега не очищается, что создает для граждан затруднения в ее использовании, – рассказали в суде местные жители. – Обязанность по содержанию названной дороги лежит на муниципальных органах, однако ими не исполняется, в связи с чем нарушаются права и законные интересы заявителей”.

Чиновники парировали претензии тем, что, мол, вот же рядом есть прекрасная окольная дорога. Асфальтобетонная. Так что, дескать, все эти “ни пройти, ни проехать” просто капризы.

Читайте также:
Принудительное лечение в психиатрическом стационаре

По логике сельской администрации, с которой согласились нижестоящие суды, еще в июле 2016 года была проложена асфальтобетонная дорога, которая, хоть и не внесена в генплан, но эксплуатируется жителями, следовательно, со стороны чиновников не допущено бездействия, выразившегося в ненадлежащем содержании грунтовой автомобильной дороги.

То есть ненадлежащее содержание дороги, конечно же, было. Но это не бездействие. А, видимо, что-то вроде мудрой медитации.

Трудно сказать, что не устроило местных жителей в данных объяснениях. Вероятно, очень уж прикипели душой к своей старой доброй грунтовке. А потому они дошли – не по ней, конечно, а вообще – до Верховного суда России. И там нашли понимание.

“На местную администрацию как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание”, – пояснил Верховный суд России.

Раз грунтовая дорога находится на балансе местного поселения, она должна содержаться в порядке. Точка.

“При рассмотрении административного искового заявления. существенное значение имеет установление факта нахождения этой дороги в границах муниципального образования, ее отображение на генеральном плане муниципального образования”, – подчеркивается в обзоре судебной практики.Поэтому суды, получив подобные иски, не должны выяснять, есть ли у жителей обходные пути, нет ли в округе дорог получше. Это все не важно. Раз претензии предъявлены к конкретной дороге, ей и надо заниматься.

В данном случае надо было проверить, действительно ли грунтовка находится в настолько плохом состоянии, как рассказывают местные жители. Правда ли ее никогда не ремонтировали, или ухабы укладываются в государственные стандарты (при условии, что ухабы могут в принципе уложиться в стандарты). И если истцы не сгущали краски, а действительно ломали ноги и машины на этой дороге, чиновники просто обязаны дать бой ухабам.

Теперь на эти разъяснения должны ориентироваться все нижестоящие инстанции. Кстати, по данным Росстата, доля дорог местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, на конец прошлого года составила 47,2 процента. Будем надеяться, что не все из них находятся в таком же состоянии, как грунтовка из обзора Верховного суда. Тем не менее работы у чиновников достаточно, и на хорошие окольные пути они теперь ссылаться не могут.

Текст: Владислав Куликов

Российская газета – Федеральный выпуск № 165(8516)

Как заставить муниципалов сделать тротуары в моем районе?

В районе моего дома в Митине почти нет тротуаров, зато организована сплошная парковка автотранспорта. Людям приходится передвигаться вечером и в гололед между проезжающими машинами, в том числе с колясками и малолетними детьми. Даже к детскому садику по соседству пешеходам подойти сложно. По сути, вся территория у дома — это большая парковка, видимость на которой ограниченная. Получается, что безопасность пешеходов под угрозой.

Я не хочу ждать, когда кто-то попадет под машину, поэтому решил действовать профилактически. Уже сейчас можно отделить часть парковки столбиками до тех пор, пока не сделают нормальные тротуары, чтобы люди могли безопасно ходить. С этим я обратился в управу СЗАО. Но они ответили, что в будущем рассмотрят возможность сделать тротуары. А ждать, как мне кажется, не следует.

Есть ли какие-то законодательные нормы, которые регулируют наличие тротуаров в жилых кварталах? Как заставить нерадивых чиновников что-то сделать, а не отписываться?

Законодательные нормы есть, и они обязывают чиновников в том числе строить тротуары и заботиться о безопасности дорог. Сейчас расскажу, на что ссылаться, куда жаловаться и получилось ли у кого-то отстоять свои права на тротуары. Спойлер: да.

Что такое тротуар

Тротуар — это и элемент благоустройства, и место, на котором происходит дорожное движение по установленным правилам.

С точки зрения благоустройства тротуар можно узнать по таким признакам:

  1. Он находится на территории населенного пункта.
  2. Приподнят над проезжей частью и отделен от нее бордюром либо выделен разметкой. Требования к бордюрам зависят от региона. Например, в Москве бордюр должен возвышаться над дорогой не менее чем на 15 сантиметров.
  3. Предназначен для пешеходов или растений, иногда для столбов и других опор освещения.
Читайте также:
Частные архивы: что это такое, описание и особенности

С точки зрения ПДД тротуар — это часть дороги, которая примыкает к проезжей части или отделена от нее газоном.

Иногда с тротуарами путают пешеходные дорожки. Но это самостоятельные дороги специально для пешеходов, по которым почти никогда не могут ездить машины и на краях которых нельзя парковаться в отличие от тех же тротуаров.

Тротуары обычно строят по обеим сторонами дороги. Но если с одной стороны нет домов или других зданий, то можно построить тротуар только с той стороны, где пешеходы и дома есть. Естественно, нужно будет обосновать такое решение.

Где строят тротуары

Нужно ли строить тротуар, зависит от категории дороги, к которой он прилегает. Категории дорогам присваивают как для градостроительства и благоустройства, так и для организации дорожного движения. Классификации дорог отличаются, поэтому расскажу про обе.

Начну с градостроительства. В крупных городах, где живет больше миллиона человек, бывают такие дороги.

Магистральные городские дороги первого и второго класса. Они связывают разные районы города, скорость движения по некоторым из них доходит до 130 км/ч. Полос много — от четырех до десяти в оба направления. Тротуары на таких дорогах не строят.

Магистральные улицы общегородского значения первого, второго и третьего класса. Разрешенная скорость на таких улицах уже меньше, чем на магистральных дорогах, — до 90 км/ч. Хотя характеристики магистральных дорог второго класса и магистральных улиц первого класса почти идентичны. Отличаются они только требованиями к тротуарам: на улицах он должен быть, причем шириной не менее 4,5 метра.

Если верить генеральному плану Москвы, к улицам общегородского значения первого класса относятся, например, Кутузовский, Волгоградский, Ленинградский проспекты, Сущевский вал и другие многополосные улицы с оживленным движением.

Магистральные улицы районного значения. Допустимая скорость еще меньше — до 70 км/ч. Полос тоже меньше — от двух до четырех в обе стороны. Тротуар нужен, ширина — от 2,25 метра.

Улицы местного значения. Движение на этих улицах не такое оживленное, как на предыдущих, и они делятся на виды в зависимости от того, где расположены: в жилых районах, общественно-деловых и торговых зонах, производственных зонах.

Дорога, о которой идет речь в вопросе, расположена между жилыми домами, то есть на языке гостов и снипов это улица местного значения в зоне жилой застройки. К такой улице должен прилегать тротуар шириной не менее 2 метров — это указано в таблице 11.2 в своде градостроительных правил.

Для организации и обеспечения безопасности дорожного движения существуют технические категории дорог. Эти категории использует в своих документах Росавтодор. Они описаны в ГОСТ Р 52398-2006.

Категорий всего пять, первая делится на три подкатегории. Я не буду останавливаться на каждой из них, но основное правило такое: внутри населенных пунктов тротуары должны быть у дорог всех категорий с твердым покрытием, таким как асфальт, бетон, каменные материалы, которые обработаны вяжущими растворами.

Кто строит тротуары

Тротуары на дорогах местного значения как в градостроительном смысле, так и в смысле дорожного движения строят муниципальные власти за счет бюджета муниципального образования.

Госты и другие технические документы, которые я упоминала выше, требуют, чтобы у каждой дороги с твердым покрытием внутри населенного пункта был тротуар как минимум с одной стороны. По тротуарам люди ходят без риска для жизни — благодаря им у каждой дороги обеспечивается безопасность дорожного движения.

Строить тротуары, пешеходные переходы, ремонтировать дороги и другими способами обеспечивать безопасность дорожного движения должны лица, в обязанности которых входит содержание таких дорог, то есть собственники.

Большинство дорог в зонах жилой застройки, по которым можно подъехать больше чем к одному дому, называются автомобильными дорогами общего пользования. Они принадлежат государству. Отвечают за их состояние муниципальные власти.

За безопасность дорожного движения на дорогах местного значения отвечают власти городских и муниципальных округов в зависимости от того, как разделены полномочия в законах субъектов.

Читайте также:
Таможенный кодекс: что это такое, описание и особенности

Например, в Москве дороги местного значения содержат власти городских округов. Муниципальный округ Митино относится к СЗАО, поэтому обращаться с требованием построить тротуар надо в префектуру СЗАО.

Как заставить власти обустроить тротуары

Обратиться в префектуру городского округа. В вашем случае это префектура СЗАО.

Обращение можно направить по почте заказным письмом с уведомлением, вручить в канцелярии или отправить через электронную приемную.

Проверьте, чтобы в обращении были:

  1. ФИО и адрес, на который нужно отправить ответ, иначе ваше обращение не примут из-за анонимности .
  2. Правильное название органа, в который вы жалуетесь, — оно есть на сайте органа, в разделе «Контакты».
  3. Сама проблема. Можно приложить фотографии дома и дороги и описать словами.
  4. Ссылки на нормативные акты, которые обязывают власти построить тротуар в вашем дворе. Это необязательно, но поможет вам и прокуратуре в будущем.
  5. Подпись и дата.

Если вы отдаете обращение в канцелярию или отправляете почтой, важно получить его номер. В канцелярии его должны присвоить сразу, а вот по поводу почтового отправления придется звонить и узнавать. По номеру вы потом сможете понять, рассмотрено ли ваше обращение, долго ли еще ждать, не потеряли ли его.

На то, чтобы вам ответить, у властей есть 30 дней со дня регистрации обращения. Если за 30 дней вам не ответили совсем, что редкость, или ответ вас не удовлетворил, что случается намного чаще, обращайтесь в прокуратуру.

Обратиться в прокуратуру. За основу вы можете взять текст обращения, которое направили в префектуру, но не забудьте приложить само обращение и ответ на него.

Прокуратура по вашему обращению может:

  1. Выдать представление устранить нарушения закона.
  2. Обратиться в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и потребовать от муниципальных властей построить тротуары.

Я рекомендую не обращаться в суд самостоятельно, чтобы обжаловать бездействие властей, а сначала попробовать сделать это через прокуратуру. Получится как минимум дешевле с вашей стороны и, возможно, эффективнее — так говорит судебная практика.

Успешных дел, в которых прокурор через суд обязывал муниципальные власти строить тротуары, немало.

Так, прокурор Омутнинского района Кировской области обратился в суд и потребовал обязать администрацию городского поселения построить тротуары. Дорога, на которой тротуаров не было, относилась к четвертой категории, по ней периодически проезжали грузовые автомобили, а по обочине часто ходили дети.

Прокурор посчитал, что безопасность дорожного движения не обеспечена в достаточной степени, а дорога не полностью соответствует требованиям законодательства. Администрация, кстати, от своих обязанностей не отказалась и даже пообещала тротуары построить. Теперь обещание подкреплено и решением суда.

А например, администрация Сиверского городского поселения Гатчинского района Ленинградской области пыталась объяснить прокурору и суду, что тротуары построить не может. Во-первых , район, где тротуаров нет, проектировали очень давно, когда по закону они не требовались. Во-вторых , бюджет под дорожное строительство не выделяли.

Но прокурор настоял, а суд поддержал его в том, что муниципальные власти обязаны обеспечить безопасность дорожного движения, в частности строить тротуары. Власти свободны в планировании бюджета, но должны выделить деньги, чтобы исполнить свои обязанности. И неважно, в каком году была спроектирована дорога. Действующее законодательство предъявляет к ней другие, более строгие требования.

Обратиться в суд самостоятельно. Если же прокуратура вас проигнорирует, остается обращаться в суд общей юрисдикции с административным иском. Мы уже подробно писали, как выбрать суд.

Наиболее логично потребовать от административного ответчика, то есть муниципальных властей, совершить действия — построить тротуар, чтобы устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, то есть вас, поскольку подавать иск будете вы.

Как подать иск и что нужно помнить, обращаясь в суд, мы тоже уже писали. Но все-таки я надеюсь, что прокуратура все сделает за вас.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: