Азиатский банк развития: что это

АЗИАТСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ (АБР)

АЗИАТСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ (АБР) (Asian Development Bank, ADB) – региональная финансовая организация, предназначенная для долгосрочного кредитования проектов развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Создан по инициативе ООН для помощи странам азиатско-тихоокеанского региона – прежде всего, для борьбы с бедностью. Учрежден согласно принятому в 1965 решению XXI сессии социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Начал работать с декабря 1966. Штаб-квартира АБР находится в Маниле (Филиппины).

Первоначально членами АБР были 31 государство, к 2005 их число возросло до 64. Членство в АБР открыто для стран азиатско-тихоокеанской Комиссии ООН по экономическим и социальным проблемам и для других стран азиатского региона (и развитых стран из других регионов), если они являются членами ООН или одного из ее специализированных агентств. Такие широкие критерии членства привели к тому, что значительная часть государств-членов АБР – это неазиатские страны, на них приходится почти 37% акций банка и 35% голосов.

Управление Азиатским банком развития.

Хотя изначально банк создавался для помощи развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона, в его управлении большинство голосов принадлежит экономически развитым странам. Это произошло потому, что лишь 20% голосов распределяются между странами-членами АБР поровну, а остальные 80% – пропорционально имеющемуся у них количеству акций банка, что дает преимущества более богатым странам (приобретение акций требует крупных затрат, непосильных для бедных стран). В результате, например, КНР имеет в АБР лишь немногим больше голосов, чем Австралия, и более чем вдвое меньше голосов, чем Япония (табл.), хотя население КНР в 10 раз превышает население Японии и в 65 раз – население Австралии.

Доли акций и голосов стран-членов Азиатского банка развития

Таблица. ДОЛИ АКЦИЙ И ГОЛОСОВ НЕКОТОРЫХ СТРАН-ЧЛЕНОВ АЗИАТСКОГО БАНКА РАЗВИТИЯ (данные на сентябрь 2005)
Страны-члены АБР Год вступления в АБР Распределение акций Распределение голосов
Число акций Доля от общего количества % Число голосов Доля от голосов региона, % Доля от общего числа голосов, %
Региональные члены
Афганистан 1966 1 195 0,034 14 904 0,522 0,340
Армения 2005 10 557 0,301 24 266 0,.850 0,553
Австралия 1966 204 740 5,834 218 449 7,654 4,979
Азербайджан 1999 15 736 0,448 29 445 1,032 0,671
КНР 1986 228 000 6,496 241 709 8,469 5,510
Индия 1966 224 010 6,383 237 719 8,329 5,419
Индонезия 1966 192 700 5,490 206 409 7,232 4,705
Япония 1966 552 210 15,734 565 919 19,829 12,900
Казахстан 1994 28 536 0,813 42 245 1,480 0,963
Южная Корея 1966 178 246 5,079 191 955 6,726 4,375
Киргизия 1994 10 582 0,302 24 291 0,851 0,554
Пакистан 1966 77 080 2,196 90 789 3,181 2,069
Таджикистан 1998 10 134 0,289 23 843 0,835 0,543
Туркменистан 2000 8 958 0,255 22 667 0,794 0,517
Узбекистан 1995 23 834 0,679 37 543 1,315 0,856
Всего по азиатско-тихоокеанскому региону 2 223 452 63,351 2 854 066 100 65,056
Нерегиональные члены
Канада 1966 185 086 5,274 198 795 12,967 4,531
Франция 1970 82 356 2,347 96 065 6,266 2,190
Германия 1966 153 068 4,361 166 777 10,879 3,802
Италия 1966 63 950 1,822 77 659 5,066 1,770
Великобритания 1966 72 262 2,059 85 971 5,608 1,960
США 1966 552 210 15,734 565 919 36,915 12,900
Всего вне азиатско-тихоокеанского региона 1 286 276 36,649 1 533 038 100 34,944
ВСЕГО 3 509 728 100 4 387 104 100
Источник: www.adb.org/about/members

Высшим органом АБР является совет управляющих – по одному управляющему (представителю) от каждой страны-члена. Совет управляющих, собираясь на сессию раз в год, выбирает президента АБР сроком на 5 лет и контролирует работу постоянно функционирующего совета директоров (12 членов), который назначается советом управляющих сроком на 2 года. По уставу банка, президент и восемь из двенадцати директоров обязательно должны представлять страны региона.

Читайте также:
Сопутствующий договор: что это такое, описание и особенности

Поскольку деятельность АБР находится под контролем экономически развитых стран, в высших органах управления банка большое влияние имеет Япония, которая одновременно является и страной Азиатско-Тихоокеанского региона, и одной из наиболее развитых стран мира. Все директора АБР были японцами: с 1999 – японский экономист Тадао Чинно, в ноябре 2004 новым директором АБР выбран японский экономист Харухико Курода.

Финансовая деятельность Азиатского банка развития.

Уставной капитал банка первоначально составлял 1,3 млрд. долл., к концу 1970-х он возрос до 9,5 млрд., к середине 2000-х превысил 50 млрд. долл.

Банковские операции АБР финансируются в основном из взносов стран-членов АБР, из дохода от инвестиций и за счет привлечения заемных средств на мировом финансовом рынке путем выпуска долгосрочных облигационных займов. Фактически речь идет об использовании финансовых ресурсов развитых стран (как основных акционеров АБР) для кредитования развивающихся стран Азии (как основных заемщиков).

Азиатский банк развития выдает кредиты развивающимся странам из двух фондов:

1) из обычного фонда для кредитования на коммерческих условиях на срок до 25 лет (примерно 2/3 всех кредитов);

2) из специального фонда азиатского развития (Asian Development Fund) для кредитования бедных стран по льготной ставке (1-3%) на срок до 40 лет (примерно 1/3 всех кредитов).

Таким образом, АБР предоставляет развивающимся странам азиатско-тихоокеанского региона условия более льготные, чем международный частный рынок капиталов.

Займы дают главным образом правительственным организациям. Так, в 2004 из общего объема кредитов в 5293 млн. долл., на ссуды правительствам или под правительственные гарантии пришлось 4947 млн. (58 проектов), и лишь 0,347 – на кредитование частного сектора (6 проектов). Основными заемщиками банка являются КНР (в 2004 на нее пришлось 1160 млн. долл.), Индия (1254 млн.), Пакистан (709 млн.) и Филиппины (446 млн.). Подавляющая часть кредитуемых проектов связана с транспортом и коммуникациями (в 2004 – 38 проектов из 64), а также с энергетикой (14 проектов). В последние годы для стимулирования малого бизнеса активно используются проекты, связанные с микрофинансированием.

Поскольку развитые страны являются главным источником средств АБР и эти же страны контролируют руководство его деятельностью, то кредитование азиатских стран происходит так, чтобы в финансируемых банком проектах контракты получали прежде всего фирмы самих же развитых стран. В частности, при получении контрактов лидирующие позиции занимают фирмы США.

В 2000-х АБР планирует постепенно ввести единую общеазиатскую валюту по образцу евро в ЕС. Первым этапом станет создание в марте 2006 виртуальной (используемой только для международных расчетов) валютной единицы «акю» (ACU) по образцу введенного в 1979 европейского «экю» (ECU). Курс ACU будет рассчитываться как среднее значение ценности валют Китая, Южной Кореи, Японии и 10 стран АСЕАН. Использование наднациональной денежной единицы, мало зависящей от колебаний конъюнктуры в отдельных странах, должно стимулировать развитие единого азиатского рынка. По мнению некоторых экспертов, в перспективе единая азиатская валюта может стать «третьей силой» на мировом финансовом рынке, конкурируя с долларом и евро.

Азиатский банк развития и постсоветские государства.

Членами АБР уже стали постсоветские страны Закавказья и некоторые страны Средней Азии (см. табл.). Это позволяет им пользоваться кредитной поддержкой АБР как при осуществлении программ экономического развития, так и для иных целей. Например, Кыргызстан в 1998 получил от АБР 5 млн. долл. на ликвидацию последствий наводнения в Джелалабаде и землетрясения в Ош. В 2000-е эта страна пользовалась кредитной помощью АБР для строительства дорог по трассе «Великого шелкового пути», для ирригации засушливых земель, для развития школьного образования, для ликвидации катастрофических последствий селей.

Читайте также:
Текущий счет: что это такое, описание и особенности

В России в 2000-е активно обсуждается вопрос о членстве в АБР, что считается важным для расширения сотрудничества России со странами АТЭС и для развития национальной инфраструктуры. Для этого шага нет принципиальных препятствий, он тормозится лишь общей слабостью экономических связей России с азиатскими странами. В настоящее время Россия участвует в деятельности АБР как наблюдатель.

Азиатский банк развития: год основания, цели и задачи

Одной из известных финансовых организаций является Азиатский банк развития (АБР). Он действует на региональном уровне, выдавая долгосрочные кредиты, предназначенные для реализации целого ряда крупных проектов. Азиатско-Тихоокеанский регион – основой район его функционирования.

Открытие банка и его развитие

ООН является инициатором создания данной организации. В 1965 году, на XXI сессии, было принято решение о формировании такого финансового объединения, как Азиатский банк развития. Цель создания этой организации заключалась в первую очередь в борьбе с бедностью. В то время задача ликвидации нищеты была очень актуальной в Азиатско-Тихоокеанском поясе. Открытие банка состоялось уже в конце следующего, 1966 года.

В 60-е годы прошлого века основная деятельность данной организации была нацелена на развитие сельской местности и поддержку производства продовольствия. К концу десятилетия банк оказывал техническую помощь, а также выдал свой первый кредит на льготных условиях и разместил в Германии первые долгосрочные облигации.

Азиатскому банку развития уже в самом начале своей деятельности удалось объединить 31 государство в своем составе. Следует отметить, что членство в этой финансовой организации может быть предоставлено любой стране, являющейся членом ООН. При этом не важно, к какому региону планеты относится данное государство. Именно поэтому число членов Азиатского банка развития к 2005 году достигло 64. Среди них достаточно много неразвитых стран (примерно 37% всех акций банка приходится на их долю). Манила, столица Филиппин, в настоящее время является штаб-квартирой АБР (головное отделение представлено на фото ниже).

Управление банком

Как ни странно, основные рычаги влияния в данной организации находятся в руках государств, имеющих развитую экономику. Дело в том, что голоса членов распределяются в зависимости от того, сколько у них акций банка. Именно поэтому основная часть голосов принадлежит богатым и успешным странам.

Для примера возьмем Японию и Китай. Последний владеет 5,5% голосов в АБР, а в распоряжении Японии находится почти 13%. В то же время небольшая по численности населения Австралия имеет 5% голосов.

Структура АБР

Совет управляющих – основной орган в структуре этой финансовой организации. К его компетенции относится контроль деятельности, осуществляемой Советом директоров, выборы его членов. В состав Совета управляющих входят представители, делегируемые от каждого члена АБР. Каждые пять лет главный орган банка выбирает его президента. Сам президент, а также восемь из двенадцати членов Совета директоров непременно должны представлять азиатский регион. Данное условие является обязательным, оно закреплено в принятом уставе.

Самое большое влияние в АБР принадлежит Японии. Это государство наравне с США обладает наибольшим количеством голосов в банке. Кроме того, Япония является государством Азиатского региона, благодаря чему она оказывает влияние на функционирование всех органов управления Азиатского банка развития. За всю историю существования данной организации руководитель банка (его директор) был представителем именно Японии.

Финансовая деятельность

За время деятельности АБР его уставной капитал рос очень быстрыми темпами. К примеру, стартовый капитал организации в 1966 году составлял 1,3 млрд долларов. Спустя 15 лет он увеличился до 10 млрд, а к началу 21-го века банк накопил порядка 50 млрд американских долларов.

Читайте также:
Право на участие в референдуме

Главными кредиторами (и акционерами) в данной финансовой организации являются экономически развитые страны. Бедные (развивающиеся) государства – основные заемщики (реципиенты) АБР. Нужно отметить, что кредитование в этом банке происходит на льготных условиях для стран Азии.

Основные фонды

В интересующем нас банке имеется два основных фонда кредитования инвестиционных проектов в государствах региона. Перечислим их:

  1. Обычный фонд, предоставляющий займы на традиционных условиях коммерции (сроком до 25 лет). Из этого фонда выдается около 65% кредитов АБР.
  2. Специальный фонд, предоставляющий займы на льготных условиях с низкими процентными ставками, варьирующимися от 1 до 3%. Срок, на который берутся эти деньги, может достигать 40 лет. Около трети всех выданных займов приходится на данный фонд банка.

Как правило, Азиатский банк развития предоставляет кредиты правительственным организациям. Например, в 2004 году из 64 проектов 58 были профинансированы АБР под гарантии правительств соответствующих государств. В денежном эквиваленте общая сумма займа оценивается примерно в 5,3 млрд долларов.

По общему количеству кредитов в 2004 году лидировали следующие страны:

  • Индия (около 1,25 млрд долларов).
  • Китай (кредиты на 1,16 млрд долларов).
  • Пакистан, занявший 709 млн долларов.
  • Филиппины, взявшие 446 млн долларов.

Азиатский банк развития охотнее всего финансирует различные инфраструктурные и транспортные проекты. Кроме того, в практику его деятельности в последнее время вошло микрофинансирование, нацеленное на развитие малого бизнеса в странах региона. Поскольку главная роль в управлении этой финансовой организации принадлежит таким государствам, как Япония, США и Австралия, именно их фирмы получают кредиты на реализацию своих проектов чаще всего.

Появится ли единая валюта в Азии

Вполне может быть, что в скором времени в Азии будет введена единая валюта, подобная евро. По крайней мере, это входит в планы АБР. Данную идею планируется осуществить в несколько этапов. Сначала предполагается ввести единую валюту (акю) только в электронном виде, предназначенную для виртуальных операций и расчетов. Азиатский банк развития планирует установить ее курс как усредненную ценность четырнадцати национальных валют (Китая, Южной Кореи, Японии и др.). Эксперты в области экономики прогнозируют, что введение АБР единой валюты будет способствовать образованию единого рынка данного региона. Существует значительная вероятность того, что акю будет способно на равных конкурировать с долларом и евро.

АБР в странах бывшего СССР

Членами этого банка являются и некоторые страны бывшего СССР. К их числу относятся все государства Центральной Азии, а также Азербайджан и Армения.

Существует, к примеру, Азиатский банк развития в Казахстане, представительство его находится в Астане. Совсем недавно, 20 августа 2015 года, АБР одобрил этой стране, ставшей его членом еще в 1994 году, кредит в 1 млрд долларов, так как Казахстан ранее объявил о девальвации тенге. Этот шаг был призван уменьшить негативные экономические последствия, связанные с установлением в стране свободного курса национальной валюты.

С августа 1997 года действует Азиатский банк развития в Узбекистане. Эта страна стала членом интересующей нас финансовой организации в августе 1995 года. Главой представительства АБР в Узбекистане является Т. Кониши. Эта страна считается на сегодняшний день пятнадцатым крупнейшим акционером Азиатского банка развития среди региональных членов, а также четырнадцатым крупнейшим заемщиком.

Интересующая нас финансовая организация в 1998 году оказала значительную помощь Киргизии, выделив ей 5 млн долларов на ликвидацию последствий катаклизмов природного характера. Киргизия является членом АБР с 1994 года.

Читайте также:
Семейное законодательство: что это такое, описание и особенности

АБР и Россия

Уже довольно длительное время ведется дискуссия по поводу того, должна ли стать членом такой организации, как Азиатский банк развития, Россия. Некоторые эксперты считают, что данный шаг сыграл бы положительную роль в сотрудничестве нашей страны с государствами АТЭС. Однако пока что соответствующее решение не принял Азиатский банк развития. Россия и АБР на сегодняшний день сотрудничают в целом ряде аспектов. К примеру, наше государство участвует в деятельности этого банка в качестве наблюдателя. Эксперты полагают, что интеграции нашей страны в АБР препятствуют только ее слабые экономические связи со странами Азиатского региона.

Азиатский банк развития

Азиатский банк развития
Штаб-квартира Азиатского банка развития в Маниле.
Создание 19 декабря 1966 г.
Действие Австралийская фондовая биржа (АТБ)
Головной офис Манила
Веб-сайт www.adb.org
изменить – изменить код – см. Викиданные

Asian Development Bank (ADB) является региональным банком развития создан 22 августа 1966 г. для поддержки экономического и социального развития в странах Азиатско-Тихоокеанского региона путем предоставления займов и технической помощи. АфБР принимает членов Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) и нерегиональные развитые страны. Это многосторонний финансовый институт развития. Из 31 члена, когда он был создан, АфБР вырос и теперь насчитывает 67 членов, в том числе 48 из региона и 19 из других стран. Его миссия – избавить регион от бедности и улучшить качество жизни жителей, в первую очередь 1,9 миллиарда человек, живущих менее чем на два доллара в день. Несмотря на некоторые успехи, два из трех бедных людей в мире живут в Азиатско-Тихоокеанском регионе. АфБР был создан по образцу Всемирного банка и имеет аналогичную взвешенную систему голосования, в которой голоса распределяются пропорционально подписке на капитал членов. По состоянию на конец 2013 года наибольшая доля акций принадлежит Японии – 15,67%. США принадлежат 15,56%, Китаю 6,47%, Индии 6,36% и Австралии 5,81%. С 2014 года АфБР публикует свой годовой отчет по индексу производительности и творчества и включает Финляндию и США, в частности, в список стран-членов Азиатско-Тихоокеанского региона.

Резюме

  • 1 Организация
  • 2 ссуды
  • 3 Известные проекты, техническая и гуманитарная помощь
  • 4 Эффективность
  • 5 отзывов
  • 6 участников
    • 6.1 Азиатско-Тихоокеанский регион
    • 6.2 Другие регионы
  • 7 Примечания
  • 8 См. Также
    • 8.1 Статьи по теме
    • 8.2 Внешние ссылки

Организация

Банком управляет совет управляющих, состоящий из одного представителя от государства-члена. Правление избирает из числа своих членов двенадцать членов Совета директоров. Восемь из двенадцати членов должны быть из Азиатско-Тихоокеанского региона, а остальные четыре – из остального мира.

Совет управляющих также избирает президента банка, который является председателем совета директоров и возглавляет банк. Срок полномочий – пять лет, с возможностью продления. Традиционно и поскольку Япония вносит наибольший вклад в банк, президентом всегда был японец. Нынешним президентом является Такехико Накао, сменивший Харухико Курода в 2013 году, когда последний был назначен управляющим Банка Японии.

Штаб-квартира банка находится по адресу 6 ADB Avenue, Мандалуйонг, Манила , Филиппины, а офисы расположены по всему миру. В 2014 году в банке работало 2997 человек из пятидесяти трех из шестидесяти семи сотрудников, 48% из которых составляли филиппинцы.

Займы

АфБР предлагает займы «твердый» обыкновенный капитал (ROC) на коммерческих условиях. Аффилированный с АБР Азиатский фонд развития (ADF) предоставляет «льготные» кредиты за счет средств специальных фондов на выгодных условиях. АфБР берет займы на международных рынках капитала под залог собственного капитала (кредитный рейтинг Aaa от Moody’s в 2015 году).

Читайте также:
Физическая сила: что это такое, описание и особенности

В 2009 году АфБР обеспечил членские взносы для своего пятого общего увеличения капитала (AGC) в размере 200% в ответ на призыв лидеров G-20 увеличить ресурсы многосторонних банков развития для поддержки роста развивающихся стран в лицо мирового финансового кризиса. В 2010 и 2011 годах увеличение на 200% AGC разрешило займы на 10,4 миллиарда долларов в 2010 году; 10,58 млрд долларов в 2011 г .; 10,45 млрд долларов в 2012 г .; 11,7 млрд долларов США в 2013 году и 11,2 млрд долларов США в 2015 году. В результате этого увеличения собственный капитал Банка утроился до 55 млрд долларов США 165 млрд долларов США .

Известные проекты, техническая и гуманитарная помощь

  • Трубопровод через Афганистан;
  • Проект поддержки сети предупреждения о землетрясениях и цунами в Индонезии ;
  • Региональная программа Большого Меконга;
  • Стратегическое партнерство с частным сектором для сокращения бедности на Филиппинах ;
  • Заем в размере 1,2 миллиарда долларов для преодоления надвигающегося экономического кризиса в Пакистане и постоянное финансирование энергетических потребностей страны, особенно гидроэнергетических проектов;
  • Железная дорога Ичан-Ваньчжоу в горном районе западной провинции Хубэй и к северо-востоку от муниципалитета Чунцин, Китай (заем в размере 500 миллионов долларов одобрен в 2003 году);
  • Аэропорт Улан-Батора и национальные проекты развития аэронавигации: международный аэропорт Чингисхана;
  • Проект расширения порта Коломбо;
  • Partners Asia Climate, совместное предприятие АфБР, ORIX Corporation и Robeco Institutional Asset Management, которое финансирует проекты в области зеленой энергетики;
  • В июнь 2015 АфБР предоставил 262 млн долларов в дополнение к 191 млн долларов в виде льготных фондов, чтобы помочь ликвидировать дефицит воды в Шри-Ланке;
  • В июнь 2015 АфБР также предложил помощь в размере 600 миллионов долларов для восстановления Непала после землетрясения.

Эффективность

Учитывая годовой объем кредитов АфБР, все проекты, финансируемые АфБР, оцениваются, чтобы увидеть, достигаются ли результаты, какие улучшения следует рассмотреть и чему научиться.

Существует два типа оценки: независимая оценка и самооценка. Самооценка проводится подразделениями, ответственными за разработку и реализацию национальных стратегий, программ, проектов или мероприятий по оказанию технической помощи. Он включает несколько инструментов, в том числе отчеты об исполнении проектов / программ, среднесрочные обзоры отчетов, отчеты о технической помощи или завершении проектов / программ, а также обзоры странового портфеля. Все проекты проходят самооценку соответствующих подразделений в отчете о завершении проекта. Отчеты о завершении проектов АфБР публикуются на веб-сайте АфБР. Правительства-клиенты обязаны готовить собственные отчеты о завершении проекта.

Независимая оценка заключается в передаче актуальных и высококачественных знаний из опыта в руки лиц, принимающих решения, дизайнеров и разработчиков. Департамент независимой оценки (DCI) проводит систематическую и беспристрастную оценку политики, стратегий, страновых программ и проектов, включая их разработку, реализацию, результаты и связанные с ними бизнес-процессы, для определения их актуальности, результативности, действенности и устойчивости в соответствии с методами и предписаниями. методические рекомендации.

Оценка операций изменилась с момента начала оценки в АфБР в 1978 году. Первоначально основное внимание уделялось оценке после завершения того, в какой степени проекты достигли ожидаемых экономических и социальных выгод. Операционная оценка теперь определяет процесс принятия решений на протяжении всего проектного цикла и АфБР в целом. Независимая оценка представила перспективу АфБР с момента его создания и предвидит будущее, в котором управление знаниями будет играть все более важную роль.

Примером того, как оценки могут изменить политику, был Обзор операционной деятельности АфБР за 2012 год. Он пришел к выводу, что финансирование АфБР для основных областей деятельности в 2011 году в значительной степени превысило целевой показатель в 80% от общего объема финансирования, предусмотренный в Стратегии 2020, и достиг 96%. Это привлекло внимание политиков, которые согласились с мнением составителей обзора о том, что оставшиеся 20% ассигнований на непрофильные области требуют более строгого соблюдения. Это побудило к решению провести среднесрочный обзор стратегии 2020 года, чтобы оценить, как она реализована на сегодняшний день, и предложить стратегические направления на будущее.

Читайте также:
Как юридически создать свой лейбл?

Отзывы

С первых дней существования АфБР критики обвиняли двух основных доноров, Японию и Соединенные Штаты, в том, что они имели значительное влияние на кредитование, политику и решения о пожертвованиях. Фактически это было главной причиной запланированного создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций .

Oxfam Australia раскритиковала Азиатский банк развития за нечувствительность к местным сообществам. «Работая на глобальном и международном уровне, эти банки могут ущемлять права людей посредством проектов, которые имеют пагубные результаты для бедных и маргинализированных сообществ». АфБР также подвергся критике со стороны Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде.

Критики утверждали, что крупные проекты АфБР наносят социальный и экологический ущерб из-за отсутствия мониторинга. Самыми противоречивыми проектами, связанными с АфБР, являются угольная электростанция в Мае Мох в Таиланде и амбициозные инфраструктурные проекты в дельте Меконга. Активисты-правозащитники и защитники окружающей среды критикуют политику АфБР в области защиты окружающей среды, а также политику в отношении коренных народов и принудительного переселения, в то время как в целом на бумаге соблюдаются международные стандарты, которые на практике часто игнорируются, слишком расплывчаты или слишком слабы, чтобы быть эффективными. или просто не соблюдается должностными лицами банка.

Банк критиковали за его роль в продовольственном кризисе. АфБР обвиняется гражданским обществом в игнорировании предупреждений, ведущих к кризису, и в содействии, продвижении условий кредита, которые, по мнению многих, являются несправедливыми, поскольку они усиливают давление на правительства с целью дерегулирования и приватизации сельского хозяйства, что приводит к таким проблемам, как нехватка сельскохозяйственных ресурсов. рис в Юго-Восточной Азии. В ответ на эту критику АфБР организовал большое количество консультаций для улучшения социальных и экологических последствий своей кредитной политики.

Другая проблема заключается в том, что льготные ставки по кредитам АБР (от 1,0 до 1,5%) на водоснабжение передаются центральным правительством посредникам, что увеличивает ставки для конечных пользователей. Чтобы сделать проекты финансово жизнеспособными, водные проекты часто разрабатываются с нереалистичными или недоступными ценами для бедных. АфБР пересмотрел свою кредитную политику.

Члены

Год в скобках указывает дату вступления в организацию (названия стран даны по мере их признания Банком).

Азиатский банк развития (АБР)

Региональный банк развития финансирует проекты развития в своих странах-членах по всей Азии.

Что такое Азиатский банк развития (АБР)?

Азиатский банк развития (АБР) — это региональный центр развития со штаб-квартирой в Маниле, Филиппины. Банк был основан в 1966 году под руководством Японии как одно из первых промышленно развитых государств Азии. АБР финансирует проекты развития в своих странах-членах по всей Азии.

По состоянию на 2019 год в банке было 68 участников, в том числе 49 региональных и 19 нерегиональных. Региональные члены географически расположены в Азии и являются основными бенефициарами программ банка, в то время как нерегиональные члены в основном из западных стран, в основном из Европы и Северной Америки, вносят вклад в банк.

Процесс принятия решений в Азиатском банке развития аналогичен процессу принятия решений во Всемирном банке. Количество голосов, контролируемых участником, соизмеримо с количеством акций, принадлежащих этому участнику. Сегодня Япония контролирует наибольшее количество акций, что составляет около 15,5% от собственности банка. На следующем рисунке представлена структура собственности и количество голосов в странах-членах:

Читайте также:
Товарный знак: что это такое, описание и особенности

Области фокусировки

Банк фокусируется на ключевых областях развития, которые соответствуют целям устойчивого развития Всемирного банка (ЦУР). Эти ключевые области:

  • Образование
  • Здоровье
  • Транспорт
  • Энергия
  • Финансовый сектор
  • Изменение климата

АБР стремится обеспечить устойчивый и инклюзивный экономический рост путем финансирования проектов в таких областях, как образование и здравоохранение, а также помогает улучшить рынки капитала и бизнес-инфраструктуру в целевых странах. Есть и другие, более специализированные области, такие как государственно-частное партнерство (ГЧП), информационные технологии, региональное сотрудничество и интеграция и т. Д., Которые служат вторичными программами наращивания потенциала.

Программы финансирования

Азиатский банк развития реализует несколько программ финансирования, которые он предлагает по различным категориям, перечисленным ниже:

  • Суверенное финансирование
  • Несуверенное / частное финансирование
  • Софинансирование

Суверенное финансирование

Суверенное финансирование — это финансирование, предоставляемое правительствам для выполнения конкретных программ развития. Деньги предоставляются в виде ссуды, гранта или их комбинации. В рамках программ суверенного финансирования банк также предоставляет специальную категорию ссуд, которая называется ссуды на основе результата (RBL).

Деньги из RBL авансируются в зависимости от достижения конкретных целей. Банк использует различные финансовые продукты для осуществления своей финансовой деятельности. Ниже обсуждаются несколько примеров:

  • Ссуды на основе LIBOR: ссуды на основе LIBOR представляют собой ссуды в долларах США с процентной ставкой, основанной на преобладающей 6-месячной LIBOR, плюс спред, основанный на риске финансируемого проекта.
  • Ссуды в местной валюте. Ссуды в местной валюте выдаются в валюте целевой страны, где финансируется проект. Они более рискованные, учитывая, что они увеличили валютный риск, но для страны-заемщика лучше выпускать долговые обязательства в своей собственной валюте.
  • Механизм мультитраншевого финансирования (MFF): продукты мультитраншевого финансирования используются для финансирования крупных текущих продуктов, которые выполняются поэтапно. Инвесторы с АБР могут получить доступ к нескольким траншам. Они могут инвестировать в транши, которые соответствуют их инвестиционным целям.

Пример: инвестиционная программа на крышах солнечных батарей — Индия

Инвестиционная программа Solar Rooftop Investment Program направлена на развитие в Индии мощности солнечной энергии мощностью 40 гигаватт (ГВт). Это долгосрочный проект, требующий больших вложений. В программе АБР использовал MFF для финансирования проекта на разных этапах. Подробности одного из этапов перечислены ниже:

Негосударственное финансирование

Негосударственное финансирование предоставляется напрямую частным предприятиям или организациям для реализации конкретных проектов. Это отличается от суверенного финансирования, когда средства предоставляются правительству. АБР может предоставлять это финансирование в различных формах. Три основных пути к не-суверенной помощи:

  • Финансирование за счет долга: АБР может инвестировать в бизнес за счет долга, который может быть в форме ссуд или облигаций. Банк гибок в отношении кредитной структуры предоставляемой помощи и может инвестировать в различные формы, такие как приоритетный или субординированный долг, конвертируемые облигации и т. Д.
  • Инвестиции в акционерный капитал: АБР также может напрямую инвестировать в бизнес, удерживая в нем акции. Это вложение обычно происходит, когда бизнес остается частным, и банк не мешает управлению. Однако банку действительно требуется место в совете директоров для наблюдения за функционированием бизнеса. АБР удерживает акции на неопределенный срок и продает акции по рыночной цене в подходящее время.
  • Гарантии: гарантии, предоставляемые АБР, служат защитой от политического и кредитного риска в развивающихся странах, где расположены проекты. Это больше для облегчения участия иностранных организаций путем ограничения их убытков.

Пример из практики: проект независимой энергетики Восточного экономического коридора — Таиланд

Независимый энергетический проект Восточного экономического коридора направлен на строительство электростанции на природном газе мощностью 2500 мегаватт (МВт) в провинции Районг в Таиланде. Электростанция будет использоваться для увеличения производственных мощностей региона в соответствии с его планами промышленного развития в рамках Плана развития Восточного экономического коридора.

Читайте также:
Можно ли получить единовременную компенсацию на умершего мужа

В рамках этого проекта АБР финансирует строительство электростанции частной компании. Подробная информация о его финансировании представлена в таблице ниже:

Софинансирование

Механизмы софинансирования предполагают, что внешние партнеры объединяют свои средства с АБР для финансирования проекта. Есть две широкие категории соглашений о софинансировании — официальные и коммерческие. Официальные договоренности заключаются в сотрудничестве с другими многосторонними банками, такими как Всемирный банк, в то время как коммерческие договоренности заключаются с более традиционными финансовыми учреждениями или инвесторами.

Пример: проект развития приграничного города — Монголия

Проект развития приграничных городов направлен на улучшение услуг по управлению отходами в рамках развития городской инфраструктуры в приграничных городах Монголии. Проект стартовал в 2016 году и софинансируется Азиатским банком развития (19 миллионов долларов) и Фондом Билла и Мелинды Гейтс (1 миллион долларов).

Дополнительные ресурсы:

Finansistem предлагает программу сертификации Certified Banking & Credit Analyst (CBCA) ™ для тех, кто хочет вывести свою карьеру на новый уровень. Чтобы продолжить изучение и развитие своей базы знаний, ознакомьтесь с дополнительными соответствующими ресурсами ниже:

  • Микрофинансирование
  • ЛИБОР
  • Международный валютный фонд (МВФ)
  • Специальное право заимствования (SDR)

Азиатский банк развития

ADB (Asian Development Bank) – это Азиатский банк развития, который основан в 1966 г. по инициативе ООН с целью содействия экономическому благосостоянию и сотрудничеству среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Свою деятельность Азиатский банк развития начал с поддержки сельскохозяйственных областей и наращивания продовольственных мощностей азиатских стран.

Со временем миссия финансового института расширилась и охватила следующие сферы:

  • образование;
  • здравоохранение;
  • транспортная инфраструктура;
  • энергетический сектор;
  • финансы;
  • борьба с бедностью;
  • проблемы изменения климата.

ADB оказывает техническую, консультационную помощь членам и партнёрам банка, выделяет долгосрочные займы правительствам и частным организациям, предоставляет гранты.

Штаб-квартира ADB расположена на Филиппинах в Маниле.

Состав Банка

В состав Азиатского банка развития входят азиатские страны, а также многие страны, вне Азиатско-Тихоокеанского региона.

Стать членом международной финансовой организации имеют право только страны – участницы ООН.

Страны Азии составляют 2/3 состава участников ADB.

Структура Банка

Согласно Уставу Азиатского банка развития, функции управления организацией реализуются на двух уровнях:

  1. Совет управляющих, состоящий из 1 представителя от каждой страны – участника банка. Каждый управляющий имеет 1 заместителя управляющего.
  2. Совет директоров во главе с президентом банка занимается общим руководством деятельности банка, разрабатывает и утверждает бюджеты, отчётность, проекты, принимает решение по основным направлениям кредитования и оказания финансовой помощи. Орган избирается Советом управляющих и состоит из 12 членов, каждый из которых патронирует интересы нескольких стран-участниц.

Президент ADB возглавляет команду высшего менеджмента банка в составе генерального директора и шести вице-президентов.

Крупнейшие акционеры Азиатского банка развития – Япония и США.

В Уставе организации прописано, что президент банка, а также 2/3 кабинета Совета директоров должны быть представителями Азиатского региона. С момента основания Азиатского банка развития президентами становились исключительно представители Японии.

Финансы ADB

С момента основания ADB его уставный капитал постоянно растёт. Основными источниками привлечения капитала Азиатского банка развития являются международные облигации, членские взносы, нераспределённая прибыль, доходы от предоставляемых займов и кредитов. Основные кредиторы международной финансовой организации – страны с развитой экономикой. Развивающиеся страны Азии в большинстве своём являются льготными заёмщиками ADB.

Азиатский банк развития располагает двумя основными фондами, из средств которых осуществляется материальная помощь странам – участникам:

  • обычный фонд кредитования;
  • специальный фонд кредитования.
Читайте также:
Сортность продукции: что это такое, описание и особенности

Средства обычного фонда распределяются на коммерческих условиях, из специального фонда финансируются участники на льготных условиях.

Финансовая помощь, оказываемая банком, ведётся в трёх направлениях:

  • суверенное финансирование, предоставляется под гарантии правительств государств на социальное и экономическое развитие; включает гранты, техническую помощь и ссуды;
  • несуверенное финансирование поддерживает проекты, которые способствуют продвижению частного инвестирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе, направленного на ускоренный эксклюзивный рост в различных жизненных сферах;
  • партнёрство, устанавливаемое с различными частными и международными организациями, для совместного участия в крупных инвестиционных проектах.

Россия и ADB

Российская Федерация не входит в состав участников Азиатского банка развития, находясь на позиции наблюдателя.

ADB не ведёт совместных с Россией инвестиционных проектов, но заинтересованность банка в стабильности российской экономики высока.

Членами Азиатского банка развития являются многие российские экономические партнёры.

Азиатский банк развития: что это

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) запустил операционную деятельность в 2016 году и пока проходит стадию институционального становления.

Целью деятельности Банка является

  • Содействие устойчивому экономическому развитию, повышение благосостояния и улучшение инфраструктурных связей в Азии путем осуществления инвестиций в инфраструктуру и другие производственные сектора экономик.
  • Стимулирование регионального сотрудничества и партнерства в решении проблем в области развития за счет тесного взаимодействия с другими многосторонними и двусторонними институтами развития.

На сегодняшний день акционерами банка являются более 90 стран. Учредительными документами АБИИ предусмотрено, что его региональные акционеры владеют 75% капитала Банка, а нерегиональные государства обладают долей в капитале АБИИ в размере 25%. КНР, Российская Федерация и Индия выступают крупнейшими региональными акционерами АБИИ располагая, первой, третьей и второй долями в его капитале соответственно (29,8%, 6,5%, 8,4%).

Официальным языком Банка является английский.
Штаб-квартира Банка расположена в Пекине (КНР).
Tel. +861083580000
information@aiib.org

В Банке действует трехуровневая система корпоративного управления

  • Совет управляющих, в котором интересы нашей страны представляет Министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников.
  • Совет директоров в составе 12 дирекций. Одной из них является мультистрановая дирекция, состоящая из Ирана, Казахстана, России, Белоруссии и Таджикистана. Работой дирекции руководит помощник Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов Российской Федерации Григорий Бутрин.
  • Президент и 5 Вице-президентов (в настоящее время эти посты занимают граждане Великобритании, Германии, Индонезии, Индии и Франции).

Стратегическое развитие. На протяжении четырех лет работы АБИИ менеджмент делает упор на институциональном строительстве банка. К настоящему времени утверждены основные политики, регулирующие деятельность АБИИ. Советом директоров одобрен ряд отраслевых политик: в энергетике, транспорте, в формировании устойчивой городской среды.

Финансовое состояние. По данным финансовой отчетности на конец 2018 года активы банка составляли 19 562 млн. долл. США против 18 973 млн. долл. США годом ранее. Капитал был равен 19 512 млн. долл. США (18 959 млн. долл. США в 2017 году), а обязательства – 50 млн. долл. США (14 млн. долл. США в 2017 году). Чистая прибыль по итогам года составила 299 516 млн. долл. США.

Персонал. По состоянию на конец февраля 2019 г. в штат банка было нанято 203 человека. До конца года планируется довести численность персонала Банка
до 280-310 человек. Сотрудниками Банка являются граждане 44 стран, среди которых 27% китайцев, 7% – представители Кореи, по 5% Великобритании, Индии, Германии. Из России принято на работу только 5 человек (3%).

Проектная деятельность. На начало марта 2019 г. в проектный портфель банка входило 35 проектов (из них 31 займ и 4 вложения в инвестиционные фонды) общим объемом 7,5 млрд. долл. США. Большая часть инвестиционного портфеля приходилась на суверенные проекты –78%. Более двух третей портфеля АБИИ сосредоточено в пяти государствах: Индия, Индонезия, Турция, Азербайджан и Египет. Ключевой ориентир на 2019 год предполагает одобрение от 20 до 25 проектов на общую сумму 3,5-4,5 млрд. долл. США. Российских проектов в портфеле АБИИ пока нет.

Читайте также:
Система ведения реестра владельцев ценных бумаг

Азиатский банк развития

Азиатский банк развития (АБР) – финансовая организация, созданная в 1960-х гг. для стимулирования развития Азиатско-Тихоокеанского региона.

На сегодняшний день ее членами являются 67 стран. Задача АБР — стимулировать рост экономики государств-участников путем предоставления кредитов, выделения грантов, оказания технической помощи, инвестирования в передовые отрасли производства.

История возникновения

Идея о необходимости создания финансового института, который будет стимулировать развитие Азиатско-Тихоокеанского региона, являвшегося на тот момент беднейшим в мире, возникла в начале 1960-х годов. Предполагалось, что путем кредитования и прямой технической помощи странам удастся добиться роста экономики, развития промышленности, которая станет альтернативой доминирующей на тот момент отрасли — сельскому хозяйству.

В 1963 году состоялась конференция, организованная ООН, на которой министры заинтересованных стран высказали свое видение будущего экономического сотрудничества и приняли резолюцию. В 1966 году Азиатский банк развития начал свою работу, объединив 31 страну. Местом размещения головного офиса финансовой организации стала столица Филиппин Манила. Первым президентом АБР был назначен Такеши Ватанабэ.

История развития

Приоритеты и цели работы АБР изменялись в зависимости от текущей экономической ситуации. В 1960-х годах усилия организации были сконцентрированы на оказании гуманитарной помощи беднейшим государствам, развитии сельскохозяйственных регионов.

1970-е годы были ознаменованы резким ростом цен на нефть. В этих условиях АБР сделал ставку на содействие в реализации энергетических проектов. Благодаря созданию в 1974 г. Азиатского Фонда развития, удалось организовать выдачу кредитов беднейшим государствам под минимальный процент. К концу 1970-х экономики многих участников АБР стали достаточно крепкими, чтобы успешно функционировать без финансирования извне.

В 1980-х годах основными направлениями работы АБР стали:

  • энергетические проекты стран-членов;
  • финансирование развития социальной инфраструктуры;
  • разработка проектов в области экологии, здравоохранения, медицины;
  • сотрудничество с неправительственными организациями для поддержания беднейших слоев населения.

В 1982 году АБР открыл первый офис в одном из беднейших государств Азиатского региона — Бангладеше.

В 1990-х годах усилия АБР были сконцентрированы на таком типе развития стран, при котором возможно снижение уровня бедности населения. Членский состав организации расширился: в результате окончания Холодной войны к ней примкнули несколько государств Центральной Азии.

В 1997 году разразился экономический кризис, отбросивший назад экономики многих стран. В этой ситуации Банк направил первоочередное внимание на развитие национальных финансовых систем и социальной инфраструктуры. С 1999 года ключевой целью АБР становится помощь беднейшим слоям населения.

В начале 2000-х годов обозначились новые направления работы АБР:

  • борьба с инфекционными заболеваниями и совершенствование здравоохранения стран-участников;
  • помощь странам в преодолении стихийных бедствий, количество которых за первое десятилетие XXI века оказалось беспрецедентным.

С 2009 года АБР оказывал финансовую поддержку странам в устранении последствий глобального кризиса, благодаря чему уже к 2010 году региону удалось преодолеть спад и добиться роста ВВП на 9%.

Работа, проделанная АБР в Азиатско-Тихоокеанском регионе, позволила ему стать одним из лидеров мирового экономического роста. Тем не менее, эта часть мира остается домом для более чем 1,2 млрд человек, проживающих за чертой бедности. Ключевые цели работы Банка на будущее — преодоление социального неравенства и повышение уровня жизни в странах-членах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: