Федеральная служба: что это такое, описание и особенности

Федеральная служба: что это такое, описание и особенности

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Государственное устройство России ›
  • Правительство Российской Федерации ›
  • Чем занимаются федеральные службы?

Чем занимаются федеральные службы?

Федеральные службы – один из видов федеральных органов исполнительной власти страны. Они осуществляют надзор и контроль за исполнением федерального законодательства и оказывают государственные услуги. Среди их полномочий есть и те, что не выходят за рамки обоих функций.

Функции по надзору и контролю складываются из трех полномочий федеральных служб: по осуществлению действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; по лицензированию отдельных видов деятельности; по регистрации актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов – распоряжений.

При этом стоит заметить, что федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, если об этом праве не сказано прямо в законе, а федеральная служба по надзору – еще и управление государственным имуществом и оказание платных услуг. Это означает, что федеральная служба издает как правило распоряжения – индивидуальные, не нормативные акты, а приказы и постановления – нормативные акты – только если имеет на то установленное законом право.

В пример типичных полномочий федеральных служб можно привести:

надзор и контроль за исполнением трудового законодательства (Роструд – Государственная инспекция труда),

санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор),

сбор и предоставление государственной статистики (Росстат),

сбор и обеспечение уплаты налогов и сборов (ФНС),

лицензирование медицинской деятельности (Росздравнадзор),

контроль за прессой и блокировка экстремистских материалов (Роскомнадзор),

регистрация авторских и смежных прав на произведения, изобретения (Роспатент),

регистрация прав и контроль операций с недвижимостью (Росреестр),

контроль за оборотом наркотиков (ФСКН), алкоголя (Росалкогольрегулирование),

выдача паспортов, миграционных карт, регистрация граждан (ФМС),

тарифное регулирование (Федеральная служба по тарифам),

таможенный контроль и декларирование (ФТС),

контроль за безопасностью на атомных станциях, объектах, использующих и хранящих ядерное топливо, опасных производствах, за состоянием очистных сооружений (Ростехнадзор).

К нетипичным для служб функциям относят:

принудительное исполнение судебных решений, обеспечение порядка на судебных заседаниях (Федеральная служба судебных приставов),

исполнение наказаний (ФСИН),

внешнюю разведку (СВР),

контрразведку, расследование преступлений и борьбу с тероризмом (ФСБ),

охрану первых лиц государства (ФСО),

государственную связь (Государственная фельдъегерская служба).

Возглавляет федеральную службу Руководитель, у которого есть штат заместителей. В её структуре как правила находятся межрегиональные и территориальные управления и отделы. Головной офис службы включает в себя 10-20 узкоспециализированных управлений, обслуживает их центральный аппарат службы. Службе могут быть приданы подведомственные организации – научные и научно-технические центры, при центральном аппарате и управлениях могут существовать экспертные или общественные советы, научно-технические советы, призванные помогать федеральной службе в принятии решений, давать заключения на проекты нормативных актов и консультировать её по тем или иным вопросам.

Деятельность и полномочия службы регламентируют федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Как правило, в Постановлении Правительства о соответствующей службе аккумулированы все её полномочия и обязанности, структура федеральной службы описана в Положении о соответствующем органе государственной власти, а правила оказания услуг – в административных регламентах по оказанию тех или иных государственных услуг.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА

“. а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;

в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору – также управление государственным имуществом и оказание платных услуг. “

Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти”

Смотреть что такое ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА в других словарях:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА

это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ либо Правительству РФ, ее возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба не вправе осуществлять нормативное правовое регулирование в установленной сфере деятельности, кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, а федеральная служба по надзору — также и функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг. . смотреть

Читайте также:
Расчеты с кредиторами при ликвидации юридического лица

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА

(англ. federal service) – в РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регул. смотреть

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ

ФСБ) орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере обеспечения безопасности России и координирующий контрразведывательную деятельности. Основана в 1993. В декабре 1993 — июне 1995 называлась Федеральная служба контрразведки (ФСК). смотреть

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ

до 2003 — Федер. служба безопасности РФ). 1. Разновидность гос. органа обеспечения безопасности РФ. 2. Орган гос. безопасности совр. России (во многом аналог КГБ СССР). С 2003 — единая централизованная система органов ФСБ и пограничных войск, осуществл. решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ (ст. 1 ФЗ о ФСБ). По ФЗ от 3 апреля 1995 № 40-ФЗ ФСБ определялась как ФОИВ. ФСБ создавала территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществл. рук-во ими и организацию их деятельности, издавала в пределах своих полномочий норм, акты и непосредственно реализовала основные направления деятельности органов ФСБ (ст. 3). В 1991 действовало Агентство федер. безопасности РФ (АФБ России), кот. было создано вместо Межреспубликанской службы безопасности. В соотв. с указом Президента РФ от 19 декабря 1991 создали Министерство безопасности и внутренних дел РСФСР (МБВД РСФСР), кот. в январе 1992 бьшо разделено на Министерство безопасности РФ (МБ России) и МВД России. В декабре 1993 МБ России преобразовано в Федер. службу контрразведки РФ (ФСК России). С 22 февраля 1995 по 2003 функц-ла Федер. служба безопасности РФ, с июня 2003 — совр. назв. Деятельность органов ФСБ с 2003 осуществл. по следующим основным направлениям: КРД; борьба с преступностью и террор, деятельностью; развед. деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информ. безопасности. Иные направления деятельности органов ФСБ определяются федер. зак-вом. В силу полифункциональности деятельности ФСБ она одновременно является контрразвед. и развед. органом, а также ОРО (ст. 13 ФЗ об ОРД). См. Жандармерия (в царской России), Органы гос. безопасности, Полит. полиция в России, «Смерш», ФСБ России как ОРО. [6]; [25]; Новый регламент ФСБ России /Авт.-сост. А.Ю. Шумилов. — М., 1998; Спецслужбы России и разведслужбы некоторых иностранных государств /Под общ. ред. Ю.Н. Соколова. — М., 1999; [26]; Новые Закон и Положение о ФСБ: Сб. НПА /Сост. А.Ю. Шумилов. — М, 2004. . смотреть

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ

Federal Security Service

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ

Федеральная Служба Безопасности (ФСБ) орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере обеспечения. смотреть

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ

俄(罗斯)联邦安全局 é(luósī) liánbāng ānquán jú

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ КАК ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНОЙ ОРГАН

Система опер, подразделений и cooti. должн. лиц (прежде всего оперативнике): центрального аппарата (включая первых рук-лей), органов безопасности на местах (территориальных органов), оргшов безопасности в войсках. Самостоятельным ОРО ФСБ являются согласи» воли законодателя с 1992, когда она бьла включена в число гос. органов, осуцествл. ОРД (ст. 11 Закона об ОРД 1992). С 2003 ФСБ как ОРО значительно усилилась, так как в ФСБ были переданы полномочия двух быв. самостоятельных ОРО — ФПС России и органа внешней разведки Федер. агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ. В соотв. с ФЗ об ОРД, ФЗ о ФСБ, Положением о ФСБ, Положением об управлениях (отделах) ФСБ в ВС РФ, др. войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках) и соотв ведомственными НПА перечень опер, подразделений, правомочных осущеавл. ОРД, их полномочия, структуру и организацию работы определяет Директор ФСБ. Опер, подразделения действуют в структуре центрального аппарата (ФСБ), в территориальных органах — органах безопасности субъектов РФ (включая управления в краях и областях) и региональных управлений и в Вооруженных Силах РФ. В ФСБ ими являются департаменты (котрразведки, по борьбе с терроризмом экономической безопасности) и управления (военной контрразведки, конст безопасности и собственной безопасности), а на местах и в войсках — аналогичные подразделения. ФСБ законодателем отнесена к первому виду ОРО, т.е. она полномочна полностью осуществл. всю ОРД (см. ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД). ФСБ как ОРО решает опред. ФЗ об ОРД задачи искл. в пределах полномочий, установленных соотв. законодательными актами РФ (см. ч. 4 ст. 13 ФЗ об ОРД). Так, ФСБ осуществл. ОРМ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террор, деятельности, орг. преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и др. преступлений, дознание и предварительное следствие по кот. отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и обществ, объединений, ставящих своей целью насильственное изм. конст. строя РФ. Вместе с тем на ФСБ ФЗ и иными НПА могут возлагаться и др. задачи в сфере борьбы с преступностью (см. ст. 10 ФЗ о ФСБ). См. ОРО, Подразделение опер. [6]; [29]; [25]; Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История и современность. — Ростов на/Д, 1999; Воронов А.А. Основы национальной безопасности. Общая часть. — М., 2000; [16]; [26]; [8]. . смотреть

Читайте также:
Можно ли продать квартиру по частям?

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ФСБ РФ), федеральный орган исполнит. власти, осуществляющий гос. управление в сфере обеспечения безопасности гос-ва и непосредственно реализующий осн. смотреть

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РФ

Ударение в слове: Федер`альная сл`ужба безоп`асности РФУдарение падает на буквы: а,у,аБезударные гласные в слове: Федер`альная сл`ужба безоп`асности РФ. смотреть

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РФ

1) Орфографическая запись слова: федеральная служба безопасности рф2) Ударение в слове: Федер`альная сл`ужба безоп`асности РФ3) Деление слова на слоги . смотреть

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РФ

Начальная форма – Федеральная служба безопасности рф, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевленное

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РФ

Федер’альная сл’ужба безоп’асности РФ (ФСБ)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РФ

(ФСБ России) составная часть сил обеспечения безопасности РФ, федеральный орган исполнительной власти. В пределах предоставленных полномочий ФСБ России. смотреть

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РФ

“. Федеральная служба безопасности – единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих . смотреть

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РФ

Федеральная служба безопасности РФ Федер`альная сл`ужба безоп`асности РФ (ФСБ)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ И СОСТАВ

Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере функции по контролю и надзору, а также специальные функции в области обороны государства, безопасности, охраны гос. границы, борьбы с преступностью, правопорядка.

Особенности федеральных служб

1. Федеральный орган исполнительной власти.

2. Отраслевой орган, то есть функционирует в установленной сфере.

3. Единоначальный орган, но федеральная служба по надзору может иметь статус коллегиального органа.

4. Осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере (контроль за соблюдением законодательства, выдача разрешений (лицензий), регистрация документов, объектов, прав).

5. Осуществляет специальные функции в области обороны, безопасности и правоохраны. Входит силовой блок ФСО России, ФСБ России, Государственная фельдъегерская служба РФ.

6. Не вправе осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию, а также функции по управлению гос. имуществом и по оказанию гос. услуг.

Виды федеральных служб

1. «Президентские» – под руководством Президента:

ФСБ России, ФСО России, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Служба внешней разведки РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ.

2. «Полупрезидентские» – это службы, находящиеся в ведении федеральных министерств, деятельностью которых руководит Президент:

Федеральная служба военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по техническому контролю – в ведении Минобороны России; Федеральная служба по исполнению наказаний, Федеральная служба судебных приставов – в ведении Министерства юстиции.

3. «Правительственные» – службы, руководство которыми осуществляет Правительство РФ:

ФАС России, ФТС России, Федеральная служба по тарифам и др.

4. «Полуправительственные» – находятся в ведении федеральных министерств, деятельностью которых руководит Правительство:

Федеральная служба по труду и занятости – в ведении министерства труда и защиты; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки – в ведении Министерства образования и науки. И др.

20. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ И СОСТАВ

Федеральное агентство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере функции по управлению госимуществом, по оказанию гос. услуг, а также правоприменительные функции.

Особенности федеральных агентств:

1. Федеральный орган исполнительной власти.

2. Отраслевой орган, то есть функционирует в установленной сфере.

3. Может иметь статус коллегиального органа.

4. Выполняет функции по управлению гос. имуществом, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности.

5. Реализует функции по оказанию гос. услуг в сфере образования, здравоохранения на безвозмездной либо платной основах непосредственно через учреждения.

6. Осуществляет правоприменительные функции, то есть издает индивидуальные правовые акты.

Виды федеральных агентств

1. «Президентские» – под руководством Президента :Управление делами Президента РФ; Главное управление специальных программ Президента РФ.

2. «Полупрезидентские» – это службы, находящиеся в ведении федеральных министерств, деятельностью которых руководит Президент: Федеральное агентство спец. строительства – в ведении Министерства обороны РФ, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству – в ведении МИД России.

3. «Правительственные» – службы, руководство которыми осуществляет Правительство РФ: Федеральное космическое агентство; Федеральное агентство научных организаций; Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ.

4. «Полуправительственные» – находятся в ведении федеральных министерств, деятельностью которых руководит Правительство: Федеральное агентство по делам молодежи – в ведении Министерства образования и науки РФ, Федеральное агентство железнодорожного транспорта – в ведении Министерства транспорта. И др.

Дата добавления: 2015-08-21 ; просмотров: 2279 | Нарушение авторских прав

newinspire

  • Лекции по экономической теории
  • Лекции по бюджетной системе РФ
  • Лекции по экономике организаций
  • Лекции по экономической безопасности
  • Экономический обзор
  • Спортивный обзор
  • Курьезы

Характеристика и функции федеральных служб и федеральных агентств

Характеристика и функции федеральных служб

Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Читайте также:
Плата на восстановление и охрану водных объектов

При этом под функциями по контролю и надзору понимаются:

— осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

— выдаче органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

— регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Федеральные службы в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Характеристика и функции федеральных агентств

Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

При этом под функциями по оказанию государственных услуг понимается осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц.

Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Под правоприменительными функциями понимается издание индивидуальных правовых актов, a также ведение реестров, регистров, кадастров.

Федеральные агентства в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства.

Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор). Он может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ.

Территориальные органы федеральных министерств, служб и агентств также входят в систему органов исполнительной власти Российской Федерации как элемент ее структуры. Эти органы (к ним относятся, например, Управление ФСБ по Саратовской области, Управление Приволжской железной дороги и т.д.) осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию субъектов Федерации, — во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти этих субъектов.

Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производятся соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъекта РФ. Теми же органами и в том же порядке производится назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных органов управления.

Федеральная служба в системе органов исполнительной ветви власти Российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анна Петровна Скворцова, Татьяна Яковлевна Коняхина, Светлана Геннадьевна Гусева

На основе анализа юридической литературы и законодательства об органах исполнительной власти Российской Федерации обосновано несколько суждений: систему государственных органов, осуществляющих исполнительную власть в Российской Федерации , возглавляет Правительство Российской Федерации ; действующая система государственных органов исполнительной ветви власти в Российской Федерации закреплена в Указе Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. No 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти »; федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства составляют систему государственных органов исполнительной ветви власти; федеральная служба является самостоятельным элементом системы государственных органов исполнительной власти , организация и деятельность которой регулируются подзаконными нормативными правовыми актами.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анна Петровна Скворцова, Татьяна Яковлевна Коняхина, Светлана Геннадьевна Гусева

FEDERAL SERVICE IN THE SYSTEM OF BODIES’ EXECUTIVE BRANCH OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the article, based on the analysis of legal literature and legislation on the Executive authorities of the Russian Federation , several judgments are substantiated: the system of state bodies exercising Executive power in the Russian Federation is headed by the Government of the Russian Federation ; the current system of state bodies of the Executive branch in the Russian Federation is fixed in the Decree of the President of the Russian Federation «On the structure of Federal Executive bodies» No. 215 dated may 15, 2018 ; Federal ministries, Federal services and Federal agencies constitute the system of state bodies of the Executive branch; the Federal service is an independent element of the system of state bodies of Executive power , the organization and activity of which is regulated by subordinate regulatory legal acts.

Читайте также:
Как разделить расчетный счет по квартире?

Текст научной работы на тему «Федеральная служба в системе органов исполнительной ветви власти Российской Федерации»

Doi 10.24411/2073-0454-2018-10050 © А.П. Скворцова, Т.Я. Коняхина, С.Г. Гусева, 2018

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЕТВИ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анна Петровна Скворцова, заместитель начальника научно-исследовательского отдела,

начальник Отделения планирования и координации научной деятельности Управления организации научной

и редакционно-издательской деятельности

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: skvorzov2007@mail.ru

Татьяна Яковлевна Коняхина, научный сотрудник Отделения планирования и координации научной деятельности научно-исследовательского отдела Управления организации научной и редакционно-издательской деятельности Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: annadom765@mail.ru

Светлана Геннадьевна Гусева, старший научный сотрудник Отделения планирования и координации научной деятельности научно-исследовательского отдела Управления организации научной и редакционно-издательской деятельности

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: Sguseva9@mvd.ru

Аннотация. На основе анализа юридической литературы и законодательства об органах исполнительной власти Российской Федерации обосновано несколько суждений: систему государственных органов, осуществляющих исполнительную власть в Российской Федерации, возглавляет Правительство Российской Федерации; действующая система государственных органов исполнительной ветви власти в Российской Федерации закреплена в Указе Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»; федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства составляют систему государственных органов исполнительной ветви власти; федеральная служба является самостоятельным элементом системы государственных органов исполнительной власти, организация и деятельность которой регулируются подзаконными нормативными правовыми актами.

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, Конституция Российской Федерации, федеральный конституционный закон РФ, Федеральный конституционный закон РФ от 14 мая 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», исполнительная власть, государственный орган, федеральная служба.

Anna P. Skvortsova, deputy head of the Research Department, head of the Division for Planning and Coordination of Scientific Activities of the Directorate for the Organization of Scientific and Editorial-Publishing Activities Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot’ (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: skvorzov2007@mail.ru

Tatyana Ya. Konyakhina, research associate of the Department for Planning and Coordination of Scientific Activities of the Research Division of the Directorate for the Organization of Scientific and Editorial-Publishing Activities Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot’ (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: annadom765@mail.ru

Svetlana G. Guseva, senior research associate of the Department for Planning and Coordination of Scientific Activities of the Research Division of the Directorate for the Organization of Scientific and Editorial-Publishing Activities Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot’ (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: Sguseva9@mvd.ru

Annotation. In the article, based on the analysis of legal literature and legislation on the Executive authorities of the Russian Federation, several judgments are substantiated: the system of state bodies exercising Executive power in the Russian Federation is headed by the Government of the Russian Federation; the current system of state bodies of the Executive branch in the Russian Federation is fixed in the Decree of the President of the Russian Federation «On the structure of Federal Executive bodies» No. 215 dated may 15, 2018; Federal ministries, Federal services and Federal agencies constitute the system of state bodies of the Executive branch; the Federal service is an independent element of the system of state bodies of Executive power, the organization and activity of which is regulated by subordinate regulatory legal acts.

Keywords: Russian Federation, legislation, Constitution of the Russian Federation, Federal constitutional law of the Russian Federation, Federal constitutional law of the Russian Federation «On the Government of the Russian Federation» of may 14, 1997, Decree of the President of the Russian Federation «On the structure of Federal Executive bodies» No. 215 of may 15, 2018, Executive power, state body, Federal service.

FEDERAL SERVICE IN THE SYSTEM OF BODIES’ EXECUTIVE BRANCH

OF THE RUSSIAN FEDERATION

Скайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Скворцова А.П., Коняхина Т.Я., Гусева С.Г. Федеральная служба в си-стеме органов исполнительной ветви власти Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(6):246—248.

Поводом к подготовке данной статьи послужило принятие Указа Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»1.

Предметом же данной статьи является система государственных органов исполнительной ветви власти в РФ и место в ней федеральной службы

Первоначально о состоянии теории.

Читайте также:
Смешанный договор: что это такое, описание и особенности

Так, авторы-единомышленники (В.А. Туровская и К.А. Корчагина), обратив внимание на наличие «противоречий между наименованием ряда федеральных служб», высказали следующее обобщающее суждение: «На основании изложенного полагаем, что все федеральные службы должны содержать в своем наименовании как слово «надзор», так и слово «контроль», либо не содержать ни одного из них (например, Федеральная таможенная служба, Федеральная антимонопольная служба), ведь исходя из Указа Президента РФ № 314, отнесение законодателем государственного органа власти к такому виду, как федеральная служба, подразумевает осуществление им как контрольной, так и надзорной функций. Учитывая сказанное, авторы неоднократно предлагали внести соответствующие изменения в Положения о названных службах»2.

Г.П. Ивлиев, подготовивший статью на основе доклада VI Международной научно-практической конференции «Гражданское право России. Итоги года», посвященной 25-летнему юбилею Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ, сформулировал несколько выводов: «Следует отметить, что исключительные права представляют собой монополию особого рода. Их специфика заключается в том, что само государство предоставляет обладателям таких прав защиту от нарушений со стороны любых третьих лиц. Эта защита обеспечивает правообладателям возможность получить доход, который окупил бы их усилия и затраты по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, а также создал бы условия для продолжения творческой деятельности. По сути это плата общества за развитие научно-технического прогресса. Без ее установления невозможно стимулировать изобретательскую деятельность и использовать новшества в производстве»; «В данном случае монопольные права возникают в силу закона, они санкционированы го-

сударством для пользы общества»; «По нашему мнению, нормы о защите конкуренции и об охране интеллектуальной собственности направлены на достижение одних и тех же целей — обеспечение инновационного развития экономики, совершенствование технологий, улучшение потребительских свойств товаров с использованием при этом различных методов»3.

Н.С. Кириченко, обратив внимание на «новое силовое ведомство — Федеральная служба войск национальной гвардии РФ», сформулировал следующее обобщающее суждение: «В заключение можно отметить, что Росгвардия — это молодое силовое ведомство, сосредоточившее в себе мощный боевой потенциал, силу и опыт личного состава, которое способно выполнить все возложенные на него задачи, главным образом, защиту нашего государства и граждан!»4.

Авторы-единомышленники (А.В. Кудашкин и Н.С. Кириченко), сфокусировав внимание лишь на одном полномочии Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, высказали следующее суждение: «Таким образом, можно сделать вывод о том, что такое полномочие военнослужащих и сотрудников Росгвардии, как вхождение (проникновение) в жилое помещение помимо воли проживающих (находящихся) в нем граждан, является вынужденной (специальной) мерой, предусмотренной Конституцией РФ, направленной на защиту жизни людей и обеспечение общественной безопасности»5.

Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий относительно системы государственных органов исполнительной ветви власти предопределяют и несовершенство законодательства РФ6.

1 СЗ РФ. 2018. № 21. Ст. 2981.

2 ТуровскаяВ.А., Корчагина К.А. О проблеме некорректного наименования федеральных служб (на примере федеральных служб, обеспечивающих защиту прав потребителей в сфере торговли) // Российская юстиция. 2016. № 5. С. 52-54.

3 Ивлиев Г.П. Принцип добросовестности в деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности // Вестник гражданского права. 2017. № 2. С. 56-62.

4 Кириченко Н.С. О правовых основах деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации // Право в Вооруженных силах. 2017. № 1. С. 9-13.

5 Кудашкин А.В., Кириченко Н.С. О полномочиях военнослужащих (сотрудников) Федеральной службы войск национальной гвардии РФ на вхождение (проникновение) в жилое помещение // Право в Вооруженных силах. 2017. № 4. С. 46-50.

6 Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123.

Вестник Московского университета МВД России

Систему государственных органов исполнительной ветви власти в РФ возглавляет Правительство РФ, организация и деятельность которого урегулированы в нормативном правовом акте, по юридической силе приравненном к федеральному конституционному закону РФ7. Речь идет о ФКЗ РФ от 14 мая 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»8.

Сама же система государственных органов исполнительной ветви власти закрепляется в подзаконном нормативном правовом акте. Ныне в РФ система государственных органов исполнительной ветви власти закреплена в Указе Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Анализ положений Указа Президента РФ от 15 мая 2018 г. позволяет выделить три группы государственных органов исполнительной ветви власти: 1) федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам; 2) федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам; 3) федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.

Федеральная служба включена во все группы государственных органов исполнительной ветви власти.

Так, в первой группе обнаруживаем следующие федеральные службы: Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Федеральная служба по техническому и экспортному контролю; Федеральная служба исполнения наказаний; Федеральная служба судебных приставов; Государственная фельдъегерская служба РФ; Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральная служба войск национальной гвардии РФ; Федеральная служба охраны РФ; Федеральная служба по финансовому мониторингу. Большинство из указанных федеральных служб входят в системы отдельных правоохранительных органов9.

Читайте также:
Сезонные работы: что это такое, описание и особенности

Во второй группе обнаруживаем следующие федеральные службы: Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения; Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральная служба по ветеринарному и фи-

тосанитарному надзору; Федеральная служба по надзору в сфере транспорта; Федеральная служба по труду и занятости; Федеральная налоговая служба; Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка; Федеральная таможенная служба; Федеральное казначейство (федеральная служба); Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; Федеральная служба по аккредитации; Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; Федеральная служба государственной статистики; Федеральная служба по интеллектуальной собственности.

В третьей группе обнаруживаем следующие федеральные службы: Федеральная антимонопольная служба; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Таким образом, исполнительная власть в РФ осуществляется различными государственными органами: федеральными министерствами, федеральными службами и федеральным агентствами. При этом федеральные службы отличаются подведомственностью.

Изложенное позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, систему государственных органов, осуществляющих исполнительную власть в Российской Федерации, возглавляет Правительство РФ.

Во-вторых, действующая система государственных органов исполнительной ветви власти в Российской Федерации закреплена в Указе Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

В-третьих, федеральные министерства, службы агентства составляют систему государственных органов исполнительной ветви власти.

В-четвертых, федеральная служба является самостоятельным элементом системы государственных органов исполнительной власти, организация и деятельность которой регулируются подзаконными нормативными правовыми актами.

7 Галузо В.Н. Систематизация законодательства в РФ: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. N° 8. С. 28-30; Он же: О роли нормативного правового акта в системе права РФ // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.

8 СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; . ; 2017. № 1 (ч. I). Ст. 3.

9 Галузо В.Н. Теория правоохраны — новое направление в юридической науке? // Закон и право. 2009. № 12. С. 15, 16; Он же: Теория правоохраны в Российской Федерации: pro et contra // Государство и право. 2012. № 11. С. 110-113.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ

Смотреть что такое ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ в других словарях:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ

(англ. federal commission) – в РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопроса. смотреть

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

“. федеральная комиссия – межведомственная комиссия, созданная для решения вопросов, связанных с финансовым оздоровлением сельскохозяйственных товароп. смотреть

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

(ФКЦБ) — федеральный орган исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. Руководитель ФКЦБ является по должности федеральным министром. Должности пяти членов ФКЦБ (первого заместителя председателя, заместителей председателя ФКЦБ, секретаря ФКЦБ) являются государственными должностями государственной службы и замещаются в установленном порядке. Федеральная комиссия для осуществления своих полномочий создает свои территориальные органы. Полномочия ФКЦБ не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов РФ (ст. 40 Закона № 39-ФЗ). Основные функции и полномочия ФКЦБ определяются в ст. 42 Законом № 39-ФЗ. Федеральная комиссия:

1) осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

2) утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории РФ, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;

3) разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

4) устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности (правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг устанавливаются ФКЦБ совместно с Минфином);

5) устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра;

6) устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства РФ о ценных бумагах;

7) выдает генеральные лицензии на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии (аннулирование генеральной лицензии, выданной уполномоченному органу, не влечет аннулирования лицензий, выданных им профессиональным участникам рынка ценных бумаг);

8) устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и аннулирует указанные лицензии при нарушении требований законодательства РФ о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ;

9) определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

Читайте также:
Форма права: что это такое, описание и особенности

10) осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства РФ о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ;

11) обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг;

12) обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

13) утверждает квалификационные требования, предъявляемые к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций, организует исследования по вопросам развития рынка ценных бумаг;

14) разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проводит их экспертизу;

15) разрабатывает соответствующие методические рекомендации по практике применения законодательства РФ о ценных бумагах;

16) осуществляет руководство региональными отделениями ФКЦБ;

17) ведет реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;

18) устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории РФ ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в РФ;

19) обращается в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства РФ о ценных бумагах и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством РФ;

20) осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;

21) устанавливает соотношения между размерами объявленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала.ФКЦБ вправе (ст. 44 Закона № 39-ФЗ):

1) выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также на осуществление контроля на рынке ценных бумаг федеральным органам исполнительной власти (с правом делегирования функций по лицензированию их территориальным органам);

2) квалифицировать ценные бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством РФ;

3) устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативы достаточности собственных средств и иные показатели, ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами;

4) в случаях неоднократного или грубого нарушения профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства РФ о ценных бумагах принимать решение о приостановлении или аннулировании лицензии, выданной на осуществление профессиональной деятельности с ценными бумагами. Немедленно после вступления в силу решения ФКЦБ о приостановлении действия лицензии государственный орган, выдавший соответствующую лицензию, должен принять меры по устранению нарушений либо аннулировать лицензию;

5) по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, отказать в выдаче лицензии саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, аннулировать выданную ей лицензию с обязательным опубликованием сообщения об этом в средствах массовой информации;

6) организовывать или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проводить проверки деятельности, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;

7) направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции ФКЦБ;

8) направлять материалы в правоохранительные органы и обращаться с исками в суд (арбитражный суд) по вопросам, отнесенным к компетенции ФКЦБ (включая недействительность сделок с ценными бумагами);

9) принимать решения о создании и ликвидации региональных отделений ФКЦБ;

10) применять меры к должностным лицам и специалистам, имеющим квалификационные аттестаты на право совершения операций с ценными бумагами, в случае нарушения законодательства РФ;

11) устанавливать нормативы, обязательные для соблюдения эмитентами ценных бумаг, и правила их применения. Региональные отделения ФКЦБ образуются решением ФКЦБ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ для обеспечения выполнения установленных законодательством РФ норм, правил и условий функционирования фондового рынка, практической реализации принимаемых Федеральной комиссией решений и контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. Региональное отделение ФКЦБ действует на основании положения, утверждаемого Федеральной комиссией. Председатель регионального отделения утверждается ФКЦБ на основании совместного представления главы исполнительной власти субъекта РФ и председателя ФКЦБ (ст. 47 Закона № 39-ФЗ). Ответственность за нарушения законодательства РФ о ценных бумагах — установлена в ст. 51 Закона № 39-ФЗ. 1. За нарушения Закона «О рынке ценных бумаг» и других законодательных актов РФ о ценных бумагах лица несут ответственность в случаях и порядке, предусмотренных гражданским, административным или уголовным законодательством РФ. Вред, причиненный в результате нарушения законодательства РФ о ценных бумагах, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. 2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг не вправе манипулировать ценами на рынке ценных бумаг и понуждать к покупке или продаже ценных бумаг путем предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах эмиссионных ценных бумаг, ценах на ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе. Совершение указанных действий профессиональными участниками рынка ценных бумаг является основанием для приостановления или аннулирования выданного им разрешения, а также иных санкций, предусмотренных для членов саморегулируемых организаций. Факт манипулирования ценами на рынке ценных бумаг признается в судебном порядке. 3. В отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию ценных бумаг, ФКЦБ:

Читайте также:
Трибутные собрания: что это такое, описание и особенности

— принимает меры к приостановлению дальнейшего размещения ценных бумаг, выпущенных в результате недобросовестной эмиссии;

— опубликовывает в средствах массовой информации сведения о факте недобросовестной эмиссии и основаниях приостановления размещения ценных бумаг, выпущенных в результате недобросовестной эмиссии;

— письменно извещает о необходимости устранения нарушений, внесения изменений в проспект эмиссии и другие условия выпуска, а также устанавливает сроки устранения нарушений;

— направляет материалы проверки по фактам недобросовестной эмиссии в суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам эмитента в соответствии с законодательством РФ;

— направляет материалы проверки по фактам недобросовестной эмиссии в органы прокуратуры при наличии в действиях должностных лиц эмитента признаков состава преступления;

— выдает письменное предписание о разрешении дальнейшего размещения ценных бумаг в случае устранения эмитентом нарушений, связанных с недобросовестной эмиссией ценных бумаг;

— обращается с иском в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным в случае, если недобросовестная эмиссия повлекла за собой заблуждение владельцев, имеющее существенное значение, либо в случае, если цели эмиссии противоречат основам правопорядка и нравственности. 4. Должностные лица эмитента, принявшие решение о выпуске в обращение ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. 5. Выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным по иску ФКЦБ, региональных отделений ФКЦБ, государственного регистрирующего органа, налогового органа, прокурора, а также по искам иных государственных органов, осуществляющих полномочия в сфере рынка ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ. Признание выпуска ценных бумаг недействительным влечет изъятие из обращения ценных бумаг, выпущенных с нарушением установленного порядка регистрации или эмиссии ценных бумаг, и возвращение владельцам денежных средств (другого имущества), полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг. 6. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной. В отношении лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность, ФКЦБ:

— принимает меры к приостановлению безлицензионной деятельности;

— опубликовывает в средствах массовой информации сведения о факте безлицензионной деятельности участника рынка ценных бумаг;

— письменно извещает о необходимости получения лицензии, а также устанавливает для этого сроки;

— направляет материалы проверки по фактам безлицензионной деятельности в суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам участника рынка ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ;

— обращается с иском в арбитражный суд о взыскании в доход государства доходов, полученных в результате безлицензионной деятельности на рынке ценных бумаг;

— обращается с иском в арбитражный суд о принудительной ликвидации участника рынка ценных бумаг в случае неполучения им лицензии в установленные сроки. 7. В случае обнаружения фактов недобросовестной рекламы ФКЦБ:

— принимает меры к приостановлению недобросовестной рекламы;

— письменно извещает рекламодателя о необходимости прекращения недобросовестной рекламы, а также устанавливает для этого сроки;

— опубликовывает в средствах массовой информации сведения о фактах недобросовестной рекламы и недобросовестных рекламодателях;

— направляет материалы проверки по фактам недобросовестной рекламы в суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам участника рынка ценных бумаг — рекламодателя в соответствии с законодательством РФ;

— приостанавливает действие лицензии на осуществление деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих недобросовестную рекламу ценных бумаг;

— обращается с иском в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным в случае, если недобросовестная реклама повлекла за собой заблуждение владельцев, имеющее существенное значение. 8. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и эмитенты ценных бумаг, а также их должностные лица имеют право на обжалование действий ФКЦБ по пресечению нарушений законодательства РФ о ценных бумагах и применению мер ответственности в порядке, предусмотренном законодательством РФ. 9. В случаях, предусмотренных Законом о рынке ценных бумаг и другими законодательными актами РФ о ценных бумагах, участники рынка ценных бумаг обязаны обеспечивать имущественные интересы владельцев залогом, гарантией и другими способами, предусмотренными гражданским законодательством РФ, а также страховать имущество и риски, связанные с деятельностью на рынке ценных бумаг (ст. 51 Закона № 39-ФЗ). Размеры штрафов за нарушение законодательства РФ о ценных бумагах установлены в Федеральном законе от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Порядок рассмотрения случаев нарушения кредитными организациями законодательства о рынке ценных бумаг и применении мер ответственности и иных мер воздействия за такие нарушения установлен положением ЦБ РФ от 19 августа 1998 г.№49-П и указанием ЦБР от 19 августа 1998 г.№319-У.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

Ударение в слове: Федер`альная ком`иссия по р`ынку ц`енных бум`агУдарение падает на буквы: а,и,ы,е,аБезударные гласные в слове: Федер`альная ком`иссия . смотреть

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

1) Орфографическая запись слова: федеральная комиссия по рынку ценных бумаг2) Ударение в слове: Федер`альная ком`иссия по р`ынку ц`енных бум`аг3) Делен. смотреть

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

(ФКЦБ) – орган федеральной исполнительной власти, задачами которого являются: проведение государственной политики в области рынка ценных бумаг; контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг; определение стандартов эмиссии ценных бумаг. смотреть

Читайте также:
Свобода передвижения: что это такое, описание и особенности

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

– см. Комиссия по ценным бумагам.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

Федер’альная ком’иссия по р’ынку ц’енных бум’аг

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг – в РФ – федеральный орган исполнительной власти по проведению . смотреть

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг Федер`альная ком`иссия по р`ынку ц`енных бум`аг

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГА

Начальная форма – Федеральная комиссия по рынку ценных бумага, женский род, множественное число, неодушевленное, родительный падеж

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ И РАДИОВЕЩАНИЮ

Закон подчеркивает, что основными задачами этой комиссии являются: 1. Содействие развитию деятельности в области телерадиовещания для предоставления телезрителям и радиослушателям максимально широкого выбора телеи радиопрограмм. 2. Гласное и рациональное распределение естественно ограниченного ресурса частот для целей телерадиовещания. 3. Обеспечение в установленных законодательством формах прав граждан на свободу поиска, производства, распространения и получения информации посредством радио и телевидения. 4. Недопущение любых форм цензуры в отношении деятельности в области телерадиовещания, осуществление мер по предотвращению политической монополизации эфира. 5. Обеспечение в установленных законодательством формах уважения норм общественной морали, нравственности, развития российской культуры и образования. 6. Содействие распространению информационных, научно-популярных и культурно-просветительских программ, программ, направленных на духовное и эстетическое воспитание детей и молодежи, укрепление семьи, утверждение здорового образа жизни. 7. Защита работников телевидения и радио от политического и любого иного давления при осуществлении ими своих профессиональных функций. Федеральная комиссия по телерадиовещанию выполняет иные задачи в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации». 1. Выдает лицензии на вещание. 2. Утверждает типовые формы лицензии. 3. Составляет и публикует государственный реестр держателей лицензий и формирует базы данных об условиях лицензий на вещание, выданных на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством о средствах массовой информации контролирует соблюдение держателями лицензии лицензионных условий. 4. Используя записи телеи радиопрограмм после их выхода в эфир, контролирует соблюдение требований: а) телерадиовещания в период проведения выборов или референдумов; б) распространения рекламы. Федеральная комиссия по телерадиовещанию ежегодно публикует отчет о своей деятельности. смотреть

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО ТОРГОВЛЕ

Федеральное агентство, образованное в 1914 г. в целях развития свободной и справедливой деловой конкуренции, предотвращения создания монополий и недопущения ограничений в торговле. Контролирует исполнение как антитрестовского законодательства, так и законов о защите потребителей. смотреть

Статья 42. Функции Федеральной комиссии. Федеральная комиссия:

1) осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
2) утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;
Постановлением ФКЦБ РФ от 03.07.2002 N 25/пс утверждены Стандарты эмиссии акций, размещаемых при учреждении акционерных обществ, и их проспектов эмиссии.
Постановлением ФКЦБ РФ от 30.04.2002 N 16/пс утверждены Стандарты эмиссии дополнительных акций, акций, размещаемых путем конвертации, облигаций, конвертируемых в дополнительные акции, и их проспектов эмиссии.
Постановлением ФКЦБ РФ от 19.10.2001 N 27 утверждены Стандарты эмиссии облигаций и их проспектов эмиссии.
Постановлением ФКЦБ РФ от 12.02.1997 N 8 утверждены Стандарты эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций. 3) разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
Постановлением ФКЦБ РФ от 14.08.2002 N 32/пс утверждено Положение о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации.
Постановлением ФКЦБ РФ от 27.04.2001 N 9 утверждено Положение о требованиях к операциям, связанным с совершением срочных сделок на рынке ценных бумаг.
Постановлением ФКЦБ РФ от 23.03.2001 N 6 утверждены Правила осуществления брокерской деятельности при совершении на основании поручений клиентов сделок купли – продажи ценных бумаг, расчет по которым производится брокером с использованием денежных средств или ценных бумаг, предоставленных клиенту брокером с отсрочкой их возврата.
Постановлением ФКЦБ РФ от 22.09.2000 N 18 утверждены Правила осуществления брокерской деятельности на рынке ценных бумаг с использованием денежных средств клиентов.
Постановлением ФКЦБ РФ от 11.10.1999 N 9 утверждены Правила осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации. 4) устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно – депозитарной деятельности. Правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг устанавливаются Федеральной комиссией совместно с Министерством финансов Российской Федерации;
Постановление ФКЦБ РФ N 32, Минфина РФ N 108н от 11.12.2001 утвержден Порядок ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами.
Постановлением ФКЦБ РФ N 33, Минфина РФ N 109н от 11.12.2001 утверждено Положение об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Распоряжением ФКЦБ РФ от 05.10.1998 N 1087-р утвержден порядок расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг, допущенных к обращению на фондовой бирже или через организатора торговли на рынке ценных бумаг, и установлении предельной границы колебаний рыночной цены. 5) устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра;
6) устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
7) выдает генеральные лицензии на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии. Аннулирование генеральной лицензии, выданной уполномоченному органу, не влечет аннулирования лицензий, выданных им профессиональным участникам рынка ценных бумаг;
8) устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и аннулирует указанные лицензии при нарушении требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией;
9) определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
10) осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией;
О предоставлении организаторами торговли на рынке ценных бумаг информации по результатам сделок, расчеты по которым проводятся брокером с использованием денежных средств или ценных бумаг, предоставленных клиенту брокером с отсрочкой их возврата, см. Постановление ФКЦБ РФ от 31.08.2001 N 23. 11) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, контролирует порядок проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
(п. 11 введен Федеральным законом от 07.08.2001 N 121-ФЗ)
О методических рекомендациях по реализации профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”, см. распоряжение ФКЦБ РФ от 03.07.2002 N 613/р. 12) обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг;
13) обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
14) утверждает квалификационные требования, предъявляемые к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций, организует исследования по вопросам развития рынка ценных бумаг;
15) разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проводит их экспертизу;
16) разрабатывает соответствующие методические рекомендации по практике применения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
Распоряжением ФКЦБ РФ от 04.12.2002 N 1610/р утверждены Методические рекомендации по некоторым вопросам, связанным с оформлением документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг для государственной регистрации выпуска ценных бумаг и регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
Распоряжением ФКЦБ РФ от 18.09.2002 N 1124/р утверждены Методические рекомендации по ведению внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами. Распоряжением ФКЦБ РФ от 26.02.1999 N 195-р утверждены Методические рекомендации по применению профессиональными участниками рынка ценных бумаг Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости)”. 17) осуществляет руководство региональными отделениями Федеральной комиссии;
18) ведет реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;
19) устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;
Постановлением ФКЦБ РФ от 23.11.2001 N 29 утверждено Положение о порядке допуска эмиссионных ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации, и обращение которых предполагается через иностранных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, к первичному размещению за пределами Российской Федерации и к обращению через иностранных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
О порядке выдачи разрешения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг на допуск к обращению эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации в форме ценных бумаг иностранных эмитентов, выпускаемых в соответствии с иностранным правом, и удостоверяющих права на эмиссионные ценные бумаги российских эмитентов, см. Положение, утв. Постановлением ФКЦБ РФ от 13.03.2001 N 3. 20) обращается в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации;
21) осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;
22) устанавливает соотношения между размерами объявленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: