Флаг судна: что это такое, описание и особенности

Удобный флаг судна: понятия и причины развития

Флаг судна — это, в первую очередь, внешнее выражение его государственной принадлежности. В свою очередь, под национальностью судна можно понимать его принадлежность к определенному государству. В зависимости от того, в какой стране судно было зарегистрировано и под каким флагом плавает, законам этой страны, обязаны подчиняться все, кто находится на его борту. Принадлежность судна к определенному государству обуславливается его регистрацией и выдачей соответствующих документов, а также предоставлением права под флагом этой страны. Статья 91 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года, подписанная в Монтего-Бее, Ямайка (далее по тексту — Конвенция ООН) гласит, что каждое государство самостоятельно устанавливает условия и права предоставления своего флага судам. Украина ратифицировала Конвенцию ООН Законом «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года и Соглашения об имплементации Части XІ Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года» от 03.06.1999. Обязательным условием является то, что между страной, предоставляющей свою национальность и судами должна существовать связь, которая позволяет государству осуществлять контроль над судами. Согласно Конвенции ООН, судно обязано плавать под флагом только одной страны, не имеет права менять флаг в течение плавания или после захода в порт. Исключением служат случаи, когда судно проходит процесс изменения регистрации. Россия пошла еще дальше.

Международным сообществом была сделана попытка унифицировать и уточнить отношение связи и контроля государства флага над судами, поскольку содержание такого контроля понимается многими государствами далеко неоднозначно. С 20 января по 7 февраля 1986 г. в Женеве проходила Конференция ООН по условиям регистрации судов, в результате была подписана Конвенция об условиях регистрации судов. Из 109 государств, принявших участие в Конференции, Конвенцию подписали 81 государство, но Конвенция эта в силу не вступила и не вступит никогда, наверняка. Для такого утверждения много смелости не нужно, поскольку общеизвестно, что ни экономической заинтересованности, ни юридической основательности большинство государств, подписавших Конвенцию, не обнаружили. Что касается экономической незаинтересованности, то она очевидна, ибо признание принципа реальной связи судна с государством флага подорвет позиции государств, предоставляющих удобный флаг. Тем не менее, Россия эту Конвенцию ратифицировала, чем поставила себя в довольно неудобное положение, ведь она теперь имеет обязанности, предусмотренные в этой Конвенции, хотя они и не носят строго обязательного юридического характера. Таким образом, созданный в России второй регистр оказался далеко не столь успешным, как международные реестры судов в других странах.

Практика стран удобного флага

В начале ХХ века несколько государств приняли законы об упрощенной регистрации иностранных судов под флагом своей страны. Упрощенный процесс регистрации включал в себя, в том числе занижение налогообложения и стандартов охраны труда. Такая практика быстро обрела популярность и невиданный масштаб — в настоящий момент более половины всех судов в мире плавают под так называемыми удобными флагами. К числу государств, предоставляющих удобные флаги, Международный профессиональный союз транспортников (далее по тексту — ITF), относит следующие страны: Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Боливию, Бирму, Камбоджу, Каймановы острова, Коморские острова, Кипр, Экваториальную Гвинею, Францию (второй регистр), Грузию, Германию (второй регистр), Гибралтар, Гондурас, Ямайку, Ливан, Либерию, Мальту, Республику Маршалловы Острова, Маврикий, Монголию, Нидерландские Антильские острова, Северную Корею, Панаму, Сан-Томе и Принсипи, Шри-Ланку, Сент-Винсент и Гренадины, Тонга, Вануату. Более 30% мирового тоннажа торгового флота находится под юрисдикцией Панамы.

Понятие удобного флага подразумевает под собой регистрацию судна под национальным флагом определенной страны, при этом фактической привязки судовладельца к этой стране может и не быть.

В первую очередь, удобный флаг судна выгоден стране, предоставляющей такие услуги, так как это легкий способ получить определенный доход. Бюджет стран удобных флагов формируется в значительной части от регистрационных взносов судовладельцев. В этой связи, между странами удобного флага возникает конкуренция, вследствие которой, для привлечения новых судов под свой флаг, занижаются требования к охране труда, к возрасту и состоянию судов, что негативно сказывается на состоянии мирового флота и условиях работы моряков.

Преимущества удобного флага для судовладельца

Для судовладельцев преимущества применения удобного флага заключаются в следующем: за невысокую плату они получают низкие налоговые ставки и регистрационные сборы, причем все процедуры, касающиеся регистрации судна происходят по максимально упрощенной схеме и в самые сжатые сроки. Стандартное время регистрации судна под удобным флагом занимает около недели. К тому же наличие удобного флага судна гарантировано дает владельцам судов возможность перерегистрации в реестре другого государства и также параллельной регистрации. Регистрация судна возможна как в самом государстве, предоставляющем такие услуги, так и в его зарубежных консульствах.

Читайте также:
Освобождение от наказания в связи с болезнью

Регистрация под удобным флагом обладает определенными преимуществами для судовладельца относительно налогообложения, как правило, налоговые ставки в таких государствах существенно ниже, чем в морских державах. Следует отметить, что вместе с налоговыми затратами значительно снижаются и эксплуатационные расходы, так как предъявляются значительно меньшие требования к техническому состоянию и экипажу судна. В ряде государств практически полностью отсутствует контроль за выполнением норм по безопасной эксплуатации судна и зачастую отсутствует требование освидетельствования технического состояния судна, так как существует более упрощенная процедура получения документов, удостоверяющих пригодность судна к плаванию.

Страны открытой регистрации предоставляют судовладельцам определенные преимущества при эксплуатации судна. В частности, это таможенные льготы, применение упрощенных схем при совершении сделок по продаже судна, сохранение анонимности крупных должностных лиц судоходных компаний и конфиденциальности проведения коммерческих операций. Зачастую именно анонимность привлекает тех, кто использует удобный флаг в преступных целях. Возможность скрыть фактически всю лишнюю или ненужную, с точки зрения преступников, информацию о судне открывает огромные возможности для осуществления множества незаконных операций. В частности, суда под удобными флагами используются для контрабанды оружия, наркотиков или даже людей, а также в целях отмывания денег.

Еще одной причиной распространенности такого явления, как удобный флаг, является то, что требования касательно соблюдения адекватных условий жизни и труда команд на суднах занижены по сравнению с нормами, существующими в иных государствах. Особенно это касается соблюдения трудового распорядка и выплаты заработной платы. Это обуславливает резкое снижение расходов на содержание команды, к тому же существует практика найма моряков вне зависимости от их гражданства, что также позволяет значительно экономить на рабочей силе.

Однако минимальные требования к составу экипажа, предъявляемые странами открытой регистрации, могут привести к тому, что трудовое законодательство по отношению к членам команды почти не соблюдается или же не соблюдается вовсе. Несоблюдение норм законодательства и отсутствие социальных гарантий приводит к ухудшению условий жизни на борту, частичной или полной невыплате заработной платы, отсутствию каких-либо норм охраны труда. Суда под удобным флагом часто не имеют никакого медицинского обслуживания, не подготовлены к аварийным ситуациям, что ведет к повышению уровня травматизма на борту. Еще одной проблемой членов такого экипажа может стать отсутствие коллективного договора, который, согласно требованиям ITF, является гарантией оплаты труда и предоставления достойных условий работы. Обычно в целях экономии расходов на заработную плату экипажа, судовладельцы прибегают к найму моряков из стран, с низким уровнем жизни, таких как: Филиппины, Индия, Китай и др. Соответственно, уровень профессиональной подготовки таких моряков является довольно низким. Кроме того, существуют также языковые препятствия. Часто на судах возникает ситуация, когда моряки, офицеры и капитан не понимают друг друга, что ведет к значительному риску, при возникновении аварийных ситуаций.

Официальная позиция ITF по данному вопросу, заключается в том, что регистрация судов под удобными флагами недопустима, поскольку делает невозможным соблюдение всех прав моряков — работников судна. Довольно часто происходят такие конфликтные ситуации, что для их разрешения на основе трудового законодательства, моряку приходится обращаться в суд по месту регистрации судна, так как контракт составлен по законодательству этой страны, что приводит к значительным издержкам на наем адвокатов и ведение процесса в другой стране. Подобные расходы зачастую могут превышать сумму спора, и в этой связи многие моряки не решаются на разбирательство.

Дает ли удобный флаг защиту от ареста судна?

Некоторые судовладельцы надеются, что удобный флаг дает какие-то преимущества или даже может помешать наложению ареста на морское судно, поскольку государство флага не является членом ни одной из конвенций об аресте судов. Хотя большинство государств удобного флага, действительно, не присоединились ни к одной из конвенций об аресте судов, это, разумеется, не спасает судно от ареста. Виду того, что страна, где зарегистрировано судно, не является договаривающимся государством, например, Конвенции по унификации некоторых правил относительно наложения ареста на морские суда 1952 года, к которой присоединились как Украина, так и Россия, следует отметить, что в ч. 2 ст. 8 этой Конвенции предусматривается, в частности, что судно, которое ходит под флагом государства, не являющегося договаривающимся государством Конвенции, может быть арестовано в пределах юрисдикции любого из договаривающихся государств по любому из морских требований, перечисленных в ст.1 Конвенции.

Читайте также:
Передача прав по ценной бумаге

Таким образом, мы полагаем, что и раньше, до вступления в силу упомянутой Конвенции в отношении Украины и Российской Федерации, арест морского судна был преимущественно институтом гражданского материального права, а также процессуальным институтом частного права. Как бы то ни было, судовой арест вполне может быть проведен в отношении судна под удобным флагом как в России, так и в Украине.

Попытки маскировки действительности и позиция ITF

Как уже было сказано выше, в настоящее время огромное количество судовладельцев предпочитают регистрацию своего флота под удобным флагом. В рамках конкуренции страны открытой регистрации активно начинают принимать участие в различных морских конвенциях международного масштаба, сотрудничать с профсоюзами, вступать в соглашения, которые призваны подтвердить их высокий статус, безопасность мореплавания и благонадежность. Любое подобное государство заинтересовано в том, чтобы под их флагом ходили крупные суда успешных судовладельцев, поэтому и стремится поднять престиж своего флага. Тем не менее, такие меры носят больше формальный характер, требования безопасности мореплавания и охраны труда в странах с «престижным» удобным флагом, все равно значительно ниже, чем в крупных морских державах с устоявшимися морскими традициями.

Долгое время ITF ведет борьбу с системой удобных флагов. Следует отметить, что все страны, предоставляющие удобный флаг, являются суверенными, и в этой связи, вмешательство со стороны международных организаций, или других стран, в их внутреннюю деятельность является недопустимым.

Соответственно, деятельность ITF в этой части, носит скорее контролирующий характер. В частности принимаются такие меры, как: постоянная проверка судов специальными инспекторами и возвращение заработной платы морякам в случае ее задержания, постоянный контроль владельцев судов с целью обеспечения экипажа всеми стандартами, указанными в международных правовых актах. К методам борьбы с системой удобных флагов также можно отнести необходимую помощь членам экипажа в медицинском обслуживании и правовой защите, в связи с чем нельзя не отметить значительный вклад ITF в области охраны прав моряков на судах с удобными флагами.

Разбираемся в тонкостях правил плавания под государственным флагом

Давайте начнем с того, что такое правила государственного флага, и почему этой теме отведен отдельный блок? Почему это важно?

Михаил: У каждого судна есть своя национальность, которая определяется флагом, под которым ходит судно. У каждого флага есть свои требования к наличию навигационных пособий на борту. Но не все зависит только от флага, так как есть еще множество различных требований разных инстанций. Когда судно заходит в порт, инспектор заранее сверяется с тем, под каким флагом судно и каков список необходимых изданий, которые должны иметься на судне. И, если чего-то нет, то судно могут не выпустить из порта, пока это издание не будет на борту. Простои судна дороги, так что зачастую интенданты берут с запасом все необходимое.

Иногда возникает проблема – всю информацию по требованию флага достаточно тяжело найти. Судовладелец должен запрашивать ее непосредственно у властей флага, под которым ходит судно. А некоторые страны предоставляют эту информацию в циркулярах.

Российский флаг, естественно, учитывает требования к наличию на борту навигационных карт, навигационных лоций, международного свода сигналов, международное авиационно-морское наставление по поиску и спасанию. Причем две последние книги должны быть обязательно в бумажном виде.

Мирослав: Хочу добавить, что требования к морской библиотеке состоят из трех частей. Первое – это тот флаг, под которым зарегистрировано судно, в какой юрисдикции. Второе – это требования Регистра, которое, определяется классом судна. А также требования судоходной компании, которые могут определять какие-то, дополнительные требования к тому, что должно содержаться в технической библиотеке.

У каждого типа судна есть свой отдельный перечень. Например, Кодекс безопасной практики для судов, перевозящих палубные лесные грузы, Кодекс безопасной практики размещения и крепления груза (РКГ), Кодекс перевозки навалочных грузов (МКМПНГ). И, естественно, процедуры контроля судов государством порта.

Игорь: Все документы (если это не типографские книжки), такие как объявления, оповещения, различные постоянно работающие документы, как письма и распоряжения, всегда публикуются на официальных сайтах. Они находятся в открытом доступе, чтобы мореплаватели могли всегда иметь оперативный доступ к документам, вновь изданным, и требованиям, которые предъявляются.

Если потом какие-то сведения нужно уже более подробно излагать, тогда уже создают отдельную книжку или издание. Обычно документы называются “циркуляры флагов”, они представлены на отдельной странице на сайте Регистра (Российский морской регистр судоходства), в которой есть подборка этих писем, оповещений и так далее. Эти документы содержат не очень большое количество страниц – максимум до пятидесяти, и все это мы еженедельно проверяем на изменения.

Читайте также:
Постановление палаты федерального собрания РФ

Игорь: Документы дублируются и TGT E-Data, и в ПО “Азимут”. В обе системы они попадают, там же корректируются. Обновление обычно происходит раз в неделю.

В планах у нас расширение до 36 источников. Такие страны как Дания, Норвегия, Великобритания тоже будут добавлены.

Как происходят обновления?

Игорь: Как правило, на сайте источника есть разделы “Что нового” и “Что ревизировано”. Изменения отслеживаются нами, и, если документ подвергался ревизии, значит, мы его обновляем.

Под одно и то же распоряжение может издаваться несколько ревизий. Например, Маршалловы острова периодически выпускают список одобренных ими систем для использования на борту. Различная информация может добавляться при следующей ревизии. И, соответственно, мы публикуем информацию с новой датой, и документ заменяется в базе автоматически.

Мирослав: Таким образом, у судоводителя в компьютере всегда есть документ последнего обновления. Конечно, есть сайт источника, но у капитанов нет времени самим все отсматривать. Это очень востребованный инструмент для оперативных распоряжений и циркуляров. Документы меняются достаточно быстро, но на борту всегда должны быть издания в актуальном виде. Это как навигационное предупреждение в море. Есть извещение мореплавателям в виде долгосрочных навигационных предупреждений, а есть краткосрочные, передаваемые по радио.

Мы рассмотрели момент нахождения документов по флагу на борту судна, и один из вариантов – держать это все в электронной библиотеке, встроенной в систему TGT или бортовую программу “Азимут”. То есть в любой момент с помощью данных систем можно получить доступ к полному набору документов, которые требуются флагом. Помимо этого, есть требования флага, и есть требования Регистра, которые относятся к документам, изданным ИМО. Здесь тоже есть разные варианты – можно покупать бумажные книжки, можно покупать электронную библиотеку.

Михаил: Издания закупаются в электронном виде. Но Witherby также издает не только книги ИМО, но и книги законодательств разных стран, такие как “Федеральные правила США”. Там есть своя специфика, и, с одной стороны, их можно скачать в бесплатном виде, распечатать и держать на борту, с другой стороны, если нет такой возможности и судно где-то в центре океана, то можно купить книгу.

Также с Конвенцией о труде в морском судоходстве – ее можно скачать в электронном виде. Но у Witherby есть полный текст Конвенции в виде книги.

Насколько сейчас популярно пользование цифровыми изданиями?

Михаил: Все больше клиентов ориентируется на электронные издания. Тем не менее, некоторые предпочитают бумажные. Все новые суда сразу оснащают электроникой. Они даже не дублируют на бумаге. Вся библиотека формируется в электронном виде. Коллеги из офиса бумажных продаж говорят, что покупают такие издания в основном в двуязычном виде. Не знаю, насколько они применимы в международных иностранных портах, но у изданий ЦНИИМФ есть свои особенности.

Конечно, при принятии решения в выборе электронной или бумажной библиотеки, основную роль играет то, чье это судно. Если оно берется на фрахт, то очень часто идет или дублирование электроники, или только бумажные версии. Если книги покупает шипчандлер, то они все берут в бумажном виде. А если судно собственное, либо библиотеку комплектует представитель судостроительного завода, то сразу устанавливаются электронные издания.

Игорь: Некоторые клиенты сомневаются. Многое зависит от инспекции. Я не нашел никакого требования, что издание должно быть на русском языке – информация должна быть актуальная и официальная. Наши клиенты закупают издания ЦНИИМФ, поскольку у них были случаи, когда инспектора требовали наличия изданий на языке, который используется на судне.

По стоимости есть какая-то значимая разница между бумажными и электронными изданиями?

Михаил: Да, если это издание ИМО, изданное ЦНИИМФ, то оно зачастую бывает дороже в печатном виде. Например, книга содержит перевод, за что и добавляется наценка. Если это Конвенция о труде, которую можно скачать на сайте бесплатно, то ЦНИИМФ издает это как некий свод законов, как будто вы сходили и без проблем приобрели гражданский кодекс. Это недорого.

А Witherby издает не просто конвенции, а там еще есть гайдлайны, и прочие дополнительные документы, где все растолковано и разъяснено. Поэтому это стоит в разы дороже. В целом, если сравнивать самые необходимые документы ИМО, то бумажные и электронные стоят одинаково.

Читайте также:
Структура преступности: что это такое, описание и особенности

Если сравнивать цены на состав библиотеки из 20 изданий в бумажном и электронном вариантах, то разница может быть около 100 фунтов. Так что все зависит от политики компании, а также необходимости дублировать, чтобы пройти проверки. Влияет на стоимость также качество печати, наличие перевода.

Требования скольких стран сейчас собраны и упорядочены Компанией “Е-Дата”?

Игорь: 20 стран. Это основные государства, под которым ходит большое количество судов. Помимо этого, конечно, многое зависит и от класса судна. То есть не только страна имеет значение, но и тип судна.

Мы оказываем услуги по подбору судовой библиотеки, составляем списки рекомендованной литературы, помогаем с программным обеспечением.

Компания “Е-Дата” предлагает комплексные современные решения по снабжению флота навигационными материалами.

Если у вас есть конкретный вопрос об электронных книгах и цифровых публикациях, мы будем рады помочь.

Виды и значения флагов на кораблях

Первые варианты системы флажных сигналов появились в XVII в. Международный свод был принят в 1857 г. С тех пор его различные модификации используют для передачи сообщений между морскими судами.

В 1887 г. система кодовых сигналов получила свое отражение в «Международном своде сигналов» (INTERCO). Этот документ приняли все морские державы. Он вступил в силу 01.01.1901 года.

В 1931 г. международная комиссия, в состав которой входило 8 стран, усовершенствовала систему сигналов. Последняя ревизия свода датирована 01.04.1969 года. Сигналы также получили расшифровку на кириллице.

Система включает в себя несколько разделов:

  • 1-буквенные сигналы,
  • 2-буквенные сигналы,
  • 3-буквенные сигналы для болезней и лекарств,
  • 4-буквенные сигналы о государственной принадлежности кораблей.

Флаги вывешивают на фале до появления ответа. Люди, которые увидели сигнал, поднимают вымпел до половины. Когда сигнал понят, полотнище поднимают вверх до необходимого уровня.

По завершении послания передающей стороной поднимается ответный вымпел – знак того, что передан финальный сигнал. Если принимающие не могут разобрать сообщение, они посылают один из следующих сигналов:

  • ZQ («Код неправильный. Проверьте и повторите»),
  • ZL («Сигнал принят и не понят»).

Если послание адресовано конкретному судну, на отдельной конструкции поднимают его флажный позывной. В противном случае считается, что сигнал предназначен для всех.

В XXI в. «Международный свод сигналов» включает в себя 40 флагов:

  • 26 буквенных обозначений,
  • 10 цифровых,
  • 3 дополнительных,
  • 1 вымпел свода.

Сигналы из одного флага

В этой статье приведены значения сигналов. Также даны названия флагов. Указано соответствие между буквами кириллицы и латинского алфавита.

А, А, Alfa, «Альфа»

«Для выполнения задания спущен водолаз. Соблюдайте дистанцию и проходите на минимальной скорости».

Этот флаг на малых судах выполняют в виде жесткого щита. Его высота составляет не менее 1 м. Необходимо обеспечить круговую видимость данного флага.

B, Б, Bravo, «Браво»

«Идет загрузка, разгрузка или доставляется опасный груз».

C, Ц, Charlie, «Чарли»

D, Д, Delta, «Дэлта»

«Соблюдайте дистанцию: маневрируем с большими трудностями».

E, Е, Echo, «Эко»

«Я собираюсь повернуть вправо».

F, Ф, Foxtrot, «Фокстрот»

«Мы потеряли управление и связь».

G, Г, Golf, «Гольф»

«Мне необходимы услуги лоцмана». При рыбной ловле в море этот флаг имеет другое значение: «Я выбираю сети».

H, Х, Hotel, «Хотэл»

«На нашем борту присутствует лоцман».

I, И, India, «Индия»

«Сообщаю об изменении курса. Поворачиваю налево».

J, Й, Juliett, «Джулиэт»

«Возник пожар, на борту перевозится опасный груз. Рекомендуем держаться в стороне».

K, К, Kilo, «Кило»

«Хочу с вами связаться».

Цифра после сигнала говорит о типе связи:

  • языке Морзе,
  • мегафоне,
  • сигнальных фонарях,
  • звуковых сигналах и т. п.

L, Л, Lima, «Лима»

«Судно под карантином» (в порту), «Немедленно остановитесь» (в море).

С помощью этого флага пограничные корабли останавливают суда во внутренних и территориальных водах.

M, М, Mike, «Майк»

N, Н, November, «Новэмбэр»

O, О, Oscar, «Оска»

«Человек за бортом».

P, П, Papa, «Папа»

«Судно планирует выйти в море, доложите всем о прибытии» (в порту). «Мне нужен лоцман» (в море). «Мои сети где-то зацепились» (для рыболовных судов).

Также известно давнее название этого флага – «Синий Питер». 300 лет назад его использовали, когда было необходимо отправить просьбу повторить плохо понятое сообщение.

Q, Щ, Quebec, «Кэбэк»

«На нашем судне все здоровы. Освободите нас от карантина».

R, Р, Romeo, «Роумио»

Этот флаг не имеет конкретного значения. Иногда его используют в качестве сигнала «Принято».

S, С, Sierra, «Сиэрра»

«За кормой нашего судна сейчас должны заработать винты». Это сообщение говорит о том, что судно планирует дать задний ход. С помощью цифровых сигналов можно обозначить скорость в узлах.

Читайте также:
Региональный пакт: что это такое, описание и особенности

T, Т, Tango, «Тангоу»

«Держитесь дальше от нашего судна: несем трал». Здесь подразумевается парное патрулирование.

U, У, Uniform, «Юниформ»

«Вы следуете прямо в опасную зону».

V, Ж, Victor, «Викта»

W, В, Whiskey, «Уиски»

«Нам срочно требуется медпомощь».

X, Ь, X-ray, «Эксрей»

«Прекратите делать то, что вы делаете. Ведите наблюдение за моими сигналами».

Y, Ы, Yankee, «Янки»

«Объявляю о поднятии якоря».

Z, З, Zulu, «Зулу»

«Мне необходим буксир».

Обозначение цифр

Для обозначения цифр используют специальные вымпелы.

    Unaone, «Унауан» белого цвета с красным кругом.

Bissotwo, «Биссоту» синего цвета с белым кругом.

Terrathree, «Тэратри» – вымпел с тремя вертикальными полосами: красной, белой, синей.

Kartefour, «Картэфоур» – вымпел красного цвета с белым крестом.

Pantafive, «Пантафайв» – полотно снабжено желтыми и синими полосами.

Soxisix, «Соксисикс» – полотно снабжают черной и белой полосами.

Setteseven, «Сэтэсэвн» – флаг состоит из желтой и красной горизонтальных полос.

Oktoeight, «Октоэйт» – вымпел белого цвета с красным крестом.

  • Novenine, «Ноувэнайн» – вымпел, разделенный на 4 части: белую, черную, красную и желтую.
  • Также существует обозначение нуля – 0 (Nadazero, «Надазэро»). Представленный желтый вымпел снабжен красной вертикальной полосой.

    Также существуют 3 заменяющих вымпела:

    1) 1st substitute – желтого цвета с синей каймой;

    2) 2nd substitute – в синих и белых тонах;

    3) 3rd substitute – белый флаг с черной полосой в средней части.

    В дополнение к этим трем флагам корабли НАТО используют четвертый – красного цвета, снабженный желтым квадратом.

    Заменяющие флаги – решение, используемое в тех ситуациях, когда необходимо передать несколько одинаковых сигналов одновременно. При этом первый заменяющий флаг позволяет обозначить верхний флаг, второй заменяющий – второй сигнал, и т. д.

    Вымпел свода используют в качестве ответного. Он представляет собой красное полотнище, снабженное двумя белыми вертикальными полосами. При передаче цифр этот вымпел обозначает десятичную точку.

    Удобный флаг судна: понятия и причины развития

    Флаг судна — это, в первую очередь, внешнее выражение его государственной принадлежности. В свою очередь, под национальностью судна можно понимать его принадлежность к определенному государству. В зависимости от того, в какой стране судно было зарегистрировано и под каким флагом плавает, законом этой страны, обязаны подчиняться все, кто находится на его борту. Принадлежность судна к определенному государству обуславливается его регистрацией и выдачей соответствующих документов, а также предоставлением права осуществления плавания под флагом этой страны.[1] Статья 91 Конвенции Организации Объединенных Наци по морскому праву 1982 г. (далее по тексту – конвенция ООН) [2] гласит, что каждое государство самостоятельно устанавливает условия и права предоставления своего флага судам. Обязательным условием является то, что между страной, предоставляющий свою национальность и судами должна существовать связь, которая позволяет государству осуществлять контроль над судами. Согласно Конвенции ООН, судно обязано плавать под флагом только одной страны, не имеет права менять флаг в течение плавания или после захода в порт. Исключением служат случаи, когда судно проходит процесс изменения регистрации или права собственности.

    В начале ХХ века несколько государств приняли законы об упрощенной регистрации иностранных судов под флагом своей страны. Упрощенный процесс регистрации включал в себя, в том числе занижение налогообложения и стандартов охраны труда. Такая практика быстро обрела популярность и невиданный масштаб — в настоящий момент более половины всех судов в мире плавают под так называемыми удобными флагами. [3] К числу государств, предоставляющих удобные флаги, Международный профессиональный союз моряков (далее по тексту – ITF), относит следующие страны: Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Боливия, Бирма, Камбоджа, Каймановы острова, Коморские острова, Кипр, Экваториальная Гвинея, Франция (второй регистр), Грузия, Германия, Гибралтар, Гондурас, Ямайка, Ливан, Либерия, Мальта, Республика Маршалловы Острова, Маврикий, Монголия, Нидерландские Антильские острова, Северная Корея, Панама, Сан-Томе и Принсипи, Шри-Ланка, Сент-Винсент и Гренадины, Тонга, Вануату. [4] Более 30% мирового тоннажа торгового флота находится под юрисдикцией Панамы.

    Понятие удобного флага подразумевает под собой регистрацию судна под национальным флагом определенной страны, при этом фактической привязки судовладельца к этой стране, нет.

    В первую очередь, удобный флаг судна выгоден стране, предоставляющей такие услуги, так как это легкий способ получить определенный доход. Бюджет стран удобных флагов формируется в значительной части от регистрационных взносов судовладельцев. В этой связи, между странами удобного флага возникает конкуренция, вследствие которой, для привлечения новых судов под свой флаг, занижаются требования к охране труда, к возрасту и состоянию судов, что негативно сказывается на состоянии мирового флота и условий работы моряков.

    Читайте также:
    Должник реорганизуется. Как получить долги?

    Для судовладельцев преимущества применения удобного флага заключаются в следующем: за невысокую плату они получают низкие налоговые ставки и регистрационные сборы, причем все процедуры, касающиеся регистрации судна происходят по максимально упрощенной схеме и в самые сжатые сроки. Стандартное время регистрации судна под удобным флагом занимает около недели. К тому же наличие удобного флага судна гарантировано дает владельцам судов возможность перерегистрации в реестре другого государства и также параллельной регистрации. Регистрация судна возможна как в самом государстве, предоставляющем такие услуги, так и в ее зарубежных консульствах.

    Регистрация под удобным флагом обладает определенными преимуществами для судовладельца относительно налогообложения, как правило, налоговые ставки в таких государствах существенно ниже, чем в морских державах. Следует отметить, что вместе с налоговыми затратами значительно снижаются и эксплуатационные расходы, так как предъявляются значительно меньшие требования к техническому состоянию и экипажу судна. В ряде государств, практически полностью отсутствует контроль за выполнением норм по безопасной эксплуатации судна и зачастую отсутствует требование освидетельствованию технического состояния судна, так как существует более упрощенная процедура получения документов, удостоверяющих пригодность суда к плаванию.

    Страны открытой регистрации предоставляют судовладельцам определенные преимущества при эксплуатации судна. В частности, это таможенные льготы, применение упрощенных схем при совершении сделок по продаже судна, сохранение анонимности крупных должностных лиц судоходных компаний и конфиденциальности проведения коммерческих операций. Зачастую именно анонимность привлекает тех, кто использует удобный флаг в преступных целях. Возможность скрыть фактически всю лишнюю или ненужную, с точки зрения преступников, информацию о судне открывает огромные возможности для осуществления множества незаконных операций. В частности, суда используются для контрабанды оружия, наркотиков или даже людей, а также в целях отмывания денег.

    Еще одной причиной распространенности такого явления, как удобный флаг, является то, что требования касательно соблюдения адекватных условий жизни и труда команд на суднах занижены по сравнению с нормами, существующими в иных государствах. Особенно это касается соблюдения трудового распорядка и выплаты заработной платы, так как власти позволяют соблюдать далеко не все требования международного права в этих вопросах. Это обуславливает резкое снижение расходов на содержание команды, к тому же существует практика найма на моряков вне зависимости от их гражданства, что также позволяет значительно экономить на рабочей силе.

    Однако минимальные требования к составу экипажа, предъявляемые странами открытой регистрации, могут привести к тому, что трудовое законодательство по отношению к членам команды почти не соблюдается или же не соблюдается вовсе. Несоблюдение норм законодательства и отсутствие социальных гарантий приводит к ухудшению условий жизни на борту, частичной или полной невыплате заработной платы, отсутствию каких-либо норм охраны труда. Суда под удобным флагом часто не имеют никакого медицинского обслуживания, не подготовлены к аварийным ситуациям, что ведет к повышению уровня травматизма на борту. Еще одной проблемой членов такого экипажа может стать отсутствие коллективного договора, который, согласно требованиям ITF, является гарантом оплаты труда и предоставления достойных условий работы. Обычно, в целях экономии расходов на заработную плату экипажа, судовладельцы прибегают к найму моряков из стран, с низким уровнем жизни, таких как Филиппины, Индия и др. Соответственно, уровень профессиональной подготовки таких моряков является крайне низким. Кроме того, существуют также языковые препятствия. Часто на судах возникает ситуация, когда моряки, офицеры и капитан не понимают друг друга, что ведет к значительному риску, при возникновении аварийных ситуаций.

    Официальная позиция ITF по данному вопросу, заключается в том, что регистрация судов под удобными флагами недопустима, поскольку делает невозможным соблюдения всех права работников судна. Довольно часто происходят такие ситуации, что для разрешения конфликтной ситуации на почве трудового законодательства, моряку приходится обращаться в суд по месту регистрации судна, так как контракт составлен на основе законодательства этой страны, что приводит к значительным издержкам на найм адвокатов и ведение процесса в другой стране. Подобные расходы, зачастую могут превышать сумму спора, и в этой связи многие моряки не решаются на разбирательство.

    Как уже было сказано выше, в настоящее время огромное количество судовладельце предпочитают регистрацию своего флота под удобным флагом. В рамках конкуренции, страны открытой регистрации активно начинают принимать участие в различных морских конвенциях международного масштаба, сотрудничать с профсоюзами, вступать в соглашения, которые призваны подтвердить их высокий статус, безопасность и благонадежность. Любое подобное государство заинтересовано в том, чтобы под их флагом ходили крупные суда успешных судовладельцев, поэтому и стремится поднять престиж своего флага. Тем не менее, такие меры носят больше формальный характер, требования безопасности мореплавания и охраны труда в странах с «престижным» удобном флагом, все равно значительно ниже, чем в крупных морских державах.

    Читайте также:
    Правопреемство при реорганизации юридических лиц

    Поэтому долгое время ITF ведет борьбу с системой удобных флагов. Следует отметить, что все страны, предоставляющие удобный флаг, являются суверенными, и в этой связи, вмешательство со стороны международных организаций, или других стран, в их внутреннюю деятельность является недопустимым.

    Соответственно, деятельность ITF в этой части, носит скорее контролирующий характер. В частности принимаются такие меры, как постоянная проверка судов специальными инспекторами и возвращение заработной платы морякам в случае ее задержания, постоянный контроль владельцев судов с целью обеспечения экипажа всеми стандартами, указанными в международных правовых актах. К методам борьбы с системой удобных флагов также можно отнести необходимую помощь, членам экипажа, в медицинском обслуживании и правовой защите.

    Нельзя не отметить значительный вклад ITF в области охраны прав моряков на судах с удобными флагами. Однако, на данный момент, деятельность ITF носит отраслевой характер, и приносит результат только в конкретных случаях, с конкретными экипажами и судами.

    Список используемой литературы:

    1 Баширов Э.Г., Актуальные проблемы правового обеспечения безопасности

    мореплавания //Доступ по ссылке:

    1. Джунусова Д.Н. Международное морское право. 2012 // Доступ по ссылке:
    1. Цукер В., Гаврилов Ф. Необходимый и недостаточный. 2006 // Доступ по

    ФЛАГ МОРСКОГО СУДНА

    Согласно Барселонской декларации 1921 г., право плавания в море под своим национальным флагом имеют корабли любого государства, даже не имеющего морских границ (напр., Швейцария), при условии приписки судов этого государства к определённому пункту на территории данной страны. Каждое государство своим внутренним законодательством определяет условия правомерности поднятия национального флага на морском судне. Право плавания под национальным флагом соответствующего государства удостоверяется специальным документом (судовым патентом). Поднятие флага на морском судне без права на его поднятие, согласно законодательству большинства государств, является уголовно-наказуемым преступлением и приравнивается к пиратству (см.). Обычно государства устанавливают флаг военно-морского флота, отличный от флага, поднимаемого на торговых судах.

    Кодекс торгового мореплавания СССР от 14 июня 1929 г. (СЗ 1929 г. № 41, ст. 366) в ст. 6 определяет, что под государственным флагом СССР могут плавать исключительно суда, принадлежащие советским государственным учреждениям и предприятиям, кооперативным организациям, входящим в определённую кооперативную систему, и другим советским юридическим лицам, а также отдельным гражданам Союза ССР. Суда организаций, в которых принимает участие иностранный капитал, правом на поднятие советского флага не пользуются. Лица, виновные в поднятии на морском торговом судне флага СССР без права на его поднятие, подвергаются уголовному преследованию в порядке ч. 1 ст. 93 УК РСФСР. Замена на морском судне флага СССР флагом иностранного государства допускается лишь с официального разрешения соответствующих правительственных органов Союза ССР. Самовольное поднятие на советском морском судне иностранного флага является уголовно-наказуемым деянием. Морское судно, получившее право плавать под флагом СССР, должно быть занесено в судовой реестр в одном из портов СССР, где выдаётся удостоверение на право плавания под советским флагом («судовой патент»). Место постройки судна, согласно советскому законодательству, не влияет на право поднятия советского флага. Советский консул в соответствующем государстве уполномочен по проверке права плавания под флагом СССР выдавать морскому судну, построенному или приобретённому за границей, особое временное (на срок не свыше года) свидетельство для внесения данного судна в судозой реестр одного из портов СССР. Морское судно теряет право на ношение советского флага: 1) в случае, если собственник или кто-либо из собственников судна утратил советское гражданство, или 2) в случае, если собственность или доля в общей собственности перешла по наследству к лицу, не являющемуся гражданином СССР.

    В период войны госпитальные суда воюющих государств должны поднимать, кроме своего национального флага, флаг Красного Креста, а нейтральные госпитальные суда, кроме того, и флаг воюющего государства, раненых которого они обслуживают. Корабль, поднявший неприятельский флаг, считается неприятельским. Обычное право морской войны допускает поднятие на корабле воюющего государства в целях маскировки флага нейтральной державы. При нападении на судно противника маскирующийся корабль должен поднять свой национальный флаг. В период первой и второй мировых войн этим правом часто пользовались военные корабли воюющих империалистических держав для разбойничьего нападения на торговые суда.

    Читайте также:
    Химическое оружие: что это такое, описание и особенности

    Юридический словарь. — М.: Госюриздат . Главный редактор С.Н. Братусь и др. . 1953 .

    • ФЛАГ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
    • ФОБ

    Полезное

    Смотреть что такое “ФЛАГ МОРСКОГО СУДНА” в других словарях:

    ФЛАГ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ — – одноцветное или многоцветное полотнище (часто с каким либо изображением), символизирующее суверенитет государства и являющееся одной из основных государственных эмблем. Описание Ф. г. фиксируется в законодательном порядке. Согласно Конституции… … Советский юридический словарь

    Флаг России — Государственный флаг Российской Федерации Россия … Википедия

    Флаг военно-морской — Барельеф, изображающий распятие Андрея Первозванного Андреевский крест косой крест, символизирующий распятие Андрея Первозванного. Используется на флагах и символике нескольких стран и территорий. В XIX веке словосочетание также использовалось в… … Википедия

    Флаг военно-морской — знак принадлежности военного корабля (судна) к вооруженным силам данного государства; представляет собой полотнище официально установленной расцветки и формы. Ф. в. м. появились ещё в Древнем мире и окончательно установились в 16–18 вв. В … Большая советская энциклопедия

    Список кораблей Военно-Морского Флота Российской Федерации — Эта страница информационный список. В приведенных ниже таблицах приведен актуальный боевой корабельный состав ВМФ России по флотам, а также сводная таблица по всему ВМФ России по состоянию на 2012 год.[1] … Википедия

    Морской флаг — Андреевский флаг Морской флаг отличительный знак в виде полотнища правильной геометрической формы cо специальной расцветкой, который может определят … Википедия

    Гадсденовский флаг — Соединённые Штаты Америки … Википедия

    Судно — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно … Википедия

    Гражданская война на Балтийском море — Гражданская война в России Потопление подводной лодкой Балтийского флота «Пантера» английского эсминца «Виттория» … Википедия

    Ушаков, Фёдор Фёдорович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ушаков. В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но ис … Википедия

    Понятие налога и сбора

    Больше материалов по теме «Налоги и учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

    1. Регламентирующие правовые акты
    2. Внесем ясность в определения
    3. Виды и примеры налогов и сборов
    4. Налог и сбор: между ними много общего

    Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

    В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

    Регламентирующие правовые акты

    Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

    В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

    Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

    • федеральный налог или сбор;
    • региональный;
    • местный.

    ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

    Внесем ясность в определения

    Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

    • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
    • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
    • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
    • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
    • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

    Элементами налога являются:

    • законодательно определенная основа – база;
    • процентная ставка;
    • объект налогообложения;
    • период;
    • порядок и сроки взимания.
    Читайте также:
    Нужно ли отрабатывать при увольнении на испытательном сроке

    Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

    • определенное право;
    • лицензию на ту или иную деятельность;
    • действие в правовом поле (например, регистрацию).

    Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

    Виды и примеры налогов и сборов

    1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
      • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
        региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
      • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
    2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
      • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
      • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
    3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
      • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
      • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
    4. По субъекту платы:
      • запланирован для оплаты только физическими лицами;
      • платят исключительно организации (юридические лица);
      • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

    Налог и сбор: между ними много общего

    1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
    2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
    3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

    10 главных отличий налогов и сборов

    Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

    Фискальные и протекционистские таможенные пошлины: определение и взимание

    При перемещении товаров через государственную границу взимается таможенная пошлина – вариант косвенных налогов. Уплата пошлины является обязательным и непременным условием ввоза или вывоза товара. Сбор выполняется в пользу государства и может быть нескольких видов.

    Нормативное регулирование

    Все процедуры, выполняемые при перемещении товаров через границу Таможенного Союза, регулируются главным нормативно-правовым актом – Таможенным Кодексом. Одной из таких процедур является взимание таможенных пошлин. ТК России описывает все виды сборов, их назначение, порядок взимания, исключения и прочее.

    • Ст. 318 рассматривает все возможные виды пошлин: ввозные, вывозные, компенсационные, специальные и, конечно, фискальные и протекционистские.
    • В 319 ст. ТК приводится порядок возникновения и прекращения обязанности по уплате сбора. Здесь же приводятся и исключения, когда налоги не уплачиваются. Такие случаи связаны с ситуациями, описанные в Налоговом Кодексе России.
    • 320 ст. указывает на лица, ответственные за уплату пошлины. Как правило, таковым является декларант или представитель.
    • 321 ст. вводит ограничения по общей допустимой сумме налога.

    Собственно исчисление таможенных пошлин регулируют статьи 322–327.

    • Ст. 322 указывает на объект обложения – перемещаемые товары. Основой для исчисления пошлины выступает их таможенная стоимость.
    • Ст. 323 описывает процедуру заявления таможенной стоимости. Данные о стоимости указывает декларант. Таможенные органы обязаны контролировать и проверять заявленные сведения.
    • Ст. 324 указывает, что исчисление пошлин производится декларантом самостоятельно, за исключением отдельных случаев. Выплата сбора возможна только в российских рублях.
    • В ст. 325 предписывается для исчисления пошлины применять данные Таможенного тарифа и Налогового Кодекса РФ.
    • Ст. 326 указывает при перерасчете иностранной валюты принять курс, устанавливаемый Центральным Банком России.
    • Ст. 327 описывает необходимые мероприятия, выполняющиеся при незаконном перемещении товаров, неуплате налога, нарушении условий ввоза и прочих правонарушениях.
    • Ст. 329 устанавливает сроки уплаты и ограничения.

    Классификация таможенных пошлин

    Разбор понятий

    Таможенная пошлина – опосредованный налог, взимаемый в пользу государства при перемещении через границу товаров и транспортных средств. Существует множество видов таможенных платежей. По цели взимания все они делятся на 4 вида:

    • фискальные – поступают только в государственный бюджет;
    • протекционистские – выполняют своеобразную защитную функцию, предупреждая засилье иностранных товаров на внутреннем рынке;
    • антидемпинговые – скорее, разновидность протекционистских, взимаются с тех импортных товаров, стоимость которых ниже стоимости собственных аналогов;
    • преференциальные – льготные. Распространятся на определенные виды товаров, например, согласно договору.
    Читайте также:
    Страховая сумма: что это такое, описание и особенности

    Что такое фискальные таможенные пошлины

    Фискальная пошлина – исторически самый старый вид таможенного обложения. Как правило, таким налогом облагаются товары, которое не производятся в стране – например, сигары, кофе, чай. Величина фискального сбора учитывается при расчете стоимости этого товара на внутреннем рынке страны для обложения налогом.

    Фискальная функция – главная задача таможенных сборов, так как они составляют значительную часть бюджета – до 35%. В равной мере это относится как к импортным, так и экспортным пошлинам. По сравнению с другими сборами величина фискальной пошлины относительно невелика. В целом ряде случаев чисто фискальная пошлина со временем может трансформироваться в протекционистскую.

    Что такое протекционистские и фискальные таможенные пошлины

    Что такое протекционистские таможенные пошлины

    Под протекционизмом подразумевается государственная политика, направленная на защиту национальной экономики от зарубежной конкуренции. Протекционизм ограничивает ввоз определенных импортных товаров, составляющих конкуренцию отечественным, и обладающих более низкой стоимостью. В отдельных случаях вводится полный запрет.

    Один из инструментов этой политики – протекционистские пошлины. По сути, это дополнительные сборы, которые государство вводит на некоторые импортные товары с тем, чтобы повысить их стоимость и сделать неконкурентоспособными на внутреннем рынке.

    Различают 3 вида протекционизма:

    • жесткий – предполагает высокий уровень таможенных платежей, дополнительные таможенные барьеры, затрудняющие ввоз товара;
    • умеренный – более низкий уровень пошлины, простой порядок ввоза товаров;
    • мягкий – собственно говоря, обратное явление. В этом случае вводят льготные пошлины для отдельных торговых представителей. Импортные товары, как правило, изначально не могут конкурировать с отечественными аналогами.

    Антидемпинговая пошлина как разновидность протекционистской вводится в тех случаях, когда заявленная цена товара, ввозимая на территорию страны, ниже, чем стоимость этого товара на территории страны-производителя. Такой вариант может нанести существенный урон отечественному изготовителю. Чтобы не допустить этого, вводится антидемпинговые пошлины в том размере, в каком они компенсируют потери.

    Антидемпинговая пошлина действует в течение не более 5 лет с момента введения. Если повторное антидемпинговое исследование приносит те же результаты, то новый срок действия исчисляется с момента пересмотра.

    Политика протекционизма и либерализации в мировой торговле

    Как они устанавливаются и применяются

    Расчет таможенной пошлины обязан выполнить декларант. Исключение составляют товары, на которые не нужно подавать отдельной декларации, и ситуации, при которых требуется выплата дополнительного обеспечения. В таких случаях расчет производят таможенные органы.

    Расчет платежа довольно сложен и включает несколько частей.

    • Ввозная пошлина – ставка определяется в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза. Применяется она к товарам, ввозимым из союза третьих стран. В зависимости от типа – адвалорные, специфические, комбинированные, ставки рассчитываются по разным формулам.
    • Налог на добавленную стоимость – наиболее близкий к понятию фискальный. Выступает косвенным налогом и взимается в пользу государства.
    • Акцизы – тоже являются вариантом фискального платежа и взимаются при ввозе товаров.
    • Таможенные сборы – платеж, который требует таможенная служба, по сути, за свою работу: таможенные операции, сопровождение, выпуск товара и прочее.

    Помимо базовых, действуют самые разные льготы, квоты и специальные ставки – антидемпинговые и протекционистские. Последние имеют временные рамки и периодически пересматриваются.

    Собственно процедура расчета выполняется в несколько этапов.

    • Сначала определяется метод расчета ввозной или вывозной пошлины. Для первой, например, действует такая формула: совокупная стоимость груза и доставки вместе с единым тарифом составляют основу для начисления НДС. В общий платеж входит полученная сумма, НДС и таможенный сбор, представляющий собой фиксированную ставку от таможенной стоимости.
    • На основе кода товара в ВЭД и базовые ставок, пошлин, акциза, сборов и НДС, определяется сумма платежа.
    • Затем учитывается действие особых ставок: протекционистских, антидемпинговых, специальных, сезонных, льготных и прочих.
    • Полученная сумма платежа должна находиться в соответствии с существующей нормативной базой. Одна из обязанностей таможни – проверка документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость.

    Фискальные таможенные пошлины – основной вид платежа, применяемый к ввозимым товарам, которые не производятся внутри страны. Протекционистские – специальные пошлины, назначаемые только по отношению к тем импортным товарам, которые составляют слишком большую конкуренцию отечественным аналогам. Оба вида пошлин являются инструментом государства по защите собственного производителя.

    Это видео расскажет также и о видах таможенных пошлин:

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: