Насильственный захват или насильственное удержание власти

Статья 278 УК РФ. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, –

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Комментарии к ст. 278 УК РФ

1. Объект преступления тот же, что и в преступлении, предусмотренном ст. 277 УК. Однако надо иметь в виду, что в этом случае терпит урон конституционный порядок формирования и функционирования государственной власти. Дополнительным объектом выступают здоровье, телесная неприкосновенность, честь, достоинство, репутация лиц, пострадавших от насильственных действий, совершенных при захвате или удержании власти.

Согласно Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ, а в субъектах Федерации – образуемые ими органы государственной власти. Основы конституционного строя составляют положения гл. 1 Конституции РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, предусмотренном гл. 9 Конституции РФ.

2. Объективная сторона характеризуется тремя альтернативно указанными деяниями: а) действия, направленные на насильственный захват власти; б) действия, направленные на насильственное удержание власти; в) действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Действия, направленные на насильственный захват власти, характеризуются тем, что политическая партия, движение или иная политическая сила предпринимают попытку прихода к власти в Российской Федерации или ее субъектах неконституционным путем, при этом не меняя конституционный строй РФ. В комментируемой статье в качестве обязательного признака указан насильственный способ захвата власти. Насилие в этом случае может выражаться в заключении под стражу, лишении свободы, интернировании, причинении вреда здоровью.

3. Причинение смерти не охватывается комментируемой статьей и требует самостоятельной квалификации. В зависимости от статуса потерпевшего, целей и мотивов преступления оно может охватываться ст. ст. 277, 317 или 105 УК.

4. Некоторыми авторами потерпевший не персонифицируется, в связи с этим, вероятно, можно предположить, что насилие, по их мнению, может быть осуществлено в отношении любых лиц, в том числе родных и близких лиц представителей власти либо вообще “какого-либо лица”. Другие же считают, что потерпевшими могут быть лишь представители органов власти, сформированных в соответствии с Конституцией РФ и законодательством России. Эта позиция, пожалуй, более точна.

5. Если действия, направленные на захват власти, осуществлены преступным сообществом, то имеет место совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 278 и 210 УК.

Организация в процессе совершения рассматриваемого преступления массовых беспорядков или вооруженного мятежа требует дополнительной квалификации деяния соответственно по ст. ст. 212 или 279 УК.

6. Действия, направленные на насильственное удержание власти, означают продолжение осуществления властных функций лицами, которым власть принадлежала на законных основаниях, отказ уступить ее вопреки результатам выборов, референдума или иному законному акту, принятому в соответствии с Конституцией РФ. Указанные действия согласно комментируемой статье должны сопровождаться применением насилия к представителям политических сил, к которым должна перейти власть. Содержание насилия при попытке удержать власть аналогично содержанию насилия при неконституционной попытке захватить власть в стране.

7. Действия, направленные на изменение конституционного строя РФ, представляются наиболее опасными из числа названных в ст. 278. Они преследуют цель изменения общественного строя, основ политической системы или государственного устройства РФ.

8. Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват власти, насильственное удержание власти или насильственное изменение конституционного строя РФ. При этом не имеет значения, удалось ли виновному достичь поставленной цели, т.е. захватить власть, удержать ее или изменить конституционный строй России.

9. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью: насильственного захвата власти, насильственного удержания власти или изменения конституционного строя РФ.

10. Характеристика субъекта преступления зависит от вида деяния. При насильственном удержании власти ответственность несет представитель органов власти, сформированных в соответствии с Конституцией РФ, но обязанный передать власть политическим силам, пришедшим к власти конституционным путем. В остальных случаях субъект общий – лицо, достигшее возраста 16 лет.

Читайте также:
Следы звука: что это такое, описание и особенности

11. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное комментируемой статьей, освобождается от уголовной ответственности при наличии оснований, указанных в примечании к ст. 275 УК (см. комментарий к ней).

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к Ст. 278 УК РФ

1. Непосредственным объектом насильственного захвата или удержания власти являются общественные отношения, складывающиеся по поводу и в связи с охраной основ политической системы РФ, конституционных основ государственной власти и государственного строя. Дополнительным объектом выступают жизнь и здоровье человека, которые ставятся под угрозу при применении насилия.

В комментируемой статье речь идет исключительно о государственной власти, для решения вопроса об ответственности необходимо обратиться к Конституции, к которой опосредованно отсылает статья (диспозиция бланкетная), где содержатся легальные толкования термина «государственная власть».

В соответствии с Конституцией государственную власть в Российской Федерации (она разделяется на законодательную, исполнительную и судебную) осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ст. ст. 10 — 11 Конституции). Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону (ч. 4 ст. 3 Конституции).

2. Закон не определяет характера и содержания действий, предусмотренных комментируемой статьей, а делает акцент на целенаправленность этих действий.

Объективную сторону преступления образуют действия, направленные на насильственный захват власти, насильственное удержание власти в нарушение Конституции либо насильственное изменение конституционного строя РФ.

Насильственный захват власти — это завладение ею насильственным (преимущественно вооруженным) путем лицом (лицами), группировками, организацией, которым власть не принадлежала, в обход законодательно установленной процедуры наделения властными полномочиями. Действия, направленные на захват власти как в целом в стране, так и субъекте РФ, могут выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих законно властные полномочия, либо в их принудительной изоляции и провозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия.

Насильственное удержание власти — это насильственное ее сохранение в нарушение Конституции лицами, которым она ранее принадлежала по закону. Действия, направленные на насильственное удержание власти, могут выражаться и в том, что после захвата власти виновные препятствуют функционированию конституционной системы власти. Насильственное удержание власти в данном случае может означать, что лица, захватившие власть, контролируют принятие и исполнение своих решений насильственными действиями, а носители законной власти лишены возможности осуществлять свои функции и компетенцию.

Третья группа действий направлена на насильственное изменение конституционного строя РФ и заключается в незаконном изменении установленного Конституцией устройства жизни общества и государства. О понятии конституционного строя см. комментарий к ст. 275.

Любое из указанных действий обязательно должно совершаться насильственным способом, формы и объем насилия не ограничены законом: оно может происходить с использованием оружия, совершаться как одним человеком, так и группой лиц. При определенных обстоятельствах действия виновных могут образовать все три формы преступления, которое относится к числу особо тяжких.

3. Состав преступления является формальным, что предполагает признание его оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват или удержание власти или на насильственное изменение конституционного строя, независимо от степени реализации поставленных целей.

4. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, имеет сходство с государственной изменой (ст. 275 УК).

Так, если виновные лица совершают действия по захвату власти в контакте с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, совместно с ними, то содеянное ими следует квалифицировать как государственная измена в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России, а также как насильственные действия, направленные на захват власти, т.е. по совокупности преступлений.

Читайте также:
Ценная бумага: что это такое, описание и особенности

5. Применение насилия в комментируемой статье не охватывает причинение смерти (независимо от формы вины) по общим и специальным нормам, террористическую деятельность и требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям Особенной части УК.

6. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной, при этом умысел может быть только прямым, когда лицо осознает общественную опасность своих действий и преследует цель насильственного захвата власти, насильственного удержания или насильственного изменения конституционного строя РФ. Специальная цель, указанная в диспозиции статьи, является обязательным признаком, отсутствие которого исключает ответственность за данное преступление. Мотив для квалификации значения не имеет, но в соответствии со ст. 73 УПК подлежит доказыванию.

7. Субъект рассматриваемого преступления общий — физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Статья 278 УК РФ. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Новая редакция Ст. 278 УК РФ

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, –

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к Статье 278 УК РФ

1. Основным объектом преступного посягательства выступает конституционный строй РФ, т.е. те его основы, в которых закреплены принципы, порядок формирования и функционирования органов государственной власти РФ. Конституция гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3). Факультативным объектом выступают физическая неприкосновенность, честь и достоинство лиц, могущих пострадать от насильственных действий.

1.1. В соответствии с Конституцией государственная власть в Российской Федерации разделяется на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) РФ, Правительство РФ, суды РФ, а государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. 11).

2. Объективная сторона состава преступления выражается в совершении действий, отличающихся друг от друга по своей направленности: а) направленные на насильственный захват власти в нарушение Конституции; б) направленные на насильственное удержание власти в нарушение Конституции; в) направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ.

3. Диспозиция статьи предусматривает один способ захвата власти и ее удержания, а также изменения конституционного строя – насилие. Под этим термином следует понимать как фактическое использование силы (организация массовых беспорядков, вооруженного мятежа и т.п.), так и психическое воздействие путем угрозы ее применения (предъявление ультиматумов, заявлений, угрозы физической расправы и т.п.).

Захват или удержание власти осуществляются в нарушение Конституции. Любой неконституционный путь прихода к власти и ее удержания является незаконным. “Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону” (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ).

4. Насильственный захват власти – это завладение ею насильственным путем лицами, группировками, организациями, которым власть не принадлежала. Совершаемые действия могут быть различными: от физического устранения лиц, законно осуществляющих властные полномочия, или их принудительной изоляции до блокирования работы органов законодательной, исполнительной и судебной власти, изоляции депутатов, членов Правительства РФ, недопущения их в рабочие помещения, угрозы физической расправой и т.п. Эти действия могут быть направлены против всех ветвей власти или одной из них, против деятельности центральных органов власти или органов власти субъектов РФ.

5. В данной форме преступление окончено (составом) в момент совершения действий, направленных на насильственный захват власти, независимо от того, привели ли они к фактическому обладанию властью или нет.

6. В случае если насильственный захват власти сопровождался организацией массовых беспорядков или вооруженного мятежа, то содеянное следует квалифицировать по совокупности со ст. 212 или 279. Также по совокупности со ст. 210 надлежит квалифицировать совершение действий, направленных на насильственный захват власти, осуществляемых преступным сообществом (преступной организацией).

7. Насильственное удержание власти характеризуется некоторыми особенностями. В одном случае оно будет являться этапом, следующим за насильственным захватом власти. В другом случае оно рассматривается как самостоятельное преступление, т.е. насильственное сохранение власти в нарушение Конституции лицами, которым она ранее принадлежала по закону. Действия по насильственному удержанию власти могут выражаться в недопущении вновь избранных лиц к осуществлению управленческо-властных функций, их блокировании, ограничении либо лишении свободы, введении режима чрезвычайного положения, комендантского часа, вводе войск и т.п.

Читайте также:
Учет векселя: что это такое, описание и особенности

8. В данной форме преступление окончено (составом) в момент совершения действий, направленных на насильственное удержание власти, независимо от того, привели ли они к желаемому результату или нет.

9. Насильственное изменение конституционного строя РФ следует рассматривать как следующий за насильственным захватом или удержанием власти этап. Однако в ряде случаев оно может образовывать состав самостоятельного преступления. Например, лица, законно находящиеся у власти, изменяют конституционный строй РФ насильственным способом. Действия по насильственному изменению конституционного строя могут выразиться в изменении структуры государственной власти, упразднении одних институтов власти и введении новых, введении в действие новой Конституции, существенно изменяющей конституционный строй РФ, и т.п.

10. В данной форме преступление окончено (составом) в момент совершения действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя РФ.

11. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновное лицо осознает общественную опасность совершаемых им действий, направленных на насильственный захват или насильственное удержание власти, а равно на насильственное изменение конституционного строя РФ, и желает их совершить.

Цель преступления – насильственный захват или удержание власти либо насильственное изменение конституционного строя РФ.

12. Субъектом преступного посягательства могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 16 лет, вменяемые.

13. На данное преступление распространяется действие примеч. к ст. 275, предусматривающего условия освобождения от УО (см. п. 14 коммент. к ст. 275).

14. Преступление относится к категории особо тяжких.

Другой комментарий к Ст. 278 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется насильственными действиями, альтернативно направленными на: а) захват власти; б) удержание ее; в) изменение конституционного строя.

Насилие как необходимый признак указанных действий может выражаться в ограничении или лишении свободы людей, побоях, истязании, умышленном причинении любого вреда здоровью, угрозах убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. В случае убийства в процессе совершения указанных действий требуется квалификация по совокупности (ст. ст. 105, 277 или 317 УК РФ).

2. Захват власти – попытка нелегитимным путем завладеть политической (законодательной или исполнительной) властью в целом по стране либо в отдельном субъекте Федерации; это – политический и (или) военный переворот. Удержание власти представляет собой препятствование приходу во власть людей, приобретших соответствующие полномочия в результате конституционной процедуры, со стороны должностных лиц, ранее располагавших властью на законных основаниях. Изменение конституционного строя – любое неконституционное изменение хотя бы некоторых положений Конституции РФ (но не ее субъектов), например ликвидация системы местного самоуправления.

3. Преступление окончено в момент начала совершения указанных насильственных действий, независимо от того, удалось ли достичь поставленных целей.

Насильственный захват власти или насильственное удержание власти. Вооруженный мятеж

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Объектом является политическая система РФ.

Объективная сторона преступления выражается в действиях, направленных на: 1) насильственный захват власти в нарушение Конституции РФ; 2) насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ; 3) насильственное изменение конституционного строя РФ. Действия, направленные на насильственный захват власти, могут выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих законно властные полномочия, либо в их принудительной изоляции и самопровозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия. Такие действия могут носить либо локальный характер, связанный с захватом позиций одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной), либо широкомасштабный, направленный на все ветви власти.

Преступление посягает на те основы конституционного строя России, которыми закреплены принципы, порядок формирования и функционирования государственной власти.

Захват власти – свержение, противоправное отстранение от власти полномочных лиц и самочинное завладение ею лицами, группировкой, организацией, которым данная власть не принадлежала.

Удержание власти – продолжение ее осуществления после законного прекращения полномочий, совершаемое в нарушение Конституции РФ лицами, которым ранее власть принадлежала по Конституции.

Читайте также:
Тайна связи: что это такое, описание и особенности

Изменение конституционного строя заключается в подрыве его основ, закрепленных в гл. 1 Конституции РФ. В литературе сущность конституционного строя определяется как целостное воплощение в реально складывающейся Конституции и в практике общественных отношений совокупности незыблемых основополагающих ценностей и принципов, предопределяющих гуманные, правовые отношения между человеком, гражданским обществом и государством и их подчиненность нормам и институтам конституционного строя.

К ним относятся демократический характер государства и республиканская форма правления (ст. 1), незыблемость прав и свобод человека и гражданина и его правовой статус (ст. 2, 6), народовластие (ст. 3), верховенство Конституции РФ и федеральных законов (ст. 4, 15), федеративное устройство (ст. 5), разделение властей (ст. 10), идеологический и политический плюрализм (ст. 13) и др.

Субъектами преступления по ст. 278 УК могут быть любые физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что участвует в совершении действий, направленных на насильственный захват власти или насильственное незаконное (в нарушение Конституции РФ) удержание власти либо на насильственное изменение конституционного строя РФ, и желает этого.

Преступление считается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственные захват или удержание власти или изменение конституционного строя РФ (формальный состав).

На данное преступление распространяется действие поощрительной нормы, указанной в примечании к ст. 275 (Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления).

Статья 279. Вооруженный мятеж.

Объектом преступления являются основы конституционного строя, а также территориальная целостность России. Насильственные действия в ходе вооруженного мятежа ставят под угрозу также жизнь и здоровье граждан.

Объективная сторона преступления выражается в двух видах деяний: организация вооруженного мятежа; активное участие в нем.

Организация вооруженного мятежа означает деятельность организатора по объединению усилий значительного числа вооруженных лиц к выступлению против конституционных органов власти. Масштабы вооруженного мятежа могут быть различны и зависеть от многих факторов (региональных, ориентированных на определенную категорию лиц по профессии, социальному положению, национальному или этническому составу).

Действия организатора выражаются в разработке плана вооруженного выступления против властей, подготовке программных документов, призванных объединить людей, создании организационных структур для вооруженных действий и вовлечения (вербовки) в них граждан, руководстве вооруженным контингентом в ходе осуществления плана по свержению или насильственному изменению конституционного строя России либо отторжению части территории Российской Федерации и т.д. Вооруженность означает, что значительное число лиц, совершающих противоправные действия, имеет оружие и реальную возможность его применения.

Под активным участием в вооруженном мятеже понимаются действия по свержению или насильственному изменению конституционного строя либо нарушению территориальной целостности Российской Федерации. Это может выражаться в самопровозглашении отдельной территории России независимым государством, вооруженном захвате власти, применении репрессий к должностным лицам законно образованных органов власти, неподчинении требованиям федеральных властей, вооруженном сопротивлении федеральным воинским контингентам, призванным восстановить конституционный порядок, ведении агитации и пропаганды и т.п.

Субъектами вооруженного мятежа могут быть только его организаторы и активные участники в возрасте не менее 16 лет. Пассивные члены вооруженного формирования, не принимавшие непосредственного участия в акциях по свержению или насильственному изменению конституционного строя, не являются субъектами данного преступления и могут нести ответственность лишь за те действия, которые содержат признаки других составов преступлений (например, участие в незаконном вооруженном формировании – ст. 208, незаконное хранение оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств – ст. 222 и т.д.).

Субъективная сторона. Преступление совершается с прямым умыслом, т.е. организатор и активный участник вооруженного мятежа сознают общественно опасный характер своих действий и желают их совершения. Обязательным признаком субъективной стороны данного преступления является наличие целейсверженияили насильственного изменения конституционного строя либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации.

Составформальный.

Читайте также:
Система сертификации: что это такое, описание и особенности

Вопрос 56. Диверсия (ст. 281 УК).Отличие от умышленного уничтожения или повреждения имущества, от терроризма.

Объектом являются общественные отношения в сфере нормального функционирования государственной власти, экономическая безопасность и обороноспособность государства.

Предметом преступления выступают предприятия (заводы, фабрики), сооружения (мосты, плотины, туннели, электростанции), пути и средства сообщения, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, средства связи, объекты жизнеобеспечения населения (системы водоснабжения, продуктопроводы, склады с продовольствием и горюче – смазочными материалами) и т.д.

Объективная сторона характеризуется совершением активных действий – совершение взрыва, поджога или иных действий (обвалов, затоплений, камнепадов, аварий, катастроф и т.п.). Указанные общеопасные действия направлены на разрушение или повреждение указанных предприятий, сооружений и т.д., относящихся к предмету преступления.

Разрушение указанных предметов означает приведение их в полную негодность, когда они не могут подлежать восстановлению либо их восстановление экономически невыгодно.

Повреждение – это приведение предметов в частичную негодность, когда их восстановление возможно и экономически целесообразно.

Субъект – вменяемое физическое лицо, достигшее на момент совершения преступления 16 лет.

Субъективная сторона. Диверсия совершается с прямым умыслом, т.е. лицо сознает общественно опасный характер действий, связанных с совершением взрыва, поджога или иного действия, направленного на разрушение или повреждение указанных выше материальных объектов, и желает совершить эти действия и наступления последствий, к которым они приведут.

Мотивы диверсии могут быть разными (месть, корысть, политическая ненависть к существующему конституционному строю и т.п.). Обязательным признаком субъективной стороны преступления является цель – подрыв экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Диверсия признается оконченным преступлением с момента совершения взрыва, поджога и иных подобных действий независимо от того, наступили указанные в законе последствия или нет, т.е. формальный состав. Наступивший материальный ущерб учитывается, но влияет не на квалификацию содеянного, а на установление степени вины и назначение наказания.

Квалифицированный состав. Ч.2 ст. 281УК:

а) совершенные организованной группой;

б) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

Особо квалифицированный состав. Ч.3 ст. 281 УК:

А) повлекли умышленное причинение смерти человеку.

Отличие от умышленного уничтожения или повреждения имущества. По объективным свойствам содеянного диверсия сходна с некоторыми общеуголовными преступлениями (ст. 167, 261, 267). Их отличие от диверсии заключается в том, что они наносят ущерб другим сферам общественных отношений (объектам) и при их совершении у виновного отсутствует указанная в ст. 281 цель – подрыв экономической безопасности и обороноспособности России.

От терроризма диверсия отличается по направленности совершения общеопасных действий. Цели терроризма, в отличие от указанной цели диверсии, – нарушение общественной безопасности, устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти. В принципе возможна идеальная совокупность диверсии и терроризма, если виновный, совершая общеопасное действие (взрыв, поджог и т.п.), преследует одновременно цели, предусмотренные в ст. 205 и 281 УК.

Если диверсию совершает гражданин РФ по заданию представителей иностранного государства или иностранной организации, его действия квалифицируются по совокупности с государственной изменой в форме оказания помощи в проведении враждебной деятельности против России.

Отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Отграничение от приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем. (Статьи 174 , 174.1).

Законодательное регулирование ответственности за отмывание „грязных“ денег необходимо прежде всего в интересах борьбы с организованной преступностью с тем, чтобы подорвать финансовую основу этой преступности.

Данная задача актуальна для многих стран, о чем свидетельствуют Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятая в Страсбурге 8 ноября 1990 г., Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая на конференции в г. Палермо 12 — 15 декабря 2000 г., и другие документы мирового сообщества.

Колоссальные средства, полученные от торговли наркотиками и оружием, незаконного игорного и наркобизнеса, контрабанды, хищений, другой незаконной деятельности, преступники стремятся легализовать, придать им видимость законных, пустить в оборот.

Принятие Федерального закона от 7 августа 2001 г. „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ определило необходимость внесения изменения в ст. 174, 174.1УК.

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения в сфере за­конной предпринимательской и иной экономической деятельно­сти.

Читайте также:
Судебный поединок: что это такое, описание и особенности

В качестве предмета этого преступления могут выступать денежные средства, ценные бумаги в российской или иностранной валюте и иное движимое, а равно недвижимое имущество, приобретенные как в России, так и за ее пределами. Закон подчеркивает, что способ приобретения этого имущества должен быть обязательно преступным, однако ограничен круг преступлений, которые являются источником предмета преступления, исключив преступления ,предусмотренные ст. 193, 194, 198, 199, 199.1,199.2 УК.

Объективная сторона. Согласно закону легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного заведомо незаконным путем, может быть осуществлена двумя различными способами:

— посредством совершения с этим имуществом финансовых операций;

— посредством совершения с ним других сделок.

Совершение финансовых операций образуют такие действия, как размещение указанных выше средств на счетах в банках по договору банковского вклада; приобретение на такие денежные средства акций, облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых коммерческими организациями и т.п.

Совершение иных сделок означает использование указанных средств или имущества при заключении различных гражданско-правовых сделок: купли-продажи, мены, займа, подряда и т.п.

Субъектомпреступления, предусмотренного статьей 174, является не любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а только то, которое не участвовало в совершении первичного преступления, в результате которого было приобретено легализуемое имущество. Субъектом — исполнителем деяния, предусмотренного статьей 174.1, может быть только то лицо (с 16 лет), которое в качестве исполнителя или иного соучастника принимало участие в совершении первичного преступления, принесшего ему (им) доходы, подлежащие легализации, т.е. в некоторой степени можно сказать, что субъекты специальные.

Субъективная сторона преступления характеризуется пря­мым умыслом. Лицо осознает, что совершает финансовые опе­рации и другие сделки с доходами, полученными преступным путем, и желает совершить эти действия. Цель — придать правомерный вид владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или имуще­ством. Мотив — чаще всего корыстный, но может быть и иная личная заинтересованность. В этом случае, если виновному до­стоверно известно, что деньги или имущество получены иным лицом в результате совершения особо тяжкого преступления, то возможна уголовная ответственность по совокупности преступ­лений, предусмотренных статьями 174 и 316 УК (укрывательство пре­ступления).

Составформальный.

Квалифицированными видами признаются соответствующие деяния, совершенные:

— в крупном размере (ч. 2 ст. 174УК);

— группой лиц по предварительному сговору (ч. 3 ст. 174, ч.2 ст. 174.1);

— лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 174, ч.2 ст. 174.1);

— организованной группой (ч. 4 ст. 174, ч.3 ст. 174.1). При этом последние три признака имеют квалифицирующее значение лишь при условии осуществления легализации в крупном размере. Касаемо ст. 174.1УК, то совершение указанных действий в крупном размере включается в ч.1 и не является квалифицированным составом.

Участниками группы применительно к данному преступлению будут все лица, которые так или иначе непосредственно участвовали в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами и иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем. При наличии предварительного сговора все участники этих операций несут уголовную ответственность за единое групповое преступление.

Преступление считается совершенным в крупном размере, если стоимость легализуемого (отмываемого) имущества превышала шесть миллионов рублей.

Под лицом, использующим свое служебное положение при легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, понимается должностное лицо, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Это могут быть банковские служащие, сотрудники налоговых и правоохранительных органов, управленческие работники различных коммерческих организаций и т.д.

Поскольку к легализации преступно приобретенного имущества стремится прежде всего организованная преступность, то и в процессе легализации нередко участвуют разветвленные устойчивые организованные группы преступников, заранее объединившихся для этой деятельности. Легализацией средств, добытых незаконным путем, может заниматься и преступное сообщество (преступная организация). Признав наличие преступного сообщества (преступной организации), занимающегося легализацией (отмыванием) денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем, организаторов и руководителей данного сообщества необходимо дополнительно привлечь к ответственности по части 1 статьи 210, а участников преступного сообщества (организации) — по части 2 статьи 210.

Отграничение от приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем.

Читайте также:
Существенный недостаток: что это такое, описание и особенности

Следует заметить, что рассматриваемое преступление сходно с преступлением, предусмотренным статьей 175 УК. В обоих случаях виновный заведомо знает, что совершает сделку с имуществом, полученным в результате совершения преступления другим ли­цом. Различие заключается в том, что в первом случае (статья 174 УК) виновный совершает сделку в целях придания этому имуще­ству легального характера. Во втором (статья 175 УК) — такая цель отсутствует. Если лицо, приобретшее такое имущество, затем принимает меры по его легализации, то в его действиях содержатся составы и 174, и 175 статей.

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

СТ 278 УК РФ.

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание
власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное
изменение конституционного строя Российской Федерации, –
наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением
свободы на срок до двух лет.

Комментарий к Ст. 278 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона преступления выражается в форме действий: а) захват власти; б) удержание власти в нарушение Конституции РФ; в) действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ. Захват власти – противоправное свержение, отстранение от власти законных представителей для получения властных полномочий. Удержание власти в нарушение Конституции РФ – это сохранение, удержание властных полномочий в нарушение основного закона лицами, которым она ранее принадлежала на законных основаниях или насильственно захватившими власть. Изменение конституционного строя – это полное или частичное изменение базовых начал общественного стоя и государственной организации, характеризующих конституционный строй РФ.

Насильственный характер указанных действий означает применение или демонстрацию готовности применения силы преимущественно с использованием оружия и (или) специализированных средств лицами, группами граждан, организациями в процессе осуществления указанных действий. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти могут сопровождаться побоями, умышленным причинением вреда здоровью, принудительной изоляцией и т.п.

2. Преступление признается оконченным с начала совершения указанных насильственных действий, независимо от наступления последствий и достижения поставленных целей.

Второй комментарий к Ст. 278 УК РФ

1. Объект преступления — легитимность государственной власти.

2. Объективную сторону данного состава преступления образуют действия, направленные на:

а) насильственный захват власти;

б) насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ; в) насильственное изменение конституционного строя РФ.

Насильственный захват власти — это завладение ее насильственным (преимущественно вооруженным) путем лицами, группировками, организацией, которым власть не принадлежала. Насильственное удержание власти — это насильственное ее сохранение в нарушение Конституции РФ лицами, которым она ранее принадлежала по закону (Конституции РФ).

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

4. Субъектом насильственного захвата власти является лицо, достигшее 16 лет. Субъектом насильственного удержания власти является бывший носитель государственной власти, по Конституции РФ обязанный передать ее другим лицам (лицу).

Третий комментарий к статье 278 УК РФ

1. Данное преступление посягает на те основы конституционного строя России, где закреплены принципы, порядок формирования и функционирования государственной власти. Конституция гласит, что “единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления” (ч. ч. 1 и 2 ст. 3 Конституции РФ). Высшим выражением власти признаются референдум или свободные выборы (ч. 3 ст. 3).
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. ч. 1 и 2 ст. 11 Конституции РФ).
Любой путь неконституционного прихода к власти и ее удержания является противоправным. “Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону” (ч. 4 ст. 3 КРФ).
При насильственном захвате или насильственном удержании власти непосредственным объектом преступления выступают интересы народа как главного источника власти, а также законные права и интересы указанных выше физических и юридических лиц, осуществляющих властные полномочия.

2. Объективная сторона преступления выражается в трех видах действий: а) насильственном захвате власти; б) насильственном удержании власти; в) насильственном изменении конституционного строя.
Действия, направленные на насильственный захват власти, могут выражаться либо в физическом устранении лиц, законно осуществляющих властные полномочия, либо в их принудительной изоляции и самопровозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия.
Действия могут носить локальный характер, связанный с захватом одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной), либо широкомасштабный, направленный против всех ветвей власти. Они могут относиться к деятельности центральных органов власти либо к органам власти субъектов Федерации.
Насильственные действия по захвату власти могут выражаться в нанесении лицу вреда здоровью различной тяжести, что охватывается признаками данного состава преступления. Если же насильственный захват сопряжен с лишением жизни, то действия виновного следует в зависимости от мотивов и целей квалифицировать по совокупности либо со ст. 277 УК, либо с умышленным убийством (статья 105 Уголовного кодекса РФ).
Захват власти может сопровождаться прямым блокированием работы представительных и иных органов власти (изоляция депутатов, недопущение их входа в рабочие помещения, угроза физической расправы, предъявление ультиматумов и т.п.).
Преступление признается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный и фактический захват власти.
Если захват власти осуществляется преступным сообществом, то действия виновных квалифицируются по совокупности со ст. 210 УК.

Читайте также:
Странствующие судьи: что это такое, описание и особенности

Как реальная совокупность со ст. 212 УК квалифицируются действия субъектов, если в процессе захвата власти они явились организаторами массовых беспорядков, либо со ст. 279 УК, если они выступили организаторами вооруженного мятежа.
Действия, направленные на насильственное удержание власти, выражаются в недопущении функционирования конституционной системы власти, т.е. власть удерживают либо те лица, срок полномочий которых истек, либо те, кто ее до этого незаконно захватил. Факт насильственного удержания власти означает, что субъекты законной власти лишены возможности осуществлять свои функции, а те, кто ее незаконно захватил, контролируют принятие и исполнение своих решений насильственными методами и средствами. Характер насильственных действий и вариантов квалификации их по совокупности с другими составами преступлений здесь аналогичен предыдущему виду преступления.
Действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя, образуют следующий этап противоправного посягательства, когда после захвата или незаконного удержания власти формируется новая система государственной власти и меняется конституционный строй. Изменение конституционного строя выражается в изменении структуры государственной власти, упразднении одних институтов власти (например, отмена поста президента) и введении новых, сужении демократических начал государственного управления, принятии насильственным путем новой “конституции” с существенными деформациями прав и свобод личности и т.п.

3. С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом, т.е. виновный осознает общественную опасность действий, направленных на насильственный захват или удержание власти, а равно на насильственное изменение конституционного строя России, и желает совершения этих действий.
Мотивами могут выступать побуждения, основанные на идейном неприятии либо прямой ненависти к существующему конституционному строю. Если указанные действия, например по корыстным мотивам, совершает гражданин России по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей, то они квалифицируются по совокупности с государственной изменой (ст. 275 УК) как оказание помощи указанным адресатам в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации.
Цель как конструктивный признак данного состава преступления логически связана с направленностью совершаемых лицом действий – насильственно захватить или удержать власть либо изменить конституционный строй Российской Федерации.

4. Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства, вменяемое, достигшее 16 лет.
На данное преступление распространяется действие поощрительной нормы, сформулированной в примечании к ст. 275 УК.

Статья 278 УК РФ. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти (новая редакция с комментариями)

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к ст. 278 УК РФ

1. В соответствии с Конституцией государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Читайте также:
Обвал рубля и предполагаемая реакция форекс-брокеров

Следовательно, непосредственным объектом насильственного захвата или удержания власти являются общественные отношения, складывающиеся по поводу и в связи с охраной основ политической системы РФ, конституционных основ государственной власти и государственного строя.

Дополнительным объектом выступают жизнь и здоровье человека, которые ставятся под угрозу при применении насилия.

2. Объективная сторона преступления может выражаться в действиях, направленных, во-первых, на насильственный захват власти, во-вторых, на насильственное удержание власти в нарушение Конституции и, в-третьих, на насильственное изменение конституционного строя РФ.

Совершение любых из вышеперечисленных действий будет указывать на выполнение объективной стороны насильственного захвата или насильственного удержания власти. При этом преступление признается оконченным независимо от реализации поставленных целей (захвата или удержания власти, изменения конституционного строя РФ), т.е. состав преступления является формальным.

Насильственный захват власти — это завладение ею насильственным (преимущественно вооруженным) путем лицом (лицами), группировками, организацией, которым власть не принадлежала, в обход законодательно установленной процедуры наделения властными полномочиями. Действия, направленные на захват власти, могут выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих законно властные полномочия, либо в их принудительной изоляции и провозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия.

Насильственное удержание власти — это насильственное ее сохранение в нарушение Конституции лицами, которым она ранее принадлежала по закону. Действия, направленные на насильственное удержание власти, могут выражаться и в том, что после захвата власти виновные препятствуют функционированию конституционной системы власти. Насильственное удержание власти в данном случае может означать, что лица, захватившие власть, контролируют принятие и исполнение своих решений насильственными действиями, а носители законной власти лишены возможности осуществлять свои функции и компетенцию.

Насильственное изменение конституционного строя РФ — незаконное изменение установленного Конституцией устройства жизни общества и государства.

3. Отличительной особенностью этого преступления является совершение любых из указанных действий обязательно насильственным способом. При этом крайней формой насилия является применение оружия. Однако в том случае, если такое насилие приобретает форму вооруженного мятежа в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя РФ, то деяние полностью охватывается составом вооруженного мятежа (ст. 279 УК РФ) и дополнительной квалификации по ст. 278 УК не требует, поскольку цель свержения конституционного строя выступает средством последующего захвата власти.

Следует также иметь в виду, что применение насилия в комментируемой статье не охватывает причинение смерти (независимо от формы вины) по общим и специальным нормам, террористическую деятельность и требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям Особенной части УК РФ.

4. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, имеет сходство с государственной изменой (ст. 275 УК РФ), однако к государственной измене отнесено быть не может, поскольку оно не связано с изменой в пользу другого государства.

Поэтому только в случае совершения виновными действий по захвату власти в контакте с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, совместно с ними, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, а именно как государственную измену в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб безопасности России и как насильственные действия, направленные на захват власти.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью — неконституционный захват власти, неконституционное удержание власти или изменение конституционного строя РФ насильственным путем. Специальная цель, указанная в диспозиции статьи, является обязательным признаком, отсутствие которого исключает ответственность за данное преступление.

Мотив для квалификации значения не имеет.

6. Субъект преступления — общий — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. При этом субъектом насильственного удержания власти является бывший носитель государственной власти, обязанный согласно Конституции передать ее другим лицам или лицу.

Статья 278 УК РФ. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, –

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Читайте также:
Удавление руками: что это такое, описание и особенности

Задайте вопрос юристу:

Кодексы РФ

Популярные материалы

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по ст. 278 УК РФ

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)

“О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года N 1 “О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности” и от 28 июня 2011 года N 11 “О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности”

“О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности”

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по УК РФ

“О применении судами норм главы 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств по заключению прокурора”

“О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам”

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

Законы Российской Федерации по ст. 278 УК РФ

“О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”

“О противодействии терроризму”

“О внесении изменения в статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”

Законы Российской Федерации по УК РФ

“О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов”

“О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”

“О Российском Фонде Прямых Инвестиций”

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по УК РФ

“О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы”

“Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации” (вместе с “Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации”, “Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации”, “Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации”)

“Об обеспечении безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге” (вместе с “Положением о межведомственном оперативном штабе по обеспечению безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге”)

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по УК РФ

“Об утверждении Федерального плана статистических работ” (вместе с “Федеральным планом статистических работ”)

“О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 964”

“О проекте федерального закона “О внесении изменений в статью 261 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации””

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ст. 278 УК РФ

“Об утверждении и введении в действие формы федерального статистического наблюдения N 2-Е “Сведения о рассмотрении сообщений о преступлениях”, а также Инструкции по составлению отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 2-Е”

“О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.06.2017 N 402 “Об утверждении и введении в действие формы федерального статистического наблюдения N 2-Е “Сведения о рассмотрении сообщений о преступлениях”, а также Инструкции по составлению отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 2-Е”

“По запросу суда Ямало-Ненецкого автономного округа о проверке конституционности части второй статьи 57 и части пятой статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также пункта 2 части второй статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по УК РФ

(утв. Президиумом Верховного суда 08.12.2021)

“О некоторых вопросах объявления органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений и административных правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения” (вместе с “Порядком объявления официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений и административных правонарушений, либо

“Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 03.09.2021 N АКПИ21-435, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 3, 4 Методических рекомендаций о критериях существенного отклонения цены, спроса и предложения неликвидных ценных бумаг, утв. Банком России 11.03.2019 N 8-МР”

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: