Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ
“Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”

С изменениями и дополнениями от:

13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21, 24 июля, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 13 октября 2009 г., 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 3 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 7 мая, 7 июня, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 2 апреля, 4 июня, 14 октября, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 23 ноября 2015 г., 26 февраля, 26 апреля, 3 июля 2016 г., 7 июня 2017 г., 27 июня 2018 г., 26 июля 2019 г., 24 апреля 2020 г.

Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года

Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Закон определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также основания проведения такой работы. Устанавливает полномочия, обязанности и основные направления деятельности в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием и образовательных учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи, органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, органов службы занятости и органов внутренних дел. Определены принципы производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Установлены гарантии соблюдения прав несовершеннолетних.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 30 июня 1999 г. N 121, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3177

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 62-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте также:
Физическое лицо: что это такое, описание и особенности

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 октября 2009 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2005 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N 150-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 2001 г. N 1-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
рабочая программа по теме

Данная Программа содержит: паспорт программы, пояснительную записку, цели и задачи Программы, формы и методы работы, нормативно-правовую базу, ожидаемые результаты, план мероприятий

Скачать:

Вложение Размер
programma_profilaktika_beznadzornosti_i_pravonarusheniy._izmenena.doc 139 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

«Всеволожский Муниципальный район Ленинградской области»

Профилактика безнадзорности и правонарушений

пос. им. Свердлова

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Основания для разработки Программы

Федеральный закон РФ «Об образовании», Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”; Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. № 223-ФЗ;

Период реализации Программы

2009 – 2014 учебные гг.

Основные задачи Программы

Создание комплексной системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

Стабилизация ситуации в семье;

Уменьшение количества неуспевающих учащихся;

Увеличение числа детей и подростков, ведущих здоровый образ жизни;

Снижение уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними.

Федорова Т.А., социальный педагог МОУ «СОШ «Свердловский ЦО» Всеволожского района

Яковец Наталья Павловна – руководитель МО социальных педагогов, член экспертной комиссии

Основным поставщиком безнадзорных детей в Ленинградской области являются неблагополучные семьи. Дети в этих семьях требуют наибольшего внимания государства.

Растет число педагогически несостоятельных и конфликтных семей, налицо дефицит общения родителей и детей.

Многие семьи переживают сегодня тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям. В новых кризисных условиях семья не готова взять на себя ответственность за воспитание детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большей частью искать источники существования, а не заниматься вопросами воспитания детей в семье. В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными и деградируют, фактически бросая своих детей на произвол судьбы.

Только за последние пять лет у нас в поселке почти вдвое увеличилось количество семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних. Неблагополучие семьи обычно отражается на всех сферах жизни ребенка: школьная успеваемость снижается, появляется отчуждение к школе, уличная компания становится заменой авторитета родителей, в ней ребенок старается получить признание.

Непрерывный рост подростковой преступности тревожит родителей, педагогов, инспекторов ОДН, общественность. Необходимо искать пути выхода из создавшейся ситуации.

Социальная профилактика несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся и реабилитации подростков занимает ведущее направление в деятельности общеобразовательного учреждения. Большое внимание в профилактической работе уделяется формированию правовой культуры подростков, многие из которых, достигнув 14-летнего возраста, еще не осознали с полной ответственностью всю серьезность юридической и правовой ответственности в структуре общественных отношений.

Необходимость введения в школе работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних связана с ухудшением криминогенной обстановки среди несовершеннолетних Ленинградской области, омоложением возраста правонарушителей, незанятостью значительного числа подростков, увеличением числа несовершеннолетних, употребляющих алкоголесодержащие напитки, токсические вещества, социальной нестабильностью ситуаций во многих семьях.

На основании диагностики и анализа полученных данных об обучающихся и их семьях формировались причины отклонения в поведении несовершеннолетнего.

К типичным отклонениям в поведении обучающихся относятся: лень, упрямство, агрессивность, недисциплинированность, уклонение от занятий, нарушение Устава ОУ.

Типичными причинами отклонений в поведении детей в нашей школе являются:

  • безнадзорность в семье из-за занятости или пьянства родителей, семейного неблагополучия;
  • отсутствие единства в требованиях родителей и педагогов;
  • низкий уровень культуры и психолого-педагогической образованности родителей;
  • нарушение эмоциональной, волевой сферы личности ребенка, отсутствие моральных и этических норм;
  • социальная неустроенность родителей, отсутствие материальных средств;
  • нарушение родительско – детских отношений;
  • семья находится в состоянии развода.

Наличие того или иного фактора социального неблагополучия в семье ведет к возникновению социальных отклонений в поведении детей, влечет явление беспризорности, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и требует к себе повышенного внимания всех субъектов системы профилактики.

Объект деятельности : воспитанники «группы риска» учебно-воспитательного процесса.

Предмет деятельности : социально-педагогические условия развития личности воспитанника «группы риска».

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними основывается на принципах законности, демократизма, гуманного отношения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

  1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
  2. Содействие созданию благоприятных условий для полноценного развития ребенка в семье, школе, социуме.
  3. Совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  1. Выявление асоциальных и неблагополучных детей;
  2. Выявление и устранение причин социальной дезадаптации детей;
  3. Способствование устранению и преодолению трудностей в социализации школьников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
  4. Повышение уровня информированности учащихся, педагогов, родителей о законодательной базе, нормативно-правовых документах федерального, регионального, муниципального уровней.
  5. Предупреждение и нейтрализация нарушений Устава ОУ.
  6. Осуществление индивидуального подхода в социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, обеспечение защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
  7. Оказание социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки асоциальным детям и их семьям, защита их прав и интересов.
  8. Создание социально-педагогических условий для развития личности в условиях образовательного учреждения.
  9. Создание условий для успешной самореализации личности ребенка и повышения его самооценки.
  10. Формирование у детей положительной мотивации к обучению и участию в жизни класса и школы.
  11. Осуществление педагогической деятельности по воспитанию здорового образа жизни школьников и формированию у них негативного отношения к вредным привычкам.
  12. Обеспечение координации всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  13. Отработка действенных механизмов сотрудничества школы и милиции, Центра по реабилитации несовершеннолетних, инспектора по охране материнства и детства, КСЗН, КДН и ЗП.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:

  • Комитет социальной защиты населения.
  • Комитет по образованию.
  • Органы опеки и попечительства.
  • Органы внутренних дел.
  • Органы по делам молодежи.
  • КДН и ЗП.
  • Здравоохранение.
  • Служба занятости населения.
  • Учреждения дополнительного образования.
  1. Индивидуальное консультирование детей и родителей.
  2. Курирование семьи.
  3. Родительские собрания на дому.
  4. Консультации психолога.
  5. Круглый стол.
  6. КТД.
  7. Консультации выездной профилактической комплексной Комиссии.
  8. Просвещение детей и родителей.
  • Наблюдение
  • Опрос
  • Анкетирование
  • Тестирование
  • Беседа
  • Изучение документов и продуктов деятельности школьников
  • Диагностика
  • Сопровождение
  • Игра
  • Убеждение
  • Моральная поддержка
  • Сопереживание
  • Сотрудничество

Нормативно-правовая база Программы:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка;
  2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г № 124-ФЗ;
  3. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”;
  4. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. № 223-ФЗ;
  5. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
  6. Федеральный закон РФ «Об образовании,
  7. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ;
  8. Федеральный закон от 8 января 1998 года № 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах”;
  9. Об экстренных мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности (Приказ МОРФ от 29.01.2001г. № 237);
  10. «О принятии безотлагательных мер по возвращению несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, образовательных, иных детских учреждений» Письмо МО РФ от 06.11.2001г. № 1313/28-5;
  11. Областной Закон «О правовом регулировании в системе образования Ленинградской области». 2001г.,
  12. Муниципальная целевая программа «Обеспечение правопорядка и безопасности граждан на территории Всеволожского муниципального района на 2008-2010 годы».
  13. Устав ОУ
  14. Программа развития ОУ
  15. Концепция воспитания ОУ
  • Создание комплексной системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  • Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
  • Стабилизация ситуации в семье.
  • Увеличение числа детей, включенных в КТД.
  • Уменьшение количества неуспевающих учащихся.
  • Увеличение числа детей и подростков, ведущих здоровый образ жизни.
  • Снижение уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними.

Мероприятия программы “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальная реабилитация” направлены на защиту прав детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. Дети «группы риска» – это незащищенные и незрелые в силу возраста граждане, оказавшиеся в неблагоприятных условиях содержания, воспитания и развития. Эти условия отражаются на процессе социализации личности и влекут за собой неблагоприятные последствия, как для личности, так и для общества в целом.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

  • Главная
  • Поиск
  • О проекте
  • Связь

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Комментарий к статье 2

1. Комментируемая статья посвящена основным задачам и принципам деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Задачи такой деятельности сформулированы законодателем в обобщенной форме и включают в себя:
1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
Данная задача предполагает реализацию субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних системы социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних и оказание на них профилактического воздействия.
Отправные положения, касающиеся организации деятельности в рассматриваемой сфере, сформулированы в Руководящих принципах ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних:
– важность систематического изучения проблемы и выработки мер реагирования;
– обеспечение возможностей в области получения образования, создание системы поддержки, обеспечивающей развитие личности всех молодых людей;
– использование правовых и организационных средств, направленных на сокращение причин необходимости и возможности совершения правонарушений или ограничение условий, ведущих к этому;
– допустимость вмешательства официальных органов с учетом общих интересов несовершеннолетнего и на основе беспристрастного и справедливого подхода;
– подготовка к жизни в обществе и интеграция в него всех детей и молодых людей и др.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется органами власти и общественными объединениями в пределах предоставленных им полномочий и прав. Ее формы определены нормами гл. 2 комментируемого Закона, иными федеральными законами и детализируются на уровне подзаконных и локальных нормативных правовых актов. В частности, содержание основных форм профилактического воздействия отражено в ст. ст. 17 – 27 ФЗ “Об основах системы профилактики правонарушений”;
2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Данная задача вытекает из положений ст. 2 Конвенции о правах ребенка, которая предусматривает, что государства-участники уважают и обеспечивают права каждого ребенка, находящегося в пределах их юрисдикции. Они обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, семейным законодательством, ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка” и другими нормативными правовыми актами РФ.
Права несовершеннолетних на уровне их общеправового статуса провозглашены нормами Конституции. Речь идет о праве на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, образование, судебную защиту и другие.
В рамках специального правового статуса права ребенка нашли отражение в Конвенции о правах ребенка и детализированы в положениях СК (гл. 11), ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка” (ст. ст. 9 – 12). Это, в частности:
– право жить и воспитываться в семье;
– право на общение с родителями и другими родственниками.
– право на защиту, в том числе на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих);
– право на охрану здоровья, отдых и оздоровление;
– право ребенка выражать свое мнение;
– право на имя, отчество и фамилию, на изменение имени и фамилии;
– право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
– право собственности на доходы, имущество, полученное в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Статья 8 комментируемого Закона закрепляет дополнительный перечень прав несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа (см. комментарий к ст. 8).
Защита прав детей гарантируется как нормами международного права, так и национальным законодательством. В частности, согласно ст. 15 ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка” защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (за исключением содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), осуществляется органами государственной власти субъектов РФ. Защита прав детей, содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляется федеральными органами государственной власти. Помимо этого, государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации осуществляют деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Легальное понятие законных интересов несовершеннолетних в законодательстве отсутствует. В доктрине под законными интересами несовершеннолетних понимается объективно обусловленный, юридически установленный предел для родителей и заменяющих их лиц (законных представителей) с целью достижения наилучшего результата в обеспечении разнообразных потребностей несовершеннолетнего, охраняемый и защищенный на основании закона уполномоченными субъектами .
——————————–
См.: Покачалова Е.В., Смагина Т.А. Законные интересы несовершеннолетних как объект административно-правового регулирования // Вестник СГЮА. 2012. Доп. выпуск 85.

Подробнее о вопросах защиты прав и законных интересов несовершеннолетних см. комментарий к ст. 9;
3) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Согласно ст. 1 ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка” социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.
В доктринальных источниках социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних определяется как педагогический процесс реализации системы мер, направленных на выявление внутренних ресурсов личности несовершеннолетнего, восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психофизических и социальных функций, социального статуса и активизацию его жизнедеятельности в социуме, формирование положительного социального опыта, социально-ценностных отношений, способствующих преодолению трудных, критических ситуаций ;
——————————–
См.: Маврина Э.А. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних в специализированных учреждениях: на примере Республики Татарстан: дис. . канд. пед. наук. Казань, 2009. С. 11 – 12.

4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Выявление случаев вовлечения и склонения несовершеннолетних к указанным выше действиям осуществляется всеми субъектами профилактики в рамках реализации своих полномочий в рассматриваемой сфере. О выявленных фактах в соответствии с п. 2 ст. 9 комментируемого Закона информируются органы внутренних дел.
В соответствии с п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 23 комментируемого Закона органы внутренних дел выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий и (или) в преступную группу либо склоняющих их к суицидальным действиям, и применяют к ним меры воздействия, предусмотренные законодательством РФ.
Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений, антиобщественных действий, а также склонение их к суицидальным действиям, в зависимости от фактических обстоятельств, влечет уголовную ответственность по ст. ст. 110.1, 150, 151, 151.2, 240 УК.
Административная ответственность наступает за вовлечение несовершеннолетних в совершение ряда противоправных действий:
– употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ – ст. 6.10 КоАП;
– потребление табака – ст. 6.23 КоАП.
2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет основные принципы, на которых основывается деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Здесь объединены общеправовые, межотраслевые и отраслевые (специальные) принципы.
К общеправовым принципам законодателем отнесены:
– законность;
– демократизм.
Межотраслевыми являются принципы:
– гуманного обращения с несовершеннолетними;
– поддержки семьи и взаимодействия с ней.
К специальным принципам следует отнести:
– индивидуальный подход к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
– государственную поддержку деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Принцип законности предполагает строгое соблюдение в процессе реализации предупредительных мер в отношении несовершеннолетних требований Конституции, норм международного права, законов, а также подзаконных нормативных правовых актов.
Принцип демократизма означает, что в основе деятельности субъектов профилактики должны лежать общее благо и достижение общеполезных целей.
Профилактическая работа органов власти и их учреждений должна носить прозрачный характер (за исключением случаев, когда это может ущемить права и законные интересы несовершеннолетних), предусматривать широкие возможности участия граждан и некоммерческих организаций, в том числе по осуществлению общественного контроля.
Рассматриваемый принцип предполагает также реализацию права ребенка на выражение своего мнения. Согласно ст. 57 СК мнение ребенка должно учитываться в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных СК, органы опеки и попечительства могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет.
Принцип гуманного обращения с несовершеннолетними означает недопущение причинения физических страданий или унижения достоинства личности при работе с несовершеннолетними и членами их семьи (см. ст. 37 Конвенции о правах ребенка).
Принцип поддержки семьи и взаимодействия с ней предполагает рассмотрение субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних семьи как важнейшего социального института, способного обеспечить содержание, воспитание и необходимую заботу о ребенке. Все меры профилактического воздействия априори должны быть направлены на использование и повышение эффективности профилактического потенциала семьи.
Данный принцип находит глубокое отражение в нормах международного права (см. п. п. 11 – 19 Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, которые посвящают данному вопросу целую группу норм, п. 1.3 Пекинских правил).
Принцип индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации заключается в непосредственной работе с конкретным ребенком, находящимся в социально-опасном положении, с учетом его психологических, физиологических, поведенческих и иных особенностей с соблюдением прав несовершеннолетнего на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
С положением о соблюдении конфиденциальности информации корреспондируют обязанности субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
– по соблюдению профессиональной тайны (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”);
– по обеспечению конфиденциальности полученной информации (ст. 2 указанного Федерального закона);
– по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих персональные данные (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ “О персональных данных”).
Принцип государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних вытекает из положений п. 2 ст. 132 Конституции, устанавливающей, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Статьей 25 комментируемого Закона закреплено, что органам местного самоуправления, наделенным государственными полномочиями осуществлять отдельные виды деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, передаются материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления указанных полномочий.
Государственная поддержка деятельности общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется в соответствии с положениями ФЗ “О некоммерческих организациях”.
Принцип обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних находит отражение в нормах комментируемого Закона, общих и специальных нормах гражданского, семейного, административного и уголовного законодательства (см. комментарий к п. 4 ст. 9).

Курс повышения квалификации «Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством»

Острая актуальность, значимость и, к сожалению, злободневность темы данного дистанционного курса определяется следующими позициями. В 2018 году в Российской Федерации несовершеннолетними совершено более 43 500 преступлений (правонарушений), их них – 11,8 % в состоянии алкогольного опьянения и 0,4 % – в состоянии наркотического опьянения. Кроме этого, за этот год (по официальным данным МВД РФ) в стране было зарегистрировано более 1 миллиона 850 тысяч преступлений, из них: вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений или антиобщественные действия – более 1500 человек; выявлено несовершеннолетних лиц, совершивших преступления – более 36 300 человек, учащихся и студентов – более 40 000 человек.

Наблюдающаяся в стране социально-экономическая ситуация, снижение уровня доходов большинства семей, увеличивающийся разрыв в доходах населения, снижение качества образования, широкая пропаганда в средствах массовой информации псевдокультуры, сексуальной разнузданности, жестокости и насилия, процессы алкоголизации и наркотизации подростков, рост числа разводов, деформация института семьи и снижение её воспитательного потенциала, увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей, – все эти факторы объективно способствуют если не росту правонарушений (преступности) несовершеннолетних, то по крайней мере, стабильности её негативных показателей, что делает необходимым проведение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Количество часов 72 часа
Форма обучения заочная (дистанционная) При обучении применяются исключительно электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Программа обучения Краткое описание
Учебный план (72 ч.)
Расписание занятий в удобное для вас время
Начало обучения 28 декабря новые группы формируются каждую неделю
Выдаваемый документ удостоверение о повышении квалификации установленного образца с защитой от подделки отправляется почтой России бесплатно
Образовательная лицензия №5251 от 25.08.2017 г.
Срок обучения от 8 дней до 3 месяцев при необходимости может быть продлен
Контроль усвоения знаний промежуточное и итоговое тестирование
Требования к слушателям среднее профессиональное (педагогическое) или любое высшее образование

Главные причины записаться на этот курс прямо сейчас:

  • низкие цены и возможность оплаты в рассрочку,
  • качественные программы обучения,
  • удобное дистанционное обучение и аттестация,
  • бесплатная отправка итогового документа, учитываемого при аттестации,
  • возможность досрочного завершения обучения,
  • обучение в комфортное для вас время и краткие сроки.

Образец выдаваемого документа: по окончании обучения слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца с защитой от подделки.

Преподаватель курса:

Разработчики учебных материалов электронной образовательной среды:

Категория слушателей: педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования (учителя, имеющие или получающие высшее и (или) среднее профессиональное образование), воспитатели, методисты, руководители других образовательных организаций.

Цель курса: повышение правового, профессионального, психолого-педагогического и информационно-методического уровней слушателей дистанционного курса в вопросе организации, подготовки и проведения комплекса мероприятий по предупреждению и профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством.

Задачи курса:

• социально-правовая и психолого-педагогическая помощь преподавательскому составу учебных заведений общего (среднего) образования Российской Федерации в части касающейся целенаправленной и комплексной организации, в т. ч. качественного проведения мероприятий по предупреждению и профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством;

• информационно-методическая и дидактическая подготовка преподавательского состава учебных заведений общего (среднего) образования Российской Федерации в вопросе межведомственного предупреждения и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

• повышение уровня педагогического мастерства преподавательского состава учебных заведений среднего (полного) общего образования Российской Федерации в части касающейся грамотной организации, подготовки и проведения мероприятий по предупреждению и профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

• информационно-методическая помощь сотрудникам (работникам) иных министерств и ведомств Российской Федерации в вопросе грамотной организации, подготовки и проведения мероприятий по предупреждению и профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при взаимодействии с учебными заведениями общего (среднего) образования.

Название модулей, разделов, тем

Коли-чество часов

Лекции

Самостоя-тельная работа

Выполне-ние теста

Модуль 1. Криминологическая характеристика безнадзорности и правонарушений (преступлений) несовершеннолетних на современном этапе развития Российской Федерации (часть 1)

1. Состояние, структура и динамика безнадзорности и правонарушений (преступлений) несовершеннолетних на современном этапе развития Российской Федерации.

2. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего правонарушителя (преступника), типы его преступной личности.

Модуль 2. Криминологическая характеристика безнадзорности и правонарушений (преступлений) несовершеннолетних на современном этапе развития Российской Федерации (часть 2)

1. Причины и условия безнадзорности и правонарушений (преступлений) несовершеннолетних.

2. Терминологический (понятийный) аппарат системы профилактики безнадзорности и правонарушений (преступлений) несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством.

Модуль 3. Психолого-педагогические основы профилактики безнадзорности и насильственных правонарушений несовершеннолетних

1. Общая юридическая и психолого-педагогическая характеристика детерминант безнадзорности и правонарушений (преступлений) несовершеннолетних, в части касающейся их насильственной направленности.

2. Психолого-педагогическая и психосоматическая (медицинская) структура агрессии (злобы) как основного криминологического мотива правонарушений (преступлений) насильственной направленности несовершеннолетних.

3. Рекомендации педагогическим работникам учреждений среднего (общего) образования по профилактике агрессии (злобы) и правонарушений (преступлений) насильственной направленности несовершеннолетних.

Модуль 4. Психолого-педагогические основы профилактики корыстных правонарушений несовершеннолетних

1. Общая юридическая и психолого-педагогическая характеристика детерминант корыстных правонарушений (преступлений) несовершеннолетних.

2. Рекомендации педагогическим работникам учреждений среднего (общего) образования по профилактике корыстных правонарушений (преступлений) несовершеннолетних.

Модуль 5. Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: роль, задачи, формы и методы работы правоохранительных и иных органов России

1. Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, роль органов внутренних дел по ее реализации.

2. Задачи, функции, организация деятельности инспекций по делам несовершеннолетних.

3. Формы и методы деятельности ИДН по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Модуль 6. Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: роль, задачи, формы и методы работы учреждений общего (среднего) образования России

1. Роль, задачи, функции и основные направления работы учреждений общего (среднего) образования России в вопросе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Межведомственное взаимодействие школы и иных субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, статьи 22 и 66 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации”

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 14 июня 2018 года

Одобрен Советом Федерации 20 июня 2018 года

Внести в Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3177; 2001, N 3, ст. 216; 2003, N 28, ст. 2880; 2004, N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4849; 2005, N 17, ст. 1485; 2007, N 27, ст. 3215; N 30, ст. 3808; N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 1, ст. 39; N 49, ст. 7056; 2012, N 53, ст. 7622, 7644; 2013, N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 7000; 2015, N 1, ст. 42; N 27, ст. 3970; N 29, ст. 4363; N 48, ст. 6679; 2016, N 18, ст. 2489; N 27, ст. 4292; 2017, N 24, ст. 3478) следующие изменения:

1) в подпункте 5 пункта 1 статьи 5 слова “меры административного взыскания” заменить словами “мер административной ответственности”;

2) в абзаце восьмом пункта 2 статьи 8 слова “несовершеннолетних, находящихся” заменить словами “несовершеннолетних и лиц, достигших возраста восемнадцати лет, находящихся”;

3) в абзаце третьем пункта 2 статьи 8 1 слово “исключение” заменить словом “отчисление”;

в подпункте 5 слово “совершивших” заменить словами “в отношении которых совершены противоправные деяния либо которые совершили”;

дополнить подпунктом 9 следующего содержания:

“9) орган службы занятости – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве, а также о несовершеннолетних, оставивших образовательную организацию в установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” случаях и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве.”;

б) в пункте 4 слова “Должностные лица, родители несовершеннолетних или иные их законные представители” заменить словами “Родители или иные законные представители несовершеннолетних, должностные лица органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”;

подпункт 3 изложить в следующей редакции:

“3) рассматривают вопросы, связанные с отчислением несовершеннолетних обучающихся из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, и иные вопросы, связанные с их обучением;”;

в подпункте 4 слова “трудовом и” исключить, после слов “в помощи государства,” дополнить словами “оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия),”;

дополнить подпунктом 7 следующего содержания:

“7) осуществляют иные полномочия, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.”;

б) дополнить пунктом 2 2 следующего содержания:

“2 2 . Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав наряду с проведением индивидуальной профилактической работы вправе принять решение в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2, 4, 6, 8 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего, о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения.”;

в абзаце первом слова “уставами указанных учреждений или положениями о них” заменить словами “законодательством Российской Федерации и уставами указанных учреждений”;

подпункт 1 изложить в следующей редакции:

“1) принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и при наличии согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, а также согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет;”;

в абзаце втором слова “и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения,” заменить словами “, согласованного с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения и”;

в абзаце четвертом слова “представления администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения” заменить словами “представления администрации учреждения, согласованного с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения,”, слова “заключения администрации учреждения и комиссии” заменить словами “заключения администрации учреждения, согласованного с комиссией”;

в абзаце пятом слова “и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав” заменить словами “, согласованное с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав,”;

в абзаце седьмом слова “и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения” заменить словами “, согласованного с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения,”;

в абзаце первом слова “уставом указанного учреждения или положением о нем” заменить словами “законодательством Российской Федерации и уставом указанного учреждения”;

подпункт 1 дополнить словами “; ограничение в пользовании средствами сотовой (мобильной) связи, в том числе в доступе к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, не приводящее к ограничению либо лишению контактов несовершеннолетних с родителями или иными законными представителями”;

абзац первый подпункта 4 изложить в следующей редакции:

“4) готовит мотивированное представление или заключение в суд по месту нахождения указанного учреждения, подлежащие согласованию с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, по вопросам:”;

г) пункт 12 изложить в следующей редакции:

“12. Порядок организации и осуществления деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.”;

а) в абзаце втором пункта 1 слово “воспитательного” исключить;

б) в пункте 4 слово “воспитательного” исключить;

8) в подпункте 2 пункта 5 статьи 28 слово “воспитательного” исключить;

9) в подпункте 3 статьи 31 слово “воспитательного” исключить.

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) следующие изменения:

1) часть 9 статьи 22 изложить в следующей редакции:

“9. Для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации создаются образовательные организации (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа), порядок направления в которые и условия пребывания в которых несовершеннолетних граждан определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.”;

2) часть 12 статьи 66 признать утратившей силу.

Признать утратившими силу:

1) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года “Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних” (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1967, N 23, ст. 536);

2) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 января 1969 года “О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних” (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1969, N 4, ст. 89);

3) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 мая 1971 года “О внесении изменений и дополнений в Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и в Положение о наблюдательных комиссиях” (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1971, N 22, ст. 433);

4) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 ноября 1972 года “О внесении изменений в Положения о товарищеских судах, о комиссиях по делам несовершеннолетних и о наблюдательных комиссиях” (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1972, N 51, ст. 1209);

5) пункт 6 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июля 1974 года “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР” (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1974, N 29, ст. 782);

6) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1977 года “О внесении изменений и дополнений в Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних” (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1977, N 12, ст. 259);

7) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 года N 1527-XI “О внесении изменений и дополнений в положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и об общественных воспитателях несовершеннолетних” (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 40, ст. 1400);

8) Закон Российской Федерации от 25 февраля 1993 года N 4549-I “О внесении изменений в Закон РСФСР “О Конституционном Суде РСФСР”, Закон РСФСР “О государственной налоговой службе РСФСР” и Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 12, ст. 429).

Общеобразовательные организации со специальным наименованием “специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением” и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием “специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением” должны быть переименованы соответственно в общеобразовательные организации со специальным наименованием “специальное учебно-воспитательное учреждение” и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием “специальное учебно-воспитательное учреждение” не позднее 1 января 2019 года.

Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представлена в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120‑ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Согласно этому закону, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

В указанном законе также используются следующие понятия:

безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящаяся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально‑педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

• предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

• обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

• социально‑педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

• выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В систему органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят : комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних :

• безнадзорных или беспризорных;

• занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

• содержащихся в социально‑реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно‑воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

• употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;

• совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

• совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

• освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

• не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

• обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

• условно‑досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

• получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

• освобожденных из учреждений уголовно‑исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно‑воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

• осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести[71]и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

• осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пользуются правами, указанными в Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, а также в установленном порядке имеют право на:

• уведомление родителей или законных представителей об их помещении в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

• обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в вышестоящие органы указанной системы, а также в органы прокуратуры и суд;

• гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;

• поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества;

• получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества;

• обеспечение бесплатным питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Памятка Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:

Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Правонарушение – родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Административным Кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально- опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных деяний.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные деяния.

Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая обучающегося, находящегося в социально-опасном положении, а также семья, где родители (законные представители) обучающегося не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на его поведение либо жестоко обращаются с ним.

Внутришкольный учёт – система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающегося и семей, находящихся в социально-опасном положении, которая направлена на:

-предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся;

-выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям обучающихся;

-социально-педагогическую реабилитацию обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении.

© 2009—2010, Администрация г. Мышкин.

Все права на материалы, находящиеся на сайте,
охраняются в соответствии с законодательством РФ
в том числе, об авторском праве и смежных правах.

152830, Ярославская область, г.Мышкин,
ул.Карла Либкнехта, д.40

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: