Система права: что это такое, описание и особенности

Понятие и особенности системы права.

Система права это его внутренняя структура выражающая в единстве и согласованности составляющихся его частей и одновременной дифференциации на отрасли и институты . Системы права характеризуются след особенностями : 1)единство- цели , задач , принципов и функции права . Единство может выражаться и в общности экономических политических и иных условий 2)согласованностью – она выражается в отсутствии противоречия между частями права , а так же детализации одних норм в составе других 3)дифференциацией – право будучей единым объектом , сохраняя признаки целостности подразделяются на определенные части – отрасли и институты нормы права . 4)объективностью – система права формируется объективно на него большей степенью влияют общественные отношения нельзя произвольно устанавливать систему права 5)динамичностью система права это не застывщее явление оно развивается вместе с обществом . Например с установлением социалистической системой хозяйствования насилия сформировалась – колхозная права 18) Предмет правового регулирования

Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных групп).

В целях достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование). На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы – как осуществляется это целенаправленное воздействие.

К средствам социального регулирования относят прежде всего социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др. Но норма – хотя и основное, далеко не единственное средство воздействия на поведение людей: средствами регулирования являются также индивидуальные предписания, властные веления, меры физического, психического, организационного принуждения и т.д.

В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.

Метод правового регулирования

В зависимости от указанных различий в теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении и применяется для регламентации отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного, императивного регулирования базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей.

Отрасль права

Отрасль права – это часть системы права регулирующая определенную сферу общественных отношений своим особым методом. Отрасль права характеризуется следующими особеностями:

1) Является частью системы права.

2) Регулирует определенную сферу общественных отношений. Регулируемая сфера должна быть качественно однородной.

3) Наличием особого метода правого регулирования.

4) Объективностью: отрасль права – это объективное образование в системе права.

5) Нкличием особого юридического режима; такой режим возникает при реализации отраслевых норм.

6) Как правило, наличием кодифицированного акта. (ГК, ГПК).

Институт права

Институт права – это часть системы права регулирующая определенный вид, сторону общественных отношений.

– Является частью системы права

– Регулирует определенный вид общ отношений. Отношение регулируемые институтом права намного уже чем отношениея регулируемые отраслью права

– Как правило институт права формируется из норм одной отрасли. Возможны исключения: (Институт избирательного права возник на стыке таких отраслей права как конституционное, гражданское, уголовное, административное )

– Институт права не имеет своего метода правового регулирования. Он пользуется методом отраслей права

– Институт права может подразделяться на субинституты: институт права общей собственности подразделяется на два института (право совместной собственности и право долевой собственности ).

Читайте также:
Есть ли такие полномочия у участкового?

Примеры правовых институтов:

1. в уголовном праве – институт крайней необходимости, невменяемости;

2. в гражданском праве – институт дарения, сделки, институт исковой давности, купли-продажи;

3. в государственном праве – институт гражданства;

4. в административном – институт должностного лица;

5. в семейном праве – институт брака и т. д.

Все институты осуществляют свою деятельность в тесной взаимосвязи друг с другом как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Виды правовых институтов

Правовые институты делятся по отраслям права:

1. на гражданские;

Основные отрасли российского права

Конституционное право — ведущая отрасль российской правовой системы, представляющая собою совокупность норм, регулирующих основы общественного и государственного строя, правовое положение человека и гражданина, определяющих форму государства, компетенцию высших органов государственной власти и должностных лиц, конституционно-правовые основы местного самоуправления. Конституционное право имеет особый предмет и метод регулирования.

Административное право — совокупность норм, регулирующих отношения в сфере государственного управления. Нормы административного права устанавливают систему, порядок и компетенцию государственных органов и должностных лиц исполнительной власти, закрепляют права и обязанности граждан в отношениях с этими органами и должностными лицами, определяются понятие и виды административных правонарушений, устанавливаются меры административной ответственности.

Финансовое право — отрасль права, состоящая из норм, с помощью которых регулируются отношения в процессе создания, распределения и использования денежных фондов государства.

Уголовное право — совокупность норм, закрепляющих основание и принципы уголовной ответственности, определяющих понятие и виды преступлений, виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера. Нормы уголовного права носят запретительный характер и запрещают общественно опасные действия или бездействия под угрозой применения средств уголовного наказания. Уголовное право подразделяется на Общую и Особенную части. В Общей содержатся положения об уголовной ответственности, понятие преступления, формы и виды вины, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность и т.д. В Особенной части предусматриваются конкретные виды преступлений и определяются наказания, применяемые за их совершение.

Публичное и частное право

Деление на частное и публичное право – это разделение на группы, которые систематизируют правовые нормы, служащие для обеспечения общезначимых (публичных) интересов, т. е. интересов государства и общества в целом (конституционное, административное, уголовное, процессуальное, финансовое, военное право), и правовые нормы, которые защищают интересы частных лиц (гражданское, семейное, трудовое право и т. д.).

Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство.

Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц (физических или юридических), которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе. Частное право развивалось исторически одновременно с частной собственностью.

Соотношение частного и публичного права:

1) частное право – это совокупность правовых норм, которые регулируют и охраняют интересы частных собственников свободных субъектов рынка, а также их отношения в процессе производства и обмена. В то же время публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, иных государственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на действующий порядок;

2) частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого;

3) частное право в своей реализации опирается на публичное. В общей правовой системе публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени является условным.

Частное право является правом лично-свободным. В своих границах субъект может реализовывать его в произвольном направлении. Частноправовая мотивация имеет только известный предел действию иных мотивов (альтруистических, эгоистических и пр.). Иначе публично-правовая мотивация самостоятельно указывает на направление, в котором право осуществляется и исключает действие иных мотивов.

Основная функция частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами.

Основная функция публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят от единственного центра, каким является государственная власть.

Мировая юридическая практика показывает, что частное и публичное право как правовые институты играют позитивную роль в поддержании рационального баланса социальных интересов, более гибком взаимодействии динамично развивающихся общественных отношений, защите и осуществлении прав и свобод человека и гражданина.

Читайте также:
Органы государственной власти субъектов РФ

Частное право является основой предпринимательства, рыночной экономики. При этом современное частное право подразделяется на два вида: договорное и корпоративное.

Частное право – это главным образом «рыночное право», играет важную роль в создании единого правового пространства, а публичное право реализует воздействие на интересы государственные и межгосударственные.

Понятие системы права: описание, последовательность элементов

  • Что такое система права
  • Отрасль как особый элемент
  • Характеристики системы

Что такое система права

Система права является строгой согласованной совокупностью норм и элементов в состоянии соподчинения и взаимной координации.

Система права – это его объективно сложившаяся внутренняя структура, состоящая из последовательности взаимоподчиненных элементов.

Помимо данной категории существует еще схожее определение «система законодательства». Под ней понимают комплекс нормативных правовых актов, изданных государством.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Понятие системы права шире, чем система законодательства, так как она включает в себя не только нормативные акты, но и прочие источники, например, судебный прецедент и правовой обычай. Первичный элемент правовой системы – норма, а ключевая часть другого понятия – законодательный акт.

Система права складывается объективно, в то время как система законодательства отражает волю законодателя.

Компоненты системы:

  • правовая норма;
  • отрасль;
  • подотрасль;
  • институт.

Норма права выступает первичным элементом. Это исходящее от государства и санкционированное им правило поведение, носящее властный общеобязательный характер. Ее основным предназначением является регулирование общественных отношений, из таких правил складываются институты и подотрасли.

Отрасль как особый элемент

Отрасль представляет собой обособленную совокупность правовых норм, регулирующую однородные общественные отношения.

Для их классификации используют два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предметом правового регулирования называют общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм. Каждая отрасль обладает своим предметом.

Признаки и свойства предмета:

  1. Устойчивые и повторяемые отношения.
  2. Преследуют интересы общества и государства, наличие интереса со стороны законодателя в их упорядочивании.
  3. Нуждаются в регламентации со стороны законодателя.
  4. Его можно контролировать со стороны судебных и административных органов.

Метод правового регулирования – это определенный предметом способ воздействия права на отношения в обществе.

В зависимости от порядка установления прав и обязанностей, средств обеспечения, санкций и степени свободы субъектов выделяют основные методы: императивный и диспозитивный.

Императивный основан на подчинении одной сторон и предполагает субординацию участников. Одной из сторон выступает гражданин, другой – государство в лице органов власти. Такой метод применяют в уголовном и административном праве. Сами субъекты не могут выбирать вариант поведения, они лишь исполняют предписания.

Диспозитивный позволяет участникам самим выбирать вариант поведения или регулировать взаимоотношения путем заключения договора. Пример – семейное и гражданское право.

Подотрасль характеризуется как совокупность норм, регламентирующая определенный вид отношений. Например, в качестве отрасли выступает финансовое право, в роли подотрасли – налоговое и бюджетное.

Институт представляет отдельную небольшую группу предписаний, регулирующую узкую группу отношений. Пример – институт налоговой ответственности.

Основой функционирования является конституционное право. Его нормы обладают высшей юридической силой и значением, влияют на формирование и развитие всей правовой системы.

Также выделяют профилирующие отрасли, к которым относятся уголовное, гражданское и административное.

Отрасли разделяют еще на материальные и процессуальные. Материальные устанавливают права и обязанности, а процессуальные прописывают порядок их реализации и процессуальные особенности применения. Например, материальным является гражданское право, а процессуальным – гражданское процессуальное.

Помимо вышеназванных, право разделяют на частное и публичное.

Частное включает правила, охраняющие отношения с участием частных лиц.

Публичное затрагивает деятельность и действия органов власти и интересы общества в целом.

Что такое система права и какие элементы она включает

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Системность – ключевой признак права.

Она означает, что правовые нормы (это как?) объединяются в комплексные образования и при регулировании общественных отношений тесно взаимодействуют друг с другом.

Благодаря системности хаос сменяется порядком, а произвол отдельных лиц – гарантиями и защитой.

Читайте также:
Законодательство РФ об иностранных инвестициях

В этой статье вы ближе познакомитесь с системой права: узнаете, что это такое, из каких элементов состоит, и чем отличается от смежных понятий юриспруденции.

Система права — это.

Право можно сравнить со зданием. Последнее состоит из фундамента, стен, перекрытий и перегородок, дверей и окон. Однако здание – это не просто сумма архитектурно-конструктивных элементов. Если они неправильно расположены и установлены, дом рухнет.

Аналогичные явления наблюдаются и в правовой действительности.

Система права – это объективно сложившаяся организация структурных элементов, которая отражает отношения в обществе. Простыми словами – внутреннее построение.

Систему права часто путают со смежными терминами:

  1. системой законодательства;
  2. правовой системой.

Первая представляет собой массив официальных правовых актов, которые действуют в стране. Включает законы, акты Президента, Правительства, министерств и ведомств, органов местного самоуправления (это что такое?).

Система законодательства – это внешнее выражение воли правотворческих органов. Формируется с целью повышения эффективности правового регулирования. Может как отставать от потребностей общества, так и опережать время.

Массив законодательства необязательно совпадает по содержанию с системой права. Последняя включает только «живые» нормы, которые реально применяются на практике.

А в законодательстве встречаются и декларативные положения, существующие только на бумаге. В то же время, элементы системы права находятся не только в законах и подзаконных актах, но и других источниках: прецедентах, обычаях, доктрине (это как?).

Правовая система – это более широкий термин. Он появился в юридической науке в 80-х годах XX века. Означает обусловленную национально-историческим развитием совокупность правовых феноменов, существующих в конкретном государстве.

В неё входят не только система права, но и законодательство, правосознание, правоприменительная практика, государственные органы.

Структурные элементы системы права

Понятие включает три основных типа элементов: отрасли, институты и нормы.

Критериями (что это?) для разграничения выступают метод и предмет правового регулирования.

Отрасли

Отрасль – это самый крупный элемент. Представляет собой комплекс норм, которые регулируют группу общественных отношений одного рода.

В системе российского права учёные-правоведы выделяют следующие отрасли:

  1. конституционное право – регулирует основы строя в государстве (организацию власти, территориальное устройство, политический режим) и правовой статус человека;
  2. гражданское – регулирует отношения частного характера (собственность, наследование, сделки);
  3. административное право – регламентирует связи публичного характера с участием властных структур (государственное управление, административные процедуры);
  4. уголовное – устанавливает ответственность за совершение преступлений (это как?) и правила назначения наказаний;
  5. семейное право – регулирует отношения внутри семьи, которые поддаются внешнему контролю (заключение и расторжение брака, воспитание детей, распоряжение совместно нажитым имуществом);
  6. трудовое – определяет отношения между нанимателями и работниками, устанавливает гарантии охраны труда (это как?).

В зависимости от предмета регулирования отрасли делят на материальные и процессуальные.

Первые непосредственно воздействуют на отношения. Все перечисленные выше отрасли – материальные.

Процессуальные закрепляют порядок реализации прав и обязанностей. То есть, как бы «обслуживают» материальные нормы.

К процессуальным отраслям относятся уголовный, гражданский, арбитражный процесс и другие.

Институты

Институтом называют комплекс норм, которые регулируют видовую группу общественных отношений. Он может включать положения из одной или разных отраслей.

Некоторые институты со временем «вырастают» в подотрасли. Последние представляют собой правовые образования, которые охватывают один крупный участок отношений внутри отрасли.

Для более ясного понимания разницы в элементах ознакомьтесь с нижней таблицей.

Отрасль Какие подотрасли включает Какие институты включает
Система конституционного права Избирательное, парламентское, гуманитарное. Конституционный статус РФ, выборы, президентство, российское гражданство.
Система гражданского права Вещное, обязательственное, наследственное, авторское, патентное, корпоративное, торговое (коммерческое), предпринимательское, жилищное. Договор купли-продажи, договор подряда, дарение, завещание, юрлица.
Система административного права Управленческое, административное процессуальное (деликтное), полицейское. Исполнительная власть, местное самоуправление, госслужба, административная ответственность (это что?).
Система уголовного права Экономическое уголовное, военно-уголовное, уголовно-исполнительное, международное уголовное. Преступление, наказание, соучастие, необходимая оборона, организованная преступность.
Система трудового права Право социального обеспечения. Трудовой договор, дисциплинарная ответственность.

Пример смежного института из юриспруденции (это что?) – собственность. Он включает нормы гражданского, административного, уголовного, трудового и других отраслей.

Нормы

Нормы – это аналог кирпичей (железобетонных плит, деревянных балок) здания. Из них формируются остальные элементы.

Читайте также:
Условный факт: что это такое, описание и особенности

Нормы фиксируют должные правила поведения в социуме. Формируются в виде дозволений, обязываний и запретов.

Виды систем права

Исторически первым критерием классификации выступал характер отношений.

  1. Система, в которой преобладали интересы государства и общества, а также использовался императивный (основанный на обязываниях и запретах) метод регулирования, называлась публичной.
  2. Частное право регламентировало связи в тех сферах, где участники пребывали примерно в равном правовом положении. В нём использовался диспозитивный метод (основанный на дозволениях).

Сейчас к публичному праву относят, в частности, следующие отрасли:

  1. конституционное;
  2. административное;
  3. уголовное;
  4. финансовое.

Частными отраслями традиционно считаются гражданское, семейное, трудовое, банковское. В их границах участники обладают большей свободой и могут сами участвовать в регулировании отношений.

Например, определять цену товара в гражданско-правовом договоре, расторгать сделки, доверять ведение дел другим лицам, передавать имущество.

Заключение

Таким образом, система права – это логическое построение его элементов. В формировании такого явления участвуют все члены социума, а не только правотворческие органы. Внешне система воплощается в действующем законодательстве, но необязательно совпадает с ним.

Чем больше усложняются общественные отношения, тем шире становятся отрасли и институты, а правовые нормы сильнее нуждаются в систематизации.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Чем умнее становится человек, тем сложнее он придумывает систему, которая регулирует общественные отношения.

Давайте посмотрим на обезьян, они прыгают по веткам, едят бананы, спариваются, никаких систем, которые чего-то там регулируют, у них нет, у кого зубы крупнее, тот и вожак, у нас же, как только появляется какой-нибудь хитрый болт, так государство на него пытается сразу накинуть не менее хитрую гайку и очередное общественное отношение превращается в правоотношение.

Понятие и структурные элементы системы права

Понятие системы права

Система права – это совокупность взаимосвязанных юридических норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений.

Система права – его определенная внутренняя структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Выступает лишь одним из слагаемых правовой системы.

Характерные черты системы права:
    • единство и различие, взаимодействие юридических норм;
    • способность к делению (систематизации);
    • объективность;
    • материальная обусловленность.

Единство юридических норм , образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.

В то же время нормы права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам регулирования, санкциям и т.д. Поэтому они подразделяются на отдельные части – отрасли, институты. В основе такого обособления лежат указанные выше особенности, и прежде всего разнообразие, специфика самих общественных отношений.

Однако объективная природа системы права не означает, что законодатель не может на нее повлиять. Он может вносить в систему права известные коррективы, изменения (например, выделить, осознав потребность в этом, ту или иную отрасль права или, напротив, объединить их, установить тот или иной институт, принять те или иные нормы, акты и т.д.), но в принципе система права от него не зависит, нельзя ее заново создать, отменить, “перестроить”.

Обособить можно только то, что объективно обособляется. Иными словами, государство, власть могут в известных пределах влиять на сложившуюся систему права, способствовать ее совершенствованию, развитию, но не более того. Они не могут по своему “хотению” учредить, ввести декретом нужную, желаемую систему права.

Объективность – важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, т.е. зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Великобритании право не систематизировано).

Читайте также:
Ревизия кассы: что это такое, описание и особенности

Систематизация – это всего лишь сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Структурные элементы системы права

К структурным элементам системы права относятся:

    • норма права (материальная или процессуальная);
    • подинститут права;
    • институт права;
    • подотрасль права;
    • отрасль права.

Правовая норма – первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.

Институт права – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма – “исходный” элемент, “живая” клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность (С.С. Алексеев).

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт – составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов. Примеры правовых институтов: в уголовном праве – институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве – институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве – институт гражданства; в административном – институт должностного лица; в семейном праве – институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом – как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Объективная необходимость (качественная однородность той или иной сферы общественных отношений) предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь осознает и оформляет (протоколирует) эту потребность.

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени:

    1. структура отдельного нормативного предписания;
    2. структура правового института;
    3. структура правовой отрасли;
    4. структура права в целом.
Материальное и процессуальное право

В правовой науке все юридические нормы подразделяются на

    • материальные – регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д.;
    • процессуальные – определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.

Система права

Система права – это внутреннее строение структурных элементов права. [1]

Содержание

Система права

Включает в себя три основных компонента: нормы права, институты права, отрасли права. Могут быть также выделены субинституты и подотрасли.

Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль — род общественных отношений.

Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия — предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.

Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.

Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

Предметом правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.

Читайте также:
Сворный пункт: что это такое, описание и особенности

Метод правового регулирования — это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.

Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами: а) порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений; б) средствами их обеспечения (санкциями); в) степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов. В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, — гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.

Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.

Среди отраслей права выделяют и комплексные отрасли, которые для регулирования общественных отношений используют комбинирование различных методов и имеют сложный, многоаспектный предмет регулирования. Например, к комплексным отраслям относят в настоящее время аграрное право. В его предмет включаются земельные, имущественные, трудовые, а также организационно-управленческие отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности. А поскольку предмет включает разнородные общественные отношения, то в этой отрасли применяется как императивный, так и диспозитивный методы, а также дополнительный метод — координации в организационно-управленческих отношениях.

Классификации системы права

Отрасли материального и процессуального права

В системе права выделяют также отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения. Большинство отраслей относится к категории материального права (уголовное, государственное, предпринимательское, семейное и др.). Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. В настоящее время выделяют уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право, арбитражный процесс. Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению — нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.

Частное и публичное право

Система права включает в себя отрасли публичного и частного права. Со времени действия римского права было принято относить к отраслям публичного права те из них, где присутствуют интересы государства, а к частному — отрасли, где господствуют интересы частных лиц, граждан, отдельной личности, объединений людей. К отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное и др., а к частному праву — гражданское, семейное, торговое, трудовое. Частное право призвано обслуживать потребности людей, вытекающие из имущественных и личных не имущественных отношений.

Внутригосударственное право и международное право

Наконец, выделяют внутригосударственное (или национальное) право и международное право.

К национальному праву принято относить совокупный массив отраслей, регулирующие отношения внутри данного государства и отличаются своеобразием национальных, исторических, культурных особенностей конкретного народа. Международное же право концентрирует совокупный опыт человеческой цивилизации и является результатом согласования воли субъектов международного общения главным образом — государств. В Конституции РФ провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что международное право служит ориентиром внутригосударственного законодательства и правоприменительной практики. Кроме того, нормы международного права непосредственно применяются во внутригосударственных отношениях.

Конституция РФ устанавливает также приоритет норм международного права перед внутригосударственным правом: если нормы российского законодательства противоречат установлениям международно-правового характера, то должны применяться нормы международного права. Однако конституция любого государства имеет приоритет перед нормами международного права.

Правовая система законодательства: понятие, функции, структура и описание

Много лет человечество задумывалось над проблемой собственного саморегулирования. Разумное существо всегда старается найти свое место среди себе подобных индивидов. Однако организация людей во все времена являлась сложной задачей, так как не существовало универсального метода регулирования отношений внутри этой сложной системы. Постепенно способы находили, однако все они не приносили должного эффекта. Первым из них стало насилие. Но его роль была очень переоценена, так как люди объединялись лишь под силой страха. При первой возможности и падении власти лидера любая социальная система, построенная на насилии и страхе, давала сбой. На смену насильственному методу пришла религия. Теологические концепции и верования много столетий были главным регулятором. Однако, невзирая на авторитет церкви, религию постепенно вытеснял истинный метод влияния на человеческие взаимоотношения, который развивался на протяжении всей человеческой истории.

Читайте также:
Циркулярная нота: что это такое, описание и особенности

Название этого способа – право. Его развитие на сегодняшний день действительно удивляет многих ученых. Ведь право является не только регулятором, но и наукой. Если говорить об этой категории как об объекте, то следует отметить, что он является структурированным. В его системе содержится масса специфических элементов и дополнительных систем, потому что право, регулирует практически все человеческие отношения на всех абсолютно уровнях. Достаточно интересной структурой является система законодательства. В Российской Федерации эта совокупность различных норм и институтов наделена характерными особенностями, которые невозможно увидеть в других странах. Поэтому в статье мы попытаемся разобраться, что такое система законодательства и какие функции на неё возложены.

Система права

Следует отметить тот факт, что система законодательства и система права – это связанные между собой элементы. Поэтому их просто необходимо рассматривать в совокупности, дабы детальнее разобраться в особенностях каждой. Во-первых, обе категории являются частью правовой системы, которая является структурированной в любом государстве. Во-вторых, система законодательства Российской Федерации, по сути, является формализованным выражением системы права. Таким образом, возникает логический вопрос, что собой представляет первая категория? Если брать во внимание наиболее «классическое» понимание, то данная категория представляет собой внутреннее построение важных элементов права и их взаимосвязь. Следует отметить, что система права в большей части построена по принципу иерархичности и взаимосвязи всех элементов друг с другом.

Структурные элементы системы права

Многие люди при первом упоминании термина «система права» очень сильно теряются. Однако эта категория состоит из элементов, которые знакомы практически всем. Структурными частями являются следующие:

  • Отрасль права – это совокупность норм, которые регулируют отношения в определенной сфере человеческой жизни. На сегодняшний момент в Российской Федерации существуют такие отрасли, как гражданская, уголовная, земельная, административная, уголовно-процессуальная и т. д. Отрасли, как правило, объединяют в своей структуре регулирующие нормы, по родовому объекту их регулирования.
  • Институтом права можно назвать совокупность норм по какому-либо отдельному вопросу регулирования. Например, существует институт президентства в конституционном праве, ответственности – в уголовном и т. п. То есть регулируются однородные отношения, объединенные каким-то общим объектом.
  • Нормой права называется наиболее «маленький», незначительный элемент системы права. В нем выражаются конкретные правила, которые потом объединяются в более широкие структуры.

Соотношение элементов системы права

Следует отметить, что существуют моменты, когда границы, например, между институтом и отраслью существенно размываются. К примеру, очень часто отдельный институт включает в свою структуру столько правовых норм, что его можно выделить в целую подотрасль или же отдельную отрасль права. Примером тому является подотрасль обязательственных правоотношений в гражданской отрасли. Но подобные глобальные вопросы соотношения возникают очень редко, так как в большей части случаев дополнение и расширение институтов в отдельной отрасли занимает длительный промежуток времени.

Как система права соотносится с системой законодательства?

Теперь попытаемся понять, как система права и система законодательства соотносятся между собой. Ответ кроется в самой сути законодательства. Если задуматься, что эта категория собой представляет, то в голову сразу приходят мысли о многих нормативных актах. В данном случае нормативные акты включают в себя нормы права, институты и отрасли. Именно благодаря этим нормативным документам право практически реализует свои отношения. Но в этом случае возникает вопрос: “Какое понятие шире – система права или законодательства?” В целом ответ на него очевиден.

Система законодательства существенно уже системы права, потому что нормативные акты, как правило, выдаются в пределах той или иной отрасли. То есть может быть сразу несколько актов, в которые включены нормы, например, гражданской отрасли. Помимо этого, система законодательства также включает в себя международные нормативные акты, которые также включают в себя нормы отдельных отраслей. Таким образом, правовая система, законодательство – это две взаимосвязанные категории, которые просто невозможно рассматривать в отдельности друг от друга.

Читайте также:
Сохраняются ли пособия на ребенка при переезде?

Понятие системы законодательства

Учитывая все выше описанные особенности представленной юридической категории, можно сделать вывод, что система законодательства РФ – это совокупность всех без исключения нормативных актов, в которых проявляется структурный характер и внутреннее содержание характеристик права. Иными словами, мы говорим о форме проявления юридических отраслей, институтов и отдельных норм. Данная форма, как правило, имеет вид официальных документов: законов, указов, инструкций и т. п. При этом важную роль играет трактовка законодательства, как отдельной категории. Ведь именно благодаря ей системы законодательства Российской Федерации являются самостоятельной проблематикой для изучения.

Что такое законодательство?

Существует узкая и широкая трактовка законодательства, как отдельной категории. В первом случае под законодательством понимается лишь совокупность всех наиболее «авторитетных» нормативных актов, а именно законов. При узкой трактовке учитываются все без исключения НПА вне зависимости от своей юридической силы и места в системе. В данном случае наглядно видно, что система действующего законодательства в корне отличается от законодательства, как отдельного понятия. Потому что система подразумевает взаимосвязь и подчиненность её внутренних элементов.

Структура законодательства

Система российского законодательства, как уже указывалось ранее, является иерархией с четкой структурой. Однако структура этой категории имеет большое количество интерпретаций. Иными словами, существует несколько видов совокупности нормативных актов государства. Данные разновидности появляются вследствие упорядочивания разных критериев иерархии, в которой находятся между собой нормативные акты. То есть структура четко показывает, как различные НПА соотносятся между собой.

Виды законодательных структур

На сегодняшний день можно выделить несколько основных видов структур законодательства, а именно:

  • Горизонтальное строение системы законодательства является продуктом регулирования отдельных правовых отраслей. Эта структура является совокупностью нормативных актов, которые объединены одним объектом регулирования. Например, можно выделить совокупности НПА, из которых состоит система налогового законодательства, уголовного, гражданского и т. п. Подобное можно увидеть практически в любой отрасли. В данном случае все акты не подчиняются друг другу на принципах юридической иерархии.
  • Вертикальная структура является более приемлемой и понятной. Она подразумевает собой построение всех официальных документов по их юридической силе. То есть нормы всех без исключения НПА взаимосвязаны между собой и находятся в состоянии жесткой иерархии. Как правило, во главе законодательной базы находится Конституция – основной закон. На базе его принципов издаются остальные документы, а именно: законы и подзаконные акты. Помимо того, как и в случае горизонтального строения, все НПА регулируют отношения в определенной области человеческой жизнедеятельности. Таким образом, разные элементы системы права находят свое применение в НПА, которые при этом наделены разной юридической силой.

Помимо представленных видов законодательных структур, существуют также примеры иного построения и взаимосвязи НПА. Их выделяют в зависимости от территориального устройства каждого конкретно взятого государства.

Система законодательства разных государств

Учитывая совершенно разнообразные принципы территориального построения, которые применяются в разных странах, можно выделить системы законодательства на основе действия этих факторов. Например, существует законодательство федерации, республики и автономии. Что касается первой категории, то эта система также подразделяется на общефедеральное и законодательство субъектов федерации. Это значит, что на общенациональном уровне государственные органы власти издают НПА, которые регулируют те или иные отношения на всей без исключения территории. При этом субъекты федерации наделены правом издавать свои нормативные документы, которые также регулируют определенные вопросы, связанные с регулированием общественных отношений. Однако официальные нормативные акты субъектов территориального устройства не должны конкурировать с общенациональными. Подобный вид структуры законодательства можно наглядно увидеть в Российской Федерации.

Законодательство республики и автономии

Законодательство, а точнее, его система в республике, представляет собой единую совокупность нормативных актов. Иными словами, мы говорим исключительно о наличии только общенационального уровня издания нормативных актов. Существует единый орган, который уполномочен выдавать НПА. Однако этот принцип нарушается, если в составе республики есть автономия. Такие территориальные единицы, как правило, наделены возможностью выдавать нормативные акты, для регулирования своего внутреннего процесса жизнедеятельности. Однако во всех остальных случаях основным координатором является линия республиканских законодательных актов.

Читайте также:
Жена делит квартиру, приобретенную моим отцом

Суть комплексного законодательства

Во многих государствах существует так называемое комплексное законодательство. Его суть очень часто непонятна даже в ученой среде. Поэтому люди задаются вопросом, что такое система законодательства комплексного характера. Как правило, суть данной категории состоит в том, что ею регулируются наиболее специфические вопросы и общественные отношения. К подобным можно отнести отношения в сфере правового положения молодежи, женщин, этнических групп, транспортное, медицинское законодательство и т. п. Иными словами, регулируются вопросы, которые не входят в пределы объекта. Какой-либо юридической отрасли.

Заключение

Итак, в данной статье автор рассмотрел такое понятие, как система законодательства. Понятие и структура этой категории были также представлены. Следует отметить, что теоретические наработки в данной сфере все еще проводятся учеными. Они просто необходимо, ведь от качества системы нормативных актов будет зависеть уровень реализации права целиком.

Конституция – основа правовой системы России

О Конституции Российской Федерации

Конституция является основой всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов.

Слово «конституция» происходит от латинского слова «constitution», что означает установление, устройство. Конституция – это самый главный политический и правовой документ государства. Она закрепляет политическую форму существования российского общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы каждого гражданина.

Конституция – это не только правовой акт, обладающий наивысшей юридической силой, в Преамбуле и статьях Конституции РФ содержатся нравственные ориентиры развития нашего общества и государства. Мы должны помнить, что Конституция – это документ прямого действия, в том числе и в вопросах защиты прав граждан, это документ, обладающий такой силой, которой должно подчиняться все законодательство нашей страны.

Сегодняшняя Конституция – прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ. Конституция для гражданина любой страны – Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов – норма цивилизованной жизни, основа для повышения качества жизни.

История Конституции РФ

История Конституции России – это череда постоянных изменений, которые и привели к созданию современного варианта действующей конституции. Годы принятия Конституций отображают определенные этапы в развитии страны и исторические процессы.

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года. Она состояла из 6 разделов: «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», «Общие положения Конституции РСФСР», «Конструкция советской власти», «Активное и пассивное избирательное право», «Бюджетное право», «О гербе и флаге РСФСР».

После объединения республик в единое государство в январе 1924 года Вторым съездом Советов была принята Конституция СССР, которая состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

Следующее принятие Конституции СССР было в 1936 году. Согласно этому документу всем гражданам предоставлялось равное всеобщее, избирательное право, право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, свобода совести, слова, печати, собраний и митингов. Провозглашались неприкосновенность личности, тайна переписки.

На смену Конституции 1936 года 7 октября 1977 года пришла новая Конституция, официально закрепившая однопартийную политическую систему и действовавшая до распада Советского Союза.

Исходным событием для принятия новой Конституции стало создание Первым Съездом народных депутатов РСФСР в 1990 году Конституционной комиссии, председателем которой был Борис Николаевич Ельцин, а ответственным секретарем – Олег Германович Румянцев. Эта комиссия разработала несколько вариантов проекта российской конституции, которые сыграли важную роль и при разработке окончательного варианта. В частности, именно вариант Конституционной комиссии лег в основу главы о правах и свободах человека и гражданина. Вместе с тем процесс разработки и принятия Конституции Российской Федерации затянулся на три года. В течение этих лет страна продолжала жить по старой Конституции РСФСР. Однако ее статьи расходились с проводимыми преобразованиями. С целью устранения несоответствий в нее вносились изменения и дополнения, которые в конечном итоге влияли на ее содержание. Зачастую одна статья начинала противоречить другой. В период с ноября 1991 года по декабрь 1992 года в Конституцию было внесено более 400 поправок.

Читайте также:
Торговая надбавка: что это такое, описание и особенности

В 1992 году появились два проекта, один из которых был разработан Сергеем Михайловичем Шахраем, а другой – А. А. Собчаком и С. С. Алексеевым, а в 1993 году – общий проект Шахрая-Собчака-Алексеева.

15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ.

Голосование состоялось 12 декабря 1993 года. За принятие конституции проголосовало большинство – 58,43 %. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» – 25 декабря 1993 года.

День 12 декабря объявлен государственным праздником, но выходным днём этот день в России не является. 12 декабря – памятная дата России.

Конституция РФ является основным законом государства и закрепляет юридические, политические и идеологические характеристики страны. Президент РФ принимает присягу на экземпляре Конституции РФ.

Конституционное право должно соблюдаться на всей территории Российской Федерации. Нарушение конституционного права влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством РФ.

Структура Конституции РФ

Под структурой Конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

Структура Конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.

По своей структуре действующая Конституция состоит из преамбулы и двух разделов.

В Преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России.

Положения Преамбулы носят торжественно-декларативный характер. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании положения Преамбулы не представляют собой конституционных норм и принципов), Преамбула имеет важное юридическое значение. Положения Преамбулы служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федерального устройства. Преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции, а также при необходимости изменить или дополнить Конституцию, т.е. внести в нее поправки, при реализации конституционных споров и др.

Первый раздел содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:

Основы конституционного строя;

Права и свободы человека и гражданина;

Президент Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации;

Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Во втором разделе Конституции РФ закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Подробную информацию Вы можете узнать по телефону 24-57-03, доб. 134 (отдел гуманитарных наук)

Если Вас интересует другая информация по данной теме, задайте свой вопрос по Виртуальной справке

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: