Скупочные предприятия: что это такое, описание и особенности

Как написать характеристику предприятия

Характеристика предприятия — это описание с указанием регистрационных данных, анализом структуры и деятельности компании. Характеристику составляют после производственной практики или в рамках практической части дипломной работы. В статье рассказываем, как написать характеристику предприятия.

Зачем нужна характеристика предприятия

Характеристика предприятия составляется студентом после прохождения производственной или преддипломной практики. Она входит в обязательный пакет документов, сопровождающих отчет о прохождении практики вместе с дневником практики и характеристикой студента.

Характеристика предприятия позволяет получить общее представление об организации, оценку текущего положения дел, анализ перспектив и рекомендации по улучшению показателей.

Она составляется на основе официальных данных о работе предприятия. Эта информация находится на сайте и у руководства организации, необходимые цифры берутся из отчетов, устава, приказов и т.д.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Виды характеристики предприятия

В зависимости от того, какому аспекту уделяется большее внимание, выделяются следующие виды характеристики предприятия:

  • организационно-экономическая;
  • технико-экономическая;
  • экономическая;
  • краткая финансовая;
  • краткая экономическая.

Структура характеристики

Характеристика предприятия строится по установленному плану: от общих данных к конкретным показателям.

Общее описание предприятия

Здесь указывается общая информация о названии, виде организации, дате его основания. Также упоминается организационно-правовая форма предприятия, его цели, права, учредители, уставной капитал, внешняя и внутренняя структура. Описываются филиалы (если есть), дочерние предприятия.

Если в компании не говорят, какой у них уставной капитал, то это можно узнать онлайн на сайте налоговой (Скачать)

Специфика деятельности предприятия

В этом пункте анализируются товары или услуги, которые производит или оказывает предприятие. Обосновывается выбор направления деятельности и ассортимента.

Список товаров или услуг и прайс компании можно вынести в приложение (Скачать)

Стратегия развития

Описывается стратегическая программа развития организации в современных условиях. При этом обязательно анализируется конкурентоспособность, рекламные кампании, насколько компания приспособлена к изменениям на рынке, маркетинговые исследования.

Информация в разделе подтверждается актуальными данными не старше 5 лет (Скачать)

Фаза жизненного цикла

На момент исследования предприятия студентом оно находится в определенной фазе экономического развития. Стадии жизненного цикла предприятия: зарождение, рост, зрелость и упадок.

Скорее всего, сами сотрудники не знают, в какой фазе находится их компания. Придется анализировать самостоятельно (Скачать)

Показатели, определяющие стадию жизненного цикла: финансовая политика, маркетинг, кадровая политика, функциональные приоритеты, используемые стандарты и методы контроля.

Организационная структура

Исследуется эффективность управления предприятием, его структурными подразделениями и связь между ними. Описывается соотношение числа работников всех категорий: управляющих, специалистов, служащих и т.д. Анализируется рациональность выбранного подхода и предлагаются пути совершенствования организационной структуры.

Если в компании используется управленческое ПО, опишите принципы его работы и его роль в оптимизации управленческих процессов (Скачать)

Анализ эффективности

Последний раздел характеристики предприятия фактически подводит итог изучения его деятельности. В этом пункте говорится об эффективности предприятия на рынке, его конкурентоспособности, перспективах развития. Также предлагаются способы изменений в работе и управлении, если это необходимо.

Сами руководители бизнеса не всегда в состоянии оценить эффективность своей компании. Еще реже они нанимают сторонних бизнес-консультантов и аудиторов, поэтому не ждите тут помощи, анализируйте сами (Скачать)

Рекомендации по составлению характеристики

Совет 1. Изучите общедоступную информацию о компании

Сюда входят: устав, годовые отчеты, приказы и иные официальные документы. Как правило, подобная информация носит открытый характер и размещается на сайте организации. Если текущая документация недоступна из-за коммерческой или иной тайны, можете обратиться к данным последних пяти лет. Данные старше 5 лет считаются неактуальными из-за изменения ситуации на рынке.

Совет 2. Сделайте план характеристики заранее

Составляйте план характеристики до того, как закончите проходить производственную практику (если она у вас есть). Возможно, вам потребуется уточнить некоторые детали у руководства или сотрудников, и это проще сделать без дополнительных поездок в организацию.

Совет 3. Изучите работу других организаций такого же масштаба и профиля

В сравнении можно будет корректно оценить конкурентоспособность и рентабельность организации, а также порекомендовать пути улучшения работы.

Примеры характеристик предприятия

Выводы

Характеристика предприятия — это описание и анализ его деятельности по итогам производственной практики или преддипломного исследования организации.

Характеристика включает общие сведения о предприятии, специфику деятельности, стратегию развития, фазу жизненного цикла и организационную структуру. По итогам полученной информации проводится анализ деятельности предприятия и рекомендуются дальнейшие пути развития.

I. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации “О защите прав потребителей” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766), Положением о пробах и клеймении изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1152 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2284), с учетом Указа Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 г. N 1108 “О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 6, ст. 587), Постановлений Правительства Российской Федерации от 4 января 1992 г. N 10 “О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории Российской Федерации и усилении государственного контроля за их производством и потреблением” (Собрание Постановлений Правительства Российской Федерации, 1992, N 6, ст. 29), от 30 июня 1994 г. N 756 “Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 11, ст. 1291) и регулируют отношения, возникающие на территории Российской Федерации между скупочными предприятиями, осуществляющими скупку драгоценных металлов, драгоценных камней в изделиях и ломе (в дальнейшем – ценности), и гражданами, сдающими или имеющими намерение сдать ценности (в дальнейшем – сдатчики).

Читайте также:
Финансовые вложения: что это такое, описание и особенности

2. Скупочные предприятия создаются в соответствии с Законом РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности” в любой организационно – правовой форме независимо о форм собственности.

Не имеют права заниматься скупкой у населения ценностей физические лица, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица.

Скупочные предприятия обязаны иметь лицензию, выдаваемую Комитетом Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням (Роскомдрагмет) и должны быть зарегистрированы в соответствующей государственной территориальной инспекции пробирного надзора Российской Федерации.

3. Скупочные предприятия располагаются в специально оборудованных помещениях, обеспечивающих надежную сохранность указанных ценностей, а также необходимые условия для обслуживания сдатчиков.

4. Для проведения операций по приему и опробованию ценностей скупочные предприятия должны быть обеспечены:

весами соответствующей грузоподъемности и точности для взвешивания ценностей, оборудованием и инструментами;

реактивами для определения пробы драгоценных металлов в изделиях и ломе.

Скупочные предприятия должны иметь квалифицированных товароведов по драгоценным металлам и драгоценным камням.

5. В скупочных предприятиях на доступном месте должны быть вывешены данные Правила и информация о действующих скупочных ценах на ценности, об установленных в Российской Федерации пробах на изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, извлечения из нормативных документов о порядке их клеймения, лицензия на право скупки у сдатчиков ценностей, наименования и адреса контролирующих органов и другая необходимая информация.

6. Скупочные предприятия передают скупленные у сдатчиков ценности Комитету Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням в порядке и на условиях, предусмотренных в лицензии, выданной Роскомдрагметом в соответствии с действующим законодательством.

7. Расчеты скупочного предприятия с Роскомдрагметом за поставленные (проданные) ценности, проверка их качества и правильность оценки производятся в соответствии с инструкцией о порядке учета, хранения, оформления операций по скупке, оценке и отправке скупленных у населения драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе, утвержденной Роскомдрагметом.

II. Порядок скупки ценностей у населения

8. Скупочные предприятия скупают у населения ценности в виде ювелирных, бытовых и иных непромышленных изделий и лома, не запрещенных законодательством для продажи населению, независимо от наличия на них оттисков именников изготовителей изделий и оттисков государственных пробирных клейм.

Изделия принимаются в очищенном от жира, грязи виде.

Предметы антиквариата, исторические и художественные ценности принимаются скупочными предприятиями с соблюдением требований Указа Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 г. N 1108 “О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей” и при наличии соответствующей лицензии.

9. Скупочные предприятия обязаны обеспечить учет, хранение и оформление операций по скупке, оценке и отправке ценностей в соответствии с инструкцией, утвержденной Роскомдрагметом.

10. Скупочным предприятиям запрещается скупать:

алмазное сырье и полуфабрикаты, технические алмазы;

золото, платину, палладий и серебро в самородках, шлихе, слитках, пластинах, проволоке;

полуфабрикаты ювелирного и зубопротезного производства;

предметы производственно – технического назначения из золота, платины, палладия и серебра (контакты, лабораторная посуда и другие);

драгоценные камни (алмазы, рубины, сапфиры, изумруды, александриты, а также природный жемчуг) в необработанном виде;

ордена и медали, содержащие драгоценные металлы, если иное не предусмотрено законодательством;

предметы, изъятые из гражданского оборота или на продажу которых установлен особый порядок (холодное, огнестрельное оружие в оправе и другие).

Скупочным предприятиям запрещается скупать ценности у детей и подростков, не достигших восемнадцатилетнего возраста, а также ценности у предприятий, организаций и учреждений.

11. Все операции, связанные со скупкой ценностей, должны производиться в присутствии сдатчика ценностей (определение пробы, взвешивание, удаление штифтов).

Взвешивание ценностей производится с точностью:

изделий из золота, платины – до 0,01 грамма;

изделий из серебра – до 0,1 грамма;

изделий из драгоценных камней без оправы – до 0,01 карата.

Масса драгоценных камней, которые при скупке не могут быть выкреплены из изделия или которые нецелесообразно выкреплять из изделия, определяется по каратомеру с точностью до 0,1 карата.

Сдатчику ценностей должна быть предоставлена возможность убедиться в правильности определения массы сдаваемых им драгоценных металлов и драгоценных камней.

Работник скупочного предприятия, осуществляющий прием ценностей, несет ответственность за правильность их оценки в соответствии с действующим законодательством.

Читайте также:
Страховой брокер: что это такое, описание и особенности

12. При сдаче ценностей скупочному предприятию сдатчик предъявляет паспорт или документ, его заменяющий.

13. Скупочные предприятия производят расчеты со сдатчиками, а также расчеты с Роскомдрагметом за сданные ценности по ценам на драгоценные металлы и драгоценные камни, определяемым в установленном порядке и действующим на момент приема их у населения.

На принимаемые ценности при согласии сдатчика с их оценкой работник скупочного предприятия, осуществляющий прием ценностей (далее – скупщик), должен выдать сдатчику ценностей квитанцию в двух экземплярах, подписанную скупщиком и сдатчиком, для предъявления кассиру. Кассир выдает сдатчику ценностей причитающуюся сумму вместе с одним экземпляром квитанции со штампом “оплачено”.

14. В квитанции на скупленные ценности указываются:

наименование изделия, частей изделия, их количество, описание оттисков именника и пробирного клейма, а при их отсутствии – отличительные признаки изделия, в дореволюционных изделиях – именник мастера;

в импортных изделиях – импортное клеймо;

наименование драгоценных металлов, проба, масса, покупная цена за грамм и стоимость (в цепях – длина в мм, в браслетах – количество звеньев (секторов));

наименование драгоценных камней по прейскуранту скупочных цен, количество, масса, покупная цена за карат, стоимость:

бриллианты крупные (от 1 карата и выше), средние (от 0,30 до 0,99 карата), изумруды, сапфиры, рубины – записывается каждый камень с указанием наименования каждого камня, группы, цвета, массы, покупной цены за карат и стоимости;

алмазы огранки “Роза”, бриллианты мелкие (до 0,29 карата) и бриллианты упрощенной огранки – записываются по наименованиям, по группе цвета и дефектности с указанием их количества, массы, покупной цены за карат и стоимости;

жемчуг природный или культивированный – записывается по описанию, предусмотренному прейскурантом скупочных цен, количеству жемчужин, массе, покупной цене и стоимости;

самоцветные граненые камни – записываются по наименованиям с указанием массы, покупной цены за грамм и стоимости;

камеи без оправы – записываются по наименованиям, сортам с указанием длины овала, количества и покупной цены за штуку; на камеи в оправе дополнительно указываются масса и цена за грамм драгоценного металла;

общая масса изделия, сумма, подлежащая выплате сдатчику ценностей.

15. В случае, когда возникает трудность в оценке драгоценных камней, по соглашению сторон допускается прием этих изделий для последующей отправки и оценки специальной экспертной комиссией Роскомдрагмета.

Экспертная комиссия производит оценку ценностей в срок, не превышающий 45 дней.

На принятые ценности для последующей их оценки комиссией в присутствии сдатчика составляется акт в двух экземплярах, где дается их подробное описание и предварительная оценка. Акт подписывается скупщиком, производящим оценку, и сдатчиком ценностей. Экземпляр акта должен быть выдан сдатчику ценностей.

Скупщик в присутствии сдатчика ценностей вкладывает ценности с экземпляром акта в пакет, заклеивает и пломбирует его. На пакете указывается номер акта, дата приема, вес пакета.

Отправка ценностей производится в соответствии с установленными требованиями.

По получении результатов оценки ценностей скупочные предприятия извещают о них сдатчика ценностей в течение трех дней.

Расходы, связанные с экспертной оценкой ценностей, возмещаются скупочным предприятием.

16. При установлении случаев скупки ценностей по завышенным ценам сумма переплаты взыскивается со скупочного предприятия, принявшего ценности.

17. Если сдатчик не согласен с оценкой экспертной комиссии, то скупочное предприятие возвращает ему принятые ценности, при этом сдатчик ценностей возвращает скупочному предприятию свой экземпляр акта.

18. При установлении случаев скупки ценностей с заниженной стоимостью разница доплачивается сдатчику ценностей скупочным предприятием, которое должно сообщить заказным письмом об этом сдатчику ценностей в трехдневный срок и произвести ему доплату в момент обращения сдатчика в скупочное предприятие.

19. За нарушение сроков возмещения сдатчику недоплаченных сумм скупочное предприятие обязано уплатить ему неустойку за каждый день просрочки в размере 3 процентов от суммы, подлежащей доплате.

20. Принятые ценности после их оплаты обратно сдатчику не возвращаются.

III. Контроль за соблюдением настоящих Правил

и ответственность скупочных предприятий

21. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют Комитет Российской Федерации по торговле через Государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и ее территориальные органы, Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням через Российскую государственную пробирную палату и ее территориальные государственные инспекции пробирного надзора, а также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции.

Контролирующие органы могут привлекать к проверкам соблюдения настоящих Правил специалистов, представителей общественных организаций, потребителей.

Скупочные предприятия должны оказывать содействие в проведении проверки и принимать меры к устранению недостатков и нарушений.

22. За нарушение настоящих Правил, хищение, недостачу или утрату ценностей виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: березовый брус купить по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Понятие и правила комиссионной торговли

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Понятие комиссионной торговли
  2. Нормативные акты
  3. Разновидности магазинов
  4. Правила комиссионной торговли
  5. Бухучет продажи товара
  6. Бухгалтерские проводки
  7. Особенности налогообложения
Читайте также:
Третейская запись: что это такое, описание и особенности

Комиссионная торговля представляет собой особую форму реализации товаров, которая предполагает особое документальное оформление и учет.

Вопрос: Как отразить в учете организации-комитента реализацию товара через комиссионера, участвующего в расчетах с покупателем, если по условиям договора комиссии комитент возмещает расходы комиссионера на хранение этого товара?
Фактическая себестоимость переданного на комиссию товара по данным бухгалтерского учета составляет 300 000 руб. и равна цене приобретения товара по данным налогового учета. Согласно договору цена реализации товара составляет 480 000 руб. (с учетом НДС 80 000 руб.). Комиссионное вознаграждение установлено в размере 48 000 руб. (в том числе НДС 8 000 руб.). Возмещаемые комитентом расходы комиссионера на хранение товара составили 12 000 руб. (в том числе НДС 2 000 руб.).
Отчет комиссионера принят комитентом в отчетном периоде, в котором реализован товар. Плата за товар получена комиссионером от покупателя и перечислена комитенту в следующем отчетном периоде, после чего комитент перечислил комиссионеру причитающиеся по договору комиссии суммы.
Организация-комитент применяет метод начисления в налоговом учете.
Посмотреть ответ

Понятие комиссионной торговли

Комиссионная торговля – это форма торговли, предполагающая продажу б/у изделий. Это может быть как одежда б/у, так и предметы старины. К услугам комиссионных точек прибегают коллекционеры, люди, желающие сделать покупку по максимально низкой стоимости. Как правило, собственник имущества б/у заключает договор с продавцом о продаже объекта. Продавец реализует товар и получает за это вознаграждение. Рассмотрим основные понятия:

  • Комитент – это собственник имущества, которое сдается в комиссионный магазин.
  • Комиссионер – это лицо, которое занимается продажей товара.
  • Покупатель – это человек, покупающий товар в комиссионных магазинах не с целью предпринимательской деятельности.

Вопрос: Нужно ли комитенту на УСН уплатить НДС, если комиссионер при реализации его товара выставил покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС?
Посмотреть ответ

Между этими лицами заключается договор, условия которого формируются в индивидуальном порядке. Рассмотрим наиболее распространенные условия:

  • Если товар удалось продать, деньги поступают комитенту на третий день.
  • Для получения средств нужно иметь при себе паспорт, квитанцию, выданную комиссионным магазином.
  • Если товар не удалось продать, он возвращается комитенту. Последний должен компенсировать затраты продавца на хранение. Они не могут превышать 3% от стоимости продукции.

Если комитент не явился за деньгами, полученные средства перечисляются в местный бюджет.

Вопрос: Признается ли розничной торговлей реализация комиссионерами и агентами карт экспресс-оплаты услуг (связи, IP-телефонии, сети Интернет и т.п.) и sim-карт для мобильных телефонов?
Посмотреть ответ

Нормативные акты

В пункте 1 статьи 990 ГК РФ указывается понятие комиссионной торговли. Это осуществление продажи от имени комитента комиссионером при наличии соответствующего поручения. Согласно пункту 1 статьи 990 ГК РФ обязательства перед покупателем несет именно комиссионер. Поступившие вещи, согласно пункту 1 статьи 996 ГК, РФ до момента продажи остаются собственностью комитента.

Продавец, согласно статье 999 ГК РФ, после продажи направляет бывшему собственнику отчет, а также передает ему средства по ранее оформленному договору. У комитента также есть некоторые обязательства. Он должен на основании пункта 1 статьи 991 ГК РФ уплатить продавцу вознаграждение, сумма которого должна соответствовать условиям соглашения. В статье 1001 ГК РФ указано, что продавец может потребовать возмещения своих расходов, возникших в ходе реализации продукции.

Разновидности магазинов

Комиссионные точки классифицируются в зависимости от специфики своей деятельности:

  • Реализация имущества б/у (к примеру, секонд-хенды).
  • Реализация новых товаров с уценкой.
  • Смешанная продажа (конфискат, производственные остатки, новые вещи с уценкой).

Комиссионные точки подразделяются на виды в зависимости от того, какой именно товар они реализуют. Магазины могут торговать мебелью, одеждой, ТС, антиквариатом, оружием. Подразделяются они на виды в зависимости от типа расчетов:

  • Наличный расчет.
  • Безнал.
  • Наличие рассрочек.

Самая распространенная форма комиссионных магазинов – секонд-хенды. Также часто реализуются машины, бывшие в употреблении.

Правила комиссионной торговли

Условия торговли установлены Постановлением Правительства от 06.06.1998 №569. В акте указано, что комиссионером может стать ЮЛ с любой организационной структурой, ИП. Магазин имеет право принимать имущество от иностранных лиц, лиц без гражданства. В соглашении между участниками должна быть указана эта информация:

  • Реквизиты обеих сторон.
  • Описание передаваемого имущества: степень износа, наличие брака, наименование, количество.
  • Стоимость продукции.
  • Размер вознаграждения.
  • Возможности для оценки имущества.
  • Сроки, отведенные для продажи товара.
  • Условия расчетов.

В соглашении могут быть прописаны прочие условия, однако они не должны нарушать права собственника имущества. К некоторой продукции предъявляются особые требования. К примеру, авто может быть принято магазином только при наличии документов на него. Ювелирные изделия принимаются комиссионером на основании Постановления №55.

В магазин не могут приниматься эти объекты:

  • Изделия, изъятые из оборота.
  • Товар, реализация которого ограничена.
  • Продукция для лечения болезней.
  • Товары личной гигиены.

При принятии изделий в магазин на них крепятся ярлыки с указанием стоимости.

Собственник имущества должен предоставить всю информацию об объекте: срок годности, соответствие законодательным требованиям. Приемка ведется на основании паспорта собственника. Продавец может заниматься оказанием дополнительных услуг: доставкой продукции до магазина, оценкой объектов. Собственник в любой момент может отказаться от продажи имущества. Однако он обязан уплатить вознаграждение продавцу. Объем вознаграждения, а также стоимость имущества определяются соглашением участников.

Читайте также:
Частный детектив: что это такое, описание и особенности

Имущество, переданное в магазин, поступает в продажу не позже следующего рабочего дня. Если возникла задержка по вине продавца, последний должен выплатить собственнику неустойку. Если продавец реализовал объекты на более выгодных, чем прописывалось, условиях, выгода делится между участниками поровну.

Бухучет продажи товара

Даже когда имущество поступает в комиссионный магазин, собственником его остается комитент. Поэтому товар учитывается на забалансовом счете 004 «Продукция, принятая на комиссию» по стоимости, указанной в приемо-сдаточной документации. То есть в бухучете фигурирует стоимость, установленная обеими сторонами соглашения. При реализации имущества стоимость требуется списать с забалансового счета 004.

На момент отгрузки появляется дебиторский долг покупателя, а также кредиторский долг продавца перед собственником. Кредиторская задолженность образуется в размере стоимости, по которой удалось продать имущество. В бухучете продавец должен сделать запись по ДТ счета 62 и КТ счета 76.

Средства, которые направлены от покупателя комиссионеру, не будут считаться ни доходами, ни расходами.

Вознаграждение, которое выплачивается продавцу, считается доходом от базовой формы деятельности. Фиксировать его нужно по КТ счета 90 (субсчет 90-1) и ДТ счета 76. Прибыль признается на момент утверждения собственником отчета продавца. Расходы, которые понес продавец при реализации изделий, не будут считаться расходами комиссионера в рамках налогообложения на основании пункта 9 статьи 270 НК РФ.

Бухгалтерские проводки

Рассмотрим проводки, которые используются бухгалтером комиссионного магазина:

  • ДТ004. Получение имущества от собственника.
  • ДТ62 КТ76. Продажа изделий комиссионным магазином.
  • КТ004. Списание с забалансового счета стоимости изделий.
  • ДТ76 КТ76. Расходы продавца, связанные с реализацией продукции.
  • ДТ76 КТ51. Оплата хранения изделий.
  • ДТ76 КТ90-1. Выручка от посреднических услуг.
  • ДТ90-3 КТ68. Исчисление НДС с выручки от посреднических услуг.
  • ДТ51 КТ62. Перевод средств от покупателя.
  • ДТ76 КТ51. Перечисление средств бывшему собственнику имущества.
  • ДТ51 КИ76. Получение возмещения расходов от собственника.

Проводки подтверждаются первичными документами.

Особенности налогообложения

На протяжении 5 дней после продажи товара покупателю выставляется счет-фактура. Посреднические услуги, которые оказывает комиссионный магазин, облагаются НДС. Налоговой базой является размер вознаграждения, которое выплачивается продавцу. НДС, начисленный с вознаграждения, фиксируется на ДТ счета 90.

Выручка от реализации имущества не будет учтена в целях обложения налогами в составе доходов продавца. Соответствующее указание дано в пункте 1 статьи 251 НК РФ. Траты продавца, которые будут возмещаться, не считаются расходами на основании пункта 9 статьи 270 НК РФ.

Унитарное предприятие – примеры, характеристики и особенности

  • 24 Октября, 2018
  • Законодательство
  • Владимир Стороженко

В современных условиях рыночной экономики существует множество разновидностей организации предприятий. Выбор зависит от особенностей деятельности компании. Одним из видов организации хозяйственной деятельности является унитарное предприятие. Примеры таких компаний будут рассмотрены далее. Это поможет понять суть и особенности подобных форм хозяйствования.

Общее определение

Прежде чем рассмотреть примеры унитарных предприятий, стоит разобраться, что это за форма хозяйствования. Она организована строго в соответствии с нормами законодательства. Унитарной называется коммерческая организация, у которой нет собственного права на имущество. У него есть определенный владелец. Этому собственнику и принадлежит имущество унитарного предприятия.

Такая форма собственности характерна исключительно для государственных или муниципальных организаций. Имущество унитарного коммерческого предприятия не может быть разделено на паи, акции, доли и т. д. Оно принадлежит только одному собственнику. Двух или больше владельцев имущества в таком предприятии существовать не может.

Что такое государственные и муниципальные унитарные предприятия? Это особенная форма хозяйственной деятельности, при которой обязательно выполняется ряд законодательных требований. В названии такой компании обязательно содержится указание, кто является собственником ее имущества. Эта информация прописывается в уставе. Например, право собственности может принадлежать:

  • Российской Федерации;
  • определенному субъекту РФ;
  • конкретному органу местного самоуправления;
  • прочее.

Если говорить другими словами, имущество, принадлежащее государству или органу муниципального управления, передается предприятию на правах управления, ведения хозяйственной деятельности. Оно принимает участие в процессе производства, принося доход.

Характеристики унитарности

Существуют определенные особенности унитарного предприятия. Они определяются законодательством. Унитарность имеет определенные характеристики. Они определяют особенности функциональные качества предприятия. Основные из них:

  • Создание компании (юридического лица) происходит после выделения необходимого капитала собственником, а не в ходе объединения нескольких участников.
  • Учредитель сохраняет за собой право собственности на имущество.
  • Имущество закрепляется за юридической компанией на ограниченных правах. Управленцы и прочие должностные лица имеют право распоряжаться средствами собственника только в ходе хозяйственной деятельности, в процессе оперативного управления.
  • Имущество остается неделимым.
  • Членство в уставный капитал отсутствует.
  • Орган управления представлен в лице одного человека.

Причины, цели деятельности

Существующие примеры организации унитарных предприятий объединяет причина их создания. Всего существует три фактора, объясняющих появление подобных форм хозяйствования. Причины создания унитарных организаций следующие:

  1. Требуется использовать в хозяйственной деятельности имущество, приватизировать которое нельзя по закону. Однако такой капитал может приносить доход, применяться при создании товаров, услуг.
  2. Требуется решить определенные социальные задачи. Например, реализовать товары или услуги для населения по муниципальным ценам, организовать товарные или закупочные интервенции в области товаров первой необходимости.
  3. Ведение определенных направлений хозяйствования, в которых в данный момент нуждается общественность. Ведение убыточных предприятий, которые производят важную для населения продукцию.
Читайте также:
Чрезвычайные налоги: что это такое, описание и особенности

Существуют четко определенные типы и цели создания унитарных предприятий. Они определяют сущность подобных хозяйственных единиц. Деятельность подобных организаций направлена на решение определенных задач, которые бы невозможно было решить не на коммерческой основе. ГК РФ (ст. 113-115, ст. 294-297) регулирует правовой статус унитарных предприятий. При этом не затрагиваются вопросы прав, обязанностей работников таких компаний. Поэтому подобные вопросы определяются трудовым правом.

Если в уставный капитал будет внесен вклад, то он становится частью имущества собственника. Ни один другой работник не имеет права на часть распределенной прибыли. В уставе четко прописывается, кому именно принадлежит подобное предприятие, кто имеет право на его имущество.

Стоит отметить, что такая форма организации хозяйственной деятельности несет ответственность по своим обязательствам всем своим капиталом. Руководит всеми процессами на таком предприятии начальник. Его назначает на должность собственник или орган, им уполномоченный.

Формы

Рассматривая примеры унитарных предприятий в России, следует отметить несколько форм подобных предприятий. Обычно их делят на три группы в зависимости от подчинения:

  1. ГУП – государственное унитарное предприятие. Собственником является в этом случае субъект РФ.
  2. МУП – муниципальное унитарное предприятие. Собственником является субъект муниципального образования.
  3. ФГУП – федеральное государственное предприятие унитарного типа.

Муниципальные, федеральные и государственные хозяйственные объединения этого типа отличаются размером уставного фонда. Для муниципальных (городских и региональных) единых компаний этот показатель составляет не менее 1000 минимумов ежемесячной заработной платы (МРОТ). Для госкомпании минимальный размер уставного капитала составляет от 5000 МРОТ.

Существующие примеры унитарных предприятий и организаций в России работают по одной из двух возможных схем. Существуют следующие варианты видов деятельности:

  • На праве хозяйственного ведения. Создаются преимущественно для создания определенных товаров или оказания услуг населению.
  • На базе оперативного управления (казенные предприятия).

Коммерческие формы организации унитарных предприятий имеют право заключать разные сделки, сдавать часть неиспользуемого помещения в аренду. Казенные предприятия имеют право распорядиться имуществом только с согласия собственника.

Существует еще несколько форм унитарных предприятий. Они отличаются особенностями организации и сферой деятельности:

  • частные;
  • производственные;
  • сельскохозяйственные;
  • коммунальные.

Федеральные единые предприятия: перечень наиболее известных

Примеры государственных и муниципальных унитарных предприятий, функционирующих в нашей стране, разнообразны. С ними знакомы практически все жители нашей страны. Список федеральных государственных единых компаний довольно обширный. Это крупные компании, которые занимаются стратегически важной деятельностью. Она важна для всех жителей нашей страны. Самыми известными примерами ФГУП являются:

  • «Космическая связь»;
  • «Гознак»;
  • «Связь-безопасность»;
  • паспортно-визовый сервис;
  • «Почта России»;
  • «Охрана»;
  • НПП ВНИИЭМ;
  • «Мосфильм»;
  • Российская телевизионная радиовещательная связь;
  • Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания;
  • Центральный научный институт машиностроения;
  • прочее.

Подчинения у этих организаций разные. Однако их объединяет стратегическое назначение в разных отраслях деятельности. Финансирование подобных компаний производится на всероссийском уровне. Это самый высокий уровень подчинения.

Для чего создаются унитарные предприятия федерального уровня? Например, деятельность ФГУП «Космическая связь» направлена на обеспечение спутниковыми технологиями РФ. Компания обеспечивает доступ в интернет, услуги связи для крупных корпораций, средних, малых компаний и частных пользователей.

ФГУП «Гознак» функционирует с целью разработки и исследования государственных знаков. Она принадлежит Минфину РФ. Компания занимается производством орденов, монет, а также различных официальных документов.

Государственные и муниципальные единые предприятия

Примеры государственного унитарного предприятия, а также компаний, принадлежащих местным органам управления, разнообразны. Решение об их создании принимают уполномоченные органы государственной власти, местного самоуправления. Эта процедура основывается на составлении актов, определяющих степень компетенции подобных властных структур.

К наиболее известным государственным унитарным предприятиям относятся «Мосгортранс», «Московский метрополитен». Это предприятия, функционирующие в области транспортных коммуникаций. Подобные компании могут создаваться в самых разных отраслях. Это популярная форма деятельности в России.

Примеры муниципальных унитарных предприятий и организаций столь разнообразны, что перечислить их довольно тяжело. Однако наиболее известным предприятием этого уровня подчинения является МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство». Подобные организации представлены практически во всех областях страны. Многие муниципальные единые предприятия рассчитаны на потребности города или района. Их деятельность способна охватить только небольшую часть населения.

Любое муниципальное, государственное или федеральное предприятие имеет устав, созданный по определенной форме. В этом документе обязательно отображается:

  • полное, сокращенное наименование компании;
  • адрес регистрации предприятия;
  • информация о направленности деятельности;
  • собственник, которому принадлежит имущество;
  • руководитель, сведения о его должности и полномочиях;
  • процедура назначения на руководящую должность;
  • перечень наименований и назначений фондов;
  • использование полученной в ходе работы компании прибыли.

Руководители МУП, ГУП, ФГУП не имеют права распоряжаться имуществом вверенных им организаций без разрешения собственников.

Как формируется уставный капитал

Рассмотрев примеры организаций муниципальных, государственных, федеральных, следует обратить внимание на процедуру создания их уставного капитала. Собственность подобных компаний формируется из следующих ресурсов:

  • собственник передает недвижимость в качестве своего вклада в уставный капитал;
  • прибыль, полученная в конце отчетного периода, после выполнения услуг или изготовления и продажи продукции;
  • краткосрочные и долгосрочные займы, полученные от разных кредиторов, в том числе и банков;
  • амортизационные отчисления, возникающие при эксплуатации производственного оборудования;
  • дотации из государственного, местного бюджета;
  • пожертвования, которые делают фирмы, кооперативы, прочие субъекты;
  • прибыль от сдачи в аренду пустующих помещений.
Читайте также:
Собрание законодательства: что это такое, описание и особенности

Имущество, которое имеется у унитарной компании, может сдаваться в аренду или продаваться. Исключением является недвижимость. Продавать ее без согласия собственника подобные предприятия не имеют права.

Финансовая деятельность

Чтобы лучше понять особенности государственных, муниципальных унитарных предприятий, примеров может быть недостаточно. Нужно рассмотреть также финансовую сторону деятельности подобной компании. Создание источников экономических ресурсов достигается путем правомерных действий.

Финансовые резервы подобных организаций формируются не только уставным капиталом. Это может быть прибыль от основной, инвестиционной или финансовой деятельности, получение кредитов и т. д. Однако от иных разновидностей организации хозяйствования унитарные предприятия сильно отличаются.

Так, если в конце года стоимость имущества МУП станет меньше минимального размера уставного фонда, компания должна направить ресурсы на восстановление этого показателя. Если же стоимость активов не увеличится, собственник обязан ликвидировать такую компанию. В этом случае кредиторы вправе потребовать досрочной уплаты задолженности. При этом им по закону возмещаются финансовые убытки (при их наличии).

Одним из основных источников дохода подобных компаний является прибыль, полученная в конце отчетного периода. Стоит отметить, что унитарные предприятия перечисляют в бюджет ее часть. В соответствии с законодательством, доход МУП, ГУП является прибылью, которая не облагается налогом при поступлении в бюджет. Каждый год унитарные предприятия перечисляют часть прибыли в государственные или муниципальные фонды, уплатив необходимые налоги.

Распределение прибыли

Существующие примеры унитарного предприятия отличаются особенной организацией финансовой деятельности. В соответствии с законодательством, подобные организации распределяют прибыль после уплаты необходимых налогов и платежей. Так наполняются социальные, стимулирующие фонды компании. Из этих средств может быть пополнен уставный капитал компании.

После уплаты налогов унитарная организация может пополнить следующие фонды:

  • внедрение инновационных технологий, модернизация производства;
  • финансирование мероприятий по защите окружающей среды;
  • развитие экономической, хозяйственной деятельности компании;
  • модернизация имеющихся или строительство новых объектов.

Еще несколько особенностей

Унитарное предприятие обладает еще несколькими особенностями экономической деятельности. Так, бюджетное финансирование может применяться подобными организациями. Государство, органы местного самоуправления могут направлять субсидии, дотации, субвенции на развитие подобных предприятий. Финансирование из государственного или местного бюджета направляется на реализацию важных для общества программ, для социального развития.

Рассмотрев особенности и примеры унитарных предприятий, можно понять принцип, цели их работы, необходимость подобных форм организации хозяйственной деятельности для всего общества.

Скупочные предприятия: что это такое, описание и особенности

&nbsp Документы, указы, постановления – Драгметаллы

Правительство Российской Федерации
Постановление
от 26 сентября 1994 г. #1089
г. Москва

Об утверждении Правил скупки у населения драгоценных металлов, драгоценных камней в изделиях и ломе
В соответствии с Законом Российской Федерации “О защите прав потребителей” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, #15, ст. 766) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила скупки у населения драгоценных металлов, драгоценных камней в изделиях и ломе.
2. Установить на территории Российской Федерации единый порядок лицензирования деятельности предприятий независимо от форм собственности, осуществляющих скупку у населения драгоценных металлов, драгоценных камней в изделиях и ломе.
3. Комитету Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням:
в месячный срок разработать и представить на утверждение в Правительство Российской Федерации Положение о порядке лицензирования деятельности предприятий, осуществляющих скупку у населения драгоценных металлов, драгоценных камней в изделиях и ломе;
утвердить по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации инструкцию о порядке учета, хранения, оформления операций по скупке, оценке и отправке скупленных у населения драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе.

Председатель Правительства Российской Федерации
В. Черномырдин

Утверждены
постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 сентября 1994 г. #1089

Правила скупки у населения драгоценных металлов, драгоценных камней в изделиях и ломе
I. Общие положения
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации “О защите прав потребителей” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, #15, ст. 766), Положением о пробах и клеймении изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. #1152 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, #41, ст. 2284), с учетом Указа Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 г. #1108 “О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, #6, ст. 587), постановлений Правительства Российской Федерации от 4 января 1992 г. #10 “О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории Российской Федерации и усилении государственного контроля за их производством и потреблением” (Собрание постановлений Правительства Российской Федерации, 1992, #6, ст. 29), от 30 июня 1994 г. #756 “Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, #11, ст. 1291) и регулируют отношения, возникающие на территории Российской Федерации между скупочными предприятиями, осуществляющими скупку драгоценных металлов, драгоценных камней в изделиях и ломе (в дальнейшем — ценности), и гражданами, сдающими или имеющими намерение сдать ценности (в дальнейшем — сдатчики).
2. Скупочные предприятия создаются в соответствии с Законом РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности” в любой организационно-правовой форме независимо от форм собственности.
Не имеют права заниматься скупкой у населения ценностей физические лица, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица.
Скупочные предприятия обязаны иметь лицензию, выдаваемую Комитетом Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням (Роскомдрагмет), и должны быть зарегистрированы в соответствующей государственной территориальной инспекции пробирного надзора Российской Федерации.
3. Скупочные предприятия располагаются в специально оборудованных помещениях, обеспечивающих надежную сохранность указанных ценностей, а также необходимые условия для обслуживания сдатчиков.
4. Для проведения операций по приему и опробованию ценностей скупочные предприятия должны быть обеспечены:
весами соответствующей грузоподъемности и точности для взвешивания ценностей, оборудованием и инструментами;
реактивами для определения пробы драгоценных металлов в изделиях и ломе.
Скупочные предприятия должны иметь квалифицированных товароведов по драгоценным металлам и драгоценным камням.
5. В скупочных предприятиях на доступном месте должны быть вывешены данные Правила и информация о действующих скупочных ценах на ценности, об установленных в Российской Федерации пробах на изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, извлечения из нормативных документов о
порядке их клеймения, лицензия на право скупки у сдатчиков ценностей, наименования и адреса контролирующих органов и другая необходимая информация.
6. Скупочные предприятия передают скупленные у сдатчиков ценности Комитету Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням в порядке и на условиях, предусмотренных в лицензии, выданной Роскомдрагметом в соответствии с действующим законодательством.
7. Расчеты скупочного предприятия с Роскомдрагметом за поставленные (проданные) ценности, проверка их качества и правильность оценки производятся в соответствии с инструкцией о порядке учета, хранения, оформления операций по скупке, оценке и отправке скупленных у населения драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе, утвержденной Роскомдрагметом.
II. Порядок скупки ценностей у населения
8. Скупочные предприятия скупают у населения ценности в виде ювелирных, бытовых и иных непромышленных изделий и лома, не запрещенных законодательством для продажи населению, независимо от наличия на них оттисков именников изготовителей изделий и оттисков государственных пробирных клейм.
Изделия принимаются в очищенном от жира, грязи виде.
Предметы антиквариата, исторические и художественные ценности принимаются скупочными предприятиями с соблюдением требований Указа Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 г. #1108 “О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей” и при наличии соответствующей лицензии.
9. Скупочные предприятия обязаны обеспечить учет, хранение и оформление операций по скупке, оценке и отправке ценностей в соответствии с инструкцией, утвержденной Роскомдрагметом.
10. Скупочным предприятиям запрещается скупать:
алмазное сырье и полуфабрикаты, технические алмазы;
золото, платину, палладий и серебро в самородках, шлихе, слитках, пластинах, проволоке;
полуфабрикаты ювелирного и зубопротезного производства;
предметы производственно-технического назначения из золота, платины, палладия и серебра (контакты, лабораторная посуда и другие);
драгоценные камни (алмазы, рубины, сапфиры, изумруды, александриты, а также природный жемчуг) в необработанном виде;
ордена и медали, содержащие драгоценные металлы, если иное не предусмотрено законодательством;
предметы, изъятые из гражданского оборота или на продажу которых установлен особый порядок (холодное, огнестрельное оружие в оправе и другие).
Скупочным предприятиям запрещается скупать ценности у детей и подростков, не достигших восемнадцатилетнего возраста, а также ценности у предприятий, организаций и учреждений.
11. Все операции, связанные со скупкой ценностей, должны производиться в присутствии сдатчика ценностей (определение пробы, взвешивание, удаление штифтов).
Взвешивание ценностей производится с точностью:
изделий из золота, платины — до 0,01 грамма;
изделий из драгоценных камней без оправы — до 0,01 карата.
Масса драгоценных камней, которые при скупке не могут быть выкреплены из изделия или которые нецелесообразно выкреплять из изделия, определяется по каратомеру с точностью до 0,1 карата.
Сдатчику ценностей должна быть предоставлена возможность убедиться в правильности определения массы сдаваемых им драгоценных металлов и драгоценных камней.
Работник скупочного предприятия, осуществляющий прием ценностей, несет ответственность за правильность их оценки в соответствии с действующим законодательством.
12. При сдаче ценностей скупочному предприятию сдатчик предъявляет паспорт или документ его заменяющий.
13. Скупочные предприятия производят расчеты со сдатчиками, а также расчеты с Роскомдрагметом за сданные ценности по ценам на драгоценные металлы и драгоценные камни, определяемым в установленном порядке и действующим на момент приема их у населения.
На принимаемые ценности при согласии сдатчика с их оценкой работник скупочного предприятия, осуществляющий прием ценностей (далее — скупщик), должен выдать сдатчику ценностей квитанцию в двух экземплярах, подписанную скупщиком и сдатчиком, для предъявления кассиру. Кассир выдает сдатчику ценностей причитающуюся сумму вместе с одним экземпляром квитанции со штампом “оплачено”.
14. В квитанции на скупленные ценности указываются:
наименование изделия, частей изделия, их количество, описание оттисков именника и пробирного клейма, а при их отсутствии — отличительные признаки изделия, в дореволюционных изделиях — именник мастера;
в импортных изделиях — импортное клеймо;
наименование драгоценных металлов, проба, масса, покупная цена за грамм и стоимость (в цепях — длина в мм, в браслетах — количество звеньев (секторов);
наименование драгоценных камней по прейскуранту скупочных цен, количество, масса, покупная цена за карат, стоимость:
бриллианты крупные (от 1 карата и выше), средние (от 0,30 до 0,99 карата), изумруды, сапфиры, рубины — записывается каждый камень с указанием наименования каждого камня, группы, цвета, массы, покупной цены за карат и стоимости;
алмазы огранки “Роза”, бриллианты мелкие (до 0,29 карата) и бриллианты упрощенной огранки — записываются по наименованиям, по группе цвета и дефектности с указанием их количества, массы, покупной цены за карат;
жемчуг природный или культивированный — записывается по описанию, предусмотренному прейскурантом скупочных цен, количеству жемчужин, массе, покупной цене и стоимости;
самоцветные граненые камни — записываются по наименованиям с указанием массы, покупной цены за грамм и стоимости;
камеи без оправы — записываются по наименованиям, сортам с указанием длины овала, количества и покупной цены за штуку; на камеи в оправе дополнительно указываются масса и цена за грамм драгоценного металла;
общая масса изделия, сумма, подлежащая выплате сдатчику ценностей.
15. В случае, когда возникает трудность в оценке драгоценных камней, по соглашению сторон допускается прием этих изделий для последующей отправки и оценки специальной экспертной комиссией Роскомдрагмета.
Экспертная комиссия производит оценку ценностей в срок, не превышающий 45 дней.
На принятые ценности для последующей их оценки комиссией в присутствии сдатчика составляется акт в двух экземплярах, где дается их подробное описание и предварительная оценка. Акт подписывается скупщиком, производящим оценку, и сдатчиком ценностей. Экземпляр акта должен быть выдан сдатчику ценностей.
Скупщик в присутствии сдатчика ценностей вкладывает ценности с экземпляром акта в пакет, заклеивает и пломбирует его. На пакете указывается номер акта, дата приема, вес пакета.
Отправка ценностей производится в соответствии с установленными требованиями.
По получении результатов оценки ценностей скупочные предприятия извещают о них сдатчика ценностей в течение трех дней.
Расходы, связанные с экспертной оценкой ценностей, возмещаются скупочным предприятием.
16. При установлении случаев скупки ценностей по завышенным ценам сумма переплаты взыскивается со скупочного предприятия, принявшего ценности.
17. Если сдатчик не согласен с оценкой экспертной комиссии, то скупочное предприятие возвращает ему принятые ценности, при этом сдатчик ценностей возвращает скупочному предприятию свой экземпляр акта.
18. При установлении случаев скупки ценностей с заниженной стоимостью разница доплачивается сдатчику ценностей скупочным предприятием, которое должно сообщить заказным письмом об этом сдатчику ценностей в трехдневный срок и произвести ему доплату в момент обращения сдатчика в скупочное предприятие.
19. За нарушение сроков возмещения сдатчику недоплаченных сумм скупочное предприятие обязано уплатить ему неустойку за каждый день просрочки в размере 3 процентов от суммы, подлежащей доплате.
20. Принятые ценности после их оплаты обратно сдатчику не возвращаются.
III. Контроль за соблюдением настоящих Правил и ответственность скупочных предприятий
21. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют Комитет Российской Федерации по торговле через Государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и ее территориальные органы, Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням через Российскую государственную пробирную палату и ее территориальные государственные инспекции пробирного надзора, а также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции.
Контролирующие органы могут привлекать к проверкам соблюдения настоящих Правил специалистов, представителей общественных организаций, потребителей.
Скупочные предприятия должны оказывать содействие в проведении проверки и принимать меры к устранению недостатков и нарушений.
22. За нарушение настоящих Правил, хищение, недостачу или утрату ценностей виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте также:
Форвардный договор: что это такое, описание и особенности

Явные и скрытые недостатки

Сроки обнаружения недостатков переданного товара и результата работы

Александра Борисова, юрист

Зачем нам сроки?

Качество товара по договору купли-продажи (или его разновидности — договору поставки), качество результата работ по договору подряда — понятие, вокруг которого группируется ряд основополагающих обязанностей сторон.

Так, обязанность продавца передать товар, так же, как и обязанность подрядчика передать результат работ, является надлежаще выполненной при условии, что качество товара или результата работ соответствует предъявляемым требованиям. Покупатель (по договору купли-продажи) и заказчик (по договору подряда) обязаны принять товар или результат работ, что включает в себя в том числе и проверку его качества.

В договорных отношениях определенность в вопросе о сроке обнаружения недостатков товара или результата работы очень важна, ведь это может существенно повлиять на интересы сторон. Покупатель должен быть уверен в качестве товара в течение такого времени, которое необходимо для его использования. Более того, покупатель должен знать, какой срок отводится ему на проверку товара и обнаружение недостатков. Длительный срок обнаружения недостатков переданного товара или результата работ свидетельствует об уверенности (прежде всего продавца, поставщика, подрядчика) в качестве своего товара или результата работ и потому делает его более конкурентоспособным, но, с другой стороны, увеличивает бремя ответственности продавца (подрядчика).

Срок обнаружения недостатков переданного товара (или ненадлежащего качества результата работы) — это срок, в течение которого покупателем (заказчиком) могут быть обнаружены такие недостатки товара (результата работ), на основании которых он может предъявить к продавцу (подрядчику) требование по качеству.

Если недостатки товара или результата работ обнаружены после истечения этого срока, продавец (подрядчик) не несет за них юридической ответственности.

Если покупатель (заказчик) предъявляет требования, связанные с недостатками товара (результата работ), по истечении срока обнаружения недостатков, он должен будет доказать, что недостатки были обнаружены им в течение такого срока.

Длительность срока обнаружения недостатков переданного товара или результата работ определяется в зависимости от того, установлен ли на товар или результат работ гарантийный срок или срок годности, а также от того, является ли данный недостаток явным или скрытым.

Читайте также:
Хозяйственный договор: что это такое, описание и особенности

Явные и скрытые недостатки

Деление недостатков на явные и скрытые прямо предусмотрено в Гражданском Кодексе РФ, но лишь в отношении договора подряда. Явные недостатки представляют собой такие недостатки, которые могут быть установлены при обычном способе приемки работ. Явные недостатки (или возможность их устранения) должны быть оговорены заказчиком в акте, либо в ином документе, удостоверяющем приемку, в противном случае он лишается права ссылаться на них в дальнейшем (п. 2 ст. 720 ГК РФ). Это отличает их от скрытых недостатков, которые невозможно (или затруднительно) обнаружить в процессе приемки, следовательно, для них предусматривается особый срок и порядок выявления.

Поскольку купля-продажа и подряд являются разными видами договоров, строго говоря, положения о подряде никак не могут применяться к купле-продаже или к ее разновидности — поставке. Тем не менее, нетрудно заметить, что для фактических отношений купли-продажи характерна аналогичная ситуация: некоторые недостатки могут быть обнаружены при простом осмотре или при ином (обычном или предусмотренном договором) способе приемки товара, другие могут быть выявлены только в процессе использования товара, а часто наличие недостатков можно доказать только с помощью экспертизы.

Поэтому судебная и деловая практика следует достаточно удобному пути разделения недостатков на явные и скрытые применительно к договору купли-продажи (поставки). Так, еще в Инструкции Госарбитража „О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству”, в настоящее время применяемой только случаях, когда это предусмотрено договором, устанавливаются относительно короткие сроки для приемки продукции (то есть для обнаружения явных недостатков), а также, независимо от таких сроков, предусматривается право организаций актировать скрытые недостатки в течение более длительных сроков. При этом скрытые недостатки определяются как недостатки, которые не могли быть обнаружены при обычной для данного вида продукции проверке и выявлены лишь в процессе обработки, подготовки к монтажу, в процессе монтажа, испытания, использования и хранения продукции.

Толкование, данное Федеральным Арбитражным Судом Северо-Кавказского округа в постановлении по делу № Ф08-3875/2000, также различает скрытые и явные недостатки применительно к купле-продаже (при этом, стороны спора в своем договоре на упоминавшуюся Инструкцию не ссылаются). По мнению суда, скрытыми недостатками являются такие, которые не могут быть обнаружены непосредственно при приемке оборудования, а „срок обнаружения и заявления претензий по скрытым недостаткам установлен в статье 477 Гражданского кодекса Российской Федерации”[1].

Читайте также:
Обязанности супругов по взаимному содержанию

Деление недостатков на явные и скрытые отражает реальное положение дел и целесообразно для определения соответствующих условий в договоре купли-продажи, поставки, подряда. В частности, полезным и соответствующим воле сторон может оказаться правило, согласно которому покупатель (или заказчик), принявший товар (результат работы) без проверки, лишается права ссылаться на явные недостатки товара (работы). В этом случае стороны договора купли-продажи (и поставки) должны либо внести в договор соответствующие условия (желательно, с определением понятия „явные” недостатки), либо сослаться на упомянутую выше Инструкцию. Стороны договора подряда, напротив, могут не включать данное условие в договор, поскольку оно присутствует в качестве диспозитивной нормы в п. 3 ст. 720 ГК РФ, и действует, если иное не предусмотрено договором.

Как потребитель защищен от скрытых недостатков товара

Качество товара, может быть надлежащим или ненадлежащим. От покупок низкого качества никто не застрахован. Даже скрупулезный осмотр и тестирование работоспособности в магазине не гарантирует выявление недостатков, называемых скрытыми.

В статье будут более подробно рассмотрены скрытые недостатки, особенности и потребительские права.

Дефекты товара: законодательные нормы

Законодательство в сфере защиты потребительских прав скрытым недостатком продукции называет существующие у него отклонения от:

  • существующих на территории страны законодательных нормативов;
  • условий завершенного соглашения по реализации и приобретению товара (комплектация, функционал);
  • целевого назначения или задач, озвученных продавцом покупателю.

Согласно указанным нормам, недостатками скрытого типа могут быть названы изъяны продукции, отсутствие заявленного или не озвученного продавцом, но предполагаемого функционала и иных несовпадений приобретения с описанием или изображением (актуально для приобретений в интернете).

В Гражданском Кодексе России используется термин существенного недостатка, не устраняемого вообще или из-за невыгодности с точки зрения финансового вложения в проведение ремонтных работ.

Товар с недостатком: закон на стороне потребителя

Защитить права граждан при покупке товара ненадлежащего качества, призван соответствующий Закон (ст. 18), а также статья 475 ГК РФ. В данных законодательных документах отражена возможность защиты и восстановления потребительских прав посредством:

  • обращения в точку реализации, где можно предъявить требования на замену товара (аналогичный, схожий) и соразмерного уменьшения покупной стоимости;
  • организации безвозмездного устранения недостатков (за счет реализатора, производителя), оформления компенсации финансов, затраченных на ремонт, проведенный за счет покупателя;
  • отказа от покупки с возмещением своих расходов, всех или пропорциональной части.
Читайте также:
Состав преступления: что это такое, описание и особенности

В Гражданском Кодексе четко прописаны положения, на основании которых скрытые недостатки товара – это законное основание для его возврата продавцу.

Классификация товарных изъянов

Выявление существенных нарушений требований к качеству привело к появлению в законодательстве понятий недостатков:

  • обычного, допускающего возможность использования приобретения по назначению;
  • существенного, не позволяющего применять покупку вообще.

В соответствие с существующей классификацией товарных недостатков, они могут быть:

  • явными, визуализируемыми в момент приобретения товара;
  • скрытыми, выявляемыми в процессе использования или при покупке, но после применения к товару специальных знаний и умений.

Классифицируются товарные недостатки и по их видам:

  • конструктивные, возникшие при разработке и проектировании;
  • производственные, появившиеся на этапе производства;
  • рецептурные, нарушающие технологии изготовления, назначения и т.п.;
  • иные: технологические, смешанные, информационные.

Скрытые изъяны: действия при их обнаружении

Широкий ассортимент реализуемой в России продукции требует от продавцов обязательных гарантий продажи качественного товара и обеспечения покупателя полной информацией об особенностях покупки.

Если продавец не проинформировал потребителя о наличии скрытых и явных дефектов, тогда в силу вступают статьи Гражданского Кодекса и закона, защищающего права граждан (о перечне прав и возможностей говорилось выше).

При выявлении недочетов проданной продукции, покупатель вправе требовать ее возвращения. При этом затраты на перевозку, доставку, уценку, замену и возвращение берет на себя продавец. Процессы, осуществленные потребителем для возврата, требуют со стороны продавца компенсации потраченных средств.

Время нахождения изделий на гарантии дает покупателю право беспрепятственно обращаться к продавцу с законными претензиями к качеству покупки. При отсутствии указаний на срок гарантии, претензии могут предъявляться после реализации на протяжении 2-х лет.

При приобретении продукции и выявлении ее изъянов в рамках двухнедельного срока, требуется составить письменное заявление и обратиться с ним в торговое заведение за заменой или возвращением средств.

Претензия по неявным дефектам: составляем и подаем

В заявлении с требованиями покупателя, обнаружившего дефекты в приобретенном изделии, должны присутствовать сведения о:

  • заявителе (ФИО, прописка);
  • названии товара;
  • дате приобретения;
  • об основаниях возврата с перечнем недочетов;
  • требованиях.

Завершаться документ должен проставлением даты и подписи. В претензии могут присутствовать ссылки на законодательные акты, доказывающие действия покупателя в рамках отечественного законодательства.

Оформить претензию можно на протяжении 14 дней с момента покупки или в период действия срока заводской гарантии.

При отсутствии указания на срок гарантированного обслуживания, претензия может оформляться не позднее двух лет после заключения сделки купли-продажи. Здесь вы можете ознакомиться с образцом претензии на возврат товара не надлежащего качетсва.

Отстаиваем права через суд

Продавец, идущий навстречу клиенту при обмене товара со скрытыми недостатками или возвращении ему денежных средств, заботится о своей репутации и соблюдает законные права покупателей.

Экспертиза, доказавшая вину покупателя, допустившего возникновение изъяна в товаре, дает основание продавцу отказать в реализации законных прав потребителя.

Покупатель, выражая собственное несогласие с итогами экспертных действий, обладает правом искать поддержки и помощи в судебных инстанциях. Для этого требуется оформить исковое заявление и ходатайство на осуществление вторичной экспертизы.

Несовершенства, выявленные потребителем в процессе эксплуатации продукции, дают ему право обменять, вернуть, отремонтировать, возместить расходы на устранение недостатков товара или получить скидку. Главное, чтобы с момента приобретения не прошло 15 дней.

Внимание. Права покупателя, к примеру, бесплатный ремонт и техническая поддержка, реализуются полностью при действующем гарантийном сроке на изделие.

Заключение

Отсутствие возможности использовать приобретение по его прямому назначению на протяжении 30-ти дней его нахождения на ремонте, потребителю становится доступным право на прекращение договора купли-продажи и возврат потраченных на приобретение средств.

Знание законодательных норм позволит потребителю оценивать действия продавца и собственные шансы на восстановление прав вследствие приобретения товара со скрытыми недостатками, не оговоренными продавцом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: