Следы звука: что это такое, описание и особенности

Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео

ЗВУКОМАНИЯ

Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео

Термины для описания звука

Термины для описания звука

Привет всем любителям хорошего звука! Представляю вам список аудио терминов — это подборка звуковых терминов, которые часто используются для описания звука звукового оборудования.
Это не мои звуковые термины или определения – они общие для всех. Просто переиздание информации, которая уже имеется в свободном доступе. Таким образом, я не буду защищать точность любой из этой информации.

Я даже незнаю как их точно назвать:

  • Аудио Глоссарий
  • Аудио Термины
  • Аудиофильские термины
  • Звуковые термины
  • Глоссарий терминов для описания звука

Аудио термины служат для того чтобы помочь вам. Я уверен, что этот список звуковых терминов не является исчерпывающим, но очень хорошая отправная точка. Впрочем, даже самый завзятый меломан и аудиофил подчерпнёт для себя в этих терминах массу интересного и нового. Пишите, мне в ВК, комментируйте, делитесь этой статьёй в соц. сетях всем, удачи всем найти Свой звук!

Термины для описания звука

Точный — музыка не меняется при записи или воспроизведения оборудования. В идеале, звучит идентично оригинальной музыки.

Агрессивный — звук идёт вперед, звуковой характер — яркий.

Воздушный — Просторно. Открыто. Инструменты звучат как будто они окружены большим отражающим пространством полным воздуха. Хорошее воспроизведение высоких частот. Высокая частотная характеристика простирается до 15 или 20 кГц.

Аналитический — очень подробный.

Артикулированный — разборчивость голоса (ов) и инструментов и взаимодействий между ними. Также используется в значении артикулированный бас.

Атака — Способность звуковой системы воспроизвести переходные атаки в музыке.

Атака (2) — Время , необходимое для музыкальной ноты, чтобы достичь своего пика амплитуды, например, ноты будут звучать, как правило, более определенными, а не смешиваемыми с другими нотами.

Баланс — по существу, тональный баланс, — это степень, в которой один аспект звуковой спектра подчеркивается выше остальных. Кроме того, канал баланса — это относительный уровень левого и правого стереоканалов.

Бас (Bass) — Звуковые частоты от около 60 Гц и 250 Гц.

Басовость, басовый, — преобладание баса, подчеркнутый бас.

Раздутый — Чрезмерный средний бас около 250 Гц. Плохо затухают низкие частоты, низкие частоты резонируют.

Размытый — Переходный процесс стерео звука, не сфокусированный.

Тело — Полнота звука, с особым акцентом на верхнем басе; противоположность тонким. Также тело в звуковой сцене.

Гулкий — Чрезмерный бас около 125 Гц. Плохо затухают низкие частоты или низкие частоты резонируют.

Коробочный — Наличие резонансов, как если бы музыка была заключена в коробке. Иногда акцент от 250 до 500 Гц.

Придыхание — дыхание слышно в духовых, таких как флейты или саксофона. Хорошая реакция в верхних СЧ.

Яркий — Звук , который подчеркивает верхние/нижние СЧ, а также высокие частоты. Гармоники сильны по отношению к основным.

Блестящий/яркий – Присутствует в диапазоне 16 кГц, много яркости и четкости в звуке. Слишком много внимания в этой области может привести к шипению на вокале.

Закрытый — Замкнутость в звуке не хватает в открытости, слабости, воздуха, и мелких деталей, как правило, вызванные отсечкой выше 10кГц; в отличие от открытого звука.

Перегруженный — Размазанный, растерянный, мутный, и плоский; не хватает прозрачности.

Окрашенный — Имеет тембры, которые не являются истинным звуком. Имеет пики или провалы.

Заглушенный — как будто одеяло накрыли на громкоговорители.

Холодный — Из — за прогрессирующего ослабления частот ниже примерно 150 Гц.

Чёткий — Расширенные высокие частоты, особенно слышно на цимбалах.

Тёмный — Тональный баланс, который уходит вниз с увеличением частоты. Слабые высокие частоты.

Разрешение — способность звуковых компонентов выявить тонкую информацию, которая является фундаментальным высококачественным звучанием.

Чувствительный — Высокие частоты распространяются до 15 или 20 кГц без пиков.

Глубина — Чувство расстояния различных инструментов.

Детали — Самые тонкие элементы оригинального звука.

Подробный — Легко услышать мельчайшие детали в музыке; артикулированность. Адекватные высокие частоты.

Сухой — Отсутствие или задержка реверберации.

Ambience — Впечатление акустического пространства, например, в зале, в котором была сделана запись.

Динамичный — Много энергии + широкий динамический звук. В связи с предполагаемой скоростью, а также контрастов в объеме как больших, так и малых.

Острый, резкий — крайне раздражительный, присутствует слишком много высоких частот. Гармоники слишком сильны по отношению к основным. Искаженные, имеющие нежелательные гармоники.

Благозвучный — Привлекательное искажение, как правило, повышает воспринимаемую верность, их часто приписывают к гармоническим проработкам большинства ламповых усилителей.

Быстрый — Хорошее воспроизведение быстрых переходных процессов, которые увеличивают чувство реализма.

Плотный/жирный — полный и теплый. Или, пространственно-диффузный; звук панорамирование к одному каналу, с задержкой, а затем задержанный звук на другой канал. Или, слегка искаженное искажение аналогового магнитофона или лампы.

Фокус/ сфокусированный — сильный, точный, как проекция изображения.

Читайте также:
Торгово-промышленная палата: что это такое, описание и особенности

Впереди — по аналогии с агрессивным звуком, чувство проецируемой звуковой сцены перед акустикой, но музыка навязывается слушателю.

Полный — Сильный фундаментальный относительно гармоник. Хорошие низкие частоты, не обязательно продленные, но с достаточным уровнем приблизительно от 100 до 300 Гц. Мужские голоса заполнены 125 Гц; женские голоса и скрипки пестрят на 250 Гц; саксофон полон от 250 до 400 Гц.

Нежный — Гармоники не преувеличены, или даже может быть слабым.

Зернистый — Немного сырой, звуку которому не хватает утонченности. Нет плавности, текучести.

Мощный — Чувство контроля в басу.

Шероховатый — много гармоник или IM (интермодуляции) искажений.

Жёсткий, твёрдый — Хорошие переходные характеристики. Агрессивный звук с металлическим оттенком.

Суровый/грубый — Пики в частотной характеристике между 2 и 6 кГц. Или, чрезмерный сдвиг фазы в фильтре нижних частот цифрового записывающего устройства.

Высокие СЧ — Звуковые частоты около от 2 кГц и 6 кГц.

Визуализация звука — Чувство, что голос или инструмент находится в определенном месте в комнате.

Сочный — Звук, который имеет жизнерадостность, энергию и жизнь.

Непринужденный — утопленный, дальний звучащий, имеет преувеличенную глубину, как правило, из — за средних частот.

Низкий уровень детализации — самые тихие звуки в записи.


Низкие СЧ (Low Mids) — Звуковые частоты между примерно 250Hz и 2000Hz.

Пышный — Сочный звук имеет ощущение тепла и полноты. Это звук без каких — либо сибилянтов или яркости. Однако, это открытый звук, обволакивая слушателя в звуковой сцене.
Мягкий — Снижение высоких частот.

СЧ (MID) — Звуковые частоты между примерно 250 Гц и 6000 Гц.

Мутный — Не понятный. Слабые гармоники, смазывают время отклика, IM искажения.

Глухой — звучит, как будто под одеялом. Слабые верхние средние частоты.

Музыкальный (или музыкальность) — Чувство единства и субъективной «правильности» в звуке.

Естественный – реализм звука.

Непрозрачный — мутноватый, не хватает прозрачности.

Открытый – Звук, который имеет высоту и «воздух», относится к чистым верхним средним частотам и высоким частотам.

Пронзительный — скрипучий, жесткий звук давит на уши, визгливый. Имеет острые, узкие пики от 3 до 10 кГц.

Диапазон присутствия — Диапазон присутствия между 4 kHz и 6kHz, отвечает за ясность и четкость голоса и инструментов. Увеличение этого диапазона может сделать музыку, которая кажется, ближе к слушателю. Уменьшение звука делает 5 кГц звук более отдаленным и прозрачным.

Присутствие/Наличие — Чувство, что инструмент находится в настоящее время в комнате прослушивания. Синонимы, удар, деталь, близость и ясность.

Энергичный — Хорошее воспроизведение динамики. Хорошие переходные характеристики, с сильным ударом. Иногда около 5 кГц или 200 Гц.

Диапазон — это расстояние между самым низким и самым высоким тоном.

Богатый — полный. Также может быть благозвучным искажением из четных гармоник.

Круглый — Высокая частота проваливается. Не напряженный звук.

Ритм — Контролируемое движение звуков.

Насыщенность — Точка , в которой магнитная лента полностью намагничивается и не несет больше намагниченности.

Сейсмический — Очень низкий бас, вы его чувствуете, а не слышите.

Сибилянты (или шипение) – Звук преувеличен, много звучит в вокале «с» или «ш». Свистящие звуки несут большую часть своей энергии через 4КГц в диапазоне 8KHZ, но может распространяться на 10кГц, в зависимости от индивидуальных особенностей. Шипение часто слышат по радио.

Смазанный — Не имеет деталей; плохие переходные характеристики, слишком много утечки между микрофонами; плохо сфокусированная звуковая сцена.

Гладкий; плавный — Легкий для ушей звук, не резкий. Плоский частотный отклик, особенно на средних частотах. Отсутствие пиков и провалов.

Моментальный — система с хорошей скоростью и переходной характеристикой непосредственность живых инструментов.

Звуковая сцена — область между двумя динамиками, которая представляется слушателю занимательными звуковыми образами. Настоящая звуковая сцена, должна иметь ширину, глубину и высоту.

Просторный — ощущение пространства, атмосферы или пространство вокруг инструментов; стерео реверберации; ранние отражения.

Скорость — быстрая система с хорошим темпом дает впечатление быстрого звука.

Твёрдый — Подчеркнуты верхние средние частоты около 3 до 6 кГц. Остроконечные, не плоские высокие частоты. Также звук имеет жестковатость.

Прочный — мощный, надежный.

Sub-Bass — Звуковые частоты между примерно 20Гц и 80Гц.

Сладкий — не скрипучий. Деликатный. Плоский высокочастотный отклик, низкий уровень искажений. Отсутствие пиков.

Текстуры — Заметный узор или структура в воспроизводимом звуке.

Толстый — Отсутствие артикуляции и ясности в басе.

Жёстяной/жёсткий — Узкополосный, изможденные средние частоты. Музыка звучит, как будто через телефонную трубку или консервную банку.

Тон — звук определенной высоты.

Переходный — Передний край ударного звука. Хорошие переходные характеристики делают звук в целом более живым и реалистичным.

Прозрачный — Легко слушать музыку, подробный, понятный, не мутный. Широкая, плоская частотная характеристика, быстрое время отклика, очень низкий уровень искажений и шума. Раскрывает все аспекты подробно.

Высокие частоты — Самая высокая часть музыки и голоса.

Читайте также:
Свобода совести и свобода вероисповедания

Толстый — Имеет низкочастотные резонансы, как будто вы поете в ванной. См раздутый.

Верхние СЧ — Звуковые частоты от 2 кГц до 6 кГц.

Скрытый — как шелковая завеса над динамиками. Незначительные шумы или искажения или слегка слабые высокие частоты. Потеря деталей из — за ограниченной прозрачности.

Теплый — хороший бас, адекватные низкие частоты, адекватная основа по отношению к гармоникам. Не тонкий. Кроме того, может иметь чрезмерный бас или средний бас. Кроме того, приятно просторный, с адекватной реверберацией на низких частотах.

Весомый — Хорошие низкие частоты ниже примерно 50 Гц. Глубокий, контролируемый бас.

Шерстистый — Сыпучий, плохо определённый бас.
Если нужна консультация по звуку пишите мне в ВК, помогу чем смогу.

Послушайте некоторые онлайн треки тут же на сайте Звукомания

Soundtrack и альбомы апрель 2017

По всем вопросам Пишите мне на эл. почту: anl555@bk.ru или ВК http://vk.com/id104002989 или http://ok.ru/aleksandr.levchuk2

Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВК, Ютуб, Одноклассники, FK

Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!

На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.

Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт

Звуковой анализ слов для дошкольников

Обучение детей грамоте – это неизбежный процесс и в какой-то мере проблема, которая встает перед каждым родителем. При этом нет единого мнения касаемо того, когда именно следует начинать это обучение. Если по различным рекомендациям, касающимся дошкольной педагогики, разброс составляет недели или месяцы, то в вопросе освоения грамоты нет такого единства мнений.

Одни считают, что начинать нужно как можно раньше. Другие уверены в том, что освоение грамоты следует отложить до самой школы.

Кто-то считает, что обучение надо начинать тогда, когда ребенок сам проявил интерес к буквам. Другие полагают, что начинать нужно после того, как ребенок научился выговаривать все звуки. А кто-то вообще думает, что этот вопрос лучше доверить профессионалам.

Знакомство со звуковым анализом слова

Грамота – это достаточно сложный в освоении предмет для дошкольников. В обучении важно понимать, что в чтении и письме есть как бы 2 стороны – теоретическая и практическая.

Задачей школы является введение в теорию чтения и письма, чтобы ребенок мог освоить основные законы письменной речи и употреблять осознанно. Что же касается практического освоения письма и чтения, то это несколько иная задача, решать которую лучше всего до периода школьного обучения.

При обучении письму и чтению базовым процессом является звуковой анализ устной речи, который предполагает определение звуков в слове по порядку и их характеристики (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твердый), установление их количества и последовательности в слове.

Обучение звуковому анализу слова предполагает:

  • определение количества звуков в слове;
  • фонетическую характеристику звуков (умение разделять звуки на мягкие и твердые, глухие и звонкие, гласные и согласные);
  • определение места звука в слове.

В старшей группе детского сада уже можно начинать знакомство со звуковым анализом слова. Этот процесс важен еще и потому, что в процессе изучения идет развитие фонематического слуха. Этот навык очень важен для развития устной и письменной речи, потому что ребенок не будет делать ошибки в словах (к примеру, дом – том). Соответственно, когда дети научатся четко различать слова на слух, они смогут правильно их написать, т.е. эти процессы взаимосвязаны.

Основные задачи ознакомления детей со звуковой стороной слова

В дошкольный период времени происходит интенсивное умственное развитие ребенка. Он постепенно знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.

Основная цель педагогов в этот период – знакомство дошкольников со словом, его смысловой (слово обозначает определенное явление, предмет) и фонетической или звуковой стороной.

Детям, у которых диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи, очень трудно дается звуковое различие слова на слух. Обследование звукового состава для них сложно потому, что у них нарушено фонематическое восприятие. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения этих детей большое значение придается соблюдению основных дидактических принципов (доступность материала, его наглядность, индивидуальный подход к каждому ребенку и т.д.).

Освоение звукового анализа и синтеза для детей дошкольного возраста – это достаточно длительный процесс. В этом помогают фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия. Большое значение в этом процессе имеют игры, в которых сложное зачастую становится понятным и доступным. Но игра не возникает сама по себе, поэтому педагог должен открыть для ребенка мир игры, сделав ее интересной. Только при таких обстоятельствах дети начинают следовать правилам игры, у них появляется мотивация в достижении результата.

Основная задача – сделать слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, объектом особого внимания, наблюдения и изучения.

Читайте также:
Тайное голосование: что это такое, описание и особенности

Важно уделять внимание следующих моментам:

  • Развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха.
  • Регулировка силы голоса.
  • Умение различать звуки на слух, называть слова с определенным звуком, а также определять место звука в слове.
  • Правильность постановки ударения в слове.
  • Обучение умению делить двух- и трехсложные слова на слоги.
  • Обучение преобразованию слов, состоящих из 1-2 частей, в двух- и трехсложные слова.
  • Определение последовательного звучания слогов в слове.
  • Важно уделять внимание правильной дикции.
  • Ребенок должен уметь составлять схемы слов и предложений.
  • Уметь различать мягкие и твердые звуки, гласные и согласные и т.д.

Классификация звуков русского языка

Звук (речевой звук) — это колебания воздуха, возникающие при прохождении воздушной струи через речевой аппарат человека. Помимо речевых, выделяют также неречевые или шумовые (кашель, шум дождя, писк комара) и музыкальные звуки.

Каждый звук русского языка характеризуется комбинацией артикуляционных и акустических признаков. Знание этих признаков — обязательное условие успешной работы по формированию у детей правильного звукопроизношения. Артикуляционные признаки помогают выявлять речевые нарушения и находить способы их устранения, а акустические — противопоставлять (дифференцировать) схожие звуки на слух. Оглавление

  1. Артикуляционная классификация
    1. По наличию преграды
    2. По участию мягкого нёба
    1. Классификация гласных
    2. По участию губ
    3. По степени подъема языка
    4. По месту подъема языка
    5. Таблица гласных звуков
    6. Гласные буквы
    7. Йотированные гласные
    8. Классификация согласных
    9. По работе голосовых связок
    10. По способу образования
    11. По месту образования
    12. По подъёму спинки языка
    13. Таблица согласных звуков
  2. Акустическая классификация
    1. Тональные звуки
    2. Сонорные звуки
    3. Шумные звуки
    4. По акустическому впечатлению

Классификация по артикуляционным признакам

В русском языке различают 42 звука или фонемы (от греческого phonema — звук речи): из них 6 гласных и 36 согласных. Основным критерием этого деления является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при произнесении звуков.

По участию в артикуляции мягкого нёба гласные и согласные звуки делятся на:

  • носовые: «М», «Мь», «Н», «Нь»;
  • ротовые: «А», «Э», «И», «Ы», «О», «У», «Б», «Бь», «В», «Вь», «Г», «Гь», «Д», «Дь», «Ж», «З», «Зь», «Й», «К», «Кь», «Л», «Ль», «П», «Пь», «Р», «Рь», «С», «Сь», «Т», «Ть», «Ф», «Фь», «Х», «Хь», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ».

Мягкое нёбо может находиться в двух положениях. В одном случае оно поднимается и задней частью вместе с маленьким язычком прижимается к задней и боковым стенкам глотки, закрывая проход в носовую полость, вследствие чего выходящая воздушная струя направляется в ротовую полость и образуются ротовые звуки. В другом случае мягкое нёбо опущено и открывает проход выходящей воздушной струе в носовую полость, вследствие чего образуются носовые звуки.

Классификация гласных звуков

Гласные звуки «А», «Э», «И», «Ы», «О», «У» — звуки речи, состоящие только из голоса, при произношении которых выдыхаемая из лёгких струя воздуха не встречает на своём пути преград.

Гласные звуки различают по участию или не участию в артикуляции губ, а также по степени и месту подъема языка.

1. По участию в артикуляции губ:
  • лабиализованные (огубленные) звуки: «О», «У»;
  • нелабиализованные (неогубленные) звуки: «А», «Э», «И», «Ы».

В артикуляции лабиализованных гласных, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении звуков «О» и «У» выдвигаются вперед и округляются. При произнесении нелабиализованных гласных, губы находятся либо в нейтральном положении («А», «Ы»), либо в положении улыбки («Э», «И»).

2. По степени подъема языка к нёбу:
  • гласные звуки верхнего подъёма: «И», «Ы», «У»;
  • гласные звуки среднего подъёма: «Э», «О»;
  • гласные звуки нижнего подъёма: «А».

Хотя при произношении гласных звуков в ротовой полости отсутствуют преграды для выходящей воздушной струи, нижняя челюсть опускается по-разному и язык меняет свое положение, поэтому меняется и форма ротовой полости. Язык может находиться внизу (нижний подъем), на средней линии (средний подъем), или подниматься высоко к нёбу (верхний подъем). От степени раскрытия рта и подъема языка зависит звучность гласных.

3. По месту подъема языка:
  • гласные звуки переднего ряда: «И», «Э»;
  • гласные звуки среднего ряда: «Ы», «А»;
  • гласные звуки заднего ряда: «У», «О».

При образовании гласных звуков к твердому нёбу поднимается не весь язык, а отдельные его части (передняя, средняя и задняя), меняя тем самым объём и форму полости рта.

Таблица классификации гласных звуков

Гласные буквы

Если в русском языке 6 гласных, то гласных букв — 10, это: «А», «Е», «Ё», «И», «О», «У», «Ы», «Э», «Ю», «Я». Если звук — это единица устной речи, его слышим и произносим. То буква — это графический знак для обозначения звука речи на письме, её мы видим и пишем.

Гласные звуки, схожие в звучании, объединяют в пары: «А» — «Я» , «Э» — «Е» , «Ы» — «И» , «О» — «Ё» , «У» — «Ю» .

Читайте также:
Собственность супруга: что это такое, описание и особенности
Йотированные гласные

Йотированные гласные — гласные, которые произносятся с помощью двух звуков. К таким гласным относят буквы «Е», «Ё», «Ю» и «Я».

В зависимости от места которое занимает йотированная гласная буква в слове, она может обозначать как один, так и два звука:

Два звука, если стоит:

  • в начале слова: яма [й’ама] , ёжик [й’ожик] ;
  • после гласных: моё [мой’о] , маяк [ма’ак] ;
  • после разделительного твёрдого и мягкого знаков: въезд [вй’эзд] , льёт [л’й’от] .
  • Один звук, если стоит после согласных, например, в словах день [д’эн’] , лён [л’он] , утюг [ут’уг] , мяч [м’ач’] . Здесь гласные буквы буквы «Е», «Ё», «Ю» и «Я» обозначают мягкость предшествующего согласного звука.
  • Классификация согласных звуков

    Согласные звуки «Б», «Бь», «В», «Вь», «Г», «Гь», «Д», «Дь», «Ж», «З», «Зь», «Й», «К», «Кь», «Л», «Ль», «М», «Мь», «Н», «Нь», «П», «Пь», «Р», «Рь», «С», «Сь», «Т», «Ть», «Ф», «Фь», «Х», «Хь», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ» — это звуки речи, состоящие или из одного шума, или шума и голоса, при произношении которых выдыхаемая из лёгких струя воздуха встречает на своём пути преграды.

    Согласные звуки различают по работе голосовых связок, по способу и месту образования, а также по степени напряжения средней части языка.

    1. По наличию или отсутствию вибрации голосовых складок:
    • звонкие звуки: «Б», «Бь», «Д», «Дь», «Г», «Гь», «В», «Вь», «З», «Зь», «Ж»;
    • сонорные звуки: «Л», «Ль», «Р», «Рь», «М», «Мь», «Н», «Нь», «Й»;
    • глухие звуки: «П», «Пь», «Т», «Ть», «К», «Кь», «Ф», «Фь», «С», «Сь», «Х», «Хь», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ».

    Голосовые складки могут занимать два положения: раскрыты (воздушная струя свободно проходит через них и голос не образуется — глухие согласные) или сомкнуты (воздушная струя, проходя через них, заставляет вибрировать их, и образуется голос — сонорные и звонкие согласные). Большинство звуков русского языка произносится с участием голоса.

    2. По способу образования:
    • Смычно-взрывные звуки «Б», «Бь», «П», «Пь», «Д», «Дь», «Т», «Ть», «Г», «Гь», «К», «Кь» — органы артикуляционного аппарата образуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходящей изо рта воздушной струей:
      • «Б», «Бь», «П», «Пь» — смычку образуют губы;
      • «Д», «Дь», «Т», «Ть» — передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами;
      • «Г», «Гь», «К», «Кь» — задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твёрдого нёба.
    • Смычно-проходные звуки: «М», «Мь», «Н», «Нь», «Л», «Ль» — органы артикуляционного аппарата образуют смычку, но для выходящей струи воздуха остаётся проход в другом месте:
      • «М», «Мь» — смычку образуют губы, воздушная струя идёт через нос;
      • «Н», «Нь» — передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, воздушная струя идёт через нос;
      • «Л», «Ль» — кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идёт по бокам языка, между языком и щекой.
    • Щелевые звуки (фрикативные, от латинского fricare «тереть»): «В», «Вь», «Ф», «Фь», «З», «Зь», «С», «Сь», «Ш», «Ж», «Щ», «Х», «Хь», «Й» — органы артикуляционного аппарата сближаются между собой, образуя щель, в которую идёт выдыхаемая струя воздуха:
      • «В», «Вь», «Ф», «Фь» — нижняя губа образует щель с верхними зубами;
      • «З», «Зь», «С», «Сь» — передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами — мягкими тканями, покрывающими альвеолярный (луночковый) край челюсти от шеек зубов и переходящими в слизистую оболочку нёба;
      • «Ш», «Ж», «Щ» — поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом. Может быть правильное звучание шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончик языка находится за нижними зубами, а щель образуется передней частью спинки языка с альвеолами или твердым нёбом);
      • «Х», «Хь» — задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом;
      • «Й» — средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом.
    • Смычно-щелевые звуки (аффрикаты, от латинского affrico «притираю»): «Ц», «Ч» — органы артикуляционного аппарата смыкаются, но смычка не взрывается, а переходит в щель, т. е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, причем переход от одной артикуляции к другой совершается незаметно:
      • «Ц» — передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвеолами, которая незаметно переходит в щель между ними;
      • «Ч» — кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходящую незаметно в щель между ними (правильное звучание бывает и при нижнем положении кончика языка).
    • Дрожащие звуки (вибранты, от латинского vibrans, vibrantis «дрожащий», «колеблющийся»): «Р», «Рь» — кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.

    Наибольшее количество согласных звуков в русском языке по способу образования — щелевые, при которых подвижные органы артикуляционного аппарата, приближаясь к неподвижным, образуют щель.

    Читайте также:
    Смешанный договор: что это такое, описание и особенности
    3. По месту образования:
    • губно-губные: «П», «Пь», «Б», «Бь», «М», «Мь»;
    • губно-зубные: «Ф», «Фь», «В», «Вь»;
    • переднеязычные: «Т», «Ть», «Д», «Дь», «Н», «Нь», «Л», «Ль», «С», «Сь», «Р», «Рь», «Ш», «Ж», «Щ», «Ч», «З», «Зь», «Ц»;
    • среднеязычные: «Й»;
    • заднеязычные: «К», «Кь», «Г», «Гь», «Х», «Хь».

    Место образования определяется подвижными органами (языком или губами), которые образуют преграду для выходящей воздушной струи.

    4. По подъёму к нёбу (степени напряжения) средней части языка:
    • твердые звуки: «Ц», «Ш», «Ж», «Н», «Б», «В», «Г», «Д», «З», «К», «Л», «М», «П», «Р», «С», «Т», «Ф», «Х»;
    • мягкие звуки: «Й», «Ч», «Щ», «Бь», «Вь», «Гь», «Дь», «Зь», «Кь», «Ль», «Мь», «Нь», «Пь», «Рь», «Сь», «Ть», «Фь», «Хь».

    В русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например, «Л» и «Ль», но есть и непарные звуки: только твердые — «Ш», «Ж», «Ц», только мягкие — «Ч», «Щ», «Й».

    Таблица классификации согласных звуков

    Классификация по акустическим признакам

    Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные «А», «Э», «И», «Ы», «О», «У».

    Сонорные (звучные) звуки — их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные «М», «Мь», «Н», «Нь», «Л», «Ль» «Р», «Рь» «Й».

    Шумные звуки — их качество определяется характером шума — акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:

    • «В», «Вь», «З», «Зь», «Ж» — звонкие шумные длительные;
    • «Б», «Бь», «Д, » «Дь», «Г», «Гь» — звонкие шумные мгновенные;
    • «Ф», «Фь», «С», «Сь», «Ш», «Х», «Хь» — глухие шумные длительные;
    • «П», «Пь», «Г», «Ть», «К», «Кь» — глухие шумные мгновенные.

    По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков:

    • свистящие: «З», «Зь», «С», «Сь»;
    • шипящие: «Ж», «Ш», «Щ», «Ч»;
    • твердые: «Ц», «Ш», «Ж», «Н», «Б», «В», «Г», «Д», «З», «К», «Л», «М», «П», «Р», «С», «Т», «Ф», «Х»;
    • мягкие: «Й», «Ч», «Щ», «Бь», «Вь», «Гь», «Дь», «Зь», «Кь», «Ль», «Мь», «Нь», «Пь», «Рь», «Сь», «Ть», «Фь», «Хь».

    Источники:

    • «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению», М. Ф. Фомичева, Е. Н. Кутепова;
    • «Основы логопедии», Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;
    • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева.

    Консультация «Характеристика нарушений звукопроизношения»

    Алена Клейко
    Консультация «Характеристика нарушений звукопроизношения»

    Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста.

    Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например м, н, т, п.

    Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с з, з ц, шипящие (ш, ж, ч, щ, сонорные (л, л’, р, р’, j, задне­язычные (к, к’, г, г’, х, х’, звонкие (в, з, ж, б, д, г, мягкие (т’,д’,н’).

    Часто твердые и мягкие пары согласных нарушаются в одинаковой степени. Например, если ребенок неправильно произ­носит звуки с, з, то дефектными оказываются также и их мягкие пары, т. е. с’ и з’. Исключение составляют звуки р и л. Мягкие пары этих согласных чаще всего произносятся правильно, так как они более просты по способу артикуляции, чем их твердые варианты.

    По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную.

    У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное, или мономорфное. У других детей нарушают­ся одновременно две или несколько групп звуков, например, ши­пящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное, или полиморфное.

    В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения:

    – искаженное произношение звука. Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например, велярный р, когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или увулярный р, когда вибрирует маленький язычок, а не кончик

    языка; межзубный с, боковой ш, двугубный л и др.

    – пропуск (отсутствие) звука в речи ребенка, т. е. неумение произ­носить его. Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребенок говорит «ыба», в середине (пароход — «паоход») и в конце (шар — «ша»).

    – замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка.Например: «колова» (корова).

    Звук может заменятьсядругим звуком, имеющимся в фонети­ческой системе языка.

    1) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных ки г взрывными переднеязычными ти д(«тулак» вместо кулак, «дудок» вместо гудок и т. п.);

    Читайте также:
    Субъект права: что это такое, описание и особенности

    2) замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающихся по способу образования, например фрикативного переднеязычного спереднеязычным взрывным т («танки» вместо санки);

    3) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например сгубно-зубным ф («фумка» вместо сумка и т. п.);

    4) замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка, «субы» вместо зубы);

    5) замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по признаку твердости и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо раз, «пула» вместо пила).

    Нестойкие (нестабильные) замены – смешения звуков.

    Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуля­ционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно язы­ком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Подобные нарушения называются фонетическими (некоторые ав­торы дают им определение антропофонические или моторные, так как при этом фонема не заменяется другой фонемой из фоне­тической системы данного языка, а звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.

    Нарушения групп звонких и мягких звуков:

    1. Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с) — недостатки произношения свистящих (с,с’, з,з’, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Один из самых распространенных видов нарушений произношения.

    2. Ротацизм (от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р) — недостатки произношения звуков ри р’.

    3. Ламбдацизм (от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л) —недостатки произношения звуков ли л’.

    4. Дефекты произношения нёбных звуков:

    – каппацизм — звуков ки к’;

    – гаммацизм — звуков ги г’;

    – хитизм — звуков х и х’;

    – йотацизм — звука й

    5. Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-ки т. д.

    Этот недостаток часто встречается у детей, страдающих тугоухостью.

    6. Дефекты смягчения — недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми, например д’-д, п’-п, к’-к, р’-р и т. д.

    Консультация «Характеристика нарушений поведения и деятельности у детей» Введение Нарушение поведения у детей может проявляться в непослушании, в неадекватных реакциях на замечания, снижение успеваемости при обучении,.

    Консультация «Характеристика шипящих звуков и их артикуляция» К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ. Звук ш согласный, глухой, твёрдый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. При.

    Консультация для воспитателей «Характеристика подвижных игр» Характеристика подвижных игр 1. Особенности подвижных игр 2. Педагогические основы организации и проведения подвижных игр 1. Подвижные.

    Консультация «Характеристика поведения детей» Характеристика поведения детей На основе диагностики и наблюдения за детьми, в группе старшего дошкольного возраста были выявлены дети с.

    Консультация «Характеристика различных видов игр дошкольников» В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени.

    Консультация «Характеристика старшего дошкольного возраста» Возраст 5-6 лет – это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной.

    Консультация для родителей «Характеристика речи детей 3–4 лет» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 140» Консультация для родителей: “Характеристика речи детей.

    Консультация «Патогенез нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией» Клиническая картина дизартрии была описана еще в конце 19 – начале 20 века. Однако единого определения этой формы речевого нарушения не.

    Консультация для родителей «О коррекции нарушений звукопроизношения» «О коррекции нарушений звукопроизношения» Подготовила: Инструктор по физической культуре Шимон О. А. Развитие правильного звукопроизношения.

    Особенности логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с ОНР 3 уровня Система логопедического воздействия имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа.

    Челеста

    Существуют звуки, напоминающие волшебство. Все их знают. Не все понимают, какой музыкальный инструмент способен окунуть в сказку. Челеста – музыкальный инструмент, способный сделать это.

    Что такое челеста

    Челеста – клавишный ударный инструмент небольшого размера. Средняя высота составляет один метр, ширина – 90 сантиметров. По классификации относится к идиофону.

    Слово «челеста» (по-другому – целеста) в переводе с итальянского языка означает «небесный». Название максимально точно описывает звучание. Услышав его единожды, забыть уже невозможно.

    По внешнему виду напоминает пианино. Сверху имеется полка для нот. Далее – клавиши. В нижней части установлены педали. Исполнитель располагается на удобном стуле перед образчиком.

    Данный музыкальный инструмент редко используется соло. Чаще всего звучит в составе группы, под руководством дирижера. Челеста используется не только для классической музыки. Появляются подобные звуки в джазе, популярной музыке, роке.

    Как звучит челеста

    Звучание челесты в музыке относится к образчикам, способным изумить меломана. Звук похож на перезвон небольших колокольчиков.

    Читайте также:
    Умышленное уничтожение или повреждение военного имущества

    Существует разделение образцов на два вида, при котором рассматривается диапазон звучания:

    • Инструмент способен охватывать четыре октавы: начиная с «до» 1-ой октавы и заканчивая «до» 5-ой октавы (с1 – с5). Является наиболее популярным видом.
    • До пяти с половиной октав.

    Подобная классификация поможет подобрать подходящий вариант для различных музыкальных произведений.

    Устройство инструмента

    По внешнему виду напоминает пианино. Соответственно, механизм получения звуков похожий, но более простой.

    Исполнитель, удобно расположившись на стульчике, нажимает клавиши, которые связаны с молоточками, бьющими по металлическим платформам. Последние установлены на деревянных резонаторах. В результате подобного удара появляется звук, напоминающий звон колокольчиков.

    История создания челесты

    История создания начинается с далекого 1788 года. Ч. Клаггет собрал «камертонный клавир», считающийся прародителем челесты. Механизм основывался на ударах молоточков о камертоны. Разное звучание достигалось за счет разных размеров стальных камертонов, установленных в образце.

    Второй этап истории начинается с момента создания французом Виктором Мюстель «дультисона». Произошло событие в 1860 году. Данный образчик имел схожий принцип работы. Позднее сын Виктора, Огюст Мюстель доработал механизм. Камертоны были заменены на стальные пластины с резонаторами. В 1886 году данное изобретение было запатентовано. Полученный образец назвали «челеста».

    Использование

    Создание нового инструмента повлекло его появление в различных произведениях. Наибольшую популярность получил в конце 19 и начале 20 веков.

    Впервые целеста появилась в произведении У. Шекспира «Буря» в 1888 году. Применил ее в составе своей группы композитор Эрнест Шоссон. Это было триумфальное звучание академической музыки.

    Данные выступления во Франции поразили П.И. Чайковского. Русский композитор восхищался услышанным и решил привезти данное звучание на родину. Звуки колокольчика появились в произведениях великого музыканта. Впервые в России событие произошло в 1892 году в Мариинском театре на премьере балета «Щелкунчик». В последующие годы подобные звуки появились в балладе «Воевода».

    В классической музыке челеста появлялась и в других творениях известных композиторов. Г. Малер включил ее в симфонии №6 и №8, «Песнь о земле». Г. Холст – в сюиту «Планеты». Симфонии номер 4, 6 и 13 Дмитрия Шестаковича также содержат подобные звучания. Появлялся инструмент в операх «Сон в летнюю ночь» (Э. Бриттен), «Дальний звон» (Шрекер), «Эхнатон» (Ф. Гласс).

    Звуки «колокольчика» встречались не только в симфонических произведениях. В начале 20 века подобные звучания начали появляться в совершенно ином стиле – джазе. Сюда могут относиться Э. Хайнс, Х. Кармайкл, О. Питерсон, Ф. Уоллер, М. Льюис, Т. Монк, Д. Эллингтон. Музыканты успешно использовали челесту в своих композициях.

    Интересные факты

    Целеста – удивительный по звучанию инструмент. Может выглядеть как пианино, но звучание неповторимо.
    Взять хотя бы интересный факт, связанный с балетом «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Во втором акте под хрустальные капельки мелодии танцует фея Драже. Создается впечатления, что горошины из стекла падают на серебряное блюдце, а потом отскакивают и пропадают. Другие же сравнивают данные звуки с падением капель воды. Замысел композитора смог стать реальностью благодаря «небесному». Чайковский восхищался им. И в то же время боялся делиться находкой. Храня тайну, с помощью П.И. Юргенсона сумел выписать инструмент из Франции. Тайна хранилась до самой премьеры.

    Описанный факт лишь подтверждает неповторимость и уникальность челесты. Простой механизм позволяет получить незабываемые звуки «колокольчика». Вплоть до настоящего времени не существует инструмента, который смог бы стать альтернативой «небесному».

    Исследование следов выстрела

    Материал из CrimLib.info

    В результате исследований следов выстрела на месте происшествия могут быть получены ты на следующие вопросы:

    1) применялось ли на месте происшествия огнестрельное оружие?

    2) какое оружие (вид; система, модель, экземпляр) применялось?

    3) какова дистанция выстрела?

    4) каково направление выстрела?

    5) каково количество и последовательность выстрелов? Рассмотрим каждый из этих вопросов более подробно.

    Содержание

    • 1 Применялось ли на месте происшествия огнестрельное оружие?
    • 2 Какое оружие (вид, система, модель, экземпляр) применялось?
      • 2.1 Определение патрона по гильзе
      • 2.2 Определение системы оружия по гильзе
      • 2.3 Установление экземпляра огнестрельного оружия
    • 3 Какова дистанция выстрела?
    • 4 Смотри также

    Применялось ли на месте происшествия огнестрельное оружие?

    При выяснении этого факта необходимо учитывать:

    а) установление огнестрельных повреждений на теле и одежде потерпевшего, а также на предметах неживой природы;

    6) наличие в повреждениях снарядов;

    в) обнаружение на месте происшествия огнестрельного оружия, стреляных пуль, гильз, дроби, пыжей;

    г) направление и дистанцию выстрелов по повреждениям, месторасположению оружия и боеприпасов;

    д) принадлежность оружия и боеприпасов определенным видам, системам, моделям;

    е) совпадение видов, систем (моделей) огнестрельного оружия и боеприпасов.

    Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что на месте происшествия действительно производилась стрельба.

    Какое оружие (вид, система, модель, экземпляр) применялось?

    Этот вопрос разрешим в том случае, если преступник оставил или потерял огнестрельное оружие на месте происшествия. В результате осмотра этого оружия устанавливаются его групповые и индивидуальные признаки, определяется источник происхождения.

    Читайте также:
    Секретариат ООН: что это такое, описание и особенности

    В большинстве случаев на месте происшествия обнаруживаются пули и гильзы, экспертиза которых позволяет установить вид, систему, модель, а также экземпляр оружия, из которого они были отстреляны. Такое исследование включает в себя три этапа.

    Определение патрона по гильзе

    Первый этап связан с определением патрона по гильзе.

    Конструктивные особенности (материал, цвет, форма корпуса и пр.), а также размерные данные гильзы (длина, внутренний диаметр дульца и диаметр шляпки и пр.), наличие, форма и расположение на ней следов огнестрельного оружия (следы бойка, зацепа выбрасывателя, отражателя и пр.) являются основанием для установления модели патрона, которому эта гильза принадлежала до отстрела. В случае установления принадлежности гильзы отечественному распространенному патрону опознание последнего обычно не составляет большого труда. В противном случае для определения патрона, которому принадлежала обнаруженная гильза, применяются специальные данные, содержащиеся в справочно-методической литературе. После установления вида, системы (модели) патрона, которому принадлежала гильза, определяются системы оружия, для которых этот патрон является штатным или из которых он мог быть отстрелен.

    Таким образом, второй этап исследования гильзы связан с определением по ней системы оружия.

    Определение системы оружия по гильзе

    В рамках этого этапа данные о следах, их форме, размерах и расположении на гильзе сопоставляются с данными о совокупности следов, характерных для систем огнестрельного оружия, из которого могла быть отстрелена эта гильза. В итоге совпадение этих данных позволяет определить систему (иногда две или три системы) оружия, из которого, производилась стрельба.

    Установление экземпляра огнестрельного оружия

    На третьем этапе происходит установление экземпляра огнестрельного оружия.

    С этой целью при осмотре обнаруженной на месте происшествия гильзы необходимо предпринять все меры для выявления в следах отображения существенных особенностей (дефектов) следообразующих деталей огнестрельного оружия. Именно эта особенности играют важную роль при установлении его конкретного экземпляра.

    Аналогичным образом устанавливаются вид, система (модель) огнестрельного оружия по следам, оставленным на пулях. Однако в отличие от следов, оставленных на гильзе, по следам на пулях обычно устанавливают несколько систем оружия, что не исключает возможности использования их индивидуальных особенностей в обнаружении искомого ствола.

    Какова дистанция выстрела?

    О дистанции выстрела могут свидетельствовать не только выявленные и зафиксированные в ходе осмотра критические признаки, но и данные о видах оружия (нарезное или гладкоствольное), а также снаряда (моноснаряд — пуля или полиснаряд — дробь, картечь), нанесших повреждение. В том случае, если оружие, патроны, пули или гильзы отсутствуют на месте происшествия, вид оружия определяется путем оценки огнестрельных повреждений.

    Основанием для вывода о том, что выстрел произведен из нарезного оружия, могут служить диаметр повреждения (от 2 до 10 мм) и незначительная интенсивность следов дополнительных факторов выстрела. В то же время для гладкоствольного охотничьего оружия характерны:

    • наличие следов от полиснаряда,
    • обширные механические разрывы от действия пороховых газов,
    • обугливание краев повреждения,
    • многочисленные крупные не полностью сгоревшие порошинки,
    • значительные по диаметру (более 10 мм) пулевые и слитные дробовые повреждения.

    В зависимости от вида огнестрельного оружия и использованного снаряда избираются те или иные методы экспертного исследования по установлению дистанции выстрела.

    Основные и дополнительные следы выстрела (понятие, виды, криминалистическое значение). Правила обнаружения, фиксации и изъятия следов выстрела.

    Следы на преградах возникают от воздействия на них снаряда (основные следы) либо от воздействия факторов сопутствующих выстрелу (дополнительные следы).

    Основными следами выстрела являются различные по значи­мости повреждения (изменения) преграды. К ним относятся: пробоины (ранения) – сквозные или слепые отверстия; вмятины — в твердом, чаще металлическом предмете; отщепы или отколы — в дереве или хрупких преградах (стекло), являющиеся следом рико­шета. При повреждении преграды пулей образуется одна пробои­на, в области входного отверстия присутствует поясок обтирания, а на коже человека – поясок осаднения. Множественный метаемый заряд (дробь, картечь) на дистанции 1-2 м образует одно повреж­дение, а дальше – фрагментируется, оставляя несколько поврежде­ний, количество и площадь которых увеличивается с увеличением дистанции выстрела.

    К дополнительным следам выстрела относятся:

    • Отдача оружия и возвращение его вперед к мишени. При выстреле в упор или близком к упору происходит удар передней части оружия (дульного среза, пламегасителя или дульного ком­пенсатора) о преграду. В результате чего образуется отпечаток, который называется «штанцмаркой».

    Выбрасывание из канала ствола с большой скоростью рас­каленных пороховых газов. Это вызывает термическое и механи­ческое воздействие на преграду, а также отложение на преграде веществ, входящих в состав пороховых газов. К термическому воздействию относится: опаление, обгорание либо обугливание преграды. К механическому воздействию: разрывы ткани одежды и тела человека (могут иметь линейную, крестообразную или луче­образную форму, букв «Т», «Н», «К» в зависимости от структуры следовоспринимающего объекта). Механическое воздействие по­роховых газов обычно проявляется на дистанции от 2—3 до 10-15 см.

    При обнаружении оружия его фотографируют, не беря в руки, отмечают его местонахождение в протоколе и на плане (схеме), указывают вид и систему оружия, месторасположение оружия по отношению к трупу, куда обращен ствол. Изымают оружие, соблюдая меры предосторожности, имея в виду то, что оно может быть заряжено. В первую очередь оружие разряжают, после чего приступают к его подробному осмотру.

    Читайте также:
    Таможенные сборы: что это такое, описание и особенности

    При обнаружении боеприпасов в протоколе и на плане (схе­ме) отмечают их расположение, фотографируют, после чего изма­ют и осматривают.

    При обнаружении пули в преграде в протоколе и на плане (схеме) отмечается месторасположение пулевого отверстия, фик­сируется его внешний вид и признаки (диаметр, глубину направ­ление канал), а затем извлекают пулю, таким образом, чтобы инст­рументы извлечения не коснулись пули и не оставили на ней сле­дов. Если пуля лежит свободно на поверхности, то обращают вни­мание на следы-вещества, которые могут быть на ней (мельчайшие частицы стекла, следы краски и т. п.). Это позволяет определить, через какие преграды прошла пуля, или от какой поверхности сри­кошетила. Пули, изъятые с места происшествия, проверяются по данным криминалистического учета пуль и гильз, не выстреляны ли они из оружия, применявшегося ранее.

    Для обнаружения гильз чаще всего применяется металлоискатель. Обнаружив гильзу, в протоколе, плане (схеме) указывают ее месторасположение, фотографируют, после чего изымают и ос­матривают. Факт отсутствия гильзы может свидетельствовать: о неисправности примененного оружия; о применении револьвера или охотничьего оружия; об использовании шомпольного оружия (заряжаемого с дула), в том числе самодельного; о сокрытии гиль­зы преступником.

    Установление направления выстрела. Понятие, виды и установление дистанции выстрела и места нахождения стрелявшего.

    Для установления направления выстрела в первую очередь нужно определить входное и выходное отверстия (в случаях сквозного повреждения). Наиболее надежным признаком входного отверстия является наличие дополнительных следов выстрела. Отверстие, вокруг которого располагаются следы опаления, копоть и несгоревшие порошинки, является входным. Ценные данные для разрешения этого вопроса можно получить изучением строения пробоины. В типичных случаях пробоина имеет форму воронки, обращенной широкой частью в сторону полета пули (пробоины в стекле, дереве, кости и т.п.). Атипическое строение пробоины наблюдается при выстрелах в упор и с очень близких расстояний. Следует иметь в виду, что входное пулевое отверстие не всегда имеет круглую форму, а может быть овальным (при поражении объекта под углом) и неправильной формы (при поражении деформированными пулями, пулями спецназначения, при выстрелах из обрезов и дробовых ружей).

    Установлению направления полета пули содействует обнаружение частиц преграды, выбиваемых пулей в сторону ее движения.

    Ценным признаком входного пулевого отверстия являются пояски обтирания (или загрязнения и металлизации). При внедрении пули в преграду она, выталкивая часть материала преграды вперед и раздвигая его, оставляет имеющиеся на ней частицы на материале преграды. В результате вокруг пулевого отверстия образуется сероватый поясок обтирания шириной в несколько миллиметров. Поясок образуется за счет различных загрязнений, имеющихся на пуле (частицы копоти выстрела, оружейной смазки, металлические частицы со ствола и самой пули).

    Входное и выходное отверстия в стекле могут быть определены по веерообразному рельефу боковых граней стекла в образовавшихся трещинах. В радиальных трещинах расширяющаяся часть веерообразного рисунка обращена в сторону полета пули, в концентрических – к стрелку.

    Установив входное и выходное отверстия в преграде, следует перейти к установлению угла, под которым пуля пробила преграду. Для разрешения этого вопроса исследуется, в первую очередь, угол, образуемый раневым каналом и поврежденной поверхностью. С этой целью в слепой или сквозной канал при достаточной толщине поврежденного предмета вставляется прямой стержень соответствующего диаметра, который и покажет угол и направление полета пули. Ориентировочные данные об угле поражения могут быть получены также путем изучения топографии дополнительных следов выстрела и пулевого повреждения.

    В случаях выстрела под прямым углом дополнительные следы выстрела располагаются в виде правильного круга с пулевым отверстием в центре. При выстрелах под углом дополнительные следы выстрела располагаются в виде овала, а пулевое отверстие – не в центре, а эксцентрично ближе к той стороне, откуда был произведен выстрел. Установление места, откуда был произведен выстрел, осуществляется путем визирования. Его способ зависит от вида и числа пробоин. Простейший способ визирования – это визирование по бумажной трубочке, вставленной в пробоины, имеющиеся в двух стеклах оконной рамы. В случаях, когда пробоины расположены на значительных расстояниях, между ними натягивается нить, направление которой укажет направление полета пули. Следует иметь в виду, что полученные таким образом данные могут оказаться неточными при визировании на расстоянии свыше 50 м. В этом случае траектория полета пули (кривая) заметно отклоняется от идеально прямой линии визирования.

    Место, откуда был произведен выстрел, может быть установлено и расчетно-графическим методом. С этой целью составляются масштабные планы места происшествия с точным обозначением на них нанесенных пулей повреждений на предметах обстановки, которые соединяются прямой. Горизонтальная проекция плана показывает расположение линии полета пули относительно предметов обстановки (вид сверху), вертикальная проекция – на восходящее или нисходящее направление полета пули и его уровень (вид сбоку).

    Читайте также:
    Разногласия с заказчиком из-за изменения задания.

    В ходе осмотра поврежденной преграды исследуются поверхность, на которой имеется огнестрельное повреждение, входное и выходное отверстия, раневой канал, следы действия пороховых газов: надрывы, опаления, обугливания, отложения пороховой копоти и порошинок, осыпь дроби и другие следы выстрела. Путем их изучения можно получить много ценных данных для определения расстояния и направления выстрела, относительного положения оружия и поврежденной преграды, места выстрела, а в ряде случаев – системы использованного оружия. Поэтому все поврежденные преграды должны быть подвергнуты тщательному осмотру на месте их обнаружения, желательно с участием криминалиста-баллиста, полученные данные зафиксированы, а сами вещественные доказательства надлежащим образом изъяты и в необходимых случаях направлены на экспертизу.

    При обнаружении пробоины тщательно определяется ее местонахождение на предмете (стене, потолке, предмете обстановки и т.д.), для чего производятся возможно более точные замеры высоты расположения пробоины над уровнем пола или грунта, ее расположения относительно двух неподвижных ориентиров, например стен комнаты, а также относительно других поврежденных данным выстрелом предметов. Осмотром поверхности, на которой имеется повреждение, стремятся выявить все имеющиеся следы выстрела: поясок обтирания, опаления или обугливания, надрывы, трещины, зоны пороховой копоти, следы смазки, внедрившиеся порошинки. При этом отмечаются размеры повреждений и зон, их форма, расположение на предмете и относительно основного повреждения. Осмотр производится с применением лупы и источника ультрафиолетовых лучей. Внимательно осматривается строение пулевого канала и следы, имеющиеся в глубине этого канала. Выбитые снарядом частички преграды следует обнаружить и описать их характер и местонахождение. Исследование, измерение, описание и фотографирование пробоин и дополнительных следов выстрела Должны быть произведены до изъятия I преграды, связанного с изменением ее первоначального положения и состояния, например в связи с выпиливанием части преграды, изъятием застрявшей в ней пули и т.п.

    Дистанция выстрела.

    В криминалистической баллистике различают три дистанции выстрела:

    а) выстрел в упор;

    б) выстрел на близком расстоянии;

    в) выстрел на дальнем расстоянии.

    При выстреле в упор дульный срез оружия полностью или частично соприкасается с повреждаемой поверхностью. Близким выстрелом считается тот, при котором на преграду действуют не только пуля, но и вырывающиеся из ствола пороховые газы, копоть и несгоревшие порошинки. При дальнем выстреле действие указанных дополнительных факторов выстрела на преграду прекращается.

    Характерным признаком выстрела в упор является отпечаток дульного среза оружия на преграде – штанцмарка. Вместе с дульным срезом нередко отпечатываются другие детали, находящиеся водной плоскости: намушник, кожух, шомпол. Штанцмарка позволяет судить о виде и калибре оружия.

    Раскаленные пороховые газы, вырываясь с большой скоростью канала ствола, обладают большой кинетической энергией, механическим и термическим действием. Характер и выраженность этого действия определяются составом и состоянием порохового ряда дымного и бездымного пороха, длиной ствола оружия, видом повреждаемой поверхности и другими условиями.

    На расстоянии нескольких (1-3) сантиметров пороховые газы храняют форму канала ствола огнестрельного оружия и оказывают на преграду пробивное действие. При этом образуется дефект ткани, размеры которого могут в несколько раз превышать размеры пули и будут тем больше, чем меньше эластичность порождаемой преграды. На более дальних дистанциях пороховые газы, встречая сопротивление воздуха, приобретают грибообразную форму и оказывают на преграду разрывное действие, выражающееся в надрывах краев входного отверстия. Форма этого надрыва может быть линейной (щелевой), крестообразной или звездообразной. Размеры надрыва зависят от дистанции выстрела вида повреждаемой преграды.

    Важным признаком близкого выстрела является отложение копоти выстрела, образующейся в результате разложения порогового и капсюльного зарядов. Копоть выстрела осаждается на преграде вокруг пулевого отверстия в виде черно-серого пятна округлой формы.

    При выстрелах из современных образцов огнестрельного оружия копоть выстрела отлагается на преграде на расстоянии не далее 30-50 см. При стрельбе в многослойные преграды, например одежду, копоть выстрела может отлагаться вокруг входного отверстия и при дальних дистанциях стрельбы (до 900 м и более).

    К числу признаков близкого выстрела относятся внедрившиеся в преграду пороховые зерна и частички оружейной смазки. Большая часть пороховых зерен не отлетает дальше 80 см. Частички смазки выбрасываются на 45-150 см. При выстрелах в упор на поверхности поврежденного предмета в ряде случаев не обнаруживается следов копоти и внедрившихся порошинок или эти следы выражены слабо. Объясняется это тем, что основная масса пороховых газов устремляется в раневой канал, на стенках которого и отлагаются указанные дополнительные следы выстрела.

    В очевидных случаях следы близкого выстрела устанавливаются путем обычного осмотра. Однако когда выстрел произведен в темную ворсистую ткань, требуется применение специальных методов.

    Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 4197 ; Мы поможем в написании вашей работы!

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: