Служебная дисциплина: что это такое, описание и особенности

Служебная дисциплина – это. Определение и значение

Понятие служебной дисциплины – это одновременно и просто, и сложно. Предмет данной статьи может рассматриваться как в общих чертах, так и в рамках специализированных срезов (например, для правоохранительных органов). Так, что же собой представляет служебная дисциплина?

Вводная информация

Начать следует с определения терминологии. Служебная дисциплина – это соблюдение установленных инструкциями и положениями, должностных обязанностей и/или не нарушение существующих правил на предприятии/организации. В зависимости от того, о каком объекте идет речь, ей уделяют разное внимание.

Так, склад продуктов – это одно, горюче-смазочных материалов – совсем другое, а подразделение внутренних органов – третье. Чтобы не распыляться, в рамках статьи будет рассмотрено, что же собой представляет служебная дисциплина в ОВД. Ведь она претерпевает интересные изменения, о которых следует рассказать.

Что собой представляет служебная дисциплина в органах внутренних дел? О подготовительных аспектах

Социальные и экономические перемены в стране сказываются и на личном составе подразделений МВД. Относительно недавно (в 2011 году) была проведена реформа ОВД. Учитывая довольно значительный срок, который прошел после того времени, можно подвести итог того, как законодательные изменения повлияли на ситуацию. В первую очередь необходимо вспомнить о документах под номерами № 3-ФЗ и № 342-ФЗ. Кроме этого, можно вспомнить и о политике государства, которая провозглашает работу в стороны повышения законности и служебной дисциплины в правоохранительных структурах. Для этого:

  • оценивается дисциплина среди сотрудников;
  • проводится социально-правовая работа;
  • осуществляется деятельность психологов, а также тематических учреждений культуры;
  • воплощаются социально-правовые гарантии.

Источниками информации обо всем этом выступают отчеты. В них (в идеале) можно найти данные про любое грубое нарушение служебной дисциплины, законности, а также обо всех совершенных сотрудниками ОВД преступлений.

Такое информационное разнообразие позволяет целенаправленно и оперативно вести работу по улучшению морально-психологического портрета личного состава, несущего службу, а также оперативно реагировать на существующие пробелы в законодательстве для разработки, создания и воплощения механизмов охраны сотрудников. Это позитивно сказывается на дисциплине и законности.

Анализ положения

Чтобы найти и устранить причины правонарушений, необходимо тщательно разобрать ситуации, что способствуют их возникновению, и принять меры по недопущению их в будущем. Но это легко только на словах. Нарушение служебной дисциплины сотрудниками правоохранительных органов сложно объединить в одну картину из-за значительного количества привлечений, которые, увы, за последнее десятилетие только растут. Почему? Возможно, сыграло свою роль то, что на это меньше закрывают глаза. Или очень большое количество документов, от которых зависит соблюдение дисциплины: реализация предоставленных прав, исполнение приказов и распоряжений непосредственных и прямых руководителей, контракт, присяга, устав и законодательство. Если говорить о №342-ФЗ, то в нем интерес предоставляют статьи 47-51. В них определяется понятие самой служебной дисциплины, обязанности начальников по ее поддержанию, перечисляются возможные поощрения, взыскания, рассматривается порядок их применения, а также права и ответственность руководящих сотрудников. В №3-ФЗ за дисциплинарные вопросы отвечает статья 39.

Правовая основа известна. А что же дальше?

Далее опускаемся на более низкий уровень, где служебная дисциплина и законность начинают регулироваться уставом органов внутренних дел РФ. Этот документ утверждается президентом РФ. Следует отметить, что сейчас он не принят (есть только у вооруженных сил).

То есть данный вопрос полностью с нормативно-правовой точки зрения не урегулирован. Если говорить о том, что собой должна представлять в идеале служебная дисциплина, это безупречное соблюдение норм Конституции, законов и прочих правовых актов, добросовестное исполнение обязанностей, профессиональное совершенствование. Плюс ко всему, сотрудникам следует вырабатывать в себе такие качества, как честность, мужественность, опрятность, соблюдать права и свободы личности, а также внимательно относиться к сослуживцам. Достичь этого можно только при наличии самосознания сотрудников. Методы внешнего воздействия на их поведение только вторичны. Им следует уделить больше внимания.

О методах внешнего воздействия

Укрепление служебной дисциплины – это важный и неотъемлемый процесс успешного развития и совершенствования всей правоохранительной системы. В качестве наиболее важных следует упомянуть методы убеждения, взыскания и наказания.

Методы убеждения. Должны явно превалировать в деле поддержания дисциплины на высоком уровне. Необходимое условие – умение руководства располагать подчиненных к себе, добиваться взаимопонимания, заслуживать доверия и проявлять требовательность. Особенно важным является личный положительный пример. Не зря ведь говорят – рыба гниет с головы.

Методы дисциплинарного поощрения/взыскания. Если предыдущую группу может использовать любой руководитель, то перечень тех, кто может применять вот эту, устанавливается министром внутренних дел РФ. Так, к примеру, оговаривается, что сотрудники не должны принимать участие в заведомо преступных действиях или выполнять сопутствующие им приказы. И в случае конфликта между распоряжениями вышестоящего начальства и законодательства, необходимо ориентироваться на последнее. Поэтому служебная дисциплина в органах внутренних дел трактуется как ненадлежащее исполнение обязанностей (или уклонение от них), не влекущее административной или уголовной ответственности. К этому мы еще вернемся.

При этом необходимо трудиться над:

  • созданием условий для отдыха, труда, повышения квалификации;
  • воспитывать и развивать чувство ответственности за выполнение возложенных служебных обязанностей;
  • обеспечением гласности и объективности в оценке деятельности;
  • уважать честь и достоинство сотрудников;
  • не допускать протекционизма по личным мотивам.
Читайте также:
Служебная командировка: что это такое, описание и особенности

О поощрениях и взысканиях

Они являются мерой укрепления служебной дисциплины. Это могут использовать только прямые начальники и исключительно в рамках существующих полномочий. Для объявления поощрений и взысканий используются приказы. Хотя замечание, благодарность, выговор, наряд вне очереди могут назначаться и устно.

Здесь есть один очень важный момент: если взыскание было наложено приказом, то его нельзя снять устно. Обо всех принятых решениях относительно сотрудника может быть объявлено ему устно, перед строем сослуживцев или на собрании (совещании).

Какие поощрения используются для поддержания служебной дисциплины?

Чтобы отметить образцовое исполнение возложенных обязанностей и достигнутые значительные результаты, используются:

  • выдача денежной премии;
  • объявление благодарности;
  • награждение почетной грамотой;
  • занесение на Доску (в Книгу) почета;
  • награждение нагрудным знаком;
  • досрочное присвоение очередного специального звания;
  • предоставление именного оружия;
  • досрочное снятие наложенного ранее дисциплинарного взыскания;
  • награждение ценным подарком.

В учебных заведениях, подчиненных министерству внутренних дел РФ дополнительно существует:

  • повышение размера получаемой стипендии;
  • получение внеочередного увольнения из учебного заведения.

Более того, за проявленную отвагу и мужество сотрудники могут быть представлены к целому ряду государственных наград РФ.

Какие взыскания используются для поддержания служебной дисциплины?

За различные нарушения на сотрудников может быть наложен:

  • выговор;
  • замечание;
  • строгий выговор;
  • понижение в должности;
  • предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • лишение нагрудного знака;
  • понижение в звании;
  • увольнение из структуры органов внутренних дел.

В учебных заведениях, работающих под эгидой МВД РФ, кроме этого, применяются взыскания в виде:

  • назначение в наряд по службе вне очереди;
  • отчисление из учебного заведения.

При этом есть количественное ограничение. Так, на одни случаи нарушения служебной дисциплины может накладываться только одно дисциплинарное взыскание. И наложено оно должно быть не позднее, чем через десять суток после того, как о нем стало известно начальству. Если требуется проведение служебной проверки, возбуждение дела об административном правонарушении или уголовном преследовании, то на это дается один месяц. Кроме того, нельзя налагать дисциплинарное взыскание во время болезни сотрудника или при его пребывании в командировке или отпуска, а также в случаях, если прошло больше шести месяцев.

Бюрократические моменты

Как видно, служебная дисциплина на службе в правоохранительных структурах довольно сильно регулируется.

Если изучать очень подробно, с учетом всех моментов, то можно отметить для себя, что бюрократия живет и здравствует. Так, к примеру, прежде чем налагать взыскание, от сотрудника необходимо получить письменное объяснение. Если нужно, то проводится проверка предоставленных в нем сведений, по результатам которой выносится заключение. Затем в приказ включаются мотивы неправомерного поступка, и он оглашается сотрудникам после расписки провинившегося. В исполнение оно проводится немедленно.

Как снять?

Если кто-то оступился и искренне раскаялся, значит ли это, что взыскание будет отображаться на всей его карьере? Нет. Если в течение года с момента его наложения сотрудник не давал поводов для повторного наказания, то проступок считается снятым. Для устного взыскания срок становит один месяц. И не следует забывать о том, что оно может быть снято и в качестве поощрения. Кроме этого, провинившийся сотрудник (или считающийся таковым) может подать жалобу на взыскание. Хотя процент удовлетворительных решений и невелик, но он все же существует. Об этом всегда следует помнить и не опускать руки, если взыскание было наложено несправедливо.

Как повлиять на это?

Служебная дисциплина в полиции является проверенным временем механизмом. Но, увы, она все еще далека от идеала. Ряд положений по взаимоотношениям устанавливается министром внутренних дел РФ. Поэтому, если есть желание повлиять на всю систему, необходимо обращаться непосредственно к этому чиновнику. Ряд различных положений может быть изменен или установлен определенным уровнем руководства.

Так, к примеру, при необходимости, если определенное действие выходит за рамки полномочий одного начальника, то он обязан обратиться к вышестоящему должностному лицу, чтобы получить его согласие/поддержку/содействие для совершения определенных дел. Если говорить об определенных локальных проблемах, то это самый лучший вариант. Как пример, награждение именным оружием.

Заключение

Вот, что собой представляет служебная дисциплина в правоохранительных структурах. Если говорить об гражданских объектах, то там все не так серьезно. А вот если затронуть армию, то внимание дисциплине здесь уделяется существенное. Но то, какая должна быть служебная дисциплина, поощрения и взыскания, зависит от того, какие цели преследуются, и в каких условиях приходится работать. Само собой, что сравнивать склад со строительными материалами и районную часть милиции, где хранится множество единиц оружия, нельзя. У них должны быть разные режимы работы, ответственность сотрудников, служебная дисциплина – все согласно возможным рискам. Всегда необходимо оценивать возможные последствия при негативном развитии ситуации.

Трудовая и служебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 12:03, контрольная работа

Краткое описание

Содержание трудовой дисциплины можно определить как надлежащее поведение работника, соответствующее предписаниям законодательства о труде, условиям трудового договора и основанным на них распоряжениям работодателя. Такое определение дает возможность для качественной характеристики состояния трудовой дисциплины: высокая, низкая, нормальная, недостаточная и т. д.

Содержание

Введение 3
1. Понятие трудовой дисциплины 4
2. Виды дисциплины труда 11
3. Понятие и характеристика служебной дисциплины 13
4. Проблемы поддержания служебной дисциплины. 16
Заключение 19
Библиографический список 21

Читайте также:
Вычитается ли подоходный налог, если зарплата меньше МРОТ
Вложенные файлы: 1 файл

труд и служ дисциплина.doc

Виды нарушении дисциплины труда можно различать в зависимости от содержания тех норм (правил трудового поведения), которые составляют нормативную основу внутреннего трудового распорядка организации. Это нормы субординации и координации работников в процессе труда, нормы, определяющие режим рабочего времени и времени отдыха, и технологические нормы. Эффективное ведение техпроцесса предполагает соблюдение не только технологических норм, определяющих поведение работника и работодателя по использованию средств производства в целях получения запрограммированного результата труда, но и норм, регулирующих ведение техпроцесса во времени. Рабочее время и время отдыха регулируется с учетом особенностей (требований) техпроцесса: прерывное (обычное) производство и непрерывный процесс труда, ведение техпроцесса в ночное время или с разделением рабочего дня на части и т. п. Процесс труда предполагает соблюдение норм субординации (соподчинения) и норм координации работников. Виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей считается дисциплинарным проступком.

Следовательно, можно выделить три вида дисциплинарных проступков:

– виновное нарушение работником технологических норм (технологические);

– виновное неисполнение или ненадлежащее соблюдение субъектом трудового права норм субординации и координации в процессе управления трудом (управленческие);

– виновное несоблюдение субъектом трудового правоотношения норм, регулирующих рабочее время и время отдыха (режимные, т. е. нарушающие «режим рабочего времени» — ст. 100 ТК РФ).

Вид дисциплинарного проступка влияет на порядок установления обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении или ненадлежащем соблюдении работником своих трудовых обязанностей.

3. Понятие и характеристика служебной дисциплины

Важную роль в обеспечении эффективности государственной службы играет служебная дисциплина. В целом социальная дисциплина рассматривается как строгое подчинение правилам поведения, порядку деятельности и отношений, установленных для какой-либо определенным образом организованной социальной группы (коллектива). Важное место среди них занимает государственная дисциплина, которая базируется на правовых нормах, установленных государством, вследствие чего она имеет юридическую природу. Одним из видов государственной дисциплины является служебная дисциплина на гражданской службе, которая выполняет роль организующего фактора, упорядочивает и охраняет систему отношений внутри коллектива служащих.

Понятие служебной дисциплины тесно связано с понятием законности. Однако полностью они не совпадают. Так, законность заключается в точном, неуклонном и единообразном исполнении (соблюдении) законов и других юридических норм всеми государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями и гражданами. Принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Служебная дисциплина распространяет свое действие только на государственные органы и определяется нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность. Кроме того, в отличие от законности, служебная дисциплина требует исполнения не только правовых норм, но и индивидуальных предписаний, технических норм и правил, в том числе не имеющих правового характера.

Следовательно, не всякое нарушение служебной дисциплины является нарушением законности (хотя они могут совпадать) и не всякое нарушение законности является нарушением дисциплины. Это относится, в частности, к нормам гражданского, семейного и иных отраслей законодательства.

В соответствии с Федеральным законом “О государственной гражданской службе Российской Федерации” служебная дисциплина на гражданской службе – это обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. 6

Служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Таким образом, служебная дисциплина на гражданской службе существует в диалектическом единстве ее объективной и субъективной сторон. Объективная сторона находит свое выражение в правовых нормах, правилах дисциплины, закрепляющих требования, предъявляемые к гражданским служащим, и порядок их выполнения. Эти нормы и правила составляют содержание служебной дисциплины. Субъективная же ее сторона проявляется в фактическом соблюдении гражданскими служащими установленных требований.

Законом “О государственной гражданской службе Российской Федерации” предусмотрены правовые средства укрепления дисциплины. К ним относятся:

– поощрения и награждения за гражданскую службу;

Среди мер укрепления служебной дисциплины важную роль играет применение дисциплинарных взысканий. Согласно закону “О государственной гражданской службе Российской Федерации” дисциплинарные взыскания применяются за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей. Представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п/п. “а”-“г” п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 указанного Федерального закона.

4. Проблемы поддержания служебной дисциплины

В ряде органов государственной службы принять говорить о соблюдении служебной дисциплины. Служебная дисциплина имеет общие черты с другими видами государственной дисциплины, но обнаруживает определенную специфику. Такая служебная дисциплина требует четкого повиновения приказам начальника, содействия им в обеспечении установленного порядка и прекращения замеченных нарушений со стороны сослуживцев, личной ответственности не только за собственное поведение, но и за состояние дисциплины в профессиональном коллективе. Начальник несет ответственность за состояние дисциплины среди подчиненных. Служебная дисциплина обязывает начальников воспитывать подчиненных в духе выполнения требований законов, приказов и распоряжений, развивать и поддерживать у них осознание служебного долга, чести и профессионального достоинства. 7

Читайте также:
Торговое товарищество: что это такое, описание и особенности

Практика показывает, что обеспечение высокого уровня дисциплины невозможно без психологических особенностей их работников и профессиональных коллективов. Дисциплинированное поведение зависит от направленности личности, особенностей характера, темперамента, темперамента, способностей работника. Своеобразно преломляясь и взаимодействуя друг с другом, элементы структуры личности работника образуют у него такое свойство, как дисциплинированность.

На уровень дисциплинированности влияют также различные социально- психологические явления в профессиональном коллективе: общественное мнение, внутриколлективные нормы поведения, социально-психологический климат и удовлетворенность работников различными сторонами жизнедеятельности коллектива, стиль и методы руководства и т.д.

Дисциплинарные воздействия и дисциплинарная практика должны также учитывать особенности профессионального общения, профессиональной этики, уровня притязаний и самооценки каждого сотрудника.

Для определения степени развития у государственных служащих такого качества, как дисциплинированность, используют следующие критерии: 8

– уровень профессионального мастерства, отражающий систему знаний, навыков и умений, усвоенную в учебном заведении и на практической работе;

– усердие, проявляемое в профессионально-служебной деятельности как степень напряжения потенциальных возможностей;

– результаты деятельности (успехи и недостатки);

– общественная активность, включающая в себя оказание помощи руководителю в укреплении дисциплины и законности путем положительного воздействия на сослуживцев;

– характер и количество поступков и проступков, в том числе и тех, за которые не объявлены поощрения или взыскания.

К числу основных мотивов, влияющих на поведение работника и уровень его дисциплинированности, относятся:

– деловые мотивы, выражающие отношение к служебной деятельности и выполняемым профессионально-служебным задачам;

– коллективистские мотивы, характеризующие степень связи побуждений работника с ближайшим окружением, принятыми нормами и традициями поведения;

– мотивы уровня профессиональных достижений, показывающие степень влияния успехов и профессиональной деятельности на дальнейшее поведение работника;

– мотивы уровня притязаний, отражающие особенности сложившейся профессиональной оценки и определения в связи с ней целей и трудностей выполняемых профессиональных задач;

– мотивы избегания возможного наказания за нарушение дисциплины.

У государственных служащих необходимо сформировать позитивную мотивацию деятельности, позволяющую преодолевать элементы недисциплинированности, склонности к дисциплинарным проступкам и нарушению законности. Недисциплинированное поведение проявляется, во- первых, в склонности к пререканиям и обсуждениям распоряжения руководителя, отступлении от установленного порядка служебных взаимоотношений, выражении недовольства, во-вторых, в неисполнительности, проявлении недостаточного усердия к выполнению должностных обязанностей, в-третьих, в побуждении к самочинным действиям.

Важное значение для поддержания высокого уровня дисциплины в коллективе имеет учет складывающихся формальных и неформальных отношений. В неофициальной структуре взаимоотношений образуются дружеские микрогруппы, появляются неформальные лидеры, которые оказывают значительное влияние на жизнедеятельность коллектива. Сближение формальной и неформальной структур по их направленности, ценностным ориентациям, нормам и т.д. может способствовать улучшению дисциплины и организованности в работе.

Исследования показывают, что уровень дисциплины профессионального коллектива связан с общественным мнением и преобладающими в нем настроениями. Через коллективное мнение к личности каждого сотрудника предъявляется определенная система требований, осуществляется контроль за его поведением и оценка поступков. Таким образом, мнение выполняет нормативную и мотивационную функцию в сфере поддержания служебной дисциплины.

Заключение

Правила осуществления служебной деятельности определяются ФЗ № 25-ФЗ, предусматривающим основные обязанности муниципального служащего (ст. 12), ограничения (ст. 13) и запреты (ст. 14), связанные с муниципальной службой, иными нормативными актами, служебным контрактом, а также Трудовым кодексом РФ.

Средствами обеспечения служебной дисциплины являются создание необходимых организационных и экономических условий для нормальной служебной деятельности, применение мер поощрения за безупречную и эффективную службу, а в необходимых случаях – мер дисциплинарного взыскания. Таким образом, соблюдение служебной дисциплины зависит не только от муниципальных служащих, но и от представителя нанимателя (работодателя и прежде всего от выполнения им установленных законодательством основных обязанностей по обеспечению нормальных условий прохождения муниципальным служащим муниципальной службы (ст. 11, 23 ФЗ № 25-ФЗ).

Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок – два взаимосвязанных понятия. Без обеспечения надлежащего порядка труда отсутствует трудовая дисциплина и нарушается процесс коллективного труда. Поэтому требования внутреннего трудового распорядка обязательны для всех лиц, состоящих в трудовых отношениях, то есть как для работников, для которых данная работа является основной, так и для совместителей и для тех, кто занят неполную рабочую неделю или неполный рабочий день, и в целом как для работников, так и работодателя. Сущность внутреннего трудового распорядка в том и состоит, чтобы подчинить деятельность людей в процессе совместного труда строгому соблюдению правил установленного порядка труда.

Если в организации не определен надлежащий порядок труда, то становится невозможным и требование соблюдения служебной, трудовой дисциплины. Согласно ст. 189 Трудового кодекса РФ трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего трудового распорядка – локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Читайте также:
Тарифные преференции: что это такое, описание и особенности

Служебная дисциплина

(англ. official /office discipline) – вид трудовой дисциплины, строгое выполнение всеми сотрудниками должностных обязанностей, установленных законодательством, правилами внутреннего распорядка, должностными инструкциями сотрудников, приказами начальников и условиями трудового договора (контракта). Понятие С.д. применяется чаще всего в отношении служащих.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

  • Служба
  • Служебная информация на рынке ценных бумаг

Смотреть что такое “Служебная дисциплина” в других словарях:

Служебная дисциплина — (англ. official /office discipline) вид трудовой дисциплины, строгое выполнение всеми сотрудниками должностных обязанностей, установленных законодательством, правилами внутреннего распорядка, должностными инструкциями сотрудников, приказами… … Энциклопедия права

Служебная дисциплина на гражданской службе — 1. Служебная дисциплина на гражданской службе обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими… … Официальная терминология

Служебная дисциплина на гражданской службе — 1. Служебная дисциплина на гражданской службе обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Дисциплина в органах внутренних дел служебная — 1. Служебная дисциплина соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской… … Официальная терминология

Дисциплина воинская — ДИСЦИПЛИНА ВОИНСКАЯ, этическо правовое средство согласованія по содержанію, направленію и мотивамъ дѣят сти лицъ, образующихъ армію. Опредѣленіе по существу понятія Д. представляетъ чрезвычайныя трудности. Этимъ объясняется тотъ знаменат. фактъ,… … Военная энциклопедия

дисциплина — Безоговорочная, безукоризненная, безупречная, беспрекословная, большевистская, военная, высокая, железная, жесткая, жестокая, идеальная, крепкая, низкая, образцовая, отличная, палочная, плохая, примерная, разболтанная (разг.), расшатанная,… … Словарь эпитетов

Дисциплина государственная — в СССР точное соблюдение всеми организациями и гражданами установленного Советским государством порядка деятельности государственных органов, предприятий и учреждений по выполнению возложенных на них государственных обязанностей. Д. г. в… … Большая советская энциклопедия

Государственная дисциплина — установленный государством порядок отношений, согласно которому все государственные органы и учреждения, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Как законность и правопорядок,… … Элементарные начала общей теории права

Государственная дисциплина — правовой режим во взаимоотношениях между собой органов государства, должностных лиц, иных уполномоченных субъектов, который выражается в требовании исполнять каждым субъектом свои обязанности, не превышать свои полномочия, не посягать на права и… … Теория государства и права в схемах и определениях

Федеральный закон 79-ФЗ: О государственной гражданской службе Российской Федерации — Терминология Федеральный закон 79 ФЗ: О государственной гражданской службе Российской Федерации: 1. Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также гражданская служба) вид государственной службы, представляющей собой… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Понятие законности и служебной дисциплины

Педагогические основы поддержания служебной дисциплины

Лекция 8

1. Понятие законности и служебной дисциплины.

2. Анализ состояния служебной дисциплины и законности: алгоритм действий руководителя.

3. Основные направления воспитательной работы по укреплению служебной дисциплины в подразделениях ОВД.

Служебная дисциплина – строгое и точное соблюдение личным составом порядка и правил, установленных законами и нормативными актами.

Дисциплина представляет собой специфическое свойство служебной деятельности и поведения сотрудников ОВД, которое заключается в согласии с известными правилами (нормами). Это поведение, которое регулируется путем подчинения его известным правилам, и поэтому служебная дисциплина представляет собой нормативно регулируемое поведение.

Документы, регламентирующие профессиональную подготовку в вузе МВД России:

Как известно, правило (норма) – это постоянно действующее требование, предусматривающее с той или иной полнотой тип поведения, его цель, а также способ действий. Правило обобщает социально-нравственный опыт или опирается на результаты науки. Оно предостерегает от ошибки, направляет поступок в соответствии с общественными и личными интересами сотрудника.

В зависимости от своего содержания правила служебного поведения разделяются на ряд категорий:

1. Правила поведения, исходящие преимущественно из индивидуально-личностных интересов сотрудника, соблюдение которых гарантирует ему здоровье, безопасность, условия, благоприятствующие развитию личности (санитарно-гигиенические правила, меры безопасности, регулирующие режим труда и отдыха, запреты, касающиеся действий и привычек, причиняющих ущерб физическому и нравственному состоянию).

2. Правила, обусловленные совместным, коллективно-группо­вым характером жизни и деятельности сотрудников, необходимостью оберегать интересы других людей, коллективов и общества в целом, согласовывать свои действия с действиями коллег. Это – обязанность беспрекословно подчиняться командирам и начальникам, нормам профессиональной этики, боевого товарищества.

Нормы и правила всегда связаны с различными видами служебной деятельности. Каждый из них регулируется преимущественно своей совокупностью норм.

Устанавливаемые законами и уставами правила обращены к людям и предполагают с их стороны определенное отношение: изучение, принятие, практическое овладение, осознанное выполнение, а это значит, что служебная дисциплина опирается на соответствующие психолого-педагогические основы. Такими основами являются личностные качества и состояния сотрудников (личностей и коллективов), благодаря которым достигается строгое и точное соблюдение законов и уставов. Нельзя рассчитывать на прочную и надежную дисциплину, если эти основы не будут созданы общими усилиями всего личного состава, при ведущей роли руководителя служебного коллектива.

Читайте также:
Холопий приказ: что это такое, описание и особенности

Психологические состояния сотрудников ОВД, а также тесно связанные с ними процессы, оцениваемые как основы дисциплины, в зависимости от своих дисциплинирующих функций делятся на три группы.

К первой группе относятся психологические факторы, которые придают поведению сотрудников четкую социально-нравственную ориентацию, направленность на достижение общественно полезных целей. Это обеспечивается нравственно обоснованным выбором общественно признанных норм и принципов, а также активным неприятием всего чуждого законам и морали общества.

Ко второй группе относятся психологические факторы, которые проявляют себя в поддержании внутренней (внутриличностной и внутриколлективной) упорядоченности активности сотрудников, вследствие чего их поведение становится рациональным, уравновешенным и эффективным.

Третью группу составляют психологические условия и предпосылки дисциплинированного поведения. Это такие психические явления, которые в одних случаях благоприятствуют проявлению дисциплинированности, а в других затрудняют его. В этой роли выступают обычно настроение служебного коллектива и психическое состояние каждого сотрудника. Многие личностные качества и особенности коллективной психологии, которые непосредственно не реализуют дисциплинированное поведение, но способствуют ему, также являются условиями или предпосылками служебной дисциплины.

Дисциплина определяет не только внешние поступки, но и упорядочивает общую психическую деятельность человека и делает его внутренне собранным.

Психологические факторы поддержания служебной дисциплины:

1) личная дисциплинированность (внутренняя дисциплина – понимание тех требований, которые предъявляются);

2) искусство руководства людьми;

3) коллективистский фактор (осознание себя членом коллектива).

Дисциплинированное поведение – это результат нравственного развития личности в целом, то есть социально-психологическое качество личности.

Дисциплинированность – своеобразная социально-психологичес­кая черта личности, складывающаяся из трех составляющих.

Помимо указанных составляющих можно выделить и черты характера, которые будут способствовать выработке самодисциплины:

1) объективность в оценке поступков своих и чужих;

Каждое из этих качеств может быть представлено в личности качеством противоположным, которое, разумеется, будет сказываться отрицательно как на структуре личности в целом, так и на формировании самодисциплины.

Во внутренней структуре дисциплины выделяют два важных звена – самодисциплина и исполнительность. Важная роль в формировании дисциплинированности принадлежит семье, в которой протекают начальные этапы становления личности. Большое значение имеет личный пример руководителя коллектива, влияние его личностных особенностей на становление дисциплинированности как групповой нормы.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понятие и сущность служебной дисциплины, способы ее обеспечения.

Статья 47. Служебная дисциплина

1. Служебная дисциплина – соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

2. В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 настоящего Федерального закона.

1. За добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение задач повышенной сложности к сотруднику органов внутренних дел применяются следующие меры поощрения:

1) объявление благодарности;

2) выплата денежной премии;

3) награждение ценным подарком;

4) награждение почетной грамотой федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения;

5) занесение фамилии сотрудника в книгу почета или на доску почета федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения;

6) награждение ведомственными наградами;

7) досрочное присвоение очередного специального звания;

8) присвоение очередного специального звания на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел;

9) награждение огнестрельным или холодным оружием.

2. В качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.

Нарушение служебной дисциплины (дисциплинарный проступок) и дисциплинарная ответственность сотрудников полиции.

Статья 49. Нарушение служебной дисциплины

Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава , должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

2. Грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является:

1) несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации;

2) отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени;

3) нахождение сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения либо отказ сотрудника от медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

4) совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

Читайте также:
Функции государства: что это такое, описание и особенности

5) разглашение сотрудником сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны), ставших ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

6) небрежное хранение сотрудником вверенных для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

7) отказ или уклонение сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования (обследования) в случаях, если обязательность его прохождения 8) неявка сотрудника без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации;

9) умышленное уничтожение или повреждение сотрудником имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, повлекшие причинение существенного ущерба, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

10) нарушение сотрудником требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) при условии, что это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

11) совершение сотрудником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;

12) принятие сотрудником необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба такому имуществу;

13) утратил силу с 1 января 2015 года. – Федеральный закон от 22.12.2014 N 431-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

14) сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения;

15) публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, в том числе в отношении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, если это не входит в служебные обязанности сотрудника.

16.Требования к антикоррупционному поведению сотрудника полиции.Обязанности сотрудника ОВД по противодействию коррупции.Согласно дефиниции ФЗ О противодействии коррупции. – Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, коррупция это –

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица; 2) противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Коррупционно опасной является любая ситуация в служебной деятельности, создающая возможность нарушения норм, ограничений и запретов, установленных для сотрудника законодательством Российской Федерации. При этом, сотруднику независимо от занимаемого им служебного положения следует предпринимать меры антикоррупционной защиты, состоящие в предотвращении и решительном преодолении коррупционно опасных ситуаций и их последствий.

Нравственный долг предписывает сотруднику безотлагательно докладывать непосредственному начальнику о всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Необходимость формирования у сотрудника навыков антикоррупционного поведения предусматривает сознательное возложение им на себя моральных обязательств, ограничений и запретов.

17.Обязанность сотрудников полиции представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон «О противодействии коррупции») лица, замещающие должности государственной или муниципальной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

Согласно ст. 8.1. Закона «О противодействии коррупции» для указанных лиц установлена также обязанность представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Перечень должностных лиц в МВД России, обязанных представлять вышеуказанные сведения, установлен Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» и приказом МВД России от 31.08.2009 № 680 «О Перечне должностей в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

Читайте также:
Умышленное причинение легкого вреда здоровью

Порядок предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также порядок проверки полноты и достоверности представленных сведений определены Указом Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции». Пунктом 28 данного указа установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, за 2012 год представляются до 1 июля 2013 г.

При этом к справке о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера, содержащей сведения о счетах (вкладах) и наличных денежных средствах в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, государственных ценных бумагах иностранных государств, облигациях и акциях иных иностранных эмитентов, о недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемой в 2013 году, прилагается справка, в которой в произвольной форме указываются:- фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого представляются эти сведения;

– предусмотренные законом основания получения в собственность государственных ценных бумаг иностранных государств, облигаций и акций иных иностранных эмитентов и недвижимого имущества;

– источники получения средств, за счет которых приобретены государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов и недвижимое имущество (доход по основному месту работы лица, представляющего сведения, и его супруги (супруга); доход от иной разрешенной законом деятельности; доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях; накопления за предыдущие годы; наследство; дар; заем; ипотека; доход от продажи имущества; иные кредитные обязательства; другое), – в случае их приобретения на возмездной основе.

Форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей федерального государственного служащего утверждена Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Форма справки о расходах лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, иного лица по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена указанная сделка, определена Указом Президента РФ от 02.04.2013 № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Справка подается, если сумма сделки превышает общий доход лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки.

Основные нормы этикета в поведении сотрудника полиции. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФСтатья 8. Общие правила поведения1. Поведение сотрудника всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам стража правопорядка. Ничто не должно порочить деловую репутацию и авторитет сотрудника.

2. Нормы профессиональной этики предписывают сотруднику:

вести себя с чувством собственного достоинства, доброжелательно и открыто, внимательно и предупредительно, вызывая уважение граждан к органам внутренних дел и готовность сотрудничать с ними;

постоянно контролировать своё поведение, чувства и эмоции,

обращаться одинаково корректно с гражданами независимо от их служебного или социального положения, оказывать уважение и внимание старшим по званию или возрасту, всегда первым приветствовать: младшему – старшего, подчинённому – начальника, мужчине – женщину;

придерживаться делового стиля поведения, основанного на самодисциплине и выражающегося в профессиональной компетентности, обязательности, аккуратности, точности, внимательности, умении ценить своё и чужое время;

в поведении с коллегами проявлять простоту и скромность, умение искренне радоваться успехам сослуживцев, содействовать успешному выполнению ими трудных поручений,

6. Нормы и правила служебного этикета предписывают сотруднику воздерживаться от:употребления напитков, содержащих алкоголь, накануне и во время исполнения служебных обязанностей;организации в служебных помещениях застолий, посвященных праздникам, памятным датам, и участия в них;использования наркотических, курения табака в общественных местах, Милицейская служба сложна и многогранна. Она всегда проходит на глазах людей. в общении с ними и нередко вторгается в сферу человеческих отношений, чувств. Эмоций. Поэтому каждый сотрудник обязан отлично знать свое дело и обладать чертами, которые помогли бы ему при всей строгости и решительности действий сохранять в чистоте свое высокое назначение. Первостепенное значение имеют такие качества, как вежливость, скромность, выдержка, такт, взаимное уважение, дисциплинированность. Готовность в любой момент прийти на помощь, умение выслушать критические замечания в свой адрес и без обиды исправить допущенную ошибку. Культура и этика милицейского труда проявляются в разных формах: в умении рационально организовать свой рабочий день и настойчиво осуществлять все намеченные мероприятия (последовательность), грамотно составлять служебные документы (компетентность), правильно излагать свои мысли (эрудированность). Приветливо здороваться, благодарить, внимательно выслушивать гражданина, предупредительно относиться к женщинам и старшим по возрасту, уметь искренне извиниться при какой-либо неловкости – все это не требует особенных усилий и напряжения, но является обязательным во взаимоотношениях с людьми. Такие качества изначально воспитываются в семье, в последующем – развиваются и совершенствуются в коллективе. Хорошо известно, что сотруднику приходится иметь дело всего с особым контингентом людей, преступивших закон или нарушивших общественный порядок. В отношении их недопустимы две крайности. Первая – благодушие, непонимание того, что в отношении социально опасных элементов применяются разнообразные меры принуждения, вплоть до оружия и специальных средств. Вторая крайность – это излишняя подозрительность, придирчивость, недоверие к любому провинившемуся или оступившемуся человеку. При таком подходе к делу легко вообразить, что подавляющее большинство населения это потенциальные правонарушители. Поэтому сотрудник милиции всегда должен умело сочетать меры убеждения, общественного воздействия и принуждения – это одно из определяющих требований к правоохранительной деятельности. Наряду с применением мер наказания, предусмотренных законами, необходима настоящая и серьезная забота о профилактике преступлений, о том, как их предупредить, не допустить.

Читайте также:
Частная авария: что это такое, описание и особенности

Налоговая инспекция

Инспекция федеральной налоговой службы – это территориальный орган федерального органа исполнительной власти межрайонного, городского (районного) уровня, подотчётный Федеральной налоговой службе Российской Федерации.

Налоговая инспекция осуществляет контроль:

▪ за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей, сборов в бюджет государства; а также

▪ за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Налоговая инспекция при Министерстве финансов, а также региональные налоговые инспекции:

▪ являются юридическим лицом и получают финансирование из госбюджета;

▪ действуют на основании Конституции, действующей в стране, Налогового кодекса РФ, а также других законов.

Кроме этого, налоговые инспекции в своей работе придерживаются указов президента РФ, постановлений правительства РФ в налоговой сфере.

Задачи налоговой инспекции

Главной задачей налоговой инспекции является осуществление полноценного контроля за соблюдением всеми субъектами правильности расчета налогов, своевременности и полноты внесения платежей в установленном налоговым законодательством объеме.

Также к основным задачам налоговой инспекции относятся:

разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов;

валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов.

Цели налоговой инспекции

К целям налоговой инспекции относятся:

осуществление налоговых проверок плательщиков налогов;

учет своевременной оплаты начисленных пени и административных штрафов;

контроль денежных поступлений;

анализ предоставляемой налоговой отчетности;

регистрация налоговых резидентов.

Налоговая инспекция и регистрация юридических лиц

При государственной регистрации юридических лиц инспекция ФНС играет роль регистрирующего органа и контролирует данные, которые предоставляются регистрируемыми организациями.

Если регистрируемая организация предоставляет недостоверные сведения или предоставляет их, нарушая порядок регистрации, установленный Регламентом ФНС, то в этом случае инспекция ФНС вправе отказать такой организации – регистранту в государственной регистрации.

Полномочия налоговой инспекции

Налоговая инспекция осуществляет следующие полномочия:

государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов;

контроль и надзор в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, представлением деклараций, осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами;

проверка деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.

бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о:

– о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

– порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

– правах и обязанностях налогоплательщиков;

– полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

предоставление формы налоговой отчетности и разъяснений по порядку их заполнения;

учет всех налогоплательщиков, ведение Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков;

принятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством России, и направляет их для утверждения в Министерство финансов;

утверждение формы налогового уведомления, форму требования об уплате налога, формы заявления, уведомления и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Права налоговой инспекции и ее работников

Для выполнения возложенных функций представителям налоговой инспекции предоставляются следующие права:

осуществление контролирующих функций в отношении исполнения законодательства плательщиками налогов;

Читайте также:
Образовательное учреждение дополнительного образования детей

организация и проведение налоговых проверок налогоплательщиков согласно графику, прописанному в Налоговом Кодексе РФ;

вскрытие, обследование, и опечатывание (при необходимости) торговых, складских, или производственных помещений, применяемых для получения прибыли;

получение всех необходимых разъяснений и информации (документов, данных, копий), необходимых для выполнения своих функций и полномочий;

проверка переданных (отправленных) плательщиком налогов сведений на факт достоверности и соответствия информации, указанной в налоговых отчетах и учетных документах;

осуществление расчета размера налога, подлежащего удержанию;

получение доступа к бухгалтерским программам плательщика налогов;

изъятие у плательщиков налогов бумаг (документов) в случаях выявления нарушений в налоговой сфере;

использование различных методов при обработке и оценке объектов налогообложения и расчета налогов, сборов и пошлин;

установление нарушений в сфере налогового законодательства, а также применение мер, предусмотренных законом;

выдвижение требований в отношении устранения выявленных нарушений;

предъявление исков по вопросам налогообложения в отношении налогоплательщиков (нарушителей) в соответствующие судебные инстанции;

наложение ареста на имущество неплательщиков налогов;

реализация принудительного исполнения обязательств в установленных законом нормах;

взыскание недоплаты и пени по налогам и государственным сборам;

выдвижение требований финансовым учреждениям предоставить документы, удостоверяющие выполнение платежных поручений налоговых резидентов.

привлечение для обеспечения эффективности налогового контроля экспертов и переводчиков.

привлечение в качестве свидетелей субъектов, которые могут обладать важной информацией, помогающей работе налогового инспектора.

подавать заявления об аннулировании или приостановлении действия лицензий;

приостановление с учетом законодательных норм операций по банковским счетам плательщиков налогов.

Кроме этого, сотрудники налоговых инспекций имеют право взыскивать штрафы (пени), запрашивать необходимую информацию у компетентных органов за границей и предоставлять ее по запросам.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура

  • Кратко об истории системы налогообложения в России
  • Налоговая система – это. (понятие и структура)
  • Элементы налоговой системы Российской Федерации
  • Какие бывают налоги в РФ
  • Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО и т. д.
  • Как лучше выбрать систему налогообложения
  • Итоги

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговая система – это. (понятие и структура)

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхвзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Научные сотрудники Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского провели исследование, оценив риски и эффективность различных налоговых систем на разных уровнях бюджетной системы. Ознакомиться с выводами доктора экономических наук М. Ю. Малкиной и ее помощниками можно в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.
Читайте также:
Социальная инфраструктура: что это такое, описание и особенности

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ. Понятие налога и сбора определено в НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. Единая централизованная система налоговых органов состоит из:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО и т. д.

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года):

  1. Основная система налогообложения (ОСНО).

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

  • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
  • доходы за 9 мес. не превышают суммы 112,5 млн руб., скорректированной на коэффициент-дефлятор (согласно последним разъяснениям Минфина в 2021 году для перехода на УСН с 2022 года с учетом индексации она равна 123,3 млн руб.).
  1. Единый сельхозналог (ЕСХН).

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Подробности см. здесь.

Как лучше выбрать систему налогообложения

  1. ОСНО.

Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: