Служилая кабала: что это такое, описание и особенности

Дополнение ко второй части м. I. Происхождение и значение служилой кабалы

Происхождение и дальнейшая история кабального холопства не возбуждали никаких недоумений, когда, согласно с источниками, признавалось, что кабала есть второй фазис закупничества, т. е. состояние временного холопства, возникающее из личного заклада за долг с отработкой процентов. Переход от закупничества к служилой кабале состоял в том, что, в силу невозможности уплатить долги при обязательной отработке процентов, подобная сделка потеряла характер долговой и превратилась в сделку о поступлении во временное холопство с удержанием, однако, формы договора займа. Конечно, желательно было бы знать, когда именно образовался институт каб алы. Было бы удобнее, если бы мы могли определять возникновение сложных юридических институтов числами годов и месяцев; к сожалению, этого не бывает: например, некоторые ученые полагают, что прикрепление крестьян нельзя не только определить 1592-м и 1587-м гг., но даже нельзя обозначить точно век этого события.

Мы полагаем только, что все существенные условия кабалы образовались весьма рано; во всяком случае, это явление существовало в те века, когда памятники говорят нам о кабальных холопах; такие указания до сих пор открыты только в памятниках XV в.. но. нет сомнения, могут быть отысканы и гораздо раньше. Затем мы можем с несомненностью обозначить только те фазисы, которые отмечены в законе, а именно Судебник 1 550 г., воспретив личный заклад за долги в одной статье, окончательно определил сущность служилой кабалы как сделки, отдельной от договора займа, в другой своей статье. Затем закон 1586 г. утвердил особый способ укрепления кабалы, а указ 1597 г. определил прочие условия ее, уже давно складывавшиеся в обычае. Такова, думаем мы, несложная история кабалы. Между тем некоторые историки и юристы, считая кабалу явлением новым, делают различные попытки объяснять ее происхождение именно в XVI в. Так, проф. Ключевский предполагает, что причиной возникновения кабального холопства был “какой-нибудь перелом, совершившийся в народном хозяйстве”; хотя сам прибавляет, что “трудно объяснить, что именно произошло тогда (в XVI в.) в народном хозяйстве”, однако догадывается, что тогда чрезвычайно увеличилось количество свободных людей, которые не хотели продаваться в полное рабство, но не могли поддержать своего хозяйства без помощи чужого капитала”. На это Н. Павлов-Сильванский справ едливо возражает: какое могло быть собственное хозяйство у человека, который обязывается жить “по вся дни” во дворе господина и работать на него, прибавим. — и с женою и с детьми? Но сам Павлов-Сильванский допускает тут же (стр. 9) собственную догадку, весьма похожую на гипотезу проф. Ключевского: “Возникновение условного холопства (т, е. кабалы), говорит он, не случайно совпадает с началом известного отлива населения на окраины”, вследствие чего произошло “уменьшение наличного числа лиц, готовых продаться в рабство”. Если есть возможность убежать на окраины, сохранив свободу, то зачем продаваться в рабство, хотя бы и временное? Да и зачем потребовалось отыскивать какой-то случайный “переворот” в XVI в.. когда мы имеем дело с явлением исконным и всеобщим, каково временное рабство из личного заклада за долги? Предполагаемый переворот совершился около середины XVI в., а кабала под этим самым именем известна с XV а. под именем же закупничества – с незапамятной древности. Так одно недоразумение влечет за собой другое: проф. Сергеевич, отвергнув связь кабалы с закупничеством, начинает историю кабалы не с XVI в. (Юр. др. I, 147) и говорит, что кабальное холопство “возникло в силу житейской практики”, и “московские государи нашли их (кабальных холопов) уже существующими”. Какая же это житейская практика? “Из договора займа возникло кабальное холопство”. Все это близко к истине. Но затем мы встречаем неожиданное дополнение: “появлениев нашей практике заемных расписок – кабал – никак не может быть старше конца XIII в.” (стр. 148). Почему это? Почему именно конца XIII, не начала или середины, или XII? Автор не объясняет. Загадка, однако, понятна: к концу XIII в. относится пространная Русская Правда, а в ней статьи о закупничестве, которые как раз соответствуют понятию кабалы, но которые проф. Сергеевич толкует в смысле договора найма.

Дальнейшая история кабалы у наших ученых также наполнилась недоразумениями, так сказать, добровольными, ибо источники не дают повода к ним. А именно: “первое упоминание о них (кабальных холопах), – говорит проф. Сергеевич, – относится к 1509 г. (Собр. гос. грам. и до. I, № 112). При открытии новых памятников, быть может, найдется и более раннее упоминание. Но не в этом дело. Что содержится в этом “первом” известии? Кн. Димитрий Иванович отпускает в 1509 г. на волю “приказных своих людей, полных холопов и кабальных”. Что из этого следует? Следует, конечно, что кабальные люди суть холопы, хотя и временные, что пока они не уплатили долга, они полностью подчиняются правам господина (кроме права отчуждения и, конечно, жизни). Проф. Сергеевич, напротив, делает совсем другой вывод: “кабальные в это время не холопы. Они люди свободные. Только фактически они не свободны”. Кабальный лишен права уйти от своего господина; он не имеет права на плоды своего труда; он подлежит наказаниям по усмотрению господина. Поэтому предпочитаем держаться терминологии памятников и считать таких людей кабальными холопами, а не людьми свободными.

На чем основывается это временное рабство в середине XVI в.? Проф. Сергеевич утверждает, что основанием служит по-прежнему договор займа. Однако Судебник царский воспретил держать должника за рост у себя во дворе на службе: “А кто займет сколко денег в рост, и тем людей у них не служити ни у кого, жиги им о себе, а на денги им рост давати” (ст. 82). Здесь очевидное противоречие понятию о служилой кабале как службе за рост кредитору. Между тем тот же Судебник нимало не запрещает служилых кабал, а, напротив, определяет их в другой своей статье (78) так: “А которые люди вольные почнут бити челом князем, и бояром, и детем боярским и всяким людем, а станут на себя давати кабалы за рост служити, – и боле пятнадцати рублев на серебреника кабалы не имати”. Такое крупное противоречие памятника самому себе, очевидно, есть мнимое: не закон противоречит себе, а мы противоречим ему, относя обе статьи к одному и тому же явлению (договору займа). В нашем издании Судебника царского давно сделана попытка объяснить это кажущееся противоречие; но проф. Сергеевич, умалчивая об этом, дает свое изъяснение: “До половины XVI века кредиторы выговаривали иногда в свою пользу оба вида вознаграждения по одному и тому же долгу. Они обязывали должников своих служить им и, кроме того, платить долг деньгами”. Следует ссылка на 82-ю ст. Судебника царского, которая именно и требует объяснения. С тех пор пущен в научную литературу термин, не существующий в законе, ростовые кабалы, т. е. акты договора займа, который мог быть с ростом и без роста и не имеет ничего общего со служилой кабалой. Ни в каких памятниках, а еще менее в Судебнике не говорится о таком двойственном росте. Да он и невозможен, когда речь идет о службе за рост. Подобного явления не знает ни одна правовая история какого бы то ни было народа; оно и практически невозможно: ибо человек, служащий во дворе, не имеет никаких средств добывать имущество для уплаты роста.

Читайте также:
Расстройство сознания: что это такое, описание и особенности

Ключ к толкованию более правильному дает сам Судебник. Он ставит статью (78) о кабале непосредственно за статьями о полном холопстве и говорит не о том, чтобы кто-либо занял деньги у другого, а о том, что “люди волные учнуть бити челом князем и пр., а станут на себе давати кабалы за рост служити”. Далее закон предписывает “более пятнадцати рублев на серебряника кабалы не имати”. Если это долг, то как мог закон предписать, чтобы заем не простирался свыше 15 рублей? Полагаем, что здесь мы имеем дело с фикцией, что в действительности дающий на себя кабалу мог не получать ни полушки (мог что-либо и получить, но сущность сделки не в этом): он бьет челом на службу к боярину, но не в вечное холопство *.

* Проф. Дьяконов (Журн. мин. юст., 1990 г. III, стр. 303-304) не удовлетворен этим объяснением и ищет своего, которое оказывается вполне загадочным. “На поставленный вопрос (о назначении максимума в 15 р.) можно ответить словами автора (т. е. нашими): кредит займа по служилой кабале установлен для обеспечения возможности выкупа кабальному по сумме, обозначенной в кабале, и для устранения возможности превращать службу за рост в полное холопство. Но чтобы обеспечить применение этих правил е интересах кабальных, законодатель установил правило, изложенное в ст. 82: “А кто займет сколько денег в рост, и тем людем у них не служит ни у кого, жиги им о себе, а на деньги им рост давати”. “Таково, полагает (заключает) проф. Дьяконов, соотношение этих двух статей Судебника”. То есть для облегчения выкупа и службы запрещено совсем поступать на службу? Мы искренно желали и старались найти другой смысл в объяснении проф. Дьяконова, но не нашли.

Что такое превращение древнего закупничества в служилую кабалу совершилось уже задолго до известного указа 1597 г. и до указа 1586 г.. это с несомненностью вытекает из следующих выражений первого из них: “А которые люди до государства царева и в. кн. Феодора Ивановича и всеа Русии уложенья в прошлых годах, до лета 1094 году (1586) июня до 1 числа, били челом в службу боярам. и всяким служилым людем, и гостем и всяким торговым людем, и кабалы служилые на себя давали” и т. д.

Таким образом, служилая кабала и тогда, т. е. до законов 1586 и 1597 гг. не имеет никакой связи с договором займа но существу сделки.

Почему же удерживается в актах служилой кабалы форма долговой сделки (и не только тогда, но и после 1597 г.)? Если мы не будем произвольно отрывать институт кабалы от древнего института закупничества, то вопрос разрешится вполне удовлетворительно, в противном случае останется навсегда загадкой. Надо вспомнить, что, по Русской Правде (и по Судебникам), поступление на службу (на ключ) до закона 1507 г. вело к полному, а не временному холопству; между тем как такая же служба, но возникшая из договора займа (закупничество), вела к временному рабству. Вот почему люди, желавшие избегнуть полного холопства, прибегали к старинной форме долговых сделок.

Временный характер такого холопства определяется возможностью выкупа по сумме, обозначенной в кабале (была ли в московском обычном праве, подобно праву западнорусскому, установлена норма зачета службы, “выпуск”, остается неизвестным). Сумма будущего выкупа могла быть обозначена в кабале в произвольных цифрах, а такое определение произвольной фиктивной суммой мнимого долга легко могло повлечь за собой вечное рабство. Закон (Судебн. цар., ст. 78) определяет максимум этой суммы в 15 руб.

Но и это определение закона не вполне достигало цели, т. е. ограждения временного холопства от перехода в полное. Сумма мнимого долга, не уплаченная отцом, переходила на детей; дети могли быть вынуждены выдать на себя новую кабалу и т. д.

Действительно, уже с XV в. состояние кабалы приближается к полному холспсгву, т. е. допускаются права распоряжения на кабальных холопов (по актам раздельным, приданому, по духовным завещаниям, но не по купчим и не закладным). Но так как это совершенно противоречило существу кабалы (временности холопства), то уже тогда обычное право склоняется к установлению пожизненности такого холопства (т. в. до смерти господина).

Уже вскоре после Судебника, 1558 г., возникает у нас и в законе форма холопства пожизненного, отмеченная пока для пленников (ук. кн. вед. казн. ст. V, 17); но раз установилась такая форма, она легко могла найти применение и в других направлениях.

Идея пожизненности холопства легко могла возникнуть из постоянного и всеобщего обычая отпускать на волю перед смертью или по завещанию не только временных, но и вечных рабов. Освобождение кабальных по духовной находим в завещаниях 1509, 1534 гг. и др. В отношении к полным холопам этот обычай не мог обратиться в норму, не разрушая рабства вполне; зато в отношении к кабальным людям он явился наилучшим способом выхода из затруднений, возникающих из прежних условий закупничества и кабалы. Что не закон 1597 г., а обычай создал пожизненность кабалы, это с несомненностью видно из новгородских кабальных книг 1598 и 1599 гг. (изд. 1894г.), где многие из дающих на себя кабалу рассказывают о своем прежнем кабальном состоянии и освобождении, каждое такое освобождение последовало по смерти господина. Например, Корнил Вас., Сухой, поступая в кабалу к Обухову, показывает: “А наперед сего служил в Водкой пятине у Кузмы у Вочкасова лет с десять по кабале, а как он умер, и тое кабалу ему отдали, а он деи после Кузмы жил в Солцы в Колесной слободы” и т. д. Степан Голосов показывает: “Служил у Ив. у Шенгурского на Костроме, и Ивана деи не стало, а ево отпустил, а жены и детей у Ивана не осталось; а после Ивана не служивал ни у кого, пожил в Ноугородском уезде на Ладожском пороге, а иное в Шелонской Пятине в Новой Русе на Пшате”. Василий Иванов говорит: “Отец его и он . сего в холопстве служили в Пошахонье у сына боярского у Грязного (по) кабале, а кабала была на отца его, и отец и мать померли и Грязной преставился (треть) ей год и их велел (отпустить)”. Константин Гр. Мянгин в расспросе показал: “Прежде сего служил у отца его (своего нового господина) у Петра у Чертова по кабале, а кабала написана в трех рублях, а ныне бил челом ему Ивану на службу волею”. Иванко Курышин заявлял, что отец его “служил по кабале у Вас. Ивашева, и Василия деи Ивашева не стало тому шестой год, а их после своего живота велел роспустить на волю”. Гришка Иванов показывал, что “напред сего” служил у сына боярского Степана Рохманинова по кабале “годы с два; и Степана в животе не стало, и после Степана отпустили его на волю”. Олексейко Васильев показывает: “Напред сего служил во Ржеве в Володимерове у Ивана Обуткова, и родился (у него же); и Ивана не стало тому годы с два и их роспустил на волю. И он Олексейко после Ивана бил челом в холопи Офросенье Ивановской, жене Косицкого, и у Офросеньи женился на волной рабе; и Офросенья де и постриглася. а его из женою отпустили на волю” и т. д.

Читайте также:
Сертификат качества: что это такое, описание и особенности

Приведенные факты, извлеченные из кабальной книга 1599 г., свидетельствуют, что 1) обычай отпуска кабальных людей перед смертью или после гибели господина стал нормой, что отпускные зависят не всегда от прямых завещательных распоряжений владельца, а даются нередко помимо завещания наследниками или душеприказчиками. Все упомянутые факты, несомненно, относятся ко времени ранее 1597 г., что видно как из прямых дат, приводимых в докладе (“лет с семь” и т. д.), так и из обстоятельств дела, когда отпущенный по смерти господина успел совершить несколько действий и переходов, которые никак не могут быть умещены в пространство одного года (закон 1597 г. начали приводить в исполнение в 1598 г.: см. Новгор. кабальную книгу 1598 г.). Но, быть может, освобождение кабальных людей при смерти господина узаконено уже указом 1586 г. (на который есть ссылка в законе 1597 г.), как и думает проф. Сергеевич? Но на это нет никаких оснований; напротив, следует думать, что указ 1586 г. был бы ненужным буквальным повтореннем закона 1586 г.; этот последний указ установил только доклад кабал у уставов ленных для этого властей.

Итак, главное содержание указа 1597 г. взято из установившейся давней практики. А потому безусловно неверны следующие выражения г. Павлова-Сильванского: “В истории кабального холопства необходимо строго различить два периода: первоначальный и после указа 1597 г. Сначала кабальные люди не были холопами; до 1597 г. кабальные люди – это свободные должники. ” В множестве уже приведенных фактов указывается как раз обратное: кабальные холопы задолго 1597 г. всегда именуются холопами и отнюдь не являются свободными людьми. Указ 1597 г. не составляет заметной грани в истории кабалы. Единственным нововведением этого указа надо признать установление, что кабала не простирается на детей холопа по смерти этого последнего. Взгляд на кабалу как на договор займа (даже после Судебника царского) и затем мнение о мгновенном перевороте, произведенном законом 1597 г., должны быть признаны крупным недоразумением.

Словари

1. Письменное долговое обязательство, ставящее работника в личную или имущественную зависимость от заимодавца (на Руси конца XIV – XV вв.).

2. Личное пожизненное или временное закрепощение вследствие неуплаты долга, недоимки или долгой неустойки (на Руси конца XIV – XV вв.).

Полная, почти рабская зависимость от кого-либо.

КАБАЛА́ 1 , кабалы, жен. (араб. – обязательство).

1. В древне русском праве – акт, договор, расписка, устанавливающие какую-нибудь зависимость одного лица по отношению к другому (ист.). Заемная кабала. Служилая кабала.

|| только ед. В Московской Руси – пожизненное рабство, основанное на особом договоре (ист.). «Кто возьмет чужого холопа в кабалу, тот лишается данных холопу денег.» Карамзин.

2. только ед. Крайне тяжелая зависимость, граничащая с рабством (преим. при наемном труде). 5 лет жила в кабале у хозяев. Скупил все мои векселя, и теперь я у него в кабале оказался.

|| перен. Духовное рабство, полная, рабская зависимость (книжн.). «Теперь, например, мы все к естественным наукам в кабалу записались.» А.Тургенев.

1. В Древней и средневековой Руси: договор или долговое обязательство, ставящее должника в личную или имущественную зависимость от заимодавца, а также сама такая зависимость.

2. перен. Полная, почти рабская зависимость. В кабале у кого-н. быть.

| прил. кабальный, -ая, -ое. Кабальная запись. К. холоп.

КАБАЛА – жен., ·стар. всякое срочное письменное обязательство, заемная кабала; заемное письмо, с неустойкою; закладная, заем по залогу; служилая, бывала вьючная и срочная; холопы продавали себя на век или на выслугу, брали деньги вперед, или шли в кабалу за долги и неустойку. По Волге, срочная кабала водится доныне, но бывает только наслово, с зарученьем свидетелей; если же купец выкупал крепостного, либо рекрута, то этот обычно давал на себя кабалу на шесть лет; такая кабала: заработки, выслуга.

| Зовут кабалой и самый долг, также

| пеню, беду, напраслину. На мне кабала, долг. Взвести на себя кабалу, влезть самому в беду.

| Вообще всякая неволя, безусловная зависимость; так в пск. кабалой зовут хлебный и денежный сбор, в мирские запасы, в даже самые житницы эти. Без кабалы не держи, ·стар. Идти в наймы, принимать кабалу. Кабала лежит, а детинка бежит. Кабала не кабала, а голова не своя. Вниз вода несет, вверх кабала везет, бурлаков. Неволя вниз идет, кабала вверх. Кабала вверх ведет, а неволя вниз, вниз по воде, вверх на лямках; сверх того, рабство могло ожидать, за добрую службу, награду, а наконец и волю, тогда как кабала всегда почти шла в рост. И рад бы дать, да кабалить не велят, а займы – кабала. В копнах не сано, в кабалах (людях) не деньги. Кабалить кого, брать, обращать в кабалу; нанимать на долгие сроки, на (в) годы, с выдачей денег вперед. Умирает и кабаленый. Где кабалено, там и пито. -ся, страд. и ·возвр. по смыслу речи. Счастья не закабалишь. Легко закабалиться, нелегко выкабалиться или откабалиться. Накабалил много бурлаков. Я его прикабалил к себе хорошим житьем. От него не откабалишься. Кабаленье ср., ·окончат. кабалка жен., ·об. действие по гл. Кабальный, к кабале относящийся; о человеке кабальной, кабаленый. Я тебе не кабальный дался. Кабальщик муж. -щица жен. кабальник муж. – ница жен. кто кабалить, береть людей в кабалу, держит в кабале. Кабалянин муж. кабалянка жен. кабаленый человек. Кабальщина жен. рабское ·сост., рабство, холопство, неволя.

| собир. закабаленная братья;

| забранные вперед деньги. Кабальничать, промышлять кабалою, быть сводчиком в этом деле.

1) В средневековой Руси: долговое обязательство, ставившее работника в личную зависимость от заимодавца, а также сама такая зависимость.

Читайте также:
Финансовый результат: что это такое, описание и особенности

Идти в кабалу за долги.

Осенью пришлось с голоду, за недоимку отдать его [Алешку] боярину в вечную кабалу (А. Н. Толстой).

2) перен. Полная, безусловная зависимость.

Попасть в кабалу.

Находиться у кого-л. в кабале.

каба́льный, подкаба́льный, кабали́ть

От латинского caballa ‘по́дать’, ‘налог’ (← араб. qabāla ‘поручительство’, ‘договор’, ‘контракт’, ‘по́дать’, ‘налог’).

На Руси термин “кабала” появился на рубеже XIV-XV вв. Первоначально он значил просто ‘долговое обязательство’, ‘расписка должника, данная заимодавцу’. Позже, в XVI-XVII вв., в Московском государстве слово получило новое значение: ‘долговое обязательство, предусматривающее утрату должником личной свободы, закрепощение его заимозавцем в случае неуплаты долга’.

1. КАБАЛА́, -ы; ж.

1. В Древней и Московской Руси: долговое обязательство, ставившее заёмщика в личную зависимость от заимодавца. Заемная к. Закладная к.

2. только ед. На Руси в 14 – 16 вв.: личное пожизненное или временное закрепощение вследствие неуплаты долга, недоимки или долговой неустойки.

3. только ед. Полная, крайне тяжёлая экономическая зависимость. Попасть, забрать в кабалу. Быть в кабале. Держать в кабале.

Каба́льный (см.).

2. КАБАЛА́ см. 2. Каббала́.

кабала́ (араб. – расписка, обязательство), форма личной зависимости, связанная с займом. Известна на Руси с XIV в.. В переносном смысле – гнёт.

КАБАЛА – КАБАЛА́ (араб. – расписка, обязательство), тяжелая форма личной зависимости, обычно связанная с займом. На Руси термин «кабала» появился на рубеже 14-15 веков. Кабалой назывались также юридические акты, оформлявшие долговые обязательства. В общем смысле кабала – полная зависимость эксплуатируемого человека, подневольное положение.

КАБАЛА (араб. – расписка – обязательство), форма личной зависимости, связанная с займом. Известна на Руси с 14 в. В переносном смысле – гнет.

КАБАЛА (др.-евр. – букв. – предание), мистическое течение в иудаизме; соединило пантеистические построения неоплатонизма (учение об эманации и др.) и идеи гностицизма с иудейской традицией аллегорического толкования Библии. Окончательно оформилась в 13 в. в Андалусии (“Зогар”, или “Книга сияния”, на арамейском языке). Т. н. практическая кабала (кабалистика) основана на вере в то, что при помощи специальных ритуалов и молитв человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс.

Долговое обязательство в древней и Московской Руси (с 16 в. в письменной форме), ставившее заемщика в личную зависимость от заимодавца.

Заемная кабала. Закладная кабала.

Особый вид рабства на Руси в 14-16 вв. – пожизненная зависимость, основанная на долговом обязательстве.

3. Полная, крайне тяжелая экономическая зависимость эксплуатируемого человека.

Попасть в кабалу.

Софрон Яковлич за меня недоимку взнес, — а как взнес – в кабалу меня и забрал, батюшка. Тургенев, Бурмистр.

Что такое кабала, – русский мужик слишком хорошо знает! С научной же точки зрения это понятие объемлет все те сделки, в которых есть элемент ростовщичества (зимняя наемка и т. п.) или крепостничества (отработки за потравы и проч.). Ленин, Аграрная программа русской социал-демократии.

Полное порабощение, полная зависимость от кого-л.

[Парень] все-таки вырывается, но попадает в новую кабалу и зависимость и в итоге – искалечен душевно и физически. Фадеев, Письмо А. М. Горькому, 25 авг. 1932.

Ванька Губан держит ребят своего корпуса в кабале, беспощадно расправляется с ослушниками. Авдеев, Конец Губана.

Кабала кремёшная (клемёшная). Орл. О невыносимых, тяжёлых условиях существования. СОГ-1992, 3.

Ввести в кабалу кого. Курск. Заставить кого-л. нести ненужные расходы. БотСан, 86.

Возвести кабалу на кого. Перм. Оговорить, очернить кого-л. СРНГ 12, 280.

Попадать/ попасть в кабалу к кому. Разг. Неодобр. Оказываться в подчинённом, зависимом положении у кого-л. БМС 1998, 239.

Строить кабалы. Сиб. Заводить интриги. СФС, 85; СРНГ 12, 280.

кабала́, -ы́ (гнет)

1. кабала́, -ы́ (гнёт)

2. кабала́, -ы́ и каббала́, -ы́ (течениев иудаизме)

кабала́, кабалы́, каба́л, кабале́, кабала́м, кабалу́, кабало́й, кабало́ю, кабала́ми, кабала́х

сущ., кол-во синонимов: 8

2. кабал/а́² и каббал/а́ (учение).

Это слово, имеющее значение “ярмо” (в фигуральном смысле), является тюркским заимствованием (в турецком, например, находим kabal – “дневная норма работы”). В современном турецком, например, слово kabal означает “дневное задание”.

Заимств. в др.-рус. эпоху из тюрк. яз., где оно восходит к араб. кабала «долг, обязательство, выплата по договору». Соврем. семантика – из значения «заемная расписка, письменное долговое обязательство».

I. “задолженность, долговая зависимость, рабство”, укр. кабала́ – то же, др.-русск. кабала “грамота, письменное долговое обязательство”, часто в ХV в. (см. Срезн. I, 1169 и сл.), Домостр. К. 60, Заб. 139, Котошихин 136 и сл. и т. д. Из тур. kаbаl “определенное количество, заданная работа, работа одного дня” (Радлов 2, 444); см. Бернекер 1, 464; Преобр. I, 278; иначе Локоч (77). Далее следует араб., тур. kаbаlеt “договор”, которое Миклошич (см. Мi. ТЕl. I, 320, Доп. 2, 137) считает источником русск. слова.

II., каббала́ “чернокнижие, черная магия”, польск. kаbаɫа – то же. Вероятно, через ит. cábala “искусство предсказывать по числам, магия, интрига” из др.-еврейск. kabbālāh – то же, откуда и франц. саbаlе, нем. Kаbаlе; см. Бернекер 1, 464; Преобр. I, 278; Винер, ЖСт., 1895, вып. 1, стр. 61; М.-Любке 372; Литтман 51.

КАБАЛА ы, ж. cabale f.,> нем. Kabale.

1. Интриги, ковы. Шведские господа, которые кабалу (как в Стокгольме называется) составляют, теперь только маскору сняли и оказались французскими партизанами. Кантемир Рел. 2 163. Он < Мусин-Пушкин> никаким авантажем не умеет пользоваться .. между генералами его завелись кабалы такие, по слабости его, кои общему делу вредны. Ек. II. // РС 53 557. Всякий генерал зависит от сателлитов гофкриграта и держится один против другого их кабалами. Ген. Суворов 263. Восстало сильное волненье: Интриги, кабала, подбор, Забеги. ласки и прещенье, И всей политики собор Против меня во ополченье Восстал. Капнист СС 1 99. // Сл. 18. [Аглая (Бабетте):] Пусть о нем <Вольтере> говорят, что хотят, пусть делают против него кабали, все это служит к его чести. 1824. А. Шаховской Ты и Вы. // РЛ 1999 1 161. Однажды составилась кабала, что его <Марио> ошикать. 1850. Вольф Хроника 1 148. На другой день Сумароков, боявшийся “fiasco”, ожидавшего его пьесу, а вероятно и проведавший о кабале, готовившейся по ее поводу, решился.. <просить> об отмене представления “Синава”. Горбунов 2 347. ♦ простореч. Нести кабалу. Говорить вздор, несуразное, лгать. Сл. 18. Скажи адской сын, я ли тебе в подговоре и увозе Кошкодавовой дочери был сообщником? – Не сообщником и не участником, сударь, но помощником. – Как? варвар; вот какую кабалу несет и мелет пыль. Иван гост. сын. // Сл. 18. || Шайка, соумышленники. Мак. 1908. Тут целая cabale; люди с большим влиянием, а главное женщина, – все это держит сторону Нарукавникова. Салт. Тени. // 20-4 363. Противная составилась кабала, и началось побоище, перекрестное стреляние гнилыми апельсинами и яблоками, а потом ломание стульев и скамеек. Свербеев Зап. 1 351. Классические пиесы Расина и Корнеля произносимые нараспев, по правилам старинной декламации и такою безобразною перестарелою актрисою, производили неприятное впечатление, так что против злополучной Mlle Жорж образовалась кабаль и ее освистали. Жить прожить. Зап. неизвестной. // РВ 1881 11 240. Незавидно было положение “бурбонов”: они напоминали в их общем составе, бедного дебютанта на сцене, против котораго еще до выхода на сцену составилась “кабаль” чтобы его ошикать. П. Каратыгин Дела 145. А если “любимица” (актриса) оказывалась в конце концов, неприступною, или – что еще ужаснее – коварною женщиною, то против нее устраивалась кабаль (как тогда выражались), требовавшие вмешательство местной полиции. Слово 1878 6 2 63. В частности, предложено заменить название “Кабала святош”. Булгаков Дн. 2001 99.

Читайте также:
Трансферты населению: что это такое, описание и особенности

2. То же, что кабалистика. Павленков 1911.

КАББАЛА, КАБАЛА ы, ж. cabale f. <др.-евр. quabblah предание.

1. Средневековой мистическое учение в иудаизме, проповедавшее поиск основы всех вещей цифрах и буквах еврейского алфавита, исцеляющих средств в амулетах и формулах. СИС 1985. То же, что каббалистика. Ганшина. Антихристово число 666 никакой кабалой нельзя составить. Рус. быт 207.

2. Гадание на картах, числах, по различным знакам, знамениям и приметам и т.п. БАС-1. Она начала раскладывать каббалу. Карты падали на стол .. и укладывались в правильную восьмиконечную звезду. Куприн Олеся. Или в кабалу <сыграем>, – там есть карты на столике. Набоков Защита Лужина. // Москва 1986 12 90. – Лекс. Алексеев 1794: каббала/; САН 1847: ка/ббала; САН 1906: каббала/ и ка/ббала; Уш. 1934: каббала/ и кабала/; СИС 1949: каббала/; БАС-1: каббала/.

КАБАЛА (тат.). 1) обязательство свободных людей служить своим заимодавцам, взамен процентов. 2) старинное заемное обязательство.

– В переносном смысле это слово означает «гнёт», а в переводе с арабского – «расписка, обязательство».

– Долговое обязательство на Руси.

– В русский язык это слово попало из арабского языка – в котором оно означало договор о купле продаже.

КАБАЛА (в иудаизме) – КА(Б)БАЛА́ (др.-евр. kabbalah, букв.- получение), еврейское эзотерическое (см. ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ) учение с элементами магии и мистики.

Адепты Каббалы стремятся к постижению высшего смысла Торы (см. ТОРА) и других священных книг иудаизма. С точки зрения этого учения Каббалы, в священных книгах содержится символическое описание Божественной сущности, постижение которой осуществляется с помощью интуитивного мышления и особой системы символов.

Корни каббалистического учения восходят к первым векам н. э.; в это время на израильской земле и в Вавилонии появляются труды мистического характера, основанные на текстах книги Бытие (см. БЫТИЕ (книга)) и книги пророка Иезекииля (см. ИЕЗЕКИИЛЬ). Мистические представления ранней эпохи встречаются также в некоторых отрывках Талмуда (см. ТАЛМУД (иудаизм)). Одним из важнейших трудов, заложивших основы каббалистического учения, считается «Книга творения» (Сефер Иецира (см. СЕФЕР ЙЕЦИРА)), написанная, по одним данным, между 2 и 6 вв. н. э., а по другим – в 8-9 вв. В ней дается описание тридцати двух элементов мироздания, соответствующих двадцати двум буквам еврейского алфавита и десяти первочислам (т. н. «сфирот», мн. ч. от «сфира»). Со временем сфирот начали обозначать 10 Божественных ипостасей, каждая из которых характеризовалась собственными особыми качествами.

Другими источниками Каббалы были Мидраши (см. МИДРАШ) и произведения гаонов (см. ГАОНЫ) (6-11 вв.), отражавшие магические представления евреев раннесредневековой эпохи.

В 12 в. во Франции и Германии возникло еврейское мистическое учение, проповедовавшее смирение и аскезу (см. АСКЕЗА) и развившее представление о тайне херувимов, в которых усматривалось проявление скрытой Божественной сущности. Представители этого учения были среди тех, кому обязана своим появлением т. н. практическая Каббала – магическая практика, ставившая своей целью взаимодействие с высшими мирами с помощью созерцания тайного смысла Божественных имен, молитв и магических формул.

На формирование Каббалы оказали влияние и нееврейские источники, такие как неоплатонизм (см. НЕОПЛАТОНИЗМ) и гностицизм (см. ГНОСТИЦИЗМ). В частности, у неоплатоников была заимствована идея эманации, эволюционировавшая в Каббале в идею происхождения Божественных сущностей (сфирот) из бесконечной и неопределимой Божественной субстанции. То же происхождение, по-видимому, имеет и световая символика Каббалы.

От гностицизма в Каббалу пришло дуалистическое представление о Божественной сущности, в которой различаются бесконечное и непостижимое начало (Эйн-соф) и поддающиеся постижению сфирот – проявления Бога-Творца.

Временем оформления каббалистического учения принято считать рубеж 12-13 вв. Известно о существовании по крайней мере двух групп каббалистов в Провансе этого времени, и именно в этот период появляются первые труды, содержащие явные каббалистические элементы. Первым каббалистом обычно считают Ицхака Сагги Нахора (1165?-1235), составившего каббалистический комментарий к «Сефер Иецира».

Из Прованса Каббала проникает в христианскую Испанию, там центром учения становится Жерона, где составляются комментарии к десяти сфирот и к талмудическим легендам.

К середине 13 в. Каббала достигает в Испании своего расцвета. Не без влияния суфизма (см. СУФИЗМ) (исламская мистика) и исихазма (см. ИСИХАЗМ) (византийская мистика) здесь была создана особая молитвенная традиция, существующая до сих пор. В Кастилии получили развитие каббалистическая демонология и теория об эманациях зла, соответствующих системе Божественных эманаций.

В конце 13 века кастильским каббалистом Моше де Леоном был написан один из основополагающих каббалистических трудов – «Книга сияния (см. ЗОГАР) » (Сефер га-Зогар), которая вошла в число священных книг Каббалы наряду с Библией и Талмудом. Зогар – это сборник мидрашей, объединенных общей темой странствий рабби Шимона бар Йохая (именно ему традиция приписывает авторство этой книги) и его учеников по израильской земле. Темой мидрашей, иногда сопровождаемых каббалистическим комментарием, является познание Божественных тайн. Здесь нашло отражение большинство каббалистических теорий, которые, тем не менее, не были сведены в единую систему.

С точки зрения Зогара, равно как и всей Каббалы, материальный мир есть лишь видимая часть высшего, незримого мира и одновременно его символ. Оба мира взаимосвязаны и между ними есть соответствие, центром которого считается человек. Органы человеческого тела соответствуют десяти Божественным сфирот, и сам человек является участником Божественного творения, ибо с его помощью осуществляется взаимодействие высшей и низшей сфер. Руководством для человека служит Тора, сокровенный смысл которой следует расшифровать, чтобы достичь общения с Богом и постичь мировую гармонию.

В 15 веке каббалистическое учение начинает проникать в Италию; несколько позже, после изгнания евреев из Испании в 1492, появляется множество новых каббалистических центров на территории Европы, Азии и Северной Африки, и среди них одним из самых значительных становится Цфат (город на территории древнего Израиля).

В 15 веке в Европе зародилось движение, утверждавшее христианский смысл Каббалы. Его основоположником был итальянский гуманист Пико делла Мирандола (см. ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни). Это движение просуществовало до 18 века, одним из его последователей был знаменитый христианский мистик Якоб Беме (см. БЕМЕ Якоб).

Читайте также:
Ставка рефинансирования: что это такое, описание и особенности

Развитие каббалистической традиции продолжается до настоящего времени: в Польше она была прервана лишь с началом Второй мировой войны, а в современном Израиле каббалистические круги существуют до сих пор.

20 вещей о Каббале, которые нужно знать всем

Каббала — это наука? Кто был первый каббалист? Откуда взялись обезьяны? Почему Мадонна учит каббалу? Почему каббала считалась опасным делом? Каббала и астрология — есть между ними связь? Реинкарнация — это выдумки или правда?

Каббала — это наука? А кто был первый каббалист? Откуда взялись обезьяны? Почему певица Мадонна учит каббалу? Почему каббала считалась опасным делом? Каббала и астрология — есть между ними связь? Основатель христианства имел отношение к каббале?

Мы подготовили для вас 20 основных вопросов, которые чаще всего задают далекие от еврейства люди, услышав слова «каббала» и «каббалист». На них отвечает писательница и журналистка из Цфата Эстер Кей, автор книги «У Истоков Лурианской Каббалы»…

1. Каббала — это не наука!

Каббала, как теория, на самом деле выглядит довольно наукообразно и можно долго рисовать схемы, пытаясь втиснуть в них Творение, Сжатие, Утаение, Линию, Свет, Сосуды, их разбитие… Но каббала не исчерпывается теорией. Само слово ведь означает «принятие, получение» — значит, принимаем и получаем от кого-то. Каббала — это часть Торы. Каббала — это не наука!

2. А кто был первый каббалист?

Первый каббалист был Адам — первый человек на земле. Зная сущность сотворенного, он давал имена разным тварям, и у него очень хорошо получалось. В слове «нахаш» слышится шипение змеи, в слове «арье» — львиный рык, в слове «беэма» — богема (животное)… И вот, пока он давал имена, он обратил внимание на то, что у всех есть пара, а у него — нет. Что-то ему это показалось подозрительным. Ему дали пару, жену, и с тех пор число каббалистов увеличилось.

3. Как каббала рассматривает первородный грех?

Каббала рассматривает грех как неточное попадание в цель. То есть мы могли бы сохранить более близкие отношения со Всевышним, но предпочли удалиться и ощутить автономию. Грех, совершенный Евой, был связан с ее желанием вторгнуться на территорию запретного и даже там произвести революцию, извлекая искры святости посредством раскаяния. Она была наказана, но в каббале и концепция наказания иная. Это — очищение сознания, это благо, а не наказание в смысле «получи по заслугам».

4. Как соотносится вдохновенное учение каббалы с сухой буквой закона?

Каббала подчеркивает любовь, в то время, как еврейский закон (Галаха) служит выражением аспекта Страха и Трепета. Это и есть два крыла, с помощью которых мы взлетаем к Творцу. Есть псалмы Давида, в которых «высвечиваются» первые буквы слова КАББАЛА и ГАЛАХА. Есть специальное размышление — медитация — на слияние этих двух аспектов.

Это похоже на обычный фотоаппарат и цифровой. Галаха (в итоге) проста, рубит сплеча. Каббала сложна, тонка, объемна, многомерна, модулярна. Решения раввинов, как правило, принимаются по Галахе, но бывали случаи, когда принималась во внимание каббалистическая трактовка.

5. Кто сейчас главный каббалист?

Для нас — наш Ребе. Все его ответы, нюансы, предпочтения, обычаи проникнуты каббалой. Хабадники устрожают в Песах запреты как никто, — из-за каббалы. Не спят в сукке — из-за каббалы. Не пьют в самолете воду во время 12-часового перелета в Суккот — из-за каббалы. Множество мельчайших каббалистических деталей — как астральные нити — пронизывают бытие хабадника. В молитве множество тонкостей — все выдержано по каббале. Мясо со специальным кашрутом — опять же каббала. Каббалисты и спят, и ходят, и едят с особенными устрожениями. Тут, в ХАБАДе, устрожения на себя берешь, а каббалистом себя не называешь.

6. Творение мира — реальные дни или какие-то другие дни, не по 24 часа в сутки?

Если бы первая суббота мира не была бы обычной субботой в простом понимании, то мы не хранили бы ее и сейчас именно как территорию во времени «от сих до сих». Раз суббота была реальная, то и все дни были такие же. Всевышний развернул картины творения мира за шесть нормальных дней.

7. Что было до этого?

Другие миры. Во времени они не имели протяженности, но в достоинстве предшествовали нашему миру.

8. Откуда взялись обезьяны?

Обезьяны, согласно Мидрашу, это деградировавший вид людей, — тех, которые участвовали в строительстве Вавилонской башни. Р. Хаим Витал пишет, что обезьяна в своем развитии занимает промежуточное место между животными и человеком. «Так же, как есть промежуточные звенья между минеральной природой и флорой (кораллы и камни, которые растут и размножаются), между растительным миром и животным (описанная в Талмуде собака, пуп которой растет из земли и если его перережешь, она умрет)… Между категорией животного и человека тоже есть промежуточная ступень, и это и есть обезьяна. А между Творцом и сотворенным — стоит праведник, подобный Аврааму». До сих пор слова р. Хаима Витала.

9. Почему певица Мадонна учит каббалу?

У нее высокая душа, и она хочет исправить свое существование. Но те, кто ее учат, преподносят ей «экспортный» вид этого учения, и она не приходит к соблюдению заповедей, не доходит до сути.

10. Суть каббалы — это выполнение заповедей?

Да, плюс глубокое понимание того, что именно каждая заповедь «проворачивает» и проецирует в высших мирах. Ведь слово «каббала» – это еще и «акбала», то есть проекция, параллель, соответствие. Мы думаем, что борода мужчины – это просто борода, а в системе «сфирот» оказывается, что это — 13 атрибутов милосердия. Таким же образом «раскладываются» и органы тела, проецируясь на систему «сфирот». Как только исполнение заповедей привлекло весь свет в тело — а тело является сосудом для света — то на этом закончена задача данного творения. Если все сосуды очищены и весь свет привлечен — завершена цель Творения в целом. Хранилище душ — «Кнессет Исраэль» — это источник, откуда берутся души при их нисхождении в тела.

11. Хранилище душ — это абстракция?

Во всех книгах по каббале мы находим упоминание о таких понятиях, как свет с уровня головы Адама или носа Адама, уха, рта, груди или пяток Адама. Это очень сбивает с толку, если не представить себе изначально одно целое изображение человека — Адама — как, допустим, песочные часы в виде человеческой фигуры. И каждая песчинка, высыпаясь наружу из «часов», символизирует в этой метафоре душу, которая снизошла с определенного уровня. Это — характеристика исходного уровня души. Чем выше ее изначальное положение в «теле» Адама, тем сильнее ее потенциал. И тем дальше ее может забросить судьба вглубь «клипот» (нечистых оболочек). Души Авраама, Рут, Давида пришли путем «торга» Всевышнего с антиподом святости, Сатаной. Согласившись спустить эти высокие души очень низко вглубь «клипот», Всевышний как бы «обошел» противодействие оппозиционера и дал этим душам возможность прийти в мир.

Читайте также:
Государственный регистрационный номер ценных бумаг

12. Реинкарнация — это выдумки или правда? Я могу узнать о своих прошлых «гилгулим»?

«Гилгуль» означает «круг», то есть душа иногда должна пройти новый круг скитаний по миру. Слово «реинкарнация» происходит от латинского «карнэ», что означает «мясо, плоть», то есть душа вновь и вновь приходит в этот мир в разных материальных воплощениях. Иногда требуется не прожить целую жизнь, а лишь поучаствовать в каком-то фрагменте, и тогда это «ибур нэшама» (присоединение к чьей-то душе временно). Например, Надав и Авиу пришли помочь Пинхасу в эпизоде с шатром Козби бат Цур.

Реинкарнация — это не фантазия. Цель ее — исправление тех аспектов души, которые пока не были очищены. Говорить сегодня кому-либо о его прошлых воплощениях является, как правило, спекуляцией, ведь наш мир по определению является миром сокрытия и утаения. Эта информация может быть предоставлена лишь для практической пользы в плане Торы, заповедей. Например, АРИ раскрыл рабби Хаиму Виталу его прошлые воплощения, так как требовалось за очень короткое время помочь ученику добиться глубокой концентрации.

13. Что же он ему открыл?

АРИ объяснил, что душа рабби Хаима связана с корнем Каина. Она много раз спускалась в этот мир и каждый раз что-то исправляла в своем прошлом. Итро — это Каин, его прозвище — а-Кени — говорит об этом, в частности. Он дал Моше («гилгуль» Авеля) свою дочь в жены. Далее, эта же душа пришла как Рахав. Далее, она же пришла в мир как Хевер а-Кени, муж знаменитой Яэли. Хевер — те же буквы, что Рахав. Далее, Яэль пришла как первосвященник Эли (опять, перестановка букв имени). Рахав воплотилась в Хану. У Ханы доминировал мужской аспект, ей было трудно зачать. Эли дал ей благословение, с ним пришло к ней женское начало, так как Эли был именно женским началом. В своей песне Хана упоминает Рахав намеком: «Рэхав пи аль ойвай» (раскрой мой рот, дабы поглотить врагов). Эти и другие воплощения были раскрыты АРИ с определенной целью. От широкой общественности теория реинкарнации, впрочем, достаточно долго скрывалась. Каббала считалась опасным делом.

14. Почему каббала считалась опасным делом?

Потому, что человеку свойственно увлекаться как раз не тем, что нужно и полезно, а что вкусно и нездорово. Он сможет проникать в тайны Бытия, но забудет о самых простых своих обязанностях. РАМАК в 6 главе книги «Влекущий свет» пишет об этом: «Такие, которые смотрят на звезды, а пропасти под своими ногами не видят».

Говорилось, что изучающий каббалу не доживет до преклонного возраста. Эти ограничения сняты только в последние столетия благодаря обещанию рабби Хаима Витала — «Тот, кто будет изучать мои книги, не испытает негативных последствий».

15. Каббала и астрология — есть между ними связь?

Каббала не может не учитывать жесткую обусловленность этого материального мира по принципу подчинения «старшему по рангу», или — в хасидской философии «седер а-иштальшелут». Если известно, что какие-то факторы («гармей а-шамаим» — проще говоря, звезды, планеты, кометы) — будут давать негативное влияние, то зачем, зная об этом, лезть на рожон? А каббала, естественно, знает об этих факторах. «Бней Иссахар» — книга о созвездиях Зодиака. Однако надо воспринимать это спокойно, евреи никогда не делали из звезд тарарам. Рабби Хаим Витал был связан с планетой Марс, которая означает кровопролитие. В одном из воплощений он был «моэлем», который допустил ошибку при обрезании ребенка, что имело плачевные последствия. Что из этого следует? Абсолютно ничего. Человек может знать свою природу. Но вопрос, что он делает с этой информацией дальше. Гороскоп — это попытка что-то получить задаром, это запрещенная вещь, это — слабость сердца.

16. Сны и каббала — что вы можете об этом сказать?

Снами каббала занимается серьезно, только когда это дурные сны и нужно исправить ситуацию. Здесь используются методы, которые нам известны как принципы позитивного мышления. Предлагается рассказать сон другу, который должен вербально истолковать этот сон к добру. Вербально — потому что слова все же сильнее связаны с материализацией, нежели сны и мысли. Ключевая фраза такова: «Халма тава хазита» на арамейском, то есть «Ты видел хороший сон». В книгах по каббале на эту фразу накладываются различные «каванот» — то есть медитативные усилия по привлечению букв Божественного Имени. И тем самым осуществляется исправление корня негативного сна.

Сны же, о которых пишет рабби Хаим Витал в своей книге «Хезьонот» («Видения») — это удивительные пророческие сны-шифры, причем он описывает процесс нисхождения, когда после высокого открытия тебя постепенно спускают во все более низменные миры, пока не вернут обратно в наш. Это его описание так реалистично, как будто относится к 21 веку, а не к концу 16-го.

17. Пульса-де-Нура и другие каббалистические средства избавиться от врагов — это выдумки?

Вы намекаете на «удаление» Насера (1970) и Сталина (1953)? Да, это произошло с применением эзотерических средств. Если евреи располагают неким тайным оружием против своих врагов, то не лучше ли, чтобы оно осталось тайным? Не будем уподобляться израильским СМИ, которые разбалтывают важную информацию, которая могла бы привести к победе, останься она тайной.

18. Основатель христианства имел отношение к каббале?

Он пользовался запрещенными методами. Его мотивы пока не совсем понятны. В любом случае, это был сын еврейского народа, и он наверняка уже совершил «на том свете» все положенные этапы раскаяния. Представители так называемой «иудео-христианской этики» видят в нем пророка, популяризатора идей Торы и каббалы. Что ж, популяризаторов много, но важен результат. От христианства мы видим тот результат, что вылились реки еврейской крови.

Еврейскую мудрость взяли на вооружение народы мира, но перестали ли они от этого быть антисемитами? И почему слово «семит» не предполагает, что и арабы — тоже сыны Шема, а следовательно, семиты? Почему антисемитское — это именно антиеврейское? В мире так много элементарного невежества, что, пока дойдем до каббалы, было бы неплохо просто растолковать базисные термины. Тогда к каббале можно будет подойти с более чистыми руками…

19. Как освещается в каббале понятие Мессии?

Очень широко и глубоко, это — ключевое понятие всего иудаизма вообще, это — цель Творения миров. Шесть тысячелетий даны для того, что полностью привести мир к переходу на новые рельсы, к переходу в новую реальность. У каждого тысячелетия есть свои характеристики. Будние дни недели — их также шесть — приводят нас к субботе. За это время дважды высвечиваются имена Б-га «БАН», «МА» и «САГ». Наконец наступает очередь имени «АБ». Суббота — это другой уровень. Ее влияние начинается со среды, постепенно доминируя все больше и охватывая все пласты Бытия. Это отражено и в смене планет по дням недели.

Читайте также:
Частный обвинитель: что это такое, описание и особенности

Волшебная семерка видна во всем — и в музыке, и в цветовой гамме, и в астрономии. Она спроецирована из семи Сфирот — эмоциональных качеств Всевышнего. А Мессия соответствует раскрытию последней Сфиры — Малхут, реализации королевского атрибута.

Отсюда — идея о том, что именно седьмой Любавичский Ребе является Мошиахом, Мессией.

Вы можете сказать,— не все верят именно в субботу. Для кого-то важнее пятница или воскресенье…

Однако заметьте, что и во времени, и в пространстве дочерние религии, отпочковавшиеся от иудаизма, теснятся именно к еврейскому аутентичному пункту исходной правды. В пространстве — идет спор за Иерусалим (точку, откуда были взяты элементы для сотворения первого человека, Адама). Во времени — идут попытки «облепить» субботу, прилепиться с обеих сторон к ее исконной святости. Понятно, что таким образом пытаются высосать из иудаизма все, что только можно. Это обычный вампиризм. Что же касается индийских Вед, которые продолжают традицию Авраама, то там написано — «Кто отдыхает в седьмой день, будет жить долго и счастливо».

20. Планируете ли еще выпускать книги по каббале?

Да, было бы хорошо перевести на русский язык фрагменты из «Китвей а-АРИ», релевантные для широкой публики, дающие вдохновение к исполнению заповедей — будь то семь заповедей для всех людей или 613 для евреев, — ведь каббала очень вдохновляет. Она — душа Торы.

Служилая кабала: что это такое, описание и особенности

Здравствуйте! Если будет возможность, расскажите, пожалуйста, о каббале. Я бы хотел услышать Ваше мнение об этом учении. Мне кажется, что для того, чтобы быть грамотным православным человеком, надо знать многое, в том числе иметь представление о различных учениях, даже еретических. Уж слишком часто стало звучать слово «каббала». Спаси Вас Господи.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Каббала (евр. qabbalah – принятие, предание) – мистическое учение и мистическая практика в иудаизме. Это эзотерическое теософское учение по духу совершенно чуждо Священному Писанию, ибо Божественная истина, содержащаяся в святой Библии, имеет целью спасение всего человечества. Поэтому о каком-то тайном знании речи быть не может. Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: «напрасно ищете Меня». Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину (Ис.45:19). Слово Божие есть Откровение о путях нашего спасения. Священное Писание остается для нас сокровенным в той мере, в какой мы приступаем к чтению его, не очистив от грехов совесть, не освободившись от предрассудков, ложных идей и предубеждений. Только по мере духовного совершенствования человек оказывается способным вместить высокое духовное содержание Писания. Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им (Пс.24:14).

Изложению каббалы посвящены две книги: Сефер Иецира (Книга создания) и Зогар (Блеск). Первая написана, вероятно, в 6–7 веках по Р.Х. Утверждение самих каббалистов о существовании Сефер Иецира уже во время патриарха Авраама абсолютно мифично и не имеет никаких доказательств. Напротив, присутствие в этих книгах философских идей поздней античности (гностицизма, неоплотанизма и др.) полностью опровергают это мнение. Автором Зогар считается испанский каббалист Моше (Моисей) да-Леон. Время написания – около 1300 год. Желание современных каббалистов (М.Лайтман. Книга Зогар, М.,2003, с.185) сделать автором Зогар ученика раби Акибы Шимона бар Йохая, жившего во 2-м веке по Р.Х., противоречит мнению специалистов: «Арамейский язык во всех этих восемнадцати разделах один и тот же, и во всех них он обнаруживает одни и те же индивидуальные особенности. Это тем более важно, что ни в каком смысле не тот живой язык, на котором могли говорить Шимон бар Йохай и его друзья в первой половине II в. н.э. в Эрец-Исраэль. Арамейский язык Зогара – чисто искусственное создание. Это литературный язык автора, который почерпнул знание его исключительно из документов еврейской литературы и который выработал свой собственный стиль, руководствуясь определенными субъективными критериями. Высказанное некоторыми учеными предположение о том, что лингвистический анализ обнаружил в Зогаре ранние пласты, не было подтверждено современным исследованием. Во всех этих сочинениях дух средневекового иврита (а именно иврита XIII века) проступает сквозь арамейский фасад» (Г.Шолем. Основные течения в еврейской мистике. М.-Иерусалим, 2004, с. 216).

Каббала разделяется на умозрительную (каббала июнит) и прикладную (каббала маасит). Центральной категорией каббалы июнит является Эн соф (Не-нечто или Бесконечное). В отличии Бога Священного Писания Эн Соф не имеет имени, потому что безличен, непознаваем, невообразим. Ему не может быть приписано какое-либо свойство. Эн Соф открывается в своих проявлениях (не всем, а еврейским мистикам). Основным проявлением Эн-Соф является первочеловек Адам Кадмон. Через него путем эманации происходят 10 сефирот, которые являются атрибутами Бога. Десять сефирот представляют собой мистическое тело Адама Кадмона (Небесного Адама). Он появляется в результате эманации и не имеет образа и подобия. Земной Адам создается по образу Небесного Адама. Десятая сефирота называется Царство (Мальхут). Она объединяет все девять сефирот. «Мальхут (Царство) обозначено в Зохаре как кнесет Исраэль, мистический прототип общины Израиля – Шхина. А.Ф.Лосев в Диалектике мифа пишет: «Так, сущность всей Каббалы, как сообщил мне один ученый еврей, большой знаток каббалистической и талмудической литературы (у которого я, по скверной привычке европейского наблюдателя, доискивался точно узнать о неоплатонических влияниях в Каббале), заключается вовсе не в пантеизме, как это думают либеральные ученые, сопоставляющие учение об Эн Софе и Зефиротах с неоплатонизмом, а скорее – в панизраэлизме: каббалистический Бог нуждается в Израиле для своего спасения, воплощается в него и становится им, почему миф о мировом владычестве обоженного Израиля, от вечности содержащегося в самом Боге» (XIV.3).

Каббалисты установили соответствие отдельных сефирот с частями человеческого тела. Знакомясь с этой примитивной мифологической схемой структуры космоса, трудно отделаться от вопроса, который сами каббалисты не ставят: каков источник этого «знания»? Как удалось узнать, что сефирот Корона (Кетэр) – чело; Тифэрет – грудь; Торжество (Нэцах) и Величие (Ход) – бедра человека?

Эзотерическое учение Сефер Иецира и Зогар принципиально несовместимо с библейским учением о Боге, мире, человеке и путях спасения человечества. Умозрительная каббала представляет собой соединение элементов гностицизма II–III веков по Р.Х. и неоплатонизма. У гностиков заимствовано учение о 10 эонах, которые составляют плерому (вселенскую полноту). Гностиков и каббалистов роднит дуализм, идея извечной вражды начал добра (света) и зла (тьмы). Дуалистическое мировоззрение в каббале имеет прямое выражение в Сефер Иецира: «Мишна 4: Также одно против другого создал Творец: добро против зла, зло против добра, добро из добра, зло из зла, добро различает зло и зло различает добро, доброта хранится для хороших и зло для злых» (часть 10). Очевидно, что учение, которое приписывает злу онтологический статус, ведет к оправданию зла. Напротив, по Священному Писанию, зло не было сотворено Богом, а возникло как результат злоупотребления даром свободы, данной Богом Своим творениям – ангелам и людям.

Читайте также:
Как учредителю не платить долг?

Исследователи указывают еще один языческий источник каббалы. По мнению В.С.Соловьева, специально изучавшего в 1875 году в Британском музее средневековую каббалу: «Ангелология каббалы, заимствованная главным образом у персов, состоит из формальных классификаций; замечательна только идея солнечного ангела Митатрона (вероятно, эллинизация персидского Митры), высшего посредника между Богом и вселенной; иногда он отожествляется с арх. Михаилом, а иногда с Мессией. Наш материальный мир не есть еще самая низшая степень в эманации божественного света; в том крайнем пределе, где этот свет совсем теряется в полном мраке, образуется так наз. шелуха бытия, или скорлупы (клиппот), – это нечистые духи или бесы, столь же многочисленные как ангелы и души, ибо на всякое ядро может быть своя скорлупа. Эта нечистая шелуха не имеет собственной сущности: она может исчезнуть, но не может очиститься. Человеческие души, напротив, призваны к очищению и совершенству. Главное средство для этого – перевоплощение; оно двух родов: «круговорот» (гильгуль) и «прививка» (иббур), первый состоит в постепенном прохождении всех сфер бытия все в новых телах до полного очищения, иббур же означает особое соединение отжившей души с живым человеком, на 7 или даже на 14 году возраста» (Каббала. – Собр. соч., Брюссель, 1966, т. X, с. 342-43).

Каббалистическое учение представляет собой ярко выраженный пантеизм: Бог и мир понимаются как одно целое. Мир является лишь обнаружением, проявлением Бога. Пантеизм таит в себе внутреннее противоречие. Логическим следствием его неизбежно является сначала умаление Бога, а потом – отрицание, потому что Ему приписываются все несовершенства мира. «Судя по французским и немецким переводам каббалы, в течение столетий возникшей из отдельных трактатов и кодифицированной в XIII в., можно с уверенностью сказать, что это – самый настоящий неоплатонизм, но только не античный, где проблема человека не ставилась, а средневековый иудейский к котором действительно все ступени эманации пронизаны идеей человека… В каббале чувствуется весьма напряженная сексуальная атмосфера, так что это – какой-то мистико-сексуальный социализм.» (А.Лосев. Владимир Соловьев и его время, М.,1990, с.251-52). Вселенную каббалисты разделяют на мужское и женское начала. Правые и левые сферы являются соответственно мужскими и женскими. Вселенная представляется как любовный союз, как единение мужского и женского начал. Отношения между сферами интерпретируется с помощью символики пола. «Природа этой мистической символики представляет собой одно из главных препятствий для правильного понимания такого труда мистической экзегезы, как Зохар; и все же эта тщательно разработанная и подчас причудливая символика служит ключом к его осо­бому религиозному миру. Даже такой выдающийся ученый, как Р.Херфорд, доказавший свое понимание сущности иудаизма, пишет о «символике, которая часто кажется совершенно нелепой, а иногда грубой и отталкивающей» (Г.Шолем. Основные течения… с. 270).

Прикладная каббала (каббала маасит) является разновидностью магии. Она широко использует амулеты и медитацию. Для гадания используются карты Таро. Каббалисты приписываю мистический смысл буквам и числам. Символический каббалистический язык состоит из 10 цифр и 22 букв еврейского алфавита. Вместе они составляют 32 «пути премудрости». По мнению самих каббалистов с помощью 10 цифр можно все исчислить, а посредством 22 букв написать всевозможные книги. Каббалистическая нумерология пытается вычислить сакральное значение каждого слова, суммируя числовые значения букв еврейского алфавита (гематрий). Путем перестановки букв в определенном порядке каббалисты получают из одного слова другое с совершенно иным смыслом (темура). Используется еще один метод в двух вариантах (нотарикон): А. Буква слова принимается за начальную букву другого слова. Получается из одного слова целое предложение. Б. Из первых, последних или средних букв предложения составляют новое слово или предложение. Эта оккультная числовая и буквенная магия ничего общего не имеет со смыслом Священного Писания. Библейские тексты не содержат никакого кода или шифра. Притчи, образы и символы – лишь средства, которыми раскрываются трудно выразимые человеческим языком глубокие богословские истины нашего спасения.

Занятие любыми видами оккультизма (в том числе каббалой) вводит человека в общение с падшими духами. Зараженный недугом тщеславия и, не имея духовного зрения, чтобы увидеть впереди зияющую бездну, такой человек оказывается порабощенным демонами. Все занятия магией и оккультизмом кончаются духовной смертью. Достаточно вспомнить страшную историю гибели мага и чародея Иоганнеса Фауста (ок.1480 – ок.1540). Он заключил договор с диаволом, который предоставил ему все «блага» мира. Фауст согласился отдать за это душу. Когда срок соглашения истек, диавол точно в указанную ночь взял эту душу в ад. До нас дошли свидетельства современников о нем. Вот рассказ одного из деятелей Реформации Филиппа Меланхтона (1497–1560): «Знавал я человека по имени Фауст, из Кундлинга, маленького городка по соседству с местом моего рождения. В бытность свою студентом в Кракове он изучил магию, которой там прежде усердно занимались и о которой публично читали лекции. Он много странствовал по свету и всюду разглагольствовал о тайных науках. Приехав в Венецию и желая поразить людей невиданным зрелищем, он объявил, что взлетит в небо. Стараниями дьявола он поднялся в воздух, но столь стремительно низвергся на землю, что едва не испустил дух, однако остался жив. Последний день своей жизни, а было это несколько лет тому назад, этот Иоганнес Фауст провел в одной деревушке княжества Вюртембергского, погруженный в печальные думы. Хозяин спросил о причине такой печали, столь противной его нравам и привычкам… В ответ он сказал: «Не пугайся нынче ночью». Ровно в полночь дом закачался. Заметив на следующее утро, что Фауст не выходит из отведенной ему комнаты, и подождав до полудня, хозяин собрал людей и отважился войти к гостю. Он нашел его лежащим на полу ничком около постели; так умертвил его дьявол» (Легенда о докторе Фаусте. Ред. В.М. Жирмунский. М., изд. «Наука», 1978).

Трагедия началась две тысячи лет назад по причине отвердевшей невосприимчивости фарисеев и книжников к новозаветной благодати, о которой предвозвещали Богодухновенные пророки. Отпадение от живого источника Истины неизбежно ведет к омертвению и бесплодию.

Сухие листья октября,
Глухие вскормленники мрака,
Куда летите вы? Зачем
От древа жизни вы отпали?
Вам чужд и странен Вифлеем,
И яслей вы не увидали.

Читайте также:
Сельскохозяйственная кооперация: что это такое, описание и особенности

О.Мандельштам. Где ночь бросает якоря. 1920

Каббала, представляющая фантастическую смесь эзотерического оккультизма, замешанную на языческих религиозно-философских идеях. Она свидетельствует о полном отпадении от великого и спасительного библейского учения. Люди, которые по своей слепоте начинают заниматься каббалой, не сознавая того, заключают договор с адом.

Кабала

Значение слова Кабала по Ефремовой:
Кабала – 1. Форма личной зависимости (обычно связанная с неуплатой долга). // перен. Духовное рабство.
2. Письменное долговое обязательство (на Руси конца XIV в.-XV в.). 1. Учение, в основе которого лежит убеждение, что основу вещей составляют цифры и буквы еврейского алфавита, а основу исцеляющих средств – амулеты и формулы (в иудаизме в средние века).
2. Гадание на картах, числах и т.п. // Комбинация карт, чисел и т.п. при таком гадании.

Значение слова Кабала по Ожегову:
Кабала – Сама такая зависимость Кабала Полная, почти рабская зависимость Кабала Договор или долговое обязательство, ставящее должника в личную или имущественную зависимость от заимодавца

Кабала в Энциклопедическом словаре:
Кабала – (араб. – расписка – обязательство), форма личной зависимости,связанная с займом. Известна на Руси с 14 в. В переносном смысле – гнет. (др.-евр. – букв. – предание), мистическое течение в иудаизме;соединило пантеистические построения неоплатонизма (учение об эманации идр.) и идеи гностицизма с иудейской традицией аллегорического толкованияБиблии. Окончательно оформилась в 13 в. в Андалусии (”Зогар”, или ”Книгасияния”, на арамейском языке). Т. н. практическая кабала (кабалистика)основана на вере в то, что при помощи специальных ритуалов и молитвчеловек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс.

Значение слова Кабала по Бизнес словарю:
Кабала – вид экономической зависимости, когда должник не в состоянии вернуть долг и поэтому вынужден возместить его залогом имущества, отработкой или выплатой повышенных процентов.

Значение слова Кабала по словарю Ушакова:
КАБАЛА
КАБАЛИСТИКА, КАБАЛИСТИЧЕСКИЙ. См. каббала и т. д. КАБАЛА
КАББАЛА, каббалы, мн. нет, ж. (др.-евр. – тайное учение). 1. Еврейское средневековое мистическое учение (истор.). 2. перен. Что-н. непонятное, недоступное уразумению, запутанное, сложное (о каком-н. тексте, изложении; книжн., редко). КАБАЛА
кабалы, ж. (араб. – обязательство). 1. В древне русском праве – акт, договор, расписка, устанавливающие какую-н. зависимость одного лица по отношению к другому (истор.). Заемная кабала. Служилая кабала. || только ед. В Московской Руси – пожизненное рабство, основанное на особом договоре (истор.). Кто возьмет чужого холопа в кабалу, тот лишается данных холопу денег. Карамзин. 2. только ед. Крайне тяжелая зависимость, граничащая с рабством (преимущ. при наемном труде). 5 лет жила в кабале у хозяев. Скупил все мои векселя, и Теперь я у него в кабале оказался. || перен. Духовное рабство, полная, рабская зависимость (книжн.). Теперь, например, мы все к естественным наукам в кабалу записались. Тургенев.

Значение слова Кабала по словарю Даля:
Кабала
ж. стар. всякое срочное письменное обязательство, заемная кабала; заемное письмо, с неустойкою; закладная, заем по залогу; служилая, бывала вьючная и срочная; холопы продавали себя на век или на выслугу, брали деньги вперед, или шли в

Значение слова Кабала по словарю Брокгауза и Ефрона:
Кабала — слово арабское, означает договор купли-продажи. В наш язык это слово перешло от татар с значением заемной расписки и было в этом смысле общеупотребительно в XIV — XVII вв. Памятники упоминают К. в деньгах или серебре, т. е. обыкновенные заемные расписки; К. закладные, т. е. крепостные документы о залоге недвижимых имуществ; К. ростовые, по которым уплачивался рост, т. е. процент на занятый капитал, деньгами или натурой; К. служилые или К. за рост служити, по которым проценты уплачивались не деньгами, а службой, т. е. трудом; зажилые К. — разновидность предыдущих; наконец К. верчие, которые выдавались должником поручителям по К. на случай, если бы поручителям пришлось ответствовать перед кредитором; в этом случае иск поручителя к должнику обеспечивался верчей кабалой, но она теряла свое значение и подлежала возврату (отсюда и название — от вертеть, вернуть), если должник уплатит свой долг без помощи поручителя. М. Д.

Определение слова «Кабала» по БСЭ:
Кабала – Кабала (от араб. кабала – расписка в получении чего-либо, обязательство)
1) тяжёлая форма личной зависимости, обычно связанная с займом. На Руси термин «К.» появился на рубеже 14-15 вв. К. назывались также юридические акты, оформлявшие долговые обязательства. 2) Полная, крайне тяжёлая зависимость угнетённого, эксплуатируемого человека, подневольное положение. Кабала – Кабалака, Кабалак, древний город и столица Албании Кавказской (до 6 в.), крупный торговый центр до 15 в. В 16 в. К. была разрушена Сефевидами. Развалины К. находятся к В. от села Чухуркабалы в Азербайджанской ССР. Развалины цитадели К. занимают площадь более 25 га, к В. от цитадели – храмовой и гористый участок (более 50 га).

Кабаковый Кабала Кабалака

Юридические последствия служебного подлога

Любой служащий или должностное лицо, имеющее доступ и право на составление документации, могут совершить служебный подлог. Согласно ст.292 УК под подлогом понимается внесение в служебную документацию заведомо ложных сведений либо умышленное удаление информации, которая должна содержаться в документе.

Состав преступления

Каждое преступление характеризуется следующими элементами:

  1. Объект;
  2. Объективная сторона;
  3. Субъект;
  4. Субъективная сторона.

Рассмотрим эти элементы применительно к служебному подлогу.

Объект

Предметом преступления выступают официальные документы, в которые вносятся недостоверные сведения. Под официальным документом понимается любой материальный носитель информации, который подтверждает определённый факт.

Как правило, такой документ имеет следующие отличительные особенности:

  1. Информация, содержащаяся в нём, обладает юридической значимостью.
  2. При его выдаче соблюдаются все требования делопроизводства (специальный бланк или утверждённая форма, реквизиты исходящей корреспонденции и так далее).
  3. Подпись уполномоченного лица, предоставляющего информацию.

Документы, которые могут стать предметом преступления не обязательно должны выдаваться органом, должностное лицо которого совершило подлог, они могут попасть туда и просто на рассмотрение из других структур. Самыми часто встречаемыми предметами подлога являются больничные листы, дипломы об образовании и трудовые книжки.

В судебной практике встречается предоставление в суд подложных документов. Воспользовавшись служебным положением, следователь или адвокат подделывают доказательственную базу, чтобы склонить судью в сторону принятия выгодного решения.

Объективная сторона

С объективной стороны подлог документов должностным лицом может быть 2 видов:

  1. Внесение в официальный документ записи с заведомо несоответствующими действительности сведениями (в некоторых источниках этот вид называют материальным).
  2. Исправление документа таким образом, что это искажает действительное содержание и факты (интеллектуальный вид).

Для квалификации преступления не важно совершил ли злоумышленник одно из этих действий или оба вместе.

Преступление считается оконченным, как только должностное лицо внесло ложные сведения в документ.

Субъект

Привлечь к ответственности по рассматриваемой статье можно только государственного служащего или муниципального служащего (то есть сотрудника местных органов самоуправления), который не является должностным лицом.

Читайте также:
Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды

Остальные граждане, в том числе работники коммерческих организаций, не несут ответственности по данной статье.

Субъективная сторона

Подлог совершается только с прямым умыслом и специальной целью – корыстной или другой личной заинтересованностью. Описки или невнимательность лица при составлении документа не могут являться основанием для привлечения его к ответственности за должностной подлог по УК РФ .

Меры наказания

  • Штраф до 80 тыс. рублей или в размере полугодового заработка преступника;
  • Обязательные работы до 480 часов;
  • Исправительные работы на 2 года;
  • Принудительные работы на такой же срок;
  • Арест до полугода;
  • Тюремное заключение до 2 лет.

Для второй части необходимо наступление определённых последствий: причинение существенного вреда правам граждан или общества в целом.

В данном случае преступление будет окончено только после наступления конкретных последствий. Кроме этого следствию необходимо доказать прямую причинную связь между фальсификацией информации в документе и вредными последствиями.

С учётом характера неблагоприятных последствий, наказание за такое деяние предусматривается более строгое:

  • Штраф от 100 тысяч до полумиллиона рублей;
  • Принудительные работы на 4 года + лишение возможности занимать некоторые должности;
  • Тюремное заключение на такой же срок с лишением возможности занимать некоторые должности после освобождения.

Судебная практика

Чаще всего должностной подлог выступает не как одно отдельное преступление, а является следствием другого противоправного деяния и направлен на его сокрытие.

Так, например, произошло в одной из больниц Краснодарской области. Пациент, находящийся в стационаре, жаловался своему лечащему врачу на острую боль в левой лопатке. Врач, торопившийся домой в конце смены, отмахнулся от него, сказав, что будет разбираться с этим завтра. Ночью у мужчины случился инфаркт, и он умер.

Для того, чтобы скрыть врачебную халатность врач вписал в журналы и другие документы информацию о том, что он оказывал помощь больному, провёл все необходимые исследования и назначил лекарства. Однако соседи умершего пациента по палате обратились к следователю с соответствующим заявлением, и врач был привлечён к ответственности.

Что такое служебный подлог?

Если вы занимаете высокую должность или ваша работа связана с какими-либо ресурсами (например, деньгами), велика вероятность того, что у вас возникнет соблазн использовать свое положение в личных целях. Как правило, для получения выгоды приходится составлять содержащие недостоверные сведения документы или вносить изменения в уже существующие. Конечно, вы можете убеждать себя, что в ваших действиях нет ничего криминального, однако закон так не считает. У подобных «инициатив» есть вполне конкретное название — служебный подлог (СП).

Если вас обвиняют в служебном подлоге, рекомендуем заручиться поддержкой профессионального юриста. Специалист защитит ваши права и сделает все возможное для смягчения наказания.

Служебный подлог: общая характеристика

Итак, что закон подразумевает под словосочетанием «служебный подлог»? СП представляет собой внесение в документы ложных сведений или, напротив, подчистку документации, а также изменение содержания документов (достоверная информация заменяется недостоверной) либо составление изначально ложных документов. На практике служебный подлог может выражаться в виде:

  • изменения даты выдачи документа;
  • подделки подписи;
  • вытравления части текста;
  • подделки печати и т.д.

Отличительная особенность служебного подлога — наличие прямого умысла, т.е. виновный должен сознательно вносить в документ искажающие его действительное содержание сведения, совершать подчистку и т.д. Если недостоверная информация появилась в документе в результате небрежности, то такие действия являются не служебным подлогом, а халатностью.

Важно! Нередко служебный подлог сопровождает совершение других преступлений. Так, например, виновный может вносить в документы ложную информацию для того, чтобы скрыть растрату.

Как доказывают факт служебного подлога?

С тем, чтобы доказать служебный подлог (факт внесения правок в документ или наличие исправлений), на данный момент проблем не возникает. Современные методы проведения криминалистической экспертизы позволяют специалистам обнаруживать выполненные практически любым способом подделку печати, штампа или фирменного бланка, вытравление знаков и т.д.

Также не вызывает сложностей проведение почерковедческой экспертизы, и выяснить, кто именно поставил подпись на определенном документе, не составит труда. Выявить факт внесения изменений в электронные версии документов также вполне реально: эксперты в своей работе используют инновационные методики.

Наказание за служебный подлог

Главное, что нужно знать о служебном подлоге — такие действия являются преступлением, т.е. ответственность за них предусмотрена Уголовным кодексом РФ (УК РФ). Статья 292 УК РФ содержит две части — первая посвящена «простому» служебному подлогу, вторая — аналогичному деянию, но повлекшему за собой существенное нарушение прав и законных интересов (независимо от того, чьи права были нарушены — человека или группы людей, юридического лица, охраняемых законодательством интересов государства или общества).

Наказание за СП может быть различным — от штрафа до лишения свободы. То, какую ответственность понесет человек, совершивший служебный подлог, зависит от части ст. 292 УК РФ, по которой он будет признан виновным, а также от некоторых других обстоятельств. В частности, уголовным законом предусмотрены следующие виды наказания за СП:

  • штраф (до 500 тыс. руб. или в размере дохода виновного за период до 3 лет);
  • обязательные работы (до 480 часов);
  • исправительные работы (до 2 лет);
  • принудительные работы (до 4 лет);
  • арест (до 6 месяцев);
  • лишение свободы (до 4 лет).

Если наказание назначается по ч. 2 ст. 292 УК РФ, то дополнительно виновному по решению суда может быть запрещено заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Также может быть решено запретить виновному занимать определенные должности в течение этого же периода.

Важно! По ст. 292 УК РФ наказание назначается должностным лицам, государственным и муниципальным служащим. Обычный гражданин не может быть привлечен к ответственности за служебный подлог.

Что еще нужно знать о служебном подлоге?

Несколько лет назад Верховный суд РФ расширил понимание служебного подлога. Раньше наказание назначалось, как правило, за действия с документами, созданными на бумаге. Но поскольку сейчас в большинстве сфер развивается электронный документооборот, СП может касаться и электронных версий официальных документов.

Кроме того, нужно учитывать, что к ответственности виновный привлекается даже тогда, когда совершенный им служебный подлог не повлек за собой никаких последствий. Т.е. если вы, например, исправили дату в документе, но не успели этим воспользоваться (получить для себя выгоду), наказание все равно будет назначено, если этот факт будет выявлен.

Таким образом, служебный подлог является преступлением, за которое виновный привлекается к уголовной ответственности. Если по какой-либо причине вам хотят назначить наказание по ст. 292 УК РФ, обратитесь за помощью к юристу. Специалист займется подготовкой необходимых документов и обеспечит представление ваших интересов.

Источник:

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: