Социальный приют: что это такое, описание и особенности

Билет 2. Предназначение, решаемые задачи, структура Социального приюта для детей

Социальный приют для детей – специализированное учреждение, создаваемое в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Основными задачами приюта являются обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства, а также способствование устранению кризисной ситуации в родной семье и возвращение в нее ребенка, в случае невозможности – определение ребенка в замещающую семью.

В приют круглосуточно принимаются несовершеннолетние, в возрасте от 3 до 18 лет:

– оказавшиеся без попечения родителей или законных представителей;

– проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;

– заблудившиеся или подкинутые;

– самовольно покинувшие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

– не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;

– оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

Несовершеннолетние содержатся в приюте на полном государственном обеспечении в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основаниями для помещения несовершеннолетних в центр являются:

– личное обращение несовершеннолетнего;

– заявление родителей несовершеннолетнего (законных представителей) с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;

– направление органа управления социальной защиты населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

– постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случае задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;

– акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости помещения несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защиты населения.

В состав приюта могут входить следующие структурные подразделения:

– семейная воспитательная группа;

– отделение диагностики и социальной реабилитации;

– отделение социально-правовой помощи;

– отделение перевозки несовершеннолетних;

В соответствии со своими задачами приют предоставляет обслуживаемым в нем несовершеннолетним социальные услуги.

Основными социальными услугами являются:

– осуществление совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями мероприятий по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи;

– обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

– оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников, по месту учебы, работы, жительства, содействии возвращению несовершеннолетних в семьи;

– обеспечение защиты законных прав и интересов несовершеннолетних;

– организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, находящихся в приюте;

– содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

– уведомление родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органов опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в приюте;

– оказание социально-психологической помощи семьям с целью возвращения ребенка в семью, обеспечение соблюдения его прав в семье;

– осуществление реабилитационных задач в досуговой деятельности с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Билет 3. Предназначение, решаемые задачи, структура Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, – специализированное учреждение, создаваемое в системе социальных служб, органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Основными задачами центра являются временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или их законных представителей, и оказание им содействия в их дальнейшем устройстве.

В центр круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет:

– оказавшиеся без попечения родителей или законных представителей;

– проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;

– заблудившиеся или подкинутые;

– самовольно покинувшие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

– не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;

– оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

Несовершеннолетние обслуживаются в центре в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Несовершеннолетние содержатся в центре на полном государственном обеспечении в течение времени, необходимого для решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основаниями помещения несовершеннолетних в центр являются:

– личное обращение несовершеннолетнего;

– заявление родителей несовершеннолетнего (законных представителей) с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;

Читайте также:
По каким вопросам можно проконсультироваться с юристом?

– направление органа управления социальной защиты населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

– постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случае задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;

– акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости помещения несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защиты населения.

В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:

– группа длительного пребывания;

– отделение диагностики и социальной реабилитации;

– отделение социально-правовой помощи;

– отделение семейного устройства и сопровождения замещающих семей;

В соответствии со своими задачами центр предоставляет обслуживаемым в нем несовершеннолетним социальные услуги.

Основными социальными услугами являются:

– осуществление совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и других организаций мероприятий по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей;

– обеспечение временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

– разработка и реализация программ социальной реабилитации несовершеннолетних, направленных на их дальнейшее устройство;

– обеспечение защиты законных прав и интересов несовершеннолетних;

– содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

– организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, находящихся в центре, содействие в профессиональной ориентации и получении ими специальности;

– осуществление реабилитационных задач в досуговой деятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в рамках индивидуальных планов реабилитации.

Учреждения социального обслуживания детей с ограниченными возможностями.

К учреждениям для обслуживания детей с ограниченными возможностями относятся:

– детские дома-интернаты для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии;

– детские дома-интернаты для детей с физическими недостатками;

– реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями.

Билет 4. Предназначение, решаемые задачи, структура Детского дома – интерната для умственно отсталых детей

Детский дом-интернат для умственно отсталых детей – государственное медико-социальное реабилитационное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания детей в возрасте от 4 до 18 лет с аномалиями умственного развития, нуждающихся по состоянию здоровья в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социально-трудовой адаптации.

Основными задачами детского дома-интерната являются:

– материально-бытовое обеспечение воспитанников, создание для них благоприятных условий жизни, организация ухода (надзора) и оказание им медицинской помощи;

– осуществление мероприятий, направленных на социально-трудовую адаптацию и реабилитацию воспитанников.

В соответствии с основными задачами детский дом-интернат предоставляет своим воспитанникам социально-педагогические, реабилитационные услуги.

Основными социальными услугами являются:

– прием детей и активное содействие их адаптации в новой обстановке и жизни коллектива;

– бытовое обслуживание воспитанников, предоставление им благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви;

– организация рационального питания с учетом возраста и состояния здоровья;

– диспансеризация, лечение, организация консультативной помощи специалистов, а также госпитализация больных с участием лечебно-профилактических учреждений;

– проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

– организация образования и физического воспитания детей с учетом их возраста, состояния здоровья, физических возможностей и умственных способностей;

– трудовое обучение детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии в объемах специальных программ.

Основанием для помещения в дом-интернат является путевка, выданная органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Приему в дом-интернат подлежат дети с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии, страдающие психическими хроническими заболеваниями, нуждающиеся по состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи.

В состав дома-интерната могут входить следующие структурные подразделения:

– отделение медико-социальной реабилитации;

– отделение психолого-педагогической помощи;

– отделение социально-трудовой реабилитации;

– отделение социально-консультативной помощи;

– группа дневного пребывания.

В состав дома-интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие размещение воспитанников и предоставление им всех видов социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических и социально-правовых).

Приюты: какими они бывают и как разобраться

В России приюты бывают муниципальные и частные.К частным приютам также можно отнести «передержки» — квартирные и вольерные. От приютов они отличается тем, что собак там гораздо меньше, и содержание там всегда платное.

Муниципальные приюты.

Особенность муниципальных приютов в том, что там:

  • огромное количество животных (до 3000 собак), сконцентрированных на небольшой площади;
  • низкокачественный корм;
  • ветеринарная помощь только в крайних случаях;
  • отсутствие прогулок (почти всегда).

    Собаки гуляют только по выходным, когда приезжают волонтеры. При этом гуляют, разумеется, не все собаки, а только те, до которых «доходят руки». Несколько десятков (в лучшем случае) волонтеров просто физически не могут выгулять за день несколько тысяч собак. Диковатые и пугливые, обычно, не гуляют никогда. Муниципальные приюты обязаны быть оборудованы выгулом для собак, и этот выгул представляет собой небольшую забетонированную площадку, огороженную сеткой или забором. Иногда выгул отсыпан песком или землей. Иногда можно встретить какие-то деревянные конструкции, напоминающие кинологический снаряд, трава или кустики — роскошь. То есть маленькая площадь выгула/вольеров и крайне бедная среда.

    Читайте также:
    Транспортный тариф: что это такое, описание и особенности

    Частные приюты

    В частных приютах все очень по-разному. Встречаются приюты с грамотно построенными вольерами, хорошо утепленными будками, просторными зелёными выгулами и ограниченным количеством собак на каждый вольер. Там есть отдельные места для содержания щенков, четкое отслеживание всех ветеринарных процедур и ежедневные выгулы. Такие приюты — огромная редкость. И, как правило, это приюты на несколько десятков собак (до 200).

    Чаще можно встретить частные приюты «под завязку» заполненные собаками и/или кошками, где не хватает средств даже на базовые нужды: корм, сено для утепления будок зимой, обработку от паразитов, прививки. Не говоря уже о стерилизации и своевременном оказании ветеринарной помощи. Все это существует под идеей «главное, что живые и не на улице», но качество жизни животных и состояние здоровья, зачастую, катастрофические.

    Частные передержки

    Вольерная передержка это, по сути, маленький частный приют с небольшим количеством вольеров (10, 20, 50). За содержание каждой собаки платит конкретный человек (куратор), который привёз эту собаку на передержку. Иногда в стоимость передержки входят занятия с кинологом, но это скорее исключение из правил.

    Квартирная передержка, это частная квартира, хозяин которой берет к себе животных до пристройства за определённую плату — более высокую, чем на вольерной передержке. Собака живет «домашней жизнью». Принято считать, что квартирная передержка — лучший вариант для собаки, которая ищет дом, но на мой взгляд это вопрос спорный. К сожалению, квартирными передержками в большинстве своём занимаются люди, которым просто «жалко» бездомных животных, или необходим любой источник дохода. Крайне редко они являются специалистами по поведению собак или, как минимум, энтузиастами, желающими разобраться в этом вопросе. А неграмотный подход, который часто сочетается с негуманными методиками дрессировками, всегда ведет к проблемам поведения, которые потом достаются новым хозяевам. И очевидная связь между количеством собак на передержке и доходом приводит к тому, что большинство квартирных передержек также перенаселены.

    Я видела квартирную передержку, которую многие кураторы считали хорошей. Это двухкомнатная квартира, в которой живут двое взрослых, двое детей и 6 собак. При этом собакам не разрешается проходить дальше коридора, они находятся там всё время, за исключением прогулки. Я консультировала две семьи, взявшие собак с этой передержки — они обратились с просьбами о коррекции проблем поведения, включая такие специфические, как «собака не проходит в дом дальше коридора, попытки провести доводили до панических приступов». Поэтому, если вы берете собаку с квартирной передержки, это, к сожалению, ничего не гарантирует. Хотя нередко бывали случаи, когда в новой семье проблемы поведения исчезали буквально за несколько дней после переезда — изменились условия, изменилось отношение к собаке, изменилось и её поведение.

    На сайте “Школы Прикладной этологии” мы специально создали раздел “Собака из приюта”. В нем вы сможете найти множество статей, которые затрагивают важные моменты адаптации собаки в доме и все, что так или иначе связано с этой темой.

    Социальные приюты. Принципы построения и организация работы

    Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:00, реферат

    Краткое описание

    Социально – экономические и политические проблемы жизни современного общества значительно расширяют спектр социально – педагогических проблем семей. Среди них наиболее остро проявляются: нарушение структуры и функции семьи, падение её жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у родителей, и как следствие, жестокое обращение с детьми. Заметное снижение уровня социальных гарантий для детей в этих условиях, а также дистанцирование школы от детей с трудными судьбами и значительные изменения в ценностных ориентациях общества, усиливают влияние асоциальных факторов в подростковой микросреде.

    Оглавление

    Содержание
    Введение
    1. Понятие приюта. Организация работы в социальных приютах
    2. Принципы социально-реабилитационной работы в приютах
    Заключение
    Список литературы

    Файлы: 1 файл

    социальный приют.doc

    Министерство образования и науки РФ

    Государственное образовательное учреждение

    Высшего профессионального образования

    «Социальные приюты. Принципы построения и организация работы»

    по курсу: «Содержание и методика медико-социальной работы»

    Социально – экономические и политические проблемы жизни современного общества значительно расширяют спектр социально – педагогических проблем семей. Среди них наиболее остро проявляются: нарушение структуры и функции семьи, падение её жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у родителей, и как следствие, жестокое обращение с детьми. Заметное снижение уровня социальных гарантий для детей в этих условиях, а также дистанцирование школы от детей с трудными судьбами и значительные изменения в ценностных ориентациях общества, усиливают влияние асоциальных факторов в подростковой микросреде.

    В обществе в последнее десятилетие возникла значительная по своим масштабам категория детей, которые находятся в статусе «ничейных». Часто они живут под одной крышей с родителями, но связи их с семьёй носят деструктивный характер или разрушены. Родительская семья нередко не только не выполняет по отношению к ним свои функции, но даже становится фактором, деформирующим их социальное и индивидуальное развитие.

    Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями ребенка, жестокое обращение создают реальную угрозу его здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию.

    Читайте также:
    Можно ли отказаться от поездок в школе?

    Сложившаяся ситуация требует от специалиста социальной работы переосмысления целей, ценностей, и мотивов его деятельности. Необходимо повышение эффективности средств и методов социальной работы с возрастающим числом детей, имеющих проблемы.

    В этих условиях активно развивается система государственных учреждений для детей, лишенных попечения родителей, которая сегодня включает социально-реабилитационные центры и социальные приюты. Интенсивное развитие сети специализированных учреждений в системе социальной защиты и всё возрастающее число детских проблем социально-педагогического свойства, существенно обострили востребованность научно-методического обеспечения социальной компоненты реабилитационной работы специалистов социальной работы этих учреждений.

    Социальный приют для детей и подростков – это государственное учреждение, призванное помогать детям, попавшим в сложные жизненные ситуации, оказавшимся без присмотра наедине с улицей. В чем заключается эта помощь?

    Приют предоставляет проживание, уход и питание, медицинское обслуживание – в общем, возможность жить и учиться. Приют дает детям надежду на светлое и счастливое будущее. Но он не может дать того, что имеет наибольшее значение для ребенка – семью, маму и папу. Он лишь помогает найти тех людей, которые неравнодушны к судьбе брошенного ребенка, которые захотят взять его к себе, и подарить свою любовь и заботу.

    К сожалению, эти поиски нечасто проходят успешно, и многие дети выходят в жизнь в одиночестве, без поддержки и совета близкого человека.

    1.Понятие приюта. Организация работы в социальных приютах.

    В целях предотвращения противоправных проявлений среди детей и подростков, формирования государственной системы защиты прав несовершеннолетних были созданы новые социально-профилактические службы для дезадапционных детей и подростков.

    Одним из таких служб помощи беспризорным детям являются временные приюты.

    Приют – временное убежище для детей, поэтому одной из главных задач социальной помощи ребенку является устройство его дальнейшей судьбы с учетом обстоятельств в каждом конкретном случае.

    Можно выделить несколько категорий детей, поступающих в приюты, в зависимости от их семейного анамнеза:

    1) дети-сироты, у которых умерли родители;

    2) дети, родители, которых лишены родительских прав;

    3) дети, временно лишившиеся родительского попечения (родители находятся в больнице, в заключении);

    4) дети, из семей, где они подвергаются физическому или сексуальному насилию; или из семей, где родители не выполняют, пренебрегают своими основными функциями: не кормят, оставляют на целый день и более одних без присмотра, то есть дети из семей, где дальнейшее их пребывание становится опасным для жизни;

    5) дети, убежавшие из дома по разным причинам, например, конфликт с родителями;

    6) дети-беспризорники, дети эмигрантов или беженцев. Перечисление этих групп показывает, что прежде, чем принять важное для ребенка решение, определить круг мероприятий по его социальной реабилитации, необходимо изучить обстоятельства семейной жизни ребенка, его родственные и социальные связи (круг общения, включающий взрослых и детей), его привязанности, получить данные о посещении дошкольных или образовательных учреждений. То есть, прежде всего, необходимо провести диагностическое исследование.

    Для детей, поступающих в приют, независимо от их возраста, характерна общая черта – нарушенная социализация, имеющая широкий спектр проявлений – от незнания, несоблюдения правил личной гигиены и неспособности адаптироваться к незнакомой среде и новым обстоятельствам до ряда проявлений девиантного поведения – воровства, гиперсексуальности, нарушенной половой ориентации. Одна из причин этого явления – отсутствие или неправильное воспитание в семье, отсутствие положительного примера и опыта родителей, нарушение эмоциональных связей между родителями и детьми, а также неблагоприятное влияние уличного окружения.

    В приют в основном поступают депривированные дети, которые к тому же являются жертвами жестокого обращения: сексуального, физического, эмоционального. Под психологической депривацией понимается недостаточное удовлетворение основных психических потребностей ребенка в течение длительного времени и в серьезной степени. У детей с психической депривацией наблюдается отставание в психическом развитии. Особенно это касается развития мышления и речи.

    Подавляющее большинство детей в приюте являются жертвами насилия: сексуального, физического, эмоционального. Чаще всего дети подвергались жестокому обращению в семье, то есть были жертвами домашнего насилия, однако часть детей школьного, особенно подросткового возраста пострадала от сексуального насилия со стороны сверстников и незнакомых взрослых. Часто в приют поступают дети, которые в течение длительного времени подвергались жестокому обращению, у которых произошли серьезные изменения в психике личности, в том числе и мотивационно-потребностной сфере. Часть детей, поступают в приют вскоре после: совершения насилия, например, после изнасилования, имеют тяжелые психические последствия, которые проявляются в острой, кризисной форме. У ребенка происходят нарушения нормального функционирования, особенно в первое время после события.

    Изучение состояния физического здоровья, психологической сферы, основных психологических характеристик поступивших в приют детей позволяет выявить близкие, сходные проблемы и провести отбор особых детей для формирования групп реабилитации. Оптимальным является создание групп одного возраста – 15 детей, а разновозрастная – 5-7 детей; для каждой группы определенный набор помещений: спальня, столовая, комната для занятий и игр, туалетная комната и так далее. Это было бы целесообразно и с точки зрения, что в приюты часто поступает сразу несколько детей из одной и той же семьи.

    Читайте также:
    Уголовный кодекс: что это такое, описание и особенности

    Формирование группы детей приходится делать по возрастным и половым признакам. Разделение детей по возрасту обусловлено не только значительными различиями режима дня, но и особенностями реабилитационных мероприятий, проводимых с детьми и подростками. Если важнейшей задачей персонала приюта при работе с детьми младшего возраста является воспитание, возмещение дефицита тепла, навыка и знаний, которые они недополучили у родителей, то подростков приходится перевоспитывать, устранять имеющиеся у них нарушения поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Особое значение для подростков приобретает получение профессиональных навыков, трудовое и физическое воспитание, организация которых требует специальных помещений.

    Большое значение для эффективной реабилитационной работы имеет правильная организация режима дня, учитывая, что для приютских детей характерны быстрая утомляемость, повышенная возбудимость, неспособность сосредоточиться даже на короткое время, нарушение сна, двигательная гиперактивность, несформированность навыков общения и совместной деятельности. Эти обстоятельства определили следующие основные требования к организации режим дня для детей в приюте:

    – проведение занятий индивидуально или в малых группах (яркая эмоциональная окраска занятий);

    – непродолжительность занятий (15-20 минут), чередование занятий с отдыхом (физкультминутками, динамическими паузами);

    – разнообразие форм занятий, проведение нескольких разноплановых занятий в течение дня (переключение с одного вида деятельности на другой);

    – перенос большей части активности на первую половину дня (возбужденных игр, спортивных игр, новых для детей занятий и т.д.). Вторая половина более спокойная. После проведения физкультурных занятий – релаксация, в конце дня спокойные игры, чтение.

    Большая часть детей, поступающих в реабилитационный центр, не обучаются по возрасту. Важной задачей для сотрудников приюта является обучение таких детей. Группу из 5 человека одного возраста и степени подготовленности к школе, обучает учитель начальной школы, который работает по системе домашнего обучения.

    При увеличении числа, таких детей и ввиду большой разницы в возрасте выбирается базовая близлежащая школа, в которой дети продолжают обучение в классах компенсирующего обучения, обычных классах и гимназических классах. Часть детей ввиду особенностей (таких, как глухота и т.д.) обучается в школах-интернатах.

    Организация обучения ребенка, независимо от времени поступления и развития ребенка, позволяет решить проблему с помощью ускоренного курса обучения.

    Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также – определение дальнейшей судьбы ребенка. Вид помощи, оказываемой в приюте, зависит от типа приюта.

    Приют общего типа (открытый) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультаций, определяется организаторами конкретного приюта.

    Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений.

    Рассмотрим социальный приют для детей и подростков (в дальнейшем приют), который является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим на территории региона (области) социальную медико-психологическую помощь и поддержку несовершеннолетним, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

    Приют создается постановлением администрации региона или муниципального образования по представлению управления социальной защиты населения и осуществляет свою деятельность под его руководством.

    Социальные приюты для детей и подростков.

    Социальный приют для детей является специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

    Основной задачей приюта является оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    Приют создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или по решению органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Свою деятельность приют осуществляет во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.

    В соответствии со своими задачами приют:

    – совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи;

    – обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

    – оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи;

    – обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

    – организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте;

    – содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

    – уведомляет родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в приюте;

    – на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашает родителей (их законных представителей) для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних;

    – на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывает представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений.

    Читайте также:
    Бюллетень для голосования на рефе рендуме

    При приюте может создаваться попечительский совет из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, а также представителей организаций и лиц, заинтересованных в развитии приюта. Порядок создания и компетенция попечительского совета определяются уставом приюта. Члены попечительского совета осуществляют свои функции на безвозмездной основе.

    Стационарные учреждения социального обслуживания (психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками).

    Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

    Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

    К стационарным учреждениям социального обслуживания относятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками. Медицинские показания и противопоказания к приему в дома интернаты определены в Инструкции о медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома-интернаты, утвержденной Министерством здравоохранения СССР от 5 сентября 1978 г. № 06-14/12 по согласованию с Госкомтрудом СССР (далее в 17.2 – Инструкция).

    В стационарные учреждения принимаются граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет. мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья постоянном уходе и наблюдении, причем законодательство не содержит каких-либо ограничений при помещении в стационарные учреждения для граждан пожилого возраста и инвалидов в зависимости от наличия у них трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.

    В зависимости от категории обслуживаемых стационарные учреждения можно классифицировать следующим образом:

    • 1) стационарные учреждения общего типа;
    • 2) психоневрологические стационарные учреждения;
    • 3) специальные стационарные учреждения. В зависимости от возраста обслуживаемых:
    • 1) стационарные учреждения для детей-инвалидов;
    • 2) стационарные учреждения для инвалидов;
    • 3) стационарные учреждения для граждан пожилого возраста;
    • 4) стационарные учреждения для граждан пожилого возраста и инвалидов.

    В зависимости от сроков получения стационарных социальных услуг:

    • 1) стационарные учреждения, создаваемые для постоянного круглосуточного получения стационарных услуг: это дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками;
    • 2) стационарные учреждения, создаваемые для круглосуточного получения стационарных услуг на определенный срок: социальные приюты для несовершеннолетних.

    Для детей-инвалидов создаются детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками. Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами. Дети-инвалиды помещаются в стационарные учреждения по заявлению их родителей (законных представителей).

    Дети-инвалиды раннего возраста – до четырех лет -принимаются в специализированные дома ребенка, находящиеся в ведении органов здравоохранения.

    В детские дома-интернаты для умственно отсталых детей принимаются дети-инвалиды в возрасте от четырех до 18 лет с аномалиями умственного развития. Приему в детские дома-интернаты для умственно отсталых детей подлежат дети, страдающие психическими хроническими заболеваниями, нуждающиеся по состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании, медицинской помощи в соответствии с Инструкцией. Инструкция содержит перечень заболеваний, при которых осуществляется прием в детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, а также противопоказания к направлению в такие дома-интернаты. Так, показаниями к приему в подобные дома-интернаты являются следующие заболевания: олигофрения в степени имбецильности, идиотии; умственная отсталость всех степеней, включая дебильность при наличии грубых нарушений двигательных функций, затрудняющих обучение во вспомогательных классах соответствующих специализированных школ-интернатов (не передвигающиеся без посторонней помощи, не обслуживающие себя в силу тяжести двигательных нарушений, требующие индивидуального ухода); слабоумие после перенесенных органических поражений головного мозга и др. Противопоказаниями к направлению в детские дома-интернаты для умственно отсталых детей являются психические заболевания, сопровождающиеся грубыми нарушениями влечения и расстройствами поведения, опасными для самого больного и окружающих; любые психические заболевания, при которых возможно обучение ребенка в общеобразовательной школе или специализированных учреждениях просвещения, и другие, предусмотренные Инструкцией.

    В дома-интернаты для детей с физическими недостатками принимаются дети-инвалиды с сохранным интеллектом и с нарушением опорно-двигательного аппарата, не передвигающиеся без посторонней помощи, не обслуживающие себя в силу тяжести двигательных нарушений, требующие индивидуального ухода. В основном это дети-инвалиды, страдающие церебральными параличами различной этиологии, последствиями полиомиелита в восстановительном периоде и другими заболеваниями, предусмотренными Инструкцией.

    Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобожденных из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания.

    Читайте также:
    Превышение полномочий частными охранниками или детективами

    Граждане, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на:

    • 1) обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;
    • 2) уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания;
    • 3) социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;
    • 4) добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями;
    • 5) медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;
    • 6) свободное посещение их адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами;
    • 7) бесплатную помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством;
    • 8) предоставление им помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;
    • 9) сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, -в течение всего времени пребывания в этом учреждении. В случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право па внеочередное обеспечение жилым помещением, если им нс может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение;
    • 10) участие в общественных комиссиях по защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, создаваемых в том числе в учреждениях социального обслуживания.

    Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания граждан пожилого возраста и инвалидов или создания удобств для персонала указанных учреждений использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция граждан пожилого возраста и инвалидов.

    Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения.

    Дата добавления: 2021-06-02 ; просмотров: 182 ; Мы поможем в написании вашей работы!

    Социальный приют

    Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:24, контрольная работа

    Описание работы

    Цель исследования – изучение деятельности социального приюта Московского района г.Казани.
    Задачи:
    1. Общая характеристика социального приюта Московского района г.Казани
    2. Рассмотрение воспитательной работы в приюте Московского района г.Казани
    3. Анализ статистических данных

    Содержание

    Введение 3
    1. Общая характеристика социального приюта Московского района г.Казани 4
    2. Воспитательная работа в приюте Московского района г.Казани 10
    3. Анализ статистических данных 16
    Заключение 18
    Список литературы 19

    Работа содержит 1 файл

    контрольная социальный приют.doc

    Содержание

    1. Общая характеристика социального приюта Московского района г.Казани

    2. Воспитательная работа в приюте Московского района г.Казани

    3. Анализ статистических данных

    Введение

    В России очень много детских домов, интернатов. В государственных детских домах, которых в России 2 тысячи, находятся 67 тысяч детей, еще 27 тысяч живут в 150 школах-интернатах. Однако у большинства этих детей, вроде бы как-то устроенных, жизнь далека от благополучия. 10% детских домов и школ-интернатов не имеют нормальных санитарных условий, 48% требуют капитального ремонта, 5% находятся в аварийном состоянии. Во многих местах детские учреждения не получают даже положенного по бюджету финансирования.

    Предметом исследования является социальные приют.

    Объектом – деятельность социального приюта Московского района г.Казани.

    Цель исследования – изучение деятельности социального приюта Московского района г.Казани.

    1. Общая характеристика социального приюта Московского района г.Казани

    2. Рассмотрение воспитательной работы в приюте Московского района г.Казани

    3. Анализ статистических данных

    1. Общая характеристика социального приюта Московского района г.Казани

    Социальный приют для детей Московского района г. Казани находится на улице Восстания 99А. Приют был открыт в июне 1998 года. За семь лет в приюте побывало 497 человек, в месяц количество детей, проживающих в приюте, колеблется от 55 до 60 человек. В приюте выделены помещения для сна, питания, досуга, труда детей, а так же оказывается психологическая и медицинская помощь. Срок пребывания детей в стационарном отделении, формы и порядок работы с ними определяется администрацией учреждения с учетом интересов и личностных особенностей воспитанников, в соответствии с действующим законом. После завершения реализации программы социальной реабилитации, в случае необходимости сотрудники отделения осуществляют патронаж семей, где проживают несовершеннолетние.[1]

    В приюте организованы две группы детей: старшая и младшая.

    Пребывание детей в приюте ограничивается периодом от 6 месяцев до 1 года. В организационную структуру приюта входят: приемное и стационарное отделения. В приюте функционируют: медицинская служба, социально-правовая служба, служба психолого-педагогической поддержки. Деятельность приюта поддерживается административно-хозяйственной частью.

    Читайте также:
    Торговая регистрация: что это такое, описание и особенности

    Основной задачей всех служб и подразделений приюта является оказание первичной социальной помощи детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также всесторонняя реабилитационная работа с воспитанниками всех возрастных категорий и различного социального статуса.

    За указанный период в социальном приюте для детей и подростков успешно велась работа по следующим направлениям:

     социальная и правовая помощь детям и подросткам;

     психолого-педагогическая поддержка воспитанников;

     первичная социальная реабилитация поступивших в приют.

    Далеко не все дети, поступающие в приют, не имеют родителей. Так, например, с января по март 2011 г. в приют поступили 8 детей и подростков в возрасте от 3-х до 15-ти лет, из которых лишь 2 человека являются сиротами, не имеющими родителей. Достаточно велика доля “социальных сирот”, которые имеют одного или обоих родителей, не могущих или не желающих воспитывать собственных детей. Соответственно, чем больше стаж проживания таких детей в родной семье, тем обширнее их негативный социальный опыт, тем тяжелее последствия в виде различных черт “асоциальности”.

    Социальная реабилитация воспитанников предполагает целый комплекс мероприятий.

    Главной задачей социальной помощи ребенку является его социальная реабилитация, предполагающая включение данного ребенка в полноценные общественные отношения, устройство его дальнейшей судьбы, в связи, с чем социально-правовым отделом приюта проводится следующая работа:

     сбор информации о ребенке;

     составление и ведение документации на каждого ребенка;

     анализ имеющейся информации и определение возможностей дальнейшего устройства детей;

     сотрудничество с органами опеки и попечительства с администрациями муниципальных образований, органами ОВД, комиссиями по делам несовершеннолетних;

     участие в судебных заседаниях в качестве свидетелей;

     работа с опекунами (беседы, консультации, посещения семей, определение психологической совместимости опекунов с детьми и др.);

     подготовка детей к передаче под опеку (пробные посещения детьми семей потенциальных опекунов, знакомство ребенка с членами будущей семьи);

     подготовка документов для перевода в другое учреждение на постоянное пребывание, на передачу под опеку, на возвращение в семью;

     установление и поддержание контактов с семьями воспитанников и проведение правовых консультаций по различным вопросам;

     профессиональная и социальная ориентация воспитанников;

     участие в совещаниях и конференциях по правовым аспектам работы детских сиротских учреждений и приютов;

     участие в работе КДН на уровне муниципалитетов.

    К сожалению, работа с органами ОВД не ограничивается только помощью ребенку. Нередки случаи самовольного ухода детей из приюта.

    Основными причинами, приводящими к самовольному уходу воспитанников из приюта, являются:[2]

     стойкая привычка к “уличному” образу жизни, бродяжничеству;

     потребность в употреблении алкоголя, токсических веществ, курении (у многих воспитанников наблюдается зависимость от данных веществ);

     желание увидеть родителей или родственников.

    Приют не является заведением строгого режима, не имеет системы строгого надзора, дети посещают школу, районную поликлинику, выезжают в театры и участвуют в различных культурно-массовых мероприятиях. В то же время необходимость пребывания в приюте не всегда осознается ребенком в полной мере; побывав “дома”, воспитанники зачастую возвращаются в приют самостоятельно. Из всех самовольно отлучившихся воспитанников выражали протест против возвращения в приют лишь единицы. В задачу работников приюта входит помощь ребенку в “мягком”, постепенном переходе в новые жизненные условия.

    Варианты устройства детей после приюта не отличаются разнообразием, что обусловлено объективными факторами наличия соответствующих детских учреждений в государственной системе.

    Возвращение в семью, несомненно, является наиболее желательной целью, поскольку свидетельствует о преодолении данной семьей кризисной ситуации и предоставляет оптимально благоприятные условия для детей.

    Медицинская реабилитация предполагает диагностику, лечение и профилактику заболеваний у воспитанников, разнообразные оздоровительные мероприятия, включая спорт.

    С целью подбора оптимальных методов коррекции, выбора образовательного маршрута и вида образовательного учреждения в приюте необходимо проводить диагностику развития познавательной сферы детей.

    С учетом показаний воспитанники с теми или иными особенностями представляются на медико-психолого- педагогическую комиссию, которой даются рекомендации по выбору типа образовательного учреждения на основании медицинского заключения.

    Основным показанием к представлению детей на комиссию является стойкая неуспеваемость при обучении в общеобразовательной школе.

    Педагогическая реабилитация детей и подростков осуществляется в ходе мероприятий воспитательного характера, направленных на получение необходимых знаний и навыков, школьного образования. Данная работа предполагает направленность на развитие личности и преодоление нарушений адаптации воспитанников в среде сверстников.

    Строится она может с учетом следующих принципов:

     достижение максимального эмоционального комфорта;

     всестороннее развитие личности детей в ходе воспитательной работы;

     формирование временной перспективы в сознании воспитанников;

     организация групп “семейного” типа, разновозрастных (6-7 человек), моделирующих семью.

    В ходе воспитательных мероприятий, проводимых в приюте, ставятся следующие задачи:[3]

     помощь детям и подросткам в становлении их самосознания, в понимании собственных особенностей, своих “сильных” и “слабых” сторон, жизненных целей и перспектив;

     формирование положительного опыта общения у воспитанников: формирование представлений о групповых нормах общения, навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми в стенах приюта и за его пределами;

    Читайте также:
    Форвардная сделка: что это такое, описание и особенности

     развитие и начальные этапы коррекции эмоциональной и познавательной сфер детей;

     создание положительного эмоционального климата в детском коллективе; помощь в осознании своих эмоций и чувств, адекватных форм эмоционального реагирования; расширение кругозора детей;

     формирование у детей навыков анализа, оценки и разрешения жизненных ситуаций;

     обучение воспитанников навыкам ответственности за себя и свои поступки;

     ознакомление их с правами и обязанностями взрослого человека, создание у детей позитивного отношения к миру взрослых и обществу.

    Функции детского приюта Московского района:

    Будучи одним из звеньев государственной системы безнадзорности и социальной реабилитации детей, нуждающихся в защите и поддержке государства, социальный приют Московского района выполняет широкие социальные функции.

    Защитительная функция. Направлена на обеспечение сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи, предусматривает противодействие разрушению его физического, психическонравственного здоровья в период пребывания в учреждении.

    Профилактическая функция. В сотрудничестве с другими учреждениями, организациями ведется работа по раннему выявлению неблагополучных семей, оказывается своевременная помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, даются рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания, осуществляется квалифицированная правовая, психологическая, а также материальная поддержка, что позволяет предотвратить необратимые процессы отторжения ребенка от родителей. Социальный патронаж семей, в которые возвращаются либо помещаются выпускники приюта, не менее важен как средство предупреждения кризисных ситуаций.

    Восстановительная функция. Осуществляет меры по оздоровлению условий жизнедеятельности ребенка в семье, способствует восстановлению социального статуса детей, поддерживают усилия семей, проявляющих готовность к определению своей функциональной несостоятельности.

    Коррекционно – развивающая функция: Определяется в системе мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми, ориентированной на коррекцию их психического, личностного развития, восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта, а также на возрождение и развитие важнейших форм жизнедеятельности-игры, познания, труда, общения.

    Оздоровительная функция. При поступлении ребенка в учреждение ему предоставляется необходимая медицинская помощь, во взаимодействии с различными медицинскими учреждениями.

    Компенсаторная функция. Ищут пути замещения биологической семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка, с тем чтобы, несмотря на утрату кровных связей, он смог получить опыт семейной жизни, воспитывается в семье как естественной среде обитания растущего человека.

    2. Воспитательная работа в приюте Московского района г.Казани

    Воспитательная работа в приюте предполагает различные формы ее проведения:[4]

     фронтальное занятие (познавательного характера);

     выполнение индивидуально запланированных заданий-поручений воспитанниками;

     практические занятия по формированию определенных умений и навыков;

     неформальные встречи, беседы и др.

    Кроме того, основные принципы воспитательной работы реализуются в ходе ежедневных мероприятий, режимных моментов, трудовой и учебной деятельности и т. д.

    Содержание воспитательной работы представлено в ежемесячных перспективных планах приюта и в рабочих планах воспитателей.

    ЕГЭ. Общество.Тема 4. Социальные институты

    Институт. Чаще всего данное слово употребляется в значении высшего учебного заведения( педагогический, медицинский институт).Однако слово « институт» — многозначное. «Институт» — слово латинское. В переводе обозначает « учреждение».

    В общественных науках употребляется термин « социальный институт».

    Что такое социальный институт?

    Определений данного понятия несколько.

    Вот одно из них, легко запоминающееся и вмещающее в себя суть данного термина.

    Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

    ПОЯСНЕНИЕ.

    Социальный институт, говоря более доступно, это такие образования в обществе (учреждение, орган власти, семья и многие-многие другие образования) , которые позволяют регулировать какие-то отношения, действия людей в обществе. Говоря иносказательно, это та дверь, в которую вы войдете, чтобы решить какие-то вопросы.

    1. Вам необходимо заказать паспорт. Вы поёдете не куда-то, а именно в паспортный стол — институт гражданства.
    2. Вы устроились на работу и хотите узнать, какой будет конкретно у вас зарплата. Вы куда поёдёте? В бухгалтерию, она создана, чтобы регулировать вопросы зарплаты. Это и сеть институт заработной платы.

    И таких социальных институтов в обществе огромное количество. За всё кто-то где-то отвечает, выполняет определённые функции, чтобы удовлетворять социальные потребности людей.

    Приведу таблицу, в которой обозначу наиболее важные социальные институты в каждой сфере общественных отношений.

    Социальные институты, их виды

    Институты по сферам общества. Что регулируют Примеры
    Экономические институты Регулируют производство и распределение товаров и услуг. Собственность, рынок, производство
    Политические институты Регулируют общественные отношения, используя властные полномочия. Главный институт — государство. Органы власти, партии, право, армия, суд
    Социальные институты Регулируют распределение социальных позиций и общественных ресурсов. Обеспечивают воспроизводство и наследование. Воспитание, здравоохранение, досуг, семья, социальная защита
    Духовные институты Регулируют и развивают преемственность культурной жизни общества, духовное производство. Церковь, школа, вуз, искусство

    Социальные институты — постоянно развивающаяся структура. Возникают новые, отмирают старые. Это процесс называют институционализацией.

    Структура социальных институтов

    Структура, то есть элементы целого.

    Ян Щепальский выделил следующие элементы социальных институтов.

    • Цель и сфера деятельности социального института
    • Функции
    • Социальные роли и статусы
    • Средства и учреждения, выполняющие функции данного института. Санкции.

    Признаки социальных институтов

    • Образцы поведения, установки . Так, например, для института образования свойственно стремление к получению знаний.
    • Культурные символы. Так, для семьи — это обручальные кольца, брачный ритуал; для государства- герб, флаг, гимн; для религии- икона, крест и т.д.
    • Устные и письменные кодексы поведения. Так, для государства – это кодексы ,для бизнеса- лицензии, договоры, для семьи- брачный контракт.
    • Идеология. Для семьи- это взаимопонимание, уважение, любовь,; для бизнеса- свобода торговли, предпринимательства; для религии- православие, ислам.
    • Утилитарные культурные черты. Так, для религии — культовые здания; для здравоохранения – поликлиники, больницы, кабинеты для диагностики; для образования — классы, спортзал, библиотека ; для семьи- дом, мебель.
    Читайте также:
    Финансовая олигархия: что это такое, описание и особенности

    Функции социальных институтов

    • Удовлетворение социальных потребностей— это основная функция каждого института.
    • Регулятивная функция— то есть регулирование определённых видов общественных отношений.
    • Закрепление и воспроизводство общественных отношений. У каждого института есть свои нормы, правила, которые позволяют стандартизировать поведение людей. Всё это делает общество более устойчивым.
    • Интегративная функция, то есть сплочение , взаимосвязь членов общества.
    • Транслирующая функция— возможность передачи опыта, знаний новым людям, пришедшим в ту или иную структуру.
    • Социализация — усвоение индивидуумом норм и правил поведения в обществе, способов деятельности.
    • Коммуникативная — это передача информации как внутри института, так и между социальными институтами в результате взаимодействия членов общества.

    Формальные и неформальные социальные институты

    Формальные институты — в них деятельность регулируется в рамках действующего законодательства (органы власти, партии, суд, семья, школа, армия и др.)

    Неформальные институты — их деятельность не установлена формальными актами, то есть законами, приказами, документами.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

    Что такое социальный институт: примеры, виды, функции

    Приветствую Вас, друзья!

    Современное человеческое общество представляет собой сложную систему, существование которой возможно только благодаря наличию социальных институтов. Они задают правила поведения, диктуют нормы морали, предписывают выполнять одни действия и запрещают другие. Благополучное существование и развитие современного общества возможно именно благодаря тому, что вся наша жизнь подчинена социальным институтам. И сегодня мы поговорим о том, что они собой представляют, как устроены, какими бывают и какие функции выполняют.

    Что такое социальный институт?

    Социальный институт – исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации взаимодействия людей в определенной сфере жизни общества, в рамках которой реализуются определенные функции, главной из которых является удовлетворение потребностей. Основу социального института составляют правила поведения, которых должны придерживаться все члены общества.

    Термин «социальный институт» образован от латинских слов socius (общий, совместный) и institutum (учреждение, обычай). Словом «социальный» обозначают понятия, связанные с обществом. Словом «институт» – определенный класс организаций и общественных явлений.

    Социальный институт должен обеспечивать решение таких задач как:

    • согласование интересов членов общества;
    • реализация базовых потребностей каждого человека;
    • стабильность и развитие;
    • формирование общепринятых правил и норм.

    Автором данного понятия считается Герберт Спенсер (правда, он сам предпочитал термин «социальное учреждение»). Он провёл параллель между обществом и обычным биологическим организмом, в котором разные органы отвечают за разные сферы жизнедеятельности (позже эта концепция получила название «органицизм»).

    Изучая принципы функционирования общества, Спенсер выделил в нём функциональные элементы, отвечающие за конкретные сферы жизни данного общества, и назвал их социальными учреждениями или институциями. Современный термин «социальный институт» ввёл американский социолог Торстейн Веблен, чьи взгляды на сущность данного понятия несколько отличались. Разница во взглядах Спенсера и Веблена заключалась в том, что первый считал социальный институт органом, осуществляющим регулирующую функцию, а второй – совокупностью принципов поведения.

    Примеры социальных институтов

    Чтобы лучше понять, что такое социальный институт, рассмотрим основные примеры, наглядно демонстрирующие суть данного понятия:

    • Семья. Это важнейший институт, с которым в своей жизни сталкивается каждый из нас. У семьи есть несколько функций: репродуктивная (рождение детей), воспитательная (совместное воспитание детей, формирование у них основных ценностей, норм и принципов поведения), экономическая (совместное использование ресурсов, ведение общего хозяйства).
    • Государство. Данный институт решает большое количество задач, направленных на обеспечение безопасности, стабильности и развития, а также на реализацию базовых потребностей каждого члена общества. Государство регулирует экономику, обеспечивает медицинское обслуживание и образование, строит и поддерживает инфраструктуру, защищает население от преступности, обороняет страну от внешних опасностей.
    • Право. Это система обязательных норм поведения, направленная на обеспечение стабильности и общего благополучия. В отличие от норм морали, правовые нормы являются общеобязательными и регулируются государством. Основные функции права – это определение правил поведения, полезных для общества, и обеспечение их выполнения.
    • Образование. Задача этого института заключается в том, чтобы передавать подрастающим поколениям накопленный опыт, знания и навыки, необходимые для продуктивной работы. К функциям образования относятся адаптация молодых людей к будущей самостоятельной жизни информирование у них профессиональных навыков, социализация.
    • Наука. Задача этого института заключается в том, чтобы добывать объективные знания, накапливать и интерпретировать их. К функциям науки относятся познание мира, определение взглядов на мир, интерпретация знаний, интеллектуальное и техническое развитие.
    • Церковь. Этот институт формируется на основе веры. К функциям церкви относятся формирование мировоззрения, объединение верующих, выработка моральных и нравственных норм.
    • СМИ. Это институт, обеспечивающий публичную передачу информации с помощью доступных технических средств. Функции СМИ включают сбор, анализ, упорядочивание и распространение информации.
    Читайте также:
    Тяжкие преступления: что это такое, описание и особенности

    Разумеется, это далеко не полный список институтов, так или иначе влияющих на нашу жизнь. Важно отметить, что некоторые из них сложились исторически и выглядят примерно одинаково в разных культурах (например, семья). Другие же сформированы целенаправленно для обеспечения порядка и развития (например, право).

    Структура социального института

    Любой социальный институт – это система с довольно сложной структурой. При этом разные исследователи могут по-разному понимать определение социального института и, соответственно, по-разному интерпретировать его структуру. В качестве основных структурных составляющих социального института можно выделить такие элементы как:

    • нормы поведения;
    • специфические символы (герб государства, обручальное кольцо, иконы и прочее);
    • кодексы поведения (правила, предписания, запреты, законы);
    • материальные атрибуты (жилье семьи, территория государства, здание школы);
    • ценности и моральные нормы (любовь в семье, поклонение в религии, уважение и подчинение в государстве).

    Некоторые исследователи полагают, что уместнее рассматривать не отельные элементы социального института, а его признаки, основными из которых являются следующие:

    • наличие специальных учреждений, поддерживающих функционирование данных институтов (загсы, школы, вузы, церкви);
    • наличие материальных ресурсов, позволяющих институтам полноценно решать свои задачи;
    • наличие норм, предписаний и запретов, задающих правила поведения граждан;
    • наличие системы ценностей;
    • использование метода «кнута и пряника» для того, чтобы мотивировать людей придерживаться правил института и разделять его ценности;
    • наличие культурных символов, атрибутов и ритуалов.

    Функции социальных институтов

    С точки зрения современной социологии, социальный институт – это система, основная цель которой заключается в том, чтобы удовлетворять определенные потребности социума. Для этого каждый институт осуществляет специфические функции в рамках сферы жизни общества, которую он регулирует. Таких функций довольно много (мы рассматривали их выше, перечисляя примеры институтов), но четыре из них являются основополагающими:

    1. Воспроизводство. Эту функцию выполняет в первую очередь семья, но задействованы также государство, медицина и прочие институты.
    2. Социализация. За данную функцию отвечают преимущественно семья, образование и религия.
    3. Обеспечение материальными благами. Данную функцию выполняют в первую очередь государство и экономические институты (рынок, частная собственность).
    4. Управление и контроль. Данная функция осуществляется государством, правом и, реже, религией.
    5. Воспроизводственная функция. Подразумевает обеспечение устойчивости и соблюдения правил, продиктованных институтом (к примеру, семья должны быть устойчивой, а возможность её распада – ограниченной).
    6. Регулятивная функция. Связана с регулированием отношений между людьми в рамках определенной сферы взаимодействия. Это обеспечивает предсказуемость требований и поведения людей.
    7. Интегративная функция. Обеспечивает сплоченность и взаимную ответственность людей, связанных между собой определенными отношениями.
    8. Транслирующая функция. Обеспечивает сохранение правил при смене поколений людей, представляющих определенный институт. Для её выполнения каждый институт предусматривает механизмы приобщения к его нормам.
    9. Коммуникативная функция. Обеспечивает распространение информации. Данная функция имеет особую важность для СМИ и науки.

    Социальные институты могут выполнять свои функции только тогда, когда большинство населения признаёт их целесообразность и легитимность.

    Классификация социальных институтов

    Лучше понять, что такое социальный институт, позволяет изучение существующих подходов к классификации. Существует много способов делить институты на разные виды. Рассмотрим несколько наиболее распространенных подходов:

    Классификация по масштабности:

    • главные (удовлетворяющие базовые потребности);
    • второстепенные (обеспечивающие деятельность главных институтов).

    Классификация по сложности:

    • простые (самостоятельные институты без сложной внутренней структуры);
    • сложные (составные системы, в структуру которых входят другие институты).

    Классификация по сфере деятельности:

    • семейные (семья, брак);
    • политические (государство, президентство, парламентаризм);
    • экономические (рынок, банки, торговля);
    • нормативные (право, суд);
    • религиозные (церковь, религия, секта);
    • социально-культурные (искусство, наука, образование).

    Классификация по наличию нормативной базы:

    • Формальные. Это институты, действующие в соответствии с четко прописанными правилами и подразумевающие санкции за несоблюдение правил (часто также поощрение за их соблюдение). Формальные институты защищены законом и контролируются государством.
    • Неформальные. В качестве распространенных примеров можно привести культуру, дружбу и гражданский брак. В рамках неформальных институтов также существуют определенные правила, но никакие официальные органы не следят за их соблюдением. Обязанности контроля за соблюдением данных правил возложены на общество.

    Институционализация

    Развитие общества до современного уровня было бы невозможно без становления и развития социальных институтов – институционализации. Данный процесс продолжается и сегодня, поскольку в предыдущие годы развитие общества не только не остановилось, но и значительно ускорилось. У людей появляются новые потребности, а вместе с этим возникают и новые социальные институты.

    Случается и так, что давно сформировавшиеся институты теряют актуальность, что приводит к их реформированию или даже исчезновению. К примеру в XIX веке были ликвидированы такие социальные институты как рабство и крепостное право. К XX веку во многих странах была ликвидирована монархия. В то же время в некоторых странах монархия продолжает благополучно существовать и сегодня, хоть и претерпела значительные изменения. Также в последние годы переживают заметную трансформацию такие институты как семья, брак и религия.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: