Спасательная единица: что это такое, описание и особенности

Аварийно-спасательные формирования и спасательные службы

Федеральный закон N 151-ФЗ от 22.08.1995 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (ред. от 02.07.2013) определяет основные понятия и принципы деятельности.

Аварийно-спасательная служба (АСС) – это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование (АСФ) – это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Основными принципамидеятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются
(ст. 3 151-ФЗ):

• принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями;

• принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;

• принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

АСФ не входят в состав ВС РФ, владеют специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования на постоянной штатной основе

Профессиональные АСС и АСФ создаются:

– в федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ) – решениями Правительства РФ по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций РФ, согласованным с МЧС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

– в субъектах РФ – органы исполнительной власти (ОИВ) субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;

– в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных АСС, АСФ, – руководством организаций по согласованию с органами управления при ОИВ субъектов РФ, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– в органах местного самоуправления – по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Создаются в постоянной готовности– АСС, АСФ, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Условие создания – если организация, занимается одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

На нештатной основе – нештатные аварийно-спасательные

формирования

В соответствии с Приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» (в ред. от 30 июня 2014 г. N 331) нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования

Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:

» проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

» участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

» обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);

» санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;

» участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

» обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовыватьдеятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для выполнения мероприятий на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетомПримерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований.

Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

» При создании нештатных аварийно-спасательных формирований учитываются наличие и возможности штатных аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

» МЧС России и его территориальные органы осуществляют методическое руководство созданием и обеспечением готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, а также контроль в этой области.

Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:

по подчиненности: территориальные и организаций;

по численности: отряды, команды, группы, звенья, посты.

Количество и перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований определяется исходя из прогнозируемых объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций и их возможностей по проведению указанных работ.

Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время – 6 часов, военное время – 3 часов.

Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации).

Зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований производится приказом руководителя организации.

Основной состав руководителей и специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.

Читайте также:
Виды и назначение медицинских шкафов

Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях.

Накопление, хранение и использованиематериально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований.

Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, с учетом положений статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ “О гражданской обороне”.

На общественных началах – общественные

аварийно-спасательные формирования

Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

АСС и АСФ могут быть следующих видов: спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

Все они создаются с целью проведения аварийно-спасательных работ, к которым относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.

Вид и количество формирований, а также их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально – технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами ГО. Комплектуются за счет численности работников организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время.

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне

В соответствии с Приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне» нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее – НФГО) – это формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой для жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Данные формирования будут создавать и поддерживать в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в отношении организаций, находящихся

в их ведении, в пределах своих полномочий:

» определяют организации, создающие НФГО;

» организуют поддержание в состоянии готовности НФГО;

» организуют подготовку и обучение личного состава НФГО;

» создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.

Организации:

» создают и поддерживают в состоянии готовности НФГО;

» осуществляют обучение личного состава НФГО;

» создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.

НФГО подразделяются по численности на отряды, команды, группы, звенья, посты, автоколонны, пункты и станции.

Для НФГО сроки приведения в готовностьк применению по предназначению не должны превышать: в мирное время – 6 часов, военное время – 3 часа.

Личный состав НФГО в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ “О гражданской обороне” комплектуетсяорганизациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Накопление, хранение и использованиематериально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения НФГО, а также материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НФГО осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 27 апреля 2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».

Поисково-спасательная служба и формирования (ПСС и ПСФ) МЧС России

Поисково-спасательная служба МЧС России (ПСС МЧС России) – это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), функционально объединённых в единую систему, основу которой составляют поисково-спасательные формирования.

ПСС МЧС России создана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 июля 1992 № 528 на базе туристских и альпинистских спасательных служб, пунктов и центров.

В ПСС МЧС России входят следующие поисково-спасательные формирования МЧС России (далее – ПСФ МЧС России):

  • Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд;
  • Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд;
  • Южный региональный поисково-спасательный отряд;
  • Приволжский региональный поисково-спасательный отряд;
  • Уральский региональный поисково-спасательный отряд;
  • Северо-Кавказский региональный поисково-спасательный отряд;
  • Сибирский региональный поисково-спасательный отряд;
  • Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд;
  • Байкальский поисково-спасательный отряд;
  • Арктический спасательный учебно-научный центр «Вытегра».

Руководство ПСС МЧС России возлагается на директора Департамента спасательных формирований МЧС России (далее – ДСФ). Директор ДСФ по должности является начальником ПСС МЧС России.

Состав и структура

Состав и структура ПСФ ПСС МЧС России определяется МЧС России.

В состав ПСФ МЧС России входят:

  • органы управления и обеспечения;
  • поисково-спасательная служба;
  • поисково-спасательная служба на акватории;
  • поисковая кинологическая служба;
  • водолазная служба;
  • служба медицинского сопровождения поисково-спасательных работ;
  • служба по проведению специальных и особо опасных работ;
  • центр подготовки спасателей.
Читайте также:
Форма сделок: что это такое, описание и особенности

Организационная структура поисково-спасательной службы МЧС России

Задачи

Основными задачами ПСФ ПСС МЧС России являются:

  • поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств ПСФ МЧС России к выполнению задач по предназначению;
  • контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации ЧС;
  • организация и проведение поисково-спасательных работ в ЧС природного и техногенного характера.

В целях решения данных задач ПСФ ПСС МЧС России:

  • создают необходимую материально-техническую базу;
  • разрабатывают оперативные документы по вопросам организации и проведения поисково-спасательных работ в соответствии с предназначением;
  • осуществляют подготовку, переподготовку, повышение квалификации штатных сотрудников ПСФ ПСС МЧС России;
  • готовят спасателей и ПСФ к аттестации на проведение аварийно-спасательных работ (АСР);
  • осуществляют мероприятия по реабилитации, социальной и правовой защите работников ПСФ ПСС МЧС России и членов их семей;
  • обмениваются опытом работы с другими, в том числе международными спасательными службами и формированиями;
  • участвуют, при необходимости, в разработке органами исполнительной власти субъектов РФ планов предупреждения и ликвидации ЧС;
  • пропагандируют знания в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • участвуют в подготовке спасателей общественных аварийно-спасательных формирований (спасателей-общественников);
  • участвуют в подготовке населения к действиям в условиях ЧС.

Примечание: полный перечень задач и функций, возлагаемых на конкретные ПСФ, определяется приказом МЧС России в соответствии с их полномочиями и закрепляется в уставах указанных формирований.

Права

ПСФ ПСС МЧС России имеют право:

  • вносить в соответствующие органы управлении ГОиЧС предложения о проведении неотложных мероприятий, необходимых для обеспечения безопасности населения;
  • приобретать, хранить и перевозить в установленном порядке средства подачи сигналов при проведении поисково-спасательных, транспортировочных, профилактических работ и учебных мероприятий;
  • осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе в соответствии с пунктом 4 статьи 11 Федерального закона РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
  • получать полную и достоверную информацию о ЧС, необходимую для организации работ по их ликвидации в соответствии с пунктом 7 статьи 14 Федерального закона РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
  • осуществлять беспрепятственный проезд, первоочередное обеспечение горюче-смазочными материалами, а также первоочередное проведение ремонтных работ на станциях технического обслуживания при следовании к месту проведения работ по ликвидации ЧС в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
  • на возмещение расходов на ликвидацию ЧС в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
  • осуществлять иную деятельность в соответствии с Федеральным законом РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и иными актами законодательства РФ.

ПСС МЧС России входит в состав сил постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

Состав и структура ПСФ ПСС МЧС России определяется МЧС России.

Финансирование содержания и деятельности ПСФ ПСС МЧС России осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Материально-техническое обеспечение ПСФ ПСС МЧС России осуществляется за счет: материально-технических ресурсов МЧС России и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Также читайте дополнительный материал по теме:

приказ МЧС России от 28.02.2020 № 136 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований МЧС России, работа которых непосредственно связана с проведением аварийно-спасательных работ»

Источник: энциклопедия «Гражданская защита» под общей редакцией Шойгу С.К. Том 3; приказ МЧС России № 32 от 28.01.2002 «Об утверждении Положения о поисково-спасательной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Спасательная единица: что это такое, описание и особенности

ГОСТ Р 22.9.22-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Safety in emergencies. Emergency and rescue means. Classification

Дата введения 2014-09-01

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением “Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России” (Федеральный центр науки и высоких технологий) (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ))

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 “Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций”

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе “Национальные стандарты”, а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает классификацию аварийно-спасательных средств для проведения поисковых и аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях.

1.2 Стандарт применяется при:

– разработке национальных и межгосударственных стандартов, общих технических условий к аварийно-спасательным средствам;

– разработке технических регламентов обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях;

– разработке и закупке новых аварийно-спасательных средств;

– сертификации на соответствие требованиям качества аварийно-спасательных средств.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие документы:

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения, Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Читайте также:
Право на участие в референдуме

3 Термины, определения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийно-спасательные средства: Технические средства для проведения аварийно-спасательных работ.

3.2 классификация аварийно-спасательных средств: Группирование средств по однородным признакам и свойственным характеристикам с целью определения требований к ним, целесообразности создания и эффективности применения.

3.3 классы аварийно-спасательных средств: Совокупность средств, характеризующие признаки которых (виды выполняемых аварийно-спасательных работ (технологий) и условий чрезвычайных ситуаций объединяются одной целевой функцией назначения.

3.4 подклассы аварийно-спасательных средств: Средства, характеризующие признаки которых (виды выполняемых работ, технологии и условия) объединяются составной частью целевой функции (подцелью).

3.5 виды аварийно-спасательных средств: Обобщенная по целевому назначению совокупность классов аварийно-спасательных средств.

3.6 типы аварийно-спасательных средств: Ряды средств в классах, оптимизированные по одному или нескольким конструктивным параметрам по критерию “эффективность-стоимость”.

3.7 аварийно-спасательные работы: Действия по спасению людей, материальных ценностей, природной среды, локализация и подавление источников чрезвычайных ситуаций.

В настоящем стандарте применяют следующие сокращения.

АСИ – аварийно-спасательный инструмент

АСМ – аварийно-спасательная машина

АСР – аварийно-спасательные работы

АСС – аварийно-спасательные средства

ДПЛА – дистанционно пилотируемый летательный аппарат

РТС – робототехническое средство

РЦ – региональный центр

СИЗ – средства индивидуальной защиты

ЧС – чрезвычайная ситуация

4 Общие положения

4.1 Классификация АСС построена на основе обобщения опыта нормативного обеспечения требований к АСС при их создании.

4.2 Целью классификации является распределение АСС по группам однородных признаков и свойственным им характеристикам для последующего их нормирования и формирования общих технических требований.

4.3 Классификация основывается на результатах исследования пространства признаков, характеризующих АСС как объекты.

Процедура строится в общем случае на принципах многомерного статистического анализа применительно к задачам классификации.

4.4 Для задач классификации АСС, имеющих сравнительно небольшой объем перерабатываемой информации и их признаков (условия ЧС, вид аварийно-спасательных работ (операций) используется метод комбинационной группировки.

В соответствии с этим методом, имеющие дискретный характер предметно-функциональные признаки АСС, составляют один класс, если все характеризующие их признаки могут быть объединены одной целевой функцией.

Классы АСС характеризуют параметры свойств назначения и эффективности и ее базовых (составных) свойств: мобильности, надежности, эргономичности, производительности.

4.5 Типаж АСС в классах определяется на основе выделения конструктивных особенностей образцов АСС.

4.6 Отличительной особенностью типов АСС являются оптимизированные один или несколько по критерию “эффективность-стоимость” характерных параметров конструктивности: массы (общей), полезной массы (нагрузки), транспортной базы, технологической оснащенности, способа применения.

4.7 Оптимизация типажных рядов в стандарте осуществляется применительно к робототехническим средствам.

По отношению к другим средствам параметры типов определяются исходя из требований обеспечения наибольшей эффективности применения средств.

4.8 В данном стандарте устанавливается предметно-признаковая схема классификации, представленная на рисунке 1.

Рисунок 1 – Предметно-признаковая схема классификации аварийно-спасательных средств

4.9 Применение (внедрение) классификационных характеристик проводится при обосновании следующих требований к АСС:

– параметров видов и классов (подклассов) АСС:

– требований назначения и эффективности;

– требований стойкости и живучести;

– требований функциональности – мобильности, надежности, эргономичности, производительности;

– параметров типов АСС:

– требований конструктивности и безопасности (транспортной базы, массы (водоизмещения), полезной нагрузки, технологической оснащенности, способов применения).

5 Классификация аварийно-спасательных средств

5.1 Распределение аварийно-спасательных средств по функциональным группам

Аварийно-спасательные средства по решаемым задачам в процессе выполнения аварийно-спасательных работ разделяются на:

основные средства – средства, производящие аварийно-спасательные работы;

вспомогательные средства – средства непосредственно и косвенно обеспечивающие проведение аварийно-спасательных работ – средства разведки, инженерного обеспечения, средства связи;

средства, обеспечивающие действия основных и вспомогательных – средства транспортирования (доставки) спасателей, грузов и эвакуации пострадавших людей в ЧС, средства жизнеобеспечения, защиты здоровья спасателей и пострадавших.

Распределение аварийно-спасательных средств по видам и классам представлено в таблице 1.

5.2 Виды и классы аварийно-спасательных средств (общая структура)

Приложение. Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований

Приложение
к приказу МЧС РФ
от 23 декабря 2005 г. N 999

Порядок
создания нештатных аварийно-спасательных формирований

С изменениями и дополнениями от:

22 августа 2011 г., 30 июня 2014 г., 8 октября 2019 г.

Информация об изменениях:

Приказом МЧС России от 30 июня 2014 г. N 331 в пункт 1 внесены изменения

1. Настоящий Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований (далее – Порядок) определяет основы создания, подготовки, оснащения и применения нештатных аварийно-спасательных формирований.

Информация об изменениях:

Приказом МЧС России от 30 июня 2014 г. N 331 пункт 2 изложен в новой редакции

2. Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

3. Правовые основы создания и деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ “О гражданской обороне” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799), от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503) и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Читайте также:
Тарифные льготы: что это такое, описание и особенности
Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 29 ноября 2019 г. – Приказ МЧС России от 8 октября 2019 г. N 570

4. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для выполнения мероприятий на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (приложение N 1). Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение N 2).

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования.

5. Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:

проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);

санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;

участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.

6. Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России), исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России – органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Методические указания по созданию нештатных аварийно-спасательных формирований в учреждениях и предприятиях, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, утвержденные приказом Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию от 28 апреля 2006 г. N 114

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 29 ноября 2019 г. – Приказ МЧС России от 8 октября 2019 г. N 570

7. Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ “О гражданской обороне” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2013, N 52 (часть I), ст. 6969).

Информация об изменениях:

Приказом МЧС России от 30 июня 2014 г. N 331 в пункт 8 внесены изменения

8. Федеральные органы исполнительной власти, исходя из статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ “О гражданской обороне”, в отношении бюджетных, казенных, автономных организаций, находящихся в их ведении, вправе:

определять организации, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;

организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;

вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования;

организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований.

Информация об изменениях:

Пункт 9 изменен с 29 ноября 2019 г. – Приказ МЧС России от 8 октября 2019 г. N 570

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, исходя из статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ “О гражданской обороне” на соответствующих территориях вправе:

определять организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;

организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;

вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, и осуществляют их учет;

организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований.

10. Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования:

разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;

укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений;

осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований;

осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных формирований;

осуществляют планирование и применение нештатных аварийно-спасательных формирований;

поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.

11. При создании нештатных аварийно-спасательных формирований учитываются наличие и возможности штатных аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

12. МЧС России и его территориальные органы осуществляют методическое руководство созданием и обеспечением готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, а также контроль в этой области.

Информация об изменениях:

Приказом МЧС России от 30 июня 2014 г. N 331 пункт 13 изложен в новой редакции

Читайте также:
Свобода передвижения: что это такое, описание и особенности

13. Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:

по подчиненности: территориальные и организаций;

по численности: отряды, команды, группы, звенья, посты.

Количество и перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований определяется исходя из прогнозируемых объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций и их возможностей по проведению указанных работ.

Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время – 6 часов, военное время – 3 часов.

Информация об изменениях:

Приказом МЧС России от 30 июня 2014 г. N 331 в пункт 14 внесены изменения

14. Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации).

Зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований производится приказом руководителя организации.

Основной состав руководителей и специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.

Информация об изменениях:

Приказом МЧС России от 30 июня 2014 г. N 331 в пункт 15 внесены изменения

15. Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях.

16. Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований.

17. Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, с учетом положений статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ “О гражданской обороне”.

18. Подготовка и обучение нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач гражданской обороны и защиты населения осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, нормативно-методическими документами организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования.

Информация об изменениях:

Приказом МЧС России от 30 июня 2014 г. N 331 в пункт 19 внесены изменения

19. Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований включает:

обучение по программам подготовки спасателей в образовательных организациях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ, в соответствии с Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 “О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 2, ст. 280);

обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;

обучение личного состава в организации в соответствии с примерной программой обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, рекомендуемой МЧС России;

ГАРАНТ:

См. Примерную программу курсового обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденное МЧС России 22 февраля 2017 г. N 2-4-71-8-14

участие формирований в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также практических мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф.

20. Обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований в организации включает базовую и специальную подготовку. Обучение планируется и проводится по программе подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований в рабочее время. Примерные программы обучения нештатных аварийно-спасательных формирований разрабатываются и утверждаются МЧС России.

Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения нештатных аварийно-спасательных формирований.

21. Основным методом проведения занятий является практическая тренировка (упражнение).

Теоретический материал изучается в минимальном объеме, необходимом обучаемым для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. При этом используются современные обучающие программы, видеофильмы, плакаты, другие наглядные пособия.

Практические и тактико-специальные занятия организуют и проводят руководители нештатных аварийно-спасательных формирований, а на учебных местах – командиры структурных подразделений нештатных аварийно-спасательных формирований.

Занятия проводятся в учебных городках, на участках местности или на территории организации.

На тактико-специальные занятия нештатные аварийно-спасательные формирования выводятся в полном составе, с необходимым количеством специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов.

Практические занятия с нештатными аварийно-спасательными формированиями разрешается проводить по структурным подразделениям.

Занятия по темам специальной подготовки могут проводиться также путем сбора под руководством начальника соответствующей спасательной службы.

Информация об изменениях:

Приказом МЧС России от 30 июня 2014 г. N 331 в пункт 22 внесены изменения

22. Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований должен знать:

характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и способы защиты от них;

особенности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

поражающие свойства отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ, применяемых в организации, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе);

предназначение формирования и функциональные обязанности;

производственные и технологические особенности организации, характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ, вытекающих из содержания паспорта безопасности объекта;

порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность;

место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения аварийно-спасательных работ;

Читайте также:
Можно ли получить единовременную компенсацию на умершего мужа

назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении формирования;

порядок проведения санитарной обработки населения, специальной обработки техники, зданий и обеззараживания территорий;

выполнять функциональные обязанности при проведении аварийно-спасательных работ;

поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять специальные технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы;

оказывать первую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места;

работать на штатных средствах связи;

проводить санитарную обработку населения, специальную обработку техники, зданий и обеззараживание территорий;

незамедлительно реагировать на возникновение аварийной ситуации на потенциально опасном объекте, принимать меры по ее локализации и ликвидации;

выполнять другие аварийно-спасательные работы, обусловленные спецификой конкретной организации.

Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание гидравлического и электрифицированного аварийно-спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также при применении других технологий и специального снаряжения (альпинистского, водолазного).

Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ “О гражданской обороне”. Статья 15. Силы гражданской обороны

Известно, что в Российской Федерации активно и успешно функционирует система гражданской обороны (ГО). Рассмотрим далее особенности деятельности данной структуры, а также перечень тех подразделений, что входят в нее.

Общее понятие

Что такое силы гражданской обороны? В официальной литературе указано, что таковыми являются все те воинские формирования, которые создаются для решения специализированных задач, возникающих в сфере охраны граждан. В ее систему могут входить как обособленные подразделения, так и целые структуры.

Подразделения, входящие в рассматриваемое государственное образование, обязаны исполнять все те функции, которые возлагаются на них нормами российского законодательства. Их привлечение к деятельности производится в строгом порядке, определенном Правительством РФ.

Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации – это понятия, тесно связанные друг с другом. Важно отметить, что действие структур, отнесенных законодательством к числу тех, на кого возлагается обеспечение ГО, во всех случаях направлено на устранение последствий ЧС, а также на их предотвращение.

Нормативное регулирование деятельности

Как уже упоминалось выше, органы, входящие в структуру гражданской обороны РФ, исполняют определенный перечень задач, возложенных на них специализированными актами нормативного характера, действующими на территории РФ. В перечень таковых входят:

  • ФЗ “Об обороне”;
  • закон РФ “О безопасности”;
  • ФЗ “О гражданской обороне”;
  • Конституция РФ.

Кроме всего перечисленного, деятельность сил гражданской обороны регулируется положениями, содержащимися в специализированных постановлениях, изданных Правительством РФ (“О порядке отнесения к структурам ГО”, “О порядке отнесения отдельных территорий к группам ГО”, “О создании специально уполномоченных кадров с структурах ГО” и т.п.). При определении особенностей регулирования работы этих образований, нередко приходится обращаться к содержанию специализированных актов нормативного характера, действующих на международном уровне.

Что защищают?

Что является объектом гражданской обороны? Важно отметить, что к данной группе стоит отнести все то, защита при помощи чего предусматривается актами нормативного характера. На деле в ряд таковых включаются специализированные здания и сооружения, а также:

  • укрытия, способные скрыть от радиации;
  • склады, предназначенные для хранения оборудования и провизии, нужной для обеспечения нормальной работы отрядов МЧС;
  • объекты, нужные для создания надлежащего обеспечения деятельности структур МЧС;
  • станции проведения обеззараживания отдельных объектов и одежды.

Кроме перечисленных объектов к указанному перечню могут быть отнесены и другие строения, необходимые для качественного исполнения структурами возложенных на них обязанностей.

Функции органов ГО

Необходимо понимать, что перед всеми организациями, включенными в структуру сил гражданской обороны, законодатель ставит единые задачи, которые являются обязательными к реализации. В ряд таковых входят:

  • проведение неотложных работ;
  • осуществление аварийно-спасательных работ;
  • санитарная обработка населения, а также имущества, техники, зданий и целых территорий;
  • ведение разведывательных действий в очагах поражений бедствий, к ряду которых могут быть отнесены зоны заражения, затопления, пожаров и т. п.;
  • прокладывание маршрутов в опасным зонам;
  • непосредственное участие в проведении эвакуации населения определенных регионов;
  • проведение работ, связанных с восстановлением объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения (аэродромов, дорог, элементов инфраструктуры, переправ и т. п.).

Стоит отметить, что для реализации специфических задач гражданской обороны в местах концентрации спасательных пунктов могут создаваться дополнительные точки технического обеспечения.

Что используется в работе?

Стоит отметить, что для реализации поставленных задач специализированными службами в обязательном порядке должны использоваться особенные средства гражданской обороны. К числу таковых относятся все те предметы и силы, которые используются для устранения возникновения и негативных последствий чрезвычайных ситуаций.

Что относится к ряду средств ГО? Прежде всего, таковыми являются все те сооружения, а также защитное оборудование, спецтехника, материальные ресурсы и техника – все то, что требуется для реализации нормальной деятельности. Важно отметить то, что, в зависимости от целей обеспечения, выделенные средства классифицируются на медицинские, разведывательные, инженерные и те, что требуются для защиты населения.

О расположении сил ГО

Стоит отметить, что рассматриваемая организация включает в себя несколько видов структурных подразделений, на каждое из которых возлагается необходимость выполнения определенного круга узкопрофильных задач.

Отдельные соединения, в соответствии с требованиями, представленными законом, должны располагаться в максимальной доступности от населенных пунктов. Кроме этого, большая часть механизированных бригад по установленным правилам должна находиться в сейсмоопасных регионах. Что касается понтонно-переправочных бригад, то их, по большей части, располагают в районе тех мест, которые особенно подвержены наводнениям.

Организация ГО

Важно подметить, что структура гражданской обороны населения включает в себя несколько видов формирований. Нужно знать о том, что перечень сил ГО представлен в ст. 15 Федерального закона “О гражданской обороне ” (ФЗ-28). В ее содержании указано, что к числу их относятся:

  • аварийно-спасательные группы и специализированные формирования;
  • нештатные аварийно-спасательные отряды;
  • Вооруженные Силы РФ, а также структурные подразделения, входящие в их состав;
  • нештатные образования, на которые возлагается задача обеспечения мероприятий по гражданской обороне.
Читайте также:
Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства

При детализированном изучении указанных групп можно заметить то, что на деле их основу составляют войска МЧС, которые в повседневной жизни регулярно привлекаются для ликвидации не только чрезвычайных ситуаций, но и их последствий, как в военное, так и в мирное время. В структуру МЧС включены такие формирования, как:

  • Центроспас;
  • службы, ведущие спасательные и поисковые работы;
  • отряды по проведению спасательных операций особенного риска;
  • авиационные подразделения;
  • противопожарная служба.

Рассмотрим далее особенности, а также основные задачи перечисленных структур.

“Центроспас”

Это основное подразделение МЧС, на которое возлагается исполнение задач, требующих быстрого реагирования. Данное наименование имеет уникальный аэромобильный спасательный отряд, который создается и функционирует на государственном уровне.

Основное предназначение рассматриваемого подразделения состоит в исполнении не только поисковых, но и спасательных работ, в том числе и в оказании помощи пострадавшим в результате бедствий, их эвакуации с места событий. Кроме этого, в число основных задач организации входит обеспечение доставки стратегически важных грузов через места локализации чрезвычайных ситуаций, а также их сопровождение.

“Центроспас” – это структура МЧС, которая имеет высокий уровень технического и транспортного обеспечения, а также современное оборудование, нужное для исполнения особо важных задач.

Стоит отметить, что организация ведет круглосуточное дежурство независимо от каких-либо факторов. По установленным правилам, период, в течение которого “Центроспас” должен отреагировать на поданный сигнал, составляет не более 30 минут (для наиболее труднодоступных и отдаленных мест).

Спасательно-поисковая служба

В структуру МЧС также входит отдельное формирование, основной задачей которого является поиск лиц, пострадавших во время какой-либо чрезвычайной ситуации, а также их спасение. В структуру данного ведомства входят различные отряды, общая численность которых составляет более 2 000 человек (кроме этого, в их рядах также числятся спасатели-общественники).

Важно отметить, что для высококлассной реализации поставленных задач отряды поисково-спасательных служб оснащаются современным оборудованием, а также техническими приспособлениями. В арсенале данной группы всегда имеется пневмодомкрат, гидравлический резак, а также несколько видов акустических приборов, помогающих вести эффективный поиск людей под завалами и в снежных лавинах.

После получения тревожного сигнала специалисты аварийно-спасательных формирований гражданской обороны обязаны выдвинуться к месту происшествия в течение 15-120 минут (в зависимости от дальности расположения объекта), после чего немедленно приступить к выполнению всех необходимых задач.

Центр по проведению операций особого риска

Немаловажное место в системе органов МЧС занимает специализированный центр. Он призван проводить операции, характеризующиеся повышенной степенью риска.

Важно отметить, что спасатели, входящие в такую структуру, имеют особенную физическую и профильную подготовку, что связано с необходимостью выполнения ими работ, опасных для собственной жизни. К ряду задач спасателей, входящих в структуру Центра по проведению операций, сопряженных с повышенной степенью риска, относятся:

  • обеспечение безопасности широкопрофильных работников МЧС;
  • обеспечение сохранности грузов в процессе их транспортировки;
  • проведение работ по спасению под водой (с обязательным применением легководолазного снаряжения);
  • ведение действий по защите материальных и культурных государственных ценностей, а также людей;
  • исполнение пиротехнических и подрывных работ;
  • проведение спасательных работ в особо труднодоступной местности.

Стоит отметить, что структуру рассматриваемого Центра составляют разные обособленные подразделения узкой специализации, к числу которых относятся:

  • медико-спасательные;
  • подразделения радиационной, биологической и химической разведки;
  • горноспасательные;
  • аварийно-спасательные водолазные группы;
  • структуры по эвакуации и спасению населения;
  • структуры, обеспечивающие сохранность грузов.

Воздушные силы МЧС

Важно понимать, что одним из наиболее важных видов спасательных воинских формирований является авиация. Необходимо отметить, что порой именно благодаря слаженной работе данного подразделения МЧС обеспечивается быстрый доступ к наиболее дальним и сложным местностям.

На сегодняшний день транспортная составляющая данного подразделения МЧС включает в себя самолеты Ил-76ТД и Ан-74п. Указанные средства имеют отменное техническое оснащение, позволяющее поддерживать связь, как с землей, так и по воздуху.

Что касается задач, выполняемых авиацией МЧС, то к ряду таковых относятся:

  • проведение спасательных и поисковых операций;
  • осуществление транспортировки людей и грузов по воздуху;
  • проведение специализированных авиационных работ;
  • надлежащее обеспечение связи и управления.

Ликвидация возгораний

Важно обратить внимание на то, что подразделения государственной противопожарной службы включают в себя следующие специализированные группы:

  • Подразделения, созданные с целью профилактики пожаров.
  • Органы пожарного надзора.
  • Подразделения, созданные с целью тушения пожаров.
  • Объектовые подразделения для тушения пожаров.

К ряду основных задач рассматриваемых сил гражданской обороны стоит отнести не только тушение возникающих пожаров на объектах разного типа, но еще и профилактику образования возгораний.

Защита локальных территорий

Важно отметить, что, кроме указанных выше структур, в деятельности МЧС могут принимать участие и нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны. Комплектование таких образований производится исключительно из личного состава, оснащенного техникой и специальными средствами защиты, нужными для исполнения тех или иных функций.

Важно отметить, что рассматриваемые структуры могут иметь определенную специализацию деятельности (химической разведки, бактериологического наблюдения, спасательную, аварийно-техническое, противопожарную, инженерной разведки и т. п.).

Задачи гражданской обороны для указанных нештатных формирований являются ровно такими же, как и для других структур, состоящих в системе органов МЧС. Разница лишь в том, что они создаются на определенных территориях для реализации защиты местного населения и окружающей среды строго от тех проблем, которые для них характерны. Подчиняются такие формирования органам самоуправления на местах, к ведению которых относится соответствующая территория.

Значение «союз государств»

Что означает «союз государств»

Тезаурус русской деловой лексики

Союз государств

Syn: конфедерация, лига

Читайте также:
Физическая сила: что это такое, описание и особенности

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Союз государств

или конфедерация (по-немецки Staatenbund) — отличается от международного С. или С. между государствами тем, что последний заключается для каких-нибудь строго и точно определенных целей, обыкновенно временных, и не допускает никакого общего правильно действующего постоянного органа власти. С. государств в тесном смысле слова есть С., заключенный несколькими или многими государствами навсегда или на неопределенно долгий срок для общих целей, преимущественно для целей обороны и представительства в международных сношениях; в таких С. государств бывает постоянно и правильно действующий орган, состоящий из представителей правительств союзных государств, хотя и очень слабый, так как его постановления приводятся в исполнение не им самим, а отдельными государствами; такой орган называется бундестагом, конгрессом, Tagsatzung, или иначе. В С. государстве каждое государство-член сохраняет свой суверенитет в неприкосновенном виде. Хотя договорный акт предписывает обыкновенно всем членам исполнение решений, постановленных простым или квалифицированным большинством государств, но это исполнение ничем не гарантируется: у центрального органа власти нет в руках никакой реальной силы, которая могла бы принудить к повиновению. Таким образом С. государств представляет тип неразвившегося союзного государства (см.), вообще является непрочным, хотя иногда оказывается довольно долговечным; он или развивается в союзное государство, или гибнет. В настоящее время не существует ни одного союза государств, но в истории их было довольно много. В 1777 г. 13 американских колоний, для целей ведения войны с Англией, соединились в одну конфедерацию, которая через 12 лет обратилась в федерацию; в 1861 г. отделившиеся от американского С. южные штаты образовали особую конфедерацию, которая была разгромлена в войне с северными штатами; в 1291 г. три швейцарских кантона составили конфедерацию, к которой потом присоединились новые кантоны и которая просуществовала до 1798 г., потом в 1 8 15 г. восстановилась и в 1848 г. обратилась в федерацию; конфедерацию же представлял из себя германский союз 1815—66 гг. Чем-то средним между конфедерацией и федерацией были Нидерланды после освобождения от власти Испании и до завоевания Францией. Общей армии у конфедеративной власти нет, но все государства, на основании договора, обязаны выставлять определенный контингент вооруженных людей. Так, германский союз располагал армией в 600000 человек; однако его военное значение было совершенно ничтожно, так как собрать эту армию не было никакой возможности. Литературу — см. Союзное государство.

В. В—в.

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»

Морфологический разбор «союз государств»

Фонетический разбор «союз государств»

Значение «союз государств»

Карточка «союз государств»

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.
Читайте также:
Частная жалоба: что это такое, описание и особенности

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Союз Суверенных Государств

Союз Суверенных Государств— проект союзного государства на территории СССР. Согласно проекту, сохранялась единая страна с суверенными республиками. Ранее планировалось федеративное государство Союз Советских Суверенных Республик, позднее — конфедеративное государство ССГ.

Предыстория [ ]

Впервые идея заключения нового Союзного договора была отражена в резолюции «О Союзном Договоре», принятой Верховным Советом СР 16 ноября 1988 года, говорившей о том, что Верховный Совет Эстонской ССР, основываясь на Декларации о суверенитете, входит в Президиум Верховного Совета СССР с предложением разработать Союзный договор, и уполномочивает Президиум Верховного Совета Эстонской ССР представлять интересы республики при разработке текста договора. Через 2 года, после принятия закона о восстановлении независимости, Верховный Совет Эстонии отказался от этой идеи.

Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Принятие декларации стало ключевым событием в процессе распада СССР.

В декабре 1990 года был поднят вопрос о реорганизации СССР.

3 декабря Верховный Совет СССР поддержал концепцию предложенного Президентом СССР М. С. Горбачёвым проекта Союзного Договора и передал его для обсуждения на IV Съезде народных депутатов СССР.

Читайте также:
Частная жалоба: что это такое, описание и особенности

24 декабря 1990 года депутаты IV Съезда народных депутатов СССР, проведя поимённое голосование, постановили считать необходимым сохранение СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере обеспечиваться права и свободы человека любой национальности.

В тот же день, по инициативе и настойчивому требованию Президента СССР М. С. Горбачева, Съездом было принято постановление по вопросу о проведении всесоюзного референдума о сохранении обновлённого Союза как федерации равноправных суверенных Советских Социалистических Республик. За принятие постановления голосовали 1677 депутатов, против — 32, воздержались — 66.

ССГ-федерация (Союз Советских Суверенных Республик) [ ]

На основе концепции референдума уполномоченной центральными и республиканскими властями рабочей группой в рамках т. н. новоогарёвского процесса весной — летом 1991 был разработан проект по заключению нового союза — Союза Советских Суверенных Республик. Проект договора об ССГ-федерации как мягкой, децентрализованной федерации.

Проект договора о создании Союза был дважды парафирован (предварительно подписан) — 23 апреля и 17 июня 1991 года. Окончательная редакция «Договора о Союзе суверенных государств» была опубликована в газете «Правда» 15 августа. В той же газете 3 августа 1991 года было опубликовано выступление Президента СССР Горбачёва по телевидению, в котором отмечалось, что «союзный договор открыт к подписанию» с 20 августа 1991 года. В новом Договоре указывалось: «Государства, образующие Союз, обладают всей полнотой политической власти, самостоятельно определяют своё национально-государственное устройство, систему органов власти и управления Вооруженные Силы, Министерство внутренних дел (МВД), а также некоторые функции внешнеполитического ведомства становились прерогативой республиканских органов власти, они могут делегировать часть своих полномочий другим государствам — участникам Договора…». Более того, в 2-м разделе 23-й статьи нового Договора говорилось: «Настоящий договор… вступает в силу с момента подписания… полномочными делегациями. Для государств, его подписавших, с той же даты считается утратившим силу Договор об образовании СССР 1922 года».Договор об образовании СССР перестал существовать как отдельный документ в 1924 году, когда вместе с декларацией об образовании СССР был объединен в первую Конституцию СССР (которая перестала действовать в декабре 1936 года в связи с принятием новой конституции СССР). Таким образом, Договор о Союзе суверенных государств предусматривал отмену несуществовавшего с 1924 года договора об образовании СССР и республики, его подписавшие, были бы одновременно союзными республиками СССР и членами ССГ.

27 июня Верховный Совет Украинской ССР принимает постановление о переносе обсуждения проекта Союзного договора на сентябрь этого же года. Согласно данному постановлению cледовало рассмотреть до 1 сентября 1991 г. представленный проект Договора о ССГ относительно его соответствия положениям и принципам Декларации о государственном суверенитете Украины и Закону об экономической самостоятельности УССР. Кабинет Министров Украины и Академия наук республики должны были подготовить к этому сроку экономические подсчеты и правовые выводы относительно вхождения Украины в Союз на условиях, определяемых проектом Союзного договора Станкевич З. А. История крушения СССР: Политико-правовые аспекты. М., 2001. С. 263—264. Рабочая группа ВС Украинской ССР должна была к 15 сентября 1991 г. обобщить представленные документы и предложения, высказанные народными депутатами Правда. 1991. 1 июля.

5 июля Верховный Совет РСФСР принимает постановление, согласно которому заключение Договора о Союзе Суверенных Государств является возможным с учетом внесенных Верховным Советом РСФСР изменений и дополнений. В соответствии с ними государственная делегация республики получила поручение следовать в процессе завершающейся совместной работы над текстом Договора таким принципиальным положениям, как формирование союзного бюджета из фиксированных взносов республик, входящих в Союз; распространение юрисдикции РСФСР на все предприятия, находящиеся на ее территории, включая и оборонные предприятия; осуществление совместно с Союзом и союзными республиками единого таможеннго дела, при котором размеры таможенных пошлин и тарифов согласовываются Союзом с союзными республиками; прописание в тексте Договора механизмов, обеспечивающих принятия Конституции Союза не позднее, чем через шесть месяцев после заключения Договора или cформирования Верховного Совета Союза. Конституция Союза должна была вступать в силу после одобрения всеми государствами, которые образуют Союз

Членами нового союза изъявили желание стать одиннадцать из пятнадцати союзных республик СССР: как заявил М. С. Горбачёв в телевизионном обращении 3 августа 1991 года, 20 августа новый союзный договор должны были подписать РСФСР, Казахская ССР и Узбекская ССР, а через некоторое время и представители других республик. Известия Советов народных депутатов СССР, 3 августа 1991 г, для которых предполагался следующий порядок: 3 сентября — Белорусская ССР, 17 сентября — Азербайджанская ССР и Таджикская ССР, 1 октября — Туркменская ССР и Киргизская ССР, 22 октября — Украинская ССР, а также предположительно в октябре Армянская ССР Молдавская ССР Докладная записка Г. Х. Шахназарова М. С. Горбачеву с предложениями о порядке подписания Союзного договора. 30 июля 1991 г. Архив Горбачев-Фонда. Ф. 5. On. 1. Д. 18143. Л. 1-2. М., 2011. Татарстан согласился подписать договор только непосредственно и самостоятельно, наравне с другими бывшими союзными республиками СССР.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: