Списки избирателей: что это такое, описание и особенности

Порядок составления списка избирателей

Регистрация (учет) избирателей

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации, имеющие право избирать депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти [субъекта Российской Федерации].

Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на территории [субъекта Российской Федерации], который устанавливается органами регистрационного учета населения в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация (учет) избирателей осуществляется главой муниципального образования либо иным уполномоченным органом или должностным лицом местного самоуправления, командиром воинской части по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. При этом может использоваться государственная автоматизированная информационная система.

[Орган исполнительной власти] [субъекта Российской Федерации] обязан оказывать необходимое содействие органам местного самоуправления и избирательным комиссиям при регистрации (учете) избирателей и уточнении сведений о зарегистрированных избирателях.

Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию.

Порядок составления списка избирателей

Списки избирателей составляются окружными избирательными комиссиями на основе сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей по установленной форме от уполномоченных органов или должностных лиц местного самоуправления. Формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях -военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и других избирателях в случае, если они проживают на территории расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части. Указанные сведения предоставляются в окружные избирательные комиссии сразу после образования этих комиссий.

Списки тех избирателей, которые в день выборов будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, составляются на основании данных, предоставляемых руководителями таких учреждений.

Список избирателей составляется отдельно по каждому избирательному участку.

При составлении списка избирателей используется государственная автоматизированная информационная система.

После обобщения и проверки необходимых данных окружная избирательная комиссия составляет список избирателей по форме, утвержденной избирательной комиссией [субъекта Российской Федерации].

В списке избирателей сведения об избирателях располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет – дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания избирателя.

Список избирателей составляется в двух экземплярах, которые подписываются председателем и секретарем окружной избирательной комиссии. Один экземпляр списка избирателей остается в окружной избирательной комиссии, а второй экземпляр передается по акту соответствующей участковой избирательной комиссии не позднее чем за 25 дней до дня голосования. После получения списка участковой избирательной комиссией, он подписывается также председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Список избирателей заверяется печатями соответственно окружной и участковой избирательных комиссий.

Участковая избирательная комиссия производит уточнение списка избирателей в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия избирательных комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей.

40. Образование избирательных округов

Для проведения выборов депутатов на территории [субъекта Российской Федерации] образуются одномандатные избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, в соответствии со статьей 16 настоящего Закона, которые предоставляются в избирательную комиссию [субъекта Российской Федерации] исполнительным органом государственной власти [субъекта Российской Федерации] не позднее, чем в течение 5 дней после назначения дня голосования. Избирательная комиссия [субъекта Российской Федерации] не позднее чем за 70 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень населенных пунктов (улиц, домов), входящих в каждый избирательный округ, номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Законодательный (представительный) орган государственной власти [субъекта Российской Федерации] утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 60 дней до дня голосования.

Читайте также:
Сельскохозяйственная артель: что это такое, описание и особенности

В случае роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти [субъекта Российской Федерации], или в случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти [субъекта Российской Федерации] не примет закон, утверждающий схему избирательных округов в срок, установленный в предыдущей части настоящей статьи, выборы депутатов нового созыва проводятся по избирательным округам, схема которых использовалась при выборах депутатов предыдущего созыва. В случае если [уполномоченный на то орган или должностное лицо] [субъекта Российской Федерации] не назначит выборы депутатов в сроки, установленные в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Закона, выборы депутатов нового созыва проводятся согласно схеме избирательных округов, применявшейся при выборах депутатов предыдущего созыва, если законодательный (представительный) орган государственной власти в срок, установленный в предыдущей части настоящей статьи, не утвердит по предложению избирательной комиссии [субъекта Российской Федерации] схему избирательных округов.

Избирательные округа, образуемые для проведения выборов депутатов должны отвечать следующим требованиям:

– примерное равенство числа избирателей в избирательных округах, с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%; в труднодоступных и отдаленных местностях допустимое отклонение не должно быть более 15%. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом [субъекта Российской Федерации];

– при образовании избирательных округов на территории компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства может превышать указанные пределы, но не более чем на 30%;

– избирательный округ образует единую территорию; не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой.

При соблюдении требований, указанных в предыдущей части настоящей статьи, при образовании избирательных округов учитывается административно-территориальное деление [субъекта Российской Федерации],территории муниципальных образований.

Законодательный (представительный) орган государственной власти [субъекта Российской Федерации], а в случае досрочного прекращения его полномочий – избирательная комиссия [субъекта Российской Федерации] обязаны опубликовать схему образования избирательных округов, включая ее графическое изображение не позднее чем через 5 дней после ее утверждения.

Списки избирателей. Порядок составления списков избирателей

В целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.

Списки составляются в соответствии с инструкцией, утверждаемой ЦИК России (например, см. Инструкцию о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва и на выборах Президента РФ, утвержденную постановлением ЦИК России от 14 июля 2011 г. N 20/216-6).

В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.

Если на основании международного договора РФ иностранные граждане имеют право на участие в выборах в органы местного самоуправления и местном референдуме, то в списки избирателей, участников референдума при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума в соответствии с законом включаются иностранные граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет, дееспособные и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы, референдум.

Основание для включения гражданина РФ в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума:

    • нахождение его места жительства на территории этого участка;
    • временное пребывание гражданина на территории этого участка (в случаях, установленных федеральными законами при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме);
    • наличие у гражданина открепительного удостоверения.

Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ в соответствии с законодательством РФ.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей, участников референдума и не учитываются при определении числа избирателей, участников референдума при выборах в органы местного самоуправления, на местном референдуме.

Читайте также:
Собрание узаконений: что это такое, описание и особенности

Сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта РФ – города федерального значения, – руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения.

Сведения об избирателях, участниках референдума – военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части.

Сведения об избирателях, участниках референдума, проживающих за пределами территории РФ или находящихся в длительных заграничных командировках, формирует и уточняет руководитель дипломатического представительства, консульского учреждения РФ.

Указанные сведения направляются в территориальные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований), при отсутствии таковых – в окружные избирательные комиссии, а в случаях, предусмотренных законом, – в участковые комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий.

Лица, представляющие сведения об избирателях, участниках референдума, несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их представления.

Гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, находящийся в день голосования на выборах за пределами территории РФ и не имевший возможности получить открепительное удостоверение или проголосовать досрочно, включается соответствующей участковой комиссией в список избирателей, участников референдума при его явке в день голосования в помещение участковой комиссии для голосования.

Гражданин РФ включается в список избирателей, участников референдума только на одном избирательном участке, участке референдума. При выявлении факта включения гражданина РФ в списки избирателей на разных избирательных участках на одних и тех же выборах соответствующая комиссия проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках.

Список избирателей, участников референдума составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, участниках референдума, включаемые в список избирателей, участников референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет – дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства. В списке избирателей, участников референдума должны быть предусмотрены места для проставления избирателем, участником референдума подписи за каждый полученный им бюллетень, серии и номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также для внесения суммарных данных по каждому виду выборов, референдума и для проставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) избирателю, участнику референдума.

Участковая комиссия за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей, участников референдума для ознакомления избирателей, участников референдума и его дополнительного уточнения.

Гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума.

Исключение гражданина РФ из списка избирателей, участников референдума после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий, производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей комиссии о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума на другом избирательном участке, участке референдума, а также в случае выдачи избирателю, участнику референдума открепительного удостоверения.

Избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели, участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.

Читайте также:
Устав ООН: что это такое, описание и особенности

На избирательных участках, участках референдума, образованных на вокзалах и в аэропортах, списки избирателей, участников референдума составляются в день голосования. Избиратели, участники референдума, находящиеся в день голосования в указанных местах, включаются в списки избирателей, участников референдума по предъявлении открепительного удостоверения.

Вносить какие-либо изменения в списки избирателей, участников референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей, участников референдума запрещается.

После официального опубликования результатов выборов, референдума информация об избирателях, участниках референдума, содержащаяся в списках избирателей, участников референдума, может использоваться для уточнения сведений об избирателях, участниках референдума в регистре избирателей, участников референдума.

Гражданам об их политических правах

Составление списков избирателей

Списки избирателей играют важнейшую роль в процессе выборов. С одной стороны, они являются главным инструментом реализации активного избирательного права. Именно включение гражданина в список избирателей на одном из избирательных участков является основанием для выдачи ему избирательного бюллетеня, т.е. для предоставления ему возможности проголосовать.

С другой стороны, на основании данных из списка избирателей заполняется часть строк итогового протокола участковой избирательной комиссии, в том числе строк, от которых зависит признание выборов состоявшимися или несостоявшимися. Другие строки протокола, заполняемые на основании списка избирателей, играют важную роль с точки зрения контроля за соблюдением закона в ходе голосования и подсчета голосов.

Многолетний российский опыт показывает, что списки избирателей являются одной из самых серьезных проблем в деле обеспечения контроля за честностью проведения выборов. На то есть объективные причины, связанные с несовершенством системы учета избирателей. В то же время очевидно, что списки избирателей являются удобным инструментом возможных манипуляций, тем более что общественный контроль за их правильностью в существенной степени затруднен.

Список избирателей составляется избирательной комиссией, на которую эта обязанность возложена законом о конкретных выборах. Обычно для большинства избирательных участков такую функцию выполняет территориальная избирательная комиссия или избирательная комиссия муниципального образования. На особых участках (за рубежом, в труднодоступных и отдаленных местностях, в воинских частях, больницах, СИЗО, на судах, полярных станциях и т.п.) список составляется участковой избирательной комиссией.

Сведения об избирателях, на основании которых составляется список, предоставляются для основной части населения главами местных администраций, об избирателях, проживающих или находящихся на территории воинской части, – командирами воинских частей, об избирателях, проживающих за рубежом или находящихся в длительных зарубежных командировках, – руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения.

В соответствии с законом список, составленный вышестоящей комиссией, передается в участковую комиссию практически сразу после ее формирования (по последним федеральным законам – не позднее чем за 20 дней до дня голосования). На участковую комиссию возложена обязанность уточнения списка, в том числе и на основании заявлений избирателей. С этой целью комиссия не позднее чем за 20 дней до дня голосования должна предоставить список для ознакомления избирателей. Опыт, однако, показывает, что избиратели в основной своей массе не участвуют в предварительной проверке списка и большая часть уточнений, связанных с заявлениями избирателей, происходит в день голосования.

При этом постоянно возникают одни и те же проблемы. Граждане, пришедшие на избирательный участок, сообщают членам участковой комиссии о том, что кто-то из их родственников или соседей умер или выбыл по иной причине. Тем не менее, на следующих выборах эти люди вновь оказываются в списке, и история повторяется. Такие недоразумения вызывают у граждан обоснованное недоверие к избирательному процессу, а часто наносят и моральную травму.

Высказываются подозрения, что «мертвые души» в списках сохраняются сознательно, так как дают определенные возможности для манипуляций. В то же время следует отметить, что здесь играет роль и традиционная безалаберность, и несовершенство законодательства. Руководители местных администраций плохо исполняют свои обязанности по ведению учета избирателей. Закон предусматривает административную ответственность за предоставление недостоверных сведений об избирателях (статья 5.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях), но эта норма реально не работает.

Читайте также:
Собственность интеллектуальная: что это такое, описание и особенности

Что касается информации о неточностях в списке избирателей, которая поступает в участковую комиссию, то, как это ни удивительно, она и не может быть учтена на следующих выборах. Списки избирателей, в которых делаются уточнения, после выборов хранятся в опечатанном виде и не доступны для лиц, ведущих учет избирателей. А участковую комиссию закон не обязывает доводить до этих лиц информацию о выявленных неточностях, и она этого не делает, так как у нее и без того хватает работы. Поэтому не стоит удивляться, что умершие граждане по многу лет продолжают оставаться в списках избирателей.

Было бы желательно, чтобы политически активные граждане более широко пользовались своим правом на ознакомление со списком избирателей. Правда, в законе четко не указано, имеет ли право избиратель ознакомиться с записями обо всех гражданах, включенных в список, или только с записью о себе самом. В то же время понятно, что, если участковая комиссия действительно заинтересована в уточнении списка, она должна позволить избирателю ознакомиться с записями по крайней мере о членах его семьи и знакомых ему соседях.

Более того, закон предоставляет избирателю право сообщать в комиссию не только о неточностях в сведениях о нем, но и об изменениях сведений о других избирателях, включенных в список. Правда, в случае заявления избирателя о неточностях в сведениях о нем (как и в случае заявления о включении его в список), закон обязывает комиссию проверить заявление и принять решение в течение 24 часов (а в день голосования – в течение двух часов, но не позднее окончания голосования); в случае же сообщения о других избирателях закон комиссию вообще ни к чему не обязывает.

Следует также иметь в виду требование закона (не всегда, к сожалению, выполняемое), согласно которому исключение гражданина из списка избирателей производится только на основании официальных документов. Это означает, в частности, что в случае сообщения о смерти гражданина, включенного в список, комиссия может исключить его из списка только при предъявлении свидетельства о смерти; если же свидетельство не предъявлено, участковая комиссия должна запросить (скорее всего, через вышестоящую комиссию) подтверждение из загса.

Тем не менее нередки случаи одностороннего «уточнения» списков избирателей непосредственно перед днем голосования, а иногда и в день голосования. С целью увеличения показателя явки участковые комиссии активно «выявляют» убывших избирателей и исключают их, иногда без достаточных на то оснований, одновременно проявляя недостаточную активность по выявлению вновь прибывших избирателей.

Избирательным штабам кандидатов и партий следует уделять серьезное внимание контролю за списком избирателей. Для этого недостаточно иметь наблюдателей, которые участвуют в контроле только в день голосования. Более эффективно контроль могут осуществить члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, которых нужно назначить хотя бы за несколько дней до дня голосования.

Обычно накануне дня голосования (в субботу) участковые комиссии проводят так называемую репетицию, и в этот день у членов комиссии с правом совещательного голоса будет гораздо больше возможностей, чем в день голосования, ознакомиться со списком и начать контролировать его использование.

Реферат: Составление списков избирателей

1 Регистрация (учет) избирателей……………………………………. 4

2 Составление списков избирателей……………………………………6

Список использованных источников…………………………………10

Актуальность темы исследования заключается в том, что все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, подлежат регистрации (учету). В данном случае следует разделять понятия: «регистрационный учет граждан по месту жительства» и «регистрация и учет избирателей».

Регист­рационный учет граждан по месту жительства является видом офи­циального учета граждан, осуществляемым исключительно органа­ми регистрационного учета, в том числе и военными комиссариа­тами Минобороны России, осуществляющих воинский учет, орга­нами записи актов гражданского состояния, органами государст­венной власти субъекта РФ, территориальными органами Федеральной миграционной службы.

Необходимо отметить, что регистрация (учет) избирателей, участ­ников референдума является одной из разновидностей официально­го статистического учета в Российской Федерации. В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции РФ правовое регулирование отноше­ний, возникающих в ходе официального статистического учета, на­ходится в сфере ведения Российской Федерации (учет граждан РФ вообще осуществляется посредством статистического учета в виде переписи населения).

Читайте также:
Целевой взнос: что это такое, описание и особенности

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при проведении выборов и референдумов.

Предметом исследования являются теоретические основы регулирующие избирательные правоотношения.

Целью исследования является изучение регистрации и составления списков избирателей.

Поставленная цель определила решение следующих задач:

– рассмотреть регистрацию (учет) избирателей;

– исследовать составление списков избирателей.

1 Регистрация (учет) избирателей

Регистрации (учету) подлежат все избиратели, участники референдума.

Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения, – руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев – факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих за пределами Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, осуществляется руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации[1] .

Органы, осуществляющие регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, не реже чем один раз в месяц представляют сведения о фактах выдачи и замены паспорта гражданина Российской Федерации, регистрации и снятия с регистрационного учета по месту жительства (в отношении вынужденных переселенцев – по месту пребывания) граждан Российской Федерации, выдачи паспорта гражданина Российской Федерации в нарушение установленного порядка с указанием следующих персональных данных гражданина: фамилии, имени, отчества, даты рождения, места рождения, пола, гражданства, адреса места жительства (в отношении вынужденных переселенцев – места пребывания), вида документа, удостоверяющего личность, серии и номера этого документа, наименования или кода органа, выдавшего документ, дата выдачи документа – главе местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения, – руководителю территориального органа исполнительной власти города федерального значения по месту своего нахождения[2] .

Органы записи актов гражданского состояния не реже чем один раз в месяц представляют сведения о фактах смерти граждан Российской Федерации главе местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения, – руководителю территориального органа исполнительной власти города федерального значения по месту своего нахождения.

2 Составление списков избирателей

Список избирателейсоставляется участковой избирательной ко­миссией отдельно по каждому избирательному участку на основа­нии сведений, представляемых по установленной форме главой му­ниципального образования. Уточнение списков зарегистрирован­ных избирателей осуществляется, как уже отмечалось, главой муни­ципального образования по состоянию на 1 января и 1 июля каж­дого года. Эти сведения направляются в соответствующие избира­тельные комиссии сразу после назначения дня выборов.

В целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с ис­пользованием государственной системы регистрации (учета) изби­рателей, участников референдума.

В списки избирателей, участников референдума на избиратель­ных участках, участках референдума включаются граждане Россий­ской Федерации, обладающие на день голосования активным изби­рательным правом, правом на участие в референдуме.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, – факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, – другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.

Читайте также:
Тоталитарный режим: что это такое, описание и особенности

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей, участников референдума и не учитываются при определении числа избирателей, участников референдума при выборах в органы местного самоуправления, на местном референдуме[3] .

Сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения, – руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения.

7. Список избирателей, участников референдума составляется соответствующей комиссией, в том числе с использованием ГАС “Выборы”, отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом.

Лица, представляющие сведения об избирателях, участниках референдума, несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их представления.

Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, находящийся в день голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, референдуме Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и не имевший возможности получить открепительное удостоверение или проголосовать досрочно, включается соответствующей участковой комиссией в список избирателей, участников референдума при его явке в день голосования в помещение участковой комиссии для голосования.

Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей, участников референдума только на одном избирательном участке, участке референдума. При выявлении территориальной комиссией (окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования) факта включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей, участников референдума на разных избирательных участках, участках референдума на одних и тех же выборах, одном и том же референдуме соответствующая комиссия до передачи списков избирателей, участников референдума в участковые комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках.

Список избирателей, участников референдума составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, участниках референдума, включаемые в список избирателей, участников референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам).

Вносить какие-либо изменения в списки избирателей, участни­ков референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей, участников референдума запрещается.

Таким образом, необходимо отметить, что регистрация (учет) избирателей, участ­ников референдума является одной из разновидностей официально­го статистического учета в Российской Федерации. В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции РФ правовое регулирование отноше­ний, возникающих в ходе официального статистического учета, на­ходится в сфере ведения Российской Федерации (учет граждан РФ вообще осуществляется посредством статистического учета в виде переписи населения). В отличие от учета граждан переписью, кото­рая проводится относительно редко, сведения об избирателях, уча­стниках референдума, вносимые в государственную систему их ре­гистрации (учета), обновляются регулярно по состоянию на 1 янва­ря и 1 июля каждого года.

Регистрационный учет граждан носит уведомительный характер и не имеет особого порядка регистрации, помимо прямо указанных в законе.

Вместе с тем отсутствие регистрации по месту жительства не может рассматриваться как основание ограничения или условие реализации конституционных прав граждан, что также отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации. Это положение распространяется и на составление списка избирателей. Допустим, отсутствие регистрации гражданина по месту жительства не должно само по себе служить основанием для дезавуирования права граж­данина избирать и быть избранным.

Читайте также:
Течение срока: что это такое, описание и особенности

Список избирателейсоставляется участковой избирательной ко­миссией отдельно по каждому избирательному участку на основа­нии сведений, представляемых по установленной форме главой му­ниципального образования. Уточнение списков зарегистрирован­ных избирателей осуществляется, как уже отмечалось, главой муни­ципального образования по состоянию на 1 января и 1 июля каж­дого года.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 222-ФЗ)

2. Федеральный закон об актах гражданского состояния (в ред. Федерального закона от 28.07.2010 N 241-ФЗ)

[1] Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 222-ФЗ)

[2] Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 222-ФЗ)

[3] Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 222-ФЗ)

Мандаты и списки: что значат “страшные” слова про выборы

Обозреватель, Политика, 8:03, 12.07.2021

За непонятными специальными выражениями чаще всего кроются не слишком сложные правила участия в избирательных кампаниях

Обычно выборы – захватывающее действо с внутренней драматургией, выпадами кандидатов в адрес друг друга, борьбой за голоса, “плюшками” для избирателей и так далее. Однако часто они сопровождаются “страшными” словами вроде “одномандатный округ”, “партийные списки” и другими. Они не только не разжигают интерес людей к избирательной кампании, в которой они, вообще-то, главные герои, а, напротив, отбивают его напрочь. В преддверии 19 сентября, когда в стране и крае пройдут масштабные парламентские выборы, “Толк” объясняет, что кроется за непонятными терминами и как в них ориентироваться.

Каких депутатов выбираем 19 сентября?

Депутаты, как и вся система власти, бывают трех уровней.

  • Первый – федеральный. 19 сентября жители всей страны будут выбирать депутатов Государственной думы. Их будет 450 от всех регионов России, часть из них будут представлять и Алтайский край.
  • Второй – региональный. Осенью предстоит выбрать депутатов Алтайского краевого законодательного собрания (АКЗС). Это парламент Алтайского края. В него входят 68 депутатов, которые представляют все территории региона.
  • Третий – муниципальный. Сюда входят и депутаты уровня района или города, и сельские народные избранники. 19 сентября в Алтайском крае изберут депутатов в двух городах и двух районах (еще в двух пройдут довыборы). Также в 49 сельсоветах выберут депутатов.

Что такое одномандатный округ?

Это территория, на которой разыгрывается один мандат, то есть ее в парламенте будет представлять только один депутат.

Округа “нарезает” избирком исходя из численности избирателей, которых должно быть примерно одинаковое число на каждом. Например, для выборов в Госдуму страну поделили на 225 округов (только половина депутатов из 450 избирается по округам).

Ректора алтайского политеха на выборах заменит единоросс Мордовин

В региональном отделении партии власти говорят о том, что замена связана с большим объемом предвыборной работы на округе

В каждом – плюс-минус равное число избирателей с учетом географических особенностей и деления на регионы (в среднем от 400 до 650 тыс.). Например, в Алтайском крае таких округов вышло четыре, а в соседней Республике Алтай – только один.

На каждом округе сражаются представители разных партий и те, кто выдвинул свою кандидатуру сам (их называют самовыдвиженцами). Побеждает тот, кто получит наибольшее число голосов.

То есть наш регион будут в Госдуме представлять минимум четыре депутата.

Такая же схема действует и на выборах в АКЗС. Территорию края поделили на 34 округа. Некоторые объединяют по несколько районов, а некоторые “захватывают” только часть городов. Опять же главное мерило – численность избирателей.

Что такое партийные списки кандидатов?

Другая половина депутатов и в Госдуму, и в АКЗС избирается как раз по таким спискам.

Суть в том, что избиратель может проголосовать не просто за конкретного кандидата, который предлагает довериться его имени, личным качествам и т.д., но и за партию, то есть за определенную идеологию и систему политических взглядов. А партия уже сама определяет, кого направить в парламент. То есть избиратель доверяет партии в выборе конкретных ее представителей.

И это не игра вслепую, как может показаться. Каждая допущенная к выборам партия составляет список кандидатов. Есть, как правило, так называемая первая тройка/пятерка – это лидеры, которые ведут за собой партию и имеют наибольшие шансы избраться.

Также партия уже сама делит территорию на округа и в каждом создает свой список – территориальную группу.

Читайте также:
Каково наказание для директора при ненамеренном банкротстве?

Спикер АКЗС заявил о задумках, о которых еще не знает вице-премьер правительства

Председатель парламента Алтайского края считает, что региональному заксобранию можно добавить дополнительных полномочий

Например, “Единая Россия” на выборах в Госдуму объединила в один округ Алтайский край и Республику Алтай. И для этой территории сформировала свой список кандидатов.

На региональных выборах партийные округа чаще всего совпадают с одномандатными, это удобнее.

Избиратель, ставя галочку напротив партии, автоматически голосует за предложенный список кандидатов.

С определением победителей тут сложнее, чем на округах. Во-первых, имеет значение, сколько партия набрала в целом, – от этого зависит, сколько мандатов она получит всего. Если грубо, то кресла распределяются между партиями, набравшими более 5% голосов, пропорционально полученному результату.

После этого уже сами партии смотрят, какие территориальные группы набрали больше всего, и, как правило, лидеры этих списков проходят в парламент.

Что такое представительный орган?

Это и есть парламент – орган власти, который представляет интересы избирателей.

У парламента две функции – законодательная и представительная. Разрабатывая и принимая законы, депутаты формируют условия и правила жизни населения. А представляя граждан разных территорий – отстаивают их интересы.

Чем отличается выдвинутый кандидат от зарегистрированного?

Каждая партия, выдвинувшая своих кандидатов, подает необходимый пакет документов в избирательную комиссию. Также может сделать и самовыдвиженец. Если эта процедура соблюдена и избирательная комиссия документы приняла, кандидат получает статус выдвинутого.

Сильный пол и женский пул: кто будет сражаться за места в Госдуму на Алтае

Самым конкурентным из четырех думских округов станет Рубцовский, где с выборов снялся главный фаворит от “Единой России” Виктор Зобнев

Однако с этого момента все только начинается. Например, партии, которые не получили право регистрации без сбора подписей (это, как правило, небольшие непарламентские партии), а также самовыдвиженцы должны собрать необходимое число подписей в свою поддержку. А требования к ним суровые, и на этапе проверки многие отсеиваются.

Но даже те, кто избавлен от сбора подписей, должны пройти через проверку документов, соответствия всем требованиям.

И только после того, как кандидатов исследуют и не найдут в них “изъянов”, их регистрируют. После этого кандидат уже полноправный участник выборов.

Как узнать “своих” кандидатов?

Во-первых, самые активные из них будут вести агитацию – проводить встречи, заваливать газетами, брошюрами, “мелькать” на билбордах или на телеэкранах. К этой избирательной кампании некоторые из них освоили соцсети, и там тоже могут появиться.

Во-вторых, есть сайт Алтайкрайизбиркома, на котором выдвинувшихся и зарегистрированных кандидатов можно будет посмотреть.

В-третьих, их список с описанием каждого будет вывешен на избирательном участке.

Более четверти депутатов гордумы Барнаула могут уйти на повышение в сентябре

Самый большой пул депутатов может покинуть фракцию “Единая Россия”, от которой в выборах в Госдуму и краевое заксобрание будут участвовать 10 человек

Специальные средства: что это такое, описание и особенности

Статья 21. Применение специальных средств

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

Читайте также:
Съезд (конференция): что это такое, описание и особенности

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 37-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;

12) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.

(п. 12 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 404-ФЗ)

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности – в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства – в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства – в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта – в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы – в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины – в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, – в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград – в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи;

15) специальные технические средства противодействия беспилотным воздушным судам – в случаях, предусмотренных пунктом 12 части 1 настоящей статьи.

(п. 15 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 404-ФЗ)

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

“. Специальные средства – различного рода изделия, специально разработанные и предназначенные для применения правоохранительными органами с целью оказания нелетального обратимого воздействия на объект при отражении нападения, пресечении совершения преступления, оказании сопротивления, розыске, задержании, доставлении задержанных, пресечении побега из-под стражи, освобождении заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и участков, пресечении массовых беспорядков, остановке транспортных средств, принятые на вооружение правоохранительных органов и специальных служб Сторон и не относимые законодательством Сторон к продукции военного назначения. “

Источник:

” СОГЛАШЕНИЕ О ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ ПОСТАВОК СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ”

(Заключено в г. Душанбе 06.10.2007)

Смотреть что такое СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА в других словарях:

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

3.29 специальные средства (special tool): Средства, которые, как правило, не продаются в розничной торговле. Примечание – Это средства, предназначенн. смотреть

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

(вооружение) специально изготовленные и состоящие на вооружении изделия, устройства, предназначенные для применения сотрудниками и военнослужащими по п. смотреть

Читайте также:
Съезд (конференция): что это такое, описание и особенности

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

по законодательству РФ разного рода предметы, устройства, механизмы, вещества и животные, предназначенные для использования в правоохранительной и охра. смотреть

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА — по законодательству РФ разного рода предметы, устройства, механизмы, вещества и животные, предназначенные для использования в правоохранительной и охранной деятельности. С.с. не относятся к оружию. В частности, милиция имеет право применять следующие С.с.: а) резиновые палки; б) слезоточивый газ; в) наручники; г) светозвуковые средства отвлекающего воздействия; д) средства разрушения преград; е) средства принудительной остановки транспорта; ж) водометы и бронемашины; з) специальные окрашивающие средства; и) служебных собак.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА – по законодательству РФ разного рода предметы, устройства, механизмы, вещества и животные, предназначенные для использования в правоохранительной и охранной деятельности. С.с. не относятся к оружию. В частности, милиция имеет право применять следующие С.с.: а) резиновые палки; б) слезоточивый газ; в) наручники; г) светозвуковые средства отвлекающего воздействия; д) средства разрушения преград; е) средства принудительной остановки транспорта; ж) водометы и бронемашины; з) специальные окрашивающие средства; и) служебных собак.
. смотреть

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

(СПЕЦСРЕДСТВА) – наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, устройства для вскрытия помещений, средства для принудительной остановки транспорт. смотреть

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И МАТЕРИАЛЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

снаряжение специальных антитеррористических формирований, включая оружие и боеприпасы, средства связи, специальное оборудование, материалы, технические и транспортные средства. . смотреть

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ

3.16 специальные средства информационной поддержки жизненного цикла продукции: Средства информационной поддержки жизненного цикла продукции, соответс. смотреть

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА САМООБОРОНЫ

по законодательству РФ газовые пистолеты и револьверы, патроны к ним, аэрозольные упаковки, снаряженные веществами слезоточивого и раздражающего действия. Разрешение на приобретение и хранение СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ САМООБОРОНЫ выдаются органами внутренних дел по месту жительства граждан. Для приобретения и хранения аэрозольных упаковок специального разрешения не требуется. Продажа гражданам СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ САМООБОРОНЫ производится предприятиями, имеющими разрешение органов внутренних дел. Регистрация СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ САМООБОРОНЫ, за исключением аэрозольных упаковок, осуществляется органами внутренних дел по месту жительства граждан. смотреть

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА САМООБОРОНЫ

– по законодательству РФ газовые пис- толеты и револьверы, патроны к ним, аэрозольные упаковки, снаряженныевеществами слезоточивого и раздражающего действия. Разрешение на приоб ретение и хранение СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ САМООБОРОНЫ выдаются органами внутренних дел по месту жительства граждан. Для приобретения и храненияаэрозольных упаковок специального разрешения не требуется. Продажа гражданам СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ САМООБОРОНЫ производится предприятиями, имею щими разрешение органов внутренних дел. Регистрация СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВСАМООБОРОНЫ, за исключением аэрозольных упаковок, осуществляется органа ми внутренних дел по месту жительства граждан. смотреть

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА САМООБОРОНЫ

(англ. special means of self-defence) – в РФ газовые пистолеты и револьверы, патроны к ним, аэрозольные упаковки, снаряженные веществами слезоточивого. смотреть

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА САМООБОРОНЫ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА САМООБОРОНЫ – по законодательству РФ газовые пистолеты и револьверы, патроны к ним, аэрозольные упаковки, снаряженные веществами слезоточивого и раздражающего действия. Разрешение на приобретение и хранение СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ САМООБОРОНЫ выдаются органами внутренних дел по месту жительства граждан. Для приобретения и хранения аэрозольных упаковок специального разрешения не требуется. Продажа гражданам СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ САМООБОРОНЫ производится предприятиями, имеющими разрешение органов внутренних дел. Регистрация СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ САМООБОРОНЫ, за исключением аэрозольных упаковок, осуществляется органами внутренних дел по месту жительства граждан.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА САМООБОРОНЫ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА САМООБОРОНЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА САМООБОРОНЫ – по законодательству РФ газовые пис- толеты и револьверы, патроны к ним, аэрозольн. смотреть

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СПАСЕНИЯ

технические средства съема пострадавших с судов, плотин, льдин.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СПЕЦСРЕДСТВА

наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, устройства для вскрытия помещений, средства для принудительной остановки транспорта, другие С. с., которые должностные лица правоохранительных органов Российской Федерации правомочны применять в строго определенных законом случаях. смотреть

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: