Стивидорные расходы: что это такое, описание и особенности

5.6. Стивидорные расходы

В линейном судоходстве перевозчик оплачивает, в зависимости от условий договора, полностью или частично стоимость грузовых работ в портах погрузки и выгрузки. Базовая стоимость этих работ определяется по тарифам, которые публикуются администрацией порта или стивидорной компанией. Линейная компания может заключить контракт со стивидорной компанией на обработку судов определенной линии, либо судов с определенным грузом, либо на выполнение определенного вида работ. По такому контракту линейная компания обязуется все согласованные суда линии обрабатывать у данного стивидора, а стивидор предоставляет скидки с объявленных тарифных ставок и принимает на себя некоторые дополнительные услуги и риски.

Тарифы на стивидорные операции устанавливаются с учетом трудоемкости перевалки груза и содержат до 50 позиций, причем для грузов с УПО > 1 тарифные ставки могут устанавливаться за единицу объема. Соответственно, в линейном B/L. должны быть указаны не только масса, но и объем груза. При отсутствии этих данных обмер производится стивидорной компанией или специальным тарифным бюро порта за счет судовладельца. Так же как и тарифы провозной платы, стивидорные тарифы учитывают вид упаковки, массу и габариты мест и способ перевозки груза. На мелкие партии груза (general cargo) установлены особые, повышенные ставки тарифа. В условиях применения тарифов приведены все операции, которые включены в ставку. К ним относятся: погрузка, выгрузка, укладка и сепарация в трюме, мелкий ремонт тары. Использование стропов, сеток, кранов, погрузчиков и т. п. либо включается в тариф, либо они предоставляются за специальную арендную плату. Базисная ставка стивидорного тарифа установлена за работы, выполняемые в обычное время, в обычных условиях и с обычным риском. За любые отклонения предусматриваются надбавки:

• за работу в неурочное время: выходные и праздничные дни, 2-ю и З-ю смены;

• за работу с вредными грузами: пылящими, остропахнущими и т. д.;

• за работу с грузами, состояние которых снижает интенсивность работы: слежавшиеся, смерзшиеся;

• погрузку/выгрузку с перевеской или на рейде;

• за работу в неудобных помещениях: шельтердеках, в кормовых трюмах, разделенных переборками или тоннелем гребного вала, диптанках;

• за работу в загрязненных трюмах, рефкамерах и других помещениях, вредных для здоровья докеров.

К работам, оплачиваемым дополнительно, относятся:

• переукладка груза в трюмах или с выгрузкой на берег;

• сортировка груза по B/L партиям;

• счет и проверка состояния груза (выполняют бригады тальманов).

Кроме того, судовладелец оплачивает следующие простои стивидорных бригад:

• все простои по вине судна (отсутствие электроэнергии, пара и т. д.);

• простой бригад в случае завершения работ до конца смены;

• простой по метеопричинам (сверх установленного предела);

• простой из-за отсутствия груза, вагонов и т. п.

Стивидорным контрактом определены также обязанности судовладельца по отношению к стивидорным компаниям:

• заблаговременно сообщать через агента сроки подхода судна; количество груза; распределение груза по трюмам; транспортные характеристики груза; неисправность судовых грузовых средств или отсутствие на них действующих сертификатов;

• согласовывать со стивидором карго-план и организацию грузовых работ;

• обеспечивать безопасные условия труда докеров в соответствии с международными и национальными правилами, предоставлять без оплаты освещение в трюмах и на палубе и энергию для работы судовых грузовых средств;

• своевременно оплачивать счета в соответствии с контрактом.

Во многих портах стивидорные компании требуют, чтобы в случае повреждения груза либо судна (судовых устройств) заявление об этом стивидорами было сделано до конца рабочей смены и подтверждено совместным актом. Выполнение такого требования помогает быстрому урегулированию претензии. Кроме совместного акта, доказательством вины стивидора может быть акт независимого сюрвейера, подтвержденный свидетельскими показаниями, видео- и фотоматериалами. В портах США особое внимание следует уделять претензиям со стороны докеров об ущербе их здоровью и о получении травмы на судне. При возникновении такой претензии следует немедленно провести полное расследование, так как претензии докеров по ущербу здоровью могут вылиться в значительные суммы компенсаций.

При заключении контракта со стивидорной компанией, помимо прямой скидки с тарифа, может быть оговорено:

• обязанности стивидора в случае завершения работы на одном люке использовать бригаду на других трюмах либо на других судах данного судовладельца;

• льготный период, в течение которого судовладелец не платит за простой бригад;

• отнесение за счет стивидорных компаний некоторых дополнительных видов вспомогательных операций (открытие, закрытие люков).

В зависимости от коммерческих условий в конкретном порту контракт может быть заключен с одной компанией либо с двумя или более конкурирующими компаниями с передачей каждой из них различных линий или видов работ. Счет груза поручается присяжным (независимым) тальманским компаниям. Специальные компании производят крепление груза. Судовладелец и капитан судна должны планировать рейс и карго-план так, чтобы исключить вероятность оплаты дополнительных работ, надбавок к тарифам и простоев бригад.

Читайте также:
Тарифные преференции: что это такое, описание и особенности

Особенности стивидорной компании

Стивидорная компания — это компания, занимающаяся погрузкой и разгрузкой товара в портах. Это касается всех товаров, которые переправляются морским транспортом. Изначально была профессия стивидор, который контролировал и проводил погрузку и разгрузку судов в порту. Вместе с ростом товарооборота по миру выросла и профессия, теперь существуют целые стивидорные компании с большим штатом сотрудников. Профессия безусловно осталась и в наши дни, но уже в рамках целой компании. Итак, стивидор помимо контроля погрузочно-разгрузочных работ еще и находится в тесном взаимодействии с администрацией судов порта и оформляет сопроводительные документы на работы. На плечах стивидорной компании лежит составление плана работ. Подробнее узнать о стивидорной компании поможет блог компании Форвард, которая оказывает качественные услуги стивидора.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Виды стивидорных компаний

В основной компании подразделяют на следующие виды:

1. По специализации. Стивидорные компании можно разделяют на :

  • универсальные компании – обслуживают любые грузы;
  • специализированные – обслуживают только определенные грузы (насыпные, лесные, контейнерные и т. д.).

2. По владению перегрузочным оборудованием:

  • имеющие собственное оборудование;
  • арендуют оборудование (например, берут в долгосрочную или краткосрочную аренду у администрации порта).

3. По условиям найма портовых рабочих существуют компании:

  • имеющие постоянный контингент докеров;
  • не имеющие собственных докеров (нанимают их для выполнения конкретных работ);
  • имеют как постоянных сотрудников, так и временно наемных. На постояннуюоснову берут мастеров грузовых работ, бригадиров, высококвалифицированных специалистов.

Для погрузки своего товара, стивидорную компанию можно выбрать исходя из ваших требований. Обычно выбирает компанию для погрузки компания, которая оплачивает их услуги. По статистике выбирает компанию грузовладелец.

Виды грузов, погружаемых в порту

Различают две основные группы грузов, погружаемых в порту: генеральные и массовые. Генеральные или товарно-штучные представляют собой груз, которые при хранении занимает отдельное место, то есть упакованный груз в отдельные тары: мешки, тюки или кипы, ящики, рулоны и пр. Сыпучие грузы как раз перевозят в мешках тканевых или бумажных. Масса груза в бумажных мешках не должна превышать 40-50 кг, а в тканевых может доходить до 150 кг.

Массовые грузы бывают навалочные или наливные.

К навалочным грузам относят:
  • материалы для строительства с природным происхождением — камень, гравий, щебень, песок и пр.;
  • природное сырье — руда, сланцы, уголь и пр.
  • продукты промышленной переработки сырья (цемент, кокс, обогащенные руды);
  • удобрения (суперфосфат, хлористый калий, селитра, антиты);
  • сельскохозяйственные культуры — пшеница, овес, ячмень, кукуруза и пр.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Международные грузоперевозки».

Бесплатная консультация по телефону:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Значение «стивидорные расходы»

Что означает «стивидорные расходы»

Словарь финансовых терминов

Стивидорные расходы

на морском транспорте расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами в порту и оплаченные пароходством: собственно стивидорные, сверхурочные, крановые, лебедочные (винчманские), штивка, мешкование, крепление груза, перевалка, хранение и пр.); они не включаются в себестоимость перевозки и покрываются за счет начислений к тарифам на морские перевозки.

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»

Морфологический разбор «стивидорные расходы»

Фонетический разбор «стивидорные расходы»

Значение «стивидорные расходы»

Карточка «стивидорные расходы»

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.
Читайте также:
Учредительные документы: что это такое, описание и особенности

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Стивидорные расходы: что это такое, описание и особенности

  • Пол:
  • Регистрация: 21.04.2014
  • Сообщений: 5701
  • Поставил(а) лайков: 6462
  • Получено лайков: 11031
  • Выплачено: 710 992 RUB

Что такое стивидорные услуги?

  • Успешный трейдинг с ИнстаФорекс. Присоединяйтесь и зарабатывайте!
  • Нравится

    Спасибо, Ваш голос учтён

    • Пол:
    • Регистрация: 21.04.2014
    • Сообщений: 5701
    • Поставил(а) лайков: 6462
    • Получено лайков: 11031
    • Выплачено: 710 992 RUB

    Стивидорными услугами называются коммерческие услуги, которые обеспечивают перегрузку товаров с одних видов транспорта на другие, а также любые погрузо-разгрузочные услуги. Сюда же входят все возможные добавочные услуги, например, бухгалтерские и юридические услуги в пунктах перевалки грузов, экспедирование грузов, их хранение и сертификация, упаковка и распаковка, расфасовка и сортировка, контроль веса и качества. Конечно, основное направление стивидорных услуг (иногда их еще называют “стивидорскими услугами”) – это сортировка, упаковка, взвешивание и погрузо-разгрузочные работы с различными габаритными и другими грузами.

    Стивидорные услуги обычно специализируются на следующих двух типах услуг:

    1) универсальные стивидорские услуги – по обслуживанию любых типов грузов;

    2) специализированные стивидорские услуги – по обслуживанию строго определенных видов грузов, например, наливных (мазута, нефти, масел и т.п.), насыпных (зерна, угля, гравия и т.п.), лесных (леса-кругляка, пиломатериалов и т.п.), контейнерных и других.

    В зависимости от типа стивидорных услуг затем строятся и оснащаются морские и другие виды портовых терминалов, закупаются строго определенные виды оборудования и оснастки.

    Стивидорные услуги чаще всего оказываются в морских и речных портах, а также в крупных авиатранспортных, автомобильных и железнодорожных узлах. В общем объеме мировых стивидорных услуг доля морских портов составляет больше половины (по данным ВТО около 51 %), вторые по величине – это стивидорные услуги в крупнейших международных авиационных хабах (примерно 23%), остальное приходится на железнодорожные узлы и прочие виды транспорта.

    Стивидорные услуги составляют значительную часть от всех транспортных затрат компаний, связанных с транспортировкой товаров. По отдельным оценкам доля стивидорных услуг может составлять от 30 до 60% от общей стоимости затрат на доставку. Чаще всего стивидорные услуги оказываются универсальными стивидорными компаниями. Крупнейшими из которых являются гонконгские, китайские, голландские, американские, британские, японские, сингапурские, немецкие, французские, филиппинские, южно-корейские и другие.

    К основным видам стивидорных услуг относятся следующие услуги:

    – погрузка и разгрузка товара,

    – контроль за погрузкой или разгрузкой каждого конкретного заказа в местах перевалки перевозимой продукции (с одних видов транспорта на другие),

    – обеспечение безопасности и сохранности грузов в процессе перевалки,

    – взвешивание грузов (особенно сыпучих и крупногабаритных грузов),

    – сортировка грузов (особенно скоропортящихся грузов),

    – таможенное и юридическое оформление грузов и сопутствующей документации.

    Надо отметить, что погрузка и разгрузка занимает обычно 50% от времени эксплуатации определенного вида транспорта, а на морском транспорте может быть даже больше. За время погрузки и разгрузки грузам бывает необходимо оформить документацию на ввоз в страну или вывоз из страны, это тоже может относиться к стивидорным услугам. Груз часто нужно взвешивать и контролировать его состояние, такие услуги тоже часто оказывают стивидорные компании.

    Техническое оборудование, используемое для оказания стивидорных услуг, обычно является очень дорогостоящим и громоздким. Это портовые краны, приспособления для перевертывания железнодорожных вагонов, стационарные погрузочные башни с поворотными выгрузными трубами, подъемно-транспортные устройства, цепные ковшовые элеваторы, поворотные судопогрузочные устройства на рельсовом ходу, мостовые или контейнерные перегружатели, грейферы, и другое. Чаще всего оборудование, используемое для оказания стивидорных услуг, закупается в лизинг.

    В России и других странах СНГ стивидорные услуги оказываются в основном нескольких крупнейших морских портах на Черном и Балтийском морях, а также в крупнейших авиационных портах (таких как Москва, Киев, Минск и другие). Стивидорные услуги, оказываемые в РФ и странах СНГ, в основном являются специализированными. На примере РФ можно назвать несколько основных центров по оказанию стивидорных услуг: в контейнерном терминале Санкт Петербургского морского порта, грузовом терминале УПК Усть-Луга на Балтике, порту «Петролес», Калининградском порту, Туапсинском зерновом порту на Черном море, Новороссийском зерновом порту на Азовском море, Приморском порту во Владивостоке. Крупнейшим из которых, безусловно, являются Санкт Петербург, Владивосток и Находка. Так, в одном только Санкт Петербургском морском порту работает более 25 крупных компаний по оказанию специализированных стивидорных услуг.

    Мировой оборот стивидорных услуг резко снизился в результате пандемии covid-19. Это проявляется в первую очередь в общем снижении потребности в стивидорных услугах из за падения международных перевозок. В некоторых странах порты временно закрывались на полный карантин, а где-то усложнилась процедура обработки грузов при перевалке. В 2019-2021 г.г. везде при оказании стивидорных услуг требовались дополнительные затраты на дезинфекцию, санобработку и т.п. Однако с начала 2021 года объемы оказания стивидорных услуг начали постепенно нарастать (в Китае, США, ЕС, Азии и др.)

    Стивидорный сервис в портах, номенклатура и классификация стивидорных операций.

    Основное назначение морских портов как транспортных гредприятий – обслуживание судов. Термин ‘обслуживание’ в данном случае является широким понятием, охватывающим целый комплекс различного рода услуг, оказываемых судну и гру­зу в порту: поддержание навигационной обстановки, лоцманская и буксирная провод­ки, грузовые, складские и тальманские операции, бункеровка, снабжение продовольс­твием и снаряжением и т.д.

    Эффективность того или иного порта с точки зрения судовладельца опреде­ляется прежде всего быстротой и качеством обслуживания судна, поскольку от этого зависит оборачиваемость флота. Если рассматривать услуги, оказываемые портом с этих позиций, то грузовые операции как вид портовых услуг безусловно занимают центральное место. В этой связи порты можно условно раздаг.лъ на две основные группы: порты, где администрация непосредственно организует грузовые операции; порты, где администрация не занимается организацией грузовых операций.

    В портах первой группы администрация располагает всеми портовыми соору­жениями, причалами, складами, механизмами и сама осущасталяет погрузочно-разгрузочные операции (Лондон, Манчестер, Генуя. Копенгаген и некоторые другие)

    Ко второй группе относится большинство портов мира. В них администация располагает терминалами, оборудованными подъездными путями и всеми устройствами, необходимыми для швартовки судов, складскими сооружениями, а в некоторых случаях и портовыми механизмами. Терминалы, однако, сдаются в аренду частным компаниям, которые сами организуют весь комплекс транспортного обслуживания су­дов. Такими компаниями могут быть стивидорные, судоходные и агентские, реже отп­равители и получатели грузов. Происходит как бы разделение обязанностей между портовыми властями, которые являются государственными или полугосударственны­ми корпорациями, и частным сектором. Портовые власти располагают всеми техни­ческими средствами, поддерживают их в надлежащем эксплуатационном состоянии, но сами на занимаются коммерческой деятельностью, выступая а роли арендодате­лей. Операции по разгрузке-погрузке судов, складированию, хранению, взвешиванию, счету, сортировке груза осуществляют компании частного сектора – агентские, стивидорные, тальманские, экспедиторские и др. Практикуются долгосрочная, кратко­срочная и разовая аренды причалов.

    В некоторых странах обычаи и правила портов не регламентируют порядок аренды портовых причалов, в других – этот порядок строго определен. Причем обычаи разнятся даже в пределах одной страны. Так, в портах Нью-Орлеан. Хьюстон – причалы сдаются в аренду только агентским компаниям. В то же время по обычаям порта Нью-Йорк терминалы арендуются стивидорными компаниями.

    Среди многочисленных компаний, организующих в морском порту обслужива­ние судна, груза и экипажа, главенствующую роль играют стивидорные компании, ко­торые предоставляют основной вид услуг – производят грузовые операции.

    Традиционно под стивидорными работами подразумеваются операции по по­грузке а трюмы судна (выгрузке из трюмов), рациональное размещение и укладка гру­зов таким образом, чтобы обеспечить их сохранностъ, безопасность и хорошие мореходные качества судна. Нередко понятие «стивидорные работы« применяют в более широком смысле, охватывая, кроме грузовых работ на судне, также и все опе­рации с грузами на берегу, включая складские операции, разгрузку (загрузку) желез­нодорожных вагонов, контейнеров, трейлеров, взвешивание груза, его сортировку.

    В большинстве портов мира стивидорные компании выполняют весь комплекс грузовых операций как на судне, так и на берегу, включая складские операции Однако есть немало портов, где грузовые работы разделены на стивидорные и терминальные операции. Соответственно они заполняются двумя контракторами – стивидором и терминальным оператором. Такое разделение обязанностей получило распространение на контейнерных терминалах, где в силу перегруженности причалов контейнеры после выгрузки с судна транспортируются за пределы порта в специально отведенные для их хранения и обработки места. В таком случае судовладелец становится стороной в двух контрактах: стивидорном (со стивидорной компанией) и терминальном (с терминальным оператором). Данная схема работы менее удобна для судовладельца, так как возникают проблемы, связанные с переходом ответст­венности за сохранность контейнеров и груза при передаче их от стивидора к терминальному оператору. Возникают сложности и при разделении расходов между двумя операторами.

    В этих условиях судовладелец стремится заключить контракт с компанией, имеющей лицензию на выполнение всего комплекса работ – стивидорных и терминальных, тогда в контракте оговариваются две ставки соответственно на стивидорные и терминальные операции. Иногда обе ставки бывают инкорпорированы в одну. Такая схема работы более благоприятна для судовладельца, поскольку в этом случае он имеет дело с одной компанией. Это способствует снижению поломок оборудова­ния, сокращению стивидорных расходов, коммерческого брака, упрощает финансовые расчеты судовладельца.

    Распределение стивидорных расходов между участниками договора перевоз­ки грузов зависит прежде всего от условий контрактов купли-продажи или от обычаев порта. Многолетняя практика международной торговли выработала более десятка типовых условий договора купли-продажи. Наиболее распространены договоры, за­ключенные на условиях, известных под сокращенными названиями СИФ, КАФ, ФОБ, ФАС. Отличаются они друг от друга распределением обязанностей между продавцом и покупателем по перевозке, страхованию и перевалке груза в портах отправления и назначения. От этих условий прежде всего зависит, кто из сторон в договоре купли-продажи будет выступать стороной в договоре морской перевозки и договоре страхования.

    Распределение расходов по стивидорным работам – погрузке и выгрузке гру­за между сторонами в договоре морской перевозки также определяется типовыми общепринятыми условиями последнего, которые согласовывается между фрахтова­телем и судовладельцем.

    Наиболее распространены из этих типовых условий по отношению судовла­дельца к стивидорным операциям являются следующие:

    free in – судно свободно от расходов по погрузке;

    free out – судно свободно от расходов по выгрузке;

    fio – судно свободно от расходов по погрузке и выгрузке;

    fiot, fios – судно свободно от расходов по погрузке, выгрузке и штивке (укладке в трюме);

    liner terms – расходы по грузовым операциям несет судно;

    gross terms – расходы по грузовым операциям несет судно, но определены нормы грузовых работ.

    Право выбора стивидора, как правило, принадлежит стороне, оплачивающей грузовые операции. В трамповом судоходстве в зависимости от условий купли-продажи такой стороной может быть фрахтователь либо судовладелец. В линейном судоходстве независимо от условий запродажи товара стивидорные работы, как пра­вило, оплачивает судовладелец. Ему и принадлежит право выбора и назначения сти­видора.

    Стивидорный контракт является основным документом, регулирующим право­отношения между судовладельцем и стивидорной компанией. В нем определены все коммерческие условия сделки, основными из которых являются сроки проведения грузовых работ или нормы погрузки (выгрузки) и их стоимость. В контракте по стиви­дорному обслуживанию линейных судов может быть оговорено и право судовладель­ца на внеочередную постановку его судов к причалу.

    Обязанности стивидора по стивидорному контракту.

    Функции стивидора обычно не ограничиваются грузовыми операциями на борту судна или на берегу. В контракте оговариваются также условия осуществления – вспомогательных и сопутствующих операций по загрузке (разгрузке) судна и работе с грузом на причалах и складах.

    К операциям, обычно выполняемым стивидором, отно­сятся:

    выгрузка из трюмов судна на причал и транспортировка груза на склад либо погрузка на транспортные средства получателя;

    формирование грузовых мест на складе, их транспортировка к борту судна и погрузка в трюмы;

    предоставление необходимого количества докеров, включая лебедчиков, во­дителей автомашин (тягачей), а также супервайэера для организации всего перегру­зочного процесса;

    предоставление кранов, автомашин, тягачей, шасси и других механизмов, а также средств для застропки грузов (стропов, цепей, сеток, поддонов и т.п.);

    подготовка судовых стрел и судового такелажа, а также раскрытие/закрытие трюмов;

    укладка сепарации в трюмах в соответствии с инструкцией администрации су­дна;

    организация грузовых операций в строгом соответствии с коносаментными партиями и люковыми расписками;

    организация мелкого ремонта поврежденных мест груза, а также нанесение маркировки;

    организация счета груза при погрузке (выгрузке) в портах, где нет специализированных тальманских бригад;

    оформление люковой расписки и других документов, необходимых для офор­мления сдачи (приемки) груза;

    организация хранения грузов на складе и выдача их получателю.

    При обработке контейнерных и ролкерных судов в стивидорном контракте до­полнительно оговариваются условия выполнения следующих операций:

    затарка (растарка) контейнеров, трейлеров и ролл-трейлеров в соответствии с указаниями судовладельца;

    организация инспекторского осмотра и оформление приемо-сдаточной распи­ски при вывозе контейнеров и трейлеров с территории терминала или поступлении их на терминал;

    организация мелкого ремонта контейнеров и трейлеров;

    подъем контейнеров на шасси или штабель и снятие с шасси или штабеля,

    оформление плана загрузки каждого контейнера, трейлера;

    информация агента о ежедневном статусе контейнера, трейлера;

    установка пломб на двери контейнера при его затарке на терминале;

    организация хранения крепежного материала, стоек и брезентов, снятых с трейлеров;

    крепление груза и покрытие его брезентом после погрузки на трейлер.

    Приведенный перечень далеко не полностью отражает круг обязанностей

    стивидора, оговариваемых в контракте.

    При согласовании условий контракта со стивидором желательно, чтобы сти­видорная ставка охватывала как можно более полный перечень выполняемых операций, поскольку за операции, которые остануться не включенными а перечень работ, стивидор может требовать дополнительную оплату.

    Терминальные операции

    Терминал – портовый перегрузочный комплекс, состоящий из совокупности сооружений, оборудования, устройств и коммуникаций ил часть этой човокупности, обеспечивающее прием, разгрузку технологическое хранение, сдачу, погрузку, т. е. Выполнение всех операций по перевалке грузов с речного, автомобильного, железнодорожного, трубопроводнного транспорта на морской и обратно. Технологичекое хранение – хранение груза по причинам, вызванным объективными факторами взаимодействия разщличных видов транспорта.

    Статус наукограда, особенности организации МС в наукограде

    • ФЗ от 7.04.1999 г с изм от 22.08.2004 «О статусе наукограда РФ»;
    • Постановление Правительства РФ от 25.11.2004 г. «Об утверждении порядка рассмотрения предложений о присвоении МО статуса наукограда РФ и прекращении такого статуса».

    Наукоград – МО со статусом городского округа, имеющие высокий научно-технический потенциал с градообразующим научно-производственным комплексом (НПК).

    НПК – это совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с гос приоритетными направлениями развития науки, технологии и техники РФ.

    Наукограды: Пущино, Дубно, Королёв, Петергоф, Кольцово (Новосибирская область) и другие.

    Наукоградом может стать любое МО, даже сельское поселение. При присвоении статуса наукограда МО автоматически получает статус городского округа и для этого не надо принимать никакого закона субъекта.

    МО, претендующие на присвоение статуса наукограда, должно отвечать следующим требованиям:

    1. Научно-производственный комплекс должен быть расположен на территории данного МО;
    2. Численность работающих в НПК должна составлять не менее 15% численность работающих на территории всего МО;
    3. Объем научно-технической продукции НПК в стоимостном выражении должен составлять не менее 50% общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов на территории этого МО;
    4. Организации, входящие в НПК должны являться юр лицами.

    Статус наукограда присваивается МО Правительством РФ. Срок этого статуса устанавливается также Правительством РФ. Досрочное прекращение статуса наукограда может быть в случае:

    1) Несоответствия результатов деятельности НПК задачам, определенным Правительством РФ;

    2) Мотивированного ходатайства представительного органа МО о досрочном прекращении такого статуса.

    Кроме того, статус наукограда может быть прекращен в случае исключения из числа гос приоритетных направлений деятельность НПК. В этом случае статус наукограда может быть прекращен не ранее 5 лет со дня присвоения такого статуса.

    Статус наукограда прекращается досрочно Правительством РФ. Если до присвоения статуса наукограда МО было городским поселением, то после прекращения этого статуса МО продолжает оставаться городским округом. Если же до присвоения статуса наукограда МО являлось сельским поселением, то после прекращения статуса МО теряет статус городского округа и становится сельским поселением. Поскольку наукоград является городским округом, то его органы местного самоуправления решают вопросы местного значения, установленные Законом 2003 года для городского округа. При этом присвоение статуса наукограда является основанием для финансирования из федерального бюджета дополнительных расходов в виде субвенций.

    Правовую основу данного вопроса составляют:

    ФЗ «О статусе наукограда в РФ» от 7 апреля 1999 г.

    Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. «Об утверждении

    критериев присвоения МО статуса наукограда и порядка рассмотрения предложений о присвоении МО статуса наукограда и прекращении такого статуса».

    Наукоградом является МО с градообразующим научно-производственным комплексом.

    Научно-производственный комплекс – это совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с гос. приоритетами развития науки и техники.

    Инфраструктурой наукограда именуется совокупность организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения наукограда.

    МО, претендующие на присвоение статуса наукограда, должно отвечать следующим критериям:

    1) весь градообразующий комплекс должен быть расположен в границах одного МО

    2) в Уставе МО должны быть предусмотрены обязанности администрации данного МО по поддержке развития научно-производственного комплекса, научной научно-технической и инновационной деятельности, производства наукоёмкой продукции и подготовке кадров, а также должны быть определены: порядок формирования научно-технического совета МО, его задачи, права и обязанности, порядок принятия решения о целесообразности развития данного МО как наукограда и порядок включения юридических лиц в состав научно-производственного комплекса.

    Эти критерии могут быть предусмотрены и в ином правовом акте МО, принятом в установленном порядке.

    Научно-производственный комплекс должен отвечать одному из следующих условий:

    1. основные фонды комплекса составляют не менее 50% общего объёма основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного МО

    2. объём научно-технической продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении составляет более 50% общего объёма продукции (работ, услуг) всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного МО.

    Статус наукограда присваивается Президентом РФ на срок до 25 лет. Такое присвоение происходит по представлению Правительства РФ.

    Инициатива вопроса о присвоении МО статуса наукограда может принадлежать следующим субъектам:

    органы гос. власти субъекта, на территории которого находится это МО

    Российская академия наук

    федеральные органы исполнительной власти, заинтересованные в развитии

    организаций, входящих в состав научно-производственного комплекса.

    Основаниями досрочного прекращения статуса наукограда являются:

    несоответствие результатов деятельности научно-производственного комплекса

    наукограда его задаче

    мотивированное ходатайство представительного ОМС о досрочном прекращении

    Инициатива досрочного прекращения статуса наукограда исходит от тех же субъектов, что и инициатива вопроса о его присвоении, а также от Министерства науки и технологий РФ. Статус наукограда может быть досрочно прекращён Президентом РФ, но не ранее, чем по истечении 5-и лет с момента его присвоения.

    58. Статья 79. Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге

    1. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами указанных субъектов Российской Федерации местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях.

    2. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий.

    3. Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

    4. Состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяется законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с частями 1-3 статьи 50 настоящего Федерального закона и перечнем вопросов местного значения, установленным для этих муниципальных образований законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

    1. В собственности муниципальных образований может находиться:

    1) указанное в частях 2-4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;

    2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

    3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

    2. В собственности поселений могут находиться:

    1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

    2) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

    3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

    4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

    5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

    6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

    8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

    9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные в границах поселения;

    10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

    11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

    12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

    13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

    14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

    15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

    16) обособленные водные объекты на территории поселения;

    17) леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения.

    3. В собственности муниципальных районов могут находиться:

    1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

    2) автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

    3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

    4) имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;

    5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

    6) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

    7) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

    8) имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

    9) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

    10) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

    11) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

    12) межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы;

    13) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

    14) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

    15) обособленные водные объекты на территории муниципального района, расположенные на межселенной территории муниципального района.

    59. Муниципа́льный райо́н — муниципальное образование, объединяющее несколько городских, сельских поселений и, возможно, межселенных территорий, объединённых общей территорией.

    На 1 января 2010 года в России всего 1829 муниципальных районов.[1]

    Административным центром муниципального района является населённый пункт, который определён с учётом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором находится представительный орган соответствующего муниципального образования.

    Понятие «муниципальный район» появилось после принятия Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Как правило, муниципальные районы были созданы в границах «старых» районов, унаследованных от советской системы административно-территориального деления. В ряде случаев бывшие райцентры не захотели[источник не указан 351 день] войти в состав муниципального района, что привело к тому, что в районах осталось слишком малое количество населения и недостаточен сбор налогов, бюджеты убыточны.

    Полномочия муниципального района

    В статье 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяются вопросы местного значения, которые должны решаться на уровне муниципального района. К ним, в первую очередь, относятся организация медицины и образования на территории района, обеспечение поселений подключением к коммуникациям, организация архивов, библиотек, осуществление функций опеки и попечительства. В компетенцию муниципальных районов входит развитие и содержание сети автомобильных дорог на территории района, транспортного обслуживания, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Муниципальный район ответственен за организацию охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией.

    В настоящее время муниципальные районы в большинстве случаев, являются распорядителями бюджетов на всей территории района, включая территории поселений: сельские поселения, входящие в район, не имеют бюджетов, а лишь сметы расходов. В соответствии с законодательством, муниципальный район также осуществляет выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счёт средств бюджета муниципального района.

    Муниципальные районы являются распорядителями консолидированных бюджетов района. В соответствии с законодательством, муниципальный район также осуществляет выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счёт средств бюджета муниципального района.

    Наукоград

    Наукогра́д Росси́йской Федера́ции — муниципальное образование со статусом городского округа [1] , имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом.

    Содержание

    История

    Предпосылкой создания наукоградов стал неопределённый статус ЗАТО начиная с 1991 года.

    Термин наукоград был введён впервые в городе Жуковском Московской области Спартаком Петровичем Никаноровым и Натальей Константиновной Никитиной в 1991 году при создании движения «Союз развития наукоградов» для выработки согласованных позиций по важнейшим вопросам их жизнедеятельности. Движением в инициативном порядке был разработан проект Концепции государственной политики по сохранению и развитию наукоградов. Первые варианты проекта закона «О статусе наукограда Российской Федерации», разработанные один — в Совете Федерации, другой — в Государственной Думе, появились в 1995 году [2] .

    В 1996 году движение Союз развития наукоградов был воссоздано в форме некоммерческого партнерства «Союз развития наукоградов России». Членами Союза являются 37 муниципальных образований, причём, не только официальные наукограды, а также различные организации: ЗАТО, предприятия, университеты [2] .

    Закон о наукоградах был принят 7 апреля 1999 года. В 2004 году в закон были внесены изменения, установившие критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда. В частности, численность работающих в организациях научно-производственного комплекса должна составлять не менее 15 % численности работающих на территории муниципального образования.

    Первым российским наукоградом, в 2000 году, стал Обнинск, где велись и ведутся разработки в области мирного атома.

    Аналогом наукоградов за рубежом являются технополисы, развитие которых в широких масштабах развернулось в ведущих странах во второй половине XX века, в частности знаменитая Силиконовая долина. Среди российских проектов, претендующих на звание технополиса, можно упомянуть «Технополис Гусев».

    Критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и его сохранения

    Муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда, должно иметь научно-производственный комплекс, расположенный на территории данного муниципального образования. Научно-производственный комплекс наукограда — совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

    Научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, должен быть градообразующим и отвечать критериям:

    1. численность работающих в организациях научно-производственного комплекса составляет не менее 15 % численности работающих на территории данного муниципального образования
    2. объём научно-технической продукции (соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации) в стоимостном выражении составляет не менее 50 % общего объёма продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции , составляет не менее 50 % стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы

    В научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, входят юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории данного муниципального образования:

    1. научные организации, учреждения высшего профессионального образования и иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации
    2. организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, при условии, что доля производства наукоемкой продукции (в стоимостном выражении), соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации в течение предшествующих трех лет, составляет не менее 50 процентов их общего объёма производства. [3]

    Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством Российской Федерации с установлением срока этого статуса. [4]

    Виды наукоградов

    Выделяется семь основных специализаций наукоградов России:

    1. авиа-, ракетостроение и космические исследования;
    2. электроника и радиотехника;
    3. автоматизация, машино- и приборостроение;
    4. химия, химическая физика и создание новых материалов;
    5. ядерный комплекс;
    6. энергетика;
    7. биология и биотехнология.

    Официальные наукограды России (на август 2008 года)

    Список наукоградов, которым официально присвоен этот статус согласно Федеральному закону «О статусе наукограда»:

    Строящиеся наукограды на территории России

    Сколково

    28 сентября 2010 года президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым был подписан Федеральный закон Российской Федерации N 244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково“» [19] .

    Сколково в Подмосковье — первый в постсоветское время в России строящийся “с нуля” научно-технологический инновационный центр по разработке и коммерциализации новых технологий. Проект задуман как один из ключевых элементов российской модернизации, призванной покончить с сырьевой ориентацией экономики и перевести ее на инновационный путь развития, и предусматривает создание благоприятной среды для концентрации российского и международного интеллектуального капитала, способного генерировать инновации. [19] .

    Комплекс располагается на территории городского поселения Новоивановское и городского поселения Одинцово, вблизи деревни Сколково, в восточной части Одинцовского района Московской области, в 2 км к западу от МКАД на Сколковском шоссе. [20] . Завершение строительства первых объектов намечено на 2012 год, а основная программа строительства будет выполнена в 2015 году.

    Разработано 5 направлений работы Сколково, называемых кластерами:

    • кластер биомедицинских технологий;
    • кластер информационных и компьютерных технологий;
    • кластер космических технологий и телекоммуникаций;
    • кластер энергоэффективных технологий;
    • кластер ядерных технологий.

    Также в рамках Сколково будет функционировать технопарк. Его стратегической целью является оказание инновационным компаниям-участницам проекта всю необходимую поддержку для успешного развития их технологических активов и корпоративных структур. Технопарк планирует реализовать эту задачу, привлекая инфраструктуру, ресурсы, которыми располагает проект «Сколково» и его партнёры [21] .

    Для оптимизации взаимодействия с компаниями будут организованы центры коллективного пользования — расположенные на территории иннограда междисциплинарные лаборатории и производственные цеха.

    Сколково ведет активную международную деятельность по привлечению компаний и стран-партнеров. Уже сегодня установлено сотрудничество со многими зарубежными научно-исследовательскими институтами и университетами.

    Среди компаний-партнеров Сколково [22] :

    • Nokia Siemens Networks
    • Microsoft
    • Boeing
    • Technopark Zurich
    • Cisco
    • Intel
    • IBM
    • MIT

    Иннополис

    В Татарстане, на правом берегу реки Волга напротив Казани, на территории её агломерации и Верхнеуслонского района республики, для развития ИТ- и других технологий с 2012 года строится второй реализуемый “с нуля” в России, расчитанный на 155 тысяч жителей инновационный наукоград Иннополис, аналог-партнёр подмосковного Сколково и город-спутник Казани.

    Некоммерческое партнёрство «Союз развития наукоградов России»

    Целью Союза является содействие объединению усилий органов местного самоуправления городов с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала — наукоградов и академгородков, научных, образовательных, производственных и иных организаций и предприятий, учёных и специалистов для обеспечения устойчивого развития этих городов и поселений, формирования и реализации их роли как точек роста российской экономики на локальном, региональном и федеральном уровнях на базе науки, образования и высоких технологий, содействие расширению цивилизованных интеграционных процессов России со странами ближнего и дальнего зарубежья [23] :

    • Алтайский край
      • г. Бийск
    • Архангельская область
      • г. Мирный (Плесецк)
    • Астраханская область
      • г. Знаменск (Капустин Яр)
    • Владимирская область
      • пос. Меленки
      • г. Радужный
    • Иркутская область
      • Академгородок Иркутского научного центра РАН
    • Калужская область
      • г. Обнинск
    • Краснодарский край
      • г. Краснодар-59
    • Красноярский край
      • г. Железногорск (Красноярск-26)
      • г. Зеленогорск (Красноярск-45)
      • Академгородок Красноярского научного центра РАН
    • Ленинградская область
      • г. Гатчина
      • г. Приморск
      • г. Сосновый Бор
    • г. Санкт-Петербург
      • г. Петергоф (статус дан в 2005 году на пять лет)
    • г. Москва
      • г. Зеленоград
    • Ростовская область
      • г. Зерноград
    • Московская область
      • пос. Белозерский
      • г. Дзержинский
      • пос. Автополигон (г. Дмитров-7)
      • г. Долгопрудный
      • г. Дубна
      • г. Железнодорожный
      • г. Жуковский
      • пос. Звёздный городок
      • г. Истра
      • г. Климовск
      • г. Королёв (Калининград)
      • г. Красноармейск
      • г. Краснознаменск
      • г. Лыткарино
      • пос. Менделеево
      • пос. Оболенск
      • пос. Орево
      • г. Пересвет (Новостройка)
      • г. Протвино
      • г. Пущино
      • пос. Реммаш
      • г. Реутов
      • пос. Сколково
      • г. Троицк
      • г. Фрязино
      • пос. Томилино
      • г. Химки
      • г. Черноголовка
      • г. Юбилейный
    • Нижегородская область
      • г. Дзержинск
      • пос. Правдинск (район г. Балахна)
      • г. Саров (Кремлёв, Арзамас-16)
    • Новосибирская область
      • пос. Кольцово
      • пос. Краснообск (Сибирское отделение РАСХН)
      • ** Академгородок Новосибирского научного центра РАН
    • Пензенская область
      • г. Заречный (Пенза-19)
    • Пермский край
      • г. Пермь-6
    • Свердловская область
      • г. Заречный
      • г. Лесной (Свердловск-45)
      • г. Нижняя Салда
      • г. Новоуральск (Свердловск-44)
    • Тверская область
      • г. Осташков-3
      • г. Редкино
    • Томская область
      • г. Северск (Томск-7)
      • Академгородок Томского научного центра РАН
    • Ульяновская область
      • г. Димитровград
    • Челябинская область
      • г. Миасс
      • г. Озёрск (Челябинск-40, Челябинск-65)
      • г. Снежинск (Челябинск-70)
      • г. Трёхгорный (Златоуст-36)
      • г. Усть-Катав
    • Ярославская область
      • пос. Борок
      • г. Переславль-Залесский
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: