Субъект РФ: что это такое, описание и особенности

Субъекты Российской Федерации

  • Виды субъектов
  • Список субъектов, столицы
  • Исторические изменения субъектов
    • Союзные республики
    • Автономные округа
  • Типы
  • Перспективы расширения

Субъект Российской Федерации — название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации.

Виды субъектов

Согласно Конституции, Россия — это федеративное государство. Оно состоит из 85 субъектов. Они равны в правах. Среди их видов различают:

  1. Край. Его статус определяется уставом. Этот вид субъекта не имеет особого отличия от области. Дело в том, что края образовались в СССР в результате объединения или, напротив, разъединения нескольких территориальных единиц. Например, из Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского Краев был образован Красноярский. В Советском Союзе было сформировано 6 таких субъектов. В РФ образовалось еще 3, и всего их стало 9.
  2. Республика. Она охарактеризована как государство. Поэтому республика, в отличие от прочих регионов, может иметь свою Конституцию, которая не противоречит Конституции РФ, и свой государственный язык, употребляемый вместе с русским. Так, в Республике Бурятия есть собственный высший нормативный акт и второй язык — бурятский. Всего в России 22 республики.
  3. Область. Отличается от края только названием. Деление на области и края пришло к нам из СССР по традиции. К примеру, Ростовская и Новосибирская Области были образованы из частей Азово-Черноморского и Западно-Сибирского Краев. Таких регионов в России 46.
  4. Автономная область. Ее статус определяется уставом и федеральным законом. Такое территориальное образование в России всего одно. Это Еврейская АО.
  5. Город федерального значения. Их в РФ 3. Это Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Особенность в том, что в городах федерального значения существуют внутригородские муниципальные образования. При этом сами они не являются муниципальными образованиями. Москва и Санкт-Петербург в разное время выполняли функции столицы Российской Федерации.
  6. Автономный округ. Отличается тем, что может входить в состав других территориальных единиц РФ, но при этом оставаться самостоятельным образованием. Так, Ненецкий АО входит в Архангельскую Область.

Каждый субъект федерации имеет собственный код. Он прописывается, к примеру, на номерах автомобилей. В Иркутской области это код 38, а в Крыму — 91. Кроме того, у любого региона есть свой телефонный код. В Московской области это 499, а в Приморском Крае — 423.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Список субъектов, столицы

  1. Республика Адыгея — Майкоп.
  2. Республика Алтай — Горно-Алтайск.
  3. Республика Башкортостан — Уфа.
  4. Республика Бурятия — Улан-Удэ.
  5. Республика Дагестан — Махачкала.
  6. Республика Ингушетия — Магас.
  7. Кабардино-Балкарская Республика — Нальчик.
  8. Республика Калмыкия — Элиста.
  9. Карачаево-Черкесская Республика — Черкесск.
  10. Республика Карелия — Петрозаводск.
  11. Республика Коми — Сыктывкар.
  12. Республика Крым — Симферополь.
  13. Республика Марий-Эл — Йошкар-Ола.
  14. Республика Мордовия — Саранск.
  15. Республика Саха (Якутия) — Якутск.
  16. Республика Северная Осетия — Владикавказ.
  17. Республика Татарстан — Казань.
  18. Республика Тыва — Кызыл.
  19. Удмуртская Республика — Ижевск.
  20. Республика Хакасия — Абакан.
  21. Чеченская Республика — Грозный.
  22. Чувашская Республика — Чебоксары.
  23. Алтайский Край — Барнаул.
  24. Забайкальский Край — Чита.
  25. Камчатский Край — Петропавловск-Камчатский.
  26. Краснодарский Край — Краснодар.
  27. Красноярский Край — Красноярск.
  28. Пермский Край — Пермь.
  29. Приморский Край — Владивосток.
  30. Ставропольский Край — Ставрополь.
  31. Хабаровский Край — Хабаровск.
  32. Амурская область — Благовещенск.
  33. Архангельская область — Архангельск.
  34. Астраханская область — Астрахань.
  35. Белгородская область — Белгород.
  36. Брянская область — Брянск.
  37. Владимирская область — Владимир.
  38. Волгоградская область — Волгоград.
  39. Вологодская область — Вологда.
  40. Воронежская область — Воронеж.
  41. Ивановская область — Иваново.
  42. Иркутская область — Иркутск.
  43. Калининградская область — Калининград.
  44. Калужская область — Калуга.
  45. Кемеровская область (Кузбасс) — Кемерово.
  46. Кировская область — Киров.
  47. Костромская область — Кострома.
  48. Курганская область — Курган.
  49. Курская область — Курск.
  50. Ленинградская область — Санкт-Петербург.
  51. Липецкая область — Липецк.
  52. Магаданская область — Магадан.
  53. Московская область — Москва.
  54. Мурманская область — Мурманск.
  55. Нижегородская область — Нижний Новгород.
  56. Новгородская область — Великий Новгород.
  57. Новосибирская область — Новосибирск.
  58. Омская область — Омск.
  59. Оренбургская область — Оренбург.
  60. Орловская область — Орел.
  61. Пензенская область — Пенза.
  62. Псковская область — Псков.
  63. Ростовская область — Ростов-на-Дону.
  64. Рязанская область — Рязань.
  65. Самарская область — Самара.
  66. Саратовская область — Саратов.
  67. Сахалинская область — Южно-Сахалинск.
  68. Свердловская область — Екатеринбург.
  69. Смоленская область — Смоленск.
  70. Тамбовская область — Тамбов.
  71. Тверская область — Тверь.
  72. Томская область — Томск.
  73. Тульская область — Тула.
  74. Тюменская область — Тюмень.
  75. Ульяновская область — Ульяновск.
  76. Челябинская область — Челябинск.
  77. Ярославская область — Ярославль.
  78. Еврейская АО — Биробиджан.
  79. Ненецкий АО — Нарьян-Мар.
  80. Ханты-Мансийский АО (Югра) — Ханты-Мансийск.
  81. Чукотский АО — Анадырь.
  82. Ямало-Ненецкий АО — Салехард.
  83. Москва.
  84. Санкт-Петербург.
  85. Севастополь.
Читайте также:
Срок годности: что это такое, описание и особенности

Исторические изменения субъектов

Союзные республики

СССР образовался 30 декабря 1922 года. Он провозглашался единым социалистическим многонациональным государством и имел общие политику и экономику. При этом союзные республики сохраняли свой суверенитет. В СССР находилось 16 стран:

  1. Азербайджан.
  2. Армения.
  3. Белоруссия.
  4. Грузия.
  5. Казахстан.
  6. Карелия.
  7. Киргизия.
  8. Латвия.
  9. Литва.
  10. Молдавия.
  11. Российская Федерация.
  12. Таджикистан.
  13. Туркменистан.
  14. Узбекистан.
  15. Украина.
  16. Эстония.

Вследствие экономического и политического кризиса 1980-х годов появились предпосылки к распаду Советского Союза. После этого события, которое произошло 26 декабря 1991 года, республики отделились друг от друга. Россия была признана правопреемником СССР.

Автономные округа

Автономные округа начали появляться в Советском Союзе, в составе краев и областей. До 1992 года они не были самостоятельными субъектами. К 1939 году автономных округов стало 10. Их количество не менялось до 2005 года.

С 2005 по 2008 год количество АО в России сократилось, так как их объединили с соседними субъектами. Были упразднены:

  1. Агинский Бурятский Автономный Округ стал относиться к Забайкальскому Краю.
  2. Коми-Пермяцкий Автономный Округ вошел в состав Пермского Края.
  3. Корякский Автономный Округ перешел к Камчатскому Краю.
  4. Эвенкийский и Таймырский Автономные Округа были присоединены в Красноярскому Краю.
  5. Усть-Ордынский Бурятский Автономный Округ вошел в состав Иркутской области.

Субъекты Российской Федерации подразделяются на два типа:

  1. Государственно-территориальные — это края, области и города федерального значения.
  2. Национально-территориальные — это республики и автономные округа и автономная область. Они отличаются тем, что на их территории проживает большое количество коренных народов данной местности.

К примеру, в Москве, по данным переписи 2010 года, проживает 91% русских, 1.4% татар, 1.4% украинцев, 1% армян, 0.5% азербайджанцев и 0.5% евреев. А в Республике Татарстан 53% татар, 39% русских, 3% чувашей, 0.6% удмуртов и 0.6% украинцев.

Перспективы расширения

Согласно Федеральному Конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», расширение границ РФ может произойти, если иностранное государство или его часть инициируют присоединение и Россия согласна с этим.

Как проходит присоединение:

  1. Президент уведомляет о данном предложении парламент и правительство.
  2. Присоединение осуществляется путём заключения договора, в котором устанавливаются наименование и статус нового субъекта, а также права и обязанности новых граждан.
  3. После подписания соглашения президент отправляет его в Конституционный суд и, при положительном заключении, вносит в парламент закон о присоединении новой территории к России.

Субъекты РФ – что это такое, какие они бывают, и как узнать код субъекта Российской Федерации

«Части», которые вместе составляют Российскую Федерацию.

Российская Федерация – самая большая по занимаемой площади страна в мире на сегодняшний день. Она простирается почти на три тысячи километров с севера на юг и девять тысяч километров с запада на восток. Охватывает 11 часовых поясов. Для сравнения: Канада, вторая по площади страна, меньше России в 1,7 раза.

По численности населения наша страна уступает государствам с меньшей территорией. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (росстата), здесь постоянно проживают 146,88 млн человек. Это девятое место в мире в соответствующем перечне.

Как же осуществляется управление такой огромной страной? Какова роль субъектов РФ в ее политической и правовой структуре? Об этом в сегодняшней статье.

Что такое субъекты РФ и для чего они нужны

Как следует из самого названия, наше государство является федерацией, что переводится с латыни как союз, консолидация. Федеративное устройство подразумевает объединение различных территориальных образований, каждое из которых наделено политической и юридической самостоятельностью. При этом они не имеют государственного суверенитета, а подчиняются федеральным органам власти.

Читайте также:
Можно ли распоряжаться землей, приобретенной на аукционе

Территориальные группирования, части одного целого, называются субъектами союзного государства. Таким образом, субъекты РФ – это составные части единой страны, которые, по принятой структуре деления, относят к территориальным единицам высшего уровня. Их также называют регионами.

Каждый из субъектов федерации наделен правом учреждать собственные признаки государственности: устав (конституцию), герб, флаг, законодательную и исполнительную власти. Представители всех субъектов страны формируют совет Федерации (палату регионов), где обсуждается единый порядок существования, основанный на принципе равноправия. Выход из состава федерации с обретением полного суверенитета не предусмотрен.

Данная форма государственного устройства, в отличие от унитарной, является наиболее разумной и эффективной, учитывая огромные размеры и многонациональность страны.

Какие бывают субъекты РФ и сколько их

В соответствии с Основным Законом РФ (конституцией) в состав нашего государства входят 85 субъектов. Все они отмечены на карте.

  1. Республики (22). Субъекты РФ, имеющие право на свою конституцию, язык, собственную столицу.
  2. Края (9). Территориально-административные единицы, часто образованные в результате укрупнения национальных округов, областей.
  3. Области (46). Обширные территории вокруг значимого крупного города, являющегося их центром. Самая многочисленная из всех регионов.
  4. Еврейская автономная область. Единственная оставшаяся автономная область в России после распада СССР.
  5. Города федерального значения (3). К двум столицам – Москве и Санкт-Петербургу – в 2014 году добавился Севастополь. Договором аренды с Республикой Казахстан данный статус временно предусмотрен также для космодрома Байконур (до 2050 года).
  6. Автономные округа (4). Регионы, сформированные по национальному признаку. Имеют собственный устав (конституцию), вправе заключать международные договора.

Какова структура органов власти в регионах

Система государственной власти субъектов РФ включает в себя:

  • законодательное собрание или ЗакС – законодательный, он же представительный орган;
  • исполнительный орган государственной власти или ИОГВ;
  • высшее должностное лицо региона (глава администрации, президент, губернатор, мэр, председатель);
  • судебный орган.

Субъекты РФ сами определяют название ЗакС, его структуру, количество сотрудников (депутатов), срок их полномочий. Помимо прочего, формируют бюджет, разрабатывают и реализуют программы социального и экономического развития, проводят выборы в местные парламенты, устанавливают локальные налоги, осуществляют административное деление принадлежащей им территории.

Региональный ИОГВ подчиняется главе субъекта РФ (высшему должностному лицу), образуя при этом единую ветвь власти в рамках федерации. Глава представляет интересы своего региона на федеральном уровне, отчитывается перед Президентом РФ.

При всей самостоятельности региональных властей следует отметить обязательное главенство федеральных законов страны.

Что такое коды субъектов РФ и где их найти

Для унификации, автоматизации ведения документов, сбора статистических данных, учета налоговых поступлений всем субъектам РФ присваиваются персональные коды. Например, зная государственный номер автомобиля, выданный ГИБДД, можно сразу узнать, из какого он региона, где стоит на учете.

В платежных квитанциях, при заполнении налоговой декларации юридическими, физическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями дополнительно указывается код ОКТМО. Расшифровка такая: общероссийский классификатор территорий муниципальных образований.

Полный перечень кодов субъектов РФ можно найти в Википедии.

История развития территориального деления России

Киевская Русь была поделена на волости (от слова “власть”). Это был аналог современных областей. В каждой правил наместник – княжеский сын, получавший часть земель от отца в удел. Так, постепенно, к середине 12 века, волости сменились удельными самостоятельными княжествами (землями), что фактически привело к распаду древнерусского государства.

Сохранившиеся экономические связи между родственниками, а также усиление влияния княжества Московского привели в 15 веке к постепенному объединению Руси. Появилась новая территориальная единица – уезд (местность, которую объезжал сборщик дани). В состав уезда могли входить станы (места остановок, отдыха) и волости.

В начале 18 века Петр I разделил Русь на губернии с входящими в их состав провинциями и уездами (первоначально дискритами). А к середине 18 века Екатерина II учредила наместничества, наряду с губерниями и областями. Со временем часть губерний стала называться земствами (это административные единицы с местным самоуправлением).

Читайте также:
Субъект правонарушения: что это такое, описание и особенности

В первой половине 20 века губернии сменились краями и областями, с делением на районы, автономные области и округа. Впервые было заявлено о федеративном государственном устройстве Российской Республики.

Дальнейшие укрупнения, переименования территорий привели к возникновению республик, городов федерального значения. Согласно конституции 1993 года все крупные административные образования страны получили статус субъектов Российской Федерации.

Заключение

Подведу итог вышесказанному. Россия – государство с федеральной формой правления, составными частями которого являются субъекты РФ (регионы страны). Их общее количество – 85. Это республики, округа, края, области, города федерального значения и одна автономная область. Каждому субъекту присвоен уникальный код.

Субъекты наделены правами и обязанностями, не противоречащими Основному Закону страны. Внутренние границы территориальных образований могут меняться по взаимному согласию, выход из состава федерации не предусмотрен.

Друзья, интересуетесь ли вы историей нашей страны? Была ли вам полезна статья? Оставляйте свое мнение в комментариях.

Разновидности субъектов Российской Федерации

Субъекты Российской Федерации – характеристика, принципы построения, классификация

Государства федеративного строя могут основываться на трех основополагающих принципах:

  • Территориальный;
  • Национальный;
  • Смешанный.

Отталкиваясь от того, на основании какого из принципов формируется государство, устанавливается правовой статус ее субъектов.

Территориальный принцип характеризуется тем, что субъекты федерации представляют собой определенные территории, имеющие границы друг от друга вне зависимости от национальной принадлежности населения, которое там проживает.

Национальный принцип характеризуется наличием на определенной территории титульной (основополагающей) национальности, которая и именует субъект.

Смешанный принцип охарактеризован субъектам, организация которых осуществлена по признакам двух вышеуказанных принципов.

Российская Федерация представляет собой федерацию, построенную на смешанном принципе, ее субъекты организованы с учетом особенностей национального и территориального признаков. Из всех субъектов Российской Федерации, только три сформированы по национальному признаку – республики, автономные округа и автономная область. Иные три вида субъектов РФ, а именно край, область и город федерального значения, организованы с учетом особенностей территориального признака.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ

Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации сформирован на основе перечня конституционных принципов, которыми предопределено его содержание и сущность.

К таковым относятся:

  • Ограниченность правового статуса субъектов России ее государственной независимостью;
  • Обеспечение равноправия субъектов Российской Федерации;
  • Установление границ между предметом ведения и полномочиями между РФ и ее субъектами;
  • Государственная целостность и единая система государственной власти на территории Российской Федерации.

На основе федеральных и региональных учредительных актов установлен правовой статус Российской Федерации. Статус республики устанавливается Конституцией Российской Федерации и конституцией самой республики. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа установлен Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта.

Элементы, позволяющие характеризовать субъект как составную часть Российской Федерации

Разработка и принятие собственных конституций (уставов), не требующих утверждения и подписания со стороны государства, осуществляется самостоятельно субъектами Российской Федерации.

Несмотря на не суверенность российских субъектов, их присущи общие основные элементы государственности. Такими элементами являются:

  • Наличие территории субъекта Российской Федерации. Каждому субъекту принадлежит определенная территория, являющаяся неотъемлемой частью территории России согласно части 1 статьи 67 Конституции. На территорию субъект распространена государственная независимость (суверенитет) Российской Федерации, главенство Конституции и федерального законодательства. Границы субъектов изменяются только при взаимном согласии сторон (часть 3 статьи 67). Изменение границ между субъектами утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Федеральным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации» установлено, что при формировании нового субъекта, территории, подлежащие объединению, могут прекратить существование. Вопрос о формировании нового субъекта выносится на референдум заинтересованных субъектов Российской Федерации. Реформа федеративных отношений в России, начавшаяся в начале 21 века, сократила число субъектов с 89 до 83, а также привела к формированию новых субъектов Российской Федерации, чем характеризуется приближение к субъектам равноправного и однопорядкового характера в рамках Федерации.
  • Собственная правовая база. На основе предметов ведения РФ и ее субъектов региональными органами власти принимаются собственные законодательные акты и другие нормативно-правовые документы. За пределами предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов, последними в полном объеме выполняется собственное регулирование в отрасли права. Законам и правовым актам, принятым в границах их ведения, присуще главенство на территории субъекта и они являются обязательными для исполнения как всеми физическими, так и юридическими лицами. Конституцией России установлены гарантии верховенства федеральных законодательных актов. Законодательные акты и правовые акты не могут являться противоречивыми в отношении федерального законодательства, принятого на основании предметов ведения РФ и предметов совместного ведения. При противоречивости, возникшей между федеральным законодательством и нормативно-правовым актом, изданным в РФ, действует федеральное законодательство. В случае возникновения противоречий между федеральным законом и нормативно-правовым документом субъекта России, изданным за пределами Российской Федерации, действует нормативно-правовой документ субъекта;
  • Предметы ведения и полномочия. Каждому субъекту Российской Федерации присущи собственные предметы ведения и полномочия, а также полномочия по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов. Статья 73 Конституции регламентирует принцип полноты власти субъекта России в границ предоставленных полномочий, заключающийся в преобладании полноты власти субъектов Российской Федерации за пределами предметов ведения Российской Федерации и ее полномочий;
  • Право установления системы и структуры собственных государственных органов власти и определение их компетенции. Согласно статье 11 Конституции государственная власть на территории субъектов РФ исполняется органами государственной власти, сформированные субъектами. Система данных органов установлена субъектами Российской Федерации согласно основ конституционного строя России и общих принципов организации государственных органов представительной и исполнительной власти, установленных федеральным законодательством. На сегодняшний день принципы организации государственной власти зафиксированы в Федеральном законе от 06 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации»;
  • Государственные символы и административные центры. Каждому субъекту РФ предоставлено право на собственную государственную символику – флаг, герб, гимн, а также столицу. Этими государственными символами отражены исторические, национальные, культурные и другие особенности субъекта Российской Федерации. Согласно федеральным конституционным законам «О государственном гербе» и «О государственном флаге», гербы и флаги субъекты не могут быть идентичными Государственному флагу и гербу РФ. Герб и флаг РФ не может служить основы для создания гербов и флагов субъекта;
  • Право на наименование. Каждый субъект имеет право в самостоятельном порядке решать вопрос о собственном наименовании. При его изменении, новое наименование должно быть внесено в статью 65 Конституции Российской Федерации. Новое наименование должно быть внесено в текст Конституции РФ на основании указа Президента Российской Федерации согласно решению субъекта, принятого в установленном законодательством порядке.
Читайте также:
Тайное голосование: что это такое, описание и особенности

Пример 1

До установления порядка и процедуры внесения изменений, свое наименование изменили такие республики, как Республика Горный Алтай, переименованная в Алтай, Марийская Республика – Республика Марий Эл, Чувашская республика – в Чуваш Республику, Якутская Республика – в Республику Саха.

Но с 28.11.1995 в текст статьи 65 Конституции РФ был внесен перечень новых наименований трех субъектов: Ингушская Республика переименовалась в Республику Ингушетия, Республика Северная Осетия стала Республикой Северная Осетия-Алания, Республика Калмыкия – Хальм Тангч переименовала себя в Республику Калмыкия. В 2001 году было изменено наименование Чуваш Республики в Чувашию; в 2003 – Ханты-Мансийского автономного округа.

Характеристика правового статуса республик, являющихся субъектами Российской Федерации

Субъекты Российской Федерации классифицируются по своей юридической природе и особенностям их конституционно-правового статуса. В связи с этим различают три категории субъектов.

К первой группе относится 21 республика в составе РФ. Республики отличны друг от друга в размере территории, численности населения, уровне социально-экономического развития.

Республика Бурятия по площади занимает 561,3 тыс.км2, площадь Северной Осетии составляет 8000 км2, что в 44 раза меньше. Население Республики Башкортостан в пять раз превышает население такой республики, как Кабардино-Балкария и в 16 раз больше населения Республики Тыва.

Но эти отличия не влияют на конституционно-правовой статус республик, входящих в состав Российской Федерации, определяемый Конституцией России и конституциями республик.

Согласно конституционным нормам, статус республик Российской Федерации следует характеризовать такими чертами, как:

  • Наличие собственной территории, очерченной внутренней границей, которая отделяет республику от иных субъектов России, и внешней границей, которая отделяет ее от зарубежных государств. Одновременно внешняя граница является Государственной границей Российской Федерации. В соответствии со статьей 67 российской Конституции границы между субъектами могут быть изменены только при обоюдном согласии;
  • Наличие собственной правовой системы, состоящей из конституции республики и иных нормативно-правовых актов, принятых в рамках ее компетенции, договоров и соглашений республики с Российской Федерацией и иными субъектами Российской Федерации;
  • Наличие собственных государственных органов власти, система которых определена согласно основ конституционного строя России, норм Федерального закона, принятого 06 октября 1999 года №184 «Об общи принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации», а также законодательством республики;
  • Наличие собственности, находящейся в распоряжении Республики, состоящей из земли, ее недр, водных и лесных ресурсов и иных природных богатств, находящихся на ее территории, культурных и исторических памятников и иные ценностей национального достояния;
  • Обладание международной правосубъектностью, то есть республики имеют право принимать участие в международных отношениях и внешнеэкономических связях, подписывать договоры и соглашения с иностранными государства, создавать представительства зарубежных стран на своей территории, принимать участие в деятельности международных организаций;
  • Наличие собственного государственного языка, государственной символики и столицы республики;
  • Наличие полномочий в области предметов совместного ведения РФ и ее субъектов, и предметов, которые относятся исключительно к ведению Республики.
Читайте также:
Совместная деятельность: что это такое, описание и особенности

Во вторую группу субъектов входят края, области и города федерального значения, такие как г. Москва и Санкт-Петербург. Статус данных субъектов установлен Конституцией РФ, законами федерального уровня, а также уставами соответствующих субъектов.

Характеристиками конституционно-правового статуса данной группы субъектов являются:

  • Собственная территория, границы которой не могут изменяться без согласия самого субъекта;
  • Наличие государственных органов власти;
  • Собственная правовая система, состоящая из устава, законов регионального уровня и других нормативно-правовых актов;
  • Наличие собственности;
  • Данные субъекты выступают в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей;
  • Государственная символика, административный центр;
  • Полномочия в сфере предметов совместного ведения РФ и ее субъектов, и предметов, которые относятся исключительно к краю, области, городу федерального значения.

Третья группа субъектов Российской Федерации представляет собой совокупность автономной области и автономных образований. Характерной особенностью автономных образований (исключение составляют Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ) является то, что они входят в состав области или края.

Автономный округ – национальное государственное образование, которое отличается особым национальным составом и бытом населения.

Автономный округ – это одна из форм национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири, а также Дальнего Востока. Особенность автономного округа заключается в большой территории при относительно небольшой численности населения.

На сегодняшний день в состав Читинской области входят Агинский Бурятский автономный округ; в Архангельской области – Ненецкий автономный округ; в Тюменской области – Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округа.

До подписания Федеративного договора и до внесения его положений в текст Конституции Российской Федерации статус автономных округов регламентировался Законом РСФСР, принятым 20 ноября 1980 года «Об автономных округах РСФСР». Статьей 1 данного Закона устанавливался перечень автономных округов, входящих в состав краев и областей, иными словами носила обязывающий характер. Законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона)» было установлено, что «автономный округ находится в составе РСФСР и может входить в край или область». Можно сказать, что конституционные нормы стали обретать более диспозитивный характер.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, принятым 11 мая 1993 года по делу о проверке конституционности этого закона Конституционным Судом было отмечен тот факт, что развитие федеративных отношений в России реализуется на основании перераспределения полномочий федеральных государственных органов власти и государственных органов власти ее субъектов согласно Федеративному договору и характеризуется ростом конституционного статуса субъектов Российской Федерации.

Читайте также:
Странствующие судьи: что это такое, описание и особенности

Характеристики элементов конституционно-правового статуса автономных округов и автономной области идентичны с характеристиками статуса краев, областей и городов федерального значения.

Российская Федерация является ярким примером ассиметричного федеративного государства. Совокупность ее субъектов является не только одной из многочисленных в мире, но и отличается видовым разнообразием. На основании этого, можно сказать о том, что основной задачей конституционно-правового регулирования является процесс перевода ассиметричного федеративного государства в так называемое «плоское» федеративное государство, характеризующееся наличием в правовом и экономическом плане субъектов одного порядка.

Что такое субъект РФ — сколько их (на карте), каких видов бывают и где посмотреть коды всех субъектов Российской Федерации

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В этой статье мы рассмотрим понятие «субъект Российской Федерации», разберем, что это такое.

Узнаем, по какому принципу наше государство классифицирует своих субъектов и где можно посмотреть их кодификацию.

Субъект РФ — это.

Согласно данным Росстата (госучреждения, занимающиеся учетом статистических данных по РФ), площадь Российской Федерации на 01.01.2018 г. составляла 17,1 млн. км2, а численность населения – 146,9 млн. человек (данные взяты из сборника Росстата «Россия в цифрах. 2018»).

Наше государство самое большое в мире. Управлять такой территорией как единым административным образованием невозможно.

Именно поэтому страна делится на территориальные единицы (части), каждая из которых имеет обозначенную территорию и систему местных органов власти (подчиняются федеральным органам власти). Эти территориальные единицы называются субъектами РФ.

«Субъект» переводится с латинского «subjectus» как «лежащий в основе». Следовательно, субъекты РФ – это части, из которых состоит государство.

Субъекты РФ не имеют права выходить из состава государства, но могут менять свои границы при взаимном согласии и договоренности (ст. 67, п. 3 Конституции РФ).

Субъекты Федерации являются ее равноправными членами, их статус не зависит от размера занимаемой территории или экономического положения.

Сколько субъектов в Российской Федерации (карта)

Деление РФ на субъекты регламентируется основным законом нашей страны – Конституцией РФ. Сколько субъектов в РФ на сегодняшний день, прописано в статье 65 Конституции:

  1. 22 республики;
  2. 9 краев;
  3. 46 областей;
  4. 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь);
  5. 1 автономная область (Еврейская);
  6. 4 автономных округа.

В статье 5 Конституции РФ сказано, что республики могут иметь собственную Конституцию (но не противоречащую Конституции РФ), законодательство, вправе иметь государственный язык, отличающийся от русского.

Республики в Российской Федерации – это как бы «государства в государстве».

Все остальные субъекты РФ имеют немного меньше полномочий, у них есть свой Устав и свое законодательство (не противоречащее федеральному законодательству).

Всего в РФ 85 субъектов. На карте это выглядит так:


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Примечание: мировое сообщество в большей своей части не признало присоединение Крыма и Севастополя (как города федерального значения) к РФ. Поэтому статистические данные о количестве субъектов РФ на сегодняшний день в российских и зарубежных источниках информации различаются.

Как узнать код субъекта в РФ

Каждому субъекту РФ присвоен уникальный код (на карте субъектов РФ в предыдущем разделе статьи это наглядно отражено). Все виды кодов можно посмотреть по следующей ссылке: https://ru.wikipedia.org/wiki/Коды_субъектов_Российской_Федерации.

Отдельно стоит упомянуть о кодах ОКТМО (общероссийский классификатор территорий муниципальных образований). Коды данного классификатора используются как идентификатор субъекта РФ при налоговом учете ИП и юридических лиц.

История административного деления России

  1. Деление России на отдельные территориальные составляющие началось еще в Древнерусском государстве (Киевской Руси). Эти административные единицы назывались волостями (областями).
  2. В 12 веке началось деление на независимые княжества.
  3. В 14 – 15 веках на основе Московского княжества было образовано единое Русское государство (объединились северо-восточная и северо-западная части Руси). До 17 века Россия делилась на уезды и волости.
  4. После реформы Петра Первого были образованы новые территориальные образования – губернии. В начале 18 века губернии были поделены на провинции и уезды.

После образования РСФСР произошел переход на градацию субъектов, близкую к современной: автономные социалистические республики, автономные области и округа, области и краевые образования.

Читайте также:
Конституция Российской Федерации - основной закон страны

Структура власти в субъектах РФ

Все субъекты РФ имеют одинаковую структурную организацию органов власти из трех ветвей:

  1. исполнительная власть, возглавляется губернатором или главой;
  2. законодательная власть, представлена в форме регионального парламента;
  3. судебная власть.

Такая структура государственной власти позволяет каждому из субъектов принимать свои законы, вершить суд и управлять своим субъектом по собственному разумению. Но стоит уточнить, что все эти функции выполняются только в рамках установленных федеральных законов.

Читайте наш блог, это познавательно и полезно.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Спасибо что просветили, а то у меня ей богу — географический тупизм)) Я понятия не имел, что в России может быть такое количество регионов! Вижу у машин на номерах какие-то коды и никак не запомню, какая из какого региона России. Да и сколько вообще этих регионов. Это американцам можно простить, глупеньким, что они свои 50 штатов не знают. А в России жить и не знать свои регионы обидно.

Субъекты Российской Федерации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Правовой статус субъектов Российской Федерации и их виды

Российская Федерация является федеративным государством, которое было создано с учетом воли её многонационального народа. Её правовой статус определен Конституцией РФ.

Состав субъектов, входящих в Российскую Федерацию По данной теме мы уже выполнили реферат Таможенные режимы Российской Федерации подробнее , закреплен в Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО подробнее .

В Российскую Федерацию включены:

  • Государства, входящие в Российскую Федерацию;
  • Государственные образования – автономная область и автономные округа;
  • Территориальные образования – края, области, города федерального значения.

На основании положений Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее РФ и федеральных законов субъектам РФ разрешено принятий конституций и уставов, законов и иных нормативных актов.

На основе принципа верховенства Конституции установленные ею предметы ведения Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее и предметы совместного ведения субъектов РФ не могут быть переданы, исключены или перераспределены на основании конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ.

Готовые работы на аналогичную тему

Субъекты РФ обладают правом самостоятельно устанавливать свое наименование, а если это наименование изменяется, оно должно быть включено в ст. 65 Конституции РФ. В Конституции РФ приведено точное и исчерпывающее наименование всех субъектов Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее и это говорит о том, что каждый субъект добровольно входит в состав Российской Федерации и на него распространяются все нормы Конституции РФ.

Равноправие субъектов РФ проявляется в том, что они имеют равное представительство в Совете Федерации Федерального Собрания По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Совет Федерации Федерального Собрания подробнее , а также в порядке формирования Государственного Совета РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственный Совет Российской Федерации подробнее , состоящего из высших должностных лиц всех субъектов РФ.

Равноправие субъектов РФ заключается также и в том, что для них определены предметы общего ведения. Субъекты РФ не вмешиваются в компетенцию федеральных органов государственной власти, созданных с участием многонационального российского народа и всех субъектов РФ. Органы государственной власти РФ и субъекты РФ в вопросах совместного ведения осуществляют правовое регулирование и управление. При этом стоит сказать, что пока субъекты РФ не приняли законы, им разрешается осуществлять собственное правовое регулирование. После того, как соответствующий федеральный закон будет принят, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ должны быть приведены в полное соответствие с действующим федеральным законом в течение 2 месяцев. По вопросам, которые не входят в пределы ведения РФ и не являются предметом совместного ведения, субъекты РФ вправе самостоятельно осуществлять государственную власть.

Читайте также:
Торговая надбавка: что это такое, описание и особенности

Субъекты Федерации характеризуются собственной правовой системой, состоящей из конституций, уставов, законов и подзаконных актов. Правовая система субъектов РФ представлена собственным конституционным правом, которое является единым с конституционным правом РФ и составляет его федеративный аспект. Субъекты РФ самостоятельно принимают свои правовые акты, но главным требованием является их полное соответствие Конституции РФ и федеральным законам.

Конституции республик и уставы субъектов РФ по своей юридической силе равнозначны. Различия состоят лишь только в терминах, касающихся государств и государственных образований.

Субъекты РФ обладают своей территорией, являющейся частью территории РФ. Границы между этими территориями могут меняться только при согласии обеих сторон.

Экономической базой субъектов является имущество, находящееся в собственности субъекта РФ, а также бюджетные средства субъекта РФ и имущественные права.

Субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти, но при этом они должны соблюдать определенные конституционные требования.

Субъекты РФ имеют право на осуществление международных и экономических связей. Но их международной правосубъектности присущ ограниченный характер. Они не имеют права ставить вопрос о дипломатическом признании и организовывать зарубежные представительства на уровне посольств. Российская Федерация осуществляет координацию всех международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ дает им большие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. Законодательные органы субъектов РФ принимают огромное количество законов в области социальной политики, защиты прав и свобод граждан, в области государственного строительства, развития экономики, предпринимательства и культуры.

Видовой состав субъектов РФ определен и представлен Конституцией РФ. В Российскую Федерацию включены образования строго установленной формы:

  • республика;
  • край, область, город федерального значения;
  • автономная область, автономный округ.

Все виды субъектов РФ интегрированы в более общие группы и составляют три типа субъектов (рис. 1):

Рисунок 1. Виды субъектов РФ

Состав субъектов Российской Федерации

По форме государственного устройства государства могут быть унитарными и федеративными.

Федеративное государство является союзным государством, которое включает несколько государственных образований (субъектов федерации), имеющих определенную политическую самостоятельность.

Исторически так сложилось, что наше государство подобно союзному государству, имеющему в своем составе самостоятельные территориально-политические образования. Основными факторами, повлиявшими на этот процесс, стали значительная часть территории, изобилие национальностей и различный уровень развития регионов. Для государственного устройства Российской Федерации характерны федеративные связи между ее субъектами, которые возникают на основе Федеративного договора По данной теме мы уже выполнили реферат Федеративное государство подробнее и Конституции РФ одновременно. Поэтому Российская Федерация считается конституционно-договорной федерацией.

Российская Федерация включает в себя следующие виды субъектов:

  • республики;
  • автономную область;
  • автономные округа, края и области;
  • города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.

Как уже говорилось выше, субъекты РФ составляют три группы.

  1. Республики характеризуются своей конституцией, высшими органами государственной власти и названием. В Конституции РФ они называются государствами и имеют большой объем полномочий в своей деятельности.
  2. Автономные образования – автономная область и автономные округа – являются национально-территориальными образованиями, имеют право самостоятельно разрабатывать проект федерального закона о своем правовом статусе и выносить предложение Федеральному Собранию. Также они имеют свое наименование согласно названию нескольких национальностей или этнических групп, исконно проживающих на их территории.
  3. Края, области и города федерального значения – это административно-территориальные образования. Их территория не обосабливается по национальному принципу.

Основные принципы формирования Федерации:

  • национально-территориальный принцип устройства Федерации;
  • свободное региональное развитие субъектов РФ;
  • все народы равноправны и имеют право на самоопределение;
  • все тождественные субъекты существуют в соответствии с принципом равноправия;
  • жизнь всех народов основана на взаимопомощи и всестороннем сотрудничестве.

Все эти принципы закреплены в Конституции РФ.

Итак, Российская Федерация – это федеративное государство, нормы конституционно-правового института которого устанавливают форму государственного устройства, определяют виды субъектов РФ, распределяют компетенцию между субъектами и Федерацией, и строят отношения между субъектами РФ.

Субъект преступления: что это такое, описание и особенности

1.3. Субъект преступления

В соответствии с положениями ст. 19, ст. 20, ст. 21 Уголовного кодекса РФ субъектом рассматриваемого преступления может являться вменяемое, физическое лицо, достигшее 16-ти лет на момент совершения преступных действий. При этом, в соответствии с конструкцией рассматриваемой уголовно-правовой нормы ограничение конкуренции – это преступление со специальным субъектом. Субъектами ограничения конкуренции должны признаваться не только соответствующие лица, обладающие правами действовать от имени юридического лица, но и должностные лица. Исполнителем (соисполнителем) исследуемого состава преступления является физическое лицо, наделенное управленческими функциями (функциями должностного лица), уполномоченное на заключение соответствующих соглашений (контрактов) от имени хозяйствующего субъекта в силу служебного положения (генеральный директор) или по специальному полномочию (иное должностное лицо, наделенное соответствующими полномочиями). В некоторых случаях исполнителем может быть признано и физическое лицо, не являющееся руководителем хозяйствующего субъекта и не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Так, участники торгов должны рассматриваться в качестве хозяйствующих субъектов. Это применимо и к физическим лицам, осуществляющим профессиональную и иную деятельность, приносящую доход.

Читайте также:
Поставщики пишут в документах фамилию бывшего директора.

При этом, действия исполнителя (соисполнителя) ограничения конкуренции всегда охватываются не первой, а второй частью статьи по признаку использования служебного положения.

Проблемы при квалификации вызывают действия физических лиц, организовавших совершение преступления или руководивших его исполнением, а равно лиц, создавших организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководивших им, но не являющегося сотрудником соответствующих хозяйствующих субъектов и, соответственно, не обладающими признаками специального субъекта. На практике имеют место случаи, когда представители органов власти, являющихся организатором (заказчиком) электронных аукционов, руководят действиями нескольких хозяйствующих субъектов, участвующих в соответствующих торгах.

Подобные ситуации должны разрешаться с учетом положения, закрепленного в ч. 4 ст. 34 Уголовного кодекса РФ, – “лицо, не являющееся субъектом преступления, специально указанным в соответствующей статье Особенной части, участвовавшее в совершении преступления, предусмотренного этой статьей, несет уголовную ответственность за данное преступление в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника”.

Подобные действия могут быть квалифицированы по ч. 3 ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 178 УК РФ, с учетом того, что представитель организатора (заказчика) торгов не обладает специальным служебным положением в хозяйствующем субъекте. Таким образом, организатором ограничения конкуренции может являться любое вменяемое физическое лицо, достигшее 16-ти лет, независимо от наличия специального служебного положения в хозяйствующем субъекте при выполнении действий по ограничению конкуренции, указанных в ч. 3 ст. 33 УК РФ.

Подстрекателем ограничения конкуренции может выступать любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, склонившее другое лицо, участвующее в заключении соглашения, ограничивающего конкуренцию, к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом. Действия любого вменяемого физического лица, достигшего 16-ти лет и содействовавшего заключению картельного соглашения советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лица, заранее обещавшего скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лица, заранее обещавшего приобрести или сбыть такие предметы надлежит квалифицировать по части 5 ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 178 УК РФ, как действия пособника преступления.

Субъект преступления

Субъект преступления – вменяемое физическое лицо, достигшее определенного возраста, совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние и характеризующееся указанными в законе признаками, подлежащее уголовному наказанию.

Субъектом преступления может быть как российский гражданин, так и иностранец.

Преступление может совершить только человек. Ущерб, причиненный животными, силами природы, неодушевленными предметами, не преступление. Это положение не сразу было принято в праве. Приведём пример из прошлого.

Париж. 1457 год. В городском суде слушается дело об убийстве пятилетнего мальчика, отец которого выступает на процессе в качестве истца. Приговор суров: убийца должен быть повешен. В драме, всплывшей из старинных хроник, не было бы ничего удивительного, если бы не одно обстоятельство. Убийцей, попавшей на скамью подсудимых, оказалась обычная домашняя свинья, свободно прогуливавшаяся по улицам и заглянувшая в жилище бедного горожанина, где она и загрызла несчастного спящего ребенка. В дальнейшем события развивались по всем канонам криминального сюжета – «убийцу» арестовали и отправили в тюрьму, заперев в камере вместе с прочими узниками.

А вот пример из сегодняшнего дня.

Читайте также:
Возможна ли компенсация по договору строительства?

Собака покусала прохожего, так как хозяин вывел ее на прогулку без намордника. Кто будет отвечать за причиненные телесные повреждения? Конечно же, хозяин. Он будет отвечать за то, что не обеспечил безопасное поведение своей злой собаки, не принял мер предосторожности.

Лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, должно быть, как мы отметили, вменяемым. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. К такому лицу по назначению суда могут быть применены принудительные меры медицинского характера. Не подлежит наказанию также лицо, совершившее преступление в состоянии вменяемости, но до вынесения судом приговора заболевшее душевной болезнью, лишающей его возможности отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими. К такому лицу судом могут быть применены принудительные меры медицинского характера, а по выздоровлении оно может подлежать наказанию.

А важен ли возраст лица, совершившего преступление? Конечно! Еще Петр 1 постановил, что наказание за воровство «умаляется или весьма оставляется, ежели . вор будет младенец, который, дабы его заранее от сего отучить, может от родителей своих лозами наказан быть». В разных странах закон по-разному оценивает возраст, с которого установлена уголовная ответственность – в одних странах этот возраст равен 7, в других – 16 годам.

Российский закон предусматривает два возрастных минимальных предела уголовной ответственности.

За подавляющее большинство преступлений уголовная ответственность наступает с 16 лет. В соответствии со статьей 20 Уголовного кодекса РФ ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось шестнадцать лет. Лица, совершившие преступления в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за убийство, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное овладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение либо вымогательство огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения. Этот перечень является исчерпывающим, т.е. уголовная ответственность с четырнадцатилетнего возраста наступает лишь за совершение преступлений, прямо предусмотренных в законе.

Закон не случайно установил такой возраст. Он учитывает при этом физиологические, психологические и иные особенности подростка, которые оказывают влияние на его поведение. Несовершеннолетние, достигшие четырнадцати, тем более шестнадцати лет, имеют представление об общественной опасности и уголовной наказуемости перечисленных преступных деяний. Лица, не достигшие указанного в законе возраста, не могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение ими общественно опасных деяний.

Да, уголовный закон строг. Каждый, в том числе и несовершеннолетний, должен нести ответственность, если нарушил его требования. В то же время по отношению к несовершеннолетним он гуманен.

Лучшие адвокаты нашего бюро “Сайфутдинов и партнеры” оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.

Если Вам нужна консультация адвоката по уголовным преступлениям в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru

Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: