Таможенный контроль: что это такое, описание и особенности

Таможенный контроль – значение термина

Таможенный контроль – совокупность действий, направленных на проверку или обеспечение соблюдения законодательства в сфере таможенного регулирования.

При его осуществлении сотрудники таможни применяют принцип выборочности, основанный на системе управления рисками.

Контроль проводится сотрудниками таможни в отношении продукции, документов, а также деятельности отдельных лиц, включённых в реестр и занимающихся деятельностью в сфере таможенного дела.

При этом существует понятие «нахождение товаров под таможенным контролем». Для ввозимой продукции – это промежуток между фактическим пересечением границы Союза и приобретением продукции статуса «товара ЕАЭС» (в большинстве случаев, исключения приведены в ст. 14 ТК ЕАЭС).

Для вывозимой продукции – это момент между подачей декларации на товары и фактическим убытием товаров с территории Союза.

Таможня осуществляет контроль в пределах этих сроков. При возникновении некоторых обстоятельств (список приведён в пп.7-15 ст. 14 ТК ЕАЭС) проверочные мероприятия могут проводиться спустя три года после их наступления. Документы, полученные в ходе проверочных мероприятий должны храниться в течение пяти лет.

Проверочные мероприятия в общем случае проводятся в зонах таможенного контроля (ЗТК). Исключениями является осмотр или досмотр продукции в ходе выездной проверки или при остановке транспортного средства.

ЗТК, как правило, располагаются в местах пересечения границы, могут быть временными или постоянными, а к их оборудованию предъявляют особые требования.

При осуществлении контролирующих функций таможня тесно сотрудничает с налоговой инспекцией и другими государственными органами. При проверке международных почтовых отправлений таможня взаимодействует с оператором почтовой связи.

При проведении проверочных мероприятий таможней могут быть начислены дополнительные налоги и сборы, выявлены нарушения определения стоимости ввозимых товаров и страны происхождения продукции.

При проведении контрольных мероприятий сотрудники таможни вправе применять меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля. К ним относятся:

  1. Устный опрос – получение данных и информации от граждан без оформления результатов.
  2. Запрос документации и сведений проводится сотрудниками таможни в ходе контрольных мероприятий. При этом устанавливается определённый срок, достаточный для предоставления таких документов. Он может быть продлён ещё на два месяца. Вся запрошенная документация должна быть предоставлена в виде оригинала или заверенной копии, с переводом на русский язык, если это необходимо.
  3. Назначение экспертизы с отбором образцов продукции и проб, изъятием документации и средств идентификации.
  4. Проведение идентификации продукции, документации, транспорта, территорий и помещений. К идентификации относится нанесение специальной маркировки, опломбирование, опечатывание.
  5. Использование технических контрольных средств (в том числе воздушных и водных судов, принадлежащих таможне).
  6. Сопровождение – непосредственное присутствие сотрудников таможни или другой организации ей уполномоченной при перевозке подконтрольной продукции по территории ЕАЭС.
  7. Установление определённого маршрута перевозки грузов применяется для контроля перемещения грузов по территории ЕАЭС.
  8. Учёт подконтрольной продукции и совершаемых с ней операций.
  9. Привлечение специалистов для проведения контрольных мероприятий (в том числе из других государственных органов).
  10. Требование совершения определённых грузовых операций с подконтрольными товарами и транспортом.
  11. Наблюдение проводится инспекторами таможни за товарами, средствами транспорта и гражданами, пересекающими границу ЕАЭС.
  12. Проверка системы учёта подконтрольных товаров.
  13. Проверка маркировки продукции.

Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, проводятся как отдельно, так и в комплексе с другими мерами, поддерживая контрольные мероприятия, проводимые сотрудниками таможни.

Таможенный контроль: понятие, основные принципы

Таможенный контроль служит одним из базисных понятий в области таможенного регулирования, доступным в узкой и широкой трактовке.

Статья 4 ТК ТС содержит определение термина таможенный контроль в широком смысле:

Таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза.

К указанной трактовке понятия «таможенный контроль» так или иначе можно привязать любые действия таможенных органов. Дабы конкретизировать терминологию, сформулируем также определение в узком понимании, опираясь на общее содержание ТК ТС и раздел 3 в частности:

Таможенный контроль – это набор действий по обеспечению проверки, производимых в законной форме и достаточных для соблюдения таможенного законодательства или выявления возможных нарушений.

Понятие таможенного контроля обладает следующими чертами:

  1. Таможенный контроль – это разновидность государственного контроля, действующая на основании принципов работы органов государственной власти. Таможенные отношения несут особую специфику, в связи с чем действие ФЗ №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (от 08.08.2001 г.) на таможенный контроль не распространяется.
  2. Законодательству, закрепляющему схему осуществления таможенного контроля, а также формы его проведения, присуща императивность.
  3. Осуществление таможенного контроля регулируется на основе множества правовых актов государств, входящих в Таможенный союз.

Классификация деятельности таможенных органов

Мероприятия, проводимые органами таможни в целях таможенного контроля, возможно классифицировать:

  1. по объекту контроля:
    1. контроль товаров;
    2. контроль транспортных средств;
  2. по направлению движения груза:
    1. контроль импорта товаров на территорию Таможенного союза;
    2. контроль экспорта товаров с территории Таможенного союза;
  3. по времени проведения:
    1. предварительные мероприятия, проводимые до ввоза товаров на таможенную территорию;
    2. текущие мероприятия, проводимые после ввоза товаров и транспортных средств, и до их выпуска;
    3. последующие мероприятия, проводимые после того, как товары утратили статус подведомственных таможенному контролю.

Замечание 1

Общемировая практика и Киотская конвенция задают современную тенденцию увеличения значимости и доли мероприятий последующего контроля.

Данная тенденция привела к законодательному увеличению срока, которым располагают таможенные органы, чтобы произвести проверку достоверности указанной при таможенном оформлении информации после выпуска товаров. Согласно статье 99 ТК ТС определен в этой связи максимальный срок: в течение трех лет со дня, когда товары были лишены статуса подведомственных таможенному контролю, органы таможни имеют возможность осуществлять последующий контроль.

Принципы проведения таможенного контроля

Выборочность

Уровень развития современной экономики таков, что очевидна невозможность применения всего комплекса проверочных действий к абсолютно всем товарам, пересекающим таможенную границу. В каждом отдельном случае органы таможни уполномочены выбирать форму и схему осуществления таможенного контроля, оценивая достаточность совершенного выбора в отношении соблюдения нормативных положений таможенного законодательства РФ. Все те же современные тенденции развития сферы таможенного контроля предполагают досмотр лишь небольшой доли товаров из тех, что пересекают таможенную границу (до 5%).

Читайте также:
Финансовая олигархия: что это такое, описание и особенности

Итак, принцип выборочности включает в себя: выбор органами таможни подходящих форм контроля и выбор того, какие именно товары и транспортные средства будут подвержены проверке. Последний осуществляется на основании системы управления рисками.

Принцип выборочности согласуется со стандартным правилом 6.2 Киотской конвенции, содержащим указание, что таможенный контроль возможно ограничить минимумом, достаточным для соблюдения нормативных положений таможенного законодательства.

Обязательность

Если произвести анализ закона о таможенном регулировании и нормативных положений ТК ТС, возможно сделать заключение о том, что объектом таможенного контроля могут стать все разновидности товаров и транспортных средств (международные перевозки) при пересечении таможенной границы. Положения таможенного законодательства лишь содержат в себе возможность не применять отдельные виды таможенного контроля. Так, ст. 105 ТК ТС определяет, что личный багаж глав государств, входящих в Таможенный союз, и сопровождающих их членов семей не подлежат осмотру таможенными органами.

Использование системы управления рисками

Когда речь идет о применении принципа выборочности, закономерно возникает вопрос, на какие критерии необходимо опираться при осуществлении выбора формы и порядка контроля. Выше уже было отмечено, что основой для решения данного вопроса является система управления рисками.

Принцип международного сотрудничества при проведении таможенного контроля

Сфера деятельности органов таможни неотделима от темы международных отношений. Это особенно проявлено в отношении процедуры таможенного контроля. Качество взаимодействия органов таможни разных стран во многом определяет эффективность осуществляемого контроля. Так, указанный принцип таможенного контроля регламентирован в законодательных положениях Таможенного союза, в актах международного права и является основой действий органов таможни.

Принцип сотрудничества с участниками внешнеэкономической деятельности

В стандартном правиле 6.8 Киотской конвенции указано, что служба таможни стремится сотрудничать с субъектами внешней торговли, заключать меморандумы о взаимопонимании для обеспечения развития и усовершенствования таможенного контроля. Тот факт, что в ТК ТС законодательно закреплен принцип сотрудничества с субъектами ВЭД, профессиональными объединениями, организациями и ассоциациями, заинтересованными в качестве внешнеторговых операций, означает, что государство не просто намерено учитывать интересы субъектов ВЭД, но и стремится выйти на новый уровень международных отношений с опорой на партнерство государства и бизнеса.

Принцип эксклюзивности действий таможенных органов

Мероприятия таможенного контроля осуществляются исключительно таможенными органами и только на основании требований ТК ТС и правовых норм государств, являющихся участниками Таможенного союза. Лишь Федеральная таможенная служба (ФТС) владеет полномочиями в сфере таможенного дела, выступая как исполнительный орган власти государства. Данные полномочия указаны в Законе о таможенном регулировании, а также в Положении о Федеральной таможенной службе №459 (утверждено постановлением Правительства от 26.07.2006).

Порядок реализации процедуры таможенного контроля

Процесс выполнения мероприятий проверки таможенными органами предполагает, что товары и транспорт (международные перевозки), контролируемые таможенным органом, приобретают специальный статус, который ограничивает права по владению и распоряжению данными товарами и транспортом. С учетом этого факта моменту возникновения и потери указанного статуса для товаров и транспорта, контролируемых таможенным органом, нужно уделить отдельное внимание.

К товарам со статусом нахождения под таможенным контролем относятся товары иностранного производства, импортируемые на таможенную территорию Таможенного союза и товары Таможенного союза, экспортируемые с таможенной территории Таможенного союза.

Товары, импортируемые на таможенную территорию, и транспорт (международные перевозки) приобретают статус «находится под таможенным контролем», начиная с момента, когда ими пересекается таможенная граница. В это же время на соответствующие лица возлагаются обязанности, регулируемые таможенным законодательством. Также, как было указано выше, приобретенный статус накладывает ограничения на право владения и распоряжения, которое становится возможным к реализации только на условиях, регламентированных таможенным законодательством. Основная доля манипуляций с товарами и транспортными средствами, получившими статус, допустима исключительно с разрешения органов таможни (как то транспортировка, упаковка, выгрузка и пр.)

Потеря статуса нахождения под контролем таможенного органа для ввозимых товаров происходит в один из следующих моментов:

  • товар выпущен согласно порядку выпуска для внутреннего использования;
  • товар уничтожен;
  • получен отказ;
  • товар по факту вывезен за таможенную территорию Таможенного союза;
  • товар перешел в собственность государства, являющегося участником Таможенного союза;
  • некоторая доля товаров иностранного производства признана потерями (при переработке);
  • отходы, полученные в результате переработки, признаны непригодными для использования в коммерческих целях.

Товары, экспортируемые с территории Таможенного союза и транспорт (международные перевозки), приобретают статус нахождения под контролем таможенного органа в момент, когда:

  • орган таможни принял таможенную декларацию;
  • имели место действия, совершаемые для непосредственного вывоза товаров;
  • таможенная декларация была отозвана.

Действия, совершаемые для непосредственного вывоза товаров, включают в себя:

  • вход/въезд физического лица, совершающего выезд с территории России, в зону таможенного контроля;
  • въезд транспорта (международные перевозки) на территорию пункта пропуска через границу РФ с целью покинуть таможенную территорию России;
  • сдача специализированным учреждениям (транспортные организации, отделения почтовой связи) товара и/или международного почтового отправления с целью их пересылки за пределы таможенной территории Российской Федерации;
  • действия, совершаемые физическим лицом в целях фактического перехода через таможенную границу с товарами/транспортными средствами вне установленных согласно законодательству РФ мест.

Статус нахождения под контролем органа таможни для экспортируемых товаров утрачивается в момент, когда таможенная граница пересечена.

В то же время, ТК ТС указывает случаи, когда орган таможни должен продолжать осуществлять контроль и после вывоза товара с таможенной территории. В первую очередь, имеется в виду вывоз товаров, которые, согласно процедуре, предполагают их обратный ввоз, а также продукты переработки вне территории. С опорой на ст. 96 ТК ТС можно сделать предположение, что для товаров, которые должны быть ввезены обратно, сохраняется статус «находится под таможенным контролем».

Сроки проведения процедуры проверки

Сроки осуществления мероприятий по проверке регламентированы ТК ТС, Законом о таможенном регулировании, а также нормативными актами ведомств. Сроки находятся в зависимости от выбранной формы контроля, категории проверяемых товаров, способа их перемещения, разновидности транспорта, осуществляющего их перемещение.

Читайте также:
Поставщики пишут в документах фамилию бывшего директора.

К примеру, в статье 132 ТК ТС установлен срок для организации и проведения выездной таможенной проверки – не более 2 месяцев; п.7 статья 96 ТК ТС гласит, что максимальный срок досмотра транспортных средств за пределами зоны таможенного контроля – 2 часа.

Также уместно оперировать таким понятием, как общий срок таможенного контроля.

Общий срок таможенного контроля – такой срок, в течение которого должны быть осуществлены все мероприятия по проверке таможенными органами

Общий срок идентичен сроку выпуска товаров, указанному в ст. 196 ТК ТС – 2 дня. Также ст.196 (п.4) содержит информацию о том, что возможно увеличение срока выпуска до 10 рабочих дней для завершения форм контроля таможенными органами.

Зоны таможенного контроля (ЗТК)

Термином «зона таможенного контроля» определяют некую территорию, в границах которой таможенные органы берут под свой контроль товары, транспорт, коммерческую и иную деятельность (ст.97 ТК ТС).

Можно классифицировать возможные зоны таможенного контроля:

  1. по признаку местоположения:
    1. вдоль границы таможни;
    2. в местах, где товары подвергаются перегрузке или осмотру;
    3. в местах временного хранения;
    4. в местах стоянки транспорта, осуществляющего перевозку товаров, подконтрольных таможенным органам;
    5. в местах, где осуществляется таможенное оформление;
    6. в прочих местах согласно таможенному законодательству;
  2. по длительности существования:
    1. временные зоны контроля, для создания которых необходимо письменное решение руководителя таможенного органа (для таможенного оформления вне установленных мест или для проведения осмотра товаров и транспорта, обнаруженных органами таможни за территорией постоянной зоны таможенного контроля);
    2. постоянные зоны контроля: их создание обусловлено регулярностью нахождения в них товаров, которые необходимо досматривать (места прибытия транспортных средств с грузом, склады таможенных органов и временного хранения и пр.)
  3. по уровню полномочий в отношении создания зон контроля:
    1. зоны, которые создаются согласно приказам ФТС РФ (вдоль границ государства);
    2. зоны, которые создаются по инициативе территориальных органов таможни по распоряжению их руководителей (как временные, так и постоянные зоны).

В отношении регулирования правом порядка создания зон контроля таможенных органов необходимо отметить следующее:

  • регламент по созданию, реструктуризации, ликвидации зон таможенного контроля обозначен в актах государств, являющихся членами таможенного союза;
  • процедура организации зоны таможенного контроля вдоль границы устанавливается Постановлением правительства РФ №624 «О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы» (от 14.10.2003 г.);
  • факт несовпадения границы государства и таможенной границы не может служить препятствием для организации зоны таможенного контроля;
  • действия, осуществляемые таможенными органами в зонах таможенного контроля, не должны быть препятствием для деятельности пограничных органов, выполнения ими задач согласно Законодательству Российской Федерации.

Замечание 2

Для обозначения постоянных зон используются знаки в виде прямоугольника с зеленым фоном, на котором присутствует надпись на русском языке «Зона таможенного контроля» и английском языке «Customs control zone».

Для обозначения границы временных зон используют оградительную ленту, информационное табло, щиты-указатели и т.д.

Статья 16.5 КоАП устанавливает меру административных взысканий для лиц, не соблюдающих требования, изложенные в таможенном законодательстве.

Таможенное оформление экспорта

При вывозе товаров из России в рамках внешнеэкономической деятельности обязательно выполняется таможенное оформление экспорта. Для этого необходимо подготовить товаросопроводительные документы, оплатить сборы, пошлины, организовать таможенный контроль экспортируемых товаров. Компания “СТТ Логистика” поможет сделать это, а также обеспечить транспортную, складскую логистику, сертификацию, лицензирование, сопровождение ВЭД.

Особенности процедуры

Порядок экспорта из Российской Федерации регулируется ТК ТС ЕАЭС и рядом других нормативных актов. Процедура вывоза строго регламентирована. У нее есть ряд особенностей:

  • экспортер заранее уведомляет таможню о предстоящем прибытии груза, направляя в ее адрес грузовую таможенную декларацию, другие документы отгрузочные документы. Обычно подача документов происходит через Таможенного представителя;
  • необходимо обеспечить возможность контроля, досмотра вывозимых грузов;
  • обязательное требование — уплата сборов, пошлин, акцизов, налогов и других платежей в установленные законом сроки. Размер платежей определяют после классификации товара по ТН ВЭД и расчета его таможенной стоимости;
  • для вывоза некоторой продукции необходимо получение дополнительных разрешений, свидетельств, сертификатов. В их числе сельскохозяйственная, животноводческая продукция, товары военного назначения, объекты интеллектуальной собственности.

При экспорте соблюдают следующий порядок действий:

  • предварительное декларирование: подготовка декларации, ее предоставление в электронном виде до прибытия груза на таможню. Подача предварительной декларации может ускорить оформление экспорта. Она же уведомляет сотрудников таможни о времени предполагаемого прибытия груза, о том, что это будет за товар, о его количестве;
  • доставка груза к месту контроля. Экспортируемый товар доставляют на таможню, одновременно направляя в ее адрес ГДТ и остальную товаросопроводительную документацию;
  • оплата пошлин, сборов, внесение других обязательных платежей на основе данных, указанных в декларации;
  • сопровождение контроля: документы направляют сотрудникам таможни для проверки, предоставляют груз для досмотра;
  • выпуск таможней: если документы оформлены правильно, партия соответствует указанным в них данным, а платежи внесены своевременно, в полном объеме, груз будет допущен к экспорту. После этого его нужно забрать со склада временного хранения, обеспечить его транспортировку к получателю за рубежом, если груз оформлялся с выгрузкой на СВХ, а не на транспортном средстве.

Оформление на таможне при экспорте может выполнять Таможенный представитель. Компания СТТ Логистика имеет такой статус (Свидетельство о включении в реестр Таможенных представителей 1053/01), обеспечивает быстрое прохождение таможни для экспортируемых товаров, помогает организовать вывоз с минимальными рисками, оптимизацией сроков, размеров платежей.

Какие нужны документы?

Внешнеэкономический контракт. Заключается между получателем груза за рубежом и поставщиком в России. Это один из основных документов по сделке. Он определяет все ее условия. Его содержание может влиять на порядок оформления на таможне.

Паспорт сделки. Оформляется для контрактов на сумму свыше $50 тыс., чтобы обеспечить валютный контроль.

Декларация. Содержит данные об экспортируемой партии.

Инвойс. Счет, в котором указывают перечень, количество товаров, реквизиты участников сделки, другие данные.

Транспортные документы. Железнодорожная, товарно-транспортная, авианакладная или коносамент (зависит от типа транспорта, которым будет доставляться груз).

Читайте также:
Страхование личное: что это такое, описание и особенности

Дополнительные документы. Их список зависит от присвоенного товару кода ТН ВЭД. Для некоторых категорий товаров нужно оформлять санитарно-эпидемиологические заключения, лицензии, разрешения, сертификаты, другую документацию.

Дополнительно представляются документы, которые обосновывают выбор классификационного кода, расчет таможенной стоимости, подтверждают уплату обязательных платежей и право экспортера на владение грузом.

Таможенное оформление экспорта в СТТ Логистика

Компания “СТТ Логистика” работает как таможенный представитель, а также оператор грузоперевозок и складской логистики. Мы обеспечиваем оформление экспорта на таможне, подготовку документов для этого, международные грузоперевозки для доставки товара получателю, размещение товарных партий на складах с их последующей обработкой (фасовкой, переупаковкой, маркировкой).

  • помогаем ускорить экспортное оформление, обеспечиваем предварительное декларирование, сопровождаем процедуры контроля;
  • гарантируем правильную организацию процедуры экспорта: оформление необходимых документов, проведение сертификации, лицензирования, классификацию по ТН ВЭД, расчет размеров обязательных платежей;
  • оптимизируем обязательные платежи и другие издержки ВЭД: эффективно планируем логистику, помогаем снижать размеры пошлин, сборов, исключаем задержки и сводим риски к минимуму;
  • работаем надежно: профессиональная ответственность компании застрахована. Опыт в организации международных перевозок и в сопровождении процедур растаможки — с 2005 года. Работаем почти с любыми экспортируемыми товарами, в том числе со сложными и с проектными грузами.

“СТТ Логистика” располагает аффилированным таможенным складом. Оформление экспорта возможно на любом таможенном посту.

Порядок и особенности таможенного оформления в России

Содержание

Все грузы, перемещаемые через границы РФ, подлежат обязательному прохождению таможенного контроля. Безупречное оформление таможенной документации является залогом быстрой доставки партии товаров до адресата и отсутствия проблем с таможенными органами. Главное правило таможенного оформления – предоставление корректных и достоверных сведений о грузе.

В связи со сложностью российского законодательства, его большой детализацией, влиянием интеграционных процессов и частыми нововведениями оформление таможенной документации часто вызывает трудности у неподготовленных участников ВЭД. Выход из данной ситуации – привлечение опытных «белых» грузоперевозчиков и таможенных брокеров.

Нормативно-правовое регулирование таможенного оформления

Соблюдение законодательства является неукоснительным требованием осуществления ВЭД.

Основу российской нормативно-правовой базы регулирования вопросов таможенного оформления составляют:

  • Конституция РФ;
  • Федеральные законы РФ;
  • акты Президента и Правительства РФ;
  • нормативно-правовые акты ФТСи ЦБ РФ;
  • правовые акты транспортных ведомств.

В условиях создания Таможенного союза и формирования единого Евразийского экономического пространства таможенное законодательство РФ представляет собой многоуровневую систему, включающую не только нормативы национального законодательства, но и:

  • универсальные международные договоры, определяющие современные стандарты в сфере таможенного регулирования – Киотская конвенция, Генеральное соглашение по тарифам и торговле и др.;
  • документы, изданные в рамках ТС, в первую очередь – это Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), а также соглашения между правительствами стран-участниц ТС по различным вопросам, решения комиссии ТС и Евразийской экономической комиссии и др.

Вопросы таможенного оформления относятся к компетенции Федеральной таможенной службы (ФТС) и требуют отличного знания всей законодательной базы.Следует подчеркнуть, что в настоящее время на территории ТС, в состав которого входит и РФ, введены единые правила таможенного регулирования, включенные в ТК ТС.

5 основных этапов таможенного оформления

Таможенное оформление – соблюдение необходимых формальностей при прохождении груза через таможню в соответствии с определённым таможенным режимом, происходит в несколько этапов:

  1. Декларирование. Осуществляется проверка декларации на предмет соответствия нормам заполнения, её регистрация и учёт.
  2. Контроль кодировки товаров. Производится сверка указанной классификации товаров с товарной номенклатурой. Классификация товаров необходима для проведения мер таможенно-тарифного и не тарифного регулирования ВЭД.
  3. Контроль таможенной стоимости. Проверка данных, указанных в декларации, по выбранному для декларирования методу расчета.
  4. Проверка проведения таможенных платежей. Контролируется факт поступления платежей на счет таможенного органа и правильность исчисления.
  5. Досмотр и выпуск товаров. По итогам анализа пакета документов и досмотра груза сотрудниками таможни принимается решение о его выпуске, что является логическим завершением таможенного оформления.

В настоящее время в РФ 99,9% деклараций на товары подаются в электронном виде. Комплект документов и сведений для подачи товарной декларации должен быть полным и достоверным.

Перечень основных документов

Необходимый комплект документации для осуществления процедуры таможенного оформления определяется видом груза и целями импортно-экспортной операции. Однако можно выделить основные документы, которые потребуются в любом случае:

  • учредительные и налоговые документы;
  • доверенность на таможенного представителя;
  • контракт с зарубежными партнерами;
  • справка из банка об открытии счета;
  • паспорт сделки и документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость;
  • документы, на основании которых была определена кодировка товара;
  • товарно-транспортные документы;
  • платежные поручения на оплату таможенных платежей, заверенные банком;
  • сертификаты и лицензии на товары.

Перечень документов может варьироваться в зависимости от специфики перемещения – осуществления импортной или экспортной поставки.

Импорт и экспорт

Таможенное оформление при импорте и экспорте коммерческих грузов имеет ряд тонкостей и существенных отличий.

В отличие от импорта, товары, направляемые на экспорт, имеют ряд льгот в таможенном налогообложении, их таможенное оформление менее бюрократично. В этом нет ничего удивительного, так как каждое государство заинтересовано в преуспевании своих предприятий, поэтому поощряет экспорт товаров.

Таможенное оформление при импорте производится в несколько этапов: предоставляется весь комплект документов и указывается основание ввоза, затем производится уплата налогов в соответствии с классификацией товара. Сложности во многом определяются страной, из которой доставляется груз. Например, для партнёрства с Китаем – это языковой барьер и специфика таможенных процедур с китайской стороны.

Для импортёров и экспортёров важно выбрать грузоперевозчика и таможенного представителя, которые действуют строго в рамках закона, гарантируют качество предоставляемых услуг и способны оказать квалифицированную помощь на всех этапах таможенного оформления. Ошибки при таможенном оформлении чреваты штрафными санкциями, задержкой груза или даже его конфискацией.

Поделиться в соц сетях:

смотрите также

Полезные материалы

Создание Таможенного союза и ТК привело к новшествам, в том числе структурным, в институте участников ВЭД. Появление нового специалиста – уполномоченного экономического оператора – одно из нововведений в сфере внешнеэкономической… подробнее

Читайте также:
Сопутствующий договор: что это такое, описание и особенности

В стандартной ситуации, когда груз в контейнере или автомобиле принадлежит одной компании, а его транспортировкой через границу занимается один перевозчик, растаможка проходит по привычной схеме. Владелец или его официальный представитель… подробнее

новости компании

Все операции на терминале NINGBO MEISHAN приостановлены. подробнее

Наша компания предлагает экспортные отправки из Москвы в порты ЮВА. Любые грузы кроме акцизных. Предлагаем тарифы на экспорт на август:… подробнее

Таможенный контроль

Памятка для пассажиров международных рейсов, следующих через таможенную границу Таможенного союза, содержит минимальный объём информации. Подробно ознакомиться с таможенными правилами можно в таможенном органе перед прохождением таможенного контроля либо на официальном сайте Комиссии Таможенного союза (www.eurasiancommission.org).

Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза

В настоящее время Российская Федерация является государством-членом Таможенного союза. Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Пределы единой таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза. Перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза регулируется таможенным законодательством Таможенного союза.

Таможенным законодательством Таможенного союза определены следующие понятия:

Товар — любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств-членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки и т.д.

Товары для личного пользования — товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже либо иным способом.

Неделимый товар для личного пользования — товар для личного пользования, весом более 35 килограммов, состоящий из одной единицы или одного комплекта товара, в том числе перемещаемый в разобранном, несобранном, некомплектном или незавершённом виде, при условии, что товар обладает основным свойством собранного, комплектного или завершенного товара.

Сопровождаемый багаж — товары для личного пользования, включая ручную кладь, непосредственно перемещаемые физическим лицом, пересекающим таможенную границу.

Несопровождаемый багаж — товары для личного пользования, принадлежащие физическому лицу, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (транспортной экспедиции) для фактического перемещения через таможенную границу в связи с въездом этого физического лица на территорию таможенного союза или его выездом с таможенной территории таможенного союза.

При следовании через таможенную границу Таможенного союза воздушным транспортом таможенному декларированию подлежат (заполняется пассажирская таможенная декларация):

  1. Ввозимые товары, таможенная стоимость которых превышает 10 000 евро в эквиваленте и (или) общий вес которых превышает 50 кг;
  2. Ввозимые и вывозимые наличные денежные средства (банкноты, казначейские билеты, монеты, за исключением монет из драгоценных металлов) и (или) дорожные чеки на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 000 долларов США;
  3. Ввозимые и вывозимые денежные инструменты (векселя, банковские чеки, ценные бумаги);
  4. Драгоценные металлы: ввозимые временно, вывозимые (за исключением временно вывозимых ювелирных изделий);
  5. Драгоценные камни: ввозимые временно, вывозимые изумруды, рубины, сапфиры, александриты, природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде, уникальные янтарные образования;
  6. Культурные ценности;
  7. Вывозимые государственные награды Российской Федерации;
  8. Животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, их части, а также полученная из них продукция;
  9. Оружие и боеприпасы;
  10. Урны с прахом (пеплом), гробы с телами (останками) умерших;
  11. Ввозимые алкогольные напитки в количестве, превышающем 3 литра;
  12. Наркотические средства и психотропные вещества в виде лекарственных средств по медицинским показаниям при наличии соответствующих документов;
  13. Радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные или входящие в состав других товаров;
  14. Технические средства, имеющие функции шифрования;
  15. Товары для личного пользования, полученные в наследство при условии документального подтверждения факта получения таких товаров в наследство;
  16. Товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж;
  17. Иные товары, определённые таможенным законодательством Таможенного союза.

Физическое лицо вправе по своему желанию декларировать в письменной форме товары, не подлежащие таможенному декларированию в письменной форме.

Декларантом перемещаемых через таможенную границу товаров может выступать как лицо государства-члена Таможенного союза, так и иностранное лицо.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования физического лица, не достигшего 16-летнего возраста, производится лицом, его сопровождающим (одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем этого лица, а при организованном выезде (въезде) группы несовершеннолетних лиц — руководителем группы).

Непредставление таможенной декларации в отношении вышеуказанных товаров рассматривается как заявление о том, что у физического лица отсутствуют товары, подлежащие таможенному декларированию.

Обнаружение при выборочном таможенном контроле товаров, подлежащих таможенному декларированию, влечёт за собой привлечение пассажира к ответственности в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза.

Сообщение в пассажирской таможенной декларации недостоверных сведений влечёт ответственность в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза (административная, уголовная).

Подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения.

К документам, подтверждающим заявленные в декларации сведения, относятся:

  • документы, удостоверяющие личность (в том числе несовершеннолетнего лица);
  • документы, подтверждающие усыновление, опекунство или попечительство несовершеннолетнего лица;
  • документы, подтверждающие стоимость декларируемых товаров для личного пользования;
  • транспортные (перевозочные) документы;
  • документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, в том числе подтверждающие временный ввоз (вывоз) физическим лицом товаров для личного пользования, а также подтверждающие признание физического лица беженцем, вынужденным переселенцем либо переселяющимся на постоянное место жительства
  • документы, подтверждающие соблюдение ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования;
  • документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования;
  • документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством личного пользования;
  • другие документы и сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

При отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию, вышеуказанные документы представляются по требованию должностного лица таможенного органа.

Товары для личного пользования, вывозимые физическими лицами с таможенной территории Таможенного союза, таможенными пошлинами, налогами по единым ставкам и совокупным таможенным платежом не облагаются.

Читайте также:
Частный процесс: что это такое, описание и особенности

В случае отнесения товаров, перемещаемых физическим лицом через таможенную границу, к товарам не для личного пользования, таможенные операции в отношении таких товаров (включая таможенное декларирование) совершаются в порядке, предусмотренном для участников внешнеэкономической деятельности.

Отнесение товаров, перемещаемых физическим лицом через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из:

  • заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации);
  • характера и количества товаров;
  • частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.
  • Электронный бланк пассажирской таможенной декларации на русском языке
  • Электронный бланк пассажирской таможенной декларации на английском языке
  • Электронный бланк пассажирской таможенной декларации на немецком языке

Порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации

1. Правовая база регулирования перемещения культурных ценностей

Основные нормативные правовые акты, регулирующие перемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования:

  • Таможенный кодекс Таможенного Союза (далее – Кодекс);
  • Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (далее – Закон);
  • постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2001 г. № 322 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. № 301 «Об освобождении от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление культурных ценностей, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в целях их экспонирования».

2. Отнесение предметов к категории культурных ценностей

В соответствии с Законом под культурными ценностями признаются следующие категории предметов:

  • исторические ценности, связанные в том числе с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
  • предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
  • художественные ценности, в том числе картины и рисунки целиком ручной работы, оригинальные скульптурные произведения, оригинальные художественные композиции и монтажи, художественно оформленные предметы культового назначения (иконы и т.п.), гравюры, эстампы, литографии, произведения декоративно – прикладного искусства, изделия традиционных народных художественных промыслов;
  • составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
  • старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный);
  • редкие рукописи и документальные памятники;
  • архивы (в т.ч. фото-, фоно-, кино-, видеоархивы);
  • уникальные и редкие музыкальные инструменты;
  • почтовые марки и иные филателистические материалы;
  • старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
  • редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
  • другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

Перечень культурных ценностей, попадающих под действие Закона, приведен в приложении 1 к приказу Министерства культуры РФ от 07.08.2001 № 844.

Следует учитывать, что действие Закона не распространяется на современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного и массового производства.

3. Вывоз, временный вывоз культурных ценностей с таможенной территории Российской Федерации физическими лицами для личного пользования

В соответствии с Кодексом и Законом вывозимые и временно вывозимые с таможенной территории Российской Федерации культурные ценности подлежат декларированию в письменной форме.

Одновременно с таможенной декларацией таможенному органу предъявляется свидетельство на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации в двух экземплярах.

Свидетельство выдается Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура) или ее территориальными органами в порядке и по форме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2001 г. № 322, и заверяется соответствующей печатью. К свидетельству прилагаются сброшюрованные и скрепленные указанной печатью список и фотографии разрешенных к вывозу или временному вывозу культурных ценностей, заверенные подписью выдающего свидетельство должностного лица. Порядок выдачи свидетельства включает в себя проведение обязательной экспертизы культурных ценностей, заявленных к вывозу или временному вывозу с территории Российской Федерации.

В случае установления экспертизой, что заявленные к вывозу с территории Российской Федерации предметы культурного назначения не подпадают под действие Закона, Россвязьохранкультурой или ее территориальным органом выдается справка по форме, утвержденной приказом Минкультуры России от 7 августа 2001 г. № 844, подтверждающая, что названные предметы на государственном учете не состоят и для их вывоза не требуется свидетельства.

Поскольку предметы культурного назначения не подлежат декларированию в письменной форме, справка предъявляется по требованию должностного лица таможенного органа.

4. Запрещенные к вывозу культурные ценности

Вывозу с территории РФ не подлежат следующие категории культурных ценностей:

  • движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания;
  • движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;
  • культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено законом.

Данный список является исчерпывающим и запрет на вывоз культурных ценностей по другим основаниям не допускается. В соответствии с международными договорами РФ и законодательством Российской Федерации культурные ценности, незаконно вывезенные с ее территории и незаконно ввезенные на ее территорию, подлежат возвращению.

За нарушение таможенных правил физические лица несут ответственность в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза.

Читайте также:
Ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных

В случае несогласия с действиями должностного лица таможенного органа физическое лицо имеет право обжаловать их в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза.

Таможенный кодекс: что это такое, описание и особенности

ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

(с изменениями на 29 апреля 2020 года)
(редакция, действующая с 23 марта 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Международным протоколом от 29 мая 2019 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.04.2021, N 0001202104090007) (вступил в силу 23 марта 2021 года);

решением Совета ЕЭК от 29 апреля 2020 года N 47 (Официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 18.05.2020) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2020 года) .

Глава 1

Основные положения о таможенном регулировании в Евразийском экономическом союзе

Статья 1. Таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе

1. В Евразийском экономическом союзе (далее – Союз) осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.

2. Таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее – международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о Союзе).

3. Таможенное регулирование в Союзе основывается на принципах равноправия лиц при перемещении товаров через таможенную границу Союза, четкости, ясности и последовательности совершения таможенных операций, гласности в разработке и применении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и их гармонизации с нормами международного права, а также на применении современных методов таможенного контроля и максимальном использовании информационных технологий в деятельности таможенных органов.

4. В случае возникновения противоречий между настоящим Кодексом и иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, входящими в право Союза, применяются положения настоящего Кодекса.

5. Таможенные правоотношения, не урегулированные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, до урегулирования соответствующих правоотношений такими международными договорами и актами регулируются законодательством государств – членов Союза (далее – государства-члены) о таможенном регулировании.

Статья 2. Определения

1. Для целей настоящего Кодекса используются понятия, которые означают следующее:

1) “авария” – вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, во владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, а также изменений вследствие действия непреодолимой силы;

2) “административные правонарушения” – административные правонарушения, по которым в соответствии с законодательством государств-членов таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство);

3) “ввоз товаров на таможенную территорию Союза” – совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами;

4) “водные суда” – морские суда, суда смешанного (река – море) плавания, а также подлежащие государственной регистрации в соответствии с законодательством государств-членов суда внутреннего водного транспорта (плавания);

5) “вывоз товаров с таможенной территории Союза” – совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза;

6) “выпуск товаров” – действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры;

7) “декларант” – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;

8) “денежные инструменты” – дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, которые удостоверяют обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств и в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата;

9) “заинтересованное лицо” – лицо, интересы которого в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов или их должностных лиц;

10) “запреты и ограничения” – применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов;

11) “иностранное лицо” – лицо, не являющееся лицом государства-члена;

12) “иностранные товары” – товары, не являющиеся товарами Союза, в том числе утратившие статус товаров Союза в соответствии с настоящим Кодексом, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров (признаны иностранными товарами) в соответствии с настоящим Кодексом;

13) “информационные ресурсы таможенных органов” – упорядоченная совокупность документированной информации (базы данных, другие массивы информации), содержащейся в информационных системах таможенных органов;

Читайте также:
Претензионный порядок урегулирования споров

14) “искусственные острова” – закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения объекты, имеющие намывное, насыпное, свайное и иное неплавучее выступающее над поверхностью воды при максимальном приливе опорное основание, используемые в целях обеспечения обороны и безопасности государств-членов, регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов, проведения морских ресурсных исследований водных биологических ресурсов и осуществления рыболовства, проведения морских научных исследований, в иных целях, не противоречащих международным договорам государств-членов с третьей стороной и законодательству государств-членов;

15) “коммерческие документы” – документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Союза (счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные (упаковочные) листы и иные документы);

16) “лицо” – физическое лицо, юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом;

17) “лицо государства-члена” – юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государств-членов, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве-члене, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства-члена;

18) “международные договоры государств-членов с третьей стороной” – международный договор одного из государств-членов с третьей стороной или международный договор с третьей стороной, участниками которого являются несколько либо все государства-члены;

19) “международные почтовые отправления” – посылки и отправления письменной корреспонденции, которые являются объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза, сопровождаются документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза, пересылаются за пределы таможенной территории Союза из мест (учреждений) международного почтового обмена, либо поступают на таможенную территорию Союза в места (учреждения) международного почтового обмена, либо следуют транзитом через таможенную территорию Союза;

20) “меры защиты внутреннего рынка” – специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные меры и иные меры защиты внутреннего рынка, установленные в соответствии с Договором о Союзе, вводимые в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза;

21) “меры таможенно-тарифного регулирования” – меры, применяемые в соответствии с Договором о Союзе в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров и включающие в себя применение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций, тарифных льгот;

22) “назначенный оператор почтовой связи” – лицо, официально назначаемое страной – членом Всемирного почтового союза и обеспечивающее оказание услуг почтовой связи в соответствии с законодательством государств-членов и актами Всемирного почтового союза;

23) “наличные денежные средства” – денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах-членах или государствах (группе государств), не являющихся членами Союза, включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки;

24) “налоги” – налог на добавленную стоимость, акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза;

25) “незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза” – перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации;

26) “перевозчик” – лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза. При перемещении товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи перевозчиком является лицо, ответственное за использование трубопроводного транспорта или линий электропередачи, и (или) за перемещение товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, и (или) за контроль и учет этих товаров;

27) “перемещение товаров через таможенную границу Союза” – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза;

28) “предварительная информация” – сведения в электронном виде о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу Союза, транспортных средствах международной перевозки, перевозящих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Союза, пассажирах, прибывающих на таможенную территорию Союза;

29) “преступления” – преступления или уголовные правонарушения, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств-членов;

30) “припасы” – товары:

необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования;

предназначенные для потребления и (или) использования пассажирами и членами экипажей водных, воздушных судов или пассажирами поездов и работниками поездных бригад, а также для раздачи или реализации таким лицам;

31) “сооружения, установки” – закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения подводные объекты, плавучие буровые установки, морские плавучие платформы, иные суда, подводные сооружения, включая скважины, морские стационарные платформы, стационарные буровые установки, другие плавучие и стационарные объекты, используемые в целях обеспечения обороны и безопасности государств-членов, регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов, проведения морских ресурсных исследований водных биологических ресурсов и осуществления рыболовства, проведения морских научных исследований, в иных целях, не противоречащих международным договорам государств-членов с третьей стороной и законодательству государств-членов;

32) “таможенная декларация” – таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров;

33) “таможенная пошлина” – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза;

34) “таможенная процедура” – совокупность норм, определяющих для целей таможенного регулирования условия и порядок использования товаров на таможенной территории Союза или за ее пределами;

Читайте также:
Ревизские сказки: что это такое, описание и особенности

35) “таможенное декларирование” – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;

36) “таможенные документы” – таможенная декларация и иные документы, составляемые исключительно для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, а также в ходе и по результатам совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля;

37) “таможенные операции” – действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании;

38) “таможенные органы” – таможенные органы государств-членов;

39) “таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа” – сумма таможенных пошлин, налогов, исчисленная в отношении товаров для личного пользования по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со статьей 53 настоящего Кодекса;

40) “таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам” – сумма таможенных пошлин, налогов, исчисленная в отношении товаров для личного пользования без разделения на составляющие ее таможенные пошлины, налоги;

41) “таможенный контроль” – совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании;

42) “таможенный орган назначения” – таможенный орган, в регионе деятельности которого находится определенное таможенным органом отправления место доставки товаров либо который завершает действие таможенной процедуры таможенного транзита;

43) “таможенный орган отправления” – таможенный орган, который совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;

44) “таможенный представитель” – юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, совершающее таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица;

45) “товар” – любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу;

46) “товары для личного пользования” – товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом;

47) “товары Союза”:

находящиеся на таможенной территории Союза товары, полностью произведенные (добытые, полученные, выращенные) на таможенной территории Союза;

находящиеся на таможенной территории Союза товары, приобретшие статус товаров Союза либо признанные товарами Союза в соответствии с настоящим Кодексом либо до его вступления в силу;

находящиеся на таможенной территории Союза товары, произведенные (изготовленные) в одном или нескольких государствах-членах из товаров, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта;

товары, вывезенные с таможенной территории Союза и сохранившие статус товаров Союза в соответствии с настоящим Кодексом;

48) “транспортные (перевозочные) документы” – документы, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы);

49) “транспортные средства” – категория товаров, включающая в себя водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единицу железнодорожного подвижного состава), контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами;

50) “транспортные средства для личного пользования” – категория товаров для личного пользования, включающая в себя отдельные виды авто- и мототранспортных средств и прицепов к авто- и мототранспортным средствам, определяемые Евразийской экономической комиссией, водное судно или воздушное судно вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, принадлежащие на праве владения, пользования и (или) распоряжения физическому лицу, перемещающему эти транспортные средства через таможенную границу Союза в личных целях, а не для перевозки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой перевозки товаров за вознаграждение или бесплатно, в том числе транспортные средства, зарегистрированные на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Таможенное оформление: что это такое — порядок процедуры, этапы, правила перевозки грузов и товаров

Абсолютно вся продукция, проходящая через границу того или иного государства, подлежит набору специализированных процедур. Таможенное оформление – это комплекс всевозможных мероприятий, который производится для товаров, грузов, транспортных средств и прочих изделий различных форматов. Знать о принципах их реализации должны все предприниматели, занимающиеся импортом и внешнеэкономической деятельностью коммерческого характера. Неверно заполненные бумаги, бланки и свидетельства могут привести к самым неприятным последствиям: задержке, конфискации, штрафам, отчуждению и пр.

Весь перечень сопутствующих пограничных процессов может быть проведен как самим владельцем предметов транспортировки, так и его официальным представителем. Конечно, правила проверки пересылок зависят от множества факторов: типа отправляемых вещей, законодательных норм страны и так далее.

Что такое таможенное оформление и контроль грузов, товаров, что это значит: правовое регулирование

Рассматриваемое понятие имеет четкую и однозначную трактовку, используемую, в том числе и в области юриспруденции при возникновении всяческих проблем судебного характера. Пограничные процедуры – это набор юридических действий, совершаемых при транспортировке всевозможных вещей через территорию государства. В нашем случае в качестве основного пункта назначения или отбытия выступает Российская Федерация. В перечень мероприятий, реализуемых в строгом соответствии с установленными правилами, входит следующая череда этапов:

  1. Предоставление декларантами документов и сведений в полном комплекте.
  2. Фактическое предъявление объектов доставки для проведения инспекции.
  3. Работа сотрудников правительственных структур: прием, проверка, взимание госпошлин, осмотр, досмотр и пр. В результате специалисты выносят решение о допустимости пропуска рассматриваемых изделий в рамках заявленной процедуры.

Основные стадии, технология, этапы и процесс таможенного оформления товаров и грузов – это понятийный аппарат, который, как уже говорилось ранее, опирается на законодательные нормы страны-эмитента. За соблюдением всех правовых аспектов указанных операций в России следит ФТС – орган, в компетенцию которого входит, в том числе и подача инициатив по изменению установленных регламентов. В своей деятельности члены этой организации пользуются как Конституцией РФ, так и полным набором различных профильных правовых актов. При этом учитываются положения:

  • Кодекса торгового мореплавания;
  • Постановления правительства от 06.03.2012 №193;
  • Воздушного кодекса;
  • Приказа Минтранса от 28.06.2007 №82;
  • ФЗ №259 и №127 от 08.11.2007 и 24.07.1998.
  • Постановления Правительства №1272 и №730.
  • ФЗ-№17, датированного 10.01.2003 г
Читайте также:
Уполномоченный банк: что это такое, описание и особенности

Отдельные нормативы существуют и в области взимания всевозможных госпошлин соответствующей спецификации. В таком формате работают Федеральные законы №5003-1, №311, №754.

Порядок реализации процедур

Особенности, виды, понятия и принципы таможенного оформления товаров контролируются органами ФТС. В перечне нормативных актов, выпущенных в том числе и специалистами этого ведомства, прописан четкий перечень этапов, через которые предстоит пройти каждому человеку, вывозящему груз с территории РФ:

  1. Получение разрешения на вывоз: заполнение декларационной документации и устное перечисление всех транспортируемых вещей, осмотр, расчет пошлины и уплата сборов. Нужную бумагу выдают исключительно после прохождения всех указанных процедур.
  2. Упаковка и пломбирование – процесс, которому подлежат абсолютно все изделия, поставляемые с учетом пограничных маршрутов. На пломбах в обязательно проставляются отметки, указывающие на структурное подразделение ФТС, занимавшееся проведением всех мероприятий.
  3. Прибытие в конечную точку маршрута, в другую страну. Регистрация разрешительных свидетельств на ввоз какой-либо продукции: вновь устная и письменная декларация, перечисление налоговых поборов и пр.

Таким образом, цели, порядки, правила и этапы процедуры таможенного оформления груза и товаров, затрагивают не только законодательные нормы державы-эмитента, но и регламенты, установлением которых занималось принимающее государство. В рамках всех сопутствующих операций владельцу посылки или его представителю придется предоставить внушительное количество бумаг и всевозможных допусков.

Помимо документации на сам предмет транспортировки, при себе также следует иметь устав организации, свидетельство о регистрации компании в реестре, справку с реквизитами счета юридического лица и пр. В качестве дополнительного инспекционного бланка, который могут потребовать пограничники, выступает соглашение (договор) между получателем и отправителем. Также нередко просят предоставить счет-фактуру, накладные, сертификаты спецификации и пр.

Готовые решения для всех направлений

Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.

Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.

Обязательная маркировка товаров – это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.

Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.

Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.

Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.

Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.

Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.

Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..

Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.

Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».

Кто отвечает за проведение рассматриваемых мероприятий

На вопрос о том, что означает и как происходит процесс таможенного оформления грузов, невозможно ответить без упоминания о ФТС. Однако в перечне лиц, ответственных за реализацию соответствующих действий, числится и человек, выступающий в роли декларанта. Такой статус принимают:

  • перевозчики;
  • дипломаты;
  • сотрудники консульств;
  • представители какой-либо страны на международных организациях;
  • иностранные лица (в соответствии с нормативами ст. 83 ТК ЕАЭС);
  • компании, зарегистрированные на территории Евразийского экономического союза.

Для иностранцев существует отдельный набор нормативов, в соответствии с которыми должны действовать и специалисты пограничных структур. Беспрепятственная перевозка такими людьми возможна, например, в случае если они являются собственниками предметов транспортировки, перемещаемых не в рамках сделки со страной-членом ЕАЭС. Как и во всех других случаях, контроль и оформление товаров производится в строгом соответствии с установленными инструкциями.

Предприниматели, занимающиеся импортом и внешнеэкономической деятельностью, знают, что еще задолго до вопроса о пересечении границы перед ними появляется огромное количество задач, нуждающихся в немедленном рассмотрении. Магазины, склады, организации, функционирующие в сфере e-commerce и пр., сегодня могут работать как часы, или, наоборот, приносить своему владельцу множество проблем. Чтобы упростить и автоматизировать процессы работы с такими предприятиями, можно использовать, например, программное обеспечение «Склад 15» от компании «Клеверенс».

Цели, порядки, правила и этапы процедуры таможенного оформления груза или товаров

Как уже говорилось ранее, все пограничные операции проводятся в строгом соответствии с набором установленных правительством регламентов и норм. Сопутствующие мероприятия, реализуемые сотрудниками ФТС и владельцем посылки (или его представителем), двигаются в таком маршруте:

  1. Прием и регистрация деклараций.
  2. Инспекция в правильности указания кода ТН ВЭД.
  3. Сверка указанной стоимости транспортируемых изделий.
  4. Проверка факта осуществления платежей по пошлинам и сборам.
  5. Мероприятия по досмотру, с документальной фиксацией всех операций.

Таким образом, в вопросе о том, что такое таможенное оформление грузов и как оно происходит, появляется ст. 88 ТК ЕАЭС. В соответствии с нормативами данного документа специалисты пограничного контроля выносят окончательную резолюцию о пропуске того или иного товара.

Особенно важный этап – это проведение всевозможных пошлинных платежей и последующая инспекция на предмет наличия указанных транзакций в общей базе. В рамках инструкции декларант получает внушительное количество специализированных прав, например, на получение профильной консультации в электронной, устной и письменной форме. Эта норма прописана в ч. 2 ст. 264 ФЗ №289.

Читайте также:
Поставщики пишут в документах фамилию бывшего директора.

Правила перевозки и оформления таможенных грузов в рамках отведенных сроков

Как и многие процессы, в которых задействованы те или иные государственные структуры, рассматриваемые мероприятия реализуются в соответствии с достаточно строгими и сжатыми временными регламентами. Все инструкции, касающиеся вопроса о срочности тех или иных процедур, также прописаны в ТК ТС:

  1. В том случае, если все инспекционные работы были проведены успешно, декларант получает порядка одного дня на физическую транспортировку. Отсчет начинается от момента официальной регистрации сотрудниками ФТС соответствующих бумаг.
  2. При необходимости временного хранения владелец посылки может оставить ее на территории пограничного контроля, максимум на два месяца. Это положение прописано в ст. 170 ТК РФ. Кроме того, указанные рамки могут продляться до 180 суток, по решению ответственных лиц.
  3. В ст. 185 рассматриваемого правительственного регламента указано, что до момента окончания предельного периода сбережения, его хозяин также должен заняться заполнением и подачей новых декларационных бланков.

Вопросы о том, как товар проходит таможню (определения и правила оформления таможенных документов), устанавливаются различными государствами на основании имеющихся на их территории правовых норм. Представленные сроки характерны именно для Российской Федерации в середине 2021 года: спустя некоторое время регламенты могут измениться вследствие тех или иных причин.

Задачи по прохождению пограничного контроля появляются перед предпринимателем далеко не в самом начале его коммерческого пути. До момента совершения описываемых процедур проходит огромное количество, например, локальных учетных мероприятий, на производственных базах самого поставщика.

Чтобы автоматизировать многие виды подобных работ, можно использовать специализированное программное обеспечение. Функционал приложения «Склад 15» от российской компании «Клеверенс» позволяет облегчить работу магазинов, учреждений и организаций, работающих в сфере e-commerce.

Ответственность

Декларант, занимающийся перевозками каких-либо грузов через границы Российской Федерации, несет определенную ответственность:

  • за неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 84 ТК ЕАЭС;
  • за предоставление некорректных или недостоверных сведений.
  • При нарушении любых предоставленных правительством нормативов, владелец посылки или его представитель может столкнуться с целым набором всевозможных неприятных последствий:
  • задержка товаров для проведения экспертизы;
  • реализация долгих, дополнительных инспекционных работ;
  • конфискация вещей с последующим их уничтожением;
  • отчуждение рассматриваемой продукции в пользу государства;
  • наложение штрафных санкций, взыскиваемых в судебно-исполнительном порядке;
  • различные виды административных и уголовных наказаний.

Таким образом, с проблемами сталкивается не только физическое лицо – человек, решавший набор транспортных задач, но и компания, представлением интересов которой он и занимался. Экспортно-импортные операции любого формата – это череда чрезвычайно важных, строго регламентированных процедур. Нарушения в данных рамках способны привести к катастрофическим неприятностям, сталкиваться с которыми не захочет ни один здравомыслящий гражданин или иностранец.

Тарифы ФТС

Как уже говорилось ранее, один из самых важных моментов при реализации пограничных процедур – это оплата соответствующих госпошлин. При оформлении всевозможных грузов, следующих по импортному пути, на отправителя налагается внушительное количество необходимых материальных обязательств. Размеры сборов и пошлин варьируются в зависимости от многих показателей, с учетом типа, формы и класса товара. Также на них могут начисляться величины НДС и акциза.

Основное, что должен сделать человек, занимающийся внешнеэкономической деятельностью коммерческого характера (или его представитель!) – это оплатить соответствующий таможенный налог. В отдельных случаях к нему добавляется и специализированная экспортная пошлина, начисляемая отдельно. Чтобы определить, какая сумма определена для проведения выплатной транзакции, специалист должен использовать код ТН ВД.

Основные виды пограничных госпошлин на различные коммерческие грузы представлены в ст. 4 Федерального закона №5003-1. В рамках данного процессуально-юридического норматива описаны следующие типы реализуемых государством сборов:

  • адвалорный, мероприятия по исчислению которого основаны на показателях стоимости;
  • специфическая разновидность, устанавливаемая в формате фиксированных средств за одну единицу какого-либо транспортируемого продукта или изделия;
  • комбинированный вид – класс, сочетающий в себе оба представленных ранее параметра.

При выдаче услуг по вычислению размеров тех или иных налоговых сборов, сотрудники ФТС учитывают огромный перечень всевозможных правовых регламентов. Так, на итоговую величину оказывают влияние показатели страны-производителя и кода ТН ВД. Также в соответствующем разделе законодательства присутствует и блок, описывающий исключения. В нем представлен перечень классов товаров, не облагаемых экспортными пошлинами.

Точные параметры тех или иных выдвигаемых правительством таможенных тарифов представлены в Постановлении №754. При этом акцизы и НДС исчисляются по нормативам, прописанным в Налоговом кодексе России. Всего в 2021 году в категорию пограничных выплат, совершаемых людьми, выполняющими транспортировку грузов, входят:

  1. Сбор за оформление – фиксированная сумма, напрямую зависящая от стоимости перевозимого продукта, и варьирующаяся в промежутке от 500 до 10 000 рублей соответственно.
  2. За сопровождение – категория получает актуальность исключительно в случае реализации процедур дополнительного контроля. При этом ставка привязана к показателям километража. Итоговый расчет, как правило, составляет от 2 000 до 6 000 рублей.
  3. За хранение – разновидность пошлин, уплата которых производится исключительно в том случае, если владелец пересылки воспользовался возможностью ее оставления под наблюдением сотрудников ФТС. В согласии со стандартными условиями тариф составит от 1 до 10 рублей за каждые 100 килограмм.

Проведение выплатных транзакций по тем или иным указанным сборам – это прямая обязанность человека, занимающегося импортом и экспортом, а также внешнеэкономической торговой деятельностью. При реализации пограничного контроля специалисты Федеральной таможенной службы в обязательном порядке проверят факт совершения сопутствующих платежей. При отсутствии сведений о пополнении нужных счетов в централизованной информационной базе данных, человек через границу пропущен не будет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: