Тайное голосование: что это такое, описание и особенности

Технологии манипуляции сознанием

  • Статьи
  • Авторское видео
  • Поиск
  • Форум

Выборы. Почему голосование тайное?

Бесплатный сыр только в мышеловке.
Пословица.

Голосование может быть тайным или открытым. Открытое – это когда все могут узнать, кто за кого проголосовал. Тайное – когда эта информация недоступна народу, более того, даже принимаются специальные меры, чтобы эта информация была недоступна.

Чем аргументируют необходимость тайного голосования? Якобы при открытом проголосовавшие «не так» могут подвергаться давлению. Давайте разберем, что тут нелогично.

Давление может быть лишь с двух сторон – либо от власти, либо от простых граждан (например, соседа, который узнал, что ты не так проголосовал). Начнем с первого варианта.

Голосование должно быть тайным, чтобы власти не давили на голосующих

Да, при открытом голосовании какое-то давление от представителя власти вы можете получить, но при тайном голосовании вы не можете проверить результаты.

Если власти могут давить на голосующих, следовательно, они могут давить и на тех, кто подсчитывает голоса в тайном голосовании. Вывод: результаты подсчета голосов могут быть сфальсифицированы.

И возникает вопрос: важнее защититься от возможных давлений или получить более прозрачные выборы? Об этом мы поговорим ниже.

Голосование должно быть тайным, чтобы другие граждане не давили на голосующих

Приведите пример, когда за информацию о том, как человек проголосовал, он испытывал давление? Только пример не из СМИ, а когда источником является ваши наблюдения, либо рассказы знакомых, которые сами это видели. В моей жизни ни одного такого примера нет.

Голосование по неважным вопросам почему-то открытое, а по важным тайное

Вы замечали это? Например, на собрании жильцов подъезда принимается решение, кого выбрать главным по подъезду или ставить ли домофон. Все высказывают свои мнения путем открытого голосования, никому в голову не приходит сделать голосование тайным.

Можно сделать тайное голосование, но вы только вдумайтесь, как абсурдно это выглядит: каждый пишет свое мнение на бумажке нужен ли домофон, передает главному по подъезду, он тайно считает и рассказывает результаты. Сразу же возникает вопрос, а не обманул ли он нас? Хорошо, тогда давайте выделим специального человека для проверки за подсчетом. Но опять возникает вопрос, а могли ли эти двое вступить в сговор и обмануть нас? Могли. Но делать нечего, голосование должно быть тайным, а значит, всему подъезду нужно просто верить этим двум.

Нет разницы между любым голосованием и голосованием на выборах политиков

Когда мы с вами организуем голосование, например, в интернете за лучший фильм, то подсознательно делаем его открытым. Такая форма первой приходит в голову, ведь можно проверить результаты. И никто не боится преследований за «неправильный голос». Но когда дело касается политики, то тут почему-то закрытые голосования.

Казалось бы, причина в том, что потенциальное давление за «не правильный голос» на политическом голосовании куда сильнее, чем на голосовании за фильм в интернете. Это так, но из этого логически не следует, что серьезные решения должны приниматься тайно. И вот почему.

Результаты выбора лучшего фильма мало что меняют в жизни голосующих. Результаты выбора президента и депутатов меняют много. Потенциальные преследования за «неправильный голос» на выборе фильма малы, за «неправильный голос» выборах политиков больше.

Открыто голосуя за фильм в интернете или на собрании жильцов по поводу домофона вы готовы нести «риски», ради того, чтобы вы могли проверить результаты голосования. Маленькие изменения в жизни, маленькие риски. Голосуя за политика, вы хотите больших изменений, следовательно, должны быть готовы к большему риску.

Больший риск — это цена больших изменений. Неужели вы думаете, что можно что-то капитально поменять в стране, затратив на это лишь 200 ккал, которые вы израсходуете, дойдя до избирательного участка и обратно?

Вам говорят, что вы можете изменить в стране все, просто дойдя до участка, поставив галочку в тайном голосовании. И никакого риска, никакой ответственности! Цена изменений в стране всего 1 час вашего времени или 200 ккал, затраченных на ходьбу. К слову, 200 ккал – это 50 граммов сыра.

Серьезно надо верить тем, кто говорит, что, затратив калорий эквивалентно 50 граммам сыра, мы изменим страну? Похоже нас где-то обманывают. А обман в том, что при тайном голосовании мы не можем проверить результаты выборов. Зато даже потенциального риска каких-то мифических преследований нет. Именно 50 граммов сыра цена нашего голоса на тайном голосовании.

Выбирав тайный тип голосования, мы променяли возможность проверить его итоги на отсутствие каких-то преследований. Мы вынуждены верить, что итоги именно таковы, как их озвучили.

Не начнутся ли преследования за «не тот» голос на открытых выборах?

Конечно, где-то кто-то подвергнется какому-либо давлению. Но при тайном голосовании вы рискуете и по итогу теряете еще больше, чем при открытом, просто вы этого не замечаете. Сейчас покажу, как это работает.

Вред от мифического давления при открытом голосовании значительно ниже, чем вред от подделки голосов при тайном. Ведь в тайном голосовании мы не можем проверить результаты, значит, есть отличная возможность подтасовать голоса. В результате решение будет принято не такое, какое нужно народу, а в интересах тех, кто подтасовал. Это касается и выборов политиков, и просто голосования по бытовым вопросам.

Например, 80% жильцов проголосовало на тайном голосовании, что домофон не нужен. Результаты подделали, якобы «за» проголосовали 51%. Итог: весь подъезд заплатил за установку домофона, а потом каждый месяц платит за обслуживание. В целом домофон им не нужен, но из-за тайности голосования приходится платить. Внимание, вопрос – что вам обойдется дороже: потенциальное давление за «не тот» голос или пожизненная плата за ненужную услугу?

По-моему, точно также и с выборами политиков. Вы проголосовали на тайных выборах, результаты проверить не можете, поэтому, допустим, побеждает политик, который выбрал курс на обогащение «элиты», а не народа. За счет тайности голосования вы защитились от каких-то там мифических преследований, вот только вас «ограбили» еще больше. Вместо вашего политика пришел другой, который вместо развития экономики (и ваших зарплат) принес вам стагнацию.

Исходя из вышеизложенной логики, голосования должны быть открытыми. Чем более важный вопрос решается, тем больше ответственности или рисков давления, которым «пугают». И это нормально, за все приходится платить свою цену.

Бесплатный сыр в мышеловке

Если вам предложат купить телефон по цене 50 граммов сыра (50-100р), то вам очевидно, что это развод. Телефон будет не рабочий. Нам же предлагают поменять всю страну к лучшему за такую цену, считайте, за бесплатно! Бесплатный сыр в мышеловке.

Эпилог

Я думаю, очевидно, если мы не можем проверить, кто как голосовал, то это почти безграничное поле для подтасовок. А сделать выборы открытыми не позволит, например, 24 статья Конституции, пункт 1:

Читайте также:
Учреждения и органы, исполняющие наказания

«Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.»

Я считаю, что такая вещь, как выборы президента и прочих политиков, влияющие на жизнь целого народа, это не частная (личная) жизнь проголосовавших. Говорят, проголосовать – это гражданский долг каждого. Гражданский долг не может быть в сфере частной жизни. В своей личной жизни человек никому ничего не должен, а вот в публичной сфере еще может быть.

Но в любом случае изменение такой махины, как тип голосования, будет натыкаться на противодействие, основанное на тезисе «люди имеют право скрывать». Тогда для тех, кто боится, я предлагаю в бюллетень добавить галочку «Я не разрешаю разглашать мой выбор».

После голосования, все бюллетени без этой галочки должны вноситься в официальную публичную базу данных, по которой и можно будет проверять. Это и будет первым шагом к открытому голосованию.

П.С.

Вас не смущает, что нет возможности проверить за кого вы голосовали? Самое важное в государстве – это выборы верховного главнокомандующего. И этой важной вещи уделяется подозрительно мало внимания. До сих пор не сделана элементарная электронная база данных, где каждый может посмотреть, за кого он голосовал и на каких выборах. Пусть хотя бы только свой голос можно посмотреть, а не чужой. Но даже этого нет, хотя технически эта задача решается элементарнейшим образом.

Итого, у нас все политики криком кричат о необходимости честных и прозрачных выборов, и о правах граждан, но почему-то за долгие годы никому в голову не пришло, что можно просто добавить еще одну галочку в бюллетень, запрещающую публикацию голоса. Хочешь голосуй открыто, не хочешь тайно, зачем же всех под одну гребенку.

Конечно, что эта галочка ничего не решит, я рассказал о ней для того, чтобы показать, как власть заинтересована в тайном голосовании якобы по причине, что они переживают за честные выборы без давления. Но если бы они действительно хотели прозрачных выборов, то начали хотя бы с этой галочки. Тайное голосование по определению прозрачным быть не может, так как «тайна» и «прозрачность» — это противоположные по смыслу слова.

Как устроены тайные выборы изнутри, информация от участника процесса

А теперь я приведу текст о голосовании в Партии Великое Отечество от председателя Истринского Отделения – Брусенцова Юрия. Он расскажет, как было устроено тайное голосование в партии Николая Старикова.

Здравствуйте. Я был руководителем Истринского отделения ПВО МО Партия Великое Отечество, в которой меня учили тайному подлогу-афере со скрытым применением голоса при голосованиях.

Держа в руках ящик с голосами ПВО, как руководитель Истринского отделения, я понял, что мог сказать любой результат по тайному скрытому голосованию, и это считаю мошенническая афера, которой приведены Презеденты стран Земли…

Партии это «ветряные мельницы», люди в них без власти, изгоняемые даже без права сказать слово в свою защиту…

Сама технология голосования стала понятна держателю ящика с голосами. В конце голосования я, как Председатель отделения ПВО и мой секретарь, уходили в тайную комнату, и выходили от туда уже с протоколом голосований, но проверить эти голоса никто не мог. То есть все голосование зависит только от зачитывающего результат и процедура организовывается так, что проверить нельзя организатора голосования, это не правильно и целенаправленно выполнено для подлогов.

Источник

Это мнение человека, который руководил местным отделением партии в Подмосковье. ПВО входила в десятку крупнейших партии России в 2015 году.

У меня только один вопрос — сколько политиков должны сказать, что тайное голосование это гигантский простор для подлога, чтобы до большинства это дошло?

Что такое тайное голосование при защите диссертации?

Присуждением и лишением ученых степеней в России занимается ВАК-комиссия в лице Диссертационного совета. Именно этот орган оценивает диссертацию, принимает решение о ее дальнейшей судьбе (допускать к защите или нет) и анализирует выступление автора. По результатам защиты диссертации исследователю присваивают заслуженную ученую степень (на которую он претендует).

Присуждением и лишением ученых степеней в России занимается ВАК-комиссия в лице Диссертационного совета. Именно этот орган оценивает диссертацию, принимает решение о ее дальнейшей судьбе (допускать к защите или нет) и анализирует выступление автора. По результатам защиты диссертации исследователю присваивают заслуженную ученую степень (на которую он претендует).

Чтобы стать кандидатом или доктором наук важно не просто провести исследование и зафиксировать полученные результаты, но и грамотно описать его в кандидатской или докторской диссертации, а затем достойно представить ее на защите. Решение о присуждении/лишении ученой степени принимает Диссовет с помощью тайного голосования. Сегодня мы рассмотрим особенности данной процедуры.

Что такое Диссертационный совет и зачем он нужен?

Диссертационный совет – это специальный уполномоченный орган, который создается на базе научных и образовательных заведений с целью оценки трудов исследователей (кандидатских и докторских диссертаций).

Порядок получения ученой степени

Данная комиссия рассматривает заявление и диссертационную работу соискателя ученой степени, принимает решение о допуске кандидата к защите. Если исследование проведено должным образом, оформлено грамотно и соответствует всем требованиям ГОСТ, а кандидатура исследователя также удовлетворяет всем обязательным критериям (наличие кандидатского минимума, прикрепления или обучения в ВУЗе и пр.), то Диссовет формирует пакет документов и направляет его в Минобразования, а затем назначает дату и время защиты исследования.

Диссовет находится в подчинении у ВАК-комиссии, которая утверждает его состав и регулирует его деятельность. Именно от мнения Диссовета зависит судьба исследователя и его труда.

Диссовет и тайное голосование

На защите диссертационной работы (независимо от вида: кандидатская или докторская) должно присутствовать не менее 2/3 членов от общего списка лиц, состоящих в этом органе. Присутствие председателя Диссовета на защите обязательно. Именно он оглашает окончательное решение оценивающего органа, исходя из всей ситуации и мнения остальных членов.

Функции Диссовета

На защите кандидатской диссертации обязательно должны присутствовать ученые (со степенью «кандидат наук» и «доктор наук») не менее 2-3 человек. Полноценно оценивать столь глобальный труд без экспертов соответствующего уровня просто немыслимо.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Сама по себе процедура защиты диссертации стандартна. Автор научной работы должен кратко рассказать о своем труде, проделанной работе, показать ее актуальность и значимость, подчеркнуть существующую проблему, степень ее изученности и нерешенности, а также предложить собственный, инновационный способ ее устранения или смягчения ее действия. Важно, чтобы до защиты исследователь выслал автореферат членам комиссии для ознакомления, а непосредственно на защите был подготовлен раздаточный материал.

Члены Диссовета могут задавать вопросы выступающему. Все вопросы должны быть исключительно в рамках темы исследования. Помимо выступления комиссия также будет анализировать рецензию/отзыв на научное исследование, мнение официальных оппонентов и пр.

Процедура голосования

После того, как сама защита диссертации закончена, все вопросы исчерпаны, кандидат на ученую степень покидает зал. Окончательное решение относительно судьбы соискателя председатель Диссовета принимает на основе проведения тайного голосования.

Тайное голосование представляет собой процедуру, в ходе которой каждый участник выражает свое мнение относительно работы. Чаще всего выражение мнения относительно непосредственно к тому: присуждается или нет ученая степень соискателю. На основе большинства голосов выносится окончательный вердикт.

Следует отметить, что независимо от позиции каждого члена Диссовета, никто не обязан давать разъяснение своей позиции. Достаточно просто проголосовать «за» или «против» и все.

В тайном голосовании принимают участие лишь те члены Диссовета, кто присутствовал непосредственно на защите соискателя. Результаты этого мероприятия оформляет счетная комиссия. Явка каждого представителя Диссовета на защиту фиксируется в явочном листе, поэтому количество голосов и присутствовавших на защите лиц должно совпадать.

Тайное голосование проходит в письменной форме. Каждый член Диссовета отмечает свое решение в специальном бюллетене, а затем сдает его председателю или представителю счетной комиссии.

Следует отметить, что мнение опоздавших членов Диссовета или покинувших зал досрочно не учитывается. Счетная комиссия должна пометить все бюллетени с учетом «воздержавшихся» (опоздавших и покинувших лиц) до начала тайного голосования.

По результатам голосования формируется протокол, счетная комиссия опечатывает бюллетени и передает все это секретарю Диссовета.

Ученая степень присуждается, если положительно проголосовало не менее 2/3 от присутствовавших на защите лиц. Затем проводится обсуждение проекта заключения и оглашается окончательный результат.

Вывод

Тайное голосование – это ключевое действие Диссовета, на основе которого принимается решение относительно судьбы соискателя. Тайным оно называется, потому что на бюллетенях не указываются данные о проголосовавшем лице. Поэтому соискателю важно не просто грамотно изложить свои мысли в диссертации, но и достойно представить ее на защите.

Команда ОЦ Дисхелп готова помочь соискателям ученых степеней. Наши специалисты подготовят диссертацию с ноля или помогут в решение возникших при ее написании проблем, повысят уникальность текста, отредактируют оформление и пр. В штате ОЦ Дисхелп работают высокопрофильные специалисты, за плечами которых покорены ученые степени и звания. Высокое качество, индивидуальный подход и конфиденциальность данных гарантированы. Оформить заявку можно в офисе или на сайте Дисхелп.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Тайное голосование

  • v
  • т
  • е

Тайное голосование , также известное как Австралийского избирательного бюллетень или Массачусетского голосование , [1] представляет собой метод голосования , в котором избиратель выбор «сек в качестве выборов или референдума является анонимным. Это предотвращает попытки повлиять на избирателя путем запугивания , шантажа и потенциального подкупа голосов . Эта система – одно из средств достижения политической конфиденциальности.

Тайные бюллетени используются вместе с различными системами голосования . Самая простая форма тайного голосования использует чистые листы бумаги, на которых каждый избиратель записывает свой выбор. Не раскрывая никому голоса, избиратель складывает бюллетень пополам и помещает его в запечатанный ящик. Этот ящик позже опорожняется для подсчета. Одним из аспектов тайного голосования является обеспечение кабины для голосования, чтобы избиратель мог писать в бюллетенях для голосования, чтобы другие не могли видеть, что пишется. Сегодня обычно предоставляются распечатанные избирательные бюллетени с именами кандидатов или вопросами и соответствующими флажками. Условия на избирательном участке избиратели должны тайно записывать свои предпочтения, а бюллетени предназначены для устранения предвзятости и предотвращения привязки избирателя к бюллетеням.

Проблема конфиденциальности возникает в связи с попытками повысить эффективность голосования за счет внедрения голосования по почте и дистанционного электронного голосования . Некоторые страны разрешают голосование по доверенности, но некоторые люди утверждают, что это несовместимо с конфиденциальностью голосования. Популярность селфи с бюллетенями поставила под сомнение секретность личного голосования.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Секретные и публичные методы
  • 2 История
    • 2.1 Древний
    • 2.2 Франция
    • 2.3 Соединенное Королевство
    • 2,4 Австралия и Новая Зеландия
    • 2,5 США
  • 3 Международное право
  • 4 человека с ограниченными возможностями
  • 5 Исключения секретности
  • 6 Критика
  • 7 Хронология введения
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Внешние ссылки

Секретные и публичные методы [ править ]

К концу 20 века тайное голосование стало обычным явлением для отдельных граждан либеральных демократий во всем мире.

Голоса, проводимые выборными должностными лицами , обычно являются публичными, чтобы граждане могли судить об итогах голосования официальных и бывших должностных лиц на будущих выборах. Это может быть сделано с помощью физической или электронной системы личного присутствия или путем поименного голосования . Некоторые более быстрые методы голосования в законодательные органы не регистрируют, кто голосовал, каким образом, хотя свидетели в законодательных палатах могут по-прежнему замечать голос данного законодателя. К ним относятся голосовые голосагде громкость криков за или против принимается как мера числовой поддержки и подсчет поднятых рук. В некоторых случаях используется тайное голосование, например, чтобы позволить представителям выбирать руководство партии, не опасаясь возмездия против тех, кто голосовал за проигравших кандидатов. Парламентская тактика принуждения к поименному голосованию или избежания его может быть использована для того, чтобы отговорить или побудить представителей голосовать таким образом, который политически непопулярен среди избирателей (например, если политику, которая считается отвечающей общественным интересам, трудно объяснить или она непопулярна, но без лучшей альтернативы или для того, чтобы скрыть потворство своим интересам), или для создания или предотвращения подпитки для политических кампаний.

К публичным методам голосования граждан относились:

  • Устное воззвание, когда голоса выкрикиваются по одному, обычно на собрании [2]
  • Посещение определенного места собрания, например городского собрания или собрания в Айове . Отсюда и возник термин « опрос для выборов», первоначально означающий «верх головы», который подсчитывался на этих собраниях. [2]
  • Маленькие шарики или другие предметы, такие как кукуруза, камешки, бобы, пули, цветные шарики или карточки. Это происхождение термина « бюллетень» , первоначально означавшего «маленький мяч». [2]
  • Подъем рук на собрании
  • Вырезание ярко окрашенного бюллетеня (цвета, соответствующего выбранной партии) из газеты и принесение его на избирательный участок [2]
  • Система открытого голосования

К частным методам голосования граждан относились:

  • Написание имени предпочтительного кандидата или результата на листе бумаги и помещение его в контейнер (что исключает неграмотных избирателей) [2]
  • Отметка бюллетеня, отпечатанного правительством (что может исключить неграмотных избирателей, если они включают только слова и не могут получить помощь [2], но некоторые бюллетени содержат цвета, символы или изображения, чтобы избежать этого)

История [ править ]

Древний [ править ]

В Древней Греции тайные избирательные бюллетени использовались в нескольких ситуациях [3], таких как остракизм, а также для того, чтобы оставаться скрытыми от людей, ищущих благосклонности.

В Древнем Риме законы, регулирующие выборы, в совокупности были известны как Tabellariae Leges , первый из которых был введен в 139 г. до н.э. ( lex Gabinia tabellaria ). [4] [ требуется дальнейшее объяснение ]

Франция [ править ]

Статья 31 Конституции III года Революции (1795 г.) [5] гласит, что «Все выборы должны проводиться тайным голосованием». То же самое и с конституцией 1848 года : [6] избиратели могли написать от руки имя предпочитаемого им кандидата в своем бюллетене для голосования дома (единственным условием было написать на белой бумаге [7] ) или получить такой бюллетень, который раздавали на улице. [8] Бюллетень был сложен, чтобы другие люди не могли прочитать его содержимое. [8]

Луи-Наполеон Бонапарт попытался отменить тайное голосование для плебисцита 1851 года с помощью избирательного указа, в котором избирателям предлагалось записать «да» или «нет» (по-французски: «oui» или «non») на глазах у всех. Но он столкнулся с сильным сопротивлением и, наконец, передумал, разрешив тайное голосование. [9]

Согласно официальному веб-сайту Assemblée nationale (нижней палаты французского парламента), кабина для голосования была окончательно принята только в 1913 году. [10]

Соединенное Королевство [ править ]

Требование тайного голосования было одним из шести пунктов чартизма . [11] Британский парламент времени отказался даже рассматривать требования чартистских, но следует отметить , что лорд Маколей , в своей речи 1842 года , отвергая чартизмом в шесть очков в целом, признал , что тайное голосование был один из двух точки, которые он мог поддержать.

Выборы в Лондонский школьный совет 1870 года были первыми крупномасштабными выборами тайным голосованием в Великобритании.

После нескольких неудачных попыток (некоторые из них были инициированы Джорджем Гротом [12] ), тайное голосование было в конечном итоге расширено в целом в Законе о выборах 1872 года , что существенно снизило затраты на агитацию (поскольку лечение больше не было реально возможным) и впервые было использовано в 15 августа 1872 года, чтобы переизбрать Хью Чайлдерса депутатом Понтефракта на дополнительных выборах министра после его назначения канцлером герцогства Ланкастер . Оригинальная урна для голосования , запечатанная воском с лакричным штампом, хранится в музее Понтефракта. [13]

Однако Великобритания использует пронумерованные бюллетени , чтобы в редких случаях суды могли вмешиваться и определять, за какого кандидата проголосовали избиратели.

Австралия и Новая Зеландия [ править ]

В Австралии тайное голосование, по-видимому, впервые было осуществлено на Тасмании 7 февраля 1856 года.

До первоначальных Тасманского закона о выборах 1856 был «вновь открыли» в последнее время , кредит на первое осуществление тайного голосования часто ходил в Виктории, где он впервые был бывшим мэром Мельбурна, Уильям Николсон , [14] и одновременно Южная Австралия . [15] Виктория приняла закон о тайном голосовании 19 марта 1856 г. [16], а избирательный комиссар Южной Австралии Уильям Бутби обычно получает признание за создание системы, окончательно вступившей в силу в Южной Австралии 2 апреля того же года (две недели спустя). . Затем последовали другие австралийские колонии: Новый Южный Уэльс (1858 г.),Квинсленд (1859 г.) и Западная Австралия (1877 г.).

Законы штатов о выборах, включая тайное голосование, применялись для первых выборов в австралийский парламент в 1901 году, и эта система по-прежнему использовалась на федеральных выборах и референдумах. В Законе о выборах Содружества 1918 года тайное голосование прямо не излагается, но прочтение статей 206, 207, 325, 327 Закона подразумевает его допущение. Разделы 323 и 226 (4), тем не менее, применяют принцип тайного голосования к сотрудникам избирательных участков и также подтверждают это предположение.

Новая Зеландия ввела тайное голосование в 1870 году.

Соединенные Штаты [ править ]

До последних лет XIX века партизанские газеты печатали заполненные бюллетени, которые партийные работники раздавали в день выборов, чтобы избиратели могли опустить их прямо в урны. Отдельные штаты перешли на тайное голосование вскоре после президентских выборов 1884 года , закончив Кентукки в 1891 году, когда он прекратил использовать устное голосование. [17] [ необходима страница ]

Однако первоначально новый избирательный бюллетень штата не обязательно содержал все четыре компонента «австралийского избирательного бюллетеня»: [18]

  1. официальный бюллетень, напечатанный за государственный счет,
  2. на котором указаны имена выдвинутых кандидатов от всех партий и все предложения,
  3. распространяется только на избирательном участке и
  4. отмечены в секрете.

Луисвилл, штат Кентукки, был первым городом в Соединенных Штатах, принявшим австралийский избирательный бюллетень. Его разработал Льюис Нафтали Дембиц , дядя и вдохновитель будущего помощника судьи Верховного суда Луи Брандейса . Массачусетс принял первый австралийский избирательный бюллетень штата, написанный реформатором Ричардом Генри Дана III в 1888 году. Следовательно, он также известен как «избирательный бюллетень Массачусетса». В семи штатах бюллетени не печатались правительством до 20 века. Джорджия начала использовать их в 1922 году. [19] Когда Южная Каролинапоследовав этому примеру, в 1950 году это завершило общенациональный переход на австралийские бюллетени. В 20-м веке также были введены первые уголовные запреты на покупку голосов в 1925 году [20].

Хотя выборы в США в настоящее время проводятся преимущественно тайным голосованием, есть несколько исключений:

  • В Северной Каролине есть конфиденциальный бюллетень, но нет тайного голосования для досрочного личного голосования (единого окна) и заочного голосования по почте. В § 163-227.5 Общего статута указано, что «бюллетень должен иметь номер бюллетеня в соответствии с GS 163-230.1 (a2) или должен иметь эквивалентный идентификатор, позволяющий восстановить его». Если избиратель опускает бюллетень для заочного голосования или голосует в режиме единого окна (досрочное голосование) или заочно по почте, но обнаруживается, что избиратель не имел права участвовать в голосовании (например, умер в период между подачей бюллетеня и днем ​​выборов), бюллетень будет можно получить с помощью уникального номера, написанного вверху бюллетеня. Директор по выборам каждого округа ведет базу данных с именами каждого избирателя и соответствующим извлекаемым номером бюллетеня.
  • Избирательные бюллетени, пересылаемые по почте, не соответствуют определению австралийских бюллетеней, поскольку они раздаются по домам избирателей, и нет никакой гарантии, что они отмечены тайно. Их можно использовать в качестве открепительных удостоверений , а все выборы в Колорадо , Орегоне и Вашингтоне проводятся по почте. [21]
  • В некоторых штатах США для выдвижения партийной фракции требуется система открытого голосования . Сюда входит, в первую очередь, начальный штат Айова, выдвигающий кандидатуру президента .
  • В Конституции Западной Вирджинии указывается, что избиратели могут выбрать открытое голосование, хотя у них также должна быть возможность проголосовать тайно. [22]

Международное право [ править ]

Право проводить выборы тайным голосованием включено в многочисленные договоры и международные соглашения, которые обязывают подписавшие их государства:

  • Статья 21.3 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Воля народа . должна выражаться в периодических и подлинных выборах, которые . проводятся тайным голосованием или эквивалентными процедурами свободного голосования». [23]
  • Статья 23 Американской конвенции о правах человека (Пакт Сан-Хосе, Коста-Рика) предоставляет каждому гражданину государств-членов Организации американских государств право и возможность «голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, которые должны быть всеобщим и равным избирательным правом и тайным голосованием, гарантирующим свободное волеизъявление избирателей “. [24]
  • Параграф 7.4 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ обязывает государства-члены Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе «обеспечить, чтобы голоса были поданы тайным голосованием или с помощью эквивалентной процедуры свободного голосования, и что они подсчитываются и сообщаются честно, а официальные результаты публикуются “. [25]
  • Статья 5 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-членах Содружества Независимых Государств обязывает избирательные органы не совершать «никаких действий, нарушающих принцип тайного выражения воли избирателя». [26]

Инвалиды [ править ]

Дизайн избирательных бюллетеней и архитектура избирательных участков часто лишают инвалидов возможности голосовать тайно. Во многих демократических странах инвалиды могут голосовать, назначив другого человека, которому разрешено присоединиться к ним в кабине для голосования и заполнить бюллетень от своего имени. [27] Это не гарантирует тайну голосования.

Организация Объединенных Наций Конвенция о правах инвалидов , которая вступила в силу в 2008 году уверяет тайное голосование для избирателей с ограниченными физическими возможностями. Статья 29 Конвенции требует, чтобы все Договаривающиеся государства защищали «право человека с ограниченными возможностями голосовать тайным голосованием на выборах и публичных референдумах ». В соответствии с этим положением каждое Договаривающееся государство должно предоставить оборудование для голосования, которое позволило бы избирателям-инвалидам голосовать независимо и тайно. Некоторые демократии, например США , Нидерланды , Словения , Албания или Индия.разрешить избирателям с ограниченными возможностями использовать электронные машины для голосования . В других странах , в том числе в Азербайджане , Канаде , Гане , Великобритании и большинстве стран Африки и Азии , избиратели с нарушениями зрения могут использовать бюллетени со шрифтом Брайля или бумажные шаблоны для голосования. Статья 29 также требует, чтобы Договаривающиеся государства обеспечивали, «чтобы процедуры, оборудование и материалы для голосования были подходящими, доступными и простыми для понимания и использования». В некоторых демократических странах, например, в Великобритании , Швеции и США , все избирательные участки уже полностью доступны для избирателей-инвалидов. [ необходима цитата ]

Исключения секретности [ править ]

В Великобритании механизмы тайного голосования , иногда критикуют , потому что можно связать избирательный бюллетень избирателю , который бросил его. Каждый избирательный бюллетень пронумерован индивидуально, и у каждого избирателя также есть номер. Когда избирателю выдается бюллетень для голосования, его номер записывается на корешке избирательного бюллетеня (на котором также указан номер бюллетеня). Это, конечно, означает, что тайна голосования не гарантируется, если кто-либо может получить доступ к корешкам, которые надежно заперты перед тем, как урны будут открыты при подсчете голосов. Таким образом, должностные лица избирательных участков, вступившие в сговор с наблюдателями за выборами, могут определять, как проголосовали отдельные избиратели.

Эта мера считается оправданной в качестве меры безопасности, чтобы в случае обвинения в мошенничестве можно было идентифицировать фальшивые бюллетени для голосования. Процесс сопоставления бюллетеней с избирателями формально допустим только в том случае, если этого требует Избирательный суд ; на самом деле Избирательный суд редко выносил такое постановление с тех пор, как в 1872 году было введено тайное голосование. Одним из примеров было закрытое соревнование на местных выборах в Ричмонде-на-Темзе в конце 1970-х годов с тремя оспариваемыми бюллетенями и заявленным большинством в два голоса. . По сообщениям, заключенные в британской тюрьме наблюдались за идентификацией голосов избирателей в списке в 2008 году. [28] Юридические полномочия для этой системы изложены в Правилах парламентских выборов в Приложении 1 Закона о народном представительстве 1983 года.. [29]

В Соединенных Штатах большинство штатов гарантирует тайное голосование. Но в некоторых штатах, включая Индиану и Северную Каролину , требуется возможность привязать некоторые бюллетени к избирателям. Это может быть использовано, например, при заочном голосовании, чтобы сохранить возможность отменить голосование, если избиратель умрет до дня голосования. [30] [31] Иногда номер бюллетеня печатается на перфорированном корешке, который отрывается и кладется на кольцо (например, занавеска для душа.кольцо) перед опусканием бюллетеня в урну для голосования. Корешки подтверждают, что избиратель проголосовал, и гарантируют, что он может проголосовать только один раз, но сами бюллетени являются секретными и анонимными. В конце дня голосования количество бюллетеней внутри ящика должно совпадать с количеством окурков на кольце, удостоверяя, что каждый бюллетень был подан зарегистрированным избирателем и что ни один из них не был утерян или сфабрикован. Иногда бюллетени сами пронумерованы, что позволяет отслеживать голосование. В 2012 году в Колорадо эта процедура была признана законной судьей федерального округа Кристин Аргуэлло , которая постановила, что Конституция США не дает права на тайное голосование. [32]

Критика [ править ]

Некоторые люди считают, что тайное голосование допускает фальсификацию выборов, и поэтому его следует исключить [33] или дополнить другими способами проверки голосования, такими как криптографически безопасные квитанции. [34] [35]

Статья 7. Тайное голосование. Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Комментарий к статье 7
Принцип тайного голосования означает, что никто, кроме самого избирателя (участника референдума), не имеет права знать о содержании его персонального волеизъявления и (или) никто не вправе оказывать давление на волеизъявление избирателя (участника референдума). В международном праве этот принцип закреплен в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в п. “b” ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, в соответствии с которым каждому гражданину разрешается голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей, в п. 7 Документа Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г. (в качестве одного из международных обязательств государства), в ст. 29 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., а также в ст. 5 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ (подписана 7 октября 2002 г. и вступает в силу с даты сдачи депозитарию на хранение третьего уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для ее вступления в силу).
Законодательную основу принципа тайного голосования составляют ст. 81 Конституции РФ, закрепляющая этот принцип применительно к выборам Президента РФ, ст. 1 и 33 Федерального конституционного закона “О референдуме Российской Федерации”, ст. 1 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации”, ст. 1 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, п. 3 ст. 10 и п. 1 ст. 18 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, ст. 23 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления”.
Реализация данного принципа требует создания ряда организационных и иных мер и процедур, которые должны исключить какой-либо контроль за процессом голосования и обеспечить свободу волеизъявления гражданина на выборах и референдуме. В международной практике этому служит, например, переход на голосование с помощью электронных средств.
В ст. 33 Федерального конституционного закона “О референдуме Российской Федерации” закреплены следующие гарантии соблюдения принципа тайны голосования на референдуме: а) если гражданин не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования на референдуме, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов комиссии по проведению референдума Российской Федерации и наблюдателей, т.е. лиц, которые могут повлиять на волеизъявление участника референдума в тех или иных интересах; б) лицо, оказавшее гражданину такую помощь, указывает свои фамилию, имя, отчество и расписывается в списке участников референдума в графе “Подпись гражданина о получении бюллетеня для голосования на референдуме Российской Федерации”; в) каждый гражданин, имеющий право на участие в референдуме, голосует лично, голосование за других лиц не допускается; г) заполнение бюллетеня для голосования на референдуме производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого гражданина; д) участник референдума, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень для голосования на референдуме, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением членов комиссии референдума и наблюдателей, и его фамилия, имя, отчество указываются в списке участников референдума рядом с подписью гражданина, имеющего право на участие в референдуме, о получении бюллетеня для голосования на референдуме; е) организация голосования гражданина, который по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может прибыть на участок референдума, вне помещения участка референдума должна исключать возможность искажения его волеизъявления; ж) член участковой комиссии по проведению референдума отстраняется от участия в работе комиссии, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения участка референдума, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление гражданина.
Комментируемый Федеральный закон воспроизводит и развивает многие положения Федерального конституционного закона “О референдуме Российской Федерации”. Так, для усиления обеспечения соблюдения принципа тайны голосования ст. 64 устанавливается, в частности, что избиратель, участник референдума, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума. В этом случае он устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня; при этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка участников референдума указываются не только фамилия, имя, отчество, но также серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума. Таким образом, оказавшее такую помощь лицо перестает быть анонимным и тем самым существенно уменьшается вероятность оказания им давления на волеизъявление участника референдума или искажения его воли.
На усиление гарантий тайны голосования направлено и положение п. 13 ст. 64, запрещающее заинтересованным в результатах голосования физическим и юридическим лицам (зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим или юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций) предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума в помещения соответствующих комиссий для участия в голосовании.
Кроме того, ст. 65, регулирующая порядок досрочного голосования, вводит дополнительные гарантии соблюдения принципа тайного голосования, ограничивает право осуществлять досрочное голосование только при проведении выборов в органы местного самоуправления и местного референдума. В случае досрочного голосования соответствующая комиссия обязана обеспечить тайну голосования, исключив возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума. Для этого заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, участником референдума бюллетень им самим вкладывается в конверт и заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования или участковой комиссии как с правом решающего голоса, так и членов комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей (по их желанию), которые заверяются печатью соответствующей комиссии, а также подписью проголосовавшего досрочно избирателя, участника референдума. В день голосования председатель участковой комиссии в присутствии членов соответствующей комиссии, наблюдателей и иных указанных в законе лиц предъявляет для визуального ознакомления названные конверты. Только после этого он с соблюдением тайны волеизъявления избирателя, участника референдума опускает избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов в случае его использования.
Дополнительными гарантиями реализации принципа тайного голосования и средствами защиты граждан от воздействия “грязных” избирательных технологий служат и положения п. 2 и 7 ст. 65, а также п. 16 ст. 68 комментируемого Федерального закона, а именно: а) избиратель, участник референдума, голосующий досрочно, подает в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Данное заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума; б) в случае если число досрочно проголосовавших в помещениях территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования и участковой комиссии избирателей, участников референдума будет составлять более 1% от числа избирателей, участников референдума, внесенных в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума (но не менее 10 избирателей, участников референдума), на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума, непосредственно после извлечения бюллетеней из конвертов проставляется печать участковой комиссии; в) участковая комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет указанных выше бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума.
В соответствии со ст. 66 организация голосования вне помещения для голосования для избирателей, участников референдума, которые не могут самостоятельно по уважительным причинам прибыть в помещение для голосования, должна исключать возможность искажения их волеизъявления. Так, голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования (за исключением предусмотренных законом случаев возможного досрочного голосования в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах и полярных станциях) и только на основании письменного заявления или устного обращения, которое должно подтверждаться письменным заявлением избирателя, участника референдума по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии, комиссии референдума. Голосование вне помещения для голосования должны проводить не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса. При этом голосовании вправе присутствовать также члены комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели (в отличие от Федерального конституционного закона “О референдуме Российской Федерации” право присутствовать на голосовании вне помещения участка референдума получили и члены комиссии с правом совещательного голоса). Комментируемый Федеральный закон предусмотрел и ряд других мер по обеспечению тайны голосования. В частности, ст. 79 прямо установила, что лица, нарушающие тайну голосования либо совершающие иные названные в этой статье нарушения избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.
Вместе с тем принцип тайного голосования означает также, что избиратель, участник референдума не вправе демонстрировать кому бы то ни было заполненный им бюллетень, за исключением случаев получения нового бюллетеня взамен испорченного (п. 9 ст. 64).
Не являются нарушением принципа тайного голосования опросы избирателей, участников референдума о том, как они собираются голосовать, если такие опросы проводятся с соблюдением одного из важнейших принципов эмпирического исследования – принципа анонимности, добровольности участия и ответов избирателей, участников референдума. Представляется, что в случае проведения таких опросов, в частности, при выходе избирателей из помещений для голосования с целью выяснения, как они проголосовали, в указанной деятельности, при определенных условиях, могут присутствовать признаки воспрепятствования осуществлению избирательных прав граждан РФ, в том числе путем нарушения тайны голосования.

Тайное голосование

Тайное голосование — вид голосования, при котором участники голосуют анонимно. Частая форма голосования на многих уровнях выборов. В России наиболее масштабным применением тайного голосования являются президентские выборы. Важным критерием тайного голосования является исключение контроля за волеизъявлением голосующего. Наиболее распространено тайное голосование бюллетенями, которые заполняются избирателями (голосующими) в особой комнате или кабине как правило на специальных избирательных участках и опускаются в избирательный ящик (урну) в сложенном виде или специальном конверте.

Выборы и предвыборные кампании
Институт выборов Прямые выборы / Непрямые выборы • Альтернативные выборы / Безальтернативные выборы • Конкурентные выборы / Неконкурентные выборы • Выборы по жребию • Референдум • Критика института выборов
Уровень выборов Общенациональные выборы (Парламентские выборы • Президентские выборы) • Региональные выборы • Муниципальные выборы
Избирательные системы Избирательные системы простого большинства • Пропорциональные • Смешанные • Метод Шульце • Одобрительное голосование
Избирательная кампания Календарь выборов • Праймериз • Выдвижение кандидатов • Регистрация кандидатов • Агитационный период • Повторное голосование • Повторные выборы • Досрочные выборы • Кандидаты • Избирательный фонд • Избирательный залог • Политическое консультирование • Предвыборная агитация ( Встреча с избирателями • Предвыборные обещания) • Избирательный штаб • Избирательное объединение • Избирательный блок • Партийный список • Паровоз • Избирательная комиссия • День тишины
Голосование Досрочное голосование • Открепительное удостоверение • День голосования • Единый день голосования • Эксит-полл • Подсчёт голосов • Процентный барьер • Открытое голосование • Тайное голосование • Воздержание • Испорченный бюллетень • Протестный голос • Явка избирателей • Бойкот • Голосование ногами • Электронное голосование • Интернет-выборы • Избирательный процесс • Кабина для голосования • Урна • Избирательный бюллетень • Против всех
Избирательное право Объективное • Субъективное (активное, пассивное)
Электоральная география Избирательный округ • Избирательный участок • Джерримендеринг • Гнилые местечки
Нарушения на выборах Вброс бюллетеней • Использование административного ресурса • Карусель • Манипуляция общественным мнением • Подкуп избирателей • Фальсификация итогов голосования • Фотографирование бюллетеня
Псефология Абсентеизм • Представительная демократия • Парадокс Кондорсе • Теорема Эрроу

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Тайнио
  • Тайное голосование (фильм

Полезное

Смотреть что такое “Тайное голосование” в других словарях:

ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ — (ballot) Голосование путем опускания в урну гальки ( псефос – отсюда псефология (psephology), изобретенное древнегреческими демократами; возродилось в XVIII в. Хотя Дж. С. Милль (Mill) и утверждал, что открытое голосование способствует повышению… … Политология. Словарь.

Тайное голосование — вид голосования, при котором исключен контроль за волеизъявлением голосующего. При тайном голосовании свобода волеизъявления достигается посредством голосования бюллетенями, шарами или на специальных машинах для голосования. См. также:… … Финансовый словарь

Тайное голосование — (англ. secret voting) вид голосования на выборах или референдуме, при котором не допускается контроль за волеизъявлением голосующего. В РФ согласно ст. 7 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в … Энциклопедия права

ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ — голосование, при котором исключен контроль за волеизъявлением голосующего; свобода волеизъявления при Т.г. достигается посредством голосования бюллетенями, шарами или на специальных машинах для голосования. Наиболее распространено Т.г.… … Юридическая энциклопедия

ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ — вид голосования, при котором исключен контроль за волеизъявлением голосующего; это достигается посредством голосования бюллетенями, шарами или на специальных машинах. Наиболее распространено Т.г. бюллетенями, которые заполняются избирателями… … Юридический словарь

ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ — «ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1980, цв., 90 мин. Киноповесть. По мотивам очерка А. Стреляного «Трое в степи». Честно и справедливо жил председатель колхоза «Рассвет» Фома Лукаш. Но когда прихватило сердце, он слег в больницу. А в это… … Энциклопедия кино

тайное голосование — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN non recorded vote … Справочник технического переводчика

ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ — голосование, при котором исключен контроль за волеизъявлением голосующего; свобода волеизъявления при Т. г. достигается посредством голосования бюллетенями, шарами или на специальных машинах для голосования. Наиболее распространено Т. г.… … Энциклопедический словарь экономики и права

тайное голосование — вид голосования, при котором исключен контроль за волеизъявлением голосующего; это достигается посредством голосования бюллетенями, шарами или на специальных машинах. Наиболее распространено Т.г. бюллетенями, которые заполняются избирателями… … Большой юридический словарь

ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ — см. Голосование … Энциклопедия юриста

Тайная экспедиция

Тайная экспедиция — создана была при Сенате в 1762 году. В нее перешли все контрразведывательные функции. Для борьбы с иностранными агентами экспедиция ввела и стала эффективно использовать институт осведомителей за рубежом. Через них, «конфидентов», российские спецслужбы получали данные как на шпионов, засланных в Россию, так и на завербованных ими сотрудников из числа российских подданных.

В XVIII веке к политическим преступлениям относились «восстания и заговоры против правительства, измена и шпионаж, самозванство, выступления с критикой правительственной политики и действий царя, членов царской семьи или представителей царской администрации, а также деяния, наносящие ущерб престижу царской власти».

В предшествующие годы этой работой поочередно занимались Приказ тайных дел, Преображенский приказ и печально знаменитая Тайная канцелярия, закрытая Петром III в феврале 1762 года. Однако этот шаг отнюдь не положил конец развитию отечественной политической полиции, так как на месте прежнего учреждения было образовано новое – Особая экспедиция при правительствующем Сенате. Следует заметить, что идея включить политический сыск в структуру Сената принадлежала еще Петру I, но по стечению обстоятельств оказалась воплощена лишь через 37 лет после его смерти. Тем не менее, этот шаг не спас Петра III – в июне 1762 года он был свергнут с трона своей женой. Так на престол взошла Екатерина II.

Императрица не испытывала особой любви ни к политической полиции, ни к реформам своего мужа в этой области, но, придя к власти, она быстро осознала пользу и необходимость Особой экспедиции. Этот орган не только не был ликвидирован, но и стал главным центром политического сыска Российской Империи на долгие годы вперед. Сотрудники экспедиции (экспедиторы) вели следствие по громким делам Е. Пугачева, А. Н. Радищева, Н. И. Новикова и княжны Е. Таракановой. Ими также расследовалась попытка подпоручика В. Я. Мировича освободить из-под стражи свергнутого Петра III, заговор камер-юнкера Ф. Хитрово с целью убийства графа Г. Орлова, шпионская деятельность надворного советника Вальва и т. д.

Политических преступлений за 34 года правления Екатерины II было предостаточно. Большинство из них успешно обнаруживались экспедиторами. По свидетельству современников они знали «все, что происходит в столице: не только преступные замыслы или действия, но и даже вольные и неосторожные разговоры».

На содержание этого ведомства официально выделялось всего 2000 рублей в год, но эти деньги тратились лишь на выплату жалования немногочисленным сотрудникам. Реальные суммы содержания экспедиции держались в строжайшем секрете, как и все, что было с ней связано. Екатерина всячески старалась вывести службу политического сыска из поля зрения общественности, поэтому основной резиденцией экспедиции даже стала Петропавловская крепость. Помимо этого, Императрица решила внести несколько изменений в организацию сыскного ведомства.

Первым шагом на этом пути стала смена названия – с октября 1762 года Особая экспедиция была переименована в Тайную. Цели обновленного органа сводились к сбору сведений «о всех преступлениях противу правления», аресту злоумышленников и ведению расследований. Официальным главой Тайной экспедиции вначале был генерал-прокурор Сената А. И. Глебов, а затем сменивший его князь А. А. Вяземский. Однако фактическим руководителем политической полиции был Степан Иванович Шешковский, действовавший под непосредственным контролем Екатерины II.

По словам историка А. Корсакова в сопоставлении этих имен слышался «резкий, поражающий диссонанс». Если Императрицу считали горячей сторонницей Просвещения и гуманизма, то Шешковского называли «палачом» и «великим инквизитором России», а его имя вселяло в современников панический ужас. К примеру, когда А. Н. Радищеву сообщили, что его дело поручено вести именно Степану Ивановичу, автор «Путешествия из Петербурга в Москву» упал в обморок.

Чем же глава Тайной экспедиции вызывал такой страх? С виду Шешковский казался добродушным и скромным человеком низкого роста, и мало кто мог бы найти в его облике что-то пугающее. Несмотря на довольно посредственное образование, Степан Иванович отличался невероятным трудолюбием и работоспособностью. Он не засиживался в столице, часто выезжая для расследования преступлений в другие регионы. Отличался честностью, а в его резюме было сказано: «Писать способен и не пьянствует – при делах быть годен». Однако вопреки этой характеристике именно Шешковского большинство жителей Санкт-Петербурга и Москвы называли самым опасным человеком из окружения Екатерины.

Главная причина такого отношения состояла в якобы применявшихся им методах дознания. Столица была полна слухов о фактах систематического избиения подозреваемых: «Шешковский ни с кем не церемонился. Для него что крестьянин, что дворянин – все едино. Допрос начинал с того, что лупил палкой обвиняемого по зубам». Справедливости ради, стоит сказать, что эти слухи почти не имели под собой реальных оснований.

Экспедиторы, конечно, имели право применять пытки к государственным преступникам, но их начальник считал подобные меры излишними. По словам Екатерины II «двенадцать лет Тайная экспедиция под моими глазами ни одного человека при допросах не секла». Несмотря на то, что по слухам за время пребывания во главе политического сыска Шешковский лично высек более 2000 человек, достоверных сведений об этом до сих пор не найдено. Ни писатель Радищев, ни журналист Новиков, ни даже бунтовщик Пугачев не подвергались в Петропавловской крепости никаким пыткам. Более того, секретные инструкции Императрицы напрямую запрещали физическое воздействие на многих подсудимых.

Что же до сплетен и пересудов, то они появлялись по нескольким причинам.
Во-первых, еще свежа была в народной памяти Тайная канцелярия, где пытка являлась главным средством получения сведений – обыватели просто не понимали или отказывались понимать разницу между двумя органами политической полиции.
Во-вторых, для многих была неприемлема фигура Шешковского на столь ответственном посту, что объяснялось его незнатным происхождением. Будучи потомком польских мещан, он достиг небывалых даже для русской аристократии высот – за долгие годы руководства экспедицией Степан Иванович дослужился до чина Тайного советника и стал кавалером ордена Святого Владимира 2-й степени. В кругах российского дворянства таких «выскочек» не очень-то уважали (достаточно вспомнить печальную судьбу А. Д. Меншикова), а необходимость подчиняться приказам Шешковского и его близость к Императрице воспринимались как оскорбление представителей более древних родов.

В-третьих, свою роль сыграла закрытость и секретность экспедиции. Никто до конца не знал, что именно творится в застенках Петропавловской крепости, поэтому воображение людей рисовало чудовищные сцены истязания подозреваемых. К тому же, мировая практика показывает, что людям от природы свойственно приписывать работникам спецслужб вообще, и политического сыска в частности, разнообразные зверства по отношению к арестантам. При этом распространение таких сплетен всячески поощрялось подчиненными Шешковского и им самим. Причина этого легко объяснима, если принять во внимание истинные принципы работы Тайной экспедиции, заключавшиеся, прежде всего, в психологическом давлении на подозреваемых. Степан Иванович был одним из немногих дознавателей в Российской Империи, кому не требовалось прибегать к «кнуту и дыбе» на допросах. Нужного результата он добивался, запугивая арестованных и лишь угрожая им жестокими пытками. Этому способствовала и мрачная обстановка Петропавловской крепости, и грубая манера общения Шешковского с преступниками, и, безусловно, дурная репутация политического сыска.

Другой характерной чертой работы экспедиторов было привлечение священнослужителей к ведению следствия. Перед допросом обвиняемому предлагали исповедаться священнику Петропавловской крепости, давая шанс раскаяться в содеянном. Арестанты к этому моменту были запуганы до такой степени, что соглашались подписать любое признание, лишь бы не встречаться «великим инквизитором России». Этот метод дознания был особенно популярен в Тайной экспедиции, поскольку ее глава являлся глубоко религиозным человеком и верил в силу убеждения больше, чем в пытки.
К удивлению многих современных исследователей описанные методы были весьма эффективны. Мало кто из российских дворян, не говоря уже о представителях других сословий, мог выдержать такое психологическое давление. Тем не менее, в работе Тайной экспедиции случались и казусы.
К примеру, весьма показательно дело студента Невзорова. Вот как оно описано в докладной записке на имя Екатерины II: «Студент Невзоров тайному советнику Шешковскому ни о чем ответствовать не хотел, говоря, что де по правилам университета, без присутствия университетского члена или командира Ивана Ивановича Шувалова, ни перед каким судом ответствовать не должен, и хотя ему, Невзорову, неоднократно было говорено, что спрашивается по высочайшему соизволению ея императорского величества, но он на это говорил: я де этому не верю. Наконец, сказано ему, Невзорову, было, что если он ответствовать не будет, то он, яко ослушник власти, по повелению ея императорского величества будет сечен, на что он с азартом говорил: я де в ваших руках, делайте, что хотите, выведите меня на эшафот и отрубите голову». В подобных случаях даже Шешковский был бессилен.

В схожую ситуацию попал известный журналист и писатель Н. И. Новиков, обвиненный в запрещенных сношениях с герцогом Брауншвейгским и прусским министром Вельнером. Лидер мартинистов столь умело отражал все обвинения в свой адрес, что следователям не удалось доказать его измену. Так что Новиков был заключен под стражу в Шлиссельбургскую крепость лишь по личному распоряжению Екатерины II.

Как видно их приведенных фактов Тайная экспедиция при правительствующем Сенате мало соответствовала обыденным представлениям о ней. Точно так же и Степан Шешковский не был «домашним палачом кроткой Екатерины», о котором ходило столько слухов, сплетен и анекдотов.

В то же время, абсурдно утверждать, что глава экспедиции был абсолютно безгрешен – он брал огромные по размерам взятки. Правда следует учитывать, что в екатерининское время взяточничеством страдали почти все члены государственного аппарата, и ничего необычного в таких действиях не было. Приносимая Шешковским польза перекрывала любые прегрешения. Как следствие, к концу жизни он владел имениями в 4 губерниях, сотнями крепостных и получал ежегодную пенсию в 2000 рублей.

Будучи семидесятилетним стариком, Степан Иванович стал отходить от дел, доверив руководство политическим сыском ближайшим помощникам: А. М. Чередину и А. С. Макарову. Тем не менее, ни один из них не обладал ни талантами Шешковского в области ведения допросов, ни его работоспособностью. Дела Тайной экспедиции стали постепенно приходить в упадок. Смерть Шешковского в мае 1794 года еще больше ослабила сыскное ведомство. Экспедиторы, привыкшие во всем доверять и полагаться на своего начальника, несколько растерялись после его ухода из жизни. А уже спустя два года умерла и основательница спецслужбы Екатерина Великая. Тем не менее, закат одной эпохи в истории российской политической полиции стал началом другой – восшествие на престол Императора Павла I вдохнуло в Тайную экспедицию новую жизнь.

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Смотреть что такое ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ в других словарях:

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

при Сенате, центральное государственное учреждение в России, орган политического розыска (1762—1801). Учреждена по указу императрицы Екатерины . смотреть

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

при Сенате – высший орган политического надзора и сыска в России в 1762-1801 гг. Вела следствие и суд по делам Е.И. Пугачева, Н.И. Новикова, А.Н. Радищ. смотреть

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

при Сенате, центральное государственное учреждение России, орган политического розыска (1762–1801). Учреждена 7 февраля 1762 г. по указу Петра III взамен Тайной розыскных дел канцелярии. Т.э. находилась в Петербурге, в Москве имелись ее отделения. Руководил Т.э. генерал-прокурор Сената, его помощником и непосредственным распорядителем дел Т.э. являлся обер-секретарь. Т.э. производила следствие и суд по важнейшим политическим делам. После ликвидации Т.э. ее функции были возложены на 1-й и 5-й департаменты Сената. смотреть

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ при Сенате, высший орган политического надзора и сыска в России (1762-1801). Вела следствие и суд по делам Е. И. Пугачёва, Н. И. Нов. смотреть

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ при Сенате, высший орган политического надзора и сыска в России (1762-180..1). Вела следствие и суд по делам Е. И. Пугачева, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева и др.

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ при Сенате — высший орган политического надзора и сыска в России в 17621801 гг. Вела следствие и суд по делам Е.И. Пугачева, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева и др.

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ при Сенате – высший орган политического надзора и сыска в России в 1762-1801 гг. Вела следствие и суд по делам Е.И. Пугачева, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева и др.
. смотреть

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

– при Сенате – высший орган политического надзора и сыскав России (1762-180..1). Вела следствие и суд по делам Е. И. Пугачева, Н.И. Новикова, А. Н. Радищева и др. смотреть

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

при Сенате, высший орган политического надзора и сыска в России (1762-1801). Вела следствие и суд по делам Е. И. Пугачева, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева и др. смотреть

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

при Сенате, высший орган политического надзора и сыска в России (1762-1801). Вела следствие и суд по делам Е. И. Пугачева, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева и др. смотреть

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

при Сенате, высший орган политического надзора и сыска в России (1762-1801). Вела следствие и суд по делам Е. И. Пугачева, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева и др. смотреть

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

при Сенате, высший орган политического надзора и сыска в России в 1762— 1801 гг. Вела следствие и суд по делам Е. Пугачева, Н. Новикова, А. Радищева и др. смотреть

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

бақылау мен іздестіру органы

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМ СЕНАТЕ

В феврале 1762 г. взамен уничтожаемой Канцелярии тайных розыскных дел Петр III учредил при Сенате Особую экспедицию, ведающую вопросами политического сыска. Однако власть Петра III была настолько непопулярной в обществе, особенно в армейской среде, что ее не могли спасти органы безопасности ни в прежнем, ни в реформированном виде. В июне 1762 г., опираясь на гвардию, Екатерина осуществляет переворот против собственного мужа и берет власть в свои руки. Ненавидя мужа, новая императрица при каждом удобном случае старалась подчеркнуть глупость и безумство его поступков, однако его решение о сохранении политического сыска под крышей Сената глупостью ей не показалось. Своим указом от 19 октября 1762 г. Екатерина II почти дословно повторяет манифест Петра III от 21 февраля того же года, полностью солидаризируясь с ним. Лицемерием новая правительница ничуть не уступала своему супругу. Еще в бытность свою великой княгиней, имея основания опасаться главы Канцелярии тайных розыскных дел А.И. Шувалова, Екатерина както заявила окружающим: «Не знаю, но мне кажется, что у меня на всю жизнь будет отвращение к назначению чрезвычайной комиссии, особенно когда эта комиссия должна оставаться негласною. Преступление и производство дела должно быть оглашено, чтобы общество, всегда судящее беспристрастно, могло распознать правоту». Однако, став императрицей, она быстро забыла свои мысли относительно гласности при расследовании важнейших преступлений и, как и ее предшественники, вновь сделала ставку на тайный орган госбезопасности, замаскированный на этот раз от посторонних глаз. Позднее, в законодательной записке о будущем устройстве Российской империи, Екатерина II так сформулировала свое мнение по поводу функций данного органа. Тайная экспедиция, по ее убеждению, вопервых, должна собирать сведения «о всех преступлениях противу правления» и, вовторых, «велит преступников имать под стражу и соберет все обстоятельства», т.е. осуществляет арест злоумышленников и проводит расследование по их делам. Исследователь проблемы Н.Б. Голикова так оценивает результаты проведенной императрицей реорганизации: «Передача Тайной экспедиции в ведение генералпрокурора обеспечивала органам политического сыска максимальную централизацию, независимость от других учреждений и сохранение наиболее полной секретности при расследовании политических процессов». Не следует думать, что замаскированный орган госбезопасности был подчинен собственно Сенату как высшему государственному учреждению, при котором он формально числился. Как и раньше, структура политического сыска вновь замыкалась напрямую на персоне самодержца, на этот раз благодаря посредству генералпрокурора Сената, игравшего, по большому счету, роль передаточного звена. Как свидетельствуют источники, Екатерина II действительно знала толк в политическом сыске и лично вникала во все тонкости того, «что до Тайной касается». Причина подобного пристрастия императрицы вполне объяснима, поскольку власть ее первоначально не была особенно прочна. Это впоследствии время правления Екатерины стало восприниматься дворянством как счастливый «золотой век», а вначале оно далеко не единодушно признало ее право на власть. Часть дворян вообще желала видеть на престоле малолетнего сына Екатерины II Павла, причем совершеннолетие последнего дало новый толчок подобным настроениям. Спустя два года после воцарения Екатерины офицер В. Мирович попытался осуществить государственный переворот и освободить заключенного в Шлиссельбургской крепости Иоанна Антоновича, также имевшего все права на корону, поскольку после смерти Анны Иоанновны именно он был провозглашен императором. Скоропостижная смерть мужа Екатерины Петра III была более чем подозрительна даже для непосвященных и закономерно породила слухи о том, что законный император жив, но гдето скрывается. Подобные настроения привели к появлению целого ряда самозванцев, несших в себе огромную потенциальную угрозу неверной супруге. «Золотой век» дворянства обернулся для крестьян дальнейшим усилением крепостного гнета, на что ответом стала последняя грандиозная крестьянская война 1773–1775 гг. под предводительством Е. Пугачева, который также объявил себя императором Петром III. Расследованием причин восстания, потрясшего сами устои Российской империи, также занималась госбезопасность. Поскольку личная жизнь императрицы была весьма далека от аскетизма, то многочисленные слухи, сплетни, шутки и прибаутки, ходившие по этому поводу в народе, также составляли предмет неослабевающего интереса политического сыска. И это были лишь некоторые причины, побуждавшие Екатерину II сохранять специальный орган для осуществления этого специфичного вида государственной деятельности. Подавляющее большинство дел, по которым вел следствие этот «новыйстарый» орган госбезопасности, как и прежде, были так или иначе связаны с «первыми двумя пунктами» указов 1715 и 1730 гг. Через Тайную экспедицию прошли в основном разбирательства по всем политическим процессам того времени. Являвшийся формально главой Экспедиции генералпрокурор Сената А.И. Глебов лично докладывал о ее деятельности императрице, от которой получал указания, и, помимо нее, не был обязан отчитываться по этим вопросам ни перед кем. В 1764 г. Екатерина сместила А.И. Глебова и назначила генералпрокурором князя А.А. Вяземского. Фактически же политическим сыском в империи руководил оберсекретарь Экспедиции С.И. Шешковский, бессменно занимавший этот пост в течение целых 30 лет. «Просвещенная императрица» не могла не понимать, что пытка как средство получения показаний все более и более становится анахронизмом в глазах как отечественного, так и европейского общественного мнения, симпатии которого она так настойчиво старалась завоевать. В указе Сенату от 15 января 1763 г. по этому поводу говорилось: «Чтобы всех тех, кои в разные преступления впадают, обратить к чистому признанию больше милосердием и увещанием, а особливо изысканием по происшедшим в разные времена околичностям, нежели строгостью и истязанием, но стараться как возможно при таких обстоятельствах кровопролитие уменьшить». Далее подчеркивалось: «Когда при следствии какого дела неминуемо дойдет до пытки, в таком случае поступать с крайнею осторожностью и рассмотрением, и паче всего при том наблюдать, дабы иногда с винными и невинные истязания напрасно претерпеть не могли». Тем не менее пытка сохранялась как последний способ вырвать у подследственного истину: «Если же все способы не предуспевают, в таком уж случае дошедших к пыткам по законам пытать». Сужение сферы применения пытки постарались заполнить действием религии. Для получения правдивых показаний с обвиняемым, равно как и с доносчиком, в начале следствия беседовал тюремный священник Петропавловской крепости, чьи действия стали называться «увещевание священническое». Важнейшей целью следователей как в рясах, так и в партикулярном платье было добиться от допрашиваемого не только чистосердечного признания, но и раскаяния в содеянном. Раскаяние под угрозой применения пытки в случае упорствования быстро превратилось в высшую форму признания под воздействием религиозного чувства. Широкому внедрению его в следственную практику в немалой степени способствовала и показная набожность С.И. Шешковского, отмечаемая современниками. При этом ставшее ритуалом раскаяние чрезвычайно упрощало розыск, делая ненужным не только улики и доказательства, но и пытку как способ получения признаний. Пытать в Екатерининскую эпоху действительно стали несколько реже, однако сенатское постановление от 15 мая 1767 г. указывало, что «пытки же производить, если же со увещевания не признаются». Окончательно пытки были отменены Александром I лишь в 1801 г. Помимо некоторого ограничения пыток, Екатерина II внесла в деятельность политического сыска два важных новшества. Вопервых, она распорядилась засылать лазутчиков в места массового скопления людей для подслушивания разговоров. Московский главнокомандующий князь М.Н. Волконский 13 декабря 1773 г. так характеризовал императрице свою деятельность на этом поприще: «Употреблять надежных людей для подслушивания разговоров публики в публичных собраниях, както: в рядах, банях, кабаках, что уже и исполняется, а между дворянством также всякие разговоры примечаются». Секретными агентами в собственном смысле слова такие «слухачи» еще не являлись, но были, безусловно, их предшественниками. Екатерина II желала знать не только что говорят, но и что пишут ее подданные, и вторым ее нововведением стала перлюстрация корреспонденции, т. е. ознакомление с письмами без ведома отправителя и получателя. На почтамтах письма аккуратно вскрывали, переписывали, а оригиналы отправляли по назначению. Вызывавшие по тем или иным причинам интерес письма отправлялись в Тайную экспедицию, а иногда попадали на стол к самой императрице. Перлюстрация стала дополнительным источником информации, и если добытые таким путем сведения заслуживали внимания, то начинался стандартный розыск с арестом подозреваемых, допросами свидетелей и т.п. После смерти Екатерины II в 1796 г. на престол вступил ее сын Павел I. Матери своей он не любил и многие из своих начинаний, будучи императором, проводил в пику прежней политике. Хотя новый император и освободил из заточения и ссылки целый ряд преследовавшихся при Екатерине II по политическим мотивам лиц, тем не менее Тайная экспедиция была оставлена в неприкосновенности. Подчиненный генералпрокурора П.Х. Обольянинова, фаворита Павла, чиновник Д.Б. Мертваго вспоминал об этом периоде: «Время это было самое ужасное. Государь был на многих в подозрении. Знатных сановников почти ежедневно отставляли от службы и ссылали на житье в деревни. Государь занялся делами церковными, преследовал раскольников, разбирал основание их секты, многих брали в Тайную экспедицию, брили им бороды, били и отправляли на поселение. Словом, ежедневный ужас. Начальник мой стал инквизитором, все шло через него. Сердце болело, слушая шепоты, и рад бы не знать того, что рассказывают». Уже в самом начале правления Павла I была сделана попытка рассмотрения письменных доносов самим царем. Подозрительный даже к ближайшему своему окружению, император приказал повесить на стене Зимнего дворца специальный ящик, куда каждый желающий мог положить сообщение для государя. Никому не доверяя этой ответственной миссии, царь каждый раз собственноручно открывал ящик и забирал корреспонденцию. Правда, вскоре Павлу I пришлось отказаться от этой затеи – в ящик стали бросать ругательные письма и памфлеты против него самого. Шпиономания доходила до крайних пределов. Граф Е.Ф. Комаровский вспоминал, что както раз в беседе с ним Павел I сказал, «что все против него, т.е. императрица и наследник, что он окружен шпионами». Император, по словам князя А.Чарторыйского, с самого момента восшествия на престол со страхом предчувствовал грядущий дворцовый переворот. Предчувствия не обманули Павла, и, невзирая на все меры предосторожности, переворот всетаки произошел. После убийства Павла I в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в Михайловском замке на престол вступил его сын Александр I. Если Павел I ненавидел свою мать Екатерину II, то Александр I, в свою очередь, сильно недолюбливал отца и, напротив, обожал свою державную бабку. Стремясь успокоить дворянство, взбудораженное суровостями Павла, новый царь в своем манифесте от 12 марта 1801 г. обязался править народом «по законам и сердцу бабки нашей Екатерины Великой». Подобно тому как в начале своего правления императрица Екатерина подтвердила решение Петра III о ликвидации Канцелярии тайных розыскных дел, так и одним из первых шагов ее внука стало упразднение Тайной экспедиции. Но в отличие от своих предшественников на троне, ограничивавшихся лишь сменой вывесок в демагогических целях, Александр I действительно уничтожил в тот момент политический сыск как централизованную структуру. Следующим шагом царялиберала было полное и безусловное запрещение пыток. В императорском указе от 27 сентября 1801 г. говорилось: «. Чтобы нигде ни под каким видом ни в вышних, ни в нижних правительствах и судах никто не дерзал ни делать, ни допущать, ни исполнять никаких истязаний под страхом неминуемого и строгого наказания. чтоб, наконец, самое название пытки, стыд и укоризну человечеству наносящее, изглажено было навсегда из памяти народной». Зловещая пыточная канцелярия наконец прекратила свое существование на деле. смотреть

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ПРИ СЕНАТЕ

высший орган политического надзора и сыска в России (1762-1801). Вела следствие и суд по делам Е. И. Пугачева, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева и др.

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ПРИ СЕНАТЕ

в России в 1762-1801 гг. центральное государственное учреждение, орган политического сыска. Учреждена по указу Императрицы Екатерины П, заменила Тайную канцелярию. Находилась в Петербурге; имела отделение в Москве. Руководил Т.э.п.С. генерал-прокурор Сената, его помощником и непосредственным распорядителем дел Т.э.п.С. был обер-секретарь. Т.э.п.С. производила следствие и суд по важнейшим политическим делам. Екатерина П утверждала некоторые приговоры (по делам В.Я. Мировича, Е.И. Пугачева, А.Н. Радищева и др.). В ходе следствия в Т.э.п.С. часто применялись пытки. В 1774 г. секретные комиссии Т.э.п.С. производили расправу над пугачевцами в Казани, Оренбурге и других городах. После ликвидации Т.э.п.С. ее функции были возложены на 1-й и 5-й департаменты Сената. смотреть

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ПРИ СЕНАТЕ

– в России в 1762-1801 гг. – центральное государственное учреждение, орган политического сыска. Учреждена по указу Императрицы Екатерины П, заменила Тайную канцелярию. Находилась в Петербурге; имела отделение в Москве. Руководил Т.э.п.С. генерал-прокурор Сената, его помощником и непосредственным распорядителем дел Т.э.п.С. был обер-секретарь. Т.э.п.С. производила следствие и суд по важнейшим политическим делам. Екатерина П утверждала некоторые приговоры (по делам В.Я. Мировича, Е.И. Пугачева, А.Н. Радищева и др.). В ходе следствия в Т.э.п.С. часто применялись пытки. В 1774 г. секретные комиссии Т.э.п.С. производили расправу над пугачевцами в Казани, Оренбурге и других городах. После ликвидации Т.э.п.С. ее функции были возложены на 1-й и 5-й департаменты Сената.
. смотреть

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ПРИ СЕНАТЕ

Тайная экспедиция при Сенате высший орган политического надзора и сыска в России (1762-1801). Вела следствие и суд по делам Е. И. Пугачева, Н. И. Нови. смотреть

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ПРИ СЕНАТЕ

– высший орган политического надзора и сыска в России в 1762-1801 гг. Вела следствие и суд по делам Е. И. Пугачева, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева и др.

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ПРИ СЕНАТЕ

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ при Сенате – высший орган политического надзора и сыска в России (1762-180..1). Вела следствие и суд по делам Е. И. Пугачева, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева и др.
. смотреть

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ПРИ СЕНАТЕ

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ при Сенате, высший орган политического надзора и сыска в России (1762-180..1). Вела следствие и суд по делам Е. И. Пугачева, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева и др. смотреть

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ПРИ СЕНАТЕ

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ при Сенате , высший орган политического надзора и сыска в России (1762-180..1). Вела следствие и суд по делам Е. И. Пугачева, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева и др. смотреть

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ СЕНАТА

сенаттың құпия экспедициясы

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ СЕНАТА

центральное государственное учреждение России, орган политического розыска (1762-1801 гг). Учреждена по Указу Екатерины II ; заменила Тайную канцелярию. Производила следствие и суд по важнейшим политическим делам. После ликвидации ее функции возложены на 1-й и 5-й департаменты Сената. . смотреть

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: