Тематическая инкорпорация: что это такое, описание и особенности

Вопрос №56. Систематизация законодательства: понятие, принципы, виды.

Нормативные акты принимаются различными органами, в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые могут между собой находиться в противоречии. Поэтому, прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативно – правовые акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.

Систематизация законодательства – это упорядочение нормативных актов, привидение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших, неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Практически все авторы выделяют три вида систематизации законодательства.

Инкорпорация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.

Инкорпорация может быть:

– хронологической – нормативные акты располагаются по времени их принятия;

– тематической или предметной – экономической, строительной;

– официальной – проводится по поручению органов государства;

– неофициальной – издание сборника составителями – профессионалами.

Кодификация – предполагает такое упорядочение правовых актов, которое направлено на их переработку путем исключения противоречий. Пробегом дополнений по существу. Тем самым обеспечиваются внутренняя согласованность, целостность, системность и полнота, обновленного законодательного акта. В результате кодификации появляются новые укрупненные законодательные акты. Таким образом, кодификация – форма систематизации, путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания.

Кодификация может быть:

– всеобщей – переработке подвергается значительная часть законодательства;

– отраслевой – перерабатываются нормы определенной отрасли;

– специальной – перерабатываются нормы определенного института.

Результатом кодификации являются: кодексы, уставы, основы законодательства, положения, в которых всегда в систематизированном виде содержатся новые нормы.

Консолидация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образования). Консолидация сочетает в себе черты инкорпорации и кодификации. Используется редко, как правило, в ведомственной сфере.

Некоторые авторы выделяют такой вид систематизации законодательства, как учет нормативно – правовых актов – наиболее простой вид систематизации. В процессе учета осуществляется сбор и хранение правовых актов, издаваемых различными органами власти, управление учреждениями, организациями. Это текущая внутренняя работа для более успешной деятельности конкретного органа или организации. Ее ведут секретариаты, юридические отделы, архивы, состоящие в структуре этих органов и организаций. Это локальный уровень систематизации.

С правотворчеством и юридической техникой непосредствен­но связан процесс систематизации действующих нормативных актов.

Система действующих правовых документов значительна по объему, быстро изменяется. В связи с этим возникают правовые коллизии, что негативно сказывается как на правотворчестве, так и на правоприменении.

Систематизация нормативных актовкак раз является од­ним из средств приведения нормативных актов в согласован­ную систему.

Систематизация нормативных актов –это юридическая деятельность, направленная на приведение нормативных актов в единую и внутренне согласованную систему.

Субъектами систематизации выступают государственные органы, юридические службы, организации, а в определенных случаях – частные лица.

Различают три основных вида систематизации – кодифика­цию, инкорпорацию и консолидацию.

I. Кодификацияэто объединение нескольких норматив­ных актов, регулирующих сходные общественные отноше­ния, в единый, логически цельный акт путем переработки норм, объединяемых актов.

В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Поэтому кодификация – и способ правотворчества, и наиболее сложный, трудоемкий вид систематизации.

Кодекс(лат. соdех – собрание законов) – кодифицирован­ный законодательный акт, объединяющий в строго определен­ном порядке нормы права, регулирующие какую-либо отрасль общественных отношений.

Результатомкодификации могут быть следующие виды актов.

1. Основы законодательства – это вид кодифицированно­го акта, с которого начинается процесс право­вого регулирования общественных отношений в той или иной сфере. Основы законодательства содержат основополагающие нормы, регулирующие ту или иную область сходных обществен­ных отношений, вследствие чего являются юридической базой для развития законодательства. Например, правовые акты, ре­гулирующие нотариальную деятельность в России основаны на таком акте «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11.02.1993 N 4462-1 (с изм. и доп..

Читайте также:
Уничтожение борщевика: что это такое, описание и особенности

2. Отраслевые кодексы: Гражданский, Уголовный, Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный и др.

3. Межотраслевые кодексы, содержащие нормы различных отраслей права: Воздушный, Торгового мореплавания и др.

4. Специализированные кодексы, содержащие нормы, ре­гулирующие специфические отношения – Избирательный кодекс г. Москвы.

5. Устав – кодифицированный акт, содержащий нормы, кото­рые регулируют определенную сферу государственной деятель­ности, деятельность определенных ведомств, министерств, орга­низаций в той или иной сфере. (Дисциплинарный устав, Устав внутренней и караульной службы и др.).

II. Инкорпорация – это систематизация нормативных актов путем объединения актов в сборник без изменения его содер­жания.

Виды инкорпорации:

1.В зависимости от принципа объединения нормативных актов выделяют два вида инкорпорации:

хронологическую инкорпорацию (по времени принятия актов) – Собрание законодательства РФ, Собрание постановле­ний Правительства, Бюллетени высших судебных органов;

тематическую инкорпорацию (по предмету правового регулирования). Например, Свод законов является вершиной та­кой инкорпорации и представляет собой собранные воедино и расположенные в строгом порядке законы и важнейшие подза­конные нормативные акты.

2.В зависимости от субъектов, осуществляющих эту дея­тельность, выделяют:

официальную инкорпорацию – упорядоченное объеди­нение нормативных актов путем издания компетентными орга­нами сборников (собраний) действующих нормативных актов. Она является способом (формой) официального опубликования вступающих в юридическую силу или уже действующих нормативных актов, а сборники служат официальными источниками достоверной правовой информации;

неофициальную инкорпорацию, которая проводится раз­личными организациями, органами и лицами и носит справочно-информационный характер.

III. Консолидация – это объединение множества законода­тельных актов в единый укрупненный акт.

При консолидации не меняется содержание ранее принятых актов.

Примером консолидации времен бывшего Союза являлся Указ Президиума Верховного Совета СССР от 01.101980 «О праздничных и памятных днях», объединивший (а тем са­мым и заменивший) 48 ранее действовавших актов по этому вопросу.

Консолидация используется в правотворческой деятельнос­ти с целью упорядочения нормативных актов по различным воп­росам общественной и государственной жизни, когда необходи­мо свести воедино много разрозненных нормативных предписа­ний по признаку однородности деятельности.

От системы права следует отличать систему законодательства, под которой понимается совокупность всех нормативно–правовых актов, действующих в государстве. Система законодательства (позитивного права) может быть построена по различным основаниям. В основном она строится с учетом отраслевого принципа (гражданское, уголовное и другие отраслевые законодательства издаются применительно к конкретной сфере правового регулирования). Однако могут быть и нормативно–правовые акты, содержащие правовые нормы разных отраслей права.

Например, закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» содержит нормы разных отраслей права. В основу построения системы законодательства может быть положен и такой критерий, как юридическая сила нормативно–правовых актов. В таком случае нормативные акты располагаются в определенной иерархии, где на первом месте находятся нормы, имеющие высшую юридическую силу. В данном случае – это нормы конституционного права. В государствах, где есть форма федеративного устройства, система законодательства строится с учетом принципа федерализма– федеративное законодательство и законодательство субъектов, входящих в состав федерации. Ведущее место здесь занимает федеративное законодательство, которое находится в ведении федеральной власти (Россия, Германия, США).

Систематизация законодательства – это упорядочение нормативно– правовых актов, приведение их в единую согласованную систему. Систематизация законодательства осуществляется в целях облегчения пользования нормативным материалом и его дальнейшего совершенствования. Принципы систематизации: достоверность, полнота и удобство.

В России учету подлежат ФКЗ, ФЗ, нормативные указы президента, акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов, акты ОМСУ, постановления КС, нормативны разъяснения пленума ВАС. Учет – сбор действующих НПА, их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, а также выдачу справок по вопросам заинтересованных органов и их лиц. Виды учетов: картотечный, журнал, автоматизированные системы (консультант, гарант). Журнал учета ведется по хронологическим и алфавитным принципам. Когда акты систематизируются по отраслям права и дате принятия. Картотечный – создание системы карточек, на которых фиксируется основные реквизиты нпа. Автоматизированный учет позволяет быстро найти необходимый нпа.

Читайте также:
Назначение наказания по совокупности преступлений

Существуют два вида систематизации: инкорпорация и кодификация.Однако в научной литературе выделяют и такой вид систематизации, как консолидация.

Инкорпорацияэто вид систематизации, то есть такое упорядочение, которое, во–первых, не затрагивает содержания инкорпорированных правовых актов и, во–вторых, происходит без учета отраслей права, которые существуют объективно. Можно провести инкорпорацию в хронологическом порядке, но она может быть проведена и по отраслям права. Инкорпорация – это низшая форма систематизации, при которой нормативные акты объединяются в единые сборники или собрания в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном. Нормативные акты, объединяемые при инкорпорации, не подлежат никаким изменениям или дополнениям.

Главная задача – расположить их в определенной последовательности, чтобы можно было удобно пользоваться ими не только юристам, но и другим категориям населения.

Высшая ступень систематизации законодательства – кодификация. Речь идет о создании кодексов. Кодификацию осуществляется по отраслям права. При создании кодексов происходит обновление, законодательства. Кодексы создаются и по отраслям законодательства (Трудовой кодекс РФ). Кодификация –• это деятельность нормотворческих органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно–правового акта, призванного регулировать определенные общественные отношения. При кодификации не только собирается нормативный материал, но и устраняются противоречия в системе норм права, вносятся новые правовые положения, отвечающие требованиям времени. Кодификация осуществляется только органами, издающими нормативно–правовые акты, а инкорпорацию может провести любая организация либо частное лицо.

Консолидация является особым видом систематизации, при которой объединяются два или несколько нормативно–правовых актов, имеющих один и тот же предмет правового регулирования, в единый нормативный акт. Однако при консолидации содержание отдельных нормативно–правовых актов не изменяется и не дополняется, а в прежнем виде включается в новый правовой акт. Консолидация может послужить промежуточным этапом перед кодификацией.

Дата добавления: 2015-01-26 ; просмотров: 1816 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Инкорпорация – форма систематизации

Инкорпорация (лат. incorporatio) – способ внешней обработки нормативных актов без изменения их содержания путем помещения в сборники в хронологическом, тематическом или ином порядке. Это внешняя систематизация законодательства, которая не вносит в него никаких новых начал и не ставит своей целью переработку норм права. Главное назначение инкорпорации – упорядочение, приведение в систему действующих нормативных правовых актов.

Инкорпорация – один из традиционных видов систематизации законодательства. Она имеет длительную историю, широко практиковалась в древнем мире. Назовем, в частности, Свод законов римского императора Юстиниана, появившийся в результате систематизации в VI в. императорских указов.

Составленный в 30-х годах XIX века под руководством М.М. Сперанского Свод Законов Российской империи также являлся инкорпоративным актом[188]. Он содержит систематическое изложение всего действующего права в пятнадцати, а позднее в шестнадцати томах.

В советский период в нашей стране действовали такие инкорпоративные акты, как Собрание законов СССР, Собрание постановлений Правительства СССР и т.д.

В качестве примеров современной инкорпорации можно назвать многочисленные сборники по отдельным отраслям и даже институтам. Например, в 1994 г. издательством «Юридическая литература» был издан сборник «Организация и деятельность органов внутренних дел Российской Федерации». В этот сборник были включены нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел, в том числе законы «О милиции», «О внутренних войсках», «Об оперативно-розыскной деятельности», Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и др.

Для инкорпорации свойственны следующие черты:

1) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации и частные лица;

2) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права систематизируются в том виде, в каком они действуют на момент использования этой формы систематизации;

3) нормативные правовые акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться некоторой внешней обработке (в первоначальный текст вносятся официальные изменения, исключаются статьи и пункты, потерявшие силу в связи с отменой);

4) внешняя обработка проявляется и в том, что из законодательного текста исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;

Читайте также:
Товарный кредит: что это такое, описание и особенности

5) инкорпорация дает возможность внести в содержание правовых актов все последующие изменения, но не преследует цели обновить содержание нормативных правовых актов.

В зависимости от субъектов, осуществляющих инкорпорацию нормативных-правовых актов различают официальную и неофициальную инкорпорацию.

Официальная инкорпорация – упорядоченное объединение нормативного материала путем издания компетентными органами сборников (собраний) действующих нормативных правовых актов.

В настоящее время в Российской Федерации основополагающее значение имеет такая форма официальной инкорпорации, как «Собрание законодательства Российской Федерации» – официальное периодическое издание (информационный бюллетень). В этом Собрании в соответствии с Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994 г. публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др. На официальные инкорпоративные сборники, содержащие те или иные нормативные правовые акты, можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности.

Что означает словосочетание официозная (полуофициальная) инкорпорация? Обратим внимание на ее особенности.

Официозная (полуофициальная) инкорпорация осуществляется не правотворческими органами, а по их поручению иными компетентными органами. Такие органы являются ответственными за полноту и качество систематизации. Обычно такую деятельность осуществляет Министерство юстиции. Примечательно то, что правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое, подготовленное уполномоченным органом, собрание (сборник). Потому, тексты помещенных в нем актов не рассматриваются в качестве официальных. В качестве примера официозной (полуофициальной) инкорпорации в настоящее время можно назвать «Бюллетень нормативных актов» министерств и государственных комитетов Российской Федерации», издаваемый Министерством юстиции Российской Федерации.

Неофициальная инкорпорация– это упорядочение нормативного материала, производимое любыми лицами или организациями без специальных полномочий и контроля правотворческого органа. Имеется в виду, что инкорпорация осуществляется ведомствами, организациями, государственными либо частными издательствами, фирмами, отдельными лицами и носит справочно-информационный характер. По инициативе таких субъектов издаются сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей и т.д. Большинство издаваемых в современной России сборников законодательства – результат неофициальной инкорпорации. Напомним, на неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел. Практическое значение неофициальной инкорпорации – справочно-информационное.

В юридической литературе также выделяют хронологическую и предметную инкорпорацию. Хронологическая инкорпорация предусматривает расположение нормативных правовых актов по времени издания. В таких изданиях текст каждого нормативного правового акта помещается с указанием определенного порядкового номера, заголовка, даты принятия, подписей должностных лиц, официально уполномоченных подписывать такой акт.

Предметная инкорпорация – расположение нормативных правовых актов в зависимости от их содержания, т.е. по предметному признаку (по соответствующей сфере регулирования – имущественные, трудовые, семейные отношения и т.п.). В такого рода сборниках в начале каждого раздела помещаются акты более высокой юридической силы и содержащие основные нормы по соответствующему вопросу, а затем акты, развивающие, детализирующие основные общие положения (нормы). Допускается и сочетание хронологического и предметного критериев.

| следующая лекция ==>
Учет нормативных правовых актов | Консолидация законов и иных нормативных правовых актов

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Виды инкорпорации как формы систематизации нормативно-правовых актов

Выделяют следующие виды инкорпоративных актов: собрания, сборники, свод законов.

Сборниками называют инкорпоративныеиздания законов и иных НПА принятых одним или несколькими правотворческими органами, а так же тематическими изданиями законов и иных нормативно-правовых актов.

Собрания – инкорпоративные издания нормативных актов высших органов государственной власти и управления.

Свод законов – это собрание всего действующего законодательства без какого-либо исключения. Это сведение в одно целое всех нормативных актов в государстве.

Оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в сборнике нормативных актов.

Официозная инкорпорация — издание собрания, сборника законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами, причем правотворческий орган специально не утверждает и не одобряет такое собрание в связи с этим тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер.[37]

Читайте также:
Социальное пособие: что это такое, описание и особенности

Неофициальная инкорпорация — осуществляется ведомствами, организациями, государством либо частными отдельными лицами, но не имеющими специально предоставленных правотворческим органом полномочий издавать собрание законодательства и осуществляющая по собственной инициативе. Неофициальные сборники не являются источником права.[38]

По характеру расположения материала в сборниках и собраниях: хронологическая инкорпорация — по датам издания нормативных актов систематическая инкорпорация — по тематическим разделам исходя из содержания акта. В систематических сборниках в начале каждого раздела помещаются акты более высокой юридической силы.[39]

Учитывая зависимость отобъема охватываемого материала Генеральная инкорпорация — в собрание включены или всœе законодательство страны или всœе федеральное законодательство, либо все нормативные акты того или иного субъекта. Частичная инкорпорация — собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам в сфере гос. деятельности, отрасли законодательства или правовому институту.

Инкорпорация допускает редакционную правку нормативных актов˸ исключение положений, утративших юридическую силу; исправление различного рода опечаток, ошибок; изложение актов в последней, исправленной редакции.[40]

Примером инкорпорации сегодня могут служить как печатные издания (напр.,Законы Хаммурапи, Свод законов Юстиниана, Варварские Правды, Свод законов Российской Империи, Свод законов СССР), так и электронные сборники законодательства, так называемые законодательные базы, которые подготавливаются или на электронных носителях информации (дисках), или существуют в виде сайтов в интернете.[41]

Различают генеральную (полную) и выборочную (специализированную) инкорпорацию. Широко распространено издание официальных собраний нормативно-правовых актов уполномоченными государственными органами. В России на федеральном уровне к такого рода собраниям относятся ʼʼСобрание законодательства Российской Федерацииʼʼ, ʼʼБюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной властиʼʼ, ʼʼВестник Конституционного Суда Российской Федерацииʼʼ и некоторые другие. Указами Президента РФ от 6 февраля 1995 ᴦ. и 14 февраля 1998 ᴦ. предусмотрена подготовка к изданию Свода законов Российской Федерации — официального, систематизированного и полного собрания действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации федерального уровня.[42]

Таким образом, инкорпорация находит выражение в актах систематизации законодательства, которыми являются собрания и сборники, которые по характеру расположения в них нормативного материала можно разделить на: хронологические (акты располагаются по времени, датам издания), систематические (по тематическим разделам в зависимости от содержания акта с расположением актов по предметному принципу и выстраиванием нормативного материала с учетом юридической силы), по видам нормативных правовых актов (собрание законов, сборник постановлений правительства). Могут сочетаться различные методы расположения материала: разделы подразделяются тематически – по предметному принципу, а акты внутри них – в хронологическом порядке, с возможным выделением их по видам

Заключение

Задача упорядочения законодательства, приведения его в стройную согласованную систему является одной из основных на современном этапе.

По итогам изучения темы данной курсовой работы, мы готовы подвести итоги реалдизации установленных ранее задач.

В первой главе курсовой работы мы изучили общие вопросы систематизации права (параграф 1.1), а также изучили ведущие задачи систематизации (параграф 1.2).

Во второй главе работы был сделан сонвоной упор на предмете курсовой работы, его структуре и классификационных формах. По итогам параграфа 2.1 можно сделать вывод о том, что инкорпорация как форма систематизации законодательства, преследующая цель упрощения использования законодательства, связана с внешней обработкой нормативных правовых актов без изменения их нормативного содержания, т.е. без утраты индивидуальной юридической силы актов. При реализации данной формы систематизации законодательства особое значение имеют официальные собрания законодательства. В Российской Федерации, например, официальным источником текущего опубликования нормативных правовых актов выступает и одновременно актом систематизации законодательства является «Собрание законодательства Российской Федерации» (аналог — Собрание узаконений и распоряжений правительства в России до 1917 г.).

В параграфе 2.2 приводится расширенная классификационная оценка инкорпорации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. В рамках официальной инкорпорации могут быть выделены ее разновидности по другим основаниям. Широко распространена хронологическая инкорпорация, означающая упорядочение нормативных актов по времени их издания. Это – Ведомости Верховного Совета и Собрание постановлений Правительства. К хронологической инкорпорации относятся и хронологические собрания, действующего законодательства в субъектах Федерации. Официальной формой хронологической систематизации нормативных актов некоторых министерств являются издаваемые ими Бюллетени нормативных актов. Известна также тематическая официальная инкорпорация. Неофициальная инкорпорация проводится различными организациями, органами и лицами и носит справочно-информационный характер

Читайте также:
Судебная система: что это такое, описание и особенности

По итогам изучения данной темы курсовой работы, мы изучили, что несмотря на все старания синтезировать понятие инкорпорации и кодификации по ряду общих формы, все же инкорпорациями свойственны свои особенности. В частности особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации – сохранение неизменным содержания нормативного регулирования – отличает ее от кодификации и консолидации. Среди выявленных проблем стоит отметить искажение понятий, а иногда довольно существенные изменения. Инкорпорация не сводится к простому воспроизведению актов в их первоначальной редакции. Обычно в сборниках действующих нормативных актов их тексты помещаются с учетом последующих изменений и дополнений. Кроме того, в процессе инкорпорации из текста помещаемых в сборник актов удаляются главы статьи (пункты), отдельные абзацы и иные отделимые части, признанные утратившими силу или фактически такую силу потерявшие.

Инкорпорация, ее виды

Инкорпорация (простейшая систематизация, не является правоустановительной деятельностью) — это собрание («сведение», расположение в одной базе данных) правоустановительных актов по определенному основанию (по хронологическому или тематическому принципу); новый правоустановительный акт не издается. Например, в США в конце каждого года все акты конгресса сводятся воедино и публикуются в хронологическом порядке их принятия в «Полном собрании статутов Соединенных Штатов».

Инкорпорация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация – самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации; ко второй – сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На неофициальные

инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде.

Инкорпорация (от лат. incorpore) – это такая форма систематизации, когда нормативные акты определенного уровня объединяются полностью либо частично в издаваемые для широкого пользования сборники или собрания в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном). Инкорпорация представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции.

Особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации – сохранение неизменным содержания нормативного регулирования – отличает ее от кодификации и консолидации.

Вместе с тем форма изложения содержания нормативных актов иногда претерпевает определенные, иногда довольно существенные изменения, поскольку инкорпорация не сводится к простому воспроизведению актов в их первоначальной редакции. Обычно в сборниках действующих нормативных актов тексты таких актов печатаются с учетом последующих официальных изменений и дополнений с указанием официальных реквизитов тех актов, которыми внесены соответствующие коррективы. Кроме того, в процессе инкорпорации из текста помещаемых в сборник актов удаляются главы, статьи (пункты), отдельные абзацы и иные отделимые части, признанные утратившими силу или фактически такую силу потерявшие, а также различного рода оперативные поручения и иные ненормативные предписания, временные нормы, срок действия которых истек, сведения о лицах, подписавших соответствующий акт. При подготовке таких сборников обычно сохраняются реквизиты нормативных актов, нумерация статей, их частей и т.д.

. Деление инкорпорации на отдельные виды можно производить по различным основаниям. В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.

Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Такое Собрание (Свод) носит официальный характер, т.е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в Собрание нормативных актов и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях граждан, направляемых в правоохранительные или иные государственные органы.

Читайте также:
Римское право: что это такое, описание и особенности

Официальное Собрание законодательства имеет приоритет перед предшествующими официальными публикациями нормативных актов, поскольку оно включает в себя акты в их действующей редакции. Это означает, что в случае расхождения текста акта, опубликованного в Собрании (Своде) и иных, более ранних официальных изданиях, аутентичной признается та его редакция, которая помещена в Собрании (Своде). Примером официальной инкорпорации может служить, например, изданный в 80-х гг. Свод законов РСФСР.

Подготовка официальных Собраний (Сводов) обычно сопровождается большой подготовительной работой. В процессе его составления выявляются и признаются утратившими силу устаревшие, фактически не действующие, противоречащие позднейшему законодательству нормативные акты либо их отдельные части, в другие

акты, частично противоречащие позднейшему законодательству, вносятся необходимые изменения. Принимается ряд новых законов и иных нормативных актов, устраняющих имеющиеся в законодательстве пробелы. Возможно также устранение множественности нормативных актов по одному вопросу путем принятия укрупненных, консолидированных актов.

Официозная (полуофициальная) инкорпорация – это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Таковым было, например, Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в Российской Федерации в 60-х гг.

Неофициальная инкорпорация осуществляется ведомствами, организациями, государственными либо частными издательствами, научными учреждениями, фирмами, отдельными лицами, т.е. теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать Собрание законодательства и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе (сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, учителей, военнослужащих и т.д.). Неофициальные сборники законодательства не являются официальным источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства – это неофициальная инкорпорация.

По характеру расположения материала все собрания законодательства можно разделить на хронологические и систематические. В хронологических собраниях нормативные акты располагаются последовательно по датам их издания. В хронологическом порядке издаются законы и подзаконные акты в специальных официальных изданиях (например, в Собрании законодательства РФ, газетах “Парламентская газета”, “Российская газета”, “Российские вести”, бюллетенях нормативных актов ведомственных или муниципальных органов и др.). В таких изданиях текст каждого нормативного акта обычно помещается с указанием определенного порядкового номера, заголовка, даты принятия, подписей должностных лиц, официально уполномоченных подписывать такой акт.

В систематических собраниях нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, причем в каждом разделе акты располагаются опять же не в хронологическом порядке, а по предметному принципу, т.е. по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности (имущественные отношения, труд, финансы, народное образование, оборона страны, уголовная ответственность и т.д.). В такого рода собраниях в начале каждого раздела и других подразделений помещаются акты более высокой юридической силы и содержащие основные, самые принципиальные нормы по соответствующему вопросу, а затем акты, развивающие, конкретизирующие и детализирующие основные нормы.

При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный принципы расположения материала, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке.

Очевидно, что систематические собрания более удачны и эффективны для правотворческой и правоприменительной деятельности, для обучения студентов и научных исследований, поскольку в них в одном месте сосредоточены все интересующие исполнителя, тесно связанные между собой нормативные предписания. В систематических собраниях акты находятся в систематизированном, логически увязанном виде. Этого лишены хронологические собрания. Однако очень часто систематизация

законодательства начинается именно с подготовки хронологических собраний как предварительного этапа систематизации, после чего значительно легче располагать нормативные акты в систематических собраниях по тематическому принципу.

Читайте также:
Удавление руками: что это такое, описание и особенности

Наконец, инкорпорация законодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала. По этому признаку следует различать генеральную (полную) инкорпорацию, когда в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т.д., и частичную инкорпорацию, когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.

По методу обработки нормативных актов инкорпорация может быть простой, когда из актов в процессе их помещения в сборники исключаются ненормативные, а также формально отмененные положения, временные нормы, срок действия которых истек, подписи уполномоченных должностных лиц, и сложной, когда наряду с указанными действиями из сборников исключаются также формально не отмененные, но фактически утратившие силу акты.

Инкорпорация – форма систематизации законодательства посредством объединения нормативных актов определенного уровня (журналы, сборники) без внесения изменений в их содержание (за исключением внесенных законодателем изменений и дополнений) в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном). Виды инкорпорации: официальная, официозная (полуофициальная) и неофициальная.

Инкорпорация законодательства: понятие, примеры, история

Инкорпорацией законодательства занимаются государственные и другие органы, это постоянная необходимая мера для поддержания законности действующего состояния, обеспечения доступности и прозрачности. Благодаря данной правовой мере широкий круг лиц получает достоверные сведения о законах, нормативных-правовых актов и прочих положениях в актуальном виде, то есть последней действующей редакции на момент издания.

Термином инкорпорация законодательства обозначают вид систематизации, для которого характерно полное или частичное объединение нормативно-правовых актов в тематические сборники. Информация в данных сборниках упорядочивается по системно-предметному или хронологическому признаку.

В Российском законодательстве предусмотрены и другие способы систематизации – консолидация, кодификация. Инкорпорация отличается от других видов неизменностью содержания нормативного регулирования. Это означает, что однажды созданные сборники обычно не подлежат изменению, их содержание остается в изначальном виде.

История инкорпорации

Практика объединения действующих законодательных актов в сборники не нова, в истории встречается множество примеров. Характерный пример – Свод законов Юстиниана, который являлся основным источником права для древних римлян. Сборник объединил в себе все действующие в древнем Риме на тот момент нормы. Есть и более свежие примеры – в ФРГ, США и многих других странах изданы собрания законодательства, их постоянно поддерживают в контрольном состоянии.

Инкорпорация в России

История развития инкорпорации в Российской Федерации не только увлекательна, но и поучительна. Сборы различных нормативных актов в нашем государстве начали издавать с древних времен, по ним можно наблюдать становление правовой системы.

Историки датируют первую пробу инкорпорации в РФ XI—XII веками. Именно в это время вышло издание Русской правды, ставшей первым сборником права.

Следующей вехой стал Судебник 1947 года, его считают первым шагом к созданию системы кодификации. Затем в середине XVII века появилось Соборное уложение царя Алексея Михайловича, оно сохранило статус сбора основных норм закона до первой половины XIX века.

Еще одним культовым изданием считается Полное собрание и в частности Свод законов Российской империи, это работа известного юриста XIX века М.М. Сперанского. Данные своды действовали вплоть до известных событий 1917 года, сборники подлежали обновлению каждый год.

Данный Свод законов вышел в 1832 году, в него входили 15 томов, всего около 36 тысяч документов – манифестов, актов, указов, а также выдержки из них. Законодательные акты, вошедшие в сборник, исходили от царя, были приняты министерствами, Сенатом, а также Святейшим синодом.

Систематическое собрание законодательства СССР

К 1960 – 1970 годам вышло Систематическое собрание законодательства СССР, это свод законов рсфср и собрания союзных республиках в 50 томах. Свод включал в себя абсолютно все нормативные решения правительств СССР и союзной республики, все законодательные акты, которые действовали на тот момент. На основе данного сборника в 1980-е годы были изданы Свод законов СССР в 11 томах и Свод законов РСФСР в 8 томах.

Читайте также:
Торговля несовершеннолетними: что это такое, описание и особенности

Свод законов РСФСР датируется 1986-1988 годами, в него выборочно вошли наиболее значимые постановления Правительства и полностью все действующие законы. Систематизация в своде осуществлялась по предметному критерию.

Данный свод сохранил свою актуальность ненадолго, к нему перестали выпускать дополнения. Вторая половина 1980-х годов вошла в историю, как нестабильный период с кардинальными переменами всех аспектов – политических, экономических, социальных. Для стабилизации ситуации требовались изменения строя, с каждой переменой актуальность сборника снижалась. Современные историки оценивают данный свод, как некий памятник, фактор, повлиявший на зарождение современного законодательства и права.

Какие бывают счета в банке

  • Для чего нужны счета в банках
  • Разновидности счетов кредитных организаций
    • Счет для самозанятых
  • Какие банковские счета доступны для физлиц
    • Текущие счета
    • Счета по вкладам
    • Кредитный счет
  • Виды банковских счетов для юридических лиц
    • Расчетный счет
    • Бюджетный счет
    • Прочие виды счетов для юрлиц
    • Структура банковского счета
  • Итоги

Для чего нужны счета в банках

Предмет нашего обзора — понятие и виды банковских счетов.

Банковский счет — необходимый атрибут современной жизни не только для организации, но уже и для частного лица. Можно ли обойтись без любого вида счетов в банке?

Рассмотрим необходимость наличия счета в банке для организаций. Прямого запрета на отсутствие у организации счета в банке нет. Однако регулирование деятельности фирм указывает на то, что обойтись без расчетного счета невозможно. Здесь можно упомянуть, например, запрет на расчет наличными денежными средствами свыше 100 000 рублей по одному договору между юрлицами. Кроме того, торговым организациям просто не обойтись без эквайринга, который можно подключить только к банковскому счету. Аналогичная ситуация складывается и для индивидуальных предпринимателей.

Что касается физлиц, то получение кредитов, оплата товаров онлайн, использование эквайринга делают необходимым использование банковских карт.

Убедившись, что банковские счета прочно вошли в нашу жизнь, рассмотрим, какие бывают счета в банке.

Разновидности счетов кредитных организаций

Классификацию банковских счетов можно найти в нормативных актах.

Разновидности банковских счетов приведены в инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И.

Приведем виды счетов в банке, которые могут использовать как юридические, так и частные лица. Ниже рассмотрим, какой вид счета в банке применяют юридические лица, какой тип счета в банке подходит физлицу, а также разберем особенности наиболее популярных видов банковских счетов.

Основные виды банковских счетов приведены на схеме:

Для начала обратимся к видам счетов в банке для физических лиц.

Счет для самозанятых

Обращаем внимание на актуальный в 2021 году вопрос о типе банковского счета для самозанятых. Какой вид счета в банке может применять самозанятый для получения доходов от своей деятельности? Если самозанятый зарегистрирован как ИП, то у него может быть открыт расчетный счет, такой как открывают юрлицам и частным бизнесменам. Если же самозанятый не имеет статуса ИП, то он получает деньги на свой обычный текущий счет физлица, который, как правило, привязан к банковской карте.

Об открытии счета самозанятым мы подробно писали в статье.

Какие банковские счета доступны для физлиц

Какие бывают банковские счета для физических лиц, посмотрите на схеме:

Текущие счета

Текущий счет — это самый простой тип банковского счета. Его открывает физлицо для совершения операций, не имеющих отношения к предпринимательской деятельности.

Как открыть текущий счет в банке физлицу, читайте в материале «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к К+ и получите еще больше полезной информации.

Закон не обязывает ИП открывать для своей деятельности расчетный счет, он может для этих целей пользоваться текущим счетом. Но на текущий счет банковские расценки ниже, чем на расчетный; в договоре с банком, как правило, прописано, что получать доходы от бизнеса на текущий счет нельзя. Кроме того, расчетный счет значительно упрощает работу с контрагентами — юрлицами, позволяет подключить эквайринг и не путать доходы от предпринимательской деятельности и доходы, с ней не связанные.

Читайте также:
Третье отделение: что это такое, описание и особенности

К текущему счету можно подключить банковскую карту и использовать ее при расчетах за товары и услуги.

Как открыть расчетный счет ИП, мы писали в статье.

Всё большее распространение получают зарплатные проекты. Зарплатный проект — это услуга банка, при которой организация перечисляет заработную плату работникам на банковские счета. Применяется для этого именно текущий банковский счет. Процент за перечисление небольшой или отсутствует вовсе. В зависимости от условий конкретного банка перечисления могут производиться на счета этого же банка или стороннего.

На такие же текущие банковские счета граждане получают социальные пособия и пенсионные выплаты. С 01.01.2021 в определенных случаях можно использовать банковские карты (если они привязаны к банковским счетам) только платежной системы «МИР».

Счета по вкладам

Этот счет можно открывать как физическим, так и юридическим лицам. Используется он для учета денежных средств, размещенных в кредитной организации с целью получения процентов от этого вклада. Для депозитных счетов могут быть установлены ограничения на использование или внесение средств.

Кредитный счет

Кредитный счет открывается для обслуживания кредита. В зависимости от вида кредита (кредитная карта, ипотечный или потребительский кредиты) устанавливаются условия пользования банковским кредитным счетом.

О блокировке кредитного счета читайте в статье.

Виды банковских счетов для юридических лиц

Выделим виды банковских счетов для юридических лиц:

О таком типе счетов в банке, как счет по вкладу, мы писали в разделе для физлиц.

Расчетный счет

Как открыть расчетный счет в банке, описано в статье «КонсультантПлюс». Еще больше актуальной информации вы получите, если оформите пробный бесплатный доступ к К+.

Этот вид банковских счетов — аналог текущего счета физлиц для юрлиц. Юридические лица совершают свои операции с использованием расчетного счета. Это оплата и получение денежных средств от контрагентов, уплата налогов и сборов. В определенных случаях налоговая может заблокировать расчетный счет (несдача отчетности вовремя, неисполнение обязанности по уплате налогов).

Об аресте счета налоговой узнайте из статьи.

Бюджетный счет

Этот вид банковского счета используют юридические лица в определенных случаях, когда работают с денежными средствами, выделенных из бюджетной системы РФ.

Прочие виды счетов для юрлиц

Рассмотрим некоторые специальные виды счетов в банках для юридических лиц.

Структура банковского счета

Любой банковский счет имеет номер, состоящий из 20 знаков. Это не случайный набор цифр, а код, который можно прочитать, если знать, что означают числа, входящие в состав номера счета.

Банковский счет имеют следующий состав: 000 00 000 0 00000000000.

Не надо путать номер банковского счета и номер банковской карты, привязанной к счету. Это разные номера. К каждой банковской карте привязан счет. Узнать его реквизиты можно в мобильном банковском приложении, в интернет-банке или в отделении кредитной организации при предъявлении удостоверения личности. Зачастую юрлицо может сделать перевод физлицу со своего расчетного счета на текущий банковский счет физлица только по реквизитам счета, то есть по его номеру, а не по номеру банковской карты.

Расскажем, что означает каждая группа цифр:

  • 000 — зашифрована принадлежность счета (404 — внебюджетные фонды; 407 — юрлица и ИП; 408 — частные лица; 423 — депозит частного лица);
  • 00 — уточняется принадлежность счета (01 — финансовые организации; 02 — коммерческие организации; 03 — некоммерческие организации);
  • 000 — валюта счета (810 — российский рубль; 840 — доллар; 978 — евро);
  • 0 — контрольная цифра для работников банка
  • 0000 — номер подразделения, где изначально открыт счет;
  • 0000000 — код, который генерируется в каждом банке самостоятельно и является своеобразным идентификатором клиента.

Итоги

Банковский счет имеет почти каждое физическое лицо и обязано иметь каждое юридическое лицо РФ. С их помощью производятся операции по хранению, накоплению и перечислению денежных средств. Различают несколько разновидностей банковских счетов. Они подразделяются на те, которыми могут пользоваться только частные лица или только организации. Некоторые счета предназначены для проведения строго определенных операций.

Расчетный и текущий счет — что это, разница

В том, чтобы завести банковский счет, сегодня заинтересован каждый человек. Действующий аккаунт открывает доступ к многообразию безналичных операций — хранению и накоплению капитала, платежам за товары и услуги, переводам средств, обслуживанию пластиковых карт. Однако потенциальному клиенту легко растеряться: российские банки предлагают открывать аккаунты различных типов, в том числе расчетные и текущие счета. Разберемся, чем они отличаются и для какой деятельности подходят.

Читайте также:
Зачет времени содержания под стражей

Что такое текущий счет

Текущий счет — это банковский аккаунт, который служит для учета денежных операций населения. Состоит из двадцати цифр, образующих уникальный номер учетной записи каждого держателя. Типичным примером аккаунта служат счета «до востребования» или сберегательные книжки.

В практическом смысле, открытие текущего счета физическому лицу позволяет:

  • Переводить денежные средства государственным и коммерческим организациям;
  • Получать заработную плату на пластиковую карту, привязанную к аккаунту;
  • Держать сбережения в безопасном месте;
  • Вносить кредитные и иные платежи.

Важный нюанс. Финучреждения и контролирующие органы запрещают заводить текущий счет для бизнеса и предпринимательства. Если его владельца уличат в коммерческом использовании аккаунта, банк аннулирует договор на расчетно-кассовое обслуживание.

Что такое расчетный счет

Чтобы сопровождать торговые отношения, банки открывают для корпоративных клиентов отдельный тип аккаунтов — расчетные счета. Это учетные записи с двадцатизначными номерами, которые позволяют:

  • Зачислять оплату за проданные товары или оказанные услуги;
  • Переводить деньги поставщикам или в государственную казну;
  • Оплачивать расчетно-кассовое обслуживание по выбранному тарифу;
  • Хранить собственные сбережения в безопасном месте;
  • Делать выплаты по кредитам и займам;
  • Начислять заработную плату сотрудникам.

Формально закон не обязывает организации и ИП заводить расчетный счет. Однако на практике открытие аккаунта необходимо: без учетной записи в банке компания или предприниматель могут совершать безналичные платежи на сумму не более 100 тыс. рублей.

Отметим, что в ведении счетов заинтересованы не только клиенты. Благодаря банковским аккаунтам налоговые и судебные органы осуществляют контроль над российским бизнесом. Это дает юрлицам и ИП определенные преференции:

  • Финучреждение не вправе отказать клиенту в открытии расчетного счета;
  • Чисто действующих аккаунтов, открытых одним клиентом, не ограничено;
  • Единственная причина отказа, предусмотренная законом, — ведение противозаконной деятельности.

Чем отличается расчетный счет от текущего

Обозначив особенности текущих и расчетных счетов, попробуем сравнить их по ключевым параметрам:

Учетная запись, используемая банком для учета денежных операций физлиц

Разновидность банковского аккаунта, открываемого для коммерческой деятельности

Юридические лица и частные предприниматели

Транзакции между гражданином и юрлицом, необязательно в торговых целях

Расчеты между контрагентами в рамках торговых отношений

По требованию клиента

Необходимо для полноценных расчетов

В большинстве банков комиссия не взимается

Стоимость расчетно-кассового обслуживания зависит от тарифа

Очевидно, что рассматриваемые аккаунты схожи. И расчетный, и текущий счет открывают для проведения безналичных операций и хранения средств. Это находит отражение в официальных записях реквизитов, где оба типа аккаунтов записывают как «расчетный счет». Разграничение между ними делают работники банка — для собственного удобства и удобства клиентов.

В практическом смысле различие расчетных и текущих счетов касается их назначения. Для коммерческой деятельности предприниматели и организации открывают расчетные аккаунты, а для обыденных операций предусмотрен текущий счет. При этом граждане сами решают, нужен ли им текущий счет. Бизнес же ограничен сильнее: без расчетного аккаунта невозможны активные расчеты и большой объем финансовых поступлений.

Указанные отличия определяют стоимость за РКО:

  • Для юрлиц и ИП обслуживание платное. Финучреждение взимает комиссию за частое проведение транзакций и дополнительный функционал;
  • Для физлиц обслуживание бесплатное. Текущие счета открываются, как правило, для ограниченного числа операций.

Таким образом, расчетный и текущий счет являются различными понятиями, что отражено в банковских правилах и российском законодательстве. Окончательно разобравшись с назначением аккаунтов, потенциальный клиент может сделать правильный выбор в пользу той или иной услуги.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: