Территориальное море: что это такое, описание и особенности

Территориальное море. Понятие территориального моря

Понятие территориального моря. Морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних морских вод (у государства-архипелага – за архипелажными водами), называется территориальным морем, или территориальными водами. На этот морской пояс определенной ширины распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской государственной границей прибрежного государства.

Основанием для признания за прибрежным государством права на включение территориального моря в состав его государственной территории послужили очевидные интересы этого государства в отношении как защиты своих береговых владений от нападений со стороны моря, так и обеспечения существования и благополучия своего населения за счет эксплуатации морских ресурсов прилегающих районов.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на поверхность и недра дна территориального моря, а также на воздушное пространство над ним. Положения о распространении суверенитета прибрежного государства над территориальным морем содержатся в ст. 1 и 2 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года и ст. 2 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Естественно, что в территориальном море действуют законы и правила, установленные прибрежным государством.

В территориальном море суверенитет прибрежного государства осуществляется, однако, с соблюдением права иностранных морских судов пользоваться мирным проходом через территориальное море других стран.

Признание права мирного прохода иностранных судов через территориальное море отличает последнее от внутренних морских вод.

Ширина территориального моря. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

При проведении исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега. Кроме того, система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.

На протяжении XIX и до середины XX столетия сложился международный обычай, согласно которому линия внешней границы территориального моря может находиться в пределах от 3 до 12 морских миль от исходных линий для измерения территориального моря. Комиссия международного права отметила в 1956 году, что “международное право не допускает расширения территориального моря за пределы 12 миль”. Однако I Конференции ООН по морскому праву из-за разногласий между государствами не удалось зафиксировать это положение в принятой ею Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне. Лишь Конвенция ООН по морскому праву 1982 года впервые в договорном порядке декларировала в качестве универсальной нормы международного права положение о том, что “каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль”, отмеряемых от установленных ею исходных линий.

В настоящее время свыше 110 государств установили ширину территориального моря в пределах до 12 морских миль. Однако около 20 государств имеют ширину, превышающую лимит, установленный международным правом. А более 10 из них (Бразилия, Коста-Рика, Панама, Перу, Сальвадор, Сомали и некоторые другие) односторонними законодательными актами, принятыми до Конвенции ООН по морскому праву, расширили свои территориальные воды до 200 морских миль. По-видимому, решению возникшей таким образом проблемы сможет содействовать вступление в силу Конвенции по морскому праву или ее фактическое осуществление подавляющей частью государств.

Разграничение территориального моря между противоположными или смежными государствами в соответствующих случаях осуществляется по соглашениям между ними, учитывающим особенности каждого случая. При отсутствии такого соглашения прибрежные государства не могут распространять свое территориальное море за срединную линию.

Мирный проход иностранных судов через территориальное море. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года и Конвенция ООН по морскому праву 1982 года предусматривают право мирного прохода через территориальное море для иностранных судов. Под проходом через территориальное море понимается плавание судов с целью: а) пересечь это море без захода во внутренние воды, а также не вставая на рейде или в портовом сооружении за пределами внутренних вод; б) пройти во внутренние воды или выйти из них либо встать на рейде или в портовом сооружении за пределами внутренних вод. Проход иностранного судна через территориальное море считается мирным, если только им не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.

Конвенция ООН по морскому праву указывает, в частности, что проход не является мирным, если проходящее судно допускает угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства либо любым другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН, осуществляет маневры или учения с оружием любого вида, любой акт, имеющий целью затронуть оборону или безопасность прибрежного государства, равно как и любой другой акт, не имеющий прямого отношения к проходу (подъем и посадка летательных аппаратов, выгрузка и погрузка товаров, валют, лиц, загрязнение моря, рыбная ловля и т. д.).

Читайте также:
Нужно ли платить налог на собственный трактор?

Прибрежное государство вправе принимать в своем территориальном море необходимые меры для недопущения прохода, который не является мирным. Оно может также без дискриминации между иностранными судами временно приостановить в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если такое приостановление существенно важно для охраны его безопасности, включая проведение учений с использованием оружия. Такое приостановление вступает в силу только после должного оповещения о нем (дипломатическим путем или через “Извещения мореплавателям”, или иным образом).

По Конвенции при осуществлении права мирного прохода через территориальное море иностранные суда обязаны соблюдать законы и правила, принимаемые прибрежным государством в соответствии с положениями Конвенции и другими нормами международного права. Эти правила могут касаться: безопасности судоходства и регулирования движения судов; сохранения ресурсов и предотвращения нарушения рыболовных правил прибрежного государства; защиты окружающей среды; морских научных исследований и гидрографических съемок; таможенного, санитарного, фискального и иммиграционного режимов.

Правила прибрежного государства не должны, однако, относиться к проектированию, конструкции, комплектованию экипажа или оборудованию иностранных судов, если они не вводят в действие общепринятые международные нормы и стандарты. Следовательно, прибрежное государство не может по своему усмотрению определять технические характеристики судов, проходящих через его территориальное море, или порядок комплектования их экипажей и на этом основании регламентировать право мирного прохода.

Но иностранные суда при проходе должны соблюдать все законы и правила, а также общепринятые международные правила, касающиеся предотвращения столкновения в море.

Прибрежное государство в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства может потребовать от иностранных судов, осуществляющих право мирного прохода через его территориальное море, пользоваться морскими коридорами и схемами разделения движения, которое оно может установить или предписать (с учетом рекомендаций компетентных международных организаций). Требование строго следовать по таким морским коридорам может быть выдвинуто в отношении танкеров или судов с ядерными двигателями или судов, провозящих ядовитые или опасные вещества и материалы.

Иностранные суда не могут облагаться никакими сборами лишь за их проход через территориальное море.

Уголовная и гражданская юрисдикция в отношении торговых судов и государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях. Уголовная юрисдикция прибрежного государства не осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением следующих случаев:

а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

б) если совершенное преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;

в) если капитан судна, дипломатический агент или консульский чиновник государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи;

г) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Изложенные выше положения не затрагивают права прибрежного государства принимать любые меры, разрешаемые его законами, для ареста или расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод.

Прибрежное государство не должно останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на его борту. Оно может применять в отношении такого судна взыскания или арест по любому гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства. Прибрежное государство может осуществлять гражданскую юрисдикцию в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальном море или проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод.

Государственные суда, используемые для некоммерческих целей, пользуются иммунитетом от уголовной и гражданской юрисдикции прибрежного государства.

Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне, а также Конвенция ООН по морскому праву предусматривают право мирного прохода иностранных военных кораблей через территориальное море. Однако первая предоставила ее участникам право делать оговорки, в том числе в отношении мирного прохода военных кораблей, вторая же не допускает такого рода оговорок, но содержит четкую регламентацию мирного прохода, о чем говорилось выше.

Читайте также:
Трансферт балансовый: что это такое, описание и особенности

Военные корабли в территориальном море, как и в других районах Мирового океана, пользуются иммунитетом от действия властей прибрежного государства. Но, если иностранный военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальное море. Это конвенционное требование, разумеется, должно быть немедленно выполнено, а любые возникающие в связи с этим вопросы должны быть урегулированы дипломатическим путем. Такие вопросы возникли, в частности, в 1986 и 1988 годах в связи с заходом военных кораблей ВМС США в тогдашние советские территориальные воды в Черном море. В результате стороны в 1989 году договорились о “едином толковании норм международного права”, регулирующих мирный проход.

В соответствии с указанным документом они, наряду с другими положениями, согласились считать, что в районах территориального моря, где не предписаны морские коридоры или схемы разделения движения, суда пользуются тем не менее правом мирного прохода. В одновременно состоявшемся обмене письмами США заявили о том, что они без ущерба для их общей позиции по вопросу о мирном проходе “не имеют намерения осуществлять мирный проход американских военных кораблей через территориальное море Советского Союза в Черном море”.

Дата добавления: 2015-10-19 ; просмотров: 822 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ

Смотреть что такое ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ в других словарях:

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ

см. Береговое море.

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ

Территориальное море — см. Береговое море.

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ

(территориальные воды) – морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод (у государства-архипелага – за архипелажными вод. смотреть

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ

часть морского пространства, прилегающего к территории прибрежного государства или к его внутренним водам и находящегося под его суверенитетом. Отсчитывается от линии наибольшего отлива, а в местах, где береговая линия изрезана и извилиста или проходит цепь островов, — от прямых исходных линий, то есть линий, соединяющих выступающие части побережья. Внешняя граница территориального моря отстоит от внутренней на ширине 12 миль. При близости берегов 2 государств граница территориального моря проходит по согласованной серединной линии. Все торговые суда пользуются правом мирного прохода через территориальное море с целью пересечь его, пройти во внутренние воды или из них, встать на якорь вследствие непреодолимой силы или бедствия. Проход считается мирным, если не нарушаются мирный порядок и безопасность прибрежного государства, которое не должно препятствовать проходу и взимать за него сборы. Уголовная юрисдикция прибрежного государства не осуществляется на борту проходящего судна, кроме следующих случаев: последствия преступления распространяются на прибрежное государство или нарушают в нем мир и порядок; судно занимается торговлей наркотиками; о вмешательстве просит его капитан или консул страны флага судна. смотреть

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ

полоса вод определенной ширины, непосредственно примыкающая к сухопутной территории, внешней границе внутренних морских вод прибрежного государства. П. смотреть

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ

часть мор. пространства, непосредственно примыкающая к сухопут. тер. или внешней границе внутр. мор. вод прибреж. гос-ва и находящаяся под его суверени. смотреть

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ (территориальные воды) — морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод (у государства-архипелага — за архипелажными водами). На этот морской пояс определенной ширины распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница Т.м. является морской границей прибрежного государства. В настоящее время большинство морских государств (130) имеют ширину Т.м. в пределах до 12 морских миль. Однако около 20 государств имеют ширину, превышающую лимит, установленный международным правом.

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ (территориальные воды) – морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод (у государства-архипелага – за архипелажными водами). На этот морской пояс определенной ширины распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница Т.м. является морской границей прибрежного государства. В настоящее время большинство морских государств (130) имеют ширину Т.м. в пределах до 12 морских миль. Однако около 20 государств имеют ширину, превышающую лимит, установленный международным правом.
. смотреть

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ

в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, расположенный в сторону моря от исходных линий и входящий в государственную территорию прибрежного государства морской пояс, который находится под суверенитетом такого государства, осуществляемым с соблюдением применимых норм международного права, в частности, о мирном проходе. Ширина т.м. не может превышать 12 морских миль. . смотреть

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ

mar adyacente a las costas de un Estado, mar jurisdiccional

Читайте также:
Обращение взыскания на заложенное имущество

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”. Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии со статьей 3 указанного выше федерального закона. смотреть

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ РФ

— примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам РФ морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий. Может быть установлена иная ширина территориального моря. Определение территориального моря применяется также ко всем островам РФ. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей РФ. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря. На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет РФ с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море (ст. 2 Закона о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ). Делимитация территориального моря между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью РФ или являются смежными с побережьем РФ, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ (ст. 3 Закона о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ). Основным актом международного права в этой сфере является Конвенция ООН по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.).
. смотреть

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ РФ

примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам РФ морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий. Может быть установлена иная ширина территориального моря. Определение территориального моря применяется также ко всем островам РФ. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей РФ. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря. На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет РФ с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море (ст. 2 Закона о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ). Делимитация территориального моря между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью РФ или являются смежными с побережьем РФ, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ (ст. 3 Закона о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ). Основным актом международного права в этой сфере является Конвенция ООН по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.). смотреть

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ РФ

“. 1. Территориальное море Российской Федерации (далее – территориальное море) – примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам мо. смотреть

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ РФ

Территориальное море РФ Территориальное море РФ – прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемые в соответствии с нормами международного. смотреть

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ (ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ)

– морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод (у государства-архипелага – за архипелажными водами). На этот морской пояс определенной ширины распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница Т. м. является морской границей прибрежного государства. В настоящее время большинство морских государств (130) имеют ширину Т. м. в пределах до 12 морских миль. Однако около 20 государств имеют ширину, превышающую лимит, установленный международным правом.

Правовой режим территориального моря

Территориальное море — это часть водного пространства в виде морского пояса шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, примыкающего к сухопутной территории или к внутренним морским водам государства, на который распространяется его суверенитет (равно как и на воздушное пространство над ним и под ним (дно и недра территориального моря)), но с единственным ограничением – правом мирного прохода иностранных кораблей при определенных случаях.

Следует отметить, что до середины XX века все морское пространство подразделялось только на два вида – режим открытого моря и режим территориального моря.

При этом, режим открытого моря рассматривался как общепризнанный принцип морского права, а режим территориального моря, как следует из его названия, подчинялся территории прибрежного государства.

Таким образом, у любого прибрежного государства выделялись три морские зоны с различным юридическим статусом:

  • 1 зона — «открытое море» — находилось вне суверенитета какого-либо государства, в том числе, прибрежного;
  • 2 зона «внутренние воды» — находились под суверенитетом прибрежного государства, поскольку эта зона входила в территорию государства;
  • 3 зона – «территориальное море» — промежуточная зона между открытым морем и внутренними водами; по правовому режиму представляет «гибрид» первых двух видов, т.е. имеет смешанный правовой режим – суверенитет прибрежного государства действует с определенными ограничениями.
Читайте также:
Список кандидатов: что это такое, описание и особенности

Если принцип свободы открытого моря действовал как общепризнанный императивный обычай морского права, то в отношении статуса территориального моря ситуация была немного иная. Государства молчаливо соглашались с выделением зоны территориального моря для прибрежных государств, однако, каждое такое государство различным образом определяло его границы и протяженность.

Ситуация изменилась с возникновением понятия «континентальный шельф», что было взаимосвязано с экономической экспансией государств в сторону района открытого моря. Прибрежные государства стремились таким образом распространить сферу действия своего суверенитета и на открытое море в целом, в том числе, путем расширения пространственных пределов территориального моря.

Поэтому возникла необходимость на законодательном уровне унифицировать обычаи морского права. Однако «камнем преткновения» для международного сообщества стал вопрос определения ширины территориального моря, поскольку государства на практике по-разному определяли данное расстояние.

В рамках международной Конференции было предложено три похода к разрешению данной проблемы:

1) применение классического правила в 3 мили (так называемая «дальность полета пушечного ядра»). Эту идею отстаивали США, страны Западной Европы, имевшие выход к Северному морю и к Атлантике (за исключением Индии);

2) установление максимальной ширины более 3-х морских миль. При этом, различные группы стран предлагали разные размеры: до 4 миль страны Скандинавии, до 12 миль — СССР, Китай, Болгария и др.;

3) установление максимальной ширины территориального моря от 12 до 200 миль (отдельные страны Латинской Америки и Африки).

Такая кардинальность подходов государств-участников Конференции в отношении определения максимальной ширины территориальных вод послужила поводом для характеристики сложившегося положения как «анархии суверенитетов».

Обычай морского права, складывающийся на протяжении длительного времени о суверенитете прибрежного государства на территориальное море, получил свое закрепление в Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., однако консенсус в отношении ширины данной зоны так и не был достигнут.

Только в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. максимальная ширина территориального моря была установлена в 12 морских миль (государства могут устанавливать меньшую ширину территориального моря). Этот компромисс стал разумным балансом в соотношении интересов прибрежных государства и международного сообщества.

Согласно ст. 2 Конвенции 1982 г., суверенитет государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага — за пределы его архипелажных вод — на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем. Суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра.

Международное право признает, что прибрежные государства могут осуществлять суверенитет и юрисдикцию над своими территориальными морями, но своего рода сервитутом (ограничением) в данном вопросе является обязанность с их стороны предоставить иностранным судам право мирного прохода эту территорию.

Международное право предоставляет государствам право выбора метода (способа) определения ширины территориального моря. Так, в соответствии с Конвенциями ООН 1958 г. и 1982 г., а также обычаями морского права, государства при определении расстояния ширины зоны могут использовать нормальные исходные линии и прямые исходные линии.

В первом случае речь идет о линиях наибольшего отлива вдоль морского побережья (ст. 3 Конвенции ООН 1958 г., ст. 5 Конвенции ООН 1982 г.), во втором – о самых выступающих в море точках берега (ст. 4 Конвенции ООН 1958 г., ст. 7 Конвенции ООН 1982 г.).

Очевидно, и это указано в международных документах, что метод прямых исходящих линий применяется, когда береговая линия глубоко изрезана и имеет извилистость, и в непосредственной близости находится цепь островов (ст. 4). Метод прямых исходящих линий используют в своей практике многие государства, например, такие, как Мартабан, Гвинея, Мавритания, Филиппины, Эквадор, Индонезия и др.

Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

§ 6. Понятие и режим территориального моря

Понятие территориального моря. Территориальным морем называют находящийся за пределами сухопутной территории и внутренних вод го­сударства морской пояс, примыкающий к берегу. На территориальное море распространяется суверенитет прибрежного государства.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

Читайте также:
Судебный поединок: что это такое, описание и особенности

Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего тер­риториального моря до предела, не превышающего 12 морских миль. На 1 января 2002 г. 135 стран имели территориальное море шириной до 12 миль. Территориальное море за общепризнанным 12-мильным преде­лом объявили: Либерия (200 миль), Перу (200 миль), Никарагуа

§ 6. Понятие и режим территориального моря

(200 миль), Конго (200 миль), Эквадор (200 миль), Сомали (200 миль), Танзания (50 миль), Бенин (200 миль) и др. — всего 12 стран. Ширина территориального моря некоторых стран составляет менее 12 миль (Гре­ция, Норвегия, Доминиканская Республика).

Согласно ст. 4 Конвенции 1982 г. внешней границей территориаль­ного моря является линия, каждая точка которой находится от ближай­шей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территори­ального моря.

В местах, где береговая линия глубоко изрезана или извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходных линий может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. Однако при проведении прямых исходных линий не допускаются заметные от­клонения от общего направления берега.

Система прямых исходных линий не может применяться государст­вом таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономи­ческой зоны.

При определении границ территориального моря наиболее высту­пающие в море постоянные портовые сооружения, например молы, пирсы, причалы и т. п., которые являются составной частью системы данного порта, рассматриваются как часть берега. Рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и стоянки судов, включа­ются в территориальное море даже в тех случаях, когда они находятся за пределами установленных тем или иным государством территориаль­ных вод.

Согласно Конвенции 1982 г. прибрежные государства обязаны ясно обозначать на опубликованных морских картах рейды и указывать их границы.

В местах, где в море впадает река, исходной линией является прямая линия, проводимая поперек ее устья между точками максимального от­лива на ее берегах.

Промысел рыбы в территориальном море рыбаками других государств. Прибрежные государства, обладая суверенитетом над территориальными водами, как правило, запрещают рыбакам других стран вести лов рыбы в этих водах без соответствующего разрешения.

Исключительное право прибрежного государства на рыболовство в своих территориальных водах вытекает из суверенитета прибрежного государства над этими водами. Стремясь оградить интересы своих при­брежных рыбаков от угрожающего им нашествия иностранных промы­словых флотилий, прибрежные страны приняли законодательные акты о запрещении иностранным судам промысла рыбы и других живых ре­сурсов. Например, согласно ст. 13 Закона Российской Федерации «О Го­сударственной границе Российской Федерации» 1992 г. промысловая деятельность иностранных физических и юридических лиц в территори­

альных водах Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или иными до­говоренностями с иностранными государствами с уведомлением погра­ничных войск о местах, времени пересечения государственной границы, производства работ, об используемых промысловых судах, транспортных и других средствах. В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г. иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также не имеющие ста­туса юридического лица объединения юридических лиц иностранных го­сударств и международные организации могут проводить исследования, разведку и разработку (добычу) водных биоресурсов территориального моря в порядке, предусмотренном законодательством Российской Феде­рации и международными договорами Российской Федерации, подлежа­щими ратификации.

В октябре 1978 г. правительства СССР и НРБ заключили соглашение о взаимном промысле хамсы и шпрота в территориальных водах обеих стран в Черном море. Правительство СССР предоставило возможность рыболовным судам НРБ вести промысел хамсы в территориальных водах СССР в Черном море на условиях взаимности. В свою очередь, прави­тельство НРБ предоставляет возможность рыболовным судам СССР вес­ти промысел шпрота в территориальных водах НРБ в Черном море. В соответствии со ст. Ш Соглашения рыболовные суда одной договари­вающейся стороны во время ведения промысла в территориальных водах другой договаривающейся стороны обязаны соблюдать правила, регули­рующие рыболовство в этой акватории Мирового океана. Компетентны­ми органами обеих стран согласовываются количество рыболовных су­дов, размеры вылова рыбы и другие условия ведения промысла.

В 1981 г. Минрыбхоз СССР и Хоккайдская ассоциация рыбопро­мышленников заключили Соглашение о промысле морской капусты японскими рыбаками. Согласно ст. 1 данного Соглашения советская сторона, идя навстречу просьбам японских рыбаков, проживающих на о.

Основными принципами экономических отношений при пользова­нии природными ресурсами территориального моря Российской Феде­рации являются: платность пользования; ответственность за нарушения условий хозяйственной деятельности; возмещение ущерба, нанесенного территориальному морю, его природным ресурсам, окружающей среде; финансовое обеспечение мероприятий, связанных с восстановлением и охраной природных ресурсов территориального моря и окружающей среды. Плата за пользование живыми ресурсами определяется законода­тельством Российской Федерации.

Читайте также:
Финансовая олигархия: что это такое, описание и особенности

Принцип суверенных прав на живые ресурсы предусмотрен в зако­нодательстве ряда других стран.

Например, Законом Туниса «Об установлении ширины территори­альных вод» 1973 г. предусматривается возможность ведения иностран­ными судами рыбного промысла на условиях, установленных междуна­родными соглашениями и тунисским правом.

§ 6. Понятие и режим территориального моря

В законодательстве Индии, Турции, Исландии, Испании и ряда дру­гих стран не предусматривается возможность предоставления иностран­ным судам права на промысел рыбы в территориальных водах.

За нарушение правил рыболовства в территориальных водах винов­ные лица подвергаются административной, уголовной и граждан­ско-правовой ответственности, а в Российской Федерации — и матери­альной ответственности.

Право мирного прохода через территориальное море. Конвенция 1982 г. признает за судами всех государств, как прибрежных так и непри­брежных, вне зависимости от груза, вооружения или типа двигательной установки право мирного прохода через территориальное море, под ко­торым понимается плавание через территориальное море с целью пере­сечь его без захода во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод. Под мирным про­ходом понимается также плавание через территориальное море с целью пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на таком рейде или у такого портового сооружения.

Суда, осуществляющие право мирного прохода, соблюдают все зако­ны и правила прибрежного государства, принятые согласно существую­щим нормам международного права, содержащимся в ст. 21—23 и 25 Конвенции 1982 г. Сюда включаются законы и правила, содержащие требования к судам при осуществлении права мирного прохода через его территориальное море использовать такие морские коридоры и схемы разделения движения, какие могут быть предписаны там, где это требу­ется для обеспечения безопасности судоходства. В районах, где не пред­писаны такие морские коридоры или схемы разделения движения, суда, тем не менее, пользуются правом мирного прохода.

Проход судна должен быть непрерывным, быстрым и мирным. Под последним понимается такой проход, который не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Немирным счита­ется такой проход, который представляет собой угрозу силой, связан с маневрами или учениями с демонстрацией оружия любого рода, связан с загрязнением среды, а также проведением в территориальном море лю­бой рыболовной деятельности.

Для иностранных рыболовных судов проход не считается мирным, если они не соблюдают принятых и опубликованных прибрежным госу­дарством законов и правил, запрещающих этим судам заниматься рыбо­ловством в территориальном море. В большинстве случаев прибрежное государство не допускает прохода через его территориальное море ино­странных рыболовных судов с орудиями лова, находящимися на палубе в рабочем состоянии, а также вспомогательных рыболовных операций (перегрузку, сортировку уловов, ремонт орудий лова и оборудования и т. д.).

Особые правила касаются мирного прохода военных кораблей.

Глава ХУГГ. Международное морское право

и пребывания в территориальном море Российской Федерации и во внутренних морских водах.

Юрисдикция в территориальном море. Власти прибрежного государ­ства, как правило, не обладают правом ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время прохода его через территориальное море. Исключе­нием могут быть случаи, когда последствия преступления распространя­ются на прибрежное государство или преступление нарушает спокойст­вие в стране или добрый порядок в территориальном море. Кроме того, исключением могут быть моменты, когда капитан судна или консул страны, под флагом которой плавает иностранное судно, обращается к местным властям с просьбой оказать помощь в случае необходимости или для предупреждения незаконной торговли наркотиками. В изъятие из этих правил прибрежное государство может принимать любые разре­шаемые его законами меры для ареста или проведения расследования на борту иностранного судна, которое вышло из его внутренних вод.

Однако прибрежное государство во всех случаях проведения им аре­стов или расследования на борту иностранного судна должно по просьбе капитана предварительно уведомить консульские власти государства флага и способствовать установлению контакта между консулом и эки­пажем судна.

За прибрежным государством не признается право останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изме­нять его курс для осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна. Прибрежное государство может при­менять в этих случаях меры взыскания или арест по гражданским делам только по обязательствам, принятым этим судном во время или для про­хода его через воды прибрежного государства, например при отказе суд­на от оплаты полученных им предметов снабжения, услуг лоцманской службы или буксиров и т. д.

Читайте также:
Судебная статистика: что это такое, описание и особенности

Указанные правила распространяются и на государственные суда, эксплуатируемые в коммерческих целях, а изложенный выше порядок уголовной юрисдикции прибрежного государства распространяется и на государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, на­пример на научно-исследовательские, госпитальные и др.

Вопрос 49. Территориальное море: порядок отсчета, правовой режим.

Территориальное море — это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (ос­новному сухопутному массиву и островам) и внутренним во­дам государств и находящийся под суверенитетом прибреж­ного государства.

В Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. отра­жена специфика территориального моря. В соответствии с тре­бованиями норм международного права каждое прибрежное государство национальным законодательством определяет пра­вовой режим своего территориального моря, поскольку оно вхо­дит в состав государственной территории, а его внешняя грани­ца является государственной границей прибрежного государст­ва на море. Согласно ст. 71 Конституции РФ, определение статуса тер­риториального моря Российской Федерации относится к веде­нию РФ. Закон “О Государственной границе РФ” подробно регламентирует порядок и условия использования этой части пространства России.

Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль. В большинстве стран принята 12-мильная норма (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия и др.). В отдельных государствах принята меньшая ширина — 6 (Греция), 4 (Норве­гия) и даже 3 морских мили (США, ФРГ и др.).

Отсчет ширины территориального моря производится:

1) от линии наибольшего отлива;

2) от условной линии внутрен­них вод;

3) от прямых исходных (“базисных”) линий, соединяю­щих выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко из­резана или вдоль берега имеется цепь островов).

4) Географиче­ские координаты точек, через которые проходят прямые ис­ходные линии для отсчета территориального моря России, ут­верждаются Правительством РФ и объявляются в Извеще­ниях мореплавателям (ст. 5 Закона о Государственной границе РФ).

Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то в качестве разграни­чительной линии их территориального моря используется сре­динная линия. Она проводится таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Правовой режим. Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его су­веренитетом. Суверенитет прибрежного государства над тер­риториальным морем осуществляется с соблюдением норм ме­ждународного права.

Территориальное море имеет большое значение для меж­дународного морского судоходства. Этим объясняется основная особенность его правового режима (например, по сравнению с режимом внутренних морских вод), которая заключается в праве мирного прохода. Суда всех государств пользуются правом мир­ного прохода через территориальное море, предварительного раз­решения компетентных властей прибрежного государства на такой проход не требуется.

Под проходом понимается плавание через территориаль­ное море с целью:

а) пересечь это море, не заходя во внутрен­ние воды;

б) пройти во внутренние воды или выйти из них.

Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием или необходимы в силу чрезвычайных обстоятельств. Подводные транспортные средства должны следовать на по­верхности.

В ст. 19 Конвенции ООН по морскому праву приводится перечень действий, рассматриваемых как нарушение мира, доб­рого порядка или безопасности прибрежного государства:

• угро­за силой или ее применение против прибрежного государства в нарушение принципов международного права; любые маневры или учения с оружием любого вида;

• сбор информации или про­паганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного государ­ства;

• подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства;

• погрузка или выгрузка товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки правилам прибрежного государства;

• рыболовная, ис­следовательская, гидрографическая и иная деятельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу; создание по­мех системам связи.

Прибрежное государство может принимать законы и пра­вила, относящиеся к безопасности судоходства и регулирова­нию движения судов в территориальном море. Промысловая и иная деятельность иностранными судами осуществляются только с разрешения компетентных властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним.

Прибрежное государство вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море, а также приостанавливать в определенных районах сво­его территориального моря осуществление права мирного про­хода иностранных судов, если это необходимо для обеспечения его безопасности.

Иностранные невоенные суда и военные корабли в территори­альном море РФ пользуются правом мирного прохода при условии соблюдения международных догово­ров и законодательства России. Иностранные военные корабли, невоенные подводные лодки и другие подводные транспортные средства осуществляют мирный проход через территориальное море в порядке, устанавливаемом Правительством России.

Читайте также:
Устные сделки: что это такое, описание и особенности

Военные корабли пользуются в территориальном море им­мунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Если во­енный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства и игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него покинуть территориальное море. За ущерб или убытки, причи­ненные военным- кораблем прибрежному государству, государ­ство флага несет международную ответственность.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Территориальная подсудность: понятия, виды и нормы

Нормы, определяющие территориальную подсудность, разграничивают компетенцию по изучению гражданских дел между судебными органами 1-го звена в судебной системе (то есть для разделения компетенции между судами по горизонтали).

В качестве критериев классификации территориальной подсудности выступает место:

  • причинения вреда;
  • нахождения/проживания ответчика;
  • нахождения имущества, из-за которого возник спор;
  • рассмотрения первого иска и пр.

Место нахождения/проживания ответчика

В гражданских делах обычно практикуется общая территориальная подсудность. Её сущность в том, что заявление о возбуждении дела подаётся в судебный орган по месту нахождения/проживания ответчика, если иное не предусмотрено в законодательстве (статья 46 ГПК).

Местом нахождения/жительства гражданина считается населённый пункт, в котором лицо постоянно или чаще всего проживает, а для лиц, не достигших 14-летнего возраста, или граждан под попечительством признаётся место жительства родителей, усыновителей либо попечителей (статья 19 ГК).

Не считается местом жительства гражданского лица место его временного нахождения (к примеру, пребывание в месте лишения свободы). Иск к данному гражданину в судебный орган предъявляется по последнему месту нахождения ответчика до момента осуждения.

Дальнейшая (после предъявления иска) смена ответчиком места жительства не изменяет первоначальной территориальной подсудности в гражданском деле.

В случае если ответчик – это юридическое лицо, тогда заявление касаемо возбуждения дела подаётся в судебный орган по месту нахождения. В соответствии со статьёй 50 ГК местом нахождения юр лица признаётся место его госрегистрации, если учредительные документы юр лица не предусматривают иное.

Общую территориальную подсудность законодатель устанавливает в интересах ответчика. Предъявление к ответчику иска ещё не означает, что требование истца является обоснованным. Потому ответчик в этом случае находится в более выгодном (в сравнении с истцом) положении.

Законодательством утверждается ряд исключений из общей территориальной подсудности гражданских дел.

Подсудность по выбору истца

Подсудность по выбору истца (также именуется альтернативной подсудностью) называется подсудность, при которой истец вправе по своему личному выбору направить иск в один из нескольких предусмотренных законом судов. Данную процессуальную льготу устанавливает законодатель для истцов по некоторым делам для того, чтоб сделать защиту в суде их субъективных прав удобнее.

В статье 47 ГПК содержится довольно широкий перечень гражданских дел, по которым устанавливается подсудность по выбору истца. Данный перечень не закрытый. В статье отмечается, что подсудность по выбору истца может устанавливается и в других случаях, предусматриваемых ГПК и иными законами.

Истец вправе выбирать подсудность зависимо от категории дела или при наличии других указанных в законодательстве условий.

Подсудность по выбору истца применима по следующим делам:

  • иск по поводу взыскания алиментов и установления отцовства предъявляется по месту нахождения/проживания, как ответчика, так и истца;
  • иск по поводу возмещения ущерба, от которого пострадала жизнь либо здоровье граждан, может направляться как по месту нахождения/жительства ответчика, так и по месту нахождения/жительства истца либо по месту причинения ущерба;
  • иск по поводу возмещения ущерба, которое было причинено имуществу физического/юридического лица, может предъявляться по месту нахождения/жительства ответчика или по месту причинения ущерба;
  • иск по поводу расторжения брака с гражданами, которые признаны по законодательству безвестно отсутствующими или же недееспособными, и с осуждёнными за преступления и приговоренными к заключению под стражу на срок от 3 лет может направляться по месту нахождения/проживания истца:
  • иск о расторжении брака может направляться по месту нахождения истца и тогда, когда при нём живут несовершеннолетние дети либо когда из-за состояния здоровья выезд истца к месту нахождения ответчика для него затруднителен;
  • иск по поводу возмещения ущерба, который был причинён незаконным осуждением, либо привлечением к уголовной ответственности, либо заключением под стражу, либо наложением административного штрафа (арест/исправительные работы) может направляться по месту нахождения/проживания истца;
  • иски к ответчику, место жительства которого не установлено либо не имеющему в государстве места жительства, предъявляется по месту нахождения его личного имущества либо по последнему установленному месту его жительства в государстве:
  • иски, имеющие отношение к деятельности филиала юридического лица, могут предъявляться (кроме места нахождения юрлица) еще по месту нахождения филиала;
  • иски, вытекающие из контракта, где указано место исполнения, могут предъявляться в соответствии с правилами общей территориальной подсудности или же по месту исполнения контракта;
  • иски к нескольким ответчикам, которые проживают либо находятся в различных местах, предъявляются в судебный орган по месту жительства/нахождения одного из ответчиков.
Читайте также:
Служебная дисциплина: что это такое, описание и особенности

Замечание 1

В данных и иных случаях выбор между несколькими судебными органами принадлежит истцу. Таким образом, проявляется принцип диспозитивности в гражданском процессе. Истец, использовав собственное право выбора судебного органа, повторно не сможет обратиться с таким же требованием в другой судебный орган, которому подсудно это дело. Для направления иска у него есть возможность выбрать только один из судов, перечисленных в законодательстве.

Что такое подведомственность и подсудность?

Зачастую даже опытные юристы ошибаются в выборе надлежащего суда. Определение органа судебной власти, куда нужно подать конкретное исковое заявление, зависит от подсудности и подведомственности спора.

Подведомственность — это разграничение компетенции между органами власти.

Споры могут быть подведомственны судам общей юрисдикции и арбитражным судам.

Суды общей юрисдикции: мировой суд, районный суд, областной суд — рассматривают споры с участием граждан и юридических лиц по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений (п.1 ст. 22 ГПК РФ).

Арбитражные суды — рассматривают экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 1 ст. 27 АПК РФ).

Для выяснения подведомственности достаточно определить, является ли спор экономическим и связанным с предпринимательской деятельностью.

Внимание! Предпринимательская деятельность — это деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Если в исковом заявлении имеется нескольких взаимосвязанных требований, одно из которых подведомственно суду общей юрисдикции, а другое — арбитражному суду, то такое дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. Если требования не взаимосвязаны, то суд вправе их разделить и принять только подведомственное требование (п. 4 ст. 22 ГПК РФ).

Определив подведомственность (в рассматриваемом случае пусть это будут суды общей юрисдикции), необходимо определить подсудность.

Подсудность — это совокупность признаков спора, указывающая, какой именно суд должен рассматривать такой спор.

Подсудность делиться на два типа: родовая и территориальная.

Родовая подсудность зависит от характера спора, его цены и предмета. Определяет уровень суда, который должен рассматривать спор.

Родовая подсудность делится на четыре подтипа:

— подсудность мирового суда;

— подсудность районного суда (для жителей Истринского района — Истринский городской суд);

— подсудность Верховного суда республики, областного или краевого суда, городского суда города Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области, суда автономных округов (для жителей Истринского района — Московский областной суд);

— подсудность Верховного суда РФ.

Мировому суду подсудны следующие споры (ст. 23 ГПК РФ):

— о выдаче судебного приказа;

— о расторжении брака, при отсутствии спора о детях;

— о разделе совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

— иные семейно-правовые дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

— по имущественным спорам (за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности), при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

— об определении порядка пользования имуществом.

Районному суду подсудны все оставшиеся споры, которые не отнесены к подсудности мирового, областного, военного и Верховного судов (ст. 24 ГПК РФ).

Военным судам подсудны споры с участием военнослужащих (ст. 7 ФЗ от 23.06.1999 N 1—ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»).

Верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа подсудны следующие споры (ст. 26 ГПК РФ):

Читайте также:
Правовая охрана топологий интегральных микросхем

— связанные с государственной тайной;

— о признании и исполнении решений иностранных судов.

Внимание! Московскому городскому суду подсудны дела по защите авторских и смежных прав в сети Интернет, кроме прав на фотографии и аналогичные произведения. При рассмотрении спора Московским городским судом о защите авторских и смежных прав ему подсудно также рассмотрение вопроса о блокировке.

Верховному суду РФ подсудны следующие споры (ст. 27 ГПК РФ, ст. 2 ФКЗ от 05.02.2014 N 3—ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»):

— об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов;

— об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов;

— о приостановлении, ликвидации деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

— о прекращении деятельности средств массовой информации;

— об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

— об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов;

— о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы;

— о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

— по разрешению споров между органами власти согласно ст. 85 Конституции Российской Федерации;

— о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Интересно: в случае если подсудность дела изменяется в ходе его рассмотрения, то дело передается в соответствующий суд для его рассмотрения согласно новой подсудности.

Территориальная подсудность определяет конкретный и определённый суд, которой должен рассматривать спор. По общему правила территориальная подсудность определяется по месту жительства или нахождения ответчика по иску (ст. 28 ГПК РФ).

Истец имеет право выбрать другой суд по следующим правилам (ст. 29 ГПК РФ):

— если место жительства ответчика неизвестно или он его не имеет – по месту нахождения его имущества или по последнему месту жительства;

— иск к организации по спору в отношении действий её филиала может быть предъявлен по месту нахождения этого филиала;

— иски о защите прав потребителя могут быть предъявлены по месту жительства или месту нахождения истца, либо по месту заключения или исполнения договора;

— иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены по месту их исполнения;

— иски, связанные со столкновением судов, заработной платы экипажа суда, репатриации и взносов на социальное страхование, а также взысканием вознаграждения за помощь в спасении на море, могут быть предъявлены по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна.

По месту жительства истца могут быть предъявлены следующие иски:

— о взыскании алиментов и установлении отцовства;

— о расторжении брака, если истец имеет несовершеннолетнего ребенка или по состоянию здоровья невозможен его выезд к ответчику;

— о возмещении вреда, причинённого повреждением здоровья;

— по восстановлению пенсионных и жилищных прав, возврата имущества и его стоимости, иски связанные с незаконным осуждением и привлечением к уголовной ответственности;

— о защите персональных данных;

— о прекращении оператором поисковой сети выдачи ссылок;

— о восстановлении трудовых прав.

Исключением территориальной подсудности являются следующие споры (исключительная подсудность):

Иски о правах на объекты, прочно связанные с землёй, (здания, строения, сооружения), а также иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землёй, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества. Иски кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками, подсудны суду по месту открытия наследства. Иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

Если иск направлен к нескольким ответчикам, то его можно предъявить по месту жительства одного из ответчиков (ст. 31 ГПК РФ).

Также территориальная подсудность может быть установлена по соглашению сторон в договоре.

Таким образом, чтобы найти суд, в который необходимо подавать иск, следует сначала определить подведомственность (арбитражный суд или суд общей юрисдикции), после чего определить родовую подсудность (мировой суд, районный, областной или верховный), а затем – территориальную. В результате будет определён необходимый суд.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: