Торговая казнь: что это такое, описание и особенности

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ

Смотреть больше слов в « Экономике и праве »

Смотреть что такое ТОРГОВАЯ КАЗНЬ в других словарях:

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ

наказание кнутом рукою палача на торгах, на площади или у присутственных мест, вообще в местах скопления народа (в Москве Т. казнь до 1685 г. происходи. смотреть

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ

в России вид уголовного наказания, возникший в 15 в. Заключалась в публичном битье кнутом на торговых площадях и в др. присутственных местах. У. смотреть

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ

Торговая казнь — наказание кнутом рукою палача на торгах, на площади или у присутственных мест, вообще в местах скопления народа (в Москве Т. казнь до 1685 г. происходила на Красной площади, затем перед Спасскими воротами; в С.-Петербурге — на Троицкой площади, за кронверком, у столба (с 1724 г.). Термин Т. казнь был равнозначащим с “жестоким наказанием”, “жестоким истязанием”, “бить кнутом”, иногда и просто “наказанием”; все эти выражения употреблялись в памятниках безразлично. В XV в. наказание кнутом называется уже Т. казнью и это название сохраняется вплоть до отмены кнута в 1845 г. Свод Законов (т. XV, ст. 1200) называет наказание кнутом Т. казнью и даже просто казнью. В законодательных памятниках XVII и XVII I вв. чаще употреблялись выражения “жестокое наказание” и др., запрещенные указами 1802 и 1808 гг. Многовековое существование торговой казни способствовало выработке известных обрядностей при ее исполнении, которые (в XIX в.) имели много сходного с обычными приготовлениями к смертной казни: преступника помещали отдельно и накануне дня наказания исповедовали и причащали. Выполнение наказания начиналось чтением приговора. Вырезание ноздрей (до 1817 г.) и клеймение производились немедленно после наказания кнутом. Иногда Т. казнь производилась в нескольких местах (для устрашения, в случае совершения преступлений в нескольких местах). Уже Белозерская и Соль-Галицкая губные грамоты предписывают разбойников “бить кнутьем в тех селах и деревнях, где они воровали, по всем торгом”. В 1822 г. этот порядок, как чрезмерно увеличивающий тяжесть наказания, был отменен.

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ

в России XV-XVII1 вв. вид уголовного наказания, заключавшийся в публичном битье кнутом на торговых площадях и в других присутственных местах. Первонача. смотреть

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ

– публичное наказание кнутом или плетью, получившее название по месту его совершения – “на торгу” (торговой площади), при большом стечении народа. Сво. смотреть

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ

одно из наиболее жестоких телесных наказаний, применявшееся в Русском государстве с 15 в. до отмены «кнута» в 1845 г. Т. к. заключалась в битье виновного кнутом на «торгах» (базарных площадях) и т. п., а иногда и на месте совершения преступления. Т. к. производилась в целях устрашения публично и являлась одновременно и болезненным и позорящим наказанием. Т. к. как один из видов наказаний известна Судебнику 1497 г. и Соборному уложению 1649 г. (около 140 статей Соборного уложения предусматривают в качестве самостоятельного или дополнительного наказания битье кнутом). В законодательных актах Русского феодального государства для обозначения Т. к. часто употребляется наименование «жестокое наказание». . смотреть

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ, с 15 в. вид телесного наказания: битьё кнутом по приговору суда на торгу (площади). До 1817 сопровождалась вырыванием ноздрей и клейме. смотреть

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ

– в России – вид уголовного наказания, возникший в XV в. Заключалась в публичном битье кнутом на торговых площадях и в других присутственных местах. Упоминается в Судебнике 1497 г. в качестве наказания за первую кражу, за перепахивание межи. Соборное уложение 1649 г. значительно расширило применение Т. к. как в качестве главного, так и дополнительного вида наказания (“казнить торговой казнью, да вкинута в тюрьму”). В законах первой четверти XVIII в. и более позднем законодательстве Т.к. уступает место телесным наказаниям.
. смотреть

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ

Ист. В царской России (до 1845 г.) — публичное наказание кнутом на людных торговых площадях. Раз мне привелось видеть самую «торговую казнь» — наказани. смотреть

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ — в России XV-XVII1 вв. вид уголовного наказания, заключавшийся в публичном битье кнутом на торговых площадях и в других присутственных местах. Первоначально применялось только как основное наказание, с XVII в. • — и как дополнительное. В XVIII в. уступает место другим видам телесных наказаний.

Читайте также:
Переход прав кредитора на основании закона

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ – в России XV-XVII1 вв. вид уголовного наказания, заключавшийся в публичном битье кнутом на торговых площадях и в других присутственных местах. Первоначально применялось только как основное наказание, с XVII в. Х- и как дополнительное. В XVIII в. уступает место другим видам телесных наказаний.
. смотреть

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ

публичное наказание, применявшееся на Руси в XV-XIX вв. Во время торговой казни виновного били кнутом на торговой площади (отсюда название) или в других общественных местах. В к. XVIII в. от торговой казни освобождались дворяне, духовенство и купцы. Отменена в 1845. смотреть

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ

публичное наказание, применявшееся в Рус. гос-ве с 15 в. Во время Т. к. виновного били кнутом на торг. площади (отсюда назв.) или в др. обществ. местах. смотреть

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ, в России с 15 в. битье кнутом по приговору суда на торгу, площади. До 1817 сопровождалась вырыванием ноздрей и клеймением. Отменена в 1845.

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ – в России с 15 в. битье кнутом по приговору суда на торгу, площади. До 1817 сопровождалась вырыванием ноздрей и клеймением. Отменена в 1845.
. смотреть

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ , в России с 15 в. битье кнутом по приговору суда на торгу, площади. До 1817 сопровождалась вырыванием ноздрей и клеймением. Отменена в 1845. смотреть

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ, в России с 15 в. битье кнутом по приговору суда на торгу, площади. До 1817 сопровождалась вырыванием ноздрей и клеймением. Отменена в 1845. смотреть

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ

с 15 в. вид телесного наказания: битье кнутом по приговору суда на торгу (площади). До 1817 сопровождалась вырыванием ноздрей и клеймением. Отменена в 1845. смотреть

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ

с 15 в. вид телесного наказания: битье кнутом по приговору суда на торгу (площади). До 1817 сопровождалась вырыванием ноздрей и клеймением. Отменена в 1845. смотреть

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ

с 15 в. вид телесного наказания: битье кнутом по приговору суда на торгу (площади). До 1817 сопровождалась вырыванием ноздрей и клеймением. Отменена в 1845. смотреть

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ

в России с XV в. битье кнутом по приговору суда на торгу, площади. До 1817 г. сопровождалась вырыванием ноздрей и клеймением. Отменена в 1845 г.

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ

– в России с 15 в. битье кнутом по приговору суда на торгу,площади. До 1817 сопровождалась вырыванием ноздрей и клеймением. Отмененав 1845.

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ

по Судебникам XV-XVI вв. специфическое позорящее наказание, битье кнутом на торговой площади. Зачастую влекла за собой смерть наказуемого.

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ

с XV в. по 1845 г. битье кнутом по приговору суда на торгу.

Какие казни знает история России

Сегодня у многих вызывает недоумение юридическое понятие «смертная казнь». Так уж сложилось, что современное определение самого слова «казнь» означает лишение жизни как карательную меру. Поэтому возникает вопрос: может ли, в принципе, казнь быть не смертной? Да, может! На самом деле в древнерусском и старославянском языках слово «казнь» означает наказание вообще (слова «наказание» и «казнь», собственно, одного корня). Отсюда: «семь казней Египетских» из Библии — тех бедствий, которые Бог наслал на Египет за притеснение Фараоном израильтян. И отсюда же слово с возвратным значением «казниться», то есть упрекать себя за что-то, а буквально: «наказывать самого себя».

Русский язык развивался, приобретал новые лексические формы, и постепенно слово «казнь» стало означать только уголовное наказание. В эпоху, когда сложился современный русский язык (начало XIX века), этим словом обозначалось лишь три вида уголовного наказания: смертная казнь, торговая и гражданская.

Смертная казнь – единственная из «казней», которая сохранилась в уголовном праве России по сей день, но и на нее сейчас наложен мораторий. Это, собственно, и есть казнь в сегодняшнем значении – лишение жизни как мера наказания. До конца XVIII века она могла осуществляться разными способами, порой очень отвратительными для сознания современного человека, хотя чаще всего – через отсечение головы или повешение. Последнее преобладало в высшей мере наказания с XVIII века до Революции, пока большевики, «воспитанные» на фронтах Гражданской войны, не сделали основным смертным наказанием для всякого рода тяжких преступников расстрел, ранее применявшийся в основном в армии.

Читайте также:
Складские документы: что это такое, описание и особенности

Поскольку уже очень давно в России не существует других «казней», кроме смертной, нынешние россияне и считают, что другой казни быть не может. Но общество старины знало еще торговую и гражданскую казнь.

Торговая казнь — это юридическое наименование публичного наказания кнутом, которое обычно совершалось на торгу – базарной площади, то есть самом людном месте города. Это должно было опозорить преступника и устрашить тех, кто захочет последовать по его пути. Само по себе данное наказание идет от времени монголо-татарского ига, и сам кнут для торговых казней не русское изобретение, а заимствован у татар. Он изготовлялся особым образом и был опасным орудием истязателя. Один профессиональный удар кнутом разрывал и кожу приговоренного, и мышцы под ней; мог, будучи правильно поставленным, перебить позвоночник.

Нередко торговая казнь имела смертельный исход. А иногда власти по каким-то причинам не желая официально применять смертную казнь, но и не имея намерения оставлять преступника в живых, приговаривали его к торговой казни, сделав такие указания по исполнению приговора, которые практически не оставляли приговоренному шансов выжить. Смерть преступника от наказания кнутом в то время не расследовалась, считаясь «волей Божьей». Неудивительно, что даже матерые уголовники боялись торговой казни, заранее, еще не успев и совершить очередное преступление, подкупали палачей, чтобы те, если что, не секли их сильно. Кнутом наказывали за кражу, преступления против властей, оскорбление уважаемых лиц, грабежи и разбои, злоупотребление должностными полномочиями и коррупцию.

Хотя кнутобойство считается сегодня чем-то дремуче-далеким, относящимся к непросвещенной эпохе, на самом деле оно существовало в России до середины XIX века, то есть было и во времена Пушкина и Тургенева. Только в век Просвещения оно не распространялось на дворян, купцов и духовенство, а было уделом преступников из непривилегированных сословий.

Кроме того, существовали телесные наказания батогами (толстыми прутьями), плетьми, розгами, однако они к торговой казни не относились и как тяжкое наказание не рассматривались, поскольку чтобы иметь какие-то серьезные последствия, ими нужно было нанести гораздо большее количество ударов, чем кнутом.

Все телесные наказания в уголовном и административном праве России были отменены в 1904 году.

Третий вид казни – гражданская, которая появилась в уголовном праве России в XVIII веке и существовала до Революции. Это – лишение гражданских прав с конфискацией имущества после процедуры публичного унижения: осужденного привязывали к столбу на площади или ставили на колени, повесив на шею табличку с указанием вины, ломали над головой шпагу, и человека на некоторое время оставляли на обозрение толпе. Затем его заточали в тюрьму или отправляли в ссылку. По сути это была альтернатива смертной казни за особо тяжкие преступления. Так были наказаны печально знаменитая истязательница крепостных Дарья Салтыкова (Салтычиха) и идеолог русского социализма Николай Чернышевский.

казнь

В Википедии есть страница «казнь».

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография
  • 2 Церковнославянский
    • 2.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 2.2 Произношение
    • 2.3 Семантические свойства
      • 2.3.1 Значение
      • 2.3.2 Синонимы
      • 2.3.3 Антонимы
      • 2.3.4 Гиперонимы
      • 2.3.5 Гипонимы
    • 2.4 Родственные слова
    • 2.5 Этимология
    • 2.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 2.7 Библиография

Русский

В Викиданных есть лексема казнь (L114318).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. казнь ка́зни
Р. ка́зни ка́зней
Д. ка́зни ка́зням
В. казнь ка́зни
Тв. ка́знью ка́знями
Пр. ка́зни ка́знях

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. то же, что смертная казнь; лишение человекажизни в качестве наказания ◆ Это не было раскаянием, что доказал категорический отказ приговорённого исповедаться перед казнью . Елена Камзолкина, «Гибельные книги», 2002.07.18 // «Вечерняя Москва» [НКРЯ]
  2. устар. суровое наказание, кара, возмездие ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).
  3. книжн.страдание, мучение ◆ Пять месяцев женщина таится, то позволяя любить, то отталкивая, смеется в лицо… “За что такая казнь за увлечение? Что она делает со мной? И. А. Гончаров, «Обрыв», 1869 г. [НКРЯ]
Читайте также:
Декларирование товаров и транспортных средств
Синонимы
  1. высшая мера, высшая мера наказания, исключительная мера наказания, смертная казнь, жарг. : вышка
  2. возмездие, кара
  3. мучение, страдание
Антонимы
  1. помилование
  2. милость, пощада, снисхождение
  3. наслаждение
Гиперонимы
  1. наказание, казнь II
  2. действие
  3. воздействие, состояние
Гипонимы
  1. колесование, повешение, расстрел, распятие, топоробезглавливание, четвертование
  2. гражданская казнь, казнь египетская, смертная казнь, торговая казнь

Родственные слова

Этимология

Происходит от праслав. *kaznь , от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. казна «наказание, побои», болг. стар., книжн. ка́зън ж. р. «смертная казнь», макед. казна ж. р. «наказание», «взыскание, штраф», сербохорв. ка̋зна, ка̑зна ж.р. «наказание», словенск. kȃzen ж. р. «наказание», ст.-чеш. kázn, kázň, kázen, kázeň ж. р. «наказание», «дисциплина, повиновение», «нравоучение, поучение», чеш. kázeň «дисциплина, повиновение», ст.-слвц. kázn, kázň, kázeň ж. р. «приказ, приказание», слвц. kázeň ж. р. «проповедь, нравоучительная речь», «внушение», в-луж. kazń, kaznja ж. р. «веление, приказание», н.-луж. kazń ж. р. «приказание, повеление», польск. стар. każń, диал. każń, każnia, «приказание, приказ, поручение», «кара (божья), наказание», др.-русск., русск.-церк.-слав. казнь «наказание», русск. казнь , ст.-укр. казнь «судебное наказание», «тюрьма», ст.-болг. казнь, казень, диал. ка́зьня ж. р. «кара, наказание»; производное с суфф. -nь от глагола праслав. *kazati (sę) , от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. казати, кажѫ (др.-греч. δεικνύναι, λέγειν), русск. казать , укр. казати «говорить», болг. ка́жа, ка́звам «говорю», сербохорв. ка́зати, ка̑же̑м «сказать», словенск. kázati, kâžem «показывать», чешск. kázat «читать проповедь, наставлять; показывать, приказывать», польск. kazać, każę «читать проповедь, приказывать», в.-луж. kazać «показывать, называть», н.-луж. kazaś; восходит к праиндоевр. *kʷek’- . Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • гражданская казнь
  • египетская казнь
  • смертная казнь

Перевод

  • Английский en: execution, capital punishment
  • Даргинский dar: игlдам (i’dam), бебкlала тамбихl
  • Испанский es: ejecución ж.; pena de muerte, pena capital
  • Турецкий tr: idam, ölüm cezası
  • Шведский sv: avrättning(sv)общ.

Библиография

Церковнославянский

Морфологические и синтаксические свойства

Существительное, женский род.

Корень: -казнʲ-.

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. наказание ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).
  2. приказ, указ ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).
Синонимы
  1. ?
  2. ?
Антонимы
  1. ?
Гиперонимы
  1. ?
  2. ?
Гипонимы
  1. ?
  2. ?

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от праслав. *kaznь , от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. казна «наказание, побои», болг. стар., книжн. ка́зън ж. р. «смертная казнь», макед. казна ж. р. «наказание», «взыскание, штраф», сербохорв. ка̋зна, ка̑зна ж.р. «наказание», словенск. kȃzen ж. р. «наказание», ст.-чеш. kázn, kázň, kázen, kázeň ж. р. «наказание», «дисциплина, повиновение», «нравоучение, поучение», чеш. kázeň «дисциплина, повиновение», ст.-слвц. kázn, kázň, kázeň ж. р. «приказ, приказание», слвц. kázeň ж. р. «проповедь, нравоучительная речь», «внушение», в-луж. kazń, kaznja ж. р. «веление, приказание», н.-луж. kazń ж. р. «приказание, повеление», польск. стар. każń, диал. każń, każnia, «приказание, приказ, поручение», «кара (божья), наказание», др.-русск., русск.-церк.-слав. казнь «наказание», русск. казнь , ст.-укр. казнь «судебное наказание», «тюрьма», ст.-болг. казнь, казень, диал. ка́зьня ж. р. «кара, наказание»; производное с суфф. -nь от глагола праслав. *kazati (sę) , от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. казати, кажѫ (др.-греч. δεικνύναι, λέγειν), русск. казать , укр. казати «говорить», болг. ка́жа, ка́звам «говорю», сербохорв. ка́зати, ка̑же̑м «сказать», словенск. kázati, kâžem «показывать», чешск. kázat «читать проповедь, наставлять; показывать, приказывать», польск. kazać, każę «читать проповедь, приказывать», в.-луж. kazać «показывать, называть», н.-луж. kazaś; восходит к праиндоевр. *kʷek’- . Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Библиография

Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её .
В частности, следует уточнить сведения о:

Изощренные способы казни. Строго 18+. Продолжение в комментах.

Люди с давних времен жестоко расправлялись со своими врагами, некоторые их даже съедали, но в основном их казнили, лишали жизни страшными и изощренными способами. То же самое делали и с преступниками, кто нарушал законы Божьи и человеческие. За тысячелетнюю историю накопился большой опыт казни приговоренных.

Физическое отделение головы от тела с помощью топора или любого боевого оружия (ножа, меча) позднее для этих целей использовалась машина, придуманная во Франции – Гильотина. Считается, что при такой казни голова, отделенная от тела, сохраняет зрение и слух еще на протяжении 10 секунд. Обезглавливание считалось “благородной казнью” и применялось к аристократам. В Германии обезглавливание упразднили в 1949 году из-за выхода из строя последней гильотины.

Читайте также:
Третьи лица: что это такое, описание и особенности

Удушение человека на веревочной петле, конец которой закреплен неподвижно. Смерть наступает через несколько минут, но вовсе не от удушения, а от передавливания сонных артерий. При этом сначала человек теряет сознание, а позже умирает.
Средневековая виселица состояла из специального постамента, вертикального столба (столбов) и горизонтальной балки, на которой и вешали приговоренных, размещенной над подобием колодца. Колодец был предназначен для отваливающихся частей тела – повешенные оставались висеть на виселице до полного разложения.
В Англии применялась разновидность повешения, когда человека сбрасывали с высоты с петлей на шее, при этом смерть наступает мгновенно от разрыва шейных позвонков. Существовала “официальная таблица падений”, с помощью которой высчитывали необходимую длину веревки в зависимости от веса осужденного (при слишком длиной веревке происходит отделение головы от тела).
Разновидностью повешения является гаррота. Гарротой (железным ошейником с винтом, нередко снабженным вертикальным шипом на задней части) вообще-то не душат. Ей ломают шею. Казненный в таком случае умирает не от удушья, как происходит, если его душат веревкой, а от раздробления позвоночника (иногда, согласно средневековым свидетельствам, от перелома основания черепа-смотря куда надеть) и перелома шейных хрящей.
Последнее громкое повешение – Садам Хусейн.

Считается одной из самых жестоких казней, и применялась к самым опасным преступникам. При четвертовании жертву придушали (не до смерти), потом вспарывали живот, отсекали гениталии и лишь, потом рассекали тело на четыре или более частей и отрубали голову. Части тела выставляли на всеобщее обозрение «там, где король сочтёт удобным».
Томас Мор, автор “Утопии”, приговоренный к четвертованию с выжиганием нутра, в утро перед казнью был помилован, и четвертование заменили обезглавливанием, на что Мор ответил: «Избави Боже моих друзей от такой милости».
В Англии четвертование применялось вплоть до 1820 года, формально отменено только в 1867 году. Во Франции четвертование осуществлялось при помощи лошадей. Осуждённого привязывали за руки и за ноги к четырём сильным лошадям, которые, подхлёстываемые палачами, двигались в разные стороны и отрывали конечности. Фактически приходилось подрезать сухожилия осуждённому.
Другая казнь путём разрывания тела пополам, отмеченная в языческой Руси, заключалась в том, что жертву привязывали за ноги к двум склоненным молодым деревцам, а потом отпускали их. По византийским источникам, так был убит древлянами князь Игорь в 945 году за то, что хотел дважды собрать с них дань.

Распространённый в Античности и Средневековье вид смертной казни. В Средние века было распространено в Европе, особенно в Германии и во Франции. В России этот вид казни известен с XVII века, но колесование стало регулярно применяться лишь при Петре I, получив законодательное утверждение в Воинском Уставе. Колесование перестало применяться лишь в XIX веке.
Профессор А. Ф. Кистяковский в XIX веке так описал процесс колесования, применявшийся в России: К эшафоту привязывали в горизонтальном положении Андреевский крест, сделанный из двух брёвен. На каждой из ветвей этого креста делали две выемки, расстоянием одна от другой на один фут. На этом кресте растягивали преступника так, чтобы лицом он был обращён к небу; каждая оконечность его лежала на одной из ветвей креста, и в каждом месте каждого сочленения он был привязан к кресту.
Затем палач, вооружённый железным четырёхугольным ломом, наносил удары в часть члена между сочленением, которая как раз лежала над выемкой. Этим способом переламывали кости каждого члена в двух местах. Операция оканчивалась двумя или тремя ударами по животу и переламыванием станового хребта. Разломанного таким образом преступника клали на горизонтально поставленное колесо так, чтобы пятки сходились с заднею частью головы, и оставляли его в таком положении умирать.

Сожжение на костре

Смертная казнь, при которой жертву сжигают на костре публично. Наряду с замуровыванием и заточением, сожжение широко применялось в Средние века, так как, по изложению церкви, с одной стороны происходило без «пролития крови», а с другой стороны пламя считалось средством «очищения» и могло спасти душу. Особенно часто сожжению подлежали еретики, «ведьмы» и виновные в мужеложстве.
Казнь получила широкое распространение в период действия Святой инквизиции, и только в Испании было сожжено около 32 тысяч человек (без учёта испанских колоний).
Самые известные люди, сожженные на костре: Джорджано Бруно – как еретик (занимался научной деятельностью) и Жанна д’Арк, командовавшая французскими войсками в столетней войне.

Читайте также:
Уклонение гражданина от уплаты налога

Посажение на кол широко применялось ещё в Древнем Египте и в Ближнем Востоке, первые её упоминания относятся к началу второго тысячелетия до н. э. Особое распространение казнь получила в Ассирии, где посажение на кол было обычным наказанием для жителей взбунтовавшихся городов, поэтому в поучительных целях сцены этой казни часто изображались на барельефах. Применялась эта казнь по ассирийскому праву и в качестве наказания женщин за аборт (рассматривался как вариант детоубийства), а также за ряд особо тяжких преступлений. На ассирийских рельефах встречаются два варианта: при одном из них приговорённому протыкали колом грудь, при другом острие кола входило в тело снизу, через задний проход. Казнь широко применялась в Средиземноморье и на территории Ближнего Востока по меньшей мере с начала II тысячелетия до н. э. Известна она была и римлянам, хотя особого распространения в Древнем Риме не получила.
На протяжении большой части средневековой истории казнь посажением на кол была очень распространена на Ближнем Востоке, где являлась одним из основных способов мучительной смертной казни. Получила широкое распространение во Франции во времена Фредегонды, которая первая ввела этот вид казни, присудив к ней молодую девушку знатного рода. Несчастного клали на живот, а палач вбивал ему в задний проход молотком деревянный кол, после чего кол врывали вертикально в землю. Под тяжестью тела человек постепенно сползал вниз, пока через несколько часов кол не выходил через грудь или шею.
Особой жестокостью отличился господарь Валахии Влад III Цепеш («колосажатель») Дракула. По его указанию, жертв насаживали на толстый кол, у которого верх был округлён и смазан маслом. Кол вводился в анус на глубину нескольких десятков сантиметров, потом кол устанавливался вертикально. Жертва под воздействием тяжести своего тела медленно скользила вниз по колу, причем смерть порою наступала лишь через несколько дней, так как округлённый кол не пронзал жизненно важные органы, а лишь входил всё глубже в тело. В некоторых случаях на колу устанавливалась горизонтальная перекладина, которая не давала телу сползать слишком низко, и гарантировала, что кол не дойдет до сердца и иных важнейших органов. В таком случае смерть разрыва внутренних органов и большой кровопотери наступала очень нескоро.
Сажанием на кол был казнен английский король-гомосексуалист Эдуард. Дворяне подняли мятеж и убили монарха, вбив ему в задний проход раскаленный железный прут. Сажание на кол применялось в Речи Посполитой до 18 века, и многие Запорожские казаки были казнены таким способом. При помощи меньших колов так же казнили насильников (вбивали кол в сердце) и матерей, убивавших своих детей (их пробивали колом предварительно закопав живьем в землю).

Повешение за ребро

Вид смертной казни, при которой в бок жертве вонзали железный крюк и подвешивали. Смерть наступала от жажды и потери крови через несколько дней. Руки жертве связывали, чтобы он не смог самостоятельно освободиться. Казнь была распространена у Запорожских казаков. По легенде именно таким способом был казнен Дмитрий Вишневецкий основатель Запорожской Сечи, легендарный “Байда Вешнивецкий”.

После соответствующего решения уполномоченного юридического органа (царя или суда) собиралась толпа граждан, убивавших виновного бросанием в него камней. Камни при этом следовала выбирать небольшие, чтобы осужденный на казнь не отмучился слишком быстро. Или, в более гуманном случае, это мог быть один палач, сбрасывавший сверху на осужденного один большой камень.
В настоящее время побиение камнями применяется в некоторых мусульманских странах. На 1 января 1989 года побивание камнями сохранялось в законодательстве шести стран мира. В докладе «Международной амнистии» приводится рассказ очевидца о подобной казни, состоявшейся в Иране:
«Рядом с пустырём из грузовика высыпали множество камней и гальки, затем привели двух женщин, одетых в белое, на их головы были надеты мешки… На них обрушился град камней, окрасивших их мешки в красный цвет… Раненые женщины упали, и тогда стражи революции пробили им головы лопатами, чтобы окончательно убить».

Читайте также:
Фактическая ошибка: что это такое, описание и особенности

Древнейший вид казни, распространенный у многих народов мира. Смерть наступала оттого, что жертву загрызали крокодилы, львы, медведи, змеи, акулы, пираньи, муравьи.

Значения слова казнь

Словарь Ушакова

казнь, казни, жен.

1. ВыСШАя мера судебной кары, наказание смертью; то же, что смертная казнь. «Заутра казнь, но без боязни он мыслит об ужасной казни.» Пушкин . «Я осужден к позорной казни, меня закон приговорил.» Полежаев .

2. перен. Страдание, мучение (книж.). «День разлуки был казнью для души моей.» Вяземский . Ты даже не разговариваешь со мной, за что такая казнь?

смертная казнь – то же, что казнь в 1 знач., но более употребительно. Приговорить кого-нибудь к смертной казни. Торговая казнь – см. торговый. Казнь египетская – см. египетский.

Этимологический Словарь Русского Языка

Старославянское – казнь (распоряжение, наказание).

В древнерусский язык слово пришло из старославянского. Возможно, слово родственно глаголу «каяться». Слово встречается в памятниках, датируемых X в. Первоначальное значение существительного было несколько иным: «кара, сопровождающаяся мучениями».

Казнью называют высшую меру наказания – лишение жизни человека по приговору судей.

Фразеологический словарь (Волкова)

Казнь египетская – тяжелое, невыносимое положение, стихийное бедствие [из библейского рассказа о десяти бедствиях, “казнях”, к-рые постигли население гипта в наказание за отказ отпустить евреев из плена].

Зачем из ерунды казнь египетскую делать?

Словарь Ожегова

КАЗНЬ, и, ж. Лишение жизни как высшая карающая мера. Смертная к. Осудить на к. Приговорить к казни.

Словарь Ефремовой

  1. ж.
    1. Лишение жизни как высшая мера наказания.
    2. перен. Нравственное страдание.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— обозначение в древних памятниках наказания вообще. “Государева К.”, “быть в К. и опале”, “быть от великого государя в наказаньи и в К. и в разореньи” — обычные для памятников способы обозначать последствия преступления. Несомненно, что слово К. одного этимологического происхождения с словом казна, казать; это свидетельствует о том, что К. называлось публичное государственное воздействие на преступников или государевых ослушников, в противоположность преследованию со стороны потерпевшего, мести. Это понятие чрезвычайно знаменательно; им характеризуется взгляд на наказание как на конфискацию, так сказать, личности в пользу государства. Под словом К. ошибочно было бы понимать один определенный какой-либо вид наказания; наоборот, слово К. — понятие собирательное и употребляется в источниках большей частью тогда, когда не имеется в виду определенного наказания (неопределенная санкция); в тех же случаях, когда определяется наказание, к слову К. прибавляется и карательная мера: “казнити смертью”. В терминологии новейшего права выражение К., без ближайшего определения, вовсе не употребительно. См. Наказание, Смертная К., Торговая К.

Каким слово казнь может быть

  • новая
  • скорая
  • будущая
  • быстрая
  • гражданская
  • жуткая
  • лютая
  • медленная
  • очередная
  • первая
  • публичная
  • смертная
  • собственная
  • тайная
  • ужасная
  • торговая
  • страшная
  • последняя
  • заслуженная
  • жестокая
  • массовая
  • предстоящая
  • подобная
  • обычная
  • мучительная
  • варварская
  • несправедливая
  • справедливая
  • показательная
  • немедленная
  • последующая
  • торжественная
  • изощрённая
  • ритуальная
  • несостоявшаяся
  • неминуемая
  • неизбежная
  • позорная
  • стрелецкая

Предложения со словом казнь

  • Последними актами федерального законодательства, предусматривающими наказание в виде смертной казни, являются принятый в 1994 году Закон об усилении борьбы с преступностью (The Violence Crime Control and Law Enforcement Act of 1994), в силу которого федеральное законодательство стало насчитывать более 60 составов преступлений, караемых смертной казнью, а также Закон 1996 года о борьбе с терроризмом и эффективном использовании смертной казни (Anti-Terrorism and Effective Death Penalty Act of 1996), который значительно осложнил положение таких осужденных и, в частности, ограничил их права и сроки на подачу апелляции в федеральные суды.
  • предусмотрено, что смертная казнь – расстрел как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь человека, а также за совершенные в военное время или в боевой обстановке государственную измену, преступления против мира и безопасности человечества и особо тяжкие воинские преступления.
  • вчера, имеет быть совершена публичная казнь над некоторыми лицами, признанными за постоянных врагов Ея Величества Императрицы и за нарушителей государственного порядка, и что всякой может явиться к 10 часам утра на большую площадь перед зданием коллегий, на Васильевском острове и из видимого примера извлечь должное назидание».
  • и ругается святому писанию и святым таинствам, и сыщется, что он письменно или словесно чинил подлинно» (смертная казнь назначалась при невозможности осуществить иное наказание, не связанное со смертной казнью, которое представлялось законодателю в виде возможного покаяния в духовном правительстве – п.
Читайте также:
Собственность интеллектуальная: что это такое, описание и особенности

Цитаты со словом казнь

  • Мы не можем сказать, является ли смертная казнь средством устрашения, но мы знаем наверняка, что казненные люди больше никогда не смогут убивать.
    Марио Пьюзо, “Дураки умирают”
  • О, время — сложная штука. Когда мы хотим, чтобы оно подождало чуть-чуть, не бежало бы, не торопилось, оно несётся во весь опор, обгоняя часы. Когда мы хотим, чтобы оно летело быстрее, чем мысль, потому что мы страдаем, потому что для нас настали чёрные дни, оно тащится, как на собственную казнь.
    Жоржи Амаду, “Полосатый кот и ласточка Синья”
  • Речь шла о неизбежности. Теперь я не мог ни умереть, ни заболеть, ни закапризничать (“вплоть до увольнения!”), я был обречен, и впервые я понял ужасный смысл этого слова. Я всегда знал, что плохо быть обреченным, например, на казнь или слепоту. Но быть обреченным даже на любовь самой славной девушки в мире, на интереснейшее кругосветное путешествие и на поездку в Китежград (куда я, кстати, рвался уже три месяца) тоже, оказывается, может быть крайне неприятно. Знание будущего представилось мне совсем в новом свете.
    Аркадий и Борис Стругацкие, “Понедельник начинается в субботу”
  • Человек — это приговорённый к смерти, казнь которого откладывается.
    Блез Паскаль

“Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.”

Что такое право – Это Ваше право!

С древности, как возникло право, до настоящего времени спорят юристы, философы, другие ученые: «Что такое право? Какими признаками обладает Ваше право?» Единого мнения нет. Тем не менее можно выделить основные признаки права, описать формы проявления правового начала, исследовать его функции и роль.

Право – система возведенных, в закон общеобязательных правил поведения субъектов права, выражающих волю политически господствующих социальных групп или всего общества, обеспеченных силой государственного принуждения, сознательностью граждан и направленных на регулирование правоотношений. Это – одна из нормативных систем, регулирующая отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов. Право закрепляется в официальных документах государства. Направлено на обеспечение устойчивости, организованности, оптимальных условий функционирования общества.

Общество, для того чтобы нормально развиваться, должно быть организованным. Нужно, чтобы поведение отдельных людей, их групп и коллективов каким-то образом направлялось, ставилось в известные рамки, так или иначе поощрялось или, наоборот, ограничивалось. Такое упорядочение поведения осуществляется при помощи общих правил – норм. Норма (от латинского слова norma) – образец, правило поведения. Она установлена людьми и обращена к людям. Этот образец поведения распространяется на неопределенный круг случаев и позволяет установить в жизни людей общий для всех порядок. Различаются правовые, моральные, политические, экономические, корпоративные (это нормы общественных организаций) нормы, а также нормы обычаев, традиций. Главное место среди них занимают нормы права и морали. Рассмотрим их более подробно.

Исторически мораль возникла задолго до появления государства и права. Мораль – это сложившиеся в обществе духовные начала. Они выражены в известных общих правилах: справедливости, добра, достоинства, чести. Большинство людей в своих поступках руководствуются прежде всего моральными нормами, когда оценивают свои поступки и поступки других людей, так как в них выражаются их идеалы, представления о самом важном в жизни. С ходом развития человечества возникла потребность в особом регуляторе общественных отношений, так как существующие нормы обычаев, традиций не смогли справиться с задачами социального регулирования. Нужен был по сравнению с ними более сильный регулятор. Таким нормативным регулятором стало право. Постепенно сложившиеся, устойчивые обычаи становились законами.

Государство и право возникли одновременно, это два взаимосвязанных социальных явления. Государство без права представляло бы собой корабль, на котором каждый делает то, что ему заблагорассудится: один крутит штурвал, второй поднимает паруса, а третий опускает якорь. Никто при этом не смотрит на карту и компас. Что стало бы с таким кораблем, вы прекрасно понимаете. Главное предназначение права – воздействие на общество, его совершенствование и развитие. Именно поэтому право является фактором общественного прогресса.

Читайте также:
Разглашение сведений о мерах безопасности

По мнению историков, первые правовые акты появились в IV – III вв. до н. э. За долгую историю своего существования право меняло внешнее выражение, форму. Право Древней Греции и, особенно Древнего Рима, считается классическим, то есть образцовым, достойным подражания. Законы устанавливались, исходя из представлений о необходимости соблюдения определенной меры, общественных норм поведения. Большое влияние на развитие последующей мировой юридической мысли оказало римское право. В буржуазную эпоху в жизнь вошли юридические аксиомы: нельзя применять не предусмотренные законом наказания, осуждать дважды за одно и то же преступление, судить за действия, не предусмотренные уголовным законом, лишать человека правовой защиты и др.

Рассмотрим как формировалось право. Было два пути. Первый путь, когда первобытные обычаи перерастали в нормы права, государство делало их общеобязательными для исполнения. Французский писатель Жозеф Жубер (1754 – 1824) очень метко подметил: «Лучшие законы рождаются из обычаев». Правила поведения, заключенные в обычаях, проходили как бы проверку временем, изменялись в соответствии с потребностями жизни и были готовой правовой нормой. Второй путь, когда оно устанавливалось государством в виде принятия нормативно-правовых актов, т.е. установления норм, правил поведения, которых до этого в обществе не было. Таковы почти все законы Петра I.

Почему право называется «правом»? Прежде всего потому, что право неотделимо от важнейшего морального принципа – справедливости (например, слова «право», «правое», «справедливое»). Но не только поэтому. Главное в том, что право всегда действует через права, то есть через предоставляемые отдельным людям и целым коллективам, организациям юридические возможности. Право определяет, является ли их поведение правомерным либо неправомерным, незаконным, и потому наказуемым.

Нередко в одинаковом значении используются слова «право» и «закон». Право исходит от государства в форме закона. Именно в нем содержатся нормы – правила поведения. Законами называются такие правовые акты, которые принимаются высшими органами государственной власти и являются главными, ведущими. А среди них высшей юридической силой обладает Конституция (Основной Закон). На ее основе и в соответствии с ней издаются все остальные законы. Наряду с законами существуют и другие правовые акты, хотя и подчиненные законам, но также содержащие определенные правила поведения: постановления, инструкции, правила, приказы и т. п. Эти нормы соединены друг с другом смысловыми узами, являются звеньями одной цепи законодательства. Вместе с законами они составляют источники права – документы, в которых содержатся правовые нормы.

Право используется в трех значениях. Первое – совокупность норм, которые регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушение которых взыскивает государство. Другое значение – личная возможность. Эта возможность гарантируется законом. Речь идет о таких правах человека, как право на свободу совести, религии, на труд, образование, социальное обеспечение и т. д. И наконец, мы часто используем слово «право» в неюридическом значении. Это тоже личная возможность, но не зафиксированная в законах. Мы говорим: «Я имею право на внимание, на свою точку зрения». И эти права достойны такого же уважения, как и обеспеченные поддержкой закона. Для нас важно первое значение, оно и поможет ним сформулировать понятие права.

Сущность права выражается в том, что оно выступает и качестве регулятора общественных отношений. Регулировать отношения – значит направлять поведение людей, вводить его в определенные рамки, предупреждать совершения действий, опасных для общества. В этом ценность права для общества. Можно выделить два основных направления правового воздействия. Во-первых, это регулятивная функция, т.е. устанавливающая правила поведения в целях стабилизации и развития отношений, соответствующих интересам людей, общества и государства. Во-вторых, охранительная функция, т.е. охраняющая общественно полезные и пресекающая общественно опасные, вредные для людей, общества и государства отношения.

На схеме изображено, какие же признаки определяют понятие «право». Рассмотрим их.

Признаки права:

  • общеобязательность
  • формальная определенность
  • обеспеченность исполнения принудительной силой государства
  • многократность применения норм
  • справедливость содержания норм

В отличие от морали и других неправовых социальных норм правовые нормы являются обязательными для всего населения, проживающего на территории данного государства. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 24 мая 1996 года и одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года, а Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 года введен в действие с 1 января 1997 года. С этого времени он приобрел силу закона, то есть распространил свое действие на всю территорию Российской Федерации, стал общеобязательным для всех.

Читайте также:
Алиментные обязательства родителей и детей

Нормы права необходимо исполнять всем. В этом деле не должно быть преимуществ ни у кого. Не существует исключений, связанных с должностью, национальностью, образованием и т. д. Таким путем достигаются единые, устойчивые руководящие начала в общественной жизни.

Даже если общество разделено на сословия, правовые нормы в равной мере затрагивают интересы и тех, кто «наверху», и тех, кто «внизу». Родовитый дворянин А.В. Сухово-Кобылин (1817 – 1903), например, по недоказанному обвинению в причастности к убийству много лет пребывал в цепких лапах неправедного правосудия, что дало ему материал для сатирических пьес «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина».

В нетоталитарных государствах право всегда оказывается на стороне истины. Это свидетельствует о его самоценности. Хорошо известен результат слушания в царском суде дела Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова. Суд присяжных оправдал ее.

В правовых нормах точно, в деталях отражаются требования, предъявляемые к поведению людей. Правовые нормы являются границами дозволенного, предписанного, либо запрещенного поведения. Словом, правовые нормы не просто идеи, мысли, а строго формально изложенные в правовых актах предписания. Такая формальная определенность позволяет понимать правила поведения однозначно и применять их на всей территории однообразно, она препятствует распространению насилия и произвола.

Правовые нормы не всегда исполняются добровольно, тогда их применение обеспечивается принудительной силой государства – виновные привлекаются к юридической ответственности. Юридическая ответственность осуществляется в зависимости от конкретной ситуации компетентными государственными органами (судом, прокуратурой, органами следствия и дознания и т. д.). Существование и действие правовых норм связаны с деятельностью государственных органов. Без принудительной силы право стало бы набором никому не нужных правил.

Правовые нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Правило поведения действует до тех пор, пока оно не отменено.

Нормы права – это не застывшие раз и навсегда догмы, они постоянно совершенствуются в соответствии с особенностями эпохи, как правило, становятся гуманнее, демократичнее. Право, выражая общую и индивидуальную волю граждан, утверждает в обществе принцип справедливости. Древнеримский оратор Цицерон говорил: «Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели».

Сделаем краткие выводы. Государство и право появились в результате развития человеческого общества и должны служить его интересам.

Государство стало особой политической организацией, осуществляющей управление обществом, его охрану и обеспечивающей его экономическое и социальное развитие. Для этого у государства имеется аппарат принуждения и управления. Своим велениям оно придает обязательную силу для населения всей страны. Велика роль государства в защите прав человека, управлении экономикой, борьбе с преступностью, развитии науки, культуры, образования.

Право – многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Право – средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения Вашего права. Одновременно с этим право несет идею справедливости и гуманизма.

Государство и право должны уважать и охранять права личности.

Лучшие адвокаты нашего бюро “Сайфутдинов и партнеры” оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.

Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам защиты Вашего права в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru

Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Прокурор разъясняет – Прокуратура Ярославской области

Прокурор разъясняет

  • 22 марта 2019, 18:27

Текст уголовного закона состоит из предложений, слов и знаков препинания. Их использование определенным об­разом предполагает уяснение (для себя) и (или) разъяснение (для других) содержания уголовного закона. Таким обра­зом, под толкованием уголовного закона понимается уяснение и (или) разъяснение его содержания.

Толкование уголовного закона – сложная деятельность. Она осуществляется при помощи различных приемов, при­водит к различным результатам и производится различными субъектами.

Читайте также:
Трудовой арбитраж: что это такое, описание и особенности

По приемам толкование уголовного закона бывает (1) грамматическим и (2) систематическим. При этом про­исходит соблюдение правил логики и выбирается наиболее мягкий, благоприятный для лица, совершившего преступле­ние, вариант толкования (in dubio pro reo).

Грамматическое толкование представляет собой ис­пользование для понимания уголовного закона дей­ствующих правил лексики, орфографии, морфологии, синтаксиса и пунктуации русского языка. Примерами такого толкования может служить понимание употребле­ния законодателем союзов «или» («либо»), а также «и». Первый из них – разделительный, свидетельствующий об альтернативе, тогда как последний – соединительный, свидетельствующий о совокупности.

Систематическое толкование представляет собой ис­пользование для понимания уголовного закона других предписаний Уголовного кодекса или отраслей законо­дательства. Так, понятие убийства в ст. 106-108 УК РФ не может быть раскрыто без обращения к ч. 1 ст. 105 УК РФ, а понятия, употребленные в ст. 169-200.5 УК РФ, тре­буют обращения к гражданскому, налоговому и иному отраслевому законодательству.

По достигнутому результату толкование уголовного за­кона бывает 1) буквальным и 2) небуквальным. Исходной точкой является текст уголовного закона.

Буквальное толкование уголовного закона происходит тогда, когда его понимание не расходится с его текстом. Небуквальное толкование происходит тогда, когда его по­нимание расходится с текстом.

Небуквальное толкование уголовного закона неодина­ково по объему. В зависимости от направлений расхождения с текстом оно бывает (а) ограничительным и (б) расшири­тельным.

Ограничительное толкование уголовного закона приво­дит к суженному пониманию текста. Расширительное толко­вание приводит к раздвинутому пониманию текста.

Все виды толкования уголовного закона по результату наглядно иллюстрируются пониманием признака «заранее» в разных статьях Уголовного кодекса. Обращает на себя вни­мание, что законодатель использовал упомянутый признак трижды: первый раз – при обрисовке фигуры пособника (ч. 5 ст. 33 УК РФ), второй – группы лиц по предваритель­ному сговору (ч. 2 ст. 35), третий – укрывательства престу­плений (ст. 316).

Слово «заранее» раскрывается как за некоторое время до чего-нибудь, раньше. В уголовном же праве заранее при­менительно к видам соучастников и формам соучастия по­нимается различным образом.

В отношении пособника (ч. 5 ст. 33 УК РФ) заранее означает – до окончания совершения преступления. При­менительно к группе лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ) заранее означает – до начала соверше­ния преступления.

Если последнее толкование считать буквальным (а иного и быть не может, ибо в противном случае про­падет группа лиц, которая совершает преступление без предварительного сговора – ч. 1 ст. 35 УК РФ), то пер­вое – будет явно расширительным. Причем оно ведет к ограничительному толкованию заранее не обещанного укрывательства особо тяжких преступлений (ст. 316 УК РФ). Последнее становится возможным только после со­вершения преступления.

По субъектам толкование уголовного закона делится на (1) официальное и (2) неофициальное. Первое представлено правоохранительными органами и должностными лицами. Последнее – частными.

Официальное толкование уголовного закона бывает (а) судебным и (б) несудебным. Судебное толкование осу­ществляется Конституционным Судом РФ и судами общей юрисдикции.

Суды общей юрисдикции толкуют уголовный закон в двух формах:

с одной стороны, при рассмотрении конкретных уголов­ных дел. Оно дается судом любой инстанции. Избранные решения регулярно публикуются в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации». Они ориентируют общерос­сийскую судебную практику в вопросах применения уголов­ных законов по конкретным делам;

с другой стороны, в форме постановлений Пленума Вер­ховного Суда РФ. Они обобщают судебную практику и дают рекомендации по надлежащему применению уголовного за­кона.

Несудебное толкование уголовного закона осуществля­ют прокуроры, следователи, лица, производящие дознание. Причем они должны учитывать судебное толкование.

Неофициальное толкование уголовного закона бывает (а) научным и (б) обыденным. Первое – сфера деятельности ученых и специалистов, последнее – остальных частных лип.

Научное толкование уголовного закона дается, главным образом, в теории уголовного права. Оно определяется авто­ритетом ученого (специалиста) и может быть использовано при официальном толковании уголовного закона.

Обыденное толкование уголовного закона дается любым другим человеком, по какой-либо причине обращающимся к Уголовному кодексу. Поскольку здесь речь идет о не­специалисте, велика возможность ошибочного понимания текста.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: