Тоталитарный режим: что это такое, описание и особенности

Особенности тоталитаризма.

Тоталитаризм — что это? Определение, особенности и признаки тоталитарной политической системы. Чем тоталитаризм отличается от авторитарного и демократического режимов? Примеры тоталитарных государств. Был ли тоталитаризм в СССР? Есть ли защита от тоталитаризма?

Фото: Fox Photos / Getty Images

Понятие «тоталитарный режим»

Тоталитарный режим – это политический режим, при котором государство осуществляет полный контроль над всеми аспектами жизни населения (общественной и частной).

Тоталитаризм – это особая форма взаимоотношений властных структур и общества, когда политическая власть осуществляет тотальный контроль над всеми аспектами человеческой жизни. Любые проявления оппозиционного движения беспощадно и жестоко пресекаются и подавляются государством.

Понятие «тоталитарное государство» ввел в употребление Бенито Муссолини в начале 1920-ых годов.

Особенностями тоталитарного режима являются:

  • неограниченные полномочия власти;
  • репрессии в отношении инакомыслящих;
  • уничтожение конституционных прав и свобод;
  • милитаризация общественной жизни;
  • репрессии в отношении инакомыслящих.

Готовые работы на аналогичную тему

Культура в тоталитарных режимах Курсовая работа, Литература проверена на уникальность Екатерина Константиновна Романова 660 P. 28 страниц

Анализ тоталитарного и авторитарного политических режимов Контрольная работа, Политология проверена на уникальность эксперт Дина Николаевна Сторожилова 200 P. 20 страниц

Истоки и предпосылки тоталитаризма. Реферат, Политология проверена на уникальность эксперт Екатерина Константиновна Романова 224 P. 18 страниц

Идейные истоки тоталитаризма Курсовая работа, Политология проверена на уникальность эксперт 430 P. 29 страниц

Понятие и основные черты тоталитаризма Реферат, Политология проверена на уникальность эксперт 410 P. 23 страницы

Антикультура тоталитарности Реферат, Политология проверена на уникальность эксперт 300 P. 11 страниц

Взаимоотношение государства и личности в тоталитарном государстве Курсовая работа, Политология проверена на уникальность эксперт 450 P. 31 страница

Истоки и предпосылки тоталитаризма Курсовая работа, Политология проверена на уникальность эксперт Константин Иванов 450 P. 25 страниц

Конфликтогенность тоталитарных моделей управления Курсовая работа, Конфликтология проверена на уникальность эксперт Виктор Петрович Ковалев 730 P. 22 страницы

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Разные правоведы и политологи в разном ключе трактуют понятие тоталитаризма. Последователи немецкого нацизма и итальянского фашизма представляют термин в положительном аспекте, а их противники – в отрицательном. После Второй мировой войны предпринимались попытки объединить фашизм и сталинизм. Представители франкфуртской школы указывают, что капитализм в его современном проявлении также превратился в тоталитаризм.

Классические модели: к разным целям параллельными путями

Итак, тоталитарное государство, — это тот самый могучий Левиафан Гоббса, непобедимый и диктующий свою волю. Лишь два государства в истории чрезвычайно сильно приблизились к этой модели. Во многом это связано с тем, что и нацистская Германия, и сталинский СССР поставили себе задачу коренным образом преобразовать общество и личность (и не только в своих границах), что, с одной стороны, усиливало сопротивление им, с другой — требовало радикальной мобилизации, репрессий и унификации. Один вождь, одна партия, одна правда. Тот факт, что Сталин и Гитлер исповедовали принципиально разные и враждебные идеологии, для определения их методов как тоталитарных не имеет значения. В конце концов, ножом может пользоваться как преступник, так и хирург, и в обоих случаях нож является опасным инструментом.

Когда кто-то говорит «нельзя сравнивать нацистов и сталинистов», то именно это он и делает. Сравнивает. И имеет в виду: «нельзя говорить, что они похожи». По существу, здесь мы имеем дело с проблемой чисто психологической, а не интеллектуальной, поскольку сравнивать можно всё (историки делают это постоянно), даже если это задевает чьи-то патриотические чувства. В действительности у режимов Гитлера и Сталина множество принципиальных различий, и сущность, и цели их были разные. Нет ничего позорящего Россию и ее народ в том трагическом факте, что когда-то сталинский режим и гитлеровский действовали для достижения некоторых своих целей похожими методами (построение культа личности, например). И конечно, это не может служить поводом для релятивации нацистских преступлений.

И сталинский, и гитлеровский тоталитаризм ушли в прошлое только после физической гибели их лидеров. Гитлер покончил с собой 30 апреля 1945 года, а через несколько дней скончалось и его государство. Сталин умер 5 марта 1953 года. Его государство уцелело ценой отказа при Н. С. Хрущеве от крайне репрессивных методов управления.

Преемники Сталина уже никогда не оказывали на население столь же беспрецедентное давление, как при нём, и, в конечном счете, сами предали в 1980-е годы лежавшую в основе режима идеологию.

Что такое тоталитаризм

Тоталитаризм — это политический режим, при котором государство стремится к полному, тотальному контролю за всеми сферами жизни общества. Государственная власть сосредоточена в руках одного человека или небольшой группы лиц. «Вождь» опирается на господствующую партию и карательные структуры.

При тоталитарном политическом режиме права и свободы фактически отсутствуют. Демократические институты вроде парламента могут существовать на бумаге, но в реальности полностью подчиняются верховной власти.

Примеры тоталитарных режимов: национал-социализм в Германии при Адольфе Гитлере, итальянский фашизм при Бенито Муссолини, режим Ким Ир Сена в Северной Корее.

Адольф Гитлер в 1933 году. Нацистский Третий рейх — пример тоталитарного политического режима. Фото: Hulton Archive / Getty Images

Читайте также:
Положены ли льготы по ипотеке малоимущим

Согласно одной из трактовок, тоталитаризм — это форма авторитарного государства. И все же в обществознании принято разделять эти понятия, говорить о трех разных политических режимах: демократическом, авторитарном и тоталитарном.

В отличие от авторитарных режимов, тоталитарные государства стремятся контролировать не только политическую сферу, но и прочие области жизни — экономику, культуру, социальные отношения, частную жизнь граждан.

Отличия тоталитаризма от авторитаризма

Эти политические режимы очень схожи. Нередко учёные не приходят к согласию, какой политический режим господствует в той или иной стране.

Тоталитаризм и авторитаризм имеют схожие и различные признаки. И присутствие или отсутствие того или иного признака может изменить мнение о режиме в стране.

Эти два понятия не исключают друг друга. Тоталитаризм считается крайней формой авторитаризма.

Выделим их основные отличия.

Власть просто не допускает участия граждан в политической жизни. Поэтому и контроля над их политическим мировоззрением не осуществляет.

Читайте подробнее про Авторитаризм.

Узнайте также, какие бывают Политические режимы.

Термин тоталитаризм: происхождение и споры

Термин «тоталитарное государство» появился в 1920-е годы для обозначения диктаторского режима Бенито Муссолини — создателя итальянского фашизма. Первым эти слова употребил Джованни Амендола в 1923 году, критикуя фашистов.

Однако сам Муссолини считал выражение «тоталитарное государство» (stato totalitario) положительным. Он утверждал, что обществу необходимо сплочение за счет единой идеологии, и выдвигал лозунг: «Всё в рамках государства, ничего вне государства, ничего против государства».

Немецкие национал-социалисты тоже употребляли слова «тоталитарное государство» в положительном контексте.

Бенито Муссолини — лидер итальянских фашистов, сторонник тоталитарного государства. Фото: Fox Photos / Getty Images

С 1930-х годов слово «тоталитаризм» вошло в научную литературу и было включено в словари.

После победы над нацизмом и фашизмом в ходе Второй Мировой войны слово «тоталитаризм» носит исключительно отрицательную окраску. Поэтому не все ученые считают, что его можно использовать как строго научный термин. Критики отмечают, что ярлык «тоталитарный режим» зачастую употребляют произвольно, как оскорбление. Кроме того, этот термин уравнивает такие разные явления, как немецкий нацизм, сталинизм в СССР или франкизм в Испании.

Виды тоталитарных режимов

Тоталитарный режим имеет три основных разновидности:

  • левый тоталитаризм (коммунизм);
  • правый тоталитаризм (фашизм);
  • религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм).

Коммунистический режим

Коммунистический режим в наибольшей степени проявляет особенности тоталитаризма. Данный режим предполагает абсолютную власть государства, полную ликвидацию частной собственности, что в свою очередь приводит к тотальному контролю не только общественной, но и частной жизни граждан.

Тем не менее, в коммунистической идеологии содержатся гуманные, общечеловеческие ценности. Так, например, в СССР после установления коммунистического режима было отмечено повышения уровня образования населения. Среднее и высшее образование стало доступно всем классам общества. Повысился уровень научно-культурной жизни.

Также стоит отметить, что в этот период широкое распространение получили меры социальной защиты населения. Экономика, военная, космическая промышленность показывали наибольшие достижения.

Немаловажным фактом является снижение уровня преступности. К тому же с середины 50-х годов ХХ века произошла либерализация режима, и он практически не прибегал к репрессиям.

Фашистский режим

Фашистский режим был впервые установлен в Италии. Ему также свойственны черты тоталитаризма, однако он имеет и свои особенности:

  • основывается на идеях расизма, провозглашаемых господство одной «чистой» нации или народности. Другие народы, которые не вошли в состав элитарных масс, должны были обслуживать высшую расу или подлежать уничтожению;
  • проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим государствам, стремясь завоевать новые территории для новой высшей расы.

Государство при фашизме устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются либо предельно минимизируются конституционные права и свободы граждан. Права граждан государство открыто попирает, ставя им в противовес государственные приоритеты, основанные на националистической идее.

Исламский фундаментализм

Исламский фундаментализм наибольшее распространение получил во второй половине ХХ века. Его отличительной чертой является политическая концепция ислама, который содержит призыв к созданию исламского государства. Исламский фундаментализм делится на два крыла:

  • умеренное – для которого характерны гуманные, невоенные методы достижения цели: пропаганда, убеждение;
  • радикальное – использовавшее такой метод политической борьбы, как террор. Идеи данного направления фундаментализма стали воплощаться в жизнь с конца 70-х годов ХХ. века.

Радикальный фундаментализм на современном этапе окончательно переходит к мерам террора и физического истребления неверных не только внутри своей страны, но и за ее пределами. Данное обстоятельство привело к тому, что большинство стран мира ужесточают антиисламскую, антитеррористическую политику.

Что такое антиутопия. Тоталитаризм в произведениях искусства

Тоталитарные общества нередко изображаются в художественных произведениях в жанре антиутопии.

Антиутопия — это жанр, показывающий общество, которое в погоне за идеальным устройством выродилось в тоталитарное, где попраны права и свободы, а любое отклонение от официальной идеологи жестоко карается. Антиутопия — противоположность утопии, то есть изображению идеального общественного устройства.

Наиболее известные литературные произведения в жанре антиутопии — романы Евгения Замятина «Мы», Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», Джорджа Оруэлла «1984», Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

Борьба с тоталитарным режимом — частый сюжет произведений современной массовой культуры. Тоталитарные общества, в частности, показаны в фильмах «Эквилибриум», «V — значит вендетта» и трилогии «Голодные игры».

Читайте также:
Свидетельство о собственности теперь недействительно?

Кристиан Бейл в фильме-антиутопии «Эквилибриум» (2002)

Есть ли средство от тоталитаризма?

Сторонники демократического устройства полагают, что именно реальная демократия служит лучшим средством для профилактики тоталитаризма. В качестве мер защиты называются:

Реальное разделение властей. Система сдержек и противовесов, которая не дает чрезмерно усилиться ни одной из ветвей власти.

Демократические права и свободы. Демократические выборы, свобода слова и собраний.

Многопартийность и плюрализм мнений.

Развитое гражданское общество — то есть общественные институты, независимые от государства.

Высокая политическая культура, не позволяющая прийти к власти популистам и потенциальным узурпаторам.

Личный нонконформизм, гражданское самосознание и готовность людей бороться за свои права.

Что такое тоталитаризм. Тоталитарный политический режим и его признаки

Что такое тоталитаризм

Тоталитаризм – это политический режим, при котором государство стремится к полному, тотальному контролю за всеми сферами жизни общества. Государственная власть сосредоточена в руках одного человека или небольшой группы лиц. «Вождь» опирается на господствующую партию и карательные структуры.

При тоталитарном политическом режиме права и свободы фактически отсутствуют. Демократические институты вроде парламента могут существовать на бумаге, но в реальности полностью подчиняются верховной власти.

Примеры тоталитарных режимов: национал-социализм в Германии при Адольфе Гитлере, итальянский фашизм при Бенито Муссолини, режим Ким Ир Сена в Северной Корее.

Адольф Гитлер в 1933 году. Нацистский Третий рейх – пример тоталитарного политического режима. Фото: Hulton Archive / Getty Images

Согласно одной из трактовок, тоталитаризм – это форма авторитарного государства. И все же в обществознании принято разделять эти понятия, говорить о трех разных политических режимах: демократическом, авторитарном и тоталитарном.

В отличие от авторитарных режимов, тоталитарные государства стремятся контролировать не только политическую сферу, но и прочие области жизни – экономику, культуру, социальные отношения, частную жизнь граждан.

Термин тоталитаризм: происхождение и споры

Термин «тоталитарное государство» появился в 1920-е годы для обозначения диктаторского режима Бенито Муссолини – создателя итальянского фашизма. Первым эти слова употребил Джованни Амендола в 1923 году, критикуя фашистов.

Однако сам Муссолини считал выражение «тоталитарное государство» (stato totalitario) положительным. Он утверждал, что обществу необходимо сплочение за счет единой идеологии, и выдвигал лозунг: «Всё в рамках государства, ничего вне государства, ничего против государства».

Немецкие национал-социалисты тоже употребляли слова «тоталитарное государство» в положительном контексте.

Бенито Муссолини – лидер итальянских фашистов, сторонник тоталитарного государства. Фото: Fox Photos / Getty Images

С 1930-х годов слово «тоталитаризм» вошло в научную литературу и было включено в словари.

После победы над нацизмом и фашизмом в ходе Второй Мировой войны слово «тоталитаризм» носит исключительно отрицательную окраску. Поэтому не все ученые считают, что его можно использовать как строго научный термин. Критики отмечают, что ярлык «тоталитарный режим» зачастую употребляют произвольно, как оскорбление. Кроме того, этот термин уравнивает такие разные явления, как немецкий нацизм, сталинизм в СССР или франкизм в Испании.

Признаки тоталитарного политического режима

Обычно выделяются следующие признаки тоталитарного общества:

Государство осуществляет тотальный контроль всех сторон частной и общественной жизни. Происходит огосударствление и бюрократизация всех сторон жизни.

Власть монополизирована одной политической партией, а в ней – одним лидером, харизматическим «вождем» либо политическим кланом. Например – семьей Кимов в Северной Корее.

Ким Чен Ын – руководитель Северной Кореи, сын предыдущего вождя Ким Чен Ира и внук основателя КНДР Ким Ир Сена. Фото: Reuters

Руководство страны имеет неограниченные полномочия. Отсутствует разделение властей. Суды и парламент полностью подчинены верховной вождю и партии.

Оппозиция запрещена, многопартийности не существует. Инакомыслящих сурово преследуют.

Права и свободы человека декларируются, в действительности граждане беззащитны перед произволом властей.

Отсутствуют плюрализм мнений, свобода слова и собраний.

Карательные органы пронизывают все сферы, осуществляют политический сыск и репрессии. Режим опирается на тайную полицию, насилие и террор как универсальные средства внутренней и внешней политики

Централизованная экономика, государственное планирование, милитаризация производства, жесткая трудовая дисциплина.

Единая обязательная для всех официальная идеология – обычно утопическая, подменяющая собой религию. Зачастую это вера в построение «нового мира» и уничтожение старого. Позитивная роль гражданского общества и его институтов отрицается.

Милитаризация общественной жизни.

Тоталитарный режим опирается на массовые движения люмпенизированных слоев населения. Например, Мао Цзэдун в Китае осуществлял «культурную революцию» с опорой на хунвэйбинов (банды погромщиков из числа школьников и студентов) и цзаофаней (погромщиков из молодых рабочих).

Агрессивная внешняя политика, экспансионизм.

Примеры тоталитарных режимов

К государствам тоталитарного типа традиционно относят Германию эпохи нацизма, фашистскую Италию, милитаристскую Японию накануне и в годы Второй Мировой, Китай при Мао Цзедуне, СССР при Сталине, Северную Корею.

Пример жестокого тоталитарного режима – режим «красных кхмеров» в Кампучии (Камбодже) в 1975-1979. В ходе массовых репрессий диктатор Пол Пот, мечтавший построить коммунистическое общество, истребил от 1,7 до 3 млн соотечественников. Погибли от четверти до трети населения страны, что делает геноцид в Камбодже одним из самых кровавых в истории человечества.

Читайте также:
Текущие затраты: что это такое, описание и особенности

Камбоджийский мальчик смотрит на черепа убитых при Пол Поте. «Поля смерти» – мемориал жертв режима «красных кхмеров». Фото: Reuters

Тоталитарным называли также режим Сапармурата Ниязова в Туркменистане (1991-2006). Президент, принявший титул Туркменбаши («отец всех туркмен») установил в стране личную диктатуру, общеобязательную официальную идеологию и культ личности. Ниязов активно вмешивался во все сферы жизни общества: поставил под свой контроль экономику, установил новый календарь, отменил пенсии, урезал школьное образование, запретил балет, оперу и цирк и т.п.

Памятник Туркменбаши Сапармурату Ниязову в Ашхабаде. Фото: Илья Варламов / Varlamov.ru

Был ли тоталитаризм в СССР?

Отдельная дискуссия ведется по поводу того, можно ли называть тоталитарным государством Советский Союз. В 1930-е годы многие сравнивали репрессивный режим Иосифа Сталина с режимами Гитлера и Муссолини, приходя к выводу, что все три страны погрузились в тоталитаризм.

В ходе Второй Мировой войны, когда СССР сражался против нацизма в союзе с Великобританией, США и другими странами Запада, разговоры о советском тоталитаризме затихли.

С началом Холодной войны, обвинения в тоталитаризме зазвучали с новой силой. Так, в 1947 году президент США Гарри Трумэн заявил: «Нет никакой разницы между тоталитарными государствами. Мне все равно, как вы их называете: нацистскими, коммунистическими или фашистскими».

Политологи Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в 1956 году строили свою теорию тоталитаризма, исходя из того, что тоталитарными считаются фашистские режимы и СССР сталинской эпохи.

Однако уже при Н.С. Хрущеве Советский Союз перестал соответствовать многим критериям тоталитарного государства: закончились массовые репрессии, начались идеологические послабления и некоторые отступления от жесткой плановой экономики. Это позволяет говорить, что после смерти Сталина в 1953 году СССР отошел от тоталитарной модели и стал превращаться в авторитарное государство не самого жесткого образца. Уже в 1960-70-е годы западные советологи стали отказываться от термина «тоталитаризм» и употреблять вместо него понятие «сталинизм».

Участники демонстрации на Красной площади в честь Дню пионеров. 1969 год. Фото: РИА Новости / Б. Елин

В самом Советском Союзе термин «тоталитаризм» употребляли в отношении фашистской Италии и нацистской Германии, режима Пол Пота в Кампучии, во время конфликта с Югославией – в отношении режима Иосипа Броз Тито.

Что такое антиутопия. Тоталитаризм в произведениях искусства

Тоталитарные общества нередко изображаются в художественных произведениях в жанре антиутопии.

Антиутопия – это жанр, показывающий общество, которое в погоне за идеальным устройством выродилось в тоталитарное, где попраны права и свободы, а любое отклонение от официальной идеологи жестоко карается. Антиутопия – противоположность утопии, то есть изображению идеального общественного устройства.

Наиболее известные литературные произведения в жанре антиутопии – романы Евгения Замятина «Мы», Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», Джорджа Оруэлла «1984», Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

Борьба с тоталитарным режимом – частый сюжет произведений современной массовой культуры. Тоталитарные общества, в частности, показаны в фильмах «Эквилибриум», «V – значит вендетта» и трилогии «Голодные игры».

Кристиан Бейл в фильме-антиутопии «Эквилибриум» (2002)

Есть ли средство от тоталитаризма?

Сторонники демократического устройства полагают, что именно реальная демократия служит лучшим средством для профилактики тоталитаризма. В качестве мер защиты называются:

Реальное разделение властей. Система сдержек и противовесов, которая не дает чрезмерно усилиться ни одной из ветвей власти.

Демократические права и свободы. Демократические выборы, свобода слова и собраний.

Многопартийность и плюрализм мнений.

Развитое гражданское общество – то есть общественные институты, независимые от государства.

Высокая политическая культура, не позволяющая прийти к власти популистам и потенциальным узурпаторам.

Личный нонконформизм, гражданское самосознание и готовность людей бороться за свои права.

Тоталитарный Режим (Тоталитаризм) — что это такое и в чем его суть.

Тоталитарный режим (Тоталитаризм) – это концепция управления государством, которая характеризуется тотальным контролем за абсолютно всеми происходящими процессами в стране. Понятие тоталитарного режима было окончательно сформировано в политической теории после правления Бенито Муссолини в фашистской Италии, и Адольфа Гитлера в нацистской Германии. До этого времени, тоталитарные режимы существовали как явление, но полноценное их определение было сформировано уже в 1900-ых годах.

Что такое ТОТАЛИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ и ТОТАЛИТАРИЗМ – определение простыми словами.

Простыми словами, Тоталитарный режим или Тоталитаризм – это форма власти, при которой правительство контролирует каждый аспект жизни людей.

Люди, живущие под этим типом режима, в целом также поддерживают его в силу пропаганды, идеологии или страха. Граждане обычно боятся критиковать правительство, и имитируют лояльность к власти, чтобы избежать более пристального внимания к своей персоне. А те, кто осмеливаются открыто выступить против режима, как правило, исчезают, и члены их семей находятся под пристальным вниманием.

Из этого можно сделать вывод, что тоталитаризм – это противоположных демократии подход к управлению государством, где люди лишены большинства прав и свобод. В большинстве случаев, тоталитарный режим имеет множество сходств с диктатурой и авторитаризмом. Довольно часто тоталитарный режим тесно связан с внутренним государственным терроризмом.

Черты тоталитарного режима.

Характерные черты тоталитарного политического режима могут разниться в каждом отдельном случае. Это может зависеть от множества факторов, но есть некоторые основные симптомы или признаки, которые свидетельствуют о наличии в стране подобного режима власти.

Читайте также:
Банк требует выплатить какой-то неизвестный мне кредит

Общие черты тоталитарных режимов:

  • Диктатура (правитель находится очень долго, отсутствует сменяемость власти);
  • У власти находится фактически одна правящая партия;
  • Обществу внушается внешняя или внутренняя угроза. Царит атмосфера страха;
  • Жесткая цензура в средствах массовой информации;
  • Массовая пропаганда в СМИ, государственных и социальных структурах;
  • Запрещена любая критика государства или власти;
  • Существует обязательная военная повинность;
  • Общество подвержено милитаризации;
  • Активно работают секретные правительственные службы;
  • Развиваются националистические партии и идеологии;
  • В обществе наблюдаются шовинистические настроения;
  • Сильный упор делается на конкретные религиозные или идеологические организации;
  • Ведется контроль воспроизведения населения, в ту или иную строну зависимо от потребностей.
  • Права и свободы граждан могут быть отменены или не соблюдаться по желанию власти;
  • Существует ужесточенная и развитая система тюремных учреждений и трудовых лагерей (пример ГУЛАГ);

Тоталитарный режим власти – примеры.

Пример тоталитарного режима №1.

Советский Союз под правлением Иосифа Сталина. После окончания гражданской войны, Сталин устранил всех неугодных людей с другой точкой зрения и приступил к построению тоталитарного режима в коммунистическом обществе.

Пример тоталитарного режима №2.

Фашистская Италия при правлении Бенито Муссолини. Сразу же после захвата власти в 1922-ом году, Муссолини провозгласил себя лидером нации и стал править в тоталитарной манере.

Пример тоталитарного режима №3.

Нацистская Германия. Адольф Гитлер использовал тоталитаризм, как способ добиться покорности нации.

Пример тоталитарного режима №4.

Северная Корея. Пожалуй, это один из самых ярких примеров современного тоталитаризма и олигархии. Страной управляет одна семья на протяжении длительного периода времени. Права и свободы граждан фактически отсутствуют, да и по-большому счету она подпадает под все пункты характеристики тоталитарного режима.

Пример тоталитарного режима №5.

КНР. Китайская Народная Республика в период правления Мао Цзэдуна (1949-1976) по многим признакам имела концепцию тоталитарного режима.

Тоталитарные режимы: понятие, сущность, характерные черты

Сопротивляясь, эти люди мрачат постройки торжество.
Они упрямы до того, что плюну я на правосудие.
И.В. Гете «Фауст»

Признаки тоталитарных режимов

Тоталитарное государство является полной противоположностью идеального правового.
При наличии тех или иных отличий и специфических черт между тоталитарными режимами для них является характерным то, что они, используя привлекательные социальные мифы, желают мобилизовать население своих государств на исполнение изначально нереальных, то есть утопических, хоть и довольно благозвучных общественных проектов. В связи с этим основой почти каждого тоталитарного режима является обширная идеологическая доктрина, которая охватывает все жизненно значимые аспекты бытия человека.

Сущность идеологии в тоталитаризме

Идеологические доктрины тоталитарных режимов, зачастую включают в себя «единственно верные» ответы на все появляющиеся у членов социума вопросы. Широкая пропаганда данных доктрин является попутчиком каждого человека на протяжении всего его жизненного пути.

Она проявляется уже в детском саду, находит свое продолжение в образовательных учреждениях, контролирует все вариации СМИ: периодическую печать, радио и телепередачи, то есть от рождения до смерти человек пребывает под прицелом жесткого идеологического контроля.

Итогом данной деятельности становится формирование единой идеологии, которую, по идеи действующей власти, должны поддерживать все без исключений население страны. Данная идеология направляет социум на некое конечное и идеальное состояние: «коммунизм», «расово чистое общество», «исламское государство» – ради достижения которого нужны какие-то жертвы, а также стоит преодолеть временные неудобства и ограничения на настоящем этапе жизни.

Любая идеология тоталитаризма состоит из призыва, основанного на категорическом отрицании имеющегося положения вещей и направленного на завоевание мира с целью построения «светлого будущего».

Крайне важной составляющей тоталитарной идеологии стоит признать создаваемый ею «образ врага», помогающий текущему режиму объединить население страны перед лицом мифической угрозы со стороны врагов и диверсантов внутри социума либо со стороны внешнего окружения.

Ради анонсируемых им высоких целей и результатов тоталитарный режим не отрицает и даже практикует систематическое нарушение не только гражданских прав, но и прав человека. Центральная же идея тоталитаризма во всех существующих его вариациях – полное подчинение каждого отдельно взятого человека и всего социума в целом тотальному контролю со стороны государственной власти.

Однопартийная система

Краеугольный камень в основе тоталитарного режима есть однопартийная система. Формирование данной системы является первым шагом к тоталитаризму.

Политическая партия, которая стремится к провозглашению своего абсолютного господства, как правило, находит свое вдохновение в идее объединенной воли класса либо нации. Саму себя данная партия отождествляет с единственно истинным выразителем данной воли, наделяя себя, таким образом, монопольным правом действовать от лица всего класса либо нации.

В тактических целях, партия может сотрудничать и создавать союзы с иными политическими партиями, но настоящей ее целью является не сотрудничество, а монополия, в связи с этим при первом же удобном случае она без жалости ликвидирует всех политических оппонентов.

Тоталитарное правление не терпимо к любому виду оппозиции и инакомыслия, поэтому ключевая цель тоталитарных партий – достижение полного господства над аппаратом государственной власти в стране.

Формирование однопартийной системы – ключевая мера, которая влияет на само существование тоталитарного режима. В связи с этим, установившись один раз, однопартийная система будет защищаться всеми известными современному государству силами и средствами.

Читайте также:
Частный детектив: что это такое, описание и особенности

Любое требование уничтожить однопартийную систему и поспособствовать приходу демократии с характерной ей многопартийностью, тоталитарный режим рассматривает в качестве прямого посягательства на устои государственной безопасности. Более того, данные требования провозглашаются антинародными и антигосударственными и наказания за них крайне жестоки и беспощадны, ибо террористическая диктатура не в состоянии являться прочной, если будет разрушена ее фундаментальная основа – однопартийная система.

Соотношение партии и государства

Довольно важным аспектом в формировании тоталитарного режима можно признать полное объединение партийного аппарата с государственным. Получив господствующие позиции, партия трансформирует государственный аппарат в свое монопольное пользование, передавая все государственные посты и должности своим функционерам. В итоге государство трансформируется партийное, а партия в государственную.

Партийные вожди являются как руководителями государства, так зачастую и нескольких высших государственных должностей. Назначение на любую государственную должность является невозможным без получения согласия партийных инстанций, и в короткие сроки не остается ни одной должности, которая могла бы быть занята человеком, не являющимся членом правящей партии.

В государстве с тоталитарным режимом устанавливается система, согласно которой ни один закон, ни одно постановление государственной власти не могут быть приняты без предварительного согласования с партийным руководством. Формально законодательные акты принимаются государственными органами, но на самом деле их роль становится буквально номинальной. Точно так же любому постановлению местных органов власти нужно изначально получить предварительное одобрение партийной организации региона.

Итак, можно сказать, что не только исполнительная, но и законодательная власть целиком находится под партийным контролем, и в государстве не наблюдается ни одной сферы, которая была бы свободна от всепроникающего влияния правящей партии, как правило, называющей себя просто Партией (с прописной буквы). Формально имеющееся разделение властей теряет всякое практическое значение, так как в тоталитарном государстве и парламент, и правительство, и суд являются де-факто исполнительными органами той самой Партии.

Сращении партии и государства выражается в полном подчинении всех государственных структур партийным. Так, с помощью партийного контроля за назначением всех лиц офицерского состава армия из вооруженной силы страны становится вооруженной силой партии. Правоохранительные органы государства начинают выполнять функцию партийных, а все выступления против Партии возводятся в ранг государственных преступлений и становятся уголовно наказуемыми.

Государственный бюджет де-факто становится партийной кассой, а все ресурсы государства становятся, по существу, ресурсами партии и траты их происходят на усмотрение партийных функционеров без каких бы то ни было санкций государственной власти.

Характерные черты тоталитаризма

Имеющиеся совпадения в способах организации и функционирования власти дают нам возможность утверждать о том, что невзирая на различия в идеологиях, а порой и на принципиальную вражду между ними, тоталитарные государства похожи в своих политических структурах и методах управления. Данное сходство находит свое проявление в совокупности таких признаков:

  • насильственное насаждение однопартийной системы, когда все политические партии, помимо лидирующей, удаляются с политической арены, после чего монополия на государственную власть отходит одной единственной партии, зачастую, возглавляемой лидером с харизмой;
  • объединение господствующей партии и государства, когда партийные органы реализуют тотальный контроль над органами государственного управления или целиком подменяют их, перетягивая управление напрямую на себя;
  • унификация социальной жизни, когда все независимые общественные организации упраздняются, а остаются и формируются только такие, в которых гарантируется монопольное влияние правящей партии и ее идеологической доктрины;
  • насаждение авторитарного образа мышления, когда споры любого толка по социально-политическим вопросам являются запрещенными, идеология правящей партии провозглашается единственно истинным учением, а высшим авторитетом по всем без исключений вопросам объявляется партия и ее очередной лидер;
  • формирование сильного и обширного репрессивного аппарата, ориентированного на подавление любого реального и даже потенциального сопротивления режиму, массовое использование предупредительных репрессий, которые направлены не только на отдельно взятых личностей, но и на целые классы населения либо даже целые этносы;
  • установление всеобъемлющего контроля над всеми средствами массовой коммуникации и информации: печатными изданиями, радио, кинематографом, телевидением.

Государство-механизм и государство-организм

Исходя из своей структуры, тоталитарное государство – это самая совершенная и, в то же время, самая жестокая политическая система, которая предназначена для того, чтобы подавлять человеческую личность и народ, в общем и целом.

Она подобна хорошо выверенному механизму, который работает безотказно и точно до тех пор, пока его звенья исправные, а их взаимодействию ничего не препятствует. Но исключительно тесная взаимосвязь всех звеньев политической организации тоталитарного государства делает его крайне чувствительным даже к самым мелким сбоям и нарушениям.

Тоталитарное государство создает впечатление монолитного и твердого, но его твердость может являться обманчивой, как хрупкая твердость стекла. Посредством огромных внутренних напряжений и чрезмерно жесткого сцепления составляющих государственного механизма даже самые мелкие сбои в одном его звене ставят под угрозу целостность всей системы.

Это порождает перманентный страх и вызванную этим страхом беспощадную жестокость тоталитарного режима к любому проявлению инакомыслия. Это объясняет резкую нетерпимость к либерализму, многопартийности, плюрализму, так как для тоталитаризма смертельно опасным является все, что является основой адекватной жизни демократического и правового государства.

Читайте также:
Вычитается ли подоходный налог, если зарплата меньше МРОТ

Самые простые в рамках либеральной демократии высказывания граждан по вопросам политики и права, хозяйственной деятельности и нравственности, с которыми можно выразить как согласие, так и несогласие, но за которые никого не осудят и не привлекут к ответственности, тоталитарным режимом рассматриваются в качестве тяжких политических преступлений, которые являются угрозой безопасности государства.

Практически все тоталитарный режим в состоянии наделить политическим значением, например, осуждая человека за длинные волосы или узкие брюки не потому, что они опасны сами по себе, а потому, что в самом факте самостоятельно принятого решения даже таких малозначительных вопросов власть видит политический акт – неповиновение системе.

В отличие от тоталитарного государства либеральная демократия напоминает, скорее, живой организм, нежели машину. Пусть его действия не наделены такой математически выверенной точностью, но с помощью гибкости и подвижности частей он в состоянии не только компенсировать те или иные отдельные дефекты, но и восстановить потерянные либо недостающие детали с помощью приспособления к перманентным изменениям условий жизни.

Сопоставляя две предложенные модели – правовое и тоталитарное государства можно отметить, что они составляют крайние противоположные точки некоего ряда. На одном его конце находится идеальная модель государства, в максимальной степени приспособленного для раскрытия индивидуальных особенностей каждого отдельного человека. На другом – столь же идеальная модель государственного механизма, полностью подавляющего личность, загоняющего ее в рамки «служения» какой-то великой идее.

Между данными двумя полюсами находится достаточно обширный спектр политических систем, которые приближаются к тому либо иному концу ряда, почти никогда не достигая его.

Истории не известны реальные государственные образования, которые были бы абсолютно правовыми либо абсолютно тоталитарными. Однако история любого государства – это развитие тенденций, которые приближают его к той или иной идеальной модели. И для каждого отдельно взятого человека его сознательное участие в политической жизни обусловлено способностью видеть данные тенденции и своими действиями помогать либо препятствовать их развитию.

Тоталитарный режим

Под тоталитарный политическим режимом понимают всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества, который опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.

Определение тоталитарного режима

В широкий оборот данный термин был введен Б.Муссолини в 1925 г. для характеристики политического режима в Италии. Впоследствии, данный термин стали применять к политическим режимам Гитлера в Германии, Сталина в СССР, Франко в Испании, Мао Цзэдуна в КНР, талибов в Афганистане, Саддама Хусейна в Ираке, Ким Чен Ына в Северной Корее.

Нужна помощь в написании работы?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Признаки тоталитарного режима

Тоталитарному политическому режиму присущи следующие черты:

  • единая общая официальная идеология, введенная на государственном уровне;
  • преследование и пресечение инакомыслия;
  • монополия на информацию, жесткая государственная цензура;
  • массовый террор против населения своего государства;
  • государственный и партийный аппарат представляют собой единое целое;
  • власть жестко централизована; во главе власти стоит вождь;
  • упразднение местного самоуправления;
  • превалирование государственной собственности: частная собственность либо отсутствует полностью, либо представлена единично.

Виды тоталитарных режимов

Тоталитарный режим имеет три основных разновидности:

  • левый тоталитаризм (коммунизм);
  • правый тоталитаризм (фашизм);
  • религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм).

Коммунистический режим

Коммунистический режим в наибольшей степени проявляет особенности тоталитаризма. Данный режим предполагает абсолютную власть государства, полную ликвидацию частной собственности, что в свою очередь приводит к тотальному контролю не только общественной, но и частной жизни граждан.

Тем не менее, в коммунистической идеологии содержатся гуманные, общечеловеческие ценности. Так, например, в СССР после установления коммунистического режима было отмечено повышения уровня образования населения. Среднее и высшее образование стало доступно всем классам общества. Повысился уровень научно-культурной жизни.

Также стоит отметить, что в этот период широкое распространение получили меры социальной защиты населения. Экономика, военная, космическая промышленность показывали наибольшие достижения.

Немаловажным фактом является снижение уровня преступности. К тому же с середины 50-х годов ХХ века произошла либерализация режима, и он практически не прибегал к репрессиям.

Фашистский режим

Фашистский режим был впервые установлен в Италии. Ему также свойственны черты тоталитаризма, однако он имеет и свои особенности:

  • основывается на идеях расизма, провозглашаемых господство одной «чистой» нации или народности. Другие народы, которые не вошли в состав элитарных масс, должны были обслуживать высшую расу или подлежать уничтожению;
  • проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим государствам, стремясь завоевать новые территории для новой высшей расы.

Государство при фашизме устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются либо предельно минимизируются конституционные права и свободы граждан. Права граждан государство открыто попирает, ставя им в противовес государственные приоритеты, основанные на националистической идее.

Исламский фундаментализм

Исламский фундаментализм наибольшее распространение получил во второй половине ХХ века. Его отличительной чертой является политическая концепция ислама, который содержит призыв к созданию исламского государства. Исламский фундаментализм делится на два крыла:

  • умеренное – для которого характерны гуманные, невоенные методы достижения цели: пропаганда, убеждение;
  • радикальное – использовавшее такой метод политической борьбы, как террор. Идеи данного направления фундаментализма стали воплощаться в жизнь с конца 70-х годов ХХ. века.
Читайте также:
Отказ в совершении нотариального действия

Радикальный фундаментализм на современном этапе окончательно переходит к мерам террора и физического истребления неверных не только внутри своей страны, но и за ее пределами. Данное обстоятельство привело к тому, что большинство стран мира ужесточают антиисламскую, антитеррористическую политику.

Вывод

Тоталитаризм – это закрытое общество, которое не приспособлено к качественному обновлению, учету новых требований постоянно изменяющегося мира. Следовательно, тоталитарный режим исторически обречен.

Торговый обычай: что это такое, описание и особенности

Определение торгового обычая, используемое в трудах современных российских правоведов, восходит к имени советского цивилиста — одного из авторитетнейших специалистов по МЧП и МКА Дмитрия Федоровича Рамзайцева (1902-1977).

Под торговым обычаем – первое условие — надлежит понимать сложившееся в торговом обороте единообразное правило, заключающее в себе совершенно определенное положение по вопросу, которого оно касается.

Содержание торгового обычая должно быть совершенно ясным, не допускающим противоречивого его истолкования и, следовательно, исключающим возможность возникновения спора по поводу определения содержания обычая.

Второе условие, которому должно отвечать такое правило, заключается в том, что оно должно быть единственным, признаваемым в качестве обычая по вопросу, который им регулируется, на той территории, где это правило имеет применение. Другими словами, обычай должен носить единообразный характер.

Третьим условием, которому должно соответствовать правило, которому придается значение обычая, является его общепризнанность.

Это значит, что то или иное правило, для того, чтобы получить значение торгового обычая, должно признаваться в практике торговых отношений в качестве действующего и иметь постоянное применение к той области отношений, к которой такое правило относится.

Выделенные Д.Ф.Рамзайцевым черты обычая оказались практически общепризнанными всеми последующими советскими и российскими цивилистами.

Попытался, правда, было отрицать признак «совершенной ясности» торгового обычая И.С.Зыкин, определив его как (выделение автора) «…правило, сложившееся в сфере внешней торговли на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений».

Этот небольшой отход от традиции был обусловлен отнюдь не глубинными теоретическими разногласиями с предшественником по науке, а стал результатом возведения в доктринальный ранг определения нормативного.

Речь идет об определении понятия «обычай», которое было явлено юридическому миру в п. 2 ст. 9 тогда еще только-только опубликованной и даже не вступившей еще в силу Конвенции ООН от 11 апреля 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров.

Обычай — если только он действительно обычай — должен быть «…широко известен и постоянно соблюдаться сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли».

Определения нормативные и доктринальные преследуют различные цели, а потому никак не могут быть идентичными.

Тот, кто добросовестно изучал гражданское право и, в частности, читал книгу О.С.Иоффе «Обязательственное право» (М., 1975), без труда вспомнит очень яркую иллюстрацию этого тезиса на примере определения понятия обязательства. Одно дело — определение известного понятия в законе и совсем другое — его же определение в монографии или учебнике.

Определение торгового обычая позволяет дать иллюстрацию не менее яркую. Ведь почему от признака «совершенной ясности» отказались проектанты Венской конвенции? Да потому, что непонятно было, как на практике эту самую «ясность» устанавливать.

Кому обычаи должны быть «совершенно ясными»? Суду? Или участникам внешнеторговой сделки?

Но тут почти всегда голоса распределятся так: одному и самые туманные утверждения будут казаться «совершенно ясными», другой же станет ковыряться и сомневаться даже в правилах, на первый взгляд весьма простых и очевидных.

Наконец, где же критерий «совершенной» ясности? «Мне обычай как будто ясен, но я не вполне уверен, ясен ли он мне совершенно» — что отвечать суду на подобное заявление, сделай его одни из участников процесса?

Но все это — взгляд прагматический, никак не исключающий разработку научную, теоретическую. Хотя бы и в том направлении, которое только что было обозначено.

Определения понятия торгового обычая

Определение обычая из Венской конвенции прочно заняло подобающее ему место и начало триумфальное шествие по другим документам, притязающим на регламентацию торговых отношений.

Сравним его, например, с определением обычая делового оборота (а ныне — просто обычая), которые содержатся в п. 1 ст. 5 ГК РФ: «…сложившееся, …широко применяемое, …не предусмотренное законодательством» правило поведения.

Или — с определением из п. 2 ст. 1.9 Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА в редакции 2010 г. — обычай, дабы быть обычаем, должен быть «…широко известен, …постоянно соблюдаться, …кроме случаев, когда применение такого обычая было бы неразумным».

Можно выполнить сравнения и с определениями из более поздних актов частноправовой унификации, в том числе из ст. 1:105 Принципов европейского договорного права, ст. I.2.2 Свода принципов, правил и требований lex mercatoria СЕНТРАЛ, п. 2 ст. II.-1:104 Принципов, определений и модельных норм европейского частного права.

Своеобразные оттенки и акценты можно обнаружить, разумеется, в каждом определении — сейчас дело не в этом, важна суть.

А суть эта такова, что подразумевает под обычаем правило, сложившееся и широко применяемое (а оттого еще и широко известное) для разрешения того или иного юридического вопроса, не урегулированного законом или договором.

Читайте также:
Расходы бюджета: что это такое, описание и особенности

Именно такой подход демонстрируют разработчики проекта Общеевропейского закона о продаже — приложения I к проекту соответствующего постановления Европейского Парламента и Европейского Совета от 11 октября 2011 г., п. 2 и 3 ст. 67 которого могут быть переведены примерно так:

«Стороны связаны обычаем, если он является правилом, применяемым коммерсантами в такой же ситуации, в какой находятся стороны. Обычаи и практика не обязательны для сторон в той степени, в которой они противоречат условиям договора, согласованным индивидуально путем переговоров, или любым обязательным правилам Общеевропейского закона о продаже».

Признаки понятия «торговый обычай»

Все те качества, которые были выдвинуты как существенные черты торгового обычая советскими и выдвигаются современными российскими авторами, почерпнуты ими в конечном счете из западной литературы.

Ну а если обратиться к самой этой литературе, то можно обнаружить, насколько она содержательнее и богаче тех выжимок, что были сделаны из нее российскими авторами.

Сравнивать же весь арсенал признаков, которыми, как считается, должен обладать обычай, с теми его куцыми характеристиками, что приняты на вооружение национальными и международными документам регламентационного назначения, и вовсе никакого смысла нет, ибо — как я чуть выше уже сказал — определения доктринальные и нормативные не могут и не должны быть идентичными.

В качестве примера можно сослаться на воззрения английского юриста Джона Хаттона Бэлфора Брауна (1845-1922), который еще в 1875 г. писал, что всякий обычай для своей действительности должен использоваться:
(1) с незапамятных времен;
(2) непрерывно;
(3) такое использование должно быть мирным (не вызывающим возражений); сам же обычай должен быть
(4) разумным;
(5) ясным (определенным);
(6) обязательным;
(7) единственным (единообразным); кроме того,
(8) обычай, отступающий от общего права, подлежит ограничительному толкованию и, наконец,
(9) использование обычаев не должно противоречить закону (акту Парламента).

Все те же черты, но в иной последовательности и вкладывая несколько иной (чуть более узкий) смысл в идентичные слова:
(1) древность происхождения,
(2) ясность содержания,
(3) обязательный,
(4) спокойный и
(5) постоянный (непрерывный) характер применения,
(6) преследование общего интереса,
(7) общеизвестность,
(8) моральность,
(9) разумность, — называет и автор другого специального англоязычного исследования на интересующую нас тему — американец с весьма подходящей для юриста фамилией Джон Д. Лоусон (1852-1921).

Международный торговый обычай и его место в правовой системе российской федерации

В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.А. КАНАШЕВСКИЙ
Канашевский Владимир Александрович – старший преподаватель кафедры иностранного государственного и международного права Уральской государственной юридической академии, кандидат юридических наук.
Международный торговый обычай характеризуется в литературе как единообразное правило поведения, сложившееся в практике международной торговли в результате неоднократного воспроизведения одних и тех же действий . О нем говорят как об единообразной международной обычно-правовой норме гражданско-правового характера. Для квалификации правила в качестве международного торгового обычая необходимы два обстоятельства: 1) устойчивая единообразная практика международной торговли; 2) санкционирование государством такой практики, а именно: возникающего на ее основе правила поведения .
——————————–
См., например: Зыкин И.С. Обычаи и обыкновения в международной торговле. М.: Юридическая литература, 1983. С. 13.
См. там же. С. 84.
В России торговые обычаи, в том числе международные, признаются источником права наряду с российскими нормативными актами, международными договорами РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права. В частности, согласно п. 1 ст. 1186 ГК РФ право, подлежащее применению к отношениям, осложненным иностранным элементом, определяется на основании международных договоров, федеральных законов и обычаев, признаваемых Россией. В соответствии с п. 3 ст. 28 Закона РФ от 7 июля 1993 г. “О международном коммерческом арбитраже” третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке.
——————————–
См.: Ведомости РФ. 1993. N 32. Ст. 1240.
Согласно п. 1 ст. VII Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже при разрешении дела “арбитры будут руководствоваться положениями контракта и торговыми обычаями” . Согласно п. 1 ст. 9 Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. “стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях” . Понятие “обычай”, о котором здесь идет речь, характеризует положения любых документов, на которые ссылаются стороны в своем контракте. Например, сославшись в контракте на ИНКОТЕРМС (Международные правила толкования торговых терминов), стороны в дальнейшем руководствуются их положениями как условиями контракта. Поскольку нормы Конвенции носят диспозитивный характер и уступают перед договорным регулированием (ст. 6), положения соответствующих документов, на которые сделана ссылка, будут иметь приоритет над положениями Конвенции. В то же время в п. 2 ст. 9 Конвенции речь уже идет о классическом международном торговом обычае, который применяется к отношениям сторон как диспозитивная правовая норма, то есть независимо от ссылки на него в контракте: “При отсутствии договоренности об ином считается, что стороны подразумевали применение к их договору или его заключению обычая, о котором они знали или должны были знать и который в международной торговле широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли” .
——————————–
Вестник ВАС РФ. 1993. N 10. С. 57 – 64.
Вестник ВАС РФ. 1994. N 1. С. 64 – 88.
Гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 1. 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. М.: Бек, 1998. С. 70.
О признании государством международного торгового обычая свидетельствует и практика судебных органов данного государства. Так, Высший Арбитражный Суд РФ констатировал: “Арбитражный суд при решении спора применяет обычаи в сфере международной торговли. ” .
——————————–
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1996 г. N 10 “Обзор практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц” // Вестник ВАС РФ. 1997. N 3.
Для международного торгового обычая, как и любого другого источника права, характерен признак общеобязательности. Он характеризуется также общепризнанностью. Как правовая норма обычай должен быть широко известен, в противном случае заинтересованной стороне придется доказывать его существование. Вместе с тем устная форма, присущая обычаям, препятствует их единообразному толкованию и применению, не говоря уже о том, что затрудняется сам процесс доказывания их существования. Для установления содержания обычая стороны, например, зачастую обращаются к литературным источникам .
——————————–
См., например, решение Внешнеторговой арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате СССР от 17 декабря 1955 г. по иску фирмы “Этаблиссман Христиан Веертс” к В/О “Союзпромэкспорт” // Арбитражная практика. Часть II. Решения Внешнеторговой арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате СССР 1951 – 1958 гг. / Сост. А.И. Шпектров. М., 1972. С. 65 – 68.
Таким образом, основной недостаток в использовании торговых обычаев состоит в их устной форме, которая порождает различное толкование. Собирание и систематизацию обычаев и обыкновений в международной торговле в целях их единообразного толкования осуществляет Международная торговая палата (МТП), которая фиксирует обычаи в письменных сборниках (ИНКОТЕРМС, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов и т.д.). Такие сборники самостоятельной юридической силы не имеют, но применяются при наличии ссылки на них в контракте. В литературе подобные акты именуются еще торговыми обыкновениями, основная характеристика которых состоит в том, что правила, в них содержащиеся, считаются входящими в состав волеизъявления сторон по сделке в случае соответствия их намерениям .
——————————–
См.: Зыкин И.С. Указ. соч. С. 17.
Таким образом, чтобы правовая норма применялась правильно и единообразно, предпочтительно изложить ее письменно. При этом под письменной формой (в юридическом смысле) понимается письменное закрепление правила в каком-либо официальном источнике – законе, конвенции и др. Фиксация правила в каком-либо документе, не носящем официального характера, например, в частном сборнике, не может признаваться письменной формой. В этом смысле изложение обычного правила в ИНКОТЕРМС или ином подобном сборнике не означает, что оно приобрело письменную форму в юридическом смысле.
Вопрос о соотношении обычаев и нормативных актов РФ зависит от толкования таких категорий, как обычай, торговый обычай, обычай делового оборота. В статье 5 ГК РФ дается легальное определение обычая делового оборота, под которым понимается “сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе”. Кроме того, согласно ст. 309 ГК РФ “обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями”; исходя из чего в литературе справедливо замечают, что “обычаи делового оборота” являются разновидностью “обычно предъявляемых требований”, выступают как обычаи в сфере предпринимательской деятельности .
——————————–
См.: Гражданское право: Учебник. Т. 1. С. 68 – 70. Иной точки зрения придерживается О.Н. Садиков, считающий, что по сравнению с обычаями делового оборота обычно предъявляемые требования не получили общего статуса дополнительного источника в ГК и, следовательно, приравниваться к обычаю не должны (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. М.: КОНТРАКТ-ИНФРА-М, 1997. С. 19).
В совместном Постановлении пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ говорится, что под обычаем делового оборота следует понимать “не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, то есть достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например, традиции исполнения тех или иных обязательств и т.п.” (п. 4) .
——————————–
Постановление пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” // Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.
Вопрос о соотношении обычая и других регуляторов гражданских отношений разрешен в той же ст. 5 ГК РФ: обычаи делового оборота применяются только в той части, в которой они не противоречат императивным нормам гражданского законодательства или договору. Причем в договорных отношениях перед обычаем имеют приоритет и диспозитивные нормы закона (п. 5 ст. 421 ГК РФ). При этом М.Г. Розенберг считает, что, “применяя отечественное законодательство к отношениям по договору международной купли-продажи, следовало бы исходить из приоритета обычая делового оборота над диспозитивной нормой закона” . По мнению автора, “в силу п. 2. ст. 427 ГК РФ как обычаи делового оборота к отношениям сторон применяются примерные условия, разработанные для договоров соответствующего вида и опубликованные в печати, если в договоре нет ссылки на эти условия”. И далее: “В силу ст. 431 ГК РФ обычаи делового оборота входят в число тех обстоятельств, которые должны учитываться судом. для определения содержания при выяснении действительной общей воли его сторон”, из чего “можно сделать вывод, что отечественным законодательством обычаи делового оборота отнесены. к подразумеваемым условиям, которые стороны должны иметь в виду при заключении договора” .
——————————–
Розенберг М.Г. Международная купля-продажа товаров (Комментарий к законодательству и практике разрешения споров). М.: КОНТРАКТ-ИНФРА-М, 2001. С. 30.
Там же. С. 28 – 29.
Обычаи в сфере внешнеторговой поставки связывают, как правило, с ИНКОТЕРМС, которые предназначены для единообразного понимания и применения торговых терминов, используемых в международном коммерческом обороте. “Такие термины, став обычаем в международной торговле, в известной степени упростили и стандартизировали продажу товаров за рубеж” . Торговые термины ИНКОТЕРМС содержат указания на важные вопросы, касающиеся исполнения договоров купли-продажи: распределение обязанностей сторон – продавца и покупателя – по заключению договоров перевозки и страхования, выполнению погрузочно-разгрузочных работ, оплате таможенных расходов, получению экспортных и импортных лицензий и др. Правила фиксируют момент исполнения продавцом своих обязанностей по договору, а также момент перехода риска случайной гибели (повреждения) товара с продавца на покупателя.
——————————–
Шмиттгофф К.М. Экспорт: право и практика международной торговли / Пер. с англ. М.: Юридическая литература, 1993. С. 14.
Ссылка в контракте на Правила делает их контрактными условиями. Соответственно, вопрос соотношения положений ИНКОТЕРМС и национального законодательства, ИНКОТЕРМС и международных договоров – это вопрос соотношения конкретного договора (контракта) с указанными источниками права. Коль скоро положения контракта действуют в пределах, определяемых международным договором и национальным законодательством, то и соответствующие условия Правил применяются в пределах, заданных вышеуказанными источниками права. Таким образом, юридическая возможность существования и применения ИНКОТЕРМС заложена в принципе диспозитивности регулирования прав и обязанностей по внешнеэкономической сделке.
Необходимо отметить, что существование международного торгового обычая само по себе не зависит от того, закреплен ли он в письменной форме или нет. Однако фиксация правила, которое изначально носило характер обычая, в письменной форме ориентирует суд и стороны внешнеэкономических сделок на обращение именно к положениям письменного источника, который в известной степени может рассматриваться как доказательство существования самого обычного правила. Отсюда даже в случаях, когда стороны не сослались на положения ИНКОТЕРМС, суд может применить к договору эти правила, рассматривая их как одно из доказательств существования торгового обычая . Такие примеры встречаются в практике международных коммерческих арбитражных судов, в том числе в практике Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате России (МКАС). Это чрезвычайно важное обстоятельство необходимо учитывать при понимании природы ИНКОТЕРМС, которые не могут сводиться лишь к сборнику, применяющемуся исключительно после ссылки на него в контракте.
——————————–
См.: Лунц Л.А. Курс международного частного права. Особенная часть. М.: Госюриздат, 1963. С. 166 – 167; Зыкин И.С. Указ. соч. С. 107.
Так, в соответствии с контрактом, заключенным между российской организацией (продавцом) и германской фирмой (покупателем), поставка товара должна была осуществляться на условиях CIF , что в принципе означает, что фрахт оплачивается продавцом и он включен в цену товара, а уплата импортной пошлины возлагается на покупателя. По мнению МКАС, ссылка покупателя на уплату им импортной пошлины не может служить правомерным основанием для вычета этих расходов из стоимости товара, поскольку условие CIF не предусматривает отнесение данных расходов на продавца. МКАС отметил, что согласно обычаям делового оборота, нашедшим отражение, в частности, в ИНКОТЕРМС-1990, уплата импортной пошлины возлагается на покупателя (дело N 255/1994, решение от 11 июня 1997 г.) .
——————————–
Стоимость, страхование и фрахт (указанный порт назначения) – торговый термин, включенный в ИНКОТЕРМС и означающий, что продавец выполняет свое обязательство по поставке, когда товар переходит через поручни судна в указанном порту отгрузки. Условие CIF можно использовать только для морского и речного транспорта.
См.: Арбитражная практика за 1996 – 1997 гг. / Сост. М.Г. Розенберг. М.: Статут, 1998. С. 212 – 215.
Таким образом, наряду с распространенным основанием применения ИНКОТЕРМС – отсылки к ним в контракте, имеется и другое основание – в качестве доказательства существования обычая. В другом деле при разрешении спора между российским АО и алжирской компанией МКАС счел возможным даже в отсутствие специального указания контракта трактовать базисное условие “CIP – пункт назначения” в смысле ИНКОТЕРМС-1990 .
——————————–

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: