Центуриатные комиции: что это такое, описание и особенности

Центуриатные комиции

Центуриатные комиции (лат. Comitia centuriata ) — один из видов народного собрания в Древнем Риме, состоявшее из патрициев и плебеев, способных носить оружие. Собрание распределялось по принципу имущественного ценза. По преданию были учреждены предпоследним римским царем Сервием Туллием. По функциям они вытеснили куриатные комиции. Прежде чем подавать голос, участники одной центурии совещались между собой. Каждая центурия имела один голос в комициях, поэтому общее число голосов равнялось количеству центурий. Однако, большинство центурий принадлежало первому классу (крупным землевладельцам) и перевес принадлежал часто именно ему. Всего имелось 193 центурии, голосование останавливалось, если первые 97 центурий голосовали единым мнением.

Так как центуриатные комиции были собранием воинов, то, по закону, они не могли собираться в самом городе Риме и собирались вне священной границы города (померия), на Марсовом поле. В течение собрания на Капитолии развевалось красное боевое знамя. Созывать центуриатные комиции могли только высшие магистраты, обладавшие империем [1] : консулы, преторы, диктаторы, интеррексы. До закона Гортензия 287 г. до н. э. через центуриатные комиции проходило большинство законов. После этой даты этим правом наделялись также трибутные комиции. Тем не менее даже тогда полномочия центуриатных комиций оставались весьма широкими. Они объявляли войну и заключали мир. В центуриях выбирали всех высших магистратов. Также до закона Луция Апулея Сатурнина (Lex Appuleia de majestate) были основным органом по делам о государственной измене.

См. также

  • Комиции
  • Сенат (Древний Рим)

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Центриоли
  • Центры по контролю и профилактике заболеваний США

Полезное

Смотреть что такое “Центуриатные комиции” в других словарях:

ЦЕНТУРИАТНЫЕ КОМИЦИИ — ЦЕНТУРИАТНЫЕ КОМИЦИИ, см. Комиции (см. КОМИЦИИ) … Энциклопедический словарь

Центуриатные комиции — см. Комиции; Народное собрание … Энциклопедия права

Центуриатные комиции — в Древнем Риме народные собрания по Центуриям; см. в ст. Комиции … Большая советская энциклопедия

ЦЕНТУРИАТНЫЕ КОМИЦИИ — см. в ст. Комиции … Советская историческая энциклопедия

Центуриатные комиции — см. Комиции; Народное собрание … Большой юридический словарь

Центуриатные комиции — народные собрания по центуриям в Древнем Риме в период республики. Созданы (взамен куриатных комиции) в результате военно сословных реформ Сервия Туллия в начале VI в. до н.э., олицетворяли вооруженный римский народ. Заседания Ц. к. происходили… … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

КОМИЦИИ — (лат. comitia) в Др. Риме народное собрание, избиравшее должностных лиц, принимавшее законы, решавшее вопросы войны и мира. Было три вида комиций. Куриатные комиции собрания по куриям, центуриатные комиции по центуриям, трибутные комиции собрания … Большой Энциклопедический словарь

Комиции — (лат. comitia) в Др. Риме народное собрание, избиравшее должностных лиц, принимавшее законы, решавшее вопросы войны и мира. Было три вида комиций. Куриатные комиции собрания по куриям, центуриатные комиции по центуриям, трибутные комиции собрания … Политология. Словарь.

комиции — (лат. comitia), в Древнем Риме народное собрание, избиравшее должностных лиц, принимавшее законы, решавшее вопросы войны и мира. Было три вида комиций. Куриатные комиции собрания по куриям, центуриатные комиции по центуриям, трибутные комиции … … Энциклопедический словарь

КОМИЦИИ — (лат. comitia), народное собрание в Древнем Риме. Председательствовал на комиции обычно консул или претор. Первоначально решение собрания не имело законной силы без санкции сената, но с 3 в. до н.э. собрание стало независимым от сената, санкция… … Энциклопедия Кольера

Центуриатные комиксы

Обычные мировые судьи
Народный суд

Промагистраты

Чрезвычайные магистраты

В комиции centuriates ( центуриатная ) является собранием римского народа ( Populus : все граждане), разделенным на группы переписи, называемых века . Это собрание может быть созвано на Марсовом поле только магистратами, наделенными империумом . Он имеет первоначальное военное призвание для создания легионов и отмены трибунала и становится под властью Республики одним из народных собраний для выборов магистратов, голосования по законопроектам и объявления войны. Его избирательная роль была ограничена при Августе , а затем исчезла.

Резюме

  • 1 Происхождение
  • 2 Обязанности
    • 2.1 Избирательные полномочия
    • 2.2 Судебная власть
    • 2.3 Законодательные полномочия
  • 3 Состав
  • 4 Порядок голосования
    • 4.1 Дата встречи
    • 4.2 Место встречи
  • 5 эволюций
  • 6 Примечания и ссылки
  • 7 Библиография
    • 7.1 Древние авторы
    • 7.2 Современные авторы

Источник

Предание приписывает создание центуриатных комиций шестому царю Рима Сервию Туллию , когда римский народ был разделен на века. На самом деле, их создание, вероятно , не ранее , чем V – го века до нашей эры. AD .

Это распределение в веках имеет, вероятно, военное происхождение, но быстро приобретает политическую силу. В 427 г. до н. Э. Н.э. , если не раньше, но нет доказанных доказательств, центуриатские комиции дают свое согласие или нет на объявление войны ( Lex de bello indicendo ), а затем вмешиваются в процесс принятия решений относительно мирных договоров и создания поселений.

Читайте также:
Подрядные работы для государственных нужд

Атрибуции

Избирательные полномочия

Центуриатные выборы , проведенные в конце V – го века до нашей эры. AD роль выборного собрания для высших магистратов. Центуриатные комиции избирают:

Исключительно в 451 г. до н. Э. Н.э. и 450 г. до н.э. Ж.-К. , центуриатские комиции избрали членов коллегии, ответственных за написание римских законов, decemviri legibus scribundis .

Судебная власть

Роль центуриатских комиций состоит в том, чтобы голосовать за осуждение или оправдание граждан, обвиняемых в тяжких преступлениях, таких как государственная измена ( perdellio ).

Законодательные полномочия

По мнению П. де Франциски, голосование законов может быть безразлично предложено центуриатным комициям или дани комициям . Однако центуриатные комиции – единственные, уполномоченные принимать специальные законы:

  • закон объявления войны ( закон де Белло indicendo ) или о ратификации мирного договора, так как centuriate комиция является их происхождению Populus в руках
  • закон, подтверждающий полномочия цензоров ( lex de censoria potestate )

С начала республики до Lex Hortensia (286), в Центуриатские комиции были представлены и голосование по существу политических и конституционных законодательных предложений ( rogationes ), таких как Lex Aternia Tarpeia , Decemviral закон , Leges Valeriæ и Horatiæ , Leges Publiliæ Philonis , Lex Valeria 300 и, наконец, сам Lex Hortensia .

После lex Hortensia (286) законодательные действия центуриатских комиций все больше стираются и ограничиваются торжественными мерами, такими как lex Valeria, который передается Силле в 82 г. до н. Э. Власть диктатора или отзыв Цицерона из ссылки в 57 г. до н.э. Ж.-К ..

После его утверждения комициями, rogatio должен быть ратифицирован сенатом ( patrum auctoritas ), чтобы иметь исковую силу, пока закон Publilia Philonis (339 г. до н.э. ) не постановит: « Ut legum, quæ comitiis centuriatis ferrentur, ante initum suffragium patres auctores fierent » .

Состав

Центуриатские комиции основаны на разделении римского народа на века, разделенные на конный класс и пять классов, основанные на богатстве. В Риме гражданин – солдат, экипирующийся за свой счет. Для римлянина (как и для афинянина ) тот, у кого есть средства, должен уметь сражаться и высказывать свое мнение о политике своего города. Первоначально именно владение землей использовалось для определения принадлежности граждан.

Граждане были распределены по векам, собрание которых представляло собой упражнение, обозначавшее как армию, так и граждан, объединенных веками.

Точное количество столетий, из которых состояли центуриатные комиции, остается спорным. 193 века – это то, что обычно сохраняется современными историками, хотя Кристол и Нони признают 193 или 194, а Клод Николе 193 или 195, нечетное число, необходимое для установления большинства. Это определяет абсолютное большинство при голосовании 97 (или 98) веков.

Порядок голосования

Каждая центурия имела один голос.

Первые 80 веков плюс 18 конных веков, представлявших самых богатых владельцев, имели большинство, что механически благоприятствовало более состоятельным классам.

Первоначально голосование проводилось поднятием руки , пока в закон не был внесен закон Габиния. 139 г. до н.э. Ж.-К. тайное голосование на выборах тогда закон Cassia делает то же самое в 137 г. до н.э. Ж.-К. для испытаний.

Дата встречи

Центуриатные комиции возглавляются консулом или чрезвычайным судьей, который заменяет его в случае возникновения препятствий ( претор или диктатор ). В исключительных случаях interroi объединяет комиции, как в 82 г. до н.э. После смерти двух консулов наделить Силла полномочиями действующего диктатора .

Как и другие комиции, центуриатные комиции могли проводиться только в дни комиций ( dies comitiales ), дни, в течение которых дела с людьми могут быть законными. Число этих дней, отмеченных N в дошедших до нас календарях, составляло около 190 в году.

Место встречи

Центуриатные комиции собирались на Марсовом поле ( кампус Мартиуса ), в котором находились перегородки (ограждения для голосования) для избирателей, табернакулум для президента и вилла publica для знамений.

Эволюции

Около 220 г. до н. Э. AD под популярным давлением, система изменилась , и каждый спектакль получил одинаковое количество веков и голосов (70 в общей сложности на выставке). Только первая выставка сохраняет небольшое преимущество, сохраняя 18 веков рыцарей . Таким образом, всего насчитывается 373 века, если мы включим 5 неклассовых пролетариев. Таким образом, первое голосование теряет большинство, но поскольку голосование проводится по классам (от самых богатых к самым бедным) и заканчивается, как только достигается большинство, самые бедные выборы почти никогда не голосуют.

Читайте также:
Уголовное судопроизводство: что это такое, описание и особенности

Эти изменения с принятием в конце II – го века до нашей эры. J. – C. закона Lex Sempronia de comitiis, который провозглашает, что порядок голосования на веках отныне устанавливается путем жеребьевки. Это фундаментальная реформа, потому что голосование первых центурий должно быть вдохновлено богами.

При Империи различные комиции (центуриаты, дани , куриаты ) быстро утратили свое значение, и Тиберий передал их избирательные полномочия Сенату . В конце I – го века , они видят свои законодательные полномочия и скоро исчезнут.

Центуриатные комиции

Римская республика ( Res Publica ) формально разделить законодательную власть на три отдельные сборки: центуриатные , то комиция трибутной и консилиум plebis . В отличие от современных парламентов, в этих органах не было разделения властей , а совмещались законодательные , судебные и избирательные функции. У них была возможность изменить законы ретроспективно ( постфактум ). Римский сенат, с другой стороны, был формально совещательным камеру и не было (по крайней мере , в теории) нет законодательной или судебной власти. Однако этого нельзя было избежать, если главные магистраты хотели внести законопроекты в собрание центуриатных комиций (centurion commitia), потому что для этого требовалось решение сената . Иная ситуация была с трибунами , потому что Сенат не имел над ними власти.

В центуриатной состоят патриция и плебеи , организованная в пяти классов ( рыцари и сенаторы образовали первый класс) делятся на отделы называемых веками . Разделение согласно Столетиям происходит от армии , поэтому центуриатные комиции – это, так сказать, собрание римского народа как собрание армии . В соответствии с их богатством и вкладом, который они в результате смогли внести в армию, века изначально были разделены на три класса с правом голоса: века всадников ( centuriae equitum ), века тяжеловооруженных пеших солдат ( classis ) и класс голосования, в который входили легко вооруженные и люди, которые выполняли другие действия в кампании (ремесленники, плотники и т. д.) ( infraclassem ). Число веков этого раннего периода неизвестно из-за отсутствия источников.

Позднее (точная момент времени не может быть определена, но, как правило , предполагается, что в 4 веке до н.э.) голос класс инфра classem был более точно дифференцировать и разделить на четыре класса (2 – й – 5 – й Classis , с которой бывший Классис затем 1-й класс ), а также специальные центры для рогатых и сигнальщиков, мастеров и людей без достатка ( пролетариев , то есть тех, кто может отдавать только детей ( пролов )). Таким образом, в классические времена деление на века и классы, вероятно, выглядело следующим образом:

конный спорт 18 веков
Пехотинцы 1-й класс 80 веков
ниже класса 2-й класс 20 веков
3 класс 20 веков
4 класс 20 веков
5-й класс 30 веков
Ремесленник 2 века
Звуковые и сигнальные устройства 2 века
Бедный 1 центури

Римские экспансии со временем увеличили количество граждан. Но поскольку число столетий оставалось фиксированным на уровне 193, а экономическая разница между римскими гражданами увеличивалась, число лиц столетий из низших классов значительно увеличилось. Например, 100 человек были представлены в рыцарском центре, около 200 – в первом классе и вскоре более нескольких тысяч – в одном для более бедных граждан.

Центуриатных встречались ежегодно избирать в консул и претор на следующий год, и , как правило один раз в пять лет , чтобы назначить на цензор . Кроме того, рассматривались случаи государственной измены ( perduellio ), хотя эта функция не использовалась после того, как Луций Апулей Сатурнин внес здесь изменение ( майест ).

Голос гражданина отдавался не непосредственно в центуриатных комициях , а в центурии и способствовал избирательному поведению центуриона. Каждый сотник имел один голос при голосовании. Поскольку в верхних центуриях было гораздо меньше членов для богатых граждан, чем в нижних веках для более бедных граждан, члены этих веков – то есть богатые рыцари и сенаторы – имели непропорциональное влияние на результат выборов. Столетия были опрошены один за другим, чтобы поведение Конной Центурии при голосовании могло повлиять на решение следующих классов. Когда конноспортивный комплекс и 1-й класс пришли к согласию, т. Е. Большинство уже было достигнуто, голосование завершалось без консультации с другими классами. В результате они часто даже не появлялись на собраниях, как и сельское население, которое не проживало в Риме или поблизости. Поскольку центуриатные комиции изначально были военным собранием, они должны были проводиться за пределами города Рима ( Померий ) на Марсовом поле . Это сделало их громоздкими в обращении и управлении.

Читайте также:
Превышение полномочий частными охранниками или детективами

Во время своего консульства в 88 г. до н.э. До н.э. и особенно как диктатор (81/80) Сулла издал множество законов ( Leges Corneliae ), которые радикально изменили политическую структуру республики. Его третий закон запрещал консилиуму плебисов и трибутным комициям обсуждать законы, которые не были внесены резолюцией Сената ( senatus consultum ). Его четвертый закон изменил структуру центуриатных комиций так, что первый класс, сенаторы и самые могущественные рыцари имели почти половину голосов. Его пятый закон лишил оба племенных собрания, concilium plebis и comitia tributa , их законодательных функций, так что все законодательство оставалось за центуриатными комициями . Таким образом, собрания племен ограничивались выборами определенных магистратов и ведением переговоров, которые, однако, не могли быть начаты без разрешения сената .

Эти реформы были отменены народом под руководством Гая Мариуса и Луция Корнелиуса Цинны , вновь введены и расширены Суллой во время его диктатуры rei publicae constituendae («чтобы восстановить государство») и снова приостановлены вскоре после его смерти. Они представляют собой одно из самых далеко идущих вмешательств в конституцию Римского государства как в республике, так и в принципате .

В 14 году нашей эры император Тиберий лишил собрание права избирать консулов ​​и преторов; так что она стала фактической незначительностью.

Римская администрация периода Республики. Часть II. Сенат (Окончание). Комиции

Ворчалка № 424 от 27.05.2007 г.

Сенатусконсульт не имел силы закона, скорее, это было административное (правительственное) распоряжение, но соответствующий магистрат редко уклонялся от его исполнения. Ведь полномочия магистрата длились всего один год, а сенатор сохранял свой статус пожизненно. Так что силы тут были явно неравны.
Сенатусконсульт обычно затрагивал религиозные вопросы, финансы государства, международные отношения, а также вопросы войны и мира.

Сенатусконсульт мог иметь силу закона, если он был определенным образом одобрен народным собранием, но об этом чуть позже.

Открытая официальная публикация сенатусконсультов началась только во времена Юлия Цезаря.

Если сенатусконсульт подвергался интерцессии (например, вето со стороны трибуна), то даже если он был принят сенатом единодушно, он не вступал в силу и получал название senatus auctoritas. Такое решение также обычно записывалось и редактировалось.

Кроме обычного сенатусконсульта существовали еще senatus consulta tacita, который принимался при закрытых дверях (безопасность!), и senatus consulta ultima. Последний был введен в обиход со времен Гракхов и рассматривался при внутренних волнениях или мятежах. В этом случае высшие магистраты (консулы, преторы, народные трибуны) могли временно наделяться полномочиями, подобными диктаторским.

Во времена императорского Рима интерцессия по докладу принцепса (императора) уже не производилась.

Иногда в государстве возникала ситуация, что при наступлении времени выборов консулов в Риме отсутствовали по каким-либо причинам (смерть, гибель на войне, сложение с себя полномочий) высшие магистраты, которые имели право председательствовать в народном собрании при таких выборах. В таком случае сенат объявлял “междуцарствие” (interregnum), а один из сенаторов-патрициев назначался “междуцарем” (interrex). Это была чрезвычайная, но очень ограниченная по времени магистратура.

Интеррекс должен был готовить выборы консулов и председательствовал в консульских избирательных комициях. Он исполнял свои функции в течение пяти дней, и если до окончания этого срока консулы еще не были выбраны, то интеррекс назначал себе преемника (обязательно из патрициев) и передавал ему свои полномочия.
Если такая ситуация начинала затягиваться, а в истории Рима известен случай, когда были последовательно назначены 14 интеррексов, то могли вмешаться народные трибуны и запретить дальнейшее назначение интеррексов.

До 339 года до Р.Х. сенат утверждал постановления народных собраний, но затем он стал иметь право только предварительного одобрения вносимых на комиции законопроектов.
Вроде бы все очень даже демократично, ведь верховная власть принадлежит народу (в лице его собраний)! А сенату принадлежит только совещательная роль. Но стоит иметь в виду, что без получения сенатусконсульта магистрат не мог внести никакой вопрос на утверждение народным собранием. Соответственно, народное собрание могло обсуждать только те вопросы и предложения, которые получали сенатусконсульт.

Такова была роль Сената в Риме до прихода к власти императоров.

Комиции

В Древнем Риме существовало три вида народных собраний, созывавшихся высшими магистратами: куриатные комиции, центуриатные комиции и трибутные комиции.

От них следует отличать собрания, называвшиеся contiones, которые без соблюдения всяких формальностей мог созывать любой магистрат, но на этих собраниях народ не делился по каким-либо признакам, никакого голосования не происходило и присутствие на них не считалось обязательным. Это были чисто информационные собрания.

Читайте также:
Тактическая операция: что это такое, описание и особенности

Самыми древними были куриатные комиции, которые в свое время были единственным видом собраний римского народа (вначале только патрициев), но уже в царском Риме они потеряли свое реальное значение.

Курия в древнейший период Римской истории объединяла 10 патрицианских родов. В каждой из трех древних триб было по 10 курий. Всего, таким образом, в Риме насчитывалось 30 курий.

В республиканский период куриатные комиции могли собираться консулом, интеррексом, претором или трибуном. В день собрания, которое обычно происходило на форуме, производились специальные жертвоприношения и совершались определенные моления, а потом магистрат ставил на голосование предложенный вопрос. Никакого обсуждения вопроса не происходило, и требовался лишь ответ – “да” или “нет”. Число поданных голосов равнялось 30 – по числу курий.

В древности в куриатных комициях действительно происходило избрание царя и высших магистратов, но уже в республиканском Риме голосование в них носило чисто формальный характер. Это видно из того, что на куриатных комициях не требовалось обязательного присутствия всех граждан, на них обычно присутствовало только 30 ликторов (по одному от каждой курии) и три жреца-авгура.

Куриатные комиции формально утверждали кандидатуры высших магистратов (консулов, преторов и ряда других) и вручали им верховную власть, imperium, путем принятия каждый раз специального закона – lex curiata de imperio.

За куриатными комициями также сохранились такие функции, как утверждение завещаний, приговоров по уголовным делам, усыновления, вступления в род или смены рода, ежемесячное объявление календаря, а также решения ряда второстепенных сакральных вопросов.

Название центуриатные комиции происходит от деления древнеримского народа на центурии и классы. Не очень понятно? Поясню, что центурии возникли по преданию еще в период царского Рима как призывные единицы. Каждая центурия выставляла сто пехотинцев или всадников. Однако очень скоро такое точное представительство призывников было утеряно, но центурии сохранялись как удобные единицы при голосовании на народных собраниях – центуриатных комициях – в виде сходки народного ополчения.

Классы же представляли собой деление римского народа по имущественному цензу. Тит Ливий насчитывал у римлян 5 классов и 194 центурии, а Дионисий Галикарнасский – 6 классов и 193 центурии. Впрочем, уважаемые читатели, вы можете сделать свой выбор, кому больше доверять, сами.

Итак, к 1-му классу относились граждане, имевшие имущество стоимостью более 100000 ассов. Эта оценка относится к временам Сервия Туллия.
Первый класс граждан Рима делился на 80 центурий, по 40 для старших граждан (от 45 до 60 лет) и младших (от 17 до 45 лет).
Ко второму классу относились граждане с имуществом не менее 75000 ассов. Он делился на 20 центурий.
Третий класс имел ценз в 50000 ассов и делился тоже на 20 центурий.
Четвертый класс также состоял из 20 центурий при цензе в 25000 ассов.
Пятый класс делился на 30 центурий при цензе в 12500 ассов.
Итого: 170 центурий, поставлявших на войну пехоту.
К ним следует добавить 18 центурий всадников, голосовавших вместе с первым классом.
Потом ко 2-му классу добавили 2 центурии ремесленников, а к 4-му – 2 центурии музыкантов.
Все граждане, имевшие менее 12500 ассов, платили не земельную, а поголовную подать, освобождались от военной службы и составляли еще одну особую центурию.

Право созывать центуриатные комиции имели только высшие магистраты, имевшие воинский империй: консулы, диктаторы, интеррексы и преторы.
О таком собрании надо было известить народ за 3 базарных дня до собрания, или за 30 календарных дней.
Собрания всегда проходили за городской чертой, обычно на Марсовом поле, и во время собрания на Яникуле вывешивался боевой красный флаг.

Созвавший центуриатные комиции магистрат прежде всего проводил ауспиции, и только при их благоприятном исходе он провозглашал начало собрания и начинался процесс голосования. Одновременно голосовали все центурии одного класса, начиная с первого. Подсчет голосов в каждой центурии должен был проводиться поголовно, но часто результат голосования оценивался на глаз. Каждая центурия оглашала свой вердикт, и затем проводился подсчет голосов “за” и “против”.

Если центурии первых двух классов голосовали согласно, или только одна из центурий голосовала отлично от остальных, то голосование прекращалось, так как такой результат (98 или 97 голосов из 193) уже обеспечивал абсолютное большинство голосов для утверждения данного решения. В противном случае голосование по классам и центуриям продолжалось до получения абсолютного большинства голосов “за” или “против”.
В этом случае председательствующий магистрат объявлял результаты голосования, народ распускался, и красный флаг на Яникуле снимался.

Читайте также:
Страховой агент: что это такое, описание и особенности

Вроде бы все просто замечательно! Но на практике высший магистрат, проводивший собрание, мог отказаться оглашать результаты голосования и таким образом отменить итоги выборов (голосования). Простенько, но со вкусом!

Словари

Коми́ции (лат. comitia), в Древнем Риме народное собрание, избиравшее должностных лиц, принимавшее законы, решавшее вопросы войны и мира. Было три вида комиций. Куриатные комиции – собрания по куриям, центуриатные комиции – по центуриям, трибутные комиции – собрания всех граждан по территориальным округам – трибам. К концу I в. комиции утратили значение.

КОМИЦИИ – КОМИ́ЦИИ (лат. comitia), в Др. Риме народное собрание, избиравшее должностных лиц, принимавшее законы, решавшее вопросы войны и мира. Было три вида комиций. Куриатные комиции – собрания по куриям, центуриатные комиции – по центуриям, трибутные комиции – собрания всех граждан по территориальным округам – трибам. К кон. 1 в. комиции утратили значение.

В принципе, любой вопрос мог быть отдан на усмотрение народа, но прежде всего народ решал, по каким правилам он будет жить и каким лицам подчиняться, т. е. принимал законы и выбирал должностных лиц. Только комиции могли решать вопросы начала войны или заключения мира и утверждали или отвергали смертные приговоры.

В начале царской эпохи действовали народные собрания, созывавшиеся по куриям (см. КУРИЯ) – куриатные комиции, которые наделяли избранного царя империем, голосовали предложения о войне и мире, принимали апелляции на смертные приговоры. Куриатные комиции вышли из употребления после того, как царь Сервий Туллий (см. СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ) стал собирать народ по центуриям (см. ЦЕНТУРИЯ). В центуриатных комициях преимущество имели зажиточные граждане, делившиеся на большее число голосующих единиц, чем люди более скромных достатков; 98 центурий богачей (всадников (см. ВСАДНИКИ) и представителей 1-го класса) противостояли 95-ти центуриям четырех низших классов. В сер. 3 в. до н. э. порядок голосования демократизировался: центурии стали формироваться по территориальным округам – трибам (см. ТРИБА) – в равном числе от всех имущественных разрядов; каждая из 35 триб стала выставлять по две центурии от каждого цензового класса: центурию «молодых» (военнообязанных) и центурию «стариков» (ветеранов).

В эпоху Республики центуриатные собрания назывались Большими комициями. Они избирали высших магистратов (цензоров (см. ЦЕНЗОРЫ), консулов (см. КОНСУЛЫ), преторов (см. ПРЕТОРЫ)), принимали законы, вносимые консулами, выносили решения о начале войны. Центуриатные комиции имели военизированный характер: до сер. 3 в. до н. э. граждане приходили на них при оружии.

С начала 5 в. до н. э. в связи с выборами народных трибунов начались собрания плебеев (см. ПЛЕБЕИ) по трибам. Позднее вошли в обиход общенародные, патрицианско-плебейские собрания по трибам – трибутные комиции, функционировавшие параллельно с центуриатными (Малые комиции). В них избирались младшие магистраты (курульные эдилы (см. ЭДИЛЫ), квесторы (см. КВЕСТОРЫ)), а при чисто плебейском составе избирателей – также плебейские магистраты (народные трибуны, плебейские эдилы). По трибам голосовались законопроекты преторов и народных трибунов.

Центуриатные комиции происходили на Марсовом поле (см. МАРСОВО ПОЛЕ (в Риме)), трибутные комиции – там же, но чаще всего на Форуме (см. ФОРУМ), где была особая площадка для голосования – комиций, а также в цирке и на вершине Капитолия (см. КАПИТОЛИЙ (в Риме)), на площади перед храмом Юпитера (см. ЮПИТЕР (в мифологии)). В собраниях обоих видов не было никаких дебатов: народ лишь принимал или отвергал предложения магистратов. Но обсуждение «повестки дня» происходило на предварительных уличных сходках, где между ораторами разгорались иногда ожесточенные споры.

Для голосования ставились 35 деревянных загонов (септы). При Августе (см. АВГУСТ (император)) на Марсовом поле были сооружены мраморные септы. Голоса подсчитывались сначала по «головам», а затем по разрядам: сначала считались голоса внутри центурии или трибы и затем по результату объявлялось мнение всей голосующей единицы. Таким образом, население столицы, распределявшееся по 4 трибам, имело всего 4 голоса из 35 и не могло перевесить голосов иногородних. Кворум сельской трибы в 1 в. до н. э. составлял всего 5 человек. Сначала голосование происходило путем устного волеизъявления, во 2 в. до н. э. было введено тайное голосование с помощью табличек. В эпоху Империи комиции вышли из употребления: избирательные – после смерти Августа (см. АВГУСТ (император)) в 14 н. э., законодательные – при династии Северов (см. СЕВЕРЫ).

КОМИЦИИ (лат. comitia) – в Др. Риме народное собрание, избиравшее должностных лиц, принимавшее законы, решавшее вопросы войны и мира. Было три вида комиций. Куриатные комиции – собрания по куриям, центуриатные комиции – по центуриям, трибутные комиции – собрания всех граждан по территориальным округам – трибам. К кон. 1 в. комиции утратили значение.

Читайте также:
Можно ли получить единовременную компенсацию на умершего мужа

КОМИЦИИ (лат. comitia),

народное собрание в Древнем Риме. Председательствовал на комиции обычно консул или претор. Первоначально решение собрания не имело законной силы без санкции сената, но с 3 в. до н.э. собрание стало независимым от сената, санкция которого сделалась простой формальностью. Голосование в собрании происходило по группам, а поскольку таких групп в Риме было три (курии, центурии, трибы), комиций здесь также существовало три вида. Куриатные комиции. Собрание 30 курий (каждая курия – объединение римских родов) было наиболее древним и наименее значимым. В историческое время функции куриатных комиций свелись к формальности: например, это собрание санкционировало вступление магистратов в должность и регистрировало усыновления.

Центуриатные комиции. Центуриатные комиции зародились в римском войске (центурия – “сотня”, армейское подразделение) начиная с 5 в. до н.э. или еще раньше. В качестве гражданского органа центуриатные комиции собирались вне черты города (обычно на Марсовом поле). Они избирали высших магистратов, в том числе цензоров, решали вопросы войны и мира, рассматривали апелляции приговоренных к смертной казни, принимали законопроекты. Основными единицами здесь были центурии, которые различались по размерам. Принадлежность римлянина к той или иной центурии определялась его имущественным положением. Состоятельные римляне имели преимущество при голосовании, поскольку были сведены в большее число центурий, чем бедняки. Первоначально центурий было 193, но позднее их число увеличилось. Процедура голосования была столь сложной, что собрание лишь изредка пользовалось правом законодательной инициативы.

Трибутные комиции. Собрание по трибам появилось позднее центуриатного, голосование здесь проходило по 35 трибам, которые образовывались по территориальному принципу. Основной функцией этого собрания были выборы низших магистратов (квесторов, курульных эдилов, военных трибунов), но и это собрание имело право издавать законы и начинать судопроизводство по менее важным обвинениям. Трибутные народные комиции созывались консулом или претором, что и отличало их от трибутных плебейских комиций, по образцу которых они были созданы. Трибутные плебейские комиции созывались трибунами, происходили без участия немногочисленных патрициев и избирали исключительно плебейских должностных лиц (трибунов, эдилов). Здесь разбирались тяжбы и могли рассматриваться практически те же вопросы, что и на комициях всего народа. Начиная с 287 до н.э. решения трибутных плебейских комиций сразу приобретали статус законов. Поскольку голосование в античном мире могло происходить только посредством личного участия в народном собрании, с расширением размеров римского государства для граждан, обитавших вдали от Рима, такое участие становилось нереальным. В эпоху империи все виды собраний утратили свое значение, их роль в римском государстве становилась все более декоративной.

Словари

Коми́ции (лат. comitia), в Древнем Риме народное собрание, избиравшее должностных лиц, принимавшее законы, решавшее вопросы войны и мира. Было три вида комиций. Куриатные комиции – собрания по куриям, центуриатные комиции – по центуриям, трибутные комиции – собрания всех граждан по территориальным округам – трибам. К концу I в. комиции утратили значение.

КОМИЦИИ – КОМИ́ЦИИ (лат. comitia), в Др. Риме народное собрание, избиравшее должностных лиц, принимавшее законы, решавшее вопросы войны и мира. Было три вида комиций. Куриатные комиции – собрания по куриям, центуриатные комиции – по центуриям, трибутные комиции – собрания всех граждан по территориальным округам – трибам. К кон. 1 в. комиции утратили значение.

В принципе, любой вопрос мог быть отдан на усмотрение народа, но прежде всего народ решал, по каким правилам он будет жить и каким лицам подчиняться, т. е. принимал законы и выбирал должностных лиц. Только комиции могли решать вопросы начала войны или заключения мира и утверждали или отвергали смертные приговоры.

В начале царской эпохи действовали народные собрания, созывавшиеся по куриям (см. КУРИЯ) – куриатные комиции, которые наделяли избранного царя империем, голосовали предложения о войне и мире, принимали апелляции на смертные приговоры. Куриатные комиции вышли из употребления после того, как царь Сервий Туллий (см. СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ) стал собирать народ по центуриям (см. ЦЕНТУРИЯ). В центуриатных комициях преимущество имели зажиточные граждане, делившиеся на большее число голосующих единиц, чем люди более скромных достатков; 98 центурий богачей (всадников (см. ВСАДНИКИ) и представителей 1-го класса) противостояли 95-ти центуриям четырех низших классов. В сер. 3 в. до н. э. порядок голосования демократизировался: центурии стали формироваться по территориальным округам – трибам (см. ТРИБА) – в равном числе от всех имущественных разрядов; каждая из 35 триб стала выставлять по две центурии от каждого цензового класса: центурию «молодых» (военнообязанных) и центурию «стариков» (ветеранов).

Читайте также:
Умышленное уничтожение или повреждение военного имущества

В эпоху Республики центуриатные собрания назывались Большими комициями. Они избирали высших магистратов (цензоров (см. ЦЕНЗОРЫ), консулов (см. КОНСУЛЫ), преторов (см. ПРЕТОРЫ)), принимали законы, вносимые консулами, выносили решения о начале войны. Центуриатные комиции имели военизированный характер: до сер. 3 в. до н. э. граждане приходили на них при оружии.

С начала 5 в. до н. э. в связи с выборами народных трибунов начались собрания плебеев (см. ПЛЕБЕИ) по трибам. Позднее вошли в обиход общенародные, патрицианско-плебейские собрания по трибам – трибутные комиции, функционировавшие параллельно с центуриатными (Малые комиции). В них избирались младшие магистраты (курульные эдилы (см. ЭДИЛЫ), квесторы (см. КВЕСТОРЫ)), а при чисто плебейском составе избирателей – также плебейские магистраты (народные трибуны, плебейские эдилы). По трибам голосовались законопроекты преторов и народных трибунов.

Центуриатные комиции происходили на Марсовом поле (см. МАРСОВО ПОЛЕ (в Риме)), трибутные комиции – там же, но чаще всего на Форуме (см. ФОРУМ), где была особая площадка для голосования – комиций, а также в цирке и на вершине Капитолия (см. КАПИТОЛИЙ (в Риме)), на площади перед храмом Юпитера (см. ЮПИТЕР (в мифологии)). В собраниях обоих видов не было никаких дебатов: народ лишь принимал или отвергал предложения магистратов. Но обсуждение «повестки дня» происходило на предварительных уличных сходках, где между ораторами разгорались иногда ожесточенные споры.

Для голосования ставились 35 деревянных загонов (септы). При Августе (см. АВГУСТ (император)) на Марсовом поле были сооружены мраморные септы. Голоса подсчитывались сначала по «головам», а затем по разрядам: сначала считались голоса внутри центурии или трибы и затем по результату объявлялось мнение всей голосующей единицы. Таким образом, население столицы, распределявшееся по 4 трибам, имело всего 4 голоса из 35 и не могло перевесить голосов иногородних. Кворум сельской трибы в 1 в. до н. э. составлял всего 5 человек. Сначала голосование происходило путем устного волеизъявления, во 2 в. до н. э. было введено тайное голосование с помощью табличек. В эпоху Империи комиции вышли из употребления: избирательные – после смерти Августа (см. АВГУСТ (император)) в 14 н. э., законодательные – при династии Северов (см. СЕВЕРЫ).

КОМИЦИИ (лат. comitia) – в Др. Риме народное собрание, избиравшее должностных лиц, принимавшее законы, решавшее вопросы войны и мира. Было три вида комиций. Куриатные комиции – собрания по куриям, центуриатные комиции – по центуриям, трибутные комиции – собрания всех граждан по территориальным округам – трибам. К кон. 1 в. комиции утратили значение.

КОМИЦИИ (лат. comitia),

народное собрание в Древнем Риме. Председательствовал на комиции обычно консул или претор. Первоначально решение собрания не имело законной силы без санкции сената, но с 3 в. до н.э. собрание стало независимым от сената, санкция которого сделалась простой формальностью. Голосование в собрании происходило по группам, а поскольку таких групп в Риме было три (курии, центурии, трибы), комиций здесь также существовало три вида. Куриатные комиции. Собрание 30 курий (каждая курия – объединение римских родов) было наиболее древним и наименее значимым. В историческое время функции куриатных комиций свелись к формальности: например, это собрание санкционировало вступление магистратов в должность и регистрировало усыновления.

Центуриатные комиции. Центуриатные комиции зародились в римском войске (центурия – “сотня”, армейское подразделение) начиная с 5 в. до н.э. или еще раньше. В качестве гражданского органа центуриатные комиции собирались вне черты города (обычно на Марсовом поле). Они избирали высших магистратов, в том числе цензоров, решали вопросы войны и мира, рассматривали апелляции приговоренных к смертной казни, принимали законопроекты. Основными единицами здесь были центурии, которые различались по размерам. Принадлежность римлянина к той или иной центурии определялась его имущественным положением. Состоятельные римляне имели преимущество при голосовании, поскольку были сведены в большее число центурий, чем бедняки. Первоначально центурий было 193, но позднее их число увеличилось. Процедура голосования была столь сложной, что собрание лишь изредка пользовалось правом законодательной инициативы.

Трибутные комиции. Собрание по трибам появилось позднее центуриатного, голосование здесь проходило по 35 трибам, которые образовывались по территориальному принципу. Основной функцией этого собрания были выборы низших магистратов (квесторов, курульных эдилов, военных трибунов), но и это собрание имело право издавать законы и начинать судопроизводство по менее важным обвинениям. Трибутные народные комиции созывались консулом или претором, что и отличало их от трибутных плебейских комиций, по образцу которых они были созданы. Трибутные плебейские комиции созывались трибунами, происходили без участия немногочисленных патрициев и избирали исключительно плебейских должностных лиц (трибунов, эдилов). Здесь разбирались тяжбы и могли рассматриваться практически те же вопросы, что и на комициях всего народа. Начиная с 287 до н.э. решения трибутных плебейских комиций сразу приобретали статус законов. Поскольку голосование в античном мире могло происходить только посредством личного участия в народном собрании, с расширением размеров римского государства для граждан, обитавших вдали от Рима, такое участие становилось нереальным. В эпоху империи все виды собраний утратили свое значение, их роль в римском государстве становилась все более декоративной.

Читайте также:
Уголовный кодекс: что это такое, описание и особенности

Государственное устройство Рима в эпоху республики

Община «Рим» развилась теперь в целое государство, «Римскую республику», жители которой (помимо национально-племенных, имущественных и иных отличий) делятся прежде всего на лично свободных и лично несвободных. Лично свободные подразделяются на граждан и чужестранцев.

Главной цитаделью нобилитета и руководящим органом республики являлся сенат. Сенаторов обычно было 300. Право назначать сенаторов принадлежало раньше царю, а затем консулам. По закону Овиния (последняя четверть IV в.) это право перешло к цензорам. Каждое пятилетие цензоры пересматривали список сенаторов, могли вычеркивать из него тех, кто по тем или иным основаниям не соответствовал своему назначению, и вписывать новых. Закон Овиния установил, «чтобы цензоры под клятвой выбирали в сенат лучших из всех категорий магистратов». Речь идет о бывших магистратах до квесторов включительно.

Сенаторы распределялись по рангам. На первом месте стояли так называемые «курульные сенаторы», т. е. бывшие магистраты, занимавшие курульную должность: бывшие диктаторы, консулы, цензоры, преторы и курульные эдилы; затем шли остальные: бывшие плебейские эдилы, народные трибуны и квесторы, а также сенаторы, не занимавшие в прошлом никакой магистратуры (таких было немного). Первым в списке стоял самый уважаемый сенатор, называвшийся princeps senatus (первый сенатор). Принадлежностью к той или другой категории определялся порядок голосования. Последнее происходило или путем отхода в сторону, или посредством личного опроса каждого сенатора. Созывать сенат и председательствовать в нем могли все экстраординарные магистраты, например диктаторы, а из ординарных—консулы, преторы, а позднее народные трибуны.

До начала гражданских войн сенат пользовался огромным авторитетом. Это объясняется главным образом его социальным составом и организацией. Первоначально в сенат могли входить только главы патрицианских семей. Но уже очень рано, вероятно, с начала республики, в сенате начали появляться и плебеи. По мере завоевания ими высших магистратур число их в сенате стало быстро увеличиваться. В III в. подавляющее большинство сенаторов принадлежало к нобилитету, т. е. к правящей касте римского общества. Это создавало сплоченность сената, отсутствие в нем внутренней борьбы, единство его программы и тактики, обеспечивало ему поддержку самой влиятельной части общества. Между сенатом и магистратами существовало тесное единство, поскольку каждый бывший магистрат в конце концов попадал в сенат, а новые должностные лица выбирались фактически из тех же сенаторов. Поэтому магистратам было невыгодно ссориться с сенатом. Магистраты приходили и уходили, сменяясь, как правило, ежегодно, а сенат был постоянно действующим органом, состав которого в основном оставался неизменным (массовое пополнение сената новыми членами было очень редким явлением). Это давало ему преемственность традиций и большой административный опыт.

Круг дел, которыми руководил сенат, был очень широк. До 339 г., как было указано выше, ему принадлежало право утверждать постановления народного собрания. После этого года требовалось только предварительное одобрение сенатом вносимых в комиции законопроектов. По закону Мения, этот же порядок был установлен и по отношению к кандидатурам должностных лиц.

Сенат в случае тяжелого внешнего или внутреннего состояния государства объявлял чрезвычайное, т. е. осадное, положение. Это делалось чаще всего посредством назначения диктатора. Со II в. в практику входят другие формы введения осадного положения. Одна из них состояла в том, что сенат принимал постановление: «Пусть консулы наблюдают, чтобы республика не потерпела какого-нибудь ущерба». Этой формулой консулам (или другим должностным лицам) давались чрезвычайные полномочия, подобные полномочиям диктатора. Другим способом концентрации исполнительной власти было избрание одного консула. Этот способ, правда, очень редко, применялся в I в.

Сенату принадлежало высшее руководство военными делами. Он определял время и количество набора в армию, а также состав контингентов: граждане, союзники и, проч. Сенат выносил постановление о роспуске войска, под его контролем происходило распределение отдельных войсковых соединений или фронтов между военачальниками. Сенат устанавливал бюджет каждого военачальника, назначал триумфы и другие почести победоносным полководцам.

Читайте также:
Частный обвинитель: что это такое, описание и особенности

В руках сената была сосредоточена вся внешняя политика. Право объявлять войну, заключать мир и союзные договоры принадлежало народу, но сенат вел для этого всю подготовительную работу. Он отправлял посольства в другие страны, принимал иностранные послов и вообще ведал всеми дипломатическими актами.

Сенат управлял финансами и государственными имуществами: составлял бюджет (обычно на 5 лет), устанавливал характер и сумму налогов, контролировал откупа, руководил чеканкой монеты и проч.

Сенату принадлежал высший надзор за культом. Он учреждал праздники, устанавливал благодарственные и очистительные жертвоприношения, в наиболее серьезных случаях толковал знамения богов, контролировал иностранные культы и, если это было нужно, запрещал их.

Члены всех постоянных судебных комиссий до эпохи Гракхов состояли из сенаторов. Только в 123 г. Гай Гракх передал суды в руки всадников (под этим названием понимали тогда богатых купцов и ростовщиков).

В том случае если должности высших магистратов, имевших право председательствовать в народном собрании для выбора консулов, были вакантны или эти магистраты не могли прибыть к моменту выборов в Рим, сенат объявлял «междуцарствие». Этот термин сохранился еще от царской эпохи. Один из сенаторов назначался «междуцарем» для председательствования в консульских избирательных комициях. Он исполнял свою должность в течение пяти дней, после чего назначал себе преемника и передавал ему свои полномочия. Тот назначал следующего и т. д. до тех пор, пока в центуриатных комициях не будут избраны консулы.

Таким образом, сенат являлся высшим административным органом республики, и вместе с тем ему принадлежал верховный контроль над всей жизнью государства.

Оба крупных сословных класса предшествующего периода, патриции и плебеи, продолжали существовать и теперь, и их взаимная борьба за политические права была наиболее характерным явлением в жизни римской общины периода Республики. Уже при Сервии Туллии, по преданию, плебеи, первоначально бесправные, получили некоторые права, например право землевладения, право законного брака и коммерции между собой, ограниченное право на судебное разбирательство, право голоса и отбывания воинской повинности. Они, таким образом, стали из бесправных – неполноправными гражданами, и стремление к полному правовому равенству с патрициями, особенно в праве занимать высшие государственные должности, привело к усилению борьбы их с патрициями, до полного уравнения в правах. По законам Люция Секстия (366 г. до н. э.) плебеи получили доступ к высшим светским, а по закону Огульны (300 г. до н. э.) и к высшим духовным должностям, кроме полученного еще ранее права на законный брак с патрициями. Благодаря расширению государства значительно увеличился также и численный состав плебса.

Таким образом, оба сословия слились в одном понятии «римский народ». Однако осуществление права занимать высшие государственные должности, вследствие дорого стоившей предвыборной агитации и отсутствия вознаграждения за отправление должности, было доступно лишь зажиточным гражданам. В результате из патрициев и богатых плебеев постепенно образовалась чиновная, служилая знать (нобили), стоявшая в противоположности к менее зажиточному плебсу.

Управление римской общиной Республиканского периода основывалось на воле народа. Поэтому все важнейшие вопросы управления решались на основании того или иного волеизъявления общины, «народа Рима». Ему принадлежала:

власть законодательная – право издавать законы;

власть судебная – право производить суд;

власть избирательная — право избрания магистратов;

власть решающая – в вопросах о мире и войне.

Решения народа по пунктам а) и г), как имевшие силу закона, назывались «законами народа» или «народными повелениями». Сам народ, как носитель верховной власти, был облечен известным величием, и преступления против общины считались оскорбляющими величие римского народа. Перед народным собранием склонялись фасции магистратов, присутствующих в собрании, как символ их преклонения пред «величием народа».

Свои права народ осуществлял в народных собраниях, обычно в так называемых комициях (от лат. – «сходиться»), то есть в созываемых и руководимых имевшим на то право должностным лицом (например консулом или претором) собраниях полноправных граждан, на которых они (в своих политических делениях по куриям, центуриям или трибам) решали посредством подачи голосов предлагаемые на решение очередные вопросы.

Право участия в комициях и подачи голос имели все римские граждане (обладавшие правом голоса), где бы они ни находились – в Риме, провинции или колонии. В соответствии с участвовавшими в собраниях представителями римской общины, комиции подразделялись на куриатский комиции, центуриатский комиции и трибутский комиции.

Читайте также:
Фискальные доходы: что это такое, описание и особенности

От комиции следует отличать созывавшиеся светским или духовным должностным лицом свободные собрания (не по политическим делениям) или сходки, где народ не голосовал, а обычно выслушивал доклады и сообщения или обсуждал некоторые важные вопросы, особенно стоявшие на очереди в ближайшие комиции. Говорить на этих собраниях могли все присутствующие. Собирались они обычно на Форуме, а созываемые духовным лицом – на Капитолии.

Причина падения республики в том, что она была государственной формой, которая сложилась на базе города-государства и которая не могла обеспечить интересы широких кругов рабовладельцев в рамках обширной империи. Господствующие классы в этих условиях видели единственное средство сохранения своей власти в диктатуре, опиравшейся на армию. Существует еще множество причин падения республики С. И. Ковалев считает, что: «Главной и самой общей причиной являлось противоречие между политической формой республики I в. до н. э. и ее социально-классовым содержанием. В то время как эта форма оставалась старой, содержание ее существенно изменилось».

Комиций (лат. comitio, от лат. comeo — схожусь, собираюсь) — народное собрание в Древнем Риме.

Существовали три вида комиций:

  • Куриатные комиции — собрания патрициев по куриям, восходящие к родовому строю. В царскую эпоху (VIII—VI века до н. э.) решали вопросы войны и мира и избрания царей. Созывались царями и интеррексами (верховными правителями в периоды междуцарствий). В эпоху республики, с появлением других видов комиций, потеряли политическое значение, сохранив формальное право вручения империя (то есть верховной власти) магистратам, а также право решения вопросов, связанных с отношениями между членами родов и фамилий, и дел религиозного характера.
  • Центуриатные комиции — собрания по центуриям, объединявшим и патрициев, и плебеев по принципу имущественного ценза. Согласно исторической традиции, были основаны в середине VI в. до н. э. Сервием Туллием. Изначально были собраниями воинов. Центуриатные комиции ведали вопросами войны и мира, избирали высших магистратов, исполняли судебные функции. Созывались высшими магистратами за померием на Марсовом поле. Каждый класс подразделялся на центурии. Созывалось для избрания консулов, преторов, цензоров. Кроме того использовалось для прослушивания дел по государственной измене и одобрения законов, что впрочем не являлось основной его функцией
  • Трибутные комиции — собрания всех граждан по территориальным округам — трибам. Выросли из сходок плебса, где избирались народные трибуны и плебейские эдилы. В результате борьбы плебеев с патрициями с 287 до н. э. получили законодательную, а потом и судебную власть и право избирать всех низших магистратов, превратившись в важнейший вид народных собраний. Созывались консулами, преторами, диктаторами и народными трибунами на Форуме или на Марсовом поле. Представляло собой 35 триб, состоящих из всего населения Рима без различия по классам. Обычно, если трибутное собрание созывались консулами или преторами, то оно проходило на Нижнем Форуме. Трибутное собрание могло избирать курульных эдилов, квесторов, военных трибунов, составлять и принимать законы. До учреждения Луцием Корнелием Суллой постоянных судов в трибутных комициях могли проводиться судебные процессы. В период Поздней Республики собиралось в основном для принятия законов и проведения выборов.

В I веке до н. э., с распространением римского гражданства на свободное население всей Италии, система комиций переживает кризис. При Сулле ограничиваются, а при Августе отмирают судебные функции комиций, выборные функции становятся формальностью. К концу I в. н. э. отмирают и законодательные функции комиций.

Сенат являлся высшим государственным органом Рима. Хотя никакими узаконенными функциями он не обладал, рекомендации сената (лат. senatusconsulta) обладали такой же силой, как и законы Республики. Его власть держалась, главным образом, на авторитете, и, кроме того, была подкреплена уважением к обычаям предков и религиозным пиететом.

Сенат эпохи развитой и поздней республики состоял из 300 сенаторов, обычно бывших высокопоставленных должностных лиц государства (магистратов) (в более отдалённые времена — родовых старейшин). Пополнением сената ведали цензоры, которые из числа бывших магистратов включали в его состав наиболее достойных. Власть сената распространялась на все сферы государственной жизни. В его исключительном распоряжении находилась казна. В сенате предварительно обсуждались все проекты законов и кандидатуры будущих магистратов. Кроме того, в его ведении находилась внешнеполитическая деятельность Республики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: