Уклонение от уплаты таможенных платежей

Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

г) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей, а в особо крупном размере — шесть миллионов рублей.

Комментарий к Ст. 194 УК РФ

1. Виды таможенных платежей установлены в ст. 70 ТК ТС. Понятия каждого из видов платежей раскрыты как в ТК, так и в НК РФ, в частности, в гл. 21 и 22 НК, разд. 2 ТК ТС. Здесь же определены основания уплаты, сроки, плательщики, порядок уплаты платежей. В частности, в ст. ст. 80 и 81 ТК ТС указано на возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов (налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов), приведены случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются.

2. Уклонение от уплаты таможенных платежей заключается в неисполнении установленных законодательством обязанностей по уплате этих платежей, т.е. в юридическом бездействии.

3. В теории и на практике в объективную сторону преступления порой ошибочно включают также и действия, состоящие в заявлении в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и т.д. Подобное понимание уклонения воспроизводит разъяснения Пленума ВС РФ относительно содержания уклонения от уплаты налогов. Однако уклонение от уплаты обязательных платежей в ст. ст. 198 и 199 УК понимается законодателем не так, как в комментируемой статье. В «налоговых» статьях ответственность предусмотрена за уклонение, совершенное путем определенных действий либо дополнительного, т.е. имевшего место помимо собственно неисполнения обязанности бездействия (непредставление декларации и иных документов). В комментируемой статье таких оговорок нет.

4. Предусмотренное комментируемой статьей деяние окончено с момента наступления срока, до истечения которого лицо было обязано уплатить таможенные платежи.

5. Если обман таможенных органов направлен не на неуплату платежей, а на введение их в заблуждение с целью возврата якобы законно уплаченных платежей, то содеянное образует состав мошенничества (ст. 159 УК).

6. Уклонение от уплаты таможенных платежей преступно, только если данное деяние совершается в крупном размере, который по-разному определен для физических лиц и организаций в примеч. к комментируемой статье: как сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая соответственно 1 млн. и 2 млн. руб. Такой размер может быть образован за счет неуплаты как одного, так и нескольких видов платежей. В последнем случае суммирование неуплаченных платежей возможно лишь когда все акты неисполнения соответствующей обязанности охватывались единым умыслом и образовывали тем самым продолжаемое преступление.

7. Субъективная сторона — прямой умысел. Когда лицо, заведомо не исполняя соответствующую обязанность, точно не знает, в каком именно размере оно сумеет уклониться от уплаты таможенных платежей, содеянное признается совершенным с прямым неконкретизированным умыслом. В этом случае деяние квалифицируется в зависимости от наступивших последствий, а потому может быть признано и непреступным, если, например, сумма неуплаченных физическим лицом платежей не превысила 1 млн. руб. Однако если установлено, что умысел лица был направлен на уклонение в крупном размере, а фактически оно сумело уклониться в размере менее крупного, деяние квалифицируется как покушение на уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере (ч. 3 ст. 30, ч. 1 комментируемой статьи).

Читайте также:
Законодательство РФ о налогах и сборах

8. Субъектом преступления является лицо, на которое возложена обязанность по уплате таможенных платежей. Согласно ст. 79 ТК ТС лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Понятие декларанта содержится в п. 1 ст. 4 ТК ТС, равно как и понятие таможенного представителя. Если декларирование производится таможенным представителем, то он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов. Круг лиц, ответственных за уплату таможенных сборов, определяется в зависимости от вида сбора (ст. 79 ТК ТС).

9. О понятии совершения преступления группой лиц по предварительному сговору см. коммент. к ст. 35. О правилах квалификации по этим признакам преступлений, субъект которых — специальный, см. коммент. к ст. 174.

10. Согласно примеч. к комментируемой статье уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в особо крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышает 3 млн. руб., с организации — 10 млн. руб.

11. Предусмотренный п. «а» ч. 3 комментируемой статьи признак совершения преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения раскрывается прежде всего путем обращения к понятию должностного лица (примеч. к ст. 285 УК). Поскольку состав уклонения от уплаты таможенных платежей может быть выполнен лишь специальным субъектом: физическим лицом, на которого возложена соответствующая обязанность, либо уполномоченным сотрудником юридического лица, также обязанным исполнить обязанность по уплате таможенных платежей, то признак использования служебного положения может содержаться в деянии должностного лица названных в ст. 285 УК органов либо учреждений, являющихся юридическими лицами, на которые возложена обязанность по уплате таможенных платежей. Вместе с тем преступление может быть совершено и в составе организованной группы, куда могут входить и иные должностные лица, в том числе должностные лица органов, осуществляющих таможенный или пограничный контроль; содеянное ими будет квалифицироваться как соисполнительство, т.е. без ссылки на ст. 33 УК. Использование должностными лицами своего служебного положения при совершении преступления в составе организованной группы требует вменения названного признака не только этим лицами, но и всем членам группы, если эти обстоятельства охватывались их умыслом, поскольку данный признак характеризует повышенную общественную опасность деяния каждого из членов группы.

Предусмотренный п. «б» ч. 3 комментируемой статьи признак совершения преступления с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, может быть вменен лишь в том случае, когда указанные лица выполняют свои обязанности, реализуют права, относящиеся именно к контролирующим функциям и действуют при этом правомерно. Применение насилия в ответ, допустим, на незаконное требование со стороны этих лиц, не может рассматриваться как признак обсуждаемого деяния, но содержать признаки преступления против личности. О лицах, осуществляющий таможенный или пограничный контроль, об их полномочиях см. ст. 95 и др. ТК ТС, ст. 11 Закона о Государственной границе, а также соответствующие подзаконные акты — Постановления Правительства РФ от 02.02.2005 N 50 «О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации» (в ред. от 04.09.2012) , от 20.11.2008 N 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации» (в ред. от 04.09.2012) и др. О понятии применения насилия см. коммент. к ст. 178.
———————————
СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 462; 2010. N 32. Ст. 4342; 2012. N 5. Ст. 608; N 37. Ст. 5002.

СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5620; 2011. N 26. Ст. 3804; 2012. N 5. Ст. 608; N 37. Ст. 5002.

12. О понятии организованной группы см. коммент. к ст. 35. В состав организованной группы могут входить и лица, не отвечающие признакам специального субъекта. В этом случае квалификация их действий по ст. 33 УК не требуется.

13. Если должностное лицо таможенных органов содействовало совершению обсуждаемого преступления, не являясь его соисполнителем в составе организованной группы, то его действия следует квалифицировать как соучастие в совершении преступления, предусмотренного комментируемой статьей, по совокупности со статьями об ответственности за преступления против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. ст. 285 или 286 УК).

Статья 194 УК РФ. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, –

Читайте также:
Хищение либо вымогательство наркотических средств или психот

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) утратил силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

г) в особо крупном размере, –

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей, а в особо крупном размере – шесть миллионов рублей.

Комментарии к ст. 194 УК РФ

1. Таможенные платежи уплачиваются в случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза. В нем предусмотрено пять видов платежей: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию; 4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию; 5) таможенные сборы (ст. 70).

При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает: 1) при ввозе товаров – с момента пересечения таможенной границы; 2) при вывозе товаров – с момента выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории (ст. ст. 161 и 166 Таможенного кодекса Таможенного союза). Законом предусмотрены отсрочки и рассрочки уплаты таможенных платежей.

Сроки уплаты таможенных пошлин регулируются ст. 82 Таможенного кодекса Таможенного союза.

2. Ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары, или иные лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность по уплате таможенных пошлин (ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза).

3. Объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей характеризуется чаще всего так называемым смешанным бездействием, связанным с полным или частичным сокрытием объекта платежа, но возможна и неуплата таможенных платежей при полной информации об объекте. В частности, уклонение от уплаты таможенных платежей может выражаться в заявлении в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенной процедуре, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств или в заявлении иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера, представлении таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения.

Средства, поступившие в таможенный орган в виде таможенных платежей, становятся государственной собственностью, поэтому последующее завладение ими путем представления заведомо недостоверных документов, якобы дающих право на возврат данных средств (ст. ст. 89 и 90 Таможенного кодекса Таможенного союза), следует квалифицировать как мошенничество (ст. 159 УК).

4. Виновное лицо может уклониться от уплаты таможенных платежей одного или нескольких видов, но и в том и в другом случаях для уголовной ответственности по ст. 194 необходимо, чтобы стоимость неуплаченных таможенных платежей превышала 3 млн. руб. (крупный размер). Если эта сумма образуется в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, то для ответственности по ч. 1 ст. 194 необходимо обосновать, что неуплата всех этих платежей охватывается единым умыслом.

Читайте также:
Объяснения лиц, участвующих в деле

Момент окончания преступления связан с наступлением конкретных вредных последствий – неполучением федеральным бюджетом таможенных платежей в крупном размере в установленный законом срок.

5. Преступление совершается умышленно, виновное лицо осознает, что оно тем или иным образом уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает этого.

6. Субъектом уклонения от уплаты таможенных платежей может быть декларант.

Если имели место признаки уголовно наказуемой контрабанды (ст. 188 УК), то привлечение к ответственности за это преступление охватывает и факт имевшейся при этом неуплаты таможенных платежей. Трудно представить ситуацию, чтобы субъект, контрабандно перемещающий товары через таможенную границу, уплачивал при этом ввозную или вывозную таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость при ввозе товаров и др. Поэтому абсурдно возлагать на контрабандистов обязанность по уплате таможенных пошлин. Таким образом, ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей возникает при отсутствии признаков контрабанды .

БВС РФ. 2001. N 5. С. 19, 20.

Кроме того, если лицо не знало, а только лишь должно было знать о незаконности перемещения товаров, в котором оно участвует, или о том, что оно приобретает незаконно перемещенные товары и поэтому обязано платить таможенные платежи, нельзя утверждать о наличии у такого лица умысла на совершение преступления.

7. О понятии группы лиц, совершающих преступление по предварительному сговору, см. коммент. к ст. 35.

8. Особо крупным размер преступления признается, если сумма неуплаченного таможенного платежа (или нескольких платежей, охватываемых единым умыслом) превышает 36 млн. руб.

Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) (Пункт “б” утратил силу на основании Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4848)

в) (Пункт “в” утратил силу на основании Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4848)

г) в особо крупном размере, –

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

(Часть третья введена Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7362)

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой , –

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

(Часть четвертая введена Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7362)

Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей, а в особо крупном размере – шесть миллионов рублей.

Комментарий к статье 194

Объект преступления – установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности и уплаты таможенных платежей.

Товары при перемещении через таможенную границу Российской Федерации подлежат обложению таможенными платежами, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Согласно ст. 318 Таможенного кодекса РФ к таможенным платежам относятся: ввозная или вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; таможенные сборы.

Читайте также:
Зачет времени содержания под стражей

Ввозная или вывозная таможенная пошлина – это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории.

Под таможенными сборами понимаются платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

Налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, – это обязательные платежи, уплачиваемые в федеральный бюджет.

Порядок исчисления, а также сроки уплаты таможенных платежей устанавливаются в соответствии с Таможенным кодексом РФ, НК РФ, Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 “О таможенном тарифе” , Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 718 “О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности” , Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. N 718 “Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования” и другими нормативными актами.

РГ. 2006. 30 нояб.

Например, по общему правилу при ввозе товаров таможенные пошлины и налоги должны быть уплачены не позднее пятнадцати дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации (ст. 329 Таможенного кодекса РФ).

Объективная сторона преступления выражается в бездействии – уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, последствии в виде крупного размера, причинной связи.

Под уклонением понимается полная или частичная неуплата таможенных платежей, повлекшая их непоступление в бюджетную систему Российской Федерации. Способы уклонения в диспозиции комментируемой статьи не указаны. Они могут быть разнообразными (например, представление подложных документов, подтверждающих факт уплаты таможенных платежей; простая неуплата таможенных платежей).

Деяние является оконченным в момент фактической неуплаты таможенных платежей в крупном размере в срок, установленный действующим законодательством. Состав преступления материальный.

В соответствии с примечанием к данной статье под крупным размером понимается сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере – один миллион пятьсот тысяч рублей.

Крупный размер может образовываться в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, которая охватывалась единым умыслом.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает этого.

Субъект преступления специальный – физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, ответственное за уплату таможенных платежей. В соответствии со ст. 320 ТК РФ этим лицом может являться декларант, таможенный брокер, владелец таможенного склада, перевозчик и т.д.

Квалифицирующий признак – совершение преступления в особо крупном размере и группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК РФ и комментарий к ней).

Завладение таможенными платежами, поступившими в бюджет, путем представления заведомо недостоверных документов, якобы дающих право на возврат этих денежных средств как излишне уплаченных или взысканных (ст. 355 Таможенного кодекса РФ), следует квалифицировать как мошенничество (ст. 159 УК РФ).

В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 “О судебной практике по делам о контрабанде” не образуют состава контрабанды и подлежат квалификации только по ст. 194 УК РФ действия, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей, совершенные после принятия таможенным органом решения о выпуске товаров в свободный оборот (например, в случаях использования ввезенных товаров на таможенной территории Российской Федерации вопреки условиям помещения этих товаров под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин либо возврат уплаченных сумм, или в случаях, когда способ получения от таможенного органа разрешения на выпуск товара и уклонения тем самым от уплаты таможенных платежей не связан с совершением действий, перечисленных в диспозиции ч. 1 ст. 188 УК РФ).

Официальный сайт Верховного Суда РФ (www.supcourt.ru).

За нарушение сроков уплаты таможенных платежей, не образующих крупный размер, установлена административная ответственность (ст. 16.22 КоАП РФ).

Статья 194 УК РФ. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Новая редакция Ст. 194 УК РФ

1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Читайте также:
Судебный секвестр: что это такое, описание и особенности

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

г) в особо крупном размере, –

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей, а в особо крупном размере – шесть миллионов рублей.

Комментарий к Статье 194 УК РФ

1. Нормативный материал к статье: ТК; Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 “О таможенном тарифе” (в ред. от 10.11.2006) ; Правила определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 500 (в ред. от 20.10.2006) ; Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 N 718 (в ред. от 16.09.2006) и др.
——————————–
Ведомости РФ. 1993. N 23. Ст. 821.

СЗ РФ. 2006. N 34. Ст. 3688, N 44. Ст. 4592.

СЗ РФ. 2003. N 49. Ст. 4772; 2006. N 5. Ст. 550, N 39. Ст. 4079.

2. Предметом преступного посягательства выступают таможенные платежи, к которым относятся: а) ввозная таможенная пошлина; б) вывозная таможенная пошлина; в) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; г) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; д) таможенные сборы (ст. 318 ТК).

3. Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом либо иным лицом. Сроки уплаты таможенных платежей определены в ст. 329 ТК.

В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей, решение о которой принимается таможенным органом РФ, производящим таможенное оформление.

4. Основой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Она определяется декларантом самостоятельно на основе достоверной и документально подтвержденной информации.

5. Объективная сторона состава преступления, отраженного в ч. 1, состоит в уклонении от уплаты таможенных платежей в крупном размере.

6. Уклонение состоит в умышленной неуплате таможенных платежей по истечении установленных на это сроков. Формы уклонения могут быть различными (занижение таможенной стоимости перемещаемых товаров, прямой отказ от уплаты, перемена места жительства, игнорирование уведомлений о необходимости уплаты, прикрытие экспорта и импорта товаров перемещением их по транзиту и т.д.).

7. Под уклонением от уплаты таможенных платежей в крупном размере следует понимать уклонение, при котором сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 500 тыс. руб.

8. Преступление окончено в момент совершения деяния. Оно относится к длящимся преступлениям.

9. Субъективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей характеризуется прямым умыслом.

10. Субъектом преступного посягательства выступает как физическое лицо, обязанное уплачивать таможенные платежи, так и представители (руководители и главные бухгалтеры) организации, с которых взимаются таможенные платежи.

11. В ч. 2 коммент. статьи предусмотрено ужесточение наказания за то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору (п. “а”); в особо крупном размере (п. “г”) .
——————————–
Пункты “б” и “в” ч. 2 коммент. статьи утратили силу согласно ФЗ от 08.12.2003 N 162-ФЗ. Примеч. науч. ред.

12. Сумма неуплаченных таможенных платежей является особо крупной, если превышает 1 млн. 500 тыс. руб.

13. После принятия и вступления в силу ФЗ от 08.12.2003 N 162-ФЗ в законе не предусмотрено существовавших ранее специальных условий освобождения от УО за преступления, закрепленные в ст. 194, 198, 199.

Читайте также:
Унитарное государство: что это такое, описание и особенности

14. Деяния, предусмотренные ч. 1 коммент. статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести; ч. 2 – средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 194 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предмет преступления – таможенные платежи. К ним относятся (ст. 70 Таможенного кодекса таможенного союза): ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию. Таможенные сборы также относятся к таможенным платежам, однако вследствие добровольности их уплаты они не могут являться предметом этого преступления.

Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно.

2. Объективная сторона преступления характеризуется бездействием – неуплатой таможенных платежей в крупном размере (свыше 1 млн. руб. для физических лиц и 2 млн. руб. для организаций).

Способы уклонения от уплаты таможенных платежей могут быть любыми: занижение стоимости перемещаемых товаров, сокрытие товаров, неверное указание таможенного режима, страны происхождения товаров и т.п.

3. В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги в принудительном порядке. В связи с этим не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей направляют плательщику требование об уплате таможенных платежей. Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения требования. В случае неисполнения указанного требования таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей.

Преступление считается оконченным с момента истечения сроков, установленных для уплаты таможенных платежей.

4. Ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Если декларирование производится таможенным брокером, он является ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов.

5. Квалификацией по п. “б” ч. 3 ст. 194 УК РФ охватывается нанесение лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, побоев, совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, умышленное причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 111 УК РФ).

Прекращение уголовного преследования в связи с возмещением ущерба по делам о неуплате таможенных платежей

Фигуранты уголовных дел об уклонении от уплаты таможенных платежей (ч. 1 и 2 ст. 194 УК), впервые совершившие преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности в связи с назначением судебного штрафа или по специальной экономической норме уголовного закона в связи с возмещением ущерба. Как на практике реализуется механизм прекращения уголовных дел по данным основаниям и на что ориентироваться подозреваемым и обвиняемым?

В соответствии с ч. 2 ст. 76.1 УК лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ч. 1 или 2 ст. 194 УК, освобождается от уголовной ответственности, если возместило ущерб, причиненный государству, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере двукратной суммы причиненного ущерба.

Статья 76.2 УК предусматривает, что лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести (ч. 1 и 2 ст. 194 УК относятся к категории преступлений небольшой и средней тяжести соответственно), может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Как мы видим, при возмещении ущерба государству в виде уплаты таможенных платежей у лица, впервые совершившее преступление, предусмотренное ч. 1 или 2 ст. 194 УК, возникает возможность освобождения от уголовной ответственности по обоим основаниям.

При согласии такого лица с подозрением (обвинением), квалификацией содеянного, размером причиненного ущерба (суммой неуплаченных таможенных платежей) и желании его возместить, какую из предусмотренных норм уголовного закона об освобождении от уголовной ответственности предпочесть стороне защиты?

Возмещение ущерба государству

Законодателем установлена уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном (ч. 1 ст. 194 УК) и особо крупном (п. «г» ч. 2 ст. 194 УК) размерах, что в настоящее время составляет свыше двух миллионов и свыше шести миллионов рублей соответственно.

Статьей 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам отнесены таможенные пошлины (ввозная и вывозная), налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные сборы (платежи за оказание таможенных услуг). По правилам ст. 52 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги, исчисляются их плательщиком либо таможенным органом.

При выявлении незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза, неверном исчислении таможенных пошлин, налогов, и ряде других случаев таможенные пошлины, налоги исчисляются таможенным органом.

На основании ч. 2 ст. 76.1 УК освобождение от уголовной ответственности возможно при возмещении ущерба, причиненному государству, и перечислению в федеральный бюджет денежного возмещения в размере двукратной суммы причиненного ущерба.

Читайте также:
Сложная гипотеза: что это такое, описание и особенности

Возмещением ущерба, причиненного государству, будет являться уплата рассчитанных таможенным органом таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.

Таким образом, освобождение от уголовной ответственности по данному основанию предполагает трехкратное возмещение суммы подлежащих уплаты таможенных платежей (сама сумма таможенных платежей и дополнительное двукратное ее возмещение), что зачастую является обременительным и даже в самом минимальном случае превышает шесть миллионов рублей (для наступления уголовной ответственности уклонение от уплаты таможенных платежей должно составлять более двух миллионов рублей).

При уклонении от уплаты таможенных платежей в более значительных размерах такое возмещение может составлять десятки и сотни миллионов рублей.

В то же время статья 76.2 УК предусматривает освобождение судом от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление, с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Указанная норма не предусматривает иных условий для освобождения от уголовной ответственности помимо возмещения ущерба.

В данном случае не требуется денежная компенсация сверх суммы подлежащих уплате таможенных платежей, за исключением самого штрафа, назначаемого судом, который представляет собой денежное взыскание, назначаемое судом при освобождении лица от уголовной ответственности (ч. 1 ст. 104.4 УК).

Размер судебного штрафа установлен ч. 1 ст. 104.5 УК и не может превышать половину максимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей особенной части УК, то есть 250 тысяч рублей по ч. 1 и ч. 2 ст. 194 УК (максимальное наказание в виде штрафа по данным нормам составляет 500 тысяч рублей), что незначительно в сравнении с общей суммой неуплаченных таможенных платежей.

Таким образом, сумма денежного возмещения государству для прекращения уголовного преследования с назначением судебного штрафа (ст. 76.2 УК), даже с учетом самого штрафа, в разы ниже общей суммы, подлежащей уплате для соблюдения требований о прекращении преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности (ч. 2 ст. 76.1 УК).

Каков порядок прекращения?

Основными процессуальными отличиями принятия решений об освобождении от уголовной ответственности по данным основаниям являются процессуальная стадия и субъекты принятия решения.

Так, при наличии оснований, предусмотренных статьями 24 и 27 УПК, и в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 76.1 УК, суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 или 2 ст. 194 УК.

Таким образом, прекращение уголовного преследования осуществляется на любой стадии уголовного судопроизводства (досудебной и судебной) лицом, в производстве которого находится уголовное дело (для дознавателя требуется согласие прокурора, для следователя – руководителя следственного органа), по правилам ст. 24, 27 УПК.

Прекращение уголовного дела или уголовного преследования с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в соответствии с ч. 1 ст. 25.1 УПК возможно лишь судом по собственной инициативе или по результатам рассмотрения ходатайства, поданного следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, то есть после окончания расследования.

Принятие такого решения допускается в любой момент производства по уголовному делу до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, а в суде апелляционной инстанции – до удаления суда апелляционной инстанции в совещательную комнату для вынесения решения по делу (ч. 2 ст. 25.1 УПК). Процедуре производства о назначении меры уголовно-правового характера при освобождении от уголовной ответственности посвящена глава 51.1 УПК.

Таким образом, прекращение уголовного дела (преследования) в связи с назначением судебного штрафа решается лишь судом после окончания предварительного расследования в любой форме, а прекращение уголовного преследования по делам экономической направленности возможно судом, а также лицом, производящим предварительное расследование (с согласия руководителя следственного органа или прокурора).

Лицу, освобождаемому от уголовной ответственности, важна юридическая сила и стабильность принятого решения, которым прекращается его уголовное преследование, что максимально достигается лишь в судебном акте.

Так, постановление дознавателя с согласием прокурора может быть отменено вышестоящим прокурором, постановление следователя с согласием руководителя следственного органа – вышестоящим руководителем следственного органа и прокурором, а производство расследования может быть возобновлено по любым, даже надуманным, основаниям.

Вступившее же в законную силу решение суда о прекращении уголовного дела в связи с назначением судебного штрафа больше соответствует принципу правовой стабильности. Представить ситуацию, при которой такое решение будет отменено вышестоящими судами, крайне затруднительно, так как оно принимается, как правило, при согласии всех участников судопроизводства.

Ответ очевиден: судебный штраф

Таким образом, с позиции стороны защиты при согласии лица с подозрением (обвинением) и желании его возместить ущерб самым разумным является добиваться освобождения уголовной ответственности с назначением судебного штрафа.

Вместе с тем, таможенные органы зачастую в своих интересах ориентируют подозреваемых на освобождение от уголовной ответственности при возмещении ущерба, причиненного государству, и перечислению в федеральный бюджет денежного возмещения в размере двукратной суммы причиненного ущерба (ч. 2 ст. 76.1 УК), так как в данном случае увеличиваются показатели работы таможенного органа по взысканию таможенных платежей и обращению денежных средств в доход государства.

Читайте также:
Незаконное обращение с радиоактивными материалами

Стороне защиты важно не идти на поводу таможенных органов и добиваться законного, стабильного и максимально выгодного решения об освобождении от уголовной ответственности.

При освобождении от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 или 2 ст. 194 УК, и назначении судебного штрафа также достигаются задачи уголовного судопроизводства по возмещению причиненного ущерба и оказанию материального воздействия на лицо, совершившее преступление.

Таким образом, институт судебного штрафа создает для защиты дополнительную возможность на случай, если реализация более выгодных оснований для прекращения дела (например, давность) невозможна, и заметно выигрывает в сравнении с освобождением от уголовной ответственности по специальной экономической норме.Необходимо также помнить, что при конкуренции оснований прекращения, такое основание вправе выбрать сам обвиняемый (подозреваемый).

Проблемные вопросы, возникающие при квалификации уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 15.10.2018 2018-10-15

Статья просмотрена: 708 раз

Библиографическое описание:

Гробов, Д. Е. Проблемные вопросы, возникающие при квалификации уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица / Д. Е. Гробов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 41 (227). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/archive/227/53115/ (дата обращения: 21.12.2021).

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с реализацией грамотной политики в таможенной сфере. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса ситуаций, которые возникают при квалификации уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.

Ключевые слова: уклонение, уплата, таможенные платежи, преступление, бюджет, налог.

Currently, more and more attention is paid to the processes associated with the implementation of a competent policy in the customs field. That is why in the presented article an analysis of the actual question of situations that arise when qualifying evasion from the payment of customs duties levied on an organization or an individual is conducted.

Keywords: evasion, payment, customs payments, crime, budget, tax.

Как показывает анализ взимания таможенных платежей, динамика уклонения от их уплаты постоянно растет. Деятельность подразделений таможни по борьбе с экономическими преступлениями позволяет выявить ряд проблемных моментов.

Во-первых, многие компании используют разные схемы-манипуляции с кодами товаров, которые приведены в ЕТН ВЭД ЕАЭС, что позволяет снизить размер взимаемых платежей. Во-вторых — большой оборот поддельных документов, которые являются обязательными для представления в таможенные органы. Использование таких схем позволяет пренебречь ограничениями и существенно улучшить экономическое положение хозяйствующих субъектов в ущерб бюджету. Уже на этом этапе выявляется другая проблема, связанная с оценкой реального ущерба от преступных деяний, так как правильный расчет ущерба позволяет квалифицировать преступление по более «тяжкой» статье. В-третьих, это нарушение действующего порядка прохождения таможенных процедур в целях сокрытия истинного назначения использования товаров.

Для правильной квалификации таких преступлений необходимо доказать факт использования товаров не по назначению, применяя инструменты тесного взаимодействия с органами правопорядка вне таможни. Несмотря на существование такого регламента взаимодействия, таможенные органы и другие государственные структуры взаимодействуют слабо. Кроме того, у правоохранительных органов нет единого доступа к той информационной инфраструктуре, которая используется на таможне.

Расследование таких преступлений требует выявления всех участников преступной группы, которые действуют по сговору. И здесь основная задача заключается в необходимости налаживания тесного взаимодействия между несколькими государственными структурами — таможни, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями полиции, прокуратуры. Пока же такого взаимодействия и единой информационной базы для оперативного выявления фактов совершения преступлений в сфере неуплаты таможенных платежей не будет, статистика их неуплаты будет только ухудшаться.

Некоторые компании приводят недостоверные сведения о стране, где был произведен товар. Это позволяет использовать тарифные преференции и льготы. Контрольным органам трудно получить реальные сведения о том, кто является производителем товаров, кто является действительным продавцом продукции. Преступными элементами используются схемы перепродаж, когда продукция от производителя проходит через несколько компаний или подставных фирм, а только потом проходит через таможню.

Определенные проблемы вызывает проведение проверки подлинности документов, сертификатов, организация химической и товароведческой экспертизы без тесного взаимодействия с надзорными органами зарубежных стран. К сожалению, только с единичными странами подписаны соглашения о взаимодействии при осуществлении операций таможенного контроля. На этом фоне довольно сложно организовать совместные мероприятия контрольных и правоохранительных органов.

Зачастую товары незаконными способами пересекают таможенную границу. Так, товары могут декларироваться под другими наименованиями, перевозиться через таможенные пункты с декларациями и другими документами, содержащими неверные сведения. Часть товаров ввозится под видом транзита, криминальные элементы довольно часто используют фальшивые марки и идентификационные знаки. И здесь самое главное при квалификации — установление, были ли действия совершены умышленно или случайно, кто является конечными выгодоприобретателем и каков реальный размер неуплаченных таможенных платежей.

Читайте также:
Смежные права: что это такое, описание и особенности

Казалось бы, законотворческий процесс прозрачен и широко освещается в СМИ, однако принятые законы порой имеют неопределенное содержание, что не позволяет адекватно оценивать экономические отношения с точки зрения законодательства. Все это создает условия для использования двойных и неоднозначных трактовок норм законов в пользу субъектов экономической деятельности. Установление, введение, взимание таможенных платежей и наказание за уклонение от их уплаты регулируется не только таможенным законодательством, но и иными федеральными законами. Так, за неуплату платежей на таможне установлена уголовная ответственность в соответствии со ст. 194 УК РФ. Для квалификации данного преступления необходимо установить реальный характер и размер платежей, которые подлежат обязательной уплате. Необходимо доказать факт уплаты или неуплаты таможенных платежей, содержание и вид действий, связанных с легализацией товаров в процессе их перемещения через таможню. Также необходимо установить всех лиц, на которых возложена обязанность уплаты таможенных платежей, а также лиц, которые своими действиями способствовали неуплате платежей, определить роль каждого участника в совершенном преступном деянии.

До момента установления всех обстоятельств дела квалификация преступления при обнаружении фактов неуплаты таможенных платежей осуществляется по ч. 1 ст. 194 УК РФ. Статьей предусмотрено два размера уклонения от уплаты платежей крупный (от 2000000 рублей) и особо крупный (от 6000000 рублей).

В качестве субъекта данного преступления фигурирует лицо, на которого возложена обязанность уплаты таможенных платежей. Если обязанность уплаты таможенных платежей возложена на декларанта, и он декларирует товары, то именно он будет являться ответственным за полноту и своевременность уплаты таможенных платежей. Если же декларирование товаров осуществляется таможенным представителем, то он и будет ответственным за уплату таможенных платежей.

Что касается квалификации преступлений, связанных с незаконным перемещением товаров через границу и неуплатой платежей, то здесь ответственность за совершенное экономическое преступление будут нести лица, которые участвуют в незаконном перемещении и которые знали или должны были знать об используемой незаконной схеме перемещения. В данном случае ответственность будут нести и те, кто получают товары в собственность после их провоза через границу при условии, что они были в курсе незаконной схемы перемещения.

Таким образом, в целях эффективного расследования преступлений, связанных с неуплатой таможенных платежей автором предлагается усовершенствовать механизмы взаимодействия контрольных и правоохранительных органов, а также при установлении факта участия в совершении преступления двух и более лиц — установить весь состав преступной группы и роль каждого из них в совершенном преступлении.

Уклонение от уплаты таможенных платежей — состав преступления, способы и ответственность

При перемещении товаров через границу необходимо делать денежные отчисления в бюджет Российской Федерации. Если этого не сделать, то такой поступок может быть расценен в качестве уклонения от уплаты таможенных платежей, за что предусмотрены штрафные санкции, а в некоторых случаях — уголовное преследование. Уголовное преследование возможно, когда размер платежей составляет более 1.000 МРОТ, в остальных случаях предусмотрено административное наказание.

Обязанность уплаты таможенных платежей

Таможенный кодекс РФ обязывает всех людей (как частных лиц, так и организации) при перемещении через границу товаров делать следующие отчисления в бюджет:

  • Основная таможенная пошлина на товары.
  • Многочисленные косвенные таможенные пошлины и сборы — за оформление, за хранение, за принятие предварительного решения и так далее.
  • НДС.
  • Акцизы.
  • Сборы, которые нужны для выдачи лицензии на товар.
  • Сборы, которые нужны для выдачи аттестата специалиста.

Размер пошлин регулируется законом «О таможенном тарифе».

При пересечении границы следует подавать таможенную декларацию обо всех товарах, которые будут ввозиться, а все выплаты следует осуществлять:

  • при подаче таможенной декларации,
  • перед подачей декларации.

В некоторых случаях плательщику может предоставляться отсрочка на срок до 2 месяцев.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Москва и область: +7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург: +7 (812) 309-93-24

Способы уклонения

Основные способы уклонения:

  • Занижение реальной стоимости товаров, чтобы снизить налогооблагаемую базу, как следствие — снизить общий размер таможенных пошлин.
  • Укрытие перемещаемого груза — человек может не указать в декларации некоторые товары и не уплатить за него таможенные пошлины.
  • Предоставление недостоверной информации с целью занижения налоговой базы или освобождения от уплаты тех или иных пошлин (например, алкогольные напитки могут быть указаны в декларации в качестве безалкогольных напитков — а значит, платить алкогольный акциз на них не придётся).

Фактически все противоправные действия, подпадающие под уклонение от уплаты таможенных платежей, связаны с прямым обманом — человек предоставляет работникам таможни поддельные документы с целью занижения налогооблагаемой базы либо для полного освобождения от уплаты налогов. Также человек может не обманывать таможенников напрямую, а просто не раскрывать всю правду (например, он может попытаться провезти через границу товар, которого нет в декларации).

Ответственность за нарушения уплаты и за неуплату

За неуплату таможенных платежей предусмотрена административная и уголовная ответственность. В большинстве случаев административная ответственность наступает, если размер ущерба составляет менее 1.000 МРОТ (напомним, что 1 МРОТ во второй половине 2017 года составляет 7.800 рублей), а сама административная ответственность регулируется статьей 16.22 КОаП. Фактически эта статья говорит не столько об уклонении, сколько о нарушении порядка оплаты или просрочке уплаты таможенных платежей.

Читайте также:
Форвардная сделка: что это такое, описание и особенности

Если всё-таки действия подпадают под эту статью, то придётся заплатить штраф в зависимости от юридического статуса:

  • Вы частное лицо — штраф составит 500 — 2.500 рублей.
  • Вы должностное лицо — штраф составит 5.000 — 10.000 рублей.
  • Вы юридическое лицо — штраф составит 30.000 — 50.000 рублей.

Статья 194 Уголовного Кодекса РФ

Если же размер ущерба превышает 1.000 МРОТ (то есть это преступление относится к категории крупных и особо крупных), то такое правонарушение может подпасть под статью 194 УК РФ. Основные признаки статьи 194 УК РФ следующие:

  • Объективная сторона преступления — это действие или бездействие человека, которое может проявляться по-разному. Это может быть укрытие товара, занижение его реальной рыночной стоимости (указание неправильных цифр в декларации, подделка документов и так далее), предоставление неверной информации, чтобы занизить налогооблагаемую базу либо полностью освободиться от уплаты налогов.
  • Субъективная сторона — это умысел. Иначе говоря, человек прекрасно понимает, что его поступки нарушат законодательство, повлияв на размер таможенных платежей, но он все равно желает уклониться. На момент совершения преступления человеку должно быть более 16 лет.
  • Достигнутый результат не имеет значения. Преступление считается оконченным в момент совершения действия или бездействия, что приводит к уклонению от уплаты платежей.

Для того, чтобы правильно рассчитать платежи начинающему бизнесмену надо знать порядок исчисления таможенных платежей. Опытные участники ВЭД настоятельно советуют производить расчёты самостоятельно.
Что такое генеральное обеспечение уплаты таможенных платежей подробнее здесь. Это удобный инструмент для предпринимателей, заключивших долгосрочный контракт на поставки товаров.

Наказание за уклонение по УК

Наказание здесь следующее:

  • Если размер ущерба находится в пределах 1.000 — 3.000 МРОТ (то есть, преступление относится к категории крупных), то основное наказание — это штраф, который составляет 100.000 — 500.000 рублей или лишение заработной платы или любого другого дохода за предыдущие 2-3 года в пользу государства. Также могут применяться следующие наказания: принудительные работы (до 2 лет), лишение свободы (до 2 лет) и некоторые другие наказания.
  • Если размер ущерба составляет более 3.000 МРОТ (преступление относится к категории особо крупных) либо преступление совершено по предварительному сговору, то в таком случае предусмотрен штраф в размере 300.000 — 500.000 рублей или лишение заработной платы, или любого другого дохода, за предыдущие 1-3 года в пользу государства. Также могут применяться следующие наказания: принудительные работы (до 5 лет), лишение свободы (до 5 лет) и некоторые другие наказания.
  • Если размер ущерба составляет более 1.000 МРОТ (преступление относится к категории крупных и особо крупных), преступление совершено по предварительному сговору, а преступниками являются должностные лица. Или преступление сопровождается насилием по отношению к работникам таможни, то в таком случае человека лишают свободы (от 5 до 10 лет), а также ему следует выплатить штраф, который не должен превышать 1.000.000 рублей. Могут применяться и другие наказания.
  • Если размер ущерба равен или составляет более 1.000 МРОТ (преступление относится к категории крупных и особо крупных), преступление совершено по предварительному сговору, а преступниками являются должностные лица. Либо преступление сопровождается насилием по отношению к работникам таможни, а само преступление совершено организованной группой, то в таком случае человека лишают свободы (от 7 до 12 лет), а также ему следует выплатить штраф, который не должен превышать 1.000.000 рублей. Могут применяться и другие наказания.

В ряде случаев возможно освобождение от уголовного преследования, если преступник:

  • раскаялся,
  • способствовал следствию,
  • готов возместить все убытки.

В заключение

Если вы перевозите через границу какие-либо товары, то следует уплатить таможенные пошлины. Если же вы попытаетесь обойти закон (например, не сообщите всю информацию о товаре, подделаете документы и так далее), то вы будете нести административную или уголовную ответственность.

Если размер ущерба составляет менее 1.000 МРОТ, то наказание будет административным и составит не более 50.000 рублей (а в большинстве случаев вы можете отделаться штрафом в размере 500 — 2.500 рублей, если вы являетесь частным лицом). Если же размер ущерба превысит 1.000 МРОТ, то вы будете нести уголовную ответственность (статья 194 УК РФ).

Дополнительная информация об ответственности за уклонение от уплаты платежей в этом видео:

По статье 194 УК РФ предусмотрены следующие наказания — крупные штрафы, общественные работы, лишение свободы и некоторые другие наказания.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенные платежи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: