Устав ООН: что это такое, описание и особенности

Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.)

Устав
Организации Объединенных Наций
(Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.)

Мы, народы объединенных наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и

вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и

создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и

содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, и

в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и

объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, и

обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах, и использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов,

решили объединить наши усилия для достижения этих целей.

Согласно этому наши соответствующие правительства через представителей, собравшихся в городе Сан-Франциско, предъявивших свои полномочия, найденные в надлежащей форме, согласились принять настоящий Устав Организации Объединенных Наций и настоящим учреждают международную организацию под названием “Объединенные Нации”.

Поправки к ст. 23, 27 и 61 Устава приняты Генеральной Ассамблеей 17 декабря 1963 г. и вступили в силу 31 августа 1965 г. Поправка к ст. 109, принятая Генеральной Ассамблеей 20 декабря 1965 г., вступила в силу 12 июня 1968 г.

Поправка к ст. 23 Устава увеличивает число членов Совета Безопасности с одиннадцати до пятнадцати.

Исправленная статья 27 предусматривает, что решения Совета Безопасности по процедурным вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов (раньше – семи), а по всем другим вопросам – когда за них поданы голоса девяти членов (раньше – семи), включая совпадающие голоса пяти постоянных членов Совета Безопасности.

Поправка к ст. 61 увеличивает число членов Экономического и Социального Совета с восемнадцати до двадцати семи. Последующая поправка к этой статье, вступившая в силу 24 октября 1973 г., увеличивает число членов Совета с двадцати семи до пятидесяти четырех.

Поправка к первому пункту ст. 109 предусматривает, что время и место проведения Генеральной конференции государств-членов с целью пересмотра Устава определяются двумя третями голосов членов Генеральной Ассамблеи и голосами любых девяти (раньше – семи) членов Совета Безопасности.

Пункт 3 ст. 109, который предусматривает возможность созыва конференции по пересмотру Устава, был рассмотрен Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на десятой очередной сессии Генеральной Ассамблеи в 1955 г. и оставлен в его первоначальной формулировке: “голосами любых семи членов Совета Безопасности”.

Процентная ставка взноса пока не определена.

19 сентября 1991 года Белоруссия информировала Организацию Объединенных Наций о том, что ее новым названием является “Беларусь”.

Египет и Сирия были первоначальными членами Организации Объединенных Наций с 24 октября 1945 года. После плебисцита 21 февраля 1958 года в результате объединения Египта и Сирии была создана Объединенная Арабская Республика, которая далее участвовала в Организации в качестве одного члена. 13 октября 1961 года Сирия возобновила свой статус независимого государства и одновременно возобновила членство в Организации Объединенных Наций. 2 сентября 1971 года Объединенная Арабская Республика стала называться Арабской Республикой Египет.

Письмом от 20 января 1965 года Индонезия объявила о своем решении выйти из Организации Объединенных Наций “на данном этапе и в данных обстоятельствах”. В телеграмме от 19 сентября 1966 года она объявила о своем решении “возобновить сотрудничество с Организацией Объединенных Наций и участие в ее деятельности в полном объеме”. 28 сентября 1966 года Генеральная Ассамблея приняла это решение к сведению, и председатель пригласил представителей Индонезии занять места в Ассамблее.

Малайская Федерация вступила в Организацию Объединенных Наций 17 сентября 1957 года. С 16 сентября 1963 года она стала называться Малайзией после присоединения к новой федерации Сингапура, Сабаха (Северного Борнео) и Саравака. Сингапур стал независимым государством 9 августа 1965 года и вступил в Организацию Объединенных Наций 21 сентября 1965 года.

Союз Советских Социалистических Республик был первоначальным членом Организации Объединенных Наций с 24 октября 1945 года. В письме от 24 декабря 1991 года Президент Российской Федерации Борис Ельцин проинформировал Генерального секретаря о том, что членство Советского Союза в Совете Безопасности и всех других органах Организации Объединенных Наций будет продолжено Российской Федерацией при поддержке 11 стран – членов Содружества Независимых Государств.

Египет и Сирия были первоначальными членами Организации Объединенных Наций с 24 октября 1945 года. После плебисцита 21 февраля 1958 года в результате объединения Египта и Сирии была создана Объединенная Арабская Республика, которая далее участвовала в Организации в качестве одного члена. 13 октября 1961 года Сирия возобновила свой статус независимого государства и одновременно возобновила членство в Организации Объединенных Наций.

Генеральная Ассамблея 8 апреля 1993 года приняла решение о приеме в Организацию Объединенных Наций государства, которое во всех отношениях должно впредь именоваться в Организации Объединенных Наций как “Бывшая югославская республика Македония” до урегулирования разногласий в связи с ее названием.

Танганьика была членом Организации Объединенных Наций с 14 декабря 1961 года, а Занзибар – с 16 декабря 1963 года. После ратификации 26 апреля 1964 года Соглашения о союзе между Танганьикой и Занзибаром Объединенная Республика Танганьики и Занзибара участвовала в работе Организации в качестве одного члена; с 1 ноября 1964 года она стала называться Объединенной Республикой Танзанией.

Читайте также:
Какие документы подают при банкротстве предприятия?

Йемен был принят в Организацию Объединенных Наций 30 сентября 1947 года, а Демократический Йемен 14 декабря 1967 года. 22 мая 1990 года две страны объединились в единое государство, и с того времени их представляет единое государство-член под названием “Йемен”.

Федеративная Республика Германия и Германская Демократическая Республика были приняты в Организацию Объединенных Наций 18 сентября 1973 года. В результате вступления Германской Демократической Республики в состав Федеративной Республики Германии 3 октября 1990 года два германских государства образовали единое суверенное государство.

Чехословакия являлась первоначальным членом Организации Объединенных Наций с 24 октября 1945 года. В письме от 10 декабря 1992 года ее постоянный представитель информировал Генерального секретаря о том, что Чешская и Словацкая Федеративные Республики в качестве государств-правопреемников намерены подать заявления о вступлении в Организацию Объединенных Наций. После получения этих заявлений Совет Безопасности на своем заседании 8 января рекомендовал Генеральной Ассамблее принять Чешскую Республику и Словацкую Республику в члены Организации Объединенных Наций. Таким образом они стали государствами-членами ООН с 19 января 1993 года.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.)

Текст Устава опубликован в сборнике “Действующее международное право” т. 1

Устав вступил в силу 24 октября 1945 г.

СССР ратифицировал настоящий Устав Указом Президиума ВС СССР от 20 августа 1945 г.

По состоянию на 18 апреля 2016 г. членами ООН является 193 государства.

Первоначальные члены ООН: Аргентина, Австралия, Бельгия, Боливия, Бразилия, Белорусская Советская Социалистическая Республика, Канада, Чили, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Чехословакия, Дания, Доминиканская Республика, Эквадор, Египет, Сальвадор, Эфиопия, Франция, Греция, Гватемала, Гаити, Гондурас, Индия, Иран, Ирак, Ливан, Либерия, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Никарагуа, Норвегия, Панама, Парагвай, Перу, Филиппины, Польша, Саудовская Аравия, Южная Африка, Сирийская Арабская Республика, Турция, Украинская Советская Социалистическая Республика, Союз Советских Социалистических Республик, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Уругвай, Венесуэла, Югославия

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Устав ООН: что это такое, описание и особенности

В структуру ООН входят: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Международный суд и Секретариат ООН.

Генеральная Ассамблея ООН — учреждённый в 1945 году в соответствии с Уставом ООН главный совещательный, директивный и представительный орган Организации Объединённых Наций. Ассамблея состоит из 193 членов Организации Объединённых Наций и служит форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, отражённых в Уставе. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости.

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций Генеральная Ассамблея ООН имеет следующие функции и полномочия:

  • Рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в вопросах разоружения, и делать соответствующие рекомендации.
  • Организовывать исследования и готовить рекомендации в целях содействия международному политическому сотрудничеству, развития и кодификации международного права, осуществления прав человека и основных свобод и содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях и в области культуры, образования и здравоохранения.
  • Получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов ООН.
  • Рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов.
  • Избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов ООН и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.

Каждое государство имеет в Ассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети государств-членов; решения же по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.

Генеральная Ассамблея имеет в своем составе Генеральный комитет, Комитет по проверке полномочий и 6 специализированных комитетов:

  • Генеральный комитет — выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы.
  • Комитет по проверке полномочий — представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей.
  • Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет) занимается вопросами разоружения и соответствующими вопросами международной безопасности.
  • Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет) занимается экономическими вопросами.
  • Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет) занимается проблемами социального и гуманитарного характера.
  • Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвертый комитет) занимается разнообразной политической тематикой, не входящей в круг ведения Первого комитета, а также вопросами деколонизации.
  • Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет) занимается административными вопросами и бюджетом Организации Объединенных Наций.
  • Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет) занимается международными правовыми вопросами.

В состав Совета Безопасности ООН входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 членов каждый год. 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:

  • Пять — от государств Африки и Азии.
  • Один — от государств Восточной Европы.
  • Два — от государств Латинской Америки.
  • Два — от государств Западной Европы и других государств.

Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом «вето».

Читайте также:
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Непостоянными членами СБ ООН в 2012-2013 гг. были Австралия, Гватемала, Марокко, Пакистан и Того, в 2013-2014 гг. – Азербайджан, Аргентина. Люксембург, Руанда и Республика Корея.

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) — один из главных органов Организации Объединённых Наций, который координирует сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и её специализированных учреждений.

Уставом Организации Объединенных Наций ЭКОСОС учреждён в качестве главного органа, отвечающего за координацию деятельности 14 специализированных учреждений ООН, девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий в экономической и социальной сфере. Совет является также центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций, получая доклады от 11 фондов и программ ООН.

В сферу деятельности Экономического и Социального Совета входят:

  • Содействие экономическому и социальному прогрессу, в том числе повышению уровня жизни и полной занятости населения.
  • Выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения.
  • Содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования.
  • Создание условий для всеобщего уважения прав человека и его основных свобод.

ЭКОСОС проводит или организует исследования по вопросам, входящим в сферу его деятельности, публикует доклады по этим вопросам. Он также оказывает содействие в подготовке и организации проведения международных конференций по экономическим и социальным проблемам, способствует осуществлению решений этих конференций. Для реализации своих полномочий в распоряжение Совета выделено более 70 процентов людских и финансовых ресурсов всей системы ООН.

Свои функции в сфере экономического и социального международного сотрудничества ЭКОСОС осуществляет через пять региональных комиссий:

  • Европейская экономическая комиссия (ЕЭК).
  • Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО).
  • Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА).
  • Экономическая комиссия для Африки (ЭКА).
  • Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК).

Международный суд – главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Стороной дела данного Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.

Секретариат ООН обеспечивает повседневную работу Организации, ее главных органов и реализует принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. Штат Секретариата ООН насчитывает порядка 44 тысяч международных чиновников.

Секретариат выполняет разнообразные функции — от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе Организации Объединённых Наций; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов Организации Объединённых Наций и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.

В структуру Секретариата ООН входят:

  • Канцелярия Генерального секретаря ООН (КГС)
  • Управление служб внутреннего надзора ООН (УСВН)
  • Управление по правовым вопросам ООН (УПВ)
  • Департамент по политическим вопросам ООН (ДПВ)
  • Управление по вопросам разоружения ООН (УВР)
  • Управление операций ООН (УО)
  • Департамент полевой поддержки ООН (ДПП)
  • Управление по координации гуманитарных вопросов ООН (УКГВ)
  • Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ)
  • Департамент по делам Генеральной Ассамблеи и конференционному управлению (ДГАКУ)
  • Департамент общественной информации ООН (ДОИ)
  • Департамент по вопросам управления ООН (ДУ)

Центральные учреждения ООН расположены в Нью-Йорке, отделения – в Женеве, Вене и Найроби. Отделение ООН в Женеве служит центром дипломатических совещаний и форумом для обсуждения проблем разоружения и прав человека. Отделение ООНаций в Вене является штаб-квартирой Организации в части международного контроля за употреблением наркотиков, предупреждения преступлений и уголовного судопроизводства, мирного использования космического пространства и международного торгового права. Отделение ООН в Найроби служит центром деятельности Организации Объединённых Наций в области населенных пунктов и охраны окружающей среды.

Устав ООН

United Nations
Nations Unies
Naciones Unidas
联合国

Устав ООН — международный договор, учреждающий международную организацию ООН; подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию Международной Организации пятьюдесятью государствами (Австралия, Аргентина, Белорусская Советская Социалистическая Республика, Бельгия, Боливия, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Дания, Доминиканская Республика, Египет, Индия, Ирак, Иран, Канада, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Либерия, Ливан, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Саудовская Аравия, Сирия, СССР, США, Турция, Украинская Советская Социалистическая Республика, Уругвай, Филиппинская Республика, Франция, Чехословакия, Чили, Эквадор, Эфиопия, Югославия и Южно-Африканский Союз) и вступил в силу 24 октября 1945 года, после того, как был ратифицирован постоянными членами Совета Безопасности ООН и большинством других государств, подписавших Устав. [1]

Все страны, подписавшие Устав, обязаны соблюдать его статьи; кроме того, их обязательства по Уставу ООН превалируют над всеми другими обязательствами, вытекающими из других международных договоров. Устав был ратифицирован большинством стран мира; единственное исключение среди общепризнанных стран составляет Святой престол, который предпочёл сохранить за собой статус постоянного наблюдателя, в связи с чем не является стороной, которая подписала документ в полном объеме.

Содержание

История создания документа

В 1945 году представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН [1]. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в Думбартон-Оуксе в августе-октябре 1944 года. Устав был подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем.

Читайте также:
Финансовый агент: что это такое, описание и особенности

К 24 октября 1945 года Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. В 1949 году Генеральная Ассамблея ООН объявила [2] 24 октября Днем Объединенных Наций [3], который будет посвящен осведомлению народов мира о целях и достижениях Организации Объединенных Наций.

Указатель глав

  • Примечание
  • Преамбула
  • Глава I: Цели и Принципы (статьи 1–2)
  • Глава II: Члены Организации (статьи 3–6)
  • Глава III: Органы (статьи 7–8)
  • Глава IV: Генеральная Ассамблея (статьи 9–22)
  • Глава V: Совет Безопасности (статьи 23–32)
  • Глава VI: Мирное разрешение споров (статьи 33–38)
  • Глава VII: Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии (статьи 39–51)
  • Глава VIII: Региональные соглашения (статьи 52–54)
  • Глава IX: Международное экономическое и социальное сотрудничество (статьи 55–60)
  • Глава X: Экономический и Социальный Совет (статьи 61–72)
  • Глава XI: Декларация в отношении несамоуправляющихся территорий (статьи 73–74)
  • Глава XII: Международная система опеки (статьи 75–85)
  • Глава XIII: Совет по Опеке (статьи 86–91)
  • Глава XIV: Международный Суд (статьи 92–96)
  • Глава XV: Секретариат (статьи 97–101)
  • Глава XVI: Разные постановления (статьи 102–105)
  • Глава XVII: Мероприятия по безопасности в переходный период (статьи 106–107)
  • Глава XVIII: Поправки (статьи 108–109)
  • Глава XIX: Ратификация и подписание (статьи 110–111)

Нарушения Устава ООН

Как следует из определения, Устав ООН обязателен к исполнению всеми странами участниками и прямо запрещает некоторые действия:

Угроза силой или ее применение

С принятием Устава ООН в 1945 году угроза силой или ее применение были запрещены, за исключением случаев: [2]

  • индивидуальной или коллективной самообороны;
  • применения по решению Совета Безопасности ООН.

Устав ООН: что это такое, описание и особенности

[Принят в Лондоне 16 ноября 1945 г. Поправки внесены Генеральной конференцией на второй, третьей, четвертой, пятой, шестой, седьмой, восьмой, девятой, десятой, двенадцатой, пятнадцатой, семнадцатой, девятнадцатой, двадцатой, двадцать первой, двадцать четвертой, двадцать пятой сессиях.]

Правительства государств – участников настоящего Устава провозглашают от имени своих народов следующее:

Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира;

Взаимное непонимание было на протяжении всей истории человечества причиной подозрительности и недоверия между народами, вследствие чего их разногласия слишком часто приводили к войне;

Только что закончившаяся ужасная мировая война стала возможной вследствие отказа от демократических принципов уважения достоинства человеческой личности, равноправия и взаимного уважения людей, а также вследствие насаждаемой на основе невежества и предрассудков доктрины неравенства людей и рас;

Для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей на основе справедливости, свободы и мира; поэтому на все народы возлагается в этом отношении священная обязанность, которую следует выполнять в духе взаимного сотрудничества;

Мир, основанный лишь на экономических и политических соглашениях правительств, не сможет завоевать единодушной, прочной и искренней поддержки народов; он должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества;

Руководствуясь вышеуказанными соображениями и веря в необходимость предоставления всем людям полных и равных возможностей для получения образования, беспрепятственных исканий объективной истины и свободного обмена мыслями и знаниями, подписавшие настоящий Устав государства выразили твердую решимость развивать и расширять связи между своими народами в целях взаимного понимания и приобретения более точного и ясного представления о жизни друг друга.

Вследствие этого они создают настоящим актом Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры с целью постепенного достижения путем сотрудничества народов всего мира в области образования, науки и культуры международного мира и всеобщего благосостояния человечества, для чего и была учреждена Организация Объединенных Наций, как провозглашает ее Устав.

Статья 1

Цели и обязанности

1. Организация ставит себе задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии.

2. В этих целях Организация

а) способствует сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех средств информации и рекомендует с этой целью заключать международные соглашения, которые она сочтет полезными для свободного распространения идей словесным и изобразительным путем;

b) поощряет развитие народного образования и распространение культуры,

сотрудничая с государствами – членами Организации по их просьбе в деле расширения просветительной деятельности,

добиваясь сотрудничества между народами в целях постепенного осуществления идеала доступности образования для всех, независимо от расы, пола или каких-либо социально-экономических различий,

предлагая методы образования, наиболее подходящие для воспитания в детях всего мира чувства ответственности свободного человека;

с) помогает сохранению, увеличению и распространению знаний,

заботясь о сохранении и охране мирового наследия человечества книг, произведений искусства и памятников исторического и научного значения,

а также рекомендуя заинтересованным странам заключение соответствующих международных конвенций,

поощряя сотрудничество народов во всех областях умственной деятельности, международный обмен лицами, работающими в области образования, науки и культуры,

а также обмен изданиями, произведениями искусства, лабораторным оборудованием и всякой полезной документацией,

обеспечивая различными видами международного сотрудничества всем народам возможность ознакомления со всем, что публикуется в отдельных странах.

Читайте также:
Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью

3. С тем чтобы обеспечить государствам – членам настоящей Организации независимость, неприкосновенность и сохранение своеобразия их культуры и систем образования, Организация отказывается от всякого вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию этих стран.

Статья II

1. Прием в Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры открыт для государств – членов Организации Объединенных Наций.

2. В соответствии с соглашением, заключенным между Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и Организацией Объединенных Наций и одобренным согласно статье X настоящего Устава, государства, не состоящие членами ООН, могут быть, по предложению Исполнительного совета, приняты в Организацию ее Генеральной конференцией большинством в две трети голосов.

3. Территории или группы территорий, не несущие ответственности за ведение своих внешних сношений, могут быть приняты в члены-сотрудники Генеральной конференцией большинством в две трети присутствующих и принимающих участие в голосовании членов, если об этом приеме просит для каждой из данных территорий или группы территорий то государство-член или тот орган, которые ответственны за ведение их внешних сношений. Характер и объем прав и обязанностей членов-сотрудников устанавливаются Генеральной конференцией.

4. Осуществление прав и привилегий государства – члена настоящей Организации, права и привилегии которого в качестве члена Организации Объединенных Наций приостановлены, по требованию последней приостанавливаются.

5. Государства – члены Организации автоматически выбывают из нее, если они исключены из Организации Объединенных Наций.

6. Государство-член или член – сотрудник Организации может выйти из ее состава после соответствующего о том уведомления Генерального директора. Это уведомление вступает в силу 31 декабря следующего года при представлении заявления в данном году. Выход из состава Организации не снимает финансовых обязательств, лежащих на выбывающем государстве по отношению к Организации к моменту вступления в силу решения о его выходе. Уведомление о выходе члена-сотрудника из состава Организации делается от его имени правительством государства-члена или иным ответственным за ведение его внешних сношений органом.

Статья III

Органами Организации являются: Генеральная конференция, Исполнительный совет и Секретариат.

Статья IV

1. Генеральная конференция состоит из представителей государств – членов Организации. Правительство каждого государства-члена назначает не более пяти представителей, избираемых по консультации с Национальной комиссией, если она существует, или с образовательными, научными и культурными учреждениями.

2. Генеральная конференция определяет направление и общую линию деятельности Организации. Она выносит решения относительно программ, направленных ей Исполнительным советом.

3. Генеральная конференция созывает, в случае необходимости и согласно утвержденным ею правилам, международные конференции государств по вопросам, касающимся образования, естественных и гуманитарных наук и распространения знаний; неправительственные конференции по тем же вопросам могут созываться Генеральной конференцией или Исполнительным советом согласно утвержденным Генеральной конференцией правилам.

4. Высказываясь за принятие проектов, предлагаемых государствам-членам, Генеральная конференция должна делать различие между рекомендациями государствам-членам и международными конвенциями, которые должны быть ратифицированы государствами-членами. В первом случае достаточно простого большинства голосов; во втором – необходимо большинство в две трети. Каждое из государств-членов вносит эти рекомендации или конвенции на рассмотрение своих компетентных органов в течение года со дня закрытия той сессии Генеральной конференции, на которой они были приняты.

5. В соответствии с пунктом 5 “с” статьи V Генеральная конференция дает свои заключения Организации Объединенных Наций по интересующим данную Организацию вопросам образования, науки и культуры согласно процедуре и срокам, которые будут установлены компетентными органами обеих организаций.

6. Генеральная конференция получает и рассматривает представляемые Организации государствами-членами доклады о выполнении рекомендаций и конвенций, о которых идет речь выше в пункте 4, или, в случае принятия Конференцией такого решения, резюме этих докладов.

7. Генеральная конференция избирает членов Исполнительного совета; по рекомендации Исполнительного совета она назначает Генерального директора.

8. a) Каждое государство-член имеет один голос на Генеральной конференции. Решения принимаются простым большинством голосов, за исключением тех случаев, когда положения настоящего Устава* или Правил процедуры Генеральной конференции** требуют большинства в две трети. Под большинством надлежит понимать большинство присутствующих и принимающих участие в голосовании.

* Положение следующих статей: II.2 (прием новых государств-членов, не являющихся членами ООН, по рекомендации Исполнительного совета); II.3 (прием членов-сотрудников); IV.13 (допуск наблюдателей неправительственных или полуправительственных организаций); XIII.1 (поправки к Уставу); XIII.2 (принятие правил, определяющих процедуру внесения поправок в Устав).

** См. статью 81, пункт 2, Правил процедуры Генеральной конференции.

b) Государство – член Организации не имеет права участвовать в голосованиях Генеральной конференции, если сумма его задолженности по взносам превышает сумму взносов, причитающихся с него за текущий и за предшествующие календарные годы.

c) Генеральная конференция может, однако, разрешить такому государству – члену Организации участвовать в голосовании, если она признает, что неуплата произошла по не зависящим от него обстоятельствам.

9. а) Генеральная конференция собирается на очередные сессии раз в два года. Она может собраться на внеочередную сессию по своему решению, по решению Исполнительного совета или по требованию не менее одной трети государств-членов.

b) Конференция устанавливает на каждой сессии место созыва следующей очередной сессии. Место созыва внеочередной сессии устанавливается Генеральной конференцией, если инициатива созыва исходит от нее, или, во всех остальных случаях, Исполнительным советом.

10. Генеральная конференция утверждает свои Правила процедуры. Она избирает на каждой сессии Председателя и других членов Президиума.

11. Генеральная конференция учреждает специальные и технические комиссии и другие вспомогательные органы, необходимые для выполнения ее задач.

12. В соответствии с Правилами процедуры Генеральная конференция должна принять надлежащие меры к тому, чтобы заседания проходили в условиях широкой гласности.

Читайте также:
Система прокуратуры: что это такое, описание и особенности

13. По рекомендации Исполнительного совета в соответствии со своими Правилами процедуры Генеральная конференция может по решению, принятому большинством в две трети голосов, приглашать в качестве наблюдателей на определенные сессии Конференции или ее комиссий представителей международных организаций, в частности, указанных в пункте 4 статьи XI.

14. Если Исполнительный совет предоставил таким международным неправительственным и полуправительственным организациям консультативный статус в соответствии с положениями пункта 4 статьи XI, эти организации приглашаются направлять своих наблюдателей на сессии Генеральной конференции и ее комиссий.

Статья V

Исполнительный совет (см. изменения ст. V, с. 636-637)

1. Исполнительный совет избирается Генеральной конференцией из числа представителей, назначаемых государствами – членами Организации, и он состоит из пятидесяти одного члена, из которых каждый представляет правительство государства-члена, гражданином которого он является. Председатель Генеральной конференции по должности участвует с правом совещательного голоса в заседаниях Исполнительного совета.

2. При выборах членов Исполнительного совета Генеральная конференция должна стремиться ввести в него лиц, компетентных в области искусства, литературы, науки, образования и распространения знаний. Они должны обладать необходимым опытом и авторитетом для выполнения административных и исполнительных функций Совета. Конференция должна также подходить к этому вопросу с учетом разнообразия культур и справедливого географического распределения. В составе Исполнительного совета не может быть одновременно двух граждан одного и того же государства-члена; это ограничение не относится к Председателю Конференции.

3. Члены Исполнительного совета исполняют свои обязанности с момента окончания той сессии Генеральной конференции, на которой они были избраны, до конца второй очередной сессии Генеральной конференции с момента их избрания. Они не могут быть сразу же переизбраны на второй срок. Генеральная конференция на каждой из своих очередных сессий проводит выборы такого числа членов, которое необходимо для замещения мест, освобождающихся в конце сессии.

4. a) В случае смерти или выхода в отставку одного из членов на его место до истечения срока его полномочий Исполнительный совет назначает кандидата, указанного правительством государства-члена, которое представлял выбывший из состава член Совета.

b) Правительство, выставляющее кандидата, и Исполнительный совет руководствуются положениями пункта 2 настоящей статьи.

с) При возникновении исключительных обстоятельств, которые, по мнению представленного государства, делают необходимой замену его представителя, даже если этот последний не заявит о своем выходе в отставку, оно действует в соответствии с положениями подпункта а).

d) В случае выхода из Организации какого-либо государства-члена, гражданин которого является членом Исполнительного совета, этот член утрачивает свои полномочия с даты вступления в силу указанного выхода.

5. а) Исполнительный совет подготавливает повестку дня Генеральной конференции. Он рассматривает программу работы Организации и соответствующие бюджетные сметы, представляемые ему Генеральным директором согласно пункту 3 статьи VI и представляет их Генеральной конференции со всеми рекомендациями, которые он найдет уместным сделать.

b) Исполнительный совет, действуя в соответствии с полномочиями Генеральной конференции, несет перед ней ответственность за выполнение принятой ею программы. Согласно решениям Генеральной конференции и учитывая обстоятельства, которые могут возникнуть в период между двумя очередными сессиями, Исполнительный совет принимает все необходимые меры для эффективного и рационального выполнения программы Генеральным директором.

с) В период между двумя очередными сессиями Генеральной конференции Совет может выполнять консультативные функции при Организации Объединенных Наций, предусмотренные в пункте 5 статьи IV, при условии, что вопрос, по которому запрашивается заключение, уже рассмотрен в принципе Конференцией или когда решение вопроса вытекает из постановлений Конференции.

6. Исполнительный совет представляет Генеральной конференции рекомендации относительно приема в Организацию новых членов.

7. В соответствии с решениями Генеральной конференции Исполнительный совет утверждает свои правила процедуры. Он избирает должностных лиц из состава своих членов.

8. Исполнительный совет собирается на очередные сессии по крайней мере два раза в год; Председатель может созвать его на внеочередную сессию по своей инициативе или по требованию шести членов Совета.

9. Председатель Исполнительного совета представляет от имени Совета каждой очередной сессии Генеральной конференции доклады о деятельности Организации со своими замечаниями или без них, подготовленные Генеральным директором в соответствии с положениями статьи VI 3b.

10. Исполнительный совет принимает все необходимые меры для консультации с представителями международных организаций или компетентными лицами, которые занимаются вопросами, входящими в круг деятельности Совета.

История создания ООН. Устав ООН, цели и принципы ООН. Членство ООН. Бюджет ООН. Привилегии и иммунитеты ООН

История создания ООН

Несмотря на очевидную потребность в создании всеобщей международной организации для установления послевоенного правопорядка, эта идея не нашла признания в Декларации Объединенных Наций, подписанной 26 странами.

Решение о создании всемирной международной организации по поддержанию международного мира и безопасности было принято на территории бывшего СССР — государства, внесшего решающий вклад в разгром фашистских агрессоров и руководящим принципом внешней политики которого являлся принцип мирного сосуществования государств различных общественно-политических систем. Так, в п. 1 Московской декларации, подписанной правительствами СССР, США, Великобритании и Китая 30 декабря 1943 г., отмечено, что правительства этих стран «признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства — большие и малые».Правительства четырех держав приняли на себя обязательство консультироваться друг с другом, а когда этого потребуют обстоятельства — и с другими членами Объединенных Наций, с целью совместных действий в интересах сообщества наций для поддержания международного мира и безопасности, пока не будут восстановлены закон и порядок и пока не будет установлена система всеобщей безопасности (п. 5).Стороны обязались не применять до окончания войны своих вооруженных сил на территории других государств без совместной консультации, причем применение ограничивалось только целями, предусмотренными в Декларации. Они обязались также совещаться и сотрудничать друг с другом и с другими членами Объединенных Наций в целях достижения всеобщего соглашения о регулировании вооружений в послевоенный период.

Читайте также:
Тайное голосование: что это такое, описание и особенности

Детально проанализировав Московскую декларацию, крупнейший исследователь истории создания ООН и участник конференций по разработке Устава ООН С. Б. Крылов справедливо пришел к выводу о том, что «местом рождения Организации Объединенных Наций явилась Москва, поскольку именно в Москве была подписана Декларация о создании всеобщей организации безопасности».

Решения Московской конференции получили всеобщее подтверждение на Тегеранской конференции, где 1 декабря 1943 г. была подписана Декларация, в которой главы СССР, США и Великобритании заявили о следующем: «Мы полностью признаем высокую ответственность, лежащую на нас и на всех Объединенных Нациях за осуществление такого мира, который получит одобрение подавляющей массы народов земного шара и который устранит бедствия и ужасы войны на многие поколения».

В течение первого полугодия 1944 г. происходили переговоры между участниками Московской конференции 1943 г. о правовом статусе (в широком смысле) новой международной организации по вопросам мира и безопасности. В июне 1944 г Президент США Ф. Рузвельт выступил с заявлением о планах создания международной организации безопасности. Резюмируя свои соображения об этой организации, Президент США подчеркнул: «Мы не имеем в виду создание сверхгосударства с собственной полицейской силой и другими реквизитами принудительной власти».

К началу переговоров в Думбартон-Оксс (21 августа — 28 сентября 1944 г.) были составлены английские, американские и советские предложения. Согласованный в Думбартон-Оксе проект «Предварительных предложений» о создании Всеобщей международной организации по поддержанию мира и безопасности явился основой будущего Устава ООН. Этот проект состоял из 12 глав (для сравнения: Устав ООН состоит из 19 глав).

На Крымской (Ялтинской) конференции вопрос о создании совместно с другими миролюбивыми государствами универсальной международной организации для поддержания мира и безопасности занимал одно из важнейших мест. В опубликованном 13 февраля 1945 г. совместном коммюнике главы трех держав установили, что 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско будет созвана Конференция Объединенных Наций для подготовки устава такой организации в соответствии с положениями, выработанными в ходе предварительных переговоров. Было условлено, что в основу деятельности ООН должен быть положен принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН при решении кардинальных вопросов обеспечения мира. Участники Конференции договорились о том, что Великобритания и США поддержат советское предложение о допуске к первоначальному членству в ООН Украинской ССР и Белорусской ССР.

Окончательный текст Устава ООН был выработан и подписан в Сан-Франциско (США) 26 июня 1945 г. на Конференции Объединенных Наций по вопросу о создании международной организации. Устав вступил в силу 24 октября 1945 г. после ратификации его СССР, США, Великобританией, Францией, Китаем и большинством других государств, подписавших Устав ООН. Этот день был объявлен Днем Организации Объединенных Наций (Резолюция 168 (II)от 31 декабря 1947 г.).

В преамбуле Устава указано, что члены ООН преисполнены решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе. В связи с этим члены ООН берут на себя обязательства проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, объединить свои усилия для поддержания международного мира и безопасности, использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

В то время положения Устава ООН отражали новое мышление. Цели и принципы, провозглашенные в нем, наделены высшей юридической силой.

Устав ООН, цели и принципы ООН

Один из активных разработчиков Устава ООН профессор С. Б. Крылов справедливо отмечал, что «Организация Объединенных Наций (в лице ее некоторых органов) обладает рядом полномочий и правоспособностью в отдельных международно-правовых отношениях (в области как международного частного, так и публичного права)». ООН не является конфедерацией, поскольку не обладает государственной властью. ООН не является и мировым правительством. Она с самого начала создавалась как организация сотрудничества государств в самых различных (практически во всех) областях международных отношений.

Основные черты правосубъектности ООН закреплены в ее Уставе, Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., соглашениях ООН со специализированными учреждениями, Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 г., Соглашении между ООН и США по вопросу о местоположении Центральных учреждений ООН 1947 г. и во многих других международных договорах.

Согласно ст. 104 Устава Организация пользуется на территории каждого из своих членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения своих функций и достижения своих целей.

Цели ООН (в соответствии со ст. 1 и 2 Устава ООН):

  1. поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира;
  2. улаживать или разрешать в соответствии с принципами справедливости и международного права международные споры или ситуации, которые могут привести к нарушению мира,
  3. развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;
  4. осуществлять многостороннее сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии;
  5. быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.
Читайте также:
Разногласия с заказчиком из-за изменения задания.

Принципы деятельности ООН :

  • суверенное равенство всех ее членов;
  • добросовестное выполнение принятых на себя по Уставу обязательств;
  • мирное разрешение споров (разрешение международных споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость);
  • воздержание от угрозы силой или ее применения (воздержание в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН);
  • оказание Организации всемерной помощи во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздержание от оказания помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера;
  • обеспечение Организацией того, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности;
  • невмешательство Организации Объединенных Наций в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства (этот принцип, однако, не затрагивает применения принудительных мер в случаях угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии).

Содержание и направленность целей и принципов ООН, а также ее практическая деятельность убеждают в наличии у этой Организации самостоятельной воли. Последняя необходима ООН для выполнения основных (т. е. закрепленных в ее Уставе) и производных (вытекающих из резолюций главных органов Организации) задач.

Основные черты правосубъектности ООН:

  • ООН вправе заключать договоры с государствами и другими международными организациями и требовать их неукоснительного соблюдения. Эти договоры являются важными источниками международногопубличного права (ст. 17, 26, 28, 32, 35, 43, 53, 57, 63, 64, 77, 79, 83, 85, 93 Устава ООН).
  • Согласно ст. 105 Устава Организация пользуется на территории каждого из своих членов, такими привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для достижения ее целей. Кроме того, представители членов ООН и ее должностные лица также пользуются такими привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для самостоятельного выполнения ими своих функций, связанных с деятельностью Организации.
  • ООН является юридическим лицом и правомочна:
  1. заключать договоры имущественного характера;
  2. приобретать недвижимое и движимое имущество и распоряжаться им;
  3. возбуждать дела в суде.
  • Как субъект международного права Организация вправе предъявлять претензии юридического характера к государствам и другим международным организациям.
  • Организация не может быть ограничена финансовым контролем, правилами или мораторием какого бы то ни было рода.
  • Согласно ст. 35 и 38 Устава ООН государства-члены доводят до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи о любых спорах или таких ситуациях, продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея могут делать соответствующие рекомендации.
  • Совет Безопасности вправе вести с государствами или группами государств переговоры о заключении соглашения или соглашений и заключать такие соглашения.
  • Согласно ст. 4 Устава Совет Безопасности вправе потребовать от члена Организации предоставления вооруженных сил во.исполнение таким государством обязательств, принятых на основании ст. 43.
  • Статья 64 предоставляет Экономическому и Социальному совету (ЭКОСОС) право заключать соглашения с членами Организации по вопросам, входящим в его компетенцию.
  • Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запрашивать у Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу.
  • Любой член ООН вправе иметь свое постоянное представительство при ООН, возглавляемое чрезвычайным и полномочным послом.

Вместе с тем ООН не имеет качества государства, а тем более сверхгосударства. По справедливому мнению Р. Л. Боброва, ООН — это вторичный, производный (нетипичный) субъект современного международного права, образованный волеизъявлением суверенных государств — коренных, исконных субъектов этого права. Созданная как центр для согласования действий государств во имя мира и развития международного сотрудничества на демократических началах, ООН наделена определенной международной правосубъектностью, совершенно необходимой ей для осуществления ее функций. Значительные черты правосубъектности ООН взаимосвязаны и образуют в целом специфическую правосубъектность, лежащую в иной правовой плоскости, чем правосубъектность государств. ООН правоспособна лишь в пределах, очерченных ее Уставом.

В настоящее время ООН является самой представительной и подлинно универсальной (по кругу решаемых проблем) межправительственной организацией.

Членство ООН

Согласно Уставу, членом ООН может быть только государство. Прием в члены ООН, как указано в главе II (ст. 4) Устава, «открыт для всех других миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в настоящем Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять».

Прием новых государств-членов производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Для приема нового члена требуется поддержка как минимум 9 из 15 государств — членов Совета Безопасности (при этом следует учесть, что 5 постоянных членов — Великобритания, Китай, Россия, США и Франция — могут наложить на решение вето, проголосовав против), после чего вопрос передаётся в Генассамблею, где для принятия резолюции о вступлении требуется большинство в две трети.

Новое государство становится членом ООН с даты резолюции Генеральной Ассамблеи. Генеральная Ассамблея также имеет право с санкции Совета Безопасности приостанавливать осуществление прав и привилегий государства-члена или исключать его за нарушение принципов, провозглашенных Уставом. Осуществление этих прав и привилегий может быть восстановлено Советом Безопасности.
В настоящее время членами ООН являются 193 государства.

Читайте также:
Страховое обеспечение: что это такое, описание и особенности

Бюджет ООН

Главными источниками поступления средств в бюджет являются взносы государств-членов, оцениваемые в соответствии со шкалой, утвержденной Генеральной Ассамблеей по рекомендации Комитета по взносам, в который входят 18 экспертов, действующих на общественных началах и избранных Генеральной Ассамблеей по рекомендации Административного и бюджетного (Пятого) Комитета.

Основным критерием, на основании которого строится шкала взносов, является платежеспособность страны. Она определяется, принимая во внимание долю взноса в валовом национальном продукте, скорректированную с учетом суммы факторов, включающих доход на душу населения данной страны. Комитет полностью пересматривает шкалу взносов каждые три года на основе последних статистических данных по доходам.

В дополнение к регулярному бюджету государства-члены оплачивают затраты на международные трибуналы и в соответствии с модифицированием основной шкалы покрывают расходы на миротворческие операции.

Фонды и программы Организации Объединенных Наций, такие, как Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Программа развития ООН (ПРООН) и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) имеют самостоятельные бюджеты. Основной объем их ресурсов поступает на добровольной основе от правительств, а также от частных лиц, как, например, в случае с ЮНИСЕФ.

Специализированные учреждения ООН также имеют самостоятельные бюджеты.

Привилегии и иммунитеты ООН

Привилегии и иммунитеты – это особые права и преимущества, которыми ООН, согласно ст. 105 Устава ООН, пользуется на территории каждого из своих государств-членов для достижения целей организации. Объем привилегий и иммунитетов ООН определен в Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1946 г., и в специальных соглашениях о месторасположении учреждений ООН, заключенных организацией с США (1947 г.), Швейцарией (1946 г.) и рядом других государств. На основании указанных документов ООН предоставляются права:

  • на неприкосновенность помещений, собственности, архивов, документов и корреспонденции;
  • свободу сношений, включая право пользования шифрами, кодом, курьерами и вализой, фискальный иммунитет;
  • иммунитет от юрисдикции, таможенные привилегии, право на эмблему, флаг и т.д.

Кроме того, в силу своей специфики ООН пользуется некоторыми дополнительными привилегиями. Она располагает собственной радиосетью и ведет передачи, выпускает почтовые марки и содержит собственную службу безопасности на территории своих учреждений.

Местные власти не могут осуществлять на территории учреждений ООН никакие процессуальные действия (аресты, обыски и т.п.) без согласия Генерального секретаря ООН.

Важнейшим компонентом режима территории учреждений ООН, определяемого соглашениями о месторасположении этих учреждений, заключаемыми Организацией с различными государствами, является обязательство стран пребывания таких учреждений не препятствовать въезду на территорию учреждений и выезду с нее представителей и членов делегаций государств – членов Организации, сотрудников ООН и других официальных лиц и беспрепятственно выдавать им соответствующие визы.

Условные факты хозяйственной деятельности

Условные факты хозяйственной деятельности – имеющие место по состоянию на отчетную дату факты хозяйственной деятельности, в отношении последствий которых и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность, т.е. возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий.

Что относится к условным фактам хозяйственной деятельности

Условные факты хозяйственной деятельности подразделяются на оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы (п. 1 ПБУ 8/2010).

Оценочные обязательства

Оценочное обязательство – обязательство с неопределенной величиной или сроком исполнения, т.е. обязанность, явившаяся следствием прошлых событий хозяйственной жизни, исполнения которой, приводящего к уменьшению экономических выгод, организация не может избежать (п.п. 4 и 5 ПБУ 8/2010).

В частности, оценочные обязательства признаются:

в связи с предстоящей реструктуризацией деятельности организации, если имеется детальный утвержденный в надлежащем порядке план предстоящей реструктуризации и организация своими действиями и (или) заявлениями создала у лиц, права которых затрагиваются предстоящей реструктуризацией деятельности организации, обоснованные ожидания, что план реструктуризации будет реализован в ближайшем будущем (п. 11 ПБУ 8/2010);

в связи с выявлением убыточности заключенного организацией договора в случае, если условиями этого договора предусмотрены штрафные санкции за его расторжение (Приложение № 1 к ПБУ 8/2010);

в связи с допущенными организацией нарушениями законодательства, влекущими наложение штрафов;

в связи с участием организации в судебном разбирательстве, если у организации есть основания считать, что судебное решение будет принято не в ее пользу, и может обоснованно оценить сумму возмещения, которую ей придется заплатить истцу (Приложение № 2 к ПБУ 8/2010);

в связи с предстоящими выплатами отпускных, предусмотренными коллективным или трудовыми договорами выплатами работникам по итогам года либо за выслугу лет;

в связи с наличием обязательств организации по гарантийному обслуживанию продаваемой продукции, выполняемых работ.

Как отражаются в бухучете и бухгалтерской отчетности оценочные обязательства

Оценочное обязательство, предполагаемый срок исполнения которого не превышает 12 месяцев после отчетной даты, признается в бухгалтерском учете организации в размере, отражающем наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству (п. 15 ПБУ 8/2010).

Оценочное обязательство, предполагаемый срок исполнения которого превышает 12 месяцев после отчетной даты оценивается по приведенной (дисконтированной) стоимости (п. 20 ПБУ 8/2010).

Оценочные обязательства отражаются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции со счетом учета расходов по обычным видам деятельности, прочих расходов либо счетом учета стоимости актива (п. 8 ПБУ 8/2010; Инструкция по применению Плана счетов; Письмо Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01). В течение отчетного года при фактических расчетах по признанным оценочным обязательствам сумма затрат организации, связанных с выполнением организацией данных оценочных обязательств, а также соответствующая кредиторская задолженность отражается в корреспонденции со счетом 96 «Резервы предстоящих расходов».

В случае недостаточности суммы признанного оценочного обязательства затраты организации по погашению обязательства отражаются в бухгалтерском учете организации в обычном порядке (п. 21 ПБУ 8/2010).

Читайте также:
Установление отцовства в судебном порядке

В случае избыточности суммы признанного ранее оценочного обязательства или в случае прекращения выполнения условий признания оценочного обязательства, неиспользованная сумма оценочного обязательства списывается со счета 96 «Резервы предстоящих расходов» на счет 91 субсчет «Прочие доходы» (п. 22 ПБУ 8/2010; Инструкция по применению Плана счетов).

Оценочные обязательства, предполагаемый срок исполнения которых превышает 12 месяцев после отчетной даты, отражаются в составе долгосрочных обязательств по строке 1430 «Оценочные обязательства» пассива баланса (п. 19 ПБУ 4/99; Приложение № 1 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н).

Оценочные обязательства, предполагаемый срок исполнения которых не превышает 12 месяцев после отчетной даты, отражаются в составе краткосрочных обязательств по строке 1540 «Оценочные обязательства» пассива баланса (п. 19 ПБУ 4/99; Приложение № 1 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н).

Информация об оценочных обязательствах отражатся в таблице 7 «Оценочные обязательства» Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (Приложение № 3 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н).

Условные обязательства и условные активы

Условное обязательство возникает у организации вследствие прошлых событий ее хозяйственной жизни, когда существование у организации обязательства на отчетную дату зависит от наступления (ненаступления) одного или нескольких будущих неопределенных событий, не контролируемых организацией (п. 9 ПБУ 8/2010).

Условный актив возникает у организации вследствие прошлых событий ее хозяйственной жизни, когда существование у организации актива на отчетную дату зависит от наступления (ненаступления) одного или нескольких будущих неопределенных событий, не контролируемых организацией (п. 13 ПБУ 8/2010).

Как отражаются в бухучете и бухгалтерской отчетности условные обязательства и условные активы

Условные обязательства и условные активы не отражаются в бухучете (п. 14 ПБУ 22/2010). Информация об условных обязательствах и условных активах раскрывается в бухгалтерской отчетности в составе Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах в соответствии с п. п. 25 – 28 ПБУ 8/2010.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Условные факты хозяйственной жизни – безусловное достижение бухгалтерской мысли

Неопределенность – что это?

Если подсчитать по Главной книге обороты и сальдо синтетических или, как их больше любят называть, балансовых счетов, то можно будет получить абсолютно точные, в юридическом смысле, результаты. Но бухгалтер должен руководствоваться требованием приоритета содержания перед формой (п. 7 ПБУ 1/98) и, следовательно, юридическому формализму должен противопоставить реальное экономическое содержание, т.е. он, бухгалтер, должен понять, насколько за безупречными в юридическом смысле числами стоят реальные ценности.

Что это значит

Предположим, что до 31 декабря наша организация предъявила – иск какой-то фирме или налоговым органам, или частному лицу, или еще кому-то. Дело рассматривается в суде, но до подписания (утверждения) отчетности решение еще не было принято. Если администрация (теперь чаще говорят менеджмент) убеждена в том, что дело будет решено в ее пользу, то проблем не возникает: сумма иска – безусловный факт, и отражен в балансе правильно. Но, если у администрации есть сомнения в его полном удовлетворении, то реализм оценки требует представить в отчетности не всю сумму иска, а только ту, которую, вероятно, суд признает правильной. Следовательно, показывая всю величину, бухгалтер завышает объем активов предприятия и тем самым искажает реальное финансовое положение фирмы. Отсюда вывод: нужно показать не всю сумму иска, а только ту его часть, которая, наиболее вероятно, будет признана судом. И с этой минуты бухгалтер становится творцом: он больше не переписывает цифры из полученных им первичных документов, а он сам должен теперь определять их. Соответственно и у ответчика должна быть предусмотрена возможная потеря активов, в случае если он проиграет процесс. Любопытно и то, что и истец, и ответчик исчисляют суммы возможных потерь, но эти величины не могут совпадать, если бы они совпадали, то и процессы бы были не нужны.

Что такое условный факт

Величина иска, которая указана в исковом заявлении, считается условным фактом. Официально он определяется так:

Выдержка из документа

Условным фактом хозяйственной жизни является имеющий место по состоянию на отчетную дату факт хозяйственной жизни, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность, т.е. возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий.

пункт 3 ПБУ 8/01

Деятельность или жизнь

В действующих ПБУ всегда применяются три слова: факты хозяйственной деятельности. Это не верно, ибо нельзя растраты, хищения, потери от стихийных бедствий и т.п. считать хозяйственной деятельностью, но их, безусловно, надо признать неотъемлемой частью хозяйственной жизни. Поэтому в фина России”Концепции развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу” фраза “факт хозяйственной деятельности” заменено на “факт хозяйственной жизни”. Это позволило в данной статье исправить цитату (п. 3 ПБУ 8/01).

СПОД и условные факты

Эти две категории близки друг другу и на Западе обычно регулируются одним стандартом. В нашей стране используют стандарты разные, что имеет под собой достаточное основание.

Общее у них только то, что на 31 декабря неизвестна истинная оценка учетного объекта, но в первом случае к моменту подписания отчетности значение оценки будет известно, во втором – нет. Значит, СПОД можно в учете оценить достоверно, а условный факт – в лучшем случае близко к достоверности.

Примеры фактов

Условные факты могут быть истолкованы в узком и широком смысле.

ПБУ 8/01 исходит из первой трактовки и относит к ним только те факты, относительно которых неизвестна величина. Сюда входят, помимо приведенного случая:

Читайте также:
Государственный регистрационный номер ценных бумаг

а) события, связанные с потерями по выданным гарантиям: предоставленным до отчетной даты;

б) возможные компенсации, обусловленные возникновением договорных и деликтных, связанных с возмещением вреда, обязательств;

в) компенсации по гарантийному ремонту и претензиями по качеству поставляемых товаров и оказанных услуг.

Список, предложенный в действующем ПБУ, – открытый, т.е. перечисленные случаи могут быть дополнены другими аналогичными случаями, смысл которых в неопределенности величины факта.

В широком смысле условны все или почти все факты бухгалтерского учета. И в пункте 3 ПБУ 8/01 специально оговаривается, какие факты не относятся к условным. Здесь фигурируют колебания стоимости материально-производственных запасов и ценных бумаг и другие аналогичные случаи.

Приведенные примеры напоминают условные факты в узком смысле из-за некоторой неопределенности их оценки, однако эта неопределенность весьма незначительна, так как на 31 декабря (критическая дата) установить уровень рыночных цен и многих ценных бумаг существенно легче, чем оценить сомнительную дебиторскую задолженность. В приложении к ПБУ 8/01 приводится табличка, как оценивать вероятность условного факта, но она носит чисто теоретический характер и мало чем может помочь практикующему бухгалтеру, который должен опираться на свои знания и интуицию.

Существенность

В сущности, как уже было отмечено, все факты хозяйственной жизни в той или иной степени условны. Отсюда перед бухгалтером возникает проблема: или отражать все факты, или только некоторые. Известная на Западе и входящая у нас потихоньку в жизнь доктрина достоверного и добросовестного взгляда предполагает, что бухгалтеру следует отразить в учете только существенные (значимые) факты. И тут возникает перед главбухом проблема: что, существенно, а что несущественно. Как различить и как разделить.

Похожие задачи решали древние греки: сколько камней надо сложить вместе, чтобы была куча? Или более актуальная тема: сколько волос должно остаться на голове, чтобы человек считался лысым?

Вот такого типа задачи, только содержащие большой имущественный риск, и принес нам ветер с Запада.

Составители нашего ПБУ 8/01 разумно связывают существенность фактов с их последствиями, которые “признаются существенными, если без знания о них пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности организации на отчетную дату” (п. 5 ПБУ 8/01). Это ставит перед бухгалтером сверхновую задачу, связанную с определением существенности условного факта: повлияет ли этот факт на решения пользователей бухгалтерской отчетности. Если ответ – да, то данные надо отразить, если нет, то отражать их не стоит.

Приняв определенный условный факт за существенный, бухгалтер отражает его по принятому сейчас порядку (п. 7 ПБУ 8/01) не на счетах бухгалтерского учета, а только в пояснительной записке, где, конечно, существенные условные факты должны быть описаны с указанием возможной вероятности их реальных значений.

Риск и резервирование

Однако в некоторых случаях счета бухгалтерского учета затрагиваются. Так, по условным фактам, относительно которых “существует очень высокая или высокая вероятность, что будущие события приведут к уменьшению экономических выгод” (п. 8 ПБУ 8/01), создаются резервы, которые “признаются в бухгалтерском учете расходом” (п. 9 ПБУ 8/01). Но надо помнить, что “избыточно зарезервированные суммы . признаются внереализационным доходом организации” (п. 11 ПБУ 8/01). Отсюда для недобросовестных бухгалтеров открывается заманчивая возможность создать завышенный резерв и тем самым уменьшить доходы фирмы в данном отчетном периоде, но создавая дополнительные доходы в последующем отчетном периоде.

Поэтому пункт 8 ПБУ 8/01 неслучайно требует, чтобы резервировались только те обязательства, величина которых “может быть достаточно обоснованно оценена”.

Оценка

Оценку должен выполнить главный бухгалтер, однако, ответственность за его работу несет администрация, как правило, руководитель – первое лицо в коллективе. В ряде случаев для выполнения оценки привлекают специалистов риэлтерских и/или аудиторских фирм. Их называют независимыми экспертами. При этом пункт 15 ПБУ 8/01 предписывает в оценке “исходить из требования осмотрительности”, то есть из возможного спектра оценок руководствуются минимальным.

При этом следует оценивать каждый условный факт отдельно, правда, одинаковые по значению факты можно оценивать в совокупности (п. 16 ПБУ 8/01).

Теория и практика

Все, что было написано в этой статье – это плод размышлений лучших бухгалтеров XX века. Это желание разорвать паутину юридических преград и вырваться на простор подлинных реальных отношений и величин.

Для многих наших коллег это оказалось слишком необычным, и почти все наши бухгалтеры ПБУ 7/98 и ПБУ 8/01 игнорируют, что, конечно, нарушает действующие юридические нормы, искажает отчетность и вводит в заблуждение многих пользователей отчетности. Это мнение профессора, и оно неизменно, но если бы мне пришлось работать бухгалтером самому, то, скорее всего, я постарался бы поступать так, как поступают люди практики, ибо работа прибавляется, ответственность возрастает, а заработная плата остается неизменной. В отчетность же вносится слишком много субъективизма, который создает больше проблем и меньше ясности.

Итоги

Понятие условного факта – это революция, вошедшая в наш учет и, к сожалению, плохо понятая массой наших бухгалтеров. Мы привыкли думать от документа, в то время как надо думать от факта. ПБУ 8/01 официально ввело их противопоставление: ясно, что написанное в первичном документе это далеко не то, что происходит в жизни, факт и его отражение – это далеко не адекватные величины. И теперь, в наше время, бухгалтер идет от фактов к отчетности. И в этом революция переживаемого нами времени.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: