Уставная правоспособность: что это такое, описание и особенности

Правоспособность: что это простыми словами, примеры, виды

Что такое правоспособность?

Правоспособность – это предусмотренная законом способность лица или организации иметь гражданские права и обязанности. Она является первоначальным условием для возможности участия в правоотношениях. Современное право подразумевает, что все граждане государства обладают равной правоспособностью. Каждый индивид обретает её при рождении и сохраняет до конца жизни. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и теряется в момент прекращения его деятельности).

Следует понимать, что правоспособность не является естественным атрибутом человека, имеющимся у него от природы. Она определяется действующими законами, и в истории человечества бывали периоды, когда отдельные социальные группы или страты частично либо полностью были её лишены (рабы, крепостные крестьяне). Однако, правовые системы современных государств не допускают возможности лишения кого-либо гражданской правоспособности.

Примеры

Права и обязанности, наличие которых подразумевает правоспособность, охватываются понятием «содержание правоспособности«. Именно в контексте содержания правоспособности мы рассмотрим некоторые примеры прав, которые лежат в основе правоспособности. Очевидно, что их перечень огромен и постоянно расширяется, поэтому привести здесь их все невозможно. Но мы рассмотрим основные примеры, закрепленные в статье 18 ГК РФ:

  • владеть имуществом, завещать его или получать в наследство;
  • заниматься любой законной деятельностью;
  • объединяться в организации;
  • заключать сделки, не нарушающие законов;
  • выбирать и без ограничений менять место жительства;
  • обладать авторскими правами на плоды своей творческой, исследовательской или иной интеллектуальной деятельности;
  • обладать другими имущественными и неимущественными правами.

Правоспособность индивид получает сразу после рождения, однако не всеми из перечисленных прав может обладать трёхлетний ребёнок. Он может получить наследство и быть владельцем имущества, но он не может совершать сделки с этим имуществом. Остальные права он получает постепенно – по мере взросления и обретения дееспособности.

Виды правоспособности

Чтобы лучше понять, что такое правоспособность, разберёмся с её видами. Каждый из них подразумевает определённый перечень прав и обязательств, присутствующих у индивида в заданных обстоятельствах. Всего выделяют 4 вида, и каждый из них стоит рассмотреть детально.

1. Общая правоспособность

Сюда входят права и обязанности, которые предусмотрены конституцией государства. К общей правоспособности относятся такие права как:

  • право на жизнь;
  • право на свободу;
  • право на личную неприкосновенность;
  • право на свободное передвижение.

2. Отраслевая правоспособность

В разных сферах жизни общества правоотношения между людьми (а также между людьми и организациями) могут регулироваться отдельными отраслями права. Это подразумевает, что у них возникают дополнительные права, обязанности и ограничения, предусмотренные соответствующими нормативно-правовыми актами.

Примеры отраслевой правоспособности:

  • права и обязанности супругов, предусмотренные семейным правом;
  • права и обязанности сторон, предусмотренные земельным правом.

3. Специальная правоспособность

В некоторых случаях должностное положение может влиять на перечень прав и обязанностей лица, в чём-то расширяя его, в чем-то ограничивая. Прежде всего, это государственные служащие, занимающие должности разного уровня, такие как:

  • президент государства;
  • судья, прокурор, следователь;
  • военнослужащий.

4. Ограниченная правоспособность

В предусмотренных законодательством случаях правоспособность индивида может принудительно ограничиваться. В правовом государстве это возможно исключительно при наличии существенных обстоятельств (например, если человек совершил преступление или представляет опасность, либо существует некая внешняя угроза). При этом закон строго оговаривает, какие права и в какой мере могут подлежать ограничению. Обычно речь идёт об ограничении возможности передвижения или запрете заниматься определённой деятельностью.

Примеры ограничений правоспособности:

  • особый правовой режим при введении чрезвычайного положения;
  • лишение родительских прав, если родители недобросовестно относятся к родительским обязанностям, уклоняются от уплаты алиментов или представляют опасность для ребёнка;
  • ограничения на отдельные виды деятельности, связанные с источниками повышенной опасности (например, люди с некоторыми формами нарушения цветовосприятия не могут водить транспортные средства);
  • ограничения, связанные с приобретением оружия и владением им.

Ограниченная правоспособность может наступать не только из-за собственных поступков субъекта, но и из-за состояния его здоровья или внешних обстоятельств.

Как возникает правоспособность?

Как уже было отмечено, правоспособность возникает сразу после рождения и сохраняется в течение всей жизни индивида. Здесь стоит отметить, что всё ещё ведутся активные дискуссии о том, чтобы начинать считать индивидом эмбрион во время вынашивания и соответствующим образом пересмотреть его правовой статус.

Однако с позиции права тут всё однозначно: индивид обретает правоспособность строго после рождения. А современная медицина считает ребёнка родившимся ровно в тот момент, когда он начинает дышать самостоятельно. По сути, это подразумевает, что первый самостоятельный вдох новорожденного – это и есть момент обретения им правоспособности.

При этом возможна ситуация, которая на первый взгляд противоречит вышесказанному: ребёнок, родившийся после смерти наследодателя, может претендовать на наследство, если был зачат при его жизни. Это не подразумевает, что он обрёл правоспособность, ещё не родившись. Просто закон защищает его право наследования до того, как это право возникает. А в момент рождения, обретя правоспособность, ребёнок становится наследником и может участвовать в разделе наследства.

Отличия правоспособности от субъективного права

Субъективное право – это признаваемое государством право субъекта претендовать на определённое благо или придерживаться определённой формы поведения. Главное отличие между субъективным правом и правоспособностью заключается в том, что от первого человек может отказаться. Второе же является его неотъемлемым свойством, которое нельзя отобрать и от которого невозможно отказаться.

Чтобы лучше понять, что такое правоспособность, её можно рассматривать как предпосылку к возникновению субъективных прав. Её наличие подразумевает, что у индивида присутствует потенциальная возможность иметь определённые права. К примеру, любой человек может быть владельцем квартиры. Но это не значит, что у него уже есть собственная недвижимость или он может требовать, чтобы ему безвозмездно её предоставили.

Читайте также:
Скрытая реклама: что это такое, описание и особенности

Наиболее распространённым примером субъективного права является право собственности, для возникновения которого должны быть реализованы некоторые юридические факты. После покупки и оформления документов гражданин, до этого обладавший только правоспособностью, получает право собственности на недвижимость, которое является субъективным гражданским правом.

Соотношение правоспособности и дееспособности

Правоспособность – это лишь способность участвовать в гражданско-правовых отношениях. Чтобы эти отношения стали возможными, необходима также дееспособность. Далеко не все понимают разницу между этими двумя понятиями, но они коренным образом отличаются. Правоспособность, как мы уже выяснили, присутствует у человека на протяжении всей его жизни и не может быть отчуждена.

Дееспособность – это способность индивида осознанно и самостоятельно действовать, соблюдая свои права и обязанности. Поскольку ребёнок не может делать всё перечисленное осознанно и самостоятельно, он обладает правоспособностью, но не дееспособностью.

Полная дееспособность возникает у личности только с наступлением совершеннолетия (в большинстве современных государств – в 18 лет). При этом частичная дееспособность возникает существенно раньше и, как правило, в несколько этапов. К примеру, в РФ ребёнок получает право совершать мелкие бытовые сделки (например, купить булочку в школьной столовой) с 6 лет.

Таким образом, до 6 лет ребёнок считается недееспособным, а после – частично дееспособным. Также с этого возраста он может принимать в дар различные вещи или деньги. С 14 лет объём дееспособности расширяется. Подросток получает возможность работать (с некоторыми условиями) и самостоятельно распоряжаться заработанными или полученными иным образом (например, в качестве стипендии) средствами. Однако деньгами или материальными ценностями, полученными в дар или по наследству, он может распоряжаться только под контролем родителей или опекунов.

Ещё одно важное отличие состоит в том, что дееспособность может быть принудительно ограничена. К примеру, если гражданин потерял контроль над собой и больше не может сдерживать зависимость от азартных игр, алкоголя или психотропных веществ, его дееспособность может быть принудительно ограничена. В частности, существенно ограничивается его возможность распоряжаться своим имуществом и доходами – он может делать это только под контролем попечителей.

Заключение

Правоспособность – это важнейший атрибут индивида, возникающий у него сразу после рождения и сохраняющийся на протяжении всей жизни. При этом её нельзя считать естественным свойством человека, поскольку она появляется не сама по себе, а порождается объективным правом. Впоследствии правоспособность становится предпосылкой для обладания субъективными правами, получаемыми гражданином после обретения дееспособности.

Статья 49. Правоспособность юридического лица

1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

2. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.

3. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

4. Гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются настоящим Кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

5. К юридическим лицам, создаваемым Российской Федерацией на основании специальных федеральных законов, положения настоящего Кодекса о юридических лицах применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом о соответствующем юридическом лице.

Комментарий к ст. 49 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена правоспособности ЮЛ – ее видам (п. 1), ограничению (п. 2), возникновению и прекращению (п. 3). Будучи субъектом гражданского права, ЮЛ обладает правосубъектностью. Однако его право- и дееспособность отличаются от право- и дееспособности гражданина. Так: а) ЮЛ возникает и прекращается не в результате биологических процессов, а посредством установленных законом юридических процедур; б) ЮЛ не подвержено влиянию возрастных, психофизиологических процессов и некоторых других факторов, которые могли бы отразиться на его дееспособности; в) ЮЛ имеет органы, которые формируют его волю и реализуют ее вовне, при этом качество волеобразования и волеизъявления нередко обеспечены целым комплексом нормативно предусмотренных мер (в том числе коллегиальностью принятия многих решений, необходимым кворумом присутствия и голосования, определением и ограничением компетенции того или иного органа, возможностью его контроля другим органом и т.п.); г) ЮЛ часто обладает значительными возможностями квалифицированного решения вопросов (в частности, обращения за правовой и другой помощью). Поэтому право- и дееспособность ЮЛ не подлежат противопоставлению; напротив, ЮЛ обладают единой праводееспособностью (или правоспособностью), состоящей из сделко- и деликтоспособности (т.е. способности совершать сделки и другие юридические действия и нести самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам).

Читайте также:
Форма государства: что это такое, описание и особенности

2. ЮЛ имеет общую (универсальную) или специальную правоспособность. Прежде всего это зависит от его принадлежности к коммерческим или некоммерческим организациям. Коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, т.е. имеют общую (универсальную) правоспособность, что соответствует рыночным принципам хозяйствования в условиях децентрализованной экономики. Данное правило является общим и не касается коммерческих организаций, правоспособность которых ограничена законом (унитарных предприятий и некоторых других коммерческих организаций, например банков и страховых компаний) (абз. 2 п. 1 ст. 49) или учредительными документами (третье предложение абз. 1 п. 2 ст. 52 ГК).

Напротив, некоммерческие организации могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности, т.е. обладают специальной правоспособностью. Каких-либо исключений из этого правила нет (абз. 1, 2 п. 1 ст. 49). Последствия выхода ЮЛ за рамки специальной правоспособности неоднозначны. По общему правилу последствия совершенной сделки ЮЛ, выходящей за рамки его специальной правоспособности, определяет ст. 168 ГК, устанавливающая общее правило о недействительности (ничтожности) всякой сделки, не соответствующей требованиям законодательства. Кроме того, систематическое осуществление деятельности общественными или религиозными организациями (объединениями), а также фондами, противоречащими их уставным целям, может быть предпосылкой к их судебной ликвидации (п. 2 ст. 61 ГК).

Однако если сделку совершает коммерческая организация вопреки целям деятельности, определенно ограниченным в ее учредительных документах (третье предложение абз. 1 п. 2 ст. 52 ГК), а также всякая – коммерческая или некоммерческая – организация при отсутствии в необходимых случаях лицензии, такая сделка может быть признана недействительной в судебном порядке по иску указанного в законе круга лиц, при этом необходимо доказать, что контрагент ЮЛ знал или заведомо должен был знать о незаконности данной сделки (ст. 173 ГК). Как видно, закон ставит действительность такой сделки в зависимость от ряда условий (признает оспоримой – п. 1 ст. 166 ГК), поэтому: а) такая сделка, даже несмотря на определенную ограниченность правоспособности коммерческой организации учредительными документами (отсутствие у ЮЛ лицензии), в угоду устойчивости гражданского оборота является действительной, если указанными в законе лицами она не будет эффективно оспорена в суде и аннулирована, либо не будет доказано, что контрагент ЮЛ знал или заведомо должен был знать о ее незаконности, либо суд почему-либо не признал ее недействительной; б) ограниченность правоспособности коммерческой организации ее учредительными документами, а также отсутствие у ЮЛ лицензии имеют значение для третьих лиц, только если они знали или должны были знать об этом.

3. Юридическое лицо может быть ограничено в правах только в случаях и в порядке, указанных в законе (п. 2 ст. 49). Так, ЦБ при нарушении кредитной организацией законов, иных нормативных актов и предписаний ЦБ, непредставления, представления неполной или недостоверной информации может ограничить проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до 6 месяцев. При неисполнении кредитной организацией в установленный срок предписаний об устранении нарушений, а также если эти нарушения или совершаемые банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков) ЦБ вправе ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных в ее лицензии, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года (ст. 74 Закона о ЦБ).

Поэтому ограничение ЮЛ в правах носит не судебный, а административный характер. Решение об ограничении ЮЛ в правах может быть оспорено в суде (п. 2 ст. 49). Ограничения ЮЛ в правах возможны в связи с его реорганизацией. Так, договорами о слиянии или присоединении, решением о реорганизации в форме разделения, выделения, преобразования может быть предусмотрен запрет на совершение акционерным обществом отдельных сделок и (или) видов сделок с момента принятия решения о реорганизации и до момента ее завершения (абз. 1 п. 7 ст. 15 Закона об акционерных обществах).

Серьезные ограничения в правах ЮЛ претерпевает в период ликвидации: в этот период не допускается регистрация изменений в учредительные документы ликвидируемого ЮЛ, а также регистрация ЮЛ, учредителем которых выступает ликвидируемое ЮЛ, или регистрация ЮЛ, которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц).

Правоспособность ЮЛ претерпевает легальное ограничение, если его деятельность требует лицензии (абз. 3 п. 1 ст. 49). Процедура лицензирования касается отдельных видов деятельности, зачастую их могут осуществлять разные организации – коммерческие и некоммерческие (например, медицинские или образовательные услуги могут оказывать и учреждения здравоохранения и образования, и хозяйственные общества соответствующего профиля). Само право на лицензируемую деятельность возникает и может быть реализовано с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (абз. 2 п. 3 ст. 49). До момента получения лицензии или указанного в ней срока ЮЛ не имеет такого права и не может его реализовать, но имеет и может осуществлять другие права (а именно те, которые не требуют лицензирования или уже обеспечены необходимыми лицензиями).

Читайте также:
Сдвоенная операция: что это такое, описание и особенности

4. Правоспособность ЮЛ возникает в момент его создания (абз. 1 п. 3 ст. 49), который, в свою очередь, определяется по дню внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК). Внесение записи об исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ означает прекращение и правоспособности, и самого ЮЛ (п. 4 ст. 57, п. 8 ст. 63 ГК).

Судебная практика по статье 49 ГК РФ

В обоснование заявленных требований административный истец сослался на противоречие оспариваемых норм положениям пункта 2 статьи 1, пунктов 1 и 2 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, указав, что, устанавливая условия и гарантии осуществления депутатской деятельности и возлагая на руководителей и (или) должностных лиц организаций указанные обязанности, региональный законодатель вышел за пределы предоставленных полномочий, поскольку регулирование деятельности юридических лиц, не подведомственных органам государственной власти Самарской области, в том числе по рассмотрению обращений депутатов Самарской Губернской Думы, предоставлению информации по поступившим запросам депутатам является прерогативой федерального законодателя.

Установив, что на момент рассмотрения заявления о процессуальном правопреемстве, отдел по управлению муниципальной собственностью находился в стадии ликвидации, сведений о прекращении его деятельности и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц не имелось, суды, руководствуясь статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), статьями 49, 57, 61, 64, 64.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), не усмотрели оснований для удовлетворения заявления общества.

Исследовав и оценив представленные в обоснование произошедшей реорганизации должника доказательства, руководствуясь статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), статьями 49, 57, 61, 64, 64.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), суды не усмотрели оснований для удовлетворения заявления общества.

Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в том числе заключение эксперта от 17.04.2017 N 148/17, объяснения руководителя общества Шустовой Е.Н., результаты проверки инспекции в отношении общества, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона “О бухгалтерском учете” от 06.12.2011 N 402-ФЗ, статьями 49, 51 – 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовой позицией, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.11.2005 N 452-О, от 18.04.2006 N 87-О, от 16.11.2006 N 467-О, от 20.03.2007 N 209-О, постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды”, от 20.12.2006 N 66 “О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе”, Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2010 N 15658/09, суды, отказывая в удовлетворении требований, исходили из доказанности инспекцией нереальности хозяйственных операций со спорными контрагентами (ООО “Стройинжиниринг”, ООО “Стройснаб”, ООО “Карас”, ООО “Сопромат”, ООО “Профопт”), не проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов, создания формального документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде незаконного возмещения из бюджета НДС и непредставления обществом бесспорных доказательств, свидетельствующих о нарушении инспекцией норм налогового законодательства, прав и законных интересов общества.

Прекращая производство по кассационной жалобе, суд, руководствуясь положениями статей 44, 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 49, 61, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что ПЖСК “Омега 2А” утратил правоспособность после принятия судебных актов судами первой и апелляционной инстанций (08.05.2018 и 10.10.2018), что исключает процессуальную возможность проверки судебной коллегией законности этих судебных актов.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исследовав, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 150 названного кодекса и статьями 49, 61, 63, 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды прекратили производство по делу, поскольку ООО “Вега-Фильм плюс” (передающая сторона по договору от 07.10.2011) прекратило свою деятельность 12.01.2016 на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 49, 53.1, 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, исходили из того, что заявитель не проявил должную разумность и осмотрительность, не направил налоговому органу заявления о том, что его права и законные интересы затрагиваются предстоящим исключением должника из ЕГРЮЛ.

Прекращая производство по делу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 49, 61, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что спор о признании сделки недействительной не может быть рассмотрен без участия одной из ее сторон. На момент рассмотрения настоящего дела одна сторона оспариваемой сделки ликвидирована.

В силу пункта 2 статьи 49 ГК РФ юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Таких ограничений в подпунктах 2 и 4 пункта 3 статьи 40 Закона об инвестиционных фондах не содержится.

Читайте также:
Трудовая книжка: что это такое, описание и особенности

Прекращая производство по заявлению ООО ТД “ПРИБОЙ” и отказывая Васильеву Н.Г. в процессуальном правопреемстве, суд апелляционной инстанции руководствовался статьей 48, пунктом 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 49, 61, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” и исходили из того, что 17.09.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации ООО ТД “ПРИБОЙ”. Общество ликвидировано как недействующее. На дату ликвидации решение о передачи прав ООО ТД “ПРИБОЙ” Васильеву Н.Г. не принималось.

Правосубъектность юридического лица

1. «Рождение» юридического лица означает, что оно обладает правоспособностью и дееспособностью (а если выделять сделкоспособность, деликтоспособность и трансдееспособность, то, значит, и этими свойствами). По-иному быть не может. Поэтому в законе говорится о правоспособности юридического лица, а в юридической литературе в соответствующих случаях чаще всего — о правосубъектности юридического лица.

Наиболее общие положения о правосубъектности юридических лиц сформулированы в ст. 49 ГК. Уяснение содержания соответствующих правил требует также обращения к ряду иных нормативных актов.

2. По общему правилу юридическое лицо обладает специальной правосубъектностью — оно может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности ( абз. 1 п. 1 ст. 49 ГК).

3. Из общего правила о специальной правосубъектности юридических лиц сделано исключение для коммерческих организаций ( абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК). Они обладают общей (универсальной) правосубъектностью. Коммерческие организации могут заниматься какой угодно деятельностью, если только она не запрещена законом (торжествует принцип «можно все, что не запрещено»). Здесь важно подчеркнуть, что запреты могут вводиться федеральными законами, но не иными нормативными актами ( п. 2 ст. 3 ГК). Поэтому в учредительных документах коммерческих организаций не требуется указывать предмет и определенные цели деятельности, хотя такие указания допустимы.

4. Некоторые юридические лица, относящиеся к коммерческим организациям, все же обладают специальной правоспособностью (исключение из исключения), это, в частности:

— государственные и муниципальные унитарные предприятия;

— иные организации, если это предусмотрено законом. Эти юридические лица могут заниматься только деятельностью, обозначенной в учредительных документах и соответствующих законах. К числу указанных «иных организаций» относятся, в частности, банки, страховые организации, товарные биржи и т.д.;

— коммерческие организации, в учредительных документах которых предусматривается специальная правоспособность. Например, учредители акционерного общества предусмотрели, что оно будет заниматься определенной — указанной в уставе — деятельностью ( п. 4 ст. 52 ГК).

5. Некоторыми видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Перечень видов деятельности, которыми юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), содержится в Законе о лицензировании отдельных видов деятельности. В частности, в этом перечне указаны такие виды деятельности, как разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, разработка, испытание и ремонт авиационной техники и т.д.

Положения указанного Закона не применяются к отношениям, связанным с лицензированием таких видов деятельности, как использование атомной энергии, производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность, связанная с защитой государственной тайны; деятельность кредитных организаций; деятельность по проведению организованных торгов и т.д. Лицензирование этих (и некоторых других) видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (например, Федеральными законами «О банках и банковской деятельности» , «О рынке ценных бумаг» и др.).

Кроме того, особенности лицензирования устанавливаются федеральными законами, регулирующими осуществление таких видов деятельности, как оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание, частная детективная (сыскная) и частная охранная деятельность, а также образовательная деятельность.

Лицензирование осуществляется в рамках административно-правовых отношений. Однако оно имеет гражданско-правовой эффект. С получением лицензии у юридического лица появляется возможность заниматься деятельностью, указанной в специальном разрешении (лицензии). До этого момента в содержание правоспособности юридического лица возможность заниматься соответствующей деятельностью не входит.

6. Отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании членства в саморегулируемой организации или выданного такой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (см. Закон о саморегулируемых организациях, Закон о банкротстве, Закон об оценочной деятельности, Закон об аудиторской деятельности, ГрК и т.д.).

7. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

8. При нарушении установленных законом требований о допустимости заниматься отдельными видами деятельности только на основании лицензии, членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ наступает предусмотренная законом ответственность. Кроме того, юридическое лицо в таких случаях может быть ликвидировано по решению суда (см. подп. 2 п. 3 ст. 61 ГК).

Что такое правоспособность граждан и юридических лиц — в чем ее отличие от дееспособности

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Для того чтобы качать права, ими надо обладать. Такую возможность государство предоставляет каждому гражданину с момента рождения.

Правоспособность – это обязательный пункт в гражданском, административном, семейном, трудовом и ином законодательстве.

Читайте также:
Перевозка транспортом общего поль зования

В этой статье вы ближе познакомитесь с понятием и поймёте, почему теоретическое обладание правами необязательно совпадает с фактическим.

Правоспособность — это.

Определение прямо прописано в Гражданском кодексе и любом учебнике по общей теории права.

Правоспособность – это способность иметь права и нести обязанности.

Она обладает тремя признаками:

  1. появляется с момента рождения и пропадает после смерти человека;
  2. является одинаковой у всех граждан;
  3. по общему правилу не может быть изъята или ограничена.

При этом ключевым словом в понятии является «способность», а не «право».

Допустим, в семье родился ребёнок, назвали Петей. Государство наделило малыша правоспособностью. В статье 18 ГК РФ написано, что граждане вправе иметь имущество в собственности. У Пети теоретически есть такая возможность. Но родители не оформляют на ребёнка недвижимость, не дарят подарки.

Фактически у Пети нет собственного имущества. При этом он обладает правоспособностью. В любой момент мальчик может стать собственником.

Иметь способность нести обязанности и иметь реальные обязанности – не одно и то же.

Так, согласно Конституции РФ, граждане должны платить налоги. Вернёмся к маленькому Пете. Раз у него нет имущества и доходов, то отсутствуют юридические основания делать отчисления государству. Однако правоспособность сохраняется.

Можно ли отобрать у человека права

В римском праве был институт «гражданской смерти», который предполагал полное лишение гражданина правоспособности. Человек терял свободу и объявлялся вне закона. Его имущество переходило государству или кредиторам.

В законодательстве некоторых европейских странах институт «гражданской смерти» просуществовал до середины 19 века.

В современных развитых государствах лишение человека правоспособности не допускается. Исключение – смертная казнь.

Однако права можно ограничить. Например, иностранцы не вправе занимать отдельные государственные должности. А имущество могут конфисковать в качестве наказания за совершённое преступление.

В чём отличие правоспособности от дееспособности

Правоспособность и дееспособность – это смежные понятия, которые часто путают. Они оба являются элементами правового статуса гражданина.

Однако для наступления полной дееспособности недостаточно просто родиться.

Есть как минимум два условия:

  1. достижение совершеннолетия (эмансипация или вступление в брак до 18 лет);
  2. вменяемость.

Дееспособность – это способность реализовывать права и исполнять обязанности, то есть проявлять активность в правовых отношениях.

Например, родители оформили на ребёнка квартиру. Формально малыш имеет собственность. Но реализация права станет доступной после достижения 18 лет. Тогда при желании он (уже взрослый человек) сможет продать квартиру, сдать квартирантам, прописать или выписать отдельных жильцов.

Виды правоспособности

Юристы выделяют три вида правоспособности.

Общая

Она есть у каждого человека независимо от того, в какие правовые отношения он вступает. Принадлежит в силу факта рождения. Закрепляется в Конституции, международных актах и декларациях (что это?).

Пример общей правоспособности – способность обладать правом на жизнь, выбор религии, свободное передвижение в пространстве.

Отраслевая

Это способность иметь права и обязанности в конкретной сфере общественной жизни, которая урегулирована нормами отраслевого законодательства.

Например, гражданская правоспособность предполагает теоретическое обладание такими правами:

  1. иметь вещи в собственности;
  2. наследовать и завещать;
  3. создавать произведения и получать авторское вознаграждение;
  4. заключать договоры.

Если говорить о трудовой отрасли законодательства, то это право вступать в отношения с работодателем или самому нанимать людей.

Семейная правоспособность даёт возможность вступать в брак, разводиться, а детям – обращаться в суд при нарушении их прав родителями.

Специальная

Ещё её часто называют профессиональной. Специальная правоспособность привязана к особому правовому статусу, которого нет у других лиц.

Например, только судьи могут осуществлять правосудие и привлекать к ответственности за уголовные преступления. Только водитель автомобиля несёт обязанность пропустить пешехода на переходе. Только руководитель предприятия ставит подпись на договорах с крупной суммой, потому что так написано в уставе.

Правоспособность юридических лиц

Она возникает с момента создания (регистрации) и прекращается после ликвидации юр. лица.

Организации могут приобретать имущество, вести бизнес, участвовать в судебных заседаниях, распределять полученную прибыль между учредителями.

Правоспособность юридического лица является специальной, потому что привязана к конкретным целям деятельности, которые прописаны в уставе. Например, люди создают хозяйственное общество в первую очередь для того, чтобы заработать деньги. А цель создания учреждения здравоохранения – сохранить здоровье граждан.

Следовательно, права и обязанности у этих юридических лиц будут различаться. А вот общая правоспособность у всех граждан одинаковая. Кроме того, часто юридическим лицам надо получать специальные разрешения и лицензии, чтобы работать в рамках правового поля.

Выводы

Так что же такое правоспособность? Если говорить простыми словами – теоретическая возможность быть субъектом права.

Она как кошелёк. Вы можете положить внутрь деньги и носить с собой. Или же ходить с ветром в кармане. Но сам кошелёк никуда не денется.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Хотелось бы дополнить вот в каком плане. Само понятие «Правоспособность» имеет отношение только к людям, несмотря на давно имеющие место попытки зоозащитников наделить животных (чаще всего — бродячих собак) какими-то правами.

Правоспособность помимо обладания некими правами подразумевает еще и способность отстаивать их на судебном заседании. Очевидно, что ни одно животное этой способностью не обладает, а значит и все попытки «зоошизы» наделить животных правами — абсурдны.

Несколько слов о том, можно ли отобрать у человека права. Если рассматривать государства, где смертная казнь отменена, либо по той или иной причине не исполняется — то нельзя.

Читайте также:
Фундированный доход: что это такое, описание и особенности

Но вот что интересно — во времена раннего СССР существовала такая мера уголовного наказания, как «Объявление вне закона». Фактически это и было лишение человека прав. И что еще интереснее, применялась эта мера к тем правонарушителям, которые находились в бегах или еще чаще — скрывались за рубежом. При поимке означало расстрел в течение 24 часов с конфискацией всего имущества.

Слава: в Штатах примерно в то же время еще существовала система вознаграждений за живого или мертвого преступника, точно таким же образом объявленного вне закона. И было много желающих получить эти деньги. Это вообще в голове не укладывается. И они еще сейчас смеют называть себя поборниками прав человека. Позор!

Понятие, особенности и содержание правоспособности граждан

В век политико-правовой нестабильности понятие, содержание и значение правоспособности гражданина являются теоретической основой любых правоотношений и институтов юриспруденции. Каждому современному человеку необходимо знать, какими правами он обладает с рождения и какие обязанности возложены на него.

Чем отличается «правоспособность» от «дееспособности»?

Именно потому людей как субъектов правоотношений в полной мере характеризуют два понятия – правоспособность и дееспособность граждан. Содержание данных категорий нередко по ошибке приравнивают друг к другу. Правоспособностью называется способность человека обладать гражданскими правами и нести обязанности. Дееспособность, в отличие от предыдущего термина, подразумевает способность гражданина отдавать отчет в своих действиях, приобретать те или иные гражданские права, брать на себя конкретные обязательства.

Если правоспособностью граждане наделяются с момента появления на свет и владеют ею вплоть до момента наступления смерти, то дееспособность возникает только по достижении лицом определенного возраста. В соответствии с Гражданским кодексом РФ данный термин отождествляется также со сделкоспособностью и деликтоспособностью – возможностью самостоятельно заключать сделки и нести имущественную ответственность.

Понятие гражданской правоспособности граждан

Содержание гражданской правоспособности образует те имущес­твенные и личные неимущественные права и обязанности, кото­рыми гражданин, согласно закону, может обладать. Другими слова­ми, ее содержание составляют не сами права, а возможность их иметь. Возникновение способности иметь права и обязанности связывают с появлением человека на свет, а ее прекращение – со смертью. Отнять правоспособность на протяжении жизни у гражданина невозможно, поскольку она не имеет возрастных ограничений и имеется у каждого, вне зависимости от состояния здоровья.

При этом принимать правоспособность в качестве естественного права человека (слышать, видеть, кушать и т. д.) было бы некорректно, поскольку дается она не природой, а правовым полем того или иного государства. Сегодня невозможно отыскать гражданина, не обладающего правоспособностью, чего нельзя сказать о временах рабовладельческого строя.

Как человеку воспользоваться правоспособностью?

Между тем, следует понимать, что быть правоспособным не означает иметь фактическую возможность применять конкретные права и обязанности, а содержание правоспособности граждан – это и есть основание и предпосылка для обладания ими. На законодательном уровне закреплено право каждого гражданина на владение множеством прав имущественного и неимущественного характера.

Отсюда несложно сделать следующий вывод: для реализации правоспособности, имеющейся от рождения, достаточно приобрести субъективные права. А вот их объем уже будет зависеть от естественных закономерностей любого общества: образования, профессиональной ориентации, воспитания, достатка, предпочтений, нравственности и стремлений.

Элементы юридической правоспособности: права и обязанности

Другими словами, содержанием правоспособности граждан можно назвать не конкретные личные и имущественные права, а возможность ими владеть и нести соответствующие обязательства. В Гражданском кодексе РФ предусматривается базисный перечень прав, потенциальными или фактическими обладателями которых могут являться российские граждане:

  • право собственности как основание для владения имущества;
  • наследственные и завещательные права;
  • право осуществлять любую деятельность, не запрещенную законом, в том числе и предпринимательской;
  • право на создание юридического лица, некоммерческого общественного объединения и т. д.;
  • право принимать участие в гражданско-договорных правоотношениях, подразумевающее оформление сделки;
  • право на выбор место жительства или места пребывания;
  • авторское и интеллектуальное право.

Исходя из положений современного ГК РФ, содержание и понятие правоспособности граждан включает в себя право на участие в обязательствах, что трактуется как приобретение соответствующих обязанностей. Ярким тому подтверждением служит статья 17 – в ней упоминается о способности нести обязанность.

Отличие гражданской правоспособности от административной

Объем и содержание административной правоспособности граждан существенно отличаются от гражданской правоспособности. Если основные права и свободы принадлежат человеку с момента появления на свет, то, к примеру, права участника управленческих отношений приобрести лицо сможет лишь по достижении определенного возраста.

Кроме того, административная правоспособность может включать в себя такие права и обязанности, которые в большинстве случаев зависят от возраста, здоровья, наличия соответствующего уровня образования и других обстоятельств. Чтобы стать участником административно-правовых отношений, важно соответствовать требуемому уровню интеллектуального и психического развития, иметь достаточные знания, жизненный и трудовой опыт.

Принцип равноправия в определении правоспособности физических лиц

Четко установить пределы и содержание правоспособности граждан на теоретическом уровне невозможно. В какой-то степени охарактеризовать ее можно по принципу равноправия граждан, предусмотренному в Конституции РФ. Если следовать букве закона, абсолютно все граждане обладают одинаковой правоспособностью. Вне зависимости от множества факторов, граждане России признаны равноправными лицами. Возможность иметь права и обязанности не зависит от:

  • половой принадлежности;
  • расовых и национальных признаков;
  • языка и происхождения;
  • материального положения;
  • места жительства;
  • мировоззрения, религиозных взглядов и т.д.
Читайте также:
Социальный заказ: что это такое, описание и особенности

Возникновение и прекращение правоспособности человека

Как уже говорилось, каждый человек с рождения приобретает правоспособность, однако воспользоваться он может далеко не всеми ее элементами. Понятие и содержание правоспособности граждан, возникновение и прекращение отдельных составляющих вызывают ряд вопросов. Исходя из принципа равенства, у физических лиц не могут совпадать по объему права и обязанности. Сам факт рождения не позволяет установить правоспособность новорожденного в полной мере. К тому же и термин «момент рождения» требует дополнительного уточнения, ведь в некоторых ситуациях его трактовка может иметь принципиальное значение. Например, в решении спорных вопросов по наследственному делу ребенка наделяют правоспособностью с момента появления на свет. В данном контексте не имеет значения жизнеспособность малыша. Вне зависимости от того, родился ребенок здоровым или умер через несколько секунд, с момента появления на свет он стал обладателем прав и обязанностей.

С наступлением биологической смерти человек перестает считаться субъектом права, при этом не имеет значения содержание правоспособности. Граждане продолжают владеть своими правами и обязанностями в течение жизни до фактической кончины, независимо от трудоспособности и дееспособности. Правоспособность умершего прекращается, а у его наследников, в контексте принятия наследства, возникает. Таким образом, факт смерти влечет за собой одновременное прекращение и возникновение правоспособности.

Можно ли самому отказаться от собственной правоспособности?

Еще один момент, на который следует обратить внимание, это невозможность отчуждаемости и ограничения правоспособности граждан. Понятие и содержание некоторых статей ГК РФ в достаточной мере раскрывают вопрос. Например, статьей 22 установлено, что любые сделки, ограничивающие правоспособность, признаются недействительными. Каждый человек может распоряжаться принадлежащими ему правами при соблюдении законных требований и норм, однако передать часть собственной правоспособности или приуменьшить ее не в состоянии.

В каких случаях права граждан ограничиваются?

Противоречие из вышесказанного возникает из-за возможности ограничения некоторых элементов правоспособности. Буквальное понимание правовых норм нередко приводит к расхождению с их фактическим значением. Казалось бы, право самостоятельного выбора места для постоянного проживания включено в содержание правоспособности физических лиц, и граждане могут селиться в любом регионе РФ. При этом существуют территории, регулируемые государством в особом режиме (приграничные полосы, воинские части и др.). В этих местах проживать нельзя. Еще один пример – право граждан осуществлять предпринимательскую деятельность. Закон прямо запрещает физическим лицам предоставлять услуги по страхованию или продавать оружие.

Когда допускается принудительное ограничение прав человека

Между тем, содержание правоспособности граждан может быть ограничено в соответствии с законами. Речь идет, скорее, о принудительном ограничении правоспособности лица:

  • при исполнении судебного решения об ограничении свободы, аресте;
  • при назначении наказания, подразумевающего запрет на занятие определенной деятельностью;
  • в иных случаях при отсутствии в составе правонарушения незаконных действий (бездействия) гражданина.

В качестве примера можно привести статью 66 ГК РФ, устанавливающую возможность законного запрета или ограничения на участие отдельных категорий физических лиц в хозяйственных обществах и товариществах.При этом гражданам не возбраняется быть членами открытых акционерных компаний. Физлицо имеет право быть товарищем лишь в одном товариществе на вере, что, естественно, ограничивает правоспособность в некоторой степени.

Лишение и ограничение правоспособности лица

Говоря об административной сфере, допускающей ограничения правоспособности человека по достижении им установленного возраста, стоит отметить статью 55 Конституции РФ. Ограничение прав физлиц возможно в случае:

  • необходимости защиты конституционного строя государства;
  • отстаивания интересов общества и отдельных лиц;
  • подрыва обороноспособности страны и ее безопасности.

При этом сама процедура ограничения правоспособности может быть осуществлена только при соблюдении целого ряда условий и правил. При невыполнении хотя бы одного из них акт, указывающий на ограничение, признается ничтожным в соответствии со статьей 22 ГК РФ. В принудительном порядке ограничить правоспособность человека нельзя, такой шаг не будет иметь ничего общего с законным лишением элементов гражданской правосубъектности. Например, конфискация имущества, обозначенная судебным приговором, лишает лицо права собственности на него, но не ограничивает его правоспособность на приобретение имущества и владение им в дальнейшем.

Правовая характеристика Устава ООН

В научной литературе неоднократно высказывалась мысль о том, что Устав ООН – самый главный документ ХХ века, не только вобравший в себя наиболее прогрессивные идеи, накопленные человечеством за свою историю, но и заложивший основу для последующего развития мирового сообщества.

Характеризуя Устав ООН, необходимо рассматривать его, как минимум, в двух аспектах, хотя и тесно взаимосвязанных. Первый аспект – политический, и с этой точки зрения Устав является именно политическим документом с неизбежными для такого рода актов декларативностью и расплывчатостью формулировок. В качестве политического документа Устав ООН отражает определенные ценности мирового сообщества, философию послевоенного мира и связанные с ним романтические ожидания государств. Говоря о политической составляющей Устава ООН, трудно не согласиться с провозглашаемыми в нем идеями и принципами, так как все они пронизаны духом гуманизма, мира, равноправия и т.п. Думается, что преамбула Устава будет актуальной на любом этапе развития международных отношений.

Второй аспект – собственно правовой, так как Устав формально представляет собой учредительный акт, объект межгосударственного соглашения. В этом смысле Устав ООН содержит юридически оформленные обязательства государств, регулирует вопросы членства в ООН, закрепляет статус и функции ее органов, а также механизм принятия решений и их реализации. Как показывает практика, именно правовое содержание Устава в наши дни все больше расходится с реальной действительностью и нуждается в определенном переосмыслении.

Читайте также:
Секреты производства: что это такое, описание и особенности

Еще в период разработки текста Устава выявились два основных фундаментальных подхода к статусу и целям создаваемой организации. Первая точка зрения (ее придерживалась Великобритания) сводилась к тому, что ООН должна заниматься исключительно проблемами международной безопасности, то есть регулировать военно-политический аспект международного сотрудничества государств. Согласно второй концепции (выдвинутой СССР), ООН должна была стать центром межгосударственного сотрудничества по самому широкому кругу вопросов, включая решение любых глобальных международных проблем. В конечном итоге победила вторая точка зрения, в чем легко убедиться, анализируя уставные цели и принципы Организации.

Устав ООН оказался достаточно стабильным юридическим документом. За более чем полувековую историю ООН поправки были сделаны только в отношении четырех его статей и касались исключительно организационной структуры Организации и процедурных вопросов. В частности, в 1963 году число членов Совета Безопасности было увеличено с 11 до 15, а число членов Экономического и Социального Совета – с 18 до 27.

Устав ООН (статья 1) закрепляет три основные цели Организации:

1)поддержание международного мира и безопасности посредством коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира, а также посредством мирного урегулирования международных споров;

2)развитие дружественных отношений между нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народов;

3)осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека.

Кроме того, в соответствии со статьей 1 Устава, ООН стремится быть центром согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Уставные принципы ООН, содержащиеся в статье 2 Устава, должны быть положены в основу деятельности не только самой Организации, но и всех ее членов. Этими принципами являются:

-суверенное равенство членов ООН;

-добросовестное выполнение членами ООН принятых на себя по Уставу обязательств;

-разрешение международных споров мирными средствами;

-неприменение в международных отношениях силы и угрозы силой каким-либо образом, несовместимым с целями Организации;

-оказание всеми членами ООН всемерной помощи Организации во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздержание от оказания помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера.

Таким образом, Устав ООН содержит пять принципов, четыре из которых с несколько измененными формулировками являются общепризнанными императивными принципами международного права. Остальные пять принципов (территориальной целостности государств, невмешательства в их внутренние дела, сотрудничества, всеобщего уважения прав человека и равноправия и самоопределения народов) в качестве таковых в Уставе не названы, хотя и выводятся из его содержания эмпирическим путем.

Согласно Уставу, членами ООН могут быть все миролюбивые государства, которые принимают на себя содержащиеся в Уставе обязательства и, по мнению самой Организации, могут и желают эти обязательства выполнять. Устав выделяет такую категорию членов ООН, как “первоначальные члены” – государства, принявшие участие в Конференции в Сан-Франциско или ранее подписавшие Декларацию Объединенных Наций от 1 января 1942 года и впоследствии ратифицировавшие Устав. Все остальные члены ООН являются присоединившимися членами. Прием государства в члены ООН производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Аналогичный порядок предусмотрен и для приостановления прав и привилегий членства в Организации, а также для исключения государства из ООН. Основанием для приостановления членства в ООН является осуществление Советом Безопасности против государства мер превентивного или принудительного характера, а для исключения – систематическое нарушение государством принципов Устава. Восстановление приостановленных прав и привилегий члена Организации производится по решению Совета Безопасности.

28 мая 1948 года Международный Суд ООН вынес консультативное заключение об условиях принятия государства в ООН. В заключении названы 5 условий для принятия в Организацию нового члена. Он должен: 1)быть государством; 2)быть миролюбивым; 3)принять на себя обязательства, предусмотренные Уставом; 4)быть способным их выполнять; 5)иметь намерение их выполнять. Международный Суд решил, что данный перечень является исчерпывающим, а определение наличия или отсутствия этих условий является прерогативой голосующих государств. 3 марта 1950 года Международный Суд вынес еще одно консультативное заключение – на этот раз о компетенции Генеральной Ассамблеи ООН в области принятия нового члена. В заключении Суд указал, что наличие положительной рекомендации Совета Безопасности является обязательным условием для принятия государства в члены ООН и что при отсутствии таковой Генеральная Ассамблея не вправе принимать решение о приеме.

Главными органами ООН, по Уставу, являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат. Кроме того, для достижения уставных целей Организация вправе учреждать вспомогательные органы. (О компетенции главных органов ООН и ее вспомогательных органов – далее в настоящей главе).

Устав ООН содержит механизм мирного разрешения споров (глава VI Устава), а также порядок деятельности Совета Безопасности в случаях угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии (см. главу 16). Кроме того, Устав предусматривает поддержание международного мира и безопасности посредством региональных соглашений или органов при условии, что их деятельность совместима с целями и принципами ООН. Совет Безопасности вправе использовать такие региональные соглашения или органы для принудительных действий под своим руководством. При этом никакие принудительные действия самими региональными структурами не должны предприниматься без полномочий от Совета Безопасности (статья 53 Устава). Государства, участвующие в региональных соглашениях или органах, обязаны информировать Совет Безопасности о всех действиях (как предпринятых, так и намечаемых), направленных на поддержание международного мира и безопасности.

Читайте также:
Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоля

В области международного экономического и социального сотрудничества члены ООН приняли на себя обязательство предпринимать совместные и самостоятельные действия для достижения следующих целей:

-повышения уровня жизни, полной занятости населения, создания условий для экономического и социального прогресса и развития;

-разрешения международных проблем в области экономики, социальной сферы, здравоохранения, а также углубления международного сотрудничества в области культуры и образования;

-всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод без какой-либо дискриминации.

Уставным обязательством всех членов ООН является также содействие политическому, экономическому и социальному прогрессу народов, которые не достигли полного самоуправления (статья 73 Устава). В этих целях государства, ответственные за управление несамоуправляемыми территориями, должны всячески развивать самоуправление данных народов и помогать им в развитии свободных политических институтов, а также передавать Генеральному Секретарю ООН статистическую и другую информацию, относящуюся к экономическим и социальным условиям данных регионов. Кроме того, для управления отдельными территориями Устав предусматривал создание международной системы опеки, в рамках которой отдельные государства брали на себя ответственность за развитие проживающих на таких территориях народов. Конкретные обязательства управляющих государств должны были регулироваться специальными соглашениями, утверждаемыми Советом Безопасности ООН. Контроль за реализацией таких соглашений возлагался на Совет по Опеке.

Как уже отмечалось (см. главу 8), Устав ООН обязывает всех членов Организации при первой возможности регистрировать в Секретариате все вступившие в силу международные соглашения, которые впоследствии подлежат опубликованию. Значение регистрации состоит в том, что ни одна сторона соглашения, не зарегистрированного в Секретариате, не может ссылаться на это соглашение ни в одном из органов ООН.

Наконец, к числу уставных обязательств государств-членов ООН относится признание на своих территориях такой правоспособности Организации, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей. Кроме того, каждое государство должно признавать соответствующие привилегии и иммунитеты ООН, ее представителей и должностных лиц. Правовое закрепление и конкретизация этой части Устава содержатся в Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 года и в Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 21 ноября 1947 года.

Ключевое значение для правовой характеристики Устава ООН имеет статья 103, в соответствии с которой уставные обязательства членов Организации объявляются приоритетными по отношению к любым другим международным обязательствам. Таким образом, Устав ООН является своеобразной международно-правовой “конституцией”, нормы которой обладают высшей юридической силой. Любое международное соглашение между членами ООН, противоречащее положениям Устава Организации, является юридически ничтожным с момента заключения и не должно выполняться.

Поправки к Уставу могут быть сделаны по решению квалифицированного большинства Генеральной Ассамблеи ООН (требуется две трети голосов). Такие поправки вступают в силу для всех членов Организации только после того, как они будут ратифицированы двумя третями всех государств-членов, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Пересмотр Устава возможен только посредством соответствующего решения Генеральной конференции всех членов ООН. За пересмотр Устава должны проголосовать не менее двух третей членов Генеральной ассамблеи не менее девяти любых членов Совета Безопасности.

ООН: что это такое, расшифровка аббревиатуры, назначение организации, ее устав и символика

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На конец 2018 года в мире насчитывалось 251 государство. Мировое сообщество как школа, в которой есть старшеклассники, есть первоклашки.

Все они составляют коллектив школы, но насколько разное у них представление о мире и о своей роли в нем! Если дать в руки малышу спички — может сгореть школа, если оставить его одного на улице, то его могут обидеть.

Мировая система — это смешение стран с разным уровнем экономического и политического развития, разным менталитетом и уровнем жизни.

О том, как защитить нашу хрупкую планету, человечество и каждого отдельно взятого человека от природных и техногенных катаклизмов, от военных конфликтов, от насилия в любой форме, люди начали задумываться очень давно.

Но только в середине 20 века (в 1945 году) было решено создать международную организацию, которая занялась бы решением этих проблем в планетарном масштабе.

Конечно, вы уже догадались, что речь пойдет об ООН. Сегодня мы узнаем, что такое ООН, решение каких проблем находится в компетенции этой организации, на основании чего она действует, какие методы использует в своей деятельности, и какова ее символика.

ООН — что это (расшифровка)

ООН — это аббревиатура от названия «Организация Объединенных Наций». Название довольно емкое, сразу становится понятно, что это международная организация, в которой работают представители из разных стран.

Основные проблемы, решением которых занимается ООН:

  1. мир и безопасность;
  2. изменение климата;
  3. экономическое и политическое развитие стран;
  4. права человека;
  5. терроризм;
  6. чрезвычайные ситуации.

В приведенном ниже ролике наглядно показана история создания организации после Второй мировой войны:

Устав ООН (на официальном сайте)

Цели создания ООН прописаны в ее Уставе. Устав любой организации (политической, коммерческой, общественной) — это официальный документ, который регламентирует все основные моменты ее деятельности.

Это как бы закон для отдельно взятой организации (что это?), преступать который ее члены не имеют права. При необходимости Устав может быть официально скорректирован.

Вот что прописано в Уставе ООН:

Прочитать Устав можно на официальном сайте ООН.

Читайте также:
Законодательство РФ о гражданском судопроизводстве

В частности, Устав оглашает следующие цели функционирования ООН:

  1. поддержание мира во всем мире методом мирных переговоров или же с помощью физического подавления актов агрессии ;
  2. развитие дружественных отношений между всеми странами;
  3. организация сотрудничества между странами для решения международных проблем в экономической, социальной, гуманитарной, культурной сфере на основе соблюдения равенства всех людей;
  4. централизация и координация действий различных государств для осуществления вышеуказанных действий.

Принципы, на которых основана деятельность ООН:

  1. все члены организации равны между собой и добросовестно выполняют взятые на себя обязанности;
  2. решение международных проблем осуществляется с позиции мирного урегулирования, без создания конфликтных ситуаций и угроз территориальной и политической целостности других государств.

Говоря простыми словами, ООН не вправе угрожать захватом, вторгаться на территорию других стран, регулировать политическую власть, даже если там существует какой-либо конфликт;

  • если существует угроза миру вследствие агрессии, то ООН вправе применить силовое давление, но только после попыток мирного урегулирования;
  • никто из стран-членов ООН не вправе оказывать поддержку тем государствам, против которых со стороны ООН принимаются какие-либо превентивные (предупреждающие) или принудительные меры.
  • Структура ООН (Совет Безопасности и др.)

    В настоящее время в составе ООН 193 страны. Организация имеет в своем составе следующие органы:

    1. Генеральная Ассамблея ООН — это представительство всех 193 стран-участниц ООН. Ассамблея проводится 1 раз в год в Нью-Йорке для решения наиболее важных вопросов;
    2. Совет Безопасности ООН — орган из 5 постоянных и 10 выбираемых членов, который ответственен за работу по поддержанию мира на планете;
    3. Экономический и социальный Совет — состоит из 54 представителей, которые выбираются Генеральной Ассамблеей. Функции: анализ, координация и разработка рекомендаций по решению актуальных проблем в экономике, экологии (что это?) и в социальной сфере;

    Что такое система ООН

    Система ООН — это непосредственно Организация Объединенных Наций + 36 программ, фондов и специализированных учреждений.

    Каждый из участников системы имеет собственную структуру и свой бюджет. Бюджет программ и фондов формируется за счет добровольных взносов, а бюджет специализированных учреждений — за счет обязательных и добровольных.

    Рассмотрим систему ООН в таблице:

    это 5 организаций с различными функциями:

    Дополнительно к перечисленным программам, фондам и учреждениям, относятся такие структуры: по борьбе со СПИДом, с последствиями от природных катаклизмов, по разоружению, в также институт и колледж по получению дипломатического образования.

    На схеме — места расположения участников системы ООН:

    Как видите, структура системы ООН велика и затрагивает практически все сферы, касающиеся жизни и деятельности людей на планете.

    Флаг и эмблема ООН

    Организация Объединенных Наций имеет собственный символ и флаг. Символ (эмблема) ООН — карта земного шара, окруженная двумя ветками оливы, олицетворяющими мирное сосуществование:

    Флаг ООН представляет собой стяг светло-голубого цвета, в центре которого расположена эмблема организации:

    Заключение

    Мы познакомились с основными моментами деятельности ООН, его структурой и символикой. Сфера деятельности организации столь велика, что рассказать о ней в одной статье попросту невозможно.

    Ознакомиться с этой темой более подробно можно на официальном сайте ООН.

    Читайте наш блог, это полезно и увлекательно.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (4)

    Складывается ощущение, что при военных конфликтах разного уровня, данная организация только озабоченность может выражать. Опять же, в уставе прописано равенство всех её членов, но в совете безопасности только пять постоянных представителей, они же могут накладывать вето, что часто парализует принятие важных решений, лучше бы право вето отменили, а решения принимали простым большинством.

    Федор: право вето — это то, что до сих пор удерживает мир от катастрофы. Вам , кончено же, виднее (хуже то уже для вашей страны не придумаешь), но все остальным (включая Россию) хочется жить так, как они живут (в мире). Нам такая жизнь, как у вас в стране не нужна. Даже не мечтайте.

    Федор: право вето — это то, что до сих пор удерживает мир от катастрофы. Вам , кончено же, виднее (хуже то уже для вашей страны не придумаешь), но всем остальным (включая Россию) хочется жить так, как они живут (в мире).

    Нам такая жизнь, как у вас в стране не нужна. Даже не мечтайте. Вы уж сами там хлебайте полной ложкой, то что заварили по глупости.

    И таки да, ООН уже теряет свою значимость, но именно из-за того, что США ни в грош не ставит ее решения. Собственно, нужно просто указать на свое место единственной стране (пусть и «самой исключительной») и ООН снова приобретет былое величие и значение.

    Кто бы там что не говорил, но реформирование ООН уже давно стало необходимостью. Да, когда-то данная организация могла удерживать мир в рамках холодной войны, не давая перейти к горячей фазе. Но сейчас, вес решений ООН крайне низок, и носит рекомендательный характер.

    Все это надо пересматривать, ведь содержание ООН требует огромных средств, а эффективность находится под сомнением. По сути, сейчас это площадка для разговоров, не более.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: