Утопическое государство: что это такое, описание и особенности

Характерные черты утопий

История

Начало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Самым известным из них является «Государство»Платона, в котором он описывает идеальное государство, построенное по образу и подобию Спарты, с отсутствием таких недостатков, присущих Спарте, как повальная коррупция (взятки в Спарте брали даже цари и эфоры), постоянная угроза восстания рабов, постоянный дефицит граждан и т. п.

Жанр появляется вновь в Эпоху Возрождения, что связано с именем Томаса Мора, написавшего «Утопию». После этого начался расцвет жанра утопии с активным участием социал-утопистов. Позднее, с началом промышленной революции, начали появляться отдельные произведения в жанре антиутопии, изначально посвящённые критике сложившегося порядка. Ещё позднее появились произведения в жанре антиутопии, посвящённые критике утопий.

Классификация и признаки утопии

Многие специалисты-литературоведы и философы выделяют утопии:

· технократические, то есть такие, где социальные проблемы решаются путём ускорения научно-технического прогресса.

· социальные, которые предполагают возможность изменения людьми собственного общества.

Широко распространено убеждение, что утопии не должны содержать антигуманистических элементов, и представляют собой заведомо несбыточную красивую мечту о будущем. Некоторые утопии, напротив, выстроены в стиле инструкций по практическому воплощению их в жизнь.

Основной отличительной чертой утопии, её спецификой является то, что при её создании не учитывались ограничения реального мира. В частности — исторические предпосылки. Поэтому часто в обыденном сознании утопия воспринимается как нечто несбыточное, нереализуемый социальный идеал. Это также является конструктивной особенностью утопии. С общетеоретической точки зрения при определённых условиях утопия может быть реализована.

1. Общество, которое они изображают, застыло в неподвижности; ни один утопист не изображает изобретенный им мир во временном протяжении.

2. Все утопии предполагают полное единомыслие, в них присутствует упрощенный взгляд на человека, нет индивидуализации характеров, схематизм в их изображении.

3. В утопиях нет каких-либо внутренних конфликтов. Сюжет утопии предполагает описание мира, его законов, взаимоотношение людей, основанных на разумных принципах и поэтому не располагающих к конфликту.

4. Все процессы, происходящие в обществах, протекают по заранее установленному образцу.

5. Эти совершенные общества полностью отгорожены от внешнего мира. Пространство в утопии замкнуто, изолировано.

6. Утопиям свойственно изображать свой мир, ориентируясь на некий идеал, оторванный от реальности.

7. В утопиях нет сатиры, так как там идет утверждение идеала и противопоставление этого идеала реально существующей действительности.

«Утопия» Томаса Мора была опубликована в 1516 году. Ее полное название: «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии».

Тогда автор ее, Томас Мор, был влиятельным английским государственным человеком, делавшим блистательную карьеру. В 1529 г. он стал лордом-канцлером Англии, первым после короля человеком в государстве. Но в 1535 г. он выступил как решительный противник того преобразования церкви, которое под влиянием Реформации проводил король Генрих VIII. Мор отказался принести присягу королю как главе вновь созданной английской церкви, был обвинен в государственной измене и в 1535 г. обезглавлен. Четыре столетия спустя, в 1935 г., католическая церковь приняла Томаса Мора в число своих святых.

«Утопия» написана в форме разговора между Мором, его другом Эгидием и путешественником Гитлодеем. Гитлодей повидал весь свет и внимательно наблюдал жизнь. После странствий по морям и пустыням Гитлодей попадает на остров Утопия, где обнаруживает государство, живущее по справедливым законам, некогда установленным мудрым законодателем Утопом.

Все основные идеи «Утопии» так или иначе относится к двум темам: критике современного автору европейского общества и описанию идеального государствана острове Утопия. Это в основном соответствует разделению всего сочинения на две книги.

В первом направлении центральной идеей Томаса Мора является то, что современные европейские государства – это орудия корыстных интересов богачей.

Истинная же причина такого положения – это частная собственность и деньги.

В качестве примера в «Утопии» разбирается преступность, которая относится целиком на счет порочности социальной системы. Тогдашнее законодательство, каравшее воров смертью, признается Мором в «Утопии» не только несправедливым, но и неэффективным. Вместо этого Гитлодей предлагает обычаи, которые он видел у живущего в горах Персии народа полилеритов. Обычаи эти заключаются в том, что в Утопии пойманных воров превращают в государственных рабов. В качестве знака их положения им подрезают одно ухо.

Наконец, для предотвращения побегов в Утопии поощряются доносы: донесший о таком замысле раб получает свободу, свободный – деньги. Пойманного же беглого раба казнят, помогавшего ему свободного – обращают в рабство.

«Легко можно видеть, насколько они (эти законы) человечны и удобны», – заключает рассказчик.

Мрачной картине жизни европейских государств Томас Мор противопоставляет описание идеального государства на острове Утопия. Это не сухой трактат по государственному устройству или политической экономики, а живая картина жизни. Описывается одежда жителей, их занятия и развлечения, вид городов и храмов. Благодаря этому нам становится понятнее, какие черты этой жизни Мор хочет выделить в качестве основных идей своей книги.

Утопия является республикой, управляемой выборными должностными лицами, которых подданные называют «отцами». Вся жизнь в этой выдуманной Томасом Мором стране регулируется государством. Нет никакой частной собственности и денег.Основой хозяйства является всеобщая трудовая повинность.

Достигшие определенного возраста граждане Утопии направляются на работу в деревню, а после того, как они отработают там 2 года, переселяются в города. Кроме того, каждый обучается какому-либо ремеслу, которым занимается остальное время.

Равномерность распределения населения также регулируется государством путем массовых переселений.

Рассказчик у Мора с симпатией подчеркивает идею единообразия, стандартности возникающего таким образом на Утопии уклада жизни.

Все продукты потребления люди на Утопии получают с общественных складов, причем каждый может брать сколько ему нужно.

Желающий погулять за городом должен взять на это разрешение у отца, жена – у мужа, муж – у жены. Отправляющийся в другой город обязан получить разрешение у должностных лиц.

Читайте также:
Уставный капитал: что это такое, описание и особенности

В Утопии Томаса Мора существует индивидуальный моногамный брак, однако в рассказе не говорится, заключается ли он по желанию жениха и невесты, или вопрос решается родителями или чиновниками. Но государство строго следит за соблюдением целомудрия до брака и за взаимной верностью супругов. Виновные караются продажей в рабство. Заключение брака граждане Утопии сравнивают с продажей лошади, и на этом основании жениху перед вступлением в брак показывают невесту голой, а невесте – жениха, – так как ведь снимают же при покупке лошади с нее попону!

Жители Утопии Мора не обременены тяжелой работой – они трудятся только 6 часов в день, остальное время посвящая наукам, искусствам и «благопристойному отдыху». Объяснение того, каким же образом они, несмотря на это, достигают изобилия, таково: в Европе труд бедняков создает богатства, которые по большей части идут на содержание бездельников, в Утопии же трудятся все. Список бездельничающих очень интересен: на первом месте стоят женщины, потом священники и монахи, затем помещики и их челядь!

Граждане Утопии по видимости во всем равны друг другу – в обязательной трудовой повинности, в цвете и покрое платья, в строении их домов. Но это далеко не полное равенство. От трудовой повинности

Но картина равенства разрушается, когда мы узнаем о том, что жизнь в Утопии Томаса Мора в значительной мере основывается на рабстве. Рабами выполняются все грязные и тяжелые работы. Но рабство, по идее Мора, несет не только экономическую функцию. Источник рабов на Утопии таков:

«. они обращают в рабство своего гражданина за позорное деяние или тех, кто у чужих народов был обречен на казнь за совершенное им преступление», (их покупают или получают даром).

«Рабы того и другого рода не только постоянно заняты работой, но и закованы в цепи; обхождение с рабами, происходящими из среды самих утопийцев, более сурово. ».

«Труд этих лиц приносит больше пользы, чем их казнь, а с другой стороны, пример их отпугивает на более продолжительное время от совершения подобного позорного деяния. Если же и после такого отношения к ним они станут бунтовать и противиться, то их

Некоторые граждане Утопии считают богом Солнце, другие – Луну, третьи – кого-либо из древних героев. Но все они признают

Такому абстрактному теизму сродни и богослужение на Утопии. Томас Мор пишет, что в тамошних храмах нет изображений богов. Богослужение заключается в том, что молящиеся вместе со священником под музыку поют хвалу богу. Священниками могут быть и мужчины и женщины, мужчины могут быть женатыми.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Что такое утопия

Что такое утопия поверхностно известно многим людям, ведь существует множество произведений, где упоминается идеальный мир без войн и других житейских проблем. Сегодня хотелось бы прояснить важный момент, а именно историю возникновения и развитие понятия утопия, а также привести примеры идеального мира, который описан в трудах великих деятелей.

Расскажем о признаках этого понятия, чтобы полноценно понимать, что такое утопия. Существует множество суждений на эту тему, но после прочтения статьи читатель сможет понять саму концепцию идеи утопического общества.Все рекомендации предназначены лишь для ознакомления, а потому при возникновении серьёзных проблем обращайтесь за квалифицированной помощью.

Утопия: разбор понятия

Утопия — это нереальное место или мир, в котором люди существуют совершенной, блаженной жизнью, где само представление о горе, несправедливости, зле, не существует. В литературе применяют понятие «утопия» в описании миров, которые будут существовать в будущем, а именно в альтернативной действительности (реальности) или несуществующем месте.

У данного слова имеется два перевода с греческого языка. В одном из переводов название «утопия» складывается из двух важных частей — нет и место, следовательно, перевод звучит (используя логику) как несуществующее место. В другом случае первая часть переводится как благо, предполагается как благое место.

Когда термин стал известным

Название «утопия» сделал всеобще известным английский писатель Томас Мора. Он написал книгу «Утопия» в 1516 году, в которой описал теорию идеального государства, основанную на необычайно большом багаже знаний приобретённых у большинства именитых профессоров Королевства.

Томас Мора окрестил остров утопией, на котором происходят действия книги. Вскоре термин «утопия» стал употребляться писателями при создании вселенных с фантастически идеальными условиями жизни. И утопией стали именовать произведения литературы, жанр, рассказывающий о райских местах с нереальными качествами жизни. Через некоторое время появилось понятие антиутопия , которое в наше время набирает популярности.

Утопия: чрезмерное фантазирование

Слово «утопия» применяется к описанию выражения чрезмерного фантазирования. Человек начинает рассуждать о будущем в чрезвычайно идеальных рассказах, без мельчайших недостатков. Подобное считают утопическими обсуждениями и человека упрашивают прекратить грезить о невыполнимых требованиях.

Утопическими рассуждениями называют бесконечные обещания политиков. Они клянутся, что выполнят их, однако когда доходит до времени выполнения обещаний, политики забывают обещанные народу клятвы. Исходя из этого, утопия словами политиков является обычной фантазией, но никак не реальностью, а тем более правдой.

Утопия: признаки

Если со значением утопия всё понятно, тогда необходимо обсудить признаки, которые помогут понять суть термина. Особенности сфер утопического типа:

  • общество утопии имеет особенность, а именно оно происходит в данном моменте, без будущего и прошлого;
  • все жители исступлённо веруют в непогрешимость своего места обитания. Все люди обладают одинаковыми мыслями, видениями мироздания, ощущениями прекрасного. Все они одинаковые, лишённые разнообразия характеров;
  • существование сообщества рассчитано на абсолютное лишение конфликтов;
  • в государстве, где существует утопия нет понятия о туризме или путешествиях, а потому люди не знают, что есть иные города, страны, народы. Жителям города даже не приходит в голову мысль о переезде в другое место;
  • жизнь в таком обществе идёт неукоснительно по плану и ничто его не может нарушить;
  • фантастическая вселенная заселена совершенными людьми, какие не умеют посмеяться над собой. Так как они идеальны во всём и не имеют недостатков, над которыми принято шутить. Сатиры над реалистичным миром тут нет.
Читайте также:
Умышленное уничтожение или повреждение военного имущества

Это приблизительные симптомы неосуществимых государств, однако, каждая эпоха порождала новые грёзы и представления о невозможных землях.

Утопия: примеры

Если сопоставить несколько произведений, сочинённых в жанре утопия, то можно проследить за изменениями мыслей людей различных эпох. Рассмотрим каждое из произведений и их безумно интересных личностей, а именно авторов.

Государство

Книга Платона повествуется от первого лица в виде диалога. Рассказчик общается с остальными людьми, в процессе описывается мир и устройство совершенного общества. Где частного имущества не существует, и всё является совместным, в том числе супруги и дети.

Утопия представлена следующими канонами. В этом обществе люди распределены на три слоя общества: философы управляют обществом; стражи отвечают за защиту государства от проблем; кормильцы снабжают сообщество едой, товарами и иными благами цивилизации.

В эпоху Ренессанса творение Платона стало фундаментом нравственности и противовесом католическому приспособлению государства Аристотеля. Идеи Платона быстро распространились по Европе и потеснили христианские устои.

Город Солнца

Томмазо Кампанелла сочинил произведение в 1602 году. Он был итальянским философом создавшим книгу в тюремном заключении. В его понимании утопия выглядит следующим образом. Все обязаны трудиться и саморазвиваться в излюбленном деле. Работа выбирается под талант человека, и трудовой день длится 4 часа.

Как у Платона в этом обществе отсутствует институт брака, вместо него есть союзы совершённые влюблёнными. А правящая власть подбирает идеального кандидата в партнеры, с которым позволено родить детей. Миром управляет первосвященник, умудрённый знаниями в философии.

Утопия от Ефремова: «Туманность Андромеды»

Иван Ефремов в 1956 году создаёт произведение, в котором описывается коммунизм как утопический строй общества. Утопия выглядит вот так: все люды благожелательны, счастливы, добры, здоровы от природы, образованы, не интересуются роскошью и живут о среднем достатке до 170 лет.

В этом обществе всем всего хватает, никто не работает, так как промышленность автоматизирована. И имеют одинаковые права голоса на выбор пути формирования целой планеты и общества.

Утопия: философия социализма

В это время утопия значительно отличалась от видения предыдущих деятелей. Коммунизм как утопический строй сообщества первоначально оценивался как неосуществимые грёзы, однако К. Маркс делил представление социализма на фантазию и науку. И социализм научного вида стал основой для марксизма.

Маркс и Энгельс основатели марксизма, прорабатывая социализм, раскритиковали неосуществимые идеи запада. Для них запад грезил о невозможных строях общества. Эти идеи нереально было осуществить в настоящем мире, так как имеющийся политический режим был против изменений.

Трудности идеалистических миров

Основа важна для построения нового строя общества, а западная утопия была лишена данной значительной функции. К. Маркс, предлагал начинать создавать новое не на пустующем месте, а на уже существующем строе, только меняя его под требования социализма.

Западники просто грезили о новом идеальном мире (утопия). В этих грёзах не было уделено достаточное внимание на план реализации мысли в жизнь. В отличие от запада коммунизм требовал досконального разбора любого шага на пути построения нового мира.

Неизменная система

Государства в мирах жанра утопия, всегда были с неизменяемой системой. В этих строях не учтено течение и реформации системы общества. Но в реальном мире социум безостановочно меняется и государство обязано быть гибким. Чтобы достичь желанной утопии, необходимо рассчитать изменчивость сообщества на 100 лет вперёд.

Энгельс, создавая наработки своего совершенного устройства государства, взял за основу утопический коммунизм Томаса Мора. В одно время с Энгельсом над идеей социализма трудился К. Каутский. Их идеи были настолько похожи, что в дальнейшем имя Каутского не упоминалось в большинстве источников описывающих теории Энгельса.

Утопия: развитие направления

Впервые термин утопия упоминается в произведении Аристотеля «Политики». А также утопические идеи присутствуют в книге «Государство» Платона. Но понятие утопия стало знакомо широким массам в XVIII веке, когда произошла каталогизация книг в утопическом жанре.

Эти истории плохо были приняты обществом и критиками, так как на тот момент у людей сложились свои эталоны противоположные утопическому государственному строю.

Французские философы приступили к изучению концепции утопических обществ в XX веке. Одни считали методы безупречного мира (утопия) многообещающими для воплощения их в реальность. А другие — находили мысли утопии невозможными, так как люди в отличие от этих обществ неидеальные. Роже Мукшели в 1961 г. завершил изыскания на тему сравнения идеальных миров. Данный труд стал основоположным для распространения темы утопии.

Утопия делится на два варианта по методу решения проблем: технократическую — где проблемы социума устраняют бурным развитием прорывных технологий, и социальную — где вместо технологий радикальным изменениям подвергается общество.

У жанра идеального мира, что равносильно термину утопия, есть противоположность — антиутопия. В этом жанре всё действие происходит наоборот, общество раздроблено на классы, и находиться в упадке. Люди вынуждены существовать в мире, где отсутствует мораль, справедливость, равенство. Они угнетены, находятся под тоталитарным правлением с ограниченными ресурсами и с уничтоженной экологией.

Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.

Утопические образы государства

Думаю, не будет логической ошибки в том, что утопические модели права в настоящей лекции я представлю в виде образов государства, которые всегда олицетворяют собой некий правопорядок, ими учреждаемый. Рассмотрим некоторые из них – “теократическое государство”, “коммунистическое общество” и “правовое государство”.

В силу мистического отношения к земной власти люди всегда были склонны обожествлять доверенных лиц – вождей, царей, политических лидеров. Властвовать должны лучшие – эта идеология аристократизма имеет свое логическое продолжение в идее теократического государства, где правит Бог (здесь уместно провести различие между теократией и клерикальным государством. В последнем правят священники). Теократия есть “вертикальное измерение государственности” 3 , поэтому ее наличие не определяется горизонтальными отношениями власти с подчиненными, она не характеризует собою взаимоотношения людей, должностных лиц или политических учреждений. Теократия по этой причине лишена формальных признаков, попытки оградить власть какими-либо конституционными полномочиями сторонниками этой модели государственности воспринимаются как противоречащие самой сути власти, слышащей голос Бога. Деятельность власти – это служение Божественной воле вопреки формальной логике закона. Единственной гарантией порядка выступает личность властителя, как например, в самодержавной монархии, либо праведность пророков, что, по мнению А.Меня, имело место в Израиле во времена царствования Давида (умер в 961 г. до н.э.) 4 .

Читайте также:
Частичная демилитаризация: что это такое, описание и особенности

В России идея теократического государства неразрывно связана с православной монархией, идеологи которой – К.Н.Леонтьев, Л.А.Тихомиров, И.А.Ильин и др. – выступали против гуманизма как секуляризованного индивидуализма. Онтологическим основанием власти выступает не частный интерес, а высшая правда, доступная лицам лишь по мере их религиозности и нравственного совершенства.

Основным камнем преткновения для всех сторонников и идеологов теократического правления стал вопрос о соединении идеи Бога со светским государством. Либо государство обязывалось превратиться в церковь, что в истории обычно оборачивалось становлением деспотического режима, либо церковь становилась государством, что формировало клерикальную власть. Коренной вопрос здесь состоит в следующем: обязывает ли истина? Безусловно, истине подчиняется тот, кому она открылась, но имеет ли она внешний эффект? С.Н.Булгаков, пытавшийся преодолеть антиномию религиозной и светской жизни современного общества, пришел к выводу о том, что евангелическое христианство асоциально: заповеди Христа обращены к ученикам, избранным, но не к толпе, не к политикам. Государство не устоит, если будет соблюдать заповеди “не убий”, “не суди” и др. 5 .

Социальным итогом теократических утопий стало “социальное” (западный вариант) и “социалистическое” (восточный вариант) государство, которое уже в XIX веке существовало в виде “полицейского” государства (Германия, Россия). Это государство было обязано заботиться о социально незащищенных слоях населения, участвовать в социальных реформах, не ограничиваясь функцией “ночного сторожа”.

Идея коммунистического общества, в котором исчезнет государство со всеми присущими ему атрибутами и будут преодолены раздирающие общество антагонистические противоречия, продолжает христианские традиции и во многом является проявлением христианской идеологии.

Из христианского миропонимания коммунисты заимствовали прежде всего эсхатологию, учение о конце света и завершении человеческой истории. На земле останутся люди, но они будут иными, преображенными (“новый человек”). Достижение этого состояния возможно лишь через крушение мира – революцию (в христианстве -пришествие Антихриста).

Пролетариат уподоблен Христу – с ним связаны надежды на воскресение к новой жизни, ему уготованы страдания на земле и возрождение.

Коммунизм мыслится как абсолютный идеал, и поэтому он нуждается в абсолютных средствах. Поскольку право не знает ограничений, которые бы не содержались в нем самом, оно упраздняется. Справедливостью объявляется все, что соответствует целям и задачам пролетарской революции.

Отрицание личности во имя человеческого рода (класса) явилось и отрицанием демократии, поскольку в демократии каждый человек мыслится как суверенная личность, высшее существо безотносительно к его социальной ценности.

Своеобразие утопической идеи о коммунистическом обществе состояло в том, что утопия была оформлена как научная концепция, со всеми внешними признаками научной теории – эмпирическими данными, логическими доказательствами и т.п. Однако эти детали не меняли сути дела, утопия не становилась наукой, о чем свидетельствует характер дискуссий, в которых участвовали коммунисты:

отказ от научной доктрины никогда не вызывает морального негодования, которое возможно лишь как реакция на отказ от признаваемых ценностей, т.е. идеологии. Сторонники марксизма относятся к своим коллегам, утратившим коммунистические идеалы, не как к коллегам в деле нахождения истины, а как к врагам – “ревизионистам”, “оппортунистам”, “изменникам”;

логические доводы противников социализма не убеждают коммунистов, аппелирующих в таких случаях к мечте о справедливости, которая всегда будет жить в человечестве;

отказ от коммунистических идеалов и социализма, по мысли коммунистов, обессмысливает историю. “Россия выстрадала социализм” (В.И.Ленин).

Атеистическая эсхатология присутствует и в некоторых трактовках правового государства, что, в частности, имеет место в концепции Ф.Фукуямы о “конце истории” 6 . По его мнению, с крахом тоталитарных режимов на Востоке мир празднует победу либеральной демократии западного образца, в которой формы общественной жизни и индивидуального существования достигают высшей гармонии. Государство и правопорядок приобретают универсальные черты, годные для применения во всем мире. Человечество больше не содержит в себе противоположностей, борьба которых и являла нам историю. История завершилась, т.е. отныне все события будут лишь наполнять своим содержанием институты правового государства -демократический порядок правления, права человека, рыночные отношения в экономике – не меняя их назначения и, тем более, не разрушая их.

Содержательная критика такой оценки правового государства была дана немецким философом К.Фридрихом, помимо всего прочего заметившим, что если у нашего соседа рухнул дом отсюда еще рано делать вывод о прочности собственного дома 7 . Главный порок теории о “конце истории” он усматривает в том, что политически возможное Ф.Фукуяма выдает за политически достигнутое. “. Права человека должны стоять над государственными и общественными институтами, но институтов, которые бы эффективно контролировали бы институты государства и общества, гарантируя тем самым права человека, не существует, и, следовательно, о конце истории говорить рано” 8 .

Человеческие ценности, реализованные в праве и политических институтах, никогда не являются уже свершившимся фактом, но по мере активности стихийного начала в социальной жизни должны постоянно осознаваться как актуальная задача сегодняшнего дня. Поэтому правовое государство никогда не будет построено, если под окончанием строительства следует понимать спадение напряжения государственной воли, поставившей своей целью добиться уважения к человеческой личности.

Читайте также:
Численность работников: что это такое, описание и особенности

Утопическое социалистическое государство

Большевики, придя к власти, народу обещали светлое и беззаботное будущее. Они, воспользовавшись тяжелым положением страны, совершили переворот, а народ им беспрекословно верил. Ленин, будучи щедрым на обещания, убеждал, что рабочие получат заводы, крестьяне – землю. Говорил, что страна получит полную свободу для всестороннего развития.

Утопия, которую рисовали политики в реальности была очень далеко от народа. Если говорить откровенно, то она для него и вовсе не предназначалась. Даже с приходом ХХ столетия ситуация в корне не изменилась. Коммунистическая утопия была крайне сложной для восприятия обычному жителю страны. Конечно, советское командование пыталось различными способами навязать утопию, но даже красные звезды и плакаты в этом плохо помогали.

Утопия и общество

Основной догмой утопического государства для народа социалистического государства было то, что высшие чины смогут разобраться в любой трудной ситуации. Так, правительство не переставая твердило, что до царя далеко, а до Бога высоко, а вот до местных властей рукой подать. Впрочем, народ уже перестал верить в царя, ведь он не единожды подводил.

Как отображение и некое доказательство существования утопии в социалистическом обществе была литература. Во всех романах писатели показывали, что никакая проблема не решалась без участия высших чинов, а они всегда вмешивались. Как это не удивительно, но утопию в литературе можно было рассмотреть еще в «Капитанской дочке» Пушкина. В произведении возникшую проблему удалось разрешить только после личного вмешательства императрицы Екатерины. На самом же деле русские цари почти никогда не щадили собственный народ. Например, Николай Первый всех декабристов приговорил к казни: большинство расстрелял прямо на площади, пять из них были повешены, а остальные отправились в ссылку. Утопическая царская вера просто плавно перетекла в советскую утопию Ленина, затем Сталина, Хрущева и остальных.

Люди видели, как себя ведет местное начальство и пыталось жаловаться в Кремль. В лучшем случае им приходило обычное ответное письмо. Плохой исход предполагал ссылку для самого доносчика. Ярким примером подобного исхода является ситуация, которая случилась на освоении целины. Каждому обычному работнику, на второй-третий год работ было понятно, что данное мероприятие ни к чему не приведет. Один из научных сотрудников станции Кулунда поделился подобными соображениями на этот счет со своим коллегой – кандидатом сельскохозяйственных наук. Спустя некоторое время в газете «Правда» появилась статья, где последний обозначил абсолютно все негативные моменты освоения «трудных» территорий. Кандидату наук сообщили, что газета предназначена исключительно для местного населения, поэтому он и рассказал все так как есть на самом деле. Однако, не успел он оглянуться, как его выжили с рабочего места. Ученому даже пришлось уехать в Омск. «Утопическое» правительственное правило сработало очень четко и быстро.

Искусство – единственная религия

Революция практически не открыла простому народу никаких перспектив. Однако, люди искусства часто ею вдохновлялись. Так, поэт Александр Блок искренне призывал общественность присоединится к революционному движению. Велимир Хлебников понимал революцию не просто, как борьбу классов, а как настоящий космический переворот. Он ожидал открытие новых законов времени. Брюсов, в свою очередь ожидал образование новой формы жизни, которая будет соответствовать новому стилю, ритму и языку.

В 10 – 20-ые годы в России наблюдалось развитие авангарда. Для него была характерна активная позиция, творческие поиски, энтузиазм и желание разрушить все устоявшиеся принципы. Это стало новым особенным видом искусства, которому были также присуща революционность, социальная направленность и попытки создать что-то новое и совершенное. Маяковский, Каменский и Бурлюк выпускали так называемую газету «футуристов». Они даже придумали для себя особенный кричащий лозунг – «революция духа». Общественность воспринимало их деятельность как радикальную ломку старых культурных устоев.

В живописи новым языком стал кубизм, который развивал идею одоления пространства. Особенно он стал популярным после того, как Малевич создал свой знаменитый «Черный квадрат». Картина стала настоящей иконой, которая освещала не просто новую страницу в жизни страны, но и ее так называемый утопический характер.

Труженики социалистической страны будут жить как короли

Власти подкупали обычных работяг лозунгами о «счастливой зажиточной жизни». Со временем это словосочетание превратилось в настоящий идеологический слоган. Он призывал абсолютно всех к строительству социологического общества. В первый период после революционных событий новые власти приказывали газетам обозревать новое идеальное социалистическое государство. В 30-ые годы власти в тех же средствах массовой информации начали преподносить обычным жителям свои достижения, однако они, как и все остальное, не имели ничего общего с реальной ситуацией. Сталин время от времени выдавал оптимистические крылатые фразы наподобие «Жить стало лучше, жить стало веселее». Все это он подкреплял художественными произведениями, плакатами, газетными рапортами. На спортивных парадах и массовых мероприятиях все были рады и счастливы, однако часто это «счастье» было приказом властей.

В кинофильме «Цирк» была популярная песня, которая очень нравилась советским предводителям. Она была воплощением идеального общества. Одна из ее строчек гласила:

Пропаганда всегда изображала атмосферу в стране благоприятной. Рабочий человек видел, что где-то есть человек, радующийся собственной жизни и думал, что у него тоже так выйдет. Опять же с целью пропаганды утопии устраивались многочисленные выставки достижений промышленности, ярмарки и др.

Проводились собрания руководителей государства. На них выступали докладчики с информацией о ликвидации неграмотности населения. Действительно, среднее образование (как и медицина) стало доступно каждому, однако рост материального благосостояния среднестатистического жителя практически не наблюдался. На собрания также сообщалось о небывалом росте урожайности в стране, однако большинство людей при этом голодало. Со всех сторон на магазинных витринах, досках объявлений висели плакаты, которые рекламировали «доступные» пылесосы и икру, а люди в это время не могли купить в магазине себе хотя бы одну пару обуви. Потому как реальная жизнь людей было накрепко связана с понятием «тотальный дефицит».

Читайте также:
Ревизские сказки: что это такое, описание и особенности

Как государство стало утопией

Григорий Ревзин о Платоне и «Диалогах»

Платон не создавал утопии. Три диалога Платона — «Государство», «Политик» и «Законы» — это общая философия государства, а вовсе не утопии, философия, без которой невозможна европейская теория власти. Но представить историю утопии без Платона тоже не получается. Луис Мамфорд в своей истории утопии написал, что платоническое государство целиком основано на идеалах спартанской казармы, в этом смысле можно сказать, что все утописты вышли из шинели Платона.

Рафаэль Санти. «Афинская школа», 1510-1511

Фото: Apostolic Palace, Vatican City

Рафаэль Санти. «Афинская школа», 1510-1511

Фото: Apostolic Palace, Vatican City

Этот текст — часть проекта «Оправдание утопии», в котором Григорий Ревзин рассказывает о том, какие утопические поселения придумывали люди на протяжении истории и что из этого получалось.

Буквально государство Платона строится как иерархия трех сословий: философов, воинов — и торговцев, земледельцев и ремесленников, объединенных в одно сословие. В нем действует обратная дискриминация: чем выше положение гражданина, тем меньше у него прав. Воинам (стражам), среднему сословию, Платон уделяет больше всего внимания. Они лишены свободы занятий, должны или выполнять прямые функции защиты государства и законов, или упражняться в гимнастике и мусических искусствах. Они не могут накапливать богатств и вообще не знают денег, живут все вместе, не могут есть отдельно друг от друга — допускаются только общие трапезы, для них запрещен постоянный брак, все мужчины и женщины находятся в непостоянных отношениях, дети забираются у матерей и воспитываются государством. То есть у них нет собственности, дома и семьи. Философы, высшее сословие, также лишены всего этого, но еще и свободы мысли, они должны думать только о благе государства. Земледельцы, ремесленники и торговцы, наоборот, живут как хотят — у них есть и собственность, и дом, и семья, и свобода выбора, но они не допускаются ни к охране государства, ни к управлению.

Идея отрицательной дискриминации представляется мне важной. Дальнейшая коммунистическая традиция от нее отказывается, а если отказаться, получается утопия. Если нет, степень утопичности снижается вплоть до исчезновения. В отношении солдат — то есть воинов или стражей Платона — мы принимаем как само собой разумеющееся, что они живут в казармах, собственность если и имеют, то ей не пользуются, с семьями разлучены, едят вместе. Против этого общество не протестует. Чиновники у нас проблемны по линии собственности. Но тут, наоборот, протестуют все, а если бы им запретили вообще пользоваться деньгами, иметь семью и свой дом, многие посторонние им, пожалуй, это бы и одобрили. Взгляды Платона не так далеки от нерефлексируемого общественного согласия, как кажется на первый взгляд, однако это замечание в сторону от утопии.

Платон плохо относится к социальной динамике, но все же допускает возможное движение по нисходящей. Дети высших сословий, если демонстрируют неспособность к своему предназначению, могут отправляться вниз. Однако теоретически такая беда случаться не должна, поскольку, как полагает Платон, деление на три сословия определяется врожденными свойствами человека, и эти врожденные свойства передаются в процессе размножения. Если не передаются, то это брак философов. Образ государства, который рисует Платон, схож со скотоводством. Философы сопоставляются с пастухами, стражи — с собаками, а остальные — со скотом. В этом сопоставлении нет уничижения, он как раз высоко ставит скот. Забота о нем составляет смысл жизни пастуха. А уж собак он превозносит донельзя, находя прекрасной и чудесной их способность любить своих и злиться на чужих независимо от того, делают ли свои им что-то хорошее, а чужие что-то плохое. Он даже в одном месте говорит об их способностях к философии, состоящих в природном навыке различать добро и зло. Это он хочет воспитать у стражей, и гимнастика ему требуется для воспитания злости к врагам, а мусические искусства — приязни к своим. И как скотоводы занимаются селекцией, сводя самок и самцов для получения наилучшего потомства, так философы определяют лучшие пары и лучшее время для скрещивания в перспективе получения наилучшего потомства. Для этого они обладают знанием благоприятных природных задатков у людей, а также «законов числа», которые выводятся Платоном из пифагорейской традиции. Они описываются туманно, так что их связь с брачующимися парами понять нельзя. Но понятно, что, по замыслу, в результате такого контроля над размножением вероятность появления некачественного приплода невелика.

«Самое главное,— пишет он в „Законах”,— здесь следующее: никто никогда не должен оставаться без начальника — ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению: нет, всегда — и на войне, и в мирное время — надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его указаниям. Даже в самых незначительных мелочах надо ими руководствоваться — например, по первому его приказанию останавливаться на месте, идти вперед, приступать к упражнениям, умываться, питаться, пробуждаться ночью для несения охраны и для исполнения поручений. Словом, пусть человеческая душа приобретет навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей и даже не понимать, как это возможно».

цитата

Платон верил как в существование общей исторической тенденции упадка, так и в возможность остановить политический развал путем задержки всех политических изменений. В этом и заключалась цель, к которой он стремился

Михаил Андреевич Суслов мог бы порадоваться такому идеалу, и то бы посетовал, что его практическое применение затруднено — за всеми не уследишь. Сегодня, впрочем, с развитием цифровизации мы ближе подошли к решению этой задачи. Платон — это IV век до н. э., это так давно, что рассчитывать на адекватное понимание сказанного им не приходится. Можно считать, что это древность, строй понятий которой нам недоступен, и если для нас сравнение государства с семейным хозяйством скотовода выглядит эпатажем, то в то время протогосударственные образования Европы и Азии по большей части и были как раз такими семьями патриархов, кочующих со своими козами, чадами и домочадцами, а многие люди, например те, что жили на территории России или Великобритании, еще до этого не доросли и паслись стадами без социальной иерархии. Но при таком понимании изумительно, что это столь недалеко ушедшее от доисторической архаики сознание заворожило мыслителей ста следующих поколений. Можно, наоборот, поддаться обаянию ума и литературного мастерства Платона, и тогда покажется, что с тобой говорит современник. Но это хотя и выдающийся, но неприятный современник, не уважающий права и свободы философ, весьма опасный для сограждан мыслитель-силовик. Даже в России, испытывающей рандомные приступы слабости к солдафонству, это не вполне объясняет его популярность — сограждане любят настоящих полковников, а не полковников философии.

Читайте также:
Прекратят ли исполнительное производство во время наблюдения?

Карл Поппер в книге «Открытое общество и его враги» соединил обе эти перспективы, что произвело поразительный эффект. Политический философ не может, как мне кажется, не восхититься точностью логики Поппера, историка же его невероятная раскованность в интерпретации реалий приводит в состояние веселого ужаса. Современное Платону афинское общество он отождествил с американской демократией, приписав даже Периклу мало занимавшую этого великого человека идею борьбы с рабством — для усиления сходства с Авраамом Линкольном. Идеальное государство Платона — напротив, с тоталитарными режимами ХХ века. Это не лезет ни в какие ворота исторической адекватности, однако обладает большой объяснительной силой.

Главный вопрос к государству Платона — зачем оно. Зачем это уничтожение свободы, собственности, семьи? Ответ Платона — это для справедливости — страдает некоторой непрозрачностью. Поппер же объяснил необходимость государства, исходя из платоновской теории эйдосов: у любого явления есть идеальный прообраз, он находится в идеальном же мире, неизменен и неуничтожим, а все его земные воплощения есть деградация от идеала. Это центр всей философской системы Платона.

Платон решал проблему Гераклита — если все течет и все изменяется, то мы ни о чем не можем вынести суждения, поскольку пока выносили, оно уж и изменилось, и суждение никуда не годится. Иное дело неизменный эйдос — с ним уважающий себя мыслитель может иметь дело без спешки и опасений. Соответственно, наличное государство есть результат деградации идеального, и раз мы имеем дело с деградацией, следовательно, идеальное государство имелось в прошлом. Отсюда — главная идея Поппера — государство Платона есть средство остановки времени и возвращения в прошлое.

Трудно оценить сравнительный уровень развала, в котором погрязла афинская демократия при жизни следующего за Периклом поколения. Все, что было до того, и почти все, что возникло после, совершенно развалилось, так что неясно, насколько эта ситуация отличалась особенной критичностью. Но ощущение, что все катится в тартарары и дальше будет хуже, если это не прекратить, знакомо жителям любых эпох. Да что там далеко ходить, возьмите хоть нашу. Отсюда идея Поппера кажется естественной и убедительной. Трактовка государственного насилия над свободой как способа остановить время оказывается главной объяснительной гипотезой для интерпретации авторитарного застоя еще и потому, что дает диалектическую надежду: чем сильнее насилие, которому мы совершенно не способны противостоять, тем больше веры, что изменения неизбежны и все само развалится. Я помню, как восхищался Поппером, когда его издал в России Джордж Сорос: тогда многих волновал вопрос о том, как случился позднесоветский застой и как потом вдруг все лопнуло, а Поппер все объяснил. Ровно так же восхищаюсь и теперь. Однако проблема заключается в том, что сам Платон нигде не говорит, что его государство нужно, чтобы остановить время. Это полностью интерпретация Поппера.

Платон, повторю, говорит, что государство нужно для установления справедливости, но справедливость — довольно сложное понятие. Для Поппера тут нет и тени проблемы, справедливость для него — это «беспристрастная оценка несогласующихся требований отдельных лиц». Но каждый раз, когда ощущение несправедливости всего, что вокруг, охватывает тебя и окружающих, становится очевидно, насколько этот формальный юридический принцип бездушен и как эти либералы не понимают глубинный народ. Нужна не беспристрастная оценка, а как раз пристрастная, такая, которая вошла бы целиком в мое положение, учла бы все видимые обстоятельства и невидимые движения души и отдала бы мне должное, такое, чтобы я с этим согласился и принял, и при этом так произошло бы со всеми вокруг. Платон бьется над этой проблемой, он заходит на цель под разными углами, с самых неожиданных сторон, он снова и снова возвращается к ней; «предисловию» о справедливости, как он это называет, посвящена половина диалога «Государство», но в итоге там так и нет определения, что же это такое. Вместо этого в «Государстве» появляется один из центральных образов платоновской философии — притча о Пещере.

«Представь, что люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная, представь, невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол. Представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. Разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры? Не то же ли самое происходит и с нами?»

Читайте также:
Чрезвычайная ситуация: что это такое, описание и особенности

Это очень известный фрагмент, и суть его сводится к тому, что мир, в котором мы находимся,— это пещера, где мы в оковах; существует истинный мир, а реальность — только тень этой истины. Но важно не только сообщение о существовании этого мира, важно то, что оно звучит в «Государстве». Государство есть средство приведения реальности в гармонию с замыслом о ней, и именно поэтому возникает понятие справедливости. Справедливость — это соответствие всего вокруг порядку неба, понятое, однако, не в религиозной, а в этатистской парадигме. На небеса ведет не церковь, а государство, и поэтому оно так радикально меняется. Цель государства Платона, как она осознается им самим,— это вовсе не остановка времени и не борьба с демократией, это спасение человечества с помощью государства.

Странно сопоставлять отточенную, воспитанную наукой и логикой философию Поппера с идеями русского религиозного ренессанса, отличающегося весьма пониженной нормой ясности, а уж для человека либеральных убеждений — странно вдвойне. Тем не менее я думаю, что князь Евгений Николаевич Трубецкой гораздо точнее Поппера понимает Платона, когда говорит следующее: «Чтобы осуществить идею, чтобы подчинить ей земную деятельность человека, для этого недостаточно одиноких усилий человеческой личности, для этого нужно взаимодействие людей, объединенных в один коллективный, социальный и политический организм. В основе общежития у Платона лежит цель, которая определяет собой и индивидуальную жизнь личности. Государство ведет своих граждан к загробной, вечной, жизни; оно обуздывает их телесные влечения, подавляет в них всякие земные интересы, стремится к искоренению их эгоизма, заботится о внутреннем их объединении во взаимном дружестве, воспитывает в них единомыслие и единодушие. Полития Платона задается, в сущности, той же задачей, которую в христианском мире преследует церковь: это — союз людей ради общего их спасения, и в этом отношении Платонов идеал есть предварение христианского общественного идеала».

цитата

Уверовав в сверхчувственное Божество, Платон провозглашает отречение от индивидуальной воли, от земного счастья, от всех земных интересов как необходимое условие спасения

Но у Платона не было ни откровения, ни церкви; Христа, может, и ждали, но он еще не явился. Вместо молитвы у него сократический диалог, где он ищет высшую справедливость логическим путем, а вместо церкви — государство. Никто не сказал ему: «Царство мое не от мира сего», и он создал инструмент, позволяющий преодолеть границу между мирами, из подручных материалов.

Конечно, это ужасный инструмент, который калечит человека, лишая всего, ради чего стоит жить,— любви, дома, семьи, детей. Хотя по замыслу не всех, а только чиновников и идеологов, но, как показывает опыт, на себе им трудно остановиться. «Всех, кому в городе больше десяти лет, отошлют в деревню, а остальных детей, оградив их от воздействия современных нравов, свойственных родителям, воспитают на свой лад»,— говорит Платон, чего уж тут рассуждать о спасении. Но у этого инструмента есть одно важное преимущество.

Платон открыл истинное государство в ситуации демократии, когда авторитет наследственного основания власти или власти по праву победителя не был особенно высок. Для демократии же вопрос о легитимности стоит довольно остро. Каждый, кто избирал и был избранным, знает, что в осмысленность электоральных процедур с точки зрения общего блага можно верить только по созданной по другому случаю формуле Тертуллиана: «верую, ибо абсурдно». Платон придумал невероятно действенное основание власти — она легитимна постольку, поскольку является инструментом всеобщего спасения и ведет в мир истины. Любое насилие государства над гражданами можно обосновывать этим вдохновенным образом, и, собственно, с тех пор оно так и обосновывается.

Мне кажется, это точка возникновения утопии. Конечно, есть утопии сельской жизни, которые суть миры чистой фантазии, утопии мысленного эксперимента и технического прогресса, которые не задаются вопросом о том, в каком государстве реализуется описываемый идеал. Но эти парагосударственные образования — периферия утопической традиции. На основной же ее территории государство присутствует, и координатная сетка этой территории создана Платоном. Справедливость у него предстает как единство Истины, Добра и Красоты (потом Боэций превратил это в три зеркала, в которых человек может лицезреть Бога). Соответственно, в высший мир можно восходить по трем осям — философии, этики и искусства, а это описывает практически все разновидности утопий — научные, этические и эстетические. Я полагаю, что Платону действительно удалось найти эйдос государства, который неизменно и неуничтожимо стоит вне времени,— если не в смысле его конкретного устройства, то в смысле предназначения государства вообще. Это инструмент установления справедливости на Земле, где справедливость понимается как божественный порядок. Утопии, в сущности,— это комментарии к Платону, ответы на вопрос о том, как построить платоновское государство.

Усыновление (удочерение)

Усыновление или удочерение (далее – усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

С правовой точки зрения, усыновление – это установление между усыновителем и усыновленным ребенком правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителя.

Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Читайте также:
Система права: что это такое, описание и особенности

1. Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

лиц, которые по состоянию здоровья не могут усыновить ребенка. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку, попечительство, взять в приемную или патронатную семью, устанавливается Правительством Российской Федерации. Медицинское освидетельствование лиц, желающих усыновить детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают такие лица;

лиц, не имеющих постоянного места жительства;

лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, мира и безопасности человечества, против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 10 пункт 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации;

лиц из числа лиц, указанных в подпункте 9 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, имевших судимость либо подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, относящиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести, в случае признания судом таких лиц представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого ребенка. При вынесении решения об усыновлении ребенка таким лицом суд учитывает обстоятельства деяния, за которое такое лицо подвергалось уголовному преследованию, срок, прошедший с момента совершения деяния, форму вины, обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение такого лица после совершения деяния, и иные обстоятельства в целях определения возможности обеспечить усыновляемому ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие без риска для жизни ребенка и его здоровья;

лиц, имеющих судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, не относящиеся к преступлениям, указанным в подпункте 9 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации;

лиц, не прошедших подготовку в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 Семейного Кодекса Российской Федерации (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка.

Для усыновления ребенка, достигшего возраста десяти лет, необходимо его согласие.

2. По просьбе усыновителя усыновленному ребенку присваиваются фамилия усыновителя, а также указанное им имя. Отчество усыновленного ребенка определяется по имени усыновителя, если усыновитель мужчина, а при усыновлении ребенка женщиной − по имени лица, указанного ею в качестве отца усыновленного ребенка. Если фамилии супругов-усыновителей различные, по соглашению супругов-усыновителей усыновленному ребенку присваивается фамилия одного из них.

При усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке, по его просьбе фамилия, имя и отчество матери (отца) усыновленного ребенка записываются в книге записей рождений по указанию этого лица (усыновителя).

Для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя могут быть изменены дата рождения усыновленного ребенка, но не более чем на три месяца, а также место его рождения.

Для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем (удочерителем) необходимо обратиться в орган опеки и попечительства (по месту жительства) и предоставить документы согласно Административному регламенту «Выдача заключения о возможности граждан быть усыновителями (удочерителями)» .

3. Ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при его усыновлении.

4. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.

По вопросам усыновления необходимо обращаться в управления (отделы) по вопросам семьи и детства (по месту жительства) или к региональному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в министерство труда и социального развития Краснодарского края (г. Краснодар, ул. Чапаева, 58, каб. № 314, тел. 8 (861)259-16-46).

Как усыновить ребенка

1. Какого ребенка можно усыновить?

Усыновить можно несовершеннолетнего ребенка, единственный или оба родителя которого:

  • дал согласие на усыновление;
  • умер или объявлен умершим судом;
  • неизвестен ;
  • признан судом безвестно отсутствующим;
  • признан судом недееспособным;
  • лишен судом родительских прав;
  • по причинам, признанным судом неуважительными, не проживает более шести месяцев совместно с ребенком и уклоняется от его воспитания и содержания (за исключением случаев усыновления иностранными гражданами или лицами без гражданства).
Читайте также:
Сертификат качества: что это такое, описание и особенности

Дети, являющиеся братьями и сестрами, не могут быть отданы на воспитание разным людям, за исключением тех случаев, когда они не могут воспитываться вместе.

2. Кто может стать усыновителем?

Чтобы усыновить ребенка, нужно соответствовать требованиям к усыновителям . При этом суд может пренебречь некоторыми требованиями (состоянием здоровья потенциального усыновителя, его уровнем дохода и отсутствием подготовки) если лицо, желающее усыновить ребенка, проживает с ним в силу уже сложившихся семейных отношений.

Если вы хотите усыновить ребенка, у которого есть один из родителей, вы должны состоять с этим родителем в браке и он должен быть согласен на усыновление.

Для усыновления ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, состоять в браке не обязательно. Если вы уже замужем (женаты), вашему супругу (супруге) не обязательно усыновлять ребенка вместе с вами — достаточно согласия на усыновление.

Усыновить одного и того же ребенка двое людей, не состоящих в браке, не могут.

На усыновление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преимущественное право имеют близкие родственники ребенка.

3. Нужно ли согласие родителей, опекунов или самого ребенка на его усыновление?

Согласие родителей

Для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей . Согласие может быть дано на усыновление конкретным лицом или без указания такого лица. Его можно подписать у нотариуса, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо в органах опеки и попечительства по месту судебного производства по усыновлению ребенка. Также о нем можно сообщить непосредственно на судебном заседании об усыновлении. Родители вправе передумать до вынесения решения суда о его усыновлении.

Не требуется согласие родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они:

  • неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими;
  • признаны судом недееспособными;
  • лишены судом родительских прав (не ранее истечения 6 месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родителей родительских прав);
  • по причинам, признанным судом неуважительными, более 6 месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Согласие опекунов (попечителей)

Если ребенок находится под опекой (попечительством) или в приемной семье, для его усыновления потребуется согласие опекунов (попечителей) или приемных родителей. Для усыновления детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и аналогичных организациях, необходимо согласие в письменной форме руководителей этих организаций.

Согласие ребенка

Если ребенок старше 10 лет, необходимо получить его согласие на усыновление. Исключение может быть сделано только для того ребенка, который проживал в семье усыновителя до усыновления и уже считал его своим родителем.

4. Как проходит процедура усыновления?

5. Как пройти обучение в школе приемных родителей?

Согласно Семейному кодексу России, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны пройти специальное обучение в Школе приемных родителей.

Если вы уже являетесь опекуном (попечителем) или усыновителем, повторное обучение в Школе приемных родителей не требуется.

6. Как получить разрешение на усыновление?

Получение заключения органа опеки о возможности быть усыновителем — это промежуточный этап в процедуре усыновления. Документ даст возможность:

  • встать на учет в качестве усыновителя;
  • если вы еще не знаете, кого хотите усыновить, — получить доступ к базе данных детей, оставшихся без попечения родителей;
  • в дальнейшем — обратиться в суд с просьбой об усыновлении (удочерении) ребенка.

Если вы ранее получали заключение о возможности быть опекуном или усыновителем и оно еще действительно, получать новое заключение вам не требуется.

7. Как встать на учет в качестве усыновителя?

Встать на учет в качестве кандидата в усыновители можно:

  • в органе опеки и попечительства, в котором вы получали заключение о возможности быть усыновителем;
  • в любом другом органе опеки и попечительства любого субъекта Российской Федерации;
  • в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, любого субъекта Российской Федерации;
  • в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

При постановке на учет кандидатам в усыновители необходимо предъявить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заключение о возможности быть усыновителями;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Также соответствующий оператор попросит вас заполнить анкету гражданина и заявление для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители.

Если заключение о возможности быть усыновителями выдано на обоих супругов, то на приеме должны присутствовать оба супруга.

Подача документов при постановке на учет возможна только на личном приеме. Отправить документы по электронной почте нельзя.

8. Как найти ребенка и получить направление на его посещение?

Посмотреть анкеты детей, оставшихся без попечения родителей, вы можете онлайн. Сейчас в регионах есть территориальные банки данных о детях-сиротах (в Москве это портал usynovi-moskva.ru), кроме того существует федеральный банк. На электронных ресурсах вы можете ознакомиться с фотографиями детей, кратким описанием их характера, узнать о состоянии их здоровья, о причинах отсутствия родительского попечения, о наличии у детей братьев и сестер.

Право доступа к полным анкетным данным детей можно получить только после постановки на учет в качестве усыновителя. При этом оператор предоставит вам данные только о тех детях, которые соответствуют указанным вами в анкете требованиям.

Если при ознакомлении с полными анкетными данными о детях, вам понравится ребенок и вы захотите его посетить, вы сможете получить направление на его посещение с целью знакомства. Оно действует 10 рабочих дней со дня выдачи. Если вы не сможете посетить ребенка по уважительной причине , этот срок может быть продлен еще на 10 дней, для этого нужно написать соответствующее заявление.

Читайте также:
Какова исковая давность на раздел имущества?

Вам не выдадут направление на посещение ребенка, если уже выдано направление другим людям или ребенок уже оформляется в семью.

9. Как проходит встреча с ребенком?

Если вы хотите усыновить ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, перед усыновлением вы обязаны встретиться с ним. Кроме того, вам должны показать все документы ребенка.

Факт ознакомления с медицинским заключением ребенка подтверждается в письменной форме. Вы имеете право также обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка. При проведении медосмотра должен присутствовать сотрудник организации, в которой находится ребенок.

Если вам понравился ребенок, а вы — ребенку, вам необходимо сообщить оператору органа опеки, предоставляющему анкеты детей усыновителям, что вы готовы усыновить ребенка. После этого анкету ребенка не будут показывать другим кандидатам.

Если вам не понравился ребенок или вы — ребенку, орган опеки может предоставить вам разрешение на посещение другого ребенка.

О своем решении вы должны сообщить в течение 10 дней в письменной форме.

10. Как обратиться в суд?

Для усыновления ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, вам понадобятся:

  • исковое заявление;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • копия свидетельства о рождении — если вы не состоите в браке;
  • копия свидетельства о заключении брака — если вы состоите в браке;
  • согласие супруга (супруги) на усыновление — если вы состоите в браке. Если вы прекратили семейные отношения и не проживаете совместно более года, вам нужно представить документ, подтверждающий это. Если такой документ получить невозможно, доказательства, подтверждающие эти факты, нужно указать в исковом заявлении;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья (форма №164у);
  • справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате или копия декларации о доходах или иной документ о доходах;
  • документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;
  • документ о постановке на учет в качестве кандидата в усыновители;
  • документ, подтверждающий, что вы прошли обучение в школе приемных родителей (не требуется близким родственникам ребенка, отчимам и мачехам);
  • заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком;
  • согласие законного представителя ребенка — при усыновлении ребенка, находящегося под опекой (попечительством) либо в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • согласие ребенка на усыновление, если он старше 10 лет.

Суд вправе затребовать и иные документы.

Все документы представляются в двух экземплярах. Если ребенка усыновляют оба супруга, пакет документов представляет каждый из них.

Исковое заявление необходимо подавать в районный суд по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка.

Судья обязан рассмотреть ваше заявление в течение 2 месяцев с момента его подачи. Заявление рассматривается в закрытом режиме. На заседании суда обязаны присутствовать усыновитель, представитель органа опеки и попечительства, прокурор, сам ребенок, если он старше 14 лет. В необходимых случаях могут присутствовать родители, другие заинтересованные лица и сам ребенок в возрасте от 10 до 14 лет.

11. Как зарегистрировать усыновление в органах ЗАГС?

После того как у вас на руках появится вступившее в силу решение суда, вам нужно будет зарегистрировать усыновление в органах ЗАГС и поменять свидетельство о рождении ребенку.

После регистрации усыновления вам выдадут свидетельство об усыновлении.

12. Каковы правовые последствия усыновления?

Усыновленные дети приравниваются к кровным. Они и их потомство имеют такие же личные неимущественные и имущественные права и обязанности. При этом по отношению к своим кровным родителям (своим родственникам) они утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей.

Если один из родителей усыновленного ребенка умер, то по просьбе родителей умершего родителя (дедушки или бабушки ребенка) могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к родственникам умершего родителя, если этого требуют интересы ребенка.

О сохранении отношений усыновленного ребенка с одним из родителей или с родственниками умершего родителя указывается в решении суда об усыновлении ребенка.

При усыновлении ребенка должна соблюдаться тайна усыновления. Люди, осведомленные об усыновлении и разгласившие информацию о нем вопреки воле усыновителей, могут быть привлечены к уголовной ответственности.

13. Контролируют ли органы опеки жизнь ребенка после усыновления?

После того как вы усыновите ребенка, органы опеки и попечительства будут проверять, в каких условиях он живет и воспитывается. Это необходимо в целях защиты прав и законных интересов усыновленных детей.

  • первое контрольное обследование — в 1-й год после усыновления по истечении 5 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее окончания 7-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда;
  • второе контрольное обследование — по истечении 11 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее окончания 13-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда;
  • третье контрольное обследование — по истечении 23 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее окончания 25-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда;
  • четвертое контрольное обследование — по истечении 35 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее окончания 37-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Необходимость проведения контрольного обследования по истечении 3 лет определяется органом опеки и попечительства индивидуально в соответствии с конкретной ситуацией, складывающейся в семье усыновителя(ей). Контрольное обследование проводится с сохранением тайны усыновления.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: