Административное правонарушение: что это такое, описание и особенности

Административное правонарушение: понятие, признаки, состав

Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Определение административное правонарушение дано в ст. 2.1 КоАП РФ. – Это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Признаки (черты) административного правонарушения – антиобщественная направленность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

1. Деяние это акт волевого поведения, проявляющийся в форме действия либо бездействия.

2. Действие это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.

3. Бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

4. Противоправность. Противоправность деяния заключается в том, что оно нарушает конкретную норму права

5. Виновность. Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям.

6. Наказуемость. Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение. Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения. Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.

7. Общественная вредность. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.

Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е. личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

Под составом административного правонарушения – это установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

Состав административного правонарушения:

– объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);

– объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);

– субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью);

– субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом, или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.

Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.

Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

По особенностям конструкции различаются:

1. Материальные составы административных правонарушений, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния (например, ст. 12.24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ);

2. Формальные составы административных правонарушений, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.4 КоАП РФ); для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным признаком, но учитывается при назначении административного наказания.

В зависимости от степени обобщенияпризнаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом: казуистичные — как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ); обобщенные — охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).

По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения — на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные.

Административная ответственность в РФ: понятие, признаки, принципы

Понятие. Административная ответственность – это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Признаки:

1. Административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или определенными коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают значительное количество таких правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции;

Читайте также:
Апостолический интернунций: что это такое, описание и особенности

2. Административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, при которой меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;

3. Поскольку административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания;

4. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;

5. Существенной особенностью административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

6. В отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (УК РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Принципы:

1. Принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

2. Индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

3. Ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

4. Ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

5. Принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

6. Принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

7. Принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

8. Принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

9. Принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

Административное правонарушение: что это такое, описание и особенности

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ “Логос”
  • Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Читайте также:
Избирательный участок: что это такое, описание и особенности

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Состав административного правонарушения

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения – это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения – это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения – это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ (“Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего”) не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
  • и т.д.
Читайте также:
Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак “характер совершения“), и именно в общественных местах (признак “место“).

3) Субъект административного правонарушения – физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

Общие субъекты правонарушения – любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Специальные субъекты правонарушения – должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

Особые субъекты правонарушения – военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения – это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

  • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
  • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
  • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
  • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”.

Виды административных наказаний по КоАП РФ

Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей – лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

Рекомендуем по теме:

Александр Отрохов, Правовой центр “Логос”, 12.04.2015г.

Административное правонарушение

Знаете ли Вы, что административная ответственность за совершенное правонарушение наступает только в том случае, если по своему характеру это нарушение не влечет уголовную ответственность? Об этом, а также о других вопросах в области административных правонарушений рассказано в этой статье.

Административным правонарушением признается противоправное действие либо бездействие лица, за которое законодательством об административных правонарушениях (КоАП РФ либо иным нормативно-правовым актом РФ) предусмотрена ответственность. Объектами правонарушения могут выступать как общественная нравственность или порядок, так и собственность и здоровье населения, а также другое.

Важно! Правонарушение признается административным тогда, когда оно не влечет уголовную ответственность. От преступления правонарушение отличается тем, что не обладает признаками общественной опасности в том смысле, в котором они содержатся в уголовном законодательстве. Однако, некоторые деяния могут признаваться как правонарушением, так и преступлением, например, нарушение авторского права или хищение.

Признаки административных правонарушений:

  • действие или бездействие физического или юридического лица;
  • виновность — деяние может быть признано административным правонарушением только если оно совершено умышленно или по неосторожности;
  • противоправность — деяние может быть признано административным правонарушением только если были действительно нарушены нормы права разных отраслей: административного, финансового, трудового и других;
  • наказуемость деяния — наступление административной ответственности.
Читайте также:
Атмосферный воздух: что это такое, описание и особенности

Виды административных правонарушений

Классификация видов административных правонарушений включает два основных критерия:

  • объект посягательства — собственность, общественный порядок, нравственность и т.д;
  • направленность деяния на отдельную отрасль государственного управления (экологию, сельское хозяйство, торговлю, промышленность и другое).

На основе указанных критериев КоАП РФ объединяет виды административных правонарушений в следующие группы:

  • административные правонарушения, посягающие на права граждан, например:
    • нарушение законодательства о свободе вероисповедания, свободы совести;
    • нарушение законодательства о митингах, шествиях, собраниях и демонстрациях;
    • принуждение к отказу или к участию в забастовках;
    • нарушение законодательства о труде и об охране труда;
    • неисполнение своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей их родителями или законными представителями;
    • увольнение работников в связи с объявлением забастовки;
    • нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей и другое.
  • Административные правонарушения, посягающие на общественную нравственность, а также здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, например:
    • сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией;
    • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде;
    • незаконное занятие частной медицинской практикой либо народной медициной;
    • оборот либо хранение, равно как и употребление наркотических средств без назначения врача и другое.
  • Административные правонарушения в сфере охраны собственности, например:
    • самовольная добыча янтаря;
    • самовольное занятие земельного участка, в том числе участка лесного фонда;
    • нарушение правил пользования жилыми помещениями;
    • пользование без разрешения водными объектами;
    • уничтожение либо повреждение чужого имущества и другое.
  • Административные правонарушения в сфере охраны окружающей природной среды, например:
    • порча земель;
    • нарушение требований охраны недр, водных объектов и атмосферного воздуха;
    • искажение экологической информации;
    • незаконная порубка, уничтожение деревьев, кустарников и мест обитания животных.
  • Административные правонарушения в строительстве, энергетике и промышленности, например:
    • нарушение требований нормативных документов в указанных сферах;
    • повреждение электрических сетей;
    • непроизводительное расходование энергетических ресурсов и т.д.
  • Административные правонарушения в области ветеринарии и сельского хозяйства, например:
    • нарушение правил карантина животных;
    • непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и другое.
  • Административные правонарушения на транспорте, например:
    • действия, угрожающие безопасности полета, движению водного и железнодорожного транспорта;
    • нарушение правил пожарной безопасности на воздушном, железнодорожном и морском транспорте;
    • безбилетный проезд.
  • Административные правонарушения в сфере дорожного движения, например:
    • управление транспортом водителем, не имеющим права управления;
    • управление транспортом водителем, находящимся в состоянии опьянения;
    • нарушение ПДД водителями или пешеходами;
    • невыполнение требований об остановке транспортного средства.
  • Административные правонарушения в сфере связи и информации, например:
    • самовольное строительство, установка или проектирование радиоэлектронных высокочастотных устройств;
    • незаконная деятельность в сфере защиты информации;
    • нарушение порядка распространения или изготовления продукции СМИ и другое.
  • Административные правонарушения в сфере предпринимательства, например:
    • выполнение предпринимательской деятельности без регистрации в государственных органах либо без лицензии;
    • нарушение порядка ценообразования;
    • ограничение свободы торговли;
    • обман потребителей;
    • фиктивное банкротство;
    • нарушение сбора и обработки сведений, составляющих кредитную историю.
  • Административные правонарушения в сфере налогов и финансов, например:
    • нарушение сроков предоставления налоговой декларации;
    • нарушение сроков постановки на учет в налоговых органах;
    • незаконные сделки с ценными бумагами и другое.
  • Административные правонарушения в сфере таможенного дела, например:
    • незаконное перемещение товаров и средств через границу РФ;
    • недекларирование товаров и транспортных средств;
    • нарушение сроков уплаты налогов и сборов, которые необходимо уплатить за товары, перемещенные через границу РФ.
  • Административные правонарушения, посягающие на институты гос. власти, например:
    • незаконное ношение государственных наград;
    • невыполнение законных требований депутата ГД или членов Совета Федерации;
    • невыполнение законных требований прокурора и другое.
  • Административные правонарушения в сфере защиты Государственной границы РФ, например:
    • нарушение иммиграционных правил;
    • реализация иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ без разрешения;
    • незаконный провоз лиц через границу РФ;
    • нарушение режима пребывания на территории РФ иностранными гражданами либо лицами без гражданства и т.д.
  • Административные правонарушения против порядка управления, например:
    • неповиновение законному распоряжению сотрудника правоохранительных органов;
    • неповиновение в срок законным распоряжениям и предписаниям должностных лиц;
    • умышленная порча либо утрата по небрежности удостоверения личности гражданина;
    • подделка документов, печатей и бланков, их использование.
  • Административные правонарушения против общественного порядка и безопасности, например:
    • мелкое хулиганство;
    • нарушение сроков регистрации оружия, в том числе сроков постановки его на учет;
    • нарушение требований режима чрезвычайного положения;
    • незаконная деятельность в сфере частного сыска;
    • распитие спиртосодержащих напитков в общественных местах, равно как и появление в этих местах в состоянии опьянения и другое.
  • Административные правонарушения в сфере воинского учета, например:
    • уклонение от медицинского обследования;
    • неисполнение обязанностей по воинскому учету гражданами;
    • порча или утрата документов воинского учета, осуществленная умышленно;
    • несообщение сведений о гражданах, которые состоят либо обязаны состоять на воинском учете.

Важно! Причинение лицом вреда вследствие крайней необходимости не может быть признано административным правонарушением, поскольку деяние совершалось для устранения опасности, если эта опасность не могла быть предотвращена иным способом.

Ответственность за административные правонарушения

Совершение лицом правонарушения есть основание для применения мер ответственности, которыми являются административные наказания. Всего административное законодательство в соответствии с ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ подразумевает несколько видов наказаний, среди которых основными являются:

  • штраф — денежное взыскание в пользу государства;
  • предупреждение — выражается в официальном порицании физического лица или организации, выносится в письменной форме;
  • лишение специального права — лишение лица специального права, ранее предоставленного ему на законных основаниях, например, управлять транспортным средством;
  • приостановление деятельности организации — временное прекращение деятельности юр. лица или предпринимателя на срок до 90 дней;
  • конфискация — принудительное обращение в пользу государства орудия или предмета совершения правонарушения;
  • дисквалификация — лишение права занимать должности в органах организаций.
  • обязательные работы — выполнение физическим лицом бесплатных общественных работ в свободное от основной работы или учебы время;
  • арест — содержание нарушителя в изоляции от общества, применяется в исключительном случае.
Читайте также:
Добросовестный приобретатель: что это такое, описание и особенности

Административное правонарушение: что это, признаки, особенности

  • Административные правонарушения
  • Основные признаки правонарушений
    • Действие и бездействие
    • Общественный вред
    • Противоправность
    • Виновность
    • Наказуемость
  • Основные виды
  • Административный проступок
    • Основные виды
  • Отличие от иных видов правонарушений

Законодательство страны призвано защитить общество и каждую личность в отдельности от нанесения вреда здоровью и жизнедеятельности в целом.

Понятие «Административное законодательство» определяет свод правил, направленных на обеспечение прав и свобод человека, охрану его здоровья, безопасную жизнь, отдых, работу и прочие. В отличие от уголовных преступлений, такие нарушения не несут значительного вреда обществу, хотя условия жизни от них ухудшаются. В отдельных случаях состав правонарушения может трактоваться с обеих позиций.

Административные правонарушения

Для полноценной жизни любого общества важны здоровые социальные отношения и благополучие его граждан. Противоправные действия любого лица, посягающие на общественные отношения, носят название административного правонарушения. Государство контролирует соблюдение гражданами и юридическими лицами административного законодательства и предусматривает применение к нарушителям соответствующих мер.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Административные правонарушения могут затрагивать различные сферы жизни государства:

  • права его граждан;
  • экологические проблемы;
  • организацию здравоохранения;
  • санитарно-эпидемиологического благополучие;
  • налоговое законодательство;
  • земельные отношения;
  • общественный порядок.

Каждый раздел КоАП, характеризующий админправонарушения, содержит квалификацию проступка и определение наказания за каждый из них.

Деяния юридических и физических лиц с нарушениями профильных законов представляют основания для применения административных мер наказания. Основные из них:

  • штраф;
  • предупреждение;
  • административный арест;
  • лишение квалификации;
  • временное либо постоянное приостановление деятельности;
  • изъятие;
  • лишение определенных прав.

Наказание за такой вид нарушений носит профилактический характер и не преследует цели унижения лица, привлеченного ответственности, или снижения его репутации.

Основные признаки правонарушений

Для достоверной трактовки и характеристики административных правонарушений применяется описание определенных признаков. В зависимости от их присутствия и особенностей оценивается степень ущерба, круг виновных лиц, тяжесть правонарушения, и мера наказания. Среди таких признаков следующие:

  1. Могло ли оказать негативное влияние на здоровье или жизнедеятельность человека рассматриваемое деяние либо бездействие (возможно, уже оказало).
  2. Опасно ли оно в плане общественной вредности.
  3. Нарушены ли при этом установленные нормы и правила.
  4. Насколько аргументирована вина ответственного (в случае юридической единицы) либо физического лица.
  5. Возложены ли на определенное лицо обязанности по данному разделу работы.
  6. Было ли нарушение совершено преднамеренно, по неосторожности.
  7. Предусмотрена ли за потенциально опасное действие административная ответственность.
  8. Присутствуют ли смягчающие обстоятельства в конкретном случае.

Пример

Несоблюдение санитарных правил и норм, установленных для детских учреждений отдыха и оздоровления, может привести (либо уже привело) к регистрации заболеваемости кишечной инфекцией. Налицо ситуация, оговоренная в статье 6.7 КоАП РФ. За нарушение предусмотрено наложение штрафа в оговоренной здесь же сумме (3000-7000 — на должностное лицо, 30 000–70 000 на юридическое). При повторном выявлении аналогичных фактов штраф значительно увеличен (10 000–15000 — на должностное лицо, 100 000–150 000 на юридическое).

Читайте также:
Активная легитимация: что это такое, описание и особенности

Действие и бездействие

Определять степень вины нарушителя следует, если его действие, равно как и бездействие, привело либо может привести к негативным последствиям.

Пример

Невыполнение требований по оформлению знака, запрещающего курение, как и действия, подвергающие окружающих вдыхать табачный дым, являются нарушением статьи 6.25 КоАП РФ. Это несет угрозу здоровью людей, находящихся поблизости, может спровоцировать такие заболевания, как аллергии, бронхиты, отравления. На лиц, виновных в указанных нарушениях, накладывается штраф. Его размер определяется второй частью данной статьи.

В приведенном примере отражены одновременно действие, являющееся административным правонарушением (курение) и бездействие (неоформление знака, запрещающего курение).

Существуют ситуации, когда в статьях КоАП отражены только неправомерные действия. Таковыми являются:

  • занятие участков земли без согласования (ст. 7.9), возведение на них построек или распашки;
  • подключение без официального разрешения к водоснабжающим сетям (ст. 7.20);
  • неправильная организация утилизации животноводческих отходов (ст. 8.2.3), ведущая к загрязнению окружающей среды.

В то же время игнорирование правил промышленной безопасности, в т.ч. необеспеченность сотрудников средствами индивидуальной защиты (ст. 9.1), является бездействием в вопросе создания безопасных условий труда. Это может привести к профессиональным травмам и развитию профзаболеваний.

Для каждого конкретного нарушения, связанного с действием (бездействием) оговариваются механизмы административного наказания.

Общественный вред

В классификации административных правонарушений определенное место отведено поступкам, результатом которых является общественный вред.

Общественный вред — это ситуации, когда в систему общественных взаимоотношений вносятся черты дезорганизации.

Действия, которые рассматриваются с позиции административного правонарушения:

  • сознательное создание помех деятельности надзорных органов;
  • недопуск к проверкам уполномоченных на то структур;
  • непредставление запрашиваемой информации;
  • неповиновение распоряжению сотрудника силовых структур;
  • правонарушения, направленные на ограничение прав и свобод граждан;
  • неправомерное проведение предвыборных компаний;
  • социальные ограничения;
  • незаконные информационные акции.

Схема действий может быть прямой и косвенной. Но, при определении вины юридического либо физического лица, на него накладывается административная ответственность.

Противоправность

Действия, противоречащие установленным правилам и нормам, считаются противоправными. Для вынесения такого определения они сравниваются с утвержденными регламентами в той или иной отрасли. Синонимом термина является слово «незаконность». В юридических дисциплинах противоправность является составной частью преступления.

В сфере административных правонарушений противоправность — первый шаг действия, результатом которого может стать негативное воздействие на общество в целом и конкретной личности в частности.

Пример

Предприниматель открывает торговую точку с нарушениями санитарных и противопожарных норм. Его действия противоправны и могут привести к печальным последствиям. Какое-то время точка может существовать, но первое обращение лиц, которым мешает ее деятельность, послужит поводом для открытия уполномоченными органами производства по делам об административных правонарушениях.

Виновность

Административная ответственность человека наступает в случае признания его вины. Согласно ст 1.5 КоАП РФ, до окончания производства по делу об админправонарушении и вынесения соответствующего постановления лицо не подлежит ответственности.

На решение о признании виновным могут влиять многие факторы, например:

  • форма вины (нарушение умышленное или по неосторожности);
  • возраст нарушителя;
  • наличие смягчающих обстоятельств;
  • первичный или повторный характер нарушения;
  • значительность правонарушения;
  • состояние здоровья ( невменяемость в момент совершения нарушения освобождает от наказания).

Закон не предусматривает административного наказания за нарушения, которые совершены в порядке крайней необходимости, для защиты общества или человека. Такие действия не могли быть произведены другим образом, поэтому причиненный ими вред оценивается менее значительно, чем то, что могло произойти.

Когда в порядке делопроизводства выясняются сомнительные факты о вине человека, их засчитывают в его пользу.

Наказуемость

Зафиксированный факт административного нарушения подлежит наказанию в порядке, определенном соответствующей статьей. Меры наказания принимают уполномоченные на то органы, в соответствии с утвержденным порядком. Статьи КоАП подробно расписывают, какие виды наказаний могут применяться для конкретного случая.

Все админмеры делятся на основные и дополнительные. К первой группе относятся:

  • предупреждение;
  • наложение штрафа;
  • изъятие специальных прав;
  • админарест;
  • лишение квалификации или лицензии;
  • приостановка деятельности.

Среди дополнительных выделяют:

  • изъятие предмета нарушения;
  • выдворение из РФ (для лиц без гражданства либо иностранцев);
  • право на управление транспортом (его можно лишиться в качестве дополнительного или основного наказания).

Основные виды

Кодексом РФ об административных правонарушениях предполагается ответственность за совершение правонарушений в области:

  • санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья;
  • экологии;
  • общественного порядка;
  • ограничения права и свободы;
  • трудовых отношений;
  • общественной нравственности;
  • охраны собственности;
  • промышленности, сельском хозяйстве, индивидуальной трудовой деятельности;
  • на транспорте;
  • информации и связи;
  • финансовой деятельности;
  • организации таможенных процедур;
  • коррупционной деятельности;
  • воинского учета и других.

Административный проступок

Понятие административного правонарушения неразрывно связано с термином «проступок».

Проступок — это деяние, несущее вред обществу, выражающееся в какой-то деятельности либо бездеятельности. Основа такого деяния — несоблюдение установленных правил и норм, недобросовестное исполнение своих функциональных обязанностей, либо игнорирование действующих регламентов.

Читайте также:
Отвечаю ли я за пожар в квартире, потому что я там прописана?

Проступок характеризуется меньшей опасностью, чем, например, преступление. Однако результат его совершения так же заметен. В зависимости от направленности действия, разработана классификация проступков, в которой присутствуют группы: гражданско-правовых, административных, дисциплинарных вариантов.

Основные виды

Наименование «Административный проступок» содержит в себе ряд действий (либо бездействий), осуществление которых ущемляет права членов общества, посягает на их благополучие и здоровье, ухудшает политическое развитие общества или отрицательно влияет на общественную нравственность. Разновидностей много, часто они перекликаются между собой.

Основные виды административных проступков формируются в результате несоблюдения установленных требований, создающих риск ухудшения уровня жизни и здоровья. Административные проступки не носят регулярного характера, а могут произойти единожды. В их основе часто лежит незнание правил либо их неверная трактовка. Поэтому градация наказания за проступком на более низком уровне.

Отличие от иных видов правонарушений

Административные правонарушения отличаются от уголовных по своей сути, интенсивности влияния на общество и людей, последствиям, формам и другим характеристикам. Но главное отличие в том, что опасность от них намного меньше, а последствия редко бывают тяжелыми. В то же время страдает от них чаще не один человек, как в криминальных преступлениях, а коллектив лиц либо широкий круг пользователей. Поэтому для государства настолько важно иметь полноценный свод законов по борьбе в административными правонарушениями.

Административное правонарушение

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Объектами посягательства при административных правонарушениях могут являться собственность, здоровье населения и общественная нравственность, общественный порядок, экология и т. д.

Содержание

Признаки административного правонарушения

  • противоправность – заключается в совершении деяния, нарушении нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового), охраняемых мерами административной ответственности.
  • виновность – противоправные деяния являются административным правонарушением только в том случае, если имеет место вина данного лица, т.е. содеянное было совершено умышлено или по неосторожности.
  • наказуемость деяния – т.е. за содеянное наступает административная ответственность.

Отличия от иных видов правонарушений

Административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда обществу, они не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством. Некоторые деяния (например, хищение или нарушение авторских прав) могут признаваться как правонарушением, так и преступлением в зависимости от степени причинённого вреда или других обстоятельств.

Состав административного правонарушения

Как и состав преступления, состав административного правонарушения образуют четыре элемента:

  • Объект правонарушения — те общественные отношения, которые оно нарушает.
  • Объективная сторона правонарушения — признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.
  • Субъект правонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России — 16-летнего) возраста или юридическое лицо.
  • Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности, цель.

Ответственность за административное правонарушение

Совершение административного правонарушения служит основанием для применения особых мер ответственности: административного наказания. Основной формой такого наказания является штраф, но могут предусматриваться и иные меры: предупреждение, лишение специального права (например, права управления транспортным средством), приостановление деятельности организации, административный арест и другие.

Административное расследование

В случаях когда после выявления административного правонарушения возникает потребность в осуществлении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, проводится административное расследование (например, правонарушения в области антимонопольного законодательства, налогов и сборов, таможенного дела, дорожного движения и т.п.), являющееся самостоятельной стадией производства. Оно проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела. В исключительных случаях вышестоящими должностными лицами этот срок может быть продлен на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил – до шести месяцев.

См. также

Литература

  • Агапов А. Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики. — М .: Статут, 2004.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Калининградская областная филармония
  • Письмо и

Полезное

Смотреть что такое “Административное правонарушение” в других словарях:

административное правонарушение — в сфере охраны труда: противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или юридического лица, связанное с нарушениями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих… … Российская энциклопедия по охране труда

Читайте также:
Защита достоинства: что это такое, описание и особенности

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена… … Юридическая энциклопедия

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством (Кодексом РФ об административных правонарушениях) предусмотрена административная ответственность. В зависимости от… … Элементарные начала общей теории права

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ — (проступок) посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое… … Юридический словарь

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КАП России или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Административное правонарушение — (англ. administrative offence/violation of the law) посягающее на гос ный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или … Энциклопедия права

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена а.о. (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Оно характеризуется следующими… … Большой юридический словарь

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ — правонарушение, посягающие на установленный законом государственный или общественный порядок, на отношения, складывающиеся в процессе исполнительной и распорядительной деятельности государственных органов (нарушение правил противопожарной… … Энциклопедический словарь экономики и права

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ — (административный проступок) в РФ это посягающее на государственный и общественный порядок,собственность,права и свободы граждан, установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие,… … Энциклопедия юриста

Административные правонарушения — что это такое, каковы их признаки, состав, виды, срок давности и примеры

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Самоё распространённое правонарушение в России – неуплата штрафа. Его совершение влечёт… наложение штрафа, но уже в двукратном размере.

Этот проступок занесён в Кодекс об административных правонарушениях. Но по каким основаниям? Как законодатель определяет, относить деяние к административному правонарушению, преступлению или правомерному действию?

В этой статье вы найдёте ответы.

5 признаков административного правонарушения (с примерами)

Нарушитель законов должен нести ответственность, чтобы другие члены общества воздерживались от совершения деструктивных поступков. Тогда в государстве будет спокойная и мирная обстановка, которая называется общественным порядком.

Чтобы достигнуть этой светлой цели, для наказания нарушителей законодатель вводит признаки административного правонарушения.

    Действие/бездействие.
    Действие – это любая активность. Бездействие – нежелание исполнять свои обязательства. Хотя это требуется по закону. Например, отказ платить налоги, несоблюдение экологических норм по выбросам отходов.

Противоправность.

Деяние человека нарушает правовую норму, которая регулирует отношения в области административного права. Вот примеры последних:

  1. ПДД;
  2. общественный правопорядок;
  3. медицинское обслуживание населения, охрана здоровья;
  4. налогообложение;
  5. обращение ценных бумаг, финансов, банковская деятельность.

Полный перечень отношений, которые охраняются нормами административного права, перечислен во втором разделе Кодекса РФ об административных правонарушениях. Этот документ описывает, в чём конкретно выражается каждое нарушение.

  • Вредно для общества.

    Административные правонарушения – это деяния, которые нарушают нормальный порядок вещей в обществе, приводят к наступлению отрицательных последствий. При этом вред не всегда очевиден.

    Например, человек переходит дорогу на красный свет светофора, хотя поблизости нет машин. В чём тут вред для общества? А в том, что другие граждане наблюдают за таким поведением. У некоторых людей в голове может сформироваться установка: «Переход на красный – это нормально». Чем больше граждан будут так думать, тем выше риски увеличения числа ДТП.

    Однако административные проступки, в отличие от преступлений, не представляют реальной общественной опасности. Их последствия проще предотвратить и исправить.

    Наличие вины.

    Чтобы возложить ответственность на нарушителя норм гражданского права, необязательно наличие вины. С административными деяниями ситуация обратная.

    Таблица 1 «Разные проявления вины нарушителя»

    Форма вины Что означает Примеры административных правонарушений
    Прямой умысел Человек хочет, чтобы отрицательные последствия наступили Мелкое хулиганство
    Косвенный умысел Человек допускает вероятность наступления вреда для общества, или ему всё равно Родители не исполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребёнка
    Легкомыслие Человек надеется предотвратить отрицательные последствия своего проступка, действует «на авось» Руководитель игнорирует правила пожарной безопасности, что приводит к возникновению пожара
    Небрежность Человек не предвидит отрицательных последствий деяния, хотя может и обязан Медик не соблюдает некоторые требования безопасности к донорской крови из-за своей халатности
    Читайте также:
    Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб

    Наказуемость.

    За нарушение административно-правовых норм в КоАП установлена ответственность: «пойманный» правонарушитель получает наказание.

    Самая часто применяемая мера – штраф. Хотя человеку могут быть назначены арест, исправительные работы и другие наказания.

    Состав и виды административного правонарушения

    Каждая статья второго раздела Кодекса описывает 4 элемента деяния: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. В совокупности они образуют состав административного правонарушения.

    Если хоть один из элементов выпадает, человека или организацию не получится наказать.

    Объекты – это те отношения и ценности, которым нарушители причиняют вред. Они перечислены в главах 5-21 Кодекса. В зависимости от объекта юристы выделяют, в частности, такие виды административных правонарушений:

    1. против прав граждан;
    2. против здоровья населения;
    3. против собственности;
    4. против общественной нравственности;
    5. нарушающие ПДД и другие.

    Объективная сторона административного правонарушения включает конкретный проступок, отрицательные последствия (при их наличии) и причинно-следственную связь.

    В зависимости от этого элемента выделяют два вида нарушений:

    1. с материальным составом – для привлечения к ответственности необходимо установить факт наступления отрицательных последствий (пример – статья 7.26 КоАП: небрежное хранение материалов картографо-геодезического фонда РФ, повлекшее их утрату);
    2. с формальным составом – достаточно лишь факта нарушения (пример – статья 6.2 КоАП – занятие народной медициной без разрешения).

    Субъектами (кто это?) могут быть только вменяемые люди не младше 16 лет или юридические лица. Нельзя наказывать по КоАП маленьких детей, животных, душевнобольных.

    Субъективная сторона административного правонарушения – это наличие в деянии вины, о которой писалось выше.

    Срок давности

    Весь процесс с момента обнаружения проступка до исполнения наказания называется производством по делам об административных правонарушениях. Он регулируется главой 4 и разделом IV КоАП.

    Привлечь нарушителя к ответственности можно только в пределах срока давности по административным правонарушениям. Он начинает исчисляться с момента совершения деяния и длится 2 месяца. Но это общее правило, из которого есть исключения.

    Так, если дело рассматривает суд, то срок длится 3 месяца. Коррупционерам грозит ответственность в течение 6 лет. Если проступок длящийся (например, незаконная предпринимательская деятельность), то сроки отсчитываются с момента обнаружения.

    Протокол, производство по делам и право на обжалование постановления по административному правонарушению

    В большинстве случаев сотрудник госучреждения после выявления нарушителя составляет протокол об административном правонарушении.

    Это важный документ, в котором фиксируются обстоятельства совершённого проступка:

    1. место и время;
    2. что происходило;
    3. объяснения самого лица и показания очевидцев.

    Если человек не согласен с тем, что написал в протоколе госслужащий, то может не ставить подпись. Далее начинается расследование.

    Дела могут рассматривать судьи, служащие исполкомов, полиция, налоговики, другие органы и лица (зависит от конкретного вида правонарушения).

    По результатам разбирательства выносится итоговый документ – постановление. Или определение, если дело рассматривалось в суде. В документе указывается конкретное наказание, которое назначено нарушителю.

    Если человек не согласен с вынесенным решением, то имеет право на обжалование постановления об административном правонарушении вышестоящему чиновнику. Срок – 10 дней с момента получения копии документа.

    Заключение

    Таким образом, административные правонарушения – это наказуемые по КоАП виновные и вредные для общества проступки, нарушающие нормы права. Они не так опасны, как преступления, но могут служить предпосылкой к криминализации общества.

    Например, сегодня подросток пристаёт к мирным гражданам (хулиганит), а спустя 5 лет совершает избиение. Поэтому государство принимает меры к тому, чтобы административные правонарушители не оставались незамеченными.

    Автор статьи: Белоусова Наталья

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (4)

    Особенно меня забавляет статья 6.1.1 — побои, там штраф от 5 до 30 тысяч рублей. Скажите, будет ли жена обвинять мужа за нанесение побоев, если знает, что из семейного бюджета такие денежки выбыть могут? Могли же для семейного насилия предусмотреть только административный арест и обязательные работы.

    Не понимаю, как может быть срок давности по преступлению, пусть даже административному?

    Этот КоАП на 50 процентов состоит из абсолютно надуманных правонарушений, есть там статья и о двадцать пятом кадре, а ведь наукой не установлено, что подобные кадры могут оказывать негативное воздействие на сознание человека.

    Читайте также:
    Аграрное законодательство: что это такое, описание и особенности

    КоАП — это такой талмуд, а ведь есть ещё и региональные КоАПы, в них какие-то свои дополнительные запреты, так что, каждый регион зарабатывает на людях, как умеет.

    Административное право: характерные особенности отрасли

    • Административное право — что это такое в РФ
      • Основные понятия и определения
    • Характерные особенности отрасли
      • В чем заключаются, признаки
    • Что является предметом права

    Административное право регулирует отношения, возникающие преимущественно в сфере госуправления. Это самая крупная отрасль права, имеющая большое значение для разных сфер жизни общества.

    Административное право — что это такое в РФ

    Административное право — одна из важнейших правовых отраслей. Регулирует отношения в госсистеме, муниципальной структуре, при организационном взаимодействии на предприятиях или в учреждениях. Его нормы носят императивный (обязательный к исполнению), властный характер.

    Основные понятия и определения

    Понятие административного права связано с системой отношений, в которых одной из сторон является орган власти, суды, а второй гражданин. Взаимодействие не может возникнуть только между гражданами, как например, в гражданском или уголовном праве. Одной из сторон всегда выступает власть или ее должностные лица (чиновники).

    Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

    Отношения могут возникать по инициативе любой из сторон. Например, гражданин может быть оштрафован за нарушение Правил дорожного движения, но он вправе обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности. Общие споры между сторонами чаще всего разрешаются в досудебном порядке.

    Характерные особенности отрасли

    У административного права есть свои особенности. Во-первых, правовые нормы всегда устанавливаются государством. Во-вторых, оно регулирует преимущественно отношения, связанные с российским госуправлением.

    • большая важность для всей правовой системы, а также для жизни государства;
    • неразрывная связь с деятельностью властей и с осуществлением административного судопроизводства;
    • нарушитель норм несет ответственность перед государством;
    • разрешение споров происходит в административном или судебном порядке;
    • обеспечение выполнения норм при помощи убеждения и принуждения.

    Отрасль обеспечивает реализацию госфункций, и в этом ее главная специфика. Важнейшей формой осуществления управленческих действий является не договор, а административный акт.

    В сравнении с другими отраслями права, административное отличается тем, что многие его субъекты (органы госвласти) наделены правом издания собственных нормативных актов, обязательных к исполнению.

    В чем заключаются, признаки

    У административного права есть собственный предмет и метод регулирования. Для этой отрасли характерно наличие особой отраслевой системы норм, а также большое количество источников правовых норм. Велико также количество и разнообразие субъектов административного права (различные министерства, ведомства, полиция и пр.).

    1. Регулирует субъектов, которые не равны между собой. Один из них наделен властными полномочиями, а другой обязан подчиняться.
    2. Устанавливает права и обязанности субъектов и одновременно регулирует управленческую деятельность.
    3. Регулирует трудовые отношения в отдельных областях государственной службы, а также отношения в образовательной и медицинской сферах.
    4. Определяет и регулирует меры административные взыскания.

    В политической жизни оно включает в себя управление органами безопасности, иностранных и внутренних дел, органами юстиции. В экономической сфере — управление важными отраслями (финансами, промышленностью, связью, торговлей, экологией и пр.). В социально-культурной среде также заметно его влияние. Его правовые нормы применяются в науке, медицине, соцзащите граждан и образовании.

    Что является предметом права

    Предметом является комплекс отношений, которые неизбежно складываются в процессе реализации властью своих функций.

    Отличительные черты предмета отрасли:

    • для многих отношений в рамках права обязательно участие государства в лице его органов;
    • значительная часть норм призвана обеспечить функционирование человека и общества в сложных системах, во взаимодействии с техническими достижениями прогресса (например, Правила дорожного движения, правила эксплуатации многих видов техники и пр.);
    • оно приводит в действие механизм госпринуждения.

    По своей сути административное право является государственным. Оно регулирует отношения, возникающие в процессе функционирования госадминистрации.

    В нем выделяются следующие группы отношений:

    • регулятивная, созидательная и охранительная деятельность госадминистрации (внутриаппаратные, внеаппаратные);
    • административное судопроизводство.

    Предмет права — отношения, связанные с исполнением законов, актов правосудия, публичных договоров, а также возникающие при осуществлении административного судопроизводства.

    Предмет административного права не охватывает все общественные отношения, возникающие в сфере госуправления, хотя и тесно взаимодействует со всеми отраслями (гражданским, конституционным, налоговым и пр.).

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: