Административное судопроизводство: что это такое, описание и особенности

Административно-процессуальное право

Понятие, особенности и виды административного процесса. Основные концепции административного процесса

Понятие, особенности и виды административного процесса

Административный процесс — это урегулированный нормами административного права порядок управленческой и правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц по реализации своих полномочий в отношении физических и юридических лиц.

Административный процесс делится на два вида, каждый из которых имеет в своем содержании ряд определенных процедур.

Административно-регулирующий процесс состоит из процедур (производств), совершаемых органами исполнительной власти или их должностными лицами в сфере управленческой деятельности. Административно-регулирующий процесс имеет два аспекта — нормотворческий и правонаделительный:

административно-нормотворческий процесс состоит из производств по принятию нормативных актов Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации;

административно-правонаделительный процесс . В сфере управления осуществляется в числе многих других такая процедура, как регистрация, все ее виды — государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др. — имеют административный характер, представляют по своей сути административное производство. Таким образом, административно-правонаделительный процесс — это совокупность определенных административных производств (регистрационное, разрешительно-лицензионное, по аккредитации и аттестованию 1 Аккредитация (от лат. accredo — доверять) — процедура официального подтверждения соответствия организации либо оказываемой ею услуги установленным показателям (стандартам); аттестация (от лат. atlestatio — свидетельство) — процедура определения квалификации сотрудника, работника, соответствия его подготовки определенным требованиям. и др.), которые связаны с целевым предназначением органа исполнительной власти.

Данные производства (процедуры) основаны на нормативном правовом акте (административном регламенте, инструкции о должностных обязанностях и т.п.) и представляют собой порядок осуществления должностными лицами органа исполнительной власти действий по выполнению государственной функции или предоставлению государственной услуги. Существует такое определение административной процедуры данного вида — это «порядок исполнения органом исполнительной власти, должностным лицом установленных для него полномочий (порядок разработки, обсуждения и принятия правового акта, оформления документа, имеющего юридическое значение; порядок приема лиц на государственную службу; порядок прохождения аттестации и оформления соответствующих документов; порядок подготовки материалов о поощрении служащих, привлечении к дисциплинарной ответственности; порядок оформления контрольно-надзорной деятельности и т.д.)».

В содержание административно-регулирующего процесса наряду с принятием нормативных и ненормативных правовых актов и предоставлением государственной услуги по рассмотрению органами исполнительной власти заявлений и обращений граждан и организаций в соответствии с компетенцией входит и такого рода деятельность, как осуществление согласительных процедур между органами публичной (административной) власти для разрешения разногласий между ними.

Административно-юрисдикционный процесс — второй вид административного процесса, который связан с применением к физическим или юридическим лицам различных способов административного принуждения, с их привлечением к юридической ответственности. В содержание административно-регулирующего процесса входят: а) рассмотрение управомоченными органами власти административных споров, т.е. споров между органами публичной власти, с одной стороны, и гражданами и организациями — с другой. Основанием таких споров является оспаривание нормативного акта органа власти, действия (бездействия) органа власти; б) рассмотрение, разрешение и исполнение дел об административных правонарушениях, а также обжалование и опротестование постановлений по делам об административных правонарушениях; в) рассмотрение жалоб граждан и организаций в связи с нарушением их прав.

Субъектами административно-деликтного процесса являются как управомоченные органы исполнительной власти и их должностные лица, так и судебные органы.

Административный процесс имеет следующие особенности:

  • связан с регулированием публичных правоотношений;
  • предусматривает сочетание внесудебного, досудебного и судебного порядка рассмотрения и разрешения дел;
  • в этом процессе используется как управленческая (позитивная) деятельность органов власти, так и правоприменительная (юрисдикционная) деятельность;
  • наряду с общеюридическими процессуальными принципами он предусматривает и специфический принцип рассмотрения дел — принцип оперативности, который требует своевременного разрешения административного спора и в связи с этим допускает специфические способы обеспечения производства (привод, изъятие) и рассмотрения дела (например, рассмотрение дела в отсутствие лица, в отношении которого рассматривается дело, если допускается обстоятельствами);
  • административный процесс в его юрисдикционной форме может осуществляться на основании только оконченного правонарушения.
Читайте также:
Защита судебная: что это такое, описание и особенности

Основные концепции административного процесса в науке административного права

Существует три концепции административного процесса — юрисдикционная, управленческая и интегративная.

Юрисдикционная концепция рассматривает административный процесс правоприменительной деятельности, т.е. деятельности с применением мер принуждения и по рассмотрению споров в сфере государственного управления.

«Юрисдикционная концепция оказала существенное влияние на позицию ученых, которые рассматривают административный процесс как административное судопроизводство («административную юстицию»), т.е. процессуальную форму деятельности судов (судей) по рассмотрению и разрешению административных споров, возникающих между органами публичной власти и гражданами; о законности нормативных и индивидуальных актов государственного управления и других управленческих действий (решений) — иначе говоря, рассматривающих административное судопроизводство как порядок осуществления судебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» 2 Шатов С.А. Концепции административного процесса: Диалектика научных взглядов // Правоведение. 2005. № 6. . Сторонники данной концепции — М.И. Пискотин, А.А. Демин, Ю.Н. Старилов, С.Н Махина. По их мнению, процедуры управленческого характера (например, процедуры, связанные с регистрацией юридических лиц), непосредственно не связанные с административно-судебными процедурами, образуют отдельный от административного управленческий процесс.

Сторонники управленческой концепции (С.С. Студеникин, А.Е. Лунев, В.Д. Сорокин), напротив, считают, что понятие «административный процесс» отражает не только правоприменительную деятельность, но и процесс принятия нормативных правовых актов государственного управления, процессы, связанные с разрешительно-лицензионным производством, служебно-кадровым производством, регистрацией, сертификацией, аккредитованием, административным регламентированием организации и деятельности органов исполнительной власти. Все эти процессы основаны на публично- правовом регулировании, имеют административную природу и должны рассматриваться как аспекты административного процесса. По мнению В.Д. Сорокина, «административный процесс не может не отражать характерных черт исполнительной власти, подобно тому, как, скажем, гражданский и уголовный процессы отражают особенности власти судебной».

Сорокин Валентин Дмитриевич — доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Из научных работ наиболее значимыми являются монографии: «Проблемы административного процесса» (М.,1968); «Административно-процессуальные отношения» (Л., 1968); «Административно-процессуальное право» (М., 1972); «Метод правового регулирования: теоретические проблемы» (М., 1976); «Административный процесс и административно-процессуальное право» (СПб., 2002); «Правовое регулирование: предмет, метод, процесс» (СПб., 2003).

В своих работах В.Д. Сорокин обосновал положение об административном процессе как юридической категории, выдвинул концепцию административно-процессуального права; предложил структуру Административно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Сторонники интегративной концепции (В.М. Манохин, И.В. Панова) считают административный процесс комплексом нормотворческой деятельности органов исполнительной власти и юрисдикционной правоприменительной деятельности).

Административное судопроизводство.

Административное судопроизводство – это самостоятельный вид правосудия по рассмотрению и разрешению в особом процессуальном порядке административно-правовых споров между гражданами, организациями и органами публичной власти в целях защиты прав, свобод и законных интересов частных лиц от нарушений со стороны органов публичной власти.

Признаки административного судопроизводства:

1. В рамках административного судопроизводства рассматриваются и разрешаются споры граждан, организаций с органами власти. Наименование таких споров – административные дела.

2. Основной функцией административного судопроизводства является судебный контроль за органами власти. При осуществлении административного судопроизводства суды проверяют на соответствие закону решения, акты, действия других органов власти, в отличие от гражданского и арбитражного процесса, где споры не связаны с деятельностью государственных органов или органов местного самоуправления и не затрагивают публичные интересы.

3. Особый субъектный состав – частное лицо и субъект публичного права. В административном судопроизводстве это, с одной стороны, гражданин, организация, права которых нарушены, а с другой – орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо.

4. Особый процессуальный порядок, позволяющий совместить частные и публичные интересы при соблюдении основных правил и принципов осуществления правосудия.

Читайте также:
Амортизационные отчисления: что это такое, описание и особенности

5. Целью и основным назначением административного судопроизводства является защита прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц от незаконных действий, решений со стороны органов публичной администрации.

Виды административного судопроизводства: административное судопроизводство в арбитражных судах (в соответствии с нормами АПК РФ); административное судопроизводство в судах общей юрисдикции (в соответствии с нормами КАС РФ).

Задачами административного судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.

Задачами административного судопроизводства являются:

1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;

2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;

3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;

4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Законное и обоснованное решение (определение, постановление) по административному делу является важнейшим средством реализации задачи административного судопроизводства по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций.

Особенности административного судопроизводства: 1) Административное судопроизводство, наряду с конституционным, гражданским и уголовным судопроизводством, закреплено в Конституции РФ в качестве базового судебного процесса, определяющего содержание судебной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст.118 Конституции РФ). 2) Административное судопроизводство носит публично-правовой характер. 3) Основной функцией административного судопроизводства является рассмотрение и разрешение административных дел. 4) Административное судопроизводство, так же как любое другое судопроизводство, имеет единую конституционную цель – защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций.

В числе процессуальных особенностей рассмотрения административных дел в порядке административного судопроизводства учеными называются: во-первых, бремя доказывания, как правило, возлагается на орган публичной власти; во-вторых, активная роль суда на всех стадиях судебного разбирательства; в-третьих, основная тяжесть бремени доказывания возлагается на административного ответчика, а гражданин освобождается от обязанности доказывать противоправность, незаконность обжалуемого акта (решения, действия, бездействия); в-четвертых, установление жестких пресекательных сроков для подачи жалобы (административного иска) по административному делу; сроков подготовки дела к слушанию и непосредственного его рассмотрения судом; в-пятых, наличие возможности пересмотра принятого по административному делу решения суда вышестоящим судом.

Административное судопроизводство в судах общей юрисдикции: понятие, особенности и актуальные проблемы

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 08.04.2021 2021-04-08

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Гречишкина, Д. Д. Административное судопроизводство в судах общей юрисдикции: понятие, особенности и актуальные проблемы / Д. Д. Гречишкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79860/ (дата обращения: 21.12.2021).

В настоящее время участились случаи нарушения прав и свобод граждан, юридических лиц от незаконных и неправомерных действий и различных решений, принимаемых органами государственной власти, а также органов местного самоуправления. Возникающие правоотношения, в которых одна сторона наделена властными полномочиями, а вторая сторона обязана, подчинятся важно уравновесить таким образом, чтобы не нарушали интересы и права данных сторон. Поэтому считаю, что актуальность поднятой темы не вызывает никаких сомнений.

Целью исследования данной статьи является комплексное изучение особенности административного судопроизводства в судах общей юрисдикции и выявление основных проблем административного судопроизводства в судах общей юрисдикции в настоящее время и анализ действующего законодательства по выбранной теме. Основной задачей данного исследования является необходимость дать понятия административного судопроизводства в судах общей юрисдикции и определение его специфики.

В ходе судебной реформы в 2015 году был принят главный и основополагающий правовой акт Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) [1], который установил основы защиты прав, свобод и интересов граждан, юридических лиц от всех незаконных действий и бездействий, решений органов публичной власти. Данный правовой акт регулирует порядок осуществление административного судопроизводства, как в Верховном Суде Российской Федерации, так и в судах общей юрисдикции.

Читайте также:
Приобретение акций в уставном капитале хозяйственных обществ

Однако принятие нового кодифицированного закона не смогло разрешить многие насущные проблемы административного судопроизводства. Например, принятый кодекс не определил и не закрепил законодательно понятие «административное судопроизводство» и другие. Административное судопроизводство в настоящее время осуществляется различными судебными органами в соответствии с подведомственностью. Ученые и правоприменители до сих пор не пришли к единому подходу по определению понятия «административного судопроизводства» и часто можно увидеть, что данное понятие часто отождествляется с таким понятием, как «административная юстиция». Такой подход считаю не верным, поскольку это не способствует дальнейшему развитию современного законодательства, которое призвано урегулировать деятельность судов при рассмотрении административных дел.

Многие научные деятели отмечают, что «правосудие — это социальный институт, созданный для соблюдения установленных в обществе правил, благодаря которым возможно «мирное существование людей в обществе» [2]. Однако термин «правосудие» в большей мере связан с понятием «судопроизводства», но все же эти категории отождествлять нельзя. В современной юридической литературе понятие «судопроизводство» обозначается как «совокупность процессуальных норм, которые определяют порядок деятельности при отправлении правосудия» [3].

Под административным судопроизводством понимается такой вид судебного процесса, который представляет собой конкретную деятельность судов общей юрисдикции по рассмотрению дел, возникших из административных и иных материальных отношений, которые были реализованы в ходе разрешения органами публичной власти. Более точно сущность административного судопроизводство раскрывается в Постановлении Пленума Верховного Суда № 36, в котором говорится о том, что «суды, в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают не только дела, возникающие из административных правоотношений, но и дела, возникающие из конституционных, налоговых и других правоотношений».

Принятие нового кодифицированного закона позволило выделить основные особенности административного судопроизводства. Одной из важных особенностей является подведомственность административных дел. Как показывает судебная практика, в настоящее время большая часть административных дел рассматривается судами общей юрисдикции и с каждым годом это число значительно возрастает.

Так, например, в 2016 году в соответствии с КАС РФ за отчетный период поступило 4 035 478 дел об административных правонарушениях [4], а в 2017 года этот показатель увеличился до 4 567 105 [5].

В Конституции РФ в части 2 статьи 118 установлено, что судебная власть осуществляется посредством административного судопроизводства. Несмотря на данное указание в настоящее время отсутствует специально созданная система судебных органов, которые бы специализировались на разрешении только административных споров.

Многие правоведы сходятся во мнение, что как такового спора между организацией или гражданином и публичной администрацией нет. Несмотря на это, в КАС РФ введено понятие «административное исковое заявление», а из этого следует, что законодательно установлено наличие спора в публичных правоотношениях.

Действующее законодательство устанавливает основное правило доказывания, а именно лица, которые непосредственно участвуют в деле, должны доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или каких-либо возражений. Между тем при оспаривании нормативных правовых актов, решений или действий (бездействий) органов, которые наделены государственными или публичными полномочиями лежит именно на них, вдобавок они должны самостоятельно подтвердить те факты, на которые они ссылаются. В ходе рассмотрения таких административных дел административный истец не обязан доказывать незаконность нормативных актов, решений, действий и бездействий, которые он оспаривает. При этом у него появляются другие обязанности, а именно: указать каким актам противоречит предмет спора, подтвердить сведения о том, что были нарушены или могут быть нарушены интересы, как административного лица, так и неопределенного круга лиц, подтвердить другие факты, на которые он ссылается как на основания предъявляемых им требований.

Читайте также:
Антиципация налогов: что это такое, описание и особенности

В действующем законодательстве, которое регулирует административное судопроизводство, можно выявить определенные недостатки. Немаловажным является то, что принятый КАС РФ является большим по объему и это происходит за счет того, что в нем продублированы некоторые нормы Гражданского процессуального кодекса РФ. В последние годы появилось огромное количество научной литературы, в которой описывается место и назначение института административной юстиции, еще имеются предложения по ее усовершенствованию.

Среди ученых есть предложения о том, чтобы убрать некоторые немаловажные положения из КАС РФ, а именно институт административного иска. Данный институт, по моему мнению, является одним из важнейших и основополагающих в административном судопроизводстве. Во многих странах данному институту отведены целые разделы, которые способствуют для полного раскрытия понятия данного института, кроме того предупредить ошибки, которые могут возникнуть.

Основное значение КАС РФ для правоприменения можно определить по следующим ключевым позициям: он способствует усовершенствованию судебной практики при рассмотрении административных споров, он позволяет существенно повысить защищенность субъективных прав, законных интересов граждан, организаций.

В заключение хотелось бы отметить, что все-таки особенностей рассмотрения, разрешения административных дел не так много, но в рамках одной статьи их рассмотреть не представляется возможным. И все эти особенности играют важную роль при рассмотрении публичного правоотношения.

Особенности административного судопроизводства

Особенности административного судопроизводства юристы обсуждали давно, что и предопределило введение в нашей стране отдельного нормативного правового акта – Кодекса административного судопроизводства РФ.

До 15 сентября 2015 г. дела административного судопроизводства отдельно не выделялись, административные споры рассматривались в соответствии со специальными нормами ГПК РФ. Все административные дела после 15.09.2015 г. рассматриваются исключительно в порядке КАС РФ.

Особенности административного судопроизводства, как процесса рассмотрения спора

Когда спор между сторонами становится административным? Он имеет место, если связан с деятельностью организаций (в т.ч. органов власти) и физических лиц, наделенных властными полномочиями, когда предполагается нарушение субъективных прав граждан или о создание помех в их осуществлении. Отсюда и основная особенность административного судопроизводства: необходимость обращения в суд обусловлена намерением устранить существующие или потенциальные преграды в осуществлении прав и законных интересов административного истца.

Суд при осуществлении правосудия в административном судопроизводстве определяет, чья позиция основана на законе и соответствует ему, это способ проверки судом деятельности административного органа.

В рубрике, посвященной Кодексу административного судопроизводства, уже освещены особенности:

Общие правила административного судопроизводства применяются тогда, когда иные правила не установлены специальными нормами, посвященным делу административного судопроизводства (гл. 21-32 КАС РФ). Поскольку для граждан основными административными исками будут обращения за оспариванием решения органа власти и о признании нормативных правовых актов недействующими, их особенности будут рассмотрены отдельно.

Особенности административного судопроизводства при рассмотрении дела о признании нормативного правового акта недействующим

Такой иск может быть подан любым лицом, на которое он распространяется и чьи права затрагиваются, в отношении которого он был применен и в результате чего нарушены права. Срок давности по делу не установлен: иск может быть подан в течение всего времени действия такого документа (акта). Важно, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится в специальном порядке, значит, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не будет.

Встречный иск по таким делам не допускается. Участие в деле представителя обязательно, если только административный истец не имеет высшего юридического образования. Поэтому указание на его наличие и подтверждение обязательно еще при обращении в суд с административным иском. К иску обязательно прикладывается копия нормативного-правового акта, реквизиты того документа, которому противоречит указанный акт, какие права уже нарушены или в чем угроза их нарушения в будущем, доказательства того, что административный истец является субъектом правоотношений, которые регулирует оспариваемый нормативный правовой акт и др. (ст. 209 КАС РФ).

Читайте также:
Бюджетное учреждение: что это такое, описание и особенности

Административный истец может заявить ходатайство о применении только одной меры предварительной защиты: запретить применение нормативного правового акта или отдельных его положений в отношении административного иска.

Срок рассмотрения дела составляет 2 месяца, а если дело подсудно ВС РФ – 3 месяца со дня подачи административного иска. В деле обязательно участвует прокурор, значит, который будет являться и субъектом обжалования решения суда.

При рассмотрении административного иска суд может признать обязательной явку представителя органа власти, что сделает невозможным применение упрощенного порядка административного судопроизводства, не связан доводами административного истца и обязан проверить законность нормативного правового акта или отдельных его положений, которые оспариваются, по собственному убеждению.

Обязанность доказать наличие полномочий на принятие нормативного акта, соблюдение его формы и вида, процедуры принятия, опубликования, регистрации и соответствия актам, имеющим большую юридическую силу возложена на административного ответчика.

В административном судопроизводстве по оспариванию нормативных правовых актов не допускается заключение соглашения, а также прекращение дела в связи с отказом от административного иска, признания его административным ответчиком, утрата его силы или отмена в период рассмотрения дела.

Особенности производства об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

Административный иск должен быть подан тем лицом, чьи права непосредственно затрагиваются. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться к вышестоящему должностному лицу для урегулирования административного спора. Иск может быть подан в течение 3 месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав административного истца, а на действия судебного пристава-исполнителя – 10 дней. Причины пропуска обращения в суд будут устанавливаться в судебном заседании, при этом если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно, это станет уважительной причиной. Если же суд признает причину пропуска срока неуважительной, суд откажет в удовлетворении требований административного истца.

В качестве меры предварительной защиты может быть применены приостановление действия решения в той части, в которой она относится к административному истцу, воздержание от совершения оспариваемого действия.

Доказывать незаконность решения, в т.ч. наличие на это полномочий, соблюдение процедуры вынесения и др., возложена на административного ответчика. Рассмотрено дело должно быть в течение 1 месяца со дня подачи иска, на судебного пристава-исполнителя – в течение 10 дней.

При рассмотрении дела суд не связан доводами и требованиями административного иска и проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

2 вопросов по теме

В какой суд обращаться по иску к Департаменту жилищного имущества Москвы об отказе в принятии на учет по улучшению жилищных условий?

Вам нужно оформить заявление в районный суд по месту нахождения ответчика.

Административное судопроизводство (понятие, виды, общая характеристика).

Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 года рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Административное судопроизводство – это урегулированный судебным административным процессуальным законодательством вид судебной деятельности, направленный на осуществление судебной власти в сфере административных и иных публичных правоотношений с целью защиты прав граждан и организаций и реализацию других задач административного судопроизводства.

Административное судопроизводство осуществляется в Российской Федерации различными судами: во-первых, ВС РФ в соответствии с Законом о Верховном Суде РФ и КАС, во-вторых, судами общей юрисдикции в соответствии с КАС и, в-третьих, арбитражными судами в соответствии с АПК.

Задачи административного судопроизводства. Согласно ст. 3 КАС выделяются следующие задачи административного судопроизводства:

1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;

2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;

Читайте также:
Бортовой коносамент: что это такое, описание и особенности

3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;

4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В судебном административном процессе выделяются следующие шесть стадий:

1) производство в суде первой инстанции;

2) производство в суде апелляционной инстанции;

3) производство в суде кассационной инстанции (в двух кассационных инстанциях);

4) производство в суде надзорной инстанции;

5) производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

6) исполнительное производство.

Виды административно-юрисдикционных производств: производство по жалобам, производство по применению мер административного предупреждения, производство по применению мер административного пресечения, административно-процессуальное производство (по применению мер административно-процессуального обеспечения), дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.

Предмет доказывания. Факты, не подлежащие доказыванию. Доказательственные факты.

Общие правила исполнительного производства.

Исполнительное производство — это последняя, завершающая стадия гражданского процесса, которой приводится в исполнение решение суда по делу. Процесс по защите права не оканчивается вынесением решения и вступления его в законную силу, а продолжается в форме исполнительного производства, образующего самостоятельную стадию процесса.

Исполнительное производство представляет собой уста­новленный законом порядок принудительной реализации су­дебных актов и актов иных юрисдикционных органов, имею­щий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охра­няемых законом интересов.

К источникам исполнительного производства относятся ФКЗ от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФЗ от 21.07.97 № 118-ФЗ «О судебных приставах», ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ГПК, АПК (разд. IV), ГК.

Участников исполнительного производства следует под­разделить на 4 группы: органы принудительного ис­полнения, суд (судья), стороны, другие участники исполни­тельного производства.

К органам принудительного исполнения относятся судеб­ные приставы-исполнители.Стороны – взыскатель и должник – являются главными участ­никами исполнительного производства. В число других участни­ков входят переводчики, понятые и специалисты, которые оказывают содействие сторонам и органам принудительного исполне­ния в восстановлении нарушенных или оспоренных прав.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 8522 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Административный процесс и административное судопроизводство

Содержание:

  1. Признаки административного судопроизводства:
  2. Виды административного судопроизводства:
  3. Особенности административного судопроизводства:
  4. Глава I. Административный процесс: понятие и сущность

Административное судопроизводство – это самостоятельный вид правосудия по рассмотрению и разрешению в особом процессуальном порядке административно-правовых споров между гражданами, организациями и органами публичной власти в целях защиты прав, свобод и законных интересов частных лиц от нарушений со стороны органов публичной власти.

Признаки административного судопроизводства:

1. В рамках административного судопроизводства рассматриваются и разрешаются споры граждан, организаций с органами власти. Наименование таких споров – административные дела

2. Основной функцией административного судопроизводства является судебный контроль за органами власти. При осуществлении административного судопроизводства суды проверяют на соответствие закону решения, акты, действия других органов власти, в отличие от гражданского и арбитражного процесса, где споры не связаны с деятельностью государственных органов или органов местного самоуправления и не затрагивают публичные интересы.

3. Особый субъектный состав – частное лицо и субъект публичного права. В административном судопроизводстве это, с одной стороны, гражданин, организация, права которых нарушены, а с другой – орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо.

4. Особый процессуальный порядок, позволяющий совместить частные и публичные интересы при соблюдении основных правил и принципов осуществления правосудия.

5. Целью и основным назначением административного судопроизводства является защита прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц от незаконных действий, решений со стороны органов публичной администрации.

Виды административного судопроизводства:

административное судопроизводство в арбитражных судах (в соответствии с нормами АПК РФ); административное судопроизводство в судах общей юрисдикции (в соответствии с нормами КАС РФ).

Читайте также:
Аварийно-спасательное формирование: что это такое, описание и особенности

Задачами административного судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.

Задачами административного судопроизводства являются:

1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;

2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;

3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;

4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Законное и обоснованное решение (определение, постановление) по административному делу является важнейшим средством реализации задачи административного судопроизводства по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций.

Особенности административного судопроизводства:

1) Административное судопроизводство, наряду с конституционным, гражданским и уголовным судопроизводством, закреплено в Конституции РФ в качестве базового судебного процесса, определяющего содержание судебной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст.118 Конституции РФ). 2) Административное судопроизводство носит публично-правовой характер. 3) Основной функцией административного судопроизводства является рассмотрение и разрешение административных дел. 4) Административное судопроизводство, так же как любое другое судопроизводство, имеет единую конституционную цель – защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций.

В числе процессуальных особенностей рассмотрения административных дел в порядке административного судопроизводства учеными называются: во-первых, бремя доказывания, как правило, возлагается на орган публичной власти; во-вторых, активная роль суда на всех стадиях судебного разбирательства; в-третьих, основная тяжесть бремени доказывания возлагается на административного ответчика, а гражданин освобождается от обязанности доказывать противоправность, незаконность обжалуемого акта (решения, действия, бездействия); в-четвертых, установление жестких пресекательных сроков для подачи жалобы (административного иска) по административному делу; сроков подготовки дела к слушанию и непосредственного его рассмотрения судом; в-пятых, наличие возможности пересмотра принятого по административному делу решения суда вышестоящим судом.

Большая часть ученых-административистов, рассматривая эти два подхода к пониманию административного процесса, признают право на существование каждого из них. С фактической стороны, действительно, отождествление управленческой деятельности с процессуальной деятельностью оправданно. Однако действующее российское законодательство и подзаконные административно-правовые нормы не содержат юридической основы для того, чтобы можно было руководствоваться широким пониманием административного процесса. Речь может идти лишь о частичных вариантах регламентации тех или иных сторон повседневно осуществляемых управленческих действий, разнообразных по своему назначению, юридическому содержанию и последствиям. К тому же существующий нормативно-правовой материал крайне разрознен. В большинстве случаев отсутствуют единые правила совершения таких действий, а если они есть, то формулируются применительно к конкретным действиям конкретных органов, содержатся в разрозненных, нескоординированных правовых актах различного назначения и различной юридической силы. Господствующим является ведомственный подход к формированию такого рода правил. Все это свидетельствует о том, что прочных оснований для широкого понимания административного процесса не имеется, а административно-процессуальное законодательство в совершенном и универсальном виде отсутствует.

Таким образом, на основании вышеизложенного представляется возможным определить понятие административного процесса.

Административный процесс есть процессуально оформленная урегулированная нормами административно-процессуального права деятельность субъектов публичной власти по разрешению правоприменительных и правотворческих юридических дел в сфере осуществления публичного управления и судебного контроля за ним.

На основании изложенного можно выделить следующие специфические признаки административного процесса.

1. Административный процесс – это не любая властная деятельность, а исключительно юридическая по своему содержанию, целям и результату. В связи с этим, необходимо отграничивать административный процесс, прежде всего от управленческого процесса, с одной стороны, и от иных видов юридической деятельности, с другой.

Управленческий процесс – система официально признанных действий по реализации функций управления. Это общепризнанный установившийся процесс управленческой деятельности и сама управленческая деятельность, порядок реализации которой устанавливается нормами права, а по отдельным направлениям без правового регулирования (так называемые «неправовые формы управления»). К ним частично относится организационная работа аппаратов управления, делопроизводство, информационно-обеспечивающие и материально-технические действия. Они могут содержать элементы властеотношений за пределами конкретного правового регулирования. В то же время, административный процесс по содержанию, формам и методам отличается, например, от уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной, гражданско-процессуальной и иных видов юридической деятельности, реализуемых в пределах соответствующих правоотношений.

Читайте также:
Банкирская провизия: что это такое, описание и особенности

В соответствии с вышеизложенными целями были поставлены следующие задачи:

1. изучение общего понятие и структуры административного процесса;

2. охарактеризовать основные принципы административного процесса;

3. определить правую основу административного процесса;

4. изучить иностранный опыт правоприменения норм административного процесса.

Данная работа написана с использованием необходимого объёма нормативных источников, а так же основываясь на материалы учебных изданий и периодической литературы. Основными источниками, на которые опирался автор при написании работы, являются – учебники по административному праву под редакцией А.П. Алёхина, А.А. Кармолицкого, и под редакцией профессора И.Ш. Килясханова которые, по моему мнению, наиболее полно и чётко определили специфику данного вопроса.

Глава I. Административный процесс: понятие и сущность

Административный процесс представляет собой форму государственного управления, состоящего, как известно, в разнообразной организующей деятельности, имеющей юридически – властный характер. Юридическое выражение она находит в правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной формах и осуществляется разветвленной системой уполномоченных субъектов свойственными им методами в соответствии со спецификой их правового статуса. Вследствие этого административный процесс в целом не может быть во всём аналогом гражданского и уголовного процесса. В специальной литературе обсуждение сущности административного процесса ведётся вокруг двух наиболее распространенных его концепций: трактовки понятия административного процесса в широком управленческом и узком юрисдикционном смысле.

Концепции административного процесса возникли в результате научной дискуссии, развернувшейся в средине 60-х годов. Основные положения юридической теории административного процесса были изложены Н.Г. Салищевой в монографии «Административный процесс в СССР». 2 Взгляды сторонников управленческой концепции впервые были в обобщенном виде отражены в монографии В.Д. Сорокина «Проблемы административного процесса» 3 . Обе концепции административного процесса нашли своих сторонников, которые и в современных условиях продолжают усилия по их развитию.

Юрисдикционная концепция предлагает ограничительное, узкое толкование административного процесса по аналогии с уголовным и гражданским процессом. Под административным процессом понимается вид исполнительно-распорядительной деятельности по применению административного принуждения, то есть урегулированный правом порядок юрисдикционной деятельности при рассмотрении индивидуальных управленческих дел. В этом смысле административный процесс еще называют негативным административным процессом, административно-юрисдикционным процессом, правоохранительным процессом. Утверждается, что административный процесс возникает при наличии спора между сторонниками административного правоотношения или решения вопроса о применении принуждения. Всю иную деятельность предлагается считать не административно-процессуальной, а организационно-процедурной. В соответствии с юрисдикционным толкованием процессуальные нормы регламентируют административный процесс наряду с материальными нормами. И в совокупности составляют институт административного права. Отрицается существование административно-процессуального права в системе российского права. В отдельных случаях позиция представителей юрисдикционного подхода еще более сужает содержание административного процесса до так называемого «традиционного» понимания юридического процесса, охватывающего исключительно процессуальную деятельность судов – административное правосудие.

Управленческая концепция рассматривает административный процесс преимущественно как юридическую форму реализации исполнительной власти, процесс применения норм материального административного права, в который помимо применения административного принуждения включается применение регулятивных норм. В связи с этим административный процесс называют позитивными или организационно-процедурными процессом.

Административный процесс включает систему действий по разрешению конкретных управленческих дел, которые возникают как внутри аппарата управления, так и за его пределами. Помимо юрисдикционной деятельности управленческая концепция относит к административному процессу деятельность по разрешению любых иных индивидуальных юридических дел органами публичного управления и правотворческую деятельность органов исполнительной власти по принятию правовых актов управления. В этом смысле административный процесс обеспечивает функционирование органов исполнительной власти – это юридическая форма управленческой деятельности. Но управленческая концепция не исключает, что к административному процессу может быть отнесена любая деятельность, в ходе реализации которой возникают правоотношения, регулируемые административно-процессуальными нормами, в том числе и деятельность судей по разрешению административных споров и дел об административных правонарушениях. Управленческий подход предполагает постепенное расширение содержания административного процесса за счет тех вопросов государственной деятельности, которые получают законодательное обеспечение и приобретают форму административно-процессуальной деятельности, в частности, отдельных видов контрольно-надзорных процедур, процедур прохождения государственной службы и других.

Читайте также:
Кооперация сельскохозяйственная: что это такое, описание и особенности

Таким образом, в административном праве фактически существует два подхода к пониманию административного процесса, которые условно можно обозначить: юрисдикционный и управленческий.

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Что такое административное правонарушение, его признаки, виды и наказание

Административные правонарушения: понятие и протоколирование

Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, к признакам административного правонарушения относится виновность (в виде умысла или по неосторожности), действие или бездействие, общественная вредность, противоправность и наказуемость.

Умысел: гражданин А задумал украсть деньги и осуществил задуманное, похитив у прохожего определенную сумму.

Неосторожность: гражданин А не следовал правилам техники безопасности, из-за чего произошло возгорание в помещении.

Действие: гражданин А проехал на запрещенный сигнал светофора.

Бездействие: гражданин А уклоняется от службы в армии.

Правонарушение должно быть обязательно зафиксировано документально. Для этого составляется протокол. Документ строится определенным образом. Протокол об административном правонарушении содержит:

  • дату и место составления протокола,
  • фамилию и инициалы составителя, его должность,
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело о нарушении,
  • информацию о свидетелях и потерпевших – их ФИО и адреса,
  • место, время совершения правонарушения,
  • статью Кодекса или закона РФ, которая предусматривает несение административной ответственности за правонарушение,
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица,
  • другую информацию для разрешения дела.

Что входит в состав административного правонарушения

Следующие 4 пункта описывают административное правонарушение. Это описание помогает верно определить наказание.

  1. Объект. Включает общественные отношения, урегулированные нормами права, на которые посягает административный проступок.
  2. Объективная сторона. Описание конкретного деяния (бездействия), его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.
  3. Субъект правонарушения. Физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России — 16-летнего) возраста или юридическое лицо.
  4. Субъективная сторона. Подразумевает психическое отношение к деянию и последствиям. В зависимости от этого вина может классифицироваться как прямой или косвенный умысел, самонадеянность или небрежность.

Замечание 1

Административная ответственность распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Если лицо во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то административная ответственность на него не распространяется.

Виды административных правонарушений

Классифицировать правонарушения можно по объекту посягательства. Тогда выделяется 5 групп посягательств:

  1. Имущественные.
  2. На права и свободы граждан.
  3. На порядок управления государством.
  4. На общественный порядок.
  5. На окружающую среду, культурные и исторические памятники.

Виды административных взысканий

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Читайте также:
Аудиторская проверка: что это такое, описание и особенности

Виды административных взысканий за санитарные правонарушения

К санитарным правонарушениям относится несоблюдение законов, действующих в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Наказание за подобное нарушение предусматривается в том случае, если была установлена ваша вина и не важно, совершили ли вы противоправное деяние умышленно или нечаянно.

В главе 6 кодекса об административных правонарушениях указаны наиболее распространенные случаи административных правонарушений. Они касаются нарушений:

  • санитарных правил, гигиенических нормативов,
  • мероприятий по предотвращению возможных нарушений,
  • эксплуатации жилых и нежилых помещений, сооружений, общественного транспорта,
  • обеспечения питьевой водой;
  • захоронения отходов;
  • организации питания населения.

Перечень нарушений имеет ряд тонкостей, которые в большинстве касаются юридически лиц. В области торговли это затрагивает размещение и оборудование торговых точек – вентиляция, отопление, хранение продуктов и инвентаря.

К ответственности за административные правонарушения привлекаются не только должностные лица. Физические и юридические лица также несут ответственность за запрещенные деяния.

В качестве мер ответственности по законодательству к субъектам могут быть применены предупреждение и штраф. Штраф назначает главный санитарный врач или его заместитель.

Наказанием также может выступать дисциплинарная ответственность для должностных лиц и работников предприятия. В зависимости от нарушений назначается отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности, увольнение.

Главный санитарный врач или его заместитель определяет меру наказания. Привлечь к ответственности – обязанность руководителя предприятия. К исключениям относятся ситуации, когда характер общественной опасности выявленного санитарного правонарушения не свидетельствует о наличии деяний, запрещенных административным или уголовным законодательством.

Сколько времени дается на уплату штрафа

Если нарушение не влечет за собой серьезных последствий, то самое распространенное наказание – штраф. Информация о сумме и периоде уплаты должна быть указана в постановлении.

По кодексу РФ об административных правонарушениях штраф должен быть погашен в течение 60 суток с момента вступления постановления в законную силу. В некоторых случаях предусмотрена отсрочка платежа.

Если штраф не погашен в отведенное на это время, то его размер может быть удвоен. Если у виновного лица нет возможности погасить штраф, наказание может быть заменено на обязательные работы или 15 суток ареста.

Срок давности по административным правонарушениям

Срок привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

По общему правилу, установленному ст. 4.5 КоАП, срок давности – 2 месяца. Когда решение о привлечении к ответственности выносит судья, срок увеличивается до 3-х месяцев. Категория правонарушений, у которой есть особенности в выявлении и доказывании, имеет иной срок давности. Привлечение к ответственности за такие правонарушения может происходить в течение года. За коррупционные правонарушения лицо привлекается к ответственности в течение 6-ти лет со дня их совершения.

Для правонарушений длящегося характера срок давности определяется днем обнаружения нарушения.

Течение срока давности может быть приостановлено. Это возможно в том случае, если необходимо передать дело для рассмотрения по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Гражданин А нарушил правила дорожного движения не в районе или области проживания. Он имеет право на рассмотрение материалов дела в суде по месту жительства. Время, затраченное на пересылку документов из одного суда в другой, не входит в сроки давности привлечения к административной ответственности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: