Административное выдворение: что это такое, описание и особенности

Охрана правопорядка

28.04.2017г.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан

Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение является одним из видов административного наказания.

В соответствии со ст. 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее – принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию – соответствующими должностными лицами.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Так, согласно статье 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

За нарушение режима пребывания на территории Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов безопасности либо в специальных учреждениях до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.

Согласно ст. 35.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» содержание иностранных граждан в специальных учреждениях исключает возможность самовольного оставления иностранными гражданами указанных учреждений.

Депортация или выдворение? Отличия

Депортация – высылка гражданина другого государства, который проживает на территории РФ, за пределы страны, при наличии оснований, которые запрещают далее такому гражданину пребывать ее территории.

Российской правовой системой предусмотрен также такой вид административной ответственности, как административное выдворение за пределы государства. Выдворение несет негативные правовые последствия, а также ограничения для нарушителя. Выдворение это не что иное, как административное наказание. Также не стоит путать это понятие с лишением гражданства, так как его не применяют (пока) на территории РФ, ведь оно противоречит международному праву и Конституции Российской Федерации.

К кому применяют административное наказание?

Выдворение применимо только к иностранным гражданам или к лицам, у которых нет гражданства, к гражданам РФ эта мера не применяется. Другие органы (должностные лица) не имеют права его применять, но могут принимать решения о неразрешении въезда. Данная мера также не применима к иностранцам, которые являются военнослужащими.

Читайте также:
Биржевой аукцион: что это такое, описание и особенности

Перед процедурой непосредственного выдворения виновное лицо иногда некоторое время содержат в специализированном учреждении – Центр Содержания Мигрантов. Что касается формы проведения данной процедуры, она имеет два основные вида:

  • контролируемый самостоятельный выезд;
  • принудительный выезд.

Форму проведения процедуры выбирает суд. На практике же самостоятельный контролируемый выезд применяют к виновному лицу на основе результатов совершения предыдущего административного правонарушения.

Какие правонарушения могут стать причиной выдворения?

Выбрать меры ответственности может уполномоченный орган, который будет рассматривать дело. Большинство правонарушений, совершая которые к лицу может быть применено выдворение связаны с нарушениями правил въезда на территорию России, и других правил пребывания на территории страны. Составы таких правонарушений описаны в 18 Главе Кодекса РФ.

К наиболее частым нарушениям относят:

  • у нарушителя нет временной регистрации по месту его нахождения, или же такая регистрация уже не является действительной,
  • у нарушителя нет официального разрешения работать на территории РФ;
  • нарушитель проживает на территории РФ сверх разрешенного ему времени (согласно трудовому контракту, сроку обучения), т.е превышает сроки законного пребывания.

Если в ходе административного расследования или в суде была доказана вина нарушителя, то выдворение может произойти в любой момент. Решение суда можно обжаловать на протяжении 10 дней, после того, как вынесли постановление о назначении административной меры наказания. Если опоздать с обжалованием, то второго шанса уже может больше и не быть (допустимо опоздание, если только вы сможете доказать свою уважительную причину).

Выдворение может также применяться к тем людям, которые вступили в брак фиктивно, лишь для того, чтобы получить гражданства. В случае доказуемости факта, что брак заключен фиктивно, его признают недействительным, а к правонарушителю применят административное выдворение.

Что произойдёт после вынесения решения суда?

Кроме того, что нелегального мигранта могут выпроводить за территорию РФ, к нему могут применяться и другие меры:

  • после выдворения нелегальному мигранту будет запрещено возвращаться в РФ на протяжении 5 лет;
  • иностранный гражданин или апатрид, который был принудительно перемещен за территорию РФ, после истечения срока в 5 лет не получит разрешение на временное гражданство, не сможет подать заявление чтобы получить вид на жительство или получить гражданство.

Административное выдворение призвано бороться с таким распространённым явлением, как нелегальная миграция. Эта проблема в наше время стала очень распространённой, соответственно и меры должны применяться более суровые. Она не дает право выбора, поэтому является очень жесткой, но не смотря на строгость все же его можно обжаловать.

Если вы столкнулись с этой проблемой и вам нужна квалифицированная помощь по миграционным дела, обращайтесь к Миграционному Адвокату и мы поможем вам отстоять свои права. Вам помогут отменить выдворение, а также исключить вас из списка лиц, которым воспрещено въезжать на территорию Российской Федерации. Нашими услугами уже воспользовалось много граждан других стран, и мы помогли им на законных основаниях пребывать на территории России. Достичь таких результатов нам удалось благодаря своевременному и успешному обжалованию решений суда о назначении меры административного наказания в виде выдворения.

Существуют также правила, которые являются основаниями для запрета на въезд. Они предусмотрены в статье 26 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ. В законе предусмотрены следующие пункты, нарушение которых запрещает на въезд иностранным гражданам на территорию России:

  1. Использование поддельных документов, сообщение о себе заведомо неправдивых данных, или о цели пребывания в стране.
  2. Если в течении трех лет человек более двух раз привлекался к административной ответственности за правонарушения совершенные на территории РФ.
  3. На границе вами были нарушены санитарные нормы, таможенные правила.
  4. Имеется не погашенная или не снятая судимость на территории России либо за ее пределами.
  5. Не смогли выехать с территории России после окончания тридцати суток с момента окончания срока временного пребывания (этот пункт не включает случаи необходимости экстренного лечения, связанные с тяжелой болезнью или смертью близкого родственника, который проживал на территории РФ) – на протяжении трех лет с дня выезда из России.
  6. За время пребывания на территории РФ вы уклонились от уплаты штрафа или налога, не возместили расходы, которые связаны с депортацией или выдворением, – пока не осуществите эти выплаты в полной мере.
Читайте также:
Избирательная квота: что это такое, описание и особенности

Практикующий юрист в сфере трудовой миграции и админ. права. Ведущий эксперт, более 200 выигранных дел.

Особенности обжалования административного выдворения

Выдворение иностранца за пределы России осуществляется либо на основании судебного постановления, либо на основании решения пограничной службы, если выдворение происходило непосредственно на государственной границе России при въезде в страну. Поэтому и жалобу иностранцу необходимо подавать либо в вышестоящий суд, либо руководителю государственной структуры.

Сама процедура выдворения за пределы России начинается только в отношении вступившего в законную силу постановления суда. Постановление о выдворении вступает в силу по истечении 10 суток, отведенных на его обжалование. Поэтому иностранцу, не согласному с решением суда, важно не пропустить 10-дневный срок на его обжалование. Ведь последствием выдворения иностранца из России может быть 5-летний запрет на въезд в Россию.

Как обжаловать судебное постановление?

Жалоба должна быть подана иностранцем в суд, который вынес соответствующее постановление. Суд сам перенаправит жалобу в апелляционный суд.

Важно! Очень важно грамотно составить апелляцию и приложить необходимые документы, подтверждающие основания для отмены постановления. Если документы составлены на иностранном языке, то необходим перевод документов на русский язык.

Как правило, основанием для отмены судебного постановления, являются:

  • наличие у иностранца близких родственников в России;

Суды принимают во внимание семейное положение иностранца, в частности, наличие у него семьи на территории России.

Например, наличие у виновного иностранца малолетних детей, незначительность правонарушения (Постановление Салехардского городского суда от 28.07.2022 г. № 5-1026/2020). В подобных ситуациях, административное выдворение иностранца создаст реальную угрозу основных свобод его прав на уважение частной и семейной жизни.

Но иностранцу нельзя «прикрыться» семьей, если речь идет о серьезных правонарушениях.

Например, мигрант из Украины приговором суда был признан виновным в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Иностранец дошел до Верховного суда, пытаясь оспорить решение об его выдворении из России, поскольку, по его мнению, суд вынес решение без учета наличия у него проживающей в России семьи.

Однако, как отметил суд, иностранец, пребывая на территории РФ, лояльности к правопорядку РФ не проявлял и законы РФ не соблюдал, умышленно совершал на территории РФ преступления (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 27.02.2019 № 77-КГ18-25).

  • огрехи в оформлении административных материалах МВД;

Например, в протоколе об административном правонарушении отсутствует подпись иностранца, привлекаемого к административной ответственности и в нем нет отметок об отказе от подписания протокола о его вручении.

  • необходимость получения медицинской помощи в России;
  • продление сроков нахождения в России в связис короновирусной инфекцией;

Зачастую судьи отменяют постановления, поскольку решение о выдворении за пределы России принято без учета сложившейся эпидемиологической обстановки в стране и в мире, и связанными в связи с этими затруднениями исполнения данного вида наказания, а также Указа Президента РФ от 18.04.2022 г. № 274.

Например, «. в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 временно закрыты авиа-, железнодорожные и автодорожные сообщения с Республикой Таджикистан до завершения карантинных мероприятий. В связи с чем, в указанный срок исполнить решение о выдворении не представилось возможным» (Решение Чебоксарского районного суда от 22.07.2022 № 2А-1219/2020).

Как отмечают апелляционные суды, принятие Указа Президента свидетельствует об отсутствии реальной возможности выдворения иностранцев за пределы России и ограничиваются порой только административным штрафом (Решение Курганского областного суда от 28.08.2022 № 5-1873/2020, суда Ханты-Мансийского автономного округа от 11.08.2022 № 12-321/2020).

  • необходимость продолжения очного образования в России;
  • незначительность правонарушения и наличие смягчающих обстоятельств.

Судами при вынесении решения принимается во внимание характер совершенного правонарушения. И суды учитывают такие обстоятельства: правонарушения не являются однородными, не посягают на общественный порядок и общественную безопасность, не связаны с незаконным оборотом наркотических средств, получены положительные рекомендации соседей о семье мигранта. И в ряде случаев отменяют решения (Определение ВС Республики Башкортостан от 08.02.2017 № 33а-2480/2017 и Ростовского областного суда от 19.04.2017 № 33а-6597/2017).

Какие смягчающие обстоятельства учитывает суд?

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного им правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие ответственность.

Например, мигрантка приехала в Россию к мужу, который работает в России на основании патента, находится на полном обеспечении мужа, по окончании срока пребывания выехать из России не смогла, поскольку заболела, потом началась пандемия, будучи беременной, она одна побоялась выезжать из России. Суд отменил наказание в виде выдворения из России (Постановление Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 23.07.2022 № 5-413/2020). Смягчающим обстоятельством является совершение административного правонарушения впервые (Постановление Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 17.07.2022 № 5-398/2020).

Подведем итоги

Если иностранцу вынесено постановление о выдворении или дело еще находится в стадии судебного разбирательства, то нужно немедленно обращаться к миграционному юристу.

Читайте также:
Закрытая подписка: что это такое, описание и особенности

Административное выдворение «длиною в жизнь»

6 ноября 2022 г. юристы Института права и публичной политики, включая меня, подали в Конституционный Суд РФ жалобу в интересах лица без гражданства Евгения Кима о нарушении его прав ч. 5 ст. 3.10, ч. 1.1 ст. 18.8 и ч. 1 ст. 27.19 КоАП РФ.

12 марта 2022 г. КС принял Определение по данной жалобе. Это так называемое определение «с позитивным содержанием». Иначе говоря, КС посчитал, что оспариваемые положения КоАП не нарушают прав заявителя жалобы, поскольку существуют позиции Суда, с учетом которых эти нормы должны толковаться.

В жалобе в Конституционный Суд заявитель обозначил следующие проблемы.

Во-первых, норма ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП допускает привлечение лица к административной ответственности, даже если у него объективно не было возможности легализовать свое пребывание на территории России. В рассматриваемом деле это выразилось в том, что решение о принятии заявителя в гражданство РФ было отменено в момент отбывания им уголовного наказания. К административной ответственности заявитель был привлечен на следующий день после освобождения из колонии.

Во-вторых, положения ч. 5 ст. 3.10 и ч. 1 ст. 27.19 КоАП позволяют судам произвольно принимать решение о помещении лица в Центр временного содержания иностранных граждан без выяснения возможности исполнить наказание в виде административного выдворения.

В-третьих, нормы ч. 5 ст. 3.10 и ч. 1 ст. 27.19 КоАП не устанавливают конкретный срок содержания лица в ЦВСИГ и не обеспечивают надлежащий судебный контроль законности и обоснованности данной обеспечительной меры.

Аргументы Конституционного Суда

Относительно первого довода заявителя КС отметил, что ч. 1 ст. 18.8 КоАП позволяет судам учитывать фактические обстоятельства каждого конкретного дела. При этом назначение административного выдворения является правом, а не обязанностью суда (абз. 3 п. 3 определения). То есть если суд придет к выводу, что у лица установилась тесная связь с Россией (наличие семьи, работы и т.п.), наказание в виде административного выдворения можно не назначать.

Очень важным представляется абз. 5 п. 3.1 Определения, в котором КС высказался относительно привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП лиц, решение о легализации гражданства которых было отменено в связи с совершением преступления. Конституционный Суд отметил, что таких лиц можно привлечь к ответственности за нарушение миграционных правил только при соблюдении одновременно двух условий:

  • у лица была реальная возможность получения правоустанавливающих документов или выезда из России;
  • лицо этой возможностью умышленно либо по неосторожности не воспользовалось.

Также интересно, что Конституционный Суд в п. 3.2 Определения сослался на принятые 24 февраля 2022 г. поправки в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты РФ в части урегулирования правового статуса апатридов (ФЗ № 22-ФЗ).

Данный Закон предусматривает возможность выдачи временного удостоверения лица без гражданства, если отсутствует государство, куда апатрид мог бы выехать в связи с исполнением решения об административном выдворении, а также возможность подачи заявления на выдачу такого временного удостоверения. В период рассмотрения заявления привлекать лицо к административной ответственности за нарушение миграционных правил запрещается (ст. 18.8 КоАП РФ).

На мой взгляд, необычность отсылки КС к данному Закону состоит в том, что он вступит в силу через 180 дней после его подписания – в конце августа 2022 г. При этом Конституционный Суд указал, что его положения с учетом ч. 2 ст. 54 Конституции можно и нужно учитывать уже сейчас (п. 3.2 Определения).

При лучшем раскладе это, скорее всего, предполагает запрет повторно привлекать к ответственности за нарушение миграционных правил лиц, которые освобождаются из ЦВСИГ в связи с невозможностью административного выдворения.

Относительно второго аргумента заявителя жалобы КС прямо не высказался. Однако, вероятно, «ответом» можно считать пассаж об учете фактических обстоятельств дела конкретного лица при назначении наказания (абз. 3 п. 3 Определения).

Читайте также:
Как установить отцовство и порядок общения отца с ребенком?

Применительно к третьему аргументу, изложенному в жалобе, Суд сослался на Постановление от 23 мая 2017 г. № 14-П по жалобе Ноэ Мсхиладзе, процитировав в Определении от 12 марта 2022 г. высказанные в 2017 г. позиции.

Важно отметить, что заявитель жалобы не просил повторить доводы из данного постановления, а указывал на недостаточность описанных гарантий. Надлежащими гарантиями, по мнению заявителя, являются установление срока пребывания в ЦВСИГ и периодической судебной проверки законности содержания лица в Центре по заявлению госоргана.

Заявитель отмечал, в частности, что лица, подлежащие административному выдворению, оказываются в неравном положении с лицами, подлежащими реадмиссии и депортации, поскольку в отношении последних установление сроков содержания в спецучреждении обязательно (п. 3 ч. 3 ст. 266 КАС РФ).

КС «ушел» от прямого ответа на данный аргумент. Его «молчание», на мой взгляд, очень показательно и подтверждает, что достаточной гарантией судебной защиты лиц, оказавшихся в ЦВСИГ, является возможность проверить законность и обоснованность их дальнейшего содержания там.

В последнем абзаце мотивировочной части Определения Суд сослался на письмо первого заместителя начальника ГУ миграции и оформления гражданства МВД Республики Узбекистан от 8 февраля 2022 г. № 22/2-4114. Этот документ подтверждает готовность Узбекистана принять Евгения Кима, который является уроженцем Узбекской ССР, в порядке реадмиссии. Любопытно, что в том числе на основании данного документа Конституционный Суд признал ч. 5 ст. 3.10 и ч. 1 ст. 27.19 КоАП «не нарушающими прав заявителя в указанном им аспекте».

Трудно проникнуть в глубинный смысл ссылки на данное письмо, но попробую. Вероятно, КС исходил из такой логики: если возможность исполнить наказание не утрачена, то существует определенная необходимость и дальше содержать заявителя в ЦВСИГ. Следовательно, и эти нормы не нарушают прав заявителя.

В заключение приведу основные выводы КС.

Во-первых, он еще раз подчеркнул, что суды могут не назначать административное выдворение в качестве наказания за нарушение миграционных правил. Несмотря на то что это следует из санкции ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП, любое напоминание об этом, на мой взгляд, лишним не будет.

Во-вторых, он указал судам на необходимость особенно тщательно подходить к рассмотрению дел о миграционных нарушениях в отношении лиц, которые лишились гражданства России в результате совершения преступления (ч. 2 ст. 22 Закона о гражданстве).

В-третьих, КС призвал суды учитывать положения Федерального закона от 24 февраля 2022 г. № 22-ФЗ уже сейчас – за несколько месяцев до его вступления в силу. При этом, к сожалению, он отметил, что данный Закон надо принимать во внимание только при рассмотрении дел об административных правонарушениях. То есть этот вывод Суда не распространяется на отношения по выдаче временных удостоверений лицам без гражданства.

Наконец, Конституционный Суд признал, что достаточной гарантией судебной защиты прав апатридов, водворенных в ЦВСИГ, является возможность подать обращение в суд с требованием проверить законность и обоснованность их содержания в Центре.

Будем следить, как в ближайшие пять месяцев и после вступления Закона № 22-ФЗ в силу будет развиваться практика рассмотрения дел о выдворении апатридов за пределы России.

Статья 3.10 КоАП РФ. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее – принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию – соответствующими должностными лицами.

3. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам.

4. При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

Читайте также:
Авторское вознаграждение: что это такое, описание и особенности

5. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

6. Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

Комментарии к ст. 3.10 КОАП РФ

1. Конституция РФ (ст. 62) установила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства установлен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (с изм. и доп.).

2. В комментируемой статье дано понятие административного выдворения как вида административного наказания, которое заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации. В упомянутом выше Федеральном законе от 25 июля 2002 г. не приведено такое определение, вместе с тем установлен порядок административного выдворения (ст. 34). Конкретные составы административных правонарушений, за совершение которых предусмотрена возможность применения такого наказания, содержатся в ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. ст. 18.8, 18.10, ч. 1 ст. 18.11, ч. 2 ст. 18.17, ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ.

3. Административное выдворение как меру административного наказания за совершенное правонарушение необходимо отличать от выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства как меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.

В случаях, когда в отношении указанных нарушений Государственной границы отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и соответствующие лица не пользуются правом получения политического убежища, пограничные органы задерживают их и в официальном порядке передают властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором Российской Федерации с этим государством, пограничные органы выдворяют их за пределы Российской Федерации в определенных ФСБ России местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации из пунктов пропуска через Государственную границу уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором Российской Федерации с соответствующим государством (см. ст. 14 Закона РФ “О Государственной границе Российской Федерации”).

4. Административное выдворение как вид административного наказания следует отличать от такой меры административного пресечения, как депортация (принудительная высылка из Российской Федерации) иностранного гражданина или лица без гражданства в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (см. ст. ст. 1 и 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).

5. Решение вопроса о применении административного выдворения отнесено к компетенции судей районных судов (см. ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1) в случаях, если орган или должностное лицо (в данном случае – миграционная служба), к которым поступило дело в таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Административное выдворение согласно ст. 3.3 КоАП РФ может применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В статьях Особенной части КоАП эта мера предусмотрена в качестве дополнительного наказания.

6. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), пограничных органов (ч. 1 ст. 28.3), органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере миграции (п. 15 ч. 2 ст. 28.3).

Читайте также:
Биржевой совет: что это такое, описание и особенности

7. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых в установленном порядке постановлений производится пограничными органами и органами внутренних дел (миграционной службы) (ст. 32.9 Кодекса).

8. Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства не разрешается, если они в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы Российской Федерации в принудительном порядке, в течение пяти лет со дня выдворения (п. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (с изм. и доп.)).

9. В комментируемую статью внесено дополнение. В ч. 3 статьи указано, что административное выдворение не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам. В данном случае имеются в виду граждане стран СНГ, которые могут служить в Вооруженных Силах РФ на контрактной основе (см. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации”).

Административное выдворение: понятие и основные правила

В связи с тем, что с 2013 года активизировалось миграционное движение, участились и случаи нарушения законов приезжими. Естественно, тех, кто не соблюдает порядки чужого государства, ждёт наказание, а также депортация на родину. Но насколько серьёзные санкции накладываются на таких мигрантов? И как быть, если вы оказались в другой стране и якобы нарушили закон, но не согласны с решением суда и готовы доказать свою невиновность? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно сперва узнать, что такое административное выдворение: именно так называется мера, применяемая к приезжим нарушителям.

Выдворение: что это

Как было сказано выше, административное выдворение — это наказание для людей, которые приехали в другую страну и нарушили местные законы, причём преступление было достаточно серьёзным, чтобы человека сразу же выслали за границу, на родину. Акцент здесь стоит сделать на словосочетании «местное законодательство»: как мигранты, перебравшиеся за рубеж с благими намерениями (получение образования, работа в государственном учреждении, ведение бизнеса), так и незадачливые туристы иногда «попадаются» на пренебрежении нормами и правилами, о которых не были осведомлены.

Например, во многих арабских странах могут судить за преступления против нравственности: в Саудовской Аравии такими преступлениями считаются азартные игры, вступление в половой контакт с человеком, который не состоит с вами в официальном браке, и даже употребление алкоголя (выпивать можно только в «закрытых» отелях).

Требования со стороны властей, впрочем, могут быть обусловлены не только религиозными убеждениями. В одном из городов Канады (Калгари) даже в праздники запрещено запускать фейерверки: местные жители очень заботятся о противопожарной безопасности.

За совершение уголовного преступления, конечно же, следует немедленное выдворение из страны, а также ряд дополнительных наказаний — например, штраф или пребывание в тюрьме (в другой стране или уже на родине).

А вот ответ на вопрос, могут ли депортировать за административное правонарушение, зависит от того, в каком государстве произошел инцидент. Что касается ситуации в Российской Федерации, отсюда отправляют мигрантов на родину, только если они совершили два или более административных правонарушения за год. И даже тогда эта мера не является обязательной: если ущерб минимален, а мигрант живёт в России уже давно и содержит семью, стражи порядка наверняка отнесутся к его ситуации с пониманием.

Разница между выдворением и депортацией

Полезно знать разницу между терминами «выдворение» и «депортация», и какое к ним отношение имеет «реадмиссия». Несмотря на то что в обыденной речи первые два зачастую обозначают одно и то же, выдворение подразумевает более строгое наказание. Тогда как человека, который подвергся депортации, могут даже не оштрафовать.

Депортация — это перемещение за границу (чаще всего на родину) иностранца, нарушившего иммиграционную политику, то есть «просрочившего» визу, ВНЖ или даже ПМЖ. Таким образом, депортировать могут не только нелегального мигранта, но и безответственного путешественника, забывшего, когда у него кончается виза. Замеченным в такой халатности людям будет труднее получить визу (особенно если их «выгнали» из ЕС или США), но в целом ничего страшного с ним не случится.

Выдворение — это депортация человека, который за рубежом нарушил закон и теперь должен выплатить штраф, сесть в тюрьму или искупить вину иным образом. Но прежде чем вернуться домой, преступник должен убедиться, что он подлежит реадмиссии – так называется согласие родного государства принять оступившегося гражданина.

Читайте также:
Инкассирование чека: что это такое, описание и особенности

Самостоятельно контролируемое выдворение

Если человек нарушил закон в стране, гражданином которой он не является, и суд принял решение о его депортации, есть несколько вариантов дальнейшего развития событий. Личность, которая не обзавелась легальным жильём, не располагает деньгами для покупки билета на родину или «попадается» стражам порядка не в первый раз, помещается в Центр содержания иностранных граждан (в России) или другое подобное учреждение.

Такая мера называется принудительным выдворением. Человека обязывают отсидеть положенный срок в тюрьме, а затем осуществляют высылку за границу за счёт казны государства, гражданином которого является преступник.

Впрочем, если человек совершил не самое тяжёлое преступление, подчиняется сотрудникам иммиграционных служб и не препятствует установлению его личности, к нему применяют куда менее строгое наказание. В юриспруденции оно называется «самостоятельно контролируемое выдворение»: иностранцу выносят приговор, а затем дают 15 дней на то, чтобы добраться до родины.

Как только такой нарушитель пересекает границу, в пограничной службе государства, которое он покинул, ставят соответствующую отметку в его досье. В России этим занимается Главное управление по миграционным вопросам в структуре МВД.

Некоторые нарушители, выбравшись из суда, но не получив никаких звонков из полиции, решают, что про них все забыли и можно не торопиться с отъездом, а то и вовсе остаться в стране. Это большая ошибка, ведь через 15 дней пограничники начнут проверять досье и, не обнаружив соответствующей пометки, объявят иностранца в розыск. В таком случае пойманному нелегалу грозит куда более серьёзное наказание, чем то, о котором было объявлено первоначально.

О выдворении несовершеннолетних

Помимо вышеизложенных моментов, многих мигрантов, проживающих на территории другой страны, волнует такая тема, как выдворение несовершеннолетних. Как быть, если человек получил ВНЖ или ПМЖ, завёл семью и детей, а затем совершил правонарушение? А что делать, если виновником бед стал сам несовершеннолетний — например, подросток, который находился на улице после 22:00?

Что касается правонарушителей-мигрантов, которые живут в другой стране с семьёй, адвокаты часто идут им навстречу и помогают остаться с детьми.

Ведь большинство таких людей предпочитает не вырывать супругов и потомков из налаженного быта, а уехать в одиночестве. В таком случае действия судей могут противоречить резолюции Совета ООН «Защита семьи».

И всё же, если административное нарушение было совершено, например, отцом семейства, не впервые или повлекло к причинению серьёзного ущерба, такому мигранту будет запрещён въезд в страну. Члены его семьи же останутся вправе путешествовать по миру в свободном режиме.

Если родители не уследили за ребёнком, и он был замечен в неподобающих действиях, многое зависит от тяжести преступления. Конечно, если подросток связался с плохой компанией и нарушил закон не единожды (или если к нему предъявляются серьёзные обвинения), ответить придётся не только ему самому, но и его родителям: семья малолетнего преступника может быть депортирована на родину. В такой ситуации главное — помнить, что административное выдворение не может осуществляться по отношению только к одному ребёнку. Каким бы тяжёлым ни было правонарушение, подростка не могут выслать за границу одного, без родителей.

Процедура выдворения из страны

Допустим, человек, находящийся на территории неродного государства, совершает административное правонарушение. Например, проезжает в общественном транспорте без билета и получает квитанцию на уплату штрафа. Это не значит, что его сразу же приговаривают к депортации. Точно узнать, применены ли к вам санкции, можно на официальных сайтах представительств различных государств. Например, мигрантам, перебравшимся в РФ, следует обратиться в ГУВМ МВД РФ.

Вопреки расхожему мнению, приговорённого к административному выдворению за пределы страны, не сажают под арест (только если этого не подразумевает совершённое им правонарушение или если он не потерял документы). Ему дают время найти юриста или как минимум спокойно собрать вещи, приобрести билет на родину. Что же касается людей, не имеющих документов и отказывающихся сотрудничать с представителями иммиграционных служб, то их действительно определяют на бессрочное заключение, пока их личность не будет установлена.

В России свод законов, определяющий, как открыть выдворение и допустимые меры наказания, — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Там, в частности, прописано, что из страны не могут выгнать иностранного военнослужащего. Также в этом законе определены санкции, которые российские стражи порядка имеют право применять к лицам, не имеющим гражданства.

Читайте также:
Концессионный договор: что это такое, описание и особенности

Временные рамки

Как уже говорилось выше, сотрудники иммиграционной службы не будут долго ждать, пока нарушитель покинет страну. После того как решение вынесено в суде, у нелегала есть 15 дней на то, чтобы выехать на родину. Но если вы хотите обжаловать приговор, не дожидаясь суда, вы можете подать соответствующее заявление:

  • в течение 10 дней с момента, когда вы узнали о предъявляемом обвинении, — если вам грозит запрет въезда в течение трёх лет;
  • в течение трёх месяцев — если вас хотят подвергнуть выдворению и запретить въезд на пять лет.

Как можно убедиться, сроки административного выдворения (по крайней мере, в странах СНГ) не такие уж сжатые. За время, отведённое по закону, можно проконсультироваться с юристом и найти подходящего адвоката. Если же вы не успеваете обратиться в суд или выехать из страны по уважительной причине (например, из-за болезни), следует заручиться справками — они помогут увеличить сроки.

О штрафах при выдворении

Помимо штрафа, который наверняка нужно будет уплатить за совершённое правонарушение, человеку, приговорённому к депортации, нужно будет выплатить ещё некоторую сумму. Она как бы покрывает расходы государства на ведение нового дела. Поэтому людей, провинившихся в другом государстве, волнует: что это – штраф по выдворению и насколько трудно его оплатить?

Если речь идёт о нелегальных мигрантах, которых просят покинуть Россию, им необходимо уплатить 2000–10000 рублей. Величина суммы зависит от типа правонарушения, а также от места его совершения.

Если мигрант скрыл от иммиграционных служб цель приезда в РФ, с него наверняка возьмут 2000 рублей, а вот если совершил хулиганское действие (а то и не в первый раз) — придётся заплатить 10 000 рублей.

О выдворении из США, стран СНГ и Евросоюза

Приведённая выше информация актуальна в первую очередь для России, но похожие правила действуют и на территориях СНГ. Иностранцам, совершившим правонарушение в Беларуси, Украине, Таджикистане и других странах, ранее входивших в состав СССР, грозят примерно такие же штрафы и прочие наказания. Решением проблем нелегальных мигрантов занимаются сходные по масштабам и назначению государственные органы.

Например, в украинском государстве все жалобы, вопросы, уточнения следует направлять в МВД Украины. А вот в Евросоюзе, а также США, Канаде и некоторых других североамериканских странах права и обязанности нарушителей могут значительно отличаться от вышеописанных.

Например, в Европе делами нелегальных мигрантов (в том числе замешанных в административных правонарушениях) занимается созданное в 2016 году агентство пограничной и береговой охраны. В новом году ЕС планирует расширить его штат до 700 специалистов, которые будут заниматься делами приезжих и договариваться о реадмиссии со странами, откуда прибыли нарушители.

Что касается США, то здесь законы по отношению к незаконопослушным мигрантам самые строгие, и наличие семьи в стране их не всегда спасает. Увы, но даже если человек один раз был замечен в совершении административного проступка, его наверняка депортируют на родину и запретят появляться в стране в ближайшие 10 лет.

Известно о случаях, когда за мелкое правонарушение выдворяли не просто легкомысленных туристов, а тех, кто более 10 лет жил на территории Штатов, имея Грин-кард. Среди деяний, которые могут привести к такому печальному исходу (кстати, не только в США, но и в большинстве стран ЕС):

  • мелкая магазинная кража;
  • драка (особенно в состоянии алкогольного опьянения);
  • афера с льготами (сюда входят попытки воспользоваться чужой социальной картой для приобретения более дешёвых проездных, лекарств и прочих товаров).

Так или иначе, окончательное решение суда зависит не только от тяжести преступления и того, насколько убедительно приезжий сумеет доказать свои связи со страной, но и от иммиграционной политики государства.

Например, в Аргентине даже к нелегальным мигрантам относятся весьма спокойно: человек может жить там годами и власти будут смотреть на это сквозь пальцы. И только если такое лицо сфальсифицировало документы или было приговорено к отбытию наказания сроком не менее 5 лет, его отправят на родину и запретят въезд в страну на несколько лет. Согласно Конституции Аргентины, каждый человек, пребывающий на территории страны, имеет все права и обязанности ее гражданина.

Читайте также:
Иммунитет государства: что это такое, описание и особенности

Как обжаловать решение о выдворении

Как уже было сказано выше, вы можете обжаловать решение в течение десяти дней, если вас приговорили к выдворению с запретом въезда на три года, и трёх месяцев, когда речь идет о «закрытии» перед вами границ на пять лет. Но как обжаловать выдворение, куда обращаться и какие аргументы приводить, многие правонарушители, а также люди, подвергшиеся наказанию по ошибке, не знают. Некоторые пытаются действовать своими силами, не проконсультировавшись с юристами и адвокатом, — и, естественно, чаще всего проигрывают дела.

Основных причин, по которым решение о таком строгом наказании иностранца может быть пересмотрено, две.

Первая — самая очевидная: человек не совершал преступления, в котором его обвиняют. Но даже если приезжий действительно преступил закон, наказание могут смягчить, если он состоит в родстве с гражданами другой страны, связан с гражданином страны узами брака или всегда проживал за рубежом на легальных основаниях, работает и обеспечивает семью.

Дела нарушителей, у которых на иждивении есть несовершеннолетние дети или нетрудоспособные родственники, довольно часто пересматриваются в пользу иностранцев.

Административное взыскание: что это такое, описание и особенности

Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ

Статья 23. Цели административного взыскания

Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения советских законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Статья 24. Виды административных взысканий

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств);

(в ред. Федерального закона от 06.08.1996 N 108-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) исправительные работы;

7) административный арест;

8) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

(пп. 8 введен Федеральным законом от 02.02.1995 N 12-ФЗ)

Административные взыскания, перечисленные в пунктах 3 – 6, 8 настоящей статьи, могут быть установлены только законодательными актами Союза ССР и РСФСР, а административный арест – только законодательными актами СССР. В исключительных случаях, определяемых законодательными актами СССР, административный арест может устанавливаться и законодательными актами РСФСР.

(в ред. Федерального закона от 02.02.1995 N 12-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Законодательными актами Союза ССР и РСФСР могут быть установлены и иные, кроме указанных в настоящей статье, виды административных взысканий в соответствии с принципами и общими положениями Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях.

Часть четвертая исключена. – Федеральный закон от 02.02.1995 N 12-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 29.07.1988 – Ведомости ВС РСФСР, 1988, N 31, ст. 1005)

Статья 25. Основные и дополнительные административные взыскания

Возмездное изъятие и конфискация предметов, административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий; другие административные взыскания, указанные в части первой статьи 24 настоящего Кодекса, могут применяться только в качестве основных.

(в ред. Федерального закона от 02.02.1995 N 12-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание.

Статья 26. Предупреждение

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме. В предусмотренных законодательством случаях предупреждение оформляется иным установленным способом.

(в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 05.04.1989 – Ведомости ВС РСФСР, 1989, N 15, ст. 369)

Статья 27. Штраф

(в ред. Закона РФ от 01.07.1993 N 5304-1)

Штраф есть денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, выражающееся в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному законодательством Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе – минимальный размер оплаты труда) на момент окончания или пресечения правонарушения, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.

Штраф устанавливается в пределах от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а равно до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.

Читайте также:
Аудиторская фирма: что это такое, описание и особенности

В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере, чем предусматривается в части второй настоящей статьи.

При наложении штрафов, выраженных в твердых суммах в ряде статей Особенной части данного Кодекса, необходимо руководствоваться ст. 1 Закона РФ от 14.07.1992 N 3293-1.

Статья 28. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Порядок применения возмездного изъятия и виды предметов, подлежащих изъятию, устанавливаются законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Статья 29. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами СССР.

Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливаются законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

(в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 01.10.1985 – Ведомости ВС РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398)

Статья 30. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств), применяется на срок до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения такого права не может быть менее пятнадцати дней, если иное не установлено законодательными актами Союза ССР и РСФСР.

(в ред. Федерального закона от 06.08.1996 N 108-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения, невыполнения требования работника милиции об остановке транспортного средства, оставления в нарушение установленных правил места дорожно – транспортного происшествия, участником которого они являются, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

(в ред. Закона РФ от 24.12.1992 – Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, N 3, ст. 97)

Статья 31. Исправительные работы

Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до двадцати процентов его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) народным судом (народным судьей). Срок исправительных работ не может быть менее пятнадцати дней, если иное не установлено законодательными актами Союза ССР и РСФСР.

Статья 32. Административный арест

Административный арест устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается районным (городским) народным судом (народным судьей).

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп.

Статья 32.1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства

(введена Федеральным законом от 02.02.1995 N 12-ФЗ)

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: