Административный округ: что это такое, описание и особенности

Административный округ: что это такое, описание и особенности

Ключевые слова конспекта: административно-территориальное устройство (деление), федеративное устройство, федеральные округа и их центры.

Административно-территориальное деление (административно-территориальное устройство) — это разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Такое деление обусловлено природными, политическими, экономическими, этническими, национальными и иными факторами.

Административно-территориальное деление (устройство) присуще также и субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются унитарными государствами. В отличие от унитарных государств территориальное устройство федераций характеризуется федеративным устройством.

В России применяется два вида территориального деления:

  • административно-территориальное устройство — для упорядоченного осуществления функций государственного управления (см. коды ОКАТО),
  • муниципальное устройство — для организации местного самоуправления (см. коды ОКТМО)

Выделяют два основных подхода к соотношению административного и муниципального деления:

  1. совмещение двух видов деления — границы муниципальных районов совпадают с границами административных районов.
  2. юридическом разведении двух видов деления — границы административных и муниципальных единиц могут меняться независимо, в границах административного района могут действовать два муниципальных района или муниципальный район и городской округ.

Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например, с точки зрения муниципального деления Москва делится на 146 «внутригородских территорий города федерального значения». А административно Москва делится на: 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления.

Федеративное устройство Российской Федерации.

Российская Федерация (Россия) – суверенная демократическая республика, имеет федеративную форму государственного устройства. Россия состоит из 85 субъектов федерации (с 18 марта 2014 года) – 22 республики, 9 краев, 3 автономных округа, входящие в состав областей, 1 автономный округ, не входящий в состав области, 1 автономная область, 46 областей и 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).

Территория страны разделена на 8 федеральных округов. Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическими районами, но не совпадали с их количеством и составом (за исключением совпадения состава и названия Дальневосточного федерального округа с одноимённым экономическим районом). Наибольшим округом по количеству субъектов и численности населения является Центральный округ, по размерам территории — Дальневосточный округ.

Федеральные округа и их центры.

1) Центральный федеральный округ (18 субъектов): Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, город федерального значения Москва. Центр федерального округа – г. Москва. Территория — 650 205 км² (3,8 % от РФ). Население — 39 250 960 чел. (26,85 % от РФ, 2021г.)

2) Северо-Западный федеральный округ (11 субъектов): Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, город федерального значения Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа – г. Санкт-Петербург. Территория — 686 972 км² (9,85 % от РФ). Население — 13 941 959 чел. (9,54 % от РФ, 2021г.)

3) Южный федеральный округ (8 субъектов): Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Республика Крым, город федерального значения Севастополь. Центр федерального округа – г. Ростов-на-Дону. Территория — 447 821 км² (2,61 % от РФ). Население — 16 482 488 чел. (11,28 % от РФ, 2021г.)

Читайте также:
Бесспорный факт: что это такое, описание и особенности

4) Северо-Кавказский федеральный округ (7 субъектов): Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Ставропольский край, Чеченская Республика. Центр федерального округа – г. Пятигорск. Территория — 170 439 км² (1 % от РФ). Население 9 967 301 чел. (6,82 % от РФ, 2021г.)

5) Приволжский федеральный округ (14 субъектов): Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область. Центр федерального округа – г. Нижний Новгород. Территория — 1 036 975 км² (6,06 % от РФ). Население — 29 070 827 чел. (19.89 % от РФ, 2021г.)

6) Уральский федеральный округ (6 субъектов): Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа – г. Екатеринбург. Территория — 1 818 497 км² (10,62 % от РФ). Население — 12 329 500 чел. (8,43 % от РФ, 2021г.)

7) Сибирский федеральный округ (10 субъектов): Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область. Центр федерального округа – г. Новосибирск. Территория — 4 361 727 км² (25,47 % от РФ). Население: 17 003 927 чел. (11,63 % от РФ, 2021г.)

8) Дальневосточный федеральный округ (11 субъектов): Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ. Центр федерального округа – г. Владивосток (с 2018 г). Территория — 6 952 555 км² (40,6 % от РФ). Население: 8 124 053 чел. (5,56 % от РФ, 2021г.)

Это конспект по теме «Административно-территориальное устройство России». Выберите дальнейшие действия:

Административные округа Москвы – краткое описание

Административные округа города Москвы – это территориальные единицы в пределах городских границ. Каждая из них разделена на несколько районов. Почти во всех округах имеется собственное административное управление.

Виды территориальных единиц

В Москве территория города делится на округа, районы и поселения:

  • Административный округ – это вид территориального административного образования с собственным управлением. Он состоит из районов или поселений. Поэтому границы округов никогда не пересекаются.
  • Район – это исторически сложившаяся территориальная единица, имеющая свои географические, исторические и архитектурные особенности. Разные районы имеют различное число жителей, вид транспортной системы, экономические особенности, схему коммуникаций, инженерную инфраструктуру и прочие индивидуальные черты.
  • Поселение – это новый вид территориальных городских единиц, которые появились в 2012 году после перепланировки и пересмотра границ столицы.

До середины 2012 года в Москве насчитывалось 10 округов и 125 районов, а после были добавлены еще 2 административных округа: Троицкий и Новомосковский. Они включают в себя 21 поселение. В них действует единое управление.

Административные округа г. Москвы

Эти территориальные образования были созданы в 1991 году. Для управления ими назначают префекта. Москва делится на Центральный, Восточный, Северо-Восточный, Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный, Южный, Юго-Восточный, Зеленоградский, Новомосковский и Троицкий округа. Самым крупным по размерам является Троицкий (почти половина площади Москвы), а самым небольшим – Центральный (всего 2,6 % площади). Самым густонаселенным является Южный округ, на втором месте – Восточный, а самый малонаселенный – Троицкий.

Читайте также:
Захват заложника: что это такое, описание и особенности

Центральный округ столицы

ЦАО расположен в центре Москвы. В него входят 10 районов. В нем сосредоточены правительственные, деловые учреждения, объекты культуры, архитектурные строения, а также большинство городских вокзалов. Плюсом этого района является его престижность, а минусом – транспортная перегруженность, являющаяся причиной загрязнения воздуха.

Здесь очень дорогое жилье. В основном это элитные квартиры с высокой стоимостью квадратного метра. В среднем она составляет 300 тысяч рублей. Однако в некоторых районах можно найти и квартиры подешевле.

Восточный административный округ

Он включает в себя 16 районов. Находится на втором месте по числу жителей. Это промышленная часть города с высокой транспортной загруженностью. Данные обстоятельства обусловливают неблагоприятную экологическую обстановку, на которую влияет еще и роза ветров. Несколько лучше ситуация в районах, прилежащих к лесопарковой зоне района Измайлово. В будущем планируется провести промышленную разгрузку округа и построить новые станции метрополитена.

Зато стоимость жилья здесь существенно ниже, чем в Центральном – всего 170 тысяч руб. за метр. В основном это вторичное жилье, а вот элитных квартир всего 15 %.

Юго-Восточный административный округ

Эта территориальная единица столицы включает 12 районов. У данного округа много сходств с Восточным: транспортная перегруженность, обилие предприятий (в том числе завод по переработке нефти). Все это неблагоприятно сказывается на экологии. Преобладает вторичное жилье. Панельные дома старой постройки с ценами от 150 до 160 тысяч рублей за квадратный метр. Новое жилье строят за линией МКАД, в основном в районе Некрасовка. Развивается метро.

Западный административный округ Москвы

Он включает в себя 13 районов. В противоположность Восточному округу здесь благоприятная экологическая ситуация. Четверть территории покрывают зеленые зоны, а плотность транспорта не столь высока. Район считается комфортным для проживания. Поэтому и цены на жилье здесь выше – в среднем 220 тыс руб. за квадратный метр (вторичное качественное жилье). Новостроек мало. В некоторых районах низкая транспортная доступность, однако активно развивается метро.

Еще лучше экологическая ситуация в Северо-Западном административном округе, в котором больше всего зеленых насаждений.

Южный

В этом округе 12 районов. Здесь самая большая плотность населения и, как следствие, большое количество автомобилей. Но много и зеленых насаждений. Имеется немало новостроек. Стоимость вторичного жилья составляет около 170 000 руб. за квадратный метр.

Юго-Западный административный округ

Состоит из 12 районов. Экологическая ситуация приемлемая, так как около трети площади этого административного образования занимают зеленые насаждения. Новостроек мало. В округе максимально развит метрополитен. В целом условия для жизни людей благоприятны.

Заключение

Таким образом, административные округа Москвы – это самостоятельные территориальные образования с собственной системой административного управления. Каждый из них состоит из нескольких районов. В Москве административные округа довольно сильно отличаются друг от друга, и приведенное в статье краткое описание каждого из них поможет в выборе того места, где вы хотели бы жить.

Читайте также:
Защитная оговорка: что это такое, описание и особенности

Административный округ: что это такое, описание и особенности

Статья 2. Основные термины и понятия

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:

сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

поселение – городское или сельское поселение;

муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

муниципальный округ – несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного настоящим Федеральным законом), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

городской округ – один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

городской округ с внутригородским делением – городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;

(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

внутригородской район – внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением;

(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

Читайте также:
Инвестиционный банк: что это такое, описание и особенности

(см. текст в предыдущей редакции)

муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения;

(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

межселенная территория – территория муниципального района, находящаяся вне границ поселений;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;

вопросы местного значения межпоселенческого характера – часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно;

органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

депутат – член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения;

(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;

выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 29.11.2010 N 315-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 03.02.2015 N 8-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

член выборного органа местного самоуправления – лицо, входящее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования);

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

лицо, замещающее муниципальную должность, – депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования;

(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 30.10.2018 N 387-ФЗ, от 01.07.2021 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, – председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования;

(абзац введен Федеральным законом от 03.11.2015 N 303-ФЗ)

Читайте также:
Водный кодекс: что это такое, описание и особенности

О выявлении конституционно-правового смысла абз. 22 ч. 1 ст. 2 см. Постановление КС РФ от 19.04.2021 N 14-П.

правила благоустройства территории муниципального образования – муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 463-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

муниципальный правовой акт – решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

административный центр сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа – населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.

(в ред. Федеральных законов от 03.04.2017 N 62-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова “местный” и “муниципальный” и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

Словосочетания “городской округ” и “городской округ с внутригородским делением” и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении в отношении муниципальных образований, органов местного самоуправления, их полномочий и прав, если иное не предусмотрено данными законами и иными нормативными правовыми актами.

(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

Отличия между муниципальным округом и районом, в чем разница

В январе 2019 года в Российской Федерации был принят закон, в котором предусмотрено образование 8 видов муниципальных образований, в том числе района и округа. Право утверждать, упразднять и видоизменять муниципальные образования возложено на субъекты Российской Федерации. В чем заключаются отличия муниципального округа от муниципального района?

  1. Определение терминов
  2. Муниципальный район
  3. Муниципальный округ
  4. Отличие между муниципальным районом и муниципальным округом
  5. Есть ли сходство?
  6. Примеры из жизни
  7. Сравнительная таблица
  8. Итог

Определение терминов

В Федеральном законе об организации местного самоуправления от 2019 года даны определения всех действующих видов территориальных образований.

Муниципальный район

Муниципальный район (МР) – это административно-территориальная единица, включающая в себя городские, сельские поселения и межселенные территории. Помимо общности территории их объединяет единая система местного самоуправления. Население МР прямым голосованием выбирает местные органы власти: законодательные и исполнительные.

Читайте также:
Кодексы РФ: что это такое, описание и особенности

В МР обычно входят небольшие, близко расположенные города, а также прилегающие к ним территории, предназначенные в будущем (по генеральному плану развития) для развития их инфраструктуры:

  • транспортной;
  • социальной;
  • информационной.

Сельские поселения – это одно или несколько территориально компактно расположенных сел, население которых может варьироваться от нескольких десятков до 10-15 и более тысяч человек. Границы сельского поселения из 2-х и более сел определяются, исходя из пешей доступности до административного центра в течение рабочего времени для всех жителей.

Межселенные территории, включаемые в границы МР, – это территории между сельскими поселениями данного муниципального образования, где проживает незначительное количество людей.

Муниципальный округ

Термин «муниципальный округ» (МО) применяется в 2-х случаях:

  • для обозначения административных единиц внутри городов федерального значения;
  • для обозначения вновь созданных территориальных образований.

В первом случае МО созданы в Москве, С-Петербурге и Севастополе: 125, 81 и 9 соответственно.

Во втором случае МО создается вместо городских округов и районов, где при высокой плотности населения (в 5 раз выше среднего по РФ) в городах проживет менее 2/3 от численности городского населения. Реформа начата в 2019 году. На 01.01.21 было создано 121 подобное МО. В последующие 2 года будет преобразовано еще 27 городских округа.

Отличие между муниципальным районом и муниципальным округом

Разница между административно-территориальными единицами заключается в плотности населения и занимаемой площади. МО отличается меньшими размерами по сравнению с МР и большей плотностью населения.

Есть ли сходство?

Обе административно-территориальных единицы в своей основе имеют один и тот же принцип формирования: оптимизация территориального самоуправления. Оно может иметь исторически сложившиеся традиции взаимоотношений людей и местных органов власти. Или требовать реформирования из-за миграции, естественной убыли или прироста населения.

Примеры из жизни

Самая большая по занимаемой территории административно-территориальная единица в России – Таймырский Долгано-Ненецкий МР – 880 тыс. квадратных километров. Административный центр – город Дудинка. Всего в составе МР – 2 городских (Дудинка, Диксон) и 2 сельских поселения (Хатанга, Караул), 23 села, общей численностью 31,4 тыс. человек (на 01.01.2020).

Сравнительная таблица

Сопоставление сведений об административно-территориальных единицах:

2. Численность – менее 500 тыс. человек.

1. Площадь, за редким исключением, до 10 тыс. кв. км.

2. Численность, за редким исключением, – не более 50 тыс. человек.

3. Высокая плотность населения.

Общее число МР по состоянию на 01.01.2020 – 1673, что в 10 раз превышает количество МО.

Административно-территориальное деление РФ постоянно реформируется для достижения наиболее эффективного самоуправления территориями. Границы МР и МО назначаются, исходя из определений, данных в Федеральном законе. Различия заключаются в занимаемой площади, заселенности, традиционных экономических связях, формирующих административно-территориальную единицу.

Понятие и виды муниципальных образований

  • Что такое муниципальное образование
    • Какие функции выполняет в современном обществе
  • Виды муниципальных образований, статус, примеры
    • Сходство и различия муниципалитетов

Муниципальные образования в России — это особенность административно-территориального деления, является основой для местного самоуправления.

Что такое муниципальное образование

Муниципальное образование — административная территория, обладающая рядом признаков:

  • проживание людей;
  • наличие органов местного самоуправления;
  • принятие нормативных актов и законов;
  • локальный бюджет;
  • социально-техническая инфраструктура.

Такое образование может быть:

Читайте также:
Гражданский кодекс: что это такое, описание и особенности

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • отдельным населенным пунктом;
  • совокупностью нескольких населенных пунктов с определенной общей территорией;
  • частью населенного пункта.

Какие функции выполняет в современном обществе

Муниципалитеты в РФ созданы для решения политических, экономических, социальных и других проблем местного значения.

При этом у органов местного самоуправления свои ответственность и компетенции, которые четко разграничены от полномочий органов государственной власти.

К общим функциям муниципального управления относятся:

  • планирование;
  • организация;
  • регулирование;
  • мотивация;
  • контроль;
  • учет.

Специальные функции муниципального управления — это:

  1. Участие населения в решении проблем местного значения.
  2. Удовлетворение потребностей проживающих в тех сферах, которые относятся к локальному уровню.
  3. Управление муниципальным бюджетом и всей инфраструктурой формирования.
  4. Развитие муниципального образования, прежде всего в экономической и социальной сферах.
  5. Охрана общественного порядка.
  6. Охрана окружающей среды.
  7. Защита интересов и прав местного самоуправления.

Виды муниципальных образований, статус, примеры

В настоящее время в России существует 7 видов муниципальных образований.

Городской округ — территория, которая не входит в состав муниципального района и управляется органами местного самоуправления, в ведении которых находятся как локальные вопросы, так и другие государственные полномочия, переданные им законами Российской Федерации. Количество населенных пунктов, входящих в городской округ, может составлять несколько сотен. Также в него могут входить и незаселенные территории. У городского округа, состоящего из нескольких поселений, в обязательном порядке есть административный центр. Этот населенный пункт определяется исходя из транспортной инфраструктуры и местных традиций.

Внутригородская территория города федерального значения — часть территории Москвы и Санкт-Петербурга, на которой местное самоуправление осуществляется населением и/или органами местной власти, избранной народным голосованием.

Городской округ с внутригородским делением — городской округ, внутри которого находятся муниципальные образования, состоящие из внутригородских районов. Такой формат характерен для крупных городов и административных центров.

Внутригородской район — внутригородское муниципальное образование, которое находится на части территории городского округа с внутригородским делением и на котором местное самоуправление осуществляется населением и/или через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район — несколько поселений с закрепленной общей территорией, на которой местное самоуправление решает вопросы и проблемы локального значения. Управление осуществляется населением и/или через органы местного самоуправления, которые помимо этого выполняют государственные полномочия, переданные им законами РФ. Главной характеристикой такого района является двухуровневая местная власть, первый уровень которой составляют городские и сельские поселения, второй — собственно сам район. Отношения между городскими и сельскими поселениями в пределах одного муниципального района есть взаимодействие, а не подчинение одного другому. Они объединяются в муниципальные образования для усиления сотрудничества и взаимосвязи.

Городское поселение — муниципалитет, состоящий из одного города (поселка городского типа) с окрестной территорией.

Сельское поселение — поселение, в составе которого могут быть один или несколько сельских населенных пунктов (станицы, села, деревни, аулы и др.), с закрепленной общей территорией.

Рассмотрим виды муниципальных образований на примере Ростовской области. В составе области находятся 463 муниципалитета, из них:

  • 12 городских округов (Ростов-на-Дону, Азов, Батайск, Волгодонск, Гуково, Донецк, Зверево, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Таганрог, Шахты);
  • 43 муниципальных района (самый маленькие из которых, Куйбышевский и Советский, состоят из трех сельских поселений; самые крупные — Азовский и Неклиновский — из 18 поселений, при этом одно из 18 в Азовском районе является городским);
  • 18 городских поселений;
  • 390 сельских поселений.
Читайте также:
Законодательный корпус: что это такое, описание и особенности

Ростов-на-Дону, город-миллионник и административный центр Южного Федерального округа, считается городским округом с внутригородским делением. А районы Ворошиловский, Железнодорожный, Кировский, Ленинский, Октябрьский, Первомайский, Пролетарский, Советский – его внутригородскими образованиями.

Сходство и различия муниципалитетов

Сходство всех муниципальных образований, независимо от вида, заключается в единой цели их создания и одинаковых функциях, которые они выполняют.

Целью, прописанной в Конституции, является проявление власти народа через органы местного самоуправления.

Функции у всех муниципалитетов одинаковые и условно делятся на 3 вида:

  • экономические;
  • социальные;
  • культурные.

К экономическим относятся:

  • поддержка предпринимателей;
  • бюджетная и налоговая политика;
  • управление собственностью муниципалитета.

Социальные функции — это:

  • соцзащита;
  • охрана здоровья;
  • строительство жилья;
  • забота об экологии;
  • развитие ЖКХ.

К культурным относятся:

  • образование детей (дошкольное и школьное);
  • создание и реставрация памятников культуры.

Главные различия муниципалитетов — это размер территории и их состав. Наиболее контрастны между собой городское и сельское поселения. Различия между ними заключаются в:

  • правовом статусе (город/село);
  • обслуживании инженерной инфраструктуры (централизованная/децентрализованная);
  • занятости населения (не с/х вид деятельности/с/х вид деятельности);
  • застройке (многоэтажные, многоквартирные дома/малоэтажные, малоквартирные дома);
  • отсутствии/наличии личного подворья.

Муниципальный район и городской округ — что это такое и отличия

Существуют различные определения для поселений, где проживают большое количество людей. Одним из примеров будет муниципальный район, другим городской округ. Многие не могут дать быстрого объяснения, чем же эти два образования отличаются друг от друга, какие особенности и отличия имеют. Также не все способны дать определение этим названиям. Известно, что местное самоуправление может, согласно действующему законодательству осуществляться на уровне таких административно-территориальных единиц. Им дали название, соответственно, муниципальный район и городской округ. Важно понять, что они представляют собой, так как от этого зависит структура управления и различные функции.

  1. Определение понятий
  2. Сравнение
  3. Выводы

Определение понятий

Муниципальный район – особое образование, заявленное в системе местного самоуправления в России. Оно представляет собой определенную территорию, на которой можно разместить поселения нескольких типов. К ним относятся:

  • Городские поселения.
  • Сельские территории.
  • Межселенные территории.

Функцию административного центра в подобных районов берут на себя один из населенных пунктов, располагающихся на территории муниципального района. В этом районе будет работать администрация или иной аналогичный орган управления.

Вопросы решаются различные. Все они соответствуют уровню административной единицы, которой является муниципальный район. В компетенцию включены следующие вопросы:

  • Образование для всего населения.
  • Медицинская составляющая.
  • Наличие и работоспособность всех коммуникаций.
  • Строительство и развитие дорог и транспортных систем.
  • Сохранение экологии на высоком уровне, борьба с загрязнением.
  • Обеспечение общественного порядка и безопасности в населенном пункте на высоком уровне.

90% существующих муниципальных районов в России обеспечены собственным бюджетом. Из него, например, идут дополнительные выплаты населению, социальная помощь районам, распределение средств на решение имеющихся неотложных задач по населенным пунктам, которые входят в соответствующую административно-территориальную единицу. Общее количество муниципальных районов в стране около 1800.

Читайте также:
Рушится перекрытие в новом доме. Как подать иск?

Городской округ – особая единица, которая входит в систему местного самоуправления. Это образование представляет собой отдельно взятый населенный пункт, чаще всего – крупный или средний по населенности и площади город. В состав округа также входят все находящиеся рядом небольшие населенные пункты. Подобное образование является независимым от других муниципалитетов, что расширяет его функции и возможности. Также имеет свой бюджет.

В стране в подобных образованиях эффективно решаются те же вопросы, которые рассматриваются и на территории местного самоуправления в муниципальных районах. Отличительная особенность – эти административно-территориальные единицы также имеют собственные представительные органы власти. В России сейчас официально имеется 500 городских округов.

Сравнение

Для того чтобы понять, в чем же состоят основные отличия, нужно провести сравнение по самым разным показателям. Главной особенностью и отличием муниципального района от городского округа является возможность включения района в основу объединения для других, более мелких поселений, которые располагаются рядом. Они должны быть при этом одинаковыми по занимаемой территории и показателям населения. Примерами в этом плане являются городские и сельские поселения, межселенные территории. Если речь идет про городской округ, то подобное поселение представляет собой муниципалитет. По основным показателям он соответствует городу, является крупным по территории и численности проживающего населения местом. В некоторых случаях подобное образование включает в себя дополнительно еще и небольшие пригородные населенные пункты (деревни, поселки).

Муниципальный район и городской округ — независимые друг от друга образования. Они обладают равными правами, возможностями и полномочиями. Нет различия в политическом статусе подобных поселений. Каждая единица из рассматриваемых имеет собственный бюджет, которым может распоряжаться на благо развития населенного пункта. Имеются также и собственные органы власти, такие как администрация или совет депутатов.

Выводы

В ходе сравнения этих поселений удалось выяснить, что каждый вариант обладает рядом полномочий и работает для того чтобы населенный пункт развивался. Известно, что некоторые муниципальные районы присоединялись к городским округам или получили подобный статус решением вышестоящих инстанций. После преобразования в них бюджеты увеличились, что позволило вкладывать в каждую из отраслей больше, запускать развитие и устранять неполадки в определенных сферах человеческой жизни.

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) — кодифицированный нормативный акт, регулирующий общественные отношения по привлечению к административной ответственности, а также устанавливающий общие начала, перечень всех административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам.

Кодекс об административных правонарушениях рассматривает также такие вопросы, как презумпция невиновности, принцип равенства перед законом, возраст, с которого вступает в силу административная ответственность и др.

Структура КоАП

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из 5 разделов.

Раздел I КоАП

Раздел I устанавливает общие принципы и правила законодательства об административных правонарушениях, его задачи, его действие во времени и пространстве. В первом разделе Кодекса об административных правонарушениях также вводится понятие административного правонарушения, его критерии, особенности и виды, определяются категории лиц (как физических, так и юридических), к которым может применяться административная ответственность.

Читайте также:
Двусторонняя сделка: что это такое, описание и особенности

Раздел II КоАП

Раздел II кодекса называется «Особенная часть».

Это самый большой раздел, ведь именно в нем рассматриваются все виды административных правонарушений и устанавливается ответственность за их совершение. Раздел включает в себя 15 глав, каждая из которых посвящена одной из сфер нарушений.

Второй раздел КОАП – это практически самая интересная его часть.

По каждому нарушению установлены пределы ответственности.

Административная ответственность – это штраф, но не только.

Другие формы административного наказания – это предупреждение, конфискация, административный арест, дисквалификация, приостановление деятельности, обязательные работы, лишение специального права и административный запрет.

Впрочем, штраф – это то, что применяется как наказание в большей части случаев.

Он может быть наложен на физическое, должностное лицо или на организацию.

Обычно штрафы для частных лиц ниже, а вот штрафы для организаций могут достигать очень значимых сумм, измеряемых, в отдельных случаях, сотнями тысяч рублей.

Раздел III КоАП

Раздел III кодекса устанавливает перечень лиц и государственных органов, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях и выносить решения по ним.

Раздел IV КоАП

Раздел IV регламентирует производство по делам об административных правонарушениях: как их нужно вести, кто является участниками, как и кем возбуждается дело, как оно рассматривается, какие меры обеспечения принимаются, как собирается и оценивается доказательная база, в какие сроки все это происходит и какие документы и действия являются результатом рассмотрения этих дел.

Раздел V КоАП

И, наконец, Раздел V посвящен исполнительному производству по административным делам – то есть исполнению постановлений об административных правонарушениях.

Анализируя нормы Кодекса об административных правонарушениях можно сделать следующие выводы:

Субъектами ответственности по КоАП РФ являются как физические, так и юридические лица. Индивидуальные предприниматели, должностные лица и иные лица, выполняющие управленческие функции в государственных организациях, а также в организациях иных форм собственности несут повышенную административную ответственность.

В КоАП РФ закреплено, что любое постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в судебные инстанции.

КоАП РФ содержит процессуальную часть, нормы права которой регулируют порядок привлечения к административной ответственности, порядок обжалования постановлений по делу, содержит нормы о правах как потерпевших по делу об административном правонарушении, так и лиц, привлекаемых к ответственности. Кодекс содержит нормы о подведомственности рассмотрения дел, о порядке исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Особенная часть КоАП РФ (раздел II) содержит описание видов конкретных павонарушений.

КоАП РФ предусматривает целый ряд санкций за совершение правонарушений: от предупреждения или штрафа, до дисквалификации и приостановления деятельности предпринимателей и юридических лиц.

При этом, такие виды наказаний, как административный арест, лишение специального права, конфискация орудий совершения или предметов административных правонарушений, административный арест, дисквалификация, административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ, могут назначаться только судьей.

Полный текст кодекса об административных правонарушениях со всеми изменениями и дополнениями можно найти по ссылке: http://base.garant.ru/12125267/

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: