Административный проступок: что это такое, описание и особенности

Что такое административное правонарушение, его признаки, виды и наказание

Административные правонарушения: понятие и протоколирование

Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, к признакам административного правонарушения относится виновность (в виде умысла или по неосторожности), действие или бездействие, общественная вредность, противоправность и наказуемость.

Умысел: гражданин А задумал украсть деньги и осуществил задуманное, похитив у прохожего определенную сумму.

Неосторожность: гражданин А не следовал правилам техники безопасности, из-за чего произошло возгорание в помещении.

Действие: гражданин А проехал на запрещенный сигнал светофора.

Бездействие: гражданин А уклоняется от службы в армии.

Правонарушение должно быть обязательно зафиксировано документально. Для этого составляется протокол. Документ строится определенным образом. Протокол об административном правонарушении содержит:

  • дату и место составления протокола,
  • фамилию и инициалы составителя, его должность,
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело о нарушении,
  • информацию о свидетелях и потерпевших – их ФИО и адреса,
  • место, время совершения правонарушения,
  • статью Кодекса или закона РФ, которая предусматривает несение административной ответственности за правонарушение,
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица,
  • другую информацию для разрешения дела.

Что входит в состав административного правонарушения

Следующие 4 пункта описывают административное правонарушение. Это описание помогает верно определить наказание.

  1. Объект. Включает общественные отношения, урегулированные нормами права, на которые посягает административный проступок.
  2. Объективная сторона. Описание конкретного деяния (бездействия), его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.
  3. Субъект правонарушения. Физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России — 16-летнего) возраста или юридическое лицо.
  4. Субъективная сторона. Подразумевает психическое отношение к деянию и последствиям. В зависимости от этого вина может классифицироваться как прямой или косвенный умысел, самонадеянность или небрежность.

Замечание 1

Административная ответственность распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Если лицо во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то административная ответственность на него не распространяется.

Виды административных правонарушений

Классифицировать правонарушения можно по объекту посягательства. Тогда выделяется 5 групп посягательств:

  1. Имущественные.
  2. На права и свободы граждан.
  3. На порядок управления государством.
  4. На общественный порядок.
  5. На окружающую среду, культурные и исторические памятники.

Виды административных взысканий

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Виды административных взысканий за санитарные правонарушения

К санитарным правонарушениям относится несоблюдение законов, действующих в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Наказание за подобное нарушение предусматривается в том случае, если была установлена ваша вина и не важно, совершили ли вы противоправное деяние умышленно или нечаянно.

В главе 6 кодекса об административных правонарушениях указаны наиболее распространенные случаи административных правонарушений. Они касаются нарушений:

  • санитарных правил, гигиенических нормативов,
  • мероприятий по предотвращению возможных нарушений,
  • эксплуатации жилых и нежилых помещений, сооружений, общественного транспорта,
  • обеспечения питьевой водой;
  • захоронения отходов;
  • организации питания населения.

Перечень нарушений имеет ряд тонкостей, которые в большинстве касаются юридически лиц. В области торговли это затрагивает размещение и оборудование торговых точек – вентиляция, отопление, хранение продуктов и инвентаря.

К ответственности за административные правонарушения привлекаются не только должностные лица. Физические и юридические лица также несут ответственность за запрещенные деяния.

В качестве мер ответственности по законодательству к субъектам могут быть применены предупреждение и штраф. Штраф назначает главный санитарный врач или его заместитель.

Наказанием также может выступать дисциплинарная ответственность для должностных лиц и работников предприятия. В зависимости от нарушений назначается отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности, увольнение.

Главный санитарный врач или его заместитель определяет меру наказания. Привлечь к ответственности – обязанность руководителя предприятия. К исключениям относятся ситуации, когда характер общественной опасности выявленного санитарного правонарушения не свидетельствует о наличии деяний, запрещенных административным или уголовным законодательством.

Сколько времени дается на уплату штрафа

Если нарушение не влечет за собой серьезных последствий, то самое распространенное наказание – штраф. Информация о сумме и периоде уплаты должна быть указана в постановлении.

По кодексу РФ об административных правонарушениях штраф должен быть погашен в течение 60 суток с момента вступления постановления в законную силу. В некоторых случаях предусмотрена отсрочка платежа.

Если штраф не погашен в отведенное на это время, то его размер может быть удвоен. Если у виновного лица нет возможности погасить штраф, наказание может быть заменено на обязательные работы или 15 суток ареста.

Срок давности по административным правонарушениям

Срок привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

По общему правилу, установленному ст. 4.5 КоАП, срок давности – 2 месяца. Когда решение о привлечении к ответственности выносит судья, срок увеличивается до 3-х месяцев. Категория правонарушений, у которой есть особенности в выявлении и доказывании, имеет иной срок давности. Привлечение к ответственности за такие правонарушения может происходить в течение года. За коррупционные правонарушения лицо привлекается к ответственности в течение 6-ти лет со дня их совершения.

Читайте также:
Актовые книги: что это такое, описание и особенности

Для правонарушений длящегося характера срок давности определяется днем обнаружения нарушения.

Течение срока давности может быть приостановлено. Это возможно в том случае, если необходимо передать дело для рассмотрения по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Гражданин А нарушил правила дорожного движения не в районе или области проживания. Он имеет право на рассмотрение материалов дела в суде по месту жительства. Время, затраченное на пересылку документов из одного суда в другой, не входит в сроки давности привлечения к административной ответственности.

Административный проступок: что это такое, описание и особенности

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ “Логос”
  • Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Состав административного правонарушения

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения – это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения – это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения – это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Читайте также:
Занятые граждане: что это такое, описание и особенности

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ (“Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего”) не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
  • и т.д.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак “характер совершения“), и именно в общественных местах (признак “место“).

3) Субъект административного правонарушения – физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

Общие субъекты правонарушения – любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Специальные субъекты правонарушения – должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

Особые субъекты правонарушения – военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения – это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

  • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
  • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
  • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
  • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”.

Виды административных наказаний по КоАП РФ

Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей – лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

Читайте также:
Изобретательское право: что это такое, описание и особенности

Рекомендуем по теме:

Александр Отрохов, Правовой центр “Логос”, 12.04.2015г.

Административный проступок что это? Характеристика.

Основание для привлечения к административной ответственности – это совершение административного проступка. Такой вид правонарушения очень часто встречается в юридической практике, а потому важно осознавать особенности, характерные для данной категории, которые проявляются в основаниях привлечения к ответственности. Административный проступок – что это, каковы его виды, состав и особенности.

В современной жизни, это достаточно распространенное явление. Поэтому важно понимать, что это за категория правонарушений и чем они отличаются от уголовно-наказуемого поведения.

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО

Москва, обл 8 (499) 577-00-25 доб. 130
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 425-66-30 доб. 130
Федеральный номер 8 (800) 350-84-13 доб. 130

Административный проступок – что это?

Законодательство РФ дает четкое определение административного проступка. Так, это противоправное деяние, которое характеризуется виной и запрещенное законом. При этом данное деяние может проявляться в форме действия и бездействия.

Очень важно разграничивать уголовное деяние и административное. К рассматриваемой категории относятся следующие основные особенности:

  • несет за собой меньшую опасность для общества, чем уголовное действие;
  • предусмотрена более мягкая мера ответственности;
  • в качестве виновного лица может выступать не только физическое, но и юр. лицо;
  • меру ответственности может устанавливать не только суд, но и иные госорганы;
  • в качестве основания для привлечения к данному виду ответственности выступает не только действие, но и бездействие.

Но в то же время административное и уголовное правонарушение имеет ряд схожих характеристик:

  • меры ответственности четко определены в законодательстве;
  • наличие состава проступка (административного) и преступления (уголовного).

Свойства административного правонарушения

Каждое правонарушение, в т.ч. и административное, имеет определенный набор свойств или черт, к числу которых можно отнести:

  1. Противоправность – т.е. совершение действий, которые противоречат действующему законодательству;
  2. Вина – отношение виновного к совершенному действию или бездействию;
  3. Наказуемость – за совершенные действия, противоречащие законодательству, следует применение наказания;
  4. Субъектность – наличие оснований и признаков, в соответствии с которыми субъекта правонарушения можно привлечь к ответственности.

Виды административных проступков

Так, все правонарушения можно разделить на три группы:

  1. Против личности и реализации гражданских прав. К ним можно отнести противоправные деяния, направленные на ограничения в реализации избирательных, трудовых прав. Так же предусмотрена ответственность и за действия, которые направлены против свободы религии. Оскорбление или дискриминация личности – основание для привлечения к данному виду ответственности.
  2. Против общества. К данном виду противоправных проступков относится нарушение ПДД, закона о запрете курения в общественных местах. Так же это могут быть действия против собственности (незаконное овладение чужим имуществом). Помимо этого, проступком против общества считается мелкое хулиганство и осуществление предпринимателями и юридическими лицами деятельности без регистрации.
  3. Против государства – это административные проступки, совершенные в отношении государственных институтов, государственной границы, таможенных правил РФ и т.д.

Это далеко не полный перечень возможных административных проступков. Кроме того, их перечень не ограничивается одним лишь Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Так, каждый субъект РФ имеет возможность самостоятельно определять нарушения, относимые к числу административных.

Нарушение тишины в многоквартирном доме – это очень распространенный проступок, который не нашел свое отражение в КоАП. Однако законодательство субъекта может предусмотреть ответственность для данного правонарушения.

Помимо этого, юристы могут классифицировать проступки и по другим основаниям:

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО

Москва, обл 8 (499) 577-00-25 доб. 130
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 425-66-30 доб. 130
Федеральный номер 8 (800) 350-84-13 доб. 130

  1. По субъекту:
  • личный проступок – действия, совершенные юридическим или физическим лицом в сфере, не касаемо его профессиональной деятельности (оскорбление или дискриминация людей);
  • служебный проступок – совершение человеком противоправных действий, воспользовавшись своим служебным положением (уклонение работодателя от заключения трудового договора со своим сотрудником).
  1. По характеру нанесенного вреда:
  • материальный– проступок, понесший за собой серьезные некоторые материальные последствия (мелкое хищение);
  • формальный– нарушение каких-либо правил (нарушение закона о запрете курения).

Состав нарушения

Административный проступок ровно, как и любой другой вид правонарушения, имеет определенный набор элементов, которые определяют его состав:

  1. Объект – это то, в отношении чего были совершены противоправные действия (например, право гражданина в полной мере реализовать свои права в отношении имущества).
  2. Объективная сторона – сами действия, которые повлекли за собой наступление ответственности (например, ситуация, когда один собственник квартиры не пускает на территорию данной квартиры другого законного собственника). Административный проступок характеризуется не только действием, но и бездействием (распространенный пример, невыполнение родителями своих законных обязанностей по воспитанию детей).
  3. Субъект – лицо, совершившее противозаконное действие. Для привлечения к ответственности оно должно быть вменяемо и достичь соответствующего возраста (в соответствии с КоАП, возраст для привлечения к административной ответственности – 16 лет).
  4. Субъективная сторона – это наличие умысла в совершенном деянии. Если прямой умысел отсутствует, то проступок был совершен по неосторожности.
Читайте также:
Государственные символы: что это такое, описание и особенности

Некоторые аспекты административного проступка

Особенностью данного вида правонарушения является то, что к ответственности может привлекаться не только физическое лицо (с 16 лет), но и юридическое. По отношению к организациям может быть применено определенное наказание с даты государственной регистрации. Кроме того, компания несет ответственность за неправомерное поведение и в случае проведения реорганизации.

Иностранцы, находящиеся на территории РФ, лица без гражданства, а так же иностранные предприятия несут ответственность наравне с российскими гражданами и предприятиями.

Административный проступок имеет определенной срок давности – 1 год. Но в отдельных случаях предусмотрены иные сроки.

В случае если гражданин или юридическое лицо несогласно с вынесенным решением по административному делопроизводству, то предусмотрена возможность обжалования его в суде. Законодатель на обжалование решения выделяет 10 суток.

Заключение

Таким образом, в 2019 году именно административный проступок – это самый распространенный вид нарушения законодательства. Это объясняется тем, что административное право распространяется на широкий круг отношений. А значит, вероятность совершить именно проступок (даже неосознанно) намного выше, чем другое деяние или даже преступление. Поэтому важно не переступить через ту грань, которая разделяет законное действие и незаконное деяние и бездействие.

Возможно вам будет интересна статья: Правовые явления и их виды

Внимание! В данной статье информация могла устареть! Для уточнения информации заполните заявку ниже и квалифицированный юрист поможет решить вашу задачу или позвоните по телефонам указанным на сайте. Консультация или звонок бесплатно!

АУДИОВЕРСИЯ СТАТЬИ

Административный проступок. Ответственность за административные проступки. Виды административных проступков

Весьма обширная группа правонарушений – это проступки. В отличие от преступлений они характеризуются значительно меньшей степенью социальной опасности. Проступки в качестве разновидности правонарушений достаточно неоднородны. Исходя из того, на какую сферу социальных отношений они посягают, их можно подразделить на 8 категорий.

Типология проступков

Во-первых, это административный проступок – серьезное правонарушение, которое посягает на определенный законом порядок в социуме, на отношения касательно распорядительной и исполнительной государственной деятельности. Оно не связано с выполнением конкретных служебных обязанностей.

Следует уточнить, что административный проступок и административное правонарушение – идентичные понятия. Сюда можно отнести разного рода нарушения ряда правил дорожного движения (управление транспортным средством в состоянии опьянения, превышение допустимой скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора и пр.), пожарной безопасности и санитарной гигиены, установленной на предприятии, а также распитие алкоголя в общественных местах, безбилетный проезд.

Во-вторых, дисциплинарный проступок – правонарушение, совершаемое в рамках трудовых отношений и разлагающее порядок нормальной работы предприятия, организации, учреждения. Они ослабляют трудовую дисциплину (воинскую, учебную, служебную) и тем самым способствуют дезорганизации рабочей деятельности компании, существенно снижают ее эффективность. Так, дисциплинарный проступок – это прогулы, систематические опоздания, нарушение регламентированных технологических правил, ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей и другое.

Примерами таких проступков могут быть опоздания на службу, прогулы, невыполнение распоряжений администрации, нарушение технологических правил, недобросовестное выполнение должностных обязанностей и др.

В-третьих, материальный проступок – это правонарушение также в области трудовых отношений, но уже касающееся причинения вреда конкретной организации (в которой непосредственно служит правонарушитель). Сюда относится порча материальных ценностей, их недостача, неправильное хранение и пр.

В-четвертых, гражданский проступок – это правонарушение, которое совершается в области имущественных, неимущественных отношений, представляющих для человека определенную духовную ценность (достоинство, авторство, честь), и которое защищается посредством гражданского права. Оно выражается в виде морального либо материального вреда, нанесенного либо отдельным гражданам, либо организациям (распространение сведений, которые порочат достоинство и честь гражданина, неисполнение установленных договорных обязательств и т. д.).

В-пятых, финансовый проступок – это правонарушение, касающееся сбора, распределения материальных госресурсов (нарушение формирования финансовой отчетности, сокрытие налогов, несоблюдение установленных правил в отношении ведения операций по кассе и пр.).

В-шестых, семейный проступок – это правонарушение в рамках брачно-семейных взаимоотношений (отказ от воспитания, содержания детей, неисполнение супружеских обязанностей и пр.).

В-седьмых, конституционный проступок – нарушение, которое выражается, в частности, в принятии государственными органами противоречащих Конституции нормативных актов.

Восьмой тип – процессуальный проступок – нарушение порядка осуществления правосудия, установленного законом, прохождения дела (юридического) в правоприменительном органе (неявка свидетеля, вызванного следователем, прокурором, судьей с последующим наложением штрафа либо неявка подсудимого в здание суда с последующим изменением меры пресечения – к примеру, заменой подписки о невыезде на арест).

Понятие административного проступка

Согласно российскому КоАП, оно трактуется как виновное противоправное действие (бездействие) физлица либо юрлица, за которое полагается административная ответственность.

Административным проступком является применение госорганами в отношении субъектов административного права различного рода административной ответственности за нарушение определенных нормативных предписаний КоАП России.

Состав рассматриваемого правонарушения

Стоит отметить, что результат осуществления противоправного деяния – неблагоприятные последствия в отношении объекта данного права или личных имущественных (неимущественных) свобод, прав индивида, социума, государства.

Состав административного проступка включает:

  1. Субъекта (юрлицо и физлицо).
  2. Объекта (социальные отношения, которые урегулированы правовыми нормами и охраняются административными мерами наказания и на которые нацелен административный проступок).
  3. Объективную сторону данного деликта (действие либо бездействие, которые запрещены нормами административного или иного права и за совершение которых предусматривается административная ответственность).
  4. Субъективную сторону рассматриваемого правонарушения (психическое отношение лица, совершившего административный проступок, к данному неправомерному деянию, его последствиям).
Читайте также:
Биржевой совет: что это такое, описание и особенности

Эти элементы обязательны для законченного полного состава правонарушения. Именно это имеет весомость при рассмотрении конкретными компетентными органами ряда дел, которые вытекают из рассматриваемого вида правонарушений.

Характеристика рассматриваемой формы правонарушения

Выделяют следующие признаки административного проступка:

  • Он должен обязательно быть противоправным (нарушать отдельные либо целый ряд предписаний, которые установлены источниками данного права). К примеру, это может быть нарушение законов субъектов России в сфере административного права, положений Конституции относительно рассматриваемой области, должностных инструкций, а также властных директив.
  • Деяние в форме противоправного действия либо бездействие конкретного субъекта соответствующего права должно носить именно виновный характер (нарушение общепринятых правовых норм, а иногда и этических). Например, нарушение ряда правил дорожного движения в виде умышленного установления ложных номерных знаков. Примером бездействия может выступать неисполнение должностным лицом банка обязанностей относительно контроля правильности осуществления компаниями (их объединениями) порядка ведения операций по кассе.
  • Должна присутствовать общественная опасность (угроза нарушения социальных отношений, охраняемых соответствующим административным законодательством). К примеру, гражданин нарушил общеизвестное правило дорожного движения, перейдя дорогу в неположенном месте, но в это время на проезжей части осуществлялись ремонтные работы (присутствовал запрет на передвижение автотранспорта). В связи с этим деяние гражданина не носило характера угрозы безопасности движения на дороге (данный признак отсутствует, поэтому это не административное правонарушение).
  • За каждое административное правонарушение предусмотрена административная ответственность (наказуемость).

Административное правонарушение и дисциплинарный проступок: отличительные особенности

Согласно общим правилам, последний опосредуется трудовыми отношениями. Достаточно часто нарушение соответствующих им обязанностей одновременно расценивается как административное правонарушение. Данного рода деликты получили название административно-дисциплинарных.

Отличие административного правонарушения от проступка дисциплинарного заключается в характере общественных отношений, на которые нацелено противоправное деяние. Так, дисциплинарные проступки ориентированы на разлад внутреннего распорядка (трудового), который установлен в соответствующей организации, а еще на трудовую (воинскую, служебную) дисциплину. Согласно вышеуказанному правилу, данные социальные отношения – не объект административного правонарушения.

Как было уже упомянуто ранее, данного рода проступок – неисполнение должностных обязанностей работником конкретного предприятия. Помимо этого, он влечет за собой непосредственно дисциплинарную ответственность, выраженную в виде дисциплинарных взысканий, которые значительно отличаются от взысканий, налагаемых за административное правонарушение по основаниям, таким как:

  • характер содержания решений (правоограничений);
  • порядок регулирования;
  • правовые последствия применения;
  • круг субъектов, наделенных правом их применять.

Административная ответственность: понятие, основание, признаки

Это важнейший институт административного права. Данного рода наказуемость за совершенный административный проступок прописывается в разных нормативных актах. Так, законодатель устанавливает административную ответственность за конкретное противоправное действие, признавая тем самым общественную вредность данного деяния, а иногда и его социальную опасность. Он дает юридическую оценку и осуждает данное противоправное деяние вместе с лицом, его совершившим.

Если рассматривать взаимосвязь таких понятий, как административный проступок и административная ответственность, то можно с уверенностью сказать, что второе – следствие первого. Это правовое понятие, сущность которого устанавливается административным законодательством. Административная ответственность в качестве вида юридической – один из методов госуправления, который связан с принудительным созданием порядка и урегулированности.

Административная ответственность за административные проступки носит как имущественный характер (компенсации, штрафы и пр.), так и неимущественный (административный арест, предупреждение и др.).

Ее основные признаки:

  1. Она – следствие виновного деяния.
  2. Административная ответственность за административные проступки носит защитный характер (охрана правопорядка).
  3. Сопровождается общественным и государственным осуждением правонарушителя, совершенного данным субъектом деяния.
  4. Данного рода ответственность нормативно определена (суть – установление и последующее применение санкций действующих правовых норм).
  5. Она сопряжена с применением комплекса мер принуждения в отношении правонарушителя.
  6. Ее реализация осуществляется в установленной процессуальной форме.

Административный проступок и преступление: отличительные черты

Согласно российскому законодательству, существует несколько видов правонарушений: дисциплинарные и административные проступки, преступления, гражданско-правовые деликты. В связи с этим определены разнообразные виды юридической деятельности. Самая суровая – уголовная (совершение противоправных деяний, представляющих социальную опасность). Но все же большая часть правовых запретов и предписаний не настолько существенны, чтобы привлекать людей к уголовной ответственности. Именно поэтому введена административная ответственность (обычно применяется органами госуправления либо единолично судьей, не влечет за собой судимость).

Преступление и административный проступок имеют значимый материальный критерий разграничения – общественную опасность, которая выражает общественно-правовое отличие первого понятия от второго и остальных деликтов. Она в качестве системной сложной социально-правовой категории выражает исключительное качество вредоносного деяния, нарушающего либо угрожающего условиям существования социума, определяя самую опасную разновидность правонарушений – преступление.

Социальная опасность определена всеми известными элементами, входящими в состав преступления, однако в существенно значимой мере – признаками объективной стороны.

Классификация рассматриваемого понятия

Принято выделять несколько групп данных правонарушений, в которые входят следующие виды административных проступков:

1. Административные деликты против личности, а именно:

  • избирательных прав (несанкционированное вмешательство в деятельность избирательной комиссии);
  • трудовых прав (увольнение сотрудников по причине объявления забастовки);
  • несовершеннолетних (невыполнение родителями установленных обязанностей относительно воспитания ребенка);
  • нравственности (неуважение пожилых людей);
  • вероисповедания (оскорбление гражданских религиозных чувств);
  • социальных прав (отказ в принятии на работу человека с ограниченными физическими возможностями в рамках установленной квоты);
  • здоровья (употребление наркотиков);
  • собственности (мелкое хищение).
Читайте также:
Законы нарады: что это такое, описание и особенности

2. Административные проступки (примеры ниже) против социальной жизни, точнее, в следующих сферах:

  • промышленность (несоблюдение норм промышленной безопасности);
  • энергетики (повреждение электросетей);
  • транспорт (безбилетный проезд);
  • связь и информация (повреждение телефонных будок);
  • общественный порядок (мелкое хулиганство);
  • экология (несанкционированная вырубка деревьев);
  • строительство (возведение зданий без соответствующего разрешения);
  • сельское хозяйство (несоблюдение перечня правил и норм борьбы с вредоносными растениями);
  • дорожное движение (превышение скорости);
  • рынок ценных бумаг (несоблюдение порядка ведения реестра);
  • общественная безопасность (стрельба из огнестрельного оружия в черте населенного пункта).

3. Рассматриваемые деликты против государства, а именно против:

  • госсобственности (несоблюдение норм эксплуатации культурных объектов);
  • финансов (несоблюдение правил порядка ведения операций по кассе);
  • таможни (несанкционированный ввоз товаров);
  • защиты госграницы (несанкционированное пересечение российской границы);
  • предпринимательской деятельности (открытие бизнеса без соответствующего разрешения);
  • налогов (нарушение сроков и порядка подачи декларации);
  • государственной власти (неосуществление предписаний судьи);
  • порядка управления (проживание без соответствующей регистрации).

Административное право: понятие, признаки

Это система норм юридической направленности, которая регулирует общественные отношения, формирующиеся в ходе реализации функций и задач органов госвласти, местного самоуправления в процессе осуществления исполнительно-распорядительной работы, а также внутрифирменные отношения.

Административное право имеет следующие признаки:

  1. Оно выступает основополагающей отраслью публичного права.
  2. Данное право – совокупность норм юридической направленности.
  3. Оно оснащено обособленным предметом правового регулирования – управленческими отношениями, появляющимися в госсфере и иной области.
  4. Рассматриваемая отрасль имеет особый метод регулирования в области прав.
  5. Оно оснащено внутренней согласованностью и состоит из совокупности элементов.
  6. Данное право имеет визуальное выражение (закреплено в соответствующих формах-источниках).

Разновидность административных наказаний

Как уже было упомянуто ранее, все административные проступки (примеры которых приведены выше исходя из их разновидности) подвергаются соответствующей неприятной мере воздействия.

Существуют следующие виды наказаний (административных):

  • предупреждение (взыскание, имеющее моральное содержание, которое оформляется письменно либо в иной форме, кроме устной);
  • возмездное изъятие предмета (орудия) совершения административного правонарушения (принудительное отчуждение и его последующая реализация с возвратом оставшейся после вычета сопутствующих расходов суммы денежных средств собственнику);
  • лишение особого права, предоставленного физлицу, к примеру, права охоты, управления автотранспортным средством (сроком до 3-х лет в ситуации грубого либо систематического правонарушения);
  • административное выдворение иностранца (лица без соответствующего гражданства) за пределы России;
  • административное приостановление осуществляемой деятельности (либо окончательное, либо сроком до полугода);
  • штраф (материальное взыскание, которое налагается за правонарушение административного характера в размере, установленном российским законодательством);
  • конфискация предмета (орудия) совершения административного правонарушения (принудительное безвозмездное его отчуждение в госсобственность);
  • административный арест (сроком до 15 суток и лишь в особых случаях и за исключением группы лиц: беременных либо имеющих детей младше 12 лет, несовершеннолетних, инвалидов 1, 2 группы);
  • дисквалификация (административное взыскание и принудительное лечение больных алкоголизмом, токсико- и наркоманией, уклоняющихся от добровольной госпитализации, ввиду чего ставших угрозой общественному порядку).

Итак, уже стало понятно, что административная ответственность владеет обширным запасом мер принуждения административного характера, которые весьма специфичны и выделяют ее среди иных форм юридической ответственности (уголовной, гражданской, трудовой и пр.). Помимо этого, она носит публичный характер, пресекает исключительно административные деликты и сочетает и личную, и имущественную ответственность.

Совершение лицом данного рода правонарушения выступает законным основанием для использования мер рассматриваемой ответственности. Законодатель имеет их большой запас. Каждая из мер отличается комплексом исключительных преимуществ перед иными видами, а также ограничительными возможностями.

Достижение соответствующих целей доступно лишь в ситуации применения к отдельно взятому случаю конкретной меры ответственности, соответствующей совершенному противоправному деянию, нанесенному им ущербу. Это может быть реализовано только при условии строгого соблюдения закона, основных принципов использования мер данного рода ответственности, а именно:

  • правомерности применения данных мер (их строгое соответствие закону);
  • справедливости наказания;
  • целесообразности привлечения к данного рода ответственности конкретного лица;
  • соразмерности (соответствие совершенного деяния и ответственности за него).

Напоследок стоит напомнить, что правонарушения подразделяются на преступления и проступки (дисциплинарные, административные и пр.).

Административное правонарушение: что это, признаки, особенности

  • Административные правонарушения
  • Основные признаки правонарушений
    • Действие и бездействие
    • Общественный вред
    • Противоправность
    • Виновность
    • Наказуемость
  • Основные виды
  • Административный проступок
    • Основные виды
  • Отличие от иных видов правонарушений

Законодательство страны призвано защитить общество и каждую личность в отдельности от нанесения вреда здоровью и жизнедеятельности в целом.

Понятие «Административное законодательство» определяет свод правил, направленных на обеспечение прав и свобод человека, охрану его здоровья, безопасную жизнь, отдых, работу и прочие. В отличие от уголовных преступлений, такие нарушения не несут значительного вреда обществу, хотя условия жизни от них ухудшаются. В отдельных случаях состав правонарушения может трактоваться с обеих позиций.

Административные правонарушения

Для полноценной жизни любого общества важны здоровые социальные отношения и благополучие его граждан. Противоправные действия любого лица, посягающие на общественные отношения, носят название административного правонарушения. Государство контролирует соблюдение гражданами и юридическими лицами административного законодательства и предусматривает применение к нарушителям соответствующих мер.

Читайте также:
Губные грамоты: что это такое, описание и особенности

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Административные правонарушения могут затрагивать различные сферы жизни государства:

  • права его граждан;
  • экологические проблемы;
  • организацию здравоохранения;
  • санитарно-эпидемиологического благополучие;
  • налоговое законодательство;
  • земельные отношения;
  • общественный порядок.

Каждый раздел КоАП, характеризующий админправонарушения, содержит квалификацию проступка и определение наказания за каждый из них.

Деяния юридических и физических лиц с нарушениями профильных законов представляют основания для применения административных мер наказания. Основные из них:

  • штраф;
  • предупреждение;
  • административный арест;
  • лишение квалификации;
  • временное либо постоянное приостановление деятельности;
  • изъятие;
  • лишение определенных прав.

Наказание за такой вид нарушений носит профилактический характер и не преследует цели унижения лица, привлеченного ответственности, или снижения его репутации.

Основные признаки правонарушений

Для достоверной трактовки и характеристики административных правонарушений применяется описание определенных признаков. В зависимости от их присутствия и особенностей оценивается степень ущерба, круг виновных лиц, тяжесть правонарушения, и мера наказания. Среди таких признаков следующие:

  1. Могло ли оказать негативное влияние на здоровье или жизнедеятельность человека рассматриваемое деяние либо бездействие (возможно, уже оказало).
  2. Опасно ли оно в плане общественной вредности.
  3. Нарушены ли при этом установленные нормы и правила.
  4. Насколько аргументирована вина ответственного (в случае юридической единицы) либо физического лица.
  5. Возложены ли на определенное лицо обязанности по данному разделу работы.
  6. Было ли нарушение совершено преднамеренно, по неосторожности.
  7. Предусмотрена ли за потенциально опасное действие административная ответственность.
  8. Присутствуют ли смягчающие обстоятельства в конкретном случае.

Пример

Несоблюдение санитарных правил и норм, установленных для детских учреждений отдыха и оздоровления, может привести (либо уже привело) к регистрации заболеваемости кишечной инфекцией. Налицо ситуация, оговоренная в статье 6.7 КоАП РФ. За нарушение предусмотрено наложение штрафа в оговоренной здесь же сумме (3000-7000 — на должностное лицо, 30 000–70 000 на юридическое). При повторном выявлении аналогичных фактов штраф значительно увеличен (10 000–15000 — на должностное лицо, 100 000–150 000 на юридическое).

Действие и бездействие

Определять степень вины нарушителя следует, если его действие, равно как и бездействие, привело либо может привести к негативным последствиям.

Пример

Невыполнение требований по оформлению знака, запрещающего курение, как и действия, подвергающие окружающих вдыхать табачный дым, являются нарушением статьи 6.25 КоАП РФ. Это несет угрозу здоровью людей, находящихся поблизости, может спровоцировать такие заболевания, как аллергии, бронхиты, отравления. На лиц, виновных в указанных нарушениях, накладывается штраф. Его размер определяется второй частью данной статьи.

В приведенном примере отражены одновременно действие, являющееся административным правонарушением (курение) и бездействие (неоформление знака, запрещающего курение).

Существуют ситуации, когда в статьях КоАП отражены только неправомерные действия. Таковыми являются:

  • занятие участков земли без согласования (ст. 7.9), возведение на них построек или распашки;
  • подключение без официального разрешения к водоснабжающим сетям (ст. 7.20);
  • неправильная организация утилизации животноводческих отходов (ст. 8.2.3), ведущая к загрязнению окружающей среды.

В то же время игнорирование правил промышленной безопасности, в т.ч. необеспеченность сотрудников средствами индивидуальной защиты (ст. 9.1), является бездействием в вопросе создания безопасных условий труда. Это может привести к профессиональным травмам и развитию профзаболеваний.

Для каждого конкретного нарушения, связанного с действием (бездействием) оговариваются механизмы административного наказания.

Общественный вред

В классификации административных правонарушений определенное место отведено поступкам, результатом которых является общественный вред.

Общественный вред — это ситуации, когда в систему общественных взаимоотношений вносятся черты дезорганизации.

Действия, которые рассматриваются с позиции административного правонарушения:

  • сознательное создание помех деятельности надзорных органов;
  • недопуск к проверкам уполномоченных на то структур;
  • непредставление запрашиваемой информации;
  • неповиновение распоряжению сотрудника силовых структур;
  • правонарушения, направленные на ограничение прав и свобод граждан;
  • неправомерное проведение предвыборных компаний;
  • социальные ограничения;
  • незаконные информационные акции.

Схема действий может быть прямой и косвенной. Но, при определении вины юридического либо физического лица, на него накладывается административная ответственность.

Противоправность

Действия, противоречащие установленным правилам и нормам, считаются противоправными. Для вынесения такого определения они сравниваются с утвержденными регламентами в той или иной отрасли. Синонимом термина является слово «незаконность». В юридических дисциплинах противоправность является составной частью преступления.

В сфере административных правонарушений противоправность — первый шаг действия, результатом которого может стать негативное воздействие на общество в целом и конкретной личности в частности.

Пример

Предприниматель открывает торговую точку с нарушениями санитарных и противопожарных норм. Его действия противоправны и могут привести к печальным последствиям. Какое-то время точка может существовать, но первое обращение лиц, которым мешает ее деятельность, послужит поводом для открытия уполномоченными органами производства по делам об административных правонарушениях.

Виновность

Административная ответственность человека наступает в случае признания его вины. Согласно ст 1.5 КоАП РФ, до окончания производства по делу об админправонарушении и вынесения соответствующего постановления лицо не подлежит ответственности.

На решение о признании виновным могут влиять многие факторы, например:

  • форма вины (нарушение умышленное или по неосторожности);
  • возраст нарушителя;
  • наличие смягчающих обстоятельств;
  • первичный или повторный характер нарушения;
  • значительность правонарушения;
  • состояние здоровья ( невменяемость в момент совершения нарушения освобождает от наказания).
Читайте также:
Именная стипендия: что это такое, описание и особенности

Закон не предусматривает административного наказания за нарушения, которые совершены в порядке крайней необходимости, для защиты общества или человека. Такие действия не могли быть произведены другим образом, поэтому причиненный ими вред оценивается менее значительно, чем то, что могло произойти.

Когда в порядке делопроизводства выясняются сомнительные факты о вине человека, их засчитывают в его пользу.

Наказуемость

Зафиксированный факт административного нарушения подлежит наказанию в порядке, определенном соответствующей статьей. Меры наказания принимают уполномоченные на то органы, в соответствии с утвержденным порядком. Статьи КоАП подробно расписывают, какие виды наказаний могут применяться для конкретного случая.

Все админмеры делятся на основные и дополнительные. К первой группе относятся:

  • предупреждение;
  • наложение штрафа;
  • изъятие специальных прав;
  • админарест;
  • лишение квалификации или лицензии;
  • приостановка деятельности.

Среди дополнительных выделяют:

  • изъятие предмета нарушения;
  • выдворение из РФ (для лиц без гражданства либо иностранцев);
  • право на управление транспортом (его можно лишиться в качестве дополнительного или основного наказания).

Основные виды

Кодексом РФ об административных правонарушениях предполагается ответственность за совершение правонарушений в области:

  • санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья;
  • экологии;
  • общественного порядка;
  • ограничения права и свободы;
  • трудовых отношений;
  • общественной нравственности;
  • охраны собственности;
  • промышленности, сельском хозяйстве, индивидуальной трудовой деятельности;
  • на транспорте;
  • информации и связи;
  • финансовой деятельности;
  • организации таможенных процедур;
  • коррупционной деятельности;
  • воинского учета и других.

Административный проступок

Понятие административного правонарушения неразрывно связано с термином «проступок».

Проступок — это деяние, несущее вред обществу, выражающееся в какой-то деятельности либо бездеятельности. Основа такого деяния — несоблюдение установленных правил и норм, недобросовестное исполнение своих функциональных обязанностей, либо игнорирование действующих регламентов.

Проступок характеризуется меньшей опасностью, чем, например, преступление. Однако результат его совершения так же заметен. В зависимости от направленности действия, разработана классификация проступков, в которой присутствуют группы: гражданско-правовых, административных, дисциплинарных вариантов.

Основные виды

Наименование «Административный проступок» содержит в себе ряд действий (либо бездействий), осуществление которых ущемляет права членов общества, посягает на их благополучие и здоровье, ухудшает политическое развитие общества или отрицательно влияет на общественную нравственность. Разновидностей много, часто они перекликаются между собой.

Основные виды административных проступков формируются в результате несоблюдения установленных требований, создающих риск ухудшения уровня жизни и здоровья. Административные проступки не носят регулярного характера, а могут произойти единожды. В их основе часто лежит незнание правил либо их неверная трактовка. Поэтому градация наказания за проступком на более низком уровне.

Отличие от иных видов правонарушений

Административные правонарушения отличаются от уголовных по своей сути, интенсивности влияния на общество и людей, последствиям, формам и другим характеристикам. Но главное отличие в том, что опасность от них намного меньше, а последствия редко бывают тяжелыми. В то же время страдает от них чаще не один человек, как в криминальных преступлениях, а коллектив лиц либо широкий круг пользователей. Поэтому для государства настолько важно иметь полноценный свод законов по борьбе в административными правонарушениями.

Обществознание. Право. Вопрос – ответ . Что такое административный проступок? Примеры административных проступков.

Вопрос – ответ .
Что такое административный проступок? Примеры административных проступков.

Административный проступок — это правонарушение, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области осуществления исполнительной и распорядительной деятельности государства.

Административное проступок — противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Административное проступок менее опасен, чем уголовное преступление.

Объектами посягательства при административных правонарушениях:

  • собственность,
  • здоровье населения,
  • общественная нравственность,
  • общественный порядок и т. д.

Примеры административных проступков:

  • нарушения правил дорожного движения (превышение скорости, несоблюдение сигналов светофора, управление автомобилем в нетрезвом состоянии и др.),
  • нарушение правил пожарной безопасности,
  • нарушение правил санитарной гигиены на предприятиях,
  • распитие спиртных напитков в общественном месте, безбилетный проезд,
  • нецензурные выражения в общественных местах,
  • мелкое хулиганство,
  • кража в магазине чего-либо до 1000 руб.
  • парковка автомобиля в неположенном месте,
  • распыление на улицы ради забавы баллончика со слезоточивым газом,
  • порча общественного имущества (например, вырезать на скамье в парке имя),

Административные проступки против личности и гражданских прав.

  • В сфере избирательных прав (подкуп избирателей).
  • Против свободы религии (осквернение религиозной литературы).
  • Против права о труде (уклонение от заключения трудового договора).
  • В отношении несовершеннолетних (уклонение родителей от обязанностей по содержанию и воспитанию детей, привлечение детей к распитию алкогольных напитков и курению табака).
  • Оскорбление и дискриминация.
  • В отношении здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия граждан (незаконное занятие народной медициной, нарушение требований к питьевой воде).
  1. Административные проступки против общества:
  • Нарушение запрета курения.
  • Против собственности (самовольное занятие земельного участка).
  • В сфере жилищных отношений (нарушение правил пользования жилым помещением, незаконное подключение к электрическим сетям).
  • Мелкое хищение на сумму до 1 000 руб., хулиганство.
  • Нарушение правил дорожного движения.
  • Незаконная деятельность предпринимателей и юридических лиц (предпринимательство без регистрации).
  1. Административные проступки против государства:
  • Нарушение таможенных правил (недекларирование перевозимых товаров).
  • В отношении институтов государственной власти (нарушение порядка использования государственных символов).
  • В области защиты государственной границы (нарушение режима в приграничной области, иммиграционных правил).
  • Заведомо ложный вызов специализированных служб.
  • Проживание гражданина без паспорта.
  • Незаконное изымание паспорта, а также его принятие в залог.
  • В области воинского учета.
Читайте также:
Заключительный акт: что это такое, описание и особенности
Более подробная классификация административных проступков.

Нарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина (клевета, оскорбление, отказ в предоставлении гражданину информации, нарушение законодательства о занятости населения, нарушение авторских, смежных и патентных прав и прочие).

Правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности (нарушение установленного порядка обращения ценных бумаг и осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, манипулирование рынком ценных бумаг и прочие)

Правонарушения в области предпринимательской деятельности (незаконная предпринимательская деятельность, нарушение законодательства о рекламе и прочие).

Правонарушения против порядка налогообложения (отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов, отсутствие при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг документа об уплате единого налога или справки).

Правонарушения против порядка таможенного регулирования (перемещение товаров через таможенную границу вне определенных законодательством мест, перемещение через таможенную границу товаров, подлежащих таможенному декларированию, на сумму свыше сорока базовых величин и др.)

Правонарушения против экологической безопасности окружающей среды и порядка природопользования (нарушение порядка захоронения радиоактивных отходов, нарушения безопасности при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, консервации, демонтаже, сносе или в процессе эксплуатации промышленных, научных или иных объектов; нарушение требований по охране и использованию диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу», нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий, нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках, загрязнение атмосферного воздуха, нарушение законодательства об обращении с отходами и др.)

Правонарушения против здоровья населения (сокрытие источника заражения ве­нерической болезнью, нарушение санитарных норм, возделыванием наркотических средств, выпуск либо реализация недобро­качественной продукции и др.)

Правонарушения против общественного порядка и нравственности (нецензурная брань в общественных местах, оскорбительные приставания к гражданам, насильственное вторжение в общественные места вопреки запрещению, распитие алкогольных напитков в общественных местах, нахождение в нетрезвом виде в общественных метах, курение, употребление табачных изделий в запрещенных местах, вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение, занятие проституцией, заведомо ложное сообщение и пр.

Правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта (несоблюдением требований ПДД, использование транспорта в некачественном техническом состоянии, проход по железнодорожным путям или нахождение на железнодорожных путях в неустановленном месте и пр.)

Правонарушения в области охраны историко-культурного наследия (нарушение порядка и (или) условий выполнения работ на историко-культурных ценностях либо совершение действий, создающих угрозу историко-культурным ценностям, нарушение режимов содержания и (или) использования зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, повреждение ценностей и др.)

Правонарушения против порядка использования топливно-энергетических ресурсов (нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов, нарушение правил охраны электрических сетей, повреждение газопроводов, нарушение правил пользования газом в быту, нарушение правил эксплуатации тепловых сетей и др.)

Правонарушения в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, благоустройства и пользования жилыми помещениями (отступление от утвержденного архитектурного проекта, нарушение требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, эксплуатация или передача в эксплуатацию объекта строительства (очереди строительства, пускового комплекса) без его приемки в установленном порядке либо с нарушением такого порядка приемки в эксплуатацию. самовольное строительство, нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов и др.)

Правонарушения в области связи и информации (самовольные установка или эксплуатация узла проводного вещания, злоупотребление свободой массовой информации, нарушение правил распространения обязательных сообщений, противозаконные деяния в области свободы массовой информации, повреждение телефонов-автоматов и др.)

Правонарушения против порядка управления (самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление действительности; незаконное использование государственной символики, нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации; осуществление определенных видов деятельности без специального разрешения и др.)

Правонарушения против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции (неуважение к суду, уклонение от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс, либо к судебному исполнителю, несообщение либо непредставление доказательств в суд, а равно несообщение о перемене адреса, заведомо ложные объяснение либо заявление и др.)

Правонарушения против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на воинскую службу и воинского учёта (неявка в военный комиссариат; несвоевременное представление документов, необходимых для ведения первичного учета призывников и военнообязанных, нарушение обязанностей по воинскому учету и др.)

Как разделены округа России? Федеральные, автономные и городские округа России – в чем особенности?

Для того чтобы произвести административно-территориальное разделение нашей огромной страны, были выделены различные субъекты государства. С помощью такого деления можно легко составить единую, в частности обособленную, систему органов власти и местного самоуправления. К организации этого процесса имеют отношение не только обширность территорий, принадлежащих стране, но и разнообразные условия: климатические, демографические, экономические – в разных уголках России.

Читайте также:
Законы нарады: что это такое, описание и особенности

Территориальные единицы РФ

Осуществление административно-территориального деления имеет под собой очень большую правовую подоплеку, система обеспечивает деятельность всего государства и его субъектов в частности.

Административно-территориальное деление России в настоящее время подразумевает 3 уровня:

  • Федеральные округа.
  • Субъекты РФ.
  • Экономические районы.

Федеральные округа РФ

Указом Президента в 2000 году были учреждены федеральные округа России в количестве 7 объектов. Однако в 2010 году действующий на тот момент президент Д. А. Медведев указал выделить из состава Южного ФО территорию, которая стала отдельной и носит название Северо-Кавказского ФО, тем самым увеличив количество округов на 1.

А в 2014 году наша страна присоединила дополнительную территорию, и вместе с тем количество округов увеличилось еще на одну государственную единицу – Крымский ФО.

Центральный федеральный округ, административным центром которого является столица РФ – город Москва, включает в себя 18 субъектов: 17 – это области в западной части страны и 1 город федерального значения. Это достаточно большой по плотности населения округ, а также самый урбанизированный. Своей большой популярностью он обязан расположению здесь большому, густонаселенному и самому экономически привлекательному городу страны – Москве.

Северо-Западный ФО располагается в северо-западной части страны, охватывает 11 субъектов РФ, из которых 7 областей, 2 республики, один автономный округ и один город федерального значения – Санкт-Петербург.

Южный ФО расположен южнее Центрального ФО, охватывает 6 субъектов РФ: 4 области и 2 республики. Это достаточно интересная с экономической точки зрения территория, здесь сосредоточено 73% термальных вод страны и 30% минеральных. Кроме того, округ обеспечивает население всего государства продукцией сельского хозяйства.

Дальневосточный ФО располагается на Дальнем Востоке страны. В состав этого округа России входит 9 единиц: 3 области, 3 края, 1 автономная область, 1 автономный округ, 1 республика. Здесь расположены богатые запасы золота и алмазов, нефти и газа, а в прибрежной зоне водится большое количество рыбы.

Сибирский ФО – еще одна уникальная территория государства. Кроме того что это самое большое вместилище охотничьих угодий, отличительной чертой этого округа России являются экстремальные условия Крайнего Севера для проживания. В состав округа входят 5 областей, 3 края, 4 республики.

На Урале расположился Уральский ФО, включающий 4 области и 2 автономных округа. Это своеобразный мост между двумя мирами: Европой и Азией. Здесь сложилась воедино совокупность условий Дальнего Севера и южный климат побережья Карского моря.

К юго-востоку от Центрального ФО располагается Приволжский ФО. В него входит 6 республик, 1 край, 7 областей.

Северо-Кавказский ФО не самый молодой, но моложе, чем другие округа России. Образовался на Северном Кавказе в 2010 году, включает в себя 6 республик и 1 край.

Последний присоединившийся к территории России округ – Крымский. Здесь располагается Крымская республика и город Севастополь федерального значения. Располагается ФО на территории Крымского полуострова и является самым маленьким среди других.

Субъекты Российской Федерации

Все субъекты РФ в совокупности и образуют нашу страну. На сегодняшний день такое звание могут носить все без исключения области страны, края и города федерального значения, а также республики, автономные области и автономный округ, который всего один в нашем государстве.

Как по отношению к органам государственной власти, так и по отношению друг к другу все субъекты РФ имеют равные права. Местные органы власти могут решать ряд проблем на региональном уровне, однако подчиняются в любом случае все администрации президента.

Автономные округа РФ

В составе некоторых областей нашего государства есть особые территории, носящие автономный характер и поэтому названные автономными округами. С самого начала задумывались эти автономии как национально обобщенные и одновременно отделенные от других территории.

На сегодняшний день образовались автономные округа России в количестве 4.

Автономные округа Территория Административный центр
1 Ненецкий 176810 кв. км г. Нарьян-Мар
2 Ханты-Мансийский – Югра 534801 кв. км г. Ханты-Мансийск
3 Чукотский 721481 кв. км г. Анадырь
4 Ямало-Ненецкий 769250 кв. км г. Салехард

Городские округа РФ

В Российской Федерации название городского округа носит городское поселение, не входящее в состав муниципального образования. При этом такое образование имеет полномочия как поселения, так и муниципалитета.

С самого начала городские округа России задумывались как самые большие, экономически и промышленно важные города страны. Примерно так и произошло в 2003-2005 годах. Кроме того, статус округа получили города, не имеющие особых заслуг в экономике, но занимающие большую территорию и обладающие высокой урбанизацией.

Такая реформа не получила большого признания, так как в это время другие высоко промышленные города продолжали входить в состав того или иного муниципального образования. На начало 2014 года насчитывалось 520 городских округа России, причем это не только города, но и поселки. Кроме того, в последние года в состав городских округов начали входить целые муниципальные районы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: