Агитационные материалы: что это такое, описание и особенности

Агитационные материалы кандидата

В зависимости от профессионализма членов избирательного штаба Кандидата, использование агитационно-пропагандистских материалов кандидата (АПМ) может стать решающим фактором в победе на избирательной компании, непрофессиональное же использование АПМ может привести к полному провалу.

Автор: ведущий эксперт по политическим коммуникациям агентства Comagency Олег Майстров.

Изготовление любого типа агитационных и рекламных материалов кандидата должно производиться на основе эмпирических данных, но не помешают и экзотерические представления. Избирательная компания – это битва брендов, слоганов, картинок, соревнование творческой мысли избирательных штабов.

Печатные агитационные материалы кандидата

Печатные материалы- нанесенные типографским способом на бумагу, текстиль, иные подобные названным носители визуальной информации (листовки, плакаты, буклеты, календари, информационные бюллетени и др.). Печатные агитационные материалы; один из основных видов агитационно-пропагандистских материалов кандидата на выборах. Важно помнить, что печатные агитационные материалы должны содержать определенные выходные данные, позволяющие избирательным комиссиям контролировать соблюдение избирательного законодательства при выпуске пропагандистско-агитационных материалов.

Ниже собрано содержание информации, которая должна сопровождать все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы кандидата:

а) наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации, изготовившей данные материалы (фамилию, имя, отчество лица, изготовившего их, а также наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства). Эта информация позволяет избирательной комиссии определить, вправе ли данная организация (физическое лицо) заниматься изготовлением агитационной продукции;

б) наименование организации (фамилию, имя и отчество лица), заказавшей (заказавшего) их. Кандидат не обязательно будет выступать в качестве непосредственного заказчика. Он вправе заключить договор с организацией, которая берет на себя обязательства по разработке макета агитационных материалов и их изготовлению своими силами либо через другие организации;

в) информация о тираже и дате выпуска этих материалов;

г) сведения об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда. На основе последних сведений проверяется соблюдение установленного порядка оплаты изготовления агитационных материалов. Запрещается распространять материалы, изготовленные до начала избирательной кампании, до создания избирательного фонда, оплаченные из избирательного фонда другого кандидата, изготовленные по заниженным расценкам и пр.

В печатных материалах эта информация дается, как правило, в конце текста. Размер шрифта этой информации может быть меньше основного текста, так как законом данный вопрос не урегулирован. В аудиоматериалах указанная информация озвучивается, в видеоматериалах — может даваться бегущей строкой либо озвучиваться.

Распространение агитационных материалов

Основным участником распространения агитационно-пропагандистских материалов Кандидата является Агитатор.

Образно выражаясь, агитатор является «Двойником» Кандидата. Он выражает мысли кандидата, вступает от его имени в споры, в некоторых случаях, раздает обещания. Вид Агитатора – это вид Кандидата. Хотите воздействовать на малообеспеченный электорат – оденьте своего Агитатора просто, а хотите на настроение элит повлиять, он – должен быть в костюме цветов Вашей символики. Лучше всего на роль Агитаторов подходят женщины среднего и пожилого возраста, опрятно выглядящие, как показывает практика, именно они вызывают наименьшее отторжение у электората. Агитатор должен уметь чётко и быстро говорить, уверенно представлять Кандидата, на зубок знать его биографию и владеть информацией о выдвижении.

Полевая работа агитаторов.

Основная и важнейшая функция Агитаторов поквартирный обход. На языке политтехнологов, эта технология называется “От двери к двери”.

Агитатор должен быть правильно подготовлен и мотивирован.

Эмоциональный заряд Агитатору должен на личных встречах, или в узком кругу давать сам Кандидат. Выполнение своей роли Агитатором, проходит более эффективно, если избиратель лично знаком с Кандидатом и его идеями. За своего человека, которого знает, Агитатор будет работать не за страх, а за совесть.

Никогда нельзя вовремя не выплатить заработную плату агитаторам. В избирательном штабе должны заранее просчитать, сколько агитаторов имеется возможность содержать. Бывают случаи, когда обман или долгая задержка зарплаты Агитаторам рождает недоверие с их стороны к Кандидату, что незамедлительно сказывается на эффективности работы. Разногласия членов команды в период компании, могут с успехом быть использованы соперниками простым способом: он обманул даже свою команду.

Финансовая часть организация обхода должна правильно мотивировать агитаторов на достижение максимального технологического результата по результатам обхода избирателей.

Поквартирная агитация. От двери к двери.

Содержание технологии поквартирной агитации заключается в том, что Агитаторы обходят места проживания избирателей: квартиры и частные домовладения – условно такое место принято называть «дверью», стучатся и в случае, если им открывают, проговаривают некий текст. Хорошим стилем является предварительное составление этого текста технологом и отработка затем этого текста на фокус-группах. Агитатор рассказывает избирателю о том, что он пришёл агитировать за такого-то кандидата, представляется, как его зовут (Агитатора), а далее либо просто отдает открывшему комплект АПМ, либо отдает комплект АПМ и пытается выяснить у открывшего пойдёт ли тот, голосовать и как открывший относится к личности кандидата. Агитатор должен хорошо знать базовые сведения из биографии кандидата и из его предварительной программы (зачем кандидат пошёл на выборы, кто выдвинул, чьи интересы собирается защищать и как в случае победы), а также дату выборов. Результаты обхода заносятся в специальный обходной лист и состоят: из адреса двери; указания открыли или не открыли, причины почему не открыли: нет дома, не хотят; состоялся ли, в случае если открыли, контакт или нет – другими словами взяли АПМ или не взяли.

Места размещения агитационных материалов кандидата:

– технология “Дверная ручка”;: Агитаторы привешивают специально приспособленный агитационный флаер на дверную ручку.
– технология “от двери к двери”: Агитатор обходит квартиры, вступает в общение с открывшими жильцами, приглашает их на выборы, предлагает ознакомиться с АПМ Кандидата. В данной работе важна опросная составляющая, Агитаторы могу предоставить блиц-информацию о отношении избирателей к Кандидату.
– технология “Стойка”: размещение АПМ в приспособленных местах таких как: магазины, аптеки, поликлиники и больницы, кафе и рестораны, остановки общественного транспорта
-технология “почтовый ящик”: несмотря на распространенное мнение о неэффективности распространения чего либо, путем размещения носителя информации в почтовых ящиках, опыт избирательных компаний опровергает это утверждение.
-листовки с портретом на подъездах. Данная технология приносит особенный положительный эффект, в процессе повышения узнаваемости Кандидата.В плакатах, размещенных на стендах подъездов, основное внимание стоит уделять портрету Кандидата, делать серьезный упор на предвыборные слоганы: “Бедным- Деньги, Богатым-Возможности, Семьям-Спокойствие”.

Читайте также:
Баланс внешнеторговый: что это такое, описание и особенности

-пикеты. Молодые люди раздающие АПМ на улицах и площадях являются ценными источниками информации о настроении избирателей, создают эффект народной поддержки.

-баннеры и растяжки на улице. Данная технология пропаганды рассчитана на демонстрацию Силы Кандидата, его серьезного настроя победить. -наклейки на машинах. Добровольная поддержка Кандидата автомобилистами, размещение на своих машинах наклеек с его АПМ, является свидетельством его поддержки широкими кругами общества. Размещаются АПМ в местах, разрешенных для агитации.

На заметку кандидату: согласие на размещение агитационных материалов

Законодательно предусмотрено обязательное предоставление кандидатом в ЦИК РФ либо в избирательные комиссии субъектов РФ, на территориях которых будут распространяться агитационные материалы:

– экземпляров предвыборных печатных агитационных материалов или их копий, экземпляров аудиовизуальных агитационных материалов, фотографий иных агитационных материалов до начала их распространения

– сведений о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы. Важно, что данные сведения отличаются от тех, которые указываются в агитационных материалах. В отношении организации, изготовившей агитационный материал, предоставляется адрес ее места нахождения, а не указанный в материале юридический адрес. В отношении организации, заказавшей агитационный материал, предоставляется адрес ее места нахождения, который в выходных данных отсутствует. Это же касается физического лица, заказавшего материал, даже если этим лицом является кандидат. Ошибки и неточности в этом случае приводят к признанию представленных агитационных материалов незаконными и запрету на их распространение.

Экземпляры или копии агитационных материалов и указанные выше сведения могут предоставляться в избирательную комиссию доверенным лицом или уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата.

Предвыборный агитационный материал: виды

1) листовки и флайеры

2) канцтовары с символикой

3) карманные календарики

4) настольные календари для организаций

5) буклетики с программой

6) буклетики с Наказами избирателей (отрывной листок)

7) стикеры на дверные ручки

8) визитки с контактами

10) плакаты А-4 на подъезды

11) баннеры стойки для мероприятий

12) электронные носители для мероприятий

13) эмблемы для мероприятий в различных форматах

14) стеновые плакаты-наклейки

15) флаги с символикой

16) форменная одежда с символикой

19) агитационные палатки

20) наклейки на машины и др.

Важно помнить, что агитационные материалы кандидата должны быть сделаны максимально продуманно и качественно.

Недопустимо использование сил сторонних подрядных организаций, плохо владеющих словом, не умеющих предсказать вероятные угрозы от распространения того или иного слогана, лозунга. В некоторых случаях, провалы в кампаниях случаются именно из-за неумения разглядеть двойной смысл фразы или возможные курьезные ситуации, связанные с размещением агитационных материалов на улицах города. Конечно, бывает такое, что негатив только раззадоривает людей, но лучше экстремальные методы агитации отложить до самого крайнего случая.

И последнее, использование непрофессиональных сил для создания материалов агитационно-пропагандистского характера использование некачественных материалов, явное использование фотошопа (см. иллюстрацию выше),- может привести к негативному отношению со стороны электората, поскольку последний может расценить подобное поведение как неуважение.

Команда коммуникационного агентства Comagency имеет большой опыт подготовки, печати и распространения агитационных материалов кандидатов различных уровней и готовы поддержать любые масштабы избирательных кампаний. Мы не только создадим выигрышную концепцию агитационно-пропагандистских материалов, но и грамотно выстроим образ кандидата в СМИ, на радио и ТВ, используя бесплатные технологии PR (связей с общественностью). Интересующие уточнения можно получить по телефону: +7 (495) 669 50 61. Будем рады общению!

Требования к агитационным материалам

1. Проведение предвыборной агитации на территории РФ (изготовление, размещение и распространение агитационных материалов) регламентируется Конституцией РФ, Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральным законом от 22.02.2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также иными применимыми нормативными актами.

2. Избирательная кампания на территории РФ начинается с момента официального опубликования соответствующего акта о назначении выборов.

3. Предвыборная агитация для каждого кандидата/избирательного объединения начинается с момента выдвижения кандидата/списка кандидатов для участия в выборах.

4. Размещение агитационных материалов прекращается за 24 часа до дня выборов. В «день тишины» материалы не подлежат размещению/распространению.

5. Предвыборная агитация имеет своей целью побудить избирателей к голосованию за или против кандидата/избирательное объединение. Предвыборной агитацией признается, в том числе:

  • призывы голосовать за или против кандидата (кандидатов)/избирательное объединение;

  • выражение предпочтения какому-либо кандидату, какому-либо избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, в частности указание, за какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения);

  • описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата/избирательного объединения;

  • распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

  • распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

  • деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, к которому принадлежит данный кандидат, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата.

6. В агитационных материалах запрещается упоминание (обещание) о любом материальном поощрении избирателей (подкуп), а именно:

  • вручение денежных средств, подарков и иных материальных ценностей, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу);
Читайте также:
Адвалорная доля: что это такое, описание и особенности

  • вознаграждение избирателей, выполнявших организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение;

  • проведение льготной распродажи товаров, бесплатное распространение любых товаров, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании;

  • предоставление любых услуг безвозмездно или на льготных условиях;

  • воздействие на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования).

7. Агитационные материалы также не должны содержать:

  • недостоверную информацию о кандидате/избирательном объединении, включая информацию об их конкурентах;

  • сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию третьих лиц;

  • призывы к совершению противоправных действий, включая деяния, определяемые действующим законодательством как экстремистская деятельность;

  • изображения лиц, не достигших на момент проведения предвыборной агитации возраста 18 лет, иностранных граждан;

  • коммерческую рекламу.

8. Агитационные материалы должны быть в обязательном порядке предоставлены кандидатом/избирательным объединением, выдвинувшем список кандидатов, в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, на территориях которых будут распространяться эти материалы.

9. Согласно Выписке из Протокола заседания ЦИК РФ от 29 июля 2015 года № 294-1-6 материалы, которые технически могут быть размещены в сети Интернет, относятся к «аудиовизуальным» (предназначенным для зрительного или слухового восприятия либо только для зрительного, либо только для слухового), в связи с чем при их выпуске и распространении должны соблюдаться требования ст. 54 Закона об основных гарантиях избирательных прав.

10. Требования, предъявляемые к агитационным материалам:

  • наименование, юридический адрес, ИНН организации либо ФИО физического лица, наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства, являющегося изготовителем материалов;

  • наименование организации либо ФИО физического лица, являющегося заказчиком материалов;

  • информация о тираже и дате выпуска (в качестве информации о тираже аудиовизуального материала возможно указывать количество его копий, изготовленных на материальных носителях (на жестких дисках персональных компьютеров, а также съемных носителях – компакт-дисках, флэш-картах и т.д.), либо количество сайтов (страниц сайтов), на которых кандидат, избирательное объединение планируют разместить предвыборный агитационный материал);

  • указание, из чьих средств (средств, какого избирательного фонда) было оплачено изготовление материалов.

11. В случае самостоятельного изготовления агитационных материалов, размещаемых в сети Интернет, в сведениях в качестве заказчика и изготовителя должен быть указан кандидат, если выборы проходят по мажоритарной системе. Если же выборы проходят по пропорциональной системе и кандидат выдвигается в составе списка кандидатов избирательным объединением, то в качестве заказчика и изготовителя указывается соответствующее избирательное объединение. В источнике финансирования изготовления данных агитационных материалов указывается информация об изготовлении без расходования средств избирательного фонда.

12. Если в сети Интернет размещаются электронные образы аудиовизуальных и (или) печатных агитационных материалов, ранее законно изготовленных, представленных в соответствующую избирательную комиссию и распространяемых иным способом, то повторного представления копий, фотографий, скриншотов страниц с размещенными на них материалами и (или) ссылками на них в избирательную комиссию не требуется.

13. Агитационные материалы должны быть изготовлены на территории РФ.

14. Если агитационные материалы содержат изображения и/или высказывания физических лиц о кандидате, избирательном объединении, выдвинувшем кандидата, данные материалы размещаются с письменного согласия такого лица (содержащего согласие на использование его изображения и высказываний).

Данное требование не распространяется:

  • на использование избирательным объединением высказываний выдвинутого им кандидата о данном избирательном объединении;

  • на использование обнародованных высказываний о кандидате, избирательном объединении, выдвинувшем кандидата, с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы;

  • на цитирование высказываний о кандидате, избирательном объединении, выдвинувшем кандидата, обнародованных иными кандидатами, избирательными объединениями в своих предвыборных агитационных материалах;

  • использование кандидатом своих изображений, использование избирательным объединением изображений выдвинутого им кандидата, в том числе со своими супругом, детьми (включая детей, не достигших возраста 18 лет), родителями и другими близкими родственниками, а также среди неопределенного круга лиц.

15. Заключение договора (оферты) на распространение агитационных материалов

Договор (оферта) может быть заключен с кандидатом, кандидатом в лице уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, доверенными лицами, назначаемыми кандидатом, избирательными объединениями, с момента регистрации в соответствующем избиркоме при наличии удостоверения, или с партией, выдвинувшей соответствующего кандидата.

При этом, оплата услуг должна осуществляться со специального избирательного счета, открытого в Сбербанке, из средств избирательного фонда кандидата.

16. Перечень запрашиваемых документов при заключении договора:

  • документ о назначении выборов;

  • документ, подтверждающий регистрацию кандидата/списка кандидатов (постановление избирательной комиссии с подписью и печатью уполномоченного лиц и/или скан-копия выданного удостоверения кандидата);

  • уведомление избиркома об открытии специального избирательного счета с отметкой избиркома о получении;

  • документ, выданный Сбербанком, об открытии специального избирательного счета;

  • если от имени кандидата/избирательного объединения выступает уполномоченный представитель по финансовым вопросам:

  • документ, подтверждающий регистрацию лица в качестве уполномоченного представителя по финансовым вопросам (постановление избиркома с подписью и печатью уполномоченного лица и/или скан-копия удостоверения уполномоченного представителя по финансовым вопросам);

  • нотариальная доверенность на уполномоченного представителя по финансовым вопросам.

17. Перечень дополнительных документов (после заключения договора):

  • уведомление избиркома о начале распространения конкретных агитационных материалов, подлежащих размещению посредством системы myTarget, с отметкой избиркома о получении таких агитационных материалов;

  • платежное поручение об оплате размещения;

  • гарантийное письмо, адресованное в ООО «Мэйл.Ру» с текстом

    «Кандидат в депутаты ________(указать название органа)______(указать ФИО)________ / Избирательное объединение ______(указать название)______, участвующее в выборах в _______(указать название органа)_____,/ гарантирует, что агитационные материалы, подлежащие размещению _____(указать период, сайт)_____, были представлены в ______ избирательную комиссию ___(указать правильное название)___, соответствуют требованиям действующего избирательного законодательства.

    Настоящим кандидат в депутаты _______ / избирательное объединение ____/ понимает и соглашается с тем, что в случае выявления нарушения и/или получения ООО «Мэйл.Ру» уведомления, предписания ______избирательной комиссии (указать правильное название)____ и других контролирующих органов, представленные агитационные материалы будут сняты с размещения без возмещения кандидату в депутаты _____(название органа)______/ избирательному объединению_____, участвующей/-ему в выборах в _____(название органа)______ каких-либо убытков.»

18. Гарантии. Заключая договор (оферту) на распространение агитационных материалов посредством системы myTarget, кандидат/избирательное объединение гарантируют, что все агитационные материалы не нарушают требования действующего законодательства РФ, включая, но не ограничиваясь, что:

(а) все агитационные материалы, размещаемые согласно условиям договора (оферты), были изготовлены на территории Российской Федерации;

(б) изготовление, размещение и распространение агитационных материалов оплачено за счет средств избирательного фонда кандидата/избирательного объединения, со специального избирательного счета;

(в) все агитационные материалы содержат полную и достоверную информацию в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством РФ, включая, но не ограничиваясь, нормативными актами, указанными в пункте 1 настоящих Требований;

(г) экземпляры агитационных материалов и их копии до начала их распространения были представлены в соответствующую избирательную комиссию со всеми необходимыми сведениями согласно требованиям законодательства РФ, и кандидат/избирательное объединение обязуются предоставить подтверждение этого до момента начала размещения материалов.

19. Ответственность. Кандидат/избирательное объединение несут ответственность за соблюдение норм и требований законодательства РФ при изготовлении, размещении и распространении агитационных материалов, а также за наличие прав на агитационные материалы и достоверность указанной в них информации. В случае предъявления к Компании (Мэйл.Ру) претензий каких-либо третьих лиц, а также получения предписаний, предупреждений и иных актов контролирующих органов в отношении использования информации и/или материалов, размещенных кандидатом/избирательным объединением, и их содержания, кандидат/избирательное объединение обязуются разрешить их своими силами и за свой счет, без привлечения Компании (Мэйл.Ру), а также возместить Компании (Мэйл.Ру) понесенные в связи с этим убытки в полном объеме.

Предвыборная агитация: суть, формы, условия

После того как кандидаты любого уровня прошли процедуру выдвижения и регистрации, как правило, берет свой старт избирательная кампания. И какие бы выборы ни проходили в стране, их на сегодняшний день невозможно представить без предвыборной агитации. Этот процесс закреплен в законодательных актах и строго регламентируется рамками государственного права.

Немного истории

Органы власти в обществе существуют с давних времен. И на протяжении уже не одного века все занимаемые в них посты являются избирательными. Выборы относятся к социальным явлениям, распространенным практически на всех исторических этапах становления государства. Однако лишь в 19-20 вв. произошло их конституционно-правовое признание и утвердились демократические принципы, которые служат основой избирательного права.

На сегодняшний день выборы, предшествующие формированию органов, представляющих государственную власть и местное самоуправление, являются неотъемлемым атрибутом любого правового демократического государства. Они служат особо значимым элементом общечеловеческих ценностей, взаимодействуя со свободой слова, массовой информации и печати.

Независимые выборы в целом демонстрируют наличие конституционного правопорядка и ограничивают произвол публичной власти. При этом они характеризуют тот уровень демократии, политической и экономической свободы, который достигнут обществом в отношении всех жителей страны и каждого человека в отдельности.

Понятие предвыборной агитации

Во время проведения любого избирательного процесса наступает момент его кульминации. Для него характерно развертывание предвыборной агитации, которая позволяет раскрыть характер существующего в стране политического права. Что представляет собой это явление? В чем состоит основная суть предвыборной агитации? Подобный процесс является деятельностью, которая имеет место в период проведения избирательной кампании. Ее цель – побудить людей проголосовать за того или иного кандидата или против него.

Предвыборная агитация обладает своей правовой регламентацией, закрепленной в федеральных законах и нормативных документах субъектов РФ. Детализирование этой процедуры происходит в форме инструкций, предоставляемых избирательными комиссиями.

С понятием «предвыборная агитация» можно ознакомиться в ст. 48 Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав…». Исходя из положений данной статьи, под таким процессом понимаются:

  1. Призывы избирателям быть за кандидата (-ов) или нескольких либо отдать свой голос против него или них.
  2. Указание на конкретного кандидата или избирательное объединение, за которое предположительно будет голосовать большинство избирателей.
  3. Описание вероятных последствий в том случае, если указанного кандидата изберут (или нет).
  4. Распространение данных с акцентом на сведения об определенном кандидате или избирательном объединении.
  5. Знакомство избирателей с информацией, указывающей на деятельность кандидата, не связанной с его профессиональными обязанностями.
  6. Любые мероприятия, которые способствуют созданию либо положительного, либо отрицательного отношения людей к кандидату или избирательному объединению.

Финансирование

Проведение предвыборной агитации, ставящей своей целью склонение избирателей на сторону того или иного кандидата, проводится за счет средств, собранных избирательными фондами. Причем каждый из претендентов на пост в органы власти должен иметь свой источник финансирования. Согласно условиям предвыборной агитации, закрепленным в законодательных актах, запрещается оплачивать развернутую кампанию за счет средств, взятых из фондов других кандидатов.

Сроки проведения

Предвыборная агитация избирателей – это одна из стадий избирательного процесса, которая ограничена определенным периодом. Эти сроки, а также формы и методы осуществления данной кампании регулируются ФЗ №51 (при избрании депутатов в Государственную думу и Федеральное собрание РФ), а также ФЗ №138 (при проведении выборов в органы местного самоуправления).

Существует и еще один ФЗ – №19. Его нормативные положения используются в том случае, когда производится предвыборная агитация президента РФ.

К созданию положительного или отрицательного имиджа кандидата или целого избирательного объединения можно приступать с того дня, когда происходит выдвижение претендента (или списка) на пост. При этом предвыборная агитация начинается при условии создания необходимого фонда. Когда заканчивается этот период? Сроки предвыборной агитации можно уточнить в соответствующих ФЗ РФ. Окончание данной кампании должно произойти в ноль часов ноль минут за сутки до дня голосования (по местному времени). Подобное временное ограничение призвано обеспечить свободу избирательного права.

Какие могут быть применены методы и формы предвыборной агитации? Рассмотрим их подробнее.

Публичные выступления

Это один из наиболее распространенных методов, применяемый во время предвыборной агитации кандидатов. Публичное выступление использовалось очень давно. Еще в древности одним из основных ресурсов политика являлось его умение образно и хорошо говорить, увлекая за собой слушателя. Это же становилось и неотъемлемой составляющей имиджа кандидата. Ведь личное общение, сопровождающееся умением держать речь, убедить и выслушать собеседника, является истоком карьеры любого политика. Подобные действия позволяют ему сформировать команду единомышленников, которая в дальнейшем приведет кандидата к желаемой победе.

При проведении предвыборной агитации происходят публичные дебаты между несколькими оппонентами. В это время каждому из кандидатов важно определить своего главного соперника и постараться создать у избирателей представление о нем как о человеке, который нарушает такие общепринятые этические правила, как скромность и честность, предупредительность и доброжелательность.

Основной метод, который используется в борьбе с оппонентом, – доведение его основных идей до абсурда. Так, приверженцев экологического направления можно обвинить в антииндустриализме, демократа выставить экстремистом, управленца обвинить в бюрократизме и т. д. Основное при этом – не допускать оскорблений личного характера в сторону оппонента.

Листовочная кампания

Без этого недорогого, оперативного и достаточно эффективного средства не обходится ни одна предвыборная агитация кандидатов. Ведь листовки обладают значительным потенциалом. Исходя из имеющегося опыта, профессионально подготовленная и грамотно организованная подобная кампания в ряде случаев аналогична или даже превосходит ту, которая ведется в электронной форме или в СМИ.

Использование Интернета, радио, телевидения и печати

СМИ являются основным каналом, позволяющим оказать влияние на избирателей. Хорошо организованная реклама в печатных изданиях или на телевидении способна в самые кратчайшие сроки привлечь внимание избирателей к определенному кандидату. После этого люди, как правило, готовы оказать такому человеку кредит доверия.

Проведение эффективной работы со СМИ предполагает предварительное планирование подобной деятельности, координируя ее с прочими агитационными технологиями. Следует помнить о том, что реклама порой остается незамеченной или вызывает негативные эмоции, если она подана в соответствующем оформлении или окружении. Для получения желаемого эффекта необходимо определить масштабы аудитории СМИ в данном регионе и его популярность среди населения. После этого штабу конкретного кандидата предстоит найти грамотные подходы к подаче информации, первоначально делая акцент на личности и имени претендента на выборный пост, а затем создать и укрепить его имидж. Вся подаваемая в СМИ информация должна иметь статус сенсации или новостей.

Уличная и наружная реклама

Данный способ является одним из самых распространенных из тех, которые позволяют довести обращения кандидата до широкой аудитории.

В этом случае под наружной понимается не только реклама, размещаемая на улице. Она может находиться в различных общественных местах, например в метро, на стадионах и т. д.

Адресная агитация

От чего зависит успех подачи информации о кандидате? Во многом он находится в зависимости от того, насколько тесно подаваемые избирателям агитационные материалы связаны с их насущными нуждами и насколько глубокое воздействие они произвели на эмоции и чувства людей.

Для достижения успеха рекламное сообщение должно быть обращено к более сплоченной и узкой группе людей. Только в таком случае появится больше уверенности в том, что поданная информация достигнет чувств и сознания избирателя.

Например, американские организаторы агитационной кампании сравнивают ее адресную форму с винтовкой, которая противопоставляется дробовику. Прямая агитация позволяет подаваемой информации попасть непосредственно к тем людям, которым она и была предназначена. Подобной деятельности должно предшествовать создание баз данных избирателей и их постоянное обновление. Только в таком случае становится возможным составление личного обращения.

Передача информации от человека к человеку

Сущность данного метода выражена в его названии. При его применении предвыборная агитация проводится в любом месте, где находятся избиратели. Это может быть магазин и поликлиника, улица, организация и т. д. Основной смысл подобной кампании заключен в том, чтобы незнакомого человека сделать знакомым, превратив его не только в сторонника, но и в агитатора.

Лучше всего для такой кампании подходят социальные и медицинские работники, учителя и продавцы, дворники и почтальоны, то есть все те, чья ежедневная деятельность связана с людьми и кто вызывает у них определенный уровень доверия. Подобный метод агитации во многом схож с технологией слухов. Однако в последнее время разрабатываются новейшие способы подачи информации о кандидате, основанные на использовании принципов многоуровневого маркетинга. Подобный метод позволяет реализовать потенциальные возможности каждого человека.

Привлечение известных людей

Такой способ ведения предвыборной агитации относят к классическим. Стоит отметить, что участие в подобных кампаниях известных людей, а также их положительные отзывы о кандидате не всегда приносят желаемые голоса избирателей. Тем не менее они способствуют повышению интереса к претенденту, влияют на создание его имиджа и т. д. Технологии появления кандидатов на фоне знаменитых личностей являются необходимым элементом практически каждого крупного избирательного процесса.

Агитация на улице

Вряд ли возможна такая ситуация, когда большое количество людей приходит на встречу с кандидатом. Необходимо, чтобы он сам шел к своим избирателям, организовывая специальные встречи.

Самой эффективной явится агитационная кампания, которая будет проведена непосредственно на улице. Варианты организации подобных встреч могут быть следующие:

  1. Посещение торговых предприятий. В этом случае кандидат приходит в магазин и пожимает руки продавцам и покупателям. При этом претендента на выборный пост должна сопровождать его команда, которая займется раздачей агитационного материала.
  2. Приезд на предприятия. В этом случае кандидата не должен сопровождать начальник, которого работники, вполне возможно, недолюбливают. Для этой миссии подойдет лидер профсоюза или сторонник претендента, работающий на данном предприятии.
  3. Посещение школ и вузов. Этот вариант явится хорошей предпосылкой проведения разговора с молодежью, которую можно рассматривать в качестве потенциального добровольного помощника.
  4. Приезд в дома престарелых. Пожилые люди очень чутко реагируют на оказание личного внимания и, как правило, обязательно участвуют в голосовании.
  5. Посещение дискотек и мест отдыха, где обычно не ждут кандидата. Именно поэтому его приезд способен произвести неплохой агитационный эффект.
  6. Привлечение внимания избирателей во время специальных поездок или походов. Подобный способ также позволяет дать неплохой эффект. Самым хорошим вариантом при этом станет агитпоезд. Он позволит кандидату провести встречу с широкой аудиторией, не увязнув при этом в полемике с избирателями.

«От двери к двери»

Подобная организация проведения агитационной кампании присутствует на выборах любого уровня. Помощники кандидата совершают обходы по квартирам, чем обеспечивают личный контакт с избирателями.

Однако, согласно проведенному анализу, подобная кампания является эффективной только в случае ее грамотной организации. А это предполагает тщательный подбор агитаторов, их обучение, проведение работы с базой, в которую включены списки избирателей, и т. д.

В тех случаях, когда вся деятельность производится по принципу «только бы отчитаться», никаких положительных результатов ждать не стоит. Наиболее результативным данный метод оказывается на местном и региональном уровне. При этом он часто заменяет собой другие способы агитации.

Отдельные ограничения

Существуют и некоторые запреты в предвыборной агитации. Так, в период проведения данной кампании не допускаются действия по злоупотреблению свободой информации, ущемляющие права других лиц. Запрещены также деяния, признаваемые административными проступками и преступлениями.

Ограничения, существующие при проведении предвыборной агитации, установлены на уровне федерального законодательства. Этими правовыми актами предусматриваются и определенные требования к кандидатам.

Федеральное законодательство считает недопустимым нарушения предвыборной агитации, которые могут иметь место при неверном использовании ее сроков, выпуске и распространении печатных материалов, не имеющих необходимых выходных данных или без внесенной оплаты, и т. д.

Отнесение подаваемой информации в ходе избирательных кампаний к той, которая запрещена законом, возможно при определении некоторых критериев. Например, несет ли она в себе негативную эмоциональную оценку в отношении к определенной социальной, религиозной и этнической группы, подстрекающую на ограничение их прав и свобод? Кроме этого, необходимо установить, нет ли в подаваемой информации высказываний, носящих дискриминационный характер. А может, в ней находит выражение только личное отношение кандидата к проблеме, без призывов против своих соперников?

Недопустимой, согласно законодательству РФ, считается информация, нарушающая нормы интеллектуальной собственности. Они охраняются нормативными правовыми актами государства в виде смежных и авторских прав, патентов, средств индивидуализации, коммерческих и служебных тайн, селекционных достижений, топологии микросхем интегрального типа, рационализаторских изобретений.

Для того чтобы обеспечить свободное волеизъявление пришедших на избирательные участки людей, сравнительно недавно законодательством была утверждена норма, запрещающая проведение в день голосования лотерей и прочих игр, основанных на риске.

Недопустимым считается и подкуп тех, кто вправе отдать свой голос за кандидата.

Требования к агитационным материалам в СМИ

В этот статье — важные требования к содержанию и оформлению агитационных материалов при их публикации в печатных СМИ и сетевых изданиях.

Агитационный период выборов депутатов Госдумы восьмого созыва в 2021 году в СМИ начинается 21 августа 2021 г. и заканчивается в 23:59 ч. 16 сентября 2021. В этот период СМИ, которые заявили в избирательные комиссии о готовности публиковать агитационные материалы, будут плотно работать с агитацией.

Основные нормативные акты о выборах: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Я их буду называть “Закон № 67-ФЗ” и “Закон № 20-ФЗ”. Кстати, требования к агитматериалам в них практически дословно повторяются.

Обязательные сведения об агитационных материалах

Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать обязательную информацию:

  • наименование, юридический адрес и ИНН организации, изготовившей данные материалы;
  • если материал изготовило физическое лицо, то его ФИО, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, где находится его место жительства. Домашний адрес не нужно указывать;
  • наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей агитматериалы;
  • информацию о тираже и дате изготовления этих материалов;
  • указание об оплате их изготовления из средств избирательного фонда кандидата.

Эти требования предусмотрены пунктом 2 статьи 54 закона № 67-ФЗ и частью 4 статьи 68 закона № 20-ФЗ. Требования также распространяются на материалы, которые публикуют сетевые издания.

Пример выходных данных для агитационного материала:

Изготовлено ООО «Фирма», юридический адрес: 000000, Областная область, г. Город, ул. Уличная, д. 8, кв. 8, ИНН 8880000000; тираж 1 экз., 08.08.2021; по заказу кандидата в депутаты Государственной думы Федерального собрания РФ 8-го созыва Иванова Ивана Ивановича. Оплачено из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Государственной думы Федерального собрания 8-го созыва Иванова Ивана Ивановича

Позаботиться о наличии необходимых сведений должны кандидаты и изготовители агитационных материалов, но редакция СМИ перед публикацией должна проверить их наличие. Если их нет или они неполные, то размещать агитматериал нельзя.

Если материал изготовлен специально для сетевого издания, то количество экземпляров можно обозначить так: “тираж: единственный экз”. За достоверность сведений о тираже отвечают кандидаты.

Если сомневаетесь, как правильно указать размер тиража, уточняйте у своего регионального избиркома по телефону. Мы часто сталкиваемся с разными подходами в регионах, поэтому подстраховка лишней не будет. Но повторюсь, за достоверность сведений о тираже несут ответственность кандидаты, а не СМИ.

Агитматериалы для периодических печатных изданий

Если макет агитационного материала планируется опубликовать в периодическом печатном СМИ, то обязательная информация о нем отличается от общих правил.

Достаточно указать, из средств избирательного фонда какой политической партии, из средств избирательного фонда какого ее регионального отделения или из средств избирательного фонда какого зарегистрированного кандидата была оплачена публикация.

Если предвыборные агитационные материалы были опубликованы безвозмездно в соответствии с требованиями закона о выделении бесплатной печатной площади, то информация об этом также должна содержаться в публикации с указанием, какой политической партии, какому зарегистрированному кандидату была предоставлена такая возможность.

Пример выходных данных для печатных СМИ:

Оплачено из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Областная область – Окружной одномандатный избирательный округ № 888 Иванов Петр Иванович.

Агитационные материалы иноагентов

Иноагенты в законодательстве появились недавно, поэтому прогнозирую пристальное внимание контролирующих органов к их агитационным материалам. Для целей агитации избирательное законодательство разделяет иноагентов на два вида:

  • кандидат, выполняющий функции иноагента;
  • кандидат, аффилированный с выполняющим функции иностранного агента лицом.

Поэтому любой агитационный материал таких людей должен содержать специальную маркировку — она предусмотрена пунктом 9.4 статьи 48 Закона № 67-ФЗ и часть 9.3 статьи 62 Закона № 20-ФЗ.

Маркировка должна быть ясно видимой или ясно различаемой на слух и занимать не менее 15 процентов от площади (объема) агитационного материала.

Пример маркировки агитационного материала иноагента:

  • кандидат Иванов является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента;
  • Иванов является кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом.

Важный нюанс о двойной маркировке материалов иноагентов

Статьей 4 Закона о СМИ предусмотрена обязанность каждый раз маркировать физическое лицо, включенное в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, а также созданные им материалы. Требования к указаниям иноагента, предусмотренные Законом о СМИ, утверждены Приказом Роскомнадзора № 124 от 23.09.2020.

Эти требования не отменяют требования, предусмотренные избирательным законодательством, а требования избирательного законодательства не отменяют требования законодательства о СМИ.

Следовательно, при размещении агитационного материала иноагентов нужно выполнить требования о маркировке как Закона о СМИ, так и Закона № 67-ФЗ.

Из этого следует, что каждая публикация в СМИ агитационных материалов кандидатов, выполняющих функции иноагентов, должна содержать две маркировки!

Такую позицию озвучивает Роскомнадзор, склонен с ней согласиться.

Редакционные комментарии к агитационным материалам

Публикация агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом (п. 5 ст. 52 Федерального закона № 67-ФЗ, п. 16 ст. 66 Федерального закона № 20-ФЗ).

Но редакции не лишены права высказывать свое мнение, давать комментарии по поводу проведения избирательной кампании, кампании референдума — только за пределами информационных блоков.

Высказывания о кандидатах

Использование в агитационных материалах высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении, по вопросу референдума допускается только с письменного согласия данного физического лица (пункт 9 статьи 48 Закона № 67-ФЗ, пункт 9 статьи 62 Федерального закона № 20-ФЗ).

Фотографии людей в агитационных материалах

При проведении выборов использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в установленных законом случаях.

Эти два случая предусмотрены пунктом 9.1 статьи 48 Закона № 67-ФЗ и пунктом 9.1 ст. 62 Закона № 20-ФЗ:

  • использование избирательным объединением изображений выдвинутых им на соответствующих выборах кандидатов (в том числе в составе списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;
  • использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.

В Рекомендация Роскомнадзора от 19 января 2018 г. поясняется, что запрет на использование изображений в агитационных материалах специально ограничивает возможности кандидатов использовать авторитет и популярность известных личностей.

Использование изображений неопределенного круга лиц при этом допускается постольку, поскольку эти изображения помогают донести до избирателей смысловую нагрузку сюжета, в котором используется изображение кандидата.

Под неопределенным кругом лиц Роскомнадзор предлагает понимать неперсонифицированных субъектов определенной социальной группы.

Например, врачей, учителей, пенсионеров, если именно на эти группы направлены программы кандидата или политической партии.

Другой пример — группа лиц, объединенных творческим замыслом агитационного материала: гости мероприятия, участники какого-либо события, спортсмены на соревнованиях, участники демонстрации, митинга, собрания и т.д.

То есть единственной целью присутствия фото людей в агитационном материале должно быть формирование образа и выражение позиции непосредственно кандидатом или политической партией.

Дети в агитационных материалах

Запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания детей в агитационных материалах

Ограничения установлены пунктом 6 статьи 48 Закона № 67-ФЗ и пунктом 8 статьи 62 Закона № 20-ФЗ.

Важно понимать, что в агитационных материалах запрещены любые изображения детей, в том числе фото собственных детей кандидатов.

Честь, достоинство и деловая репутация в агитационных материалах

Редакция СМИ обязана предоставить кандидату или избирательному объединению возможность бесплатно опубликовать опровержение или ответ в защиту своих чести, достоинства или деловой репутации, если были размещены информационные и агитационные материалы, способные нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, деловой репутации избирательного объединения. Достоверность информации роли не играет.

Важный момент — возможность опубликовать опровержения должна быть предоставлена до окончания агитационного периода. Это прямо указано в пункте 6 статьи 56 Закона № 67-ФЗ.

Воспользуется кандидат правом на опровержение или нет, это другой вопрос. Главное — обеспечить ему эту возможность.

Отсутствие такой возможности, даже формальной, является самостоятельным основанием для привлечения главредов и редакций СМИ к административной ответственности по статье 5.13 КоАП РФ «Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации».

Названные правила об опровержении не распространяются на случаи размещения агитационных материалов, представленных зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, в рамках использования ими в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади.

То есть, если диффамация “проскочила” в агитационном материале другого кандидата, то опровержение должно осуществляться по правилам Закона о СМИ и ст. 152 Гражданского кодекса, а не по правилам выборного законодательства.

Хотя я вижу явное противоречие пункта 6 статьи 56 Закона № 67-ФЗ самому себе. Пункт говорит о диффамации, опубликованной в информационных и агитационных материалах и сам же исключает опровержение диффамации в агитационных материалах. Судебной практики по этому вопросу я не нашел и буду благодарен, если поделитесь такой в чате Телеграм-канала.

В любом случае рекомендую избегать публиковать диффамационные материалы, и особенно в последних номерах печатных СМИ или в последние перед выборами дни в сетевых изданиях.

Также рекомендую прочитать мою статью о видах негативной информации.

Основания для отказа в публикации агитационного материала

Если что-то из списка ниже редакция обнаружит в агитационном материале, то следует отказать в его публикации:

  1. Призывы или побуждения к экстремистской деятельности.
  2. Информация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь.
  3. Пропаганда исключительности, неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.
  4. Информация, унижающая национальное достоинство.
  5. Агитация, нарушающая законодательство РФ об интеллектуальной собственности.
  6. Изображения нацистской символики и сходных с ней изображений до степени смешения.
  7. Информация, публикация которой может быть расценена как злоупотребление свободой массовой информации в смысле статьи 4 Закона о СМИ.
  8. Коммерческая реклама.

Документооборот редакции СМИ в период агитации

Рекомендую запрашивать тексты минимум за 2-3 дня до даты публикации. Это время потребуется вам для заключения договора на размещение агитационных материалов, получения оплаты, согласование текста с вашими юристами и утверждение правок у кандидата.

Документооборот и последовательность действий в агитационный период важны также, как и содержание опубликованных материалов. Предлагаю следовать таким этапам:

  1. Подписали договор на размещение агитационных материалов.
  2. Выставили счет на предоплату.
  3. Получили и проверили агитационный материал.
  4. Согласовали с кандидатом правки, если они есть.
  5. Получили оплату, убедились в этом.
  6. Опубликовали материал.
  7. Направили кандидату акт оказанных услуг.
  8. Получили подписанный акт обратно.
  9. Отчитались в избирком не позднее 29 сентября 2021 года. Форму отчета устанавливает ЦИК.
  10. Храните все документы и опубликованные материалы не менее 3-х лет со дня голосования.

Кто может заключить договор на агитацию: кандидат или партия?

Любые агитационные материалы можно распространять только по договору. Допускается заключение договора с федеральной партией, если она будет оплачивать агитматериалы кандидата Госдумы, который заявлен по списку (депутаты-списочники). Если депутат одномандатник, то договор заключается только напрямую с депутатом.

Региональная партия может заключить договор и оплачивать агитматериалы кандидатов в депутаты областных законодательных собраний.

Подписать договор может лицо по доверенности. Запрашивайте доверенность вместе с подписанным экземпляром договора.

Правила публикации соцопросов в период агитации

Эти правила достаточно просты, но Роскомнадзор и ЦИК утверждают, что во всем объеме нарушений избирательного законодательства они чаще всего и встречаются.

Поэтому если материал содержит конкретные данные, согласно которым можно спрогнозировать итоги предстоящих выборов, аналитика, содержащая предположения и прогнозы о возможных победителях среди кандидатов, возможное количество голосов,то в этот период его публиковать нельзя. Если только эти сведения не будут прямо обозначены как агитационные

При публикации опросов в СМИ нужно указывать следующие данные:

  • название организации, которой проводился опрос;
  • место проведения опроса (город, регион и т.д.);
  • время проведения опроса (дата);
  • количество опрошенных граждан (выборку);
  • каким способом проводился сбор информации (анкетирование, интервьюирование, фокус-группа и т.д.);
  • точная формулировка вопроса, используемая при опросе граждан;
  • статистическую оценку возможной погрешности;
  • лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса;
  • лицо (лиц), оплатившее (оплативших) указанную публикацию (указанное обнародование).

За 5 дней до дня голосования и в дни самого голосования нельзя публиковать в СМИ информацию, содержащую результаты опросов, прогнозы или иные данные относительно предстоящих выборов. Но и удалять из сетевых изданий ранее размещенные результаты опросов не нужно, если в нем указана дата размещения. Злоупотреблять возможностью менять даты публикации на сайте не стоит — может выйти боком и штрафом.

Ответственность СМИ за нарушение законодательства о выборах

“Нам нужно очень срочно это разместить!”, — прочитаете такие слова от кандидатов, скиньте им ссылку на эту статью. И заодно предложите им разделить ответственность.

За изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах статья 5.12 КоАП РФ предусматривает штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

А повторное нарушение избирательного законодательства согласно статье 16.1 Закона «О СМИ» влечет приостановление выпуска СМИ до момента окончания голосования на выборах.

Блокировка сайта за нарушение избирательного законодательства

Статья 15.3 Закона № 149-ФЗ “Об информации…” допускает блокировку сайта, если на нем размещается информация с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах.

Если владелец сайта получит от Роскомнадзора требование об удалении агитационных материалов, то исполнить его нужно в течение суток. Требование об удалении может прислать и провайдер хостинга, если РКН решит направить требование через провайдера

Возражения против этого решения не предусмотрены, поэтому стоит его исполнить и уведомить РКН об удалении спорного материала. При желании уже потом можно искать справедливость в суде.

Следите за тем, чтобы все адреса электронной почты редакции были доступны и проверялись постоянно. В спам тоже заглядывайте.

Скриншот из фильма “Операция “Ы” и другие приключения Шурика”

Практики по блокировке сайтов за нарушение законодательства о выборах еще нет, но будет, не сомневаюсь. Понадобится помощь, обращайтесь к нам

Агитационный плакат: что это, когда он появился, в чем отличие от афиш и объявлений

Плакаты давно являются неотъемлемой частью повседневной жизни. Они призывают к чему-либо, предупреждают, агитируют или же просто информируют, напоминают, заставляют задуматься. Плакаты можно увидеть повсюду, однако далеко не каждый человек сможет отличить их от афиш или же красочно оформленных объявлений.

Что это такое?

Агитационный плакат, как и любой другой, является броским, заметным издали изображением, содержащим в себе призыв или же информативный заголовок. Иными словами, это призыв к определенному действию, заключенный в четко и однозначно воспринимаемую визуально графическую формулу. Плакат может быть отпечатан любым из существующих способов или выполнен вручную, то есть просто нарисован.

Призыв к действию может быть прямым или же завуалированным. Во втором случае плакат будет содержать краткий заголовок информирующего типа, побуждающий граждан на раздумья и подводящий их к определенным выводам, за которыми следует конкретное действие. Как правило, завуалированно оформляется агитационный плакат на выборы в органы власти. Если на печатной продукции изображается кандидат на фоне «светлого будущего», а заголовок прописан абстрактной фразой, к примеру «за добро», то данный агитационный материал выполнен как раз в завуалированном варианте. Подразумевается то, что потенциальный избиратель, посмотрев на плакат, решит, что именно этот кандидат воплотит в жизнь представления человека о добре, справедливости и прочем. Уверившись в этом, отчасти благодаря использованному на плакате фону, избиратель отдает свой голос в день выборов за использовавшего завуалированный агитационный плакат кандидата.

Разумеется, плакаты применяются не только при агитации перед выборами. Они могут быть задействованы в любой области человеческой жизнедеятельности. К примеру, плакат может призывать сдать донорскую кровь, вымыть руки перед едой, не опоздать на работу, соблюдать тишину или же посетить какое-либо мероприятие или магазин.

В чем отличие от афиш?

Основное отличие плаката от афиш в том, что информирование о каком-либо событии, мероприятии или же создание предложения не включено в его задачи. То есть информативность в любом ее проявлении вторична, если речь идет о плакатах.

Агитационный плакат содержит только призыв к действию, он может и вовсе не нести никакой информативной нагрузки. А если она и есть, то представлена графической составляющей – рисунком, фотографией или же чем-то иным, что было задействовано для оформления фона.

Афиша же, хоть во многом и схожа с плакатом, несет в себе информацию о предстоящем мероприятии или же событии. На ней в обязательном порядке указываются время и место проведения, контакты организаторов и информация о том, где можно приобрести билеты, или же о предоставлении права свободного посещения. Также в афише содержится и краткая информация о характере предстоящего мероприятия, то есть указано, что именно будет проводиться – спектакль, выставка, концерт и так далее. Если речь идет о мероприятии, в котором участвуют конкретные люди, то обычно указаны и их фамилии или же творческие псевдонимы. Агитационный плакат всего этого лишен, а афиша, в свою очередь, не призывает к конкретным действиям, а предлагает их осуществить.

В чем отличие от объявлений?

Отличия плаката от объявления во многом повторяет те нюансы, которые делают разными его с афишами. То есть объявления несут в себе информацию о чем-либо и содержат в тексте предложение, чего нет в плакате.

Лучшим примером такой разницы являются как частные, так и от организаций объявления о продаже каких-либо вещей, объектов недвижимости или же чего-то иного. То есть тексты объявлений содержат информацию о предмете, которому посвящены, об условиях его реализации, цене и контактах авторов предложения. Плакат же этого лишен.

Когда появились плакаты?

Принято считать, что современные агитационные плакаты уходят своими корнями в середину позапрошлого столетия. Считается, что искусство плаката родилось благодаря эволюции и попыткам объединения шрифтовых, наборных объявлений с афишами.

Необходимость в плакате появилась из-за возникновения различного рода манифестаций, демонстраций и общественных акций. Одних только лозунгов на белом листе бумаги было недостаточно для привлечения общественного внимания и воздействия на власть имущих.

Задействовались плакаты не только на политических митингах. Большей частью они были востребованы на акциях, устраиваемых профсоюзами, ставящими своей целью не политические изменения, а всего лишь улучшение условий трудовой деятельности и, разумеется, увеличение заработной платы. Таким образом появился первый агитационный плакат по охране труда.

Многое для развития искусства плаката сделали художники, работавшие в жанре постимпрессионизма, например, Анри Тулуз-Лотрек. Благодаря постимпрессионистам плакаты обрели присущую им и по сей день лаконичность и избавились от множества витиеватых орнаментальных деталей, визуально перегружающих изображение и мешающих его однозначному восприятию.

Однако тот факт, что впервые о плакатах заговорили с середины позапрошлого столетия, не означает их появление из ниоткуда именно в данный исторический временной промежуток. Прародителями плакатов являются гравюры и картинки в жанре лубка. К примеру, агитационные гравюры больших размеров, применявшиеся на территории современной Германии во время Реформации и крестьянских волнений в XVI столетии, полностью отвечали всем критериям и характеристикам плаката.

Связи с общественностью в органах власти

Лекционный материал по теме “Коммуникационное взаимодействие органов власти с населением”

1. Организация взаимодействия органов власти с населением

К основным функциональным задачам ПР в системе госуправления можно отнести:

1) участие в демократизации государственного управления

2) содействие становлению гражданского общества.

3) содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти.

4) налаживание прямых и обратных связей с гражданами.

Существует прямая зависимость между уровнем управления и особенностями служб ПР: в региональных и муниципальных органах власти широко реализуется коммуникативная функция и общение с гражданами постоянно и организованно. На федеральном уровне акцентируется взаимодействие с прессой, аналитическая и прогностическая деятельность. В целом деятельность государственного ПР обеспечивает согласование общесоциальных, корпоративных и частных интересов.

Возможности ПР могут быть использованы в целях повышения открытости государственного управления и приближения к интересам граждан. Закрытость органов управления, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, что может стать предпосылкой социальных потрясений.

Существует целая группа причин, которые порождают недоверие граждан к органам власти. Прежде всего, это так называемые “технические” причины, когда государственные органы вследствие отсутствия структур и специалистом в сфере связей с общественность не умеют разъяснять гражданам цели и мотивы своей деятельности, не дают адекватного представления о ее характере и тех условиях, в которых они вынуждены работать и решать проблемы.

Следующие причины “культурно-исторического” типа, суть которых заключается в традиционно высокой степени политической и социальной активности российских граждан, предрасположенности нашего общества к патерналистским взглядам на власть.

“Организационные” причины связаны с недостаточностью квалифицированных и компетентных профессионалов, что вызвано переходом к новой модели организации общества и изменением характера работы с общественностью.

Причины “ресурсные” связаны с недостаточным финансированием госслужбы, отсутствием необходимой материальной и технической базы, ограниченностью располагаемых временных ресурсов и пр.

Эти проблемы могут решаться в следующих конкретных направлениях деятельности ПР в органах государственной власти:

  1. установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями
  2. информирование общественности о принимаемых решениях
  3. изучение общественного мнения
  4. анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом
    1. прогнозирование общественно-политических процессов
    2. обеспечение организации аналитическими разработками
    3. формирование благоприятного имиджа организации.

Налаживание коммуникационных связей крайне важно в системе местного и муниципального управления. Отсутствие информации о состоянии дел в курируемых сотрудником (отделом, департаментом) отраслях или территориях и несовершенство их взаимодействия является одним их существенных недостатков управления.

Одним из способов достижения эффективного функционирования организации – это следование следующим методологическим принципам:

Системность. Деятельность специалистов по связям с общественностью представляется собой систему успешно апробированных приемов, методов и процедур взаимодействия с общественностью.

Адекватность. Это соответствие структуры отдела по связям с общественностью, предмета и технологий его деятельности поставленным перед организацией целям и задачам.

Мобильность. Возможность структуры изменяться и корректировать направления работы в условиях появления новых факторов и обстоятельств.

Координация между отделом по связям с общественностью и другими подструктурами государственной организации может осуществляться следующим образом:

— четким определением и разделением функций, реализацией принципа “взаимной дополняемости”, когда отдел по связям с общественностью не дублирует действия других органов, а качественно дополняет ее;

— согласование планирования и контроля с учетом перемещения между отделами, учебы и роста квалификации и профессионализма сотрудников, выработкой критериев их аттестации;·

—соблюдением правил “паритетного управления” и арбитражем в межкорпоративных спорах и координирующим влиянием на деятельность различных структур организации.

Агентское вознаграждение. Бухгалтерские проводки по услугам

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Агентский договор и его особенности
  2. Агентское вознаграждение в учете принципала и агента
  3. Примеры отражения сделок

Заключение коммерческих сделок через агентов – достаточно распространенная практика современного бизнеса. Бухгалтерский учет агентского вознаграждения отражает положения заключенного гражданско-правового договора с агентом. Структура бухгалтерских проводок должна быть выстроена таким образом, чтобы учесть все его нюансы. В статье мы рассмотрим наиболее важные корреспонденции счетов и приведем практические примеры по учету выплат агентам фирмы.

Агентский договор и его особенности

Стороны, подписывающие договор, именуются принципалом (заказчик услуг) и агентом. Бухгалтерский учет агентских договоров, в том числе и вознаграждений по нему, определяется следующими условиями:

  • агент действует от имени себя самого или от имени принципала;
  • принимает ли участие агент в расчетах;
  • хранятся ли товары на складах агента;
  • порядок исчисления вознаграждения (в виде процентов от сделки, фиксированная сумма, как часть сумм, полученных от третьих лиц, либо выплатой от принципала и пр.);
  • порядок отчетности агента, состав отчетности, периодичность;
  • иные значимые нюансы договора.

К договору разрабатывается и прилагается форма отчета агента перед заказчиком услуг. К этому первичному документу прилагается подтверждающая документация – на расходы, возмещаемые агенту и расчет его вознаграждения.

Агентская отчетность – важный фактор, определяющий договор и минимизирующий проблемные моменты по нему. На практике спорные ситуации могут возникать как между сторонами договора (вплоть до судебных исков), так и между фирмой и контролирующими органами в части подтверждения расчетов первичными документами.

Кроме отчета с приложениями, бухгалтер может работать со следующими документами:

  • договора, акты, акты накладные – документы контрагента, если агент действует непосредственно от имени принципала (либо их копии, если от своего имени);
  • счета-фактуры на вознаграждение агента.

Обратите внимание! Если агент – плательщик НДС, он обязан выставлять счета-фактуры, с начислением на них НДС (НК РФ, ст. 146, п. 1-1, ст. 156, п. 1). Такой порядок действует и в случаях, если товары, предмет купли-продажи, освобождены от НДС (НК РФ, ст. 149, п. 7). Существуют исключения из данного правила (НК РФ, ст. 156, п. 2), например, некоторые медтовары.

Агентское вознаграждение в учете принципала и агента

Вознаграждение агентов напрямую связано в БУ с получением денег, исчислением НДС, оплатой товара, поэтому проводки необходимо рассматривать в комплексе.

Основные схемы корреспонденции счетов у агента будут ниже.

Этот вариант применяется, когда агент работает непосредственно от заказчика. Он не владеет товаром, у него отсутствуют доходы (расходы) по сторонним ТМЦ (ПБУ 9/99):

  • ДТ 51 — КТ 76 — поступили деньги от принципала для оплаты сделки (с учетом НДС и вознаграждения).
  • ДТ 76 — КТ 90/1 — агентское вознаграждение отражено в учете.
  • ДТ 90/3 — КТ 68/2 — НДС с вознаграждения.
  • ДТ 60 — КТ 51 — оплачено контрагенту за МЦ для заказчика.
  • ДТ 76 — КТ 60 — агентские расходы (возмещаемые) отражены в учете, с НДС.

Товары заказчика учитываются по забалансовому принципу — Д002. После отгрузки заказчику, МЦ списываются с К002.

Схема применяется агентом, при его действиях как посредника:

  • ДТ 62 — КТ 76 — выручка согласно договору.
  • ДТ 51- КТ 62 — покупатель перечислил деньги.
  • ДТ 76 — КТ 51 — перечисление денег за реализованные ТМЦ заказчику (за вычетом вознаграждения).
  • ДТ 62 — КТ 90/1 — вознаграждение агента отражено в учете.
  • ДТ 90/3 КТ 68/2 — НДС на вознаграждение.
  • ДТ 76 КТ 62 — к зачету вознаграждение агента.

Ведется забалансовый учет ТМЦ: Д004 – оприходование ТМЦ на продажу, К004 – списаны реализованные ценности. Учет заказчика услуг, принципала, отражает другую сторону той же сделки. Проводки сходны применяемыми по расчетам с поставщиками, но в них отражена еще и работа агента.

Схема применяется, если агент работает непосредственно от имени тех, кто заказал услуги:

  • ДТ 76 — КТ 51 — деньги перечислены агенту на различные цели (покупка ТМЦ, возмещение расходов, вознаграждение).
  • ДТ 41 — КТ 76 — товар закуплен через агента (такой же проводкой в стоимость товара добавляется вознаграждение, ТЗР).
  • ДТ 19 — КТ 76 — НДС покупной стоимости товара (такой же проводкой учитывается НДС с вознаграждения, ТЗР).
  • ДТ 68/2 КТ 19 — НДС на вычет.

Так отражаются операции, если агент работает как посредник в сделке:

  • ДТ 51 — КТ 62 — получены деньги от агента (полученные от покупателя).
  • ДТ 62 — КТ 90/1 — учтена выручка от агента (по отчету).
  • ДТ 90/3 КТ 68/2 — НДС на выручку.
  • Д20 (или иной «затратный» счет) — К76 — вознаграждение агента учтено.
  • ДТ 19 — КТ 76 — НДС на вознаграждение учтено.
  • ДТ 68/2 — КТ19 — НДС, вычет.
  • ДТ 90/2 — КТ 20 (иной «затратный» счет) — списаны затраты по услугам агента.
  • ДТ 76 — КТ 62 — вознаграждение агента к зачету.

Вопрос: Как отразить в учете организации-агента операции по приобретению недвижимости (здания) для принципала, если по условиям договора агент действует от своего имени, участвует в расчетах и получает агентское вознаграждение на условиях 100%-ной предоплаты?
Посмотреть ответ

Примеры отражения сделок

На практике могут использоваться различные варианты приведенных корреспонденций счетов. Рассмотрим некоторые примеры таких сделок и отражение операций в БУ.

Пример 1 (учет у заказчика)

Компания «Грани» производит изделия из камня. Компания «Меркурий» привлекает для нее клиентов согласно договору ГПХ, вознаграждение – 6% от реализации. По итогам месяца оплата изделия составила 150 000 руб., себестоимость изделий — 100 000 руб.

Вознаграждение агенту в затратах:

  • 150 000*6% — (150 000*6% *20%) = 7200,00 руб. Д 20 — К 76 — 7200,00.
  • 7200 *20% = 1440,00 — начислен НДС с вознаграждения. Д 19 — К 76 — 1440,00.
  • Д 68/2 — К 19 — 1440,00 — принят к вычету НДС с вознаграждения.
  • Д 90 — К 20 — 100 000,00 — списана с/ть изделий (в т.ч. и затраты по агентским услугам).

Агентское вознаграждение в расчетах с агентом: 150000*6% = 9000 руб. Доход за вычетом вознаграждения: 150 000 — 9000 = 141000,00 руб. Д 51 — К 62 — 141 000,00 — поступил доход за вычетом вознаграждения. Д 76 — К 62 — 9000,00 — вознаграждение зачтено в счет оплаты от покупателя.

Пример 2 (учет у агента)

Компания «Меркурий» за вознаграждение 5% от проданного (расчет по оплате) товара реализует продукцию компании «Друг» — приспособления для животных. За месяц было отгружено товара на 100 000 руб., в том числе НДС — 16 666,67 руб.

Продано товара на 75 000 руб., в том числе НДС — 12500 руб. Оплата товара — 70 000 руб., в том числе НДС — 11666,67 руб. Затраты агента 250 руб.

  • Д 004 — 100 000,00 — товар принят на хранение.
  • Д 62 — К 76, К 004 — 75 000,00 — продан товар.
  • Д 51 — К 62 — 70000,00 — оплачен товар.
  • Д 76 — К 76 (по субсчетам) 70000,00 — отчет заказчику за проданный товар.
  • 70000*5% = 3500 руб. Д 76 — К 90/1 — 3500,00 — начислено вознаграждение.
  • Д 76 — К 76 — 3500,00 — удержано вознаграждение из дохода по продажам.
  • Д 90 — К 68/ндс — 583,33 — НДС в вознаграждении.
  • 3500 — 583,33 — 250 = 2666,67 руб. — прибыль агента. Д 90 — К 99/9 — 2666,67.
  • 70 000 — 3500 = 66500 руб. выручка за минусом вознаграждения. Д 76 — К 51 — 66500,00 перечисление выручки заказчику услуг.

Вопрос: Организация (принципал) заключила агентский договор с гражданином РФ (не является ИП), который от имени и за счет принципала оказывает на основании доверенности услуги по поиску покупателей на территории Китая. Каков порядок обложения агентского вознаграждения НДФЛ и страховыми взносами?
Посмотреть ответ

Тезисно

Бухучет расчетов между принципалом и агентом зависит от договорных условий. Отчет агента составляет основу бухгалтерской документации по сделкам. БУ ведется на счетах по расчетам контрагентами – 76, 62, с применением забалансовых счетов 002, 004, а также стандартных счетов учета доходов, НДС, денежных средств.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: