Аграрное законодательство: что это такое, описание и особенности

Аграрное право: конспект лекций

Конспект лекций, составленный в соответствии в Государственным образовательным стандартом высшего образования, поможет систематизировать полученные ранее знания и успешно сдать экзамен или зачет по дисциплине «Аграрное право». Издание предназначено для студентов, преподавателей и аспирантов юридических вузов и факультетов.

Оглавление

  • ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, метод, система и принципы аграрного права
  • ЛЕКЦИЯ № 2. Источники аграрного права
  • ЛЕКЦИЯ № 3. Сельскохозяйственный кооператив
  • ЛЕКЦИЯ № 4. Образование кооператива

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аграрное право: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, метод, система и принципы аграрного права

1. Понятие и предмет аграрного права

Российское право представляет собой систему, состоящую из отраслей права.

Отрасли права, в свою очередь, состоят из норм, объединяемых в институты.

Аграрное (сельскохозяйственное) право является одним из таких институтов, который занимает далеко не последнее место в системе российского права. Одни ученые-юристы доказывают необходимость выделения аграрного права как самостоятельной отрасли, другие это оспаривают. Дело в том, что система права не остается неизменной с течением времени.

Бывает, что с возникновением новых общественных отношений появляется и новая отрасль права — так, с ростом применения наемной рабочей силы трудовое право выделилось из права гражданского — и наоборот, какие-то отрасли отмирают. Некоторые отрасли в процессе развития права сближаются; так, с введением права частной собственности земельное право в области регулирования сделок с землей тесно переплелось с гражданским правом. Общепризнанны в науке российского права такие традиционные отрасли, как конституционное, административное, гражданское, уголовное право.

Однако ряд ученых обосновывают необходимость выделения еще и комплексных отраслей в качестве вторичных правовых образований.

К ним относят, например, предпринимательское право. Сторонники аграрного права также основываются на теории комплексных отраслей. Они определяют аграрное право как «систему правовых норм, регулирующих аграрные (земельные, имущественные, трудовые, организационно-управленческие) отношения в сфере сельскохозяйственной производственной деятельности». Аграрное право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сельском хозяйстве, в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности. Аграрное право относится к комплексным отраслям права. В основе выделения аграрного права в комплексную отрасль права лежат:

1) наличие предмета правового регулирования как главного материального основания разграничения норм права по отраслям, а именно специфического круга общественных отношений, обладающих достаточно крупной общественной значимостью и требующих специального правового регулирования, основу которых составляют отношения, складывающиеся в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;

2) методы и принципы правового регулирования;

3) существование необходимого нормативного материала и прежде всего наличие собственных источников (аграрного законодательства), которые не входят ни в одну их основных отраслей права;

4) аграрная политика государства как субъективная основа формирования и развития аграрного права. Аграрное право выступает в качестве правовой формы выражения и закрепления аграрной политики государства.

Изучая нормативные акты по вопросам сельского хозяйства, аграрное право занимается сопоставлением, анализом и толкованием содержащихся в них норм. Для этого необходимо знать нормативные акты других отраслей, связанные с вопросами, решаемыми аграрным законодательством.

Предметом аграрного права являются различные общественные отношения, возникающие в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности, а также непосредственно связанные с деятельностью субъектов аграрного права, которые именуются аграрными отношениями.

Так же, как основной предмет аграрного права, выступает аграрное законодательство (иначе оно называется законодательством о сельском хозяйстве или сельскохозяйственным законодательством — эти термины равнозначны).

Отрасль законодательства — это система нормативных актов, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права; в законодательстве объективно существуют комплексные отрасли, включающие нормы разных отраслей права, например, законодательство о здравоохранении, о науке, о культуре. К ним относится и аграрное законодательство. Аграрное законодательство представляет собой комплекс нормативных актов разного уровня — законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов и инструкций соответствующих министерств и ведомств, — регулирующих отношения, возникающие в сфере сельскохозяйственной деятельности.

Сельскохозяйственная деятельность в данном случае понимается как производство продукции растениеводства и животноводства, ее реализация и первичная переработка самими сельскими товаропроизводителями.

Соответственно в сферу регулирования аграрного законодательства не входит деятельность предприятий пищевой промышленности и других перерабатывающих сельхозпродукцию производств; сельскохозяйственного машиностроения, сельского строительства.

Аграрное законодательство регулирует договорные отношения сельских товаропроизводителей с такими обслуживающими организациями, но деятельность всех предприятий АПК шире сферы действия аграрного законодательства. Отрасль современного аграрного законодательства состоит из нескольких крупных подотраслей, представляющих собой массивы нормативных актов:

1) государственное руководство сельским хозяйством включает нормативные правовые акты о системе органов управления, о государственной политике в области ценообразования на продукцию сельского хозяйства, финансирования и кредитования аграрных предприятий, применения льгот и дотаций, лицензирования отдельных видов деятельности и т. п.;

2) правовой статус сельскохозяйственных формирований — обществ, товариществ, кооперативов, а также крестьянских и личных подсобных хозяйств. Общие нормы об организационно-правовых формах юридических лиц содержатся в гражданском законодательстве. К аграрному же относятся правовые акты, регулирующие либо особенности отдельных форм предпринимательства (принятие таких актов прямо предусмотрено, например, законами об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью), либо деятельность таких чисто аграрных формирований, как сельскохозяйственные кооперативы и крестьянские хозяйства;

Читайте также:
Акционерное законодательство: что это такое, описание и особенности

3) договорные отношения в сфере агропромышленного комплекса. Здесь принцип тот же — все договоры регулируются Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), но конкретизация его норм по отношению к договорам, применяемым в агропромышленной сфере, производится в аграрных нормативно-правовых актах;

4) отдельные отрасли сельскохозяйственного производства. Включают нормативные акты, направленные на стимулирование развития отдельных отраслей животноводства и растениеводства (например, овцеводства, пчеловодства, льноводства, виноградарства), внедрение прогрессивных и экологически чистых технологий производства той или иной сельскохозяйственной продукции, соответствие ее стандартам качества и безопасности. Кроме того, сюда можно отнести группу актов, которые регулируют сельскохозяйственную деятельность, связанную с научным, ветеринарным, агрономическим, агрохимическим обслуживанием аграрного производства, в том числе вопросы селекции, семеноводства, племенного животноводства.

Есть еще некоторые вопросы: культура, быт, благоустройство в сельском хозяйстве; сельскохозяйственное переселение; подсобные промыслы.

Сфера сельскохозяйственного производства обладает существенной спецификой: зависимостью от природно-климатических факторов, сезонным характером труда, превышением времени производства сельскохозяйственной продукции над продолжительностью рабочего времени, использованием земли в качестве основного средства производства. Необходимо учитывать также значение аграрного сектора для обеспечения продовольственной безопасности страны.

Поэтому выделение аграрных отношений в качестве самостоятельного предмета правового регулирования носит объективный характер и обусловлено необходимостью учета в законодательстве особенностей сельского хозяйства как отрасли экономики.

Особенность общественных отношений в сельском хозяйстве заключается также в том, что в совокупности их нельзя отнести к предмету какой-либо из традиционных отраслей права и в зависимости от конкретного вида они регулируются разными отраслями права. Вместе с тем они тесно взаимосвязаны между собой, требуют комплексного правового регулирования и рассматриваются в аграрном праве в качестве целостного образования. Отсюда и специфика предмета аграрного права как сложного комплекса различных видов общественных отношений в сельском хозяйстве (земельные, имущественные, организационно-управленческие, трудовые и др.).

Российское аграрное право как учебная дисциплина изучает законодательство, регулирующее общественные отношения, связанные с сельскохозяйственной деятельностью, практику его применения, историю возникновения и развития, а также аграрное законодательство зарубежных стран. Несмотря на то, что различные виды общественных отношений в сельском хозяйстве не составляют органического единого отношения, тем не менее они тесно связаны друг с другом и рассматриваются как целостное образования. Именно в этом состоит специфика аграрных отношений как сложного комплекса различных видов аграрных отношений в сельском хозяйстве.

2. Метод аграрного права

Каждая из традиционных отраслей права имеет специфический метод правового регулирования, т. е. способ воздействия норм данной отрасли на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения. Аграрное право (как комплексная отрасль) использует методы разных отраслей. Для него характерно органичное сочетание публично-правовых и частноправовых методов регулирования.

1. Публичные — государственное, административное, уголовное, уголовно-процессуальное, финансовое, гражданско-процессуальное (регулирует отношение государства, его органов с гражданами и иными субъектами права, при этом государственные органы выступают в качестве носителей государственно-властных полномочий; они устанавливают обязательные предписания, а к нарушителям применяют меры государственного принуждения).

2. Частные — гражданское, семейное, трудовое право (сфера свободной деятельности, где все, включая государство, участвуют в отношениях на равных).

В аграрном праве управленческие, публично-правовые отношения касаются регулирования государством цен на сельскохозяйственную продукцию, показателей качества этой продукции, государственных дотаций и компенсаций, взимания налогов, условий предоставления кредитов. Они составляют сферу деятельности органов Министерства сельского хозяйства, государственных комиссий и инспекций.

В этих отношениях используются методы дозволения, запрета, властного предписания.

С переходом к рыночной экономике все шире становится область применения частного права.

Частноправовая сфера в сельском хозяйстве — это отношения, связанные с созданием и деятельностью аграрных коммерческих организаций и крестьянских хозяйств, заключением и исполнением договоров, а также трудовые и членские отношения граждан, занятых в аграрном производстве.

В регулировании этих отношений применяются методы добровольности, юридического равенства сторон, их независимости друг от друга (даже если в них участвует государство).

3. Система аграрного права

Структуру аграрного права составляют правовые институты и нормы.

Научно обоснованное расположение аграрно-правовых институтов в соответствии с их ролью в регулировании аграрных отношений составляет систему аграрного права.

Разделение аграрного права на институты осуществляется на основе аграрного и иного законодательства. Практически все институты аграрного права являются комплексными, как и отрасль в целом.

Система аграрного права состоит из Общей и Особенной части.

К Общей части относятся институты, характеризующие:

1) государственное регулирование сельского хозяйства;

2) правовое регулирование социальных отношений на селе;

3) правовые основы аграрной реформы;

4) правовое положение сельскохозяйственных организаций;

5) правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств;

6) правовое положение личных подсобных хозяйств граждан.

В Особенную часть включены институты, определяющие:

Читайте также:
Государственный суверенитет: что это такое, описание и особенности

1) правовой режим имущества сельскохозяйственных организаций;

2) права и обязанности сельскохозяйственных организаций по использованию земли и других природных ресурсов;

3) особенности правового регулирования в сельском хозяйстве:

а) финансовых отношений;

б) трудовых отношений;

в) договорных отношений;

4) право предпринимательской деятельности (в том числе по отраслям сельского хозяйства — в области семеноводства, племенного дела, ветеринарного дела, селекционной деятельности);

5) ответственность за нарушения аграрного законодательства.

Таким образом, аграрное право следует рассматривать как комплексную специализированную отрасль права, которая представляет собой обусловленную внутренним единством систему взаимосвязанных правовых норм, регулирующих аграрные общественные отношения в сфере сельскохозяйственной и связанной с ней деятельности.

4. Принципы аграрного права

Аграрное право строится в основном на тех принципах, которые характерны и для всего российского права:

1) обеспечение законности в деятельности всех участников аграрных отношений;

2) установление государством основных приоритетов развития агропромышленного комплекса;

3) экологическая безопасность, обеспечения качества производимой продукции;

4) свобода выбора форм хозяйствования аграрными предпринимателями;

5) свобода договора;

6) судебная защита нарушенных прав участников аграрных отношений.

Однако один специальный принцип аграрному праву все же присущ — это принцип учета специфики сельскохозяйственного производства.

Его специфика состоит в том, что в сельском хозяйстве земля используется как основное средство производства; оно связано с воспроизводством живых организмов — растений и животных — и имеет сезонный характер. Но это объективные особенности.

Практика правоприменения показывает, что нормы аграрных законов эффективны, когда учитывают и социально-правовую специфику: уклад сельской жизни, менталитет крестьянства сложившийся за десятилетия колхозного строя при отсутствии права частной собственности на землю и систем договорных отношений.

Аграрное законодательство – юридическая основа для формирования аграрного права

Юридическим критерием выделения аграрного права в качестве комплексной интегрированной отрасли права является наличие достаточного правового материала в виде большой совокупности актов аграрного законодательства, учитывающих особенности предпринимательской и иной экономической деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Комплексные отрасли права являются наглядным подтверждением удвоения структуры права. Это находит свое выражение в том, что сырьем, строительным материалом для формирования комплексных отраслей права служат нормы права, которые взяты из основных отраслей права.

Длительное время нормы гражданского права и других основных отраслей права, регулирующие аграрные отношения, занимали доминирующее положение в системе источников аграрного права.

На базе таких норм права, которые не перестают быть нормами основных отраслей права, принимаются специальные комплексные нормативные правовые акты, которые не относятся к иным отраслям законодательства и образуют в своей совокупности аграрное законодательство как целостное системное образование, составляющее юридическую основу для выделения аграрного права как комплексной интегрированной отрасли права.

В этом и состоит специфика источников аграрного права, большинство норм которого устанавливается комплексными нормативными правовыми актами, для которых характерна общность коренных положений, единство в юридическом содержании регулируемых аграрных отношений.

Именно в этом отличается аграрное право от других комплексных отраслей права, которые состоят исключительно из норм, рассредоточенных в различных источниках других отраслей права. Поэтому лишь с известными оговорками можно признать положение о том, что комплексные отрасли права не имеют собственных источников и соединяют в себе лишь разноотраслевые нормы.

Еще в многотомном Собрании действующего законодательства СССР законодательство о сельском хозяйстве было выделено в самостоятельный раздел (Х11), который занимал 4 тома и включал в себя 1100 нормативных правовых актов.

В Общеправовом Классификаторе отраслей законодательства, который был подготовлен Государственно-правовым управлением Президента РФ, выделено две группы отраслей законодательства, которые сформированы по предметному признаку, и те, которые выделяются по другим основаниям – с учетом отраслей экономики.

К числу отраслей законодательства, сгруппированных по первому критерию, Классификатор относит гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство. По второму критерию в Классификаторе выделено и законодательство о сельском хозяйстве.

Ранее действовавший ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» также содержал более широкое понимание сельскохозяйственного законодательства.

Он отождествлял его с законодательством о сельском хозяйстве, которое включает в себя законодательство о переработке сельскохозяйственного сырья и реализации готовой продукции, материально-техническом обеспечении и производственно-техническом обслуживании агропромышленного производства.

В рамках учения о соотношении системы законодательства и системы права, характерного для формирующихся отраслей права, возникает, таким образом, необходимость четкого отграничения таких понятий как аграрное законодательство и законодательство о сельском хозяйстве.

В литературе нередко отождествляются эти понятия, так как в состав аграрного законодательства, выделившегося в самостоятельную отрасль в связи со спецификой объекта правового регулирования и его общественным значением, включаются все нормативные акты земельного, гражданского, административного, финансового и других отраслей законодательства, имеющих юридическое значение для сельского хозяйства.

При таком широком понимании аграрного законодательства проф. Е.Л. Минина выдвигает возражения против объединения в будущем Аграрном кодексе РФ «всех вопросов, имеющих отношение к сельскому хозяйству и агропромышленному комплексу».

Данная позиция мотивируется тем, что объединение в одном нормативном правовом акте таких вопросов «потребовало бы «выдергивания» отдельных норм из Гражданского кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях, других нормативных актов, что разрушило бы сложившуюся систему и структуру российского законодательства».

Читайте также:
Дееспособность малолетних: что это такое, описание и особенности

Заметим, что подобное мнение было достаточно распространенным и ранее, когда обсуждался вопрос о месте сельскохозяйственного законодательства в системе советского, в том числе и российского, законодательства.

При таком подходе к определению сферы действия аграрного законодательства оно трактуется в качестве искусственно созданной отрасли, поглощающей значительную часть российского законодательства и не отвечающей критериям отрасли законодательства, принятым в российской юридической науке.

Термином «аграрное законодательство» обозначается совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих аграрные отношения и служащих формой закрепления норм, специфичных для отрасли аграрного права.

В состав законодательства о сельском хозяйстве входят также нормативно-правовые акты иных отраслей права. В этих актах в сфере гражданских, административных, земельных, финансовых, и иных отношений отражается взаимосвязь и взаимообусловленность различных видов общественных отношений, обособившихся в самостоятельные предметы правового регулирования различных отраслей законодательства.

Аграрное законодательство – внешняя форма проявления реального существования аграрного права как совокупности правовых норм, регулирующих в соответствии с процессом дифференциации и сопутствующей ему определенной интеграцией аграрные отношения, объединенных по предмету, методам, принципам в комплексную специализированную интегрированную отрасль российского права.

Эта обособившаяся отрасль российского законодательства не должна рассматриваться в качестве синонима законодательства о сельском хозяйстве, которым обозначается нормативный массив, не имеющий предметной связи.

Такой вывод о соотношении аграрного права, аграрного законодательства и законодательства о сельском хозяйстве в полной мере учитывает результаты общетеоретических исследований, которые признают, что отрасль законодательства состоит «из нормативных актов, имеющих одну отраслевую прописку».

В равной мере современная правовая доктрина исходит из того, что правовые нормы основных отраслей (например, гражданского и административного) права в той мере, в какой они решают отдельные вопросы деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских хозяйств), имеют двойственную прописку и выделяются в особую группу источников аграрного права.

Вместе с тем, когда мы говорим о месте аграрного права в системе российского права, то мы имеем ввиду, что эта комплексная специализированная интегрированная отрасль права построена на применении не одного, а различных методов правового регулирования (дозволении, запретах, предписаниях), унаследованных от основных отраслей права, выделившихся в основные первичные отрасли права по предмету и методу правового регулирования, взятыми в единстве.

Аграрное законодательство последних 20 лет переживает серьезные изменения.

Во-первых, под влиянием рыночных реформ в сельском хозяйстве обновляется и обогащается его нормативная база: возникают новые направления правового регулирования (например, оптовые продовольственные рынки, биржевые сделки, оборот земель сельскохозяйственного назначения, селекционная деятельность в сельском хозяйстве).

Во-вторых, изменилась структура аграрного законодательства: вместо законодательства о государственных и кооперативных сельскохозяйственных предприятиях (колхозах и совхозах) интенсивно развивается законодательство о сельскохозяйственных коммерческих организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подсобных хозяйствах.

В-третьих, законодательство выделяет комплексные специализированные договоры, которые содержат не только частноправовые, но и публично-правовые начала. В качестве примера можно привести договоры в сфере финансирования и кредитования сельского хозяйства, которые заключаются между Министерством сельского хозяйства РФ и Администрациями субъектов РФ.

В-четвертых, изменилось соотношение различных институтов аграрного права.

Так, в связи с введением в единого сельскохозяйственного налога в соответствии с главой 26 Налогового кодекса РФ упрощаются налоговые отношения между сельскохозяйственными товаропроизводителями и налоговыми органами государства, отменяется для сельскохозяйственных организаций уплата налогов на прибыль организаций; налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ и ТК при ввозе на таможенную территорию); налога на имущество организаций: единого социального налога. Соответствующие изменения внесены в налогообложение индивидуальных предпринимателей.

Аграрное законодательство: что это такое, описание и особенности

ЛЕКЦИЯ № 2. Источники аграрного права

1. Классификация источников аграрного права

Современное аграрное право охватывает две взаимосвязанных между собой сферы правового регулирования. Одна из них – традиционная область аграрных отношений, складывающихся в сфере собственно сельскохозяйственной деятельности при обработке земли, производстве продукции растениеводства и животноводства.

Другая область отношений, регулируемых аграрным правом, включает в себя деятельность подсобных предприятий и промыслов в сельском хозяйстве, связанную с переработкой сельскохозяйственной продукции и производством продовольствия. Источники аграрного права служат формой выражения и закрепления аграрной политики государства как важного фактора, влияющего на формирование и развитие юридических институтов в сфере правового регулирования аграрных отношений. Аграрная политика государства складывается в форме социальных ориентаций, совокупности целей, идей, принципов, методов регулирования отношений между городом и деревней, экономических отношений в деревне, программ решения продовольственного вопроса.

Стратегия государства в аграрной политике вытекает из глубоко распространяющихся в аграрном секторе товарно-денежных отношений при наличии тенденций к формированию многоукладной аграрной экономики. Это выразилось в законодательном закреплении земельных участков в частную собственность граждан и юридических лиц, что в полной мере отвечает общепризнанным международным документам. Аграрное законодательство отдает приоритет такому праву, как право на свободный выход работников из колхозов и совхозов с закреплением за ними права на земельную долю.

Читайте также:
Нужно ли получать лицензию МФС, помогая людям в получении визы

Источники права – это внешняя форма выражения правотворческой деятельности государства при поддержке волеизъявления народа, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Специфика источников аграрного права выражается в механизме их законодательного закрепления – они часто служат формой выражения в специальных актах аграрного законодательства, которые не входят ни в одну из основных отраслей законодательства.

Большинство норм аграрного права устанавливаются комплексными нормативно-правовыми актами, предназначенными специально для регулирования аграрных отношений. В состав комплексных правовых актов, оформляющих превращение совокупности пограничных правовых институтов в новую комплексную отрасль – аграрное право, входят также нормы гражданского, административного, трудового, иных основных отраслей права. Это комплексный характер правовых норм. В аграрно-правовой доктрине распространенной является трехчленная классификация источников аграрного права.

Они делятся по способу правотворчества на нормативные правовые акты государства, акты санкционированного и делегированного правотворчества. В аграрном праве в большой степени, чем в других отраслях права, используются в качестве источников права акты санкционированного и делегированного правотворчества.

Санкционирующая деятельность – многообразная правовая деятельность государства по утверждения, рассмотрению, одобрению нормативных актов сельскохозяйственных коммерческих организаций и органов общественного самоуправления крестьян – Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

Специфика делегированного правотворчества выражается в том, что уполномачивая сельскохозяйственные коммерческие организации и органы общественного крестьянского самоуправления на выработку нормативно-правовых актов, государство тем не менее не утрачивает своей компетенции на правовое регулирование аграрных отношений. Делегированное правотворчество в сфере государственного управления связано, как правило, с временным предоставлением подчиненному государственному органу права вырабатывать нормативный акт, издание которого составляет компетенцию делегирующего органа. Наиболее распространенной формой источника права являются нормативно-правовые акты.

1. Главным источником аграрного права, как и для всех остальных отраслей российского права является Конституция Российской Федерации, которая обладает верховенством над всеми правовыми актами в Российской Федерации и имеет высшую юридическую силу от 12 декабря 1993 г. Юридическая сила – это способность нормативного акта регулировать общественные от ношения.

2. Федеральные конституционные законы (при конкуренции нормативно-правовых актов различной юридической силы применяется тот нормативный акт, который имеет большую юридическую силу) которые комментируют многие положения Конституции РФ, в том числе и связанные с аграрным правом.

3. Федеральные Законы. Такие Законы различают по сфере действия:

1) общего действия;

2) специального действия.

Если закон специального действия регулирует общественные отношения иначе, чем закон общего действия, то действует закон специального действия; если закон общего действия регулирует общественные отношения, не урегулированные законом специального действия, то действует закон общего действия; если закон общего действия регулирует отношения, урегулированные законом специального действия, то действует закон специального действия.

Среди Федеральных законов, регулирующих аграрные правоотношения, можно выделить такие, как Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», а также кодифицированные нормативно правовые акты, такие как ГК РФ, Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ и другие.

4. Подзаконные акты – указы Президента. С 1991 г. президенту предоставлены чрезвычайные полномочия в области законодательства, с этого момента указы президента приобрели силу законов, это явление стали называть «указным законодательством», а также постановления Правительства РФ, которые также относятся к подзаконным актам.

5. Немалую роль в регулировании аграрных правоотношений играют нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и локальные акты. Главной особенностью таких актов является то, что они ограничены в применении территориальными признаками.

Вопросы, регулируемые такими актами в основном применимы к определенному субъекту РФ по четко обозначенным признакам, например, наличие законодательных актов республик-субъектов РФ, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность в той или иной отрасли (например, для Республики Саха (Якутия)) – животноводства, связано с региональной специализацией по вопросам сельского хозяйства, исходя из природно-климатических условий региона.

2. Конституция РФ как источник аграрного права

Конституция РФ обладает огромной юридическая функцией – она составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского общества аграрные отношения, определяет конституционные параметры рыночной аграрной экономики, дает простор развитию правовых институтов, относящихся не только к государственному, но и другим отраслям, в том числе и к аграрному праву.

Конституция РФ содержит много норм, регулирующих отношения в области правового регулирования аграрных отношений:

1) права и свободы граждан в сфере аграрного предпринимательства, или правовое положение сельскохозяйственных коммерческих организаций и предпринимателей;

2) единство экономического пространства в рамках всей страны как для граждан и их объединений в сфере аграрной предпринимательской и иной экономической деятельности, так и для иных собственников (РФ, субъектов РФ, муниципалитетов);

3) свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности как необходимое условие формирования рыночной аграрной экономики;

4) государственное регулирование предпринимательской и иной экономической деятельности в сфере агропромышленного производства;

Читайте также:
Акцизные управления: что это такое, описание и особенности

5) право собственности и другие вещные права крестьян на землю и другое недвижимое имущество;

6) правовое регулирование сельскохозяйственного труда;

7) расширение сферы деятельности суда в защите основных экономических прав и свобод граждан в сфере аграрного предпринимательства и иной экономической деятельности;

8) установление системы государственных органов, наделенных правотворческой компетенцией в области правового регулирования аграрных отношений и правоприменения.

Конституция РФ признает собственность в качестве основного самостоятельного производственного отношения в системе экономических отношений, существующих независимо от воли отдельных лиц. Статья 8 Конституции РФ признает и защищает равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю – экономическую основу гражданского общества. С включением в Конституцию РФ положений о формах собственности на землю и другие природные ресурсы укрепляется устойчивость, незыблемость, защищенность отношений земельной собственности.

3. Унифицированные и дифференцированные нормативно-правовые акты аграрного законодательства

Унифицированные акты аграрного законодательства – юридический источник и форма выражения норм аграрного права, которые имеют в основе интеграцию правового регулирования аграрных отношений. Унификация создает благоприятные условия для уменьшения объема нормативного материала, для повышения эффективности правоприменительной деятельности.

Гражданский Кодекс РФ (глава 34) закрепляет важнейшие принципы, которые действуют и в аграрном праве:

1) договорной характер сельскохозяйственной аренды;

2) добровольность и равноправие сторон по договору аренды;

3) свобода выбора форм хозяйствования;

4) возмездный характер сельскохозяйственной аренды;

5) реальность и гарантированность субъективных прав арендодателя и арендатора.

Дифференцированные акты аграрного законодательства – юридический источник и форма выражения норм аграрного права, в основе которых лежит дифференциация правового регулирования аграрных отношений, обусловленная созданием новой системы производственных отношений, основанной на многообразии форм собственности и хозяйствования в условиях рынка.

Важнейший акт такого рода – Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Пример дифференциации – Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», содержит нормы материально-правового и процессуального регулирования, рассчитанные специально на их применение по отношению к сельскохозяйственным кооперативам.

Осуществление аграрной реформы привело к возникновению новых, не существующих ранее в рамках государственно-планового народного хозяйства организационно-правовых форм хозяйственной (коммерческой) деятельности, соответствующих рыночным отношениям. Появились новые типы предприятий – частные производственные формирования, первоначально совместные, малые предприятия, затем хозяйственные товарищества и общества.

АГРАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

(англ agrarian legislation) — в РФ отрасль законодательства, включающая совокупность правовых институтов и норм, регулирующих земельные, имущественные, трудовые, организационно-управленческие отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности, т.е. деятельности сельскохозяйственных организаций и граждан, занимающихся обработкой земли, производством продукции растениеводства и животноводства, а также иные связанные с сельскохозяйственным производством отношения, относящиеся к предмету аграрного права.

В систему А.з. входят прежде всего нормы Конституции РФ*, а также законы, принятые Государственной Думой Федерального Собрания РФ, указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ.На территории России по-прежнему применяются правовые акты федеральных органов гос-ной власти и управления, принятые до роспуска 21.09.1993 г. Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, а также законодательство Союза ССР в части, не противоречащей законодательству России, принятому после 12.06.1990 г.

Кроме того, А.з. включает законы и иные нормативные акты республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных образований как субъектов РФ, что согласуется с нормами ст. 56, 65-79 Конституции РФ. Составной частью системы А.з. считаются также нормативные правовые акты местного самоуправления, не являющиеся в строгом смысле актами законодательства. Нормативные правовые акты, входящие в А.з., являются источниками аграрного права. Иногда понятие «А.з.» употребляют как синоним понятия «аграрные законы», хотя эти понятия и не совпадают по своему содержанию.

Смотреть что такое АГРАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО в других словарях:

АГРАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Исторический ход законодательства и юридическое положение крестьянского населения находились в таком противоречии с новейшими экономическими, социальны. смотреть

АГРАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аграрное законодательство Исторический ход законодательства и юридическое положение крестьянского населения находились в таком противоречии с новейшими экономическими, социальными и политическими воззрениями, что государства были вынуждены в видах соответствующего упорядочения этого положения дел выдвинуть свое право вторжения в отношение землевладельцев к населяющим их земли обывателям, доводя это право (в новейшее время), по примеру великого освобождения крепостных в России, до выкупа земель у землевладельцев и передачи таковых земледельцам. Таким образом, это аграрное законодательство имеет другое значение, чем “leges agrariae” y римлян (см. Гракхи), не чуждые более или менее революционному направлению, как во Франции и до сих пор выражение “loi agraire” означает просто всеобщий раздел землевладения по инициативе государства. Правда, и при новых аграрных реформах вознаграждение владельцев за отчужденные права не всегда было полное. Общественные права, которые связывались с известными формами землевладения, права господские и личная зависимость крестьян отменялись вообще без вознаграждения, что в принципе совершенно правильно; но справедливость требовала дать соразмерное удовлетворение за потерю хозяйственной стоимости всех помещичьих прав в совокупности. Это удовлетворение далеко не всегда делалось в достаточной мере, и вот почему отчуждение земель во Франции, хотя знаменитый декрет 4 августа 1789 правильно определяет разницу между правилами, просто подлежащими отмене, и теми, которые могут быть отменены, при своем исполнении приняло революционный характер. В Англии личная зависимость сельского населения с XIV ст. постепенно исчезла. Ленные права короны по отношению к прежним свободным владельцам ленов были в главных основаниях своих отменены еще при Карле II; но принципиально государство и теперь считается верховным владельцем всей земли в королевстве. В Пруссии в 1807 была сначала просто отменена наследственная подвластная зависимость, в сущности не очень разнящаяся от крепостной зависимости, но под условием, чтобы все обязательства, лежавшие на освобожденном крестьянине по владению участком земли или по договору, оставались в своей силе. Только указ от 14 сентября 1811 предоставил помещичьим крестьянам в полное владение их земельные участки с правом заменять уплату налогов уступкою земли или платежом ренты; но казна не давала пособий для этой уплаты, и помещики сохраняли за собою право вотчинного суда до издания в 1872 положения об округах. Точно так же и в других культурных государствах первою задачею аграрного законодательства была отмена личной зависимости, обусловливаемой помещичьим землевладением, и повинностей, связанных с хозяйством на помещичьей земле. Но к этому присоединилось еще стремление заменить полным отдельным владением своеобразные условия владения земли, напоминавшие о первоначальном общинном землевладении. Отсюда покровительство общинным разделам и отмена обязательных земледельческих в лесных работ. работ, отсюда стремление уничтожить обязательные севообороты, вызываемые общинным землевладением (см. Община), а также стремление к уничтожению других наследий прежних поземельных отношений, являющихся, подобно сервитутам (см.) или чересполосице (см.), препятствием к сведению интенсивного хозяйства. Таким образом, наряду с социально-политическими моментами — уничтожением крепостного права (см.), отменою крестьянских повинностей (см. Барщина) и поземельным устройством крестьян (см.), что образует собою аграрное законодательство в тесном смысле (см. Землевладение), — видную роль в А. законодательстве стали играть заботы государства о развитии земледелия и связанных с ним промыслов, как то: скотоводства, коневодства, пчеловодства и проч., заботы, выразившиеся как в вышеуказанных мерах отрицательного свойства, так и в мерах положительных, вроде содействия орошению и осушению полей, устройства сельскохозяйственных училищ, обществ, выставок, организации земледельческого кредита, ипотечного и мелиорационного, борьбы с вредными животными и эпизоотиями и проч. (см. отдельные соответствующие слова). В то же время практика выдвинула вопрос о сравнительных преимуществах крупного и мелкого землевладения и указала на необходимость противодействовать чрезмерному дроблению поземельной собственности. См. Землевладение, Сельские рабочие, Сельскохозяйственные кризисы, Хлебные пошлины. — Совокупность научных и практических положений, лежащих в основе А. законодательства, образует аграрную политику; под нею разумеют учение о социальных и экономических задачах государства в области сельского хозяйства, а равно и самую деятельность государства в видах осуществления этих задач. Труд, стремящийся обнять предмет во всей его совокупности, принадлежит Вильг. Рошеру: “Die National ökonomik des Acke rbaues und der verwandten Urproduktionen” (12 дополн. изд., Штутг., 1888). Ср. “Zeitschrift f ü r Agrarpolitik, herausgeg. von Kuno Frankenstein” (Берл., с 1888).

Читайте также:
Военное положение: что это такое, описание и особенности

АГРАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Agrargesetzgebung, Agrarverfassung, Landwirtschaftsgesetzgebung

Аграрное законодательство: что это такое, описание и особенности

ЛЕКЦИЯ № 2. Источники аграрного права

1. Классификация источников аграрного права

Современное аграрное право охватывает две взаимосвязанных между собой сферы правового регулирования. Одна из них – традиционная область аграрных отношений, складывающихся в сфере собственно сельскохозяйственной деятельности при обработке земли, производстве продукции растениеводства и животноводства.

Другая область отношений, регулируемых аграрным правом, включает в себя деятельность подсобных предприятий и промыслов в сельском хозяйстве, связанную с переработкой сельскохозяйственной продукции и производством продовольствия. Источники аграрного права служат формой выражения и закрепления аграрной политики государства как важного фактора, влияющего на формирование и развитие юридических институтов в сфере правового регулирования аграрных отношений. Аграрная политика государства складывается в форме социальных ориентаций, совокупности целей, идей, принципов, методов регулирования отношений между городом и деревней, экономических отношений в деревне, программ решения продовольственного вопроса.

Стратегия государства в аграрной политике вытекает из глубоко распространяющихся в аграрном секторе товарно-денежных отношений при наличии тенденций к формированию многоукладной аграрной экономики. Это выразилось в законодательном закреплении земельных участков в частную собственность граждан и юридических лиц, что в полной мере отвечает общепризнанным международным документам. Аграрное законодательство отдает приоритет такому праву, как право на свободный выход работников из колхозов и совхозов с закреплением за ними права на земельную долю.

Источники права – это внешняя форма выражения правотворческой деятельности государства при поддержке волеизъявления народа, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Специфика источников аграрного права выражается в механизме их законодательного закрепления – они часто служат формой выражения в специальных актах аграрного законодательства, которые не входят ни в одну из основных отраслей законодательства.

Большинство норм аграрного права устанавливаются комплексными нормативно-правовыми актами, предназначенными специально для регулирования аграрных отношений. В состав комплексных правовых актов, оформляющих превращение совокупности пограничных правовых институтов в новую комплексную отрасль – аграрное право, входят также нормы гражданского, административного, трудового, иных основных отраслей права. Это комплексный характер правовых норм. В аграрно-правовой доктрине распространенной является трехчленная классификация источников аграрного права.

Читайте также:
Бесспорный факт: что это такое, описание и особенности

Они делятся по способу правотворчества на нормативные правовые акты государства, акты санкционированного и делегированного правотворчества. В аграрном праве в большой степени, чем в других отраслях права, используются в качестве источников права акты санкционированного и делегированного правотворчества.

Санкционирующая деятельность – многообразная правовая деятельность государства по утверждения, рассмотрению, одобрению нормативных актов сельскохозяйственных коммерческих организаций и органов общественного самоуправления крестьян – Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

Специфика делегированного правотворчества выражается в том, что уполномачивая сельскохозяйственные коммерческие организации и органы общественного крестьянского самоуправления на выработку нормативно-правовых актов, государство тем не менее не утрачивает своей компетенции на правовое регулирование аграрных отношений. Делегированное правотворчество в сфере государственного управления связано, как правило, с временным предоставлением подчиненному государственному органу права вырабатывать нормативный акт, издание которого составляет компетенцию делегирующего органа. Наиболее распространенной формой источника права являются нормативно-правовые акты.

1. Главным источником аграрного права, как и для всех остальных отраслей российского права является Конституция Российской Федерации, которая обладает верховенством над всеми правовыми актами в Российской Федерации и имеет высшую юридическую силу от 12 декабря 1993 г. Юридическая сила – это способность нормативного акта регулировать общественные от ношения.

2. Федеральные конституционные законы (при конкуренции нормативно-правовых актов различной юридической силы применяется тот нормативный акт, который имеет большую юридическую силу) которые комментируют многие положения Конституции РФ, в том числе и связанные с аграрным правом.

3. Федеральные Законы. Такие Законы различают по сфере действия:

1) общего действия;

2) специального действия.

Если закон специального действия регулирует общественные отношения иначе, чем закон общего действия, то действует закон специального действия; если закон общего действия регулирует общественные отношения, не урегулированные законом специального действия, то действует закон общего действия; если закон общего действия регулирует отношения, урегулированные законом специального действия, то действует закон специального действия.

Среди Федеральных законов, регулирующих аграрные правоотношения, можно выделить такие, как Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», а также кодифицированные нормативно правовые акты, такие как ГК РФ, Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ и другие.

4. Подзаконные акты – указы Президента. С 1991 г. президенту предоставлены чрезвычайные полномочия в области законодательства, с этого момента указы президента приобрели силу законов, это явление стали называть «указным законодательством», а также постановления Правительства РФ, которые также относятся к подзаконным актам.

5. Немалую роль в регулировании аграрных правоотношений играют нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и локальные акты. Главной особенностью таких актов является то, что они ограничены в применении территориальными признаками.

Вопросы, регулируемые такими актами в основном применимы к определенному субъекту РФ по четко обозначенным признакам, например, наличие законодательных актов республик-субъектов РФ, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность в той или иной отрасли (например, для Республики Саха (Якутия)) – животноводства, связано с региональной специализацией по вопросам сельского хозяйства, исходя из природно-климатических условий региона.

2. Конституция РФ как источник аграрного права

Конституция РФ обладает огромной юридическая функцией – она составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского общества аграрные отношения, определяет конституционные параметры рыночной аграрной экономики, дает простор развитию правовых институтов, относящихся не только к государственному, но и другим отраслям, в том числе и к аграрному праву.

Конституция РФ содержит много норм, регулирующих отношения в области правового регулирования аграрных отношений:

1) права и свободы граждан в сфере аграрного предпринимательства, или правовое положение сельскохозяйственных коммерческих организаций и предпринимателей;

2) единство экономического пространства в рамках всей страны как для граждан и их объединений в сфере аграрной предпринимательской и иной экономической деятельности, так и для иных собственников (РФ, субъектов РФ, муниципалитетов);

3) свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности как необходимое условие формирования рыночной аграрной экономики;

4) государственное регулирование предпринимательской и иной экономической деятельности в сфере агропромышленного производства;

5) право собственности и другие вещные права крестьян на землю и другое недвижимое имущество;

6) правовое регулирование сельскохозяйственного труда;

7) расширение сферы деятельности суда в защите основных экономических прав и свобод граждан в сфере аграрного предпринимательства и иной экономической деятельности;

8) установление системы государственных органов, наделенных правотворческой компетенцией в области правового регулирования аграрных отношений и правоприменения.

Читайте также:
Государственные символы: что это такое, описание и особенности

Конституция РФ признает собственность в качестве основного самостоятельного производственного отношения в системе экономических отношений, существующих независимо от воли отдельных лиц. Статья 8 Конституции РФ признает и защищает равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю – экономическую основу гражданского общества. С включением в Конституцию РФ положений о формах собственности на землю и другие природные ресурсы укрепляется устойчивость, незыблемость, защищенность отношений земельной собственности.

3. Унифицированные и дифференцированные нормативно-правовые акты аграрного законодательства

Унифицированные акты аграрного законодательства – юридический источник и форма выражения норм аграрного права, которые имеют в основе интеграцию правового регулирования аграрных отношений. Унификация создает благоприятные условия для уменьшения объема нормативного материала, для повышения эффективности правоприменительной деятельности.

Гражданский Кодекс РФ (глава 34) закрепляет важнейшие принципы, которые действуют и в аграрном праве:

1) договорной характер сельскохозяйственной аренды;

2) добровольность и равноправие сторон по договору аренды;

3) свобода выбора форм хозяйствования;

4) возмездный характер сельскохозяйственной аренды;

5) реальность и гарантированность субъективных прав арендодателя и арендатора.

Дифференцированные акты аграрного законодательства – юридический источник и форма выражения норм аграрного права, в основе которых лежит дифференциация правового регулирования аграрных отношений, обусловленная созданием новой системы производственных отношений, основанной на многообразии форм собственности и хозяйствования в условиях рынка.

Важнейший акт такого рода – Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Пример дифференциации – Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», содержит нормы материально-правового и процессуального регулирования, рассчитанные специально на их применение по отношению к сельскохозяйственным кооперативам.

Осуществление аграрной реформы привело к возникновению новых, не существующих ранее в рамках государственно-планового народного хозяйства организационно-правовых форм хозяйственной (коммерческой) деятельности, соответствующих рыночным отношениям. Появились новые типы предприятий – частные производственные формирования, первоначально совместные, малые предприятия, затем хозяйственные товарищества и общества.

uristinfo.net

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, метод, система и принципы аграрного права

  1. Понятие и предмет аграрного права
  2. Метод аграрного права
  3. Система аграрного права
  4. Принципы аграрного права

1. Понятие и предмет аграрного права

Российское право представляет собой систему, состоящую из отраслей права.

Отрасли права, в свою очередь, состоят из норм, объединяемых в институты.

Аграрное (сельскохозяйственное) право является одним из таких институтов, который занимает далеко не последнее место в системе российского права. Одни ученые-юристы доказывают необходимость выделения аграрного права как самостоятельной отрасли, другие это оспаривают. Дело в том, что система права не остается неизменной с течением времени.

Бывает, что с возникновением новых общественных отношений появляется и новая отрасль права – так, с ростом применения наемной рабочей силы трудовое право выделилось из права гражданского – и наоборот, какие-то отрасли отмирают. Некоторые отрасли в процессе развития права сближаются; так, с введением права частной собственности земельное право в области регулирования сделок с землей тесно переплелось с гражданским правом. Общепризнанны в науке российского права такие традиционные отрасли, как конституционное, административное, гражданское, уголовное право.

Однако ряд ученых обосновывают необходимость выделения еще и комплексных отраслей в качестве вторичных правовых образований.

К ним относят, например, предпринимательское право. Сторонники аграрного права также основываются на теории комплексных отраслей. Они определяют аграрное право как «систему правовых норм, регулирующих аграрные (земельные, имущественные, трудовые, организационно-управленческие) отношения в сфере сельскохозяйственной производственной деятельности». Аграрное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сельском хозяйстве, в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности. Аграрное право относится к комплексным отраслям права. В основе выделения аграрного права в комплексную отрасль права лежат:

  • наличие предмета правового регулирования как главного материального основания разграничения норм права по отраслям, а именно специфического круга общественных отношений, обладающих достаточно крупной общественной значимостью и требующих специального правового регулирования, основу которых составляют отношения, складывающиеся в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;
  • методы и принципы правового регулирования;
  • существование необходимого нормативного материала и прежде всего наличие собственных источников (аграрного законодательства), которые не входят ни в одну их основных отраслей права;
  • аграрная политика государства как субъективная основа формирования и развития аграрного права. Аграрное право выступает в качестве правовой формы выражения и закрепления аграрной политики государства.

Изучая нормативные акты по вопросам сельского хозяйства, аграрное право занимается сопоставлением, анализом и толкованием содержащихся в них норм. Для этого необходимо знать нормативные акты других отраслей, связанные с вопросами, решаемыми аграрным законодательством.

Предметом аграрного права являются различные общественные отношения, возникающие в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности, а также непосредственно связанные с деятельностью субъектов аграрного права, которые именуются аграрными отношениями.

Так же, как основной предмет аграрного права, выступает аграрное законодательство (иначе оно называется законодательством о сельском хозяйстве или сельскохозяйственным законодательством – эти термины равнозначны).

Читайте также:
Нужна ли перерегистрация ООО, если директор сменил фамилию?

Отрасль законодательства – это система нормативных актов, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права; в законодательстве объективно существуют комплексные отрасли, включающие нормы разных отраслей права, например, законодательство о здравоохранении, о науке, о культуре. К ним относится и аграрное законодательство. Аграрное законодательство представляет собой комплекс нормативных актов разного уровня – законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов и инструкций соответствующих министерств и ведомств, – регулирующих отношения, возникающие в сфере сельскохозяйственной деятельности.

Сельскохозяйственная деятельность в данном случае понимается как производство продукции растениеводства и животноводства, ее реализация и первичная переработка самими сельскими товаропроизводителями.

Соответственно в сферу регулирования аграрного законодательства не входит деятельность предприятий пищевой промышленности и других перерабатывающих сельхозпродукцию производств; сельскохозяйственного машиностроения, сельского строительства.

Аграрное законодательство регулирует договорные отношения сельских товаропроизводителей с такими обслуживающими организациями, но деятельность всех предприятий АПК шире сферы действия аграрного законодательства. Отрасль современного аграрного законодательства состоит из нескольких крупных подотраслей, представляющих собой массивы нормативных актов:

  1. государственное руководство сельским хозяйством включает нормативные правовые акты о системе органов управления, о государственной политике в области ценообразования на продукцию сельского хозяйства, финансирования и кредитования аграрных предприятий, применения льгот и дотаций, лицензирования отдельных видов деятельности и т. п.;
  2. правовой статус сельскохозяйственных формирований – обществ, товариществ, кооперативов, а также крестьянских и личных подсобных хозяйств. Общие нормы об организационно-правовых формах юридических лиц содержатся в гражданском законодательстве. К аграрному же относятся правовые акты, регулирующие либо особенности отдельных форм предпринимательства (принятие таких актов прямо предусмотрено, например, законами об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью), либо деятельность таких чисто аграрных формирований, как сельскохозяйственные кооперативы и крестьянские хозяйства;
  3. договорные отношения в сфере агропромышленного комплекса. Здесь принцип тот же – все договоры регулируются Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), но конкретизация его норм по отношению к договорам, применяемым в агропромышленной сфере, производится в аграрных нормативно-правовых актах;
  4. отдельные отрасли сельскохозяйственного производства. Включают нормативные акты, направленные на стимулирование развития отдельных отраслей животноводства и растениеводства (например, овцеводства, пчеловодства, льноводства, виноградарства), внедрение прогрессивных и экологически чистых технологий производства той или иной сельскохозяйственной продукции, соответствие ее стандартам качества и безопасности. Кроме того, сюда можно отнести группу актов, которые регулируют сельскохозяйственную деятельность, связанную с научным, ветеринарным, агрономическим, агрохимическим обслуживанием аграрного производства, в том числе вопросы селекции, семеноводства, племенного животноводства.

Есть еще некоторые вопросы: культура, быт, благоустройство в сельском хозяйстве; сельскохозяйственное переселение; подсобные промыслы.

Сфера сельскохозяйственного производства обладает существенной спецификой: зависимостью от природно-климатических факторов, сезонным характером труда, превышением времени производства сельскохозяйственной продукции над продолжительностью рабочего времени, использованием земли в качестве основного средства производства. Необходимо учитывать также значение аграрного сектора для обеспечения продовольственной безопасности страны.

Поэтому выделение аграрных отношений в качестве самостоятельного предмета правового регулирования носит объективный характер и обусловлено необходимостью учета в законодательстве особенностей сельского хозяйства как отрасли экономики.

Особенность общественных отношений в сельском хозяйстве заключается также в том, что в совокупности их нельзя отнести к предмету какой-либо из традиционных отраслей права и в зависимости от конкретного вида они регулируются разными отраслями права. Вместе с тем они тесно взаимосвязаны между собой, требуют комплексного правового регулирования и рассматриваются в аграрном праве в качестве целостного образования. Отсюда и специфика предмета аграрного права как сложного комплекса различных видов общественных отношений в сельском хозяйстве (земельные, имущественные, организационно-управленческие, трудовые и др.).

Российское аграрное право как учебная дисциплина изучает законодательство, регулирующее общественные отношения, связанные с сельскохозяйственной деятельностью, практику его применения, историю возникновения и развития, а также аграрное законодательство зарубежных стран. Несмотря на то, что различные виды общественных отношений в сельском хозяйстве не составляют органического единого отношения, тем не менее они тесно связаны друг с другом и рассматриваются как целостное образования. Именно в этом состоит специфика аграрных отношений как сложного комплекса различных видов аграрных отношений в сельском хозяйстве.

Вопрос 29. Семья. Агнатское и когнатское родство.

Основные черты семейного строя. Правовой строй римской семьи относится к числу специфических римских правовых институтов. Только римский гражданин мог вступить в римский брак и основать римскую семью.

Основные черты семейного строя были выражены в римском праве с исключительной законченностью и последовательностью, а изменения их знаменовали глубокие изменения и в условиях хозяйственной жизни Рима, и в идеологии его господствующих классов.

Итак, область семейного права в Риме начинается с моногамической семьи, в основе которой лежала власть главы семьи и домовладыки (paterfamilias). Все члены в такой семье подчиняются власти одного.

Это — агнатическая семья, в состав которой кроме главы семьи входили: его жена (in manu mariti), т. е. подчиненная мужней власти, его дети (in patria potestate), жены сыновей, состоявшие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны главе семьи, а власти последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей: внуки, правнуки и т. д. Все подвластные главе семьи члены семьи назывались sui.

Читайте также:
Водный кодекс: что это такое, описание и особенности

В такой семье лишь домовладыка был вполне правоспособным лицом (persona sui iuris), а остальные члены семьи полной правоспособности не имели (personae alieni iuris). Отсюда и пошло выражение, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям — loco sororis и т. д. Сыновья и внуки не получают свободы от подчинения отцовской власти даже если получают должность магистрата. Не освобождает от власти главы семьи и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле домовладыки.

Понятие агнатического и когнатического родства. В римском праве различались два вида родства.

1. Агнатическое родство. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Дочь pater familias, выходившая замуж, поступала под власть нового домовладыки. Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего соб ственного отца и членов своей бывшей семьи. «Агнатами называются те, кто связан законным родством. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола» (Gai. Inst. 3. 10).

Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью.

С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производите лей в общество потребителей власть домовла дыки стала принимать более определенные границы; род ство по крови (когнатическое родство) приобретало все большее значение.

2. Когнатическое родство. Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это:

а) родственники по прямой или боковой линии:

— родственники по прямой линии (linea recta) — лица, происходящие одно от другого (дед, отец, сын). Прямая линия может быть восходящей (linea ascedens) или нисходящей (linea descedens) в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству;

— родственники по боковой линии (linea collaterales) — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии (братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др.);

б) брачные (legitimi) и внебрачные (spurn) родственники;

в) полнородные или полуродные родственники:

— полнородные родственники (germani) происходят от одних и тех же предков;

— полуродные родственники (consanguinei и uterini) происходят от одного отца и разных матерей (consanguinei), или наоборот, от одной матери и разных отцов (uterini).

Свойство (affinitas) — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга (например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены).

Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии — количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии — количество рождений от общего предка. Степень свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга (например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии).

Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству:

— консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании;

— патриархальная семья (familia) сменила консорциум;

— когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности (alieni iuris). Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совмест но. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками. Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию («ad modicam castigationem»).

С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи (cognatio servilis); это положение было новым для римлян. При развитой патриархальной семье, когда рабы были лишь «говорящим орудием», рабы могли только сожительствовать и их семейные связи не признавались.

Последовательное ограничение власти домовладыки во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательственного права от его изначального формализма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: