Аккредитация иностранных корреспондентов: что это значит

Постановление Правительства РФ от 13.09.1994 № 1055 “Об утверждении Правил аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации”

Документ полезен? m n

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.08.1999 N 899,
от 07.06.2002 N 392)

Правительство Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации.

Министерству иностранных дел Российской Федерации довести до сведения заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации, зарубежных посольств в г. Москве и аккредитованных в России корреспондентов иностранных средств массовой информации указанные Правила.

2. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Комитету Российской Федерации по печати, Федеральной службе контрразведки Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации, Государственной налоговой службе Российской Федерации по мере принятия в Российской Федерации законов или иных нормативных актов, затрагивающих вопросы правового режима пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации, а также подписания Российской Федерацией соответствующих международных документов представлять в Правительство Российской Федерации предложения о внесении необходимых дополнений и изменений в утвержденные настоящим Постановлением Правила.

3. Признать не действующими на территории Российской Федерации Основные правила, регулирующие профессиональную деятельность корреспондентов средств массовой информации иностранных государств на территории СССР, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1989 г. N 304 (СП СССР, 1989, N 21, ст. 65).

ПРАВИЛА
АККРЕДИТАЦИИ И ПРЕБЫВАНИЯ КОРРЕСПОНДЕНТОВ
ИНОСТРАННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.08.1999 N 899,
от 07.06.2002 N 392)

1. Правовое положение и профессиональная деятельность аккредитованных в Российской Федерации иностранных корреспондентов, в том числе из стран СНГ, регулируются международными договорами Российской Федерации, Законом Российской Федерации “О средствах массовой информации” и другими актами законодательства Российской Федерации, а также настоящими Правилами.

2. Открытие корреспондентских пунктов иностранных средств массовой информации в Российской Федерации осуществляется с разрешения Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее именуется – МИД России), если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

3. Аккредитация иностранных корреспондентов в Российской Федерации производится МИДом России в соответствии со статьями 48 и 55 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации”, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

4. Обращение с просьбой об открытии корреспондентского пункта иностранного средства массовой информации направляется его руководством в МИД России непосредственно либо через дипломатическое представительство Российской Федерации в соответствующей стране.

Обращение в МИД России об открытии в Российской Федерации корреспондентского пункта иностранного средства массовой информации, аккредитации корреспондента включает в себя письмо на официальном бланке средства массовой информации за подписью руководства данного средства массовой информации или дипломатическую ноту посольства соответствующей страны в Российской Федерации, сведения о средстве массовой информации, биографию, справку о журналистской деятельности корреспондента, две фотографии.

Кроме того, для российских граждан при обращении в МИД России по этим вопросам требуется представление справки о постановке на учет в территориальных органах Госналогслужбы России.

5. Решение об открытии корреспондентского пункта иностранного средства массовой информации принимается МИДом России в сроки, не превышающие двух месяцев со дня получения обращения, после чего выдается свидетельство об открытии корреспондентского пункта.

6. В качестве корреспондентов иностранных средств массовой информации в Российской Федерации могут быть аккредитованы журналисты независимо от их гражданства, представители периодических печатных изданий, радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программ, иных форм периодического распространения массовой информации.

7. Обращение с просьбой об аккредитации корреспондента иностранного средства массовой информации направляется руководством иностранного средства массовой информации в МИД России в порядке, предусмотренном в пункте 4 настоящих Правил.

8. Решение об аккредитации корреспондента иностранного средства массовой информации при МИДе России принимается в сроки, предусмотренные в пункте 5 настоящих Правил.

9. Аккредитованным корреспондентам выдается удостоверение иностранного корреспондента сроком действия до двух лет.

10. Членам семьи корреспондента выдается карточка члена семьи корреспондента иностранного средства массовой информации на тот же срок.

11. В качестве специальных корреспондентов могут быть временно аккредитованы журналисты независимо от их гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию по заданию своих редакций для освещения отдельных мероприятий при визовой поддержке МИДа России. Журналисты, въехавшие в Российскую Федерацию при визовой поддержке любых других российских организаций, аккредитуются при МИДе России по запросу руководства этих организаций.

12. К категории специальных корреспондентов, временно аккредитованных при МИДе России, могут быть также отнесены журналисты, прибывшие в Россию для подмены в случае отпуска, болезни, командировок в другие страны основного корреспондента.

13. Специальным корреспондентам выдается карточка специального корреспондента на период до трех месяцев с возможным продлением до шести месяцев.

14. В качестве технических сотрудников корреспондентских пунктов иностранных средств массовой информации могут быть зарегистрированы лица независимо от их гражданства, работающие в корреспондентских пунктах в качестве продюсеров, редакторов, секретарей – переводчиков, специалистов по обслуживанию теле- и киноаппаратуры, средств связи.

Лица, выполняющие в корреспондентских пунктах иные виды деятельности, относятся к обслуживающему персоналу и не подлежат регистрации в качестве технических сотрудников корреспондентского пункта.

Читайте также:
Баланс движения капиталов: что это значит

15. Обращение с просьбой о регистрации технического сотрудника направляется в МИД России руководством иностранного средства массовой информации или аккредитованным при МИДе России корреспондентом иностранного средства массовой информации по форме и в порядке, предусмотренных в пункте 4 настоящих Правил.

16. Решение о регистрации в МИДе России технического сотрудника принимается в сроки, не превышающие двух месяцев со дня получения обращения.

17. Зарегистрированным техническим сотрудникам выдается удостоверение технического сотрудника корреспондентского пункта иностранного средства массовой информации сроком действия до двух лет.

18. Руководство иностранного средства массовой информации не позднее чем за пятнадцать дней до истечения срока действия удостоверения корреспондента (технического сотрудника) обращается в МИД России с просьбой о продлении срока его действия. Продление срока действия удостоверения технического сотрудника осуществляется также по обращению аккредитованного при МИДе России корреспондента.

19. В случае утери удостоверения корреспондент или технический сотрудник корреспондентского пункта обязан сообщить об этом в МИД России. Вопрос о выдаче дубликата рассматривается в течение двух недель.

20. Аккредитованный корреспондент может быть переаккредитован на основании обращения руководства нового средства массовой информации. Решение о переаккредитации принимается в течение двух месяцев.

21. Не могут быть аккредитованы в качестве корреспондентов и зарегистрированы в качестве технических сотрудников корреспондентских пунктов сотрудники иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, аппаратов военных атташе, зарегистрированных в России представительств авиакомпаний, банков, торгово – промышленных и посреднических фирм, а также лица, являющиеся сотрудниками российских средств массовой информации.

22. МИД России может прекратить аккредитацию (регистрацию) предложенных руководством иностранного средства массовой информации лиц, если имеет место нарушение ими законодательства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных статьей 48 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации”, а также на основании статей 19 и 20 Международного пакта о гражданских и политических правах.

23. МИД России может предпринять ответные меры в отношении корреспондентов средств массовой информации тех стран, где действуют ограничения в отношении российских журналистов.

24. По окончании своей деятельности в Российской Федерации аккредитованные иностранные журналисты сдают выданные удостоверения в МИД России.

25. Въезд в Российскую Федерацию вновь назначенных корреспондентов (специальных корреспондентов, технических сотрудников) из числа иностранных граждан осуществляется по паспортам или заменяющим их документам при наличии въездной визы, выданной консульским учреждением Российской Федерации, если иной порядок не установлен международными договорами Российской Федерации.

Консульские учреждения Российской Федерации выдают въездные визы в течение пяти рабочих дней лицам указанной категории на условиях взаимности при наличии согласия МИДа России на их аккредитацию (регистрацию).

26. Аккредитованным корреспондентам и зарегистрированным техническим сотрудникам корреспондентских пунктов средств массовой информации стран, с которыми имеются соответствующие двусторонние соглашения, независимо от их постоянного места проживания выдаются многократные выездные – въездные визы на один год, если не имеется других двусторонних договоренностей.

27. В случае временной замены основного корреспондента (на период отпуска, болезни, командировок в другие страны и т.п.) въездные визы заменяющим их лицам выдаются в порядке, предусмотренном пунктом 25 настоящих Правил.

28. По прибытии в Российскую Федерацию иностранный корреспондент, технический сотрудник, а также члены их семей в течение трех дней, исключая выходные и праздничные дни, обязаны зарегистрироваться в соответствующих органах Министерства внутренних дел Российской Федерации.

29. Аккредитованные в Российской Федерации корреспонденты иностранных средств массовой информации независимо от их гражданства обладают правами и обязанностями журналиста, предусмотренными международными договорами и законодательством Российской Федерации, а также настоящими Правилами.

30. Аккредитованные корреспонденты имеют право на создание на территории Российской Федерации профессиональной журналистской организации, действующей на основе утвержденного ее членами устава, положения которого не противоречат законодательству Российской Федерации.

31. Аккредитованные при МИДе России представители иностранных средств массовой информации и члены их семей могут приглашать в качестве личных гостей граждан иностранных государств. Решение визовых вопросов и вопросов легализации их пребывания в Российской Федерации осуществляется через МИД России.

32. Аккредитованные в Российской Федерации представители иностранных средств массовой информации – корреспонденты и иностранные сотрудники корреспондентских пунктов – в соответствии с таможенными правилами могут ввозить и вывозить для осуществления профессиональной деятельности офисное оборудование, компьютерную, радио- и телевизионную технику, профессиональную аудио-, видео-, кино- и фотоаппаратуру, запасные части и расходные материалы к указанному имуществу, информационные материалы на различных носителях, предметы бытового назначения, личные автомобили (не более одного на каждого корреспондента и иностранного сотрудника корреспондентского пункта) в течение всего срока их аккредитации в Российской Федерации с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов при условии вывоза указанного имущества с территории Российской Федерации по завершении срока аккредитации.

(п. 32 в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.1999 N 899)

33. Аккредитованные корреспонденты и технические сотрудники корреспондентских пунктов, а также члены их семей могут пользоваться услугами, предоставляемыми соответствующими подразделениями МИДа России, осуществляющими обслуживание находящегося в России дипломатического корпуса.

34. Аккредитованные при МИДе России иностранные корреспонденты имеют право на основе взаимности на свободное передвижение по территории Российской Федерации, за исключением закрытых объектов, для посещения которых требуется специальное разрешение.

Читайте также:
Пособие по безработице: что это значит

35. Аккредитованные (зарегистрированные) в качестве корреспондентов (технических сотрудников) иностранных средств массовой информации граждане Российской Федерации пользуются статусом иностранного корреспондента (технического сотрудника) лишь при выполнении своих профессиональных функций.

36. При введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона “О чрезвычайном положении” может быть введен особый порядок аккредитации корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации.

При введении чрезвычайного положения в отдельных местностях Российской Федерации в соответствии со статьей 18 Федерального конституционного закона “О чрезвычайном положении” комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, устанавливает особый порядок аккредитации корреспондентов иностранных средств массовой информации на данной территории и порядок их работы.

(п. 36 введен Постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 N 392)

Аккредитация журналистов: виды, как получить?

Чтобы журналист мог официально и законно работать при каком-либо мероприятии, учреждении, государственном органе, в Российской Федерации обязательно требуется аккредитация его деятельности. В статье мы подробно разберем, что это такое. Рассмотрим, в каких разновидностях представлена аккредитация журналистов, каков ее порядок. Коснемся основных направлений работы с аккредитованными представителями СМИ, их прав и обязанностей. Рассмотрим случаи, когда возможен отказ и лишение.

Что это такое?

Аккредитация журналистов – это официальное признание правомочий представителей СМИ госорганом, организацией, общественным объединением. Обычно она проводится пресс-службой учреждения (либо отделением по работе с представителями СМИ) в целях обеспечения гласности и открытости работы организации, информированности граждан о ее деятельности, совершенствования рабочего взаимодействия компании со СМИ.

Еще одна важная цель аккредитации – создание всех необходимых условий для работы журналистов по освещению событий, связанных с данной организацией, мероприятием. Осуществляется в строгом соответствии с ФЗ РФ “О СМИ”. Аккредитация журналистов не может быть использована для введения цензуры либо какого-то ограничения прав журналистов на честное освещение событий.

Кто обладает правами на нее? Российское законодательство называет возможной аккредитацию журналистов:

  • Российских СМИ – вне зависимости от состава учредителей и формы собственности.
  • Зарубежных агентств, аккредитованных при Министерстве иностранных дел РФ.

Разновидности

Российское законодательство вводит два вида аккредитации журналистов:

  1. Постоянная. Предоставляется тем журналистам СМИ, которые регулярно освещают деятельность организации, мероприятия на всем протяжении ее (его) существования, проведения.
  2. Временная. Предоставляется тем журналистам СМИ, которые освещают деятельность организации лишь для выполнения конкретного разового задания. Также выдается тем сотрудникам, кто подменяет журналиста с постоянной аккредитацией в случае отпуска, больничного, командировки.

Заполнение заявки

Редакция СМИ подает в пресс-службу организации, учреждения заявку об аккредитации своего сотрудника на собственном официальном бланке. Документ обязательно визируется руководителем СМИ, скрепляется печатью информационного агентства. К заявке прикладывается копия свидетельства о госрегистрации данного СМИ, а также по две фотографии (3 х 4 см) на каждого сотрудника.

Каким образом оформляется документ на аккредитацию журналиста? Образец заявки следующий:

  • Информация о СМИ: полное наименование, тираж, периодичность выпуска, местонахождение редакции, электронный, почтовый адрес, регион охвата аудитории, рабочие телефоны, факс информационного агентства.
  • Фамилия, имя и отчество журналиста, нуждающегося в аккредитации.
  • Вид необходимой аккредитации (постоянная или временная).

Порядок аккредитации

Далее порядок аккредитации журналистов таков:

  1. Ответ дает глава пресс-службы предприятия, организации (либо руководитель учреждения). Через 7 дней после поступления заявки на аккредитацию он должен выдвинуть положительное или отрицательное решение.
  2. Глава пресс-службы на основе заявки выдает аккредитационное удостоверение журналисту.
  3. Данный документ обеспечивает сотруднику СМИ беспрепятственный проход во все здания, отделы, зоны мероприятия, организации.

Количество аккредитованных представителей СМИ

Продолжаем знакомиться с правилами аккредитации журналистов. Важный вопрос: сколько сотрудников от одного СМИ могут быть представлены? Все зависит от числа оборудованных рабочих мест для журналистов при мероприятии или организации.

Исходя из этого, могут формироваться ограничения (квоты) на число представителей от одного СМИ. При их установлении берутся за основу принципы справедливости и открытости. Важно обеспечить информацией о деятельности объекта все категории граждан через предпочитаемые ими СМИ.

Осуществление квотирования

Квотирование на рабочие места журналистов осуществляется на основе нескольких критериев подразделения СМИ. К ним относятся:

  • Информационные агентства, печатная периодика, радио-, видео-, телересурсы, кинохроника, иные СМИ.
  • Тираж, территория вещания (или распространения).
  • Специализация СМИ.
  • Зарубежные, местные, региональные, центральные СМИ.

Основные направления сотрудничества

Аккредитация журналистов (иностранных и отечественных) предполагает, что сотрудники обеспечиваются всеми надлежащими условиями для профессиональной деятельности со стороны компании, организации для освещения событий.

Для этого пресс-служба должна предпринять следующее:

  1. Предварительно извещать журналистов о дате, времени, локации проведения интересующих их мероприятий, работ, заседаний.
  2. Предоставить специально оборудованные для удобного фиксирования информации рабочие места в локации проведения интересующего мероприятия.
  3. Обеспечить журналистов необходимыми для работы информационными материалами, протоколами, стенограммами и иной документацией.
  4. Оказывать содействие в организации индивидуальных бесед, встреч с сотрудниками организации, участниками мероприятия, членами заседания. Обеспечить возможность беспрепятственного получения информации у вышеуказанных лиц.
  5. Проводить пресс-конференции, брифинги, деловые встречи по вопросам деятельности учреждения.

Права представителей СМИ

Мы разобрали, как получить аккредитацию журналиста. Какие же она предоставляет права сотруднику?

  • Заблаговременно получать необходимые данные о мероприятиях, заседаниях и иных важных событиях.
  • Знакомиться с необходимыми справочными, информационными материалами – стенограммами заседаний, повесткой дня, пресс-релизами, содержанием заявлений и проч.
  • Присутствовать во время проведения различных открытых мероприятий организации как в залах для заседаний, так и в определенных зонах для размещения пресс-службы.
  • Пользоваться различной аппаратурой, техникой для аудиозаписи или видеосъемки.
  • Посещать различные пресс-конференции, деловые встречи, брифинги, иные мероприятия, что специально организуются для СМИ.
  • Получать необходимую для профессиональной деятельности информацию от работников пресс-службы организации (в том числе на специально организованных для журналистов мероприятиях).
  • Пользоваться помощью пресс-службы в организации бесед, встреч с работниками компании, участниками мероприятий для получения дополнительных комментариев и разъяснений.
  • Посещать структурные подразделения, подведомтвенные предприятия организации.
  • Пользоваться городскими телефонами учреждения для передачи голосовых сообщений своей редакции.
  • Использовать по установленному порядку архивы организации.
Читайте также:
Совет Европы: что это значит

Обязанности представителей СМИ

Аккредитация журналистов на мероприятие подразумевает и исполнение сотрудниками информационных агентств некоторых обязанностей. В частности, это следующее:

  1. Не мешать ходу проведения мероприятия, не вмешиваться в его сценарий (если только оно не было организовано специально для СМИ).
  2. Соблюдать правила, вводимые для особых, специальных мероприятий.
  3. Не нарушать порядок проведения совещаний, деловых встреч, в которых принимают участие сотрудники, руководители компании, выдавшей аккредитацию.

В каких случаях возможен отказ

За пресс-службой учреждения, мероприятия, организации сохраняется право отказать СМИ в постоянной аккредитации его сотрудника. Однако для этого нужны достойные основания:

  • Средство массовой информации по своей направленности считается специализированным. То есть справочным, эротическим, рекламным и проч.
  • Организация не имеет технической возможности разместить журналистов всех информационных агентств для осуществления этими сотрудниками профессиональной деятельности.

Уведомление об отказе в аккредитации обязательно должно быть вручено представителю редакции не позже чем через 7 дней с даты подачи заявки. Документ при этом должен содержать в себе следующую информацию: причину отказа, имя должностного лица, принявшего данное решение, дату ответа и порядок обжалования.

Когда возможно лишение аккредитационного удостоверения?

Журналист может быть также лишен уже полученной на его имя аккредитации. Это происходит в таких случаях:

  1. Сотрудник уволился, был уволен из редакции (СМИ правомочно подать заявку на аккредитацию другого журналиста).
  2. Прекращение существования СМИ – было закрыто, ликвидировано.
  3. Журналист распространял несоответствующие действительности сведения, причинившие вред репутации организации, затронувшие интересы и права ее сотрудников.

Все вышеперечисленное обязательно должно быть подтверждено решением суда.

Решение о лишении представителя СМИ аккредитации принимает начальник пресс-службы. Оно обязательно должно быть мотивированным, письменно представленным, иметь ссылки на действующее законодательство РФ.

Для разрешения конфликтных, спорных моментов, связанных с аккредитацией, редакция СМИ имеет право обратиться:

  • к начальству организации;
  • вышестоящему ее руководству;
  • в суд;
  • в прокуратуру.

Важно отметить, что лишение журналиста аккредитации (или ее отсутствие) не ведет за собой ограничение прав представителя СМИ (по ст. 47 ФЗ “О СМИ”).

Аккредитация нужна журналистам для обеспечения комфортных условий их профессиональной деятельности по освещению какого-либо мероприятия, деятельности организации. Она не только предоставляет определенные права, но и подразумевает исполнение обязанностей. У СМИ есть возможность получить аккредитацию, но также и ее лишиться. Пресс-служба компании правомочна отказать СМИ в предоставлении аккредитации его журналистам.

Административно-правовой статус корреспондентов иностранных средств массовой информации в Российской Федерации

Купреев Сергей Сергеевич, доцент кафедры Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, кандидат юридических наук.

Ляхов Борис Алексеевич, Департамент информации и печати МИД России.

Статья посвящена содержанию административно-правового статуса корреспондентов иностранных средств массовой информации. Рассматриваются правовые вопросы их пребывания в России, аккредитации в качестве журналистов, а также порядок профессиональной деятельности и применяемые в отношении их меры административного воздействия.

Ключевые слова: иностранный корреспондент, средства массовой информации, аккредитация, административно-правовой статус, журналист.

Administrative-legal status of foreign mass media correspondents in the Russian Federation

S.S. Kupreev, B.A. Lyakhov

The article is devoted to administrative-legal status of foreign mass media correspondents. The authors consider legal aspects of their residence in Russia, their accreditation as journalists. Besides, the procedure of professional activity and measures of administrative influence are analyzed.

Key words: foreign correspondent, mass media, accreditation, administrative-legal status, journalist.

В связи со стабильно высоким интересом международного сообщества к событиям, происходящим в России, высоким авторитетом нашей страны при обсуждении глобальных проблем внешней политики, проведением в ближайшие годы целого ряда крупных общественно-политических и спортивных мероприятий Россия находится в числе мировых лидеров по числу работающих здесь корреспондентов иностранных средств массовой информации (СМИ). Они обладают специальным административно-правовым статусом, который базируется на нормах Конституции Российской Федерации и российского законодательства , а также общепризнанных принципах и нормах международного права.

См.: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 “О средствах массовой информации”; Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”; Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. N 1055.

Читайте также:
Запись актов гражданского состояния

Для признания лица представителем иностранного СМИ на территории России необходимо специальное решение государства в лице его полномочных органов (МИД России) об аккредитации в качестве иностранного корреспондента, представляющего конкретное СМИ. Аккредитация одновременно служит разрешением на осуществление трудовой (журналистской) деятельности и подтверждается выдачей удостоверения или карточки специального образца.

В качестве корреспондентов иностранных СМИ могут быть аккредитованы журналисты независимо от их гражданства, представители периодических печатных изданий, радио-, телепрограмм, иных форм периодического распространения массовой информации. В то же время не могут быть аккредитованы в указанном качестве сотрудники иностранных дипломатических представительств, консульских учреждений и военных атташатов, сотрудники зарегистрированных в России представительств авиакомпаний, банков, торгово-промышленных и посреднических фирм, а также лица, являющиеся сотрудниками российских СМИ . Для рассмотрения вопроса об аккредитации представителя иностранного СМИ в Департамент информации и печати МИД России (ДИП МИД России) представляется письмо на официальном бланке за подписью руководства СМИ или дипломатическая нота посольства соответствующей страны в Российской Федерации, сведения о СМИ, биография, справка о журналистской деятельности корреспондента, две фотографии. Решение об аккредитации принимается МИД России в сроки, не превышающие двух месяцев со дня получения обращения, после чего выдается аккредитационное удостоверение . Под аккредитованными иностранными журналистами понимаются иностранные граждане, представляющие зарубежные СМИ, находящиеся на территории России по обыкновенной деловой или рабочей визе (в зависимости от срока действия), где в графе “цель поездки” указывается “КОМАНДИРОВКА СМИ”, либо “ПРЕССА/КОР”, либо “ПРЕССА/ТЕХ”, а в графе “принимающая организация”, как правило – “ДИП МИД России” .

П. 21 Правил аккредитации иностранных корреспондентов.
П. 4 и 5 Правил аккредитации иностранных корреспондентов.
Визы с подобными параметрами в системе российских государственных учреждений принято называть журналистскими, хотя такое наименование не нашло отражения в официальных документах.

Иностранных корреспондентов, находящихся в нашей стране, можно условно разделить на несколько категорий:

  1. Корреспонденты, постоянно аккредитованные при ДИП МИД России, или постоянные корреспонденты. Корреспонденты данной категории въезжают на территорию России по въездной журналистской визе, которая выдается консульским учреждением Российской Федерации за рубежом по согласованию с ДИП МИД России после завершения двухмесячной процедуры аккредитации. Им выдается аккредитационное удостоверение постоянного иностранного корреспондента сроком действия, как правило, один год, а также оказывается поддержка при оформлении в органах ФМС России многократной въездной-выездной визы на срок действия аккредитации.
  2. Корреспонденты, аккредитованные временно на срок до трех месяцев, или специальные корреспонденты. Как правило, их прибытие в Россию связано с подготовкой репортажей, документальных фильмов большой продолжительности, а также написанием объемных аналитических статей по российской проблематике. К данной группе могут быть также отнесены журналисты, прибывшие в Россию для подмены в случае отпуска, болезни, командировок в другие страны постоянных корреспондентов.

Процедура аккредитации специальных корреспондентов проходит по упрощенной схеме. Руководство зарубежного СМИ направляет в ДИП МИД России письмо на официальном бланке с просьбой об аккредитации с приложением копии российской журналистской визы, полученной журналистом в консульском учреждении Российской Федерации за рубежом, копию его национального паспорта и две фотографии. Сроки рассмотрения такого обращения строго не регламентированы, однако на практике это занимает от 3 до 5 рабочих дней. По прибытии в Россию специальные корреспонденты, так же как и постоянные, получают аккредитационное удостоверение (карточку) специального корреспондента.

  1. Корреспонденты, прибывшие при визовой поддержке различных организаций (ИТАР-ТАСС, РИА “Новости”, Союз журналистов России и т.д.), федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особенностью положения этих журналистов, а они составляют около 5% от общего потока приезжающих в Россию представителей иностранных СМИ, является то, что, имея журналистскую визу, они не обязаны получать аккредитацию МИД России, но при этом должны осуществлять свою деятельность строго в рамках программы, предусмотренной принимающей стороной. Это может быть ознакомительный пресс-тур по региону, освещение открытия нового предприятия, участие в конференции и т.д. В ходе занятия журналистской деятельностью корреспонденты иностранных СМИ пользуются правами и несут обязанности журналистов в соответствии с Законом Российской Федерации “О средствах массовой информации”, причем законом не предусматриваются какие-либо ограничения в отношении исключительно журналистов из других государств, что, безусловно, в целом не исключает разницы в правовом положении российских граждан и иностранцев. В то же время зарубежные корреспонденты наделяются рядом специфических прав, не свойственных их российским коллегам. Они вправе ввозить и вывозить для осуществления профессиональной деятельности офисное оборудование, компьютерную, радио- и телевизионную технику и т.п., информационные материалы на различных носителях, предметы бытового назначения, личные автомобили (не более одного на каждого корреспондента и иностранного сотрудника корреспондентского пункта) в течение всего срока аккредитации в Российской Федерации с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов при условии вывоза указанного имущества с территории России по завершении срока аккредитации. Кроме того, аккредитованные корреспонденты и технические сотрудники корреспондентских пунктов, а также члены их семей могут пользоваться услугами, предоставляемыми соответствующими подразделениями МИД России, осуществляющими обслуживание находящегося в России дипломатического корпуса . Иностранные журналисты имеют право на основе взаимности на свободное передвижение по территории Российской Федерации, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение .

Читайте также:
Небанковская кредитная организация: что это значит

В настоящее время Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России.
Пункты 32 – 34 Правил аккредитации иностранных корреспондентов. См. также: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. N 754 “Об утверждении Перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение”.

Важно отметить, что льготы, предоставляемые статусом иностранного корреспондента, официально аккредитованного при МИД России, не должны использоваться зарубежными журналистами в корыстных целях для получения личной выгоды, а журналистская работа в России не должна совмещаться или вовсе подменяться коммерческой деятельностью.

В соответствии с российским миграционным законодательством все корреспонденты иностранных СМИ, находящиеся в России на основании визы, подлежат учету по месту пребывания .

Ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”.

Как правило, корреспонденты иностранных СМИ стараются тщательно соблюдать установленные для них правила пребывания и занятия журналистской деятельностью в России. В случае несоблюдения соответствующих правил к иностранным журналистам могут быть применены определенные меры административного воздействия. Система таких мер является неотъемлемой частью административно-правового статуса корреспондентов иностранных СМИ.

Так, МИД России может отказать в аккредитации, лишить ее или сократить срок аккредитации, если:

  • журналист нарушил российское законодательство;
  • журналист или редакция нарушили установленные правила аккредитации либо распространили не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда ;

См.: ст. 48 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации”.

  • журналистом нарушается принцип уважения прав и репутации других лиц ;

См.: п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах.

  • это необходимо в целях охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения ;

Там же.

  • имело место подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию .

См.: ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Все иностранцы, представляющие в России зарубежные СМИ, полностью подпадают под действие российской юрисдикции и в случае совершения уголовных, административных или иных правонарушений подлежат ответственности в соответствии с российским законодательством . В частности, корреспонденты иностранных СМИ могут быть привлечены к административной ответственности за злоупотребление свободой массовой информации, разглашение информации с ограниченным доступом, оскорбление (унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, в том числе содержащееся в СМИ), а также к уголовной ответственности за клевету (распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, в том числе содержащееся в СМИ).

Ст. 4 и 33 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

МИД России может предпринять ответные меры в отношении корреспондентов СМИ тех стран, где действуют ограничения в отношении российских граждан . Когда имеются веские доказательства того, что иностранный журналист принимает участие в противоправных действиях по поручению государственных органов или организаций своей страны, то МИД России вправе помимо принятия мер к самому журналисту заявить протест конкретному государству в связи с враждебной деятельностью его гражданина. Протест против таких противоправных действий журналистов может быть заявлен как в письменной, так и в устной форме, когда данные действия с позиций международного права могут классифицироваться как вмешательство во внутренние дела государства. Перечисление ряда противоправных действий, связанных с вмешательством во внутренние дела государства, содержится в Декларации о недопустимости вмешательства во внутренние дела государства, об ограждении их независимости и суверенитета 1965 г., а также Декларации о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1981 г.

Например, в 2009 г. власти Чехии приняли решение о непродлении аккредитации российскому журналисту, постоянно работавшему в Праге, на что российский МИД отреагировал отказом в продлении аккредитации московскому корреспонденту телевидения Чехии, когда в 2010 г. заканчивался срок действия его журналистского удостоверения.

При определении характера правового воздействия за те или иные правонарушения, совершенные иностранным журналистом, государство при наличии веских причин в административном порядке может принять решение о нежелательности пребывания (проживания) данного корреспондента в Российской Федерации, после чего тот обязан выехать из страны. Подобные действия основаны на применяемых в международной практике ответных мерах за противоправные деяния. Иностранные журналисты в случае нарушения российского законодательства могут быть выдворены из страны “во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом” . При этом журналист, “если императивные соображения государственной безопасности не требуют иного, имеет право на представление доводов против своей высылки, на пересмотр своего дела компетентной властью или лицом или лицами, специально назначенными компетентной властью” .

Ст. 13 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Там же.

Необходимо иметь в виду, что, несмотря на отсутствие у корреспондентов иностранных СМИ каких-либо правовых иммунитетов, спектр применяемых в отношении конкретного иностранного журналиста мер административного воздействия может корректироваться по политическим причинам, что связано прежде всего с особой значимостью осуществляемой журналистами деятельности, а также с конкретной международной обстановкой и двусторонними отношениями России с государством, СМИ которого он представляет.

Читайте также:
Государственный фонд недр: что это значит

Активная вовлеченность иностранных корреспондентов в освещение российской проблематики, частые командировки по регионам страны, в том числе в горячие точки (зона ЧС, зона проведения контртеррористической операции и др.), порождают многообразие сложных правовых ситуаций, которые требуют неукоснительного соблюдения требований закона как со стороны иностранных журналистов, так и со стороны государственных структур, взаимодействующих с медиа, что требует постоянной разъяснительной работы со стороны сотрудников ДИП МИД России, “курирующих” деятельность зарубежных корреспондентов.

Учитывая особую общественную важность данной категории иностранцев, пребывающих (проживающих) на территории России, набирает актуальность вопрос о детальной переработке Правил аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации в направлении обобщения в этом подзаконном акте правовых норм, напрямую или косвенно влияющих на юридический статус представителей зарубежных СМИ в России. Подобная детальная регламентация среди прочего будет способствовать снижению числа инцидентов с участием иностранных корреспондентов, которые часто приобретают политический оттенок в ущерб международному имиджу страны.

Аккредитация сотрудников представительства – обязанность, а не преимущество

Автор: Виталий Кодьев юрист

Аккредитация сотрудников представительства – обязанность, а не преимущество

Автор: Виталий Кодьев
юрист

К нам часто обращаются клиенты – представительства иностранных компаний с вопросом: какие преимущества перед статусом высококвалифицированного специалиста (ВКС) дает аккредитация сотрудника представительства в Торгово-промышленной палате РФ? Чтобы внести ясность, мы подготовили для вас небольшой материал.

Сразу расставим точки над «i». Аккредитация сотрудника в Торгово-промышленной палате и получение ВКС – это две принципиально разные вещи. Аккредитация сродни разрешительной документации, дающей представительству право трудоустроить иностранца. А ВКС – это статус самого сотрудника, своеобразное разрешение на осуществление трудовой деятельности в РФ с определенными привилегиями.

Персональная аккредитация

Итак, аккредитация сотрудника-иностранца в ТПП РФ – это обязанность представительства. Без такой аккредитации представительство не может принять его на работу. То есть нет вариантов – получать аккредитацию для сотрудников или нет. Представительство сделать это просто обязано.

Персональной аккредитацией с 1 января 2015 года занимается Торгово-промышленная палата РФ (ТПП РФ) Именно в нее необходимо обращаться за получением свидетельства о персональной аккредитации сотрудников.

Какие документы подаются в ТПП РФ для получения свидетельства:

  1. Письмо от филиала / представительства с просьбой о персональной аккредитации иностранного сотрудника представительства, подписанное руководителем филиала / представительства и заверенное печатью.
  2. Свидетельство о внесении соответствующей записи в госреестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц – оригинал и копия либо нотариально заверенная копия.
  3. Информационный лист о внесении записи в госреестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц – оригинал и копия либо нотариально заверенная копия.
  4. Карточка сведений о филиале / представительстве иностранного юридического лица.
  5. Автобиографическая справка на сотрудника с наклеенными фотографиями – 2 экземпляра.
  6. Цветные фотографии на светлом фоне размером 3х4 (официальный вид) – 2 шт.
  7. Копия страниц паспорта с установочными данными.
  8. Оригинал карточки персональной аккредитации, выданной ГРП при Минюсте (при наличии).

При этом действует своеобразная «квота» – представительство может привлечь 5 иностранных сотрудников. Если по каким-то причинам представительство нуждается в большем количестве сотрудников, необходимо обратиться в ТПП РФ с письменным обоснованием требуемой численности и получить соответствующее разрешение. В противном случае, при ближайшей проверке ФМС может оштрафовать представительство на сумму от 700 000 до 1 500 000 руб. за каждого сотрудника с выдворением таких сотрудников за пределы РФ.

Подведем небольшой итог: если представительство приглашает на работу сотрудников из-за границы, оно обязано аккредитовать их, т.е. получить свидетельства об их персональной аккредитации. Сотрудникам представительств данный статус дает только одно преимущество – ТПП РФ содействует в получении виз и приглашений на въезд. А самому представительству статус аккредитованного сотрудника позволяет избежать квотирования при привлечении иностранной рабочей силы.

Статус ВКС

Мы выяснили, что для привлечения иностранных сотрудников представительство должно организовать для них получение свидетельств о персональной аккредитации. При этом сотрудники могут работать как по «традиционным» разрешениям на работу, так и по разрешениям с отметкой о ВКС.

Приглашение для работы в представительство сотрудников в качестве высококвалифицированного специалиста предоставляет ряд дополнительных преимуществ. Причем как самому «носителю» статуса, так и представительству.

Какие преимущества дает статус ВКС работнику:

  1. При оформлении разрешения на работу для ВКС квота на выдачу такового не учитывается.
  2. При оформлении приглашений на въезд для ВКС и членов его семьи квота на въезд в РФ не учитывается.
  3. Разрешение на работу выдается на весь срок действия трудового или гражданско-правового договора (но не более 3 лет) и может продлеваться неограниченное число раз.
  4. Можно оформить разрешение на работу, которое будет действительно на территории нескольких субъектов РФ.
  5. ВКС может оформить вид на жительство в РФ для себя и своей семьи.
  6. При досрочном расторжении трудового договора с одним работодателем ВКС в течение 30 рабочих дней может найти нового работодателя, выданные ему ранее разрешение на работу и виза действуют в это время.
  7. ВКС и членам его семьи не нужно вставать на миграционный учет на срок, не превышающий 90 дней со дня въезда на территорию РФ.
Читайте также:
Государственный оборонный заказ: что это значит

Что касается самого представительства, то привлечение иностранных граждан в качестве ВКС является выгодным решением, так как позволяет существенно сэкономить на «зарплатных» налогах.

Если у вас возникли вопросы по оформлению аккредитации сотрудникам представительства и расчету зарплат работникам-иностранцам – свяжитесь с нами.

Об утверждении Правил аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации (с изменениями на 7 июня 2002 года)

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13.09.94 N 1055

ПРАВИЛА
аккредитации и пребывания корреспондентов
иностранных средств массовой информации на территории
Российской Федерации

(с изменениями на 7 июня 2002 года)

1. Правовое положение и профессиональная деятельность аккредитованных в Российской Федерации иностранных корреспондентов, в том числе их стран СНГ, регулируются международными договорами Российской Федерации, Законом Российской Федерации “О средствах массовой информации” и другими актами законодательства Российской Федерации, а также настоящими Правилами.

2. Открытие корреспондентских пунктов иностранных средств массовой информации в Российской Федерации осуществляется с разрешения Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее именуется – МИД России), если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

3. Аккредитация иностранных корреспондентов в Российской Федерации производится МИДом России в соответствии со статьями 48 и 55 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации”, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

4. Обращение* с просьбой об открытии корреспондентского пункта иностранного средства массовой информации направляется его руководством в МИД России непосредственно либо через дипломатическое представительство Российской Федерации в соответствующей стране.

* Обращение в МИД России об открытии в Российской Федерации корреспондентского пункта иностранного средства массовой информации, аккредитации корреспондента включает в себя письмо на официальном бланке средства массовой информации за подписью руководства данного средства массовой информации или дипломатическую ноту посольства соответствующей страны в Российской Федерации, сведения о средстве массовой информации, биографию, справку о журналистской деятельности корреспондента, две фотографии.

Кроме того, для российских граждан при обращении в МИД России по этим вопросам требуется представление справки о постановке на учет в территориальных органах Госналогслужбы России.

5. Решение об открытии корреспондентского пункта иностранного средства массовой информации принимается МИДом России в сроки, не превышающие двух месяцев со дня получения обращения, после чего выдается свидетельство об открытии корреспондентского пункта.

6. В качестве корреспондентов иностранных средств массовой информации в Российской Федерации могут быть аккредитованы журналисты независимо от их гражданства, представители периодических печатных изданий, радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программ, иных форм периодического распространения массовой информации.

7. Обращение с просьбой об аккредитации корреспондента иностранного средства массовой информации направляется руководством иностранного средства массовой информации в МИД России в порядке, предусмотренном в пункте 4 настоящих Правил.

8. Решение об аккредитации корреспондента иностранного средства массовой информации при МИДе России принимается в сроки, предусмотренные в пункте 5 настоящих Правил.

9. Аккредитованным корреспондентам выдается удостовение иностранного корреспондента сроком действия до двух лет.

10. Членам семьи корреспондента выдается карточка члена семьи корреспондента иностранного средства массовой информации на тот же срок.

11. В качестве специальных корреспондентов могут быть временно аккредитованы журналисты независимо от их гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию по заданию своих редакций для освещения отдельных мероприятий при визовой поддержке МИДа России. Журналисты, въехавшие в Российскую Федерацию при визовой поддержке любых других российских организаций, аккредитуются при МИДе России по запросу руководства этих организаций.

12. К категории специальных корреспондентов, временно аккредитованных при МИДе России, могут быть также отнесены журналисты, прибывшие в Россию для подмены в случае отпуска, болезни, комондировок в другие страны основного корреспондента.

13. Специальным корреспондентам выдается карточка специального корреспондента на период до трех месяцев с возможным продлением до шести месяцев.

14. В качестве технических сотрудников корреспондентских пунктов иностранных средств массовой информации могут быть зарегистрированы лица независимо от их гражданства, работающие в корреспондентских пунктах в качестве продюсеров, редакторов, секретарей-переводчиков, специалистов по обслуживанию теле- и киноаппаратуры, средств связи.

Лица, выполняющие в корреспондентских пунктах иные виды деятельности, относятся к обслуживающему персоналу и не подлежат регистрации в качестве технических сотрудников корреспондентского пункта.

15. Обращение с просьбой о регистрации технического сотрудника направляется в МИД России руководством иностранного средства массовой информации или аккредитованным при МИДе России корреспондентом иностранного средства массовой информации по форме и в порядке, предусмотренных в пункте 4 настоящих Правил.

16. Решение о регистрации в МИДе России технического сотрудника принимается в сроки, не превышающие двух месяцев со дня получения обращения.

17. Зарегистрированным техническим сотрудникам выдается удостоверение технического сотрудника корреспондентского пункта иностранного средства массовой информации сроком действия до двух лет.

18. Руководство иностранного средства массовой информации не позднее чем за пятнадцать дней до истечения срока действия удостоверения корреспондента (технического сотрудника) обращается в МИД России с просьбой о продлении срока его действия. Продление срока действия удостоверения технического сотрудника осуществляется также по обращению аккредитованного при МИДе России корреспондента.

Читайте также:
Частная детективная деятельность: что это значит

19. В случае утери удостоверения корреспондент или технический сотрудник корреспондентского пункта обязан сообщить об этом в МИД России. Вопрос о выдаче дубликата рассматривается в течение двух недель.

20. Аккредитованный корреспондент может быть переаккредитован на основании обращения руководства нового средства массовой информации. Решение о переаккредитации принимается в течение двух месяцев.

21. Не могут быть аккредитованы в качестве корреспондентов и зарегистрированы в качестве технических сотрудников корреспондентских пунктов сотрудники иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, аппаратов военных атташе, зарегистрированных в России представительств авиакомпаний, банков, торгово-промышленных и посреднических фирм, а также лица, являющиеся сотрудниками российских средств массовой информации.

Иностранная компания открывает филиал в России: пошаговая инструкция

Сегодня многие зарубежные компании, расширяя горизонты своей деятельности, выходят на новые рынки. Но, одно дело работать в собственной стране, где известны все нормы, понятно законодательство и «правила игры», а другое дело открывать филиал или представительство на территории, где все по-другому. Сегодня мы поговорим о том, как открыть филиал для иностранной организации в России.

Чем отличается филиал от представительства

Приходя на территорию Российской Федерации, зарубежная организация может организовать бизнес двумя способами — открыв филиал или представительство.

Представительство — это подразделение юридического лица, созданное для представления и защиты интересов организации вне места нахождения основной компании.

Филиал — это также обособленное подразделение юридического лица, организованное вне территории нахождения головной организации, но при этом способное выполнять ее функции, включая и те, что присущи представительству.

«По сути, представительство не может вести коммерческую деятельность, оно создается с целью анализа рынка, проведения рекламных кампаний, привлечения внимания к бренду и организации. Филиал же может работать как головная компания, т.е. вести деятельность по реализации товаров и услуг, производимых в организации, заключать сделки и выполнять все функции представительства. Тем не менее, филиалы иностранных компаний сталкиваются с ограничениями при ведении экспортно-импортной деятельности в части валютных операций и соблюдения таможенных формальностей, поэтому для полноценной коммерческой деятельности иностранные компании открывают в России отдельные дочерние компании».

Иван Катышев, руководитель налоговой и юридической практики СберРешений.

Ниже мы подробно расскажем о процедуре открытия филиала / представительства иностранного юридического лица.

7 шагов к успеху: иностранная компания открывает филиал / представительство в РФ

Перед тем, как пошагово разберем открытие филиала / представительства, дадим совет — до заполнения документов, рекомендуем обратиться за консультацией к специалистам, чтобы выбрать наиболее подходящий вариант формы ведения бизнеса .

1. Нужно разработать положение о филиале / представительстве иностранного юридического лица .

Особой формы нет, оно составляется свободно, но, как правило, включает ряд важных элементов:

  • организационно-правовая форма компании;
  • наименование компании;
  • местонахождение филиала / представительства;
  • виды деятельности филиала / представительства и цели его создания;
  • особенности управления;
  • лица, которые будут управлять филиалом / представительством и т. п.

Полные требования изложены в ст. 22 ФЗ от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Положение должно быть утверждено уполномоченным лицом / корпоративным органом иностранного юридического лица.

2. Сформировать и подготовить решение о создании филиала/представительства. Подготовить документы от головной организации .

Филиалу / представительству зарубежной компании для получения аккредитации бизнеса в России необходимы:

  • учредительные документы иностранной организации;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц или иной аналогичный документ, выданный страной, в которой зарегистрирована компания, подтверждающий юридический статус иностранного юридического лица;
  • налоговый сертификат, подтверждающий регистрацию иностранной компании в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика;
  • свидетельство о регистрации (в стране происхождения);
  • банковские реквизиты.

Причем документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на русский, который будет заверен нотариусом на территории РФ. Просто перевод, даже сделанный через компанию, которая официально занимается переводом документов, не подойдет.

Документы от иностранной компании должны быть предоставлены при наличии консульской легализации документов или проставленного апостиля. Исключение — если международным договором Российской Федерации предусмотрено освобождение от легализации документов.

Подать документы на аккредитацию можно в течение 12 месяцев с момента принятия решения о создании филиала/представительства. Причем все представляемые в комплекте документы также должны быть не старше 12 месяцев.

Полный перечень необходимых документов и требования к ним установлены Приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/680@.

В случае, когда ваши документы содержат больше чем 1 лист, их необходимо прошить и пронумеровать. На обороте последнего листа прошитого документа указывается количество листов, и ставится подпись ответственного исполнителя. Никакие исправления не допускаются.

3. Заполнить (на русском) заявление по форме 15АФП. Подписывает данное заявление уполномоченный представитель юридического лица.

4. Обратиться в Торгово-промышленную палату (ТПП) РФ. В ТПП нужно подать сведения о численности иностранных сотрудников филиала / представительства и заверить их.

Заверять сведения надо всегда, даже в случае, если численность таких сотрудников — ноль.

Читайте также:
Торгово-промышленная палата РФ: что это значит

Вместе со сведениями направляется письмо в произвольной форме с просьбой заверить данные сведения, а также направляются документы, подтверждающие деятельность филиала иностранной организации в России.

За заверение численности в ТПП РФ необходимо уплатить денежные средства. Сумма зависит от способа подачи документов, ее размер периодически меняется.

5. Оплатить госпошлину за аккредитацию. Сумма госпошлины — 120 000 рублей за один филиал.

6. Подать документы на аккредитацию в Межрайонную инспекцию ФНС России № 47 по г. Москве.

На этапе подготовки и подачи документов часто возникают ошибки, приводящие к получению отказа в аккредитации, например — неполный комплект документов, нарушение срока или формы подачи, расхождения в поданных документах с имеющимися в законодательстве требованиями к их оформлению, неточная или ложная информация, противоречие целей создания филиала международному и российскому законодательству, требованиям к организации деятельности и т. п.

Юридическое сопровождение иностранной компании в России — консультирование по вопросам открытия филиала, подготовка документов, аккредитация филиалов и представительств, сопровождение по трудовому, налоговому, предпринимательскому праву, миграционная поддержка персонала и другие услуги от СберРешений .

7. Если вы все сделали правильно на предыдущих шагах, то через 30 рабочих дней со дня подачи документов в регистрирующий орган (25 рабочих дней — срок аккредитации, 5 рабочих дней — срок для выдачи документов) у вас в руках будут документы об аккредитации . На практике ФНС не всегда соблюдает установленные сроки, поэтому будьте готовы, что реальный срок может быть больше, но не существенно.

Теперь остается получить:

  • свидетельство о постановке на учет в налоговой;
  • информационный лист о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
  • уведомление о постановке на учет и коды статистики в Росстате;
  • уведомления о постановке на учет во внебюджетных фондах — ФСС и ПФР.

Также потребуется открыть расчетный счет в российском банке, для проведения расчетных операций, при необходимости заказать печать, хотя сейчас организации на территории РФ могут работать и без ее использования, но тогда этот пункт необходимо предусмотреть в учредительных документах компании.

  • Оформить необходимые документы для беспроблемного въезда иностранных сотрудников в РФ.
  • Организовать ведение бухгалтерского и налогового учета.

В соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» филиал иностранной компании имеет право не вести бухгалтерский учет по российским стандартам, но при этом вести учет доходов и расходов для целей налогообложения только по законодательству РФ.

Это означает, что представительства иностранных компаний могут вести бухучет согласно МСФО (международным стандартам финансовой отчетности), которые сейчас во многом используются и для ведения учета в России.

Если же компания выбирает ведение учета по российским стандартам, то нужно учесть, что бухгалтерский учет в РФ далеко не полностью совпадает с международными стандартами учета и отчетности и имеет свои особенности.

Какой бы вариант не выбрала иностранная организация, ей потребуется местный специалист или аутсорсинговая компания, обладающие необходимыми знаниями и опытом.

СберРешения возьмут на себя всю отчетность и ведение учета по филиалу и представительству иностранной компании. Поручите профессионалам в области международных стандартов отчетности и российского налогового законодательства вести ваш бухгалтерский учет.

Провести аккредитацию филиала / представительства иностранной компании в России просто, если доверить ее профессионалам.

Аккордная система оплаты труда

Больше материалов по теме «Оплата труда» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Логика аккордного вознаграждения за труд
  2. Особенности аккордной системы
  3. Когда целесообразно применять
  4. Состав аккордной оплаты
  5. Как распределить аккордный заработок внутри бригады
  6. Как ввести аккордную систему
  7. Документальное оформление
  8. Плюсы аккордной системы оплаты

Система оплаты труда характеризует его расчетную единицу и способ, которым исчисляется размер трудового вознаграждения. Разные обстоятельства деятельности диктуют различные способы организации выплаты заработной платы.

Самые распространенные виды заработной платы – это сдельная и повременная. В некоторых случаях применяется особая разновидность сдельной системы – аккордная оплата труда.

  • В чем ее особенности,
  • когда выгоднее применять именно ее,
  • как начисляется вознаграждение, исходя из критериев этой системы,
  • и как ввести ее на предприятии

Логика аккордного вознаграждения за труд

На практике иногда труд организовывается таким образом, что ни сдельную, ни повременную систему оплаты труда в их полном виде применить невозможно. Например, трудится группа людей, выполняя установленный объем работы в заданный срок, причем специализация и квалификация сотрудников различна. Результат их труда получается комплексным.

Логично было бы применение сдельной оплаты, поскольку налицо подлежащий учету объем работы, но, в отличие от обычного применения сдельной системы, его нельзя произвольно увеличивать, как и изменять установленное время. Повременная система оплаты тут также неприменима, поскольку произведенный продукт прямо отражает количество вложенного труда, а отработанный час не сможет выступить в качестве учетной единицы.

Для таких видов деятельности существует аккордная система оплаты труда – подвид сдельного вознаграждения, когда заработанные деньги планируется выплатить совокупно за весь требующийся объем работы, выполненный за условленное время.

Читайте также:
Совет Европы: что это значит

СПРАВКА! Можно сказать, что аккордная оплата – это сдельная, установленная для разнородной группы сотрудников, но может быть установлена и для одного сотрудника. Она регламентируется Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат труда и его оплаты в сельскохозяйственных организациях, утвержденных Министерством сельского хозяйства РФ 22 октября 2008 года.

Особенности аккордной системы

Данная разновидность исчисления з/п отличается такими критериями:

  • сумма потенциального заработка известна еще до того, как работы начнут производиться;
  • задание предусматривает конкретный объем работы;
  • труд жестко ограничен сроками;
  • в случае соблюдения сроков выплачивается вся плата или еще и дополнительное вознаграждение.

Когда целесообразно применять

Аккордную систему выплат стоит выбрать в случаях, когда нужно выполнить ряд действий в ограниченные сроки, это могут быть ситуации:

  • аврала;
  • необходимости спешного выполнения под угрозой санкций;
  • чрезвычайных обстоятельств, могущих вызвать проблемы с дальнейшим функционированием производства;
  • разовые объемы работ;
  • введение нового оборудования или технологического процесса и т.п.

ВАЖНО! Аккордная система носит стимулирующий характер, поэтому применяется, в основном, только временно и в особых ситуациях.

Чаще всего аккордную систему применяют на предприятиях, где можно точно учесть выполненный объем труда по разработанным нормативам трудозатрат. Это могут быть предприятия связи, промышленные организации, строительные компании, работа в некоторых отраслях сельского хозяйства, там, где используется ручной труд и т.п.

Состав аккордной оплаты

Заработная плата, предназначенная для группы (бригады) работников за заданный объем трудовых операций в установленный срок, состоит из таких компонентов:

  • оклад, тариф или установленная расценка за труд;
  • те или иные доплаты;
  • премиальные.

Заработок зависит в большей степени от первой составляющей, то есть от расценок на те или иные виды работ.

Аккордно-премиальная система

Выплата премий при такой системе осуществляется за выполнение заранее оговоренных условия премирования. Какие это будут условия, определяется индивидуально. Естественно, что должен наличествовать обязательный учет установленных показателей. Если группе не удалось достичь этих показателей или соблюсти условия (например, уложиться точно в отведенный срок), то деньги будут выплачены без премиальной составляющей.

Как распределить аккордный заработок внутри бригады

Сумма, выплаченная по окончании работы, предназначается для всех участников процесса. Она может быть распределена в зависимости от разных критериев:

  • по времени, в течение которого был занят каждый участник работы (распределение платы за труд);
  • согласно коэффициенту трудового участия (КТУ), который учитывает различные характеристики труда (так обычно распределяют премиальные и доплатные средства).

Как ввести аккордную систему

Поскольку применение этой системы носит временный (разовый или чрезвычайный) характер, то в бухгалтерских документах должно быть отражено, что в отношении группы работников заработная плата будет в течение указанного времени исчисляться по такой схеме.

Такого рода работы могут быть выполнены по срочным трудовым договорам (ст.95 ТК РФ), где будут оговорены:

  • виды действий;
  • срок исполнения (график работы должен быть непременно, даже если он не влияет на сумму вознаграждения);
  • расценки за работу.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если сотрудник, которого хотят привлечь к работе по такой системе, уже заключил с предприятием договор, то есть входит в штат, нужен будет внутренний перевод. Без него не обойтись: поскольку система оплаты труда – непременный элемент трудового соглашения, она должна быть отражена в трудовом договоре.

Документальное оформление

В одном из внутренних документов организации обязательно должен быть прописан порядок осуществления оплаты труда по аккордной системе, если ее планируют применять. Когда с рабочим или группой сотрудников будет заключаться срочный трудовой договор, то в нем обязательно должна быть ссылка на этот акт.

Чтобы начислить зарплату по аккордной системе, должны быть следующие документальные основания – бумага, отражающая суть аккордного задания и ход работ по его выполнению. В таком документе должны содержаться:

  • перечень всех видов выполненных работ;
  • их количественные и качественные показатели;
  • расценки на каждый вид деятельности;
  • общая сумма к выплате.

Такими документами в большинстве случаев являются наряды на аккордную работу и акты выполненных заданий.

ВНИМАНИЕ! В организации могут быть приняты свои стандарты оформления, но в некоторых отраслях для этой цели разработаны унифицированные формы документации, например, путевой лист для транспортной сферы, наряд на сдельную работу – в сельском хозяйстве, рапорт о работе механизмов – в строительстве и др.

Плюсы аккордной системы оплаты

Поскольку изначальный смысл любого трудового вознаграждения – это плата за достижение определенного результата, аккордная оплата как нельзя лучше способствует эффективному применению этого принципа.

Если в организации хорошо налажен учет результатов труда, нормирование грамотно спланировано, а контроль качества постоянный, то аккордная система гарантирует:

  • снижение нагрузки нормировщиков;
  • упрощение распределения объемов работы;
  • облегчение процесса приемки результатов труда;
  • экономия рабочего времени, материальных и энергетических затрат;
  • уменьшение себестоимости выработки;
  • более сплоченный коллектив работников;
  • значительное снижение предпринимательского риска, так как затраты на персонал всегда пропорциональны объемам труда.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: