Акт юридический: что это такое, описание и особенности

Нормативный правовой акт

Это официальный документ госорганов или должностных лиц с правилами поведения

Нормативный правовой акт может быть в форме закона, постановления, приказа.

Разобрались, как устроена система нормативных правовых актов и как искать нужный документ.

Что такое нормативный правовой акт

Нормативные правовые акты, или НПА, регулируют жизнь в стране: как платить налоги, какие есть льготы для бизнеса, когда отдыхать на Новый год или что будет за работу без лицензии. Дадим определение нормативно правового акта.

НПА — это документы с правилами поведения для общества, которые принимают государство, региональные и муниципальные власти, уполномоченные организации, например Роскосмос, и должностные лица.

Такие документы могут принимать Госдума, правительство, президент, министерства, службы. Но не все акты госорганов и должностных лиц нормативные. Правительство может принять постановление о ставках платы за пользование лесными участками на всей территории России — и это будет НПА, а может выпустить внутреннюю инструкцию по закупке канцелярии — это не НПА.

Еще НПА нужно отличать от индивидуальных правовых актов. Индивидуальные правовые акты — это тоже официальные документы, которые принимают госорганы и должностные лица, только они рассчитаны на однократное применение и на конкретного человека или организацию.

Назначение на должность министра Носова, назначение административного штрафа нарушителю Маркову, приказ о награждении чемпионки Савиной почетным знаком за развитие спорта — это индивидуальные правовые акты.

Отличить НПА можно по следующим признакам.

НПА носит официальный характер. Это значит, что НПА принимают только государственные и региональные власти, уполномоченные организации или должностные лица. Также НПА принимают в определенном порядке: присваивают дату и номер, печатают на бумаге, ставят печать, публикуют на портале pravo.gov.ru.

Федеральный закон рассматривает госдума в трех чтениях, затем его одобряет Совет Федерации, подписывает президент и публикуют. Только после этого новый закон нужно обязательно исполнять.

НПА действует не для одного человека или организации, а для всех: группы людей, либо компаний, либо и тех и других. Например, нельзя принять закон только для ИП Петрова, но можно принять закон для предпринимателей.

НПА можно применять много раз. Например, суд принимает решение по делу — это решение в моменте определяет права сторон и его нельзя применять повторно.

Посмотрим примеры НПА и документов, которые к ним не относятся.

НПА Не НПА
Конституция РФ Приказ об увольнении инженера Карпова из коммунальной службы госдумы
Постановление правительства о сроках службы фискальных накопителей ККТ Письмо правительства и любого другого ведомства, например Минфина
Указ президента о выплатах семьям с детьми Указ президента о присвоении звания Героя Труда гражданину Романову
Приказ МЧС о правилах противопожарной безопасности Предписание МЧС для ООО «Ромашка» об устранении нарушений противопожарных норм
Устав Ростовской области Договор аренды с комитетом по имуществу Ростовской области
Федеральный закон о банкротстве Решение суда по делу о признании ИП Каменской банкротом
Постановление мэрии Объявление итогов проведения торгов на земельный участок администрацией города

Форм нормативных правовых актов много: законы, постановления, инструкции, приказы, указы. И эти названия нельзя путать. Назвать приказ Минфина письмом, а указ президента постановлением — ошибка.

Чтобы не запутаться в названиях, правильно определять силу документа, быстрее искать нужный, все НПА можно делить на разные группы. Посмотрим две основные классификации: по силе действия и по территории.

По силе действия

У НПА есть сила действия — это помогает выбрать более важный документ. В идеале НПА не должны противоречить друг другу, но в реальности такое все же случается. И вот сила действия определяет, каким документом руководствоваться.

Конституция. Самый главный НПА в России — Конституция, ее еще называют основным законом страны. Все остальные НПА должны ей соответствовать.

Если в Конституции написано, что в России действует единое экономическое пространство, значит, нельзя принять закон о пошлинах за перемещение товаров из региона в регион. Такая норма противоречила бы статье 8 Конституции.

Федеральные законы — это документы, которые принимает Госдума — законодательный орган России. Законы определяют самые важные вопросы в стране: размер пенсии, процедуру банкротства, штрафы за нарушения и прочие. Процедура создания и принятия закона сложная и многоступенчатая, потому что он влияет на всю страну.

Примеры законов: ФЗ «О рекламе», ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «О защите прав потребителей». Также законы — это Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс. Их называют кодексами, потому что они содержат много правил в одной сфере.

Подзаконные акты. В одном законе невозможно прописать все детали. В них стараются закрепить общие правила, а вот о частностях рассказывают в подзаконных актах. На юридическом языке говорят: «Подзаконные акты принимают во исполнение законов», то есть подзаконные акты объясняют, как правильно действовать в конкретных случаях и ситуациях. Узнать подзаконные акты можно по названиям: указ, постановление, письмо, приказ, инструкция.

Есть закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», а его дополнят постановления правительства «О лицензировании образовательной деятельности» и «О медицинской деятельности». Закон установил общие правила, а постановления определили порядок его исполнения в конкретных сферах.

Еще важно проверить, где нужно применять НПА: по всей стране, только в одном регионе или в одном городе.

По территории

Есть правила, которые действуют для всех жителей России, а есть — только для жителей конкретного региона и даже города. Например, если в соседнем регионе предприниматель платит 3% налога с доходов на УСН «Доходы», это еще не значит, что вы будете платить столько же. Так бывает, потому что в регионах принимают свои уставы, законы, инструкции.

Все НПА делят на федеральные, региональные, муниципальные, а еще есть международные. Поговорим о каждой группе.

Федеральные, региональные и муниципальные НПА. Россия — это федерация. Это значит, что страна состоит из самостоятельных субъектов. Такие субъекты могут сами управлять своей территорией в пределах полномочий, данных Конституцией и федеральными законами, иметь отдельный от центра бюджет.

Получается, в России официальные документы могут принимать на общегосударственном уровне и уровне регионов. Федеральные законы действуют на всей территории страны, а региональные — только в одном субъекте. Например, если власти Самарской области приняли региональный закон, то исполнять его в Рязани не обязаны.

Еще собственные НПА принимают в городах федерального значения, такие города тоже относят к регионам. В России три города-региона: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Получается, жители Московской области не должны соблюдать законы Москвы, и наоборот.

Для региональных актов есть два правила:

  1. Такие нормы не могут ухудшать положение людей или бизнеса в сравнении с общегосударственными. Так, если в Налоговом кодексе установлена максимальная налоговая ставка для УСН «Доходы минус расходы» в 15%, регион может ее снизить, но не повысить.
  2. Компетенцию регионов определяют на федеральном уровне. То есть Конституция и федеральные законы устанавливают, в каких сферах регионы могут принимать НПА самостоятельно. Например, регионы России могут издавать свои Кодексы административных правонарушений, но только со штрафами за нарушения, которых нет в федеральном КоАП.

Система региональных НПА копирует федеральную, поэтому регионы принимают свои конституции, законы, подзаконные акты.

Есть еще один уровень ниже актов регионов — акты городов, деревень, поселков. Такие акты называют муниципальными НПА. Они регулируют вопросы местного значения, например льготы по земельному налогу или правила посещения парка.

Например, постановление мэрии Ярославля «О мерах по обеспечению безопасности людей на водных объектах» или постановление администрации Екатеринбурга «Об автоматизации закупок малого объема».

Международные акты. Государства могут договариваться о правилах и фиксировать их в договорах, резолюциях, конвенциях. Эти правила не действуют на все страны автоматически: каждое государство само решает, участвовать в договоре или нет. В договор можно как вступить, так и выйти из него.

Россия участвует в Конвенции о защите прав человека 1953 года, в Бернской конвенции о защите литературных и художественных произведений 1887 года.

Если страна соглашается исполнять правила по международному договору, она должна принять новые внутренние законы или скорректировать старые внутренние законы под эти правила. Например, когда Россия в 1997 вступила в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, она приняла мораторий на смертную казнь — таково было правило для стран-участниц.

Международные договоры, в которых участвует наша страна, в основном учли во внутренних законах, поэтому напрямую обращаться к международным НПА вам вряд ли придется. Исключение — соглашения или конвенции об избежании двойного налогообложения, например с Кипром или США.

Иерархия нормативных правовых актов

Нормативные правовые акты имеют иерархию из восьми уровней. Чем уровень выше, тем главнее акт. На практике это значит, что акты нижних уровней должны соответствовать верхним. То есть законы не должны противоречить Конституции, указы президента и прочие акты — законам, а постановления правительства — всему вышеперечисленному.

Случается, что два акта противоречат друг другу, — такую ситуацию называют правовой коллизией. Выбрать правильный акт помогает иерархия — будут применять правила из документа более высокого уровня.

Артем собирается подавать заявление в налоговую инспекцию. В федеральном законе он прочитал, что нужно успеть подать его за 20 дней, а в приказе ФНС, что за 10 дней. Так как закон выше ведомственного акта, то правильный срок — 20 дней.

Иерархия нормативных правовых актов

Уровень 1 Конституция РФ
Уровень 2 Международные договоры
Уровень 3 Федеральные законы
Уровень 4 Указы президента
Уровень 5 Постановления правительства
Уровень 6 Приказы федеральных министерств, постановления главного санитарного врача РФ, указания и положения Банка России
Уровень 7 Приказы служб
Уровень 8 Региональное законодательство и муниципальные акты

Начинайте искать ответ на вопрос со второго уровня. На первом уровне в Конституции нет конкретных правил — только принципы работы государства и жизни общества.

Предприниматель может узнать из Конституции, что Россия поддерживает конкуренцию и свободную экономическую деятельность, но не узнает, как открыть бизнес и какие платить налоги. Конкретные правила будут в законах и подзаконных актах. Например, как зарегистрировать бизнес, можно узнать в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а про все налоги России — в Налоговом кодексе.

Как искать нормативный правовой акт в системе

Виды и иерархия актов помогают быстрее найти нужный документ.

Предприниматель Ярослав открывает кафе в Москве. Все уже готово, и осталось сделать вывеску на фасад. Он слышал, что соседний магазин оштрафовали за неправильную вывеску. Ярославу нужно разобраться, какие требования есть к вывескам, чтобы его тоже не оштрафовали.

Посмотрим, как можно найти документ о требованиях к вывескам.

Где искать. Искать законы, постановления, письма можно в интернете, главное — на официальных порталах. Например, на государственном портале pravo.gov.ru или в коммерческих Консультанте и Гаранте.

Если пользоваться неизвестным сайтом, нельзя быть уверенным в актуальности: документы оттуда могут быть устаревшими или вовсе утратившими силу.

Как искать. Искать нужный акт можно по дате опубликования, названию документа или словам из текста. В разных системах могут быть и другие фильтры.

Пример расширенного поиска в системе Гарант

В работе с правовыми системами есть нюанс: можно найти документ, а он окажется закрытым — смотреть можно только в платной версии. В этом случае можно скопировать название документа и поискать в других сервисах, например Docs.cntd.ru. Еще можно посмотреть на сайте государственного органа, который принял акт.

Уведомление, что документ можно прочитать только в платной версии системы Гарант

Проверить, действует ли НПА. Пользоваться можно только действующими НПА. Срок действия документа может истечь сам или его могут отменить.

Еще закон может действовать, но только в новой редакции. Это значит, что сам НПА не отменили, но изменили текст или даже одно слово. Предыдущей версией пользоваться нельзя.

Госдума повысила МРОТ на 2022 год с 12 792 до 13 890 ₽. Для этого она не приняла новый закон «О минимальном размере труда», а внесла изменения в прежнюю версию. Теперь работодатели не смогут платить сотрудникам за полный рабочий день меньше 13 890 ₽ — прежний МРОТ больше не актуален.

Проверять статус НПА важно, чтобы не получить штраф или другое наказание за ошибку по невнимательности. На правовых порталах статус документа можно посмотреть на первой странице документа.

Например, в Гаранте на экране появляется текст на желтом, что документ утратил силу

На самом деле не всегда просто найти нужный документ. Например, может не получаться подобрать правильную фразу для поиска или не выходит вспомнить реквизиты акта. Тогда лучше задать вопрос юристу.

Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение [1] .

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации — России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания НПА как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативно-правовые акты. Таким образом НПА — результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определённых правовых последствий путем текстуального закрепления правовой информации в письменной форме [2] .

Содержание

Признаки нормативных правовых актов

  • нормативный характер
  • это правовой акт
  • является результатом правотворчества
  • общеобязательность
  • оформление в виде официального документа
  • определённый порядок группировки правовых норм.

Законы и подзаконные акты

Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения [3] . Особый порядок — законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

Нормативные договоры

Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Поскольку Российская Федерация – Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

  • Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют бо́льшую юридическую силу, чем нормативные правовые акты Российской Федерации [4] .
  • Конституция России.
  • Указы Президента России,
  • Постановления Правительства России.
  • Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств).

3. Локальные нормативно-правовые акты.

Нормы права, носителями которых являются Конституция России и Федеральные конституционные законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

  • в зависимости от содержания:
  • отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами)
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые
  • и т. д.
  • комплексные

При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств, ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путем принятия нового нормативного правового акта с указанием в нем, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются. [5]

Локальные нормативные акты работодателя — разберемся в нюансах

Появление внутренних кадровых документов в той или иной мере обусловлено требованиями законодательства. Но Трудовой кодекс РФ не дает сколь-либо определенного их перечня или четкого набора требований. Попробуем разобраться, что такое локальный нормативный акт и чем он отличается от остальных кадровых документов.

Напомним об основных признаках ЛНА

В определении понятия «локальные нормативные акты» (далее — ЛНА) большую роль играет ст. 8 ТК РФ. В ней оговорено, что это документы, которые создает организация в рамках своих компетенций с опорой на нормы трудового законодательства. Еще один важный момент — локальные нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение для всех или нескольких работников. Это значит, что приказ об отпуске на конкретного работника, трудовой договор или график сменности нельзя рассматривать как ЛНА.

ЛНА имеют подзаконный характер, конкретизируют нормы федерального законодательства, уточняют особенности работы у определенного работодателя или на определенной должности. Эти документы позволяют автоматизировать и унифицировать многие процессы в организации.

Очень важно помнить, что ЛНА не могут ухудшать положение работника в сравнении с нормами централизованного законодательства. Например, в Правилах внутреннего трудового распорядка может быть предусмотрен увеличенный дополнительный отпуск определенным категориям работников, но ни в коем случае отпуск не может быть меньше установленного законом.

При этом локальные нормативные акты работодателя должны быть доведены до сведения работника под роспись. Если он не исполняет положений кадрового документа, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Организации в случае нарушений грозит административная ответственность.

Издавать и утверждать ЛНА могут и обязаны работодатели — юридические лица и индивидуальные предприниматели, если они не относятся к микропредприятиям.

Важно! С 2017 года микропредприятия могут отказаться от утверждения всех или нескольких ЛНА. Такое право им предоставляет новая глава ТК РФ — гл. 48.1 (Федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ). Напомним, что критерии для микропредприятий не так давно тоже претерпели изменения (п. 10 ст. 10 Федерального закона от 29.12. 2015 № 408-ФЗ).

А конкретнее?

Как мы уже сказали, точного перечня локальных нормативных актов не существует, как нет и указаний на то, какие из них являются обязательными. В этом основная сложность работы с кадровыми документами.

Можно выделить условно обязательные. Это те, наличие которых прописано в Трудовом кодексе, их чаще всего и запрашивают надзорные органы при проверке. К таким ЛНА можно отнести Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ), Положение об обработке персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ), Положение об охране труда (раздел X ТК РФ).

Однако способов оформить требования трудового законодательства может быть несколько, отсюда и вариативность в списке документов. Например, в ТК РФ прописано требование обозначить основные трудовые функции при приеме человека на работу. Работодатель может сделать это двумя способами: вписать их в трудовой договор или ознакомить нового сотрудника с должностной инструкцией.

Кроме того, большое значение имеет и специфика деятельности предприятия или отдельных категорий его сотрудников: работа, требующая обязательного медосмотра, деятельность, связанная с коммерческой тайной, и пр. В такой ситуации определить, какие из документов являются обязательными для работодателя, а какие факультативными, очень сложно.

Ниже представлен список локальных нормативных актов, которыми должны/могут пользоваться работодатели, чтобы регулировать трудовые отношения с работником. Это общие документы, действие которых распространяется на весь коллектив или на некоторые категории работников:

  1. Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ).
  2. Положение о коммерческой тайне (Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).
  3. Должностные инструкции (письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0) — документ нужен, если трудовые функции не прописаны в трудовых договорах.
  4. Положение об оплате труда работников, Положение о премировании и материальном стимулировании работников (раздел VI ТК РФ).
  5. Положение об обработке персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ).
  6. Положение об охране труда (раздел X ТК РФ).
  7. Инструкции по электробезопасности, пожарной безопасности и охране труда (раздел X ТК РФ).
  8. Штатное расписание (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).
  9. График отпусков (ст. 123 ТК РФ, Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1) — точки зрения на этот документ расходятся, чуть ниже мы поясним ситуацию.

Обратите внимание, должностные инструкции долгое время составлялись на основе ЕТКС. Сейчас идет процесс утверждения профессиональных стандартов. Для определенных профессий они уже являются обязательными. В остальных случаях профстандарты могут стать хорошей основой для разработки должностных инструкций.

Перечень локальных нормативных актов может быть дополнен положениями об отпусках, командировках, об аттестации персонала и пр. в соответствии с потребностями работодателя.

Широкое поле для трактовок Трудовой кодекс РФ оставляет и в отношении штатного расписания. Работодатель не обязан знакомить с ним работника, однако в письме Роструда от 15.05.2014 № ПГ/4653-6-1 говорится, что штатное расписание все же входит в группу локальных нормативных актов. Та же ситуация складывается с графиком отпусков. В любом случае руководитель должен помнить, что это обязательные кадровые документы, их наличие обусловлено требованиями федерального законодательства.

Стройте штатное расписание и график отпусков в программе Контур-Персонал.

Очень часто к локальным нормативным актам работодателя относят коллективный договор и отраслевые соглашения, меж тем гл. 7 ТК РФ прямо указывает на то, что они являются правовыми актами и регулируют социально-трудовые отношения.

Разработать, утвердить, согласовать

Локальные нормативные акты имеют определенный порядок оформления, который устанавливается внутренним приказом руководителя. В разработке ЛНА могут принимать участие разные специалисты, включая руководителей профильных подразделений: вопросы оплаты труда курирует бухгалтер или экономист, правила внутреннего распорядка составляются при участии кадровика и пр.

После того как подробно прописаны все детали, документ должен быть согласован с другими структурными подразделениями. Свои замечания специалисты передают в письменной форме.

Трудовой кодекс утверждает правило согласовывать локальные акты еще и с профсоюзной организацией или с представительным органом работников (ст. 372 ТК РФ). В течение пяти дней их представители могут выдвинуть свои предложения в письменной форме. Но надо помнить, что эти формирования являются добровольными, на предприятии их может не быть. В таком случае документы руководитель утверждает самостоятельно.

Как правильно составить ЛНА

Трудовое законодательство не утверждает четких требований и к тому, как следует оформлять локальные нормативные акты. В большей степени это зависит от содержания конкретного документа. Однако руководителю предприятия и специалисту кадровой службы стоит ориентироваться на ГОСТ Р6.30-2003, в котором изложены требования к организационно-распорядительным документам, которые актуальны и для ЛНА.

Бланк локального нормативного акта содержит:

  • название организации согласно учредительным документам;
  • наименование документа (положение, правила и пр.);
  • номер документа, дата и место его утверждения либо документ, которым он был утвержден;
  • виза согласования, если документ согласовывался с вышестоящими организациями;
  • специальная отметка, если есть приложения к документу;
  • виза утверждения руководителем;
  • дата, когда документ вступает в силу, если она отличается от даты подписания и если это не прописано в документе, который утверждает ЛНА.

И не забудьте о главном

Статья 22 ТК РФ обязывает работодателя под роспись знакомить работников с локальными нормативными актами, связанными с их трудовой деятельностью. Большинство кадровых документов сотрудник изучает в момент принятия на работу (ст. 68 ТК РФ).

В ходе трудовой деятельности работник тоже знакомится с документами в тех случаях, когда:

  • на предприятии утвержден новый локальный нормативный акт, касающийся непосредственно этого человека;
  • изменившиеся условия труда работника требуют дополнительно урегулировать трудовые отношения.

Утвержденного порядка, как знакомить персонал с ЛНА, нет. Работодатель может выбрать любой из вариантов:

  • оформить отдельный журнал ознакомления работников с локальными документами;
  • к каждому ЛНА в качестве приложения составить лист ознакомления;
  • в качестве приложения к трудовому договору подготовить перечень ЛНА, с которыми знакомится сотрудник.

В части локальных нормативных актов работодателя в трудовом законодательстве множество неурегулированных моментов, тем сложнее задача специалиста кадровой службы. От того, насколько полно и правильно составлены документы, соблюдены все процедуры оформления, зависит решение многих спорных вопросов. Разработка локальной нормативной документации — это не только обязанность работодателя, но и его «страховка» от конфликтов с недобросовестными работниками.

Тонкости казуистики административных актов. Рецензия на книгу «Административный акт в российском публичном праве» А. Томтосова

Административное право является одной из своеобразных отраслей права, поскольку регулирует особый предмет – систему общественных отношений, возникающих, в том числе, из взаимодействия государственных органов и простых граждан.

Административный акт, являющийся предметом настоящего исследования, является как раз одной из форм взаимодействия и воздействия государственных органов на граждан. Как можно было убедиться из содержания рецензируемой книги, административные акты принимают различные формы, сопровождаются различными процедурами и проявляют разнообразные свойства при их постановлении. В границах этого исследования А. Томтосов уделяет внимание административным процедурам и требованиям к ним, а также вопросам оспаривания: право административной жалобы, соотношение требований истца и полномочий суда.

Исходным пунктом исследования автор выбрал административный акт: понятие, виды и требования, предъявляемые к ним, а также административные процедуры как важный способ упорядочивания административного процесса в целом.

В некоторых странах административные процедуры подчиняются общим правилам, закрепленным в одном документе, в других – информация о них разрознена, и акт каждого отдельного органа – субъекта административной инициативы регулируется отдельным документом и процедурой.

Нелишне привести здесь пример наиболее упрощенной конструкции административного акта, которая содержится в Administrative Procedure Act (APA, 1946). Согласно АРА результатом деятельности государственных агентств является «решение» – полное или частичное окончательное решение, принятое в удовлетворительной форме или в форме отказа, предписывающее или декларативное по форме, т.е. решение агентства, в компетенции которого рассмотрен конкретный вопрос.

Элементы правил, решений, санкций, или бездействия являются частью действия агентства, доступного для всеобщего ознакомления в электронном формате (Sec. 551). Иными словами, в АРА как в акте федерального значения, регулируется порядок, в соответствии с которым все административные органы федерального правительства США могут устанавливать и обеспечивать соблюдение правил.

Однако в отечественной практике взаимодействие административного акта с субъектом его действия ярче всего проявляется в неустойчивости судебной практики с участием стороны административного спора. Эта мысль отчетливо прослеживается в книге. Усматривается, что не только «явная терминологическая непоследовательность законодателя объясняется недостаточной разработанностью в отечественной науке института недействительности административных актов» (с.71).

Одной из причин этого видится отсутствие унификации содержания административного акта. А. Томтосов не раз подчеркивает, что именно отсутствие корреляции между понятием «ненормативного правового акта», «решения», «действия» и т.д., ««нормативного правового акта» является основной проблемой, решением которой является введение понятия «административного акта».

Здесь следует сделать некоторое отступление, поскольку несколько иначе эти различия учитывались Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих”, уже прекратившим свое действие в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ.

В последующем понятия «решения», «действия» и «бездействия» упоминаются лишь в судебной практике, наработанной по результатам применения этого Постановления в административном, арбитражном и уголовном судопроизводствах. С одной стороны, можно было бы согласиться с автором в том, что эту проблему можно было бы решить введением единого акта, регулирующего административные процедуры. Но в этом случае возникла бы необходимость «вычищения» дублирующих норм из отраслевого законодательства, а в это время бы в судах велись бы споры о конкуренции единых норм и отраслевых норм иногда, как правило, противоречащих друг другу.

В конечном счете отсутствие унифицированного понятия, закрепленного на уровне отраслевого процессуального кодекса часто приводит к тому, что до сих пор вызывают значительные споры как на уровне судов, так и в теории, содержание понятия «ненормативного правового акта».

Комментируя такое развитие событий, А. Томтосов отмечает, что в процессуальном законодательстве (КАС РФ и АПК РФ) понятие «ненормативного правового акта» либо не упоминается вовсе, либо отсутствует «его легальное определение» (с. 11).

Между тем, базовые представления об этом предоставляет нам теория государства и права, которая четко разграничивает их по принципу правоприменения (общего и индивидуального действия).

Понятия «действия» и «бездействия» автор связывает с наступлением каких-либо правовых последствий (с. 11). С другой стороны, автор выделяет проблему, на первый взгляд, не имеющую разрешения в рамках административного права: можно ли приравнять молчание государственного органа к его бездействию как «отказу в реализации охраняемого законом права частного лица» (с.12).

Как видится из анализа п. 2 утратившего силу Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2, под «бездействием» подразумевается смысл, прямо не противоречащий гражданско-правовому смыслу молчания как волевого действия (ч.3 ст.158 ГК РФ), как явствующего из поведения этого лица (ч. 2 ст. 158 ГК РФ). Из этого следует, что неисполнение органом государственной власти обязанности, возложенной на них нормативными правовыми, которые они обязаны исполнить в силу их должностных полномочий, (бездействие) является одним из форм выражения действий юридических лиц, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Тем самым очевидным становится решение о классификации в административном праве административных актов, где бы нашлось место и понятию «решения», «действия» и «бездействия», поскольку ненормативные и нормативные правовые акты суть другое измерение такого рода актов – как источник права, например[1].

Можно согласиться с А. Томтосовым в том, что классификация административных актов должна быть применимой, то есть иметь прикладной характер (с.27).

Между тем, чтобы отвечать этой характеристике, как видится, классификация должна отображать реальность – соответствовать принимаемым административным актам, с другой стороны – учитывать разъяснения судебной практики. Только при соблюдении этих условий классификация административных актов будет самобытной и разрешать спорные моменты судебной практики судов первой и апелляционной инстанции.

Все сложности классификации можно проиллюстрировать на примере актов, постановленных налоговой службой. При проведении проверки налоговая выносит решение о проведении выездной налоговой проверки и завершающий документ, постановленный по результатам проверки – справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, акт налоговой проверки (ст. 89, 100 НК РФ). Таким образом, три различных документа описывают один процесс – налоговую проверку, отсюда следует закономерная проблема описания свойств актов, принимаемых в одном процессе, но описывающих различные его этапы.

Очевидно, что эти акты постановлены совершенно в связи с различными последствиями для налогоплательщика, но в рамках одного органа. В связи с этим, обжалование таких актов, имеющих значение для налогоплательщика, сталкивается с необходимостью установления возможности обжалования, можно ли обжаловать справку также, как и акт налоговой проверки, поскольку эти документы имеют различные признаки административного акта, подлежащего обжалованию.

Более того, с процессуальной точки зрения административный акт должен обладать рядом свойств на примере ч.4 ст. 200 АПК РФ:

– соответствие закону или иному нормативному правовому акту,

– наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие),

– нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Однако, как правило, при рассмотрении дел об оспаривании решений суды преимущественно принимают доводы истца в совокупности соответствия решения нормативным актам и нарушения прав и законных интересов заявителя согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ.

Если будет установлено отсутствие полномочий на принятие оспариваемого решения (ч. 2 ст. 201 АПК РФ), то закон не определяет последствия принятия такого решения для оспаривающего лица. По всей видимости в судебной практике отсутствие полномочий на принятие решения рассматривается с точки зрения злоупотребления полномочиями со стороны принявшего решения органа.

Учитывая это, возникает необходимость в надлежащем формулировании требований при подготовке административного иска, которые должны соотноситься с полномочиями суда при принятии решения по делу и правильной квалификации допущенных органом публичной власти нарушений при принятии оспариваемого решения.

Более того, видится, что проблема соотнесения требований административного истца с соответствующими полномочиями, которая лежит здесь в двух плоскостях:

В этом случае проблема состоит в связи с разграничением подведомственности споров, связанных с оспариваем актов из определенных сфер жизни. Подведомственность, как правило, зависит от нескольких факторов: субъектного состава, характера правоотношений, наличия спора о праве.

К примеру, если в основе всех дел об административных правонарушениях в сфере защиты окружающей среды лежит оспаривание постановлений государственных органов, вынесенных по результатам рассмотрения протоколов, которым установлено правонарушение по Особенной части КоАП.

При этом, в изначальную основу определения подведомственности по ст. 23.1 КоАП заложен принцип юрисдикционности, исходя из которого дело определяется по органу, уполномоченному рассматривать конкретное дело об административном правонарушении. Применительно к судебному порядку оспаривания – административных наказаний в сфере окружающей среды, предусмотрены в соответствии с главами 7,8 КоАП без отсылки на конкретный процессуальный порядок.

Вместе с этим, процессуальные кодексы (гражданский и арбитражный) разграничивают свою подведомственность по совокупности критериев субъектного состава спора и характера спорных материальных отношений (аналогичная правовая позиция изложена Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2015) от 04.03.2015 г. (вопрос N 9)).

(б) соотнесение требований истца с возможностью восстановления нарушенного права или способа исполнения решения суда.

Автор указывает на три подхода относительно этой проблемы (с.137-152): без указания на какие-либо конкретные действия, возложение на орган публичной власти принять административный акт, возложение обязанности повторно рассмотреть заявления истца.

Видится, что в данном случае нужно исходить не только из сущности сложившихся правоотношений, но и из сущности административного акта. Это логически следует из того, что каждый административный акт имеет свои свойства: характер правоотношений, характера воздействия (правоизменяющие, правосозидающие, правопрекращающие), характера волеизъявления) и т.д.

Как следует из анализа природы административных актов, сложности при их оспаривании возникают при определении их природы и выбора способов оспаривания. Вместе с этим, преимуществом данного исследования является охват исследователем вопросов, которым ранее не уделялось комплексного внимания и аккумулирования знаний об административных актах в науке административного права.

Например, исследование вопросов оспаривания административных актов по субъективным мотивам. К ним можно отнести анализ автором случаев, когда административный акт нарушает добрый нрав (с.86), административный акт принят со злоупотреблением правом (с.88), приказывающий акт является неисполнимым или принят с существенным нарушением административной процедуры (с.102).

Следует отметить, что признание недействительным административных актов по таким основаниям, скорее исключение, чем правило. Однако такая судебная практика существует, что продемонстрировало исследование, и продвижение идей о применении таких оснований, скорее всего, повлияет на дальнейшее усовершенствование судебной практики в этом вопросе.

Обращает на себя внимание рассмотрение автором особенностей признания недействительным административного акта в динамике гражданских правоотношений (с.112). Автор анализирует сложный юридический состав – главное (сделка) и подчиненное (административный акт) правоотношение, возникающее, например, при государственной регистрации права, а также процедуру оспаривания такой связки правоотношений. По мнению автора, основным требованием при обжаловании в этом случае является именно сделка.

Между тем, видится, что ситуация коренным образом меняет свое значение, если сделка (договор купли-продажи) является результатом постановления административного акта, как в приведенном автором примере по делу №А32-21535/2013. В связи с этим, у проблемы, связанной со сложным юридическим составом, возникают большие перспективы для дальнейшего исследования.

Таким образом, в своем исследовании А. Томтосов затронул весьма актуальные темы административного права, связанные с проблематикой административных актов, и провел обширное обзорно-аналитическое исследование проблем практического характера, связанных с исследованием судебных актов в делах об оспаривании административных актов.

[1] Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Эксмо, 2010. – С.196.

Что такое локальные нормативные акты?

Как только компания увеличивается, имеет смысл прописать правила, которые регулируют все права и обязанности работников и работодателя. Эти правила, согласно статье 8 Трудового кодекса (ТК), записывают в локальные нормативные акты (ЛНА).

Локальными эти документы называют из-за того, что они действуют только в пределах конкретной организации, а нормативными актами потому, что они основаны на требованиях Закона и обязательны к выполнению. При наличии четкого свода правил работа на предприятии организуется более четко, так как каждый сотрудник знает свои права и обязанности, а также осознает ответственность за свои действия.

На практике, если в фирме работает всего несколько человек, то ее руководство не спешит создавать ЛНА, считая, что это всего лишь ненужная бумажная волокита. И с 2017 года это право подтверждено законом. Однако на случай визита трудовой инспекции, которая может проверить абсолютно любую компанию, лучше подстраховаться, имея минимальный пакет ЛНА.

Разработать самостоятельно юридически правильный документ, где учитываются все нюансы работы компании и при этом не нарушаются нормы законодательства, довольно сложно. Часто эту работу поручают кадровику или даже главбуху, однако они не обладают достаточной компетенцией. Проще обратиться в юридическую фирму, тогда локальные нормативные акты вам разработает специалист.

Виды локальных нормативных актов

Традиционно считается, что локальные нормативные акты подразделяются на три вида: правила, положения и инструкции. Правила — это документ первого уровня, положение — второго, а инструкции — третьего.

Кроме того, к локальным нормативным актам относят штатное расписание и график отпусков. Причем оба эти документа постоянно подвергаются изменениям. График отпусков — 1 раз в год, а штатное расписание — по мере возникновения новых должностей. Коллективные договоры и соглашения, с правовой точки зрения, являются отдельным видом документов, не относящихся к ЛНА.

С точки зрения закона, локальные нормативные акты подразделяются на два основных вида: обязательные и необязательные. Обязательные локальные акты прописаны в TК, необязательные — согласно законодательству, не являются необходимыми для компании, и работодатель разрабатывает их, только если посчитает целесообразным.

Однако, если необязательные ЛНА приняты работодателем, то, по закону, их так же нельзя нарушать, как и обязательные.

Список обязательных ЛНА включает в себя пять пунктов. Это следующие документы:

  • предусматривающие защиту персональных данных;
  • регулирующие правила и размеры оплаты труда;
  • правила трудового распорядка для всех сотрудников и для отдельных должностей;
  • инструкции по охране труда;
  • правила проведения аттестации на соответствие занимаемой должности или для последующего карьерного роста.

Каждый из этих документов имеет свои особенности, в соответствии с направлением деятельности компании и спецификой работы сотрудников.

Например, в целом компания может работать по пятидневке, но дежурные сотрудники по скользящему графику выходят и в субботу-воскресенье. Аттестация может проводится для всех сотрудников или только для руководящих должностей и т.д.

Необязательными локальными актами являются положения о:

  • персонале (взаимодействии между сотрудниками);
  • выдаче сотрудникам полисов ДМС (если фирма предоставляет такую возможность);
  • должностных инструкциях и т. д.

Организация вправе разработать и другие виды локальных нормативных актов, но при этом все они должны соответствовать нормам ТК и другим законам. Последнее актуально в случае, если ситуация, регулируемая данным документом затрагивает еще какие-либо законы, кроме вышеуказанных.

Основные требования, предъявляемые к локальным нормативным актам

Можно выделить два вида требований, предъявляемых к ЛНА: правовые и оформительские. Согласно Трудовому кодексу, ЛНА:

  • могут приниматься единолично работодателем, но в некоторых случаях необходимо согласовать их с представителями сотрудников данного предприятия (эти случаи указаны в ТК);
  • не могут предусматривать условия работы хуже, чем гарантированно ТК, а также коллективным договором предприятия и иными соглашениями (например, с профсоюзами);
  • носят обязательный характер, за их неисполнение предполагается ответственность как работника (дисциплинарная), так и работодателя (административная).

Требования к оформлению локальных нормативных актов соответствуют правилам написания официальных документов.

Они в обязательном порядке должны содержать название предприятия, наименование документа (например, «Положение о…»), дату его регистрации, место составления. Кроме того, ЛНА имеют определенную структуру, состоящую из следующих частей:

  1. Общие положения. Это вводная часть, где прописывается перечень освещаемых проблем, юридическая основа документа, группы лиц, которые попадают под действия этого акта.
  2. Основная часть: суть документа.
  3. Заключительные положения: могут содержать различные организационные вопросы, связанные с этим актом. В частности, порядок вступления его силу, а также его отмену.
  4. Приложения: не являются обязательной частью. В них могут более подробно освещаться отдельные вопросы, на которые ссылаются в основной части, а также приводиться формы бланков внутренней документации.

Чтобы не было проблем при проверке трудовой инспекцией, необходимо, чтобы каждый работник поставил свою подпись об ознакомлении с ЛНА. Для этого в самом акте можно предусмотреть листок ознакомления либо завести отдельный журнал.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Как составить локальные нормативно-правовые акты, чтобы избежать проблем

Составлять и использовать в работе локальные нормативно-правовые акты* — это не только прямая обязанность руководителя, но и способ «застраховать» компанию от судебных разбирательств с собственными сотрудниками.

*Официального определения локального нормативно-правового акта не существует. В Трудовом кодексе (ст. 8 ТК РФ) только говорится о том, что работодатели принимают локальные правовые акты (далее по тексту – ЛНПА или локальные акты), исходя из своих компетенций и опираясь на нормы трудового права.

Локальные акты могут иметь разные формы: правил, инструкций, положений и т. д.

ЕСЛИ ЛОКАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ СОСТАВИТЬ С ОШИБКАМИ, ВНЕСТИ УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ УЩЕМЛЯЮТ ПРАВА РАБОТНИКОВ, КОМПАНИИ И РУКОВОДСТВУ СТОИТ ОПАСАТЬСЯ ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ И СУДЕБНЫХ ИСКОВ. ЭТО НЕГАТИВНО ОТРАЗИТСЯ НА РЕПУТАЦИИ ФИРМЫ

О том, как правильно составить локальные нормативно-правовые акты, чтобы избежать проблем, – рассказал директор антикризисной экспертной группы «Стороженко и партнеры» Сергей Стороженко.

Читайте до конца, и вы узнаете:

Зачем нужны локальные правовые акты, если есть Трудовой кодекс

Какие локальные акты обязательны, а от каких можно отказаться

5 ошибок при составлении локальных актов и их последствия

Чего ожидать от работников, которые не согласны с содержанием локальных актов

Как составлять локальные правовые акты, чтобы избежать штрафов, проблем с законом и судебных споров

Задайте вопрос прямо сейчас или закажите экспертное составление локальных нормативно-правовых актов, чтобы избежать штрафов, конфликтов с работниками и проблем с контролирующими органами:

Заказать экспертное составление локальных актов

Зачем составлять локальные правовые акты, если есть Трудовой кодекс

Зачем принимать локальные акты, если можно работать по нормам Трудового кодекса?

  • Адаптировать трудовое законодательство к индивидуальным особенностям конкретной компании
  • Четко установить права и обязанности в отношениях «работодатель – сотрудник» в части, не урегулированной общими нормами
  • Ввести дополнительные правила, необходимые для повышения производительности труда и дисциплины
  • Подробно регламентировать индивидуальную работу с отдельно взятым сотрудником
  • Создать законные рычаги административного воздействия на работников
  • Обеспечить внутреннюю и внешнюю безопасность компании (с помощью локальных актов, регламентирующих внутрирежимные условия безопасности, правила техники безопасности, работу с базами данных, коммерческую тайну, приемы противодействия хищениям и мошенничеству).

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ РАЗРАБОТКИ ЛНПА – ОБЕСПЕЧИТЬ ЗАЩИТУ ИНТЕРЕСОВ ФИРМЫ И РУКОВОДСТВА.

Какие локальные правовые акты обязательны, а от каких можно отказаться

Есть обязательные и необязательные ЛНПА. Обязательные акты проверяет трудовая инспекция. Если нужных документов нет, или они составлены с нарушениями, компании выпишут предупреждение или штраф на основании ст. 5.27 КоАП РФ.

Примеры обязательных** локальных актов:

  • акты об оплате труда (ст. 135 ТК РФ);
  • штатное расписание ( Постановление Госкомстата № 1)
  • план отпусков (ст. 123 ТК РФ);
  • график сменности (ст. 103 ТК РФ);
  • правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ);
  • положение о персональных данных (ст. 86 ТК РФ) и т. д.

** К обязательным относят такие ЛНПА, указания на которые есть в Трудовом кодексе, прочих федеральных законах и актах, коллективных соглашениях.

Кроме обязательных ЛНПА, руководство может принимать любые другие акты, которые помогут компании упростить работу, обеспечить корпоративную безопасность, предупредить/разрешить проблемы и спорные моменты во взаимоотношениях с сотрудниками.
Примеры необязательных локальных актов:

  • положения о персонале;
  • акт о структурных подразделениях;
  • акты о страховании,
  • и другие, не указанные в ТК РФ.

Отказаться от применения обязательных ЛНПА могут только микропредприятия – компании со штатом пятнадцать человек и менее, доходом 120 миллионов рублей в год и менее (согласно нормам ст. 309.2 ТК РФ). Но тогда все условия, которые должны прописываться в обязательных ЛНПА, нужно включить в трудовые договоры.

Важно: специалисты экспертной группы «Стороженко и партнеры» не рекомендуют микропредприятиям отказываться от составления ЛНПА, потому что в этом случае изменить условия договора, касающиеся внутренней жизни организации, можно только с одобрения работника.

Поэтому прежде чем отказаться от локальных актов, оцените выгоды и потери от такого решения.

Узнать, какие локальные акты обязательны, а от каких можно отказаться в моем случае

5 ошибок при составлении локальных актов и их последствия

Ошибки, допущенные при составлении и внедрении ЛНПА, приводят к судебным спорам, материальным и репутационным издержкам.

Обнаруживаются ошибки в ходе проверок со стороны контролирующих органов (Трудовой инспекции и Прокуратуры). Проверки бывают плановые либо инициируются по жалобам работников.

К судебным спорам, материальным и репутационным издержкам приводят следующие ошибки:

Ошибка 1. Нормы ЛНПА ухудшают положение сотрудников в сравнении с тем положением, которое гарантируют последним нормы общего законодательства о труде (ч. 4 ст. 8 ТК РФ)

Последствия:

  • штрафы для должностных лиц и ИП: 1000 — 5000 рублей (при повторном нарушении: 10 000 — 20 000 рублей);
  • штрафы для юридических лиц: 30 000 — 50 000 рублей (при повторном нарушении: 50 000 -70 000 рублей) (ст. 5.27 КоАП РФ).

Ошибка 2. Какие-то пункты ЛНПА противоречат законодательству

Последствия: работники могут направить жалобу в Трудовую инспекцию или Прокуратуру.

Так, работники компании, не согласные с содержанием правил трудового распорядка, направили жалобу прокурору. По иску прокурора, суд признал незаконной периодичность выплаты зарплаты (так как она противоречила нормам ТК РФ), а локальный акт – недействительным ( решение № 2-94-2010).

Ошибка 3. Двусмысленность/неопределенность формулировок ЛНПА

Последствия: размытость формулировок ЛНПА оставляет место судебному усмотрению и чаще всего трактуется судом в пользу сотрудников.

К примеру, сотрудник компании, уволенный из организации за неисполнение своих трудовых обязанностей, может обратиться в суд и выиграть спор, если такие обязанности «забыли» зафиксировать документально, в том числе занести в локальные акты. Такое увольнение признают неправомерным.

Ошибка 4. Содержание ЛНПА идет вразрез с условиями договоров

Последствия: судебные споры, которые заканчиваются в пользу сотрудников (пример: АО Свердловского обл. суда по делу № 33–17099/2015).

Ошибка 5. Не учитывается мнение профсоюзов, когда это обязательно

Последствия: судебные разбирательства, признание ЛНПА недействительным, необходимость возместить причиненный ущерб.

Помните: любые конфликты, судебные споры с работниками, накладывают негативный отпечаток на деловой репутации фирмы. Избегайте ошибок при составлении локальных актов.

Что ожидать от работников, которые не согласны с содержанием локальных актов

Когда работники не согласны с содержанием локальных нормативных актов, они могут:

Подать судебный иск

Что нужно знать руководителю: не стоит опасаться судебного оспаривания ЛНПА одним или несколькими сотрудниками. Даже если ЛНПА незаконный, у работника нет права его оспаривать (определения ВС от 14.05.2010 № 1-В10-1, Краснодарского краевого суда от 29.07.2014 по делу № 33-16067/14).

Работник может обжаловать лишь дисциплинарное наказание за невыполнение требований ЛНПА.

Обратиться в профсоюз

Что нужно знать руководителю: профсоюзы могут оспаривать в суде законность ЛНПА.

Но только те профсоюзы, которые объединяют более 50% состава работников и функционировали во время принятия спорного ЛНПА (решение Усть-Илимского гор. суда от 20 декабря 2011 г. по делу № 2-3609/2011).

Направить жалобу в трудовую инспекцию

Что нужно знать руководителю: Трудовая инспекция в течение 30 дней с момента поступления жалобы проводит проверку. Если инспектор сочтет, что акт нарушает права работников, он вправе обязать директора отменить документ полностью или отдельные пункты акта (ч. 5 ст. 372 ТК РФ).

Работодатель в свою очередь всегда может оспорить предписание.

Направить жалобу прокурору

Что нужно знать руководителю: прокурор вправе обжаловать ЛНПА как по жалобе работника, так и по личной инициативе.

И этот способ – жалоба прокурору – самый простой и действенный для работника.

Как правильно составлять локальные нормативно-правовые акты, чтобы избежать проблем с законом и трудовых споров

1.Откажитесь от шаблонов

В сети Интернет есть шаблоны локальных нормативно-правовых актов. Мы не рекомендуем своим клиентам их использовать, чтобы избежать проблем в будущем.

Лучше составить акты «с нуля», с учетом индивидуальных особенностей конкретной компании.

2.Решите, кому доверить составление ЛНПА

Многие руководители доверяют составление ЛНПА штатным сотрудникам. К примеру, Положение об оплате труда — финансистам, Правила внутреннего распорядка — кадровикам. Практика показывает, что при таком подходе к разработке ЛНПА руководство может впоследствии столкнуться с проблемами: претензиями контролирующих органов и жалобами членов трудового коллектива.

  • Не допускайте пунктов, содержание которых противоречит нормам трудового законодательства и ухудшает положение работников
  • Не допускайте в тексте двусмысленных формулировок
  • Пишите текст документа простым понятным языком

Минимизировать риски помогут независимые специалисты, которые специализируются на разработке ЛНПА.

3.Согласуйте

Локальные акты должны пройти согласование между всеми службами компании. Свое мнение должны обязательно выразить руководители структурных подразделений, сотрудники бухгалтерии и юридического отдела. Пусть запишут свои комментарии на специальном листе согласования.

4.Воспользуйтесь экспертизой, чтобы снизить риски

Если вы не уверены, что ЛНПА составлены без нарушений, пригласите независимых экспертов, — они проведут аудит документации.

В некоторых случаях необходимо провести обязательную экспертизу (например, пожарную или санитарную.

5.Заручитесь поддержкой профсоюза, если это обязательно

Не всегда работодатель может принимать ЛНПА единолично. Если составляемые акты напрямую затрагивают интересы работников (например, при разработке штатного расписания, графика отпусков), необходимо учитывать мнение профсоюзов.

Важно: если в организации нет выборного органа/профсоюза, директор не должен специально инициировать его создание. Не обязан он и знать о существовании такого органа, не будучи уведомленным об этом письменно.

Кроме того, руководитель может не учитывать возражения профсоюза и принять ЛНПА в желаемом виде. Впоследствии профсоюз может обратиться с жалобой в ГИТ или оспорить акт в суде.

6.Правильно оформите акт

Уделите внимание оформлению НЛПА. Акт составляется в свободной форме, но должен отвечать требованиям, предъявляемым к корпоративным документам.

После того, как акт утвердили, зарегистрируйте его в журнале.

Обязательно ознакомьте с актами сотрудников под роспись. В противном случае, работник может игнорировать нормы и условия ЛНПА, а в судебном споре суд встанет на его сторону (решение Нижегородского Автозаводского райсуда по делу № 2-244/11) .

Главное: предусмотрите при разработке ЛНПА, какие юридические приемы защиты ваших прав как работодателя можно применить в случае возникновения претензий.

Получить помощь эксперта, чтобы правильно составить локальный акт

Что такое дивиденды?

Содержание

Выплаты дивидендов по акциям — это один из видов пассивного дохода от инвестиций. Суммы, которые получают акционеры, могут быть разными, как и периодичность выплат. И эти аспекты нужно учитывать, чтобы выстраивать грамотные инвестиционные стратегии.

Дивиденды простыми словами

Дивиденды — это выплаты инвесторам, которые они получают за владение простыми или привилегированными акциями.

На итоговую сумму влияет несколько факторов:

вид ценных бумаг;

количество купленных акций;

итоги работы предприятия в рамках отчётного периода (года, полугодия и т. д.).

Решение о возврате инвесторам части прибыли компании в форме дивидендов принимает совет директоров.

Есть 2 основные причины для утверждения подобных выплат:

Привлечение и поддержание интереса большого количества инвесторов.

Распределение «избыточных» денег. Если у компании формируется запас средств, но нет подходящих проектов для их вложения, этот излишек наличности направляется на дивидендные выплаты.

Когда компания делится деньгами с акционерами, её имидж растёт, и ценные бумаги покупают более крупные инвесторы.

Как получить дивиденды

Фиксированные дивиденды компаний теоретически должны выплачиваться при любых обстоятельствах. Но если отчётный период завершился с плохими показателями, то ушедшее в минус предприятие может на время заморозить выплаты держателям его акций.

В качестве примера успешного и взаимовыгодного сотрудничества с акционерами можно привести ПАО «Норникель»:

Когда были выпущены акции этой компании, совет директоров принял решение сделать выплаты их держателям.

В 2018 году после подведения итогов за полугодие для акционеров было выделено 122,8 млрд рублей.

Размер отдельной выплаты зависел от количества приобретённых активов. Например, держатель 6 акций «Норникеля» получал вознаграждение в размере 4600 рублей. Стоимость одной акции в тот период колебалась в пределах 10–11 тысяч рублей.

Есть и другие российские компании, которые стабильно осуществляют выплаты дивидендов. Например, аналитическое новостное агентство RBK.ru приводит такую статистику:

Последние 5 лет акции этих предприятий имели среднюю дивидендную прибыль с умеренным, но постоянным ростом. Показатели доходности этих активов находятся в пределах 7,36% — 14,39%. Речь идёт о проценте от прибыли компаний, который они отдают своим акционерам. Помимо этого, держатели акций зарабатывают на росте их биржевого курса.

Указанные выше цифры — это сумма в рублях, которую получал инвестор за владение одной ценной бумагой. Если за 1 акцию дают 10,68 рубля, то при наличии 150 штук выплата составит 1602 рубля.

Просматривая такие показатели, можно отбирать активы, обеспечивающие умеренный, но стабильный пассивный доход.

Изменения цены акций и дивиденды

Прирост цены акций и распределение части прибыли компании между их держателями — это два отдельных способа получения дохода для инвесторов:

Дивиденды являются правом (но не обязательством) компании на выплаты определённых сумм акционерам. В сложные годы руководство может принять решение о приостановлении выплат. При повышении показателей выплата дивидендов может возобновиться. Процент доходности по акциям тоже периодически меняется.

Получение прибыли за счёт изменения котировок ценных бумаг доступно независимо от решений руководства компании относительно дивидендов. Если инвестор решил продать акции по выгодной цене, то ему нужно только закрыть сделку при достижении ожидаемого ценового уровня. Дивидендная политика этому никак не помогает и не мешает.

Выплаты по акциям хороши тем, что инвестору не нужно уделять много внимания движению котировок. Главное — это правильно спрогнозировать основную перспективу развития компании. Если показатели предприятия стабильно идут вверх, то инвестор будет получать дивидендную прибыль независимо от колебаний котировок в рамках месяца, полугодия или года. Исключение может составить сильный обвал стоимости ценных бумаг.

Некоторые компании даже при плохих показателях способны выплатить дивиденды за прошлые периоды. Иногда предприятия даже берут кредит для этой цели.

Как начисляются дивиденды

При составлении дивидендной политики совет директоров формирует специальную документацию, в которой прописываются правила распределения прибыли между инвесторами:

какой процент от дохода будет направлен на выплаты;

виды дивидендов и условия их получения;

Эта информация размещается на корпоративном сайте компании. Там же можно изучить историю выплат. Статистика поможет определить, как часто у компании случаются просадки.

После составления дивидендной политики совет директоров или наблюдательный совет определяют точный размер выплат для отдельного периода времени. Готовые показатели руководители компании озвучивают на собрании акционеров.

При этом сами акционеры не могут сделать размер дивидендов больше. Но у них есть возможность проголосовать за снижение процента или отказ от выплат на время. В большинстве случаев собрание акционеров поддерживает решение совета директоров.

Как выплачиваются дивиденды по акциям

Первый и основной шаг для получения выплат — это купить ценные бумаги до того, как будет закрыт реестр. Это некий список, в котором указываются все акционеры компании и количество принадлежащих им ценных бумаг.

Использование такого списка делает процесс выплат удобным для компании. Предприятие определяет дату фиксации реестра и выплачивает дивиденды тем, кто успеет купить ценные бумаги до этого дня.

После закрытия списка тоже можно покупать акции, но выплаты будут доступны уже в следующий раз. Поэтому, чтобы получить дивиденды по акциям, нужно купить их до фиксации реестра. Выплатить обещанные дивиденды компания должна в течение 25 дней после закрытия списка.

Размер дивидендов достаточно часто влияет на биржевые котировки акций. И этот фактор важно учитывать в инвестиционных стратегиях:

Можно приобретать акции заранее, не дожидаясь озвучивания размеров дивидендов. Есть вероятность, что после публикации такой информации котировки пойдут вверх. То есть лучшая цена будет доступна до момента определения размера выплат дивидендов по акциям.

В то же время, если у компании периодически бывают просадки в размере выплат, то есть риск, что акции упадут в цене, когда будет озвучен процент от прибыли. По этой причине время покупки ценных бумаг нужно выбирать с учётом истории отдельного предприятия.

В России акции обычно покупают через брокера. В этом случае дивиденды будут зачислены на брокерский счёт в течение 10 дней со дня фиксации реестра. Всё происходит без участия инвестора. Нужно учитывать, что для обработки операций брокеру потребуется время. С момента фиксации реестра до фактического получения средств инвестором уходит от 2 до 4 недель. Планировать и учитывать эти начисления в своих стратегиях можно с помощью дивидендного календаря от Альфа-Инвестиций.

Как узнать размер дивидендов и дату фиксации реестра

Чтобы вовремя покупать акции с максимальной выгодой, нужно знать, как часто выплачиваются дивиденды, а также дату закрытия списка акционеров. Получить такую информацию можно на официальном сайте компании. Просматривать нужно разделы для инвесторов и акционеров.

Также можно воспользоваться дополнительными источниками:

Карточкой компании на сайте биржи.

Аналитическим порталом раскрытия корпоративной информации. На таких сайтах тоже есть карточки различных компаний.

Помимо дня фиксации реестра, стоит учитывать и даты проведения собраний акционеров.

Чтобы не пропускать важную информацию, можно подписаться на новости, касающиеся выбранного предприятия. Помимо Мосбиржи, необходимые сведения могут публиковаться и на других площадках. Например:

На сайте самой компании, либо в её мобильном приложении.

На сайте любой фондовой биржи, на которой торгуются акции компании.

Если приходится работать с большим количеством активов, то можно использовать специальные сервисы, формирующие подборки с информацией о видах дивидендов разных предприятий.

Как часто выплачиваются дивиденды по акциям

Как и другие особенности начисления дивидендов, периодичность выплат определяет совет директоров компании. В любом случае выбирается один из трёх вариантов:

Например, Apple платит акционерам дивиденды раз в 3 месяца. Большинство российских компаний производит выплаты 1 или 2 раза в год.

Если предприятие не получило чистую прибыль в рамках периода отчётности, то выплат может и не быть. Но даже в такой ситуации дивиденды могут получить те, кто приобрёл привилегированные акции.

Компаниям, которые были признаны банкротом, делать выплаты запрещается. Такое же правило действует для предприятий, имеющих задолженность перед государственным бюджетом.

Т+2 и «дивидендный гэп»

Существуют инвесторы, которые не держат акции долго. Они покупают нужные активы, получают дивиденды и сразу открывают сделку на продажу. Чтобы работать с акциями в таком формате, нужно учитывать 2 особенности фондового рынка. Речь идёт о режиме расчётов «Т+2» и дивидендном гэпе.

Этот режим расчёта используется на Мосбирже. «Т» означает дату, когда была проведена сделка. «+2» указывает на то, что расчёты выполняются на второй день после закрытия сделки. То есть для попадания в список акционеров, которые получат дивиденды, нужно приобрести акции минимум за 2 рабочих дня до момента фиксации реестра.

Если список закрывается в понедельник, то покупать бумаги необходимо в четверг или раньше. В противном случае сделка будет исполнена уже после закрытия реестра.

Дивидендный гэп

Когда становится доступна информация об окончательной стоимости дивидендов, цена акций компании может подняться. Причина роста котировок — в желании инвесторов приобрести больше ценных бумаг для получения выплат по ним. Чем больше размер дивидендов, тем выше уровень заинтересованности в акциях.

Эти факторы ведут к тому, что активы компании растут в цене на протяжении нескольких недель — до момента закрытия реестра. Но после фиксации списка акционеров цена резко уходит вниз. Причина — компания вскоре выведет часть капитала для выплаты дивидендов. Плюс инвесторы, покупающие акции после фиксации реестра, уже не получат выплаты. По этой причине они согласны купить бумаги только по сниженной цене.

В итоге на следующий день после закрытия реестра акции начинают торговаться по меньшему курсу. Между котировками на момент закрытия и открытия получается ценовой разрыв — гэп.

акция поднялась до курса в 12 500 рублей на ожиданиях инвесторов получения крупных дивидендов;

уже на следующий день после фиксации реестра эта же акция может торговаться по цене 11 700 рублей.

То есть размер гэпа составил 800 рублей.

Иногда после формирования ценового разрыва котировки частично восстанавливаются в течение одного торгового дня. Остальная часть гэпа может закрыться позже либо вовсе не восстановиться, но это уже будет зависеть от других рыночных факторов.

Учитывая два этих процесса, инвесторы могут:

купить акции за 2 дня до фиксации реестра;

попасть в список акционеров, получающих дивиденды;

продать акции после закрытия списка, дождавшись возвращения цены на прежний уровень после гэпа.

Второй вариант заработка — это игнорирование дивидендов и покупка акций сразу после появления ценового разрыва. В этот момент стоимость актива будет сильно занижена. Заработок формируется за счёт продажи акций после возврата цены к прежнему уровню.

Дивидендная доходность и политика компании

Под дивидендной доходностью нужно понимать процентное соотношение размера выплаты к стоимости одной акции.

ценная бумага компании стоит 200 $;

в течение года акционеры получают от предприятия 20 $ за одну акцию: сумма равна 10 процентам от 200 $.

В итоге дивидендная доходность составляет 10% годовых.

При расчётах инвесторы сравнивают размер выплат с двумя типами цен:

стоимость акции на момент покупки;

текущая цена актива.

Наиболее популярным является первый вариант, поскольку он позволяет объективно определять дивидендную доходность разных акций. Данный показатель может изменяться под влиянием внутренних факторов и внешних экономических процессов.

Иногда дивиденды задерживаются, и выплаты производятся только через год. В некоторые периоды компания может платить акционерам раньше запланированной даты. Так было с компанией Мегафон, которая выплатила дивиденды за 2014 год в 2015-м. Зато в 2016 году было произведено преждевременное распределение прибыли между акционерами.

Сравнивать показатели доходности у разных компаний можно, изучая их политику и виды дивидендов. А чтобы понять, каких изменений стоит ждать, нужно анализировать отчёты по итогам закрытого финансового года. В них часто публикуются различные прогнозы.

Если капитализация компании растёт, и она осваивает новые рынки, то есть все шансы на получение стабильных дивидендов. При этом лучше покупать акции разных предприятий, снижая таким образом риски.

Заключение

Получение дивидендной прибыли — это один из простых способов пассивного заработка на инвестициях. При грамотном подходе он может стать мощным инструментом для консервативного инвестора, который желает получать хоть и небольшой, но стабильный доход. Параллельно с этим дивиденды позволяют выстраивать и более рискованные стратегии тем, кто желает получать повышенную прибыль от активной работы с рынком. Кроме того, такие вложения являются отличным способом диверсификации портфеля. Учитывая все эти факторы, дивидендные активы стали неотъемлемым инструментом для разных категорий инвесторов.

Читайте также:
Прав ли ВУЗ, что начислил нам долг, если сын не учился?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: