Акцизные управления: что это такое, описание и особенности

Акцизные управления

(англ. exice administrations) – в Российской империи во 2-й половине XIX в. губернские, областные и местные гос-ные учреждения, занимавшиеся сбором акцизов. А.у. были учреждены законами 26.10.1860 г. и 4.07.1861 г. и руководили сбором сначала только питейного акциза, впоследствии – всех акцизных сборов. В районах казенной продажи А.у. заведовали как продажей вина, так и его производством на казенных спиртоочистительных и водочных заводах; при небольшом количестве заводов в ведении одного А.у. объединялось несколько губерний. Губернским А.у. подчинялись окружные (включавшие один или несколько уездов). В состав губернских А.у. входили управляющий, ревизоры, техники, чиновник по судебной части; делопроизводство велось через канцелярию. Деятельность окружных А.у. осуществляли окружной надзиратель и его помощники. При А.у. состояли контролеры и надсмотрщики, осуществлявшие надзор за заводами. В Курляндской, Ковенской, Волынской, Подольской, Бессарабской губерниях и губерниях Царства Польского действовала корчемная стража для усиления акцизного надзора и борьбы с контрабандой в условиях винной монополии. С 1898 г. при губернских А.у. созданы хозяйственные комитеты (совещательные органы по руководству хозяйственными операциями по казенной продаже вина). А.у. находились в подчинении Главного управления неокладных сборов и казенной продаже питей министерства финансов, губернаторы имели право общего надзора. После революции в октябре 1917 г. часть функций А.у. перешла местным Советам (см.: Советская историческая энциклопедия. Т. 1. – М, 1961).

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

  • Акциденталии
  • Акцизы

Полезное

Смотреть что такое “Акцизные управления” в других словарях:

Акцизные управления — (англ. exice administrations) в Российской империи во 2 й половине XIX в. губернские, областные и местные гос ные учреждения, занимавшиеся сбором акцизов. А.у. были учреждены законами 26.10.1860 г. и 4.07.1861 г. и руководили сбором сначала… … Энциклопедия права

АКЦИЗНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ — созданы в 1862 г., были призваны осуществлять контроль за свободным производством и продажей алкогольных напитков и уплатой 10 соответствующего налога (акциза) в пользу государства. Их возникновение было связано с отменой с 1 января 1863 г.… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Акциз — (Excise) Понятие акциза, история акцизов, ставки и уплата акцизов Информация о понитии акциза, история акцизов, ставки и уплата акцизов, виды и расчет акцизов Содержание Содержание Определения описываемого предмета Введение История в и Понятие… … Энциклопедия инвестора

Губернские учреждения — Губернские учреждения совокупность административных органов, посредством которых осуществлялось государственное управление Российской империи на губернском уровне. Учреждения могли быть имеющими постоянный штат организациями (правления,… … Википедия

Маркировка алкогольной продукции — Ниже приводится справочная информация о маркировке алкогольной продукции. Согласно действующей редакции закона Российской Федерации от 22 ноября 1995 года О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Акциз — (assisia, occisia, cisa) слово двоякого происхождения: по мнению одних, оно происходит от incisio (cisa), выражение, которое в Средние века обозначало, так же как и tallia, поземельную пошлину, уплата которой контролировалась посредством нарезок … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Южно-Африканская республика — Государственные герб и флаг Южно Африканской республики. Южно Африканская республика (африкаанс Republiek van Suid Afrika, англ. Republic of South Africa). Общие сведения. ЮАР государство на крайнем юге Африки. На западе омывается водами… … Энциклопедический справочник «Африка»

Питейная монополия — I один из видов фискальных монополий, к которым прибегает государство с целью получения большего дохода от обложения предмета всеобщего потребления (монополии табачная, соляная, спичечная и др.). Установление П. монополии мотивируется, сверх того … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Финансовые реформы 1860-х гг. — в России, буржуазные реформы, цель которых – приспособить финансовую систему страны к развитию капитализма. Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 (См. Крестьянская реформа 1861) вызвали необходимость учреждения Госбанка (1860) … Большая советская энциклопедия

ФИНАНСОВЫЕ РЕФОРМЫ — 60 х гг. 19 в. в России бурж. реформы, заключавшиеся в установлении гласности бюджета, преобразовании финанс. контроля, изменении налоговой системы, введении бюджетного и кассового единства и т. п. Инициатором большинства реформ, проводившихся… … Советская историческая энциклопедия

Акцизные управления: что это такое, описание и особенности

Существование косвенных налогов, каковы у нас налоги с изд е лий из вина и спирта, табаку, сахара, осв е тительных нефтяных масел и др., вызывает необходимость образования и особых учреждений, на которые можно было бы возложить зав е дывание этими налогами. Такими учреждениями и являются акцизные управления, разд е ляющиеся у нас на губернские и окружные. Сл е дует, однако, зам е тить, что подобное д е ление далеко не представляется безусловным; сам закон дозволяет губернским акцизным управлениям распространять свою д е ятельность на н е сколько губерний, а окружным на н е сколько у е здов, смотря по числу и обширности заводов и фабрик, выд е лывающих предметы, обложенные акцизом или заведений, производящих торговлю такими предметами; таким образом, название акцизных управлений губернскими не всегда соотв е тствует территориальному объему компетенции этих учреждений. Самое образование акцизных управлений в той или другой м е стности, опред е ление пространства их д е ятельности, а равно большего или меньшего числа входящих в их состав должностных лиц, зависит от министра финансов [1] .

Читайте также:
Индекс цен: что это такое, описание и особенности

В отношении организации, личного должностного состава, приемов д е ятельности и проч. акцизные управления представляют значительные особенности, отличающие их от других губернских учреждений. Рассматриваемые учреждения подчинены департаменту неокладных сборов министерства финансов; в ряду м е стных учреждений они существуют самостоятельно, т.е. обособленно и не при казенных палатах, как н е которые из вышерассмотр е нных учреждений; связь их с казенными палатами выражается лишь чрез посредство казначейств, принимающих и хранящих акцизные сборы.

Акцизные управления — учреждения бюрократические; и губернских вся власти, по акцизному управлению сосредоточивается в руках управляющих акцизными сборами, в окружных — в руках надзирателей акцизных сборов; но как в губернских, так и в окружных в состав управлений входят и другие должностные лица. специалисты или вообще выполняющие отд е льные функции; таковы: ревизоры, техники, чиновники по судебной части, контролеры и надсмотрщики [2] .

Особенность рассматриваемых учреждений в отношении личного их служебного персонала заключается, между прочим, в том, что как управляющие, так ревизоры, надзиратели и другие должностные лица не должны быть лично хозяйственным образом заинтересованы и производствах и торговых операциях, подлежащих акцизу, в т е х м е стностях, гд е они состоят на служб е ; к виду этого они не должны быть в этих м е стностях влад е льцами или арендаторами заводов, фабрик, складов, торговых заведений по предметам, подлежащим обложению акцизом [3] .

Эта боязнь законодателя встр е титься с злоупотреблениями должностных лиц, заинтересованных лично в д е лах, управление которыми им вв е рено, объясняется отсутствием у должностного персона того высокого чувства законности, которое дает возможность строго разграничивать интересы частные и общественные или государственные. Между т е м, в сфер е акцизного управления государство именно заинтересовано в высокой степени, чтобы его интересы, и на этот раз интересы финансовые, не были нарушены; а самая возможность их нарушения зд е сь бол е е близка и доступна, нежели в каком либо другом отношении.

В самом д е л е , если мы вглядимся в д е ятельность акцизных управлений, рассмотрим их права и обязанности, круг в е даемых ими предметов, то мы уб е димся, что д е йствительно усп е х д е ятельности этих учреждений зависит вполн е от их личного состава и что зд е сь на столько же возможно сод е йствовать возрастанию государственных доходов, насколько и вредить государственным интересам.

Общая задача и обязанность акцизных управлений и отд е льных чинов акцизного в е домства заключается в охран е казенных интересов по уплат е косвенных налогов. Ввиду того, что акциз взимается с производств, эта охрана не всегда является д е лом простым и легким, но напротив, требует со стороны служебного персонала особой внимательности и особых технических знаний. Вот почему в акцизном в е домств е мы находим особых техников.

Главн е йшею обязанностью управляющих акцизными сборами является наблюдение за вс е м т е м, что относится к поступлению акцизных сборов; но зат ем закон в частности опред е ляет т е предметы, на которые управляющие должны обращать свое внимание; сюда относится: подробное описание соотв е тствующих заводов, соблюдение установленных приемов производства, предупреждение и прес е чение беспатентного производства и торговли, ревизия заводов и фабрик. привлечение к отв е тственности чиновников акцизного в е домства за злоупотребления и упущения, а равно и влад е льцев заводов или торговых заведений по поводу нарушений законов об акцизных сборах, представление в департамент неокладных сборов отчетов о д е ятельности акцизного управления и др. [4]

Специальная обязанность ревизоров, как видно и из самого названия этой должности, заключается в исполнении вс е х поручений по надзору за вс е м т е м, что касается акцизных сборов; на обязанности техников лежит наблюдение за контрольными снарядами из техническою частью производств, обложенных акцизом; эта должность была образована в 1885 году; в том же году учреждена была должность чиновников по судебной части, которым вв е рено наблюдение за ходом и направлением д е л о нарушениях уставов об акцизных сборах, защита таких д е л в суд е , а также ведение и других д е л е по поручениям министра финансов. Кром е того, для непосредственного надзора за винокуренными заводами и питейною торговлей существуют должности старших и младших контролеров; такие же должности образованы и для надзора за табачными фабриками и сахарными заводами; в помощь им образована должность надсмотрщиков; контролеры и надсмотрщики могут быть назначаемы для постоянного пребывания и жительства на т е х или других фабриках и заводах. Что касается надзирателей акцизных сборов, то они, по своим обязанностям в сфер е окружного акцизного управления, вполн е соотв е тствуют управляющим [5] .

Читайте также:
Идентичные товары: что это такое, описание и особенности

Давая акцизному управлению и его чинам право надзора за торговлею и производством предметов, подлежащих оплат е акцизом, в видах охраны государственных финансовых интересов, наш закон дает им в то же время и средства к достижению указанной ц е ли. Прежде всего он старается поставить возможно выше и оградить от нападений авторитет чинов акцизного в е домства. По ст. 18 уст. об акциз. сбор. «всякое сопротивление или оскорбление должностным лицам акцизного управления при исполнении ими служебных обязанностей сд е ланное, признается за явное нарушение государственного порядка и подвергает виновных уголовному суду». Зд е сь, разум е ется, важно самое указание на то, что сопротивление или оскорбление чинов акцизного в е домства при исполнении ими своих обязанностей считается законом за важное преступление; в масс е других случаев это само собою разум е ется, без особых напоминаний со стороны закона; придавать же словам «явное нарушение государственного порядка» какой-либо особый смысл, отличный от того, какой им е ют вообще угрозы закона лицам, совершающим преступление против должностных лиц, н е т никакого основания. Ограждая таким образом авторитет чинов акцизного в е домства, закон присваивает им различные, довольно существенные права. Так, во 1) вс е должностные лица акцизного управления им е ют право свободного входа в м е ста производства и хранения предметов, облагаемых акцизным сбором, а равно и в соотв е тствующие торговые заведения; во 2) они им е ют право собственною властью прекращать зам е чаемые ими злоупотребления и принимать законные м е ры к пресл е дованию виновных; 3) конфисковать продукты производства, неоплаченные акцизом; 4) временно приостанавливать д е ятельность заводов и фабрик, если на них обнаружены отступления от установленных правил, грозящие убытками казн е [6] ; 5) налагать на виновных собственною властью денежные штрафы, взыскание которых может быть достигнуто путем административным или судебным [7] .

Таковы права и таковы средства д е ятельности акцизных управлений. Хотя эти учреждения и самостоятельны и хотя могут простирать свою д е ятельность на н е сколько губерний, закон присваивает в отношении их н е которые права губернаторам. Так, губернатор, по обязанности охранять исполнение законов, должен наблюдать во вв е ренной ему губернии за исполнением вс е х постановлений уставов о питейном и табачном сборах и правил об акциз е с сахара и за д е йствиями акцизного управления [8] ; он им е ет право требовать от губернского акцизного управления вс е т е св е д е ния, какие признает нужными для своих соображений о положении акцизных доходов; зам е чая беспорядки и злоупотребления в акцизном в е домств е , он доводит о том до св е д ен ия управляющего акцизными сборами и может требовать от акцизного управления немедленного исправления упущений или нарушений устава об акцизных сборах и других соотв е тствующих уставов, не вм е шиваясь, однако, в хозяйственные распоряжения акцизных учреждений. В случаях особенной важности, закон дает губернатору право командировать прямо от себя чиновников для ревизии и для иссл е дования злоупотреблений и о вс е х зам е ченных их акцизном управлении беспорядках доносить министру финансов. Такое важное право губернатора, дозволяющее чиновникам министерства внутренних д е л вм е шиваться, в качеств е контролеров и ревизоров, в д е ятельность постороннего в е домства, должно было бы, однако, найти в закон е бол е е опред е ленные условия; указание же на случаи особенной важности слишком обще и неопред е ленно, так как не существует бол е е или менее устойчивого критерия того, что считать в том или другом случа е важным; личное же усмотр е ние отд е льных должностных лиц, хотя бы даже они и занимали губернаторский пост, может оказаться неблаготворным для д е ла в подобного рода отношениях контроля одного в е домства над другим. Все это касается и т е х случаев, когда губернатор лично ревизует акцизные учреждения или находящиеся под их контролем фабрики, заводы и т. п. [9]

Читайте также:
Государственное банкротство: что это такое, описание и особенности

Такое право личной ревизия принадлежит губернатору на общих основаниях, указанных в общем губернском учреждении и, сл е довательно, не ограничивается случаями особенной важности. Губернатору же принадлежит право привлекать к отв е тственности чинов акцизного в е домства, и входить с представлением в министерство финансов о предании суду т е х из них, которые назначаются на должность непосредственно этим министерством; к этой категории лиц принадлежит, сл е довательно, и управляющий акцизными сборами; из сказанного, между прочим, сл е дует, что управляющий акцизными сборами занимает в отношении губернатора подчиненное положение, что подтверждается также и т е м, что увольнение управляющего в отпуск на один м е сяц разр е шается также властью губернатора [10] .

Не выясненным законом остается, однако, тот случай, когда акцизное управление образовано одно на н е сколько губерний; какими именно правами в отношении акцизных управлений и чинов этого в е домства пользуются губернаторы каждой из таких губерний? Принимая во внимание, что каждый губернатор д е йствует только в пред е лах своей губернии, надо допустить, что и в отношении акцизных учреждений и должностных лиц их власть и права простираются только на т е из них, которые находятся и оперируют в пред е лах их губерний, т.е. приходится допустить временное и поперем е нное подчинение должностных лиц акцизного в е домства губернаторам различных губерний. В отношении же самого управляющего акцизными сборами больший авторитет должна, очевидно, им е ть власть того губернатора, в пред е лах губернии которого находится губернское акцизное управление и постоянное м е стопребывание управляющего, хотя эта двойственность положений всегда может влечь за собою разные недоразум е ния и пререкания, устранение которых возможно лишь путем бол е е точного я детального изложения относящихся сюда статей закона. Недостаточность в этом отношении нашего законодательства может возм е щаться, впрочем, т е м широким правом издания распоряжений, которое предоставлено у нас министру финансов [11] .

[1] Свод Зак. т. V . изд. 1893. Устав об акцизных сборах. ст. 10.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Акцизное управление

Акцизное управление увидело в этом подогревателе второй перегонный куб и предложило либо платить двойной акциз, либо спять добавочный аппарат ( подогреватель) и перегонять нефть по старому способу, как все гонят в одном перегонном кубе; владельцы завода предпочли последнее и стали получать такой же керосин, как и другие заводчики, хотя их аппарат предназначался для получения керосина более высокого качества [ 125, стр. [1]

Желающий открыть фабрику должен был представить в акцизное управление ее план и подробное описание. Фабрика должна была иметь только один вход. Все фабрики подразделялись на 3 категории: 1) общие, 2) нюхательного табака и 3) махорочные. [2]

Если в разработке способов денатурации спирта и табака было заинтересовано исключительно Акцизное управление , то в те годы существовала и такая задача, в разрешении которой были заинтересованы как Акцизное управление, так и заводчики. Спирт-сырец, поступающий на казенные склады для ректификации, заводчики обязаны были предварительно подвергать фильтрации через древесный уголь. [3]

В 1884 г. Владимир Федорович оставил Рыбинск и переехал в Гродненскую губернию, где устроился чиновником в акцизном управлении , что несколько улучшило его материальное положение. Старшего сына он отправил на воспитание в город Везенберг Ревельской губернии ( Эстония) к своей тетке, с которой жила также его старшая сестра Адель Федоровна Ассур. [4]

Автоматические весы, установленные на пивоваренных заводах для взвешивания солода, нельзя было ревизиро-вать самостоятельно, так как на то необходимо было разрешение Акцизного управления , под контролем которого работали пивоваренные заводы. [5]

Если в разработке способов денатурации спирта и табака было заинтересовано исключительно Акцизное управление, то в те годы существовала и такая задача, в разрешении которой были заинтересованы как Акцизное управление , так и заводчики. Спирт-сырец, поступающий на казенные склады для ректификации, заводчики обязаны были предварительно подвергать фильтрации через древесный уголь. [6]

По мнению М. Г. Кучерова [34], колориметрический метод определения сивушного масла в спиртах, предложенный Одесской центральной химической лабораторией, уступает хлороформному методу Резе, но может быть, как более удобный по выполнению, рекомендован для лабораторий губернских акцизных управлений . Технический комитет согласился с этим мнением Кучерова. [7]

В 1886 г. М. Г. Кучеров выполнил весьма сложное и интересное исследование, которое в списке его трудов значится под названием Опыт количественного определения спирта ( винного), эфира ( обыкновенного) и эфирных масел в их смесях [4], а в Трудах Технического комитета – как Исследование двух спиртовых жидкостей под названием Гофманских капель и киндер-бальзама. Эта работа была вызвана обращением Вятского акцизного управления к Техническому комитету с просьбой, выяснить состав указанных двух жидкостей, появившихся в магазинах и в лавках Вятской губернии. В присланных образцах гофманских капель2 Кучеров доказал наличие некоторого количества эфира – вещества, обладающего наркотическими свойствами, и поэтому предложил запретить торговлю этими каплями. Что касается киндер-бальзама 3, то шесть образцов его, присланных из Вятской губернии, не содержали фальсифицирующих веществ. [8]

Читайте также:
Индигенат, индиженат: что это такое, описание и особенности

Ваша, ( 1883 – 1957) – член партии с февраля 1917 года; до Октябрьской революции – рабочий. В 1917 году – красногвардеец, затем комиссар Московского губернского акцизного управления , председатель правления Райспирта, уполномоченный СТО Волго-Богульминского железнодорожного района. [9]

Правилами 21 декабря 1887 г. с 15 января 1888 г. акцизом были обложены все продукты из нефти, служившие для освещения, которые по удельному своему весу и температуре вспышки разделялись на масла легкие и тяжелые. Заводчикам был предоставлен выбор систем производства, но они были обязаны ( кроме заводов Бакинского и Батумского районов) уведомлять об открытии завода местное акцизное управление , с предоставлением плана и описи завода. [10]

Как видно, осуществление решенной практической задачи снова отодвигалось на неопределенный срок. Позиция Технического комитета в этом вопросе отражала стиль его работы, явно не способствовавший повышению творческой активности его членов. Достаточно было попасть в руки председателя Технического комитета донесения техника Волынского акцизного управления , что предварительная фильтрация через уголь сырца не оказывает существенного влияния на улучшение качества ректификата, как это послужило новым поводом к обсуждению, казалось бы, уже решенного два года назад вопроса. [11]

Что такое акциз простыми словами

Кто-то чаще, а кто-то реже, но все граждане России бывают в продуктовых магазинах и хотя бы раз, но обращали внимание на небольшой «сторонний» стикер, наклеенный на бутыль со спиртным напитком или на упаковку сигарет. Он называется акцизной маркой или акцизом, и увидеть его можно не только на этих двух категориях товаров. Поэтому стоит разобраться, что такое акциз и когда он применяется.

В данной статье постараемся вместе разобраться, что это такое и для чего используют, а также рассмотрим специфику и особенности.

Что такое акциз

Государственная налоговая система характеризуется наличием различных видов обложения и способов взимания того или иного налога. Одни собираются напрямую с плательщиков, в то время как другие государство получает с населения опосредовано.

Акцизы относятся именно к последней категории, то есть они являются таким видом налоговых платежей, которые государственная власть официально накладывает на производителя отдельных видов продукции, при этом позволяя им добавлять его в расчёт стоимости единицы товара. Другими словами, это часть цены, которую в итоге платит потребитель. Встреченный же в магазине на этикетке или крыше стикер акцизной марки как раз и является показателем того, что данная категория продукции облагается этим видом налога.

Акцизы на отдельные группы товаров являются опосредованным налогом, взимаемым с населения

Это важно! Государственное регулирование в налоговом администрировании акциза также является опосредованным – через Налоговый кодекс оно устанавливает только ставки налога по ряду критериев, а расчёт конечной суммы выплаты и учёт подакцизных товаров, включая введение ценовой надбавки, производители ведут самостоятельно.

Для чего он нужен

С точки зрения налоговой политики Российской Федерации, акцизы собираются не под какие-то конкретные цели или для реализации проектов в определённой сфере деятельности на какой-то ограниченный временными рамками срок. С этой точки зрения цель его взимания – наполнение бюджета страны, средства из которого будут распределяться, исходя из общего бюджетного правила и экономической ситуации, в которой находится государство.

В то же время, как мы увидим далее из категорий облагаемой акцизным сбором продукции, это своего рода «налог на излишества» или, иначе говоря, «штраф за вредность». Дело в том, что взимается акцизный налог с производителей и продавцов:

  • Товаров массового потребления, непосредственно оказывающих вред здоровью граждан;
  • Видов продукции, пагубно влияющей на окружающую граждан среду и наносящих вред их здоровью опосредованно.

Акцизы накладывают на товары, приносящие вред человеку или экологии

Таким образом, хотя издать прямой запрет на выпуск таких изделий нельзя, да и просто не выгодно, власти компенсируют негативное влияние этой продукции на население «рублём» – ведь уплаченная производителем сумма налога через цену будет фактически перенесена на покупателя или конечного потребителя того или иного подакцизного товара.

К какому виду налогов относятся

Вторая часть Налогового кодекса РФ определяет акцизы в качестве федеральных налогов, то есть их сбор осуществляется в общегосударственный бюджет. Также на уровне федерации определяются и ставки по категориям подакцизных товаров.

Читайте также:
Злоупотребление правом: что это такое, описание и особенности

Как уже отмечалось выше, акцизы – налог нецелевой и регулируемый. То есть при планировании бюджета суммы, полученные от взимания этого вида налогообложения, могут распределяться на различные мероприятия и программы как общефедерального, так и регионального уровня.

По составу выплачиваемых его лиц в юридической науке до сих пор идет дискуссия. Формально согласно НК (ст. 179) плательщиками акциза являются:

  • Юридические лица – организации и индивидуальные предприниматели;
  • Иные лица и юридические формы организации, деятельность которых связана с подакцизными видами продукции, которая облагается исходя из норм, предусмотренных в кодексе;
  • Физические лица или организации, если они перевозят подакцизные товары с или на таможенную территорию ЕАЭС.

То есть в случае если юридическое лицо производит, продаёт или иным способом реализует подакцизную продукцию, оно и становится прямым налогоплательщиком акциза, рассчитывая, исходя из ставок, его сумму и выплачивая её государству.

Юридические лица и организации являются формальными плательщиками налога

В то же время, так как по определению плательщик включает акциз в цену своей продукции, фактически он распределяет отданную им в бюджет государства сумму налога между покупателями. Опосредованно именно на них ложится налоговое бремя, что и позволяет отнести акциз не к прямому, но к косвенному типу налогов.

На какие товары действует в России

Как и ставки для расчёта начисления акцизных выплат, перечень подлежащих обложению товаров установлен и может уточняться только федеральным профильным министерством. Причём изменения его вносятся правительством в качестве ФЗ и должны пройти все чтения в Государственной Думе и Совете Федерации.

Список товарных позиций отражён в 181 статье НК РФ. Согласно ему, к акцизным относятся:

  1. Этиловый спирт из различных видов сырья. Под определение попадают сырец, винный дистиллят, виноградный и плодовый спирт, коньяки, кальвадосы и сырьё для виски.
  2. Продукция, содержащая не менее 9-ти процентов этиловых спиртов, не относящаяся к алкогольной (в растворах, эмульсиях, суспензиях и т. п.), а именно: лекарственная и ветеринарная продукция (ёмкостью до 100 мл), косметические и парфюмерные изделия (в различных ёмкостях и соответствующим содержанием спирта).
  3. Отходы промышленности, производящей этиловые спирты, которые можно использовать в дальнейшем для технических целей
  4. Сусло (включая фруктовое и пивное) и иные виноматериалы.
  5. Алкогольная спиртосодержащая продукция. Доля спирта определяется содержанием 0,5% и выше. Перечень пищевой продукции (например, конфеты с алкоголем) сюда не входит.
  6. Сигареты и иные содержащие табак продукты, включая те, которые употребляются прямым нагреванием.
  7. Гражданские легковые автомобили и мотоциклы.
  8. Бензин автомобильный.
  9. Дизтопливо и сопутствующие масла (включая высоковязкие) и продукты их переработки.
  10. Продукты фракционной нефтепереработки (включая продукты переработки: прямогонных бензинов, циклогексана, газоконденсата, автомобильного бензина).
  11. Углеводородные дистилляты в жидком состоянии, получаемые переработкой нефти, газового конденсата, попутного газа и горючих сланцев с определенной плотностью и температурой.
  12. Авиационный керосин и дизельное топливо.
  13. Бензол, параксилол и ортоксилол.
  14. Нефтяное и газовое сырьё, включая гудроны, мазуты и топливо для судов, а также природный газ.
  15. Электронные сигаретные устройства, включая аэрозолевые, дымопродуцирующие и паровые.
  16. Никотиносодержащие жидкости.

Алкогольная продукция входит в перечень акцизной продукции

Это важно! Отметим, что объектом налогообложения при этом, согласно законодательству, являются не сами перечисленные товары, но целый комплекс осуществляемых с ними операций (ст. 182 НК РФ).

Порядок исчисления и уплаты

Из указанного выше следует, что расчёт прямой налоговой нагрузки по соответствующим операциям с подакцизными товарами субъекты налогообложения производят самостоятельно, исходя из видов товарной продукции, с которыми они работают.

Вид товара определяет, каким образом формируется сумма налоговой выплаты, то есть ставка какого типа будет применяться, каково будет её расчётное значение, и по какой формуле высчитывается налог.

Ставки акцизов (или тарифные ставки) с определённой долей условности можно подразделить на:

  • Твёрдые – это фиксированные суммы в рублях, которые накладываются на каждую единицу расчётной налоговой базы облагаемой продукции;
  • Комбинированные – это высчитываемые ставки, которые имеют внутри формулы как фиксированный показатель, так и различные меняющиеся коэффициенты;
  • Адвалорные – ставки в процентах, которые высчитываются по показателю стоимости подакцизной продукции определённого вида.

Это важно! Согласно налоговому законодательству (НК, статья 193) в Российской Федерации действуют первые два вида ставок, причём в комбинированную входят и элементы адвалорных расчётов, которые в чистом виде в российской практике не применяются.

Также на отдельные виды товаров действует ряд налоговых послаблений в виде вычетов (статьи 200 и 201) или исключений на тех или иных условиях деятельности (статьи 183–186.1).

С основными акцизными ставками на 2019–2021 год можно ознакомиться в последней редакции НК РФ. Ряд из них приведём далее:

Читайте также:
Назначение наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении
Наименование продукции Ставка акциза (в % и (или) руб. за единицу исчисления)
До 31 декабря 2019 г. До 31 декабря 2020 г. До 31 декабря 2021 г.
Вина и иные напитки, не имеющие географического защищенного наименования, например: Шампань 18 руб. за 1 л. 19 руб. за 1 л. 20 руб. за 1 л.
Пиво и изготавливаемые на его основе напитки, содержащее от 0,5 до 8,6% спирта. 21 руб. за 1 л. 22 руб. за 1 л. 23 руб. за 1 л.
Сигареты, папиросы 1890 руб. за 1000 шт + 14,5% (от розничной цены). Но не менее 2 568 руб. за партию из 1000 шт. 1966 руб. за 1000 шт + 14,5% (от розничной цены). Но не менее 2671 руб. за 1000 шт. 2045 руб. за 1 000 шт. + 14,5% (от розничной цены). Но не менее 2778 руб. за 1000 шт.
Автомобили с двигателем свыше 112,5 кВт (150 л. с.) и до 147 кВт (200 л. с.) мощности 454 руб. на 0,75 кВт (1 л. с.) 472 руб. на 0,75 кВт (1 л. с.) 491 руб. на 0,75 кВт (1 л. с.)
Автобензин 5 класса 12314 руб. за 1 т. 12752 руб. за 1 т. 13262 руб. за 1 т.

Как исчисляется акциз

Уже из примеров в таблице можно увидеть, что денежный эквивалент накладывается на ту или иную единицу подакцизной продукции, то есть налоговую базу, исчисляемую в килограммах, литрах, тоннах, 1000 штук или киловаттах. Это касается твёрдых тарифных ставок, исходя, таким образом, из объёма реализуемых тем или иным способом товаров.

В качестве примера рассмотрим, как осуществляется начисление на реализацию партии пива и сколько в результате заплатит пивоваренный завод.

Примем за условие, что завод за месяц реализовал партию в 200 000 бутылок пива объёмом по 0,5 л.

Для расчёта налога на одну единицу используется следующая формула: Н = НБ х СтАт, где Н – налог, НБ – налоговая база (по объёму в литрах), СтАт – ставка акцизного обложения.

Смотрим в таблице размер ставки: он составляет для пива 23 руб. за 1 л.

Так как ставка рассчитывается за один литр, пересчитываем количество бутылок на литры, чтобы получить налоговую базу: НБ = 200000 х 0,5 = 100000 л.

Вносим цифры в формулу: НБ = 100000, СтАт = 23.

Н = 100000 х 23 = 2300000 руб.

Получаем, что пивоваренный завод в качестве прямого налогоплательщика заплатит в бюджет 2 300 000 руб. акцизного налога.

Производство и продажа пива и другой алкогольной продукции приносят немалый доход в казну государства

Если же подакцизный товар подпадает по комбинированную ставку, как например сигареты или сигары, то в сумму налога будет включён не только твёрдый тариф по налоговой базе, но и определённая государством процентная ставка, высчитываемая от цены розничной реализации одной штуки продукции. В этом случае с определённой условностью формулу можно представить следующим образом:

Н = НБ х СтАт + МрП х П.

Добавленные в формулу данные: МрП – максимальная розничная цена продажи, П – процентный показатель, который устанавливает государство.

В какие сроки предоставляется отчётность

Предоставление отчётности по акцизам и сроки её подачи также регулируются Налоговым кодексом РФ и отличаются в зависимости от совершаемых с облагаемыми акцизом товарами операций. Подробную информацию можно найти в статье 204. Основные же даты подачи сведений – не позже 25, (иногда 15-го) числа месяца, наступающего после истекшего налогового периода.

Также данная статья конкретизирует место и субъектный состав лиц, которые должны произвести тот или иной вид оплаты акцизного налога.

Отдельными статьями оговариваются различные варианты оплаты акцизов, их сроки и иные особенности, например, это касается авансовых платежей по акцизам.

Отчётность по акцизам производится в установленные сроки

Таким образом, рассмотрев в статье только общие сведения об акцизном налогообложении, следует понимать, что данная категория налогов – актуальный и востребованный любым государством механизм наполнения казны. Гибкость при начислении и широкий перечень товарных позиций, которые могут подпадать под действие акциза, обеспечивает властям простор для его применения, а относительная простота расчётов гарантирует удобство взимания и администрирования, уменьшая коррупционные риски.

Что такое акциз

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Что такое акциз

Акциз — это особый налог, тоже косвенный, как и НДС. Можно сказать, что это надбавка, которая “спрятана” в продажной цене товара, и ее цель — регулировать спрос. Как и в случае с НДС, уплата акциза ложится на плечи конечного потребителя, а предприниматель или компания только передают этот налог государству.

Акциз — федеральный налог, так что правила его расчета и уплаты одинаковы во всех регионах страны и нет регионов, которые освобождают от уплаты акцизов. Налоговая бдительно следит за уплатой этой пошлины, потому что они приносят в госбюджет 5-8% средств.

Читайте также:
Ассоциированное членство: что это такое, описание и особенности

Какие товары относятся к подакцизным

Есть список товаров, которые “назначены” подакцизными, то есть при торговле этими товарами приходится платить акциз, и неважно, произвели их в России или за границей. Обычно это популярные высокомаржинальные товары, их перечень постоянно меняется, он приведен в п. 1 ст. 181 НК РФ. Например, в списке есть:

  • продукты с содержанием спирта с долей до 9%;
  • алкогольные напитки — вина, сидры, пиво с долей спирта более 0,5%;
  • табак и все виды табачных изделий;
  • электронные сигареты с никотином и заправки к ним;
  • топливо: печное, дизельное
  • моторные масла;
  • бензин;
  • легковые машины;
  • мотоциклы с двигателем мощностью более 150 л.с.

Часть подакцизных товаров нужно маркировать (табак, алкоголь), другую часть нет (мотоциклы, автомобили).

В каждой группе подакцизных товаров есть исключения, например:

  • медицинские и ветеринарные товары с содержанием спирта (должны входить в список лекарств или ветеринарных средств);
  • парфюмерия с содержанием спирта (есть требования по процентной доле спирта и объему флакона);
  • виносодержащие материалы — сусла из винограда, яблок, пшеницы и пр.

Считается, что акцизы на алкоголь и табак помогают ограничивать потребление этих вредных для здоровья веществ. Акцизы на автомобильное топливо и масла становятся своего рода платой за пользование дорогами и загрязнение окружающей среды. А акцизы на предметы роскоши (икра, осетровые рыбы и пр.) помогают перераспределять средства.

Кто платит акциз

Плательщики акциза (ст. 179 НК РФ) – это российские и зарубежные:

  • индивидуальные предприниматели;
  • организации;
  • физлица, которые перевозят товар через границу Таможенного союза.

В большинстве случаев акциз платят при следующих действиях с товарами:

  • продажа;
  • пересечение границы;
  • производство;
  • передача для дальнейшего производства;
  • передача лицу, которое обеспечило сырье для производства товара;
  • передача для переработки;
  • передача сотруднику, который уходит из компании.

Обязанность по уплате акциза появляется не всегда. Некоторые группы товаров требуют уплаты налога только при конкретных операциях: скажем, производители прямогонного бензина платят акциз, а продавцы — нет.

От акцизов освобождают (ст. 183 НК РФ) производителей, если они передают товары внутри подразделений компании для дальнейшего производства (кроме некоторых случаев), если вывозят товары за рубеж, при первой продаже конфиската. Для освобождения нужно соблюсти особые условия: раздельный учет подакцизных и не подакцизных товаров, банковские гарантии (ст. 184, 195, 204 НК РФ).

Какие бывают ставки акциза

Есть три вида акцизных ставок:

  • твердые — определенная сумма на единицу измерения (например, на литр), такая ставка работает для всех подакцизных товаров, кроме папирос и сигарет;
  • адвалорные — процент от стоимости товара (упоминаются в НК РФ, но на практике не применяются);
  • комбинированные — состоят из суммы на единицу измерения и процента от максимальной стоимости, эта ставка работает для папирос и сигарет.

Для каждого вида товаров в категории работает своя ставка: скажем, каждый класс бензина имеет свою ставку.

Как рассчитать размер акциза

Для расчета нужно знать ставку и налоговую базу. По каждому виду подакцизных товаров налоговая база (НБ) определяется по-своему (ст. 187 НК РФ).

  • По товарам со специфическими ставками НБ — это объем / количество проданных или переданных товаров.
  • По товарам с комбинированной ставкой (папиросам и сигаретам) НБ состоит из двух частей. Первая часть — это объем / количество проданных или переданных товаров, вторая часть — расчетная стоимость этих товаров, то есть произведение максимальной стоимости единицы товара (пачки) на количество товара. Максимальную цену производители наносят на каждую пачку папирос с 2007 года, выше этой цены товар продавать нельзя, есть штрафы за завышение стоимости.

Для первой группы товаров с твердой ставкой сумма акциза рассчитывается по формуле:

Налоговая база * Ставка акциза

Для второй группы товаров с комбинированной ставкой сумма акциза рассчитывается по формуле:

Налоговая база по количеству товара * Ставка на штуку товара + Назначенный процент * Максимальная цена товара

Когда уплачивают акцизы

Налоговый период по акцизам — один календарный месяц. Для всех подакцизных товаров кроме алкоголя акциз уплачивается дважды в равных долях за один период:

  • Первую выплату делают до 25 числа в месяц после месяца, когда подакцизный товар был продан / передан.
  • Вторую выплату делают до 15 числа через месяц после продажи / передачи товара.

Для алкоголя и спиртосодержащих товаров другие правила:

  • за алкоголь, проданный с 1 по 15 число месяца, акциз платят до 25 числа этого же месяца;
  • за алкоголь, проданных с 15 числа до конца месяца, акциз платят до 15 числа следующего месяца.

По акцизам можно применять вычеты, аналогично НДС, условия вычетов прописаны в ст. 200 и ст. 201 НК РФ. Например, вычет можно сделать, если вы используете подакцизный товар как сырье при производстве других подакцизных товаров, при этом уплатили акциз продавцу или в бюджет при ввозе товара, а ставки акциза установлены на единицу измерения НБ.

Читайте также:
Дипломатическая миссия: что это такое, описание и особенности

Ведите учет, начисляйте зарплату и отчитывайтесь в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис автоматически делает большинство расчетов, напоминает о датах платежей и отчетности, в нем есть инструменты для финансового контроля и оптимизации налогов. Первые две недели работы бесплатны для всех новичков.

Что такое акциз — зачем нужны акцизные сборы, список подакцизных товаров и тарифные ставки

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверно, вы знаете о том, что некоторые товары облагаются акцизом.

Сегодня мы подробней затронем эту тему, узнаем, что такое акциз, для чего он нужен, какие товары являются подакцизными, и каковы тарифные ставки акцизного сбора.

Акциз (акцизный сбор) — это.

Налоги – это основной источник наполнения государственной казны. Все физические и юридические лица, получающие доход, обязаны платить налоги.

Акциз (акцизный сбор) – это особый налог, который начисляется на определенные виды товаров (о них – в статье далее). Следовательно, те предприниматели (ИП или юридические лица), кто производит, ввозит из-за границы (импортирует) или реализует подакцизную продукцию, обязаны уплачивать сумму акциза в федеральную казну.

Доля акцизных платежей в общей сумме налогов РФ составляет примерно 8 %. Порядок уплаты и начисления акциза, тарификация ставок регулируется Федеральной налоговой службой (ФНС). Все это прописано в Налоговом Кодексе (НК) РФ.

Сумма акцизного сбора входит в цену подакцизного товара → акциз платит покупатель, хотя номинальным плательщиком является производитель или продавец подакцизного товара.

Какие товары являются подакцизными

Перечень подакцизных товаров утверждается на законодательном уровне. Список приведен в ст. 181 НК РФ. Это популярные товары не первой необходимости.

Рассмотрим вкратце ассортимент подакцизной продукции:

  1. этиловый спирт;
  2. непродовольственная этиловая продукция с массовым содержанием спирта больше 9 %;
  3. алкогольная продукция с содержанием спирта более 0,5 %;
  4. табачная продукция всех видов (в том числе – электронные устройства для курения, никотиносодержащие жидкости и сухие смеси для курения);
  5. автомобили легковой категории;
  6. мотоциклы мощностью более 150 л.с. (лошадиных сил);
  7. топливо бензиновое и дизельное;
  8. масло для моторов;
  9. углеводороды в жидком состоянии, в том числе – природный газ.

Ставки по акцизам

Тарификация ставок на подакцизные товары проводится централизованно. Ставки корректируются исходя из курса национальной валюты и экономического положения государства.

Посмотреть все акцизные ставки можно по этой ссылке.

Рассмотрим ставки на некоторые подакцизные товары, установленные на 2019 год, в таблице:

Подакцизный товар Тарифная ставка
Алкоголь, содержащий более 9 % спирта 523 руб. за 1 литр спирта
Алкоголь до 9 % 418 руб. за 1 литр спирта
Вино, изготовленное без добавления спирта 18 руб. за 1 литр готового продукта
Сигареты 1890 руб. за 1 тыс.штук + 14,5 % от стоимости изделий
Легковые автомобили с мощностью от 90 до 150 л.с. 47 руб. за 1 л.с.
Мотоциклы с мощностью более 150 л.с. 454 руб. за 1 л.с.
Бензин ниже 5 класса (5 класс самый экологичный) 13100 руб. за 1 тонну

В РФ при обороте этилового спирта введен порядок авансовых акцизных платежей (ст. 194 НК РФ). Это значит, что организация, закупающая спирт для его переработки в алкогольную продукцию, обязана заранее оплатить акцизный сбор (до 15 числа текущего налогового периода, т.е. текущего месяца).

Важно: налогоплательщики акцизного сбора обязаны отчитываться перед налоговыми органами за хозяйственную деятельность с подакцизными товарами.

Отчет предоставляется в ФНС в форме налоговой декларации, которая должна быть подана в инспекцию ФНС (ИФНС) не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Как вычисляется сумма акцизного сбора

Примечание: адвалорные ставки – это тарифные ставки в процентом выражении.

Ставки на подакцизные товары могут быть 3 видов:

  1. в процентах (как в приведенной выше формуле);
  2. в твердой ставке (фиксированная сумма в рублях на единицу товара). В этом случае формула расчета акциза такая:

Сумма акциза = (налоговая база) х (ставку акциза)

  • комбинированная ставка (сочетание процентной и твердой ставки). Такая ставка применяется, например, к сигаретам (см. в таблице выше).
  • Пример расчета суммы акциза в твердой ставке: допустим, юр.лицо ввозит на территорию РФ из США мотоцикл мощностью 170 л.с. Имеем: налоговая база = 160 л.с., ставка = 454 рубль за 1 л.с. Следовательно, сумма акциза, подлежащая уплате за ввоз данного мотоцикла = 160 х 454 = 72640 (руб.).

    Как легализовать работу с подакцизными товарами

    Производство (что это?) и (или) реализация подакцизного товара находится в РФ под строгим контролем. Поэтому каждый предприниматель, производящий или продающий такую продукцию, должен уведомить об этом ФНС и получить соответствующее свидетельство.

    На каждый вид подакцизного товара необходимо получать отдельное свидетельство. Выдачей таких свидетельств занимается ФНС, поэтому нужно обращаться в ИФНС по месту регистрации организации (ИП).

    Читайте также:
    Криминологическое планирование: что это такое, описание и особенности

    Читайте наш блог, полезная информация не бывает лишней!

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (3)

    Совсем недавно читал статью о том, что в России к 2030 году все дороги будут платными, а у вас сказано, что акциз на топливо взимается как бы за пользование дорожной инфраструктурой. Я так понимаю, что с нас хотят дважды поиметь за использование дорог и это не считая транспортного налога, с ним так трижды.

    Павел: статьи бывают разные, в том числе и фейковые. За внесение сумятицы в умы россиян платят неплохие деньги, вот продажные писаки и стараются нагнетать.

    Проблема многих людей в отсутствии критического мышления. Знаю людей, которые искренне верят в информацию с РенТв и верят, что от них просто скрывали ту правду, что выкладывают на этом чудо-канале.

    Я бы на алкоголь, табак и бензин ещё выше поднял акцизы. Курение должно стать предметом роскоши, чтоб среднему обывателю пачка сигарет была недоступна по цене. Ну а на бензин повысить, ибо уже проходу от личных автомобилей нет, все дворы заставлены, города увязли в пробках. Нужно стимулировать граждан на отказ от личного транспорта в пользу общественного, тогда и города чище станут и в ДТП меньше людей погибнет.

    Понятие и признаки акцессорного обязательства

    • Какие обязательства являются акцессорными: понятие
    • Признаки акцессорного обязательства
    • Виды акцессорных обязательств
    • Основное и акцессорное обязательство – применимое право
    • Акцессорный характер объема обязательства
    • Что означает акцессорный характер обязательства применительно к способу его исполнения
    • Судебная практика по акцессорным обязательствам

    Какие обязательства являются акцессорными: понятие

    Акцессорное обязательство — это дополнительное к основному соглашению обязательство, чаще всего обеспечительное. Это не самостоятельное обязательство: оно следует судьбе основного и прекращается в случае его прекращения.

    Этот тип обязательств неотъемлемо связан с основным и по общему правилу при прекращении основного аннулируется (есть акцессорные обязательства, которые не прекращаются одновременно с основным обязательством по прямому указанию закона – например залог).

    Существуют следующие особенности акцессорных обязательств:

    1. Акцессорными обязательствами являются далеко не все средства обеспечения основного, некоторые способы обеспечения носят не акцессорный (дополнительный), а самостоятельный характер. Практически все акцессорные обязательства имеют природу обеспечительных, но не все обеспечительные обязательства будут акцессорными. Исключением станет независимая гарантия, которая имеет собственную правовую природу и существует отдельно от судьбы основного обязательства (п. 1 ст. 368 Гражданского кодекса РФ). Обо всех видах обеспечительных обязательств можно прочитать в статье Обеспечение исполнения обязательств в гражданском праве.
    2. Акцессорное обязательство можно добавить к любому договору — от купли-продажи до строительного подряда.
    3. Акцессорные обязательства можно прописать в основном договоре, можно отдельным соглашением, а иногда для них требуется участие третьего лица (поручительство), и тогда заключается самостоятельное соглашение между обязанным лицом основного договора и третьим лицом..
    4. Акцессорное обязательство может появиться не только в силу договора, но и по прямому указанию закона. Например, законная неустойка возникает в силу ст. 97 и 108 закона «Устав железно­дорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ.

    Итак, акцессорность обязательства – это его зависимый от основного характер. Такое обязательство не может возникнуть само по себе, но только как дополнение к основному обязательству.

    Вас также может заинтересовать статья “Понятие акцессорности обеспечительных обязательств в сравнительно-правовом аспекте” на сайте КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

    Признаки акцессорного обязательства

    Акцессорный характер обязательства означает следование судьбе основного обязательства.

    Теория права выделяет следующие признаки акцессорного обязательства:

    1. Оно возникает до или после возникновения основного, но прекращается вместе с его прекращением, хотя последнее и не всегда (п. 4 ст. 329 ГК РФ). Некоторые виды акцессорных обязательств могут обеспечивать те обязательства, которые возникнут в будущем.
    2. Субъектом акцессорного обязательства может быть должник или третье лицо, но объем акцессорного обязательства никогда не будет большим, чем объем первоначального обязательства должника.
    3. Существует прямое соотношение между сроками исковой давности по основному и дополнительному обязательству. В большинстве случаев они идентичны, но по денежным обязательствам согласно пп. 24–25 постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 № 43 срок давности будет исчисляться по каждому отдельному платежу, включая требования по неустойке.
    4. Если нет прямого указания закона, то акцессорное обязательство переходит вместе с основным при всех случаях смены стороны (ст. 384 ГК РФ).
    5. Отдельно перевод акцессорного обязательства без основного невозможен.
    6. Пороки дополнительного обязательства не влияют на действительность основного (п. 2 ст. 329 ГК РФ).
    7. Недействительность основного приводит к тому, что акцессорное считается обеспечивающим обязательства, возникшие из недействительности, в т. ч. реституцию (п. 3 ст. 329 ГК).
    Читайте также:
    Авиационные работы: что это такое, описание и особенности

    Виды акцессорных обязательств

    В России согласно ГК РФ действует принцип свободы договора, поэтому количество возможных акцессорных обязательств неограниченно. Среди основных их типов можно выделить:

    • неустойку (подробнее об этом типе акцессорного обязательства можно прочитать в статье «Общие правила расчета неустойки»);
    • поручительство;
    • залог;
    • задаток;
    • удержание;
    • обеспечительный платеж или внесение средств авансовым платежом, из которых могут быть удержаны суммы любых возникающих обязательств.

    Практика может предложить и другие типы акцессорных обязательств. Так, суды причисляют к акцессорным обязательствам и выплату процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК (см. постановление АС Ростовской области от 29.12.2017 по делу № А53-16528/17). В юридической доктрине считают акцессорным ответственное хранение, возникшее в договоре поставке, если покупатель не принял товар (ст. 514 ГК РФ).

    Основное и акцессорное обязательство – применимое право

    Обычно те правила ,которыми регулируется основное обязательство применимы и к дополнительному. Речь идет ,как о выборе системы государственного законодательства (российское или какое-то зарубежное), так и об общем правовом регулировании.

    Не всегда правило о том, что дополнительное обязательство (obligationes accessoriae) полностью соответствует нормам, применимым к основному (obligationes principales), соблюдается. Так, при выборе действующего права к основному обязательству будет применяться право страны кредитора, но к акцессорному по своей сути договору поручительства — право страны поручителя (см. подп. 18 п. 2 ст. 1211 Гражданского кодекса РФ).

    Кроме того, исходя из норм ст. 331 ГК РФ, по которым соглашение о неустойке должно носить письменную форму, несмотря на форму основного обязательства, можно отметить и требование к формализации акцессорного обязательства иным способом, нежели основного. Законная неустойка и выплата процентов за пользование чужими денежными средствами, также относящиеся к акцессорному типу обязательств, в свою очередь, не требуют формализации в соглашении, в отличие от основного обязательства.

    Акцессорный характер объема обязательства

    Не всегда акцессорное обязательство исполняется в том объеме, в котором оно предусмотрено соглашением сторон. Размер выплаты неустойки может быть уменьшен судом:

    • в случае его несоразмерности причиненному ущербу;
    • если взыскание в заявленном размере приведет к необоснованной выгоде кредитора.

    В случае если долг ответчика возник из предпринимательской деятельности, снижение неустойки возможно только по инициативе ответчика. В прочих случаях инициативу вправе взять на себя суд.

    Акцессорный характер объема проявляется в том, что по акцессорному обязательству бесполезно требовать большего, чем долг по основному обязательству.

    – такие случаи встречаются, но обычно суд признает завышенные требования несоразмерными. Так, залогодержатель не может получить от взыскания предмета залога больше, чем он предоставил должнику-залогодателю (Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.12.2019 № 88-2438/2019)

    Что означает акцессорный характер обязательства применительно к способу его исполнения

    Акцессорный способ исполнения обязательства предполагает, что необходимость его исполнения не может наступить в силу иных причин, нежели неисполнение / ненадлежащее исполнение обязательства основным должником (см. норм гл. 25 ГК РФ). Факт ненадлежащего исполнения должен быть формализован.

    Акцессорное обязательство вследствие этого может быть исполнено только:

    • после направления требования кредитором о его исполнении;
    • добровольного признания долга должником, включая задолженность по акцессорному обязательству.

    Инициативная выплата неустойки в досудебном порядке фактически лишает субъекта акцессорного обязательства права требовать ее снижения (см. постановление ФАС МО от 03.06.2013 по делу № А40-130162/12).

    Судебная практика по акцессорным обязательствам

    Понятие и признаки акцессорного обязательства не вызывают вопросов в правоприменительной практике. Подавляющее большинство судебных дел, связанных с этим типом правоотношений, относятся к выплате неустойки.

    Часто отмечаются следующие моменты:

    • объем обязательств по дополнительному обязательству не может превышать объем обязательств по основному (см. решение АС Архангельской области от 25.12.2017 по делу № А05-14290/17);
    • отсутствие конкретизации основного обязательства в договоре влечет за собой невозможность взыскания каких-либо сумм по акцессорному обязательству (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.02.2014 по делу № А16-640/2013);
    • только банковская гарантия носит неакцессорный характер, гарантии же, выданные правительствами субъектов Федерации и государственными органами в соответствии с нормами бюджетного законодательства, будут акцессорными обязательствами, к которым можно применять по аналогии нормы о договоре поручительства (см. п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23, постановление АС Северо-Западного округа от 20.12.2017 по делу № А13-12732/14).

    Акцессорный характер обязательства означает его прекращение в случае прекращения основного обязательства, кроме того, размер ответственности по нему может быть уменьшен судом. Поэтому при выборе способа обеспечения необходимо иметь это в виду и использовать различные способы обеспечения, позволяющие наилучшим образом защитить право.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: