Антидемпинговые пошлины: что это такое, описание и особенности

Статья VI. Антидемпинговая и компенсационная пошлины

Статья VI
Антидемпинговая и компенсационная пошлины

1. Договаривающиеся стороны признают, что демпинг, при котором товары одной страны поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной стоимости товаров, должен подлежать осуждению, если он причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленности, созданной на территории договаривающейся стороны, или материально сдерживает создание отечественной промышленности. Для целей настоящей статьи, товар считается поступившим на рынок импортирующей страны по цене ниже его нормальной стоимости, если цена товара, экспортируемого из одной страны в другую:

(а) ниже сравнимой цены, при обычном ходе торговли, на аналогичный товар, когда он предназначен для потребления в экспортирующей стране, или,

(b) при отсутствии такой внутренней цены, ниже чем:

(i) наивысшая сравнимая цена на аналогичный товар, предназначенный для экспорта в любую третью страну, при обычном ходе торговли, либо

(ii) стоимость производства товара в стране происхождения с добавлением в разумных размерах расходов по продаже и прибыли.

В каждом случае делается необходимая поправка на различия в условиях продажи, различия в налогообложении и другие различия, влияющие на сравнимость цен*.

2. В целях устранения или предотвращения демпинга договаривающаяся сторона может взимать с товара, являющегося предметом демпинга, антидемпинговую пошлину в размере, не превышающем демпинговой маржи для данного товара. Для целей данной статьи под демпинговой маржой понимается разница в ценах, определяемая в соответствии с положениями пункта 1*.

3. Не налагается никакой компенсационной пошлины на любой товар из территории любой договаривающейся стороны, ввезенный на территорию другой договаривающейся стороны, в размере, превышающем оцениваемую дотацию или субсидию, которая, как было установлено, была предоставлена, прямо или косвенно, на изготовление, производство или экспорт такого товара в стране происхождения или вывоза, включая любую специальную субсидию на перевозку определенного товара. Под понятием “компенсационная пошлина” понимается специальная пошлина, взимаемая в целях устранения действия любой дотации или субсидии, предоставленной, прямо или косвенно, на изготовление, производство или экспорт любого товара*.

4. Никакой товар из территории любой договаривающейся стороны, ввезенный на территорию любой другой договаривающейся стороны, не подвергается обложению антидемпинговой или компенсационной пошлиной по причине освобождения такого товара от пошлин или налогов, налагаемых на аналогичный товар, когда он предназначается для потребления в стране происхождения или экспорта, или по причине возврата таких пошлин или сборов.

5. Никакой товар из территории любой договаривающейся стороны, ввезенный на территорию любой другой договаривающейся стороны, не подвергается обложению сразу и антидемпинговой, и компенсационной пошлинами для того, чтобы компенсировать одинаковую ситуацию демпинга или субсидирования экспорта.

6. (а) Никакая из договаривающихся сторон не взимает любую антидемпинговую или компенсационную пошлину с ввоза любого товара с территории другой договаривающейся стороны, если только она не установит, что эффект демпинга или субсидирования, в зависимости от случая, является таковым, что причиняет или угрожает причинить материальный ущерб существующей отечественной промышленности, или таковым, что может материально замедлить создание отечественной промышленности.

(b) ДОГОВАРИВАЮЩИЕСЯ СТОРОНЫ могут установить освобождение от требования подпункта (а) настоящего пункта для того, чтобы разрешить договаривающейся стороне взимать антидемпинговую или компенсационную пошлину на ввоз любого товара в целях компенсации демпинга или субсидирования, которые причиняют или угрожают причинить материальный ущерб промышленности на территории другой договаривающейся стороны, экспортирующей такой товар на территорию импортирующей договаривающейся стороны. ДОГОВАРИВАЮЩИЕСЯ СТОРОНЫ освобождают от требований подпункта (а) настоящего пункта для того, чтобы разрешить взимание компенсационной пошлины в случаях, когда они установят, что субсидия причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленности на территории другой договаривающейся стороны, экспортирующей соответствующий товар на территорию импортирующей договаривающейся стороны*.

(с) Однако, в исключительных обстоятельствах, когда задержка может причинить ущерб, который было бы трудно исправить, договаривающаяся сторона может взимать компенсационную пошлину для целей, предусмотренных в подпункте (b) настоящего пункта, без получения предварительного одобрения ДОГОВАРИВАЮЩИХСЯ СТОРОН; при условии, что о такой мере ДОГОВАРИВАЮЩИЕСЯ СТОРОНЫ будут немедленно поставлены в известность, и что компенсационная пошлина должна быть быстро отозвана, если ДОГОВАРИВАЮЩИЕСЯ СТОРОНЫ не одобрят ее.

7. Система стабилизации внутренних цен или доходов отечественных производителей сырьевого товара, независимо от движения экспортных цен, в результате которой иногда происходит продажа товара на экспорт по цене ниже сравнимой цены, устанавливаемой для покупателей аналогичного товара на внутреннем рынке, презюмируется как не причиняющая материального ущерба в смысле пункта 6, если в результате консультаций между договаривающимися сторонами, существенно заинтересованными в таком товаре, установлено, что:

(а) система имела также своим результатом продажу товара на экспорт по цене выше сравнимой цены, устанавливаемой для покупателей аналогичного товара на внутреннем рынке, и

(b) система функционирует таким образом, либо вследствие эффективного регулирования производства, или по другим причинам, что она не стимулирует не должным образом экспорт или как-нибудь иначе серьезно ущемляет интересы других договаривающихся сторон.

Расчет демпинговой маржи и определение антидемпинговой пошлины

Итогом проводимого антидемпингового расследования являются, как правило, установление антидемпинговой пошлины или добровольные обязательства экспортера, в случае если они приняты властями страны-импортера.

По общему правилу, размер антидемпинговой пошлины не может превышать доказанный уровень демпинговой маржи.

Соглашение по применению статьи VI ГАТТ 94 (далее – Соглашение ВТО по антидемпингу) устанавливает правила, регулирующие расчет демпинговой маржи.

Обычно Соглашение ВТО по антидемпингу требует либо сопоставления средневзвешенной нормальной стоимости со средневзвешенным значением всех сопоставимых экспортных цен, либо сопоставления нормальной стоимости и экспортной цены по сделкам (Статья 2.4.2 Соглашения).

Если структура экспортных цен содержит определенные закономерности, например, цены существенно отличаются в зависимости от покупателей, регионов или временных периодов (так называемый «нацеленный демпинг»), то может использоваться иной метод для сопоставления цен. В этой ситуации средневзвешенная нормальная стоимость может быть сопоставлена с экспортными ценами по отдельным сделкам. Однако орган, проводящий расследование, обязан представить разъяснения относительно того, почему такие различия не могут быть учтены при сопоставлении средневзвешенного значения со средневзвешенным значением или при сопоставлении сделки со сделкой в обычном порядке.

Возврат или возмещение

Соглашение ВТО по антидемпингу требует от стран-членов ВТО взимать антидемпинговые пошлины на недискриминационной основе на импорт из всех источников, которые осуществляют демпинговые поставки и являются причиной ущерба отрасли экономики импортирующего государства. Исключения могут быть сделаны лишь экспортерам, ценовые обязательства которых были приняты властями страны-импортера.

Читайте также:
Агентирование судов: что это такое, описание и особенности

Размер собираемой антидемпинговой пошлины не может превышать доказанную демпинговую маржу, но может быть установлен на более низком уровне.

В Соглашении ВТО по антидемпингу определены механизмы, ограничивающие взимание чрезмерных антидемпинговых пошлин. Выбор механизма зависит от процесса взимания пошлин. В случае уплаты чрезмерных антидемпинговых пошлин, они подлежат возврату плательщику.

Индивидуальная демпинговая маржа экспортеров

Соглашение ВТО по антидемпингу требует, чтобы при введении антидемпинговых пошлин демпинговая маржа рассчитывалась для каждого экспортера. Однако на практике это возможно не во всех случаях. Соглашение ВТО по антидемпингу позволяет органу, проводящему расследование, ограничивать число рассматриваемых экспортеров, импортеров или поставок, рассматриваемых индивидуально, и устанавливать антидемпинговую пошлину на неисследованные источники на основе средневзвешенной демпинговой маржи, установленной для фактически рассмотренных экспортеров или производителей.

Органу, проводящему расследование, запрещается включать в расчет этой средневзвешенной демпинговой маржи демпинговую маржу, если она является минимальной, нулевой или основанной на доступных фактах, а не на полном расследовании. Органы должны рассчитывать индивидуальную маржу для любого экспортера или производителя, который предоставляет необходимую информацию в ходе расследования.

Новые экспортеры

Соглашение ВТО по антидемпингу содержит правила определения антидемпинговых пошлин для производителей или экспортеров, которые не являлись источниками импорта, рассмотренными в период расследования.

В этом случае орган, проводящий расследование, обязан провести ускоренное рассмотрение для определения индивидуальной демпинговой маржи конкретно для такого «нового экспортера».

Определение ущерба и причинно-следственной связи.

Аналогичный товар

Определение аналогичного товара

В начале каждого антидемпингового расследования важно определить отечественный «аналогичный товар». Аналогичный товар определяется в статье 2.6 Соглашения ВТО по антидемпингу как «товар, который идентичен, т.е. во всех отношениях схожий с данным товаром, или, в отсутствие такого товара, другой товар, который, не будучи схожим во всех отношениях, имеет характеристики, близкие к характеристикам данного товара».

Доказывание аналогичности включает в себя сначала изучение импортируемого товара или товаров, предположительно ввозимых на условиях демпинга, а затем установление того, какой товар или товары, произведенные внутри страны, являются подходящими «аналогичными товарами».

Решение в отношении аналогичного товара имеет важное значение поскольку оно является основой для определения того, какие компании составляют отечественную отрасль, а это, в свою очередь, определяет рамки всего расследования и установления ущерба и причинно-следственной связи.

Отечественная отрасль

Определение

Под термином «отечественная промышленность» (или «отечественная отрасль») в статье 4 Соглашения ВТО по антидемпингу понимаются «отечественные производители аналогичного отвара или те из них, чье совокупное производство данных товаров составляет основную часть всего отечественного производства этих товаров».

Связанные отечественные производители

В Соглашении ВТО по антидемпингу признается, что при определенных обстоятельствах может быть нецелесообразно включать всех производителей аналогичного товара в отрасль национальной экономики.

Поэтому разрешается исключать отечественных производителей, связанных с экспортерами или импортерами, в отношении которых проводится расследование, и производителей, которые сами являются импортерами предположительно демпинговой продукции.

Соглашение предусматривает, что производитель может считаться «связанным» с экспортером или импортером предположительно демпинговой продукции, если между ними присутствуют отношения контроля и эти взаимоотношения приводят к тому, что отечественный производитель ведет себя иначе, чем другие производители.

Ущерб

Виды ущерба

В Соглашении ВТО по антидемпингу указывается, что для введения антидемпинговых мер орган, проводящий расследование, должен установить наличие ущерба отечественной отрасли.

Под термином «ущерб» в Соглашении понимается одно из следующих:

материальный ущерб, причиненный отечественной промышленности;

угроза материального ущерба для отечественной промышленности;

существенная задержка в развитии отечественной промышленности.

Основные требования к определению материального ущерба

В Соглашении ВТО по антидемпингу не дается определения понятия «материальный».

Необходимо, однако, чтобы определение ущерба основывалось на позитивных доказательствах и предполагало объективное изучение:

объема демпингового импорта и влияния демпингового импорта на цены на внутреннем рынке аналогичных товаров;

последующего воздействия демпингового импорта на отечественных производителей аналогичных продуктов.

В статье 3 Соглашения ВТО по антидемпингу содержится ряд конкретных дополнительных факторов, которые следует учитывать при оценке этих двух основных элементов, но не дается подробных указаний на то, каким образом следует оценивать эти факторы или устанавливать причинно-следственную связь.

Основные требования к определению угрозы материального ущерба

В Соглашении ВТО по антидемпингу излагаются факторы, подлежащие рассмотрению при оценке угрозы материального ущерба.

К их числу относятся темпы роста демпингового импорта, производственные мощности экспортера (экспортеров), вероятные последствия от демпинговых цен на импорт и товарные запасы.

Однако никаких дальнейших пояснений относительно этих факторов и их оценки не приводится.

В то же время в Соглашении уточняется, что определение угрозы материального ущерба должно основываться на фактах, а не только на утверждениях, предположениях или отдаленной вероятности того, что демпинговый импорт может причинить материальный ущерб. Обстоятельства, которые приведут к ущербу от демпингового импорта должны быть четко видны и неизбежны.

Элементы анализа

Рассмотрение влияния демпингового импорта на объемы поставок

Соглашение ВТО по антидемпингу требует, чтобы орган, проводящий расследование, проводил изучение вопроса о том, было ли значительное увеличение объема демпингового импорта в абсолютном или относительном выражении по сравнению с производством или потреблением отечественной промышленности.

Рассмотрение ценового воздействия демпингового импорта

Соглашение ВТО по антидемпингу требует от органа, проводящего расследование, рассмотрения вопроса о том, имело ли место значительное ценовое воздействие со стороны цен демпингового импорта по сравнению с ценой аналогичного товара импортирующего участника.

Орган, проводящий расследование, должен также рассмотреть вопрос о том, оказывает ли демпинговый импорт существенный понижающий эффект на цены или на предотвращение роста цен, которое в противном случае имело бы место.

Оценка воздействия демпингового импорта на объем и цены

В Соглашении ВТО по антидемпингу говорится, что никакой из указанных в нем факторов или их совокупность не могут иметь решающее значение.

В Соглашении не уточняется, каким образом орган, проводящий расследование, должен оценивать воздействие демпингового импорта на объем и цены, а лишь отмечается, что необходимо учитывать это воздействие.

Таким образом, каждому органу, проводящему расследование, приходится разрабатывать собственные аналитические методы оценки этих факторов. Поскольку никакой из указанных факторов или их совокупность не являются решающими для вынесения оценки о воздействии демпингового импорта, в каждом конкретном случае орган, проводящий расследование, должен оценивать, какие факторы являются релевантными, а какие нет.

Читайте также:
Балансы водохозяйственные: что это такое, описание и особенности

Анализ воздействия демпингового импорта на отечественную промышленность

В Соглашении ВТО по антидемпингу указывается, что при изучении воздействия демпингового импорта на отечественную промышленность власти должны оценить все соответствующие экономические факторы, влияющие на ее состояние.

В Соглашении перечислен ряд факторов, которые необходимо учитывать, включая фактическое или потенциальное снижение продаж, прибыль, объемы производства, доли рынка, производительность, отдачу от инвестиций, загрузку производственных мощностей, фактическое или потенциальное влияние на движение денежных средств, товарные запасы, занятость персонала, уровень заработной платы, способность привлекать капитал или инвестиции, а также величину демпинговой маржи.

Однако этот перечень не является исчерпывающим и другие факторы также могут считаться релевантными и рассматриваться при оценке состоянии отечественной промышленности.

Кроме того, в Соглашении ВТО по антидемпингу не уточняется, какой именно из этих факторов является решающим для заключения органа, проводящего расследование, о наличии материального ущерба национальной отрасли экономики.

Доказательство причинно-следственной связи

Соглашение ВТО по антидемпингу требует демонстрации наличия причинно-следственной связи между демпинговым импортом и ущербом для отечественной промышленности.

Эта демонстрация должна основываться на изучении всех соответствующих доказательств. Однако Соглашение не приводит конкретных указаний, каким образом следует оценивать соответствующие доказательства и не указывает, какие именно факторы должны быть рассмотрены.

Статья 3.5 Соглашения ВТО по антидемпингу требует в то же время, чтобы были изучены все известные факторы, помимо демпингового импорта, которые могут причинять ущерб. Приводятся примеры таких факторов (например, изменения в структуре спроса и изменения в технологии), которые могут иметь значение, и уточняется, что ущерб, причиненный такими факторами, не относится к демпинговому импорту.

Таким образом, орган, проводящий расследование, должен самостоятельно разработать аналитические методы для определения доказательств, которые могут быть релевантными в каждом конкретном случае, и оценивать эти доказательства, принимая во внимание все факторы, которые могут причинять ущерб отечественной отрасли экономики.

Совокупный анализ

Совокупный анализ касается учета демпингового импорта из более чем одной страны и проведения оценки ущерба отечественной промышленности от такого демпингового импорта.

Очевидно, что рассмотрение поставок из нескольких стран ведет к увеличению объемов импорта, влияние которого на отечественную отрасль подлежит оценке, и следовательно, существует большая вероятность заключения о материальном ущербе для национальной отрасли экономики.

Практика совокупного анализа была предметом многочисленных споров в рамках Токийского раунда и в ходе переговоров при принятии Соглашения ВТО по антидемпингу.

Статья 3.3 Соглашения ВТО по антидемпингу устанавливает условия, при которых может быть проведена совокупная оценка последствий демпингового импорта из более чем одной страны. Власти должны установить, что демпинговая маржа каждой из стран не является минимальной, что объем импорта из каждой страны не является незначительным, что совокупная оценка соответствует условиям конкуренции между импортными товарами и отечественным аналогичным товаром.

Сбор пошлин

Введение и взимание пошлин

В статье 9 Соглашения ВТО по антидемпингу закреплен общий принцип, согласно которому введение антидемпинговых пошлин не является обязательным, даже если по результатам антидемпингового расследования было установлено наличие демпинга, материального ущерба, их взаимосвязи и соблюдены все остальные требования к их введению.

В Соглашении также говорится о желательности применения правила «меньшей пошлины». В соответствии с этим правилом властям рекомендуется устанавливать размер антидемпинговой пошлины ниже, чем демпинговая маржа, если этот уровень достаточен для устранения ущерба.

Кроме того, Соглашение содержит правила, которые ограничивают установление антидемпинговых пошлин сверх доказанной демпинговой маржи, а также правила применения антидемпинговых пошлин к новым импортерам.

Пересмотр и публичное оповещение

Продолжительность, прекращение и пересмотр антидемпинговых мер

Статья 11 Соглашения ВТО по антидемпингу устанавливает правила в отношении срока действия антидемпинговых пошлин и требования в отношении периодического пересмотра действующих антидемпинговых пошлин или ценовых обязательств, если существует такая необходимость.

Эти требования были введены в ответ на озабоченности членов ВТО практикой некоторых стран вводить антидемпинговые пошлины на неопределенный срок.

Требование о «предельном сроке» устанавливает, что демпинговые пошлины прекращаются не позднее чем через пять лет после их первого применения, если только в ходе повторного расследования до этой даты не будет установлено, что истечение срока действия пошлины может привести к продолжению или возобновлению демпинга и причинению ущерба. Пятилетний срок также применяется к ценовым обязательствам.

В Соглашении также содержится требование по пересмотру действующих антидемпинговых мер по запросу заинтересованной стороны.

Публичное уведомление

В статье 12 Соглашения ВТО по антидемпингу содержатся требования к органу, проводящему расследования, о публичном уведомлении о начале расследования, предварительных и окончательных решениях и принятых ценовых обязательствах.

Публичное уведомление должно раскрывать неконфиденциальную информацию, касающуюся сторон расследования, товара, демпинговой маржи, фактов, выявленных в ходе расследования, и оснований для принятия властями решений, включая основания для принятия и отклонения соответствующих аргументов или требований, выдвинутых экспортерами или импортерами.

Требования к публичному уведомлению призваны повысить транспарентность решений органа, проводящего расследования, и, как следствие, степень доверия к ним.

Антидемпинговые меры широко используются для защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции. Антидемпинговые меры вводятся преимущественно в виде антидемпинговых пошлин.

Ограничения экспорта и импорта

Использование запретов и количественных ограничений экспорта и импорта в условиях членства в ВТО значительно усложнилось, но остается возможным.

Лицензирование применяется при экспорте и (или) импорте отдельных видов товаров, если в отношении этих товаров введены: количественные ограничения; исключительное право; разрешительный порядок.

Корректировка ставок таможенных пошлин

Корректировка ставок ввозных таможенных пошлин позволяет снизить или повысить ставки таможенных пошлин, взимаемых при ввозе или вывозе товаров.

Арбитражные споры по вопросам ВТО

В Российской Федерации в последние годы стала складываться практика рассмотрения в арбитражных судах дел об оспаривании действий и решений органов власти, противоречащих правилам ВТО.

Специальные защитные меры

Специальная защитная мера применяется в отношении резко возросшего импорта на территорию ЕАЭС. Специальная защитная мера применяется в виде квоты или пошлины.

Антидемпинговая пошлина — защитная мера отечественного рынка

Производители на современном рынке используют самые различные меры борьбы для получения большей прибыли и привлечения потенциальных покупателей. Нередко цены на товары, которые продаются на иностранном рынке, искусственно занижают. Это позволяет вытеснить конкурента-производителя. Такой приём называется демпингом. Законодательство Российской Федерации предусматривает использование особых мер по защите всех отраслей отечественной экономики и продвижению товаров российского производства. К таким мерам относятся и особые таможенные пошлины — антидемпинговые. Рассмотрим их поподробнее.

Читайте также:
Акционерная компания: что это такое, описание и особенности

Что такое особые таможенные пошлины или специальные защитные меры рынка и их виды

Для защиты интересов отечественных производителей на международном рынке используются следующие защитные меры:

  • Специальные защитные. Они применяются, если повышенная поставка товаров иностранного производства на территорию государства может причинить серьёзный ущерб одной или нескольким отраслям отечественной экономики. Данные меры могут применяться вне зависимости от страны производителя товара. Запрещены все виды дискриминации на этой почве.
  • Антидемпинговые. Они представлены в виде дополнительных пошлин на товары иностранного производства. Такие выплаты позволяют ограничить импорт зарубежной продукции для поддержки отечественного производителя и защитить экономику государства от захвата доли на международном рынке.
  • Компенсационные. Такие меры могут применяться относительно тех товаров, чьё производство и/или транспортировка финансировались иностранным государством.

Эти защитные меры выполняют следующие важные функции:

  • Защита отечественных производителей и всех отраслей экономики государства от негативного влияния иностранных конкурентов.
  • Контроль за экспортом продукции.
  • Продвижение отечественной продукции на международном рынке.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Москва и область: +7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург: +7 (812) 309-93-24

В каких случаях применяются антидемпинговые пошлины?

В каких случаях применяются антидемпинговые пошлины? Самым главным основанием для применения антидемпинговых пошлин в ЕАЭС относительно продукции иностранного производства является установление факта демпинга. Ответственны за данную процедуру таможенные органы. Устанавливается факт ущерба или риск его причинения отечественному производителю.

Как же таможня определяет демпинг? Существует 2 основных его признака:

  1. Заниженная при вывозе товара стоимость. Для сравнения и определения оптимальной его стоимости используются процедуры купли-продажи с аналогичной продукцией.
  2. Рыночная стоимость подобного товара отечественного производителя была неоправданно занижена в ходе демпинга или снизились объёмы продаж. Расследование, направленное на оценку причинённого конкурентом ущерба, может занимать от 6 месяцев и более.

При установлении факта демпинга вводится антидемпинговая пошлина в строго индивидуальном для каждого случая размере. Ставка пошлины полностью зависит от причиненного экономике государства ущерба. Она должна полностью компенсировать все убытки.

Экспортер может избавиться от обязательств по оплате такой пошлины, подав заявление о добровольном пересмотре цен. Но оно может быть отклонено, если убытки, понесённые отечественным производителем, слишком большие.

Срок действия антидемпинговой пошлины устанавливается конкретно для каждого случая. Единственное ограничение — он не должен превышать 5 лет.

Преимущества

Антидемпинговые пошлины имеют массу преимуществ для экономики страны. К ним можно отнести следующие моменты:

  • Надёжная защита интересов и прав российских предпринимателей и производителей.
  • Продвижение отечественной продукции на международном рынке.
  • Контроль за деятельностью отечественных производителей на международном рынке и её эффективное регулирование.
  • Снижение риска применения демпинга по отношению к товарам отечественного производства.
  • Сохранение и преумножение доходов производителей и, следовательно, государства.
Недостатки

Несмотря на успешный опыт применения подобных защитных мер рынка, они не являются абсолютно идеальными и имеют свои недостатки:

  • К товарам иностранного производства, которые не облагаются таможенной пошлиной, не могут применяться и защитные меры рынка. За счёт этого и снижается их эффективность.
  • Из-за того, что иностранный экспортер вынужден оплачивать ввозные таможенные пошлины в довольно крупном размере, он значительно повышает стоимость своего товара на российском рынке. Это и приводит к тому, что потребитель лишается возможностей приобрести качественные зарубежные товары по доступным ценам.
  • Нормативные акты не дают точного определения термину «демпинг». Не установлены чёткие критерии, по которым должны действовать государственные органы при расследовании дел. Это негативно сказывается на развитии отечественной экономики и международной торговли.

Применение компенсационных пошлин

Компенсационные пошлины применимы только по отношению к тем товарам, на производство и транспортировку которых иностранным государством были выделены субсидии. Как и в случае с антидемпинговыми мерами, для взыскания компенсационных пошлин с экспортера необходим факт ущерба или риска его причинения по отношению к одной или нескольким отраслям российской экономики.

Финансовая поддержка со стороны иностранного государства может в несколько раз увеличить объёмы производства и экспорта товара, что является потенциальной угрозой для конкурентов. Субсидией может быть и любое другое финансовое содействие: погашение кредитов, дотации и т. д.

Для оценки ущерба используются те же критерии и признаки, что были описаны в предыдущем пункте. В частности, оценивается и спрос на рынке потребителей. Сильное его повышение на иностранный товар может стать потенциальной угрозой для российских производителей аналогичной продукции.

Как и в случае с антидемпинговыми мерами, срок действия компенсационных пошлин может варьироваться в зависимости от степени ущерба, который был причинен экономике государства. Максимальный срок — 5 лет.

Ставка антидемпинговой пошлины

Универсальная ставка для расчёта антидемпинговой пошлины не установлена. Этот показатель зависит от ряда факторов: группы транспортируемых товаров, размера таможенной пошлины, степени причиненного ущерба и т. д.

Существует продукция, на которую установлена фиксированная ставка:

  • рыбная икра;
  • алкогольная продукция;
  • сахар;
  • транспортные средства со строго определённым сроком эксплуатации (не более 5 лет);
  • мебельная продукция.

Очень важным фактором при расчёте ставки является демпинговая маржа.

Ставка не должна быть больше установленной демпинговой маржи для конкретного товара.

Формула расчёта антидемпинговой пошлины

Формула расчёта антидемпинговой пошлины состоит из следующих компонентов:

  • Ставка для конкретного товара.
  • Таможенная стоимость.

Для нахождения пошлины необходимо перемножить компоненты данной формулы.

Рассмотрим простой пример. На территорию Российской Федерации планируется ввезти чугунные ванны итальянского производства. Таможенная стоимость всей партии продукции составляет 350 тысяч рублей.

Таможенный орган установил для этой партии импортируемой продукции пошлину. Она составляет 51 % от таможенной стоимости чугунных ванн.

Зная размер пошлин, можно найти ставку, актуальную для этой процедуры. Для этого необходимо поделить 51 % на 100. Ставка равна 0,51.

Последний этап расчёта — умножение ставки на таможенную стоимость. Умножаем 0,51 на 350000. Получаем 178500. Эту сумму иностранный экспортёр должен оплатить в качестве защитной меры рынка РФ.

Так как экспортер обязан оплатить не только стандартные таможенные пошлины, но и «защитные», рыночная стоимость всей партии продукции значительно возрастёт. Это существенный недостаток для российских потребителей. Они вынуждены приобретать менее качественную, но доступную продукцию отечественного производства.

Отечественные экспортёры обязаны уплачивать таможенные пошлины на вывоз товара из России. О порядке их уплате, существующих льготах и методе расчёта, читайте в отдельной статье.
Каковы суммы таможенных сборов за таможенное оформление подробнее тут. Эти сборы относятся к обязательным к уплате на ряду с пошлинами.

Как обойти антидемпинговую пошлину?

Многие иностранные производители, которые хотят выйти на международную арену, задаются вопросом: как обойти антидемпинговую пошлину? Она значительно увеличивает траты на транспортировку и снижает спрос потребителей.

Читайте также:
Аварийно-спасательная служба: что это такое, описание и особенности

Уменьшить размер антидемпинговой пошлины или полностью избавиться от неё можно после начала расследования компетентных государственных органов. Как это осуществить?

Экспортёр должен подать заявление, в котором изъявляет добровольное желание пересмотреть и изменить рыночную стоимость объекта расследования. Сотрудники государственного органа, который ответственен за ведение расследования, обязаны рассмотреть каждое подобное заявление.

Исход может быть разный:

  1. Заявление принимается, расследование закрывается. Экспортёр освобождается от обязательств по уплате антидемпинговых пошлин. Такой исход может быть только тогда, когда изменение цен позволяет полностью избежать причинения ущерба отечественным производителям.
  2. Заявление отклоняется. Это может произойти в том случае, если причинён серьёзный ущерб, который не возмещается посредством пересмотра или изменения цен.

А вот пример обхода пошлин. Известный по всему миру автоконцерн Volkswagen недавно нашёл эффективный способ обхода уплаты подобных пошлин в крупных размерах. Данная схема применяется относительно нескольких моделей автомобилей этого производителя.

Компания осуществляет ввоз отдельных запчастей транспортных средств на территорию РФ. Сборка происходит уже в Калуге. Из-за того, что транспортируется не весь автомобиль, а лишь его составные части, облагается антидемпинговой пошлиной только кузов. Это значительно снижает затраты производителя. Остальные части оформляются на льготных условиях. Очень часто их закупают уже на территории Российской Федерации.

Данная схема никогда ранее не использовалась иностранными производителями. Для многих она считается просто нерентабельной и может принести убытки. Volkswagen же выпускает и грузовые варианты участвующих в схеме моделей. Они значительно дороже их легковых «собратьев». Это и позволяет снижать затраты на транспортировку.

Пример введения антидемпинговой пошлины на один из продуктов, экспортируемых из Китая, в этом видео:

Итак, антидемпинговая пошлина — необходимая мера для защиты отечественных предпринимателей и производителей. Без взыскания этого платежа экономика Российской Федерации потерпела бы серьёзные потери.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенные платежи.

Российская таможенная академия

Вестник Российской таможенной академии. – 2021. – № 1

В. Е. Новиков, Т. Ю. Изгагина

АНТИДЕМПИНГОВЫЕ ПОШЛИНЫ, ИХ СУЩНОСТЬ И ПРИМЕНЕНИЕ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

Антидемпинговая пошлина рассматривается как искусственная конструкция, не соответствующая требованиям теории внешней торговли, направленная на создание дополнительных преимуществ отдельным странам. Формулируются предложения по формированию таможенного тарифа по принципу равновыгодности потребления отечественной и аналогичной импортной продукции и равновыгодности реализации товара на экспорт и внутренний рынок, что исключает возможность недобросовестной конкуренции. Предлагаются методические подходы к разрешению противоречий между производителем и потребителем при антидемпинговом регулировании в Евразийском экономическом союзе.

Ключевые слова: антидемпинговая пошлина; неопределенность; противоречия; теория; таможенное регулирование; Евразийский экономический союз; методические подходы.

Н. Г. Липатова, А. Р. Гладков

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ

В статье исследованы механизмы таможенного сотрудничества России и Китая в сферах содействия торговле и совершенствования таможенного контроля. Предложены критерии определения перспективных механизмов таможенного сотрудничества. Определены значения соответствующих критериев и перспективные механизмы сотрудничества применительно к таможенному сотрудничеству России с Китаем.

Ключевые слова: таможенное сотрудничество; механизмы таможенного сотрудничества; Россия; Китай; содействие торговле; совершенствование таможенного контроля; взаимное признание результатов таможенного контроля; взаимное признание уполномоченных экономических операторов; предотгрузочные инспекции.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

В статье рассмотрены проблемы становления стратегического управления в системе таможенного администрирования. Проведен анализ основных элементов системы стратегического управления с учетом основных направлений развития Федеральной таможенной службы.

Ключевые слова: стратегическое планирование; стратегическое управление; миссия; стратегические цели; стратегический анализ; таможенное администрирование.

Ю. Е. Гупанова, В. В. Подшивалова

ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМПОРТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В статье представлены результаты анализа современного состояния и актуальных проблем развития отрасли сельскохозяйственного машиностроения Российской Федерации, определено значение таможенного регулирования импорта сельскохозяйственной техники и выявлены ключевые направления его совершенствования.

Ключевые слова: таможенное регулирование; государственное регулирование; импорт; сельскохозяйственная техника; государственная услуга; отрасль сельскохозяйственного машиностроения; тракторы; зерноуборочные комбайны.

ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Г. Е. Билько, В. Ф. Вербов

ПРИМЕНЕНИЕ РЕНТГЕНОВСКИХ ДОСМОТРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ ОБРАТНОГО РАССЕЯНИЯ ПРИ ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ МОБИЛЬНЫМИ ГРУППАМИ

В статье анализируется досмотровая техника, принцип действия которой основан на использовании ионизирующего излучения, отраженного от объектов контроля, получившего название «обратное рассеянное рентгеновское излучение». Этот принцип позволяет получить информацию о внутреннем содержании объекта при размещении приемников излучения с той же стороны, что и его источник. Данная техника планируется к использованию мобильными группами таможен фактического контроля Федеральной таможенной службы при таможенном контроле после выпуска товаров.

Ключевые слова: таможенный контроль; таможенный контроль после выпуска товаров; мобильные группы; досмотровая техника; обратное рассеянное рентгеновское излучение.

КЛАССИФИКАЦИЯ И ИДЕНТИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ В ТАМОЖЕННЫХ ЦЕЛЯХ

Е. И. Андреева, В. В. Говоров

КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУБ ИЗ НЕДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ В ТАМОЖЕННЫХ ЦЕЛЯХ

В статье рассматриваются проблемы таможенного контроля труб из недрагоценных металлов и возможности применения к ним мер государственного регулирования. Приводится анализ материалов судебной практики по делам, связанным с классификацией труб из недрагоценных металлов, и выявляются основные причины проигрывания судов таможенными органами.

Ключевые слова: товар; антидемпинговые пошлины; классификация; идентификация; таможня; ГОСТ; трубы общего назначения из недрагоценного металла.

Д. В. Криштафович, А. Р. Бронникова

ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ МНОГОКОМПОНЕНТНЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ В ТАМОЖЕННЫХ ЦЕЛЯХ

В статье рассмотрены проблемы, возникающие у должностных лиц таможенных органов при идентификации и классификации многокомпонентных продовольственных товаров, перемещаемых через таможенную границу. Показана необходимость разработки методических рекомендаций, применения информационных баз данных принятых решений о классификации, а также проведения обучения должностных лиц таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности по вопросам товароведения и классификации товаров в таможенных целях.

Ключевые слова: Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности; классификация; терминология; идентификация; многокомпонентные пищевые продукты; смеси.

АНАЛИЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ ТОВАРОВ В ТАМОЖЕННЫХ ЦЕЛЯХ

Проведен анализ нарушений правил классификации товаров участниками внешнеэкономической деятельности на примере товаров группы 84 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Рассмотрены практические проблемы идентификации товаров и связанные с ними ошибки классификации по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Читайте также:
Административное взыскание: что это такое, описание и особенности

Ключевые слова: классификация; идентификация; код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; товар; таможенный контроль; описание продукции; машина; признак идентификации.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ОПТИМИЗАЦИЯ ВЫБОРА ПРОФИЛЕЙ РИСКА

И МЕР РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ

Рассматривается задача идентификации правонарушений при таможенном контроле с использованием профилей риска и мер реагирования. Предлагается формальная модель и методика оптимизации выбора мер реагирования, обеспечивающая наилучшую идентификацию правонарушений.

Ключевые слова: система управления рисками; нарушения (состояния); профиль риска; область риска; мера реагирования; проверка достоверности; идентификация нарушений; оптимизация.

ЗАЩИТА ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПЕРЕСЫЛАЕМЫХ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЯХ: ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА

В статье проведен анализ юридической конструкции «защита прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях». Исследуемая юридическая конструкция рассмотрена через призму понятийного аппарата. Установлена связь между понятиями, формирующими юридическую конструкцию «защита прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях».

Ключевые слова: защита; интеллектуальная собственность; международные почтовые отправления; товар; юридическая конструкция.

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТОВАРОВ В ТАМОЖЕННЫХ ЦЕЛЯХ

В статье проанализированы проблемы контроля правильности классификации товаров в таможенных целях в центрах электронного декларирования. Описана возможность разработки и применения единого информационного пространства, реализованного в виде удаленного виртуального облака в сфере внешнеэкономической деятельности. Предложен облачный агрегатор внешнеэкономической деятельности, позволяющий объединить в единую систему взаимодействия всех участников процесса внешнеэкономической деятельности (декларантов, экспертов, поставщиков, получателей, органы государственного контроля и исполнительной власти) и ускорить процедуру таможенного контроля. Обоснована возможность разработки и использования искусственного интеллекта для идентификации товаров в таможенных целях.

Ключевые слова: товар; классификация; семантический анализ; внешнеэкономическая деятельность; таможенное декларирование; таможенный контроль; инновации; облачные технологии; информационное пространство; программное обеспечение.

Д. К. Копылов, И. А. Радченко,

В. А. Сеничев, А. В. Шевцов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональных навыков должностных лиц таможенных органов через использование в учебном процессе электронного тренажера, действие которого основано на принципах разработки компьютерных игр.

Ключевые слова: профессиональные навыки; учебный процесс; геймификация образовательных технологий; должностные лица таможенных органов; компьютерные игры и технологии.

ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗМА СТИМУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ «СИЛОВОГО БЛОКА»

В статье рассмотрены особенности механизма стимулирования федеральных государственных гражданских служащих государственных органов исполнительной власти «силового блока». Представлен анализ результатов интервьюирования данной категории служащих, в том числе проходящих службу в таможенных органах. Основное внимание уделено существующим в настоящее время проблемам социального гарантирования их деятельности, предложены наиболее оптимальные пути решения возникающих проблем.

Ключевые слова: государственная гражданская служба; «силовой блок»; социальные гарантии; права; обязанности; время отдыха; отпуск; оплата труда.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНСПЕКТИРОВАНИЮ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ НА БАЗЕ СЕРВИСНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ТАМОЖЕННОМУ АДМИНИСТРИРОВАНИЮ

В статье исследуются проблемы деятельности по инспектированию таможенных органов. В основу методологии исследования положены принципы процессного подхода к управлению и сервисно ориентированного подхода к таможенному администрированию. Применение данных подходов позволило предложить решения исследуемых проблем, базирующиеся на формализации и цифровизации процессов инспектирования.

Ключевые слова: таможенное администрирование; сервисно ориентированное таможенное администрирование; процессный подход; цифровая трансформация; инспектирование; таможенные органы.

ЗАКОННОСТЬ В АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье анализируется принцип законности с доктринальной точки зрения, а также сущность принципа законности в административной юрисдикции таможенных органов Российской Федерации. Обеспечение законности в административной юрисдикции таможенных органов рассматривается через призму предложения по совершенствованию законности в административной юрисдикции таможенных органов Российской Федерации.

Ключевые слова: законность; юрисдикция; административная юрисдикция; административно-юрисдикционная деятельность; соблюдение законности; таможенные органы Российской Федерации.

РЕАЛИЗАЦИЯ «СЕРВИСНОЙ ПАРАДИГМЫ» В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматривается вопрос реализации «сервисной парадигмы» в системе государственного администрирования, центральным элементом которой является как сама услуга, так и процесс ее производства, предоставления и получения (потребления). Основное внимание уделяется вопросу оказания таможенных услуг и оценки качества их предоставления участникам внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: услуга; таможенные органы; концепция таможенных услуг; обратная связь; контроль качества услуги; стратегия развития.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

В статье проведен анализ направлений и результатов российско-китайского таможенного сотрудничества в период пандемии COVID-19. Систематизированы меры таможенного администрирования, принятые Россией и Китаем в период пандемии. Представлены предложения по использованию указанных мер в целях развития взаимной торговли.

Ключевые слова: пандемия; COVID-19; Китай; двустороннее таможенное сотрудничество.

ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРОЦЕССА ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ В ЦЕНТРАХ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

В статье обоснована необходимость оперативного таможенного контроля в процессе совершения таможенных операций в отношении товаров. Рассмотрены проблемы, возникающие в процессе документального контроля в центре электронного декларирования, и предложены их возможные решения на основе изменения организационной структуры.

Ключевые слова: таможенный контроль; оперативный контроль; группа оперативного контроля; таможенное оформление; процесс таможенного оформления; документальный контроль.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В УСЛОВИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья посвящена вопросам цифровой трансформации, происходящей во всех областях современной российской экономики и непосредственно в системе таможенного администрирования. Рассмотрены основные ориентиры, установленные «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». Дана оценка влияния происходящих изменений на процесс применения системы управления рисками, ее совершенствование и дальнейшее развитие.

Ключевые слова: таможенное администрирование; таможенные услуги; цифровизация; система управления рисками; искусственный интеллект; информационные технологии; система поддержки принятия решений.

Антидемпинговые пошлины: применение, расчёт, преимущества и недостатки

После вступления РФ в ВТО выросло количество мер нетарифного урегулирования, подразумевающих введение специальных пошлин, целью которых является защита ряда национальных товаров от искусственного занижения их стоимости и захвата рынка. Что это за пошлины, каковы основания для их использования, и на какие группы товаров они распространяются — мы расскажем ниже.

Что такое специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины?

Антидемпинговая пошлина представляет собой дополнительный таможенный тариф на импортные товары, необходимый для защиты интересов национальных производителей. Пошлина ограничивает риски захвата доли рынка со стороны иностранных производителей посредством демпинга. Одна из её особенностей – введение пошлины только после того, как было проведено расследование на предмет демпинга.

Читайте также:
Акцессионный договор: что это такое, описание и особенности

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Особенности применения антидемпинговых пошлин

Антидемпинговая пошлина применяется к импортному товару, по отношению к которому используется демпинг. Вводится она только после того, как компетентным органом было подтверждён факт наличия ущерба или риска ущерба для экономики страны, полученного в результате импорта товара. Таким образом, на импортёры, поставляющие в РФ ряд товаров, несут дополнительное финансовое бремя. Начинающим участкам ВЭД пригодится информация о том, что такое обеспечение уплаты таможенных платежей и об условиях его применения.

Как определяется демпинг?

  1. Товар считается реализованным с применением демпинга в том случае, если его стоимость, при экспорте, ниже нормальной стоимости. Нормальная стоимость определяется на основании сделок купли-продажи с аналогичным товаром.
  2. Факт ущерба экономики определяется на основании анализа объёма товара, реализуемого посредством демпинга, его влияние на стоимость аналогичного продукта, выпускаемого национальными производителями. Расследование может длиться на протяжении 6-12 месяцев.

В том случае, если при расследовании был выявлен факт демпинга, вводится предварительная антидемпинговая пошлина. Применена она может быть не раньше 2 месяцев со дня начала расследования. Размер ставки пошлины должен покрыть ущерб для экономики.

Срок действия предварительной антидемпинговой пошлины равен 4 месяцам. На основании заявления экспортёров, владеющих большей частью демпингового товара, срок может быть продлён до полугода.

  • Если при расследовании найдены основания для введения пошлин, но установлена их более низкая ставка, чем ставка предварительной пошлины, разница сумм возвращается плательщику.
  • Если устанавливается более высокая ставка, плательщик может не выплачивать разницу.

Расследование может быть прекращено тогда, когда экспортёр подаёт заявление о добровольном пересмотре цен на продукцию. Заявление может быть отклонено в случае, если изменение цен не возместит нанесенный экономике ущерб или по другим причинам. Размер антидемпинговой пошлины устанавливается в индивидуальном порядке, если продукция не относится к группе товаров, на которую уже имеется рассчитанная ставка.

Срок действия пошлины определяется на основании необходимости покрыть ущерб экономики страны, но он не может превышать 5 лет. После того, как срок действия пошлины составил 1 год, экспортёр имеет право подать заявку на повторное расследование и пересмотр дела.

Компенсационные пошлины

Субсидией может быть поддержка доходов, обеспечивающая преимущества и позволяющая увеличить экспорт из страны. Под этим понятием понимается также финансовое содействие: дотации, списание средств, налоговые кредиты и так далее.

Специфической субсидией называют субсидию, которая предоставляется отдельным компаниям, отраслям, союзам. В это понятие также входит субсидия, предоставляемая организациям в неравном объёме.

Ущерб для страны в результате импорта товара по субсидиям определяется по тем же критериям, что и ущерб в результате демпинга. В частности, это факт снижения или сдерживания стоимости на аналогичный продукт национального производства, повышенный спрос на импортный товар.

При наличии информации, подтверждающей факт ущерба для экономики, до окончания расследования вводится предварительная компенсационная пошлина на срок до 4 месяцев. Устанавливается она не раньше 2 месяцев со дня открытия расследования.

Размер пошлины рассчитывается на основании размера специфической субсидии на единицу продукции. Расследование отменяется при добровольном отказе от субсидирования или изменении цен на товар, если такое решение не нанесёт ущерба для экономики страны.

Срок действия компенсационной пошлины определяют в зависимости от того, как скоро она покроет ущерб для экономики страны. Срок не может быть более 5 лет.

За что придётся платить: китайские шины, подшипники …

Также в 2015 году антидемпинговые пошлины действуют в отношении следующей группы товаров:

  • легковые машины массой 2,8-3,5 тонн немецкого, итальянского и китайского производства;
  • чугунные эмалированные ванны производства КНР;
  • мясо КРС и птицы;
  • активированный уголь;
  • комбайны по уборке зерна;
  • трубы из стали;
  • болты и гайки, используемые в машиностроении и многое другое.

Решение о том, к каким группам товара должна применяться антидемпинговая мера, принимается Комиссией Таможенного союза.

Рассчитать платежи при экспорте/импорте можно при помощи калькулятора таможенных платежей. Как им воспользоваться, читайте в нашей статье.
Каковы акцизы на топливо, узнайте тут. Возможно, вам пригодятся и методы расчёта акцизов на основные подакцизные товары.

Расчёт пошлины

Рассчитываются они на основании ставки, принятой на данную группу товаров или на конкретный товар, и таможенной стоимости.

Рассмотрим пример расчёта антидемпинговой пошлины:

В отношении чугунных ванн была введена пошлина в размере 51,87. Таможенная стоимость партии ванн составляет 364 860 рублей.

Определяем размер пошлины:

364 860 * 0,5187 = 189 252,9

Плюсы и минусы антидемпинговой меры

Антидемпинговые меры практикуются практически во всех странах мира, в том числе и в России. Их востребованность доказывает эффективность инструмента. Можно отметить следующие преимущества антидемпинговых пошлин:

  • Защита интересов отечественных производителей;
  • Эффективное регулирование внешнеторговой деятельности;
  • Предотвращение фактов демпинга;
  • Сохранение доходов государства;
  • Защита важных для страны отраслей: автостроение, авиастроение.

Несмотря на общее применение антидемпинговых мер, у них есть свои недостатки:

  • В России антидемпинговые меры могут применяться только по отношению к товару, который облагается таможенной пошлиной. В итоге, теряется действенность инструмента;
  • Потребитель получает меньше возможностей для приобретения качественной импортной продукции за счёт увеличения её стоимости;
  • На данный момент отсутствуют чёткие определения демпинга и критерии для расследования дел по установлению антидемпинговой меры, что негативно сказывается на развитии международной торговли.

Пример введения антидемпинговой пошлины на импорт лимонной кислоты из Китая:

Антидемпинговые и компенсационные пошлины вменяются почти по аналогичному методу. Обе меры направлены на защиту национальных производителей и экономики страны. Пошлины применяются лишь в отношении определённой группы товаров или для конкретного продукта. При этом требуется проведение расследования. По поводу антидемпинговых мер есть много разных мнений, однако несомненно, что меры для предотвращения демпинга необходимы.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Таможенные платежи».

Антидемпинговые пошлины во внешней торговле России и Китая

Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар за рубежом по цене ниже нормальной (т.е. ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера). Это один из эффективных приемов во внешней торговле, целью которого, как правило, является завоевание рынка другой страны и достижение экономических преимуществ, а также уменьшение налогов и увеличение финансовых потоков компании.
Первые единые антидемпинговые правила были сформулированы и закреплены в положениях Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 г. (ст. VI).
Позднее эти правила легли в основу как национального таможенного законодательства отдельных государств, так и норм международного таможенного права.
В 1967 г. на Женевской конференции ГАТТ (“Кеннеди-раунд”) был принят международный антидемпинговый кодекс ГАТТ.
15 апреля 1994 г. во время Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров было принято Соглашение по применению ст. VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г.
В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины. Антидемпинговая пошлина – это особый вид косвенного налога, взимаемого по итогам специального расследования с импортера товара, поставляемого по демпинговой цене, наносящей материальный ущерб (создающей угрозу его нанесения или препятствующей становлению) национальной отрасли экономики.
Антидемпинговые пошлины взимаются наряду с обычными таможенными пошлинами в размере разницы между демпинговой ценой товара и ценой аналогичного товара на мировом рынке.
Обострение антидемпинговой борьбы как меры протекционистской таможенной политики стало одной из основных опасностей экономики периода финансового кризиса. Антидемпинговые меры начали тормозить развитие мировой торговли. По оценкам Всемирного банка, отсутствие ограничений на торговлю ускоряет экономический рост на 1,5%. Однако по подсчетам Global Trade Alert (GTA), страны “Двадцатки” в 2009 г., который признан МВФ “коллапсом мировой экономики”, раз в два дня вводили хотя бы одну меру, ущемлявшую интересы торговых партнеров.
По результатам статистических данных GTA, главным протекционистом в мире из стран (без учета ЕС, принявшего 90 барьерных мер) стала Россия (37 мер), а главной жертвой протекционизма – Китай: для защиты от него страны приняли 146 мер. Наиболее пострадавшими секторами экономики оказались металлургия и химия: каждая третья мера была направлена против продукции этих отраслей.
В 2009 г. в мире было введено 257 заградительных мер, еще 56 можно трактовать как нарушающие интересы стран-партнеров, в то время как мер, способствовавших либерализации торговли, принято в шесть раз меньше, сообщает GTA. На 2010 г. уже запланировано 188 торговых барьеров.
Особенностью кризисного периода является то, что более половины всех дискриминационных мер – это господдержка местных производителей и защита торговли путем использования антидемпинговых и компенсационных пошлин.
Тема антидемпинговых разбирательств на сегодняшний момент является одной из самых актуальных во всем мире – за последнее время число антидемпинговых разбирательств возросло и намечаются тенденции к дальнейшему их увеличению. Больше всего от этих процессов страдают, как правило, металлургическая, химическая и деревообрабатывающая отрасли.
Несмотря на то что главной жертвой протекционизма в 2009 г. являлся Китай, это государство также достаточно часто прибегает к антидемпинговым мерам, в том числе и по отношению к российским товарам.
Правовой основой применения антидемпинговых пошлин в Китае являются, во-первых, Закон КНР от 12 мая 1994 г. “О внешней торговле” и, во-вторых, Положение КНР от 25 марта 1997 г. “Об антидемпинге и антисубсидиях”. По определению ст. 3 Положения КНР “Об антидемпинге и антисубсидиях” демпинг – это ситуация, когда цена импортируемого товара меньше, чем его нормальная стоимость. Следовательно, для установления демпинга сравниваются два элемента: экспортная цена и нормальная стоимость. В результате сравнения этих двух элементов определяется демпинговая маржа – сумма, на которую экспортная цена импортируемого товара меньше, чем ее нормальная стоимость.
Ущерб является вторым основанием для применения антидемпинговых пошлин. Однако факт установления демпинга и ущерба недостаточен для применения антидемпинговых пошлин. Третьим условием является определение причинно-следственной связи между демпингом и ущербом. Вышеуказанные основания определяются в ходе специальной процедуры антидемпингового расследования. Порядок проведения этой процедуры описан в гл. III Положения КНР “Об антидемпинге и антисубсидиях”.
После вступления в ВТО в КНР был принят целый пакет документов, имеющих ограничительный и, можно сказать, “оборонительный” характер. Так, с 1 января 2002 г. были введены в действие Антидемпинговое положение КНР, Антидотационное положение КНР, Закон Китайской Народной Республики по применению защитных мер. Понятие “ущерб национальному производству” вводится в последнем документе, и указывается, что при определении такого ущерба от количественного увеличения импортируемой продукции должны учитываться следующие показатели:
– доля отдельной импортной продукции на внутреннем рынке;
– темпы прироста и объемы абсолютного и относительного увеличения импорта продукции;
– влияние импортируемого товара на такие показатели национальной отрасли, как объемы производства, реализации, доля на внутреннем рынке, прибыль и убытки, занятость, и др.;
– иные показатели, свидетельствующие об ущербе национальной отрасли производства.
В марте 2003 г. на первом заседании 10-го созыва ВСНП КНР было одобрено решение о возложении обязанности по осуществлению антидемпингового контроля на вновь образованное Министерство коммерции.
Основными органами антидемпинговых расследований являются: Управление справедливой торговли и Управление расследований отраслевого ущерба Министерства коммерции, Таможенное управление, Комитет по таможенно-налоговой политике при Госсовете КНР.
В задачи Управления справедливой торговли Министерства коммерции, которое является основным структурным звеном антидемпингового контроля КНР, входит прием заявлений по демпингу, заведение дел, исследование демпинговых цен, внесение предложений по рассмотрению мер против демпинга и др.
Управление расследований отраслевого ущерба в основном изучает убытки от демпинга, а также выносит предварительное и окончательное решения о наличии ущерба.
Комитет по таможенно-налоговой политике при Госсовете КНР обладает наибольшими правами в процессе рассмотрения антидемпинговых дел в КНР. Так, например, он имеет право на принятие окончательного решения о применении временных антидемпинговых налогов, постоянных антидемпинговых налогов, изучение архивов компании в свете ее демпинговых действий, решение вопросов о возмещении ранее уплаченных налогов; кроме того, он имеет право на отмену, сохранение, изменение антидемпинговых налогов.
Таможенное управление КНР – это исполнительная структура в антидемпинговом процессе. Его основной обязанностью является реализация решения Комитета по таможенно-налоговой политике при Госсовете КНР о сборе антидемпинговой пошлины и временных антидемпинговых пошлин, о рассмотрении архивов компании, о возмещении ранее уплаченных налогов, а также осуществление решения Министерства коммерции КНР о внесении гарантийного залога наличными в отношении импортируемых товаров и принятие других временных мер по обеспечению гарантий, контроль исполнения компаниями принятых на себя обязательств.
Вышеперечисленные органы имеют право проводить выборку и объединять антидемпинговые расследования, запрашивать письменную информацию у заинтересованных сторон, направлять сотрудников в другие государства для проведения расследований на месте и др.
Порядок антидемпингового расследования включает в себя:
1. Письменное заявление. Китайский производитель или лицо, представляющее китайского производителя, юридическое лицо или причастная организация (далее – Заявитель) может в соответствии с Положением КНР об антидемпинге и антисубсидиях подать письменное заявление об антидемпинговом расследовании в Министерство коммерции КНР.
2. Первичное расследование.
Министерство коммерции КНР в течение 60 дней с момента получения от Заявителя заявления и соответствующих доказательств удостоверяется, получено ли заявление от китайского производителя или его представителя, проверяет содержание заявления и представленные доказательства. Затем принимается решение о возбуждении дела или об отказе в таковом. До решения о возбуждении дела должно быть уведомлено соответствующее правительство страны-экспортера (района).
3. Объявление о возбуждении дела.
Решение о возбуждении дела объявляет Министерство коммерции КНР. Оно же извещает Заявителя и других заинтересованных лиц.
4. Первичное решение.
В соответствии с результатами расследования Министерство коммерции КНР признает наличие демпинга, ущерба второй стороны и наличие причинно-следственных отношений между ними и на основе этого выносит первичное решение, которое должно быть опубликовано.
5. Признание цены.
Импортер в ходе процесса антидемпингового расследования может изменить цену импортируемой продукции или принять обязательства заморозить демпинговую экспортную цену.
Если Министерство коммерции считает, что принятые импортером обязательства по цене приемлемы и отвечают общим интересам, оно может принять решение о приостановке или остановке антидемпингового расследования. Решение о приостановке или остановке антидемпингового расследования публикуется Министерством коммерции КНР.
До принятия первичного решения о демпинге и причиненном ущербе Министерство коммерции КНР не должно заставлять и требовать принятия обязательств по изменению цен.
6. Окончательное решение. Если в первичном решении был признан факт демпинга, ущерб второй стороне и взаимосвязь между этими фактами, то Министерство коммерции КНР должно продолжать расследование по факту демпинга, о его объеме и степени ущерба, с ним связанного. По результатам этого расследования выносится окончательное решение, которое также публикуется.
7. Сбор антидемпинговых пошлин.
После принятия окончательного решения по демпингу, в зависимости от ущерба, причиненного им китайскому производителю, могут быть собраны антидемпинговые пошлины.
Сбор антидемпинговых пошлин производится по предложению Министерства коммерции КНР и утверждается Комитетом по таможенно-налоговой политике при Госсовете КНР. Это решение также опубликовывается Министерством коммерции КНР. Таможенные органы выполняют это решение с момента его опубликования.
В соответствии с законодательством Китая антидемпинговые расследования должны заканчиваться в течение 12 месяцев с момента оглашения решения о возбуждении дела. В особых случаях срок может быть продлен, но не более чем на шесть месяцев.
Антидемпинговое расследование должно быть завершено, если:
– Заявитель отзывает заявление;
– предварительные определения не устанавливают наличия демпинга и ущерба;
– окончательные определения не устанавливают наличие демпинга и ущерба;
– демпинговая маржа и импортируемое количество демпингового товара могут игнорироваться (т.е. признаются малозначительными).
Плательщиком антидемпинговой пошлины в Китае является импортер товара. Срок действия окончательных антидемпинговых пошлин и ценовых обязательств составляет пять лет, однако по запросу заинтересованного лица решения, установившие антидемпинговую пошлину, могут пересматриваться.
После вступления в ВТО Китай активизировал мероприятия по защите интересов страны на мировом рынке и провел несколько крупных антидемпинговых расследований. Вот результаты некоторых из них.
Российская химическая и нефтехимическая промышленность и так была едва ли не самым уязвимым местом российского экспорта (после введения в 1999 г. Венгрией ограничений на российские минеральные удобрения, из-за которых Россия потеряла в 2000 г. 8 млн. долларов США), а в 2002 г. Китай провел целый ряд “химических” антидемпинговых расследований и первым под удар попал российский синтетический каучук – по инициативе четырех китайских химических компаний, которые предъявили претензии к четырем российским химкомбинатам (в список “опальных” попали ОАО “Воронежсинтезкаучук” и “Тольяттисинтезкаучук”, ОАО “Омсккаучук” и ЗАО “Каучук”). Правда, по мнению некоторых экспертов, это было ответной мерой Китая на российское антидемпинговое расследование в отношении китайского кремния, импортируемого в Россию.
Далее, вслед за США, Китай начал защищать свой стальной рынок. Госкомитет по делам экономики и торговли КНР провел расследование и вынес решение о применении защитных мер против следующих пяти видов металлоизделий: 1) горячекатаная листовая сталь; 2) холоднокатаная кремневая сталь; 3) полихромная листовая сталь; 4) холоднокатаная кремневая сталь; 5) холоднокатаная нержавеющая листовая сталь. Как полагает Правительство КНР, импорт иностранной стали нанес значительный ущерб промышленности страны. Эти меры, безусловно, негативно отразились на российском металлургическом комплексе.
В России применяются антидемпинговые пошлины в отношении некоторых сортов стали, поставляемых из Китая, крупнейшего в мире ее производителя. Ставки этих пошлин могут достигать почти 30%.
В 2009 г. Министерство коммерции Китая провело антидемпинговое расследование, в результате которого был сделан вывод о демпинге российской электротехнической (“трансформаторной”) стали. Китай также установил, что США дотировали экспорт стали в Поднебесную в размере от 11,7 до 12%. В связи с этим в декабре 2009 г. Министерство коммерции Китая приняло решение о том, что в отношении российских и американских поставщиков электротехнической стали, используемой в производстве трансформаторов, генераторов и электродвигателей, будет действовать антидемпинговая пошлина в диапазоне от 4,6 до 25%. В России электротехническую сталь производят Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) и подконтрольный ему завод “ВИЗ-Сталь”, которым потенциально грозили серьезные неприятности. Для НЛМК и “ВИЗ-Стали” предварительная пошлина установлена на уровне 4,6%. Данная антидемпинговая пошлина – это временная мера, которая будет действовать 4 – 9 месяцев, пока проводится окончательное расследование. По его итогам китайские власти могут либо отменить пошлины, либо продлить срок их действия на пять лет.
В НЛМК отрицают факт демпинга и планируют представить Министерству коммерции Китая соответствующее подтверждение. В компании рассчитывают, что по итогам расследования для предприятия будет установлена нулевая пошлина.
В январе 2010 г. Россия в ответ объявила о введении антидемпинговых мер против китайских производителей подшипниковых труб. Антидемпинговая пошлина устанавливается на три года на подшипниковые трубы, происходящие из КНР (включая Тайвань и специальные административные районы Китая – Гонконг и Макао). Ставка – 19,4% от таможенной стоимости.
Скорее всего, это не последний шаг в антидемпинговой борьбе России и Китая. Однако аналитики Global Trade Alert предупреждают, что создание торговых барьеров – верный способ продлить рецессию в мировой экономике.
Россию и Китай связывают давние и прочные экспортно-импортные отношения, поэтому перед ними как субъектами международного рынка и давними внешнеторговыми партнерами стоит задача прийти к общему знаменателю в спорных экономических, таможенных и законодательных вопросах. По мнению автора, следует разработать общую стратегию и тактику дальнейшего мирного сотрудничества в сфере внешней торговли и использования международных инструментов таможенного регулирования, научиться работать по единым общим правилам осуществления внешнеэкономической деятельности.

Читайте также:
Арбитражный управляющий: что это такое, описание и особенности

Аналогия закона и аналогия права

В тех случаях, когда возникли определенные отношения, которые прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Аналогия закона применяется при условии, что существующий в законодательстве пробел не может быть восполнен с помощью предусмотренных законом средств, в том числе с помощью обычаев делового оборота. Кроме того, применение закона по аналогии к регулируемым отношениям не должно противоречить их существу. Не является аналогией закона отсылка, содержащаяся в норме закона к другой норме.

При отсутствии сходного правового регулирования для конкретного отношения может использоваться аналогия права (п. 2 ст. 6 ГК). Суть аналогии права состоит в том, что права и обязанности сторон в возникшем правоотношении будут определяться исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости. Общие начала сформулированы в ст. 1 ГК. Под смыслом гражданского законодательства понимаются его характерные черты, закрепленные в предмете и методе. Термины “добросовестность”, разумность” и справедливость являются субъективными оценочными понятиями и определяются в каждом конкретном случае.

Правила об аналогии закона и аналогии закона применяется только при применении федеральных законов и не могут распространяться на действие подзаконных актов. Применение аналогии закона и аналоги права на практике встречается крайне редко

Аналогия закона представляет собой применение к отношениям, которые не урегулированы законодательством или договором, норм гражданского права, регулирующих сходные отношения.

Условиями применения аналогии закона являются:

· Отсутствие регламентации данных отношений законодательством;

· Отсутствие соглашения между сторонами по данному вопросу;

· Отсутствие противоречий между применяемой нормой права и отношением, подлежащим урегулированию.

Применение аналогии закона вызвано тем, что законодательство не всегда успевает сформироваться в отношении уже существующих гражданских правовых отношений.

Аналогия права – это применение общих начал и смысла гражданского законодательства к урегулированию прав и обязанностей исходя из требований добросовестности, разумности и справедливости.

Аналогия права применяется только при невозможности использования аналогии закона. При этом требования добросовестности следует понимать как добросовестные действия сторон (исправное исполнение своих обязательств), требования разумности предполагают учет жизненных обстоятельств, конкретной обстановки, возможных последствий и др. (н-р, устранение недостатков товара в разумный срок). Требование справедливости подразумевает учет интересов обеих сторон.

Читайте также:
Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

6. Понятие, особенности и виды гражданских правоотношений.

В процессе осуществления различного рода деятельности как отдельные индивиды (граждане), так и организации этих индивидов вступают между собой в различные отношения, которые в силу их общественного характера получили название общественных отношений. Отдельные виды этих отношений регулируются нормами и соответственно они получили название правоотношений.

Правовые отношения носят волевой сознательный характер, который проявляется в том, что в них проявляется индивидуальная воля его участников. В одних случаях воля его участников проявляется на всех стадиях, начиная от его возникновения и кончая его реализацией (договор купли-продажи), в других же случаях волевой характер правоотношения проявляется в процессе осуществления возникших не по воле сторон взаимных прав и обязанностей (например, в обязательстве из причинения вреда, когда ни причинитель вреда, когда ни причинитель, ни потерпевший не хотели возникновения правоотношения, однако, когда оно все же возникло, сознательно осуществляют возникшие в данном случае права и обязанности).

Гражданское правоотношение – это урегулированные нормами ГП волевое общественное отношение по поводу материальных и нематериальных благ, участники которых обладают правовой и имущественной обособленностью и выступают в качестве юридически равных носителей прав и обязанностей.

Будучи одним из видов правоотношений обладают такими общими для всех правоотношений чертами как общественный характер этих отношений и основанность на законе. Вместе с тем у них есть следующие особенности.

1. Субъекты гражданских правоотношений равны между собой, имущественно обособлены и самостоятельны, независимо от функций, возлагаемых на них в конкретном правоотношении. Таким образом, обязанный субъект не подчинен управомоченному, а лишь связан конкретной обязанностью. Этим гражданское правоотношение отличается от административного.

2. Широкий круг субъектов. В гражданском правоотношении могут участвовать все возможные субъекты права (граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования).

3. Множественность объектов (вещи, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага).

4. Возможность установления содержания гражданских правоотношений по содержанию сторон (другие правоотношения возникают только при наличии соответствующей нормы права, прямо предусматривающей возможность возникновения правоотношений).

Читайте также:
Административное право: что это такое, описание и особенности

5. В качестве правовых (юридических) гарантий реального осуществления предоставленных субъектам гражданских прав и обязанностей применяются главным образом меры имущественного характера (возмещение убытков и взыскание неустойки).

6. Возможность возникновения гражданских правоотношений по основаниям, прямо законом не предусмотренным, но не противоречащим ему (ст. 8 ГК РФ).

7. Специфика порядка и способов защиты нарушенных гражданских прав, заключающаяся в том, что в случае нарушения прав, участники гражданских правоотношений обращаются в судебные органы путем предъявления соответствующего иска.

8. Основаниями возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений являются особые жизненные обстоятельства, которые получили название юридических фактов.

Таким образом, гражданское правоотношение – это волевое общественное имущественное или личное неимущественное отношение, урегулированное нормами гражданского права, в котором его участники юридически связаны наличием взаимных субъективных прав и обязанностей.

Структура любого правоотношения состоит из трех необходимых элементов: 1) субъектов правоотношения; 2) объекта; 3) содержания гражданского правоотношения.

Под субъектным составом гражданского правоотношения понимаются участники гражданского правоотношения. В соответствии со ст. 124 ГК РФ участниками гражданских правоотношений являются граждане (физические лица), юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Одни участники правоотношений обладают правом и называются управомоченными лицами, другие несут обязанности и называются обязанными лицами, однако, в большинстве случаев они являются одновременно управомоченными и обязанными лицами.

Состав участников гражданского правоотношения может меняться в результате правопреемства, под которым понимается переход прав и обязанностей от одного лица – правопредшественника – к другому – правопреемнику, причем последний вступает в правоотношения вместо своего правопредшественника.

Правопреемство может быть универсальным (общим) или сингулярным (частным). Особенностью общего правопреемства является то, что правопреемник по основаниям, предусмотренным законодательством, занимает место правопредшественника во всех правах и обязанностях, за исключением тех, в которых закон не допускает правопреемство вообще (речь идет о правах, которые не переходят к другим лицам, например, право авторства).

Под частным правопреемством понимается правопреемство, возникающее в одном или нескольких правоотношениях. Так, в соответствии с п. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Однако не всякие права могут переходить от одного лица к другому. Как следует из ст. 383 ГК РФ, переход к другому лицу неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности, требований об алиментах и возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, не допускается.

Читайте также:
Архипелажные воды: что это такое, описание и особенности

Содержание гражданского правоотношения – это составляющие его субъективные права и обязанности. Название “субъективные” они получили потому, что принадлежат конкретным участникам возникших гражданских правоотношений и, таким образом, отличаются от гражданских прав и обязанностей в объективном смысле. В последнем случае речь идет об абстрактных предписаниях норм права, выраженных в различных нормативных актах государства.

Субъективные права и обязанности – это установленная в соответствии с гражданским законодательством и обеспеченная им мера дозволенного поведения участников гражданского правоотношения.

Субъективные права и обязанности неразрывно связаны друг с другом. Возникают они одновременно, однако в дальнейшем содержание гражданского правоотношения может меняться: у участников гражданского правоотношения могут появится новые права и обязанности. Так, в результате ненадлежащего исполнения договора поставки поставщиком у покупателя может возникнуть право на взыскание неустойки а у поставщика обязанность ее выплатить.

Объектом гражданского правоотношения является то благо, по поводу которого возникает гражданское правоотношение и в отношении которого существует субъективное право и соответствующая ему обязанность. Каждому объекту соответствует определенный вид гражданских правоотношений, Так, в правоотношениях собственности объектом правоотношений являются вещи, в обязательственных правоотношениях – действия и т.д.

Все существующее разнообразие гражданских правоотношений может быть соответствующим образом квалифицировано. Такая классификация имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку помогает правильно уяснить характер взаимоотношений сторон в том или ином правоотношении и, следовательно, правильно применять гражданское законодательство к конкретному случаю.

Классификация гражданских правоотношений может проводиться по различным основаниям. Исходя из содержания, гражданские правоотношения могут быть разделены на имущественные и неимущественные.

Классификация гражданских правоотношений на имущественные и неимущественные основана на том, что имущественные отношения имеют некоторое экономическое содержание и всегда связаны с нахождением имущества у того или иного лица (например, правоотношения собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и других вещных прав), либо с передачей имущества одним лицом другому (например, по договорам купли-продажи, мены и т.д.).

Деление гражданских правоотношений на абсолютные и относительные основано на том, что в абсолютных правоотношениях носителю абсолютного права противостоит неопределенное количество обязанных лиц. Так, например, собственник может требовать от всякого и каждого, чтобы тот воздерживался от совершения любых действий, мешающих собственнику осуществлять свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению принадлежащей ему вещью. Примерами абсолютных прав является право собственности, право авторства. Что касается относительных правоотношений, то в них конкретному управомоченному лицу (или нескольким точно определенным лицам противостоит конкретное обязанное лицо (или несколько определенных обязанных лиц). Так, по договору купли-продажи покупатель имеет право требовать передачи проданного имущества от конкретного продавца. Относительные права отличаются от абсолютных тем, что им противостоит обязанность конкретного лица, которое, как правило, обязано не воздерживаться от совершения тех или иных действий, как это имеет место в абсолютных правоотношениях, а, напротив, совершать те или иные действия. Примерами таких прав являются права, возникающие из различных договоров (купли-продажи, поставки, подряда на капитальное строительство, перевозки и др.), в которых праву одного лица противостоит обязанность другого лица – совершить определенные действия в пользу первого.

Классификация гражданских правоотношений на вещные и обязательственные основана на том, что носитель вещного права может осуществлять это право без содействия обязанных лиц (например, собственник имеет возможность пользоваться принадлежащей ему на праве собственности вещью для удовлетворения своих потребностью самостоятельно. Помимо права собственности к вещным правам относится право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитуты. К вещным правам относятся абсолютные права, объектом которых является вещь (например, обладание каким-либо имуществом на праве собственности), а к обязательственным – права относительные, объектом которых является определенное поведение обязанного лица (например, право покупателя на получение от продавца товара по заключенному договору или право потерпевшего на возмещение причиненного вреда).

Гражданские правоотношения можно разделить на срочные, то есть ограниченные определенным сроком (примером могут служить авторские правоотношения, вытекающие из авторского права, действующего в течение жизни автора и 50 лет после его смерти, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора) и бессрочные, т.е. не ограниченные каким-либо сроком (например, право собственности.

Гражданские правоотношения можно классифицировать на простые и сложные. К простым относятся правоотношения, в котором одному лицу принадлежит только одно право, а другому лицу – только одна обязанность. Например, в договоре займа у займодавца есть право требовать возврата взятых взаймы денежных сумм, а у заемщика только обязанность их возвратить. В сложных правоотношениях у обеих сторон есть одновременно и права и обязанности. К сложным относятся большинство гражданско-правовых договоров (купля-продажа, аренда и т.д.).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: