Антимонопольные органы: что это такое, описание и особенности

Предпринимательское право России

Антимонопольные органы

В настоящее время функции антимонопольного органа осуществляет Федеральная антимонопольная служба России (ФАС). Статус ФАС России основывается на ст. 10, 77 Конституции РФ, ст. 22—26 Закона о защите конкуренции, определяется Положением о федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331.

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа). Руководство деятельностью ФАС России осуществляет Правительство РФ.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами. Таким образом, федеральная система антимонопольных органов России состоит из ФАС и территориальных органов (управлений).

Территориальные органы создаются федеральным антимонопольным органом в соответствии с ч. 1 ст. 78 Конституции РФ, актами федерального законодательства, на основе Положения о территориальном органе федеральной антимонопольной службе, утвержденного приказом ФАС России от 13 октября 2004 г. № 135.

ФАС России и ее территориальные органы являются юридическими лицами со всеми необходимыми признаками и атрибутикой.

Основными функциями ФАС России являются: а) организационная; б) контрольная; в) репрессивная. Статья 22 Закона о защите конкуренции содержит развернутый перечень основных функций антимонопольного органа в контексте предмета и целей настоящего Закона.

Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:

  • обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими эти функции, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
  • выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению его нарушения и привлекает к ответственности виновных лиц, органы и организации за такие нарушения;
  • предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими данные функции указанных органов, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
  • осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Реализуя свои основные задачи и функции, ФАС России и ее территориальные органы (управления) обладают широкими полномочиями (компетенцией). В ст. 23 Закона о защите конкуренции сформулированы основные полномочия антимонопольного органа, которые также можно сгруппировать с учетом вышеназванной классификации функций. К ним относятся полномочия, направленные:

  1. на осуществление организационных и регулятивных функций (например, утверждает формы представления в антимонопольный орган сведений при осуществлении сделок и (или) действий, предусмотренных ст. 32 Закона);
  2. осуществление контрольных функций (например, осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, контроль за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров, в том числе на рынке электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары);
  3. пресечение нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, органами государственной власти, местного самоуправления, а также иными органами и организациями (например, право давать субъектам обязательные для исполнения предписания).

Данный перечень полномочий не является исчерпывающим.

В порядке иллюстрации и сравнительного анализа можно привести следующие группы полномочий ФАС России:

  1. возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства (подп. 1 п. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции). Глава 9 Закона посвящена рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, т. е. получила легальную прописку административная форма рассмотрения дел. Здесь нет экономического спора и соответственно искового заявления. Такого рода дела рассматриваются специально созданной комиссией;
  2. выдает в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания. Причем спектр предписаний для хозяйствующих субъектов является достаточно широким. Такие же предписания выдаются органам государственной власти, местного самоуправления, иным органам и организациям, осуществляющим эти функции, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам. Однако круг предписаний заметно ограничен;
  3. вправе обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями;
  4. некоторые функции и полномочия антимонопольный орган реализует совместно с иными федеральными органами.

Разграничение полномочий между ФАС России и ее территориальными органами происходит двумя способами: законодательным и делегированным.

Так, в Положении о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы закреплены полномочия территориального органа путем перечисления его прав в различных сферах.

При этом используются несколько критериев, позволяющих провести указанное разграничение:

  1. объект контроля и надзора;
  2. субъектный состав участников деятельности и действий, подлежащих контролю;
  3. местонахождение соответствующего хозяйствующего субъекта.

Например, территориальный орган ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг, в том числе при совершении сделок, если размер уставного капитала финансовой организации не превышает: 300 млн руб. для кредитных организаций, 100 млн руб. для страховых организаций и перестраховочных обществ, 30 млн руб. для профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных финансовых организаций.

Другой пример: к полномочиям территориального органа относится осуществление контроля и надзора за субъектами естественных монополий в сферах услуг транспортных терминалов, портов и аэропортов, стоимость активов которых по последнему балансу не превышает 20 млн. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда; услуг по передаче электрической энергии по распределительным сетям; услуг по передаче тепловой энергии; услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям; услуг железнодорожного транспорта необщего пользования; услуг общедоступной электрической и почтовой связи.

Читайте также:
Аренда предприятий: что это такое, описание и особенности

Наряду с делегированием конкретных полномочий территориальным органам ФАС России в случае необходимости может запросить у территориального органа материалы для своего рассмотрения.

Всё о Федеральной антимонопольной службе

Содержание статьи

  • Из истории ФАС
  • Законодательные акты
  • Структура ФАС
  • Функции ФАС России
    • Защита конкуренции
    • Картели и картельные сговоры
    • Контроль соблюдения закона о рекламе
    • Оборонный заказ
    • Иностранные инвестиции
    • Контроль в сфере торговли и услуг
    • Контроль госзакупок
    • Вертикальные соглашения
    • Тарифное регулирование
  • Какие полномочия у ФАС?
  • Кто и в какой ситуации может обратиться в ФАС?
  • Как не стать монополистом в глазах ФАС

Из истории ФАС

История антимонопольного регулирования в современной России ведёт свой отсчёт с 14 июля 1990 года. Именно тогда был утвержден первый антимонопольный орган – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Ныне действующая Федеральная антимонопольная служба (ФАС) создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г.

Федеральная антимонопольная служба – это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Руководство деятельностью ФАС осуществляет Правительство Российской Федерации. В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 84 территориальных подразделения ФАС.

Законодательные акты

В Российской Федерации основы защиты конкуренции регламентируются:

  • антимонопольным законодательством;
  • законодательством о государственных закупках;
  • законодательством о государственном оборонном заказе;
  • законодательством о рекламе;
  • законодательством о торговле;
  • тарифным законодательством;
  • законодательством об иностранных инвестициях в стратегических отраслях и т.д.

Если говорить о конкретных нормативных правовых актах, то данные вопросы регулируются:

Антимонопольные требования внесены в отраслевое законодательство (Водный, Лесной, Земельный, Градостроительный кодексы, законодательство о недрах, об электроэнергетике и др).

Структура ФАС

Функции ФАС России

Чем занимается Федеральная антимонопольная служба? Действия каких органов контролирует ФАС? Данный орган исполнительной власти выполняет следующие основные функции:

  1. обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов;
  2. выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
  3. предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
  4. осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией (сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции), в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Реализация возложенных на ФАС функций осуществляется путем:

  • проведения проверок;
  • рассмотрения дел;
  • выдачи предписаний;
  • наложения административных взысканий;
  • взаимодействия с правоохранительными органами.

Защита конкуренции

Под антимонопольным регулированием понимается комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых ФАС России и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.

Важнейшей задачей ФАС является защита конкуренции – обеспечение правовыми средствами соперничества хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Основными направлениями работы в области защиты конкуренции выступают предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Монополистическая деятельность − это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением путем заключения соглашений или осуществления согласованных действий, запрещенных антимонопольным законодательством, а также иных действий, признаваемых законом монополистической деятельностью.

Действующим законодательством под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и которые противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам − конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Так, например, достаточно распространенным нарушением в этой сфере являются случаи незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации без разрешения правообладателя.

Вопросы антимонопольного регулирования детально регламентируются Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». В целях реализации поставленных перед ним задач антимонопольный орган вправе:

  1. возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
  2. выдавать обязательные для исполнения предписания;
  3. выдавать предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
  4. направлять предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства;
  5. рассматривать жалобы на нарушение процедуры обязательных торгов, продажи государственного или муниципального имущества;
  6. привлекать к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
  7. обращаться в суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;
  8. проводить проверки соблюдения антимонопольного законодательства, получать необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме;
  9. осуществлять иные полномочия, установленные законом.
Читайте также:
Нужно ли уведомлять внебюджетные фонды о регистрации предприятия

Картели и картельные сговоры

Картелями признаются горизонтальные соглашения между конкурентами об установлении и поддержании согласованных ими цен, а также ведущих к разделу товарных рынков, сокращению или прекращению производства определенных товаров (ч.1 ст.11 135-ФЗ). Картельные сговоры могут проявляться по-разному, но чаще всего хозяйствующие субъекты договариваются об установлении на определенном уровне цен на товары , разделении между собой аукционов и т.д.

Картельные сговоры приводят к сокращению объемов производства, созданию искусственного дефицита и росту цен на определенный товар. Участие в таком сговоре – административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 и 2 ст.14.32 КоАП РФ.

Антимонопольные органы: функции и принципы деятельности

ФАС России может только распоряжаться Российская Федерация, однако это не значит, что можно приписывать этот орган как часть исполнительной власти страны. С одной стороны, это ухудшает статус FAS Russia сравнению с предыдущим. С другой стороны, поскольку ФАС России наделена полномочиями по контролю за соответствующей деятельностью органов государственной власти, этот факт дает возможность органам по вопросам конкуренции быть более независимыми, в то время как инициирует производство против государственных органов, прежде всего федеральных. Таким образом, в настоящее время ФАС России является многофункциональным органом, который, наряду со своими 84 региональными офисами, осуществляет широкий спектр функций, сильно отличаются от компетенции «классического» органа по вопросам конкуренции.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) – независимый государственный орган исполнительной власти, располагающий необходимыми полномочиями для утверждения нормативно-правовых актов с целью повышения контроля и улучшения монопольного законодательства.

Регулирование закона касается также сферы естественной монополии:

  • государственное регулирования цен (тарифов) на товары, услуги и даже рекламу;
  • иностранные инвестиции в субъекты хозяйствования, которые играют большое значения для усиления военной мощи и государственной безопасности России;
  • контроль в сфере государственного оборонного заказа, закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд и закупки товаров, работ и услуг определенными юридическими лицами, а также об утверждении закрытых методов отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

ФАС России на современном этапе

Создание Общественного совета проводилось по новым правилам, разработанным правительством: участвовали Гражданская палата Российской Федерации и Открытое правительство. Он образован из представителей неправительственных и некоммерческих организаций – 75% кандидатов от гражданской палаты и 25% – от Экспертного совета при правительстве Российской Федерации. В Общественный совет вошли представители ведущего бизнеса ассоциации, Ассоциация юристов России, Ассоциация экспертов по конкуренции.

ФАС России разработал Порядок исчисления максимально допустимого ежегодного перечисления тарифов на услуги общего пользования и связи с общественностью, используя метод максимального ценообразования и правила его применения.

Такие изменения дают возможность получить прибыль от эффективного управления затратами. Цель метода, обеспечивающего возможность получить прибыль от эффективности управления затратами (инфляция минус X-фактор) заключается в подчинении предмета естественных монополий правилам, воспроизводят дисциплину конкурентных рынков. Этот подход определяет обоснованность сравнения динамики производительность экономического субъекта с производительностью экономики страны в целом и будет точнее отражать стимулы рынке. Операторы связи осуществляли апробацию Приказа. этот метод может применяться не только в сфере общения, но и в других регулируемых сферы.

Проект этого нормативно-правового акта прошел процедуру общественного обсуждения и антикоррупционную экспертизу и была утверждена FAS Методическим советом по вопросам тарифного регулирования. Утверждение приказа запланировано на 2018 год. Регулирования в топливно-энергетическом комплексе

Антиконкурентная практика ФАС

Широкий спектр компетенций ФАС России позволяет быстро реагировать на появление антиконкурентной практики во многих секторах: торговля, товарные биржи, реклама, деятельность органов государственной власти во всех экономических сферах, включая безопасность и оборону, естественные монополии и финансовые рынки. Все эти сферы являются основными для эффективного функционирования рынка и создания конкурентной среды.

ФАС Россия не ограничивается выполнением функций контроля и надзора за соблюдением законодательства; он принимает активное участие в разработке отраслевой и функциональной политики на многих рынках, способствуя их конкурентной ориентации.

Что касается процесса принятия решений, ФАС России – единственный в стране орган, наделенный контролем за соблюдением антимонопольного законодательства во всех экономических сферах без каких-либо исключений. ФАС Russia – это орган «полного спектра», ответственный за рассмотрение жалоб и обращений, сбор доказательств, принятия решений, выдачу сообщений и предписаний, контроль за выполнением ранее выданных предписаний, наложения административных санкций, защита государственных интересов по случаи нарушения антимонопольного законодательства в судах.

В 2017 году FAS Россия снизила плату за услуги по снабжению и сбыту предоставляемых конечным потребителям для ряда поставщиков газа (газоснабжающих организаций). Эта положительная динамика была достигнута благодаря выравниванию условий управления регулируемыми организациями с использованием ориентиров.

Это привело к сокращению размера перекрестных субсидий между населением и другими потребителями. Средняя снижение стоимости поставок и маркетинговых услуг составило 15%.

Читайте также:
Организация будет разделена на несколько. Как получить долг?

С целью развития институтов организованной торговли на товарных рынках и регистрация вне биржевых операций, ФАС России совместно с Федеральной Налоговой службой России и Банком России подписали Соглашение о сотрудничестве в России развития товарных рынков и создания Биржевого комитета. С 2015 года еженедельно ФАС Россия проводит заседание Биржи Комитета. На заседаниях Биржевого комитета анализируется текущая ситуация на рынках нефти, нефтепродуктов и газа, угля, принимаются все меры по развитию и совершенствованию биржевой торговли, даются рекомендации участникам рынка, направленные на предотвращения возможных нарушений антимонопольного законодательства. Заседание Биржевого комитета проводятся при непосредственном участии представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, участников рынка, в том числе крупных компаний, инфраструктурных организаций (сайтов обмена) и экспертных организаций. В 2017 году в рамках обменного комитета при FAS Russia состоялись продажи минеральных удобрений.

Внутренняя структура антимонопольного органа

В процессе расширения функций ФАС России внутренняя структура власти также требует изменений. В настоящее время структура ФАС России состоит из отраслевых и функциональных подразделений. В зависимости от приоритетов деятельности создаются новые отделы в структуре ФАС России. Например, в 2008 году борьба с картелями была провозглашена одним из важнейших направлений деятельности органа по вопросам конкуренции. Пытаясь на выполнение этой функции наиболее эффективно, было создано новое структурное отделение – Антикартельный отдел.

Сегодня процесс развития конкуренции в Российской Федерации идет очень быстро. Правительство Российской Федерации принимает новые политические документы, конкретизирующие этот процесс. Постановление Правительства Российской Федерации № 2579-р «О принятии Плана действий (» дорожная карта «) Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной практики» было принято 28 декабря 2012 года. Тема «Дорожной карты» «- это деятельность в рамках так называемой национальной предпринимательской инициативы и имеет особое значение для развития конкуренции. Перечень видов деятельности «дорожной карты» включает те меры, которые могут влиять на институциональное дизайн органа власти.

Например, внедрение системы урегулирования относительно решений региональных офисов; реализация пилотного проекта по дистанционному рассмотрения случаев нарушения антимонопольного законодательства.

В рамках выполнения этого документа особое внимание уделялось развитию конкуренции и стимулированию соревновательной деятельности региональных органов власти Российской Федерации, также учитывалась суммарная стоимость активов. С этой целью ФАС России создал «белые и черные книги» конкурентных и антиконкурентных региональных практик. Относительно Белая книга включает лучшие практики региональной и муниципальной власти, Черная книга – худшие практики антиконкурентного характера. Эти «Белые и черные книги» являются общедоступными в Интернете. Публикация таких данных способствует уменьшению количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны государственных органов и стимулирует их конкурентную деятельность. «Белые и черные книги» является важной деятельностью органов, занимающихся конкуренцией, связанных с защитой конкуренции. Это помогает региональным представительствам ФАС России унифицировать практику правоприменения и распространять примеры интересных про конкурентная инициатив.

Одним из основных инструментов внедрения лучших практик развития конкуренции в регионах Российской Федерации является разработка стандарта развития конкуренции в регионах Российской Федерации. Стандарт был разработан при участии ФАС России и Министерства экономического развития Российской Федерации и принят правительством Российской Федерации. В 2014 году Стандарт был включен в ряд регионов. Планирование прогнозировалось внедрить во всех регионах России в 2015 году. Это документ, который описывает новую работу региональных правительств по развитию конкуренции: как определить приоритеты и цели развития, как разработать показатели развития, как организовать и институционализировать сотрудничество с основными заинтересованными сторонами.

Инструменты реализации антимонопольной политики

Одним из инструментов реализации региональной политики конкуренции являются соглашения о сотрудничестве, подписанные между высшими региональными органами власти и ФАС России. Эти соглашения направлены на создание условий для развития конкуренции на товарных рынках. Соглашениями назначаются взаимные консультации, рабочие встречи, семинары и обмен информацией с целью устранения административных барьеров и эффективного функционирования рынков товаров. Кроме того, соглашениями предусмотрено сотрудничество в сфере государственных закупок на государственные и муниципальные нужды, а также в сфере контроля за деятельностью естественных монополий. К октябрю 2014 ФАС России подписала 29 таких соглашений.

Такие соглашения подписываются с рядом федеральных органов исполнительной власти. Часть из них позволяет только обмениваться информацией и принимать участие в конкретных мероприятиях, тогда как некоторые соглашения четко определяют механизмы сотрудничества в процессе выполнения некоторых функций (например, соглашения с Министерством внутренних дел РФ, Следственным комитетом Российской Федерации определяют порядок совместных действий при проведении рейдов, расследовании картель и других опасных нарушениях).

Сегодня ФАС Россия является активным партнером в международном сотрудничестве. Международное сотрудничество с иностранными органами, занимающимися конкуренции, является одним из приоритетов современного развития ФАС России. Увеличение количества двусторонних и многосторонних соглашений и меморандумов сегодня переходит в сферу практического сотрудничества. ФАС России провела ряд международных расследований по фактам нарушения антимонопольного законодательства совместно с органами иностранной конкуренции. Например, FAS Россия расследовала дело о картель рыбы (о поставках пангасиуса из Вьетнама на рынок РФ) при активной поддержке Органа по вопросам конкуренции Вьетнама.

Дело было возбуждено против нескольких российских компаний и некоммерческой организации «Ассоциация производственно-торговых предприятий на рыбном рынке» по признакам запрещенной координации хозяйственной деятельности рыночных агентов. FAS Russia подозревает, что Ассоциация координировала такую ​​деятельность субъектов хозяйствования – конкурентов, в результате чего рынок разделил между собой объемы закупок пангасиуса. Аналогичный случай считался связанным с рядом поставщиков лосося из Норвегии.

Читайте также:
Земельный налог: что это такое, описание и особенности

Более того, сегодня ФАС России является инициатором разработки и подписания Международной конвенции «О борьбе с картелями».

Высокая ценность российского органа по вопросам конкуренции свидетельствует о том, что, несмотря на широкий спектр функций и ограниченность ресурсов, ФАС России может достичь такого условия, когда «неклассические» функции не является чрезмерным бременем, но делают синергетический эффект. Процесс развития институциональной структуры ФАС России имеет эволюционный характер, он меняется и адаптируется перед новыми вызовами экономической среды и задачами государственного управления, учитывая предыдущие разработки и достижения. Орган по конкуренции получает новые функции, оставляя чрезмерны. Все новые функции считаются еще одним шагом к эффективной деятельности власти.

На сегодняшний день ФАС России является мощным органом антимонопольного контроля, представленным Центральным офисом и 84 региональными офисами, которые имеют свои функции и компетенцию. FAS Россия, а также ее региональные офисы независимы в принятии решений. В структуре органов государственной власти ФАС России отчитывается перед правительством Российской Федерации.

Из-за сложности российской экономической системы и появление новых экономических вызовов ФАС Россия всегда находится в процессе актуализации действующего антимонопольного законодательства. Сегодня нижняя палата парламента России (Государственная дума Федерального собрания РФ) рассматривает ряд изменений в действующее законодательство о конкуренции (так называемый «четвертый антимонопольный пакет»). Эти поправки, среди прочих, уточняют функции органа по вопросам конкуренции. Среди законодательных инициатив есть такие, которые в определенной степени меняют институциональный дизайн. Например, расширение полномочий коллегиального органа ФАС России (Президиум и Апелляционный коллегиум) с функцией просмотра решений региональных ведомств и принятия руководящих принципов антимонопольного законодательства.

Схема проведения внеплановых проверок

Чтобы более эффективно контролировать соблюдение антимонопольных норм, ФАС имеет право организовывать проверки даже вне плана. Объектом могут быть подозреваемые федеральные органы исполнительной и государственной власти РФ. Также под внеплановые проверки попадают:

  • органы местного самоуправления;
  • другие органы и организации, которые выполняют свои функции на рынке;
  • государственные специальные фонды;
  • представительства коммерческих и некоммерческих организаций;
  • индивидуальные предприниматели.

Некоммерческие организации несут единоличную ответственность за полное соблюдение законных актов, если они сами являются предпринимателями или же занимаются реестром хозяйствующих субъектов или других компаний. С помощью одного лишь Закона невозможно проверить, соответствует ли деятельность некоммерческих организаций все тем целям, которые были ими указаны при составлении правового документа на разрешение ведения деятельности. Все проверки ФАС проводятся в форме инспекций непосредственно в пункте работы той или иной организации.

Чтобы провести плановую проверку, должно пройти минимум три года с определенного момента:

  1. создание юридического лица или организации, его последующая государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя согласно порядку, прописанным и утвержденным законом РФ;
  2. антимонопольные органы последний раз проводил внеплановую проверку этой же компании.

Замечание 5

Плановую проверку нет смысла проводить чаще, чем раз на три года.Плановый аудит должен контролировать, чтобы антимонопольное законодательство было полностью соблюдено со стороны проверяемого лица, однако это касается только сферы деятельности субъекта проверки. Предметом планового аудита является соблюдение проверяемым лицом требований антимонопольного законодательства в рамках своей деятельности.

Стоит также учитывать, что ФАС России не считается уникальным антимонопольным органом – во многих развитых странах на сегодняшний день можно найти похожие учреждения, которые выполняют те же функции. К примеру, это могут быть комиссии и дирекции по монополии, как это сделали в Германии и Франции. Также такой тип учреждений довольной популярен в Восточной Европе, Чехия создала отдельное ведомство для разбирательства в делах о нарушении антимонопольного законодательства.

Антимонопольные органы и их полномочия

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа). Руководство деятельностью ФАС России осуществляет Правительство РФ.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами.

Основными функциями ФАС России являются: а) организационная; б) контрольная; в) репрессивная.

Антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

1) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

2) выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания:

а) о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

б) о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

в) о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам;

г) о прекращении недобросовестной конкуренции; и т.д.

д) о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства;

3) выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания:

Читайте также:
Детская преступность: что это такое, описание и особенности

4) направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Центральный банк Российской Федерации предложения о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) прекращении действий в случае, если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;

5) привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,

6) обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями:

7) участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства;

8) ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации;

9) размещает на сайте антимонопольного органа в сети “Интернет” решения и предписания, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц;

10) устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;

11) осуществляет сотрудничество с международными организациями, государственными органами иностранных государств, принимает участие в разработке и реализации международных договоров Российской Федерации, в работе межправительственных или межведомственных комиссий, координирующих международное сотрудничество Российской Федерации, в осуществлении международных программ и проектов по вопросам защиты конкуренции;

12) обобщает и анализирует практику применения антимонопольного законодательства, разрабатывает рекомендации по его применению;

13) ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации и размещает его на сайте антимонопольного органа в сети “Интернет”.

Особенности рассмотрения дел антимонопольными органами Российской Федерации

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 02.02.2019 2019-02-02

Статья просмотрена: 291 раз

Библиографическое описание:

Зорина, Е. В. Особенности рассмотрения дел антимонопольными органами Российской Федерации / Е. В. Зорина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 245-248. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56230/ (дата обращения: 21.12.2021).

Сам процесс, когда антимонопольные органы заводят и рассматривают дела значительно отличается от административного или гражданского законодательства. Антимонопольный орган просто не может не возбудить дело в случае, когда происходит определенное нарушение данного законодательства. Данное дело должно быть открыто по инициативе антимонопольных органов. Актуальность этой статьи заключается в регулировании деятельности монополий в экономике, а также представлены основные направления антимонопольной деятельности в Российской Федерации на современном этапе.

Ключевые слова: антимонопольная политика, антимонопольный орган, антимонопольное законодательство, конкуренция, монополия.

Антимонопольная политика в России сформировалась одновременно с появлением либерализации экономики, приватизацией и формированием рыночных отношений.

Правовое регулирование антимонопольной деятельности в России основывается на Конституции Российской Федерации [2], а также законах Российской Федерации (рис.1.).

Рис. 1. Нормативно-правовое регулирование антимонопольной деятельности в РФ

Одной из задач внутригосударственного административного и правового регулирования деятельности антимонопольных органов считается расширение использования мер право защиты в качестве средств возмещения причиненного ущерба, предусмотренных законом.

Если обнаруживается не соблюдения антимонопольного законодательства, то дело просто должно быть возбуждено непосредственно по инициативе антимонопольных органов. Они не только дают возможность сторонам получить и представить доказательства, а также помогают собрать подтверждения о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь ст. 24 Закона «О защите конкуренции» нормативно-правовой акт дает право без каких-либо препятствий получить доступ антимонопольного органа непосредственно к органам власти и организациям, и соответственно ссылаясь на ст. 25 данного Закона предоставляет право требовать получение необходимой информации [3].

Во время рассмотрения дел антимонопольными органами существуют определенные правила. Они дают возможность всем, кто имеет отношение к законодательным правонарушениям, а также лица, которые принимают участие в данном процессе, изучить дело, представить доказательства, подать ходатайства и непосредственно участвовать в рассмотрении дел.

Безусловно, у Антимонопольной службы есть конкретные права для возбуждения и рассмотрения дела о правонарушениях антимонопольного законодательства и правонарушений административного характера. В случае нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявляет условия, которые показывают непосредственно наличии административного нарушения закона, то он возбуждает дело об административном правонарушении согласно установленному КоАП.

Рассмотрение дел о несоблюдении антимонопольного законодательства относится к форме муниципального контроля над соблюдением антимонопольного законодательства.

Все решения, которые выносятся согласно нарушениям антимонопольного законодательства регулируется соответствующим органом.

Антимонопольный орган в пределах своей компетенции может рассматривать и инициировать случаи, когда нарушается антимонопольное законодательство, и в конечном итоге по данным результатам рассмотрения принимаются определенные решения, и соответственно издаются инструкции.

Выполнение этой государственной функции регламентируется Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по выполнению функции страны по возбуждению и обсуждению нарушений антимонопольного законодательства России, который утвержден согласно приказу ФАС РФ от 25 февраля 2012 года. № 339.

Собственно для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о несоблюдении антимонопольного законодательства считается:

– получение материалов от муниципальных органов, органов местного самоуправления, где указываются все нарушения антимонопольного законодательства;

– предоставление соответственного заявления от юридического или физического лица, где четко указаны все правонарушения антимонопольного законодательства;

Читайте также:
Депозитное свидетельство: что это такое, описание и особенности

– получение антимонопольным органом фактов нарушения антимонопольного законодательства;

– получение информации, которая указывает факты нарушения антимонопольного законодательства;

Заявка, материалы дела должны быть оформлены в любом виде и непосредственно подписаны тем, кто оформлял заявление или его законным представителем.

Я пришла к выводу, что местом рассмотрения дела о несоблюдении антимонопольного законодательства может быть тоже, где были обнаружены факты нарушения или соответственно место жительства лица, в отношении которого зафиксирована заявка. Федеральная антимонопольная служба имеет право рассмотреть данное дело независимо от того, где было выявлено нарушение. [1].

Собственно, именно федеральная антимонопольная служба (ФАС) считается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Данная служба несет ответственность за принятие нормативных актов, мониторинг и наблюдение за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, защиту конкуренции на рынке финансовых услуг, естественных монополий и маркетинговых организаций.

Ссылаясь на ст. 45 Федерального закона № 135 дело о несоблюдении антимонопольного законодательства изучается комиссией на протяжении трех месяцев с момента принятия решения о назначении дела для изучения [3].

Срок рассмотрения дела может быть продлен в том случаи, если появилась необходимость в получении или предоставлении дополнительной информации для антимонопольного органа. Данный срок может быть продлен не больше, чем на 6 месяцев.

Если вдруг рассмотрение дела продлевается, то соответственно комиссия направляет уведомление всем участникам процесса.

Соответственно дело о несоблюдении антимонопольного законодательства рассматривается на заседании комиссии. Всех, кто задействован в рассмотрении данного дела, нужно оповестить о времени и месте, где будет рассматриваться дело. Безусловно, комиссия будет рассматривать дело даже в отсутствие граждан, которые задействованы в процессе [5].

Обязательно во время слушания дела обязательно секретарем ведется протокол заседания, который должен быть подписан главой комиссии. В протоколе должна быть отображена абсолютно вся информация, в том числе, если ведется аудио запись.

Дело о несоблюдении антимонопольного законодательства рассматривается в открытом слушании.

В слушании при закрытых дверях рассмотрение дела тоже может вестись. Но только если дело конфиденциальное, точнее может привести к разглашению тайны государства, также если нужно сохранить коммерческую, рабочую или другую тайну, которая находится под охраной закона.

Исходя из этого особенности рассмотрения в закрытом заседании дела о несоблюдении антимонопольного законодательства, материалы которого содержат сведения, элементы государственной тайны, уточняются федеральным антимонопольным органом согласовывая с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области безопасности [4].

По изучению дела о несоблюдении антимонопольного законодательства на заседании при закрытых дверях комиссия принимает заключительное решение.

При рассмотрении дела о несоблюдении антимонопольного законодательства на заседании при закрытых дверях присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, при надобности, по заключению комиссии, специалисты, переводчики и лица с информацией об обстоятельствах, рассмотренных комиссией.

Безусловно материалы дел о несоблюдении антимонопольного законодательства, имеющие сведения, составляющие государственную, коммерческую, служебную или другую охраняемую законодательством тайну, оформляются и сберегаются в согласовании с требованиями законодательства Российской Федерации в отдельном томе.

Разглашение лицами, участвующими в деле, их представителями, специалистами, переводчиками сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По мнению комиссии при рассмотрении вопроса о нарушении антимонопольного законодательства она вправе попросить лиц, участвующих в деле, предоставить документы, информацию и комментарии в письменной или же устной форме по задачам, образующимся при рассмотрении дела, заинтересовать других лиц к делу.

Во время изучения дел о несоблюдении антимонопольного законодательства соответствующий орган подвергает анализу положение конкуренции в той степени, которая важна для принятия решения о наличии или отсутствии нарушения закона об антимонопольной политике.

После того как все доказательства по делам, касающимся несоблюдения деятельности в антимонопольной сфере рассмотрены, комиссия просит всех лиц задействованных в деле покинуть зал заседаний. Члены комиссии удаляются для вынесения вердикта [6].

Получая доказательства при нарушении антимонопольных Законов можно прийти к выводу, что комиссия именно на их основании определяет, было ли нарушение или нет в той или иной степени. Также существуют и другие обстоятельства, которые имеют непосредственно всестороннее отношение к рассмотрению дела.

Когда дело рассматривается, то определенно можно обозначить, что делаются выводы об отсутствии или наоборот наличии антимонопольного преступления. По этим результатам антимонопольный орган приходит к решению данного вопроса. Если найдено нарушение, то выдается приказ, который может быть обжалован согласно ст. 52 Закона «О защите конкуренции».

Посредством возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выполняет функцию государства по контролю и надзору за соблюдением антимонопольного законодательства.

В связи с этим действия антимонопольного органа, выраженные в возбуждении дела и обязательстве давать письменные объяснения, сами по себе не нарушают прав и законных интересов общества, охраняемых законом в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности деятельность.

Они не подлежат обжалованию в суде самостоятельно, отдельно от акта, который завершает рассмотрение по существу нарушения антимонопольного законодательства.

  1. Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства. — М.: КноРус, 2014. 215 c.
  2. Конституция Российской Федерации от 21.07.2014 № 11-ФКЗ
  3. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ
  4. Дрючина, Е. И. Антимонопольное регулирование субъектов финансового рынка: моногр. / Е. И. Дрючина. — М.: Синергия, 2017. 841c
  5. Князева, И. В. Антимонопольная политика в России / И. В. Князева. — М.: Омега-Л, 2017. — 512 c.
  6. Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства: проблемы теории и практики: Монография. — М.: Инфра-М, Норма, 2017. — 110c.
  7. Таланцев, Владимир Антимонопольное законодательство и регулирование / Владимир Таланцев. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. — 252 c.
Читайте также:
Один знакомый просит оформиться директором в его фирму

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС): описание, история, функции

Рынок – это весьма устойчивая и самодостаточная система, которая легко подстраивается под новые условия и успешно справляется с кризисами. Однако есть у него и ахиллесова пята – монополии.

Конкуренция – одно из важнейших условий для нормального функционирования рыночной экономики. Монополии наносят огромный вред государству. В 2011 году группа известных ученых подсчитала, что из-за недостаточной конкуренции Россия ежегодно теряет около 1,3 трлн рублей. Не меньшие издержки от картелей несут и обычные потребители.

На Западе давно поняли, насколько опасны монополии, и прикладывают немало усилий для нейтрализации этого негативного явления. В нашей стране главным борцом против недобросовестной конкуренции является Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Эффективность отечественной политики в данной сфере – тема ожесточенных дискуссий, которые продолжаются уже не один год. Ведь она может не только обеспечивать честную конкуренцию на рынке, но и служить инструментом в рыночных войнах, порождая коррупцию и нарушая права собственности. Российские борцы с монополиями возбуждают дел больше, чем все их зарубежные коллеги вместе взятые. Причем от их действий чаще всего страдает средний и мелкий бизнес.

Что же это за организация ФАС РФ? Какие она имеет полномочия, и чем занимается ФАС? За что чаще всего критикуют российскую антимонопольную службу?

  1. Что такое ФАС
  2. Для чего вообще нужно бороться с монополиями
  3. Задачи, цели и функции ведомства
  4. История антимонопольной службы
  5. За что критикуют российских борцов с монополиями

Что такое ФАС

Федеральная антимонопольная служба – это орган центральной исполнительной власти, который занимается улучшением правовых норм антимонопольного законодательства, а также осуществляет контроль его соблюдения.

Главная функция ФАС РФ – защита конкуренции на различных рынках, товарных и финансовых, в сфере рекламы и государственных закупок. Ведомство ведет контроль естественных монополий и санкционирует продажу предприятий, которые имеют стратегическое значения для безопасности страны и ее обороноспособности.

Флаг антимонопольной службы

Антимонопольная служба находится в непосредственном подчинении Правительства РФ. Нынешний руководитель ФАС Игорь Артемьев находится на своем посту с 2004 года. Центральный офис ведомства находится в Москве, по адресу: ул. Садовая-Кудринская, дом 11. Официальный сайт организации: fas.gov.ru.

В структуру ФАС России входит центральный аппарат и региональные представительства ведомства. Их общее количество составляет 84 единицы. В 2014 году в московском аппарате службы работало 1189 сотрудников, а в его территориальных отделениях – 2315 человек. В составе ведомства есть управление по защите государственной тайны, промышленности, социальной сферы и торговли, топливно-энергетического комплекса, контрольно-финансовое. Также имеется секретариат и отдел по связям с общественностью.

ФАС – исключительно российское ведомство, у него нет представительств в других странах, зато оно учится работать по международным стандартам. В 2012 году антимонопольная служба получила сертификат ISO 9001:2008. В 2018 году ФАС прошел еще один аудит, получив документ новейшего стандарта ISO 9001:2015.

Для чего вообще нужно бороться с монополиями

Что плохого в монополиях? Для чего необходимо создавать структуры, подобные ФАС? Может лучше оставить все как есть и пускай рынок сам разбирается с препятствиями для конкуренции?

Сомнения о необходимости специальной антимонопольной службы высказывались еще в начале 90-х годов – вскоре после ее создания. Однако быстро выяснилось, что российская экономика, возникшая на обломках милитаризированного советского хозяйства, не способна обеспечить нормальную конкуренцию. Кроме того, возникла потребность защиты внутреннего производителя от недобросовестной монопольной политики иностранных компаний.

Многолетний руководитель ФАС Игорь Артемьев

Конкуренция дает ощутимые бонусы любой экономике. Серьезные выигрыши получает от нее и конечный потребитель. Монополисту нет никакого резона повышать качество своей продукции или услуг и снижать цены – у него и так все купят. Он фактически диктует свою волю остальным участникам рынка, завышая, а иногда и занижая цены.

Ситуация кардинально меняется, если один и тот же товар предлагают сразу несколько производителей. Тогда у покупателя появляется возможность выбирать наилучшее предложение по наименьшей цене, и уже продавцы вынуждены подстраиваться под него. Необходимость уменьшать цену заставляет производителей резать издержки, что стимулирует инновации и улучшает кадровую политику. Несомненным плюсом конкуренции является более справедливое распределение доходов – больше денег получают более эффективные компании.

Однако не все так просто: компании-конкуренты могут легко договориться о совместной политике сбыта. Это называется картельный сговор и именно с ним и борется ФАС России.

Есть еще одна сторона этого вопроса. Ежегодно в нашей стране тратится несколько триллионов рублей на государственные закупки. Международная практика показывает, что на тендерах участники повышают цену предложений примерно процентов на двадцать. В масштабах страны – это огромные деньги. Если антимонопольная служба сумеет хотя бы на треть уменьшить злоупотребления, то многократно окупит свой бюджет.

Монопольное положение крайне выгодно любому хозяйствующему субъекту, поэтому компании идут на самые изощренные ухищрения, чтобы доминировать на рынке. Поэтому антимонопольная политика насаждается «сверху». Обнаружить картельный сговор, а тем более доказать его, неимоверно сложно. По этой причине антимонопольные службы всего мира имеют право заниматься оперативно-розыскной деятельностью.

Монополии могут быть естественными и государственными. К первой группе относятся поставщики коммунальных услуг (вода, газ) и железные дороги. Они, как правило, возникают в силу технологических особенностей производства товаров или оказания услуг. Государственные монополии создаются законодательной волей власти. Ее примером может быть валютная монополия в СССР и алкогольная – в царской России или странах Скандинавии.

Читайте также:
Базисные условия: что это такое, описание и особенности

Любопытно, что в нашей стране самыми злостными нарушителями антимонопольного законодательства являются чиновники, на втором месте идут естественные монополии и только затем частный бизнес.

Задачи, цели и функции ведомства

Чтобы лучше понять, что такое ФАС, необходимо посмотреть на задачи, поставленные перед этим ведомством. Стратегическая цель антимонопольной службы – обеспечение свободной конкуренции на всем пространстве страны. Исходя из нее, главными направлениями деятельности ФАС являются:

  • Формирование условий, необходимых для развития конкуренции в различных сферах экономической деятельности;
  • Предотвращение коррупционных действий при осуществлении госзакупок у частных компаний;
  • Гарантирование равного доступа к услугам и товарам, предлагаемым субъектами естественных монополий.

Юридической основой для деятельности ФАС является целый ряд законодательных актов, решений и постановлений правительства. Служба выполняет следующие функции:

  • надзор за естественными монополиями;
  • надзор за деятельностью иностранных инвесторов в хозяйственных субъектах, имеющих для государства стратегическое значение;
  • контроль государственных закупок;
  • регулирование рынка рекламы.

Антимонопольная служба наделена широкими полномочиями. Центральный аппарат ведомства имеет право принимать нормативные акты в пределах своей компетентности. ФАС может контролировать соблюдение антимонопольного законодательства коммерческими организациями, государственными структурами и физическими лицами, проводить исследования рынков с целью определения возможного монопольного положения его субъектов. Со службой должны согласовывать сделки по продаже акций и имущества в случаях, предусмотренных законодательством. ФАС ведет реестр не слишком добросовестных поставщиков услуг и товаров на государственных тендерах. Также в полномочия ведомства входит согласование сделок, касающихся стратегических предприятий.

Региональные управления ФАС и его центральный аппарат наделены правом возбуждать дела о нарушении законодательства. Основанием для этого могут быть заявления граждан, обращения правоохранительных органов, информация СМИ или собственная инициатива.

В конце 2019 года Федеральная антимонопольная служба открыла дело против сервиса Booking.com

Решения по таким делам выносит специальная комиссия, состоящая из нескольких сотрудников ФАС. Если рассматривается случай злоупотребления на финансовом рынке, то к его нему обязательно привлекают представителей Центробанка РФ. В ходе расследования заслушивается позиция обеих сторон, изучаются доказательства, после чего происходит голосование комиссии. Нередко для вынесения решения необходимо проведение экспертиз или сбор доказательств – в таком случае рассмотрение затягивается. Любой вердикт или предписание ФАС можно обжаловать в суде.

История антимонопольной службы

История отечественного антимонопольного ведомства началась еще в советский период – в далеком 1990 году. Тогда был образован Госкомитет по антимонопольной политике – предшественник нынешней службы. Численность его штата составляла 150 человек.

В 1992 году количество сотрудников было увеличено, полномочия ведомства – расширены. Руководителем комитета стал Леонид Бочин. В 1997 году ведомство было переименовано, его главой назначили Наталью Фонареву. В 1998 году комитет и еще несколько федеральных структур были упразднены, и на их месте возникло Министерство антимонопольной политики. В его центральном аппарате работало более 1100 сотрудников, в региональных представительствах – более 2300.

В 2004 году министерство было ликвидировано, а на его месте создана антимонопольная служба. Ее руководителем назначили Игоря Артемьева, который занимает эту должность и сегодня.

За что критикуют российских борцов с монополиями

Российскую антимонопольную службу чаще всего критикуют за чрезмерное вмешательство в экономику страны. ФАС является мировым «чемпионом» по количеству открытых дел против предпринимателей. Например, в 2015 году в США было открыто 25 антимонопольных дел, в Германии – 14, во Франции – 30, в Британии – 1. За этот период российские борцы за свободную конкуренцию сумели возбудить более 3 тыс. производств.

Подобная активность раздражает не только экономистов-либералов, но и многих членов правительства. Многим памятен публичный спор между главой ФАС Артемьевым и вице-премьером Дворковичем на заседании правительства. Последний тогда заявил, что не во всех сферах экономики может быть конкуренция, явно намекая на чрезмерную прыть службы. Вице-премьер даже в шутку предложил создать еще одну ФАС, чтобы избежать монополии.

Можно добавить, что на Западе антимонопольные производства, как правило, открывают против представителей крупного бизнеса. В США, например, самым мелким фигурантом подобных расследований за последние годы стала компания с годовым оборотом в 800 млн долларов. У нас 56% расследований начинается против мелкого и среднего бизнеса. По мнению многих экспертов, такая активность ФАС лишь ухудшает ситуацию с конкуренцией в нашей стране.

О необходимости прекратить антимонопольные преследования мелкого бизнеса неоднократно заявлялось на правительственном уровне. С докладами на эту тему выступало Минэкономразвития и Бизнес-омбудсмен. Однако ФАС все вышеперечисленные сигналы попросту игнорировала. Закончилось это противостояние тем, что в 2016 году был принят закон о запрете антимонопольных проверок малого бизнеса. Однако, к сожалению, и в этом документе нашлись лазейки, которые позволяют излишне рьяным чиновникам «кошмарить» бизнес.

Читайте также:
Законы ману: что это такое, описание и особенности

В 2016 году был принят закон о запрете проверок антимонопольной службой малого бизнеса

Еще одной претензией к деятельности ФАС является ее направленность против российского бизнеса. В США подавляющее большинство дел (более 90%) открывают против зарубежных компаний. Получается, что на Западе антимонопольная служба – это, по сути, еще один инструмент защиты собственного бизнеса. У нас ситуация обратная: против иностранцев открывают не более 1% дел по защите конкуренции.

Деятельность ФАС несет серьезные коррупционные риски. Основная задача ведомства – борьба с картелями, юридическим базисом для нее является ФЗ «О защите конкуренции». Проблема в том, что само определение сговора выписано в законе очень нечетко. Это позволяет сотрудникам антимонопольной службы вольно интерпретировать любой контракт, угрожая возбудить дело. Понятно, что в таких условиях бизнесу приходится «договариваться», тем более что создание картеля является уголовным преступлением (до трех лет).

Кроме лидерства по открытию новых дел, российские борцы с монополиями опережают своих иностранных коллег по количеству внезапных проверок. По мнению экспертов, это значительно увеличивает риски использования ведомства в «рыночных войнах».

ФАС уже несколько раз вносила предложения по изменению действующего антимонопольного законодательства. Причем каждое из них только усиливало запреты и ухудшало положение бизнеса.

Антимонопольную службу часто обвиняют в лоббировании интересов производителей алкоголя

Каждый год ФАС возбуждает около 5 тыс. дел в сфере рекламы, причем значительная их часть буквально «высосаны из пальца». Еще больше дел (до 17 тысяч) открываются по государственным закупкам. Причем главным объектом внимания службы, как правило, становятся не многомиллионные контракты с явной коррупционной составляющей, а небольшие заказы на 5-15 тыс. рублей. Политика двойных стандартов заметна и в подходе ФАС к формированию тарифов.

Руководителя ФАС называют одним из главных алкогольных лоббистов в стране. Некоторые предложения ведомства привели к значительному увеличению количества точек продажи спиртных напитков, а также к снижению их стоимости. Это, конечно, выгодно водочным «баронам», но вряд ли принесет пользу стране, значительно повысив смертность от алкоголя. Более того, ФАС выступала против запрета пластиковой тары для алкоголя и повышения возраста допустимого употребления спиртного. Также служба замечена в лоббировании интересов пивных компаний, большая часть из которых имеет иностранную юрисдикцию. ФАС возражала против предоставления региональным властям права запрещать алкогольные энергетические напитки, особенно опасные для молодого поколения.

Российская антимонопольная политика: влияние на бизнес

Государство в рамках проведения антимонопольной политики обязано выполнять экономические, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора.

Антимонопольная политика комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции. А также на устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке и т.п.

В связи с этим государство обязано предпринять меры для обеспечения конкурентоспособности российской экономики.

Однако на пути к достижению условий конкуренции и эффективной политики в России встает много проблем.

Высокая степень административного монополизма. В первую очередь, монополизма центральных государственных органов.

В России административный монополизм проявляется в виде:

· сохранения высокой доли государственного сектора в ведущих отраслях индустрии;

· сохранения за государством контрольного пакета акций в значительной части приватизированных предприятий;

· сохранения возможностей для значительной части государственных предприятий получения существенной финансово-кредитной поддержки от государства вне прямой зависимости от результатов их производственной деятельности;

· воздействия на предприятия при помощи государственного административного контроля;

· объединения предприятий в различного рода ассоциации и холдинги;

· антиконкурентная политика государства по отношению к естественным монополиям.

Особое внимание необходимо обратить на такой фактор, затрудняющий создание конкурентной среды в России, как сохранение отечественных производственных монополий в таких различных секторах экономики. Аграрном, нефтегазовом, топливо-энергетическом, экономика деревообрабатывающей промышленности и др.

Наличие указанных монопольных структур тормозит как развитие определенной отрасли, так и экономики России в целом. Это, прежде всего, связано с агрессивной направленностью деятельности предприятий-монополистов по отношению к предприятиям среднего бизнеса, пытающимся вести производственную деятельность в указанных секторах.

Методы государства

Реализуя антимонопольную политику, государство пытается решить вопрос о сдерживании или стимулировании отечественных производственных монополий. С одной стороны, подавлением безудержных стремлений предприятий-монополистов к установлению высоких цен на свою продукцию. А это один из факторов усиления инфляции.

С другой стороны, учитывая кризисное состояние экономики России и возможность крупных предприятий к увеличению объема выпуска продукции, снижению издержек, проведению научно-исследовательских работ и освоению новых видов продукции, – разумной государственной поддержкой, не ограничивающей средний бизнес.

Одним из способов сдерживания предприятий-монополистов является государственное ценообразование.

Однако на практике монополисты зачастую обходят установленные государством ограничения на максимально возможную цену на товар и устанавливают монопольно высокие цены, пользуясь своим доминирующим положением.

Кому досталось

В качестве примеров привлечения предприятий – монополистов ФАС России к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства можно привести следующие: ОАО «ТНК-BP Холдинг» (Постановление Президиума ВАС РФ от 25 мая 2010 г. N 16678/09), ООО « ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» (Постановление ФАС ВВО от 25.06.2010 по делу № А79-8795/2009). ОАО «Газпромнефть-Омск» (Постановление ФАС ЗСО от 17.06.2010 по делу № А46-18174/2009), ОАО «МГТС» (Постановление ФАС МО от 24.01.2008 № КА-А40/14610-07). ООО «Башкирская генерирующая компания» (Постановление УО от 13.10.2010 № Ф09-8250/10-С1). МУП «Электротеплосеть» (Постановление ЦО от 22.10.2009 по делу № А35-7959/08-С20).

Читайте также:
Один знакомый просит оформиться директором в его фирму

На сегодняшний день средний бизнес оказался под ударом действующей антимонопольной политики. Число контролируемых ФАС сделок сократилось вдвое. Основная часть возбуждаемых ФАС России дел по признакам нарушений антимонопольного законодательства – в отношении среднего бизнеса. Что касается монополий, то количество таких дел – единицы.

Помимо этого на настоящий момент в России отсутствует должный уровень законодательной проработки вопроса о мерах государственной поддержки среднего и малого бизнеса, о системе гарантий и стимулированию его развития.

В частности, предусмотренные нормами действующего законодательства РФ преференции, предоставляемые предприятиям малого бизнеса не имеют действенного механизма обеспечения реализации намеченных актуальных мероприятий. Во многих странах именно средний и малый бизнес являются основой для создания и последующего стабильного развития конкурентной среды.

Так, у малого бизнеса больше возможностей маневрировать капиталом, ниже операционные расходы, у топ-менеджмента больше степень заинтересованности в реализации того или иного проекта.

«Вертикальные» соглашения

«Вертикальные» соглашения – соглашения, заключаемые между не конкурирующими субъектами, когда один из субъектов является поставщиком или покупателем товаров другого. Например, соглашения между производителем и дистрибьютором.

Их характерная особенность заключается в том, что покупателю (дистрибьютору) наряду с товаром, как правило, предоставляется определенный комплекс исключительных прав.

Учитывая специфику подобных прав, позволяющих дистрибьютору фактически выступать единственным поставщиком продукции на определенной территории, в договорах на дистрибьютора нередко возлагаются и довольно серьезные обязанности.. Они влекут за собой нарушение антимонопольного законодательства РФ. Так обязанность письменно согласовывать с поставщиком цены, приобретать продукцию во всем предлагаемом поставщиком ассортименте и объеме, запрет на продажу продукции вне оговоренной территории, заключение договора на обслуживание только с указанным поставщиком лицом и т. д.

Согласованные действия

Как правило, наиболее распространенными являются согласованные действия хозяйствующих субъектов по поддержанию цен на товары при наличии на них потребительского спроса, по вытеснению с рынка (создание препятствий доступу на рынок) конкурирующих хозяйствующих субъектов.

Положительная судебная практика по данной категории дел пока немногочисленна и находится скорее в стадии формирования. Это объясняется сложностью доказывания факта, что хозяйствующие субъекты действовали скоординировано и сознательно ставили свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, т.к. согласованные действия, не имеют какого-либо оформления в виде соглашений или достижения каких-либо иных формальных договоренностей.

Ценообразование

Одной из наиболее распространенных форм ограничения конкуренции на рынке считается монополистическое ценообразование.

Такая цена определяется путем сравнения с конкурентной ценой, она может быть выше или ниже ее. Соответственно, различают монопольно высокую и монопольно низкую цену.

Высокая цена достигается за счет преднамеренного создания предприятиями-монополистами зоны дефицита товара путем сокращения объёмов производства и искусственно повышенного покупательского спроса.

Низкая цена устанавливается за счет преднамеренного уменьшения предприятиями-монополистами закупки товаров, из-за чего их предложение превышает монополистический спрос.

Также предприятия могут устанавливать так называемые «ножницы цен». Речь идёт о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое движение основывается на расширении зон дефицита и избытка товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые в условиях инфляции повышают цены на свои готовые изделия в несколько раз больше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности.

Выход рядом

В заключении хотелось бы отметить, что на сегодняшний день антимонопольная политика в России должна осуществляться в соответствии с «Государственной программой демонополизации экономики и развития конкуренции», основными задачами которой являются:

1) совершенствование антимонопольной политики, в частности: подготовки обзора правоприменительной практики по ряду ключевых вопросов антимонопольной политики и выбрать на его основе предложения по внесению поправок в антимонопольное законодательство РФ;

2) ввода запрета на достижение вертикальных соглашений и осуществление согласованных действий, в результате которых происходит ограничение конкуренции;

3) государственная поддержка развития среднего и малого бизнеса, включая: доступные кредиты и льготное налогообложение, создание бизнесинкубаторов, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, международных программ сотрудничества;

4) развитие экстратерриториального применения антимонопольного законодательства РФ, развивать сотрудничество ФАС России с антимонопольными органами других стран для достижения скоординированного подхода к регулированию соглашений и действий, включая обмен информацией и привлечение к ответственности.

5) снижение уровня монополизации и развитие конкуренции на рынке;

6) защита интересов предпринимателей и потребителей от монопольной деятельности;

7) создание структуры горизонтальных связей между предприятиями для обеспечения саморегулирующих механизмов развития экономики;

8) уменьшение зависимости предприятий от государственных управленческих структур и др.

Ирина Медведская, руководителя корпоративной практики компании «Доверенный СоветникЪ»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: