Антитеррористическая комиссия: что это такое, описание и особенности

Национальный антитеррористический комитет

Национальный антитеррористический комитет (НАК) — орган, обеспечивающий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющий подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.

Образован Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму». Этим же Указом утверждено Положение о Национальном антитеррористическом комитете.

В состав НАК входят руководители почти всех силовых структур, спецслужб, ключевых правительственных ведомств, а также обеих палат парламента России.

Одновременно с созданием НАК в субъектах Российской Федерации для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений образуются антитеррористические комиссии, которые возглавляют руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе НАК образуется Федеральный оперативный штаб, а для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации — оперативные штабы, которые возглавляют руководители территориальных органов ФСБ в соответствующих субъектах России.

Для организационного и материально-технического обеспечения деятельности комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации образованы: в составе ФСБ России — аппарат Национального антитеррористического комитета, в органах федеральной службы безопасности — аппараты соответствующих оперативных штабов.

Содержание

Основные задачи НАК

(в соответствии с Положением о НАК)

а) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;

б) координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;

в) разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;

г) участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;

д) подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;

е) решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по противодействию терроризму.

Права НАК

(в соответствии с Положением о НАК)

Для осуществления своих задач Комитет имеет право:

а) принимать решения, касающиеся организации, координации, совершенствования и оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму, а также осуществлять контроль за их исполнением;

б) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы и информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и должностных лиц;

в) создавать рабочие органы для изучения вопросов, касающихся противодействия терроризму, а также для подготовки проектов соответствующих решений Комитета;

г) привлекать для участия в работе Комитета должностных лиц и специалистов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также представителей общественных объединений и организаций (с их согласия);

д) вносить в установленном порядке предложения по вопросам, требующим решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Состав НАК по должностям

Состав Национального антитеррористического комитета по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116

  1. Директор ФСБ России (председатель Комитета)
  2. Заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации — помощник Президента Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 1188 — Заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
  3. Министр внутренних дел Российской Федерации (заместитель председателя Комитета)
  4. Заместитель директора ФСБ России (заместитель председателя Комитета — руководитель аппарата Комитета), в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 2006 г. № 832с — Заместитель директора ФСБ России — руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета (заместитель председателя Комитета)
  5. Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)
  6. Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)
  7. Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации — Министр Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2007 г. № 1470 — Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
  8. Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  9. Министр иностранных дел Российской Федерации
  10. Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации
  11. Министр информационных технологий и связи Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 1188 — Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
  12. Министр промышленности и энергетики Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 1188 — Министр промышленности и торговли Российской Федерации
  13. Министр транспорта Российской Федерации
  14. Министр энергетики Российской Федерации — включен Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 1188
  15. Министр юстиции Российской Федерации
  16. Директор СВР России
  17. Директор ФСКН России — включен Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 1188
  18. Директор ФСО России
  19. Руководитель Росфинмониторинга
  20. Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации — первый заместитель Министра обороны Российской Федерации
  21. Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

Состав Федерального оперативного штаба по должностям

Состав Федерального оперативного штаба по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116

  1. Руководитель штаба
  2. Министр внутренних дел Российской Федерации (заместитель руководителя штаба)
  3. Заместитель директора ФСБ России, заместитель председателя Национального антитеррористического комитета — руководитель аппарата Комитета (заместитель руководителя штаба), в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 2006 г. № 832с — Заместитель директора ФСБ России — руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета (заместитель руководителя штаба)
  4. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр обороны Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2007 г. № 1470 — Министр обороны Российской Федерации
  5. Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  6. Министр иностранных дел Российской Федерации
  7. Директор СВР России
  8. Директор ФСКН России — включен Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 1188
  9. Директор ФСО России
  10. Руководитель Росфинмониторинга
  11. Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации — первый заместитель Министра обороны Российской Федерации — включен Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 1188
  12. Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации
  13. Главнокомандующий внутренними войсками МВД России — включен Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 2006 г. № 832с
Читайте также:
Арбитражный управляющий: что это такое, описание и особенности

Состав антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации по должностям

Состав антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116

  1. Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (председатель комиссии)
  2. Начальник территориального органа ФСБ России (заместитель председателя комиссии)
  3. Представитель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (по согласованию)
  4. Начальник территориального органа МВД России
  5. Начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации
  6. Начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в субъекте Российской Федерации

Состав антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 2006 г. № 832с

  1. Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (председатель комиссии)
  2. Начальник территориального органа ФСБ России (заместитель председателя комиссии)
  3. Представитель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (по согласованию)
  4. Начальник территориального органа МВД России
  5. Начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации
  6. Начальник территориального органа ФСКН России — включен Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 1188
  7. Начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в субъекте Российской Федерации [1]

Состав оперативного штаба в субъекте Российской Федерации по должностям

Состав оперативного штаба в субъекте Российской Федерации по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116

  1. Начальник территориального органа ФСБ России (руководитель штаба) [2]
  2. Начальник территориального органа МВД России (заместитель руководителя штаба)
  3. Начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации
  4. Представитель Вооруженных Сил Российской Федерации (по согласованию)
  5. Начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в субъекте Российской Федерации
  6. Заместитель высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации

Состав оперативного штаба в субъекте Российской Федерации, за исключением Чеченской Республики, по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 2006 г. № 832с

  1. Начальник территориального органа ФСБ России (руководитель штаба) [3]
  2. Начальник территориального органа МВД России (заместитель руководителя штаба)
  3. Начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации
  4. Представитель Вооруженных Сил Российской Федерации (по согласованию)
  5. Начальник территориального органа ФСКН России — включен Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 1188
  6. Начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в субъекте Российской Федерации
  7. Заместитель высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации [4]

Состав оперативного штаба в Чеченской Республике по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 2006 г. № 832с

  1. Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации (руководитель штаба)
  2. Президент Чеченской Республики
  3. Начальник Управления ФСБ России по Чеченской Республике (первый заместитель руководителя штаба)
  4. Командующий Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (заместитель руководителя штаба)
  5. Командующий войсками Северо-Кавказского военного округа
  6. Командующий войсками Северо-Кавказского округа внутренних войск МВД России, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 февраля 2008 г. № 284 — Командующий войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России
  7. Первый заместитель командующего Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, назначаемый от МВД России
  8. Первый заместитель командующего Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, назначаемый от Вооруженных Сил Российской Федерации
  9. Заместитель руководителя Службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом — начальник Оперативно-координационного управления по Северному Кавказу ФСБ России
  10. Заместитель руководителя Департамента – начальник временной оперативной группы в Северо-Кавказском регионе Департамента военной контрразведки ФСБ России
  11. Начальник Северо-Кавказского пограничного управления ФСБ России
  12. Начальник Южного регионального центра МЧС России
  13. Начальник Управления специальной связи и информации ФСО России в Южном федеральном округе
  14. Начальник Федерального управления Минюста России по Южному федеральному округу
  15. Военный комендант Чеченской Республики
  16. Начальник Пограничного управления ФСБ России по Чеченской Республике
  17. Начальник Главного управления МЧС России по Чеченской Республике
  18. Начальник Управления ФСКН России по Чеченской Республике — включен Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 1188
  19. Начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в Чеченской Республике
  20. Начальник Управления ФСИН России по Чеченской Республике
  21. Министр внутренних дел Чеченской Республики
  22. Командир войсковой части 22536 [5]

Борьба с терроризмом на Северном Кавказе

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 116 «О мерах по противодействию терроризму», до решения вопроса о совершенствовании управления контртеррористическими операциями на Северном Кавказе организацию планирования применения сил и средств по обнаружению террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении терактов на территории Северного Кавказа, а также по пресечению их деятельности продолжают осуществлять Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и Региональный оперативный штаб, деятельность которых регулируется президентскими указами от 22 января 2001 г. N 61 и от 30 июня 2003 г. N 715.

Читайте также:
Гражданство Антигуа и Барбуда: как получить карибский паспорт

Комиссия по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе, созданная после бесланских событий в сентябре 2004, преобразовывается в Комиссию по вопросам улучшения социально-экономического положения в ЮФО. Этой комиссией в последнее время руководил полномочный представитель Президента в ЮФО Дмитрий Козак.

В августе 2006 г. руководитель НАК Николай Патрушев на совещании глав субъектов ЮФО, которые одновременно являются руководителями антитеррористических комиссий в своих регионах, заявил, что, хотя террористическое подполье в Чечне удалось разгромить, но оперативная обстановка в ЮФО сохраняется напряжённой. По его словам, «успешные контртеррористические операции послужили толчком для переноса террористической деятельности в сопредельные с Чечней регионы». Участились теракты в Ингушетии и Северной Осетии, население которых усиленно вооружается. Возросло количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Вновь обострились отношения между Ингушетией и Северной Осетией. Летом 2006 в населённых пунктах на административной границе между республиками была совершена целая серия убийств и взрывов.

Закон «О противодействии терроризму»

Согласно Указу «О мерах по противодействию терроризму», формирование НАК начнётся лишь после вступления в силу закона «О противодействии терроризму». Законопроект «О противодействии терроризму» был принят в первом чтении ещё в декабре 2004, после терактов в Москве и Беслане, но пролежал практически без движения целый год, пока Владимир Путин не издал свой Указ. После этого Госдума спешно внесла в законопроект необходимые правки и уже 26 февраля 2006 приняла его в третьем чтении. Закон предусматривает создание государственной системы противодействия терроризму — в частности, формирование организации, которая обеспечивает предупреждение и пресечение терактов, регулирует участие Вооружённых сил в противодействии терроризму и координирует действия органов исполнительной власти.

Закон приведён в полное соответствие с президентским указом — основные полномочия по борьбе с терроризмом возлагаются на ФСБ, директор которой возглавляет оперативный штаб и координирует действия вооружённых сил, органов внутренних дел, юстиции и гражданской обороны.

В законе впервые сформулировано определение понятия «терроризм» — «идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий».

Новый закон позволяет ФСБ привлекать для борьбы с терроризмом Вооружённые Силы, которые, в частности, могут использоваться для «пресечения полётов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами» — вплоть до их полного уничтожения. В том числе, по решению президента России, военные могут быть привлечены для нанесения ударов по базам террористов за рубежом.

Антитеррористическая защищенность: требования, инструктажи, рекомендуемое оборудование

Инструктаж по антитеррористической безопасности является процедурой, предполагающей изучение гражданами порядка действий в случае возникновения угроз для жизни или здоровья. Процесс обучения может происходить на территории предприятий, учебных заведений, публичных учреждений. Как же осуществляется обеспечение антитеррористической безопасности и защищенности?

Антитеррористическая защищенность в РФ

Терроризм в последние десятилетия стал довольно-таки распространенным явлением на планете. Напряженность ситуации предопределяется увеличением и без того многих незаконных формирований, которые обостряют обстановку главным образом на территории ближневосточных государств. Целями террористических атак могут быть самые разнообразные места: самолеты и аэропорты, черта города, детские учреждения, организации, в общем, любые общественные места с большим скоплением людей.

Подобная опасность требует более эффективных мер, чтобы предотвратить новые трагедии. Подготовка антитеррористической защищенности на особо важных объектах, усиление охраны в режимных организациях не всегда могут быть достаточными мерами. Кроме всего прочего, особое внимание уделяется и подготовке непосредственного персонала этих и других организаций.

Антитеррористическая безопасность Российской Федерации

В школах, в больницах, на предприятиях и в любых других организациях должны быть утверждены документы, определяющие порядок действий людей при возникающих угрозах. Это так называемые антитеррористические инструкции и паспорта. Их основные положения обязаны быть доведены до сведения всего персонала. В дополнение ко всему, чтобы произошло большее публичное ознакомление, следует вывешивать и наглядную агитацию. Всеми этими мероприятиями должно заниматься руководство, причем в самостоятельном порядке.

Федеральным законодательством определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны заниматься обеспечением условий по предотвращению угроз для жизней граждан. Тем не менее, нормативными документами не разъясняется подробно, каким образом можно гарантировать антитеррористическую защищенность в РФ. В результате перечень мероприятий разрабатывают ответственные лица в самостоятельном порядке. Практически это выглядит как утверждение локального документа, паспорта, в котором должны быть прописаны соответственные меры.

Рекомендации по антитеррористической защищенности в РФ

Примером одного такого локального документа, отвечающего за антитеррористическую безопасность, можно назвать Инструкцию. В ней имеются некоторые разделы, в которых говорится об:

  • Общих положениях;
  • Обязанностях охраны;
  • Действиях персонала при угрозах.

Что написано в общих положениях

Здесь обычно описываются общие назначения документа. Этим же разделом перечисляются некоторые меры, которые должны предприниматься персоналом. К первичным мероприятиям антитеррористической безопасности могут предъявляться следующие требования:

  • Входы в здания должны осуществляться согласно пропускам или документам, которыми подтверждаются личности;
  • Когда возникает необходимость в принятии конкретных граждан, должностные лица уведомляют об этом лиц охраны не менее чем за полчаса до начала посещения.

Что написано в обязанностях службы безопасности

Здесь описываются задачи, которые исполняются охраной на предприятиях. В частности, под антитеррористической безопасностью в школах предполагается:

  • Осуществление регулярных проверок исправности сигнализаций, средств защиты;
  • Незамедлительные уведомления в правоохранительные органы о нахождении подозрительных свертков, пакетов, коробок;
  • Проведение регулярных обходов зданий и дворов.

Какие требования предъявляются к порядку действий персонала

Здесь описываются правила, которыми обязаны пользоваться сотрудники в случае возникновения угроз для их жизней. К примеру, полностью обрисовывается последовательность всех действий в случае обнаружения подозрительных предметов, которыми могут быть свертки, коробки, пакеты и прочие вещи, а также необходимая в таких случаях срочная эвакуация и другие мероприятия. Обязательно наличие разных приложений к инструкции в виде схем с указанием аварийных выходов, номеров телефонов экстренных и специальных служб и др.

Как проводятся инструктажи

Они проводятся несколькими этапами. Антитеррористической безопасностью объектов предполагается непременное обучение персонала порядку действий в условиях опасности. В ходе его проведения персонал знакомится с направленностью политики предприятия в области антитеррористической защищенности. Все руководители могут определять свои собственные системы обучения. Главным образом выделяют четыре основных этапа, которые связаны:

  • С назначением ответственного сотрудника;
  • С разработкой плана обучения;
  • С выполнением инструктажей;
  • С отражением итогов в журналах.

Но и этим стадиям могут сопутствовать самые разнообразные процедурные действия, которые должны способствовать равномерному распределению нагрузок среди подразделений компании.

Каким образом назначаются ответственные

Назначение ответственных может осуществляться на основании распоряжений руководителей. Следует отметить, что когда количество персонала довольно-таки большое, целесообразнее всего было бы заняться созданием специальной службы. А когда численность персонала невелика, можно ограничиться и одним служащим. Распоряжения руководителей доводятся до сведения ответственных сотрудников. В их должностные инструкции вносятся соответственные поправки.

Читайте также:
Законы нарады: что это такое, описание и особенности

Как разрабатывается план обучения

Первым делом ответственными лицами компании разрабатывается программа, в которой должны быть предусмотрены организационные вопросы со всеми необходимыми мероприятиями. Вслед за этим подбираются способы по ознакомлению персонала с информацией. Это могут быть устные разъяснения, демонстрация фото- или видеоматериалов. В программе содержатся разделы, в которых должно сообщаться:

  • Об общих данных предприятий, которые представляют значимость в качестве угроз. Например, должен быть подготовлен план компании, в котором должны быть указаны самые легкоуязвимые места, на которых обязательно должны быть проведены мероприятия по усилению антитеррористической безопасности;
  • О факторах угроз. Предпосылками, к примеру, могут стать проникновения посторонних лиц на территорию предприятия;
  • О списках с нормативной и локальной документацией, с помощью которых могут регламентироваться мероприятия по антитеррористической безопасности. С их положениями обязан ознакомиться весь персонал сотрудников предприятия;
  • Об источниках, из которых сотрудники могут получать информацию об угрозах, о предпринятых мерах по их предотвращению на предприятии. В частности, со всей необходимой информацией можно ознакомиться с использованием специального стенда называемого типа «Антитеррористической безопасности», на сайте компании и пр;
  • О действиях, которые предстоит осуществлять, чтобы предупреждать угрозы. Например, это могут быть действия типа нажатия на кнопку сигнализации, блокирования дверей в помещениях или во всем здании и др;
  • О практических рекомендациях. Здесь указывается о мерах, которые предстоит предпринимать в тех или иных ситуациях. В частности, сообщать правоохранителям о действиях подозрительных субъектов, как не поддаваться паническим настроениям и пр.

Порядок действий при чрезвычайных обстоятельствах

Когда наступают чрезвычайные обстоятельства, например, угроза террористической атаки, все сотрудники обязаны быть подготовлены к этому и знать правила действий при ЧО. Для этих целей в программу дополнительно должны включаться правила действий персонала сотрудников, с:

  • Предоставлением эвакуационного плана;
  • Обозначением мест, в которых персонал может укрываться;
  • Информированием сотрудников о правилах общения с правоохранительными органами об угрозах.

Таким образом, все сотрудники должны располагать четким планом антитеррора, в котором должны быть расписаны все действия по предотвращению терактов, а также при возникновении иных опасностей.

Какие имеются способы обучения

Как правило, инструктажи проводятся в устных формах. Тем не менее, для лучшей восприимчивости к информации персонал может «вооружаться» наглядными пособиями, демонстрационными фильмами или слайдами. Когда имеется возможность, на предприятии можно демонстрировать кадры с оперативными съемками, на которых изображено освобождение заложников, а также спецоперации по освобождению зданий, которые были захвачены террористами.

Особенности мероприятий антитеррора

Ко всем мероприятиям, при выполнении которых необходимо обладать специальной подготовкой, следует подходить планомерно. Например, это может быть тренировка действий по тревоге, вследствие обнаружения подозрительных предметов. Планы можно составлять в виде таблиц с указанием в них:

  • Порядковых номеров;
  • Наименований мероприятий;
  • Ответственных лиц;
  • Времени проведения.

Если понадобится, подготовительные мероприятия можно разбивать по фазам и проводить с сотрудниками в разное время. Планы согласовываются на заседаниях комитетов с руководителями. Информация об инструктажах должна доводиться до всех служащих или работников. Обычно, это делается при помощи публичного оповещения (объявлений, рассылок писем и прочими).

Индивидуальные и коллективные мероприятия

Инструктажи могут проводиться самыми разнообразными методами. В основном подготовку проводят в группах персонала. Индивидуально изучать правила можно и с новичками. Стоит подметить, что все мероприятия допустимы исключительно в рабочее время. Законодательством запрещено задерживать персонал или работать с ним по выходным дням.

Но когда проведение обучения в рабочее время не получается, сверхурочные выходы должны быть оформлены соответственно к нормативной базе, это же касается и оплаты. Запрещается проведение обучения и в обеденные перерывы. Руководители предприятий должны также выделять специальные помещения, в которых персоналу будет разъяснено все об антитеррористической безопасности РФ, вместе с правилами поведения на случай угроз.

Как оформляются результаты

Результаты инструктажей должны отмечаться в специальных журналах. Их ведут лица, которые постановлением руководителей уполномочены проводить обучение. Законодательство не установило требования по ведению журналов. Таким образом, их формы утверждаются локальными документами руководителей предприятий. Однако контролирующими органами могут проводиться проверки содержания журналов. По итогам ревизий могут предъявляться претензии, которые необходимо устранять. Журналы должны храниться у уполномоченных лиц. Они должны быть подписаны, пронумерованы, прошнурованы и заверены печатью. Заполняются журналы по мере надобности.

Чем занимается Антитеррористическая комиссия

Антитеррористическая комиссия – это орган, который занимается осуществлением координационной деятельности на территориях субъектов РФ. а также работает с территориальными органами исполнительной, в том числе и местной власти, по вопросам профилактики терроризма, минимизации и ликвидации возможных последствий его выражения. Комиссии занимаются реализацией на всей российской территории госполитики по противодействию терроризма, изучают политические, социально-экономические и иные процессы в регионах, которые оказывают воздействие на обстановку в сфере противодействия террористической деятельности, разрабатывают меры по профилактике терроризма, а также выполняют многие другие задачи. Председателями комиссий, как правило, являются губернаторы регионов. С положениями об Антитеррористических комиссиях можно ознакомиться на официальных сайтах.

Краткие выводы по антитеррору

Гарантии обеспечения безопасности на любых предприятиях являются одними из основополагающих задач руководителей. Некоторым директорам не совсем понятна значительность этих процессов. Такие руководители ссылаются на невозможность остановки производственных процессов и не занимаются исполнением требований законодательства об обязательном обучении персонала. Но, как известно, от террористических угроз никто не застрахован.

Читайте также:
Игорный бизнес: что это такое, описание и особенности

Как правило, начинается паника, которая может привести к самым серьезным последствиям, поэтому правоохранительными органами систематически проводятся напоминания о том, что необходимо проводить инструктажи по антитеррору. Не достаточно того, чтобы демонстрировались исключительно документальные фильмы по этой тематике. Инструктажи по безопасности не являются прихотью законодателя. Необходимость в их проведении диктуется реалиями наших дней.

Антитеррористическая защищенность объекта: что должен знать руководитель

эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков, систем мотивации и обучения персонала, аудитор систем менеджмента качества

Рассказываем, каковы обязанности руководителя организации в части защиты объектов от террористического акта, как обеспечить безопасность работников и посетителей, избежать административного или уголовного наказания

Основные понятия и нормативно-правовое регулирование

Что такое антитеррористическая защищенность объекта

Противодействовать терроризму обязаны не только органы государственной и муниципальной власти. Обычные граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны организовать работу по предупреждению терроризма. Для этого необходимо обеспечить безопасность собственных или арендуемых зданий и сооружений.

Каждый объект должен быть максимально защищен от угрозы извне. Если это школа, директор принимает меры, чтобы террористы не проникли на территорию, а если такое произошло, чтобы помощь была вызвана мгновенно. Персонал должен знать свои действия на случай террористической угрозы, уметь оказать первую помощь пострадавшим.

Антитеррористическая защищенность объекта (далее — АТЗ) — состояние здания или территории, которое не позволит совершить террористический акт. Цель АТЗ — сберечь жизнь и здоровье людей, сохранность имущества, окружающей среды, флоры и фауны.

Чтобы обеспечить АТЗ, организация должна:

  • провести оценку уязвимости,
  • составить акт обследования;
  • категорировать объект защиты;
  • составить, согласовать паспорт безопасности и актуализировать его по мере необходимости;
  • отслеживать, как выполняется план по повышению защищенности, проводить ежегодные проверки.

Какие объекты подлежат антитеррористической защищенности

Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗа антитеррористической защищенности подлежат места массового пребывания, к которым относятся:

  • территории общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа,
  • специально отведенные территории за их пределами,
  • места общего пользования в здании, строении, сооружении или ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.

В одной организации может быть несколько объектов защиты, если в каждом из зданий или строений находится одновременно больше 50 человек.

Какие нормативные акты регулируют эту сферу

Требования к антитеррористической защищенности объектов и территорий, их категории и формы паспортов безопасности утверждает Правительство РФ (п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ). Для разных сфер деятельности разработаны отдельные документы. Они содержат правила категорирования, формы паспортов безопасности и пр.

Перечень действующих нормативных правовых актов вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Категорирование объекта

Каковы критерии оценки риска

Категорию зданию или территории устанавливают, опираясь на сведения о совершенных или предотвращенных террористических актах не только на самом объекте, но и в районе его расположения. Эта информация есть в сводках федеральной службы безопасности, национальной гвардии, других статистических материалах.

Также для категоризации объектов защиты специалисты применяют математико-статистические методы расчета ущерба, которые могут оценить возможные потери населения и материального оснащения в случае террористического акта.

Чем выше категория риска, тем больше мероприятий предстоит выполнить руководству организации, чтобы обеспечить защиту.

В 2020 году в России совершено 397 преступлений террористического характера. Такие данные приводятся в аналитическом сборнике Генпрокуратуры РФ о состоянии преступности в стране.

Как организовать категорирование объекта

Критерии по категорированию перечислены в постановлениях Правительства РФ. Единого набора не существует, к разным объектам применяются разные критерии, их выбор зависит от официальной статистики по предотвращенным терактам, прогнозных показателей по количеству пострадавших и материальному ущербу.

Приказ об обследовании и категорировании объекта вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Чтобы правильно присвоить категорию, нужны статистические данные по совершенным или предотвращенным терактам — их необходимо получить в территориальном органе безопасности района расположения организации.

Прогнозный показатель количества пострадавших принимается равным максимальному количеству единовременно пребывающих людей на объекте или территории в рабочие дни. Прогнозный показатель возможного материального ущерба — равным балансовой стоимости объекта или территории.

Пример. Расчет категории для детских учреждений стационарного типа

Учреждение для отдыха и оздоровления детей (Постановление Правительства РФ от 14.05.2021 № 732)

Антитеррористическая защищенность объектов

Какие документы надо оформить

Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

Для того чтобы работа по АТЗ была систематизированной, руководитель предприятия должен разработать несколько документов. Первый — это план организационных и технических мероприятий по защищенности вверенных ему объектов с массовым пребыванием людей.

Организационные мероприятия Технические мероприятия
Назначение ответственных за АТЗ Установка систем контроля доступа на территорию, в здания и помещения
Обучение и инструктажи по АТЗ, тренировки, обучение оказанию первой помощи пострадавшим при теракте; повышение квалификации для ответственных лиц и руководителя организации Установка системы оповещения на случай террористического акта
Заключение договоров с охранными предприятиями Оснащение объекта и территории инженерно-техническими средствами и системами охраны
Категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий
Разработка, утверждение, актуализация паспорта безопасности

Приказ о создании комиссии, которая реализует этот план, обследует и присвоит объекту категорию риска, станет следующим документом. В комиссию кроме руководителя организации должны войти представители территориальных органов безопасности, МВД, Росгвардии.

В организации также должны быть:

  • Паспорт безопасности объекта или территории с перечнем мероприятий по обеспечению АТЗ. Это основной документ, подлежащий проверке. Его составляют с учетом присвоенной категории риска, сроков реализации мероприятий, объема планируемых работ и выделенных средств на два финансовых года, следующих за текущим.
  • Приказ о мерах по защите информации при разработке и хранении паспорта безопасности.
  • План взаимодействия с с территориальными органами безопасности, МВД РФ, Росгвардии. Нужен, потому что система антитеррористической защиты не может существовать обособленно. Она должна соответствовать характеру деятельности, быть интегрированной в систему управления предприятием.
  • Положение (инструкция) об организации пропускного и внутриобъектового режимов и план действий при установлении уровней террористической опасности.

Какие мероприятия провести

Нужна обучающая работа с персоналом организации и посетителями. Если речь идет о школе, то каждый ученик должен знать план эвакуации в случае сигнала угрозы теракта.

Проводите плановые учения и тренировки по отработке правильных действий. Всех работников и посетителей известите о правилах эвакуации, применении средств индивидуальной и коллективной защиты, месте сбора при эвакуации. Для этой цели нужно проводить инструктажи по АТЗ. Уделите внимание отработке действий при условном совершении террористического акта. Проводите устные опросы, записи о них вносите в журналы проведения инструктажа и практических занятий.

Кого назначить ответственным за АТЗ

Для реализации всех планов, включая тренировки, оснащение СКУД, взаимодействие с ФСБ, МВД и Росгвардией и пр., необходимо назначить ответственных. Они вместе с руководителем организации должны пройти повышение квалификации по АТЗ.

Нельзя назначать ответственными тех, кто не обладает административно-управленческим ресурсом. Полномочия зафиксируйте в должностных инструкциях сотрудников, формулировки вы найдете в отраслевых постановлениях Правительства РФ.

Примеры должностных обязанностей:

Как обучить оказанию первой помощи пострадавшим

Сергей Мещерин, к.м.н., врач-хирург, организатор здравоохранения:

Обучение работников и посетителей объекта, например учеников школы или пациентов больницы, проводится по программам, которые не отличаются от программ обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Составляются они на основе Приказа Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н. Обучение можно провести внутри самой организации или направить сотрудников в учебный центр.

Первая помощь при терактах нужна в следующих ситуациях:

  • отсутствие сознания,
  • остановка дыхания и кровообращения,
  • наружные кровотечения,
  • инородные тела в верхних дыхательных путях,
  • травмы различных областей тела,
  • ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения,
  • отморожение и другие эффекты воздействия низких температур,
  • отравления.

Чтобы обучить работников и посетителей, организация должна приобрести и подготовить технические средства: тренажеры, учебные пособия, плакаты, стенды, памятки.

Обратите внимание: работник, который будет проводить обучение оказанию первой помощи при терактах, обязан пройти повышение квалификации в учебном центре (ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ).

Паспорт безопасности объекта и другие документы

Как заполнить паспорт

В постановлениях Правительства РФ, регулирующих эту сферу, фигурирует понятие «паспорт безопасности». Поэтому юридически правильным будет использовать именно этот термин, а не «паспорт антитеррористической защищенности», который также встречается в различных нормативных правовых актах.

Паспорт безопасности состоит из обязательных разделов:

  1. Общие сведения об объекте (территории). Это сведения из устава организации, ЕГРЮЛ/ЕГРИП, из кадастрового паспорта.
  2. Сведения о работниках, обучающихся и иных лицах, находящихся на объекте (территории). Укажите среднее количество сотрудников и посетителей, сведения о площади объекта и режиме работы организации, например, количество смен.
  3. Сведения о критических элементах объекта (территории). Это важная информация, которая опирается на вероятностные методы. Критические элементы — это потенциально опасные элементы объекта, незаконное вмешательство в которые приведет к нарушению функционирования объекта.
  4. Прогноз последствий в результате совершения на объекте (территории) террористического акта.
  5. Оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта. Этот раздел заполняется на основе бухгалтерских данных с учетом стоимости активов.
  6. Силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории). Укажите, кто охраняет объект: частное охранное предприятие или войска Росгвардии.
  7. Меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности объекта. Перечислите, какие автоматические системы оповещения и связи, средства пожаротушения применяются на объекте.
  8. Выводы и рекомендации.
  9. Дополнительные сведения с учетом особенностей объекта (территории).

Подробный алгоритм и образец заполнения паспорта безопасности вы получите на курсе повышения квалификации «Антитеррористическая защищенность».

Как оформить акт обследования и категорирования объекта

Акт обследования и категорирования объекта защиты — это первый этап создания паспорта безопасности. Акт составляют в двух экземплярах. Так же как и паспорту безопасности, ему присваивают гриф «ДСП» (для служебного пользования) или гриф секретности. Выбор зависит от категории объекта (ст. 8 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1).

Категорирование проводят в момент ввода объекта в эксплуатацию и в случае значимых изменений его характеристик, например, при монтаже новой автоматической системы пожаротушения.

Каждый федеральный орган исполнительной власти (министерство, ведомство), в ведении которого находятся организации, разрабатывает методический материал, который помогает составлять акт обследования и категорировать объекты защиты.

Пример. Для вузов применяется Письмо Минобрнауки России от 22.02.2018 № ТС-543/12. Для школ и детских садов — Письмо Минпросвещения России от 28.01.2020 № ВБ-85/12.

Акт обследования и категорирования объекта защиты составляет комиссия, назначенная приказом руководителя организации. Требования к созданию комиссии в органах исполнительной власти различны. Во всех случаях можно привлекать сотрудников органов безопасности и МВД России.

В некоторых ведомствах допустимо привлекать:

  • сотрудников специализированных организаций;
  • экспертов специализированных организаций, у которых есть право проводить экспертизу безопасности объектов (территорий);
  • работников организаций, специализирующихся в области инженерно-технического оборудования объектов, проектирования и монтажа технических средств охраны;
  • экспертов в области проектирования и эксплуатации технологических систем.

Каких-либо нормативно закрепленных прямых ограничений или запретов, кроме конфиденциальности информации, по составу комиссии нет. Собственник должен в первую очередь защищать информацию, представляющую интерес для террористов.

Ответственность за неисполнение законодательных требований

Наталья Герасименко, юрист, к.ю.н., эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе:

Многие работодатели, к сожалению, халатно относятся к обеспечению АТЗ, притом что ужесточены меры ответственности за неисполнение законодательных требований — вплоть до уголовной ответственности.

В конце 2019 года в КоАП РФ появилась ст. 20.35, которая предусматривает ответственность за нарушения антитеррористического законодательства для объектов и территорий.

За нарушения организациям грозит штраф от 100 000 до 500 000 руб., должностным лицам — дисквалификация от полугода до трех лет или штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Если действия виновных будут содержать признаки уголовного преступления, наступят основания для уголовного преследования конкретного человека — руководителя организации или сотрудника, который по должности занимался обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности.

Пример. Школа не организовала режим антитеррористической защищенности, и в результате нападения погибли ученики и учителя. При этом согласно федеральному закону «Об образовании в РФ» (ч. 6-7 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ) школа обязана создавать безопасные условия для учащихся и педагогов и отвечает за неисполнение этой функции. Кроме того, в отношении педагогов действует ст. 212 ТК РФ, где сказано, что работодатель обязан обеспечить безопасность своих сотрудников во время выполнения трудовых обязанностей.

В этой ситуации директор школы и его заместитель по безопасности могут быть привлечены к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 293 УК РФ за халатность, которая привела к гибели людей. А это принудительные работы на срок до пяти лет, а также в некоторых случаях лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Второй вариант — лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Что такое национальный антитеррористический комитет и чем он занимается?

Национальный антитеррористический комитет (НАК) был образован еще в 2006 году, но до сих пор далеко не все представляют себе, что это за организация и чем именно она занимается.

Решение Президента Российской Федерации о создании НАК было вызвано эскалацией угроз со стороны международных террористических организаций.

С 1990-го по 2006-й в нашей стране было совершено более 70 жесточайших терактов: подрывы жилых домов, самолетов и поездов; массовые захваты заложников, бандитские рейды по регионам. Погибло свыше 1600 мирных граждан и около 400 сотрудников спецслужб и правоохранительных органов.

Террористическая активность продолжала нарастать, так что, без преувеличения, будущее России оказалось под угрозой. После одного из крупнейших и наиболее циничного акта терроризма в России — захвата средней школы в Беслане, когда жертвами стали 334 человека, в том числе 186 детей, — руководством страны было принято решение коренным образом пересмотреть подходы к антитеррористической деятельности. В результате была сформирована общегосударственная система, обеспечивающая решение задач не только силового подавления терроризма, но и выстраивания комплексной работы, объединяющей собственно борьбу, а также профилактику, минимизацию и ликвидацию последствий террористической деятельности.

Особая роль в этой деятельности принадлежит Национальному антитеррористическому комитету. Отличие НАК от спецслужб и сил правопорядка состоит в том, что это координационный коллегиальный орган, куда входят руководители всех силовых структур (Минобороны, МВД, МЧС, Росгвардии), первые заместители руководителей Госдумы и Совета Федерации, Совета безопасности и Администрации Президента РФ, а также представители гражданских ведомств, которые так или иначе связаны с противодействием терроризму (министерства иностранных дел, транспорта, энергетики, здравоохранения, связи, промышленности и торговли).

Кто руководит Национальным антитеррористическим комитетом?

НАК возглавляет его председатель, директор Федеральной службы безопасности Александр Бортников. При этом в каждом субъекте РФ существует антитеррористическая комиссия (АТК) — условно говоря, региональный НАК. Возглавляет такую комиссию глава региона. Комиссии муниципального уровня возглавляются главами органов местного самоуправления. То есть мы имеем дело со слаженной управленческой вертикалью, именно поэтому можно говорить об общегосударственной системе противодействия терроризму в России. НАК как вышестоящий орган определяет в ней стратегию и обеспечивает общую координацию деятельности, а АТК реализуют поставленные задачи на региональном уровне.

Для чего в НАК РФ входят депутаты и сенаторы?

Они в полной мере могут оценить, насколько урегулирован тот или иной вопрос в законодательном плане. Если в ходе обсуждения выясняется, что нужны коррективы действующего законодательства, их вносят максимально оперативно.

Для чего в НАК нужны представители Министерства здравоохранения?

Опыт показывает, что терроризм чаще всего обнаруживает себя в форме резонансных терактов, которые приводят к человеческим жертвам, наносят тяжелый удар по психике человека, поэтому своевременное оказание медицинской и психологической помощи — один из основных элементов ликвидации последствий терактов. Врачи так же, как и сотрудники спецподразделений, прибывают одними из первых на место преступления и, зачастую рискуя жизнью, оказывают помощь раненым, участвуют в эвакуации. На федеральном уровне за это отвечает Минздрав, на региональном — местные органы здравоохранения. Экстренную помощь пострадавшим оказывают подразделения Центра медицины катастроф.

Как построено взаимодействие НАК с институтами гражданского общества?

Институты гражданского общества обладают значительным потенциалом для профилактики и противодействия идеологии терроризма, именно поэтому НАК старается задействовать различные общественные организации: молодежные, спортивные, военно-патриотические, религиозные. Особую роль играет Общественная палата РФ, в которой с 2015 года действует Координационный совет по противодействию терроризму. На антитеррористической площадке институты гражданского общества работают на инициативной основе и собственных ресурсах.

Верно ли, что нельзя четко разделить терроризм и экстремистские взгляды?

Грань, отделяющая увлечение экстремистским контентом в соцсетях от участия в противоправной деятельности, очень размыта. Если человек интересуется дикими, с точки зрения норм общества, вещами: сайтами с расчленением тел, пытками или издевательствами над животными, прямого отношения к терроризму это не имеет, скорее всего, это просто любопытство. Когда же такой человек из-за неудовлетворенного самолюбия начинает, например, вынашивать планы о том, чтобы перестрелять своих одноклассников, — это уже совсем другое дело. Намерение, воплощенное в конкретные действия, сразу ставит его в разряд преступников.

Собственно, обществу безразлично, совершит ли преступление террорист, выкрикивающий радикальные лозунги и обладающий внешним антуражем, или школьник, насмотревшийся людоедских видеороликов в Интернете. Результат один, а последствия не менее страшные. Поэтому профилактика преступлений террористической направленности в молодежной среде — приоритетная задача, решать которую должны семья, школа, вуз, органы управления образованием, психологи и весь спектр спортивных, культурно-просветительных, военно-патриотических и других общественных организаций. Семья на первом месте, так как родители обязаны быть лучшими воспитателями и самыми внимательными наблюдателями за увлечениями своих детей.

Каким образом Национальный антитеррористический комитет противодействует идеологии терроризма?

Речь идет о предупреждении вовлечения в террористическую деятельность, прежде всего — молодежи. Конечно, НАК беспокоят и «колумбайнеры», и различные суицидальные группы, а также агрессивные направления молодежной субкультуры. Порой от подобного рода увлечений до преступлений — один шаг.

Как добиться, чтобы молодой человек под воздействием безумных античеловеческих идей не стал преступником, не взял в руки оружие и не превратился в реальную угрозу для общества? Инструменты силового воздействия в этом случае не помогут. Тут нужны другие способы влияния: средства воспитания и формирования мировоззрения человека.

Как можно удержать молодых людей от вступления на путь терроризма?

Одним из важных направлений деятельности НАК является активная работа в виртуальном пространстве, которое стало настоящим полем схватки за умы и души молодежи. Главный аспект этой работы делается на формировании антитеррористического сознания молодежи. Это осуществляется одновременно с искоренением экстремистского контента и пресечением попыток вовлечения молодых людей в преступную деятельность. Разумеется, полностью оградить неокрепшие души от террористической пропаганды невозможно, поэтому задача заключается в том, чтобы привлечь их внимание к материалам, формирующим антитеррористическое сознание, которые были бы интересны, убедительны, креативны. Прямолинейное пропагандистское воздействие в форме лозунгов и призывов чаще всего вызывает скептическую реакцию. Любой запрет для подростка всегда сладок, а вот мерами воспитания, психологического воздействия, вовлечения в созидательную, позитивную деятельность это сделать можно. На это и нацелены основные инструменты профилактики терроризма.

Каковы результаты работы НАК РФ за пятнадцать лет?

Среди основных, определенных за это время приоритетов — организация борьбы с активными бандами и «спящими ячейками», противодействие распространению идеологии терроризма; обеспечение антитеррористической защищенности объектов промышленности, транспорта и мест массового пребывания людей; повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по выявлению и пресечению каналов финансирования и другого ресурсного обеспечения террористической деятельности.

Сформированная за истекшие годы нормативная правовая база для реализации принимаемых решений — а за пятнадцать лет было разработано и издано около 90 федеральных законов, 30 указов Президента РФ, свыше 200 постановлений и распоряжений Правительства РФ — позволила регламентировать организующую роль НАК, установить обязательность исполнения решений комитета и региональных антитеррористических комиссий, ввести ответственность должностных лиц за неисполнение этих решений, а также конкретизировать полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в профилактике терроризма и минимизации его последствий. Кроме того, к более предметному участию в работе по противодействию распространению идеологии терроризма подключены Минобрнауки, Минпросвещения, Минкультуры, Минцифры, Роскомнадзор, Росмолодежь и другие ведомства.

Один из основных показателей успешной работы силовых структур в области борьбы с терроризмом — снижение за десять лет в 260 раз количества совершенных в стране преступлений террористической направленности, носящих насильственный характер, то есть взрывов, захватов заложников, убийств сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и гражданских лиц. При этом если в 2010 году предотвращалось всего около 10% таких преступлений, то в 2018-м — уже около 80%, а в 2020-м правоохранительными органами на стадии подготовки были пресечены 96% планировавшихся бандитами нападений — 72 из 75.

Объединенные, нацеленные на решение конкретных задач усилия НАК РФ получили широкую поддержку в обществе. Почти две трети граждан, отвечая на вопросы социологов, положительно оценили проводимую в стране работу по противодействию терроризму. Если восемь лет назад около 10% граждан считали возможность совершения террористического акта в их населенном пункте весьма вероятной, то сегодня их количество снизилось почти вдвое. Подобная позиция — наглядное подтверждение результативности деятельности НАК по объединению и координации усилий государственных органов и институтов гражданского общества в противодействии современным вызовам терроризма.

В целях своевременной нейтрализации выявляемых в ходе мониторинга новых террористических угроз и эффективного реагирования на изменения в тактике деятельности террористов Национальный антитеррористический комитет видит свою задачу в дальнейшей выработке и реализации мер, направленных на совершенствование общегосударственной системы противодействия терроризму и ее региональных элементов.

Сказалась ли пандемия коронавирусной инфекции на противодействии терроризму?

Никоим образом! НАК постоянно контролирует обстановку и проводит все необходимые мероприятия. Примеров немало. Так, в самый разгар пандемии 30 апреля 2020 года в пригороде Екатеринбурга органы ФСБ России провели контртеррористическую операцию, в результате которой была нейтрализована группа бандитов, готовивших теракт. Пандемия не повод терять бдительность и не может помешать Национальному антитеррористическому комитету противостоять угрозам!

Антитеррористическая комиссия: что это такое, описание и особенности

Категорирование объектов (территорий) проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом:

  • а) потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях);
  • б) значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения;
  • в) возможных последствий совершения террористического акта.

Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории).

Комиссия создается в течение 30 дней со дня окончания мероприятий при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории).

В отношении функционирующих объектов (территорий) комиссии должны были быть созданы в течение 3 месяцев со дня принятия Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 г. № 1235.

Комиссия создается для проведения нового обследования в случае изменения характеристик объектов (территорий), если эти новые характеристики могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.

Срок работы комиссии определяется назначившим комиссию руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), в зависимости от сложности объекта (территории) и составляет не более 30 рабочих дней.

В состав комиссии включаются:

  • представители органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории);
  • работники объекта (территории);
  • представители территориального органа безопасности (ФСБ);
  • представители территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии (Росгвардия);
  • по согласованию представители территориального органа МЧС по месту нахождения объекта (территории).

К работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий).

Комиссию возглавляет должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории) (директор школы, заведующий детским садом и т.д.).

Комиссия в ходе своей работы:

  • проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности;
  • изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории);
  • определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения;
  • выявляет потенциально опасные участки объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями,
  • выявляетуязвимые места и критические элементы объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к прекращению функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем;
  • определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;
  • определяет необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.

В качестве критических элементов объекта (территории) рассматриваются:

  • зоны, конструктивные и технологические элементы объекта (территории), в том числе зданий, инженерных сооружений и коммуникаций;
  • элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасных установок на объекте (территории);
  • места использования или хранения опасных веществ и материалов на объекте (территории);
  • другие системы, элементы и коммуникации объекта (территории), необходимость физической защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости.

Так, в школе и детском саду к критическим элементам объекта (территории) можно отнести: трансформаторный киоск с высоким напряжением, главный распределительный щит, тепловой пункт и т.п.

Потенциально опасными участками образовательной организации являются: спортивный зал, спортивная площадка, столовая, актовый зал, фойе, учебные классы, кабинет химии (лаборантская с реактивами) и т.д.

Результаты работы комиссии оформляются Актом обследования и категорирования объекта (территории), который составляется в 2-х экземплярах и подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего дня работы комиссии.

Акт обследования и категорирования объекта (территории) является основанием для разработки паспорта безопасности объекта (территории) и становится неотъемлемой его частью.

В случае возникновения в ходе составления указанного акта разногласий между членами комиссии решение принимается в форме голосования простым большинством голосов. В случае равенства голосов решение принимается председателем комиссии.

Члены комиссии, не согласные с принятым решением, обязаны тоже подписать акт обследования и категорирования объекта (территории), при этом их особое мнение приобщается к акту.

В отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (а это, как правило, директор школы, заведующий детским садом) определяется Перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) – с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования

Срок завершения всех мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).

Информация, содержащаяся в Акте обследования и категорирования объекта (территории), а также в Перечне мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), является информацией ограниченного распространения и подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обычно они хранятся в общей папке организационно-распорядительных документов по обеспечению антитеррористической защищенности образовательной организации.

“Регламент антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации” (утв. НАК 17.06.2016)

АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ В СУБЪЕКТЕ

I. Общие положения

1. Настоящий Регламент разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. N 116 “О мерах по противодействию терроризму” и устанавливает общие правила организации деятельности антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (далее – Комиссия) по реализации ее полномочий, закрепленных в Положении об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и нормативных правовых актах Российской Федерации.

2. Основные задачи и функции Комиссии изложены в Положении об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденном председателем Национального антитеррористического комитета (далее – Комитет).

II. Планирование и организация работы Комиссии

3. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы Комиссии на год (далее – план работы Комиссии).

4. План работы Комиссии готовится исходя из складывающейся обстановки в области противодействия терроризму в субъекте Российской Федерации, с учетом рекомендаций аппарата Комитета по планированию деятельности Комиссии, рассматривается на заседании Комиссии и утверждается председателем Комиссии.

5. Заседания Комиссии проводятся в соответствии с планом работы Комиссии не реже одного раза в квартал. В случае необходимости по решениям председателя Комитета и председателя Комиссии могут проводиться внеочередные заседания Комиссии.

6. Для выработки комплексных решений по вопросам противодействия терроризму могут проводиться совместные заседания с оперативным штабом в субъекте Российской Федерации и (или) соответствующим оперативным штабом в морском районе (бассейне).

7. Предложения в проект плана работы Комиссии вносятся в письменной форме в аппарат Комиссии не позднее чем за два месяца до начала планируемого периода, либо в сроки, определенные председателем Комиссии.

Предложения по рассмотрению вопросов на заседании Комиссии должны содержать:

наименование вопроса и краткое обоснование необходимости его рассмотрения на заседании Комиссии;

форму и содержание предлагаемого решения;

наименование органа, ответственного за подготовку вопроса;

дату рассмотрения на заседании Комиссии.

В случае, если в проект плана работы Комиссии предлагается включить рассмотрение на заседании Комиссии вопроса, решение которого не относится к компетенции органа, его предлагающего, инициатору предложения необходимо предварительно согласовать его с государственным органом, к компетенции которого он относится.

Предложения в проект плана работы Комиссии могут направляться аппаратом Комиссии для дополнительной проработки членам Комиссии. Заключения членов Комиссии и другие материалы по внесенным предложениям должны быть представлены в аппарат Комиссии не позднее одного месяца со дня их получения, если иное не оговорено в сопроводительном документе.

8. На основе предложений, поступивших в аппарат Комиссии, формируется проект плана работы Комиссии, который по согласованию с председателем Комиссии выносится для обсуждения и утверждения на последнем заседании Комиссии текущего года.

9. Утвержденный план работы Комиссии рассылается аппаратом Комиссии членам Комиссии и в аппарат Комитета.

10. Решение о внесении изменений в план работы Комиссии принимается председателем Комиссии по мотивированному письменному предложению члена Комиссии, ответственного за подготовку внесенного на рассмотрение вопроса.

11. Рассмотрение на заседаниях Комиссии дополнительных (внеплановых) вопросов осуществляется по решениям председателя Комитета и председателя Комиссии.

III. Порядок подготовки заседаний Комиссии

12. Члены Комиссии, представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, на которых возложена подготовка соответствующих материалов для рассмотрения на заседаниях Комиссии, принимают участие в подготовке этих заседаний в соответствии с планом работы Комиссии и несут персональную ответственность за качество и своевременность представления материалов.

13. Аппарат Комиссии оказывает организационную и методическую помощь представителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующим в подготовке материалов к заседанию Комиссии.

14. Проект повестки дня заседания Комиссии уточняется в процессе подготовки к очередному заседанию и согласовывается аппаратом Комиссии с председателем Комиссии. Повестка дня заседания окончательно утверждается непосредственно на заседании решением Комиссии.

15. Для подготовки вопросов, вносимых на рассмотрение Комиссии, решением председателя Комиссии могут создаваться рабочие группы Комиссии из числа членов Комиссии, представителей заинтересованных государственных органов, сотрудников аппарата Комиссии, а также экспертов.

16. Материалы к заседанию Комиссии представляются в аппарат Комиссии не позднее чем за 30 дней до даты проведения заседания и включают в себя:

аналитическую справку по рассматриваемому вопросу;

тезисы выступления основного докладчика;

проект решения по рассматриваемому вопросу с указанием исполнителей пунктов решения и сроков их исполнения;

материалы согласования проекта решения с заинтересованными государственными органами;

особые мнения по представленному проекту, если таковые имеются.

17. Контроль за своевременностью подготовки и представления материалов для рассмотрения на заседаниях Комиссии осуществляет аппарат Комиссии.

18. В случае непредставления материалов в установленный настоящим Регламентом срок или их представления с нарушением настоящего Регламента вопрос может быть снят с рассмотрения либо перенесен для рассмотрения на другое заседание.

19. Повестка предстоящего заседания, проект протокольного решения Комиссии с соответствующими материалами докладываются руководителем аппарата Комиссии председателю Комиссии не позднее чем за 7 рабочих дней до даты проведения заседания.

20. Одобренные председателем Комиссии повестка заседания, проект протокольного решения и соответствующие материалы рассылаются членам Комиссии и участникам заседания не позднее чем за 7 рабочих дней до даты проведения заседания.

21. Члены Комиссии и участники заседания, которым разосланы повестка заседания, проект протокольного решения и соответствующие материалы, при наличии замечаний и предложений, не позднее чем за 3 рабочих дня до даты проведения заседания представляют их в письменном виде в аппарат Комиссии.

22. В случае, если для реализации решений Комиссии требуется принятие акта высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, одновременно с подготовкой материалов к заседанию Комиссии в установленном порядке разрабатываются и согласовываются соответствующие проекты правовых актов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. При необходимости готовится соответствующее финансово-экономическое обоснование.

23. Аппарат Комиссии не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения заседания информирует членов Комиссии и лиц, приглашенных на заседание, о дате, времени и месте проведения заседания Комиссии.

24. Члены Комиссии не позднее чем за 2 рабочих дня до даты проведения заседания Комиссии информируют председателя Комиссии о своем участии или причинах отсутствия на заседании. Список членов Комиссии, отсутствующих по уважительным причинам (болезнь, командировка, отпуск), докладывается председателю Комиссии.

25. На заседания Комиссии могут быть приглашены руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также руководители иных органов и организаций, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу.

26. Состав приглашаемых на заседание Комиссии должностных лиц формируется аппаратом Комиссии на основе предложений органов и организаций, ответственных за подготовку рассматриваемых вопросов, и докладывается председателю Комиссии заблаговременно вместе с пакетом документов к заседанию.

IV. Порядок проведения заседаний Комиссии

27. Заседания Комиссии созываются председателем Комиссии либо, по его поручению, руководителем аппарата Комиссии.

28. Лица, прибывшие для участия в заседаниях Комиссии, регистрируются сотрудниками аппарата Комиссии.

29. Присутствие на заседании Комиссии ее членов обязательно.

Члены Комиссии не вправе делегировать свои полномочия иным лицам.

В случае, если член Комиссии не может присутствовать на заседании, он обязан заблаговременно известить об этом председателя Комиссии, и согласовать с ним, при необходимости, возможность присутствия на заседании (с правом совещательного голоса) лица, исполняющего его обязанности.

30. Члены Комиссии обладают равными правами при обсуждении рассматриваемых на заседании вопросов.

31. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины ее членов.

32. Заседания проходят под председательством председателя Комиссии либо, по его поручению, лица, его замещающего.

ведет заседание Комиссии;

организует обсуждение вопросов повестки дня заседания Комиссии;

предоставляет слово для выступления членам Комиссии, а также приглашенным лицам;

организует голосование и подсчет голосов, оглашает результаты голосования;

обеспечивает соблюдение положений настоящего Регламента членами Комиссии и приглашенными лицами;

участвуя в голосовании, голосует последним.

33. С докладами на заседаниях Комиссии по вопросам его повестки выступают члены Комиссии, либо в отдельных случаях, по согласованию с председателем Комиссии, лица, уполномоченные членами Комиссии.

34. Регламент заседания Комиссии определяется при подготовке к заседанию, и утверждается непосредственно на заседании решением Комиссии.

35. При голосовании член Комиссии имеет один голос и голосует лично. Член Комиссии, не согласный с предлагаемым Комиссией решением, вправе на заседании Комиссии, на котором указанное решение принимается, довести до сведения членов Комиссии свое особое мнение, которое вносится в протокол. Особое мнение, изложенное в письменной форме, прилагается к протоколу заседания Комиссии.

36. Решения Комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. При равенстве голосов решающим является голос председателя Комиссии.

37. Результаты голосования, оглашенные председателем Комиссии, вносятся в протокол.

38. При проведении закрытых заседаний Комиссии (закрытого обсуждения отдельных вопросов) подготовка материалов, допуск на заседания, стенографирование, оформление протоколов и принимаемых решений осуществляются с соблюдением режима секретности.

39. Материалы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, вручаются членам Комиссии под роспись в реестре во время регистрации перед заседанием и подлежат возврату сотрудникам аппарата Комиссии по окончании заседания.

40. Присутствие представителей средств массовой информации и проведение кино-, видео- и фотосъемок, а также звукозаписи на заседаниях Комиссии организуются в порядке, определяемом председателем или, по его поручению, руководителем аппарата Комиссии.

41. На заседаниях Комиссии по решению председателя Комиссии ведется стенографическая запись и аудиозапись заседания.

42. Участникам заседания и приглашенным лицам не разрешается приносить на заседание кино-, видео- и фотоаппаратуру, звукозаписывающие устройства, а также средства связи.

V. Оформление решений, принятых на заседаниях Комиссии

43. Решения Комиссии оформляются протоколом, который в десятидневный срок после даты проведения заседания готовится аппаратом Комиссии и подписывается председателем Комиссии.

44. В решении Комиссии указываются: фамилии лица, проводящего заседание Комиссии, и присутствующих на заседании членов Комиссии, приглашенных лиц, вопросы, рассмотренные в ходе заседания, принятые решения.

45. В случае необходимости доработки проектов рассмотренных на заседании Комиссии материалов, по которым высказаны предложения и замечания, в решении Комиссии отражается соответствующее поручение членам Комиссии.

46. Решения Комиссии (выписки из решений Комиссии) направляются в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, в органы местного самоуправления в части, их касающейся, в трехдневный срок после получения аппаратом Комиссии подписанного решения Комиссии, а также доводятся до сведения общественных объединений и организаций.

47. Контроль за исполнением решений и поручений, содержащихся в решениях Комиссии, осуществляет аппарат Комиссии.

Аппарат Комиссии снимает с контроля исполнение поручений на основании решения председателя Комиссии, о чем информирует исполнителей.

Антимонопольные органы

(англ antimonopoly organs) – специальные органы государства, осуществляющие проведение гос-ной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В РФ указанные функции реализует федеральный орган исполнительной власти – федеральный А.о. Согласно ст. 3 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»** основные задачи, функции и полномочия федерального А.о., а также ответственность его должностных лиц определяются указанным Законом и др. нормативными правовыми актами РФ.

Федеральный А.о. выполняет следующие основные функции: а) направляет в Правительство РФ предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения по проектам законов и др. нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции; б) дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции; в) разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения; г) контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов; д) контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в РФ хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.

Согласно ст. 12 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» федеральный А.о. вправе:

давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и (или) об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, об их принудительном разделении или о выделении структурных подразделений из их состава, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении договора с др. хозяйствующим субъектом, перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства;

давать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращении нарушений, а также о расторжении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству;

вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления предложения о введении или об отмене лицензирования, об изменении таможенных тарифов, о введении или об отмене квот, а также о предоставлении налоговых льгот, льготных кредитов и иных видов гос-ной поддержки;

принимать решения о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации и административных взысканий на их руководителей, граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства, кроме случаев нарушения установленного порядка ценообразования в соответствии с законодательством о естественных монополиях;

обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства, в т.ч. о признании недействительными полностью или частично договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, об обязательном заключении договора с др. хозяйствующим субъектом, а также участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства;

направлять в соответствующие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства;

устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов;

давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ.

Федеральный А.о. для осуществления своих полномочий создает свои территориальные органы и назначает соответствующих должностных лиц. Территориальные органы подведомственны федеральному А.о. и действуют в соответствии с законодательством РФ на основе положения, утверждаемого федеральным А.о. Федеральный А.о. наделяет свои территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции.

Средства на содержание А.о. предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: