Антропологическая школа: что это такое, описание и особенности

Уголовное право. Курс лекций

Антропологическая школа

Появление антропологической школы в уголовном праве было связано, как уже отмечалось, с ростом преступности и неспособностью «классической» школы предложить необходимые меры для борьбы с ней. Основоположником этой школы явился итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо (1835-1909 гг.), пытавшийся доказать, что преступность — это явление биологического характера. Ломброзо считал, что преступник — это особый биологический тип, имеющий свои антропологические признаки, что человек рождается преступником и он не может быть исправлен. Ломброзо и его последователи на основе многочисленных измерений и описаний преступников выделили якобы присущие преступникам определенные признаки — стигматы преступности. Для убийц, например, характерны будто бы большие скулы и челюсть, длинные зубы, тонкие губы, орлиный нос и т.д. Для воров характерны бегающие глаза, редкая борода. У совершающих половые преступления — толстые губы, длинные волосы и т.п.

Исходя из теории врожденного и неисправимого преступника. Домброю и его последователи предлагали применять к правонарушителям смертную казнь, лишение свободы, кастрацию, стерилизацию и т.д. Указанные меры, по мнению антропологов, должны были заменить наказание, назначаемое судом. Антропологи предлагали упразднить суд и заменить его специальными административными органами, призванными определять наличие у того или иного субъекта черт «преступного человека» и решать вопрос о мерах безопасности, которые должны быть применены к нему. Разумеется, выводы эти были крайне реакционными. И не случайно теория Ломброзо и его последователей (например, Э. Ферри) наряду с другими расистскими теориями широко использовалась в фашистской Италии и гитлеровской Германии для обоснования массовых убийств и репрессий по расовым и политическим мотивам.

Антропологическая теория была основана на философских идеях представителей вульгарного материализма, утверждавших, что решающее влияние на поведение личности оказывают естественно-биологические факторы, и отвергавших влияние социальной среды.

Последующие научные исследования полностью опровергли воззрения антропологов. Так, например, в 1918 г. английский юрист Торинг проверил исследования Ломброзо, сравнив большую группу заключенных со студентами Кембриджа, Оксфорда и Абердина, а также с военнослужащими и учителями колледжей. Оказалось, что никаких физических различий между ними и преступниками не существует. Подобные исследования с теми же результатами были проведены и другими учеными.

Следует отметить, что в России концепция Ломброзо практически не нашла сторонников.

Любопытно отметить, что Чезаре Ломброзо в августе 1897 г. приезжал ко Льву Толстому в Ясную Поляну и пытался доказать ему свою теорию врожденного преступника, с которой великий русский писатель не соглашался. Об этом посещении Л.Н. Толстой записал в дневнике: «Был Ломброзо, ограниченный, наивный старичок».

Ишсрссные воспоминания об этой встрече оставил младший из сыновей Л.Н. Толстого Михаил Львович. Во время пребывания итальянца в Ясной Поляне Лев Николаевич предложил тому пойти купаться. Вместе с ними пошел еще один гость — молодой юрист, которого семья Толстого знала еще с детства (кстати сказать, этот молодой человек интересовался учением Ломброзо). После купания и завтрака в кабинет к Толстому пришел очень взволнованный Ломброзо, который сообщил: «После завтрака я обнаружил пропажу денег — 250 рублей из моего кошелька. Так как ходили купаться вы, я и этот молодой человек, то кто-то из нас взял деньги. Я себя обокрасть не мог, вы — вне подозрения, а молодой человек, у которого я заметил преступные знаки на голове, — единственный, кто из нас мог это сделать. Кроме того, он спешно уехал в Москву, что подтверждает мои подозрения». Лев Николаевич очень возмутился, уверял итальянца в том, что молодой человек давно знаком ему и не мог этого сделать, просил Ломброзо как следует поискать пропажу у себя. Ломброзо был неумолим и снова и снова доказывал свою теорию. В тот же день Ломброзо уехал в Москву, а уже на следующий день Толстой получил от него телеграмму, в которой тот извинялся за доставленное беспокойство и сообщал, что деньги нашлись. Писатель был этому очень рад и долго смеялся над теорией Ломброзо.

Тем не менее идеи антропологической школы оказались живучими. Они воскрешаются в обновленных биологических или так называемых биолого-психологических теориях причин преступности. Делается, например, попытка объяснить причины преступности с чисто генетических позиций. Наиболее распространенным является доказывание этих положений путем использования «близнецового» и «хромосомного» методов. В исследованиях, связанных с «близнецовым» методом, делается попытка установить общность судеб у близнецов-преступников (на основе степени схожести их генетической структуры). При этом забывается такое очевидное обстоятельство, что обычно оба близнеца воспитывались либо в одинаковой, либо в сходной социальной среде. И именно это обстоятельство, а не генетические предпосылки к совершению преступления, является определяющим.

Биологические истоки преступности, наличие «прирожденного» преступника пытаются установить и с помощью хромосомного метода. Исследования ученых-генетиков показали, что у некоторых мужчин обнаружены такие хромосомные аномалии, как наличие «лишней» мужской хромосомы. Однако и этот метод не был научно обоснован и подтвержден. Так, американский национальный институт психического здоровья, в котором имеется центр по изучению преступности, провел обследование 6432 преступников, содержащихся в исправительных учреждениях США, Канады и европейских стран. При этом в соответствии с хромосомной теорией были подобраны специальные группы. Подводя итоги исследований, авторы научного доклада-отчета записали: «Несмотря на распространенное мнение, не было установлено, что люди с хромосомными аномалиями XYY (формула хромосомной аномалии — «лишней» мужской хромосомы) являются более агрессивными, чем выборочно обследованные преступники с нормальным хромосомным набором».

Другое дело, что, например, в настоящее время в отечественной юридической науке никто не отрицает необходимости анализа и учета медико-биологических характеристик преступника, его психических свойств, аномалий и состояний. «Решительное неприятие биологизма как причин преступности не снимает вопроса о необходимости при оценке поведения человека вообще и антиобщественного в частности учитывать физиологические качества и патологию человека, ибо это помогает уяснить механизм взаимодействия внутренних черт человека с внешней средой». И тем не менее с точки зрения понимания преступного поведения человека определяющим является его социальное начало, а его медико-биологические характеристики могут быть важными, но все же подчиненными этому началу. Таково соотношение социального и биологического в механизме преступного поведения.

Читайте также:
Больничные листы: что это такое, описание и особенности

5 важнейших антропологических школ: характеристики и предложения

Содержание:

  • 5 основных антропологических школ
  • 1. Первая из антропологических школ: эволюционизм.
  • 2. Американская школа антропологии
  • 3. Диффузионистская антропологическая школа.
  • 4. Французская социологическая школа.
  • 5. Функционалистическая антропологическая школа.

Антропология, как и почти все научные дисциплины, имеет не одну преобладающую школу, а набор из нескольких из них.

Чтобы лучше их узнать, мы сделаем экскурсия по школам антропологии более репрезентативны, чтобы узнать, какие подходы они используют, и иметь возможность сравнивать их между собой, чтобы мы могли различать общие моменты, которые они поднимают, а также различия, характерные для каждого из них.

  • Статья по теме: «4 основных направления антропологии: как они существуют и что исследуют»

5 основных антропологических школ

Это были основные направления этой науки на протяжении всего ее исторического развития.

1. Первая из антропологических школ: эволюционизм.

Антропология – это наука, изучающая человека во всех его аспектах, особенно в культурном. В рамках этой задачи возникли исторически различные подходы, представленные основными антропологическими школами, каждая из которых предлагает способ проведения исследований людей и их различных культур.

Следует иметь в виду, что это относительно недавняя дисциплина, поскольку С последних десятилетий XIX века он считается независимой наукой, движимой идеями Чарльза Дарвина о естественном отборе видов.Поскольку эти принципы были экстраполированы на человеческие общества посредством так называемого социального дарвинизма, который также утверждает, что выживают только наиболее приспособленные группы.

Именно так возникла то, что мы можем считать одной из первых антропологических школ – школой эволюционизма. Высшим представителем этой школы является Герберт Спенсер, один из первых антропологов в истории. Спенсер был одним из величайших английских интеллектуалов XIX века. Он принял теорию эволюции, чтобы попытаться объяснить функционирование человеческих сообществ.

Однако, несмотря на использование теорий Дарвина, он также переплел их с теориями Жан-Батиста Ламарка, то есть с ламаркизмом, который защищал некоторые постулаты об эволюции в отличие от постулатов Чарльза Дарвина. В любом случае эволюционизм – одна из антропологических школ, для которых характерно отрицание креационизма и попытки предложить научное объяснение происхождения и модификации человеческих обществ и культур.

Другим выдающимся представителем этой антропологической школы был Эдвард Бернетт Тайлор., Британский антрополог, заложивший основы этой дисциплины. Тайлор разработал культурную антропологию и сравнительные методы, будучи первым, кто провел полевые исследования, то есть на местах, количественно, чтобы сделать выводы на этнологическом уровне.

Льюис Генри Морган был еще одним из авторов-эволюционистов и, следовательно, представителем первой из антропологических школ. В данном случае Морган сосредоточил свои усилия на анализе систем родства. Он разработал шкалу для классификации степени социальной эволюции человеческих культур, которая варьировалась от дикарей с тремя разными степенями до варваров с тремя другими уровнями, пока, наконец, не достигла современных цивилизаций, какими мы их знаем.

  • Вам может быть интересно: «Теория биологической эволюции: что это такое и что объясняет»

2. Американская школа антропологии

Еще одна из основных антропологических школ – это так называемая американская школа, которая возникла после обретения Соединенными Штатами независимости с целью анализа поведения человеческих групп на этом континенте. Величайшим представителем этого течения был бы Франц Боас, американский писатель и один из величайших противников зарождающихся идей научного расизма того времени..

В рамках антропологических школ американская характеризуется глубоким изучением культуры и ее сравнением между разными группами людей для оценки контакта и передачи. Для этих авторов ключевым моментом был поиск как сходств, так и различий, поскольку только так можно было провести тщательный анализ культурных ареалов, а также их расширения и слияния с другими.

Важный вопрос, поднятый американской школой, – это вопрос о том, есть ли другие виды, которые, как люди, обладают культурой. Это направление известно как биологическая антропология. Для этого они устанавливают конкретное определение того, что такое культура, чтобы оттуда они могли исследовать, развивают ли другие животные, такие как, возможно, человекообразные обезьяны (орангутаны, гориллы, шимпанзе), поведение, которое можно было бы описать в рамках названной культуры.

Американцы также глубоко изучали использование языка с помощью лингвистической антропологии.. Это настолько важная часть культуры, что становится самостоятельным элементом. Форма и использование языка имеют жизненно важное значение для антропологов как средство познания культурной истории определенного народа. Они даже могут изучать свой образ мышления благодаря используемым языковым структурам.

Точно так же, благодаря этой антропологической школе, археологическим исследованиям стало придавать большее значение как одному из наиболее важных методов для антропологов как средству извлечения информации об изменениях, которые произошли в определенной культуре за долгие годы.

  • Вам может быть интересно: «Различия между психологией и антропологией»

3. Диффузионистская антропологическая школа.

Третья из основных антропологических школ – диффузионизм, антропологическое течение, основанное на принципе культурной диффузии. Что это значит? Что все культуры передают свои черты своим близким, поэтому среди них постоянно происходит распространение. Таким образом, использование определенной техники или определенного объекта, даже если оно совпадает между различными культурами, должно исходить от одной из них или от более старой, которая больше не существует, но была в контакте.

Фактически, существует ветвь диффузионизма, известная как гипердиффузионизм, которая доводит эту теорию до крайности. Его защитники утверждали, что должна существовать единая изначальная культура, из которой возникли другие, посредством небольших изменений, которые в совокупности привели к возникновению целого ряда культур, столь разных, которые мы можем наблюдать сегодня в мире.

Фридрих Ратцель был одним из главных защитников диффузионизма.. Фактически, он является отцом антропогеографии или географии человечества, изучения движений человеческих обществ через различные регионы. Ратцель хотел с помощью диффузионизма положить конец эволюционным идеям антропологии, поскольку эволюционизм защищал одновременное развитие культур, в то время как диффузионизм выступал за постоянный обмен между ними.

Факт распространения определенного элемента из одной культуры в другую известен в антропологии как культурный заем. Это факт, который постоянно происходил в человеческих культурах, хотя очевидно, что некоторые из них были более открыты, чем другие, этому случаю, способствуя большему контакту с определенными культурами в ущерб другим в разное время в истории.

Читайте также:
Злоупотребление правом: что это такое, описание и особенности

4. Французская социологическая школа.

В рамках антропологических школ мы также находим так называемую французскую социологическую школу. Этот поток Он представлен в основном Эмилем Дюркгеймом, основателем социологии как академической науки.. Основа этой школы состоит в том, что социальное явление нельзя изучать изолированно, а нужно анализировать в перспективе, принимая во внимание все элементы, связанные с ним.

Таким образом, французская социологическая школа защищает взаимосвязь между элементами культуры, которые необходимо изучать вместе, если мы хотим сделать обоснованные выводы, в противном случае у нас не было бы достаточной информации, чтобы иметь возможность поставить должным образом обоснованный диагноз.

Еще один из важнейших авторов этой антропологической школы – Марсель Мосс., которого многие считают отцом французской этнологии. Как и Дюркгейм, Маусс утверждает, что, как и в других науках, антропологические концепции нельзя изучать изолированно, поскольку им нужен контекст, который помогает исследователю найти точные причины, лежащие в основе каждой из них.

Поэтому эти авторы отвергают сравнение как антропологический метод анализа различных человеческих культур. По их мнению, каждый из них должен быть изучен, используя остальные элементы в качестве контекста.

5. Функционалистическая антропологическая школа.

Наконец, мы находим функционализм, замыкающий список важнейших антропологических школ. Наиболее важными авторами-функционалистами являются Бронислав Малиновский и Альфред Реджинальд Рэдклифф-Браун.

Это движение защищает важность каждой части культуры и той роли, которую она играет для общества., наконец, создавая универсальность, в которой каждый элемент имеет значение. Это ответ на постулаты диффузионизма, которые мы видели ранее.

Функционализм вводит понятие социальной структуры как ключевого элемента, поскольку каждой функции должна предшествовать структура, которая ее поддерживает. Следовательно, это должен быть один из элементов, который функционализм, одна из основных антропологических школ, отстаивает как принцип при проведении соответствующих исследований.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Смотреть что такое АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в других словарях:

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в социологии, см. Расово-антропологическая школа. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопед. смотреть

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

АНТРОПОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА, эволюционная школа, направление в европейской этнографии и фольклористике 2-й половины XIX в., главным образом в британской культурной антропологии (отсюда название). Сформировалась под влиянием эволюционного учения: представители А. ш. (Э. Б. Тайлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер и др.) считали универсальным историческим законом прогрессивное и единообразное развитие культуры от низших простейших форм (первобытная культура) к цивилизации у всех народов вне расовых, региональных и других ограничений. Фундаментальными в различных течениях А. ш. представлялись к.-л. конкретные феномены культуры или «элементарные идеи»: вера в духов (анимизм Тайлора) или магия (Дж. Фрейзер) послужили основой для развития религии и мифологии (см. Мифы); «пережитки» (обычаи, смысл которых утерян) этих фундаментальных феноменов сохранялись в фольклоре, корни мотивов и образов которого школа искала в этнографии (ср. «историческую поэтику» Александра Н. Веселовского). Пути эволюции отдельных явлений рассматривались при этом изолированно: поэзия возникла из разговорной речи, ритмизированной во время обрядов, метафора и миф — из фантастических аналогий (радуга — лук бога или мост) и ограниченности естественного языка, описывающего явления природы и т. д. При этом мифология понималась преимущественно как донаучное средство объяснения мира «дикарем-философом»; ее поэтическое содержание почти не исследовалось. А. ш. развила сравнительный метод мифологической школы, собрав огромный материал по этнографии и фольклору народов мира, и заложила основы его классификации (по аналогии с естественнонаучными классификациями). Единство культуры и закономерность этапов ее эволюции А. ш. выводила из психического единства человечества (см. Самозарождения сюжетов теория в фольклоре). Учение Тайлора о первобытных «пережитках» в культуре современных народов и концепция Фрейзера об изначальности ритуала, как и эволюционный метод А. ш. в целом, повлияли на формирование ритуально-мифологической критики и ряд направлений в этнографии и фольклористике.

Тэйлор Э., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939;

Коккьяра Дж., История фольклористики в Европе, пер. с итал., М., 1960;

Фрезер Дж., Золотая ветвь, пер. с англ., М.,1980.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

(англ. anthropology doctrine) — направление в науке уголовного права, основанное в 70-80-х гг. XIX в. в Италии судебным врачом и психиатром профессоро. смотреть

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

(син. антропосоциология)в социологии — биологизаторское течение современной буржуазной социологии, фальсифицирующее данные антропологической науки и пр. смотреть

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

антропологическая школа (син. антропосоциология) в социологии — биологизаторское течение современной буржуазной социологии, фальсифицирующее данные антропологической науки и проводящее идеи о непосредственной связи социального положения отдельных людей и их групп с анатомо-физиологическими особенностями человека (размер и форма черепа, рост, цвет волос и т. п.); разделяя людей на полноценных и неполноценных, антропологическая школа является разновидностью социального дарвинизма и оправдывает расизм и геноцид.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

(син. антропосоциология) в социологии биологизаторское течение современной буржуазной социологии, фальсифицирующее данные антропологической науки и проводящее идеи о непосредственной связи социального положения отдельных людей и их групп с анатомо-физиологическими особенностями человека (размер и форма черепа, рост, цвет волос и т. п.); разделяя людей на полноценных и неполноценных, антропологическая школа является разновидностью социального дарвинизма и оправдывает расизм и геноцид. смотреть

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в культурологии, сложилась в Великобритании в 1860-е гг. (Э. Тайлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России – А. Н. Веселовский), объясняла сходство мифологии и фольклора разных народов тождественностью человеческой природы и единством первобытного мышления (анимизм, процесс аналогии); доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками (“пережитками”) культуры.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в культурологии, сложилась в Великобритании в 1860-е гг. (Э. Тайлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России – А. Н. Веселовский), объясняла сходство мифологии и фольклора разных народов тождественностью человеческой природы и единством первобытного мышления (анимизм, процесс аналогии); доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками (“пережитками”) культуры.

Читайте также:
Помогли отцу купить квартиру, а нас обвиняют в афере.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в культурологии – сложилась в Великобритании в 1860-е гг. (Э. Тайлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России – А. Н. Веселовский), объясняла сходство мифологии и фольклора разных народов тождественностью человеческой природы и единством первобытного мышления (анимизм, процесс аналогии); доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками (“пережитками”) культуры.
. смотреть

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

– в культурологии – сложилась в Великобритании в1860-е гг. (Э. Тайлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России – А. Н.Веселовский), объясняла сходство мифологии и фольклора разных народовтождественностью человеческой природы и единством первобытного мышления(анимизм, процесс аналогии); доказывала, что, возникнув, сходные сюжетыстали вечными спутниками (“”пережитками””) культуры. смотреть

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

л.л. антропологиялық мектеп

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В КУЛЬТУРОЛОГИИ

— сложилась в Великобритании в 1860-е гг. (Э. Тайлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России – А. Веселовский). А.ш. объясняла сходство мифологии и фольклор. смотреть

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В КУЛЬТУРОЛОГИИ

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в культурологии, сложилась в Великобритании в 1860-е гг. (Э. Тайлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России – А. Н. Веселовский), объясняла сходство мифологии и фольклора разных народов тождественностью человеческой природы и единством первобытного мышления (анимизм, процесс аналогии); доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками (“пережитками”) культуры. смотреть

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В КУЛЬТУРОЛОГИИ

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в культурологии , сложилась в Великобритании в 1860-е гг. (Э. Тайлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России – А. Н. Веселовский), объясняла сходство мифологии и фольклора разных народов тождественностью человеческой природы и единством первобытного мышления (анимизм, процесс аналогии); доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками (“пережитками”) культуры. смотреть

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Антропологическая школа в уголовном праве — см. Итальянская школа криминалистов.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

см. Итальянская школа криминалистов.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

одно из направлений в науке уголовного права, возникла в 70-х гг XIX в. в Италии. Основоположником А.ш. является итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо (1835-1909 гг), пытавшийся доказать, что преступность это явление биологического характера. А. ш. утверждала, что преступник особый биологический тип, имеющий свои антропологические признаки, что человек рождается преступником, и он не может быть исправлен, т.е. освобожден от преступных черт и наклонностей. Отрицая основные принципы классической школы уголовного права, сторонники А.ш. предлагали заменить уголовные суды административно-медицинскими органами, призванными определять наличие у того или иного субъекта черт *преступного человека* и решать вопрос о мерах безопасности, которые должны быть применены к нему. смотреть

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

– одно из направлений в науке уголовного права, возникла в 70-х гг XIX в. в Италии. Основоположником А.ш. является итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо (1835-1909 гг), пытавшийся доказать, что преступность – это явление биологического характера. А. ш. утверждала, что преступник – особый биологический тип, имеющий свои антропологические признаки, что человек рождается преступником, и он не может быть исправлен, т.е. освобожден от преступных черт и наклонностей. Отрицая основные принципы классической школы уголовного права, сторонники А.ш. предлагали заменить уголовные суды административно-медицинскими органами, призванными определять наличие у того или иного субъекта черт “преступного человека” и решать вопрос о мерах безопасности, которые должны быть применены к нему.
. смотреть

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА

одно из направлений в уголовно-правовой науке (наряду е «классической» и социологической школами), формулирующих основные принципы уголовного права и основания уголовной ответственности. Основоположником этой школы явился итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо, пытавшийся доказать, что преступность — это явление биологического характера, а преступник — это особый биологический тип, имеющий свои антропологические признаки, что человек рождается преступником и он не может быть исправлен. Ломброзо и его последователи на основе многочисленных измерений и описаний преступников выделили якобы присущие преступникам определенные признаки —- стигматы преступности (для убийц, например, будто бы характерны большие скулы и челюсть, длинные зубы, тонкие губы, орлиный нос; для воров — бегающие глаза, редкая борода; у совершающих половые преступления — толстые губы, длинные волосы и т.д.). Исходя из теории врожденного и неисправимого преступника, Ломброзо и его последователи предлагали применять к правонарушителям смертную казнь, пожизненное лишение свободы, кастрацию, стерилизацию и т д . Эти меры должны были заменить наказание, назначаемое судом. Антропологи предлагали упразднить суд и заменить его специальными административными органами, призванными определять наличие у того или иного субъекта черт «преступного человека» и решать вопрос о мерах безопасности. Антропологическая теория была основана на философских идеях представителей вульгарного материализма, утверждавших, что решающее влияние на поведение личности оказывают естественно-биологические факторы, и отвергавших влияние социальной среды. Однако последующие научные исследования полностью опровергли воззрения антропологов. Так, например, в 1918 английский юрист Торинг проверил исследования Ломброзо, сравнив большую группу заключенных со студентами Кембриджа, Оксфорда и Абердина, а также с военнослужащими и учителями колледжей. Оказалось, что никаких физических различий между ними и преступниками не существует. Подобные исследования с теми же результатами были проведены и другими учеными. Теория Ломброзо и его последователей (например, Э. Ферри), наряду с другими расистскими теориями, широко использовалась в фашистской Италии и гитлеровской Германии для обоснования массовых убийств и репрессий по расовым и политическим мотивам. В современной науке уголовного права на антропологических идеях основаны биологические или так называемые биолого-психологические теории причин преступности (например, попытка объяснить причины преступности с чисто генетических позиций). В отечественной юридической науке не отрицается необходимость анализа и учета медико-биологических характеристик преступника, его психических свойств, аномалий и состояний. И тем не менее, с точки зрения понимания преступного поведения человека, определяющим является его социальное начало, а его медико-биологические характеристики могут быть важными, но все же подчиненными этому началу. А. В. Наумов . смотреть

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА — одно из направлений в науке уголовного права; возникла в 1870-х гг. в Италии. Основоположник — итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо (1835-1909 гг.). Главный тезис А.ш.у.п. заключается в том, что преступность — явление не социальное, а сугубо биологическое, в силу чего преступника необходимо изучать с антропологической точки зрения. По мнению сторонников А.ш.у.п., преступник — это особый биологический тип с характерными чертами внешности; некоторые люди рождаются преступниками и не могут быть исправлены. Отрицая основные принципы классической школы уголовного права, А.ш.у.п. предлагала заменить уголовные суды административно-медицинскими органами, призванными определять наличие у того или иного субъекта черт преступного человека и решать вопрос о мерах безопасности, которые должны быть к нему применены.

Читайте также:
Государственные преступления: что это такое, описание и особенности

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА

одно из направлений в науке уголовного права; возникла в 1870-х гг. в Италии. Основоположник – итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо (1835-1909 гг. смотреть

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА

основа на итальянским врачом-психиатром, профессором Чезаре Ломброзо (1835- 1909) во второй половине XIX в. Основная посылка А.ш.у.п. заключается в том. смотреть

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА – одно из направлений в науке уголовного права; возникла в 1870-х гг. в Италии. Основоположник – итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо (1835-1909 гг.). Главный тезис А.ш.у.п. заключается в том, что преступность – явление не социальное, а сугубо биологическое, в силу чего преступника необходимо изучать с антропологической точки зрения. По мнению сторонников А.ш.у.п., преступник – это особый биологический тип с характерными чертами внешности; некоторые люди рождаются преступниками и не могут быть исправлены. Отрицая основные принципы классической школы уголовного права, А.ш.у.п. предлагала заменить уголовные суды административно-медицинскими органами, призванными определять наличие у того или иного субъекта черт “преступного человека” и решать вопрос о мерах безопасности, которые должны быть к нему применены.
. смотреть

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА

одно из направлений в буржуазной теории уголовного права. Возникла в 70-х гг. 19 в. Родоначальник — профессор судебной медицины из Турина (Итал. смотреть

Московская антропологическая школа: экскурс в будущее

Чем будет заниматься учебное заведение, новое для карты образовательной Москвы? И как туда можно поступить бесплатно? Рассказывают кураторы МАШ и руководители ее лабораторий

В Москве начинает свою работу и продолжает набор студентов Московская антропологическая школа. Ее кураторы и руководители лабораторий рассказывают, чего от нее ждать, как туда можно поступить и что сделать, чтобы выиграть конкурс на бесплатное обучение.

Нигина Шаропова

куратор Московской антропологической школы

Вначале, пожалуй, следует оговориться, о какой антропологии идет речь. Тематический фокус школы, скорее, связан с так называемой философской антропологией, то есть не с этнографией, а с исследованиями, центральным предметом которых является проблематика человеческого. Хотя некоторые принципы и подходы полевой антропологии тоже входят в содержание наших курсов.

Очевидно при этом, что в перспективе исследований и теорий последних десятилетий сохранить саму постановку вопроса о человеке в прежних терминах невозможно. Критика антропоцентризма выводит на сцену, главным героем которой недавно еще был человек, других живых и неживых агентов. Иными словами, человек перестает быть специфическим объектом исследования, поскольку расширение агентности стирает традиционную демаркацию и в этом поле он оказывается лишь одним из многих.

В этих условиях мы можем, скорее, говорить о постантропологии. Это смещение во многом определило основной проблемный и тематический фокус программы, которая посвящена, скорее, нечеловеческому, чем человеческому, новым онтологиям и эпистемологиям, в рамках которых переосмысление этой диспозиции и смещение, расширение агентности становятся возможными.

Ряд курсов школы посвящен теориям, связанным с этим поворотом: постгуманизму, новому материализму, феминистским эпистемологиям. Многие другие направлены на те области, которые этот поворот высветил: новые экологии и сама экология как подход, проблемы антропоцена, геофилософии, исследования техники и медиа (причем в том числе в их конвергенции с живыми организмами: биомедиа, insect media и пр.), исследования животных. Кроме того, это смещение, не упраздняя полностью человеческое (а скорее, отказывая ему в специфичности, привилегированности), включает его в принципиально другие масштабы, до того казавшиеся ему несоразмерными, — космические. Такой курс, посвященный антропологии космоса, также включен в программу.

Обучение в школе будет интересно абитуриентам, ориентирующимся на научную и исследовательскую работу, художникам, всем, кто интересуется актуальными теориями и дискуссиями в гуманитарных науках и философии. Тематический уклон школы позволяет представить срез основных исследовательских тенденций последних лет.

Большинство классических программ, которые предлагают традиционные университеты (социология, философия, антропология и пр.), в большей степени сосредоточено на традиции развития дисциплины, на изучении основополагающих теорий и подходов. Особенно ярко эта ситуация выражена на философских факультетах, где студенты большей частью изучают традицию, а актуальная философия полностью переходит в русло самостоятельной работы Текущие и актуальные исследовательские тенденции, новые теории нередко оказываются за рамками учебных программ или им не отводится в них значимого места.

Наша школа — одна из немногих институций, где основное внимание уделяется именно этому кругу теорий и исследований. Поэтому наша программа особенно полезна тем, кто ищет возможность сориентироваться в актуальном проблемном поле.

При этом курсы будут читать исследователи, которые во многом определяют направление и содержание поля российских актуальных исследований (среди них Алла Митрофанова, Нина Сосна, Елена Петровская, Николай Смирнов, Полина Колозариди, Сергей Мохов, Денис Сивков и др.). Их курсы не только носят общеобразовательный характер, но и представляют результаты их собственных исследований в этих областях.

Стоит отметить, что помимо занятий обучение предполагает и работу над собственными проектами. Они могут быть выполнены как в академическом, так и в художественном формате (в виде художественного исследования).

В школе открыты три лаборатории: Posthuman, лаборатория исследований медиа и техники, лаборатория актуальной философии. Работа над самостоятельным проектом ведется в рамках одной из них.

Катерина Белоглазова

куратор Московской антропологической школы

Программа обучения в Московской антропологической школе рассчитана на два года и будет включать в себя курсы лекций и регулярные исследовательские семинары, организованные внутри каждой из наших лабораторий. Преимущество образовательной программы МАШ — в фокусе на актуальном теоретическом поле и вместе с тем в более гибкой, чем в традиционных академических институциях, системе обучения.

Читайте также:
Градостроительный кодекс: что это такое, описание и особенности

Поэтому программа МАШ может быть интересна как для выпускников гуманитарных факультетов, уже имеющих базовое образование в области антропологии, социологии, философии, культурологии и других дисциплин и желающих расширить свои знания в поле современной теории, так и для студентов магистратур других вузов — как дополнительное подспорье для работы над диссертацией, для художников и кураторов, часто обращающихся в своих проектах к проблемам актуальной философии.

Школа не предполагает обучения художественным практикам, но итоговым проектом может быть и художественное исследование, работа над ним также будет обсуждаться в ходе семинаров.

В рамках публичной программы, предваряющей набор в школу, пройдет серия бесед с художниками и теоретиками, которые изучают релевантные направления для проблематики МАШ, а в учебной программе предполагаются междисциплинарные семинары и встречи с художниками и исследователями современного искусства.

Кроме того, студенты Московской антропологической школы смогут посещать занятия Московской школы новой литературы и Московской школы нового кино, а для выполнения художественных проектов будет доступна техническая база Московского международного университета, где располагаются все три школы: съемочное оборудование, типография, выставочная площадь в атриуме университета.

Обучение будет проходить в очном формате, но для иногородних студентов доступна опция дистанционного посещения занятий через Zoom.

С точки зрения аудиторной нагрузки программа МАШ аналогична полноценной магистратуре с вечерними занятиями четыре раза в неделю. По окончании обучения студенты, защитившие итоговый исследовательский проект, получат диплом о дополнительном образовании.

Для того чтобы программа школы была яснее для абитуриентов, мы, кураторы школы, решили задать несколько вопросов руководительницам двух ее лабораторий.

Алла Митрофанова

философ, руководительница лаборатории Posthuman МАШ

— Возможно ли изучать опыт других, нечеловеческих, агентов, у нас есть к этому доступ — или мы неизбежно имеем дело со своими конструктами и проекциями? А если это возможно, то зачем нам, людям, нужно этим заниматься? Какие наиболее важные категории/модели описания привнес постгуманизм?

— Постгуманизм — это не уничтожение человека как вида, а уход от человекоцентричности и эпистемологического высокомерия по отношению к дикарям, животным, дикой природе. Такой уход не позволяет нам быть «якобы знающими», наделенными властью над природой и вообще ставит под вопрос саму идею управления, знания. Да, мы не знаем и потому должны «принимать апелляции» у человеческих и природных агентов, а дальше договариваться, уступать, принимать совместную ответственность. Это требует расширенного внимания, анализа причинной сложности, теоретического и политического воображения.

— Как связаны постгуманизм и феминистское движение?

— Постгуманизм — это феминистская концепция, принятая сейчас в разных философских движениях. Она прямым образом связана с феминистской эпистемологией, которая в 1980-е критически рассмотрела доминантную модель познания через гендерную оптику. У познания есть свои «правила доступа» и отсева отдельных данных как «не имеющих ценности», есть канон, который определяет иерархию знаний. Поскольку стало понятно, что женский опыт, как и женские искусство и логика, не принадлежит к канону истины, возникла критика этого канона как формы репрезентации мира, затем критика этой формы познания, а потом и новые философские предложения. Так феминистская философия оказалась в центре современных проблем культурного кода, телесности, технологических практик.

— Чем будет заниматься ваша лаборатория, какие исследования и направления вы хотели бы развивать вместе со студентами?

— В нашей лаборатории мы попробуем формировать digital humanities, или попросту философию в условиях современной технологизированной культуры. Это пока еще несуществующая философия в эпоху больших данных. Это то, чем мы с коллегами занимаемся на наших внеинституциональных семинарах в Петербурге — например, на семинаре Йожи Столет «Новая философская грамматика». Здесь интересно исследование и новых способов публичности, и того, как меняются телесные параметры, какие из концептов философии ХХ века могут быть актуальными сегодня, как формируется новая область подходов и смыслов.

Нина Сосна

философ, медиаисследовательница, руководительница лаборатории исследований медиа и техники МАШ

— Как отразилась критика антропоцентризма на исследованиях медиа и техники?

— Комплексность, как теперь иногда говорят, ответа на этот вопрос связана с тем, что понятия медиа и техники не совпадают и второе явно имеет более длинную историю, чем первое. В вопросах исследования техники действительно долгое время было принято ориентироваться на человека как изобретателя или, в крайнем случае, пользователя техники, и это автоматически означало инструментальное, зависимое положение техники. Ее автономизация виделась только как поломка, как «восстание машин», ничего хорошего человеку не обещавшее. Вспомните множество голливудских фантастических фильмов, которые строились вокруг конфликта вышедших из-под контроля человека устройств. Две разрушительные мировые войны XX века сделали масштаб вреда, наносимого техническим развитием, колоссальным. Об этом много и с трагическим чувством писал, например, Гюнтер Андерс.

Несколько упрощая ситуацию, можно было бы утверждать, что именно исследования медиа сильно способствовали тому, чтобы другое представление о технике оказалось тоже принятым во внимание. В общепринятых ныне версиях, преимущественно исходящих из Германии, теории медиа относились к человеческому субъекту достаточно незаинтересованно. Его не исключали намеренно, но фокус наводился не на него, а на процессы опосредования, переноса, взаимодействия, которые рассматривались на разных уровнях, от языкового до геологического, при постоянной работе с уровнем материальных структур. В известном смысле роль человеческой субъективности естественным образом в этих работах все более уменьшалась, в некоторых случаях с явной неприязнью. Так, Фридрих Киттлер заявлял, что нет никакого медиаискусства, о котором как раз начинали говорить, потому что для медиа никакой внешний производитель искусства, каким мог бы выступить человек, не требуется. Однако парадоксальным образом именно такие исследователи медиа, как, например, Зигмунд Цилински, заговорили о необходимости медиаантропологии или, как Лев Манович, об «интерфейсе “человек—человек”». Таким образом, то, что мы видим сегодня в качестве главного предмета исследований, — это сложные сплетения структур разного типа (органического и неорганического, материального и имагинативного, природного и культурного — что бы ни значили эти два слова, оба насквозь проникнутые техническим).

Читайте также:
Аттестация судей: что это такое, описание и особенности

— Мы говорим о конвергенции технического и органического в современных технологиях. Какие новые вопросы и проблемы перед нами ставят такие технологии? Какие категории переопределяются или изобретаются в языках их описания?

— Пожалуй, самый новый вопрос — как работать со смешанным? Дело в том, что очень долгое время, много столетий, культура как система получения и трансляции знаний строилась на различении — своего от чужого, сырого от вареного, чистого от оскверненного и т.д. И проблема здесь, видимо, не только в истории гуманитарных исследований XX века, которые сначала предложили структурализм, строящийся как универсальный метод на примерно таких оппозициях, а затем многократно этот метод критиковали и опровергали. Скорее, проблема в том, что, даже если человеческое мышление и способно функционировать, не используя эти оппозиции, неким третьим способом, выяснилось, что техника и медиа все равно работают на других оппозициях или с другими оценками, которые не совпадают с человеческими. Это очень важное и принципиальное открытие — или признание.

Что делать в таких обстоятельствах, если уже невозможно отрицать по-настоящему «другое» (и это ведь уже другое «другое», не Другой иной культуры или цивилизации, не далекое бессознательное, а нечто принципиально некоммуникабельное, как обозначил это некогда Юджин Такер)? Судорожно определять «человеческое»? И каким образом можно было бы пытаться это делать, не переходя тем самым в лагерь крайне правых? Или, напротив, всячески отрицать особенность человеческого, сравнивая его в буквальном смысле с «грязью», как предложила Донна Харауэй? Здесь, безусловно, важны этические вопросы, составляющие краеугольный камень биоэтики, занятой проблемами конвергенции технического и органического в социальном плане. Но есть и множество других вопросов, связанных с экспериментальным искусством и получением знаний в условиях, когда техническое включается в рассмотрение как органичная часть и это уже не метафора.

— Не могли бы вы рассказать о ваших курсах в МАШ и о планах развития вашей лаборатории?

— Лаборатория в моем представлении — это группа ( кое-кто мог бы использовать и слово «сеть»), в которой формируется общий проект. Это непростой процесс, так как каждый приходит со своим набором знаний, навыков и интересов. Обозначая, прежде всего, формальные стороны, важно указать на открытый характер этого процесса и его экспериментальность. Сейчас, как мне кажется, гораздо важнее нечто предложить или обнаружить, чем выставлять диагноз времени, который в общих чертах как будто налицо.

Еще одной существенной характеристикой может выступить локальный контекст. Каждый исследователь, как и каждый художник, как говорят, обязан представлять, где он находится и откуда происходит. В этом один из итогов полувековой континентальной традиции размышлений, который едва ли следует игнорировать. Результаты прочитанного мною в прошлом году курса по постгуманизму для магистрантов говорят о том, что традиционный для русского человека гуманизм находит сегодня множество проявлений. Наследие, которое так или иначе проявит себя, вполне может содержать питательные элементы для произрастания новых проектов. Понятно, что кто-то в этой связи апеллирует к «русскому космизму», как Борис Гройс, множество художников включается в исследования «критической географии», не говоря уже о традиционном использовании авангарда начала XX века; все эти значимые явления действительно выросли на русской почве, даже если и пытались от нее оторваться, и все они отсылают к неэлиминируемым условиям, в которых эта почва складывалась, — огромному пространству, не всегда освоенному, к неким мировым связям, которые, как известно, ощущали великие русские писатели.

Этому не противоречит и другое движение, связанное не столько с макроисследованиями, сколько с поиском неких минимальных действующих единиц. Это можно называть теорией элементного. Так или иначе, мне очень интересно, каким будет состав обучающихся и что из этого получится.

Конкурс абитуриентов МАШ

До 30 августа в МАШ открыт конкурс на получение одного грантового места и двух мест с пятидесятипроцентной скидкой на обучение. Оба распространяются на первый год обучения (с возможностью продления при повторном прохождении конкурса). Получатель гранта будет выбран по итогам вступительных собеседований и на основе конкурса проектов академического или художественного исследования, предложенных для поступления.

Для участия в конкурсе необходимо прислать одну из следующих работ на выбор:

1. Проект научного исследования.

Проект представляет собой текст объемом до 5000 знаков, содержащий постановку проблемы, обзор литературы по этой проблеме, исследовательскую гипотезу, методы исследования, информацию о том, на каком материале оно проводится, список литературы и CV абитуриента.

2. Проект художественного исследования.

Текст объемом до двух страниц, который содержательно представляет проект: его концепцию и проблематику, способ и технические условия реализации. Визуальную часть проекта вы можете отправить в формате PDF. Преимуществом будет прикрепление ссылки на шоурил, портфолио, сайт и CV абитуриента.

Победитель конкурса автоматически считается поступившим в МАШ и зачисляется на обучение на бесплатной основе.

Более подробную информацию об обучении вы можете получить вот здесь.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ КРИМИНОЛОГИИ И АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕЕ МЕТОДИК В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.С. Николаев

В статье рассматриваются основные тенденции развития и применения антропологической школы криминологии . Автор рассматривает отдельные ретроспективные положения данной школы, а также сопоставляет их с наиболее актуальными и современными наработками в области антропологии, биологии , медицины .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А.С. Николаев

REGULARITIES OF FORMING OF THE ANTHROPOLOGICAL SCHOOL OF CRIMINOLOGY AND RELEVANCE OF ITS METHODS IN MODERN SCIENCE

The article discusses main trends in the development and application of the anthropological school of criminology . The author considers individual retrospective provisions of this school, and also compares them with the most relevant and modern developments in the field of anthropology, biology , medicine .

Читайте также:
Изменение имени: что это такое, описание и особенности

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОМЕРНОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ КРИМИНОЛОГИИ И АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕЕ МЕТОДИК В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ»

3. Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2020. 384 с.

4. Сыдорук И. И., Ендольцева А. В. Уголовный процесс: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. И. И. Сыдорука, А. В. Ендоль-цевой. 5-ое изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 447 с.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2019. 336 с.

6. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ. М.: Проспект, 2020. 48 с.

7. Наумов А. В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктрин. Толкование / под ред. Г. М. Резника. М.: Волтерс Клувер, 2005.1024 с.

8. Мигранов Р. Н. Заведомо ложный донос, вопросы доказывания прямого умысла // Криминалистика – прошлое, настоящее, будущее: достижение и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 17 октября 2019 года); под общ. ред. А. М. Багмета. М.: Московская академия СК РФ, 2019. С. 405-407

9. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ. М.: Проспект, 2020. 48 с.

10. Применение современных инфокоммуникационных технологий в управленческой деятельности подразделений органов внутренних дел: учебно-практическое пособие / К. М. Бондарь [и др.]. М.: ДГСК МВД России, 2018. 192 с.

А. С. НИКОЛАЕВ, заместитель начальника кафедры специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

A. S. NIKOLAEV, deputy head of the Special Training Chair of Ufa law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Ufa)

ЗАКОНОМЕРНОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ КРИМИНОЛОГИИ И АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕЕ МЕТОДИК В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

REGULARITIES OF FORMING OF THE ANTHROPOLOGICAL SCHOOL OF CRIMINOLOGY AND RELEVANCE OF ITS METHODS IN MODERN SCIENCE

Аннотация. В статье рассматриваются основные тенденции развития и применения антропологической школы криминологии. Автор рассматривает отдельные ретроспективные положения данной школы, а также сопоставляет их с наиболее актуальными и современными наработками в области антропологии, биологии, медицины.

Ключевые слова и словосочетания: антропологическая школа криминологии, медицина, биология, судебная психология, физиогномика, Чезаре Ломброзо.

Annotation. The article discusses main trends in the development and application of the anthropological school of criminology. The author considers individual retrospective provisions of this school, and also compares them with the most relevant and modern developments in the field of anthropology, biology, medicine.

Keywords and phrases: the anthropological school of criminology, medicine, biology, forensic psychology, physiognomy, Cesare Lombroso.

На сегодняшний день криминальная антропология не теряет свою актуальность ввиду состояния преступности. В частности, за 2019 год на территории Российской Федерации было совершено 2024337 преступлений, что на 1,6 % больше показателей 2018 года. За январь 2020 года уже было совершено 159172 преступления, что на 2,9 % больше показателя января 2019 года [1].

Очень важно при росте преступности понимать личность преступника, его явную и скрытую мотивацию, предсказывать его поведение, что возможно сделать с помощью инструментов криминальной антропологии. Именно поэтому целью данного исследования является ретроспективный анализ теорий криминальной антропологии, а также исследование наиболее современных методик в области антропологии, биологии, медицины, применяемых для получения сведений о личности преступника. Методологической основой исследования явились общие и частные научные методы познания объективной действительности. В работе использованы сравнительно-правовой, статистический и исторический методы исследования.

Криминологические школы и течения возникли в Европе примерно на рубеже последней четверти XIX в. Однако, по мнению некоторых авторов, направления осмысления детерминант преступности нужно искать уже в конце XVIII в., когда исследователи и практики пытались «вычленить» причины преступления, определить «преступное поведение».

Позитивистская криминология [2, с. 102] включала в себя различные потоки мысли, которые сформировались еще в середине XIX в. и включали в себя френологию, физиогномику, статистику, эволюционные теории Дарвина и Спенсера и позитивистское убеждение, что право может объяснить социальные явления. Позитивисты, помимо законов, активно исследовали государственные отчеты и

статистику о преступниках и тюрьмах. В результате уже в этот период криминология предлагала не только новые интерпретации преступлений и личности преступников, но и научные решения различных социальных проблем. Постепенно сформировался не только новый взгляд на преступника, но и новый взгляд на общество в целом, были выявлены некоторые закономерности.

Рождение позитивистской криминологии обычно связано с публикацией в 1876 году итальянского врача-психиатра Чезаре Ломброзо труда «Преступный человек» [3]. В своем знаменитом трактате Ломброзо утверждал, что есть люди, чья склонность к преступности является врожденной или унаследованной, таким образом, они были «рождены преступниками». Он также полагал, что возможно идентифицировать потенциальных преступников, наблюдая некоторые из их физических характеристик (то, что Ломброзо назвал «стигматами»).

Ломброзо рассматривал преступников как регресс к более несовершенным этапам эволюции человека, что привело к его концептуальной идентификации преступников с отдельными, по его мнению, «примитивными» народами и расовыми группами. Теория «прирожденного преступника» Ломбро-зо стала центром серьезных дебатов. В результате Габриэль Тард и Александр Лакассань, которые отвергли идею прирожденного преступника, подчеркнули социальную природу преступления. Обе «школы» противостояли друг другу на серии международных конференций, и эти дебаты были воспроизведены в других странах мира, что ознаменовало существование антропологической и социологической школ криминологии (уголовного права) [4, с. 100].

Постепенно многие ученые приняли идею о том, что органическая или биологическая конституция субъекта влияла на его духовное и моральное состояние, однако также особое внимание

стоит уделять «социальным» факторам преступности.

Самыми важными аспектами антропологической школы права в XX в. было:

– внимание к биологии, антропологии и наследственности;

– необходимость индивидуального подхода к преступнику;

– выявление соотношения между преступностью и такими заболеваниями, как эпилепсия или психические отклонения.

Таким образом, антропологическая школа криминологии делала акцент на том, что необходимо сосредоточиться на преступнике (на его организме, на его психике, на особенностях его поведения), а не на абстрактном понятии «преступность». В результате этой «фокусировки» на преступнике теория быстро завоевала популярность не только в академических кругах, но и в политической и общественной жизни и стала источником информации о различных стратегиях и идеологиях в XX в. Она заложила основу для политизированной евгеники и широко применялась в различных, иногда очень спорных политических течениях.

Читайте также:
Можно ли работать полную неделю, если я несовершеннолетняя?

В Дании эта точка зрения, например, была центральной в проекте «социальной реформы», осуществленной датским государством в 1933 году. Это была реформа, направленная на создание Государства всеобщего благосостояния, содержала право стерилизовать «умственно отсталых людей» как способ поддержания физически и морально «здорового» населения. Эти нормативные положения официально не были отменены до 1975 года, и они были обоснованы именно с точки зрения предупреждения преступности. Также происходило в Германии во время Третьего рейха, где было убито 250000 умственно отсталых немцев. Таким образом, в случае с Данией и Германией явно прослеживается связь между антропологическими характеристиками и преступностью в политическом и идеологическом ракурсе.

Такая политизация теории Ломбро-зо и иных последователей антропологической школы криминологии привела к некоторому негативному восприятию школы, поскольку идея физиологического недостатка в человеческой расе часто ассоциировалась с планами по устранению таких недостатков. Особенно негативно воспринимались такие идеи в свете развития института прав человека, борьбы с дискриминацией по различным признакам. Однако, несмотря на общее неприятие теорий Ломброзо, антропологическая криминология все еще находит свое место в современном криминальном профилировании.

Криминальная антропология и тесно связанное с ней изучение физиогномики на сегодняшний день нашли свое отражение в исследованиях социальной психологии и судебной психологии. Теории Ломброзо также очень существенно переплетаются с рядом научных исследований. Самый яркий пример – это элект-родермальная активность (далее – ЭДА), которая представляет собой свойство организма человека, вызывающее постоянное изменение электрических характеристик кожи.

Традиционная теория ЭДА гласит, что сопротивление кожи зависит от состояния потовых желез в коже. Выделение пота контролируется симпатической нервной системой, а кожная проводимость является признаком психологического или физиологического возбуждения [5, с. 13]. Если симпатическая ветвь вегетативной нервной системы сильно возбуждена, то активность потовых желез также увеличивается, что, в свою очередь, увеличивает проводимость кожи. Таким образом, проводимость кожи может быть мерой эмоциональных и симпатических реакций, что может быть активно использовано в криминологии и в уголовном праве для выявления лица, совершившего преступление, либо для выявления лица, потенциально способного на совершение конкретного преступления.

О перспективности использования теории ЭДА говорит наличие высокой инновационной активности вокруг этого метода. В частности, в рамках анализа опыта применения теории ЭДА была отмечена актуальность данной теории в областях, связанных с установлением психических расстройств, особенностей психологического состояния индивида, о чем говорит действие ряда патентов на изобретения [6].

Современная технология распознавания лиц, которая была внедрена в деятельность криминалистов в начале XXI в., вновь создала актуальность «криминального типа» Ломброзо. В 2016 г. два исследователя из Шанхайского университета Цзяо Тонг в Китае опубликовали статью, в которой утверждается, что исследование лиц (основных морфологических характеристик) с использованием технологии распознавания лиц может быть использовано для выявления особенностей, которые соответствуют преступному типу человека [7].

Несмотря на то, что такая технология уже активно используется право-

охранительными органами отдельных государств, существует риск неправильного истолкования результатов распознавания. Иными словами, невозможно определить чью-либо общую личность или поведение по фотографии лица. По мнению некоторых исследователей, которые работали с системой распознавания лиц напрямую, можно определить, что человек недосыпает из-за бледной кожи и из-за темных кругов под глазами, и это можно использовать для того, чтобы не допускать таких лиц к работам, требующим бдительности, например, к работам с опасными механизмами. Это может предотвратить многие несчастные случаи. Однако использование технологии распознавания лиц для суждения о том, каков человек в целом, неправильно и ненаучно. Здесь также необходим обязательный совокупный анализ как социологической, так и иных составляющих.

Таким образом, на данный момент можно говорить об актуальности положений антропологической школы криминологии, а также о ее активном использовании в ряде смежных исследований.

1. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения: 03.02.2020).

2. Гуринская А. Л. Позитивистская традиция и критическое направление в криминологической мысли США и Великобритании: сравнение теоретических подходов // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2010. С. 101-114.

3. Ламброзо Ч. Преступный человек. М.: Эксмо; МИДГАРД. 2005. 876 с.

4. Лоба В. Е. «Рецепты» борьбы с преступностью социологической школы уголовного права // Вестник Томского государственного университета. Право. 2010. № 4. С. 100-107.

5. Зайцев А. Ю., Светлов В. А., Козлов С. П., Марков А. М., Микаелян К. П. Кожно-гальва-ническая реакция – новые горизонты // Проблема безопасности в анестезиологии: материалы III Международной конференции. М., 2009. С. 13-15.

6. Патент на изобретение № 2455930 от 20.07.2012 «Способ дифференциальной диагностики психических расстройств эндогенного, экзогенного и психогенного происхождения на основе регистрации электродермальной активности»; Патент на изобретение № 2713942 от 11.02.2020 «Способ мониторинга состояния пациента»; Патент на изобретение № 2622607 от 16.06.2017 «Способ мониторинга уровня стресса у пациента» // Открытые данные Федерального института промышленной собственности. URL: http://allpatents.ru/patent/2455930.html (дата обращения: 03.02.2020).

7. Revell T. Concerns as face recognition tech used to ‘identify’ criminals // New Scientist. 2016. URL: https://www.newscientist.com/article/2114900-concerns-as-face-recognition-tech-used-to-identify-criminals/ (дата обращения: 03.02.2020).

О. Е. ПОЛИТЫКО, старший преподаватель кафедры уголовного процесса Уральского юридического института МВД России (г. Екатеринбург)

O. E. POLITIKO, senior lecturer of the Department of criminal procedure Ural law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Yekaterinburg)

А. А. ЖИЖИЛЕВА, слушатель 5-го курса Уральского юридического института МВД России (г. Екатеринбург)

А. A. ZHIZHILEVA, 5th year student of the Ural law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Yekaterinburg)

Читайте также:
Афинский кодекс: что это такое, описание и особенности

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR IMPROVING THE PREVENTIVE ACTIVITIES OF PRELIMINARY INVESTIGATION BODIES

Аннотация. Статья посвящена анализу проблем деятельности органов предварительного следствия в контексте криминалистической направленности. Недостаточная развитость профилактики оставляет пробел не только в теоретическом контексте, но и негативным образом влияет на показатели раскрываемости преступлений в правоохранительных органах. Авторами определены основные методы и средства профилактической деятельности. Проведено обоснование необходимости усовершенствования законодательства в сфере профилактики преступлений сотрудниками органов предварительного следствия.

Ключевые слова и словосочетания: раскрытие, расследование преступлений, представление, криминалистика, органы предварительного следствия, профилактическая деятельность.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the problems of the activities of preliminary investigation bodies in the context of the forensic orientation. The insufficient development ofprevention leaves a gap not only in a theoretical context, but also negatively affects the indicators of crime detection in law enforcement agencies. The authors identified the main methods and means of preventive activity. The justification of the need to improve legislation in the field of crime prevention by employees of the preliminary investigation has been carried out.

Keywords and phrases: disclosure, investigation of crimes, representation, criminalistics, preliminary investigation bodies, preventive activities.

Что такое антропология: понятие, предмет изучения, методы

Приветствую Вас, друзья!

Среди огромного количества современных наук одной из самых сложных и многогранных является антропология – комплексная наука, изучающая людей и всё, что связано с их происхождением, существованием и жизнедеятельностью. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет и что конкретно изучает, а также рассмотрим историю её развития и входящие в неё дисциплины.

Что такое антропология?

Антропология – это комплексная наука о человеке, включающая в себя большое количество различных научных дисциплин. Она изучает всё, что связано с человеком: его происхождение, особенности поведения в природе и обществе, морфологические различия, половые, возрастные, этнические и прочие особенности. Термин «антропология» образован от греческих слов ἄνθρωπος (антропос – человек) и λόγος (логос – наука).

Антропология является областью естествознания, но при этом имеет двойственную природу, связанную с тем, что человек представляет собой не только биологическое существо, но и социальное. Сложно представить себе существование человека вне общества. Если для любого другого животного не так важно, в каких условиях оно выросло, в развитии человека принципиальное значение имеют окружение и прочие социально обусловленные факторы.

Характерной особенностью антропологии является разнородность входящих в неё дисциплин. Многие из них находятся ближе к другим наукам, чем друг к другу. При этом характерная особенность антропологических дисциплин заключается в том, что они сосредоточены на сравнении конкретных свойств человека или общества в разных обстоятельствах.

Объект и предмет изучения антропологии

Антропология изучает человека на двух уровнях: индивидуальном и популяционном. Индивидуальный уровень подразумевает изучение человека и особенностей его поведения в рамках социальной группы, а популяционный – изучение всей человеческой популяции, её развития и взаимодействия с окружающей средой. И всё же ключевым звеном в обоих случаях является человек.

Таким образом, объект изучения антропологии – это человек. Предметом изучения является процесс формирования биологических, культурных и социальных особенностей под влиянием внешних факторов разной природы.

Методы антропологии

В своих исследованиях антропологи используют следующие методы:

  • морфологические (изучение переменчивости строения тела и особенностей, связанных с половым диморфизмом, здоровьем и прочими факторами);
  • генетические (изучение механизмов передачи наследственной информации);
  • демографические (изучение демографии и популяционной генетики);
  • физиологические (изучение особенностей функционирования систем человеческого организма и его адаптации к окружающей среде);
  • психологические (изучение мышления, общения и прочих форм взаимодействия);
  • этнологические (изучение популяций, народов, социальных групп);
  • математические (статистические исследования и прочие инструменты анализа закономерностей).

История развития антропологии

Человеческая природа всегда интересовала исследователей, поэтому антропологию можно считать одной из древнейших наук. По мере накопления знаний необходимость их систематизации становилась всё более очевидной. И в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристотель создал новую науку, изучающую духовную сторону человеческой природы, которую назвал «антропологией». При этом исследования человеческой природы встречаются в трудах Сократа, Анаксимандра и других философов, живших задолго до Аристотеля.

Вплоть до средних веков антропология оставалась наукой о духовной природе человека. И только в средневековой Европе в рамках данной дисциплины возникло направление, изучающее физическую природу человека. Современное понимание того, что такое антропология, сложилось в XVIII, когда эта дисциплина приобрела популярность как учение о душе и теле. Она подразумевала изучение биологических особенностей человека, его духовных качеств и социального поведения.

В начале XIX века антропология стала развиваться гораздо активнее, постепенно выделяясь в самостоятельную научную дисциплину. Её бурное развитие объяснялось тем, что в научной среде значительно возрос интерес к происхождению человека и особенностям его природы. Антропология была необходима многим наукам, в частности, в ней нуждалась бурно развивавшаяся медицина. Примерно в середине XIX произошло окончательное становление антропологии в современном понимании.

Физическая (биологическая) антропология

Физическая антропология – это раздел антропологии, изучающий биологическую составляющую человеческой природы. Для исследователей, работающих в данной сфере, представляет интерес эволюция человека и морфологические различия, имеющиеся у представителей разных рас, полов и возрастов. Особый интерес представляют причины возникновения морфологических различий на популяционном уровне.

В рамках физической антропологии существует три раздела:

  1. Антропогенез. Данный раздел изучает происхождение и эволюцию человека, пытаясь понять механизмы и причины, которые привели к появлению современных биологических особенностей нашего организма и поведения. Продолжительность процессов, изучаемых в рамках данного направления, измеряется десятками и сотнями тысячелетий.
  2. Этническая антропология (расоведение). Данный раздел изучает этнические и расовые особенности людей. Важно не проводить лишних параллелей между расоведением и расизмом, который всегда был формой ущемления человеческих прав. Расоведение является наукой, которая изучает естественные особенности людей, принадлежащих к определенному этносу, а также причины, из-за которых возникли данные особенности.
  3. Морфология. Этот раздел изучает, как зависят физиологические и психологические особенности человека от возраста, пола, этнической принадлежности и прочих условий.
Читайте также:
Земельный кодекс: что это такое, описание и особенности

Из приведенного описания разделов очевидно, что они тесно взаимосвязаны между собой. Изучение антропогенеза позволяет понять, как и почему происходила эволюция нашего вида. Этническая антропология изучает, как отличаются между собой представители различных этносов и пытается понять, почему в ходе эволюции сформировались эти различия. Ей на помощь приходит морфология, которая изучает причины, приводящие к появлению различий в строении организма, физиологии и психике разных людей.

Культурная (социокультурная) антропология

Данный раздел антропологии изучает культурные различия между людьми, социальными группами и этносами, а также предпосылки для формирования этих различий. Иногда культурную и социальную антропологию рассматривают как два раздельных направления. Исследования показывают, что культурные особенности формируются в основном благодаря окружению, а не генетическим предпосылкам.

С точки зрения социокультурной антропологии, культура – это то, что помогает человеку очень гибко адаптироваться к окружающей среде и обществу, в котором он живёт. Таким образом, у человека есть два способа адаптации: генетический и культурный. На генетическом уровне он приобретает различные физиологические и психологические особенности, а на культурном получает знания, навыки и привычки, улучшающие его приспособленность к жизни в конкретном окружении.

Важнейшим инструментом культурной антропологии является так называемое включенное наблюдение – изучение исследуемого предмета в естественных условиях его существования. То есть, значительную часть деятельности антрополога составляет полевая работа, в процессе которой он на длительное время становится частью социальной группы, культуру которой изучает.

Отдельный интерес для социокультурной антропологии представляют субкультуры и причины их появления, а также напряженность, возникающая между ними и традиционными культурами. На более глобальном уровне социально-культурная антропология изучает причины конфликтов между отдельными культурами, которыми всегда возникали и продолжают возникать, несмотря на совершенно новый мировой порядок.

Заключение

Антропология – это наука, играющая значительную роль в формировании представления о человеческой природе и о проблемах, стоящих перед человечеством. Природа человека сложна и многогранна, из-за чего даже на современном этапе развития человеческого общества всё ещё возникают серьёзные конфликты между различными народами, религиями, культурами и социальными группами. Одна из важнейших задач антропологии заключается в том, чтобы понять причины негативных проявлений человеческой природы и по возможности минимизировать их.

Налоги: их виды и функции

Налоги — это обязательные платежи в государственный бюджет на безвозмездной основе. В статье определим, что такое налоги, каковы сущность, функции и виды, принципы налогообложения.

Определимся с понятиями

Налоговые обязательства — это платеж, взимаемый государственными органами в индивидуальном обязательном и безвозмездном порядке с юридических и физических лиц для финансового обеспечения деятельности государства. Ключевое понятие и виды налогов закреплены на законодательном уровне. Основной нормативный документ, регламентирующий порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками, — это НК РФ .

Совокупность всех фискальных обязательств (налогов, сборов, взносов, пошлин и иных налоговых платежей) представляет собой налоговую систему государства. Исчерпывающий перечень фискальных сборов устанавливается на федеральном уровне. Местные и региональные власти не вправе вводить дополнительные виды налогообложения.

Такое имеют «налоги» понятие; виды и функции фискальных обязательств определяются их ключевым назначением: пополнением доходной части бюджета. То есть основной доход государства — это сборы и взносы граждан и предприятий.

Налоги: сущность, функции, виды

Ключевая сущность фискальных платежей заключается в том, что государство взимает часть доходов налогоплательщиков для обеспечения деятельности органов власти.

  1. Фискальная. Заключается в том, что налоговая система является основным источником доходной части государственной казны. Реализация данной функции производится за счет контроля и санкционирования. Остальные функции являются производными от фискальной, то есть направлены на ее реализацию.
  2. Распределительная. Данная функция заключается в перераспределении денежных средств между разными категориями населения. Например, органы власти взимают обязательные платежи с налогоплательщиков и направляют эти средства на поддержку малообеспеченных и незащищенных слоев населения.
  3. Регулирующая. Функция направлена на урегулирование политических и экономических вопросов государства. Иными словами государство разрабатывает такую налоговую политику, которая подразумевает не только всеобщее обложение и изъятие, но и предусматривает право воспользоваться льготами, вычетами, освобождениями и прочими привилегиями.
  4. Контрольная. Позволяет государству контролировать правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом. Иными словами специально созданная служба непрерывно контролирует полноту и своевременность уплаты обязательных платежей в бюджет. За нарушение (просрочки, недоимки, уклонения) предусмотрены штрафные санкции.

Все фискальные обязательства имеют сложную классификацию по различным принципам. Далее рассмотрим основные налоги, их виды, сущность и понятие для каждого платежа.

Классификация налоговых платежей

Ключевая группировка подразумевает разделение всех фискальных обязательств на три группы:

  1. Федеральные — платежи, условия и нормы налогообложения по которым утверждаются на высшем уровне — Правительством Российской Федерации. Например НДФЛ, налог на прибыль, НДС. Региональные и муниципальные власти не могут ставить дополнительные условия, нормы и порядок налогообложения по таким платежам.
  2. Региональные — обязательства, условия применения которых устанавливаются законодательными властями региона, субъекта, автономной области. Например транспортный сбор.
  3. Местные или муниципальные — это сборы, которые регулируются на уровне муниципальных образований. Например земельный сбор.

Вторая по значимости группировка — классификация по способу изъятия. Выделяют прямые и косвенные обязательства. К прямым относят те сборы, которые налогоплательщики уплачивают напрямую с полученного дохода, прибыли, имущества. К примеру, НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный сбор.

Косвенные — это надбавка определенного рода, которая включается в стоимость товара, работы или услуги. Например, НДС или акциз.

Итоги и выводы

Итак, определим, что такое налоги, их виды и функции, кратко.

Налоговые обязательства — это обязательные платежи в пользу государства, которые имеют индивидуальный, безвозмездный характер. Выполняют четыре основные функции: фискальную (пополнение бюджета), распределительную (перераспределение средств), регулирующую (утверждение норм и правил налогообложения), контрольную (надзор за полнотой и своевременностью расчетов).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: