Арбитражный заседатель: что это такое, описание и особенности

Арбитражный суд

Суд, в котором решают споры компании и предприниматели

Если права граждан нарушают, они обращаются в суд общей юрисдикции. Чтобы решать споры между организациями, создали отдельный суд — арбитражный. Он рассматривает дела с участием юрлиц, ИП, госорганов и органов местного самоуправления. Чаще всего это разбирательства, связанные со спорами:

  • по договорам поставки, купли-продажи, оказания услуг, аренды недвижимости и транспорта;
  • по собственности и налогам;
  • по кредитованию и страхованию;
  • по банкротству;
  • по признанию недействительными некоторых государственных актов.

Этапы и правила рассмотрения дел устанавливает арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации — АПК РФ.

Рассказываем, как работает арбитражный суд и в каких случаях нужно в него обращаться.

Что делает арбитражный суд

По закону арбитражный суд:

  • защищает права участников предпринимательства: организаций, ИП и госорганов;
  • разрешает экономические споры между ИП, организациями и госорганами;
  • предотвращает правонарушения в деятельности предпринимателей;
  • ведет статистику по нарушениям законов;
  • может пересматривать судебные акты.

Если одна из сторон спора — физлицо, дело будет рассматривать не арбитражный суд, а суд общей юрисдикции.

Какие бывают арбитражные суды

Арбитраж в России — это система судов, которая состоит из четырех уровней:

  1. Суды субъектов России. Это первая инстанция: здесь рассматривают большинство споров. В нашей стране в 84 субъектах есть собственный арбитражный суд.
  2. Апелляционные суды. В апелляцию обращаются, если истцу или ответчику кажется, что суд первой инстанции нарушил закон. Апелляционный суд повторно рассмотрит спорное дело и проверит законность вынесенных решений.
  3. Окружные суды. В России 10 судебных округов: в каждом есть свой арбитражный суд, который может проверять решения всех судов одного округа. Такой суд называется кассационным.
  4. Верховный суд РФ. Это надзорная инстанция: верховный суд контролирует деятельность всех российских судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Рассмотрением дел здесь занимается судебная коллегия по экономическим спорам.

В 2011 году создали специализированный суд, который занимается спорами по вопросам интеллектуальной собственности, — суд по интеллектуальным правам. Он решает, какой из сторон принадлежит право на патент, признает патент недействительным и защищает товарный знак.

Как определить, в какой суд обращаться

Чтобы понять, в какой суд идти, надо учесть, кто участвует в споре и что написано в договоре.

Определить стороны спора. Если спор решают предприниматели или организации, нужно идти в арбитражный суд. Но если одна из сторон конфликта — обычный гражданин, дело будут рассматривать в суде общей юрисдикции. Для физлиц есть исключение: дела банкротства рассматривает арбитражный суд.

Изучить договор между истцом и ответчиком. Часто в документах указывают название и адрес суда, в который можно обратиться при нарушении условий соглашения. Если такого пункта нет, нужно обратиться в суд по месту нахождения или регистрации ответчика. Если ответчик — государственный орган, надо обратиться в суд по месту его нахождения. Например, иск к городской администрации города Королев будет направлен в Арбитражный суд Московской области.

В какую сумму обойдется процесс

За проведение судебного процесса нужно заплатить госпошлину. Ее размер зависит от вида искового заявления, цены иска и инстанции, в которую обращается истец. Рассчитывать размер сбора вручную не нужно: на сайте любого арбитражного суда есть калькулятор госпошлины.

Достаточно указать, кто подает заявление и к какому типу оно относится. В зависимости от выбранного заявления нужно дополнительно указать либо сумму иска, либо вид спора.

Калькулятор госпошлины на сайте Арбитражного суда города Москвы

Еще понадобятся услуги юриста. Стоимость разовой консультации по составлению иска зависит от региона и юридической компании. Полное сопровождение дела обойдется дороже. Стоимость зависит от специфики и сложности дела, ценовой политики и авторитета юридической организации.

Часто приходится оплачивать дополнительные расходы, скажем, экспертизу. Здесь верхней границы нет: например, цена экспертизы в сфере строительства может стоить миллионы рублей.

Расходы на судебное производство несет проигравшая сторона. Если истец подал иск, оплатил адвоката и услуги оценщика, но его иск отклонили, эти расходы не возместят. Более того, если ответчик тоже понес расходы, он может потребовать у истца компенсацию.

Кто участвует в арбитражном процессе

На открытом заседании суда могут присутствовать все желающие: например, журналисты и наблюдатели от общественных организаций. Но они не могут влиять на ход судебного заседания, обращаться с заявлениями и ходатайствами. Участвовать в арбитражном процессе может ограниченный круг лиц:

  • истец и ответчик;
  • представители организаций и физических лиц — адвокаты, юристы;
  • заявители и заинтересованные лица — по делам особого производства, банкротства;
  • прокурор, государственные органы;
  • третьи лица с собственными требованиями к предмету спора и без требований.

Количество истцов и ответчиков не ограничено. Например, истцы совместно могут подать иск сразу к нескольким ответчикам. Судья может привлекать к участию в деле других участников: свидетелей, переводчиков и экспертов по разным вопросам.

Читайте также:
Зарегистрированная преступность: что это такое, описание и особенности

Как подать иск в арбитражный суд

Онлайн. Чтобы создать электронное исковое заявление, нужно зайти на сайт арбитражных судов, выбрать подраздел «Иск (заявление)» в разделе «Заявления и жалобы», авторизоваться через портал госуслуг и заполнить специальную форму.

Нужно указать вид обращения, ввести данные истца и ответчика и выбрать суд, в который хотите подать иск, прикрепить необходимые документы.

Так выглядит форма заявления на сайте арбитражного суда

Некоторые обращения нужно заверять усиленной квалифицированной электронной подписью. Вот их список:

  • заявление об обеспечении доказательств;
  • заявление об обеспечении иска;
  • заявление об обеспечении имущественных интересов;
  • заявление об обеспечении исполнения судебного акта;
  • ходатайство о приостановлении исполнения решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица;
  • ходатайство о приостановлении исполнения судебных актов;
  • исковое заявление, заявление, апелляционная жалоба, кассационная жалоба, содержащие ходатайство о принятии обеспечительных мер.

В письменной форме. Иск можно передать в суд напрямую: через канцелярию или по почте с описью вложения. Чтобы его приняли, в нем нужно указать эти данные:

  1. Название суда, в который подают иск.
  2. Если иск подает компания — название и адрес ее нахождения.
  3. Если иск подает ИП — паспортные данные, контакты, дату и место регистрации в качестве ИП.
  4. Наименование или ФИО ответчика, его контактные данные.
  5. Обстоятельства и доказательства.
  6. Требования от истца к ответчику, подтвержденные ссылками на законы.

В приложении нужно указать перечень документов, которые подаются вместе с заявлением. Например, уведомление о вручении искового заявления ответчику или расписка о его получении, квитанция об уплате государственной пошлины, выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Пример бумажного искового заявления в арбитражный суд

Чем заканчивается суд

На заседании судья огласит решение: иск могут удовлетворить полностью или частично, а могут отклонить. Решение вступит в силу через месяц. Если дело рассматривали в порядке упрощенного производства — например, при цене иска менее 100 000 ₽, — решение вступит в силу через 15 дней.

Как обжаловать решение арбитражного суда

Если одна из сторон не согласна с решением суда, она может его оспорить. Для этого нужно подать апелляционную жалобу в суд, где шло разбирательство: судья направит ее и дело в апелляцию в течение трех рабочих дней.

Если решение вступило в силу и срок апелляции пропущен, любая из сторон спора может обратиться в суд, в котором приняли решение, с кассационной жалобой. Ее будет рассматривать окружной арбитражный суд. Такую жалобу можно подать в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Когда возможен пересмотр дела

Дело пересматривают, когда появляются дополнительные обстоятельства: вновь открывшиеся или новые.

Вновь открывшиеся обстоятельства. Это факты, которые не были известны заявителю и о которых мог не знать истец. Например, оказалось, что при рассмотрении дела заинтересованные лица нарушили закон, эксперт дал неверное заключение, свидетель предоставил ложные показания или доказательства оказались сфабрикованными.

Новые обстоятельства. Это ситуации, возникшие после оглашения постановления суда. Например, закон, по которому вынесли приговор, признали недействительным или в ходе дела была нарушена Конвенция о защите прав и свобод человека.

У обеих сторон спора есть три месяца на то, чтобы подать заявление о пересмотре дела. Они отсчитываются с момента, когда заявитель узнал или должен был узнать о них.

Как исполнять решение арбитражного суда

Решения нужно исполнить немедленно в четырех случаях:

  1. Дело рассматривали в порядке упрощенного производства.
  2. Промедление причинит ущерб истцу или сделает исполнение решения невозможным.
  3. Нужно снести самовольную постройку, которая угрожает жизни и здоровью людей или может причинить материальный ущерб.
  4. Оспорены ненормативные законы, а также действия органов, принявших эти законы.

В остальных случаях решение нужно исполнить сразу после его вступления в законную силу — через месяц или через 15 дней, если дело рассматривали в порядке упрощенного производства.

Если иск удовлетворили, а ответчик не исполняет требования, нужно получить исполнительный лист и передать судебным приставам. Приставы начнут исполнительное производство: закон наделяет их полномочиями, чтобы принудить должника выполнить требования.

Правовой статус арбитражных заседателей

По волеизъявлению одного из лиц, спорящих в арбитраже, рассмотрение дела может быть осуществлено с участием дополнительного субъекта. В данном материале рассмотрим правовой статус арбитражного заседателя, подробно разъясним кто это и каковы особенности его участия в процессе.

Содержание:

  1. Арбитражный заседатель – кто это?
  2. Статус заседателя в арбитраже

Арбитражный заседатель – кто это?

По общему правилу, закрепленному в Арбитражном процессуальном кодексе РФ (АПК РФ), первичное рассмотрение дела осуществляется одним судьей, а в некоторых случаях – в составе нескольких судей.

В ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст. 19 АПК РФ указано, что возможно рассмотрение дела судьей и арбитражными заседателями в количестве двух при условии, если:

  • рассматривается спор, связанный с экономическими и другими гражданскими правоотношениями;
  • хотя бы одна сторона спора желает, чтобы в деле принимал участие арбитражный заседатель;
  • дело отличается особой сложностью и востребованностью в знаниях в сфере экономики, финансов, управления.
Читайте также:
Агитационные материалы: что это такое, описание и особенности

Теперь ответим на вопрос, кто же это.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.05.2001 N 70-ФЗ “Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации” (далее – Закон об АЗ) арбитражными заседателями могут быть:

  • граждане РФ;
  • лица в возрасте от 25 до 70 лет;
  • люди с безупречной репутацией;
  • люди с высшим образованием и соответствующим стажем в сфере, относящейся к экономике и праву от 5 лет и более.

Конкретный список указанных участников процесса утверждается Пленумом ВС России из лиц, рекомендованных региональными арбитражными судами. Им, в свою очередь, такой список рекомендуют региональные общественные и профессиональные объединения.

Правовой статус заседателя в арбитраже

Привлечение арбитражных заседателей является правом суда. Отказ удовлетворить соответствующее ходатайство не подлежит обжалованию (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 10.11.2011 N 70).

Основные нормы о статусе арбитражного заседателя закреплены в ст. 19 АПК РФ:

  • они пользуются правами и несут обязанности судьи;
  • имеют равные с судьей права в процессе;
  • не являются председательствующими в процессе.

На арбитражного заседателя распространяются статус и гарантии судьи в течение всего срока осуществления им своих полномочий. Такой срок закреплен в ч. 1 ст. 4 Закона об АЗ и составляет 2 года. Количество сроков по общему правилу не ограничено.

Возможна замена арбитражного заседателя в процессе, если:

  • заявлен и удовлетворен самоотвод или отвод;
  • он долго отсутствует в процессе по причинам нетрудоспособности, отдыха, получения образования, убытия в командировку.

Рассматриваемый статус позволяет получать вознаграждение в размере не менее 5 «минималок» и возмещать расходы на командировки (ст. 6 Закона об АЗ).

Получить статус арбитражного заседателя не сможет лицо:

  • имеющее судимость;
  • подрывающее авторитет судебной власти своими действиями;
  • недееспособное или ограниченно дееспособное;
  • занимающее должность в государственных или муниципальных органах власти, имеющее статус судьи или прокурора, а также частные детективы и охранники;
  • «клиенты» наркологии или психоневрологии;
  • имеющие родственные связи с председателем арбитражного суда (того же региона) или его заместителем.

Получение же статуса накладывает на арбитражного заседателя запрет выступать представителем в арбитражном суде (ч.1 ст. 60 АПК РФ).

Прекращение российского гражданства, обвинительный приговор, совершение поступка, умаляющего авторитет судебной власти, неоднократное уклонение от исполнения своих обязанностей и другие основания, указанные в ст. 5 Закона об АЗ станут причиной утраты статуса.

Федеральный закон от 30.05.2001 N 70-ФЗ (ред. от 28.11.2018) “Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации”

ОБ АРБИТРАЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЯХ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 апреля 2001 года

16 мая 2001 года

Статья 1. Арбитражные заседатели

1. Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов Российской Федерации (далее – арбитражные заседатели) являются граждане Российской Федерации (далее – граждане), наделенные в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации (далее также – арбитражные суды) в первой инстанции отнесенных к их компетенции дел, возникающих из гражданских правоотношений.

2. Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Указанное ходатайство может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу.

3. Состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей формируется в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе дела, и состоит из одного судьи и двух арбитражных заседателей. Судья является председательствующим в судебном заседании.

4. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи.

Арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.

4.1. Арбитражный заседатель при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. В случае возникновения конфликта интересов арбитражный заседатель, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) арбитражного заседателя влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью арбитражного заседателя и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью арбитражного заседателя, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих обязанностей, понимается возможность получения арбитражным заседателем при исполнении им своих обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для арбитражного заседателя, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми арбитражный заседатель связан финансовыми или иными обязательствами.

Читайте также:
Один знакомый просит оформиться директором в его фирму

5. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.

Статья 2. Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям

1. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

2. Арбитражными заседателями не могут быть:

1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;

2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;

3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;

4) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Российской Федерации, а также лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы;

5) судьи, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах;

7) супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супруга (супруги) председателя или заместителя председателя того же арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

3. Арбитражный заседатель, впервые приступивший к исполнению своих обязанностей, в открытом судебном заседании приносит присягу следующего содержания:

“Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне гражданский долг и совесть”.

Статья 3. Формирование и утверждение списков арбитражных заседателей

1. Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации организует проверку достоверности сведений о кандидатурах арбитражных заседателей. При этом арбитражный суд субъекта Российской Федерации вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ему сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный арбитражным судом срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления этого требования.

2. Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов Российской Федерации в Верховный Суд Российской Федерации и утверждаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

3. Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в “Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации” и могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации.

4. Численность арбитражных заседателей в арбитражном суде субъекта Российской Федерации определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции.

Статья 4. Срок полномочий арбитражного заседателя

1. Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. Полномочия арбитражного заседателя прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий.

2. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть неоднократно включен в списки арбитражных заседателей в порядке, предусмотренном статьей 3 настоящего Федерального закона.

3. В случае если рассмотрение дела, начатого с участием арбитражного заседателя, к моменту истечения срока его полномочий не окончено, арбитражный заседатель продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения дела по существу.

Статья 5. Приостановление и прекращение полномочий арбитражного заседателя

1. Полномочия арбитражного заседателя приостанавливаются по следующим основаниям:

1) предъявление обвинения в совершении преступления (до вступления в законную силу приговора суда);

2) ввиду неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (более шести месяцев) исполнять обязанности арбитражного заседателя;

3) признание безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.

2. Полномочия арбитражного заседателя прекращаются досрочно по следующим основаниям:

1) утратил силу. – Федеральный закон от 29.06.2009 N 136-ФЗ;

2) прекращение гражданства Российской Федерации;

3) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении арбитражного заседателя либо решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

4) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности арбитражного заседателя либо о признании его недееспособным;

5) совершение поступка, умаляющего авторитет судебной власти;

6) неоднократное уклонение без уважительных причин от исполнения своих обязанностей;

7) замещение должностей, указанных в подпунктах 4 и 5 пункта 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, исключающих привлечение арбитражного заседателя к участию в осуществлении правосудия;

Читайте также:
Ассортиментный обмен: что это такое, описание и особенности

8) письменное заявление арбитражного заседателя о прекращении полномочий по уважительным причинам;

9) смерть арбитражного заседателя или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

3. В случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, полномочия арбитражного заседателя приостанавливаются распоряжением председателя соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

4. В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, полномочия арбитражного заседателя прекращаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателя соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Статья 6. Вознаграждение арбитражного заседателя за участие в осуществлении правосудия

1. Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.

2. Арбитражному заседателю возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах Российской Федерации.

Статья 7. Гарантии независимости и неприкосновенности арбитражных заседателей

1. На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”, абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5 – 7 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 “О статусе судей в Российской Федерации”.

2. Время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа.

3. За арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Арбитражные заседатели, утвержденные Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свои полномочия в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

По истечении этого срока полномочия арбитражных заседателей считаются прекращенными, если арбитражные заседатели не были утверждены в порядке, предусмотренном статьей 3 настоящего Федерального закона.

3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившей силу статью 8 Федерального закона от 5 мая 1995 г. N 71-ФЗ “О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 19, ст. 1710).

Кто такие арбитражные заседатели в судебном процессе – правовой статус, требования, срок полномочий, права и обязанности

Арбитражные заседатели – это лица, привлеченные для рассмотрения гражданского иска и наделенные аналогичными правами, что и судьи. Данный институт сформирован в 1995 г. с целью повышения эффективности в урегулировании экономических конфликтов.

Учебные курсы по праву! «ОЦ Альтернатива» – центр очной, заочной, дистанционной подготовки специалистов. У них вы можете повысить уровень компетентности и получить дополнительное образование, необходимое для профессионального развития и карьерного роста. Переходите по ссылке для записи на курсы https://edualt.ru/pravo

  • 1 Кто такие арбитражные заседатели и их количество
  • 2 Законы, регулирующие деятельность арбитражных заседателей
  • 3 Кто может быть арбитражным заседателем
    • 3.1 Требования
    • 3.2 Кто назначает заседателей и как граждане ими становятся
    • 3.3 Кто формирует списки и где можно с ними ознакомиться
  • 4 Правовой статус арбитражных заседателей
    • 4.1 Функции, компетенции и полномочия
      • 4.1.1 Какие вопросы решают, и какие дела рассматривают
    • 4.2 Порядок и особенности участия арбитражных заседателей в судопроизводстве
    • 4.3 Права и обязанности
    • 4.4 Срок полномочий
    • 4.5 Уголовная ответственность и прекращение полномочий арбитражных заседателей
  • 5 Размер и порядок выплаты компенсационного вознаграждения

Кто такие арбитражные заседатели и их количество

Некоторые эксперты видят в данном институте наследие советской судебной системы и преемственность народных заседателей. Тем не менее, современные нормы продиктованы в большей степени попыткой приблизиться к англо-саксонскому процессу.

С момента формирования института арбитражных заседателей (1995 г.) данная форма судопроизводства пережила ряд корректировок. Примечательно, что ранее граждан привлекали в подобный процесс для затягивания разбирательства. Однако в 2020 году подобная возможность полностью исключена.

Обусловлено это внесением поправок, ограничивающих предоставление интересов одной из сторон суда. Другими словами, арбитры представлены в качестве независимых экспертов в области экономики, финансов и менеджмента. Утвержденные кандидаты наделены аналогичными правами, обязанностями и ответственностью, что и должностные лица.

  • Законы, регулирующие деятельность арбитражных заседателей

    Арбитражные заседатели в арбитражном суде привлекаются к разбирательству экономических споров на основании статьи №19 АПК России. Кроме того, их деятельность также подчинена другим федеральным законам. Участие граждан в рассмотрении дела осуществляется согласно установленному порядку.

    Для инициации такой формы судопроизводство одна из сторон должна направить ходатайство. Основанием выступает сложность вопроса и/или необходимо применения специальных экономических, финансовых и управленческих знаний.

    Читайте также:
    Больничные листы: что это такое, описание и особенности

    Формируется корпус коллегии арбитражных членов согласно ФЗ №70 (с изм. и доп. 2020 года). Принципиальное отличие данных участников от судей присяжных заключается в том, что первые задействованы в рассмотрении не уголовных дел. При этом решение арбитры принимают совместно с председательствующим судьей. Соответственно, при осуществлении правосудия они наделены аналогичными правами и обязанностями и являются активными участниками судопроизводства.

    Кто может быть арбитражным заседателем

    Участвовать в судебной тяжбе вправе два человека, которые отличаются профессиональными качествами и чистой репутацией. Поэтому арбитражными заседателями не могут быть лица, которых интересует исход дела. Привлеченные эксперты наделены независимостью в принятии решения и подчинены положениям Конституции Российской Федерации.

    Требования

    Полномочия арбитры получают после утверждения списков пленумом Верховного Суда России, формирующиеся на региональном уровне.

    Кто назначает заседателей и как граждане ими становятся

    Лица, принимающие участие в арбитражном процессе, вправе ходатайствовать о привлечении заседателей. Но для осуществления этого необходимо основание, которое обусловлено сложностью дела или требуется консультация экономического специалиста.

    Арбитражные заседатели – непрофессиональные судьи, но их знания нужны для вынесения объективного и полного решения. Аналогичная необходимость возникает, если одна из сторон процесса не уверена в компетенции должного лица, но при этом не существует оснований для его отвода. Рассмотрение гражданского иска привлеченными специалистами снижает риск необоснованного вердикта. Члены судопроизводства принимают решение классическим голосованием.

    В ст. №19 ч. №1 АПК России закреплен порядок привлечения заседателей. Истец или ответчик направляют заявление, суд рассматривает его в установленные сроки. При удовлетворении ходатайства инициируется отбор кандидатов. Для этого задействуют специальное программное обеспечение, которое выбирает претендентов из ранее утвержденных списков. Особенность процедуры заключается в специализации граждан.

    Правозащитник или обвинитель вправе заявить об отводе кандидатуры или сразу нескольких. Правила установлены в части №3 статьи №21 АПК России. Орган исполнительной власти выносит определение, которое в дальнейшем нельзя оспорить как в отношении удовлетворения ходатайства, так и в его отказе.

    Кто формирует списки и где можно с ними ознакомиться

    Правом формировать реестр наделены арбитражные органы власти субъекта РФ. Составляются списки согласно поступившим предложениям о претендентах торгово-промышленными палатами, обществами предпринимателей и другими объединениями.

    Перечень представляется арбитражным региональным судом, а Пленум ВАС России занимается его утверждением. Завизированный реестр публикуется в электронном журнале «Вестник ВАС РФ», а также в других СМИ.

    Правовой статус арбитражных заседателей

    Правовой статус арбитражных заседателей – совокупность прав и обязанностей, направленных на осуществление возложенных функций и полномочий в решении возбужденного дела. Положение граждан является временным и по действующему законодательству не считаются судьями. Однако важность задач, которые они выполняют при разбирательстве гражданского иска, сложно переоценить.

    Функции, компетенции и полномочия

    В отличие от участвующего в разбирательстве судьи, арбитр представлен в качестве независимой стороны. Рассматривает дело заседатель беспристрастно, тщательно исследуя доказательную базу и опираясь на собственные знания и умения. Кроме того, он вправе ознакомляться с показаниями свидетелей, взвешивать дело, с точки зрения соответствующих нормативных положений. Подобный комплекс нужен для принятия окончательного и беспристрастного решения.

    Тем не менее, в отличие от назначенного председательствующего судьи заседателей численностью 2 человека выбирают стороны процесса. Для участия в конкретном деле необходим специалист, обладающий отраслевыми знаниями для особенно сложных споров или проведения экспертизы.

    В общем, арбитр и судья занимаются урегулированием экономического конфликта согласно законам. Данные участники процесса в принятии решения опираются на принцип справедливости. В соответствии с этим они вправе отдавать распоряжения, вводить запреты и другие средства правовой защиты.

    Какие вопросы решают, и какие дела рассматривают

    Порядок и особенности участия арбитражных заседателей в судопроизводстве

    Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия позволяет каждой из сторон представить собственную доказательную базу и рассказать историю развития конфликта. Истец и ответчик вправе отвечать на дело, инициированное вторым участником.

    Арбитражные заседатели вместе с председательствующим судьей осуществляют сбор элементов доказательной базы от обеих сторон тяжбы. Рассмотрение претензии проводится согласно полученной жалобе в письменном виде и при наличии документов, подтверждающих позицию гражданина.

    При возникновении ряда обстоятельств арбитр может предложить истцу и ответчику предоставить более объемную информацию по рассматриваемому вопросу. В других ситуациях заседатель вправе посетить месторасположения имущества и осмотреть товары, услуги, на которые направлен иск.

    Если дело наделено сложностями и документов в качестве доказательной базы недостаточно, то чтобы решить вопрос, арбитр вправе назначать встречи с каждой из сторон. Именно заседатель устанавливает, какой процесс задействовать для получения полных сведений, необходимых для вынесения определения. В качестве дополнительных мер арбитр вправе привлекать помощь технических экспертов с последующей передачей отчета по исковому заявлению – участникам направляются его копии.

    Как правило, срок вынесения решения арбитражными заседателями составляет 45 календарных дней. Однако точный график устанавливается в соглашении между всеми участниками судопроизводства.

    Права и обязанности

    Права арбитражных заседателей непосредственно связаны с изучением элементов доказательной базы по рассматриваемому делу в суде. Таким образом, выбранные граждане занимают активную позицию не только в процессе разбирательства, но и при вынесении определения.

    Читайте также:
    Единый налог: что это такое, описание и особенности

    Для реализации прав арбитров осуществляются все условия для объективного и всестороннего анализа обстоятельств по гражданскому иску. Проведение полной оценки дела способствует вынесения справедливого решения. Подобный принцип тесно переплетается со статусом присяжных заседателей и народных представителей в советской судебной системе.

    Наделение арбитров правами должностного лица влечет вменение обязанностей и ответственности. Соответственно, при судопроизводстве, в урегулировании конфликта и принятии акта заседатели и председательствующий судья пользуются идентичными процессуальными правами.

    На основании ст. №17 АПК России коллегиальное рассмотрение гражданского дела могу осуществлять несколько судей или привлеченные арбитражные заседатели.

    В полномочия включено проведение разбирательства следующих споров:

    • если для конкретного дела арбитраж является первой инстанцией;
    • конфликты по интеллектуальным правам;
    • когда необходимо новое рассмотрение с привлечением коллегии;
    • особенно сложные дела, требующие знаний в сфере экономики, финансов, менеджмента или бизнеса.

    Срок полномочий

    Срок полномочий арбитражного заседателя составляет 24 месяца. По истечении данного периода допускается пролонгация функций привлеченного эксперта путем повторного включения в списки. Подобный порядок закреплен в ст. №4 федерального нормативного акта №70.

    Уголовная ответственность и прекращение полномочий арбитражных заседателей

    Постановление Пленума Верховного арбитражного суда России устанавливает ответственность за неявку на слушанье без уважительной причины. Правовые последствия также касаются срыва заседания, нарушения периода рассмотрения иска. Подобные действия чреваты прекращением полномочий.

    В тексте данного нормативно-правового документа дается отсылка на статью №5 пункта №2 ФЗ №70. В положении указано, на каких основаниях происходит досрочное прекращение работы гражданина, привлеченного в качестве арбитра.

    Главной причиной является совершение проступка, дискредитирующего судебную власть. Дополнительно документ содержит, что прекращение полномочий инициируется Пленумом ВАС России по требованию председателя органа исполнительной власти. Однако уголовная ответственность за подобные нарушения порядка не предусмотрена.

    Таким образом, для завершения работы в арбитражном суде необходимо возникновение следующих причин:

    • выделенный срок в 2 года завершен;
    • формирование обстоятельств, закрепленных в статье №5 Федерального закона №70.

    Во избежание такой ситуации гражданину необходимо предоставить доказательную базу, объясняющую причину неявки. В противном случае прогул будет иметь аналогичные правовые последствия вплоть до наложения штрафных санкций и снятие полномочий.

    Размер и порядок выплаты компенсационного вознаграждения

    Размер компенсационных выплат исчисляется, как ¼ от жалования председательствующего судьи и пропорционально отработанным дням, когда заседатель участвовал в рассмотрении дела. Вознаграждение отчисляется за счет средств из федбюджета.

    Однако сумма компенсации не может быть меньше пяти минимальных окладов труда, согласно установленному МРОТ в регионе РФ.

    В качестве бонусов гражданин получает:

    • покрытие транспортных расходов;
    • командировочные;
    • гарантии сохранение льгот, трудового стажа и средней оплаты труда по основному месту работы.

    Арбитражные заседатели в арбитражном процессе – полноправные участники судопроизводства, в отношении которых устанавливаются права и обязанности. Призванные граждане должны с высокой ответственностью подходить к выполнению возложенных функций. Участие заседателей позволяет повысить эффективность урегулирования экономических конфликтов. При этом законодательные нормы отбора кандидатов в случайном порядке направлено на обеспечение беспристрастности при разбирательстве гражданского иска.

    Посмотрите видео: “Как выиграть арбитражные споры.”

    Кто такие арбитражные заседатели в арбитражном процессе?

    • Арбитражные заседатели в арбитражном процессе: наследие или заимствование
    • ФЗ об арбитражных заседателях: правовой статус
    • Процессуальный порядок привлечения арбитражных заседателей: сроки
    • Обоснование ходатайства и проблемы применения
    • Законы № 228-ФЗ и 443-ФЗ: изменение норм АПК об арбитражных заседателях
    • Замена, приостановление и прекращение полномочий арбитражных заседателей

    Арбитражные заседатели в арбитражном процессе: наследие или заимствование

    В этом институте некоторые склонны видеть преемственность по отношению к народным заседателям — наследию советского правопорядка. Однако, учитывая современные реалии, в большей степени можно говорить о попытке законодателя приблизиться к процессу в англо-саксонской системе права.

    Вполне обоснованной выглядит точка зрения о том, что эта попытка неудовлетворительна изначально, поскольку активная роль отечественного суда (одновременно с привычным бездействием сторон) противоположна по сути роли арбитра, которую суд выполняет в странах общего права и к чему призываются арбитражные заседатели в данном случае.

    История института арбитражных заседателей переживала взлеты и падения. Можно сказать, что этот институт не оправдал возлагавшихся на него надежд. Ранее нередко имело место привлечение арбитражных заседателей для затягивания рассмотрения спора. В настоящее время такая возможность практически исключена и сама процедура значительно усложнена.

    ФЗ об арбитражных заседателях: правовой статус

    Положение арбитражных заседателей определяется ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» от 30.05.2001 № 70-ФЗ.

    Требования к арбитражным заседателям можно подразделить:

    1. На общие, аналогичные предъявляемым к присяжным заседателям:
      • дееспособность;
      • возраст не менее 25 лет и др.
    2. Специфические, обусловленные особенностями экономического правосудия и высоким статусом (арбитражные заседатели приравнены к судьям!) согласно ст. 2 закона № 70-ФЗ:
      • безупречная репутация;
      • стаж работы в специальных областях (предпринимательской, управленческой и др.);
      • отсутствие прямой служебной зависимости от государственных органов и иной сферы специально-правовой компетенции (как у адвокатуры, например).
    Читайте также:
    Коллекторские услуги: что это такое, описание и особенности

    Арбитражные заседатели приобретают полномочия после утверждения пленумом ВС РФ сформированных региональными арбитражными судами списков.

    Обратите внимание! Компенсационная выплата арбитражному заседателю за его участие в заседании составляет ¼ от оклада судьи, но не менее 5 МРОТ. Кроме того, за арбитражным заседателем сохраняется средний заработок и гарантируется неприкосновенность наравне с судьями.

    Процессуальный порядок привлечения арбитражных заседателей: сроки

    Важно! Основанием для возможного вызова арбитражных заседателей является ходатайство стороны (ст. 1 закона № 70-ФЗ).

    • истец (соистец);
    • ответчик (соответчик);
    • третье лицо, заявляющее самостоятельные требования.

    Срок для подачи ходатайства регламентирован таким образом, чтобы минимизировать злоупотребления правом на привлечение арбитражных заседателей:

    1. По общему правилу ходатайство необходимо направить в суд до начала рассмотрения дела, на этапе подготовки. Оно конкретизировано ВАС РФ (постановление пленума от 10.11.2011 № 70): такая просьба будет неуместна уже в предварительном судебном заседании, после объявления судом об окончании подготовки дела (п. 3).
    2. Закон предоставляет возможность заявить ходатайство в судебном заседании:
      • участнику процесса, вступающему в дело после завершения его подготовки к разбирательству (соистцу, новому ответчику и т. д.);
      • стороне, ранее не получившей информацию о возбуждении дела;
      • после объединения дел до начала рассмотрения объединенного дела.

    Обоснование ходатайства и проблемы применения

    Условием для просьбы о привлечении арбитражных заседателей являются прогнозируемые трудности при рассмотрении дела и (или) потребность в специальных познаниях для разрешения сложных экономических, финансовых или управленческих вопросов.

    Мотивированность ходатайства сложностью — с 2010 года императивное требование. Но как совместить используемый в соответствии с новой нормой закона метод определения арбитражного заседателя с необходимостью его компетентности в рассматриваемом вопросе? Специфика опыта случайно выбранного лица может относиться совсем к иной сфере, что в итоге даст минимальный эффект.

    Обратите внимание! Определение суда по данному ходатайству не обжалуется. Но доводы против него можно включить в апелляционную жалобу на судебный акт, которым дело разрешено по существу.

    Законы № 228-ФЗ и 443-ФЗ: изменение норм АПК об арбитражных заседателях

    Изменения 2010 года (ФЗ от 27.07.2010 № 228-ФЗ) стали следствием накопления данных, свидетельствующих об использовании вызова арбитражных заседателей в интересах одной из заинтересованных сторон по делу, а не для его объективного разрешения.

    После реформирования института:

    1. Стороны лишены возможности влиять на определение арбитражных заседателей.
    2. Повышаются дисциплинарные требования. Например, арбитражные заседатели обязаны самостоятельно отслеживать календарь судебных заседаний под угрозой лишения статуса.
    3. Арбитражные заседатели не могут представлять в суде чужие интересы (ч. 1 ст. 60 АПК РФ). Явка заседателя в процесс в качестве представителя — основание для непризнания судом его полномочий (ч. 4 ст. 63 АПК РФ).

    В декабре 2016 (ФЗ № 443-ФЗ от 19.12.2016) требования к заседателям были еще больше ужесточены. Так арбитражный заседатель обязан:

    • избегать как во время исполнения своих обязанностей, так и в личной жизни всего, что может умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнение в его справедливости и объективности;
    • заявить самоотвод в случае конфликта интересов.

    Кроме того на арбитражные суды субъектов РФ возлагается обязанность организовать проверку достоверности сведений о кандидатурах заседателей.

    Замена, приостановление и прекращение полномочий арбитражных заседателей

    Если арбитражный заседатель не пришел на заседание, это не будет автоматически поводом для его замены. В этом случае устанавливается причина, а в последующем производится:

    • замена арбитражного заседателя (в случае невозможности его присутствия по уважительной причине, в связи с отводом или самоотводом, приостановлением или прекращением статуса);
    • или дальнейшее рассмотрение дела (в случае явки арбитражного заседателя);
    • или переход к единоличному рассмотрению дела (в случае невозможности явки арбитражного заседателя и по ходатайству стороны либо при невозможности сформировать судебный состав).

    Важно! Статус арбитражного заседателя может быть приостановлен по п. 1 ст. 5 закона № 70-ФЗ.

    Полномочия арбитражных заседателей прекращаются:

    • в связи с истечением 2-летнего срока полномочий;
    • досрочно по п. 2 ст. 5 закона № 70-ФЗ.

    ВАС РФ в вышеуказанном постановлении № 70 дал более широкое, нежели ранее, толкование подп. 5 п. 2 ст. 5 закона № 70-ФЗ: к нему теперь относится срыв судебного заседания (неявка без уважительной причины) арбитражным заседателем как умаление авторитета судебной власти. Документальное подтверждение уважительности пропуска заседания в этом случае обязательно в целях исключения других обстоятельств. Неисполнение гражданского долга в данном случае можно приравнять к прогулу с аналогичными последствиями.

    Таким образом, арбитражные заседатели — полноправные участники процедуры отправления правосудия, к которым предъявляются строгие требования в части компетенции и ответственного отношения к выполняемым обязанностям. Их участие призвано повысить эффективность разрешения экономических споров, а требования закона о случайном выборе кандидатур из списка направлены на обеспечение объективности арбитражных заседателей при рассмотрении дел.

    Читайте также:
    Причинение вреда в состоянии крайней необходимости и необходимой обороны

    Статья 19 АПК РФ. Привлечение к рассмотрению дел арбитражных заседателей

    1. Арбитражные заседатели могут быть привлечены к рассмотрению дел в арбитражных судах первой инстанции в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами по ходатайству стороны в связи с особой сложностью дела и (или) необходимостью использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления.

    2. Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно содержать обоснование особой сложности дела и (или) необходимости использования специальных знаний и может быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства, в том числе при каждом новом рассмотрении дела.

    Суд обязан разъяснить сторонам их право заявлять такое ходатайство в определении о принятии искового заявления к производству суда и при подготовке дела к судебному разбирательству.

    3. Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей разрешается арбитражным судом в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса.

    В случае, если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, кандидатуры арбитражных заседателей определяются из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке, с учетом их специализации, путем случайной выборки с использованием автоматизированной информационной системы или иным способом, применяемым в арбитражном суде для формирования состава суда.

    4. Наличие случая, предусмотренного частями 3 и 4 статьи 18 настоящего Кодекса, является основанием для замены арбитражного заседателя. В этом случае другая кандидатура арбитражного заседателя определяется в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи.

    Если после отвода одного или нескольких арбитражных заседателей невозможно сформировать состав суда для рассмотрения дела с участием арбитражных заседателей, указанное дело рассматривается судьей единолично.

    В случае неявки в судебное заседание одного или двух арбитражных заседателей дело может быть рассмотрено судьей единолично, если стороны или их представители присутствуют в данном судебном заседании и не возражают против рассмотрения дела судьей единолично.

    Если хотя бы одна из сторон возражает против рассмотрения дела судьей единолично, суд объявляет перерыв в судебном заседании или откладывает судебное разбирательство. Если проведение нового судебного заседания невозможно вследствие неявки в судебное заседание одного или двух арбитражных заседателей, суд по ходатайству одной из сторон вправе вынести определение о рассмотрении дела судьей единолично и открыть судебное заседание в первой инстанции.

    5. При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи.

    6. Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами.

    7. Арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании.

    Комментарии к ст. 19 АПК РФ

    1. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в РФ осуществляется только судом, а согласно ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. “О судебной системе Российской Федерации” судебная власть в Российской Федерации принадлежит судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа в лице присяжных, народных и арбитражных заседателей. Соответственно, предусмотренное ч. 5 ст. 32 Конституции РФ право граждан Российской Федерации участвовать в отправлении правосудия в судопроизводстве, осуществляемом арбитражными судами, реализуется привлечением к рассмотрению дел арбитражных заседателей.

    Их привлечение к рассмотрению дел возможно только в связи с особой сложностью заявленного частноправового спора, необходимостью специальных познаний экономического, финансового или управленческого характера.

    2. Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению в первой инстанции дел, относящихся к подсудности арбитражных судов субъектов РФ (см. комментарий к ст. 17 АПК). Порядок их привлечения к осуществлению правосудия определяется комментируемой статьей и Федеральным законом от 30 мая 2011 г. “Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации”.

    Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно быть обосновано посредством конкретизации признаков особой сложности гражданского дела, необходимостью в дополнительных специальных познаниях и подано в установленный срок, позволяющий обеспечить его своевременное рассмотрение.

    Списки арбитражных заседателей формируются арбитражными судами субъектов РФ на основе предложений торгово-промышленных палат, ассоциаций и объединений предпринимателей, иных общественных и профессиональных объединений из числа граждан, достигших 25 лет, с безупречной репутацией, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Численность арбитражных заседателей в арбитражном суде субъекта РФ определяется из расчета не менее двух заседателей на одного судью, рассматривающего дела в первой инстанции.

    Сформированные списки арбитражных заседателей представляются в Высший Арбитражный Суд РФ и утверждаются его Пленумом. После утверждения они публикуются в “Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации” и могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации.

    Арбитражный заседатель в случае привлечения его к рассмотрению дела исполняет обязанности судьи на непрофессиональной основе. На заседателя и членов его семьи в период осуществления правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности профессиональных судей и членов их семей.

    Читайте также:
    Биржа труда: что это такое, описание и особенности

    3. Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей может быть заявлено обеими сторонами или любой из них. Соответствующими правами стороны пользуются третьи лица, а также прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в суд с иском в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. ст. 51 – 53 АПК).

    Для того чтобы стороны могли своевременно заявить ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, они должны быть осведомлены о своем праве на соответствующее волеизъявление. Для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела право заявить такое ходатайство судья обязан разъяснить при подготовке дела к судебному разбирательству (п. 2 ч. 1 ст. 135 АПК).

    Равенство статуса судьи и арбитражных заседателей при отправлении правосудия обязывает использовать во время отбора последних те же приемы, что и при формировании состава суда.

    4. Если дело относится к числу тех, которые подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей (см. комментарий к ст. 17 АПК), судья не вправе оставить без удовлетворения своевременно заявленное ходатайство надлежащего субъекта процесса о рассмотрении дела с участием заседателей. Соответствующее определение обжалованию не подлежит, но сторона, не согласная с указанным определением, может при наличии оснований заявить отвод арбитражному заседателю.

    Согласно п. 3 ст. 1 названного Федерального закона от 30 мая 2001 г. состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей формируется в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе дела. Стороны являются лицами, явно заинтересованными в исходе дела, однако в соответствии со специальным правилом комментируемой статьи каждой из них предоставлено право выбрать кандидатуру арбитражного заседателя из списка заседателей для данного арбитражного суда.

    Необходимость подобного исключения из общего правила формирования состава арбитражного суда (см. также ч. 1 ст. 18 АПК) вызывает сомнения. Тем более что соблюдение установленного в комментируемой статье порядка явно усложняет процедуру привлечения арбитражных заседателей к рассмотрению дела.

    Поскольку рассмотрение дела осуществляется судом в составе судьи и только двух арбитражных заседателей, соблюдение правила о выборе каждой из сторон кандидатуры заседателя может вызвать трудности, если в процессе участвуют несколько истцов или ответчиков, а также пользующиеся правами стороны третьи лица, прокурор и иные органы, уполномоченные на предъявление иска в защиту чужих интересов. Все они вправе не позднее 10 дней до начала судебного разбирательства заявить о выборе конкретной кандидатуры заседателя, и нельзя исключить несовпадения их мнения. Такая ситуация потребует от суда в лице арбитражного судьи принятия мер по согласованию позиции всех названных субъектов процесса относительно кандидатур арбитражных заседателей.

    5. Для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела решение по вопросам коллегиального состава суда с участием арбитражных заседателей и об их кандидатурах должно быть принято судьей в стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Не исключается возможность разрешения этих вопросов с соблюдением установленных в комментируемой статье сроков и в стадии судебного разбирательства.

    Комментируемая статья не содержит подробной процедуры рассмотрения ходатайства и заявления по соответствующим вопросам, отсылая к ст. 159 АПК (см. комментарий к этой статье).

    6. Заявление стороны о выбранной кандидатуре не является обязательным для судьи арбитражного суда, который должен проверить заявленную кандидатуру на наличие обстоятельств, являющихся основанием для отвода арбитражного заседателя (ч. 3 ст. 21 АПК). О наличии обстоятельств, при которых выбранный стороной заседатель не может участвовать в рассмотрении дела, вправе заявить и лица, участвующие в деле.

    Отказ в удовлетворении заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя оформляется определением, которое обжалованию не подлежит.

    По буквальному смыслу комментируемой статьи, судья не вправе отказать в удовлетворении заявления о выбранной им кандидатуре арбитражного заседателя при установлении им обстоятельств, предусмотренных п. п. 5 – 7 ч. 1 ст. 21 АПК. Однако участие в рассмотрении дела арбитражного заседателя, заинтересованного в исходе дела или публично заявившего о своей позиции по делу, искажало бы саму суть правосудия, явно вступало бы в противоречие с другими положениями АПК, а также с Конституцией РФ и нормами международного права (см. п. 6 комментария к ст. 21 АПК).

    Следовательно, при наличии очевидных данных о любом из обстоятельств, указанных в ст. 21 АПК, судья должен отказать в удовлетворении соответствующего заявления и предложить стороне выбрать другую кандидатуру заседателя. Соответственно, эти обстоятельства должны выступать и в качестве основания для отвода арбитражного заседателя.

    7. Сторона, по ходатайству которой вынесено определение о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, вправе отказаться от ходатайства до начала судебного разбирательства. Соответствующее заявление разрешается арбитражным судом с учетом мнения других лиц, участвующих в деле (ч. 1 ст. 159 АПК).

    Читайте также:
    Агентирование судов: что это такое, описание и особенности

    При наличии возражения другой стороны, желающей рассмотрения дела с участием арбитражных заседателей, суд должен отказать в удовлетворении заявления.

    Суд приступает к рассмотрению дела в единоличном составе только при невозможности сформировать коллегиальный состав суда вследствие отвода арбитражных заседателей, неявки заседателя и при отсутствии возражений сторон. Неявка заседателя в новое (отложенное) заседание суда при наличии ходатайства хотя бы одной из сторон о рассмотрении дела судьей единолично.

    8. При рассмотрении дела коллегиальным судом с участием двух арбитражных заседателей председательствующим в судебном заседании является профессиональный судья. Однако в процессе заседатели пользуются всеми правами судьи и несут его обязанности, за исключением обязанностей председательствующего, участвуют в принятии решения по любому вопросу по большинству голосов.

    Понятие и виды арбитражных расходов

    См. также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. N 1 “О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела”

    См. также Постановление Правительства РФ от 01.12.2012 N 1240 “О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации”

    Понятие арбитражных расходов

    Судебные арбитражные расходы — это затраты, связанные с рассмотрением и разрешением дел в порядке арбитражного судопроизводства, возлагаемые на стороны, третьи лица с самостоятельными требованиями в целях их возмещения государству, побуждения заинтересованных лиц к урегулированию споров в соответствии с законом без вмешательства суда.

    В арбитражном процессе институт судебных расходов имеет функциональную направленность, аналогичную данному институту в гражданском судопроизводстве.

    Несмотря на различия в субъектном составе участников арбитражного и гражданского процессов, характере рассматриваемых споров, существование данного института обусловлено одними и теми же причинами:

      1. при организации деятельности судов по рассмотрению и разрешению споров и собственно осуществлении данной деятельности государство несет значительные расходы (затраты на содержание судебной системы; материально-техническое обеспечение судов; материальные компенсации лицам, оказывающим содействие в осуществлении правосудия — свидетелям, экспертам, переводчикам; затраты на процессуальные действия, например при осмотре доказательств на месте);
      2. уплата расходов возлагается на недобросовестную сторону (либо истца, обращающегося в суд с необоснованными требованиями, либо ответчика, добровольно не исполнившего свою обязанность перед другой стороной).

    Полностью возложить на государство (точнее, на налогоплательщиков) расходы, связанные с функционированием судебной системы, неоправданно.

    Законом обязанность частично возместить расходы на судопроизводство возлагается на лиц, в интересах которых рассматриваются и разрешаются споры в судах. Следует подчеркнуть, что к числу данных лиц относятся субъекты материально-правовых отношений, по поводу которых возник спор, рассматриваемый судом. Это стороны, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования.

    От обязанности возмещения расходов освобождаются прокуратура, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов.

    Уплата расходов возлагается на недобросовестную сторону, тем самым существование института судебных расходов призвано выполнить в известной мере превентивную функцию, связанную с предотвращением случаев необоснованного обращения в суд, побуждением обязанное лицо добровольно и своевременно исполнить принятые на себя обязательства, урегулировать заинтересованным лицам свой спор в соответствии с действующим законодательством без привлечения к его разрешению суда.

    Виды арбитражных расходов

    Существуют два вида судебных расходов (ст. 101 АПК РФ):

      1. государственная пошлина;
      2. судебные издержки, связанные с рассмотрением дела арбитражным судом.

    Государственная пошлина — это установленный законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий, совершаемых арбитражными судами по рассмотрению, разрешению, пересмотру арбитражных дел и выдачу документов.

    Основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Размер государственной пошлины зависит от характера спора и цены иска.

    Судебные издержки (ст. 106 АПК РФ – к судебным издержкам относятся):

      • денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам;
      • расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте;
      • расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей);
      • расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и
      • другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

    Размер судебных издержек прямо не зависит от характера спора и цены иска и различен по каждому конкретному делу в зависимости от фактически произведенных затрат.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: